Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Анатолий Вульфович

Тюменская область

в октябре 1998 года

1.    Власть и политика

1.1.    Девятое заседание Тюменской областной Думы

26 октября 1998 года состоялось девятое заседание Тюменской областной Думы. В проект повестки дня было внесено 37 вопросов, в основном по рассмотрению проектов областных законов. При утверждении повестки дня депутат В. Салмин заявил, что областная Дума в сложившейся обстановке должна решать более злободневные вопросы: «Может быть, года два-три назад этот план работ был бы нормальным. Сегодня нет. У меня перед глазами стоят мои избиратели. Чем им будет полезен предлагаемый закон об информационных ресурсах? О каком уполномоченном по правам человека можно говорить, если все права нарушаются? Люди месяцами не получают зарплату, детские пособия, а мы сидим и обсуждаем закон о наградах Тюменской области. Надо поменять стратегию и концепцию работы Думы. Рассматривать социально значимые вопросы, а именно : выплата зарплаты, пенсий, детских пособий, занятость населения, наполняемость бюджета, рост преступности и наркомании...».

В. Салмин предложил исключить из повестки дня около десятка вопросов, предложив рассмотреть один, но значимый. На это заместитель председателя Думы И. Маров ответил, что повестка дня формируется постоянными комиссиями, в которых работает восемьдесят процентов депутатов, после чего повестка дня была утверждена.

В третьем чтении был принят закон Тюменской области «О пожарной безопасности», хотя по проекту закона были возражения прокуратуры области, в частности, прокуратура считает, что положения закона посягают на собственность предприятий (предусмотрено при тушении пожаров использовать средства связи, транспорт и оборудование предприятий на безвозмездной основе). Также в третьем чтении были приняты законы Тюменской области «О порядке согласовании кандидатуры на должность и освобождении от должности начальника управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Тюменской области», «Об информационных ресурсах в Тюменской области», «Об уполномоченном по правам человека в Тюменской области».

Во втором чтении приняты законы «О наградах и почетных званиях Тюменской области», «Об аттестации муниципальных служащих в Тюменской области».

Во втором чтении приняты поправочные законы Тюменской области о внесении изменений в законы Тюменской области «О налоговой системе в Тюменской области» (в связи с изменениями в федеральном законодательстве), «О выборах депутатов Тюменской областной Думы» (предусмотрено более четкое информирование населения о границах избирательных округов, местонахождении участковых комиссий, дате голосования и т.д.), «Об уставном суде Тюменской области» (ужесточены требования к кандидатам в судьи — возрастной ценз поднят с 25 до 30 лет, расшифровано понятие «высокая квалификация в области права»: участие в законодательном процессе не менее трех лет — разработка законопроектов, проведение экспертиз и т.п., или звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» или ученая степень в области права).

Острую полемику вызвали дополнения в Закон Тюменской области «О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы». В соответствии с дополнениями создается денежный фонд для выполнения наказов в размере 1% от расходной части бюджета. Судя по дискуссии, депутаты по — разному понимают назначение фонда. Депутат Ю. Конев считает, что средства фонда помогут решить вопросы, вызванные чрезвычайными обстоятельствами, например, при пожаре. На что депутат В. Асеев заметил, что помогать погорельцам — обязанность исполнительной власти.

Ряд депутатов в основном, представителей исполнительной власти, считали, что создав фонд и распоряжаясь средствами из этого фонда, депутаты подменяют исполнительные органы. Однако большинством голосов поправки к закону были приняты с таким дополнением : «объем расходования средств одним депутатом не может превышать 1/25 части фонда» (в областной Думе 25 депутатов). Дополнение вызывает вопросы, например : а если наказ «потянет» на большую сумму? Будет выполнятся менее значимый, но более дешевый наказ? Не популизм ли это? И не приведет ли к распылению довольно значимой доли бюджета в угоду интересам одних за счет других?

Внесены изменения в областной бюджет, вызванные введением налога с продаж и отменой ряда местных налогов. Предполагается увеличение поступлений в областной бюджет на 18,9 млн. рублей, в муниципальные бюджеты — на 28,4 млн. рублей.

