Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Проект "Проведение программы подготовки специалистов-психологов в г.Буденновске"
Отчет

Предисловие

После террористического акта, от которого пострадало большинство жителей города Буденновска Ставропольского края, городу была оказана различная помощь, крайне необходимая на тот момент. Федеральный центр, субъекты РФ выделяли материальные средства на восстановление города, обеспечивали пострадавших людей путевками в дома отдыха и санатории и т.д. В город было направлено большое количество лекарств и гуманитарной помощи, за короткие сроки была заново отстроена больница, приезжали врачи, психологи для оказания экстренной помощи пострадавшим.

Дети, проходящие психокоррекционную терапию

Действительно жителям города оказали огромную поддержку. Но, к сожалению, не было уделено должного внимания проблеме психологического состояния людей, которые были ранены, находились в заложниках, чьи родственники и знакомые погибли. Группы психологов, которые приезжали в город, работали с населением и оказывали поддержку, но длительной и планомерной работы, направленной на диагностику психологического состояния населения, выявление симптомов травматических стрессовых расстройств и их коррекцию, никто не проводил. 

В связи с этим летом 1998 г. представителем общества “Международное Ненасилие” Суховым Владимиром и психологом из г.Ставрополя Павловой Ольгой, которая стала руководителем данного проекта, был разработан проект “Подготовка специалистов психологов в г.Буденновске”.

Целью данной программы является обучение местных психологов техникам и методикам работы в области посттравматических стрессовых расстройств и оказание психологической помощи детям, которые пострадали от террористического акта. Для достижения данной цели предлагалось определить тренеров проекта, которые имеют академические знания и большой практический опыт в области посттравматических стрессовых расстройств, которые могли бы обучить местных (из г.Буденновска) психологов, педагогов, врачей, социальных работников специальным психокоррекционным техникам, для оказания психологической помощи детям, пострадавшим от террористического акта. После этого планировалось провести диагностику детей для определения травматизма, степени тяжести данных травм и т.д., а также терапевтическую и реабилитационную работу. Данную работу проводил бы местный штат волонтеров под постоянным контролем психологов-тренеров.

Международный институт гуманитарно-политических исследований оказал финансовую поддержку данного проекта, который длился с 20 августа по 20 декабря. В ходе реализации проекта было сделано следующее:

  • для успешного выполнения данного проекта определены три тренера, которые имеют практический опыт работы в конфликтных регионах Северного Кавказа и являются специалистами в области  посттравматических стрессовых расстройств;
  • тренерами разработан и проведен 10-ти дневный образовательный тренинг-семинар, на котором прошли обучение психологи, учителя, социальные работники, медицинские работники, школьные психологи из г.Буденновска ( 21 человек);
  • по итогам семинара был отобран штат местных психологов, которые стали работать в рамках проекта. В штат местных психологов, участвующих в проекте, было определено 9 человек. Отбор людей определялся путем тестирования, компьютерной диагностики и определения профессиональных знаний, опыта работы, обучаемости, стрессоустойчивости и ряда других факторов;
  • проведено психологическое обследование около 1000 детей школьного возраста из средних школ №1, №2, №6, №7, №8 г.Буденновска и средней школы с.Орловка, которое позволило оценить масштабы проблемы и разработать программу терапевтической и реабилитационной помощи;
  • проведена работа со списками детей, пострадавшим от террористического акта в г.Буденновске.  Списки были получены в различных городских структурах. Списки дублировались, не имели четкой классификации по травматизму и не содержали сведения о месте проживания, учебы, работы и т.д. Данные списки участниками проекта были систематизированы, обработаны и собраны в единый список с четким указанием травматизма, инвалидизации, сирот и полусирот, уточнены возраст, домашние адреса, места учебы (школа, класс). Обработанный список был передан обратно в городские и районные структуры. Результаты диагностики детей, которая выполнялась в рамках реализации проекта, были также внесены в данный список;
  • проведена работа по формированию детей в группы для прохождения терапии с учетом степени тяжести полученной травмы;
  • проведена терапевтическая программа. С 19 октября по 20 декабря 1998 г. 171 ребенок прошел психокоррекционную и терапевтическую работу, которая проводилась четырьмя потоками. В октябре один поток из восьми групп. В ноябре и декабре два потока по четыре группы (в одной группе от 8 до 12 детей). В ноябре и декабре в связи с повышенным травматизмом детей, каждую группу вело два психолога. Местные психологи проводили психокоррекцию, используя помещения: Дома Детского Творчества, городской детской поликлиники, Центра “Гармония”, средней школы №7 и №8.

