Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Юрий РАЗГУЛЯЕВ

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в октябре 1999 года

Боевые действия закончены, заложники освобождены. Ваххабиты нашли поддержку у местных жителей. Спецслужбы Центральной Азии будут действовать вместе. Высокая активность избирателей. Начальники выдвигают своих. Аскар Акаев обращается к народу. Снижаются налоги на малый бизнес. В конфликтном районе будет новая область. Укрепляют границу с Таджикистаном. «Ошский узел» переезжает в Ташкент. Промышленность отстает от аграрного сектора. Энергетики региона соединяют свои мощности. Цена на золото опять стимулирует производство. Вступление в ВТО заставляет Киргизию снижать таможенные пошлины. Национальная валюта падает, но медленно. Суровый закон о пенсиях. Лечение будет по преимуществу платным. Женщины тоже хотят руководить. Компьютерные программы для изучения государственного языка. Споры вокруг закона о свободе совести. Мирные инициативы Кыргызстана. Станет ли Ферганская долина «зоной мира»?

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Вооруженный конфликт в Баткене

1.1.1.      Война на юге закончилась

В Киргизии освобождены последние заложники, захваченные боевиками, проникшими на территорию Ошской области летом нынешнего года. На специальном самолете четыре японских геолога и переводчик прибыли на военный аэродром в городе Кант близ Бишкека.

В первых же интервью участники гуманитарной акции отмечали, что переговоры об освобождении заложников шли очень сложно. Боевики сначала хотели получить за их освобождение солидный выкуп – до пяти миллионов долларов. Кроме этого требовали обмена их на арестованных ранее сообщников, настаивали на предоставлении им свободного коридора до границы Узбекистана. Выдвигались и серьезные политические условия. В частности, речь шла о признании международным сообществом Исламского движения Узбекистана. По неофициальным данным, все вопросы удалось решить через обмен заложников на нескольких преступников, содержащихся в тюрьмах Киргизии.

Министр национальной безопасности Киргизии Мисир Аширкулов сказал журналистам, что операцию по освобождению проводили спецслужбы Киргизии, при активном участии властей Ташкента. В ней принимала участие даже известная поэтесса Гулрухсор Сафиева, подключившая для этого все свои неформальные связи в Душанбе. Отметил министр и определенную роль депутата Жогорку Кенеша Турсунбая Бакир уулу.

Освобождение заложников совпало с визитом президента Аскара Акаева на юг республике. В Оше, прямо в аэропорту министр обороны Кыргызстана генерал Топоев доложил главе государства о том, что территория республики полностью освобождена от боевиков, незаконно проникших на юг страны. По словам министра, подразделения силовых структур полностью взяли под свой контроль перевал Телбе, где находились последние группы боевиков. Бандиты отступили в сторону Джергетальского района Таджикистана.

Все это дает основание считать, что киргизские силовые структуры сумели сорвать планы внешних экстремистских сил использовать довольно отдаленные и заброшенные районы республики для решения своих задач по дестабилизации обстановки в Ферганской долине. Понятно, что в Киргизии сейчас царит эйфория победы. Хотя сами военные, непосредственно сталкивавшиеся с боевиками, слова эти стараются не употреблять. Они еще не забыли свои собственные просчеты и промахи, которые открыли границу перед не такими уж большими отрядами бандитов.

Нельзя забывать и о том, что боевые действия нанесли серьезный ущерб экономике районов, попавших в зону конфликта. Разграблены дома, угнан скот, есть жертвы среди жителей, попавших под ошибочную бомбардировку узбекских самолетов. Боевики же между тем не потерпели ни одного поражения. Они лишь наступали или уходили на заранее подготовленные рубежи, в соответствии с какими-то своими планами. При этом нельзя не прислушиваться к мнению специалистов, которые считают, что нынешний конфликт был лишь разведкой, подготовкой маршрутов, закладкой баз для летнего массированного прорыва через этот коридор караванов с наркотиками. А когда закончилось лето, нарушители границы отошли на свои зимние базы. Чтобы весной опять вернуться [[1]].

1.1.2.      Нашли изменников

В Баткенское районное отделение Министерства внутренних дел Киргизии поступило коллективное заявление жителей села Сырт Кадамджайского и села Сай Баткенского районов. В нем, по словам начальника отделения половника Байзакова, местные жители населенных пунктов района просят правоохранительные органы страны принять самые жесткие меры к «предателям Родины», которые оказывали различную помощь международным террористам, вторгшимся на территорию страны. По сведениям авторов обращения, под которым поставили свои подписи 113 человек, большинство этих изменников являются местными жителями. По мнению экспертов, факт этот является совершенно уникальным в современной истории государства, и его можно считать первым прецедентом в истории уголовного права суверенного Кыргызстана [[2]].

1.1.3.      Объединяются против бандформирований

Планы проведения широкомасштабной операции по предотвращению новых прорывов бандформирований на территории государств Ферганской долины обсудили руководители спецслужб России, Киргизии, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Их встреча в обстановке полной секретности состоялась в Бишкеке 22-24 октября.

Инициаторами этой встречи выступили Россия и Киргизия, которые раньше других столкнулись с таким новым явлением как международный терроризм и поняли, что борьба с ним возможна лишь при объединении усилий. Жестокий опыт Чечни и Баткена убедил их, что любая попытка в одиночку бороться с терроризмом и религиозным экстремизмом заканчивается лишь тем, что бандиты уходят на территорию сопредельного государства и уже оттуда готовят новые нападения. Теперь на пути их должны встать участники международной операции «Граница-Заслон», детали которой как раз и обсуждались в Бишкеке.

Время и место ее проведения пока не разглашаются. Известно только, что при подготовке ее на базе ГУБОП МВД России будет создан единый банк данных об организациях и движениях экстремистского толка, их членах, особенно причастных к совершению террористических актов. Этой информацией будут пользоваться все страны – участницы операции. Кроме того, планируется создание специальной оперативно-тактической группы из представителей правоохранительных органов центрально-азиатских стран. По достоверным данным, в бишкекском совещании участвовали и военные. Они тоже будут участвовать в объединенном наступлении на терроризм [[3]].