В порядке контроля за исполнением предыдущих решений рассмотрен вопрос о положении на Тобольском нефтехимическом комбинате. Положение комбината сложное, только задолженность по зарплате превышает 85 млн. рублей. Генеральный директор комбината С. Коханов попросил Думу снизить вдвое налог на землю и налог на имущество, на что депутаты посоветовали ему увеличить загрузку комбината до 100% (сейчас 30%), но, тем не менее, рекомендовали Администрации области подготовить вопрос для рассмотрения на следующем заседании Думы.

Депутаты поддержали обращение Совета губернаторов в Федеральную энергетическую комиссию, в котором обосновывается возможность не повышать тарифы на электроэнергию для населения.

Принято «Соглашение о взаимодействии Московской городской Думы и Тюменской областной Думы», предусматривающее образование совместного экспертного совета для более эффективного законотворчества.

Как обычно, не обошлось без рассмотрения политических вопросов. Депутатам в третий раз предложено рассмотреть вопрос «О поддержке постановления законодательного собрания Калужской области и заявления депутатов Белгородской областной Думы об отрешении Президента Российской Федерации от должности».

Инициировавший этот вопрос первый секретарь обкома РКРП депутат А. Черепа нов аргументировал свою позицию тем, что события 7 октября в нашей области и в других областях России однозначно показали : Ельцин не справляется с обязанностями Президента. Депутаты против этого не возражали. Возражения вызвала сама постановка вопроса.

Председатель Думы С. Корепанов отреагировал на заявления Черепанова следующим образом: «Есть законный механизм отрешения Президента от власти, чем сейчас и занимается Государственная Дума, зачем же этим заниматься нам, депутатам областной Думы? Допустим, примем заявление. И что это даст, если реального механизма у нас нет? Обычное «сотрясение воздуха» и не более того!»

Его поддержал депутат Э. Худайнатов: «Толку от заявления не будет, только осложнятся отношения губернатора с федеральными структурами».

Депутат А. Черепанов возразил, что «прятать голову в песок — это страусиная политика!», на что председатель Думы С. Корепанов ответил: «Меня трудно обвинить в этом. Начиная с девяносто первого года ни одного хорошего слова о Президенте Ельцине я не сказал. А в девяносто третьем в Москве лазил под пулями... Но по натуре я человек деревенский, и с малых лет мне внушили : лежачего не бьют!»

Предложение было поставлено на голосование, но не прошло.

1.2.    Губернатор и администрация области

Областная газета «Тюменская правда» один раз в месяц выпускает информационную вкладку «Панорама» с публикациями о том, чем за прошедший месяц занимались руководители исполнительных органов власти области. 20 октября 1998 года в «Панораме» была опубликована информация о деятельности в сентябре-октябре губернатора области и его заместителей. Согласно сведениям «Панорамы» заместитель губернатора Владимир Третьяков 25 сентября имел продолжительную беседу с первым вице-премьером Правительства России В. Густовым по проблемам государственного строительства и урегулирования взаимоотношений на региональном уровне, особенно в Красноярском крае и областях, имеющих в своем составе автономные округа.

Справка. В. Н. Третьяков до декабря 1997 года был депутатом, заместителем председателя Тюменской областной Думы. В декабре 1997 года вновь баллотировался в областную Думу, но избран не был и перешел на работу в областную администрацию, на должность заместителя губернатора. Наряду с другими обязанностями, В. Н. Третьяков занимается вопросами межрегиональных отношений, в том числе отношений с входящими в состав Тюменской области автономными округами.

30 сентября и 1 октября Третьяков беседовал на ту же тему с первым заместителем министра юстиции С. Ивановым, заместителем министра Е. Сидоренко, двумя руководителями профильных департаментов А. Сливко и В. Комаровским.

Результатом работы стало поручение первого вице-премьера В. Густова Минюсту, Миннацу и вновь образованному Министерству региональной политики подготовить предложения с заинтересованными субъектами РФ по обозначенным проблемам.

В связи с этим остается актуальным вопрос реализации Постановления Конституционного Суда №12П от 14 июля 1997 года по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области в интересах всего населения края, области.

Каждая из сторон (то есть область и округа) толкуют решение КС по своему, с точки зрения своих интересов.