 

Работа по выполнению проекта “Подготовка специалистов-психологов в г. Буденновске” показала, что для оказания психологической помощи необходима более углубленная и длительная работа. Кроме этого необходимо учитывать местную специфику, а именно: сильное эмоциональное восприятие жителями города как самого теракта, так и его последствий, незнанием и непониманием обществом и властными структурами всей сложности данной проблемы. Многие считают, что время само залечит душевные раны. Очень часто люди проводят параллели с тем, что если с их детьми занимаются психологи, то их дети психически больны, что абсолютно не верно. Люди не знают, что психологические травмы оказывают прямое воздействие на физическое состояние детей, на их обучение и поведение в социальной среде. Травматический стресс не проходит сам по себе, а наоборот со временем усиливается и действует разрушающе на психику человека и только профессионально оказанная психологическая помощь позитивно скажется на состоянии психического и физического здоровья ребенка.

     

    Определение специалистов-психологов

    В разработке проекта "Проведение программы подготовки специалистов-психологов в г.Буденноске" активно участвовала Павлова Ольга Владимировна, психолог из г.Ставрополя. Представители общества "Международное Ненасилие" знали ее с 1996 г., вместе участвовали в работе миротворческой конференции "Мир Кавказу", после чего неоднократно видели ее работу в Чечне, в ходе которой О.Павлова занималась практической деятельностью по оказанию психологической помощи детям, пострадавшим в ходе военных действий. Команду тренеров-психологов для реализации проекта "Проведение программы подготовка специалистов-психологов в г.Буденновске" формировала Ольга Павлова.

    Психолог - Павлова Ольга Владимировна. Родилась 17 августа 1973 г. 1990-1996 гг. училась в Ставропольском Государственном Университете, имеет дипломы педагога-дифектолога и психолога. В 1996 г. работала консультантом на телефоне доверия в Центре психологической помощи г.Ставрополя. По 3 месяца в год, в течение 1994-1996 гг. работала педагогом-организатором во Всероссийском Детском Центре "Орленок". В течение 1996-1998 гг. работала психологом-координатором в г.Грозном в реабилитационном детском Центре "Звездочка". В 1997 г. проходила обучение на летней сессии по психиатрии в Колумбийском Университете. В 1998 г. в Подмосковье участвовала в тренинге психотерапевтов, который проводили представители Колумбийского Университета. Имеет сертификаты уровня практика и уровня мастера на НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Контактный телефон: (8652) 35-51-28.

    Психолог - Багиров Юрий Георгиевич. В 1996 г. окончил Ставропольский Государственный Университет по специальности практический психолог. В 1994 г. организовал при краевом Управлении социальной защиты Центр психолого-педагогической помощи, директором и зам. директора которого был до 1996 г. В 1995 г. после теракта в г.Буденновске оказывал психологическую помощь пострадавшим, а также обучал местных психологов методам оказания экстренной помощи (ЭПП). Организовал в г.Буденновске телефон доверия. Проходил обучение на образовательных семинарах, среди которых курс процессуальной психотерапии (1993 г., под руководством А.Манделлы), обучение по разрешению конфликтов (1993 г. Международная тревога), "Менеджмент некоммерческих организаций" (1998 г., проводимой УВКБ ООН). Обучался в Санкт-Петербургском институте психотерапии "Гармония". Имеет сертификат тренера по обучению методам ЭПП. Разработал программу обучения ЭПП, методику психофизического моделирования поведения лиц, находящихся в экстремальных ситуациях. Контактный телефон: (8652) 77-34-33

    Психолог - Магомедова Марина Владимировна. Возраст 34 года. Окончила Ставропольский Государственный Университет. Имеет образование социального педагога и психолога. Принимала участие в ряде образовательных семинарах и тренингах у специалистов кафедры психосоциальной помощи Колумбийского Университета, а также тренинги по телефонному консультированию. Используемые техники и приемы в работе: техника активного слушания, элементы НЛП, эриксоновского гипноза, использование арттерапии. Проработала в школе 12 лет, из них школьным психологом 3 года. Имеет опыт работы с "трудными" подростками, разрабатывает программу психокоррекции для детей, имеющих PTSD. Замужем, имеет двоих детей. Контактный телефон: (8652) 73-27-47

    Заключение договора с краевой Ассоциацией конфликтологов г.Ставрополя по обслуживанию финансовых средств проекта

     

    Заключение договора с краевой Ассоциацией конфликтологов г.Ставрополя по обслуживанию финансовых средств проекта определялось тем, что определенные психологи-тренера являлись активистами, не были объединены в общественную организацию и не имели юридического статуса. Поэтому необходимо было найти общественную неправительственную организацию в г.Ставрополе, представители которой: "

  • имеют представление о ситуации в регионах Северного Кавказа и понимают возможные варианты ее дальнейшего развития; "
  • ведут свою деятельность открыто; "
  • имеют практический опыт работы в регионах Северного Кавказа и известны среди российских и международных НПО.

