Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

И.Ф. РЫЖКОВ

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

в октябре 1999 года

Подготовка к выборам в Государственную Думу и деятельность избирательных комиссий. Встречи Президента Калмыкии в Москве. Визит в республику кандидата в депутаты ГД ФС РФ от избирательного объединения «Объединение Яблоко» С.В.Степашина. Полномасштабная смена кадров республиканского уровня. В преддверии выборов проводится аттестация руководителей министерств ведомств и комитетов РК. Сессия Народного Хурала РК приняла закон «О языках народов республики». У Калмыкии появился коммунистический депутат Государственной Думы. Командно-штабные учения по гражданской обороне.Республиканское экономическое совещание обсуждает концепцию развития Калмыкии на перспективу. Сельское хозяйство республики вновь идет в зиму не подготовленным.

Продолжение процесса по делу об убийстве Л.Юдиной.

1.    Политика

1.1.       Подготовка к выборам

24 октября 1999 года истек срок подачи документов для регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва. На момент окончания срока принятия документов для регистрации кандидатов по Калмыцкому одномандатному избирательному округу №14 выдвинуты 16 кандидатов, 13 из них подали документы для регистрации. Вовремя не представили все необходимые документы Горяев Алексей Андреевич и Степкин Мерген Исаевич, выдвинутые непосредственно избирателями республики, и Гейко Игорь Николаевич, выдвинутый избирательным объединением ЛДПР. В связи с истечением сроков принятия документов для регистрации данные кандидаты уже не будут участвовать в дальнейшей избирательной кампании. 24 октября избирательная комиссия зарегистрировала в качестве кандидатов в депутаты по Калмыцкому №14 одномандатному избирательному округу Батурину Елену Николаевну, супругу московского мэра, и Радия Николаевича Бурулова, заместителя мэра г.Элисты. 27 октября зарегистрирован представитель Калмыцкого регионального отделения «Объединение ЯБЛОКО» Колесник Владимир Иванович. Зарегистрирована 29 октября 1999 года и кандидат от «Единства» Александра Буратаева, диктор ОРТ. Комиссия не зарегистрировала кандидата от РКРП, директора Троицкой средней школы №1 Джальджиреева Николая Зулаевича и кандидата от КПРФ, доцента КГУ, секретаря Калмыцкого рескома компартии Юлия Очировича Оглаева. Главными претензиями к ним была недостоверность подписей в поддержку кандидатов. Оглаев, как стало известно, намерен оспаривать данное решение избирательной комиссии в Верховном Суде РК. Не зарегистрирован и еще один независимый кандидат, Е.Городовикова, а также кандидат от блока Николаева и Федорова Захаров, возглавляющий Союз молодежи РК. На 1 ноября в списках зарегистрированных кандидатов по единственному в республике округу значилось восемь человек. Это:

Батурина Елена Николаевна, 8 марта 1963 года рождения, Президент закрытого акционерного общества «Интеко». г.Москва. Выдвинута от избирателей.

Бурулов Радий Николаевич, 4 июля 1963 года рождения. Первый заместитель мэра г.Элисты, депутат Элистинского городского Собрания. Выдвинут «Наш дом Россия».

Кучеренко Алексей Валентинович, 12 июля 1968 года рождения, Генеральный директор Агенства развития и сотрудничества при Президенте РК, г.Элиста, выдвинут группой избирателей.

Колесник Владимир Иванович, 14 мая 1950 года рождения, заведующий кафедрой всеобщей истории Калмыцкого государственного университета, г.Элиста, член ООПО «Объединение ЯБЛОКО», выдвинут от Объединения «ЯБЛОКО».

Бадмаев Юрий Давыдович, 2 февраля 1944 года рождения, внешний управляющий государственного унитарного предприятия экспериментальная фабрика переработки пищевой продукции, г.Москва, выдвинут группой избирателей.

Дагинов Виталий Николаевич, 15 июля 1960 года рождения, консультант ЗАО «Гарант-М», председатель Совета Калмыцкого регионального отделения ОПОО «Отечество», выдвинут от избирательного блока «Отечество – вся Россия».

Буратаева Александра Манджиевна, 30 марта 1963 года рождения, ЗАО «Общественное Российское телевидение» Дирекция информационных программ, телеведущая, выдвинута избирательным блоком «Межрегиональное движение «Единство».

Бурнинов Дмитрий Борисович, 27 марта 1954 года рождения, авиакомпания «Аэрофлот – Российские международные авиалинии», представитель Аэрофлота в Мюнхене, ФРГ, выдвинут от избирателей [1].

Есть уже и первые нарушители. 26 октября 1999 года рабочая группа по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов при окружной избирательной комиссии на своем заседании рассмотрела факты публикации в средствах массовой информации республики материалов о кандидатах в депутаты Буратаевой А.М., Кучеренко А.В. и установила, что в интервью кандидата в депутаты Буратаевой А.М., опубликованном в газете «Известия Калмыкии» №214 от 20.10.1999 года, прослеживаются агитационные высказывания, а в интервью кандидата в депутаты Кучеренко А.В., опубликованном в газете «ТВ «Джангар», элементы агитации в нарушение установленных статьей 53 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» сроков проведения агитации. Избирательная комиссия строго предупредила А.Буратаеву и А.Кучеренко о недопустимости нарушения установленных сроков предвыборной агитации. Предупреждены также редакции газет «Известия Калмыкии», «ТВ «Джангар» о недопустимости нарушения Закона РФ «О средствах массовой информации» и сроков проведения предвыборной агитации. У Буратаевой есть уже и другое нарушение, задолго до регистрации в Элисте стали распространяться ее цветные предвыборные плакаты. Пока на данное нарушение избирательная комиссия прореагировала своеобразно, передав дело о плакатах на рассмотрение в Прокуратуру республики [2].

1.1.1.      Визит С.Степашина

Самым крупным скандалом октября можно считать визит в республику экс-премьера Российского правительства, кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от избирательного объединения «Объединение ЯБЛОКО» С.В.Степашина.

Знаковым этот визит можно считать потому, что он высветил уже окончательно определившийся стиль поведения калмыцких властей, а именно Президента РК К.Илюмжинова на будущих выборах.

Надо отметить, что данный визит готовился Калмыцким региональным отделением «Объединение Яблоко» давно. Первоначально предполагалось, что он состоится в конце сентября. Но впоследствии он был перенесен на 25 октября 1999 года. На этот день планировались встречи с избирателями в республиканском дворце культуры, в Калмыцком государственном университете, с сотрудниками правоохранительных органов, а также выступление по местному телевидению. Соответствующие заявки, в соответствии с законом «О выборах депутатов ГД ФС РФ» были направлены собственникам данных помещений и руководителям данных организаций. Но до настоящего времени официальных ответов на них так и не получено. Соответствующие объявления были направлены также во все СМИ республики. Однако, ни в одном официальном органе печати или на радио и телевидении информация о приезде С.Степашина так и не появилась. По сути, власти республики решили устроить бывшему премьеру информационную блокаду. Местные яблочники вынуждены были оклеивать город Элисту объявлениями о его приезде и о местах встреч с избирателями, а за ними ездили специальные группы, которые также тщательно эти объявления уничтожали.

По приезде в аэропорту Элисты С.Степашин и В.Колесник, кандидат в депутаты ГД ФС РФ по Калмыцкому №14 одномандатному избирательному округу от объединения «ЯБЛОКО», дали интервью телевизионной службе новостей республике, где С.Степашин подробно рассказал о целях своего визита в республику, а В.Колесник об уже ставших известными препятствиях, которые чинили этому визиту власти Калмыкии.

Состоявшаяся накануне встреча помощника С.Степашина с главой администрации Президента РК так и не прояснила вопрос о том, желает ли К.Илюмжинов встретиться с высоким гостем или нет. Все впоследствии произошедшие события вообще поставили визит под угрозу срыва. Ректор университета Борликов запретил проводить встречу со студентами и рискнул только на встречу с профессорско-преподавательским составом КГУ, министр культуры РК Н.Санджиев лично запретил открывать для встречи с избирателями залы республиканского Дворца культуры, там в срочном порядке было отключено электричество, министр внутренних дел республики Т.Сасыков допустил на встречу с кандидатом в депутаты только членов коллегии МВД в количестве не более 40 человек, тогда как в самом министерстве не менее 200 человек сотрудников. Просьба к руководителю Калмыцкой государственной телерадиокомпании о предоставлении С.Степашину прямого эфира в одной из новостных программ была также отклонена.

Несмотря на все это, С.Степашин провел встречи с преподавателями КГУ, выступил перед избирателями на ступеньках республиканского Дома культуры, встретился с коллегией МВД, принял делегацию жителей г.Лагани, попавших в зону затопления еще в 1995 году, но до настоящего времени так и не получивших жилья. Вечером 25 октября состоялся обстоятельный разговор с активом Калмыцкого регионального отделения «ЯБЛОКО». После всех этих мелких и крупных гадостей, которые устроил бывшему премьеру К.Илюмжинов, и которые к вечеру того же дня им были полностью осознаны, к С.Степашину прибыли ходоки в лице руководителя администрации Президента РК И.Шалхакова и министра культуры Н.Санджиева, которых Сергей Вадимович отправил несолоно хлебавши обратно. Примирения, желаемого К.Илюмжиновым, не состоялось. В своем заявлении по поводу поездки в Калмыкию С.Степашин высказался однозначно: в республике существует настоящая ханская власть, где беззаконие стало нормой, а права человека и свобода слова являются отвлеченными понятиями, которые никакого отношения к калмыцкой действительности не имеют.

26 октября на прибывшем за ним самолете С.Степашин вылетел в Астрахань, где его встречал губернатор области А.Гужвин. В этот же день «проснулись» республиканские СМИ. По телевидению и по радио пошла искаженная информация о состоявшемся визите, пребывание С.Степашина преподносилось как оскорбительное по отношению к руководству республики и ее народу. Говорилось, что местное «ЯБЛОКО» дестабилизирует ситуацию, подвергает республику экономической блокаде и т. д., не приведя ни слова из интервью самого С.Степашина, данного им в аэропорту. «ЯБЛОКУ» и С.Степашину в Калмыкии была объявлена информационная война без всяких правил, вернее все в республике делается по закону тайги, по праву сильного. Самым сильным сегодня себя, вероятно, считает К.Илюмжинов.

1.2.       Кадровые назначения

За последний месяц в республике произошел ряд ключевых изменений в кадрах исполнительной власти. Освобожден от обязанностей заместителя Председателя правительства по социальным вопросам Бачаев Б.Ц. Он отправлен обеспечивать выборы Е.Батуриной в качестве руководителя ее избирательного штаба. На эту должность назначена Куницина Наталья Олеговна. 25 октября подписан Указ Президента РК и о других назначениях. Заместителем Председателя правительства Республики Калмыкия по вопросам агропромышленного комплекса назначен Козачко Анатолий Васильевич. Заместителем Председателя правительства РК по вопросам строительства, промышленности, торговли и сферы услуг назначен Овшинов Сергей Владимирович.

Освобождены от должности министра внешнеэкономических связей РК С.П.Бараненко, который назначен Полномочным представителем РК при правительстве Российской Федерации. Министром внешнеэкономических связей назначен Бадмаев Алдар Генрихович. Освобожден от занимаемой должности министра сельского хозяйства и продовольствия РК Бадмаев Д.П. он назначен представителем Президента РК в Яшалтинском районе. Министром назначен Демкин Олег Владимирович [3].

В республике назначен и новый министр внутренних дел. Им стал Тимофей Петрович Сасыков – ему 39 лет, ранее работал начальником управления по борьбе с организованной преступностью. Прежний министр, Э.Бакланов, подал рапорт об уходе на пенсию по состоянию здоровья, а сейчас допрашивается пока в качестве свидетеля по делу о незаконной перевозке по территории республики и пропаже более 200 кг. серебра. Новый министр, в свою очередь, уже успел уволить трех начальников и одного заместителя начальника районного отдела милиции [4].

В преддверии выборов 26 октября 1999 года за №170 появился Указ Президента РК «О проведении аттестации руководителей министерств, комитетов и ведомств РК». В соответствии с ним в республике до 1 декабря 1999 года будет проведена аттестация всех вышеназванных государственных служащих, а по результатам комиссия незамедлительно внесет свои предложения для принятия решений о соответствии аттестуемых занимаемой должности. Возглавляют комиссию особо доверенные люди президента – его вице-президент В.Богданов, руководитель администрации президента РК И.Шалхаков и председатель правительства РК А.Дорждеев.

1.3.       Сессия Народного Хурала РК. Принят закон о языках

Состоялась очередная десятая сессия Народного Хурала РК второго созыва. Приняты ряд законодательных актов. Среди них законы «О языках народов Калмыкии», «О внесении изменений в Закон РК «О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия», «О внесении дополнения в Закон РК «Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций», «О внесении изменений и дополнений в закон РК «О налоге с продаж», «О бюджете Республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год», «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О животном мире», «О внесении изменений в Закон РК «О свободе совести и вероисповедания». Рассмотрен и ряд других вопросов [5].

Разработчиком закона «О языках народов Республики Калмыкия» стало министерство общего и профессионального образования республики. Как там считают, принятие закона продиктовано изменившейся общественно-политической ситуацией. Реализация данного закона, по идее разработчиков и принявших его депутатов, должна быть направлена на сохранение и развитие калмыцкого языка, как языка одного из малочисленных этносов России, а также языков других народов, проживающих в республике. Закон закрепляет полное равенство всех языков народов, населяющих республику. Двум же языкам – калмыцкому и русскому, придан еще и особый статус. Но в то же время в законе сказано, что калмыцкий язык как язык титульного этноса нуждается не только во всесторонней государственной поддержке, но и во всяческой пропаганде и стимулировании. Забота о сохранении, возрождении и развитии калмыцкого языка как важнейшего национального признака и основы духовной культуры возлагается на государственные органы РК. Данный закон, по мнению депутатов, учитывает сложившиеся реалии и создает правовую базу для урегулирования общественных отношений в области языка.

 

Следующие три закона касаются деятельности предприятий, зарегистрированных в зоне льготного налогообложения. И год назад, когда принимались эти законы, на поверхности были все их несоответствия федеральному законодательству, но в соответствие с его нормами закон был приведен только сейчас.

Принятый в мае этого года закон РК «Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций» не установил ставку налога на прибыль категории налогоплательщиков, которой должны предоставляться льготы. Поэтому был подготовлен Закон «О внесении дополнения в закон РК «Об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций», в котором для категории налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в экономику Калмыкии, установлена ставка в размере нуля процентов. Согласно Федеральному закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций», соответствующий налог уплачивается в федеральный бюджет, в бюджет субъекта Федерации до 19%, но не выше. Налоговая инспекция трактует это так, что размер ставки может варьировать от 0 до 19%. Теперь для категории налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в экономику Калмыкии, установлена ставка в размере 0%. И, главное, федеральный закон не нарушен. Как заверил депутатов министр инвестиционной политики РК С.Мамедов, подобная налоговая политика привлечет инвесторов и будет гарантировать дополнительные поступления в бюджет республики. Депутаты приняли и закон РК «О мировых судьях в Республике Калмыкия». Как заверил депутатов Председатель Верховного Суда РК Е.Дакинов, введение института мировых судей позволит разгрузить федеральных судей и улучшить положение в судебной системе. Планируется порядка 60-70% уголовных, гражданских дел и все административные дела передать под юрисдикцию мировых судей. Это значительно сократит судопроизводство, волокиту в судах, позволит реально защитить интересы граждан [6].

1.4.       Командно-штабные учения по гражданской обороне

Слух о предстоящих учениях пришел в республику задолго до их проведения и связан был с политическими событиями. Ожидался по этому поводу визит или, как это сейчас называется, инспекционная поездка в Калмыкию одноблочника Президента РК К.Илюмжинова С.Шойгу.

Но… с 19 по 21 октября на территории Республики Калмыкия под руководством МЧС России и Северокавказского регионального центра по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий проводились командно-штабные учения по гражданской обороне. В учениях участвовали комиссии по чрезвычайным ситуациям РК, г. Элисты и районов, личный состав МЧС РК, все республиканские службы и отделы ГО. Непосредственное участие в учениях принял зам. министра по чрезвычайным ситуациям РФ генерал-полковник В.Востротин. Учения выявили отсутствие взаимодействия между службами ГО республики, службами города, а также с другими ведомствами, организациями и учреждениями. В общем же действия руководящего состава ГО РК и г. Элисты по руководству и управлению мероприятиями ГО при переводе с мирное на военное время были удостоены хорошей оценки [7].

1.5.       Новый депутат от Калмыкии

В связи с досрочным прекращением полномочий депутата Госдумы М.Суркова от КПРФ, его мандат передан Мучаеву Ивану Камуевичу – первому секретарю Калмыцкого рескома КПРФ. До своего депутатства работал секретарем Калмыцкого обкома КПСС, заместителем министра внутренних дел РК, после ухода на пенсию директором Национального краеведческого музея, а затем помощником депутата ГД. Новый депутат уже дал интервью прессе и назвал приоритеты в своей деятельности. За время депутатства он намерен добиться на федеральном уровне помощи краеведческому музею им. Пальмова. Заявил депутат и об основных позициях коммунистической фракции. Они заключаются в том, что коммунисты всегда будут голосовать против антинародного бюджета. Коммунисты также за то, чтобы национальные вопросы решались не силой оружия, а более умными методами. Коммунисты теперь выступают за возрождение отечественного производства, спасение сельского хозяйства, науки, народного образования, за доступную медицинскую помощь для населения. И против массовой безработицы, разбазаривания всенародного достояния. Эти тезисы можно наверное считать предвыборными тезисами И.Мучаева, который вновь проходит в федеральных списках КПРФ во второй сотне претендентов на депутатский мандат [8].

1.6.       Правоохранительные органы

Республиканская налоговая полиция всегда отличалась громкими делами. Вот и сейчас со склада налоговой полиции, охраняемого ее сотрудниками, бесследно исчезло более 2 тысяч ящиков водки, ранее задержанной в рамках проведения одной из операций. По данному делу в настоящее время арестовано десять человек, среди которых сотрудники полиции и бывший работник прокуратуры РК. Из достоверных источников известно, что к водочным делам имели отношение и сотрудники администрации президента и сотрудники милиции, а последняя афера с водкой была проведена специально для дискредитации нынешнего исполняющего обязанности начальника УФСНП по РК, который не является ярым сторонником Илюмжинова, вдобавок слишком увлекшегося, по мнению его администрации, возбуждением уголовных дел против ряда предприятий республики, злостных неплательщиков налогов.