1.2.       Выборы

1.2.1.      Чем дальше от города, тем выше активность

17 октября в Киргизии прошли выборы депутатов местных кенешей. У этой избирательной кампании был ряд особенностей. Впервые депутаты избирались по многомандатным округам. Впервые право выдвигать своих кандидатов получили политические партии. В соответствии с новым выборным законодательством впервые применялся ценз оседлости. Теперь каждый кандидат, чтобы получить право быть избранным, должен прожить в своем округе не менее двух лет. Важной особенностью нынешних выборов можно считать и применение в ней для оперативного наблюдения за избирательным процессом государственной автоматизированной системы «Шайлоо». Так же впервые выборы считались состоявшимися независимо от числа избирателей, решивших участвовать в голосовании.

Центризбирком зафиксировал довольно высокую активность избирателей. Причем, как и при старой системе, наивысший процент участия приходится на сельские районы. Чем дальше они расположены от центра, тем охотнее идут избиратели к урнам. Самый высокий процент традиционно дала Ошская область. Так в голосовании приняло участие 78,6% избирателей. За ней идут Джалал-Абадская – 74,31, Чуйская область – 68,11%. В Нарынской области проголосовало 65,57% избирателей, в Таласской – 60,35, Иссык-Кульской – 55,74%. Самую низкую активность продемонстрировали жители столицы – 38,27% [[4]].

1.2.2.      Победила «партия власти»

В Центризбиркоме республики подведены окончательные итоги выборов в местные органы власти. В состав 480 кенешей – городских, районных и сельских – избрано 6751 депутат. Более половины получили эти полномочия впервые. Среди избранных депутатов 82,4% составляют киргизы, 17,4% – женщины. 64,5% вновь избранных депутатов имеют высшее образование. Если разделить депутатов по возрастным категориям, то станет видно, что депутаты явно отдают предпочтение людям зрелого возраста. Половина получивших мандаты имеют возраст от 35 до 45 лет, а еще сорок процентов – старше 45 лет.

Что касается партийной палитры нового состава местных кенешей (напомним, что впервые часть депутатов избиралась по партийным спискам), то она получилась довольно однородной. В органы местного самоуправления прошли 418 представителя от партии «Адилет» (киргизская «партия власти», которую возглавляет известный писатель и дипломат Чингиз Айтматов). Остальные политические объединения представлены гораздо скромнее: Партия единства Кыргызстана – 22 депутата, Партия коммунистов Кыргызстана – 20, «Ар-Намыс» (оппозиционная партия во главе с бывшим мэром Бишкека и бывшим министром национальной безопасности Феликсом Куловым) – 4 депутата [[5]].

1.3.       Законодательная власть

1.3.1.      Год ожидается нелегким

Президент Киргизии Аскар Акаев выступил на совместном заседании палат Жогорку Кенеша с ежегодным посланием к народу и парламенту Кыргызстана. В своем выступлении глава государства сделал анализ проделанной работы, дал оценку социально-экономическому положению страны на текущий момент, определил цели и основные ориентиры государственной политики на следующий год. К положительным итогам минувшего периода президент отнес некоторые макроэкономические показатели экономики. В частности, реальный прирост ВВП за девять месяцев 1999 года составил 3,5%, полностью ликвидирована задолженность по зарплате, пенсиям и пособиям за 1998 год. Устойчивые темпы развития обеспечены в сельском хозяйстве, прирост которого по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 8,5%, а до конца года планируется повысить этот показатель до 10%.

К сожалению, отметил Аскар Акаев, не удалось выдержать планируемый уровень инфляции, уже сейчас он поднялся до 33,2%. Снижение темпов развития промышленности на 4,6% негативно отразилось на финансовом положении республики. Из-за этого правительству пришлось уже в первой половине года значительно корректировать бюджет, особенно его расходные статьи. Так что новый 2000 год, считает президент, для страны ожидается нелегким. И главной задачей в нем по-прежнему будет обеспечение условий для устойчивого роста экономики. Для реализации этих целей, считает президент, необходимо безусловное выполнение всех показателей, запланированных на второй год трехлетней программы реформ. В частности, предстоит обеспечить рост ВВП не меньше, чем на 4%. Профицит бюджета следует обеспечить на уровне 2% и удержать уровень инфляции в пределах 20%.

В своем послании президент Акаев поставил конкретные цели и задачи для всех секторов экономики, определил пути осуществления административной реформы и планов регионального развития. В этой связи глава государства детально проанализировал необходимость создания еще одной – Баткенской области и сообщил о некоторых мерах по быстрейшему формированию там всех органов управления [[6]].

Приближается новое тысячелетие, сказал в заключение президент. Народ Кыргызстана встретит его как единое независимое государство, как равноправный участник мирового сообщества. Однако предстоит закрепить уже достигнутый экономический рост, решить многие социальные проблемы. Причем развивать реформы придется параллельно с укреплением обороноспособности и национальной безопасности. Процесс этот, считает президент, будет очень нелегким. И решить поставленные задачи можно только путем консолидации всех сил общества, только через укрепление силы и духа народа [[7]].

1.3.2.      Поддержали малый бизнес

Депутаты Законодательного собрания Жогорку Кенеша приняли закон «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства» и внесли соответствующие изменения в действующий налоговый кодекс. Предметом разногласий долгое время оставались ставки единого налога, предложенные правительством в размере 14% от размера совокупной валовой выручки для производственников, 15% – в сфере услуг и 12% – в сфере питания. Такие налоги первоначально предлагались вести в качестве эксперимента в Жайылском, Ноокатском районах и в городе Балыкчи. Однако депутаты были настроены более радикально и сочли, что ставки в 12-15% слишком высоки. И в результате было принято решение о взимании единого налога от 3 до 9% с валовой выручки в размерах предусмотренных для каждого вида деятельности. При этом у субъектов малого предпринимательства остается выбор – они могут перейти на новую упрощенную систему налогообложения, либо уплачивать налоги по старому. В сообщении пресс-службы ЗС говорится также, что в соответствии с новым законом 65% налогов, собранных с субъектов малого предпринимательства, будут зачисляться в доход республиканского бюджета, а 35% – в доход местных бюджетов [[8]].