    Такой организацией и является краевая Ассоциация конфликтологов г.Ставрополя . Представители Ассоциации конструктивно взаимодействуют с сетью этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов института Этнологии и Антропологии РАН, с международной организацией "Международная Тревога", с правозащитной организацией "Мемориал", миротворческой организацией "Nonviolence International" и т.п. Кроме этого представители Ассоциации участвовали в освобождении заложников в Чечне, во время трагических событий в г.Буденновске председатель Ассоциации участвовал в переговорном процессе и освобождении заложников, находящихся в больнице. Представители Ассоциации ведут огромную работу по недопущению и предотвращению роста этнической напряженности в Ставропольском крае, разрабатывали и передавали предложения в Министерство по Делам Национальностей РФ, направленные на стабилизацию ситуации на Северном Кавказе и т.д.

    За обслуживание финансовых средств проекта Ассоциация не получала никаких средств. Единственные затраты, которые возмещались Ассоциации из средств проекта, это затраты связанные с поддержанием связи и командировками в г.Буденновск бухгалтера Ассоциации, которые были необходимы для выполнения проекта.

    Первоначально Договор был заключен на период с 20 августа по 20 декабря 1998 г.. В связи с "августовским" экономическим кризисом в России и схемой перевода финансовых средств для реализации проекта, которая осуществлялась частями, сложилась ситуация, при которой часть средств была переведена на счет Ассоциации в августе 1998г., а вторая часть в феврале 1999 г.. В связи с этим Договор, с согласия сторон, был изменен. Его срок действия был продлен до 20 марта 1999 г.

    Подготовка и проведение образовательного тренинга-семинара

    Для проведения образовательного тренинг-семинара тренерами проекта была проведена следующая работа:

    1. Планирование работы в г. Буденновске.
    2. Подбор лекционного материала, методических разработок и техник.
    3. Составление и разработка программы семинара .
    4. Закупка оборудования и канцтоваров для проведения тренинга.
    5. Разработка форм анкет участников тренинга, решение организационных вопросов.
    6. Проведение тренинга - семинара "Психологическая помощь детям и подросткам, получившим психологическую травму".
    Тренинг-семинар был проведен с 20 по 30 августа 1998 г. В тренинге-семинаре принимали участие 21человек. В составе группы находились психологи и учителя средних школ города Буденновска, сел Орловка, Покойное, пос. Левокумка; медицинские, социальные работники, сотрудники Телефонной Службы Доверия, Центра Медико-психолого-педагогической комиссии и сотрудники Городской Администрации г.Буденновска .
    В ходе тренинга были распечатаны и розданы участникам материалы о военном травматизме, психологических последствиях войны, информация о методах и формах работы в зонах вооруженных конфликтов, о симптомокомплексе PTSD, список литературы, необходимой для работы с травмированными детьми, и т. д.

    Проведено тестирование тренинговой группы с целью отбора кандидатов для дальнейшего сотрудничества в рамках проекта:

  • обеседование с каждым участником тренинговой группы;
  • письменный зачет на выявление знаний, полученных в ходе семинара;
  • компьютерное тестирование; методика профессионального отбора студентов. Разработка Военной Кафедры МГИЭТ
  • Определение группы волонтеров

    Из прошедших образовательный тренинг-семинар 21 человека было отобрано 9 человек (волонтеров), которые в дальнейшем стали работать в рамках проекта. При отборе волонтеров в первую очередь обращалось внимание на квалификационные и производственные характеристики, индивидуальные качества и способность к обучению. Тренера пришли к выводу, что в рамках проекта может работать психолог, социальный работник, окончивший высшее учебное заведение или педагог, получивший общепсихологическую и специально-психологическую подготовку. Квалификация сотрудника должна быть подтверждена дипломом соответствующего высшего учебного заведения, соответствующих курсов повышения квалификации или переподготовки (участие в тренингах, семинарах, образовательных программах).

    Компьютерное тестирование участников семинара позволило определить их адаптивные способности, профессиональную пригодность, коммуникативные особенности, моральную нормативность и т.д

    Квалификационные характеристики сотрудников проекта:

    Безгина Татьяна Николаевна. Окончила Северо-Осетинский Государственный Университет, специальность - химик, окончила Факультет Подготовки практических психологов Ставропольского Педагогического Института. Имеет свидетельство о повышении квалификации по программе "Квалификационные курсы педагогов-психологов". Сертификат участника тренинга - семинара "Основы техники психоаналитической психотерапии", высшая категория. Сертификат участника тренинга "Основы психодинамической психотерапии, психоаналитической теории развития личности", сертификат участника тренинга "Межличностные отношения, техники общения, проблемы личности и судьбы". Творческое объединение "СИНТОН". Участвовала в тренинге Российской Психоаналитической Ассоциации "ИМАТОН" по теме: "Обеспечение психологической практики". Психоаналитическая терапия. Является руководителем Телефона Доверия г. Буденновска.

    Винокурова Светлана Петровна. Окончила Ставропольский Государственный педагогический институт. Специальность педагогика и методика начального обучения, окончила Факультет переподготовки кадров Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. Специальность социальная педагогика и психология.

