Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

А. Цепилов

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1999 года

Губернатор обвиняет городские власти в безответственности и коррупции. В мэрии г.Омска продолжаются крупные кадровые перестановки и реформа управления. Новый вице-мэр намерен наладить диалог с областными властями. Завершен прием подписных листов в поддержку кандидатов на парламентских выборах. Одному из лидеров омской оппозиции отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ. В Омске побывали В.Черномырдин, Г.Явлинский и А.Чубайс. Межрегиональные совещания под эгидой ассоциации «Сибирское соглашение» и Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока.

ХРОНИКА

3 октября состоялся митинг оппозиции, посвященный годовщине разгона Верховного Совета РСФСР, и панихида по погибшим во время этих событий.

6 октября депутаты Омского горсовета утвердили в должности вице-мэра Н.Яловенко.

6 октября горсовет принял новую редакцию Устава г. Омска.

7 октября Омск посетила группа лидеров общественно-политического движения «Наш дом – Россия» во главе с В.Черномырдиным.

14 октября на заседании областной чрезвычайной комиссии обнародован список 102 омских предприятий, поступления от которых в бюджет будут приниматься только в денежной форме.

14 октября депутаты Омского городского Совета утвердили состав шести территориальных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу РФ.

19 октября с докладом «О социально-экономическом положении в регионе и основных направлениях политики администрации области» выступил на заседании Законодательного собрания губернатор Л.Полежаев.

21 октября с однодневным рабочим визитом в Омске побывали председатель правления РАО «ЕЭС» А.Чубайс и аким Павлодарской области Г.Жакиянов.

24 октября избирательные комиссии завершили прием подписных листов и иных документов от желающих баллотироваться в Государственную Думу.

26 октября в Омске состоялось заседание координационного совета по промышленной и научно-технической политике межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС).

26 октября в конференции «Стратегический план: концепция развития Омска» приняли участие первый заместитель министра по делам Федерации и национальностей РФ А.Воронин, заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления С.Митрохин и представитель Евросоюза в России О.Хан.

28 октября прошел семинар-совещание руководителей экономических и финансовых служб администраций городов Сибири и Дальнего Востока.

29 октября Омск посетил лидер движения «ЯБЛОКО» Г.Явлинский.

29 октября состоялась учредительная конференция молодежного крыла регионального отделения ОПД «Отечество».

основные тенденции

Политические процессы в Омской области по-прежнему в значительной степени определяются конфликтом между руководством субъекта Федерации и муниципалитетом. Несмотря на отдельные компромиссы (например, в октябре было подписано предварительное соглашение о разграничении полномочий областного и городского органов технической инвентаризации), противостояние местных властей продолжало углубляться. Очередным свидетельством этому стало выступление губернатора Л.Полежаева перед депутатами Законодательного собрания 19 октября 1999 года, в котором он в крайне резкой форме обвинил мэрию в самоустранении от решения городских проблем и коррумпированности. При этом глава обладминистрации недвусмысленно дал понять, что давление правоохранительных органов на городские власти по обвинению в экономических преступлениях будет усилено. То, что это не просто декларация, подтверждается арестом О.Сильнягина — председателя правления ИТ-Банка, который является одной из главных финансово-экономических опор омской мэрии.

На этом фоне в октябре 1998 г. была продолжена кадровая перетряска команды мэра В.Рощупкина и серьезные структурные изменения в руководстве городом. Среди последних реформ наиболее значимой можно считать внесение дополнений в Устав г. Омска, в соответствие с которыми предусматривается должность вице-мэра с широкими полномочиями, избираемого одновременно с главой городского самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Тем временем регион, по-видимому, находится на пороге достаточно масштабного передела собственности, а значит, и политического влияния. Так, муниципалитет обнародовал планы акционирования предприятий городского пассажирского транспорта в общества с ограниченной ответственностью. Стало известно о готовящейся реструктуризации АК «Омскэнерго» с частичной ее приватизацией. Исполняющий обязанности прокурора Омской области В.Гринь направил в областной арбитражный суд иск о признании недействительной сделки между Фондом имущества Омской области и компанией «Trussardy Investments Limited» о передаче этой компании, зарегистрированной на Багамских островах, 12700 обыкновенных именных акций одного из основных налогоплательщиков региона – ОАО «Омский бекон». Вскоре после известной скандальной публикации в «New-York Times» о «Сибирской нефтяной компании» губернатор Л.Полежаев высказался в телеинтервью о целесообразности передачи ее важнейшего звена – Омского нефтезавода – в государственную собственность, а спустя несколько дней руководство этого предприятия было уволено в рамках реструктуризации «Сибнефти». Развитие и последствия этих событий пока прогнозировать трудно.

1.    ежегодное послание ГУБЕРНАТОРа

19 октября губернатор Л.Полежаев выступил с ежегодным посланием перед депутатами Законодательного собрания. Темой доклада стало социально-экономическое положение Омской области и перспективы ее развития в 2000 г. Констатировав переживаемые Россией трудности, глава обладминистрации отметил, что на фоне других регионов показатели Омской области выглядят довольно неплохо. План действий областных властей на 1999 г. в целом выполнен: «Мы предполагали, в частности, и ставили такую задачу себе – выход области по темпам роста объема продукции, работ и услуг, по меньшей мере, на уровень 97% по отношению к предыдущему году. В том числе по таким важнейшим отраслям, как: машиностроение и металлообработка – на 90%, химическая и нефтехимическая промышленность – на 93%, промышленность стройматериалов – на 85%, пищевая и перерабатывающая – на 101,6%. Фактически же получили за 9 месяцев по общему показателю – 101,4%, а по указанным отраслям – 115,3%, 161,2%, 104,3% и 109,6% соответственно». Запланированные на 2000 г. показатели по продукции промышленности составляют 102-103%, сельского хозяйства – 101-102%, а в худшем варианте 97-98% по темпам в промышленности и 98-100% в сельском хозяйстве. Л.Полежаев подчеркнул, что областная администрация намерена и дальше вести активную инвестиционную политику, в том числе и за счет бюджета. Касаясь проблем сельского хозяйства, губернатор назвал «абсолютно неприемлемой в дальнейшем» сложившуюся практику систематических и масштабных затрат на поддержку села под видом закупок в региональный продовольственный фонд. Была отмечена также необходимость «менять структуры и способы управления в сельском хозяйстве со стороны субъекта Федерации», усилить влияние государства на управление акционерных обществ. В общем виде, кроме того, губернатор обозначил основные принципы формирования регионального бюджета на 2000 г.

Особый интерес у наблюдателей вызвала та часть выступления Л.Полежаева, которая была посвящена острой критике городского руководства. Основным поводом для этого послужило резкое обострение ситуации с муниципальным пассажирским транспортом и намерение городского руководства преобразовать муниципальные транспортные предприятия в общества с ограниченной ответственностью (вообще, транспортная тема для Омска в октябре была главной). По мнению губернатора, все это преследует следующие цели: «во-первых, свалить на областную администрацию вину за развал городского хозяйства, во-вторых, принудить законодателей увеличить дотации на содержание городского транспорта в таких размерах, которые будут выгодны будущим частным владельцам транспорта. Самое интересное, что эта манипуляция делается с одобрения городского Совета, где большинство коммунистов». «У нас также создается впечатление, — продолжил Л.Полежаев, — что вся мэрия уже давно и очень последовательно превращается в одно большое общество с ограниченной ответственностью. И даже больше – оно уже фактически не отвечает ни за что – ни за транспорт, ни за котельные, ни за свет и канализацию, ни за образование, ни за медицину. Я уже не говорю о большой энергетике, о промышленности, о социальной политике г. Омска. Это давно лежит на плечах губернатора. И мы подозреваем, что очередная кампания по принятию изменений в уставе города имеет на деле только одну цель – окончательно вывести из-под ответственности многих действующих лиц. И хотели бы предупредить горожан – будьте бдительны». Как заявил губернатор, «во всех отмечаемых выше моментах есть привкус правонарушений, злоупотреблений, коррупции». По мнению Л.Полежаева, не все сделали правильные выводы из политической линии обладминистрации на жестокую борьбу с экономическими преступлениями и коррупцией – «эту последнюю мысль просто подчеркивает характер решения кадровых вопросов в омской мэрии, в том числе последние назначения» [[1]].

2.    местное самоуправление

2.1.       Кадровые и структурные изменения в мэрии Омска

Начавшиеся сразу после региональных выборов 5 сентября 1999 г. серьезные кадровые перемещения и структурные реформы мэрии г. Омска продолжались и в октябре. Так, несколько прежде самостоятельных отделов были объединены в управление по делам национальной политики, религии и общественных объединений, начальником которого назначен В.Шефер.

ШЕФЕР Виктор Эдуардович родился 27 июля 1951 года в г. Омске. В 1971 г. закончил Омское высшее танковое училище, с 1973 по 1977 гг. продолжил учебу в Академии бронетанковых войск, при которой в 1989 г. закончил и адъюнктуру, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Служил в танковых войсках, одно время возглавлял кафедру бронетанковой техники в Омском высшем танковом инженерном училище. 25-летнюю карьеру кадрового военного завершил в 1994 г. в должности заместителя командира танковой дивизии по технической части и вооружению. До последнего времени был руководителем НПК «Надежность». Имеет немалый опыт общественной работы: был председателем комитета местного самоуправления 14-го Военного городка, главой комиссии по правам граждан при городском Совете ветеранов Вооруженных Сил и офицеров запаса, в мае 1999 г. избран президентом Омского центра экономики и культуры российских немцев. Весной 1998 г. баллотировался в областное Законодательное собрание, но неудачно.

Начальником управления молодежной политики администрации г. Омска назначен С.Гиль.

ГИЛЬ Сергей Сергеевич родился в 1967 г. в Омске. Закончил исторический факультет Омского педагогического института, преподавал в средней школе №26 г. Омска. Защитил кандидатскую диссертацию, работал в Омском государственном педагогическом университете в должности заместителя декана факультета дополнительного образования. С марта 1996 г. работал заместителем главы администрации городского Первомайского района (с июня 1997 г. вошедшего в Советский округ), курировал вопросы образования, культуры, молодежной политики.

Начальником управления культуры и искусства администрации г. Омска назначен В.Чирков.

ЧИРКОВ Владимир Федорович родился 28 декабря 1947 г. в с. Душелан Бурятской АССР. В 1970 г. закончил филологический факультет Бурятского педагогического института, преподавал в средней школе и вузе, работал в музее г. Улан-Удэ. В 1978 г. переехал в г. Омск, преподавали в Сибирском автодорожном институте, работал в музее изобразительных искусств, а в 1991 г. стал основателем и директором городского музея «Искусство Омска». 24 сентября 1999 г. назначен заместителем начальника управления культуры и искусства администрации г. Омска. Имеет звание доцента, член Союза художников России.

Л.Маркер, занимавшая ранее должность начальника управления культуры и искусства администрации г.Омска, назначена начальником организационного отдела управления делами администрации г.Омска [[2]].

В контексте структурных реформ городского самоуправления следует расценивать изменения и дополнения в Уставе г. Омска, принятые решением горсовета 6 октября. В числе наиболее значительных нововведений – разделы о градостроительной деятельности на территории г. Омска, о муниципальном заказе, о муниципальных займах. Особое внимание обращают на себя новации, определяющие полномочия заместителя главы городского самоуправления (вице-мэра) г. Омска (статьи 51, 55 Устава). Отныне «одновременно с главой городского самоуправления (мэром) города Омска на срок его полномочий жителями города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании избирается заместитель главы городского самоуправления (вице-мэр) города Омска. Заместитель главы городского самоуправления (вице-мэр) города Омска исполняет по поручению главы городского самоуправления (мэра) города Омска отдельные его полномочия и замещает главу городского самоуправления (мэра) города Омска в случае его отсутствия, длительной невозможности осуществления им своих полномочий, досрочного прекращения полномочий главы городского самоуправления (мэра) города Омска. Заместитель главы городского самоуправления (вице-мэр) города Омска может по поручению главы городского самоуправления (мэра) города Омска исполнять полномочия первого заместителя главы администрации города Омска. При досрочном прекращении полномочий главы городского самоуправления (мэра) города Омска его права и обязанности в полном объеме переходят к заместителю главы городского самоуправления (вице-мэру) города Омска до окончания срока, на который были избраны глава городского самоуправления (мэр) города Омска и заместитель главы городского самоуправления (вице-мэра) города Омска» [[3]].

2.2.       Первая пресс-конференция нового вице-мэра

П.Сатонкин, ставший в конце сентября нынешнего года вице-мэром, провел свою первую пресс-конференцию в новой должности. Он сообщил, что в ходе реформы муниципалитета произошло перераспределение обязанностей между заместителями главы городского самоуправления. В отличие от своего предшественника П.Гейдериха, функции и полномочия которого ограничивались департаментом социального развития, П.Сатонкин будет курировать промышленную и инвестиционную политику в г.Омске, предпринимательство, сферу потребительского рынка и услуг, а также физкультуру и спорт. Причем, как считает заместитель главы городского самоуправления, промышленная политика пока представляет собой самое слабое место в работе омской мэрии. П.Сатонкин заявил, что является сторонником компромиссов и намерен налаживать конструктивный диалог и согласованные действия с областными властями. По его словам, он уже провел ряд встреч со своими коллегами из областной администрации и руководителями промышленных предприятий. По-видимому, именно П.Сатонкин возьмет на себя роль главного участника переговорного процесса мэрии с областной властью, который в последнее время зашел в тупик. Любопытно, что пресс-конференция нового вице-мэра получила в равной степени благожелательный отклик как в «городских», так и в «областных» СМИ. В числе прочих комментариев приводится и такое мнение: после прошедших в нынешнем сентябре региональных выборов местная власть на ближайшие четыре года поделена, и можно предположить, что городские чиновники предпримут шаги по усилению своего влияние в омском бизнесе вплоть до частичного передела собственности. И в этом отношении предпринимательский опыт П.Сатонкина придется весьма кстати [[4]].

2.3.       Арестован руководитель Ит-Банка

В последнее время все более обостряется ситуация вокруг омского ИТ-Банка. 13 октября председатель правления этого кредитного учреждения О.Сильнягин был арестован по обвинению в недоплате банком налога на прибыль и занижении официальной зарплаты банковских сотрудников с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Общая сумма ущерба, инкриминируемая банкиру, составляет 1 миллион 939 тысяч рублей. В свою очередь совет директоров ИТ-Банка выступил с открытым письмом, в котором опроверг выдвигаемые обвинения и предъявил встречные претензии в том, что «на сотрудников банка оказывается изощренное психологическое давление» и «сотрудники контролирующих органов постоянно превышают свои полномочия».

В комментариях представителей правоохранительных структур настойчиво подчеркивается, что дело ИТ-Банка имеет сугубо экономическую подоплеку и является, в общем-то, рядовым – ранее по тем же статьям Уголовного кодекса уже прошло несколько омских банкиров, и заметного резонанса эти дела не получили. Однако, безусловно, в ситуации вокруг ИТ-Банка присутствует и политический аспект – 10% акций этого учреждения принадлежит мэрии г.Омска, являющейся его соучредителем. ИТ-Банк представляет собой одну из опорных финансовых структур муниципалитета, и соответственно результаты следствия могут повлиять на расстановку сил в конфронтации областных и городских властей. Следует особо отметить, что вплоть до мая 1998 г. (то есть непосредственно до назначения на нынешнюю должность) ИТ-Банк возглавлял вице-мэр г.Омска, директор департамента финансов омской городской администрации В.Волков, входящий в число ключевых фигур команды мэра и главных оппонентов губернатора. При этом часть нарушений, выявленных налоговыми и иными органами в ИТ-Банке, приходятся на период пребывания В.Волкова в должности банкира, и уже прозвучали заявления о возможном привлечении его к ответственности [[5]].

3.    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ ПО ВЫБОРАМ В ГОСДУМУ РФ

3.1.       Кандидаты

24 октября завершился важный этап парламентской избирательной кампании. Избирательные комиссии закончили прием подписных листов и денежных залогов от кандидатов в депутаты и приступили к их проверке. По закону на эту процедуру отводится десять дней, так что окончательный список станет известен 4 ноября.

О намерении выставить свои кандидатуры облизбирком уведомило беспрецедентное количество претендентов – 62. Из них 22 сошли с дистанции уже на первом этапе, не сумев собрать необходимое количество подписей в свою поддержку. Среди таких неудачников есть и достаточно заметные фигуры, например, скандально известный общественный деятель Б.Супрунюк, председатель общества вкладчиков Инкомбанка А.Черняк, правозащитник А.Лапинус и др. Не сумел справиться со сбором подписей и активист «Союза офицеров» А.Мандрик, находящийся под следствием за призывы к насильственному свержению конституционного строя. Та же участь постигла еще одного подследственного – А.Охрименко, генерального директора ЗАО «Росар» (одного из крупнейших в России производителей пива и безалкогольных напитков), арестованного по обвинению в организации заказного убийства своего предшественника И.Багнюка. А.Охримиенко уведомил облизбирком о начале сбора подписей 22 октября, за два дня до крайнего срока, но подписей так и не представил.

На нынешних выборах кандидатам в депутаты впервые предоставлена возможность вместо сбора подписей внести денежный залог. Несколько омичей не преминули этим воспользоваться. Среди них – представитель движения «За гражданское достоинство» П.Шухлин, представитель экологического движения «Кедр» Ю.Редькин, директор общественного фонда И.Басов, правозащитник Ю.Шадрин.

По состоянию на конец октября регистрацию прошли крупный предприниматель, руководитель компании «Оша» А.Веретено, начальник Омского пассажирского вагонного депо В.Ларин, глава фирмы «Коминформ» С.Мизя, генеральный директор фирмы «Омский бекон» А.Подгурский. Зарегистрированы также трое из четырех нынешних депутатов Государственной Думы – С.Бабурин, А.Кравец и О.Смолин.

Одной из главных политических сенсаций в октябре стал отказ в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы руководителя фракции КПРФ в областном Законодательном собрании В.Дорохина, который в последнее время является одним из лидеров региональной оппозиции. Поводом стала неполностью заполненная декларация об имуществе – избирком обнаружил у В.Дорохина «неучтенный» автомобиль, хотя сам функционер КПРФ уверяет, что некоторое время назад он эту машину продал, и потому намерен обжаловать решение избиркома в суде [[6]].

Обращает на себя внимание тот факт, что не так много кандидатов по омским одномандатным округам представляют общефедеральные избирательные объединения. В списках значатся представители КПРФ, ЛДПР, «Духовного наследия», бабуринского «Российского общенародного союза», партии пенсионеров, «ЯБЛОКА», «Кедра», блока А.Николаева и С.Федорова [[7]].

Позиция правых сил на парламентских выборах стала темой пресс-конференции представителя Президента РФ по Омской области А.Минжуренко. Он заявил, что включен в региональный список «Союза правых сил» (СПС), а по одномандатному округу баллотироваться не станет, хотя ранее он рассматривался как один из реальных претендентов на депутатский мандат по 130 избирательному округу. Тем самым получается, что омские правые не выставили по одномандатным округам ни одной своей кандидатуры. Как сказал А.Минжуренко, установка правых – тратить средства только на тех, у кого есть серьезные шансы пройти в Думу. Не получит финансовой подпитки от СПС и участвующий в выборах функционер Республиканской партии А.Авдейчиков, которого этот избирательный блок поддерживает чисто морально. Комментируя свой отказ от участия в предвыборной борьбе по одномандатному округу, А.Минжуренко отметил, что по 130 округу, где он традиционно баллотировался, уже зарегистрирован крупный предприниматель А.Веретено, чьи политические взгляды близки правоцентристским, и потому правые не хотят дробить его электорат, чтобы не допустить здесь победы секретаря ЦК КПРФ А.Кравца или нынешнего вице-спикера С.Бабурина. А.Минжуренко категорически отверг слухи о том, что С.Бабурин может продать свое место А.Веретено, сняв перед выборами свою кандидатуру [[8]].

Заметный резонанс вызвала также пресс-конференция вице-спикера Государственной Думы действующего созыва, лидера Российского общенародного союза С.Бабурина. Он сообщил, что вновь будет баллотироваться по 130 избирательному округу, а на двух остальных омских округах от РОСа выставлены С.Мизя и П.Горбунов. По словам С.Бабурина, его основными соперниками на одномандатном округе станут А.Кравец и А.Веретено, а вообще он оказался уже двадцатым человеком, изъявившем стремление баллотироваться по округу №130. «Война мне объявлена, — подчеркнул заместитель председателя Госдумы. – Я вызов принял, вне зависимости от того, стоит ли за Веретено Полежаев или Березовский, или кто-то еще» [[9]].

3.2.       В.Черномырдин в Омске

В преддверие парламентских выборов участились вояжи по провинции первых лиц федеральных политических партий и движений. Так, в начале месяца, спустя несколько недель после агитационного визита делегации движения «Наш дом –Россия» во главе с В.Рыжковым, Омск посетил председатель Совета директоров «Газпрома», лидер НДР В.Черномырдин. Он встретился с областным руководством и активистами местного отделения НДР, принял участие в церемонии открытия Омского филиала Российской академии культуры, председателем попечительского совета которой он является, присутствовал на хоккейном матче между московским «Динамо» и омским «Авангардом». Выступление В.Черномырдина на итоговой пресс-конференции отличалось осторожностью и обтекаемостью, из высказываний политического характера выделялось заявление о близости позиций «Нашего дома» и блока «Единство», а также о недопустимости введения чрезвычайного положения в стране в связи с ситуацией вокруг Чечни [[10]].

3.3.       Визит Г.Явлинского

Программа однодневного визита в Омск Г.Явлинского была достаточно насыщенной: встречи с руководителями области и города, выступление на совещании муниципальных финансистов Сибири и Дальнего Востока, общение с народом возле продовольственного магазина с символическим названием «Яблонька», посещение горсовета, пресс-конференция и встреча с общественностью. Была намечена еще и встреча лидера «ЯБЛОКА» со студентами омских вузов, но по не вполне понятным причинам она сорвалась. Судя по всему, помимо дежурной предвыборной пропаганды визит Г.Явлинского преследовал серьезную политическую цель – продекларировать альянс «ЯБЛОКА» и местного самоуправления во всероссийском масштабе. Выступая перед представителями финансово-экономических служб муниципалитетов, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, Г.Явлинский прямо заявил: «У местного самоуправления не было политического представительства в федеральных органах власти. «ЯБЛОКО» будет осуществлять это представительство». В целом посещение Омска Г.Явлинским можно расценивать как еще один шаг в углублении его политического партнерства с омским мэром В.Рощупкиным, который является президентом Союза российских городов. С одной стороны, лидер «ЯБЛОКА» накануне парламентских выборов заинтересован в поддержке со стороны омского градоначальника, достаточно авторитетного среди глав российских муниципалитетов, с другой – В.Рощупкину в условиях противостояния областным властям необходимо продемонстрировать наличие влиятельных союзников [[11]].

3.4.       Пребывание в Омске А.Чубайса

21 октября в Омске с рабочим визитом побывали председатель правления РАО «ЕЭС» А.Чубайс и аким Павлодарской области Г.Жакиянов. Они провели переговоры с губернатором Л.Полежаев по вопросам реструктуризации долга Омской области перед казахстанскими угледобытчиками и обеспечения бесперебойных поставок экибазстузского угля в течение отопительного сезона. Окончательный вариант соглашения еще не подписан, поскольку предложенный проект не устроил казахстанскую сторону, однако принципиальные договоренности достигнуты. Комментируя сложившуюся ситуацию, А.Чубайс отметил, что в прошлую зиму не по собственной вине АК «Омскэнерго» попала в тяжелое положение, и только благодаря вмешательству РАО «ЕЭС» и губернатора Л.Полежаева удалось предотвратить катастрофические последствия. В августе 1999 г. между РАО «ЕЭС» и администрацией Омской области подписан протокол, который определил взаимную ответственность за энергетическую безопасность Омского региона. При этом «Омскэнерго» является единственной нерентабельной энергосистемой «Сибирьэнерго». А.Чубайс подтвердил, омская компания вошла в предварительный список российских энергосистем, подлежащих реструктуризации с последующей продажей части активов. Тем временем с 6 октября экспорт экибазстузского угля вновь был приостановлен, поскольку Омская область не представила твердые гарантии того, что ее долг перед бюджетом Павлодарской областью в размере 135 млн. рублей будет погашен в ближайшее время.

Проблемы омской энергетики рассматривались также на совещании А.Чубайса с активом АК «Омскэнерго». Обсуждались проблемы ввода в эксплуатацию высоковольтной линии электропередачи «Барабинск – Таврическая», строительства линии «Ишим – Юбилейная» и ТЭЦ-6 в г. Омске [[12]].

4.    Межрегиональные отношения

4.1.       Заседание координационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС)

26 октября в Омске состоялось заседание координационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). Оно прошло в рамках подготовки к намеченному на 19 ноября заседанию совета МАСС, в повестку дня которого вынесены проблемы оборонных предприятий Сибири. Лейтмотив всех выступлений было восстановление государственного управления промышленностью. Так, президент корпорации «Новосибирский завод «Электросигнал» Н.Рычков высказался за восстановление отраслевых министерств; по мнению председателя Ассоциации промышленных предприятий Омской области А.Грезин, необходимо создание государственного банка, который занимался бы кредитованием промышленных предприятий. Поддержку всех участников встречи получило предложение омского губернатора Л.Полежаева поставить вопрос о принятии закона об ответственности государства перед предприятиями оборонного, агропромышленного и энергетического комплексов [[13]].

4.2.       Ассоциация сибирских и дельневосточных городов

Под эгидой Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) в Омске прошла встреча, участниками которой стали руководители экономических и финансовых служб городов Сибири, Дальнего Востока и Урала, а также представители Правительства РФ и Государственной Думы. Главными темами обсуждения были вопросы финансово-экономической политики городов в современных условиях, принципы формирования их бюджетов, проблемы стратегического планирования. Мэр г.Омска В.Рощупкин на правах президента Российских городов особо подчеркнул: во многих из них сегодня тяжелая ситуация, так как новые бюджетные и налоговые кодексы обескровили городскую казну. В ряде регионов положение осложняется из-за мощного давления на муниципалитеты со стороны субъектов Федерации, не желающих делиться средствами и властью. Особый интерес вызвали выступления депутата Государственной Думы, заместителя председателя Комитета по местному самоуправлению С.Митрохина и заместителя министра по делам Федерации и национальностей А.Воронина, посвященные государственной политике в области местного самоуправления. Речь, в частности, шла о новой федеральной программе государственной поддержки самоуправления, изменении налоговой политики, регулировании межбюджетных отношений, а также об отношении к оффшорным зонам. Принятые по итогам совещания рекомендации и предложения касаются закрепления за местными бюджетами достаточных долей федеральных налогов, муниципальной собственности на землю, разграничения полномочий всех уровней власти, обеспечения законодательной базы развития приграничных территорий. Решено также создать комиссию при АСДГ по вопросам межмуниципальной кооперации и интеграции [[14]].

заключение

Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу разворачивается в регионе в условиях продолжающихся противоречий между властями города и области, реформирования местной политической системы и обострения социальных проблем, связанных, прежде всего, с транспортным кризисом. Видимо, все эти факторы придадут дополнительную остроту предвыборной борьбе, которая, в свою очередь, активизирует конфликт основных центров политического влияния на местном уровне.



Источники

[1]. На рубеже нового века // Омская правда. – 1999. – 22 октября. – С. 2-3.

[2]. Структурные изменения в Омске продолжаются // Вечерний Омск. – 1999. – 2 ноября. – С. 2.

[3]. Устав города Омска // Вечерний Омск. – 1999. – 12 октября. – С. 5-8.

[4]. Чернухов В. Новый вице-мэр настроен миролюбиво // Зеркало-плюс. – 1999. — №41. – С. 3; Обновление по всем направлениям // Омское время – 1999. — №39. – С. 2; Новый вице-мэр пока необычен // Позиция. – 1999. — №43. – С. 1; Алексеев И. Новый вице-мэр готов к компромиссам // Омская правда. – 1999. – 27 октября. – С. 2; У города должна быть своя промышленная политика // Новое обозрение - версия. – 1999. — №42. – С. 4; Коршунов А. Как зимой дуба не дать // Новое обозрение: версия. – 1999. — №42. – С. 6; Светова К. Павел Сатонкин: «приоритет – социальным вопросам» // Вечерний Омск. – 1999 – 23 октября. – С. 2.

[5]. У совета директоров «ИТ Банка» своя точка зрения // Вечерний Омск. – 1999. – 16 октября. – С. 1; Отяшкин В. Банкира пишем, чиновник в уме // Новое омское слово. – 1999. — №43. – С. 4; Горбунов С. О бедном банкире замолвите слово // Омская правда. – 1999. – 3 ноября. – С. 5.

[6]. Дорохин? Отказать // Красный путь. – 1999. — №43. – С. 1; Владимир Дорохин намерен обратиться в суд // Омская правда. – 1999. – 29 октября. – С. 1.

[7]. Осколков М. «Естественный отбор». Вторая серия // Омская правда. – 1999. – 27 октября. – С. 2; Пока только шесть // Позиция. – 1999. — №44. – С. 1; Мечтать о Госдуме не вредно, подписи собрать сложнее // Новое обозрение – версия. – 1999. — №42. – С. 3; Лебедев М. «Левые» начинают и выигрывают? // «Московский комсомолец» в Омске. – 1999. — №41. – С. 10; Лебедев М. Регистрацию прошли не все, но многие еще надеются // Вечерний Омск. – 1999. – 26 октября. – С. 2.

[8]. Кириенко поставил на комсомол // Зеркало-плюс. – 1999. — №41. – С. 1

[9]. Перминов Ю. С.Н.Бабурин: «Если бы не оппозиция в парламенте, страны бы уже не было» // Время – 1999. — №41. – С. 1-3; С.Бабурин к войне готов // Зеркало-плюс – 1999. — №39. – С. 7; Светова К. Сергей Бабурин: «На альянс с администрацией президента мы не согласны» // Вечерний Омск. – 1999. — 13 октября. – С. 3; Рулить рвались все – вот и не договорились // Ваш Ореол. – 1999. — №41. — С. 1.

[10] Руденко Н. Черномырдин сделал часть омичей академиками // Вечерний Омск. – 1999. – 9 октября. – С. 1; Филоненко В. Черномырдин и «Единство» друг друга не топят // Омский вестник. – 1999. – 12 октября. – С. 2

[11]. Лебедев М. «ЯБЛОКО» от «Яблоньки» недалеко падает // Вечерний Омск. – 1999. – 30 октября. – С. 1; Лебедев М. Явлинский президентов «не обменивает и не возвращает» // Вечерний Омск. – 1999. – 2 ноября. – С. 2; Коршунов А. «ЯБЛОКО» созреет к декабрю // Новое обозрение – версия. – 1999. — №43. – С. 6; Георгиев В. Не любит льготы, режимы и красные яблоки // Позиция. – 1999. — №45. – С. 3; Южанинова Л. «Скромное обаяние» яблочной буржуазии // Красный путь. – 1999. — №45. – С. 2; Колина О. Классный политик Григорий Явлинский // Зеркало-плюс. – 1999. — №42. – С. 2

[12]. Коломиец А. Чубайс нам поможет? // Коммерческие вести – 1999. — №42. – С. 1; Василенко О. Аким и Чубайс предвещают тепло // Вечерний Омск. – 1999. – 23 октября. – С. 1; Шагиахметов П. Омскэнерго все-таки продадут // Ваш Ореол. – 1999. — №43. – С. 2; Зачем Чубайс приезжал в Омск // Красный путь. – 1999. — №43. – С. 3; Артемьев Г. Уголь… Холода… Чубайс… // «Московский комсомолец» в Омске. – 1999. — №42 – С. 11; Энергетическая безопасность: год 1999 // Омская правда. – 1999. – 22 октября. – С. 1; Бессонова Т. «Омскэнерго» может попасть в первую волну преобразований // Омский вестник. – 1999. – 26 октября. – С. 2.

[13]. Никин П. Леонид Полежаев: «Выпускать пар в свисток нам не резон» // Омский вестник. – 1999. – 28 октября. – С. 1; Катугина Т. Сибиряки идут на Москву // Омская правда. – 1999. – 29 октября. – С. 1.

[14]. Василенко О. Как наполнить городской бюджет? // Вечерний Омск. – 1999. – 2 ноября. – С. 2; Экономисты и финансисты предлагают // Зеркало-плюс. – 1999. — №42. – С. 3.