1.4.       Местное самоуправление

1.4.1.      Создана новая область

Военные действия на юге Киргизии стали причиной усиленного внимания властей Киргизии к этому региону. Результатом этого стало образование новой Баткенской области, в которую вошли самые отдаленные районы Ошской области – Баткенский, Ляйлякский и Кадамджайский, а также город Кызыл-Кия. По размерам это будет одна из самых маленьких областей республики, здесь проживает меньше 400 тысяч человек. Однако, по ресурсному потенциалу, считают законодатели, она вполне может конкурировать с другими регионами Киргизии. Здесь расположены такие крупнейшие предприятия республиканского масштаба, как Кадамджайский сурьмяный и Хайдараканский ртутный комбинаты, Кызыл-Кийская табачная фабрика, Сулюктинский электрокабельный завод, функционирует несколько угольных шахт. Разведаны и уже начали давать нефть несколько скважин. В недрах области разведаны богатые залежи цветных металлов, угля, строительного камня, мрамора. Большим потенциалом обладает и аграрный сектор, Баткенский рис и урюк считаются самыми лучшими в Ферганской долине [[9]].

В силу ряда объективных причин Баткенская земля долгое время оставалась глухой, заброшенной провинцией. Этому способствовала ее сильная отдаленность – почти 500 километров – от областного центра. К тому же и транспортные связи здесь были крайне неразвиты. Чтобы добраться сюда из Оша, надо было дважды пересекать границу с Узбекистаном. Дополняет эту характеристику почти полная безработица местных жителей, самый высокий прирост населения, крайне низкий уровень жизни. Так что бандиты совсем не случайно выбрали для своего прорыва именно этот участок Киргизии. Они надеялись, что смогут очень быстро установить здесь свою власть и договориться с местным населением, измученным многолетней нищетой. И в чем-то эти расчеты оказались правильными. Теперь же новая область должна стать частью оборонительного пояса молодой республики, опорным форпостом в борьбе с исламским фундаментализмом и международным терроризмом [[10]].

1.5.       Правоохранительные органы и армия

1.5.1.      Ужесточается паспортный контроль

Под председательством президента Киргизии Аскара Акаева состоялось очередное заседание Совета безопасности республики. На нем рассматривались вопросы изменения организационной структуры и качественного состава Совета безопасности, а также неотложные меры по укреплению безопасности и усилению борьбы с международным терроризмом.

Принято решение ввести в состав Совета безопасности глав государственных администраций – губернаторов областей и мэра города Бишкека. По мнению главы государства, это должно серьезно активизировать работу руководителей всех рангов по обеспечению безопасности доверенных им регионов, повысить их ответственность за личную безопасность граждан. А первым конкретным шагом новых членов Совета безопасности стала работа по ликвидации последствий прорыва вооруженных боевиков на юг республики.

Баткенский инцидент, кроме того, заставил с предельной остротой поставить вопрос о кардинальных шагах по оформлению и укреплению киргизско-таджикской государственной границы. По этому вопросу на заседании СБ выступили министр иностранных дел Муратбек Иманалиев, губернатор Ошской области Темирбек Акматалиев, министр национальной безопасности Мисир Аширкулов. Они считают, что Совет безопасности непозволительно спокойно относился к многочисленным сигналам о возможном прорыве боевиков через совершенно открытые участки киргизско-таджикской границы. Он никак не реагировал на многочисленные сигналы местных жителей и руководителей региона о скоплении боевиков на таджикской стороне, о разведывательных рейдах вооруженных групп в глубь киргизской территории. Все они согласились с предложением Аскара Акаева создать на базе южных районов Ошской области новую – Баткенскую область. При этом они дополнили его планом создания здесь укрепленной зоны с постоянной дислокацией на границе необходимых сил обороны. Обсуждались и вопросы создания в приграничной зоне военизированных поселений, жители которого будут иметь право носить и хранить оружие.

На заседании Совета безопасности был принят план организационно-практических мероприятий по укреплению Государственной границы Кыргызской Республики. Правительству поручено разработать и осуществить меры по устойчивому, комплексному развитию экономики и социально-культурной сферы новой Баткенской области. Секретарь Совета безопасности должен уже к следующему заседанию подготовить комплексный план реформирования Вооруженных сил республики, укрепления границ, образования погранотрядов, строительства на границе военных городков. Причем делать все это надо совершенно безотлагательно. Как сказал в своем заключительном слове глава государства, «в этих вопросах нельзя опаздывать даже на одни день» [[11]].

1.6.       Первые заставы

Командование Объединенной группы войск на юге республики приняло решение создать зоны пограничного контроля и пограничную полосу вдоль Ляйлекского, Баткенского, Кадамджайского и Чон-Алайского районов, сопредельных Таджикистану. Общая протяженность этого рубежа составляет около 500 километров. Согласно утвержденным планам, вдоль государственной границы будут размещены все пограничные коммуникации: заставы, блокпосты, склады и линии связи и т. д. Кроме того, по словам руководителя пресс-службы Объединенной группы войск на юге республики полковника Кадырбека Оморова, в ближайшее время в обязательном порядке будут созданы пограничная комендатура и военная спецкомендатура. На службу в пограничные отряды и на работу в качестве обслуживающего персонала будут приниматься преимущественно местные жители [[12]].

1.6.1.      Дорога наркотикам открыта

В Бишкеке появилось сообщение, что по инициативе киргизской стороны сворачивается проект ООН «Ошский узел», перерывавший путь наркотикам на их главной трассе – высокогорной дороге Хорог-Ош-Андижан. Как сообщил журналистам советник этого проекта Каспер Дооронбуш, офис бывшего «Ошского узла» переезжает в Ташкент, а с главной наркотрассы региона снимаются все посты, которые раньше вставали довольно серьезной преградой на пути ядовитого зелья в Европу.

Киргизскую сторону не остановило даже то, что с закрытием проекта прекращается строительство систем связи в воюющих сегодня Баткенском и Чон-Алайском районах. А ведь именно их так остро не хватает сегодня и войскам, и пограничникам в только что созданной здесь области. Но и это еще не все. В связи с закрытием офиса ооновского проекта из Оша будет вывезено специального оборудования почти на сто тысяч долларов. То есть киргизские таможенники останутся практически с голыми руками.

В ходе скандала выяснилось, что специалисты ООН давно уже конфликтовали с официальными структурами Бишкека. В частности, с бывшим председателем госкомиссии по контролю наркотиков Анарбеком Мамеевым. Он требовал выделять деньги на закупку оборудования только тем фирмам, которые он укажет, пытался навязывать кадры, близкие только его клану. Впрочем, считает Каспер Доорунбуш, и с приходом в Госкомиссию нового руководителя ситуация не изменилась к лучшему. Тем более, что правительство старалось не вмешиваться в «деятельность» своих борцов с наркотиками. И даже не среагировало на закрытие такого стратегически важного проекта, как «Ошский узел».

Однако было бы неправильным все эти многочисленные скандалы, связанные с антинаркотическим проектом, объяснять только личными качествами некоторых руководителей. Специалисты вспоминают, что подобные же события несколько лет назад раскручивались и вокруг пограничных застав на юге Ошской области. Тогда кто-то упорно провоцировал столкновения местных жителей с пограничниками, которые наглухо перекрыли путь наркотикам из Горного Бадахшана в Ош. Особенно сильно «атаковали» заставу Сары-Таш, которая тоннами изымала опий и героин у наркокурьеров. Обвиняли ее в нарушении суверенитета, не уважении местных обычаев.

И добились-таки своего. Российские пограничники ушли сначала из Сары-Таша, а потом и совсем из Киргизии. Как раз после этого и начались вооруженные столкновения в Баткене, многочисленные проникновения на незащищенную теперь территорию Киргизии банд боевиков. Причем по данным многих источников, в планировании их действий самое активное участие принимает международная наркомафия. Именно она, считают специалисты, с помощью вооруженных боевиков стремится установить свой контроль над памирским участком киргизско-таджикской границы, откуда открывается самый выгодный маршрут для ядовитой продукции в Россию и Западную Европу [[13]].

Об этом, в частности, говорил журналистам на одной из пресс-конференций секретарь Совета безопасности Киргизии Болот Жанузаков. По его данным, Жумабай Намангани, руководитель группировки боевиков, воюющей сейчас в Баткене, контролирует примерно семьдесят процентов наркотиков, проходящих так называемым «северным направлением».

Годовой оборот опия и героина на этой наркотрассе измеряется многими тоннами. В нынешнем году он обещает быть еще более значительным. Потому что Афганистан собрал рекордно богатый урожай мака, в два раза больше обычного. По оперативным данным, через границу может пройти до пяти тысяч тонн опия. Тем более что такой преграды на их пути, как прежний Сары-Таш с российскими пограничниками, уже нет. А доходы от его продажи такого моря наркотиков позволяют не только содержать целую армию наемников для предотвращения закрытия границы, но и подкупить всех местных чиновников. Что уже и делается. Подтверждением этого вывода можно считать яростную борьбу, которая развернулась сегодня за посты руководителей новой – очень трудной и очень небогатой – области.

Такое же развитие событий можно прогнозировать и на трассе Хорог-Ош-Андижан. Хорошо экипированные ооновские посты вряд ли удастся заменить хоть чем-нибудь в ближайшие месяцы, и даже годы. Бюджетные деньги теперь будут уходить не на строительство застав, а на содержание новой армии чиновников в только что созданной Баткенской области. Так что можно констатировать: на пути наркотиков из Таджикистана и Афганистана убраны последние преграды [[14]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Реальный сектор

2.1.1.      Итоги девяти месяцев

На очередном заседании правительства министр финансов Султан Медеров выступил с информацией об итогах социально-экономического развития республики за 9 месяцев нынешнего года и исполнении бюджета за минувший год. Главной особенностью отчетного периода он назвал дальнейшее укрепление макроэкономической стабилизации. По данным Нацстаткома, в сентябре инфляция составила 1,3%, обменный курс национальной валюты снизился всего на 1,2%. Реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) за январь-сентябрь составил 108,5% против 101,4% за соответствующий период прошлого года и 102% по итогам восьми месяцев. Наиболее высокие темпы роста производства достигнуты в сельском хозяйстве и строительстве. В промышленности же пока продвигаются вперед лишь отдельные отрасли – электроэнергетика, добыча топлива, машиностроение. А вот в легкой промышленности, наиболее развитой в республике, из-за потери рынка в соседних государствах и неконкурентоспособности продукции продолжается спад производства. И уже совсем неожиданным можно считать резкое сокращение выпуска продукции ликероводочных предприятий.

Султан Медеров сообщил также, что за 9 месяцев 1999 года доходная часть бюджета составила лишь 81,6% от прогнозируемого уровня. Причем из 5,1 млрд. сомов доходной части бюджета лишь 3,1 млрд. приходится на налоговые поступления. И хотя за последние два месяца сбор налогов заметно улучшился, долги предприятий и фирм составляют более полмиллиарда сомов. Такой же цифрой измеряется сегодня и дефицит бюджета [[15]].

2.1.2.      Своего зерна не хватает

За девять месяцев нынешнего года Киргизия увеличила выпуск валовой продукции сельского хозяйства на 8,5%. Как раз такой уровень планировался на конец года. Так что вполне реально, считает министр сельского и водного хозяйства Киргизии Эмильбек Узакбаев, довести прирост производства до десяти процентов. Тем более, что отдельные области этот рубеж уже давно перекрыли. Джалал-Абадская область, например, за девять месяцев дала прирост на 18,1%, Таласская – на 11,4%.

Особенно отличились в нынешнем году хлопкоробы. Они перевыполнили прошлогодние показатели почти на семьдесят процентов. Успешно справились с плановыми заданиями табаководы, бахчеводы, картофелеводы, производители масличных культур. На 5,2% больше прошлогоднего произведено мяса, на 9,2% – молока, на 12,2% – яиц. Увеличилось поголовье крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей. Началось возрождение птицеводства. Все это дает основания утверждать, говорит министр, что проблем с продуктами у киргизстанцев зимой не будет.

Тем не менее, проблем у аграрного сектора пока больше, чем успехов. В частности, уже несколько лет хронически отстает перерабатывающая промышленность. В первые годы реформ сложились устойчивые каналы вывоза за пределы республики необработанного сырья, и перекрыть их не удается до сих пор. По этой причине сегодня простаивают крупные мелькомбинаты в Джалал-Абаде, Оше, Кара-Балте, Сокулуке.

Есть, однако, для этого и свои, объективные причины. В частности, за девять месяцев республика произвела всего 1487 тысяч зерна. Это ниже прошлогоднего уровня и намного меньше, чем выращивалось в советские годы (более 2 млн. тонн). Сказывается сокращение посевных площадей, отводимых фермерами под зерновые культуры, полное отсутствие удобрения и гербицидов, деградация мелиоративной сети. В итоге всегда обеспечивавшая себя хлебом республика вынуждена просить гуманитарную помощь на Западе. Те же мелькомбинаты будут запущены лишь после получения 70 тысяч тонн зерна из Соединенных Штатов Америки и 20 тысяч тонн – из Германии [[16]].

2.1.3.      Возрождение энергетического кольца

В Астане – южной столице Казахстана состоялось подписание соглашения об объединении Центрально-азиатского энергетического кольца с российским. Такое решение стало итогом заседания в городе Алматы Совета руководителей энергетики стран СНГ.

Участник этой встречи, заместитель генерального директора акционерного общества «Кыргызэнерго» Ильяс Давыдов рассказал, что к такому решению энергетиков подтолкнула сама жизнь. Распад Советского Союза, перераспределение товарных и энергетических потоков привели к тому, что на территории СНГ сложилось неравномерное энергетическое поле. В Центральной Азии, например, преобладают гидростанции. Для них характерна сезонная нагрузка. Причем потребности в воде и электричестве по времени не совпадают. Летом, когда потребление энергии падает, полям Ферганской долины остро нужна влага для полива, и энергетикам Киргизии приходится на своих гидростанциях сбрасывать ее мимо турбин. А в это время в соседнем Казахстане на тепловых электростанциях вовсю жгут уголь, чтобы обеспечить своих потребителей энергией.

Зимой же складывается обратная картина. Казалось бы, когда гидростанции Центральной Азии дают максимум тока, тепловые станции Казахстана можно было «притушить». А дефицит энергии восполнить с юга. Однако до сих пор этот обмен производить было невозможно. Соседние энергосистемы, самим богом созданные так, чтобы помогать друг другу, не имели между собой связи. Могучие линии электропередач обрывались у государственных границ.

Такой разрыв оборачивался огромными потерями. Причем для обеих сторон. И вот теперь энергетики решили эту нелепость устранить и объединить два соседних энергокольца в одну единую систему. Уже создана специальная рабочая группа, которая будет утрясать все спорные вопросы. А в конце октября главы правительств заинтересованных государств – Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана – подпишут столь нужный народам этого региона договор [[17]].

2.2.       Инвестиции

2.2.1.      Рост цен на золото стимулирует производство

С большим энтузиазмом было встречено в Киргизии сообщение о значительном подъеме цен на золото на мировом рынке. Ведь эта республика последнее время удерживает третье место среди стран СНГ по добыче желтого металла. По словам советника президента АО «Кыргызалтын» Валентина Богдецкого, из-за низкой цены на золото, которая установилась после того, как центральные банки ряда европейских стран начали распродавать свой золотой запас, в Киргизии возникла даже угроза полной остановки золотодобывающих предприятий. В частности, банкротство угрожало крупнейшему киргизско-канадскому предприятию «Кумторзолото». Временно его спасло лишь то, что стоимость добываемого золота была в свое время определена на основе фьючерсных контрактов и некоторое время не зависела от текущей цены металла на рынке.

Повышение цен на мировом рынке с 250-260 до 320 долларов на унцию остановило этот опасный процесс. Более того, оно дало шанс удержаться на рынке даже Макмальскому золоторудному комбинату, где основные запасы уже давно выработаны, а металл добывается из самых бедных руд. Но даже и в этих условиях открытым остается вопрос о разработке месторождения Джеруй. Без налоговых льгот даже в условиях стабильных цен на рынке добыча золота здесь все равно будет нерентабельной. Помочь здесь могут только налоговые льготы. Однако правительство до сих пор не может решить этот вопрос. А в итоге партнер «Кыргызалтына» – компания «Норекс» не начинает разработку технико-экономического обоснования строительства здесь нового предприятия.

СП «Кумтор голд компани» за семь месяцев нынешнего года добыло 333,3 тысячи унций золота, то есть более десяти тонн. Это на 257 килограммов ниже запланированного, что объясняется, по словам вице-президента компании Терри Роджерса, резким снижением содержания золота в руде – до 1,39 грамма на тонну. Тем не менее, СП надеется к концу году добыть прогнозируемое количество металла – 18 945 килограммов. В целом же по республике добыча благородного металла в нынешнем году должна составить 21-22 тонны [[18]].

2.2.2.      Для своих – низкие пошлины

Законодательное собрание Жогорку Кенеша приняло закон «Об утверждении таможенного тарифа на 2000 год». При его обсуждении вице-премьер, министр внешней торговли и промышленности республики Эсенгул Омуралиев сообщил депутатам, что новый закон снижает главным образом таможенные пошлины на ввозимые в страну оборудования и сырья. По предварительным данным, доходная часть бюджета потеряет при этом около пяти миллионов долларов США. Однако правительство пошло на это для поддержки местных, отечественных производителей. Оно надеется, что такой шаг будет стимулировать производство и за счет увеличения его объемов возместит некоторые потери бюджета. Кроме того, снижение таможенных пошлин соответствует обязательствам, которые Киргизия приняла на себя при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) [[19]].

2.3.       Финансы и налоги

2.3.1.      Нацбанк поддерживает сом

Обменный курс сома в октябре отличался довольно высокой стабильностью. Этим, по мнению экспертов Национального банка, он обязан экспортерам сельскохозяйственной продукции, которые активно торговали своей продукцией на внешнем рынке.

По предварительным расчетам, из-за увеличения экспорта сельхозпродуктов, дефицит торгового баланса республики за последние недели сократился почти в два раза. А девальвация национальной валюты с начала года составила всего 31,64%. Это значительно ниже, чем в соседнем Казахстане (39%), однако превышает уровень Узбекистана (18,7%).

Впрочем, не остается в стороне от укрепления собственной валюты и Национальный банк. Последнее время он активно участвует в торгах на межбанковском валютном рынке, своими капиталами сглаживая колебания сома. В отдельные дни он продает или покупает здесь по 500-600 тысяч долларов. Следует отметить, что такая активность Национального банка стала следствием жестокой критики, которой подверглась деятельность главного финансового органа страны на заседаниях Законодательного собрания. Депутаты были очень недовольны тем, что Нацбанк довольно долго спокойно смотрел на резкие колебания курса сома, что привело к банкротству многих мелких предпринимателей [[20]].

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Экономят на пенсионерах

Принятые недавно Жогорку Кенешем поправки к закону «О государственном пенсионном социальном страховании» предусматривают замораживание базовой пенсии на уровне 200 сомов (меньше пяти долларов США) и отказ от увязывания ее с минимальной заработной платой. Главный оппонент правительства, категорический противник такого реформирования пенсионного законодательства депутат Алевтина Проненко считает, что по уровню жизни стариков и инвалидов нанесен жестокий, почти смертельный удар.

Новый закон накладывает на пенсии сразу два ограничения. Во-первых, устанавливается постоянный потолок ее базовой части. То есть любой рост цен, увеличение коммунальных тарифов будет урезать и без того нищенский уровень жизни стариков. Ведь пенсия теперь совершенно не зависит от минимального уровня зарплаты. Более того, размер базовой части пенсии довольно долго будет теперь много меньше 200 сомов. Ведь он ограничен еще и 12 процентами от складывающейся в стране средней заработной платы. А она составляет пока меньше 1000 сомов. Легко вычислить 12% от этой суммы – около 120 сомов, или чуть больше трех долларов.

Следует сказать, что правительство с поразительной настойчивостью пробивало эти драконовские поправки к пенсионному закону через палаты парламента. На заседания приходили министры, председатель правительства. Депутаты подвергались индивидуальной обработке. И все это делалось совсем не случайно. Та же Алевтина Проненко такую беспрецедентную настойчивость чиновников связывает с тем, что на поправках настаивал Международный валютный фонд. Только при условии их принятия он гарантировал выделение Социальному фонду республики 18 млн. долларов на дальнейшее реформирование пенсионной системы.

А между тем цены и тарифы в республике потихоньку растут. Но потихоньку – это лишь временно. Дело в том, что в Киргизии началась подготовка к очередным парламентским и президентским выборам. Компании эти характерны, прежде всего, тем, что на рынок будут выброшены огромные суммы денег – на подкуп избирателей, на проведение пропагандистских компаний, на организацию партийной работы. Планируется и очередное повышение зарплаты чиновникам – чтобы вернее служили претендентам на государственные посты. А все это вместе неизбежно обернется ростом цен, повышением прожиточного минимума. Вот только у пенсионеров в соответствии с новым законом доходы будут расти в противоположную сторону [[21]].

3.2.       Референдум о пенсиях

Общественное объединение социальной защиты населения (ООСЗН) и группа вкладчиков коммерческого банка «Толубай» выступили с предложением провести в республике референдум по вопросам социальной защиты неимущих. Предлагается вынести на обсуждение два вопроса – о введении ограничений на принятие Жогорку Кенешем и правительством Кыргызстана любых законов и нормативных актов, ухудшающих положение пенсионеров и других социально уязвимых слоев населения, а также передаче Жогорку Кенешу монопольного права Национального банка на установление минимального размера уставного капитала для коммерческих банков.

Авторы обращения считают, что установленный сегодня размер пенсий не обеспечивает даже минимальных потребностей человека. Не устраивает их и наступление властей на мелкие коммерческие банки, которые для многих пенсионеров обеспечивают хоть и не очень стабильную, но все-таки прибавку к нищенской пенсии. Они обратились ко всем политическим партиям и общественным объединениям с просьбой поддержать их инициативу [[22]].

3.3.       За лечение придется платить

Законодательное собрание Жогорку Кенеша приняло закон «О внебюджетной деятельности в учреждениях здравоохранения», проект которого был предложен правительством республики. В нем прямо говорится, что из-за нехватки бюджетных средств медицинские учреждения республики будут теперь все шире вводить платные услуги. По словам министра здравоохранения Накена Касиева, представлявшего депутатам новый закон, в нынешнем году системе здравоохранения вместо необходимых ей двух миллиардов сомов выделено всего 893 миллионов сомов. А потребность здравоохранения некоторых отдаленных регионов удовлетворена всего лишь на 15%.

Закон, как было сказано на заседании палаты, должен упорядочить уже сложившуюся в реальной жизни систему платных услуг, определив в ней права и обязанности пациента и медучреждения. Министр здравоохранения также отметил, что принятый закон не противоречит государственной политике по усилению адресной социальной защиты уязвимых слоев населения. Бесплатная медицина полностью не ликвидируется, однако после принятия закона Правительство определит строгий перечень учреждений здравоохранения, где платные услуги будут преобладающими [[23]].

4.    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

4.1.       Женщины в исламском мире

Лидеры женских неправительственных организаций, парламентарии-женщины Таджикистана и Кыргызстана приняли решение о создании ассамблеи «Женщины за мир и бесконфликтный регион». Об этом сообщила депутат Жогорку Кенеша республики Рахат Ачылова, возглавлявшая делегацию Киргизии. В ходе рабочей поездки в Таджикистан ее приняли заместитель председателя Олий Мажилиса (парламента) Таджикистана Гульфазо Сабирдинова, советник президента Таджикистана по делам СМИ Саяро Нээматова и руководители Общества дружбы и ряда неправительственных организаций.

Лидеры-женщины стран Центральной Азии намерены обсудить свои проблемы в рамках семинара «Женщины по проблемам этнической толерантности в пограничных зонах». Еще в ходе своего визита в Таджикистан Рахат Ачылова оговорила со своими коллегами-парламентариями пути распространения опыта Граминбанка (Бангладеш) по микрокредитованию в Ленинабадской области Таджикистана и Баткенской области Кыргызской Республики. Намечены меры по увеличению количества женщин в законодательной структуре власти государств Центральной Азии. А сама Рахат Ачылова приступила к разработке проектов законов, объединенных общей темой – «Женщина и ислам» [[24]].

4.2.       Языку будет учить компьютер

В Кыргызстане при участии Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО разрабатывается проект обучения киргизскому языку с помощью компьютера. Начало реализации проекта планируется на 2001 год. Об этом сообщила председатель комиссии Адаш Токтосунова. По ее мнению, компьютерное обучение языку намного удобнее для обучающегося, особенно в условиях острой нехватки учебников и методических пособий. И особенно нуждаются в таких программах взрослые, изучающие государственный язык самостоятельно. Адаш Токтосунова также сообщила, что даже по официальным данным, около 70% госчиновников в достаточной степени не владеют государственным языком. Однако программы его изучения финансируются пока очень плохо. Об этом и других проблемах обучения киргизскому языку и его развития было сказано на брифинге представителей Национальной комиссии по государственному языку. В 1999 году, например, бюджет Национальной комиссии по государственному языку составлял всего 700 тысяч сомов. На 2000 год выделено чуть больше – 812 тысяч, хотя для налаживания этого важнейшего дела надо, как минимум, пять миллионов.

Ответственный секретарь Национальной комиссии по государственному языку А.Токтомбетов сообщил, что в целях привлечение внимания общества и органов государственного управления к проблемам более полного широкого использования государственного языка, разработана специальная десятилетняя программа, составной частью которого является использование компьютеров. Кроме того, на рассмотрение парламента страны отправлен новый проект закона о государственном языке [[25]].

4.3.       Сохранится ли свобода конфессий?

Вот уже несколько недель депутаты Жогорку Кенеша продолжают обсуждение проекта закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Приняв его во втором чтении, законодатели, тем не менее, внесли в него много изменений и дополнений. Большинство депутатов, например, категорически выступают против нормы, допускающей замену обучения в общеобразовательных учреждениях обучением в религиозных организациях. Предлагается ужесточить контроль за деятельностью религиозных организаций, и в частности, ввести жесткое лицензирование открытия новых объединений. Впрочем, вопрос этот вызвал очень неоднозначную редакцию. Многие депутаты считают, что не следует отменять существующий сегодня порядок, который является самым свободным и либеральным во всей Центральной Азии. Большие разногласия вызвал также и вопрос о контроле за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных конфессий. А предложение депутата Мамаюсупова о запрете обучения канонам религиозных наук детей, не достигших 18 лет, вообще не нашло поддержки у депутатов. Ожидается, что и при третьем чтении дебаты и споры будут не менее горячими [[26]].

5.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

5.1.       Визит премьер-министра в Россию

Премьер-министр республики Амангельды Муралиев на заседании правительства проинформировал членов кабинета министров об итогах его рабочего визита в Российскую Федерацию. По словам премьер-министра, достигнуты соглашения об оказании безвозмездной помощи Кыргызской Республике по укреплению государственной границы в объеме пяти миллионов рублей. Кроме этого, стороны договорились об участии специалистов Кыргызской Республики в операциях, проводимых МЧС РФ и в обучении кыргызстанцев в России. В ходе беседы с министром обороны РФ Игорем Сергеевым были обсуждены проблемы по борьбе с международным терроризмом, вопросы о совместном производстве военно-технических изделий. С российской стороны было предложено провести встречу министров обороны республик в целях улучшения взаимодействия по борьбе с терроризмом и организовать на юге Кыргызстана комплексное обучение в рамках военного сотрудничества. Благополучно для Киргизии решен вопрос по отсрочке выплаты российских долгов. Амангельды Муралиев отметил, что правительственную делегацию Киргизии очень тепло принял председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин. На ней как раз и были окончательно решены все вопросы о дальнейшем экономическом и военно-техническом сотрудничестве двух стран [[27]].

5.2.       За мир в Центральной Азии

Первый заместитель министра иностранных дел Киргизии Аликбек Джекшенкулов выступил на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. С этой высокой трибуны он решительно осудил вторжение на территорию республики хорошо вооруженных бандитских формирований исламских террористов, имеющих многолетний опыт боевых действий в Афганистане и Таджикистане. Среди этих экстремистов были замечены не только представители государств Центральной Азии, но и иностранные наемники. Киргизстан выразил искреннюю благодарность России, Казахстану, Таджикистану и Узбекистану за решительную и твердую поддержку усилий Киргизии в ликвидации вторгшихся на ее территорию бандитских формирований.

В своем выступлении на Генеральной Ассамблее ОО представитель Киргизии поднял и другие важные проблемы. В частности, он сообщил, что Киргизия готова снова предоставить свои услуги по проведению под эгидой ООН мирной конференции по Афганистану. От имени своего правительства он еще раз призвал международное сообщество провозгласить Центральную Азию зоной, свободной от ядерного оружия, обратился с призывом «предпринять самые решительные меры в целях обуздания исламских экстремистов, стремящихся посеять в Центральной Азии насилие, хаос и мракобесие» [[28]].

5.3.       Когда имидж не по карману

Сегодня Кыргызстан является членом более ста двадцати самых разных международных организаций – авторитетных и не очень. И за это право ей приходится ежегодно выкладывать из казны примерно триста миллионов сомов. Эти взносы легли таким непомерным грузом на хрупкие плечи молодого суверенного государства, что Киргизия сегодня везде должна. Например, только в Организации Объединенных Наций долг Киргизии составляет более двадцати миллионов сомов, в Интерполе – более трех миллионов. А в бюджет МИДа на весь 1999 год Минфин для этих целей заложил всего пятьдесят миллионов сомов. Да и то к сегодняшнему дню из этой суммы получено всего 12 миллионов.

Чтобы хоть как-то сократить эти совершенно непомерные расходы, правительство еще в начале года приняло специальное постановление, в котором определило чуть больше двадцати самых приоритетных международных организаций. Тех, которые в трудное время действительно оказывают Киргизии существенную помощь – ООН, ЭКО, ВТО, ВОЗ, Европейский банк реконструкции и развития. На погашения взносов в эти организации будут использованы все внутренние резервы. Что же касается остальных организаций, то сотрудничество с ними будет строиться в зависимости о того, сможет ли ведомство или структура найти деньги для оплаты взносов. Между тем, в Управление международного сотрудничества аппарата премьер-министра продолжают поступать заявки на вступление в международные организации. И обязательно под финансовые гарантии правительства [[29]].

5.4.       Конгресс народной дипломатии

В Оше, на юге Киргизии создан международный Ферганский конгресс народной дипломатии. Организация эта должна объединить силы общественности трех стран, которые на финише века столкнулись с острейшими экономическими, политическими, социальными, демографическими, экологическими проблемами.

Международные эксперты давно считают Ферганскую долину зоной постоянно растущей напряженности. Здесь до сих пор нет четко проведенных, официально оформленных границ между новыми независимыми государствами. В том же Баткенском районе, где лишь недавно закончились военные действия, есть села, находящиеся одновременно в двух государствах. Рубежи между ними проходят по огородам и сельским улицам. Более того, здесь же, на юге Киргизии находятся три анклава, замкнутых территорий, которые принадлежат Узбекистану. Не менее запутана ситуация и с Таджикистаном. По обе стороны границы живут многие тысячи граждан соседнего государства. Многие из них уже давно породнились со своими соседями и вряд ли хотят проводить государственные рубежи уже и через семьи.

Во-вторых, до сих пор не урегулированы территориальные претензии молодых государств. Претензии вооруженной таджикской оппозиции к Узбекистану, например, простираются вплоть до Самарканда и Бухары. Есть спорные земли и между Узбекистаном и Киргизией. А чего стоят экологические вопросы? Самая густонаселенная долина мира со всех сторон подвергается огромным опасностям. На территории Киргизии, например, где берет свое начало могучая Сыр-Дарья, расположены десятки хранилищ, где лежат многие тысячи тонн радиоактивных веществ. Прорыв лишь одного из них может на многие годы отравить все источники питьевой воды Ферганской долины.

В одиночку с этими проблемами ни одному из государств Ферганской долины не справиться. А объединить усилия сегодня им не дают постоянные конфликты и ссоры. Инициаторы Ферганского соглашения как раз и хотя помирить народы этого региона, объединить их усилия в борьбе с надвигающимися бедами. На предложение ошского правозащитника Толона Дыйканбаева уже откликнулись политики и общественные деятели Ленинабада, Ферганской и Андижанской областей Узбекистана, киргизского Джалал-Абада. Они поддержали идею ошанина решать все проблемы региона на основе вековых народных традиций, на основе того, что объединяет, а не ссорит соседей [[30]].

заключение

Важнейшим событием минувшего месяца было, конечное же, завершение вооруженного конфликта в Баткене. Это вооруженное столкновение несколько недель держало всю республику в страшном напряжении. И последствия его еще долго будут сказываться во всех сферах жизни республики. В политическом плане оно показало, насколько еще слабо молодое независимое государство. Его армия и силовые структуры оказались совершенно не готовы к защите рубежей, к подержанию порядка даже на небольшой части своей территории. Оказалась несостоятельной концепция полного нейтралитета. Жизнь заставила опять заниматься вооруженными силами, закупать оружие, призывать резервистов.

Серьезным испытанием стал Баткенский конфликт и для экономики республики. В созданном для мирного времени бюджете не оказалось никаких резервных средств, и все военные затраты пришлось производить за счет урезания его социальных статей. Но и это еще не все. Пришлось срочно создавать еще одну область, формировать новые управленческие структуры, фактически заново создавать пограничные войска, строить заставы и военные поселки. Понятно, что все эти затраты поставили крест на социальных программах, заставили принять новый, более жесткий закон о пенсиях.

События на юге республики заставили самым критическим образом пересмотреть и акценты во внешней политике государства. Объективные обстоятельства заставили Киргизию опять искать сближения с Россией. Выяснилось, что только «северный сосед» пришел на помощь Киргизии в критический момент ее истории. Зато еще больше осложнились с Узбекистаном. Ислам Каримов в самых жестких выражениях оценил стремление Киргизии любыми средствами сгладить конфликт, без лишних боев вытеснить боевиков за пределы республики. Он увидел в этом стремление устраниться от конфликта с религиозными экстремистами, занять позицию стороннего наблюдателя в борьбе с ваххабизмом, который, по мнению Каримова, угрожает сегодня Ферганской долине. Для Киргизии же охлаждение отношений с Узбекистаном грозит самыми серьезными экономическими последствиями, напряженностью на границе, да в целом в южной части республики.

И все это происходит на фоне подготовки к новым парламентским и президентским выборам. Бюджетные трудности, социальная напряженность, дальнейшее снижение уровня жизни киргизстанцев серьезно осложняет задачу Аскара Акаева, который, судя по всему, окончательно решил избираться главой государства на новый срок. Еще совсем недавно он мог надеяться на спокойное, почти автоматическое переизбрание. Сейчас же оппозиция получила в свои руки очень убедительные козыри для критики его политики. Ответить на это действующий президент может только силовым давлением, ограничением свобод, использованием административных рычагов.



Источники

[1]. Богданов А. Война закончилась // Слово Кыргызстана – 1999 – 29 октября.

[2]. Жители просят наказать изменников// Кабар. – 1999 – 19 октября.

[3]. Против лома есть приемы // Дело №. – 1999 – 27 октября.

[4]. Сидоров С. «Малый парламент» страны избран // Слово Кыргызстана. – 1999 – 19 октября.

[5]. С.Л. Палитра «малого парламента» // Вечерний Бишкек. – 1999 – 4 ноября.

[6]. Акаев обращается с посланием… // Кабар. – 1999 – 14 октября.

[7]. Кузьмин Г. Помощь – сильным, защита – слабым // Вечерний Бишкек. – 1999 – 15 октября.

[8]. Новые страницы в сфере малого бизнеса // Кабар. – 1999 – 11 октября.

[9]. Тузов А. Баткенская область в Киргизии есть // Вечерний Бишкек. – 1999 – 14 октября.

[10]. Момунов Н. Бишкек выбивает карту из рук террористов // Слово Кыргызстана. – 1999 – 8 октября.

[11]. Безбородова О. Не имеем права опаздывать // Утро Бишкека. – 1999 – 6 октября.

[12]. Пограничная полоса на границе с Таджикистаном // Кабар. – 1999 – 12 октября.

[13]. Оторбаева А. «Ошский узел» развязан // Вечерний Бишкек. – 1999 – 14 октября.

[14]. Наркотрасса почти открыта // Кабар. – 1999 – 15 октября.

[15]. Подводят итоги // Кабар. – 1999 – 28 октября.

[16]. Марченко Е. Будем с продуктами? // Слово Кыргызстана. – 1999 – 21 октября.

[17]. Славин С. Соединяются два кольца // Вечерний Бишкек. – 1999 – 13 октября.

[18]. Глумсков Д. Блеснула надежда // Вечерний Бишкек. – 1999 – 18 октября.

[19]. Закон о таможенных тарифах // Кабар. – 1999 – 28 октября.

[20]. Глумсков Д. Сом благодарен труженикам полей // Вечерний Бишкек. – 1999 – 20 октября.

[21]. Безбородова О. Осторожно – старость // Утро Бишкека. – 1999 – 6 октября.

[22]. Евлашков Д. «Мы устали быть под государством…» // Абсолют-эскпресс. – 1999 – 22 октября.

[23]. Узаконено оказание платных медицинских услуг // Кабар. – 1999 – 18 октября.

[24]. Ассамблея женщин Кыргызстана // Кабар. – 1999 – 18 октября.

[25]. Маслов В. С помощью компьютеров // Мы и время. – 1999 – 28 октября.

[26]. О свободе вероисповеданий // Кабар. – 1999 – 27 октября.

[27]. Об итогах визита в Россию // Кабар. – 1999 – 28 октября.

[28]. Девятов А. Против насилия и мракобесия // Вечерний Бишкек. – 1999 – 1 октября.

[29]. Сухов Т. Имидж не по карману // Асаба. – 1999 – 6 октября.

[30]. Хамидов М. Теперь Ферганский конгресс // Каттама. – 1999 – 13 октября.