     

     

    ДонцовСергейВладимирович. Окончил Ставропольское Художественное Училище, имеет удостоверение участника ИПК и ПРНО МО. Программа "Социо-игровой стиль в преподавании актерской грамоты подросткам"(Москва). Прошел курсы повышения квалификации в рамках Всероссийского семинара режиссера детских, любительских и школьных театров на базе Государственного Академического Центрального Театра Кукол имени Образцова. Документ от Министерства Образования и Профессионального Образования РФ от Всероссийского Центра "Школьный театр".

     

     

    Зардарян Лилиана Леонидовна. Окончила Буденновское медицинское училище. Квалификация - медицинская сестра, окончила Московский Университет Культуры по специальности социальный педагог и психолог социально - культурного развития, имеет сертификат практического психолога.

     

     

    Ильинова Ольга Викторовна. Окончила Краснодарский Государственный институт Культуры. По специальности - культурно-просветительская работа, имеет стаж работы с детьми в профсоюзных лагерях.

     

     

    Истомина Марина Васильевна. Окончила Пятигорский институт Иностранных языков. Специальность - английский, немецкий языки, имеет сертификат участника тренинга "Межличностные отношения, техники общения, проблемы личности и судьбы". Творческое объединение "СИНТОН".

     

     

    Кручинина Наталья Викторовна. Окончила Кокандский Государственный педагогический институт им. Мукими. Специальность - дошкольная педагогика и психология.

     

    Милованова Инна Владимировна. Окончила Саратовский Ордена трудового красного знамени Государственный Университет им. Чернышевского, факультет психология. Специальность - психология. Квалификация психолог.

    Поволяшко Наталья Николаевна. Окончила Ростовский Государственный Университет. Специальность - психология. Квалификация психолог, преподаватель.

     

    В ноябре 1998 г. один из психологов проекта прошел обучение по методам НЛП в г.Москве в "Институте семейной и групповой терапии". Также в январе 1999 г. три тренера и три местных психолога прошли обучение н тренинге-семинаре "Терапия пост-травматических стрессовых растройств: семейный подход" . Полученные на данных семинарах знания использовались психологами в работе, а также передавались другим участникам проекта.

     

    Подготовка и проведение диагностики детей, пострадавших в результате теракта. Обработка результатов тестирования.

    В ходе подготовки к проведению диагностической работы с детьми, пострадавших в результате террористического акта, состоялся сбор группы (тренеров и волонтеров), на котором обсуждались правила работы и нормы поведения в группе, вырабатывались требования и обязанности сотрудников проекта. Кроме этого планировалась работа на сентябрь, была составлена план-сетка, в которой были прописаны часы работы, выходные дни, дни встреч группы, ежедневное планирование и индивидуальная деятельность каждого волонтера. Были составлены индивидуальные дневники наблюдения для каждого волонтера. Обсуждалось, в каких школах проводить диагностику, были разработаны и подготовлены бланки и карты для тестирования детей. Бланки и карты были необходимы для проективных рисуночных тестов: "Дом, дерево, человек", "Несуществующее животное", бланки на 22 вопроса, для выявления ЭАС (эмоционально-аффективной сферы), карты для обследования каждого ребенка на выявление PTSD, бланки сводных списков и таблиц. Также был проведен тренинг в группе волонтеров, который был направлен на успешное проведение диагностики в школах: обсуждение процедуры тестирования, отбора и приглашения детей, правильное построение интервью с ребенком, верное заполнение документации и т.д.

    Перед началом диагностики детей была проведена работа со списками детей, пострадавшими от террористического акта в г.Буденновске. Списки были получены в различных городских структурах. Списки дублировались, не имели четкой классификации по травматизму и не содержали сведения о месте проживания, учебы, работы и т.д. В настоящее время составлен единый список детей с четким указанием травматизма, инвалидизации, сирот и полусирот, уточнены возраст, домашние адреса, места учебы (школа, класс).

    Диагностика в школах

    Диагностика детей проводилась для решения следующих задач:

  • выявление детей с симптомами ПТСР (посттравматические стрессовые расстройства) или с последствиями психических травм;

  • отсев детей с тяжелыми психическими заболеваниями эндогенного характера;
  • отслеживание состояния детей перед началом, в ходе и по завершению терапии;
  • оценка динамики эффективности работы.

    Работа в школах

    Работа с администрацией школы. Диагностика проводилась в школах №1, №2, №6, №7, №8. Были организованы встречи с директорами данных школ для установления контакта, объяснения значимости и необходимости данной работы, по итогам которых были заключены договора с администрациями школ о режиме работы, предоставлении помещения и т.д. В школах были подготовлены кабинеты для проведения диагностики.

    Дети приглашались из класса по шесть человек, а после обследования снова возвращались на урок. На все психологическое обследование ребенка требовалось от 20 до 40 минут. Тренера и волонтеры, обученные методам экстренной психологической помощи, в ходе диагностики, если это было необходимо, проводили терапию, если ребенок начинал плакать или этого требовала ситуация.

