Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

а. СИБИРЦЕВ *

Узбекистан

в октябре 1998 года

1.    ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

За внешне размеренным спокойным течением жизни, обычный образ которой постоянно и успешно создается узбекскими СМИ, октябрь отличился активными процессами и драматическими событиями. Главными из них стали: провал с хлопком, введение единого земельного налога, официальные итоги экономики за 9 месяцев, переаттестация руководящих работников МВД, перестановки в правительстве, ЧП в республиканском налоговом комитете, сокращение «белых воротничков», обилие международных контактов.

Хлопок — главная сырьевая культура республики и основной источник валютных поступлений. К концу октября стало ясно, что государственное задание по сбору белого золота, объем которого составляет 4 млн. тонн, выполнить хлопкоробы не смогут. По сводке на 31 октября по республике было собрано хлопка всего около 70% от запланированного, а сбор за день к этому времени уже составлял менее одного процента. Сложившаяся ситуация объясняется не только поздним севом, а также поздним созреванием и несколькими днями ненастья, когда в начале месяца по ряду областей прошелся дождь со снегом; неорганизованностью, слабой технической оснащенностью, профессиональными просчетами. Недобор составит, по грубым прикидкам, 500-700 тысяч тонн хлопка-сырца, что может создать некоторые сложности при выполнении договорных обязательств по экспорту, если не хватит резервного запаса от урожая прошлых лет. В любом случае за этим провалом последуют оргвыводы, вплоть, как ожидают, до освобождения от должностей руководителей ряда областей и хозяйств, не обеспечивших выполнения ответственного задания.

Дебаты о сложностях и путанице в налоговой системе и жалобы с мест на непомерно большое их количество дали свои результаты. Их решили упростить, но пока только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. С 1 января 1999 года для таких товаропроизводителей вместо 8-ми налогов и разных местных сборов указом президента вводится единый земельный налог, размер которого будет определяться качеством почвы и водообеспеченностью участка. Из числа плательщиков этого налога исключены лишь дехканские хозяйства, чей порядок налогообложения определен Законом «О дехканском хозяйстве». Унификация системы налогообложения сельских хозяйств считают инициаторы указа, в конечном итоге повысит эффективность использования земельных угодий.

Данные кабинета министров по итогам социально-экономического развития за 9 месяцев текущего года, говорят о его росте по всем показателям. Например, валовой внутренний продукт по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 104,4%, а уровень инфляции снизился в 1,7 раза. Если первый показатель воспринимается людьми как возможный, то второй — как невероятный. Аналитики считают второй показатель допустимым для сравнительных оценок лишь в первой половине года, до июня или мая. После скачкообразного роста цен в июле-августе, когда за два месяца инфляция составила около 30%, сравнение становится некорректным.

По распоряжению Президента началась переаттестация руководящих работников всей системы МВД — от первых лиц министерства до руководителей районного звена и их заместителей, а также руководителей учебных заведений. Чистка рядов в этой службе связана, как гласит документ, с низким профессиональным уровнем кадров, случаями грубого отношения к гражданам и злоупотребления служебным положением. Мероприятие рассчитано на три месяца.

Кроме этого, октябрь знаменует собой начало серьезных кадровых изменений в составе правительства. Об этом говорит серия соответствующих Указов Президента.

Так, освобожден от обязанностей заместителя премьер-министра Хажкулов К.Ж. — в связи с ухудшением здоровья. Он являлся председателем Национальной корпорации нефтяной и газовой промышленности, где на недавно прошедших выборах новым руководителем стал 45‑летний Зайнутдинов И.А., работавший в последнее время начальником департамента инвестиционных программ Кабинета министров республики Узбекистан.

Освобожден от обязанностей заместителя премьер-министра Азизхождаев А.А. — в связи с переходом на другую работу. Он курировал в правительстве науку, культуру, народное образование. Премьер-министром назначен доктор востоковедения Караматов Х.С.

Освобожден от обязанностей министра финансов Сайфитдинов Ж. в связи с переходом на другую работу. Министром финансов назначен Азимов Р.С.

Смена двух заместителей премьер-министра и министра финансов за короткий отрезок времени прочитывается неоднозначно. Это может быть и утрата высочайшего доверия, и недостаточный уровень профессионализма, и укрепление президентом собственных позиций, поскольку о каких-либо деталях, проливающих свет на более ясные причины отставок, не сообщается.

Чрезвычайно туманная история с первым заместителем председателя Государственного налогового комитета Куроловым М.Я., которая нашла отражение в Указе Президента о его освобождении с формулировкой «за проявленную нескромность и тщеславие, помпезность и расточительство при проведении семейного торжества, за пренебрежение народными обычаями, за действия, порочащие честь и авторитет руководителя, злоупотребление служебным положением» и поручением прокуратуре разобраться, вызывала у читателей недоумение, любопытство и вопросы. Любопытство и вопросы усилились многократно, когда вскоре последовал еще один указ, предписывающий Республиканскому фонду «Махалля» совместно с Духовным управлением мусульман, государственными и общественными организациями объявить борьбу с теми же недугами, и пошла кампания их обсуждения на собраниях в учреждениях, трудовых коллективах, СМИ.

Что стоит за этим ЧП, до сих пор ясности нет. В налоговом комитете прокуратура ведет тотальную проверку. Вся информация засекречена. Отслеживается движение каждого документа и каждого служащего.

Поговаривают, что на устроенной чиновником роскошнейшей свадьбе собственных детей веером швырялись пачки 100-долларовых купюр под ноги удалых танцоров. Вот и донесли. Не то недруги, не то сами гости иностранцы, которые там, говорят, были тоже. Такую роскошь и кучу долларов заработать законным путем нереально. Слухов о взятках и махинациях в этом учреждении полно. Вот и взялись.

По неподтвержденным данным в этом деле уже есть первые жертвы. Нет в живых самого Куролова, он повесился еще накануне подписания Указа. Не выдержал допросов с пристрастием и выбросился из окна своей квартиры его помощник.

В последнее время усилился страх у «белых воротничков» за сохранение своего рабочего места. В соответствии с решением правительства, до конца года предприятия и учреждения должны сократить 20% административно-управленческого аппарата. Какая-то часть уже сокращена и регистрируется в отделах занятости или ищет работу самостоятельно.

Отличился октябрь с обилием международных контактов. Так, Узбекистан принимал Б.Ельцина, М.Шаймиева, Н.Назарбаева. Сам Ислам Каримов побывал в Ашхабаде и Анкаре. Провел у себя немало деловых переговоров и значимых встреч: с главкомом Центрального командования ВС США Эньлни Зиных, с посланником Генерального секретаря ООН в Афганистане Дахдара Брахими, с главой известной Южно-корейской компании Ким у Джунгом и другими лицами.

В итоге, события октября обнажили обострение ряда скрытых ранее проблем внутри государства.

Внешние контакты говорят о наличии разногласий между республиками Центральной Азии.

2.    О государственном визите в Узбекистан
президента Российской Федерации

Большинство даже титульного населения Узбекистана желало бы более тесного сотрудничества с Россией. Об этом много и постоянно говорят в народе. Об очевидной выгоде такого сотрудничества говорят руководители многих предприятий и целых отраслей народного хозяйства, подкрепляя свои рассуждения экономическими выкладками — но лишь в неофициальной обстановке и с оговоркой «не для печати». Об этом говорит и сам Президент — но только с трибуны и для печати, в официальной обстановке, на пресс-конференциях для журналистов и дипломатов. Однако, эти противоречия не находят своего отражения ни в средствах массовой информации, ни в работе комиссий Олий Мажлиса (Верховного Совета), ни на заседаниях Кабинета Министров. Как, впрочем, и любые иные точки зрения по вопросам внешней и внутренней политики, не совпадающие с президентской. Госчиновники прекрасно знают своего президента, моментально улавливают малейшие изменения его позиций по любому вопросу, понимают с полуслова, с полужеста.

Отношение же Ислама Каримова к России просматривается довольно просто. Сам бывший работник номенклатуры ЦК КПСС, он хорошо помнит и знает изнутри этот всемогущий распределительный центр и боится его возрождения. Поэтому, говоря о взаимоотношениях с Россией, И.Каримов, как правило, подчеркивает, что Россия была и остается, вне всяких сомнений, основным стратегическим партнером Узбекистана, на торговлю с Россией все еще приходится 50% всего внешнеторгового оборота республики, но добавляет тут же, что отношения с Россией, с Москвой, как с бывшим всесильным Центром должны быть взвешенными, осторожными, равноправными, поскольку во властных структурах России еще много прежних старых и новых политиков с имперскими амбициями, шовинистическими взглядами, командным стилем и т.п., а мы только-только сегодня избавились от колониального ига, перестали быть колонией. Словом, за семь лет независимости Узбекистана отношение к Кремлю у И.Каримова не изменилось — оно было и остается прокладным и настороженным. А по окончании строительства самодостаточной республики, которое без лишней шумихи воплощается в Узбекистане, отпадет необходимость в серьезной экономической интеграции с другими государствами вообще.

Учитывая эту ситуацию аналитики предсказывали, что визит Б.Ельцина в Узбекистан не станет прорывом, не внесет каких-либо серьезных изменений ни в экономические и ни в политические взаимоотношения двух стран. Так и произошло.

Государственный визит Президента Российской Федерации Б.Ельцина в Узбекистан состоялся 11-12 октября. Были встречи президентов один на один и делегаций двух стран в расширенном составе. В завершение переговоров состоялась церемония подписания Договора об углублении экономического сотрудничества между Узбекистаном и Россией на 1998-2007 годы, Декларации о всестороннем сотрудничестве между Российской Федерацией и республикой Узбекистан, совместное заявление президентов Узбекистана и России по обстановке в Афганистане. Было также принято совместное коммюнике по итогам визита. В ходе переговоров делегаций двух стран было подписано несколько межправительственных и межведомственных документов о сотрудничестве в областях связи и таможенных процедур, культурной сфере и борьбе против незаконных финансовых операций.

Затрагивалась на переговорах и проблема хлопка. Россия нуждается в сельскохозяйственной продукции Узбекистана, в сырье для легкой промышленности, прежде всего в хлопке. Рассуждая об этом перед журналистами, первый заместитель премьер-министра России В.Густов сказал: «Ныне России необходимо хотя бы слегка пропитать сырьем свою легкую промышленность». В ответ И.Каримов, говоря о взаимном сотрудничестве, отметил существующие здесь проблемы. Не конкретизируя их в деталях, он дал понять, что речь идет об отсутствии приемлемых для обеих сторон решений по транспортным затратам и тарифам, по отраслевой кооперации, по таможне и налогам. Словом, не договорились.

Да и до того, чтобы ранее достигнутые договоренности заработали, еще далеко. Известно, что к настоящему времени между Узбекистаном и Россией подписано более ста межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов, большинство из которых не работают и существуют только на бумаге. Причины такого положения дал Президент Узбекистана видит в отсутствии политической воли, твердого желания и заинтересованности сторон. Местные аналитики, ссылаясь на мнение российских предпринимателей, называют другие причины: в Узбекистане, считают они, не с кем работать, поскольку там никто ничего не решает, переговоры вязнут в каких-то мелочах, непонятно почему требующих «высочайших» разрешений, не способствует развитию отношений, заключению договоров и сделок отсутствие нормальных взаиморасчетов. Более того, отдельные аналитики не исключают, что в настоящей консервации отношений с Россией заинтересовано само руководство Узбекистана во главе с президентом, обеспечивая через мягкий отказ от интеграции движение к более полной собственной независимости. Таким образом, опасность, что подписанные сторонами документы так на бумаге и останутся, достаточно велика.

С большей определенностью и пониманием обсуждены вопросы обеспечения безопасности общих границ СНГ и разрешения региональных конфликтов. Стороны договорились о взаимной поддержке мирных процессов в Таджикистане и заявили о готовности тесно взаимодействовать на всех уровнях в урегулировании политическими средствами конфликта в Афганистане.

В совместном коммюнике по итогам встречи долгосрочный договор назван важным практическим шагом, открывающим возможности для развития торговли, производственной кооперации, прямых связей между регионами и хозяйствующими субъектами. Отмечено также, что президенты высказались за активизацию деятельности Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Остается дождаться конкретных дел.

Касались переговоры и гражданских правовых норм. Стороны условились дополнительно рассмотреть возможность подписания документов о правовом статусе граждан одной страны, постоянно проживающих на территории другой страны, регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также об использовании трудовых ресурсов и миграции рабочей силы.

3.    Ташкент — Казань. контакты и перспективы

Практически одновременно с государственным визитом в Узбекистан Б.Ельцина в Ташкенте побывал с представительной делегацией Президент Татарстана М.Шаймиев.

Президент Узбекистана Ислам Каримов принял Президента Татарстана Минтемира Шаймиева и выразил удовлетворение, что сотрудничество между Республикой Татарстан, субъектом Российской Федерации, и Узбекистаном успешно развивается.

Отношения между республиками строятся на основе подписанного сторонами межправительственного соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Татарстан экспортирует в Узбекистан продукцию химической и нефтехимической промышленности, изделия из черных металлов, авиационные двигатели, насосы. А Узбекистан поставляет в Татарстан легковые автомашины, цветные металлы, сельхозпродукцию. Объемы поставок не велики, но достаточно стабильны. В прошлом году объем товарооборота составил 40 миллионов долларов США.

В рамках прошедшего визита была проведена бизнес-конференция с участием руководителей ряда министерств, ведомств, предприятий и предпринимателей обеих сторон. Представители Татарстана изучали реальные возможности поставок в Узбекистан оборудования для нефтегазовой промышленности, продукции легкой и фармацевтической промышленности и предлагали, в свою очередь, рассмотреть вопрос об увеличении импорта из республики Узбекистан продукции легкой, текстильной и сельскохозяйственной промышленности. Газета сообщила также, что М.Шаймиев выразил намерение увеличить импорт автомобилей и мебели, производимых в Узбекистане. Однако, о каких-либо конкретных сделках, достигнутых новых договоренностях не сообщается. Будут ли они иметь место, пройдут ли чертополох тарифных, таможенных, налоговых согласований, приемлемых расчетов и политической конъюнктуры, пока не знает никто.

И тем не менее, на общем фоне ослабления отношений Узбекистана с российским федеральным Центром его контакты с регионами России продолжаются и, следовательно, сохраняются возможности их упрочить и развить.

В ходе этого визита подписан договор о дружбе и сотрудничестве между городами Ташкент и Казань. Намечена активизация прямых контактов между предприятиями. Состоятся ли?

4.    Встреча двух президентов

16 октября И.Каримов с рабочим визитом побывал в Туркменистане. Это была по существу встреча двух президентов. Ислам Каримов и Сапармурад Ниязов провели в течение дня в общей сложности более 3 часов в беседах один на один и затем вышли к журналистам.

В совместном коммюнике говорится о том, что на этой встрече главы двух братских государств обменялись мнениями по многим проблемам мировой и региональной политики, развития транспортных коммуникаций, обсудили вопросы внутреннего политического и государственного развития двух стран, уделив особое внимание углублению и расширению духовных и культурных связей, необходимости проведения совместных мероприятий в этой области. Было подтверждено также поступательное движение республик в реализации масштабных программ социально-экономического развития, в углублении политических и демократических преобразований.

Что стоит за туманными формулировками коммюнике? Некоторые аналитики считают, что И.Каримов ездил к С.Ниязову только затем, чтобы уговорить его подписать политическую декларацию о поддержке строительства нефтепровода Баку-Джейхан, который дает возможность поставлять сырье, минуя территорию России. Но сделать это И.Каримову не удалось. Версия подтверждается тем, что неделю спустя после этой встречи, в Анкаре на церемонии подписания политической декларации главами прикаспийских государств С.Ниязов не присутствовал и свою подпись не поставил. Декларацию подписали президенты Турции, Азербайджана, Грузии, Казахстана и Узбекистана, а в качестве наблюдателя этот документ подписал министр экономики США Уильям Ричардбон. Страсти вокруг возможной новой нефтяной трубы накалены. Все сопредельные с Каспием государства предлагают, прежде всего по политическим соображениям, варианты транспортировки нефти по своей территории. И трудно представить, чтобы в эти страсти не был втянут Туркменистан, имеющий на Каспии свой нефтяной шельф.

Узбекистан и Таджикистан сегодня во многом схожи. Прежде всего тем, что в обеих государствах достаточно демократичные Конституции и законы существуют сами по себе и с реальной жизнью почти не связаны. Президенты здесь не управляют, а царствуют, обладая практически неограниченной властью. По существу в обществе отсутствует конституционное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Нет оппозиции. Преследуется инакомыслие. Реальной властью обладают клановые структуры, основанные на родоплеменных связях, имеющие своих людей в среде государственных чиновников, правоохранительных органах, а, порой, и в криминальном мире. В правоохранительных органах существует круговая порука, которая позволяет сделать с человеком все, что угодно. Права человека и свобода слова здесь — пустая риторика. Но есть и различия. Туркменистан в отличие от Узбекистана признает двойное гражданство и иногда слышит упреки в пророссийской позиции.

Оба президента неизменно подтверждают приверженность строительству справедливого демократического правового государства с учетом национальной специфики, приверженность демократии, свободе печати и правам человека. Несмотря на это, за семь лет независимости именно в области развития демократии Узбекистан и Туркменистан далеко отстали от своих ближайших соседей по Центральной Азии — Казахстана и Кыргызстана. Один узбекский журналист после поездки в Бишкек был поражен обилием развалов свободных и частных изданий, обилием критических и аналитических материалов на их страницах, а свободным доступом в Дом правительства, куда может запросто прийти человек с улицы, посмотреть и послушать заседание правительства и включить диктофон — был просто шокирован.

К сожалению, никому не дано знать, о чем говорят Президенты наедине. В ходе встречи с журналистами Президенты сообщили, что разногласий между ними нет. В коммюнике отмечено также, что Президенты обсудили неспокойную ситуацию в Афганистане и выразили поддержку инициативе Генерального секретаря ООН К.Аннана по мирному решению проблемы. Высказались за координацию усилий по борьбе против международного терроризма, наркобизнеса, идеологии насилия и экстремизма, незаконной торговли оружием.

5.    Официальный визит Президента Казахстана в Узбекистан. Новые договоренности

30-31 октября по приглашению Президента Узбекистана И.Каримова состоялся официальный визит Президента республики Казахстан Н.Назарбаева. После официальной встречи в резиденции Дурмань и беседы президентов один на один, в зале заседаний резиденции приступили к работе делегации двух стран, которая продолжалась и на другой день.

В первый день работы был подписан ряд межправительственных соглашений: о сотрудничестве в борьбе с преступностью, о производственной кооперации, о сотрудничестве в поиске, разведке и переработке нефти и газа. Были подписаны и межведомственные соглашения между Министерством народного образования Узбекистана и Министерством образования, культуры и здравоохранения Казахстана о сотрудничестве, между (администрациями) хокимиятом города Ташкента и акимиятом города Астана о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

На второй день по завершении переговоров состоялась церемония подписания двух значимых межгосударственных документов. Президенты подписали Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и республикой Казахстан и Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан об углублении экономического сотрудничества на 1998‑2005 года.

После завершения переговоров и церемонии подписания документов Ислам Каримов наградил Нурсултана Назарбаева за вклад в развитие дружбы и сотрудничества двух стран орденом «Буюк хламатлари учун» (За выдающиеся заслуги). Затем Президенты встретились с журналистами.

Отвечая на вопросы журналистов, оба президента отметили, что новые договоренности обогатили договорно-правовую базу для дальнейшего развития двусторонних отношений. Подчеркнули, что ни охлаждения между странами, ни разногласий не существует, а народы навсегда останутся верными принципам вечной дружбы и братства. Отметили единство позиций в необходимости реформирования СНГ и в оценке ситуации в Афганистане и в вопросах развития транспортных коммуникаций.

В ответе на вопрос радио «Свобода» относительно перспектив сотрудничества стран Центральной Азии, Ислам Каримов не преминул заметить, что некоторые чуждые силы, хорошо осведомленные о природных ресурсах Центральной Азии, преследуют свои интересы в этом регионе.

Беседуя с журналистами уже после проводов Президента Казахстана И.Каримов снова вернулся к теме независимости новых государств, сказал, что есть еще силы, которым «не по душе наша свобода и согласие между народами. Они всевозможными путями пытаются посеять рознь между народами.»

Это наводит на мысль, что у Центрально-азиатской четверки появились проблемы, которых раньше не было. Подтверждением может служить то обстоятельство, что главы государств на встрече с журналистами ни разу не упомянули существующую договоренность о едином экономическом пространстве и 56 совместных проектах. Помогут ли новые договоренности снять возникшие проблемы?

 

 

 



* Использованы газеты «Народное слово» и «Правда Востока».