Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Публикации :: Справочные материалы по Средней Азии :: Туркменистан. Часть 1.

ЭКОНОМИКА ТУРКМЕНИСТАНА

      Общая характеристика

Туркменистан - самое южное государство СНГ. Республика Туркменистан граничит с Ираном, Афганистаном, Узбекистаном, Казахстаном. Ее площадь - 488,1 тысячи квадратных километров.

Омывается Каспийским морем. Большая часть территории занята пустыней Каракумы. На юге и юго-западе расположены горы Копетдага. Главная река - Амударья. Климат резко континентальный, засушливый. Средняя температура января - минус 4 С, июля - 28 С.

По своей структуре экономика республики напоминает типичную страну третьего мира: ее основа - экспорт энергоносителей, а также в меньшей степени хлопка.

       Состав населения и экономика

Население республики Туркменистан составляет 3523 тыс. чоловек (согласно переписи 1989 года) и является самым малочисленным среди республик Средней Азии.

Основную часть населения составляют туркмены - 2537 тыс. человек или 72,0% (по переписи 1940 г. их было 60,9 %). При этом примерно столько же туркмен проживает вне пределов СНГ: в Иране, Афганистане, Турции и ряде других стран.

Крупнейшими немусульманскими народами являются: русские - 334 тыс. человек (или 9,5%) и украинцы - 36 тыс человек (или 1,0%). Здесь проживает также 332 тыс. армян (или 0,9%). В Туркменистане самая малочисленная немусульманская община в регионе.

Крупнейшими народами мусульманской ккультуры являются в республике узбеки - 317 тыс. человек (или 9,0%), казахи - 88 тыс. (или 2,5%), татары - 39 тыс (или 1,1%), азербайджанцы - 33 тыс. (0,9%) и белуджи 28 тыс. (0,8%).

Согласно демографическим расчетам, рождаемость составляет каждый год 27,3 в расчете на каждые 1000 человек населения. Темпы роста населения являются самыми высокими в регионе после Таджикистана. Ожидается, что население Туркменистана удвоится через 23-25 лет.

Таким образом, Туркменистан относится к трудоизбыточным территориям. Однако вовлечь избыточные трудовые ресурсы в экономику сложно: в соответствии со своими традициями туркмены крайне неохотно идут в промышленность.

Не ведется даже подсчет безработных. Как заявили нам в министерстве труда и занятости республики, согласно принятому в Туркменистане 12 ноября 1991 года закону о занятости, безработными считаются лишь те трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют работы и зарегистрированы в государственной службе занятости. Но такая служба еще не создана. И, следовательно, в республике нет ни безработных, ни официального учета их численности.

Туркмены заняты на различных должностях в государственном аппарате, в сельском хозяйстве, сфере бытового обслуживания, торговле.

В последние годы наблюдается быстрый рост численности рочем

Известный чеченский общественный деятель и бизнесмен Яраги Мамадаев в течение нескольких лет был директором Красноводского нефтеперерабатывающего завода.

Отрицательное воздействие на экономику республики оказывает продолжающаяся эмиграция из Туркменистана русскоязычных специалистов (хотя официальный подсчет числа покидающих республику русскоязычных лиц сознательно не ведется в этом году Государственным комитетом по статистике Туркменистана).

          Промышленность

Промышленность развита в республике слабо, технологически она все сильнее отстает от развитых стран. Основа ее - нефте и газодобывающая промышленность, о которой будет сказано особо. Кроме этих отраслей стоит упомянуть некоторые предприятия легкой, пишевой промышленности и по производству стройматериалов.

Лишь три процента производимого Туркменистаном хлопкового волокна перерабатывается в трикотаж в самой республике. Близка к этому и ситуация с производимой в республике шерстью  ("Контакт", 1993, N2).

 Основа энергетики Туркменистана - 5 тепловых станций, которыми производится около 15 миллиардов кВт.ч электроэнергии. Суммарная мощность электростанций превышает потребности государства, поэтому свыше 40 процентов производимой электроэнергии передается в Объединенную энергетическую систему стран СНГ.

Крупных машиностроительных предприятий в республике нет. Имеющиеся предприятия выпускают нефтеаппаратуру, оборудование для легкой и пищевой промышленности, центробежные насосы, светотехническое оборудование и так далее. В Туркменистане действуют предприятия строительного комплекса, производящие цемент, сборный железобетон и другие строительные материалы (крупнейшие из них - Безмеинский цементный завод и Ашгабатский стекольный завод).

Легкая промышленность представлена предприятиями по переработке хлопка, шерсти, по производству хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей, ковров (которые отчасти идут на экспорт), натурального меха - каракуля.