Возможно, одним из инструментов разрешения этой проблемы станет Ассоциация сложнопостроенных субъектов РФ (т. е. края и областей, имеющих в составе автономные округа). Принципиальную позицию в этом вопросе подтвердили депутаты Законодательного собрания Архангельской области. Они подавляющим большинством проголосовали за необходимость создания такого объединения на межрегиональном уровне.

Вместе с тем не исключено, что вхождение в Ассоциацию может только «подлить масла в огонь» в отношениях Тюменской области и входящих в нее Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Уже 24 октября в областных газетах был опубликован документ следующего со держания:

«ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

губернатору Тюменской области

Л. Ю. Рокецкому

Копия :

губернатору Ханты-Мансийского

автономного округа

А. В. Филипенко

Уважаемый Леонид Юлианович!

«Из официальных материалов администрации области, подготовленных информационным отделом и опубликованных в газете «Тюменская правда» от 20 октября т. г. мне стало известно, что Вы поручаете своему заместителю Третьякову В. Н. вести переговоры с первым вице-премьером правительства РФ В. А. Густовым, первым заместителем министра юстиции РФ С. Ивановым и другими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственного устройства области и автономных округов и реализации постановления Конституционного суда РФ от 14 июля 1997 года №12П. Этими односторонними действиями Вы создаете недопустимый прецедент, когда малозначимое должностное лицо — Ваш заместитель неправомерно берет на себя функции являющиеся прерогативой губернаторов области и автономных округов. Мы договаривались с Вами, что вопросы формирования политико-правовых отношений между областью и автономными округами, а также отношений этих субъектов РФ с Российской Федерацией являются компетенцией Совета губернаторов и должны, в целях сохранения конституционного порядка на территориях области и автономных округов, предварительно рассматриваться на его заседаниях. Именно такого рода согласованность позиций области и автономных округов предписывается указанным постановлением Конституционного суда РФ.

Ваш заместитель Третьяков В. Н. известен своей недопустимой позицией в ограничении прав автономных округов при решении конституционно — правовых вопросов, затрагивающих их интересы. Тем не менее, зная об этом, Вы поручаете ему формировать в федеральных органах исполнительной власти одностороннее мнение, неадекватные оценки о проблеме отношений области и автономных округов и путях ее решения.

Также напоминаю Вам, что ассоциация так называемых «сложнопостроенных» субъектов Федерации, которую Вы возглавляете, не находит лично у меня поддержки.

Отрицательное отношение к ней выразили Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области.

Несмотря на это, Третьяков В. Н. фактически использует данную структуру, как средство давления на должностных лиц федеральных органов власти с целью принятия ими решений, чреватых разбалансированием ситуации в регионе. На основании беседы Третьякова В. Н. с первым вице-премьером правительства РФ В. А. Густовым даются поручения Минюсту, Миннацу, Министерству региональной политики. Эти процессы происходят с полным отстранением органов исполнительной власти автономных округов.

Настаиваю на том, чтобы Вы в дальнейшем не допускали Третьякова В. Н. к участию в решении вопросов, отнесенных к компетенции губернаторов области и автономных округов, а также Совета губернаторов.

Довожу также до Вас о своем намерении направить в адрес первого вице премьера правительства РФ В. А. Густова письмо с предложением прекратить не допустимую практику контактов с второстепенными должностными лицами типа В.Н. Третьякова по вопросам, имеющим стратегическое значение для России и затрагивающим основы федерализма.

 

23 октября 1998 г.

Ю. НЕЕЛОВ,

губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа».

 

Из информации в «Тюменской правде» следует, что беседа (а не переговоры, как об этом говорится в открытом письме) В. Третьякова с В. Густовым проходила 25 сентября. Чуть позже 28 сентября в Тюмени заседал Совет губернаторов. Судя по объявленной повестке дня, вопрос о встрече заместителя губернатора области с первым вице-премьером не рассматривался. Это подтверждается и тем, что открытое письмо написано и опубликовано только после появления информации в печати. Судя по резкому, даже грубому тону, открытого письма, Ю. Неелова задела не столько сама беседа, сколько то, что об этой беседе он узнал из газеты и то, что в этой беседе не участвовали представители округов.

Только раздражением губернатора округа можно объяснить и то, что должность заместителя губернатора названа малозначимой и второстепенной, а также требование отстранить В. Третьякова от контактов по вопросам, входящим в круг его должностных обязанностей, что само по себе является вмешательством в дела губернатора области и совершенно недопустимо.

Ассоциация сложнопостроенных субъектов — края и областей, в состав которых входят автономные округа, появилась летом этого года по инициативе Л. Рокецкого. Ее создание поддержали большинство губернаторов и представительных органов власти таких субъектов.

Но Ассоциация Ю. Неелову не нравится, хотя это также внутреннее дело области. Не возражает же губернатор области против вхождения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов в Ассоциацию автономных округов.

Что же касается позиции В. Третьякова, то во многом благодаря ей появилось Постановление Конституционного Суда от 14 июля 1997 года, поставившего точку в многолетнем противостоянии области и округов. Поэтому именно он и занимается межрегиональными отношениями в администрации области.

Не совсем понятно, почему открытое письмо в копии направляется губернатору Ханты-Мансийского округа. Письмо, естественно, имело бы больший вес, если бы было подписано губернаторами обоих округов. Видимо, А. Филипенко не во всем согласен с Ю. Нееловым.

Использование губернатором Ямало-Ненецкого округа в полемике с губернатором Тюменской области редкой для должностных лиц такого уровня формы — открытого письма — свидетельствует о намерении Ю. Неелова придать полемику огласке. Следовательно, начинается очередной виток противостояния между областью и округами, совершенно неуместный в сложившейся в последнее время социально — политической обстановке. Хотя, с другой стороны, и Л. Рокецкому не следовало бы держать в тайне контакты по этим вопросам с федеральным Правительством.


1.3.    Местное самоуправление

Октябрь стал месяцем очередного конфликта между органами местного самоуправления г. Тюмени. 10 октября 1998 г. в областной газете «Тюменские известия» была опубликована статья З. Ворман «Привет ребята, вы хорошо устроились!».

В статье сотрудник пресс-центра администрации г. Тюмени З. Ворман в довольно резких выражениях пишет о городской Думе. В частности, в статье приводятся следующие факты : численность аппарата городской Думы, в состав которой входят шестнадцать депутатов, составляет сорок штатных единиц. Средняя месячная заработная плата одного чиновника аппарата городской Думы в первом полугодии 1998 года составила 4556 рублей, при этом аппаратом Думы за шесть месяцев допущен перерасход бюджетных средств, из расчета на одного работающего, в сумме более пяти тысяч рублей. В городской Счетной палате средняя месячная зарплата одного чиновника составляла в первом полугодии 6266 рублей, за тот же период допущен перерасход в расчете на одного работающего в сумме 8700 рублей. Зарплата руководителя аппарата Думы равна зарплате первого заместителя главы города, хотя ответственность и объем работ несопоставимы.

Автор статьи возмущена тем, что, несмотря на тяжелое финансовое положение города, большие задержки зарплаты в бюджетной сфере (только в октябре учителя получили августовскую зарплату и отпускные, и это при средней зарплате учителя в 1-1,3 тыс. рублей), работники аппарата Думы получают зарплату и отпускные без задержек.

В июле 1998 года, в связи с тяжелым финансовым положением города, глава города Тюмени С. Киричук издал распоряжение о том, что максимальная зарплата в аппарате администрации установлена в размере 470 рублей в месяц, да и та постоянно задерживается, как и отпускные. Началось сокращение аппарата администрации, часть чиновников отправлена в отпуска без содержания. По утверждению автора, ничего подобного не происходит в аппарате городской Думы.

Автор не особенно затрудняет себя выбором выражений, так, аппарат думы сравнивается с разрастающейся раковой опухолью.

Только через две недели в тех же «Тюменских известиях» появился ответ , озаглавленный «Я пришла к тебе с приветом...(Или неадекватная реакция чиновника на сокращение аппарата)» . Ответ подписан шестью (из шестнадцати) депутата ми городской Думы. В нем, по сути, ничего не опровергается, разве что разъясняется, чем занимаются 40 человек в аппарате Думы. Это 17 помощников депутатов и 23 человека — «люди которые организовывают работу Думы и трех ее ко миссий, готовят заключения на все документы, попадающие в повестку дня, разрабатывают нормативные акты». В остальном ответ посвящен самой З. Ворман и размышлениям на опубликовали интервью с депутатом городской Думы В. Бондарем. Не опровергая опять же по существу З. Ворман, В. Бондарь приводит некоторые цифры. В частности, городская Дума выделила в этом году на свое содержание 4,9 млн. рублей, на содержание администрации города — 116 млн. рублей. В первом полугодии Дума израсходовала 69% от запланированной на полугодие суммы, городская администрация — 121%. И это, кстати, при выполнении доходной части бюджета на 75%.

В. Бондарь, неоднократно заявлявший, что следует снижать расходы городского бюджета, считает, что в статье З. Ворман смещены акценты. От проблемы сокращения неэффективных бюджетных расходов нас увели к обсуждению размера зарплаты того или иного чиновника, говорит депутат.

Из всей этой переписки органов местного самоуправления через «Тюменские известия», личных впечатлений от общения с ними и мнений других людей можно сделать следующие выводы.

Первое. Содержать сорок человек для обслуживания шестнадцати депутатов городской Думы с годовым фондом заработной платы в пять миллионов рублей — это не только не эффективно, это, по нынешнему финансовому состоянию, преступно. Как можно платить 4 — 5 тыс. рублей в месяц чиновнику (как правило, чиновнице), практически ничего не решающему и ни за что не отвечающему, в 3-4 раза больше чем врачу, учителю или милиционеру.

Второе. В аппарате администрации — около тысячи человек, годовой фонд зарплаты — 116 млн. рублей. Следовательно, зарплата чиновника (в большинстве случаев — чиновницы ) также на уровне 4-5 тыс. рублей. Но решения принимают и несут ответственность за эти решения в администрации не более 10% ее работников. При этом в администрации практически отсутствует какая-то осмысленная система организации работы, документы рассматриваются месяцами, теряются, решения не принимаются, а принятые не выполняются, сотрудники отсутствуют на рабочих местах часами, в общем, впечатление удручающее.

Третье. Рядовой сотрудник администрации З. Ворман без санкции руководства не могла написать, а написав, не смогла бы опубликовать такую статью. Учитывая, что в администрации города все политические вопросы замыкаются на главе города С. Киричуке, статья, несомненно, написана по его указанию. А это может означать только одно — С. Киричук начал подготовку к выборам главы города. И, скорее всего, наносит упреждающий удар по потенциальному сопернику — председателю Тюменской городской Думы С. Сметанюку.

1.4.    СМИ

30 октября 1998 года вышел в свет сигнальный номер новой областной газеты «Тюменская правда сегодня».

До последнего времени в области издавалось две областные газеты, среди учредителей которых были областные органы власти — «Тюменская правда» и «Тюменские известия».

«Тюменская правда» — старейшая газета области, в этом году с большой помпой отмечено ее восьмидесятилетие, первый номер вышел 1 мая 1918 года. С середины сороковых годов, после создания Тюменской области, и до начала девяностых, «Тюменская правда» была единственной областной газетой, органом Тюменского обкома КПСС и облисполкома. В настоящее время учредители газеты — администрации Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и г. Тюмени, а также коллектив редакции. Газета выходит пять раз в неделю на четырех полосах (за исключением четвергового номера), тираж более 23 тыс. экземпляров. Последние пятнадцать лет главным редактором «Тюменской правды» был Виктор Семенович Горбачев.

В последние годы редакция газеты находилась в крайне тяжелом финансовом положении. В политическом противостоянии области и автономных округов редакция поддержала, естественно, губернатора области, в связи с чем лишилась финансовой поддержки округов. После принятия Конституционным Судом в июле 1997 года по становления о единстве области, публикации на эту тему прекратились, но руководство округов не забыло о позиции газеты, и на заседаниях и Совета губернаторов, и областной Думы несколько раз поднимались вопросы о ее судьбе. На выборах в областную Думу в 1997 году В. Горбачев был выдвинут кандидатом в депутаты, но, несмотря на поддержку журналистского сообщества области, выборы проиграл. После празднования восьмидесятилетия газеты летом этого года В. Горбачев подал в отставку.

Что же касается материалов, публиковавшихся в газете, то, местные власти в газете, как правило, не критиковались. Исключение составляли статьи известного в Тюменской области журналиста Геннадия Золотухина, обозревателя Тюменской правды. Любимая тема Г. Золотухина — разоблачение милицейских злоупотреблений. В его статьях доставалось и руководителям районных, городских и областных органов внутренних дел, и администрациям всех уровней.

По четвергам выходил номер «Тюменская правда в четверг» со своим логотипом, на восьми полосах, рассчитанный на массового читателя. В номере печатались советы садоводам, советы врача, лирические рассказы и очерки, стихи. Кроме того, в номере печаталась популярная «Горячая линия (Кошелек)», в которой на любые вопросы читателей отвечали специалисты, работники органов власти и местного самоуправления, различных предприятий, организаций и учреждений.

На одной из последних пресс-конференций губернатор Тюменской области Л. Рокецкий предложил присутствующим представителям газет подумать о том, кто бы из них взялся представлять администрацию области — хотя бы для того, чтобы достаточно оперативно и без дополнительной оплаты публиковать официальные документы.

Практически сразу после этого администрацией области было создано государственное унитарное предприятие «Тюменское региональное информационное агентство», учредившее газету «Тюменская правда сегодня», которая выходит с логотипом, ранее принадлежавшем номеру «Тюменская правда в четверг».

Предполагается, что до Нового года выйдут несколько сигнальных выпусков газеты, после Нового года газета будет выходить два раза в неделю на четырех полосах и один раз в неделю — на восьми (видимо, «Тюменская правда сегодня в четверг»). В газете обещают публиковать официальные документы с комментариями, интервью, вопросы граждан к властям и официальные ответы должностных лиц.

Генеральным директором информационного агентства назначен В. Горбачев, главным редактором «Тюменской правды сегодня» — Г. Золотухин.

Вторая областная газета «Тюменские известия» была учреждена в 1990 году областным Советом народных депутатов, с 1994 года учредитель — Тюменская областная Дума и коллектив редакции. Выходит пять раз в неделю на четырех полосах, тираж более 8 тыс. экземпляров. Газета публикует информацию о работе областной Думы, тексты областных законов, других нормативных актов, оперативную информацию, довольно часто встречаются интересные статьи о положении в городах и районах области, неплохие аналитические статьи, в том числе и с критикой органов власти и местного самоуправления, включая губернаторов и глав городов.

Финансовое положение газеты также довольно сложное.

Появление в такой обстановке еще одной газеты не могло не сопровождаться скандалом. Хотя из «Тюменской правды» ушло всего несколько журналистов, но как раз эти журналисты и были наиболее читаемыми, в общем то на них и держалась газета. Поэтому «Тюменская правда» немедленно обвинила В. Горбачева в том, что он развалил старейшую газету области, создал газету, которая будет обслуживать власть, незаконно присвоил логотип и т. д., в общем, начали писать все то, что пишется в таких случаях. Была организована публикация в «Тюменской правде» многочисленных писем читателей, в основном пенсионеров, с осуждением В. Горбачева и новой газеты.

Обиделись и журналисты «Тюменских известий». В то время как «Тюменские известия» не могут вовремя заплатить мизерную зарплату своим работникам и вообще появляются предложения о закрытии газеты, губернатор создает информационное агентство и свою газету. Естественно, это вызывает ревность в журналистских кругах.

В итоге можно сделать следующий вывод : в Тюменской области (в том числе и округах) нет свободных газет. Все газеты финансируются либо из бюджета, либо крупными предприятиями (в основном, нефтяной и газовой промышленности), либо на 70 — 80% заполнены рекламой. И в этой обстановке создание еще одного областного официоза за счет все того же областного бюджета вряд ли найдет поддержку у большинства журналистов области.

2.    экономика

2.1.       Итоги деятельности кредитных организаций области
за 9 месяцев 1998 года

Финансовый кризис, разразившийся в стране, естественным образом ударил прежде всего по системе кредитных учреждений области. По состоянию на 1 октября 1998 года на территории Тюменской области были зарегистрированы 63 самостоятельные кредитные организации, из них действующих — 37.

В третьем квартале у двух коммерческих банков отозваны лицензии на совершение банковских операций: 24 июля у Ямало-Ненецкого социального коммерческого банка, 26 августа — у акционерного банка «Сибсевербанк».

Кроме того, на территории области зарегистрированы 35 филиалов, головные банки которых расположены на территории других областей (в том числе 32 филиала московских банков), а также Тюменский банк Сберегательного банка Российской Федерации с 46 отделениями.

К числу действующих филиалов относятся 29 филиалов (в том числе московских — 26), поскольку у 6 филиалов головных банков к настоящему времени отозваны лицензии на совершение банковских операций.

Валютные лицензии имеют 26 коммерческих банков, 7 из них — генеральные.

За 9 месяцев текущего года зарегистрировано 10 проспектов эмиссий акций кредитных организаций области на сумму 193,7 млн. рублей, двенадцать отчетов об итогах выпуска ценных бумаг на общую сумму 191,2 млн. рублей. Два выпуска ценных бумаг аннулированы в связи с неудовлетворительными итогами размещения акций.

Суммарный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на 1 октября 1998 года составил 786,1 млн. рублей при величине оплаченного 888,6 млн. рублей.

За 9 месяцев 1998 года кредитными организациями области получено 401,5 млн. рублей прибыли, что на 24,6% меньше соответствующего периода прошлого года, в том числе коммерческими банками получено 144,6 млн. рублей прибыли, меньше на 55,8% (11 банками получены убытки на общую сумму 20,1 млн. рублей), филиалами банков других областей — 56,4 млн. рублей, меньше на 13,2%, Тюменским банком Сберегательного банка Российской Федерации получено прибыли 200,5 млн. рублей, что на 42,6% больше, чем в соответствующий период прошлого года.

Основной объем прибыли по Тюменскому банку Сберегательного банка Российской Федерации получен за счет замены Сбербанком рублевых активов (ГКО) на активы в иностранной валюте (долларах США), их переоценки и в связи с ростом курса доллара США.

Финансовое положение банковской системы области и хозяйственных организаций значительно ухудшилось в связи с последствиями финансового кризиса после событий 17 августа 1998 года.

По ряду коммерческих банков отмечались задержки в оплате расчетных документов от 5 до 30 дней.

По состоянию на 1 октября 1998 года общая сумма расчетных документов, предъявленная для оплаты в коммерческие банки области и не оплаченная в срок, составила 94 971,1 млн. рублей, в том числе из-за отсутствия средств на счетах предприятий и организаций — 94 883,6 млн. рублей, из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах коммерческих банков — 87,6 млн. рублей (0,1%).

Для поддержания ликвидности банков Центральным банком было принято решение о проведении внеочередного регулирования обязательных резервов, депонированных на счетах в Центральном банке, начиная с 25 августа по 30 сентября 1998 года.

В результате в августе семнадцати коммерческим банкам было возвращено на их корреспондентские счета около 61 млн. рублей, по отдельным банкам сумма возвращенных средств составила от 16% до 31% суммы обязательных резервов.

В сентябре внеочередное регулирование произведено по 11 коммерческим банкам, возвращено 17,7 млн. рублей.

В основном эти средства направлены на выплату вкладов населения.

В целях сокращения неплатежей и нормализации межбанковских расчетов 2 октября учреждениями Центрального банка проведен многосторонний зачет (клиринг) взаимных обязательств коммерческих банков.

Участникам клиринга (7 банков области) оплачено 1 276 расчетных документов на общую сумму 37 565 тыс. рублей, в том числе за счет выделенного лимита — 35 077 тыс. рублей. Из суммы оплаченных расчетных документов платежи в федеральный бюджет составили 2285,2 тыс. рублей, бюджеты субъектов Российской Федерации — 1361,9 тыс. рублей, внебюджетные фонды — 1183,9 тыс. рублей.

В целом, тюменские банки не очень тяжело перенесли августовский финансовый кризис, поскольку в государственные ценные бумаги ими было вложено немногим более 100 млн. рублей. Уже к концу сентября задержки в прохождении денег прекратились. Сложности остались только у клиентов, обслуживаемых филиалами московских банков, в т. ч. некогда очень популярными в области филиалами «СБСАгро» и «Инкомбанка».

3.    КРИМИНАЛ

28 октября состоялось расширенное заседание коллегии Управления внутренних дел Тюменской области по итогам работы за девять месяцев 1998 года.

На протяжении трех последних лет общее количество зарегистрированных преступлений в области неизменно сокращалось, однако в текущем году криминогенная обстановка резко обострилась. Рост преступности произошел в 19 из 26 районов и городов юга области, в т. ч. на четырех территориях более чем на 30%. Всего по югу области за девять месяцев число зарегистрированных преступлений выросло на 18,2% и составило 23939. Возросли такие виды преступлений, как причинение тяжкого вреда здоровья — на 4,3%, разбои — на 23,6%, грабежи — на 16%, кражи — на 19,7%, в т. ч. квартир — на 25,9%.

Особо тревожная обстановка складывается в городе Тюмени. Здесь зарегистрирована треть свешенных в области убийств, около половины всех краж, грабежей и разбойных нападений.

Продолжает обостряться ситуация с преступлениями, связанными с оборотом наркотиков. За девять месяцев выявлено 1359 наркопреступлений (рост на 13,9%). Из незаконного оборота изъято 84,5 килограммов наркотиков, в т. ч. 1,5 килограмма героина.

Усиливается криминализация подростковой среды. Сегодня на учете в милиции состоит 65 молодежных группировок антисоциальной направленности. Установлена причастность подростков к совершению 1979 преступлений (или к каждому восьмому) из числа раскрытых.

До 2961 увеличилось количество квартирных краж. Рост данного вида преступлений отмечен в 16 городах и районах, в том числе и г. Тюмени.

За 9 месяцев выявлено 1822 экономических преступления (рост на 56,7%). По чти вдвое возросло количество выявленных преступлений с материальным ущербом в крупных и особо крупных размерах, на 84% — должностных преступлений. В тоже время за девять месяцев выявлено всего 22 случая взятки.

Активизировала свою работу милиция общественной безопасности. Ее сотрудниками установлены виновные в совершении 4611 преступлений, на четверть выше, чем за девять месяцев 1997 года. Вместе с тем эффективность работы подразделений этой службы не адекватна напряженности криминальной обстановки в области. Так, уличная преступность возросла в 15 городах и районах юга области, особенно значительно в Тюмени (на 20,4%), Тобольске (на 11%), Ишиме (на 11,7%), то есть в тех городах, где сосредоточено наибольшее количество нарядов патрульно-постовой службы.

Источники

1. З. Ворман. Привет, ребята, вы хорошо устроились! // Тюменские известия. 1998. — 10 октября.

2. Панорама. №12 (70). Администрация области: хроника, мнения, документы, информация, интервью. — Тюменская правда. — 1998. — 20 октября.

3. О. Волосач и др. Я пришла к тебе с приветом... (Или неадекватная реакция чиновника на сокращение аппарата) // Тюменские известия. — 1998. — 23 октября.

4. Ю. Неелов. Открытое письмо Л. Рокецкому. — Тюменские известия. — 1998. — 24 октября.

5. Ю. Бубнов. Девятое заседание Тюменской областной Думы. — Тюменские известия. — 1998. — 28 октября.

6. В. Кабакова. Областная Дума накануне юбилея ВЛКСМ. — Тюменский курьер. — 1998. — 29 октября.

7. С. Шильников. Предпочли не «бить лежачего». — Тюменская правда. — 1998. — 30 октября.

8. В. Горбачев. Разрешите представится. Тюменская правда сегодня. — 1998. —  30 октября.

9. Наумова. Нямням и Трямтрям, или О судьбе областных газет. — Тюменские известия. — 1998. — 30 октября.

10. И. Гущина. Не шумом, а миром дело спорится. Интервью с депутатом Тюменской городской Думы В. Бондарем. — Тюменские известия. — 1998. — 30 октября.

11. С. Шевченко. Лучше меньше, да лучше // Сибирский посад. — 1998. — 3-10 ноября.

12. Итоги деятельности кредитных организаций области за 9 месяцев 1998 года // Сибирский посад. — 1998. — 3-10 ноября.

13. В. Строгальщиков. О судьбе и характере наших газет. — Тюменские известия. — 1998. — 5 ноя бря.

14. А. Роменский. Правда и только правда. — Тюменская правда. — 1998. — 5 ноября.

15. В. Вершинин. «Криминальная ситуация обострилась. Но из-под нашего контроля не вышла...» // Тюменские известия. — 1998. — 6 ноября.