Тогда же, в начале октября состоялась встреча К.Илюмжинова с директором ФСНП РФ В.Солтагановым. Президент пытался окончательно решить возникший кадровый вопрос. Несмотря на некоторые успехи налоговой полиции в Калмыкии, президент пытается назначить на должность руководителя УФСНП РФ по РК начальника своей личной охраны В.О.Бюрчиева. И хотя сообщений о его назначении до настоящего времени не поступало, как кажется, вопрос будет решен в его пользу. Способствовать этому, несомненно, будет и недавно назначенный заместителем Солтаганова хороший знакомый К.Илюмжинова некто Цыбулевский, бывший начальник одного из управлений центрального аппарата ФСБ РФ [9].

1.7.       Судебная власть

27 октября 1999 года в Верховном Суде Республики Калмыкия продолжился процесс по делу об убийстве главного редактора газеты «Советская Калмыкия сегодня» Л.А.Юдиной. Перед этим суд принял решение об отказе в удовлетворении ходатайства общественного обвинителя от «Объединение ЯБЛОКО» В.Останина о направлении дела на дополнительное расследование в связи с выявленными в ходе судебного заседания грубыми нарушениями со стороны следствия, которые не позволяют установить истинные причины преступления и его заказчиков. Некоторые важнейшие вещественные доказательства вообще были утеряны следственными органами. После возобновления процесса суд приступил к исследованию материалов дела, которые составляют 9 томов. Только в течении 27 октября было исследовано 6 томов дела и допрошены ряд свидетелей. После этого адвокат одного из подсудимых, В.Шанукова, неожиданно заявила ходатайство о направлении своего подзащитного для проведения стационарной психической экспертизы, мотивируя это тем, что ее подзащитный в 1992 году падал с 4 этажа, а в юности занимался боксом. 28 октября ходатайство было отклонено и суд приступил к просмотру видеоматериалов следствия. По мнению потерпевшей стороны, в судебном заседании невозможно будет установить истинные причины и заказчиков убийства без проведения дополнительных следственных действий и у суда достаточно оснований для направления дела на дополнительное расследование. Повторно такое ходатайство было подано 3 ноября 1999 года, но также было отклонено [10].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Выставки

В Элисте впервые с момента строительства так называемого города шахмат – Сити Чесс в одном из основных зданий в Дворце шахмат впервые удалось провести всероссийскую выставку под названием «Сити Чесс информ-99». Ее участниками стали фирмы и компании, предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере производственно-информационного бизнеса. Генеральным спонсором выступила группа строительных компаний «Арсенал» из Ростова-на-Дону. Участниками выставки стали более 20 фирм и компаний, производящих и поставляющих оборудование и материалы для российской стройиндустрии и других сфер производства и деятельности человека, а также работающих над созданием новых технологий. Вообще-то выставка задумывалась более объемной и представительной. Предполагалось, что в ней примут участие зарубежные фирмы и компании, однако по тем или иным причинам все они отказались от участия в «Сити-ХХ1». Организаторы выставки надеются в будущем существенно расширить круг участников и проводить такие выставки ежегодно [11].

2.2.       Экономические проблемы Элисты

Председатель правительства РК провел пресс-конференцию посвященную проблемам социально-экономического развития Элисты. Отметив, что главная проблема в том, что республиканский бюджет не наполняется, и из предусмотренных в бюджете 522 млн. рублей доходов получено только 195 млн. или 37%, председатель объявил виновниками такого состояния дел руководителей г.Элисты и районов республики. На сегодняшний день выполнение бюджетных назначений по некоторым районам не более 40%, а по Элисте не более 30%. При этом городские власти своим решением с 1 января 1999 года увеличивают тарифные ставки бюджетникам, а Элистинское городское Собрание повысило должностные оклады муниципальных служащих, которые стали выше, чем у работников республиканских департаментов, а надбавки стали выше, чем у госслужащих федеральных органов. Председатель правительства А.Дорждеев, обидевшись больше всего именно на это, теперь намерен спросить у руководства мэрии, сколько в Элисте создано рабочих мест, как решаются вопросы развития малого и среднего бизнеса, какие шаги предпринимаются в решении социальных проблем. Премьер намерен также проинспектировать, куда была «разбазарена» муниципальная собственность. Похоже власти республики решили всерьез взяться за мэра Элисты В.Шамаева и в своей работе в Элисте сделали ставку на недавно назначенного Представителя Президента РК по городу Н.Шовгурова, президента футбольного клуба «Уралан» [12].

2.3.       Сельское хозяйство

Миновали последние сроки для проведения осенних полевых работ. Под урожай 2000 года в начале планировалось разместить семена озимых культур на массиве 192 тысячи гектаров, из них 20 тысяч гектаров засеяли фермеры. Но глядя на неблагоприятные погодные условия решили посеять 100 тысяч гектаров. Посеяно было лишь 65 тысяч гектаров. Вспаханы поля под озимый клин на площади 142 тысячи гектаров.

В прошедшем году озимый клин был размещен на площади 60 тысяч гектаров, а всего зерновые были обмолочены на площади 105 тысяч гектаров.

Данные цифры показывают, что в 2000 год Калмыкия войдет с тяжелейшей продовольственной проблемой, при практически уничтоженном животноводстве можно конечно надеяться на растениеводство и в зоне рискованного земледелия, но когда не засевается даже трети запланированных площадей? [13].

2.4.       Перспективы развития экономики республики

В Элисте 28 октября состоялось республиканское совещание «Социально-экономическое и финансовое положение республики и перспективы развития базовых отраслей экономики». С основным докладом на этом высоком собрании выступил председатель правительства республики А.Дорждеев. Из уст его неслись некоторые очень даже странные вещи. Например: «За последние годы у нас созданы необходимые политические и правовые условия для закрепления демократических принципов в формировании и функционировании власти, есть четкая политическая линия, направленная на сохранение традиций, достижений в области духовной культуры, материального производства и быта, укрепление единства Российской Федерации, экономических и культурных связей со всеми регионами страны». В общем все то, что с точностью до наоборот во всех сферах, и в экономике и в политике, происходит в республике. Далее в докладе председатель перешел к более интересным и конкретным вещам и стал давать анализ состояния экономики республики. За последние два года численность крупного рогатого скота сократилась на 35%, овец на 46%, лошадей на 34%. В земледелии практически не ведется обновление машинно-тракторного парка, приостановлены работы по повышению плодородия почвы. Производство продукции растениеводства сократилось на 17%. В нынешнем году произведено лишь 150 тысяч тонн зерна, что на 22% меньше прошлогоднего. Для решения этих проблем правительство намерено решить следующие вопросы: эффективное использование пашни, повышение плодородия почв, повышение отдачи орошаемых земель, внедрение высокорентабельных культур, таких как хлопок и табак, усиление позиций личных подсобных хозяйств, доля которых в объеме валовой продукции и сегодня составляет 40%. Ими производится 67% мяса, 84% молока, 60% овощей.

В 1998 году сельское хозяйство республики получило 270 млн. рублей убытков, чуть меньше их будет получено и в этом году. Кредиторская задолженность все возрастает и уже сейчас составляет 924 млн. рублей. По некоторым районам республики кредиты превышают стоимость основных производственных фондов. В связи с этим предполагается изменить систему финансирования АПК с переходом на программно-целевой метод выделения средств, дотации и компенсации направлять на приоритетные направления.

По промышленности в настоящее время дело обстоит нисколько не лучше сельского хозяйства. Из 59 крупных и средних предприятий стабильно работают только 15. В 1999 году промышленностью получено убытков на 41 млн. рублей. Продукции произведено на 15% меньше прошлогоднего. Несмотря на то, что сегодня удельный вес нефтедобывающей отрасли в общем объеме промышленного производства составляет 50% добыча нефти сокращается. В 1993 году добывалось 438 тыс. тонн. В 1999 году 230 тыс. тонн.

Не сокращается задолженность за потребленную электроэнергию перед поставщиками. На сегодня она составляет 376 млн. рублей. Электростанции вводят ограничения подачи электроэнергии в республику. Решение этой проблемы правительство связывает со строительством первой очереди Калмыцкой парогазовой электростанции, мощностью 133 мегаватт, деньги на которую были выделены еще в 1994 году и печально знаменитой ветровой электростанции мощностью 9 мегаватт, которая строится уже почти десять лет.

Продекларированные цели промышленной политики правительства тоже не новы, это государственная поддержка точек роста, размещение промышленного производства с учетом местных трудовых ресурсов, комплексность в развитии, формирование новой структуры промышленности, приспособленной к рынку, создание благоприятных условий для инвесторов. Хотя в 1999 году инвестиции запланированы в размере 416 млн. рублей, что на 46% меньше уровня 1998 года.

Ключевыми становятся в республике социальные проблемы. Снижение уровня жизни населения продолжается. Сейчас задолженность по зарплате составляет 135 млн. рублей. 61 тысяча человек ожидает просроченную зарплату в течении уже нескольких месяцев. Задолженность по пособиям составляет 161 млн. рублей, а это двухлетний объем средств. В расчете на одного ребенка долг составляет 1891 рубль. Выход из ситуации правительство видит в реализации федерального закона, в соответствии с которым право на получение пособия на ребенка будут иметь семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум.

Правительство намерено кардинально упростить налоговую систему и проводить политику дальнейшего сокращения налоговых льгот. Что подразумевается под этим понятием совершенно не ясно, так как на сессиях Народного Хурала принимаются все новые и новые законы о налоговых льготах той или иной категории налогоплательщиков. Предполагается менять и саму структуру налогов, то есть постепенно отказываться от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, и переход к обложению налогами собственности, недвижимости и т.д.

Что касается бюджетной политики федерального центра, то она калмыцкому правительству активно не нравится. По его мнению, межбюджетные отношения по-прежнему строятся на предположении о том, что Федерация несет ответственность за весь комплекс условий жизни в регионах. Продолжающаяся политика концентрации бюджетных доходов на федеральном уровне по мнению властей республики еще больше усиливает разрыв между объемом доходных источников и полномочиями. Бюджетный федерализм, максимально возможная бюджетная независимость – вот идеал калмыцких финансистов. Пока же основные приоритеты бюджетной политики будут направляться на решение следующих задач:

– осуществление бюджетной реформы путем принятия нормативно-правовых актов об упорядочении бюджетного процесса в республике;

– сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств, — сокращение дефицита бюджета;

– максимальная концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач при обеспечении стабильности в социальных отраслях и ориентация на продолжение начатой линии по адресной поддержке наименее защищенных категорий населения;

– совершенствование механизма финансовых взаимоотношений между органами исполнительной власти и местного самоуправления [14].

3.    Этнокультурные процессы, события в сфере культуры и науки

3.1.       Наука

В октябре в республике произошло несколько событий, которые способны оказать большое влияние на развитие экономики республики. Открылся Научно-исследовательский Центр комплексного мониторинга в Калмыцком институте социально-экономических и правовых исследований. Подписано соглашение между Республикой Калмыкия и Российским авиационно-космическим агентством о взаимодействии в области космической деятельности. В Центре установлен комплекс по приему информации и дистанционному зондированию Земли, единственный на юге России. Одно из приоритетных направлений Центра – поиск нефти, газа, пресной воды, рудных ископаемых. Он будет использоваться также в области экологии, навигации, связи, сельского хозяйства. На центр также возложена задача формирования региональной космической программы в рамках федеральной. Сам же институт предполагает стать научно-исследовательским учреждением, занимающимся фундаментальными проблемами в области экономики, экологии, права, социологии и т.д. Он создан под эгидой правительства республики, но тем не менее РАН выразила готовность взять его под свое научно-методическое руководство. Вообще-то научными исследованиями, связанными с космосом, в республике занимались давно. Еще в 70-е годы академиком В.Глушко здесь был открыт Прикаспийский филиал Госцентра «Природа». Однако наука за это время шагнула далеко вперед, а Госцентр приказал долго жить. Теперь новый Центр будет проводить непосредственное зондирование, то есть реальный сопряженный мониторинг территории Калмыкии, территории соседних регионов, а также дальнего и ближнего зарубежья. В открытии Центра в Элисте принимала участие вице-премьер Российского правительства В.Матвиенко, член-корреспондент РАН Г.Чернявский и заместитель Генерального директора Российского авиационно-космического агентства Г.Полищук. Президент Калмыкии даже намерен использовать Центр для навигации судов через международный порт в г.Лагани, на берегу Каспия, который К.Илюмжинов намерен построить в ближайшее время, а также для того, чтобы наблюдать за одной из планет, названной в честь народного поэта Калмыкии и советника Президента РК Д.Кугультинова. Директором Центра назначен Е.В.Цуцкин [15].

3.2.       Культура и то, что с ней не связано

В прошлом году Министерство культуры Калмыкии было реорганизовано, в результате чего в его ведение перешли «дела религии». В начале октября 1999 года ведомство вновь подверглось реорганизации – вышел в свет Указ Президента РК К.Илюмжинова «О министерстве культуры, национальной политики и по делам религии РК». Теперь министерство должно нести ответственность и за такую сферу, как национальная политика, в «целях улучшения государственного управления» в этой области. Развитие событий на Северном Кавказе ускорило подготовку Министерством федерации и по делам национальностей «Основных направлений государственной и национальной политики на Северном Кавказе». Этому документу соответствует и требование Центра по вертикали, во всех субъектах, особенно в национальных республиках, создать подразделения Миннаца, чтобы вести согласованную государственную политику в области обеспечения конституционных прав граждан и народов России. Поручение заниматься и национальной политикой Министр культуры Н.Санджиев воспринял с воодушевлением и объяснил это тем, что культура в Калмыкии всегда развивалась с учетом национальных характеристик. На протяжении нескольких лет Минкультуры республики настойчиво проводило в жизнь линию на создание различных национальных центров – корейского, казахского, немецкого. Получается, что Указ только де-юре закрепил существующее положение. Можно было бы только радоваться эффективной работе министерства, которое занимается одновременно и культурой, и религией, и национальной политикой. Пугает другое – министр культуры уже лично начинает отдавать приказы завхозам, можно или нельзя открывать зал для встреч избирателей с кандидатами в депутаты, как например это было в Элисте 25 октября в случае с экс-премьером российского правительства С.Степашиным [16].

Резюме

Удивительное явление происходит в экономике Калмыкии в течении последнего года. После дефолта сельскохозяйственные регионы получили шанс на укрепление позиций, в крайнем случае на стабилизацию ситуации. В Калмыкии именно в этот год все окончательно обрушилось в сельском хозяйстве, несмотря на раз в полгода проводимые смены министров, правительств и т.д. Переработка на уровне крестьянских хозяйств, мастадонты и «флагманы» кирсановских деревень стоят из-за отсутствия сырья. Дефолт в республике не идет ни в какое сравнение с дефолтом в России. И тем не менее, республика продолжает проводить самостоятельную экономическую линию, до настоящего времени в республике существует так называемая «оффшорная зона», которую не может проверить ни Счетная палата, ни Генеральная прокуратура. Самостоятельную финансовую политику, проведение денежных эмиссий и полную финансовую закрытость для федеральных органов. И открытую сепаратистскую политику, которую федеральные власти тщательно стараются не замечать. В общем, властям Калмыкии хочется полной самостоятельности над подвластной территорией и людьми. Такую позицию К.Илюмжинов привык закреплять во время проведения важных для федеральной власти выборов. Приближаются федеральные выборы 19 декабря, а Илюмжинов уже в «Единстве», по левую руку от него главный борец с коррупцией Гуров, а по правую – С.Шойгу. Получается, что по крайней мере до конца года Илюмжинова никто не тронет. И уже все, кто старается провести своего кандидата в Госдуму по Калмыцкому одномандатному избирательному округу, потянулись в Элисту. Из конфеденциальных источников стало известно, что 24 октября в Элисту для встречи с Илюмжиновым прилетал и в течении трех часов имел с ним беседу сам Ю.М.Лужков. Поступок понятен. Теперь Кирсан не просто должник Елены Батуриной, которая считалась главной фавориткой на выборах, а лицо, находящееся под покровительством «Единства» и семьи, а так же Б.Березовского, который двинул в депутаты по Калмыкии от «Единства» уроженку Калмыкии и звезду ОРТ Шурочку Буратаеву. У господина Лужкова, естественно, возникли большие сомнения по поводу перспектив собственной супруги и… последовал секретный вояж. Кто, кому, сколько и о чем договорились, неизвестно, но одно то, что один авторитарий прибыл к другому авторитарию, наглядно показывает, на какой избирательный ресурс эти господа в первую очередь расчитывают. Этот ресурс и до сих пор является для них главным и важнейшим – это административный ресурс с большими элементами фальсификации.

До 10 ноября, после того как состоится решение Верховного Суда РК по поводу отказу в регистрации кандидату от КПРФ, окончательно проявиться конфигурация кандидатов на предстоящих выборах. Скорее всего она будет выглядеть следующим образом. Оппозиционный кандидат от «ЯБЛОКО» В.Колесник, кандидатура неприемлемая для Кирсана, на одной стороне. В центре кандидаты Бурнинов, Бадмаев, Бурулов, Дагинов, которые выдвинулись лишь для того, чтобы засветиться и ждут благосклонного взгляда Илюмжинова. На другой стороне целая плеяда из которой Кирсан и предполагает выбрать, как можно выгоднее и в лучшее время. Это Е.Батурина, А.Буратаева, А.Кучеренко. Батуриной он должен крупную сумму, за Буратаевой маячит тень БАБа, а Кучеренко – это личный карман Кирсана на протяжении многих лет. Трудный выбор.

приложение

 

В Верховный Суд Республики Калмыкия

по уголовному делу по обвинению

Васькина С.С., Шанукова В.Н., Липина А.А.

от общественного обвинителя

Рыжкова И.Ф.

ХОДАТАЙСТВО

о направлении уголовного дела для дополнительного расследования

в соответствии со ст.232, 258 УПК РСФСР

 

Изучение материалов уголовного дела по обвинению Васькина С.С., Шанукова В.Н., Липина А.А., а также данных, полученных в ходе судебного рассмотрения данного уголовного дела на 4 ноября 1999 года, дают все основания полагать, что органы предварительного следствия при расследовании уголовного дела допустили ряд существенных нарушений ст.20 УПК РСФСР по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела. Следствием допущен ряд серьезных упущений и процессуальных нарушений, имеющих важное значение для квалификации действий подсудимых и для вынесения приговора лицам, причастным к организации, заказу убийства Л. Юдиной. Следствие формально квалифицировало действие подсудимых как совершение убийства лица осуществляющего профессиональный, журналистский долг, а фактически не исследовала и не подкрепила все это соответствующими доказательствами. Нет сомнений в причастности к убийству С. Васькина и В. Шанукова и их пособника А. Липина. Но также нет сомнений в том, что ни Васькин, ни Шануков, ни Липин личных мотивов к убийству Л. Юдиной не имели. В судебном заседании подтвердилось, что между преступниками существовали определенные взаимные обязательства. Шануков обязан Васькину, который обещал решить его проблемы с долгами и с администрацией колонии-поселения. А вот то, кому был обязан Васькин, следствие не исследовало. Хотя известно, что в первую очередь Васькин был обязан лично В. Дарбакову -Председателю Национального банка, который платил ему зарплату не соответствующую его должности. Следствием не исследованы были связи С. Васькина с администрацией ПрезидентаРК, с экспертным Советом при Президенте Республики Калмыкия. Следствие не провело необходимой работы с членами этого Совета В.Петровым и Т. Бугдаевой, возможности допросить которых не было и на судебном заседании. Т.Бугдаева, активная участница всех этих мероприятий по «разработке» Л. Юдиной и частая абонентка пейджера С. Васькина в день убийства Л. Юдиной, благополучно убыла представителем президента Калмыкии в Чехию, а затем в Австралию. Следствие не сделало ничего для того, чтобы допросить всех тех должностных лиц администрации Президента РК, которые интенсивно звонили С. Васькину в день совершения убийства. Вместо того чтобы допрашивать главных заказчиков преступления, которые были на поверхности, следствие сделало все, чтобы увести их от ответственности.

В ходе расследования уголовного дела были получены достаточные данные, свидетельствующие о том, что к организации и заказу убийства Л.Юдиной причастен и Председатель Национального банка Республики Калмыкия В.С. Дарбаков.

Свидетель Босхомджиев Т.В. 22.04.1999 года на следствии и в суде подтвердил, что совершить убийство Л. Юдиной С. Васькину приказал В. Дарбаков. Подсудимый Шануков также заявлял об этом во время допроса 21.01.1999 года и в своем заявлении на имя Заместителя Генерального Прокурора РФ. О том, что деньги для организации убийства дал Дарбаков, показал и свидетель С.В. Пашин. Член экспертного Совета при Президенте РК Дорджиева З.К. давала показания о том, что Дарбаков принимал участие в обсуждении вопроса о создании экспертного Совета при Президенте РК, который предполагалось использовать по противодействию публичной деятельности Л. Юдиной и оппозиции в целом.

Свидетель Мацаков, допрошенный в суде 22.09.99 года, показал, что от гражданина Л. Додгаева узнал, что в день убийства Юдиной Л.А., в квартире, где было совершено преступление, находились Дарбаков В.С. и брат президента РК В. Илюмжинов, которые уговаривали Л.Юдину уехать из Калмыкии, обещая ей за это квартиру в Москве. Кроме того, Мацаков показал, что некто Манджиев из поселка Артезиан рассказал ему, о том что Шануков признался Манджиеву, что убийство Юдиной он совершил за обещанные ему деньги в долларах США. Эти признания были записаны на диктофон и переданы свидетелем П.Мацаковым руководителю оперативно следственной бригады И.Ткачеву. Однако данная запись на кассете к уголовному делу не приобщена. Дававший эти показания Л.Додгаев через неделю после дачи показаний, в сентябре 1998 года, погиб в автомобильной катастрофе.

2 ноября свидетель В.А.Бадмаев показал в судебном заседании, что В. Дарбаков и служба охраны Национального банка РК с 1994 года осуществляли преследование Л. Юдиной и редакцию газеты, сотрудники Дарбакова принимали участие в политических мероприятиях и угрожали лидерам оппозиции расправой. Сам Дарбаков публично заявлял, что «перегрызет горло любому, кто будет выступать против К. Илюмжинова». Данные об участии службы безопасности Нацбанка РК в политических провокациях подтверждаются показаниями свидетелей Мацакова П.Н., Колесника В.И., Босхомджиева Т.В., Атеева С.Н. Бадмаева В.А. Они же подтверждают, что служба безопасности Нацбанка РК принимала активное участие в погромах редакции газеты «Советская Калмыкия», в разгоне схода граждан в совхозах «Вознесеновский» и «Ленинский» Целинного района. Получив показания на В. Дарбакова, следователь И. Ткачев не предпринял исчерпывающих мер к проведению соответствующих следственных и оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности и необоснованно прекратил уголовное дело в отношении В. Дарбакова по п.2, ч.1 и ч.2 ст.208 УПК РСФСР за не доказанностью совершения им преступления. Кроме того, следователь необоснованно выделил в отдельное производство дело В. Дарбакова, при наличии явных признаков его причастности к заказу этого убийства. Постановлением от 6.04.99г. необоснованно были выделены в отдельное производство материалы в отношении Дарбакова В.С. по фактам незаконных выплат подсудимому Васькину С.С. в размере около двадцати тысяч рублей в виде заработной платы за работу в Национальном банке в качестве советника по связям с общественностью. Васькин в указанный период должен был отбывать наказание в колонии-поселении за совершенное ранее преступление. Таким образом, следствие исключило возможность исследования доказательств причастности к заказу убийства Л. Юдиной и привлечению к уголовной ответственности В. Дарбакова.

По нашему мнению, следствием необоснованно выделено в отдельное производство и дело в части работников УИН МВД РК, которые по указке администрации президента РК практически освободили от отбывания наказания, накануне совершения преступления С.Васькина, В.Шанукова, А.Липина.

Кроме того, следователь Ткачев И.В. оставил без внимания и удовлетворения ходатайство потерпевшего Юдина Г.В. и его представителя Гарбулева В.Д. от 7.06.98 (т.8, л.д.59) о необходимости назначения контрольно-ревизионной проверки финансовой деятельности АРИСа (Агентства развития и сотрудничества при Президенте РК), Фонда программ президента РК и Национального банка РК. Необходимость финансовой проверки указанных финансовых структур объективно была вызвана тем, что предметом журналистского расследования Юдиной Л.А. являлись именно эти финансовые структуры, а также возможные злоупотребления должностных лиц администрации президента Республики Калмыкия и руководителя Национального банка Дарбакова. «Компромат» о деятельности АРИСа послужил преступникам предлогом для того, чтобы вызвать Юдину Л.А. из дома в день совершения убийства. Таким образом, И.Ткачев, необоснованно отказывая в удовлетворении ходатайства, исключил возможность исследования обстоятельств убийства Юдиной по мотивам возможного разоблачения за злоупотребления, совершенные руководством Республики Калмыкия и руководителем Национального банка Дарбаковым. В настоящее время материалы проверки Счетной Палаты РФ в Республике Калмыкия имеются в материалах уголовного дела, но исследовать их в полном объеме суд не в состоянии.

В ходе исследования материалов уголовного дела установлено, что следствие халатно относилось к обеспечению сохранности вещественных доказательств. В уголовном деле имеется отдельное поручение И.Ткачева от 30.09.98г. о направлении в УФСБ микро-аудио кассеты, изъятой при обыске у С.Васькина на предмет ее исследования и расшифровки. В ответе УФСБ от 12.10.98 года сказано, что кассета УФСБ не поступала. Учитывая, что на изъятой у Васькина при обыске микро-аудио кассете могла быть запись его переговоров с заказчиками, организаторами и другими соучастниками убийства для его так называемой «подстраховки», что могло иметь для следствия крайне важное значение. Но тем не менее важное вещественное доказательство было утрачено. Кроме того, во время обысков у Васькина и его знакомой Бугдаевой было изъято достаточное количество специальных технических средств, предназначенных для негласных прослушиваний и наблюдений, что подтверждает тщательную подготовку организации убийства Л. Юдиной. Однако следствием по изъятым вещественным доказательствам не было назначено не одной технической и фоноскопической экспертизы. Хотя возможно и сегодня на этих записях содержатся сведения, конкретно указывающие на других соучастников и заказчиков преступления.

Не обнаруженные следствием и не изъяты орудия преступления (твердые тупые предметы, которыми наносились удары по голове, а также предмет, который мог служить удавкой). Все они могли быть оставлены в другом автомобиле, как и очки потерпевшей, которые также не были обнаружены.

Следствием были нарушены и соответствующие требования уголовного законодательства в части квалификации преступных деяний обвиняемому Шанукову В.

В материалах дела имеются свидетельские показания, а также показания самого В. Шанукова о том, что убийство совершено им из-за финансовых трудностей, которые он таким образом пытался решить. Однако, все указанные обстоятельства органами следствия не были учтены и действия Шанукова В.Н. не были квалифицированы по пункту «З» (из корыстных побуждений) ст.105 УК РФ.

В ходе предварительного следствия не были приняты исчерпывающие меры по установлению автомобиля и водителя, увозивших Л. Юдину от кинотеатра «Октябрь» вечером 7 июня 1998 года. Не установлено также личность человека пришедшего на встречу с Л. Юдиной 6 июня 1998 года около 22 часов к кинотеатру «Октябрь». Уверения В. Шанукова о том, что на встречу приходил он, опровергается мужем Ларисы Алексеевны Юдиным Г.В. присутствующим на указанной встрече. Это подтверждается и тем, что в судебном заседании 28 октября 1999 года подсудимый Шануков опознал в свидетеле Колеснике В.И. человека, приходившего с Л. Юдиной 6 июня 1998 года к кинотеатру «Октябрь» с ним на встречу.

В связи с вышеизложенным, мы еще раз убеждаемся, что все вышеперечисленные нарушения, допущенные в ходе предварительного следствия не могут быть устранены и восполнены в ходе судебного разбирательства. Именно поэтому, руководствуясь статьей 232 и статьей 258 УПК РСФСР, прошу направить уголовное дело по обвинению Васькина С.С., Шанукова В.Н., Липина А.А. для производства дополнительного расследования в центральный аппарат Генеральной Прокуратуры РФ.

3 ноября 1999 года.

Общественный обвинитель                                                И.Ф. Рыжков

Источники

1. Е.Болдуринова. Восемь кандидатов на один мандат // Известия Калмыкии. — №225. — 4 ноября.

2. В Избирательной комиссии РК // Известия Калмыкии. — №225. — 4 ноября.

3. Указы Президента РК. — №162-167. — 25 октября.

4.Е.Воронова. Что бы там не говорили, у нас все равно больше порядка // Известия Калмыкии. — №205. — 7 октября.

5.Официальная информация. Сессия Парламента // Элистинские новости. — №43. — 22 октября.

6. Е.Болдуринова.Принят закон «О языках народов республики Калмыкия» // Известия Калмыкии. — №218. — 26 октября.

7. Л.Вихоцкий. Учения получили хорошую оценку // Известия Калмыкии. — №216-217. — 23 октября 1999 года.

8. Наш корр. Новый депутат. — Калмыкии // Элистинские новости. — №43. — 22.10.1999 г.; Пресс-служба Президента РК // Известия Калмыкии. — №203. — 5 октября.

9. Н.Куменова. Полицейские не сберегли 41 тысячу бутылок // Известия Калмыкии. — №205. — 7 октября.

10. Заявление Калмыцкого регионального отделения «ЯБЛОКО». — 28 октября.

11.С. Михайлова.СитиХХ1 – первая ласточка делового общения // Известия Калмыкии. — №209. — 13 октября.

12.В.Галзанова. Пора уходить. — иждивенчества // Элистинские новости. — №41. — 8 октября.

13. В.Фурманов. Сеялки ушли с полей // Известия Калмыкии. — №205. — 7 октября.

14. Доклад Председателя правительства РК А.Дорждеева // Известия Калмыкии. — №221-222. — 30 октября.

15. С.Цеджинов. Наука Калмыкии: взгляд в третье тысячелетие // ЭЖ-Калмыкия. — №40. — 8 октября.

16. М.Ланцинова. Культура и дела религии плюс национальная политика // Известия Калмыкии. — №208. — 12 октября.