Химическая промышленность представлена такими предприятиями, как Производственное объединение "КараБогазсульфат", которое производит глауберову, морскую соль, бишофит, Чарджоусским заводом азотных удобрений, производящим 190 тысяч тонн минеральных удобрений в год, и другими. Челекенский и Небитдагский химзаводы выпускают йодобромную продукцию.

            Финансовые вопросы

Национальный доход, произведенный на территории республики, в процентах к 1991 году за 1992 год составил по предварительным подсчетам 100,6 процента. Дефицит бюджета ранее планировался в размере 51,87 миллиона рублей.

В то же время значительную часть прибыли от экспорта лидеры Туркменистана тратят сейчас не на развитие производства, а на поддержание определенного уровня жизни населения. Только в качестве премий в честь дня независимости Туркменистана в 1992 году населению было роздано 900 миллионов рублей.

За 1992 год руководство республики израсходовало на дотирование продовольствия свыше 20 миллиардов рублей ("Независимая газета", 19 сентября 1992 года).

Всего же, по сообщению Туркменского телеграфного агентства, в 1992 году на социальное обеспечение и выплату пособий было потрачено 48 миллиардов рублей.

В Туркменистане до ноября 1993 года были низкие в СНГ цены на продовольствие, особенно на хлеб (буханка стоила осенью 1993 года 5 рублей, в то время как в России - в 40 раз больше). Однако большинство видов продовольственных товаров распределяется строго нормированно, по карточкам (которые не всегда просто отоварить).

Карточки и таллоны, существующие в республике на продовольствие, пока отовариваются, хотя и не без сложностей.

Характерно, что жители столицы республики Ашгабата неделями не получают обычно горячую воду (в новых районах столицы ее нет уже несколько лет; нередко отключают и холодную).

C 1992 года население республики не платит за газ, воду и электроэнергию. На дотирование коммунальных услуг за 10 месяцев 1993 года было израсходовано из государственного бюджета свыше 400 миллионов рублей ("Мегаполис-экспресс", 17 ноября 1993 года).

Власти Туркменистана не стремятся изменить сложившуюся ситуацию путем каких-либо реформ. Их вполне устраивает, что в обществе формируются паразитические социальные слои.

Структура управления экономикой республики

Согласно Конституции республики, Кабинет министров является исполнительным и распорядительным органом. Возглавляет его президент Туркменистана, который формирует Кабинет в течение месяца после вступления его в должность. Заседания Кабинета министров проводятся президентом или по его поручению одним из заместителей председателя Кабинета министров.

В настоящее время президент Туркменистана, глава Кабинета Министров - Сапармурат Ниязов.

Ниязов родился в 1940 году в Ашхабаде, воспитывался в детском доме.

Трудовую деятельность он начал в 1959 году инструктором Туркменского территориального комитета профсоюзов рабочих и служащих геологоразведочных работ. Член КПСС с 1962 года. Затем поступил в Политехнический институт в Ленинграде, который закончил в 1967 году по специальности инженер-энергетик. Затем работал на Безмеинской ГРЭС в качестве мастера, затем старшего мастера.

С 1970 года - аппаратный работник компартии. Инструктор, заместитель заведующего, а с 1979 года - заведующий отделом ЦК компартии Туркмении. В 1976 году заочно заканчивает Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В 1980 году Ниязов стал первым секретарем Ашхабадского горкома компартии. В 1984 году он переходит в отдел организационно-партийной работы ЦК КПСС в Москву.

В 1985 году он становится председателем Совета Министров Туркменистана, а в декабре того же года избирается первым секретарем ЦК компартии Туркмении. С 1986 года член ЦК КПСС. В республике он в тот период проявлял полную лояльность по отношению к Горбачеву и его политике. 18 января 1990 года на сессии Верховного Совета Туркменистана избирается председателем ВС. 27 октября 1990 года в результате выборов стал президентом республики (набрав 98,5 процента голосов). В июня 1992 года на внеочередных выборах вновь избран президентом Туркменистана, набрав 99,5 процента голосов (и в том, и в другом случае выборы были безальтернативными).

Хобби - коллекционирование западных автомобилей (которые он лично любит водить).

С женой Музой Алексеевной разведен. Сын Ниязова, по образованию юрист, работает в филиале совместного туркмено-ливанского предприятия "Ниса" в Москве.

Тел. аппарата президента в Ашгабате: 25-45-34,

помощник Храмов Виктор Михайлович 25-43-88

За решение экономических вопросов в Туркменистане отвечают заместитель председателя Кабинета Министров.

За решение финансовых вопросов отвечает вице-премьер Валерий Отчерцов, до последнего времени занимающий один из наиболее важных постов системе управления экономикой Туркменистана. Он родился в 1945 году в городе Киренске Иркутской области. Окончил Ижевский механический институт.