    Содержание диагностики

    В диагностике использовались методики, которые способны выявить у ребенка наличие симптомов ПТСР, страхов, приневротического состояния, переживаний и т.д. Для достижения этих целей использовались следующие методики:

  • индивидуальные беседы с каждым ребенком;
  • проведение интервью, заполнение карты с показателями симптомокомплекса ПТСР. Для выявления у детей симптомов ПТСР использовались критерии симптомов, описанные в DSM-III-R;
  • тест для определения личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера;
  • тест для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере ребенка;
  • проективные рисуночные тесты для личностной диагностики ребенка - это "Дом, дерево, человек", "Несуществующее животное", "Моя семья". Основная задача проективных рисунков состоит в получении дополнительной информации о состоянии ребенка и выявления труднореализуемых проблем, переживаний.

    После проведения обследования и получения результатов была проведена следующая работа: обработка результатов тестирования детей, составление списков обследованных детей, в котором учитывается возраст, домашний адрес, место учебы, школа, класс. Систематизирована информация о детях с учетом травматизма, инвалидизации, сиротства и т.д. Сформированы терапевтические группы детей с учетом степени тяжести травмы для прохождения терапии.

    В ходе диагностики, в которой психологическое обследование прошло около 1000 детей, возникли сложности с двумя детьми, у которых после обследования ухудшилось состояние. Они стали более агрессивными, просыпались ночью от кошмаров, у детей повысилась нервозность и т.д. Их родители стали обращаться в ГОРОНО, в администрацию школы, в администрацию города, в прокуратуру и т.д. с заявлениями, в которых утверждали, что психологи, проводившие диагностику детей, не согласовывали данные действия с родителями, что психологическое состояние детей после обследования ухудшилось и т.д. Объективно родители были правы, но данная реакция детей после обследования - это естественная реакция организма, т.к. психологи выявляли именно глубинные стрессовые расстройства и их симптомы. После ряда встреч с руководителями городских структур психологи убедили их в том, что необходимо продолжать данную работу, на что получили поддержку.

    Подготовка и проведение терапевтической работы с детьми.

    Подготовительный этап терапевтической работы заключался в получении согласия родителей на то, чтобы их ребенок прошел психологическую терапевтическую реабилитацию и приглашении каждого ребенка, которого отобрали для прохождения терапии. В ходе этих встреч с ребенком обговаривались организационные вопросы (что необходимо иметь при себе (например, сменную обувь), в какой одежде ему будет удобнее, где и когда собираются дети и т.д.)

    Реабилитационная программа

    Реабилитация (re - вновь, habilis - удобный, приспосабливающийся) - комплексное направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне (ВОЗ)

    Работая с пострадавшими детьми в г.Буденновске, использовались следующие принципы реабилитации, выделенные психиатром Кабановым М.Н.:

  • Единство психосоциальных воздействий.
  • Разносторонность ("разноплановость") усилий для организации реабилитационной программы. Учитываются разные стороны жизнедеятельности ребенка, различные сферы реабилитации (психологическая, общественная, семейная, учебная).
  • Добиваться активного участия ребенка в ходе восстановительного процесса, развивая принцип "партнерства".
  • Ступенчатость - переходность проводимых воздействий и мероприятий от простого к сложному.

    Встреча в г.Буденновске депутата Государственной Думы Российской Федерации, члена фракции "Яблоко" С.С. Митрохина с участниками проекта "Подготовка специалистов-психологов в г.Буденновске". 3 октября 1998 г.
    Слева направо представитель миротворческой организации "Международное Ненасилие" В.Сухов, депутат ГД РФ С.Митрохин, спикер Городской Думы г.Буденновска .Кулик.

    Главными задачами реабилитации и терапии детей в г. Буденновске являлись:

  • трансформация насильственных агрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе;
  • проработка травмирующих ситуаций (ПТС), изменение смысла переживаний;
  • возможность новой интерпретации пережитого в ходе конфликта;
  • осознание и развитие эмоциональной сферы;
  • погружение ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;
  • развитие базовых социально-психологических навыков;
  • восстановление позитивного отношения к окружающей действительности;
  • расширение представлений о мире;
  • развитие позитивной перспективы будущего;
  • создание системы поддержки в настоящее время и проекция на будущее;
  • возвращение ребенка к нормальной активности.

     

     

    Дом Детского Творчества - одно из мест, где проводилась психологическая реабилитация детей, пострадавших от террористического акта.

    Одновременно работало несколько терапевтических групп: две группы в ДДТ (Дом Детского Творчества), одна группа в Центре "Гармония", по одной группе в средней школе №8, средней школе №7. В каждой терапевтической группе находилось от 8 до 12 человек. Группы были собраны по возрастам: 8-10 лет - младшая, 11-13 лет - средняя, 14-16 лет старшая. С детьми работали в течение 10 дней по 3 часа. Психологи работали в парах, что дало возможность проводить и индивидуальную и групповую работу, развивать систему взаимоподдержки, обмена опытом и т.д.

    В построении работы групп использовалась система STOP - реабилитации по Килборну. Она включает в себя:

    1. S - структура и организованность детского времени.
    2. T - создание условий для откровенного разговора с ребенком.
    3. O - организация игры.
    4. P - создание атмосферы уважения, внимания, заботы о каждом ребенке; присоединение, близкий контакт ребенка с взрослым.

    Работа в группах включала в себя индивидуальные сессии, групповые занятия и тренинги, работу в малых группах и общие мероприятия. Программа состояла из определенных блоков, которые проводились в течение 10 дней, каждый день имеет определенную тему и смысловую нагрузку для ребенка .

    1 - 2 день. Блок: Знакомство. Знакомство участников группы друг с другом и руководителем.

  • Вводная установочная беседа, которая проводится в доступной детям форме, для обсуждения предстоящей работы, графика занятий, их значимости, формулирование правил работы группы, выдвижение участниками своих требований и предложений.
  • Проведение игр и упражнений на знакомство, снижение внутреннего напряжения.
  • Обсуждение.
  • Первые дни занятий сопровождаются волнением, эмоционально насыщенными переживаниями, тревогой, напряжением. В связи с этим в первые дни игры и упражнения направлены на снижение напряжения и тревожности, быструю адаптацию к окружающему. Основная задача психолога - помочь участникам группы выразить свои чувства, мысли, переживания. Для этого необходимо создать психологическую атмосферу доверия, в которой постепенно развивается свобода выражения и уменьшается действие защитных механизмов ребенка. В подобной психологической атмосфере наиболее важно, что дети открыто выражают свои мнения, чувства, мысли как по отношению к другим, так и по отношению к себе. Из свободного проявления искренних чувств, отрицательных или положительных, развивается атмосфера доверия и уважения. Каждый участник приближается к приятию себя таким, какой есть, и учится принимать окружающих. Во время обсуждений постоянно развивается обратная связь между участниками тренинга, т.е. каждый видит себя глазами других, осознает свою роль в межличностных контактах.

    3 день. Блок: Доверие.

  • С детьми обсуждается тема "Доверие". Даются теоретические знания.
  • Проводится блок игр и упражнений, направленный на развитие группового доверия и закрепление теоретических знаний. Проигрываются жизненные ситуации и т.д.

     

     

    4 день. Блок: Работа с агрессией.

  • Беседа с детьми о формах и видах агрессии.
  • Дети учатся формам управления гневом.
  • Блок игр и упражнений, направленный на "выход" агрессии.
  • Для уменьшения вербальной агрессии применяются нарочито громкие игры - "кричалки", выкрикивание своих имен, песни и т.д.

    5 день. Блок: Эмоции.

  • Детей учат распознавать эмоции, управлять ими.
  • Работа с негативными и позитивными эмоциями.
  • Мимика, жесты, позы. Проводятся невербальные игры, пантомима и т.д.

    6 день. Блок: Работа с фобиями и тревожностью.

  • Беседа с детьми о природе и проявлении страха.
  • Упражнения на проработку страхов детей. Например, дети прорисовывают или лепят свой страх, рвут и сжигают его на костре, проходят "Тропу страха", пишут своему страху письмо и т.д.
  • Работа со снами.
  • Проигрываются формы поведения в ситуациях, которые могут вызвать чувство страха и переживания.
  • Закрепление полученных навыков в играх. Например, тропа страха, хождение по стеклам, полоса препятствий и т.д.

    7-8 день. Блок: Уверенность.

  • Работа на повышение самооценки ребенка, на развитие и укрепление его уверенности.
  • Выработка навыков социальной адаптации.
  • Проекция на будущее.

    9-10 день. Закрепление.

  • Повторное тестирование детей.
  • Подведение итогов.
  • Проведение общих мероприятий. В группах проводились чаепития, поход в лес двух групп, заключительный концерт и т.д. (по усмотрению психологов и в зависимости от возраста детей.)

    Во время работы с детьми в ноябре-декабре 1998 г. представители общества "Международное Ненасилие" нашли финансовые средства для организации питания детей, которые проходили психологическую реабилитацию. Полностью были обеспечены обедами дети из двух потоков. За это время в Доме Детского Творчества были четыре группы детей, в Центре "Гармония" и средней школе №7 по две группы. В средней школе №7 и Центре "Гармония" питание было организована на базе школьной столовой школы №7. Для детей, которые проходили реабилитацию на базе ДДТ, готовили сотрудники ДДТ. Таким образом, дети, которые после занятий в школе шли на занятие в группы, не оставались голодными, что также в значительной степени повысило результаты оказания психологической помощи.

    Формы и методы работы, применяемые в ходе реализации программы:

    В своей работе психологи выделяли следующие 3 направления:

    1. Модель человеческих взаимоотношений.

    Групповая сессияРазвитие позитивных отношений: теплоты, терпимости, эмпатии, сочувствия. Для этого в терапевтических группах существуют свои правила, традиции, ритуалы, придуманы легенды и песни. Терапевтическая работа начинается с установления контакта с ребенком, с создания благоприятной доверительной обстановки, положительного психологического климата. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и был расположен к откровенному разговору.

    Необходимо проявить терпимость и теплоту, ребенок должен видеть понимание и хорошее отношение. Только после создания атмосферы доверия и расположения можно приступить к психотерапии.

    2. Использование специальных знаний и терапевтических техник.

    Индивидуальная работа.

    Принципы психотерапевтического лечения основанны на эмпатической связи, на беседе с каждым ребенком о пережитых им событиях, о чувствах и эмоциях, которые волнуют его. Используются техники активного слушания, в результате чего происходит "проработка" впечатлений, реакций, чувств. Происходит минимизация психологических страданий, ребенок получает поддержку, сочувствие и понимание того, что он не одинок.

    Специальные психотерапевтические техники проводятся с детьми индивидуально. Например, техники из нейролингвистического программирования, направленные на трансформацию травмирующих событий - стирание навязчивых зрительных и звуковых образов, техника работы с фобиями, визуально - кинестетическая диссоциация и т.д., например, с подростками применимы ТМП (терапия мысленного поля).

    Используются терапевтические метафоры, содержащие намек на проблемную ситуацию пострадавшего. Путем активизации процесса внутреннего поиска бессознательно ребенок ухватывает намеки, указывающие на возможные пути разрешения этой ситуации в будущем. Причем эти процессы происходят обычно за пределами сознания и не вызывают сопротивления. Решение ребенок принимает как бы самостоятельно. Метафорическая коммуникация может эффективно сработать для мобилизации внутренних ресурсов человека.

    Работа в группе.

    Основная работа и психологическое воздействие на ребенка осуществлялось в группе и основывалось на активных методах групповой работы. Дети проговаривали и обыгрывали свои внутренние групповые нормы, правила и традиции. Были сделаны уголки групп, где располагались рисунки детей, необходимая информация, расписание занятий, "Экран Эмоционального состояния", в котором ежедневно разными цветами они отмечали свое настроение и т.д.

    За каждым ребенком велось наблюдение и собирались сведения о посещаемости, состоянии, все изменения заносились в личный дневник психолога группы .

    С маленькими детьми огромное внимание уделялось АРТ терапии (терапия искусством), т.к. арттерапевтический метод психокоррекционного воздействия построен на использовании искусства как символической деятельности. Соответственно, детям очень легко выразить свой внутренний мир на бумаге. Линиями, фигурами или просто цветовыми пятнами выразить свои эмоции, настроение, боль специфические события, происшествия и т.д. Были предложены рисунки на темы: "Мир", "Моя мечта", "Война" и т.д. В арттерапевтические занятия входила работа с пластилином, глиной, бумагой и другими прикладными материалами.

    Хороший результат дало использование в работе ролевых игр, проигрывание различных ситуаций. В ходе работы с детьми особый акцент ставится на использование разнообразных игр, т.к. игра - одна из основных нормальных видов активности в детском возрасте. У дошкольников игра является ведущей деятельностью, в которой формируется все новое в психическом развитии ребенка. Но и в школьном возрасте те или иные формы игры продолжают занимать важнейшее место. Недостаток игр может вести к замедленному развитию многих психических функций и навыков ребенка (например, умения подчинять свои действия правилам, освоение социальных ролей и т.д.). К изменениям характера детских игр под влиянием психологической травмы добавляется тот факт, что дети часто проигрывают событие, которое с ними произошло и другие детские игры им не интересны.

    Игровые упражнения выполняют целый комплекс функций:

  • игры-активаторы повышают уровень активности, общительности, эмоциональности (например, "кошки-мышки", "ручеек", "догонялки" и т.д.);
  • игры - релаксанты служат успокоению, расслаблению, снятию напряжения (например, мысленная прогулка по лесу, изображение с помощью постукиваний звуков дождя в лесу и т.д.);
  • игры на внимание для повышения уровня концентрации в группе (игры типа "делай, как я", "товарищи командиры");
  • игры, служащие материалом для дальнейшего обсуждения (например, "море волнуется раз..." с изображением разных эмоций);
  • командные игры с правилами способствуют развитию самодисциплины, умению действовать в группе и развивают социально-психологического навыки;
  • "психотерапевтические" игры (например, драка полотенцами для отреагирования агрессии);
  • игры на развитие психических процессов - памяти, внимания, логического мышления, речи и т.д.

    Проводились занятия с элементами гештатьт терапии и психодрамы. На этих тренингах у детей возникала возможность научиться чувствовать эмоциональное состояние других людей, различать эмоции и управлять ими в нужный момент; освобождаться от душевной боли и постоянно мучающих переживания. В ходе занятий дети получали эмоциональную разгрузку и "очищение".

    Ежедневно проводились 10-ти минутные упражнения по релаксации и медитации, где дети получали навыки, как с помощью дыхания и расслабления избавиться от напряжения и стресса в трудных эмоционально перегруженных ситуациях; как обрести спокойствие и душевное равновесие.

    В основе всех занятий и тренингов лежит основная цель - помочь детям освободиться от неприятных переживаний, страхов, дать возможность получить им групповую поддержку, уверенность в собственных силах, сформировать коммуникативные навыки и т.д.

    Групповая терапия дает действенный результат в сочетании с индивидуальной работой. Во время индивидуальной терапии происходит сосредоточение на травме и связь с событиями, происходившими в жизни ребенка на тот период. Происходит прорабатывание травмы и постепенное "освобождение" от навязчивых воспоминаний и переживаний.

    3. Изменение социальной реальности.

    Социальная помощь ребенку заключалась в создании благоприятной социальной сферы вокруг него, подкрепляющей полученную психотерапевтическую помощь. Поэтому психологи проекта работали с внешним окружением ребенка: с семьей ребенка, школьными учителями и психологами.

    Работа с семьями заключалась в проведении встреч и индивидуальных бесед с родителями. После диагностики и в ходе психокоррекции детей психологи предоставляли родителям рекомендации, как вести себя с ребенком, который имеет травматический опыт и травматический стресс, особенности поведения этих детей, каким образом устанавливать взаимоотношения внутри семьи, как вести себя с агрессивными детьми, обсуждались проблемы взаимоотношений детей и взрослых и т.д. Кроме этого была установлена обратная связь с родителями , при которой родители сами по мере необходимости обращались к психологам для получения дополнительных знаний и консультаций. Для достижения наибольшей эффективности при работе с семьями собиралась информация по следующим направлениям: индивидуальные беседы о состоянии ребенка до, во время и после терапии, а также о социальных проблемах семьи и окружения ребенка, работа на построение позитивного будущего и адаптацию к данным условиям среды.

    Результаты достижения целей выполнения проекта

    Целью проекта "Подготовка специалистов-психологов в г.Буденновске" являлось подготовить команду психологов, жителей г.Буденновска, которые будут иметь высокий уровень академический знаний и практический опыт работы в области стрессовых расстройств и пост травматических расстройств.

    Можно однозначно сказать, что данная цель достигнута. В г.Буденновске есть команда специалистов, которые безусловно нуждаются в дальнейшем получении знаний в области ПТСД, и их практическая деятельность в ходе реализации проекта говорит сама за себя.

    Кроме этого, команда психологов провела психологическое обследование около 1000 школьников г.Буденновска, из которых 171 ребенок прошел псиокоррекционную терапию. В данном отчете об этом говорилось выше, но самое главный и значимый результат заключается в том, что реально получена информация о психологическом состоянии детей, пострадавших от террористического акта.

    В данном отчете приведем ряд заключений психологического обследования школьников.

    Пол

    Кол-во

     Лет

    4.5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Всего

    Всего

    Мальчики

     

     

    21

    20

    23

    22

    38

    22

    20

    31

    16

    5

    218

    456

    Девочки

    1

    6

    15

    17

    16

    30

    24

    22

    24

    43

    33

    10

    241

     

    Из данной таблицы видно, что наибольшее количество пострадавших школьников находятся в возрасте от 7 до 15 (включительно) лет. Соответственно на момент совершения террористического акта им было от 4 до 12 лет. Происхождение травматизма среди них распределилось следующим образом:

  • террористический акт - 241 чел.
  • бои - 77 чел.
  • обнаружение раненых - 153 чел.
  • обнаружение трупов - 180 чел.
  • плохая новость - 148 чел.
  • агрессия - 5 чел.
  • похищения - 4 чел.
  • свидетели убийства - 51 чел.
  • пострадал сам - 35 чел.
  • попытка убийства - 8 чел.
  • то, о чем не рассказывал ни кому - 111 чел.
  • ранение родственников - 51 чел.
  • убиты родственники - 74 чел.
  • родственники в заложниках - 144 чел.
  • разрушен дом - 3 чел.

    Из этих 456 человек детей вспоминают о войне:

  • каждый день - 42 чел.
  • 1-3 раза в неделю - 102 чел.
  • 1-3 раза в месяц - 121 чел.
  • иногда, несколько раз - 220 чел.

    Сны и ночные кошмары о войне преследуют - 284 чел.

  • Флэшбэк - 185 чел.
  • Социальная фобия - 257 чел.
  • Думал о суициде - 143 чел.
  • Нет уверенности в будущем - 202 чел.
  • Физиологические симптомы - 337 чел.
  • Думает, что все может повториться - 307 чел.

    Общие страхи (чего боятся дети): войны, людей, смерти, что-то случится с близкими, ночь/темнота, остаться один, всего, все повторится, животных.

    За время выполнения проекта тренера проекта имели несколько выступлений на радио г.Буденновска. Также были публикации в городских газетах о деятельности психологов, о программе и т.д. Кроме этого, о выполнении проекта был снят и показан репортаж по каналу ОРТ в информационной программе "Время".


  • Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

     

    Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель