Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир РАДОВ

Республика Молдова

в октябре 1999 года

Продолжаются дискуссии вокруг изменения конституционного строя республики. Правительство страны находится на грани отставки. Территория компактного проживания болгар выделена в отдельный уезд. Молдавия скоро вступит во Всемирную торговую организацию.

1.    внутренняя ПОЛИТИКА

1.1.       Вокруг вопроса о конституционном референдуме

2 октября в Кишиневе состоялось торжественное заседание по случаю 640-летия создания Молдавского княжества и его утверждения как государства. На нем президент Молдавии Петр Лучинский заявил: «Нет ничего более ценного и святого, чем законное право каждого народа распоряжаться собственной судьбой» [[1]].

Выступая в передаче национального телевидения «Час президента», он заявил, что в Молдавии неэффективный механизм управления и обосновал идею об изменении формы правления в Молдавии. Он сказал, что парламент стал своеобразным отделом правительства. Оно, отметил П.Лучинский, должно формироваться президентом. Он подробно охарактеризовал социально-экономическую ситуацию в Молдавии, назвал ее «крайне сложной», отметил, что в обществе растет недовольство властями. Глава государства сказал, что люди ждут от него сегодня решения двух наиболее важных проблем – принятия законов, защищающих жизненно важные интересы граждан, и создания условий для искоренения преступности [[2]].

Инициатива П.Лучинского относительно изменения формы правления в Молдавии вызвала очередной виток напряженности и противостояния политических сил. Лидеры всех парламентских фракций – Валериу Матей (Партия демократических сил – ПДС), Владимир Воронин (Партия коммунистов), Дмитрий Дьяков (ЗДПМ «Ласточка»), Мирча Снегур (Демконвенция) проявили единодушие (впервые), подписавшись под совместным посланием в адрес президента П.Лучинского. Они призвали его отказаться от идеи проведения референдума, а также от планов ввести в Молдавии президентскую форму правления [[3]].

На послание сразу же откликнулся руководитель кабинета президента Михай Петраке, который заявил, что оно вызывает «по крайней мере, удивление и недоумение». Он подчеркнул: «Я считаю, что ряд наших парламентариев столь резко выступают против инициативы П.Лучинского по изменению системы правления в Молдавии, чтобы сделать ее более эффективной, потому что исходят из чисто личных, корыстных интересов. Они попросту боятся потерять власть, лишиться «теплых» кресел. Интересы народа, страны в целом их мало волнуют. Общество запугивается не только диктатурой, но и самим референдумом» [[4]]. Сам же президент выдержал паузу, подождал, какую оценку даст Венецианская комиссия и 20 октября ответил посланием же, в котором выразил «тревогу и недоумение» [[5]].

15-16 октября в Венеции проходило заседание одноименной Комиссии «За демократию через право». Венецианцы рассматривали предложения молдавской национальной комиссии, которая готовила проект изменений в Конституцию. Работа европейских юристов была несколько затруднена тем фактом, что они как профессионалы заранее готовились вести прения по ранее присланному им варианту (это была третья версия документа). А посланники президентуры во главе с руководителем администрации М.Петраке в последний момент преподнесли другой, четвертый вариант. Поэтому венецианские эксперты отложили рассмотрение вопроса на 5 ноября в Страсбурге, а окончательное заключение на 9 декабря. Тем не менее, в прессе появились сообщения: «Эксперты, а также некоторые члены Венецианской комиссии, четко и однозначно заявили, что процесс изменения Конституции является естественным, и он необходим тогда, когда предпринимается в целях совершенствования Высшего закона для более эффективного управления общественными и государственными делами. По их мнению, переход к президентской форме правления понятен и возможен, так как эта форма является демократической» [[6]].

Такие сообщения были опровергнуты председателем постоянной комиссии по правам человека и национальным меньшинствам молдавского парламента, членом Венецианской комиссии Владимиром Солонарем. Он заявил: «Появившиеся в СМИ сообщения о том, что на состоявшемся 16 октября заседании рабочей группы Венецианской комиссии по конституционной реформе в Молдавии была поддержана инициатива о президентской форме правления, не соответствует действительности». Он сообщил, что ход обсуждения, как и распространенное предварительное заключение экспертов, однозначно свидетельствуют о крайне отрицательном отношении к самой идее введения в Молдавии такой формы правления, при которой правительство оказалось бы полностью подчиненным президенту и не несло бы политической ответственности перед парламентом. Эксперты также единодушно высказались в том плане, что любая конституционная реформа в Молдавии должна проводиться в соответствии с ныне действующей Конституцией, включая получение заключения Конституционного суда и голосование двумя третями голосов избранных депутатов. «Нет никаких оснований полагать, что эти принципиальные подходы и соображения по обсуждению проекта рабочей группой Венецианской комиссии будут подвергнуты каким-либо изменениям», – заявил В.Солонарь [[7]].

После заседания Венецианской комиссии события развивались следующим образом. Сотрудники президентуры уже готовят общественность к тому, что если вердикт Венецианской комиссии не будет благосклонен по отношению к президентской инициативе, то его могут просто не принять во внимание: «Президент будет учитывать мнение международных организаций, но будет последовательно выполнять волю народа, выраженную на консультативном референдуме» [[8]].

18 октября несколько парламентариев от «Ласточки» объявили о своем выходе из этой организации и о создании в парламенте совместно с ранее вышедшем из ПДС Анатолием Дубровским группы независимых депутатов. Это серьезная потеря не только для «Ласточки», но и мажоритарного Альянса за демократию и реформы (АДР), так как группа из девяти представителей Народного фронта участвует в АДР чисто символически [[9]].

1.2.       Нависла угроза роспуска парламента

19 октября П.Лучинский выступил перед народом по каналу «NIT». Он выразил сомнение в том, что Молдавия – это тоже Европа. Высокие цены, коррупция, «крыши» у предпринимателей, взяточничество чиновников и остальные беды объяснялись исключительно с точки зрения отсутствия сильной президентской власти [[10]]. Передача с П.Лучинским собрала более 3 тысяч звонков зрителей. Они высказывали свое мнение относительно инициативы Президента о конституционных изменениях. Более 70% из них ее поддержали.

20 октября была устроена пресс-конференция других представителей «Ласточки», которые заявили, что руководство движения не отражает точку зрения всех его членов, которые в массе своей вовсе не против президентской инициативы. 21 октября лидер движения Д.Дьяков на пресс-конференции назвал аргументацию этих людей «фальшивой». Он заявил, что вопреки их утверждениям «Ласточка» расходится с президентом «по одному-единственному вопросу о проведении референдума об изменении режима правления в Молдавии». По его словам, еще с 1996 года «Ласточка» выступает против радикальных изменений Конституции. При этом она согласна с необходимостью расширения полномочий правительства: « Мне не нравится многое в нынешней системе правления. Но мы не должны отказываться от возможности идти по нормальному пути всех демократических государств». Движение отклоняет предложенный национальной комиссией вариант по двум причинам: во-первых, он ведет к диктаторскому режиму, во-вторых, к политической конфронтации, так как большинство политических партий против [[11]].

Такая ситуация не оставляет никого равнодушными. По данному вопросу каждый занимает различные позиции. Интересна позиция коммунистов: участники пленума компартии согласились, что если совместная работа президента и парламентских фракций по выработке и утверждению нужных стране и обществу изменений Конституции окажется неконструктивной и, следовательно, конфронтация ветвей власти будет и дальше нарастать, партия коммунистов и ее фракция оставляют за собой право добиваться всеми легитимными методами роспуска столь недееспособного парламента, досрочных парламентских и президентских выборов с одновременным проведением всенародного референдума о концепции и принципах управления государством. «Мы осознаем, насколько ответствен такой шаг. Тем не менее, мы к нему готовы: на глазах возрастает опасность национальной катастрофы, потери Молдавией государственности», – заявил лидер коммунистов В.Воронин [[12]].

Наиболее ярко политическое положение в стране описал В.Солонарь:

«То, что происходит на наших глазах в парламенте, главном политическом форуме страны, не имеет рационального объяснения. Упорное нежелание коммунистов и фронтистов сотрудничать с другими парламентскими фракциями, безответственная политика сотрудничества фронтистов со своими идеологическими антиподами в целях разрушения парламентского большинства не имеет ни малейшего отношения к тем функциям, которые должен осуществлять парламент. И, наконец, вся эта разрушительная работа происходит на фоне действий, направленных на то, чтобы изменить конституционный строй в стране. Трудно поверить своим глазам, но совпадений слишком много: совершенно разные, враждующие между собой политические силы объединяются, стремясь расшатать и дискредитировать парламент и правительство. При этом каждая из них желает добиться своей цели, не обращая внимания на то, что их усилия умерщвляют страну, парализуя государство и разлагая общество. Они как будто трудятся изо всех сил, чтобы доказать, что Молдавия не может состояться как государство» [[13]].

Сторонники проведения в Молдавии конституционного референдума приняли решение создать общественную организацию, которая будет объединять в своих рядах «государственников» и «патриотов». В тексте заявления новой организации говорится, что участники конференции решили назвать организацию «Республика». В документе отмечается, что 95% участников конференции по созданию «Республики» представляли регионы Молдавии и лишь 5% – Кишинев. На конференции принят устав организации, который закрепляет ее статус как организации общественной и неправительственной. Председателем организации «государственников» и «патриотов» избран известный в Молдавии юрист и политический деятель Михаил Плэмэдалэ. Провозглашены основные приоритеты: проведение в Молдавии реформы власти, расширение полномочий президента, восстановление доверия народа к государству, проведение экономической реформы с учетом интересов национальных товаропроизводителей. Республиканская конференция решила инициировать сбор подписей в поддержку проведения конституционного референдума. Эту кампанию «Республика» намерена провести до середины ноября [[14]].

Исследуя вопрос противостояния президента и парламента по вопросу конституционной реформы, корреспондент московской газеты «Независимая газета» делает вывод: «идея неотложного конституционного реформирования становится решающим фактором, от которого зависит дальнейшая судьба страны и ее народа. Таково мнение не только разработчиков президентского проекта, но и широких социальных слоев, активно выступающих в его поддержку» [[15]].

1.3.       Правительство на грани отставки

В борьбе между парламентом и президентом заложником становится правительство. Весь октябрь в СМИ обсуждался вопрос о скорой отставке команды Иона Стурзы.

Перераспределение сил в высшем законодательном органе явно негативно сказалось на взаимоотношениях парламент-правительство. После практического распада АДР главную роль в парламенте начала играть фракция коммунистов, которую поддерживают независимые депутаты. Не в пользу «команды» И.Стурзы выступают представители Христианско-демократического народного фронта, лидер которых Юрие Рошка всегда преуспевал в обструкционизме, не уставая обвинять членов нынешнего кабинета министров в коррупции.

Первые сообщения об отставке правительства замелькали в конце первой декады месяца. 7 октября премьер-министр Ион Стурза пришел в парламент, чтобы представить депутатам меморандум о бюджетно-налоговой политике Молдавии в 2000 году (по закону проект бюджета должен быть представлен парламенту до 15 сентября т.г.). Предполагалось, что одобрение меморандума депутатами заменит собой принятие проекта бюджета в первом чтении. «Я настаиваю на том, чтобы этот чрезвычайно важный для страны документ был обсужден», – заявил И.Стурза [[16]]. Его поддержали председатель комиссии по бюджету и финансам Валериу Муравский и спикер Думитру Дьяков. Но меморандум даже не был представлен депутатам. Коммунисты и народнофронтовцы проголосовали против включения документа в повестку дня, набрав большинство. Их аргументация – такое обсуждение может быть проведено лишь в рамках специальных парламентских слушаний, а закон не предусматривает рассмотрение и принятие в первом чтении подобных материалов. После этого Ион Стурза демонстративно покинул зал. В срочном порядке была созвана пресс-конференция в парламенте, которую провели представители АДР: «Ласточки» – Д.Дьяков, Демконвенции – М.Снегур, ПДС – А.Мошану и В.Матей. Суть выступлений политических лидеров сводилась к следующему: отказ от обсуждения меморандума – это первая реальная попытка отправить правительство в отставку [[17]]. Спикер парламента усмотрел в этом и «досрочные выборы, и пересмотр действующей Конституции вплоть до наступления диктатуры».

Но не только половина депутатского корпуса в бюджетном вопросе оказалась по другую сторону баррикад. Предложенный правительством меморандум вызвал возражение и у профсоюзов. «То, что содержится в правительственной концепции, нас совсем не устраивает – в ней полностью отсутствуют конкретные цифры. Это чисто декларативный документ, – заявил заместитель председателя Всеобщей федерации профсоюзов Всеволод Барбэнягрэ [[18]].

13 октября на состоявшемся заседании правительства премьер И.Стурза назвал возмутительными заявления некоторых депутатов, обвиняющих кабинет в непредставлении парламенту в установленные срока проекта закона о бюджете на 2000 год. «Нынешний бюджет, или проект Концепции бюджетно-налоговой политики, впервые за последние годы предполагает макроэкономический рост, разрешение проблем социального характера, он также весьма серьезен и сбалансирован», – отметил И.Стурза [[19]]. По его словам, проект был готов еще в августе, но на тот момент не были доработаны местные бюджеты, поскольку уездные советы только формировались. Нужно было также скоординировать этот документ с главными внешними кредиторами Молдавии.

16 октября премьер-министр Ион Стурза в выступлении по национальному телевидению признал, что в «коридорах власти» разработан сценарий отставки правительства, которое он возглавляет. Наличие такого сценария является реакцией на успехи нынешнего правительства. Намерение оппонентов является местью за неординарные шаги кабинета министров в наведении финансовой дисциплины. Премьер привел конкретные примеры: запрет осуществления взаимозачетов лишил структуры, которые этим занимались, более 100 млн. долларов в год; многим не по душе стремление навести порядок в энергетическом комплексе, где ежедневно делаются миллионы леев [[20]]. Нынешнюю ситуацию вокруг правительства премьер расценил как «хорошо спланированный удар». На вопрос, является ли инициатором отставки правительства президент П.Лучинский, премьер ответил, что ее авторами является «окружение президента». Он сказал, что в последнее время все «бьют» его правительство со всех сторон, причем, «наотмашь» и считает, что задача оппонентов заключается в том, чтобы «свернуть команду профессионалов с того курса, который она проводит».

21 октября парламент принял в первом чтении проект поправок в бюджет-99 [[21]]. Произошло это довольно мирно, без страстных речей и жарких дискуссий, которых можно было ожидать после скандала с проектом бюджета-2000. Члены правительства не стали изобретать ничего нового. Депутатам были представлены все возможные материалы по проекту, подробнейшее обоснование предлагаемых изменений бюджетных статей. Министр финансов Анатол Арану прочел почти часовой доклад о деятельности правительства по исполнению бюджета-99 и аргументировал необходимость корректировки закона. Председатель парламентской комиссии по бюджету и финансам Валерий Муравский в выступлении по проекту отметил, что благодаря усилиям правительства в области публичных финансов проявились положительные тенденции. Увеличились поступления в бюджет, сохранился объем взаимозачетов, уменьшается доходность ценных бумаг, что позволит банкам направлять ресурсы в реальный сектор. Определенные результаты, хотя их можно назвать достаточно скромными, достигнуты в борьбе с контрабандой.

В то же время, снижается ВВП, нет положительных подвижек в реальном секторе. В исполнении бюджета наблюдается непропорциональное финансирование отдельных статей: одни обеспечиваются на 70-80%, другие – на все 150%. Хуже всего финансируются силовые структуры, здравоохранение и образование. Катастрофическое положение в исполнении местных бюджетов. Тем не менее, комиссия предложила парламенту документ принять в первом чтении. Что и было сделано. Против проекта проголосовали лишь депутаты Народного фронта, по мнению которых бюджет принимается для МВФ и ВБ, а это неизбежно влечет за собой изменения. Коммунисты, несмотря на все свои тонкие замечания и сторонние наблюдения за действиями правительства, в данном случае его поддержали. Но все это оказалось лишь временным послаблением.

На последней неделе месяца правительство Иона Стурзы потерпело ряд поражений от парламента. Вначале депутаты отказались принять предложение кабинета министров о приватизации ряда винодельческих и табачных предприятий, чем перекрыли поступающий в Молдавию, в виде кредитов, кислород от международных финансовых организаций. Затем они «зарубили» поправки в бюджет-99. Не изменив главного экономического документа страны на нынешний год, правительство будет просто не в состоянии выработать новый, на 2000-й. Еще одно поражение на международной арене потерпело правительство. Оно не сумело договориться с представителями ОАО «Газпром», которые находились с визитом в Кишиневе. Российское акционерное общество с 1 ноября сокращает поставки газа в Молдавию в связи с растущими неплатежами и настаивает на реструктуризации долга путем передачи «Газпрому» ценных бумаг правительства Молдавии на 90 млн. долларов. На настоящий момент основной долг Молдавии «Газпрому» составляет свыше 480 млн. долларов, из которых 178 млн. долг РМ, а 309 млн. – ПМР, которое ведет расчеты с АО самостоятельно.

Молдавскому правительству сейчас очень трудно. Из-за огромных долгов физических и юридических лиц за электроэнергию, тепло и газ практически сорвана подготовка к зиме. Большие сложности возникли с обеспечением населения хлебом, и пока неясно, как и по каким ценам им будут снабжаться жители Молдавии с декабря текущего года до мая будущего. После некоторой стабилизации вновь начал падать курс молдавского лея, чем моментально воспользовались валютные кассы, фактически прекратившие продажу долларов.

Как отмечают многие наблюдатели, в высшем законодательном органе царит очень напряженная обстановка. В кулуарах депутаты обсуждают возможную отставку правительства, не исключая, при этом, последующий роспуск парламента.

Трудно сказать, что в ближайшее время предпримет Ион Стурза и его правительство. Подавать в отставку он не намерен.

1.4.       Тараклийская проблема

22 октября наконец-то была решена проблема бывшего Тараклийского района. На пленарном заседании 58 депутатов фракции коммунистов и «Ласточки» проголосовали в первом и во втором чтении за внесение изменений в закон об административно-территориальном устройстве РМ и, тем самым, придали Тараклийскому району статус уезда, на чем настаивало большинство жителей региона – этнических болгар.

Парламентарии от ПДС, НФ и части ДК покинули зал, отказавшись участвовать в голосовании в связи с нарушением процедуры включения вопроса в повестку дня. По мнению наблюдателей, это было лишь предлогом – правые политические силы в высшем законодательном органе Молдавии никогда не скрывали своего негативного отношения к тому, чтобы Тараклия получила статус уезда.

Поправки в закон в парламенте защищал первый вице-премьер Николая Андроник, который сообщил, что правительство согласилось с ними единогласно (решение принято 5 октября) [[22]]. Он отметил, что в Молдавии опробовались два варианта решения проблем, связанных с национальными меньшинствами: приднестровский и гагаузский, третьего, по его мнению, не дано.

Н.Андронику пришлось перешагнуть через политические пристрастия и даже войти в противоречие со своим ближайшим соратником по Демконвенции М.Снегуром, выступившим против придания Тараклии самостоятельного статуса. На вопрос корреспондента, какие отношения у него сейчас с М.Снегуром, он ответил: «Такие же добрые и хорошие, как и десять лет назад, когда мы начинали вместе работать» [[23]]. А позицию своего представителя лидер ДКМ М.Снегур оправдал тем, что будучи членом кабинета, Андроник обязан подчиняться решению правительства [[24]].

Первый вице-премьер заявил, что разрешение вопроса по Тараклии должно стать основой стабилизации в южном регионе страны, где будет сохранен и более эффективно использован его экономический потенциал и контроль со стороны молдавского правительства. Еще таким образом будут устранены имеющиеся разногласия между Молдавией и Болгарией. Тараклийцы не должны рассчитывать на какие-либо поблажки и льготы со стороны центральных властей. «Теперь все зависит только от них самих», – сказал он. В уезд Тараклия будут входить 26 населенных пунктов. Выборы в местные органы власти пройдут здесь только после того, как их дату назначит ЦИК.

Принимая во внимание изнурительно долгую историю вопроса (сами тараклийцы считают символичным то, что созревало решение о создании уезда ровно 9 месяцев со дня проведения у них референдума по этому вопросу), нет ничего удивительного в том, что событие это вызвало взрыв политических страстей. Председатель постоянной комиссии по правам человека и национальным меньшинствам В.Солонарь заявил: «Молдавский парламент, приняв изменения в закон об административно-территориальном устройстве РМ, сделал вынужденный, но необходимый шаг, который снимет напряженность на юге страны, сделает ситуацию в регионе стабильной» [[25]].

Но даже появившаяся в СМИ информация о том, что Болгария отложила введение визового режима для граждан Молдавии, не смягчила ситуацию (заявление Болгарии о визах для молдавских граждан в Молдавии считали следствием невнимания кишиневских властей к требованиям тараклийцев). Лидер НФ Ю.Рошка заявил о том, что подоплека проблемы – в желании тараклийских властей заниматься незаконным бизнесом. Противники создания Тараклийского уезда говорили, что решение проблемы нужно лишь группе лиц, преследующих свои интересы. По мнению председателя болгарской общины Молдавии, экс-вице-премьера Валентина Кунева, необходимость создания отдельного уезда была продиктована рядом объективных причин. Во-первых, национальными интересами болгар, компактно проживающих в этом районе с населением 48,4 тыс. человек. В случае присоединения Тараклии к Кагульскому уезду болгары растворились бы, их доля в населении территории сократилась бы с 60 до 12%. Хотя эта причина не превалирующая. Он отметил традиционную, независимую от национальности, сплоченность жителей Тараклийского района, исторически привитую им крайне тяжелыми условиями выживания. В.Кунев обратил внимание на экономическую самодостаточность Тараклийского района, его способность самостоятельно платить налоги [[26]].

В прошедшие выходные Тараклия гуляла. Проблема Тараклии после долгих парламентских дебатов, конфронтации различных политических сил решена мирным путем. Ее и вовсе могло бы не быть, если бы при разработке и принятии в конце 1998 года закона об административно-территориальном устройстве РМ молдавские парламентарии «просчитали ситуацию» и учли, что 70% населения региона выступает за создание самостоятельной административно-территориальной единицы с центром в Тараклии.

2.    ОТНОШЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

2.1.       Международный валютный фонд

С 20 октября по 3 ноября в Молдавии побывала миссия МВФ, руководимая директором II Европейского департамента фонда Ричардом Хаасом. Это очередной, последний из четырех запланированных на текущий год визит миссии фонда в Молдавию. В течение двух недель члены делегации МВФ провели программные и технические встречи с руководством правительства и Национального банка РМ, представителями министерств финансов, экономики и реформ, департамента статистических и социологических исследований [[27]]. Миссия изучала ход выполнения Молдавией финансовых и экономических обязательств перед МВФ.

В результате 3 ноября состоялся брифинг. Р.Хаас высказал свое мнение видения молдавских проблем. МВФ считает политику правительства Молдавии «почти замечательной», но в то же время отмечает, что ситуация в стране остается хрупкой и критической. Р.Хаас отметил, что Молдавия находится в критической точке, но по сравнению с 1998 годом, когда финансы республики были расшатаны, долги росли и дефицит бюджета достиг 8% от ВВП, в этом году финансовая политика «в порядке».

Миссия считает, что дефицит бюджета республики сократится к концу года до 5% ВВП и продолжит снижаться в 2000 году. Инфляция остается на низком уровне, начался рост в промышленности и сельском хозяйстве, курс молдавского лея – стабилен, ставки по кредитам находятся на рекордно низком уровне, многое сделано для структурных реформ в энергетике, сельском хозяйстве, приватизации земли.

«Мы договорились с правительством продолжать такую политику. Но для этого необходима поддержка парламента по двум ключевым вопросам: приватизации и бюджету – как поправкам в закон о бюджете-99, так и по принятию закона о бюджете на 2000 год», – сказал Р.Хаас [[28]].

Отвечая на вопрос, может ли Молдавия еще в этом году получить очередной транш кредита МВФ в 35 млн. долларов, Р.Хаас сказал: «Это может случиться. Для того, чтобы уложиться в график, необходимо одобрение парламентом бюджета на 2000 год к началу декабря». Говоря о том, как повлияет на отношения Молдавии с МВФ возможная отставка правительства, Р.Хаас сказал: «Это будет зависеть от политики нового правительства. Но в любом случае произойдет провал в уже установленных отношениях».

Вывод напрашивается один: МВФ явно поддерживает нынешнее правительство и его политику.

2.2.       Международный банк

В октябре в Молдавию прибыл новый представитель МБ Карлос Элбирт [[29]]. Сразу же по прибытию он встретился со спикером молдавского парламента Д.Дьяковым, который заверил, что Молдавия привержена рыночным реформам. Он поблагодарил за помощь, которую МБ оказывает республике в переходном периоде. Спикер подробно информировал гостя о предстоящем обсуждении проекта закона о государственном бюджете на 2000 год.

2.3.       Европейский банк реконструкции и развития

В октябре с рабочим визитом в Молдавии побывал исполнительный директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по Украине, Румынии, Молдавии, Грузии и Армении Юрий Полунеев. Он встретился с премьер-министром И.Стурзой, вице-премьером, министром экономики и реформ Александром Муравским, председателем Национального банка Леонидом Талмачом и другими официальными лицами, с которыми обсуждались вопросы сотрудничества Молдавии с ЕБРР.

ЕБРР подтверждает поддержку проводимым в Молдавии экономическим реформам и готов активно и адекватно содействовать им, расширяя объемы и спектр своей деятельности в республике. Стороны отметили высокое качество проектов ЕБРР в банковском секторе Молдавии, где делается акцент на финансировании малого и среднего бизнеса. Одним из наиболее видимых проектов ЕБРР в Молдавии был назван динамично развивающийся проект модернизации Кишиневского международного аэропорта. В планах на ближайшее время имеются и новые проекты стоимостью до 50 млн. долларов. В числе приоритетных направлений были названы сотрудничество с банковской системой по финансированию малого и среднего бизнеса, поддержка приватизационных процессов в сфере энергетики и телекоммуникаций, финансирование агропромышленного сектора [[30]].

По мнению Ю.Полунеева, успешная реализация этих проектов в будущем потребует еще более тесной координации усилий со стороны правительства Молдавии и ЕБРР, усиления роли представительства Евробанка в Кишиневе. Он заметил, что существует необходимость уточнения статуса ЕБРР в Молдавии как международной финансовой организации со всеми вытекающими отсюда организационно-правовыми аспектами.

Правительство Молдавии выразило готовность в ближайшее время рассмотреть этот вопрос.

На 1 октября 1999 года общий объем финансовых обязательств Евробанка в Молдавии составил 150 млн. долларов, из которых 23% – проекты в банковской сфере, 46% – в инфраструктуре и 31% приходится на другие коммерческие проекты. В целом отмечается удовлетворительное состояние отношений с ЕБРР, которые характеризуются высоким уровнем взаимопонимания и продуктивной динамикой. За последний год проведена успешная работа по реструктуризации портфеля проектов банка в ответ на негативные последствия российского кризиса на экономику Молдавии.

2.4.       Всемирная торговая организация

Молдавия практически завершила переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и до конца нынешнего года может стать полноправным членом этой влиятельной международной структуры. Такое заявление сделал 12 октября на заседании клуба «Бизнес-пресса» вице-министр экономики и реформ Думитру Брагиш. «Сегодня ВТО для международного сообщества значит больше, чем ООН, – заметил он, говоря о целесообразности этого шага. – Это обусловлено тем, что в рамках ВТО решаются самые главные и животрепещущие для всех стран вопросы экономического развития и торговли» [[31]].

В середине октября состоялся очередной раунд переговоров по вступлению Молдавии в ВТО, в ходе которого удалось найти компромисс с Канадой, Польшей и Болгарией по таможенным пошлинам на импорт вина и мяса. Тем самым молдавская делегация успешно завершила двусторонние переговоры со всеми членами ВТО, выдвинувшими те или иные условия для вступления. После этого перед Молдавией зажигается «зеленый свет» и уже в ноябре в американском Сиэтле, как заверил премьер-министр И.Стурза, она станет полноправным участником мирового торгового правопорядка.

Именно в этот момент в Молдавии активно начал обсуждаться вопрос: а стоит ли ей торопиться со вступлением в очередную международную структуру? Аргументы для сомнений выдвигались самые разные – и соседи, в первую очередь Россия и Украина, не простят Молдавии «панибратства с Западом», и местный производитель не готов к открытой конкуренции с иностранными товарами и парламент может неоднозначно отнестись к необходимости приведения молдавского законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Переговоры о вступлении Молдавии в ВТО велись с 1994 года. В 1997 году была создана специальная рабочая группа, которая занималась подготовкой необходимых документов для вступления и вела переговоры. За это время были обсуждены все проблемы, имеющие прямое или косвенное отношение к торговой политике государства – монетарная и фискальная политика, импортные таможенные пошлины, торговля услугами, государственные субвенции производителям. В результате переговоров родился 100-страничный документ, впитавший в себя более 50 обязательств в разных сферах, взятых на себя Молдавией для членства в ВТО. Главное и общее обязательство – неприменение дискриминационных мер по отношению к своим торговым партнерам – Молдавия не вправе создавать местным производителям и торговцам более выгодные условия деятельности, чем их иностранным конкурентам. Молдавии осталось сделать последний шаг – закон о бюджете на 2000 год разрабатывается уже с учетом требований ВТО.

2.5.       Организация черноморского экономического сотрудничества

8 октября на 31-м пленарном заседании 54-й сессии ГА ООН была принята резолюция А/54/L8 о предоставлении Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) статуса наблюдателя при ООН [[32]].

Постоянный представитель Молдавии при ООН Ион Ботнару отметил, что получение ОЧЭС статуса наблюдателя при ООН будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества в черноморском бассейне со спецструктурами ООН, Европейской экономической комиссии, ВТО, ПРО ООН, рядом региональных структур ООН.

С 27 октября Молдавия заняла председательствующее место в ОЧЭС по апрель 2000года [[33]]. ОЧЭС уделяет внимание реализации совместных проектов экономического характера: строительство транспортной инфраструктуры, налаживание системы связи, создание единой энергосистемы.



Источники

[1]. ИНТЕРЛИК. Законное право каждого народа // Независимая Молдавия. – 1999. – №191. – 6 октября.

[2]. ИНТЕРЛИК. В Молдавии – неэффективный механизм управления // Независимая Молдавия. – 1999. – №191. – 6 октября.

[3]. ИНТЕРЛИК. Руководители фракций – Президенту страны // Независимая Молдавия. – 1999. – №195. – 12 октября.

[4]. М.Петраке. Заявление парламентских лидеров вызывает удивления // Независимая Молдавия. – 1999. – №155. – 12 октября.

[5]. Послание Президента П.Лучинского руководителям парламентских фракции // Независимая Молдавия. – 1999. – №203-204. – 22 октября.

[6]. ИНТЕРЛИК. «Венецианцы» продолжат работу // Независимая Молдавия. – 1999. – №200. – 19 октября.

[7]. В.Солонарь. Провести конституционный референдум в РМ через парламент // Независимая Молдавия. – 1999. – №202. – 21 октября.

[8]. А.Окунева. Политический обзор. // Экономическое обозрение. – 1999. – №39. – октябрь.

[9]. Курьер // Независимая Молдавия. – 1999. – №201. – 20 октября.

[10]. П.Лучинский: Народ – не пустое место, не просто зритель, с ним надо советоваться» // Независимая Молдавия. – 1999. – №202. – 21 октября.

[11]. А.Окунева. Д.Дьяков озабочен положением // Экономическое обозрение. – 1999. – №39. – октябрь.

[12]. В.Воронин. Страсти по Конституции // Независимая Молдавия. – 1999. –N 206. – 27 октября.

[13]. В.Солонарь. Наши главные враги – мы сами // Независимая Молдавия. – 1999. – №197. – 14 октября.

[14]. ИНФОТАГ «Государственники» и «патриоты» объединяются // Независимая Молдавия. – 1999. – №201. – 20 октября.

[15]. А.Григорьев. Окончательное решение за народом Молдавии // Содружество НГ. – 1999. – №9. – 27 октября.

[16]. ИНТЕРЛИК. Предпринята первая попытка отправить правительство в отставку // Экономическое обозрение. – 1999. – №37. – октябрь.

[17]. ИНТЕРЛИК. Грозит ли отставка правительству Иона Стурзы? // Независимая Молдавия. – 1999. – №193-194. – 8 октября.

[18]. О.Нестерова. Профсоюзы подождут до середины декабря // Экономическое обозрение. – 1999. – №38. – октябрь.

[19]. Молдпрес. Премьер-министр возмущен... // Независимая Молдавия. – 1999. – №197. – 14 октября.

[20]. И.Стурза. Задача оппонентов правительства – свернуть команду профессионалов с того курса, который она проводит // Независимая Молдавия. – 1999. – №200. – 19 октября.

[21]. И.Астахова. Налоговая политика – без изменений // Экономическое обозрение. – 1999. – №39. – октябрь.

[22]. Молдпрес. Правительство решило предоставить бывшему Тараклийскому району статус уезда // Независимая Молдавия. – 1999. – №191. – 6 октября.

[23]. Н.Андроник. Мы приняли единственно правильное решение // Независимая Молдавия. – 1999. – №205. – 26 октября.

[24]. Молдпрес. Парламентские фракции правой ориентации – о создании уезда // Независимая Молдавия. – 1999. – №205. – 26 октября.

[25]. В.Солонарь. Шаг – вынужденный, но верный. // Независимая Молдавия. – 1999. – №205. – 26 октября.

[26]. И.Астахова. На карте Молдавии проявились болгарские экономические интересы // Экономическое обозрение. – 1999. – №40. – Октябрь.

[27]. Курьер. Миссия МВФ в Кишиневе // Независимая Молдавия. – 1999. – №202. – 21 октября.

[28]. ИНФОТАГ. Политика «почти замечательная», ситуация «хрупкая» и «критическая». // Независимая Молдавия. – 1999. – 4 ноября.

[29]. Курьер. Представитель МБ в Кишиневе // Независимая Молдавия. – 1999. – 21 октября.

[30]. ИНТЕРЛИК. Новые проекты ЕБРР для Молдавии // Независимая Молдавия. – 1999. – №205. – 26 октября.

[31]. Д.Колак. Д,Брагиш вступил в очередной раунд дискуссий по ВТО // Экономическое обозрение. – 1999. – №38. – Октябрь.

[32]. Молдпрес. ОЧЭС получило статус наблюдателя при ООН // Независимая Молдавия. – 1999. – №195. – 12 октября.

[33]. ИНФОТАГ. Во главе ОЧЭС // Экономическое обозрение. – 1999. – №40. – Октябрь.