Трудовую деятельность начал в 1963 году рабочим на Ижевском мотозаводе, затем трудился там же техником, инженером, инженером-конструктором. С 1969 года на комсомольской и партийной работе. Секретарь комсомольской организации мотозавода, первый секретарь Ижевского городского комитета Комсомола, инструктор ЦК ВЛКСМ, второй секретарь ЦК Комсомола Туркменистана.

В 1978-1979 годах работал заместителем заведующего отделом науки и учебных заведений ЦК Компартии Туркменистана. В 1979-1986 годах работает вторым секретарем Ашхабадского горкома коммунистической партии. Там, по всей видимости, и установил связи с Сапармурадом Ниязовым, под началом которого работал.

С 1986 года - заведующий отделом организационно-партийной и кадровой работы ЦК Компартии республики.

Народный депутат Туркменистана, в 1990-1991 годах - заместитель председателя Верховного Совета Туркменистана. В ноябре 1991 года назначен членом Президентского совета республики. Работал заместителем главы правительства - председателем Комитета по координации торговли, потребительского рынка и продовольствия при Президентском совете.

В июне 1992 года назначен заместителем председателя Кабинета Министров Туркменистана. Считается идеологом культа личности президента Туркменистана. 

В течение последнего года занимался внешнеэкономическими контактами республики, в частности ведал контактами с Европейским банком реконструкции и развития. Вполне вероятно, что в ближайшие месяцы он будет официально направлен представителем Туркменистана в ЕБРР или на иной пост за границу. Это назначение было отсрочено благодаря обмену денег в России: Ниязов счел, что опыт Отчерцова может быть полезен в ходе переговоров с РФ.

Тел. в Ашгабате: 25-58-64

Батыр Сарджаев - заместитель председателя Кабинета Министров, курирующий вопросы транспорта и связи. Он родился в 1945 году в Ташаузе. После окончания средней школы начал в 1963 году трудовую деятельность слесарем-фрезеровщиком на авторемонтном заводе в Ташаузе. С 1964 по 1967 годы служил в армии.

С 1968 по 1973 годы является студентом Туркменского сельскохозяйственного института. С 1973 по 1980 годы Сарджаев является мастером производственно-технического училища в Ашгабате, затем инженером на автотранспортных предприятиях столицы Туркменистана.

В 1980 году назначен заместителем заведующего отделом транспорта и связи Управления делами Совета Министров Туркменской СССР. В марте 1986 года был избран заместителем председателя Ашгабатского горисполкома, в ноябре того же года - первым секретарем Ленинского райкома компартии в Ашгабате.

В 1988 году утвержден заведующим социально-экономическим отделом ЦК Компартии Туркменистана. В апреле 1990 года избирается первым секретарем Ашгабатского горкома партии. С января 1991 года по май 1992 Сарджаев является председателем Ашгабатского горсовета. С мая хаким (мэр) города Ашгабата. С июня 1993 года - заместитель председателя Кабинета Министров.   

Тел. в Ашгабате:

Вопросы кредитов и производства товаров народного потребления курирует заместитель председателя Кабинета Министров Реджеп Сапаров. Он родился в 1947 году в Ташаузской области. Закончил Джамбульский институт легкой и пищевой промышленности, кандидат экономических наук.

Трудовую деятельность начал помощником машиниста на Безмеинском цементном заводе. Работал бетонщиком. Затем после окончания в 1971 году института он работает на различных должностях в системе легкой промышленности республики. В 1980-1983 Сапаров является начальником отдела кадров министерства легкой промышленности Туркмении. Затем переходит на работу в Госплан. В 1987-1989 годах работает заместителем председателя Госплана Туркмении. Затем до 1990 года - министр местной промышленности республики. В конце 1990 года стал генеральным директором государственного объединения "Туркменковер". С 1992 года заместитель председателя Кабинета Министров.

тел. в Ашгабате: 25-59-15

Из ключевых министерств выделяется Министерство нефти и газа, на долю которого приходится основная часть валютных поступлений республики.

Его возглавляет Назар Суюнов - с весны 1993 года и по настоящее время министр нефти и газа. Родился в 1936 году в городе Небит-Даг Туркменской ССР, окончил Азербайджанский институт нефти и химии, трудовую деятельность начал помощником бурильщика конторы разведывательного бурения объединения "Туркменнефть", затем работал бурильщиком, буровым мастером, старшим инженером, начальником участка, начальником технического отдела. С 1965 по 1967 год Суюнов является главным инженером - первым заместителем председателя Государственного геологического комитета Туркменской ССР.

С 1967 года - начальник Управления геологии при Совете Министров республики. С 1978 года - заместитель председателя Совета Министров Туркмении.

В 1985 году возглавил Управление геологии Туркмении, в 1987 году назначен генеральным директором Производственного объединения "Туркменгеология".

С осени 1991 года - заместитель главы правительства Туркменистана - председатель Комитета по топливно-энергетическому комплексу и промышленности при Президентском совете, член Президентского совета Туркменистана, член Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР.

С июня 1992 года Суюнов является заместителем председателя Кабинета Министров республики.

Депутат Меджлиса Туркменистана.

Весной 1993 года на одном из совещаний президент Ниязов высказал мысль о том, что добыча нефти должна в ближайшее время составить 6 миллионов тонн. Председатель правления концерна "Туркменгаз" Оразмамедов, которого Ниязов собирался назначить министром нефти и газа, выразил сомнение в осуществимости этой задачи. Тогда выступил Суюнов и заявил, что Оразмамедов знает положение дел только в газовом комплексе, а не в отрасли в целом, которая вполне способна справиться с поставленной президентом задачей. Тогда Сапармурат Ниязов решил, что Суюнов и должен стать министром - как "компетентный человек".

Таким образом, в 1993 году Суюнов формально перестал быть заместителем председателя Кабинета Министров, ответственного за топливно-энергетический комплекс, но фактически удержал нефтегазовый комплекс в своих руках. Практически Министерство нефти и газа контролирует предприятия, производящие две трети валового национального продукта. На руководстве нового министерства лежит теперь обязанность определять победителей в международных тендерах на право разработки туркменской нефти, а также определять условия заключаемых с иностранными фирмами в этой области контрактов.

В последнее время Суюнов значительные средства вкладывал в гостиничный бизнес (совместно с итальянскими, турецкими бизнесменами) - в строительстве гостинниц участвовал концерн "Туркменгаз". От ассоциации гостиниц предполагается валютный доход.

Закрытым Указом президента Ниязова ему, насколько нам известно, разрешено самостоятельное подписание контрактов с зарубежными партнерами, если стоимость сделок не превышает полумиллиона долларов.

Тел. в Ашгабате: 25-33-86

факс в Ашгабате: 29-38-30

Мередов Пайзгельды - министр сельского хозяйства, продовольствия и перерабатывающей промышленности. Родился в 1943 году в селе Красное Знамя Иолотанского района Марыйской области, закончил Туркменский политехнический институт в 1964 году. Трудовую деятельность начал разнорабочим-строителем. С 1965 по 1972 год был главным инженером, затем начальником треста "Марыстрой". Затем был председателем Марыйского межоблколхозстроя. В 1985 году выдвигается председателем Марыйского горисполкома. С 1986 по 1990 год - директор Байрам-Алийского масложиркомбината. В 1991 году назначается заместителем председателя Госагропрома республики. С августа 1991 года и до назначения министром в июне 1992 года работал  генеральным директором республиканского производственного объединения "Туркменагропромпереработка".

Министерство сельского хозяйства курирует в настоящее время производство и экспорт хлопка, ставшего своего рода твердой валютой в бартерных обменах республики с другими регионами. Хлопок также экспортируется за валюту за рубеж. Это придает министерству большое значение. При нем действуют несколько совместных предприятий, специализирующихся на вывозе хлопка.

тел. в Ашгабате: 25-66-91

Абалаков Мухамед - министр экономики и финансов, назначен на этот пост в середине 1993 года. Министерство было образовано в 1992 году, но в течение года министр так и не был назначен Ниязовым. Все это время работой министерства фактически руководил Абалаков в должности первого заместителя министра. Ранее он был вторым секретарем Ашхабадского горкома Коммунистической партии Туркмении, затем первым заместителем председателя Госплана республики.

тел. в Ашгабате: 25-16-53

Агаханов Хакназар - министр торговли Туркменистана, 1952 года рождения, окончил Самаркандский кооперативный институт, работал в Госторгинспекции Министерства торговли республики, заместителем председателя правления "Туркменпотребсоюза".

тел. в Ашгабате: 25-10-47

Бабакулыев Джоракулы - родился в 1946 году, окончил Туркменский сельскохозяйственный институт, был председателем Государственного агропромышленного комитета.

тел. в Ашгабате: 25-11-34

Председатель Государственного банка республики Худайберды Оразов - бывший глава Внешнеэкономического банка Туркменистана. Он был организатором коммерческого банка "Туркменистан", причем брал крупные кредиты у Центрального банка и выдавал их под крупные проценты, наживая на этом значительные дивиденты. Затем перешел на работу во Внешэкономбанк и с 1993 года возглавил Госбанк республики.

Тел. в Ашгабате: 25-61-31, 25-43-13

Министерство промышленности и строительных материалов республики большого влияния в Туркменистане не имеет, поскольку основные отрасли промышленности (нефте- и газодобыча, химия) подчиняются министерству нефти и газа.

Тел. в Ашгабате: 25-15-60

В Туркменистане не существует Министерства внешнеэкономических связей. Его роль отчасти выполняет Комиссия по внешнеэкономическим связям в составе аппарата президента. Самостоятельной роли она практически не играет.

Нурназар Селимов - Советник президента Туркменистана - до последнего времени был председателем комиссии по внешнеэкономическим связям. Однако в октябре 1993 года он скончался и новый председатель пока не назначен.

Тел. в Ашгабате: 29-75-11

Нурмухаммед Ханамов - глава Государственного комитета по материально-техническому снабжению, влиятельная фигура в сегодняшней экономической жизни республики. Сын Чары Ханамова, Героя социалистического труда, председателя известного передового колхоза. Он пользуется доверием президента Туркменистана.

Нурмухаммед Ханамов известен, в частности, тем, что ему еще в 1991 году удалось получить разрешение на создание при Госснабе республики коммерческой организации "Туркменвнешторгобмен", которая перепродавала за рубеж различные товары (нефть, бензин, хлопок и т.д.), а затем на полученные валютные средства закупала товары народного потребления, которые перепродавала своим партнерам в торговле. Эта организация, возглавляемая Мамедом Караевым, успешно действует до сих пор.

Телефон в Ашгабате: 25-43-21

Нурклычев - посол Туркменистана в РФ, бывший председатель республиканского бывший председатель Туркменпотребсоюза (практически весь импорт товаров широкого потребления в республику шел через его организацию).

 

      Внешнеэкономические связи республики

В развитии внешнеэкономических связей с республиками СНГ Туркменистан не проявляет инициативы.

Политика Туркменистана в отношении других стран-членов Содружества независимых государств основана на том, чтобы развивать с ними контакты в первую очередь на двусторонней основе. К контактам в рамках СНГ туркменские дипломаты относятся весьма критически. На ряд встреч глав стран СНГ Сапармурат Ниязов даже ездить не считает нужным.

Эта политика не встречает противодействия со строны России, с которой у Туркменистана заключены двусторонние экономические соглашения. Это тем более важно, что во внешнеэкономических связях Туркменистана ведущее место по-прежнему занимает партнерство с Россией.

Из стран СНГ Туркменистан имеет отрицательное сальдо лишь в торговых отношениях с Россией, которая, сама будучи экспортером природного газа, не покупает газ у Туркменистана.

В середине 1993 года вице-премьер Валерий Отчерцов, выступая на Всетуркменском совещании, в частности сказал следующее (текст приводится по стенограмме, не публиковавшейся в прессе). "Если оценивать в долларах США, то в первом полугодии неплатежи Украины Туркменистану составили 260 миллионов, Армении - 6 миллионов, Грузии - 80 миллионов, Азербайджана - 34 миллиона. Задолженность Казахстана - 40,5 миллиарда рублей, Узбекистана - 8 миллиардов рублей".

Постановлением правительства Туркменистана все расчеты по поставкам газа странам СНГ должны в следующем году производиться в свободно конвертируемой валюте и "по мировым ценам". Никаких клиринговых расчетов осуществляться более не должно. Однако не вполне ясно, как это решение будет выполняться на практике.

Существующий договор о дружбе с Узбекистаном не вполне устраивает Туркменское руководство и в ближайшее время следует ожидать заключения нового, более полного варианта соглашения между этими государствами.

Туркменистан намерен также подписать полномасштабные соглашения в области политического и экономического сотрудничества с Арменией и Азербайджаном. Договоренность об этом достигнута 14 октября в ходе телефонной беседы президента Ниязова с президентами Тер-Петросяном и Эльчибеем. В ближайшее время в Ашгабат прибудут правительственные делегации двух стран для подписания документов, придающих взаимовыгодным двусторонним контактам качественно новый уровень. Однако, президент Туркменистана Ниязов, в отличие от своего казахского коллеги, вряд ли захочет быть посредником между воюющими сторонами или согласится на выполнение любых других миротворческих функций.

Глава Армении Левон Тер-Петросян привез с собой самолет, наполненный ювелирными изделиями, произведенными в республике. Они были предложены в качестве оплаты за поставленный в республику газ и приняты туркменским руководством.

В своих неоднократных выступлениях по этому поводу Ниязов подчеркивал, что считает любые конфликты в рамках СНГ внутренним делом самих государств и готов принять участие в их обсуждении и разрешении лишь при наличии внешней угрозы для стран Содружества.

Гораздо более сложные экономические отношения складываются между Туркменистаном и Украиной. В 1992 году между ними имел место конфликт по поводу цены на туркменский газ, поставляемый на Украину. 

17 августа 1993 года в Ашгабат прибыл глава грузинского государства Эдуард Шеварднадзе для заключения ряда двусторонних договоров и для переговоров о поставке в Грузию туркменского газа. Грузинский лидер привез с собой в Ашгабат 4 миллиона долларов и передал их туркменской стороне. Эти деньги далеко не покрывают суммы задолженности Грузии Туркменистану. Однако поставки после визита Шеварднадзе были продолжены.

В феврале 1993 года в Лондоне состоялись переговоры между делегацией Туркменистана и представителями Европейского банка реконструкции и развития. На переговорах была достигнута договоренность о том, что эксперты ЕБРР изучат ряд предложенных туркменской стороной проектов для определения тех из них, которые целесообразно финансировать Европейским банком. Валерий Отчерцов, заместитель председателя Кабинета министров Туркменистана, заявил, что в этом случае правительство Туркменистана готово дать Европейскому банку правительственную гарантию сохранения займа.

Из пяти важнейших для Туркменистана проектов (железная дорога до Мешхеда, железная дорога Иран-Казанджик-Казахстан, реконструкция порта Красноводск, навигация воздушных связей, реконструкция взлетно-посадочной полосы Ашгабатского аэропорта) банк выразил заинтересованность в последних трех проектах, но будет следить и за развитием железнодорожных проектов.

Велись также переговоры о возможном участии ЕБРР в строительстве газопровода, идущего из Туркменистана. Руководство Туркменистана рассчитывает, что из фондов технического сотрудничества Европейского банка будут финансироваться ряд необходимых Туркменистану производств, в частности полиэтиленовый завод, йодо-бромный завод, завод по отгонке легких фракций из природного газа, завод по получению аммиака и мочевины.

Правительство Туркменистана официально обратилось к Европейскому банку с просьбой подготовить программу стратегии развития газовой промышленности для республики. Со стороны Европейского банка проекты, связанные с Туркменистаном, курирует вице-президент ЕБРР Марио Сарсинелли.

На каждое реально действующее совместное предприятие в Туркменистане сегодня приходится 3,1 лишь зарегистрированное, но не функционирующее.

Основными экспортными товарами Туркменистана являются продукты переработки нефти, экспорт которых за январь-сентябрь 1992 года составил 178 тысяч тонн, а также хлопковолокно - 62 тысячи тонн, ковры и прочие напольные покрытия 14,2 тысячи квадратных метров.

За тот же период Туркменистан импортировал в основном потребительские товары, в том числе на 6,7 тысяч тонн муки пшеничной, 7,2 тысячи тонн сахара, ткани, одежда и прочее.

В октябре 1993 года Ашгабат посетила официальная делегация Международного валютного фонда, которая отказала руководству Туркменистана в предоставлении республике льготных кредитов.

Совместное туркмено-ливанское предприятие "Ниса" построила по контракту с государственной корпорацией "Туркменгаз" пятизвездочного отеля в Ашгабате (его сдача состоялась накануне праздника дня независимости осенью 1993 года). Вообще, строительство отелей является одной из наиболее доходных сфер бизнеса в республике в настоящее время. В Ашгабате подряд на строительство гостинничных комплексов взяли не только ливанцы, но и фирмы из Турции, Словакии, Италии.

Саудовские бизнесмены никаких денег в экономику республики пока не вложили. Они в основном приезжают в Туркменистан ради участия в соколиной охоте.

Довольно успешно действуют в Туркменистане турецкие фирмы: они настолько хорошо сумели наладить контакт с туркменским руководством, что глава холдинговой турецкой компании "Экинчилер" Намык Экинчи даже стал советником президента Ниязова по экономическим вопросам (его офис в Ашгабате находится в здании Меджлиса Туркменистана).

Турецкая фирма "Пента" занимается посреднической деятельностью в области торговли туркменскими нефтепродуктами за рубежом. Характерно, что когда в 1993 году российское Акционерное общество "Прометей" пыталось заключить контракт с Красноводским нефтеперерабатывающим заводом на экспорт из Туркменистана мазута (которым затоварены заводские склады), ему после длительной волокиты было под формальным предлогом отказано, несмотря на то, что "Прометей" предлагали более выгодные цены, нежели "Пента". Предпочтение было отдано старому турецкому партнеру.

Компания "Пента-сумма" заключила контракт с "Туркменгеологией" контракт на строительство отеля.

Турецкие фирмы "Учген" и "Менсель" занимаются в Туркменистане строительством.

В печати появлялись сообщения о том, что текстильная промышленность Турции, переживающая в настоящее время спад, может улучшить свое положение за счет сотрудничества с Туркменистаном, учитывая помощью дешевизну туркменского хлопка, рабочей силы и электроэнергии. Существует договоренность о том, что турецкой стороной будут построены в Туркменистане 15 текстильных фабрик. В течение трех лет они будут работать в режиме льготного налогообложения ("Финансовые известия", 1993, N 27). Впрочем, речь идет о небольших по масштабам производствах.

Турецкая компания "Коч" (организовавшая в Турции сборку по западным лицензиям грузовых и легковых машин), продала туркменскому государству большую партию автомашин "лендровер" (подарив часть бесплатно чиновникам в виде премии). Кроме того в туркменском городе Теджене "Коч" намеревается ставить предприятие по выпуску тракторов (плановая мощность - до сотни машин в год).

Значительно сложнее развиваются взаимоотношения туркменских предприятий с западными партнерами. Например, итальянская фирма TPL пыталась заключить контракт на строительство в городе Сейди завод по производству полиэтилена. Им было заказано технико-экономическое обоснование, но проект так и не реализован по настоящее время из-за отсутствия финансирования (фирме так и не удалось за два года найти инвесторов).

Из более или менее успешно реализуемых туркменско-западных проектов следует отметить строительство нового аэропорта Ашгабата. Его строят компании Laing (Великобритания), Lockeed (США), Alarko (Турция). Проект требует очень крупных вложений (материалы для строительства в основном закупаются за рубежом), и окупится, видимо, не скоро. Аэропорт должен быть сдан в эксплуатацию осенью 1994 года.

Весной 1993 года Туркменитан получил статус наибольшего благоприятствования в торговле с США.

Почти 70 процентов совместных предприятий, зарегистрированных в Туркменистане, существуют лишь на бумаге, а из реально действующих в производстве участвует лишь треть, а две трети работают в сфере торгового посредничества. Валюта на строительство аэропорта была собрана с предприятий, подчиняющихся Назару Суюнову. В 1992-1993 годах в республике было декларировано создание нескольких свободных экономических зон, но до практических шагов по их организации дело пока не дошло.

В 1992 году группа западноевропейских, израильских и американских компаний приняла участие в крупной выставке-ярмарке в Ашгабате, организованной французской консалтинговой фирмой "Альпакс", но результаты были практически нулевыми: кроме продажи выставочных образцов, западным компаниям не удалось тогда заключить ни одного солидного контракта.

В то же время на иранских выставках-ярмарках ситуация совершенно иная. На третьей по счету выставке иранской промышленной и сельскохозяйственной продукции в Ашгабате в 1993 году иранцы учли опыт своих конкурентов.

Руководство поддерживаемого правительством Исламской республики Иран комплекса "Бониад", объединяющего более 150 иранских предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей, приняло во внимание то обстоятельство, что руководители туркменских предприятий и организаций не имеют право тратить имеющуюся у них на счетах валюту без разрешения высокопоставленных чиновников. Поэтому иранцы, пригласив на выставку высших чиновников и проведя серию консультаций в правительстве Туркменистана, заранее выяснили, кому и сколько из туркменских партнеров разрешено потратить при заключении сделок.

В результате на выставке было подписано несколько соглашений на поставку одежды, галантереи, медикаментов, бытовой техники и так далее, в том числе шесть контрактов на поставку в Туркменистан иранских сейфов. Как заявил глава иранской делегации Садег Элахи, иранская сторона довольна результатами: сделки были выгодными, несмотря на то, что туркменских покупателей гораздо более интересует цена изделия, нежели его качество ("Сегодня", 14 сентября 1993 года).

Иранцы развивают пограничную торговлю с близлежащими областями Туркменистана. Она облегчается тем, что на границе между двумя государствами введены в действие несколько контрольно-пропускных пунктов с упрощенным режимом перехода. В результате скандала на одном из таких пунктов был в 1993 году снят с должности и переведен в пограничные войска бывший председатель Таможенного комитета республики Мамедклыч Кабаев (его родственники, работавшие на КПП, брали взятки у коммерсантов).

В октябре 1993 года в Ашгабат прибыл президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Он подписал в туркменской столице 14 документов, подавляющее большинство из которых носили декларативный характер.

Хотя было наконец подписано соглашение о снабжении северных районов Ирана туркменистанской электроэнергией (от Красноводской теплоэлектростанции), но масштабы его вовсе не те, на которые рассчитывал Туркменистан. Иран предпочел проект строительства при участии России атомной электростанции в районе Бендер-Туркмен (кстати, в местах компактного проживания туркмен).

Большие надежды на поступление инвестиций из-за рубежа руководство республики связывало с туркменской диаспорой. Однако эти надежды пока мало оправдываются.

Любопытно, что на государственном флаге Туркменистана, где отражена символика основных туркменских племен, нет узоров племени эр-сары, представители которого живут сегодня в Германии и Швеции и занимаются бизнесом. В 1992 году на конференции туркмен мира это вызвало скандал, когда предприниматели-туркмены из Германии всерьез обиделись на отсутствие их символики на государственном флаге. И ответственным лицам республики пришлось уговаривать их не отказываться от мысли вложить часть своих средств в туркменскую экономику.

Из успешных примеров сотрудничества представителей туркменской диаспорой с коммерсантами из самой Туркмении можно привести деятельность Акмурат-бая. Этот этнический туркмен, проживающий в Гамбурге (Германия), в последние годы занимался экспортом туркменских ковров на Запад. Но для этого ему предварительно пришлось получить одобрение руководства республики.

        Финансовые вопросы

Президент Туркменистана Ниязов неоднократно объявлял о своем намерении ввести в обращение национальную валюту - манат, причем курс маната по отношению к американскому доллару он хотел бы установить 1:1. Осенью 1993 года после переговоров с представителями международных финансовых структур он отметил, что курс, по всей видимости, составит 1 манат к пятидесяти центам (при этом о свободной конвертируемости маната речь пока не идет).

Решимость Ниязова выйти из рублевой зоны подогрел проведенный летом 1993 года в России обмен банкнот. Главным аргументом было нежелание туркменского руководства зависеть от экономической политики России.

В своем телевыступлении 19 августа 1993 года Ниязов отметил, что в вопросе введения собственной валюты республика "заручилась поддержкой Международного валютного фонда, Мирового банка, ряда правительств ведущих государств мира, в том числе и самой России, с которой будет подписано соответствующее соглашение" (цитируется по "Комсомольская правда", 21 августа 1993 года). Ниязов утверждает, будто манат полностью обеспечен валютными средствами Туркменистана, аккумулированными в банках Германии.

 До ноября 1993 года рубль будет единственным платежным средством. Затем каждый взрослый туркменистанец сможет поменять наличными 30 тысяч рублей (вклады в банке, сделанные до 1 сентября 1993 года, будут конвертированы автоматически).

Предполагается, что средняя зарплата в республике составит 400 манатов (по мнению практически всех экспертов, это либо абсолютно невыполнимо, либо приведет к чудовищной гиперинфляции).

В мае-июне 1993 года технические Россия перестала предоставлять Туркменистану технические кредиты. В результате Туркменистану пришлось рассчитываться со своими контрагентами в странах СНГ с помощью средств, накопленных на корреспондентских счетах в этих странах. Таким образом возникли сложности во взаиморасчетах 

Фактически платежи в Россию и из России не осуществляются уже с начала года, что очень сильно ударило по частному бизнесу Туркменистана. Впрочем, их положение несколько облегчило то обстоятельство, что значительная часть туркменских предпринимателей в 1991-1992 годах переводила свои капиталы в Россиию (подобно тому, как российские коммерсанты стремятся перевести свои средства на Запад).

1 октября 1993 года Ниязов провел странный эксперимент. В этот день цены стали "свободными" и многократно выросли (например, стоимость проезда в автобусах в Ашгабате выросла с 3 рублей до 50). Однако уже через сутки введение свободных цен было отменено президентом. Было заявлено, что в случившемся виновато его "окружение", которое провело повышение цен в то время, пока Ниязов был в отъезде (хотя в действительности никто в Туркменистане кроме самого Ниязова не мог принять подобного решения).

В ноябре 1993 года Туркменистан вышел из рублевой зоны, введя собственную валюту - манат. Сапармурат Ниязов утверждает, что манат обеспечен крупными валютными запасами, депонированными республикой в германских банках. Курс новой валюты устанавливался руководством республики произвольно. По отношению к доллару, как сперва предполагал Ниязов, он должен был обмениваться 1:1. Но осенью 1993 года он предложил изенить курс на 2 или 3 маната за доллар. Парламент проголосовал за обменный курс 2 маната за 1 доллар. По отношению к российским денежным знакам один манат должен быть равен 500 рублям.

После введения манатов в обращение большинство цен на потребительские товары выросли (в пересчете на рубли) в 6-10 раз, особенно на продовольствие.

Пока что деловая активность туркменских предпринимателей практически свернута в связи с новой валютой: все ожидают, во что выльется данный эксперимент.

В тексте речи президента Ниязова, произнесенной 19 августа 1993 года (но которая не была опубликована в печати), говорится: "Скоро я издам указ о том, что работники коммерческих структур должны получать минимальную плату в размере 200 манатов. Те коммерческие структуры или частные предприятия, которые не в силах выдавать минимальную зарплату 200 манатов, будут нами аннулированы".

В той же речи Сапармурат Ниязов отметил, что в республике в любом случае "будет сохраняться государственное регулирование цен. Будут пресекаться спекулянты, наживающиеся на выпускаемых государством товарах. Производитель будет сам определять цены на товары, но наряду с этим цены будут контролироваться, так как все цены должны быть доступны народу". 

Продолжение

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель