Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Марина Карелина

Самарская область

в сентябре-октябре 1999 года

Подготовка к выборам в Государственную Думу: нарезка округов, работа избирательных комиссий, выдвижение кандидатов. Регистрация инициативной группы по проведению референдума. Партийные списки и одномандатные округа: расстановка сил. Инициативы и заявления самарского губернатора. Совместная работа областной администрации и депутатского корпуса над областным бюджетом-2000. Визит в губернию Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Хроника

СЕНТЯБРЬ

1 сентября – постановлением губернатора в 1,1 раза повышены тарифные ставки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Повышение не касается бюджетников Самары и Тольятти, поскольку зависит от решения глав городов.

7 сентября – под председательством губернатора К.Титова состоялось очередное заседание Высшего экономического совета. Тема — управление собственностью с постприватизационный период.

8 сентября – начался трехдневный визит губернатора в Германию. К.Титов выступил на российско-германском форуме с докладом «Частное землевладение в России. Вопрос национальной самостоятельности или экономического благоразумия?»

9 сентября – областная избирательная комиссия приступила к работе в обновленном составе.

16 сентября – обсуждение итогов социально-экономического развития области и бюджетного послания губернатора на 2000 год на заседании коллегии администрации области.

16 сентября – пресс-конференция лидера профсоюзов области Е.Егорова. Затрагивалась позиция самарских профсоюзов по отношению к выборам в Госдуму.

18 сентября – посещение губернатором с. Красный Яр.

20-24 сентября делегация Самарской области во главе с К.Титовым посетила Швецию. Цель поездки – стимулировать инвестиции шведских предприятий в экономику региона.

20-21 сентября — прошел двухдневный семинар «СМИ и выборы».

27 сентября – коллегия обладминистрации вторично обсуждала вопросы бюджетной политики области.

28 сентября – заседание Самарской губернской Думы. Заслушано бюджетное послание губернатора.

29 сентября – самарский облизбирком зарегистрировал инициативную группу по проведению референдума РФ

 

ОКТЯБРЬ

2 октября – губернатор К.Титов в Тольятти принял участие в областном семинаре «Взаимодействие власти и неправительственных организаций в решении социальных проблем женщин, семьи и детей» и провел «прямую линию» с тольяттинцами в редакции газеты «Площадь Свободы».

4 октября – официальный пятидневный визит К.Титова в Лондон

12-15 октября – визит в Самарскую область патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

12 октября – губернатор К.Титов подписал постановление о выполнении на территории Самарской области Закона РФ «О порядке начисления и увеличения государственных пенсий» (введение индивидуального коэффициента начисления пенсий 0,7).

19 октября – очередное заседание Самарской губернской Думы. Бюджет Самарской области на 2000 год принят в первом чтении.

21 октября – выезд губернатора в Сергиевский район.

25 октября – «Соглашение о мире в Российской Федерации» подписали губернатор К.Титов и первые лица религиозных конфессий, действующих на территории области

27-29 октября – визит губернатора Самарской области в США по приглашению Российско-Американского совета по деловому сотрудничеству.

28 октября – акция протеста, организованная Федерацией профсоюзов Самарской области, не стала массовой.

28 октября –региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти под председательством представителя Президента в Самарской области Ю.Бородулина обсуждала вопросы избирательной кампании-99.

29 октября – в Самарской губернской Думе начала работу согласительная комиссия по проекту бюджета — 2000.

 

Основные тенденции

Главной темой обзора событий в Самарской области за сентябрь и октябрь является подготовка к грядущим выборам. Полностью закончился «технической» этап выборной кампании. Создана система избирательных комиссий (от территориальных до областной). На территории Самарской области будут действовать 47 территориальных и 5 окружных избирательных комиссий. Определен и утвержден губернской Думой их персональный состав, местоположение комиссий и график их работы. Прошло выдвижение кандидатов, их оказалось 49 человек: 14 — в Тольяттинском округе, 6 — в Сызранском, 11 — в Самарском, 13 — в Промышленном и 5 — в Новокуйбышевском.

Еще до фактического начала кампании случился в Самаре предвыборный скандал, инициированный горкомом КПРФ. Коммунисты обратились в областную избирательную комиссию с претензиями по поводу преждевременного начала предвыборной агитации.

Анализ расстановки сил в округах показывает, что, за исключением 152 Промышленного (баллотируется А.Макашов), пока ни в одном из них нет безусловного лидера.

Самарский губернатор в течение сентября-октября сделал ряд громких заявлений. На сенсацию претендовало резкое осуждение Титовым политики федерального центра в Чечне и заявление о том, что он считает правомерной просьбу президента Чечни Масхадова ввести на территорию республики миротворческие силы под эгидой международного сообщества. Однако этот неожиданный ход, явно рассчитанный на резкую ответную реакцию, не дал желаемого резонанса. Еще одной попыткой привлечения всеобщего внимания стало решение К.Титова о выполнении на территории Самарской области Закона РФ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Это означает введение с ноября индивидуального коэффициента начисления пенсий в размере 0,7 вместо применяемого ныне коэффициента 0,525. Помимо предполагаемого увеличения пенсий в губернии в сентябре-октябре был осуществлен настоящий «залп» мероприятий по социальной поддержке населения, что наводит на мысль о том, что все это приурочено к грядущим выборам. Участившиеся поездки губернатора в сельские районы, встречи с общественностью, подписание соглашения о вечном мире между представителями различных религиозных конфессий также можно расценить как целенаправленные PR-акции.

Губернаторская команда и областной депутатский корпус работали в очень интенсивном режиме над проектом бюджета на 2000 год. Основными характеристиками бюджета являются его бездефицитность и социальная направленность. Хотя при обсуждении законопроекта возникали разногласия по поводу финансирования социальных статей, размеров трансфертов муниципальным образованиям и некоторым другим вопросам, бюджет был принят в первом чтении. Оперативное начало работы согласительной комиссии и отсутствие в Думе оппозиции по этому вопросу позволяет предположить, что окончательно бюджет будет принят довольно скоро.

Заметным событием в жизни губернии в октябре стал визит Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Основной целью визита было поздравление Самарской епархии со 150-летием и награждение патриаршими наградами за труды во благо святой русской православной церкви представителей деловой и политической общественности губернии. Причем самарцы были первыми светскими лицами, получившими награды из рук патриарха.

1.    Выборы

1.1.       Избиратели и избирательные округа

В Самарской области, по данным Самарского отделения Госкомстата, в настоящий момент насчитывается 3 305 003 жителя. Из них 2 560 000 человек могут принять участие в выборах, а также быть избранными. Остальные 750 тыс. человек – лица, не достигшие 18 лет и недееспособные. 27% всех избирателей составляют пенсионеры, 13,5% — молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.

На территории Самарской области сформировано 5 одномандатных округов для проведения выборов депутатов государственной Думы третьего созыва. На Самару приходится 2 избирательных округа – 153 Самарский, включающий центральные районы города, и 152 Промышленный, в состав которого входят районы рабочей Безымянки, а также 2 сельских близлежащих района. 155 Тольяттинский округ включает только избирателей Тольятти. В состав 151 Новокуйбышевского и 154 Сызранского округов входят города и сельские районы. Каких-либо изменений в нарезке округов со времени проведения выборов в 1995 году не произошло (подробную схему округов см. в приложении).

1.2.       Избирательные комиссии

В начале сентября областная избирательная комиссия под руководством Г.Петянова приступила к работе в обновленном составе. Был утвержден календарный план мероприятий и состав рабочих групп по рассмотрению жалоб и взаимодействию со СМИ. Сразу же облизбиркому в полном составе пришлось рассмотреть жалобу коммунистов по поводу незаконной агитации (см. подробно ниже). На последующих заседаниях обсуждались способы привлечения избирателей для голосования и было принято решение дарить приз первому пришедшему на участок в день выборов. Впервые было утверждено Положение о создании рабочей группы по разбору жалоб кандидатов. В нее будут входить 4 человека из состава комиссии, и просуществует она в течение ближайших четырех лет. Также было принято Положение о взаимодействии рабочей группы со средствами массовой информации и соблюдении порядка агитации. В частности, в нем содержится пункт о том, что СМИ, приводящие данные социологических опросов, должны будут предоставить этой группе полную информацию об их источнике. Эта группа из 5 человек создана только на время выборов.

Облизбирком утвердил также перечень 47 территориальных избирательных комиссий, которые будут действовать в Самарской области. Помимо территориальных комиссий созданы окружные комиссии. Каждая из пяти комиссий формировалась из 14 человек, персональный состав предварительно утверждался на уровне округов (в Самаре и Тольятти утверждение проходило в городской Думе). Окончательно состав комиссий определялся на паритетной основе губернатором и губернской Думой. Информация о составе, режиме работы и местоположении окружных комиссий была опубликована в местной печати. В течение октября главным делом избиркомов была работа с соискателями депутатских мандатов. Причем самыми напряженными оказалась, конечно, последние дни до установленного срока окончания приема документов. Подавляющее большинство кандидатов сдавали их 22-24 октября. Избиркомам предстоит провести проверку сведений о кандидатах, после чего станет известен окончательный список участников выборного марафона.

1.3.       Первый предвыборный скандал

Первый предвыборный скандал в Самарской области случился в начале сентября и был инициирован горкомом КПРФ. Коммунисты обратились в областную избирательную комиссию с претензиями по поводу преждевременного начала предвыборной агитации. Жалоба сопровождалась обширной подборкой вещественных доказательств в виде фотографий, газетных вырезок и ксерокопий. Обвинения были выдвинуты против депутата Госдумы В.Тарачева, губернатора К.Титова, А.Буратаевой, ЛДПР, «Кедра», «Правого дела», «Голоса России», «Новой силы» и ГТРК «Самара». Избирком не счел представленные коммунистами доказательства прямой предвыборной агитацией. А кроме этого оказалось, что высказать осуждение юридически пока некому, поскольку никто еще не был зарегистрирован официально. Эта история получила неожиданное продолжение. В конце октября на заседании региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти представитель Президента в Самарской области Ю.Бородулин резко высказался против г-на Тарачева, вновь подняв тему незаконности предвыборной агитации до момента официальной регистрации. Особенность этой ситуации состоит в том, что г-н Бородулин резко выступает против выдвиженца пропрезидентского блока «Единство». Объясняться это может тем, что Ю.Бородулин традиционно является союзником губернатора, который на выборах склонен поддержать А.Белоусова, а не В.Тарачева. Хотя формально предъявить претензии г-ну Тарачеву можно, представляется, что устранить в его лице конкурента будет не так-то просто.

1.4.       Семинар «СМИ и выборы»

Двухдневный семинар «СМИ и выборы» был организован в Самаре Международным фондом избирательных систем, Центризбиркомом РФ, Национальным институтом прессы и избирательной комиссией Самарской области. Он носил просветительско-информационный характер, а его практическая часть была нацелена на усвоение правовых норм, закрепленных в новом избирательном законодательстве. Причем акцент в ходе семинара был сделан не столько на правах, сколько на ответственности СМИ. По свидетельству очевидцев, семинар прошел под негласным лозунгом «Изучайте новейшее выборное законодательство, и да не судимы будете!».

1.5.       Самара инициирует референдум

В конце сентября в Самаре была создана и зарегистрирована областной избирательной комиссией инициативная группа по проведению в России референдума, задуманного лидерами «Союза правых сил». Избиркомом были официально зарегистрированы и формулировки вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум.

Вопрос 1. Вы за то, чтобы были расширены правовые и политические гарантии защиты частной собственности граждан России (включая квартиры, дома, земельные участки, вклады в банках и иных кредитных организациях) от чужого посягательства, включая посягательство государства?

Вопрос 2. Вы за то, чтобы депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, совершившие уголовные преступления, несли уголовную ответственность наравне с остальными гражданами России?

Вопрос 3. Вы за то, чтобы в боевых действиях в локальных конфликтах принимали участие только военнослужащие, проходящие службу по контракту?

Вопрос 4. Вы за то, чтобы в Конституцию России были внесены изменения, ограничивающие право Президента России отправлять в отставку Правительство России?

Сбор подписей в поддержку референдума является составной частью избирательной кампании правых. Поэтому региональный штаб «СПС» оперативно создал в области для этой цели молодежную структуру. 20 октября прошло первое заседание молодых активистов из разных городов губернии.

1.6.       Итоги выдвижения кандидатов по одномандатным округам

24 октября был закончен прием документов от желающих баллотироваться на выборах в Государственную Думу. Полный список претендентов на пост депутата вниманию общественности пока не представлен, однако известно, что в нем оказалось 49 человек: 14 в Тольяттинском округе, 6 в Сызранском, 11 в Самарском, 13 в Промышленном и 5 в Новокуйбышевском. 28 из них предпочли подстраховаться внесением избирательного залога. Среди тех, кому явно придется объяснять комиссии происхождение крупной денежной суммы, несколько «левых» кандидатов: коммунист В.Романов, аграрий О.Савицкий, бывший депутат Госдумы, а ныне начальник отдела аппарата ГД Л.Рожкова, а также Ю.Юдин, заявивший себя в регистрационных документах как пенсионера. Среди соискателей депутатского мандата больше всех предпринимателей – 16 человек, 8 человек являются действующими депутатами, 7 представителей хозяйственно-управленческого звена, 6 чиновников, 3 научных работника, 2 юриста, 2 пенсионера, 2 рабочих, врач, председатель колхоза и даже знаменитый экстрасенс Алан Чумак. Партийных выдвиженцев – 24 человека. По 3 кандидата делегировали коммунисты, «Единство» и ЛДПР, по 2 – «ЯБЛОКО», КРО, Партия пенсионеров и «Духовное наследие», по 1 – движение «В поддержку армии», СПС, РСП В.Брынцалова, блок генерала Николаева и академика Федорова, «Отечество – вся Россия» и партия А.Лебедя. Кандидаты от РНЕ и НБП не представили вовремя необходимые документы и сняты с регистрации. Первыми зарегистрированы 4 кандидата: В.Романов, О.Дьяченко, В.Лекарева и В.Захарченко.

1.7.       Позиции самарских политиков в предвыборных партийных списках

На выборах в Государственную Думу 1995 года партийные симпатии жителей Самарской области распределились следующим образом: КПРФ – 22,27%, ЛДПР – 12,26%, НДР – 11,94%, «ЯБЛОКО» – 5,05%. Кроме этих четырех партий, имеющих фракции в нынешнем составе Госдумы, о своем участии в выборах на территории Самарской области уже заявили представители более десятка организаций. Каковы позиции разных политических сил, какое место занимают в своих партиях местные политики, каковы их шансы стать депутатами по «партийной линии» и в одномандатных округах?

1.7.1.      КПРФ

Поволжскую часть партийного списка коммунистов, как и ожидалось, возглавил первый секретарь Самарского обкома КПРФ Валентин Романов. Тольяттинец Владимир Чунгуров, который в «самарском» варианте списка занимал второе место, в межрегиональном списке оказался шестым. Депутат Самарской губернской Думы Наталья Боброва, которой свое «партийное» место уступил Альберт Макашов, заняла лишь одиннадцатую позицию. Пятнадцатый номер – председатель сельхозартели из Похвистневского района губернии Владимир Даринский был исключен из списка по требованию Центризбиркома. Причины неизвестны. В.Чунгурову удастся попасть в Думу, только если В.Романов откажется от своего места, то есть в случае победы в одномандатном округе. Боброва может стать депутатом, только если фракция КПРФ увеличится.

Определились коммунисты и с одномандатниками. В 151 Новокуйбышевском округе, как и на выборах 1995 года, выдвинулся сам Валентин Романов. Однако на сей раз он не является бесспорным лидером, поэтому первое место в партийном списке выполняет роль своеобразной страховки.

В 152 Промышленном округе КПРФ продолжает поддерживать Альберта Макашова, хотя он выдвинут движением «В поддержку армии», в списке которого занимает вторую позицию. У Макашова, в отличие от Романова, шансы победить в одномандатном округе гораздо выше, однако коммунисты официально отказались собирать подписи для его движения.

В 153 Самарском округе выдвинут доцент аэрокосмического университета Николай Мусаткин. Совершенно незнакомому широкой публике кандидату придется столкнуться как с хорошо «раскрученными» Александром Белоусовым и Владимиром Тарачевым, так и с другими кандидатами «левых» взглядов (редактором «Русского дела» Юрием Юдиным и экс-депутатом Любовью Рожковой). Представляется, что коммунисты трезво оценивают свои минимальные шансы на успех в этом округе, поэтому не стали жертвовать «проходной» фигурой, лишь обозначив партийное присутствие.

В 154 Сызранском округе решено поддержать нынешнего депутата Госдумы агрария Олега Савицкого. Однако ситуация у Савицкого сложная, поскольку ему предстоит соперничать с вице-губернатором Владимиром Мокрым.

В 155 Тольяттинском округе выдвинут Владимир Чунгуров, который входит и в партийный список. Его шансы на победу тоже невелики, учитывая наличие сильных конкурентов и слабую популярность коммунистической идеологии в Тольятти. На прошлых выборах в Госдуму КПРФ в этом округе получила 10,5% голосов, что в два раза ниже, чем в среднем по области.

Таким образом, коммунисты смогли выставить собственных кандидатов лишь в трех одномандатных округах из пяти, причем безусловным фаворитом предвыборной гонки является лишь А.Макашов, а неблагоприятный для коммунистов исход выборов в двух округах можно прогнозировать уже сейчас.

1.7.2.      ЛДПР (Блок Жириновского)

В Поволжский партийный список блока Жириновского входят депутат нынешней Госдумы Всеволод Давыдов (третье место) и координатор Самарской областной организации ЛДПР Виктор Часовских (седьмое место). Давыдов может получить мандат депутата в случае, если блок наберет более 6% голосов. ЛДПР выставила своих кандидатов в трех одномандатных округах. В 155 Тольяттинском округе баллотируется Владимир Козяев – внешний управляющий ЗАО «Спецстрой». В 154 Сызранском округе выдвинут Александр Клишин, а в 152 Промышленном округе – Юрий Венедиктов. Оба – предприниматели. В силу малой известности все кандидаты не входят в группу лидеров.

1.7.3.      НДР

В самарский список НДР вошли действующий депутат Госдумы Владимир Шарапов и профессор, глава компании «Радиокоммуникации» Валерий Семенычев. Г-н Семенычев, являясь членом политсовета партии «Россия – президентская республика», выступал ранее сторонником губернатора К.Титова. Однако после присоединения последнего к СПС Семенычев предпочел партийный список НДР. В самарских одномандатных округах НДР решила никого не выставлять. Скорее всего, будет оказываться поддержка в рамках межпартийных соглашений.

1.7.4.      «ЯБЛОКО»

В Поволжский список «ЯБЛОКА» попали два представителя областной организации: Николай Гаврилов и Андрей Асанин. Однако занятые ими шестое и двенадцатое места не обеспечивают прохождения в Думу. В самарской печати неоднократно высказывалось мнение о том, что первоначально Самаре предназначалось проходное второе место, которое должен был занять председатель областной «яблочной» организации Владимир Жуков. Однако, якобы, он не нашел общего языка с руководством партии при обсуждении финансирования предвыборной кампании, не появился на партийном съезде, после чего Самаре досталось лишь 6 место [[1],[2]]. Как бы то ни было, такое распределение мест в партийном списке явно связано с неудовлетворительным положением в областной организации, где отсутствует единство, зато присутствует большая неразбериха.

Это сказалось и на процессе выдвижения одномандатников. Первоначально местное «ЯБЛОКО» выставило 4 своих кандидатов. Однако из предвыборной борьбы уже выбыли трое из них: Петр Петров в 152 Промышленном округе, Евгений Ларцев в 151 Новокуйбышевском и Андрей Асанин в 154 Сызранском округе. Теперь «ЯБЛОКО» поддерживает только двух кандидатов: Николая Гаврилова в 153 Самарском округе и Виталия Зыкова в 155 Тольяттинском округе (который выдвинулся как независимый кандидат). Шансы Гаврилова очень малы, тем более что большинство членов самарской городской организации его не поддерживает и выступает против его участия в выборах. У Зыкова в Тольятти шансов больше, но нет никакой гарантии, что он действительно будет опираться на «ЯБЛОКО» и войдет в ряды фракции в случае своей победы.

1.7.5.      «Союз правых сил»

Как известно, самарский губернатор К.Титов, как председатель политсовета СПС, получил право назвать 1/3 всех кандидатов блока. Определение персонального состава является прерогативой лично К.Титова и его московского предвыборного штаба, поэтому в губернии практически ничего не известно о выдвиженцах «Голоса России». Понятно только, что самарский губернатор вынужден делать ставку не столько на земляков, сколько на тех политиков, которые имеют реальные шансы попасть в Думу при скромных перспективах правых. Долгое время было не понятно даже, войдет ли кто-то из самарцев в Поволжский список СПС. А активно начавшаяся раскрутка А.Буратаевой в областных СМИ (телеролики «Искренне Ваша», газетные интервью, присутствие в губернаторской свите во время посещения сельского района) создавала впечатление, что СПС в губернии будет представлен столичными силами. Только к концу сентября стало ясно, что от идеи выставить А.Буратаеву отказались.

В Поволжский список СПС под первым номером вошла начальник управления спортсооружений областной федерации профсоюзов Вера Лекарева, а под вторым – генеральный директор АО «Трансформатор» тольяттинец Николай Брусникин. Оба выдвинуты также в одномандатных округах (152 Промышленном и Пензенском) против лидеров ДПА А.Макашова и В.Илюхина. Представляется, что основная идея этого выдвижения – обозначить позицию СПС в глазах избирателя. Шансы Лекаревой на победу в округе не очень велики, но попасть в Думу она сможет, если СПС преодолеет 5% барьер, и если в губернии за правых проголосует не менее 500 тыс. избирателей.

В четырех других самарских округах СПС не выдвинул своих сторонников, но как кандидаты от правых сил могут быть маркированы заместитель мэра Тольятти Вячеслав Волков, Александр Белоусов (153 Самарский округ), Олег Дьяченко (152 Новокуйбышевский округ) и вице-губернатор Владимир Мокрый (154 Сызранский округ).

1.7.6.      «Отечество – вся Россия»

Самарцы Сергей Арсентьев и Дмитрий Сивиркин получили в Поволжском списке ОВР лишь седьмое и восьмое места соответственно, что делает их попадание в Думу весьма сомнительным. В этом нет ничего удивительного, поскольку Самарская область совершенно бесперспективна для ОВР. Полный контроль К.Титова над политической ситуацией в губернии обусловил чисто формальное существование отделения «Отечества» и отсутствие серьезной агитации. Правда, в конце октября произошел перенос предвыборного штаба ОВР из Самары в Тольятти. Именно там выставляет свою кандидатуру единственный одномандатник от ОВР – руководитель фирмы «Лада-дизайн» Алексей Кириенко. Представляется, что именно на Тольятти будут направлены агитационные усилия сторонников Примакова и Лужкова.

* * *

Самарцы вошли также в поволжские списки целого ряда объединений и партий. Представители губернии есть практически во всех «левых» партийных списках. Уже упоминалось выше, что А.Макашов занимает вторую позицию в движении «В поддержку армии». В Средневолжском списке «Сталинского блока за СССР» – три самарских активиста. В Поволжский список объединения «Коммунисты, трудящиеся России – за Советский Союз» входят монтажница АО «Экран» Татьяна Яковлева и рабочий АО «Завод им. Тарасова» Вадим Филиппов.

Блок «Единство» включил первым номером в свой список региональной группы «Волга» нынешнего депутата ГД В.Тарачева, который баллотируется и в одномандатном округе. В списке «Блока генерала Николаева, академика Святослава Федорова» числятся представители самарских профсоюзов во главе с председателем федерации Е.Егоровым. Есть самарцы в списках таких объединений, как «За гражданское достоинство», Российская консервативная партия предпринимателей, «Блок Болдырев – КРО», русская социалистическая партия, «Духовное наследие», «Кедр». Партия пенсионеров включила самарских предпринимателей О.Эрнезакса и А.Лазарева даже в центральную часть своего списка.

1.8.       Расстановка сил в одномандатных округах

1.8.1.      151-й Новокуйбышевский округ

Документы на регистрацию в этом округе сдали 5 претендентов. Причем самыми первыми это сделали депутат ГД, первый секретарь самарского обкома КПРФ В.Романов и заместитель генерального директора АДС «Волгопромгаз» О.Дьяченко, которые были зарегистрированы 20 октября и уже приступили к активной предвыборной агитации. Эти кандидаты являются основными претендентами на победу в данном округе. Выдвижение остальных персон представляется лишь декорацией, на фоне которой развернется борьба между лидерами. Если на прошлых парламентских выборах В.Романову сопутствовал оглушительный успех (он набрал 50, 75% голосов), то нынешняя ситуация для него не столь благоприятна. О.Дьяченко, будучи представителем одной из самых влиятельных в губернии компаний, контролирующей газо-энергетический комплекс и имеющей собственный медиа-холдинг, обладает мощными ресурсами и опирается на поддержку глав местного самоуправления. Позиции коммунистов, напротив, несколько ослабли. В.Романов вынужден был даже внести избирательный залог, так как окружная избирательная комиссия забраковала часть подписей его сторонников. Случай беспрецедентный, поскольку еще летом г-н Романов уверенно заявлял, что коммунисты могут собрать любое количество подписей и обойдутся без залога.

1.8.2.      152-й Промышленный округ

В этом округе выдвинулись 13 человек. Главным претендентом на победу здесь считают А.Макашова, который выиграл прошлые выборы в данном округе (набрав 33,38% голосов). Ничего особенного для привлечения избирателей в своем округе А.Макашов не делал, да это от него и не требуется, так как демонстрируемая им позиция неизменно находит отклик у избирателей рабочих районов. Кроме того, его поддерживают коммунисты, влияние которых особенно велико в этом округе. Фигура Макашова – своеобразный жупел для либеральной властной элиты, поэтому все усилия направлены на противостояние генералу. В процессе поиска фигур, способных конкурировать с Макашовым, возникали самые разные варианты. Была идея выдвинуть против генерала диктора ОРТ А.Буратаеву. Потом курсировали слухи о выдвижении в Промышленном округе бывшего мэра Самары О.Сысуева. В результате против Макашова губернатор решил выставить Веру Лекареву, начальника управления спортсооружений областной федерации профсоюзов. Ее знают в Самаре благодаря активной работе по реабилитации трудных подростков, однако г-жа Лекарева все же известна избирателям гораздо меньше, чем Макашов. Ей уже приходилось проигрывать коммунистам на прошлых выборах, когда она уступила В.Романову. Яркую «антимакашовскую» направленность в агитации проявляет и депутат Самарской городской Думы Алла Демина, также выдвинувшая свою кандидатуру в этом округе. Пока не ясно, как будет развиваться соперничество двух дам, и кто из них более успешно «оттянет» голоса у генерала Макашова. Возможно, это в большей мере удастся Алану Чумаку, который также баллотируется в Промышленном округе и видит свою роль в Думе в создании законодательной базы для борьбы со всеми проявлениями экстремизма – от международного до внутрисемейного.

1.8.3.      153-й Самарский округ

Выдвинуто 11 кандидатов. Основными претендентами на депутатский мандат остаются депутат Губернской Думы А.Белоусов, опирающийся на губернаторскую поддержку, и нынешний депутат Государственной Думы В.Тарачев, который после долгих поисков «точки опоры» примкнул к блоку «Единство». А.Белоусов начал готовиться к избирательной кампании загодя. Под маркой исполнения депутатских обязанностей он уже в течение нескольких месяцев, по сути, осуществляет свои PR-акции (к примеру радиоприемная депутата, ответы на вопросы избирателей в газетах и т.д.). Последний шаг, предпринятый им, — заявление с призывом к депутатам нынешнего состава Госдумы немедленно изменить законодательство, увеличив размер минимальной пенсии до 600 рублей. Понятно, что никаких серьезных законодательных последствий это заявление иметь не может, но на избирателей пенсионного возраста действует безотказно. В.Тарачев также ведет технологически грамотную кампанию. Основная интрига развития событий в этом округе связана с очевидными попытками исключить В.Тарачева из борьбы, инкриминируя ему преждевременное начало предвыборной агитации (см. подробнее раздел 1.3). Если действия Тарачева будут квалифицированы именно так, то ему могут отказать в регистрации. Тогда у г-на Белоусова серьезных соперников практически не останется.

1.8.4.      154-й Сызранский округ

Выдвинулось 6 кандидатов. Ситуация в этом округе полностью определяется тем, что в нем выдвинул свою кандидатуру вице-губернатор Самарской области Владимир Мокрый. Сам факт этого выдвижения проливает свет на расстановку сил в губернской элите и может свидетельствовать о том, что К.Титов решил расстаться с главой аппарата администрации, который долгое время слыл его «серым кардиналом». Местные аналитики предполагают, что, возможно, Мокрому уготована роль своеобразного заместителя Титова во фракции СПС. Но более правдоподобной выглядит версия о перераспределении сил внутри губернаторской команды. Речь идет о неявном соперничестве между двумя «вице» – главой аппарата и руководителем представительства области в Москве А.Калмыковым. Похоже, что позиции г-на Мокрого ослабли, и выборы – его единственный шанс остаться в большой политике [[3]].

Шансы на победу у вице-губернатора достаточно высоки, учитывая, что ему оказывается всесторонняя поддержка главами большинства районных администраций и мэром Сызрани В.Яниным. Еще до официальной регистрации началась «раскрутка» г-на Мокрого в губернской прессе. Отчеты об официальных мероприятиях, которыми руководит или в которых участвует В.Мокрый как вице-губернатор, публикуются очень часто и всегда сопровождаются фотографиями персоны, чего раньше не наблюдалось. Делается это весьма квалифицированно с точки зрения юридической безупречности. Основной соперник В.Мокрого — действующий депутат Госдумы О.Савицкий — оценивает ситуацию как очень тяжелую для себя, но не собирается сходить с дистанции, надеясь на поддержку коммунистов и «антивластные» настроения определенной части электората.

1.8.5.      155-й Тольяттинский округ

В этом округе выдвинулось самое большое число кандидатов – 14 человек. Традиционно огромное влияние на предвыборную расстановку сил в Тольятти оказывает АвтоВАЗ. Именно поэтому все в городе ждали, когда менеджмент автогиганта определится с политическими симпатиями. Однако дело закончилось тем, что кандидатура от ВАЗа так и не была названа, что равносильно устранению от выборов. В этих условиях борьба за депутатский мандат обещает быть неожиданной и непредсказуемой. Существенное отличие тольяттинской избирательной кампании – в более высокой активности политических партий. Здесь выдвинуты кандидаты от КПРФ, «Духовного наследия», Русской социалистической партии, ЛДПР, «Блока Ю.Болдырева – КРО», «Медведь», «Отечество – вся Россия», Партии пенсионеров. По мнению аналитиков наиболее реальные шансы на победу имеют глава фирмы «Лада-дизайн» Алексей Кириенко, представляющий ОВР, и руководитель фирмы «Виза» Виталий Зыков. В пользу Кириенко работает некоторый пропагандистский задел (еще летом он провел ряд акций по закупке бесплатных лекарств, уборке города) и весомые финансовые возможности. Зыков также располагает крупными ресурсами, но, главное, славится в Тольятти своей резкой оппозиционностью мэру Жилкину. Уходя в 1997 году с поста вице-мэра города, он обвинил Жилкина в коррупции, и этот шаг явно будет работать на репутацию Зыкова. Кроме этого, Зыков будет иметь поддержку «ЯБЛОКА» (об этом принято решение на съезде) даже не смотря на то, что не является членом этой организации.

2.    Инициативы самарского губернатора

После создания «Союза правых сил», в список которого самарский губернатор не вошел, внимание центральных СМИ в К.Титову резко упало. Поэтому в сентябре–октябре он сделал ряд шагов, нацеленных на привлечение внимания российской общественности. На сенсацию претендовало резкое осуждение Титовым политики федерального центра в Чечне, которую он назвал безграмотной и абсолютно непродуманной. Он заявил, в частности, что считает правомерной просьбу президента Чечни Масхадова ввести на территорию республики миротворческие силы под эгидой международного сообщества. Однако этот неожиданный ход, явно рассчитанный на резкую ответную реакцию, не дал желаемого резонанса.

Еще одна попытка привлечь всеобщее внимание, а заодно и укрепить свой авторитет у населения области, была сделана на ниве пенсионного обеспечения. 12 октября К.Титов подписал постановление о выполнении на территории Самарской области Закона РФ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Это означает введение с ноября индивидуального коэффициента начисления пенсий в размере 0,7 вместо применяемого ныне коэффициента 0,525. Мотивировано решение было тем, что объем средств, собираемых на территории отделением Пенсионного фонда, позволяет исполнять Закон. С другой стороны, подчеркивалось, что Самарская область первой выполняет решение Конституционного суда о незаконности снижения коэффициента. Управляющий региональным отделением пенсионного фонда А.Роккель оказался в данной ситуации «меж двух огней», но предпочел полностью поддержать губернатора. Такая позиция функционера федеральной структуры вполне понятна, если учесть, что А.Роккель совсем недавно вошел в губернскую элиту, заняв нынешний пост именно с подачи К.Титова. Естественно, что самарская инициатива вызвала конфронтацию с правительством и московским руководством Пенсионного фонда. Представители последнего резонно замечают, что повышение пенсий в Самарской области может привести к невыплатам пенсий в дотационных регионах, поскольку бюджет фонда пока остается неизменным. Однако об этом последствии губернаторского решения местные СМИ предпочитают не упоминать, делая упор на заботу К.Титова о «своих» пенсионерах.

Кроме предполагаемого увеличения пенсий, решением губернатора в октябре всем пенсионерам было выплачено единовременное пособие в размере 100 рублей на общую сумму в 86 млн. рублей. Бюджетникам области, за исключением самарцев и тольяттинцев, финансирование которых идет из местных бюджетов, была немного повышена зарплата. Тарифные ставки возросли в 1,1 раза. И уже сообщено, что в ноябре они будут повышены в 1,2 раза. Нуждающимся студентам государственных вузов были предоставлены льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте пригородного и междугородного (внутриобластного) сообщения. Вузам дано право определять порядок оплаты. Областной бюджет компенсирует 50% стоимости 4 поездок в месяц в течение учебного года.

Такое «залповое» проведение мероприятий по социальной поддержке населения и активная их пропаганда наводит на мысль о том, что все это приурочено к грядущим выборам. Участившиеся поездки губернатора в сельские районы, встречи с общественностью, подписание соглашения о вечном мире между представителями различных религиозных конфессий также можно расценить как целенаправленные PR-акции. Однако, укрепляя, в первую очередь, свой личный авторитет, К.Титов в то же время поднимает шансы своих выдвиженцев. Кандидаты, которых он поддерживает, не могут опереться на исповедуемую губернатором либеральную идеологию, зато имеют возможность «присоединиться» к практическим губернаторским достижениям. Представляется, что за эти реальные дела избиратели будут склонны простить К.Титову даже его «правый уклон».

3.    Работа над областным бюджетом-2000

В сентябре-октябре главным направлением работы и структур исполнительной власти, и губернских депутатов была разработка областного бюджета на 2000 год. Чиновники администрации готовились представить депутатам отчет об итогах социально-экономического развития региона в 1999 году и прогноз развития на 2000 год, бюджетное послание губернатора и проект бюджета на следующий год. Депутаты, в свою очередь, должны были обсудить представленные документы в комитетах и подготовить первое чтение проекта бюджета. График работы был очень напряженным. Видимо, существует обоюдное желание управиться с принятием бюджета до декабрьских выборов. Губернская Дума посвятила этим вопросам два своих пленарных заседания. 28 сентября было заслушано бюджетное послание губернатора, а уже 19 октября был одобрен отчет об итогах развития области, принят в первом чтении законопроект о бюджете и создана согласительная комиссия для его доработки.

Отчет об основных итогах развития региона в 1999 году показал следующую картину. Исполнение областного бюджета на конец октября составляет 75,6% (на тот же период прошлого года – 53%). Задолженности в социальной сфере нет. По итогам года прогнозируется рост производства на 5,5% в промышленном секторе и на 12% в сельском хозяйстве. Реальные доходы населения, напротив, сильно пострадали от инфляции (27,5%) и за 1999 год (по оценке) снизятся на 10%. Прогноз департамента по экономике на нынешний год оказался весьма точным. На 2000 год прогнозируется два варианта развития событий. Первый предусматривает рост объемов производства на 5% при росте цен в 132%. При неблагоприятных условиях (росте цен в 142%) производство может упасть на 2%. В департаменте надеются, что второго варианта удастся избежать. Главными направлениями социально-экономического развития области на последующие два года будут решение экономических программ, проведение реформирования пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования.

Принципиальными характеристиками нового бюджета, представленного исполнительной властью, являются его бездефицитность и социальная направленность (67% расходов — на социальные нужды). Сохраняется исключительно жесткий подход, вполне оправдавший себя в ходе выполнения бюджета 1999 года. Так, при заявленной различными подразделениями администрации потребности в 12 млрд. рублей реальный размер расходной части составит всего 7 млрд. рублей. Несмотря на это проект бюджета не был одобрен губернатором с первого раза.

 

Некоторые основные положение проекта бюджета Самарской области на 2000 год.

— Сумма бюджета по доходам и расходам – 7 330 750 тыс. рублей

— Налоговые доходы – 7 061 607 тыс. руб.

— Неналоговые доходы- 269 143 тыс. руб.

— Расходы на здравоохранение и физкультуру – 1 565 549 тыс. руб.

— Расходы на социальную политику – 1 242 978 тыс. руб.

 

После бюджетного послания губернатора депутаты приступили к активной проработке законопроекта на комитетах. Общая концепция бюджета сомнению не подвергалась, но обсуждение отдельных статей расходов напоминало «перетягивание каната». Самая острая полемика разгорелась вокруг финансирования целевых социальных программ и трансфертов муниципальным образованиям. Больше других проявлял недовольство мэр Самары Г.Лиманский, который считает, что столицу губернии неоправданно «зажимают». Добиться выделения больших средств, несомненно, является для него не только вопросом финансовой необходимости, но и личного престижа. Председатель законотворческого комитета А.Степанов предложил включить в бюджет расходы специального депутатского фонда для оказания помощи избирателям в размере 4 млн. рублей на каждого депутата в год. И хотя ему напомнили, что это может привести к злоупотреблениям, он намерен настаивать на своем предложении.

В процессе обсуждения депутатам удалось преодолеть наиболее острые разногласия, поэтому на пленарном заседании Думы 19 октября прения по поводу проекта были довольно краткими. В итоге законопроект был принят в первом чтении, а все дальнейшие согласования были поручены специальной комиссии, созданной на паритетной основе депутатами и органами исполнительной власти. Она приступила к работе 28 октября. Было решено не «перетряхивать» весь документ, а рассматривать законодательные инициативы, поступающие от депутатов и органов местного самоуправления, с учетом принципа бездефицитности и сбалансированности общих доходов и расходов. Комиссия установила 2-недельный срок для приема предложений и решила продолжить поиск резервов для наполнения бюджета с помощью налоговой службы и департамента по управлению имуществом.

Губернская Дума на сентябрьском и октябрьском заседаниях приняла также ряд законов, перечень которых мы приводим в приложении.

4.    Визит в Самарскую область Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

За последнее десятилетие это первый визит в губернию столь высокого духовного лица. Основной целью визита было поздравление Самарской епархии со 150-летием и награждение патриаршими наградами за труды во благо святой русской православной церкви представителей деловой и политической общественности губернии. Причем самарцы были первыми светскими лицами, получившими награды из рук патриарха. Награждение состоялось во время встречи с общественностью. Самарский губернатор был награжден орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира II степени. Награды получили также мэр Самары Г.Лиманский и вице-губернатор В.Мокрый. Всего награждено 14 человек. В ходе визита Патриарх посетил духовную семинарию и Иверский монастырь, Покровский собор, освятил и благословил строительство храма Георгия Победоносца, побывал в Тольятти. Везде его появление сопровождалось массовым паломничеством горожан. Алексий II отметил, что власти Самарской области откликаются на просьбы церкви и всячески помогают духовному возрождению населения, поэтому церковь, в свою очередь, готова помогать в решении общих проблем: преодолении национальных конфликтов и сохранении среды обитания. Представители всех ветвей власти Самарской губернии продемонстрировали огромное внимание к визиту Патриарха. Практически постоянно его сопровождала солидная светская делегация, включая самого губернатора.

С сожалением следует отметить, что получение церковных наград и запечатленная «близость» к Патриарху могут быть использованы как весомые аргументы в ходе предвыборной борьбы. Одним из показательных примеров предвыборной эксплуатации православной темы является кампания кандидата в депутаты г-на Сонина, мало известного доселе самарской публике. Руководимая им организация ведет строительство нового храма, в связи с чем он и оказался рядом с Алексием II в момент съемки. Этот кадр уже вовсю используется для «раскрутки» кандидата, имиджевое интервью с которым вышло под патетическим заголовком «Вячеслав Сонин: Я строю вечное».

Заключение

Развитие событий в ноябре, на наш взгляд, будет полностью подчинено законам предвыборного жанра. Окончательно определится расстановка сил в округах. Наверняка возникнут скандальные ситуации по поводу отказа в регистрации, нарушений правил ведения агитации, использования методов «черного PR» и т.д. Станет ясно, какими ресурсами обладают кандидаты, и как содержательно будут строиться их кампании. Губернаторская команда будет прилагать все усилия для реализации популистских инициатив К.Титова. А сам губернатор, вероятно, должен будет распределить усилия и контролировать как ситуацию в области, так и положение дел в «Союзе правых сил».

 

Приложение

Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

 

151-й Новокуйбышевский округ — 486 449 избирателей.

Центрг.Новокуйбышевск;

г.Кинель, г.Новокуй6ышевск,г.Отрадный, г.Похвистнево, г.Чапаевск, Волжский район, Исаклинский район, Камышлинский район, Кинельский район, Кинель-Черкасский район, Клявлинский район, Кошкинский район, Похвистневский район, Сергиевский район, Челно-Вершинский район, Шенталинский район.

 

152-й Промышленный округ — 483 112 избирателей.

Центр — г.Самара, Промышленный район;

г.Самара, Кировский район, г.Самара, Красноглинский район, г.Самара, Промышленный район, Елховский район, Красноярский район.

 

153-й Самарский округ — 451 724 избирателей.

Центр — г.Самара, Советский район;

г.Самара, Железнодорожный район, г.Самара, Куйбышевский район, г.Самара, Ленинский район, г.Самара, Октябрьский район, г.Самара, Самарский район, г.Самара, Советский район.

 

154-й Сызранский округ — 453 582 избирателей.

Центр — г.Сызрань;

г.Жигулевск, г.Октябрьск, г.Сызрань, Алексеевский район, Безенчукский район, Богатовский район, Большеглушицкий район, Большечерниговский район, Борский район,. Красноармейский район, Нефтегорский район, Пестравский район, Приволжский район, Ставропольский район, Сызранский район, Хворостянский район, Шигонский район

 

155-й Тольяттинский округ — 494 805 избирателей.

Центр — г.Тольятти;

г.Тольятти.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

территориальных избирательных комиссий, формируемых на территории Самарской области,
по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

 

1. Территориальная избирательная комиссия Алексеевского района.

2. Территориальная избирательная комиссия Безенчукского района.

3. Территориальная избирательная комиссия Богатовского района.

4. Территориальная избирательная комиссия Большеглушицкого района.

5. Территориальная избирательная комиссия Большечерниговского района.

6. Территориальная избирательная комиссия Борского района.

7. Территориальная избирательная комиссия Волжского района.

8. Территориальная избирательная комиссия Елховского района.

9. Территориальная избирательная комиссия города Жигулевска.

10. Территориальная избирательная комиссия Исаклинского района1.

11. Территориальная избирательная комиссия Камышлинского района.

12. Территориальная избирательная комиссия Кинельского района.

13. Территориальная избирательная комиссия города Кинеля.

14. Территориальная избирательная комиссия Кинель-Черкасского района.

15. Территориальная избирательная комиссия Клявлинского района.

16. Территориальная избирательная комиссия Кошкинского района.

17. Территориальная избирательная комиссия Красноармейского района.

18. Территориальная избирательная комиссия Красноярского района.

19. Территориальная избирательная комиссия города Новокуйбышевска.

20. Территориальная избирательная комиссия Нефтегорского района.

21. Территориальная избирательная комиссия города Октябрьска.

22. Территориальная избирательная комиссия города Отрадного.

23. Территориальная избирательная комиссия Пестравского района.

24. Территориальная избирательная комиссия Похвистневского района.

25. Территориальная избирательная комиссия города Похвистнево.

26. Территориальная избирательная комиссия Приволжского района.

27. Территориальная избирательная комиссия Железнодорожного района города Самары.

28. Территориальная избирательная комиссия Кировского района города Самары.

29. Территориальная избирательная комиссия Красноглинского района города Самары.

30. Территориальная избирательная комиссия Куйбышевского района города Самары.

31. Территориальная избирательная комиссия Ленинского района города Самары.

32. Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района города Самары.

33. Территориальная избирательная комиссия Промышленного района города Самары.

34. Территориальная избирательная комиссия Самарского района города Самары.

35. Территориальная избирательная комиссия Советского района города Самары.

36. Территориальная избирательная комиссия Сергиевского района.

37. Территориальная избирательная комиссия Ставропольского района.

38. Территориальная избирательная комиссия Сызранского района.

39. Территориальная избирательная комиссия города Сызрани.

40. Территориальная избирательная комиссия Автозаводского района города Тольятти.

41. Территориальная избирательная комиссия Комсомольского района города Тольятти.

42. Территориальная избирательная комиссия Центрального района города Тольятти.

43. Территориальная избирательная комиссия Хворостянского района.

44. Территориальная избирательная комиссия города Чапаевска.

45. Территориальная избирательная комиссия Челно-Вершинского района.

46. Территориальная избирательная комиссия Шенталинского района.

47. Территориальная избирательная комиссия Шигонского района.

Примечание: перечень формируемых территориальных избирательных комиссий определен с учетом размещения действующих комплексов средств автоматизации Государственной системы Российской Федерации «Выборы».


Законы Самарской области, принятые на заседании губернской Думы 28.09.99

 

«О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области «Об инвестициях в Самарской области»

«О разграничении полномочий между Самарской областью и муниципальными образованиями по владению, пользованию, распоряжению земельными участками на территории Самарской области»

«О конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы самарской области и вакантной муниципальной должности муниципальной службы в Самарской области»

«Об условиях и порядке предоставления отсрочки или рассрочки (реструктуризации) по уплате региональных долгов, инвестиционного налогового кредита в части сумм региональных налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет»

«О плате за пользование водными объектами на территории Самарской области»

«О внесении дополнения в закон Самарской области «Об областном бюджете на 1999 год»

 

Законы Самарской области, принятые на заседании губернской Думы 19.10.99

 

«О нормативных правовых актах»

«Об охоте и охотничьем хозяйстве»

«О проекте положения о предоставлении областных государственных гарантий»

«О внесении изменений и дополнений в положение о государственном областном внебюджетном экологическом фонде».



Источники

[1]. По местам стоять // Самарское обозрение. – Самара,1999. — №37. – 13 сентября. – С. 4.

[2]. Борсуков А. Уравнения с неизвестными // Самарское обозрение. – Самара,1999. — №44. – 1 ноября. – С. 3.

[3]. Сызранская сенсация // Самарское обозрение. – Самара,1999. — №38. – 20 сентября. – С. 3.