Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир СЛАТИНОВ

Орловская область

в октябре 1998 года

1.    Экономика и антикризисные меры

1.1.    Постановления и распоряжения

Областная власть в течение всего месяца предпринимала активные шаги по смягчению последствий финансового кризиса.

Распоряжением главы администрации области Е.Строева во исполнение программы финансового оздоровления экономики области и учитывая сложное финансовое положение ряда хозяйствующих субъектов и населения, с 20 октября отменятся взимание платы с юридических и физических лиц за выдачу справок и иных документов органами исполнительной государственной власти в области. Рекомендовано руководителям органов местного самоуправления области также отменить взимание платы за выдачу вышеуказанных документов.

Комитету по управлению имуществом области О.А.Юшков до 25 ноября предложено разработать механизм платежей в областной бюджет, из прибыли предприятий областной собственности, использующих государственное имущество на праве хозяйственного ведения.

Управление ценовой политики администрации области (А.В.Пантюшенко), комитет по управлению имуществом области (Ю.А.Юшков) в срок до 5 ноября обязаны определить перечень услуг, оказываемых государственными предприятиями и учреждениями физическим и юридическим лицам на платной основе и их стоимость, а также порядок предоставления льгот на данные виды работ услуг отдельными категориями плательщиков.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 октября 1998 года №1159 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в целях повышения качества продукции, поступающей на рынок области, усиления государственного контроля и регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, увеличения поступлений доходов в бюджет всех уровней постановлением №563 от 19.10.98 г. «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» установлено, что, начиная с 1 ноября 1998 года производство этилового спирта из пищевого сырья, денатурация этого спирта, а также производство спиртосодержащих растворов осуществляются по квотам только государственными предприятиями и акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Для иных обществ квоты на производство этилового спирта, а также на производство спиртосодержащих растворов предоставляются в случае, если государство в силу преобладающего участия в их уставных капиталах либо в силу иных причин имеет возможность определить решения, принимаемые обществом. Порядок выдачи квот на производство этилового спирта из любых видов сырья и спиртосодержащих растворов, а также специальных разрешений на их поставки устанавливается Правительством Российской Федерации. Государственной налоговой инспекции по Орловской области поручено ввести до 1 ноября в организациях по производству этилового спирта, водки, ликероводочных изделий и винных напитков с содержанием алкоголя свыше 28 процентов ежедневный контроль над фактическими объемами выпуска указанных видов продукции, блокирование мощностей в период междусменных и более длительных простоев оборудования, а также контроль за реализацией продукции ее производителями, начислением и уплатой акцизов. Введена система аккредитации организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией для розничной торговли и общественного питания, на основе конкурса среди организаций, имеющих лицензии на оптовые поставки алкогольной продукции согласно положению, утвержденному постановлением Правительства РФ. Управлению службы налоговой полиции по Орловской области при участии государственной налоговой инспекции, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей поручено произвести в октябре-ноябре 1998 г. массовые проверки предприятий оптовой и розничной торговли, реализующих алкогольную продукцию, обратив особое внимание на подлинность специальных марок, используемых для маркировки алкогольной продукции содержанием алкоголя свыше 28%.

В целях ужесточения контроля за наличным денежным оборотом и упорядочения инкассированных денежных средств предприятий, организаций и учреждений, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, усиления борьбы с налоговыми правонарушениями, связанными с внебанковским оборотом денежных средств, и во исполнение Указов Президента РФ от 23.05.94 г. №1006, от 18.08.96 г №1212 „федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России) от 26.04.95 г. №65-ФЗ, порядка ведения кассовых операций в РФ от 22.09.93 г. №40. Постановлением №564 от 19.10.98 г. «О мерах по сокращению внебанковского оборота наличных денежных средств» намечено в двухнедельный срок пересмотреть совместно с обслуживающими кредитными организациями цели и нормы расходования наличных денег из выручки; обеспечить ежедневное выведение остатка кассы при наличии кассовых операций; ограничить ежедневные выдачи наличных денег лицам в подотчет на приобретение товарно-материальных ценностей не более установленной нормы расходования из выручки или лимита остатка кассы по предприятиям, не имеющим постоянную денежную выручку; установить обязательный порядок инкассирования и перевозки денежных средств всеми предприятиями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица вне зависимости от организационно-правовых форм и имеющими постоянную денежную выручку, через управление инкассации и службы инкассации кредитных организаций (кроме предприятий и организаций, обслуживаемых специальными подразделениями органов внутренних дел, а также где нет подразделений управления инкассации). Установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеют право по согласованию с кредитной организацией использовать денежную выручку только на оплату труда, хозяйственные нужды и командировочные расходы. Налоговой инспекции и органам налоговой полиции поручено организовать совместно с ГУ ЦБ РФ по Орловской области и кредитными организациями проверки предприятий и организаций, использующих в обороте только наличные деньги, а также наиболее крупные торговые организации, имеющие значительную торговую выручку, по соблюдению налогового законодательства и «Порядка ведения кассовых операций в РФ».

1.2.    Заседание оперативного штаба

В городской администрации состоялось очередное заседание оперативного штаба по антикризисным мерам. Две горячие проблемы — ситуация с банковскими платежами и состояние дел на предприятиях местной перерабатывающей промышленности — были вынесены на повестку дня.

Заместитель мэра города В.Глухов предупредил представителей банковских структур: нельзя допустить перенос финансового кризиса в плоскость социального напряжения. А между тем 20-дневные задержки бюджетных платежей в банках осложняют и без того непростую ситуацию в городском хозяйстве.

Тревогу городских властей представители орловских филиалов банков пытались погасить обнадеживающей информацией о принятии правительством стабилизационной программы. Однако она рассчитана до лета будущего года.

Решено проработать вопрос погашения части кредита, полученного администрацией города на строительство муниципального жилья, путем проведения зачета по задолженности банка СОТЭФ. К следующему заседанию штаба банки должны представить графики погашения задолженностей.

Участники оперативного антикризисного штаба заслушали представителей четырех предприятии переработки.

Казалось бы, кризис, который ко всем повернулся своей темной стороной, должен был, чуть ли не автоматически поднять на щит местных переработчиков. Покупатели отвернулись от сверхдорогих импортных товаров, ищут на прилавках орловские, более дешевые. Однако ни АО «Кристалл», ни АООТ «Комбинат мясо-птица «Орловский» не сумели в полной мере использовать ажиотажный спрос кризисных дней для оживления своего производства. Пока не удалось преодолеть тенденцию к сокращению объемов производства в легкой и пищевой промышленности города. Сокращается налогооблагаемая база.

Для преодоления сложившегося диспаритета между всевозрастающим спросом на местную продукцию и ее предложением переработчикам рекомендовано провести еще одну интенсивную серию взаимозачетов, «разгрузиться» по имуществу, чтобы не платить неподъемных сумм за аренду помещений, которые давно не используются, и снизить коммунальные расходы на содержание. Председатель комитета по экономике администрации В.Кузнецов еще раз напомнил об улучшении работы с поставщиками, местным населением, о рекламе, качестве продукции.

Шесть тысяч индивидуальных предпринимателей уже приобрели патенты в соответствии с принятым в области Законом «О фиксированном налоге с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица». Это примерно треть всех частных предпринимателей, занимающихся теми видами деятельности, которые попадают под закон о фиксированном налоге. Кстати, речь идет о наиболее ходовых сферах частного предпринимательства, таких, как оптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание, торговля автомобилями, и других.

Только в сентябре к платежам в местный бюджет выставлено по фиксированному налогу свыше 7 млн. рублей. Столько же, сколько получено за весь период с января по июль этого года со всех частных предпринимателей.

Вопросы в связи с введением нового налога неизбежно возникают. Тем более что в «свежепринятый» закон уже внесены изменения и дополнения. Для разъяснения практики нового закона пресс-служба налоговой инспекции по Орловской области организовала встречу журналистов с начальником отдела ГНИ А.И. Гаврютиной.

«Цель введения фиксированного налога — упрощение взаимоотношений предпринимателя и государства, — пояснила на встрече Антонина Ивановна Гаврютина. — Сам закон Орловской области основан на федеральном Законе «О едином налоге на вмененный доход» и не противоречит ему».

Смысл введения фиксированного налога в том, что он заменяет практически все налоги, который платили частные предприниматели ранее. Кроме того, он зависит не от полученного дохода, а от сферы деятельности. Корректирующие коэффициенты понижают (для пенсионеров и других льготных категорий) либо повышают (в зависимости от наличия наемных работников, дополнительных торговых мест и т.д.) ставку налога.

Как пояснила начальник отдела ГНИ, минимальная ставка налога (с учетом изменений и дополнений к закону от 12.10.98 г.) — 3000 рублей в год. В частности, предприниматель, торгующий на рынке, выплачивает в среднем 250 рублей в месяц, что является вполне приемлемой суммой.

Для тех, же кто не вырабатывает и этого дохода, органами местного самоуправления по заключению соответствующей налоговой инспекции может быть установлен пониженный размер фиксированного платежа.

Наиболее высокие базовые ставки установлены для таких видов деятельности, как оптовая торговля, квалифицированные консультации, реэлторская и рекламная сферы.

Итак, вводится в действие достаточно эффективный механизм, направленный против сокрытия доходов частными предпринимателями.

В то же время именно поверхностная отчетность позволяла большинству частных предпринимателей — бывшим рабочим, учителям, техническим работникам (особенно в торговле) — если не процветать, то выживать. Новые жесткие меры пополнят бюджет, но, наиболее вероятно, значительно сократят ряды этих предпринимателей.

Впрочем, новый налог, вероятно, просуществует лишь до конца года. Как пояснила А.И.Гаврютина, в области идет работа над Законом о едином налоге на вмененный доход, разрабатывающимся в рамках федерального.

15 октября состоялось очередное заседание оперативного штаба по выработке и реализации антикризисных мер. Вел заседание председатель штаба первый заместитель главы администрации области В.А.Кочуев.

Первым был рассмотрен вопрос о принятии мер по обеспечению государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. На заседании отмечалось, что в области все еще не удалось поставить прочный заслон на пути поддельных спиртных напитков, в последние месяцы сократилась реализация водки местного производства, а соответственно уменьшились акцизные сборы. Правоохранительным и контролирующим органам указано на необходимость ведения активной борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции. В соответствии с указом президента РФ и постановлением правительства намечено разработать эффектный действующий механизм государственного регулирования данного сектора потребительского рынка, в частности принять меры по использованию специальной маркировки бутылок, ввести в действие порядок аккредитации оптовых поставщиков алкогольной продукции.

На заседании был также рассмотрен вопрос о реструктуризации задолженности сельских товаропроизводителей перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами. Как известно, в начале октября правительство приняло решение об отсрочке имеющейся задолженности на пятилетний срок под 5% годовых. В последние дни областные службы и ведомства провели работу по определению конкретных объемов и условий реструктуризации долгов, общая сумма которых со штрафными начислениями составляет около 750 млн. рублей.

Оперативный штаб поставил перед налоговыми органами и территориальными внебюджетными фондами задачу оперативно провести совместную работу с федеральными фондами с целью облегчения налогового бремени на сельских товаропроизводителей. В первую очередь планируется реструктуризация долгов тех предприятий, которые обеспечивают своевременное внесение текущих платежей.

1.3.    Совещание в областной администрации

На большом совещании в администрации области 18 октября был рассмотрен вопрос об итогах социально-экономического развития области за 9 месяцев 1998 года и об исполнении областного бюджета. С информацией выступили заместители главы администрации Н.Н.Цикорев и Т.П.Кравченко. Подчеркивалось, что итоги девяти месяцев свидетельствуют о сохранении положительных тенденций в экономике области, росте инвестиционной активности. Несмотря на грянувший кризис, выполнен план формирования доходной части бюджета, серьезно увеличились налоговые поступления с промышленных предприятий города Орла, Урицкого, Глазуновского и других районов. Указанную тенденцию следует выделить особо. На фоне кризиса со сбором налогов в стране в августе-сентябре благодаря эффективным мерам властей, налоговые сборы в области не только не упали, но и несколько возросли.

На совещании заслушаны отчеты руководителей ряда районов, детально проанализирована их работа по решению социально-экономических проблем, исполнению бюджета, обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. С положительной стороны была отмечена деятельность органов местного самоуправления Сосковского, Глазуновского районов. В то же время в ряде районов имеются существенные резервы стимулирования работы сельскохозяйственных и промышленных предприятий, усиления социальной защиты малообеспеченных граждан. Однако отсутствие у органов местного самоуправления жизнеспособной, эффективно работающей системы управления экономикой и инвестиционными процессами зачастую не позволяет с полной отдачей использовать потенциал территорий.

Итоги заседания подвел Е.С.Строев. Он подчеркнул, что роль государства в управлении экономикой должна быть резко изменена. Государственным органам необходимо скоординировать усилия и взять под контроль работу важнейших отраслей, сосредоточив внимание на укреплении дисциплины и ответственности руководителей всех уровней. Резкой критике глава администрации подверг администрации Свердловского и Советского районов, где упущены реальные возможности пополнения бюджета, ускорения инвестиционных процессов. Он подчеркнул, что приоритетной задачей власти должны быть поддержка местных товаропроизводителей, создание условий для увеличения числа рабочих мест, развития производства. В условиях кризиса необходимо решительно покончить с иждивенчеством, отказаться от уравниловки в распределении бюджетных субсидий районам, смелее переходить на самофинансирование деятельности местного самоуправления, подчеркнул Е.С.Строев.

В самом начале ноября Облсовет принял закон по регулированию цен на продукты первой необходимости (См. Приложени).

1.4.    Урожай

По информации начальника управления сельского хозяйства и продовольствия А.А.Михалева, в области в текущем году было собрано 1,3 млн. тонн зерна при средней урожайности 18,5 центнера с гектара. Самый весомый вклад внесли хозяйства Ливенского, Орловского, Должанского, Колпнянского районов. На 92% площадей убрана сахарная свекла, уже выработано из урожая этого года более 8,5 тысячи тонн сахара. Идет перевод скота на зимние рационы. Главной заботой земледельцев в середине осени является вспашка зяби: более чем на двух третях площадей справились с этой задачей хозяйства Должанского и Ливенского районов, однако в целом по области, чтобы завершить комплекс работ в оптимальные сроки, требуется двухсменная работа тракторного парка.

1.5.    Пенсии

В сентябре в Орле впервые за последние годы начались существенные задержки с выдачей пенсий. И хотя по сравнению с другими соседними областями, в частности Курской, где задержки достигают несколько месяцев, здесь выдача задерживается на 2-3 недели, сам по себе данный факт симптоматичен. С 1 февраля 1998 года введен Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Для его реализации ежемесячно потребовалось 12 млн. рублей дополнительно. Общая сумма выплат пенсий теперь составляет 110,6 млн. рублей ежемесячно. Однако доходная часть не увеличилась. В результате финансового кризиса резко снизились отчисления в Пенсионный фонд, их едва хватает на финансирования 45-50% суммы пенсий. Остальное обеспечивается через дотации Пенсионного Фонда России, а они сократились. В целом за сентябрь-октябрь было профинансировано 73,6% пенсий. Средняя задержка составляла 12 дней.

Оценивая в целом результаты антикризисных мер, предпринятых местными властями, можно отметить следующее. В финансовой, в первую очередь налоговой сферах, действия были весьма эффективными, благодаря чему, во-первых, удалось сохранить приемлемую собираемость налогов и выполнение бюджетных обязательств, во-вторых, постепенно «расшиваются» неплатежи, связанные с «зависанием» банковской системы после 17 августа. Правда, в связи с сокращением центральных перечислений ухудшилась ситуация с выплатой пенсий (которая по сравнению с соседними областями и сегодня выглядит идиллической). Кроме того, несмотря на принимаемые меры, в целом уровень и рост цен мало отличается от соседних регионов. Действие вышеуказанного закона о госрегулировании цен пока не ощущается (возможно, в связи с коротким сроком действия).

2.    ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

26 октября состоялось заседание комитета по средствам массовой информации и общественными организациями областного Совета народных депутатов, ход и результаты которого широко освещались в печати и электронных СМИ.

Члены комитета всесторонне проанализировали вопросы, которые вносятся на рассмотрение очередного, седьмого заседания областного Совета народных депутатов. С особой тщательностью депутаты обсуждали проекты законов Орловской области. В некоторые из них, в частности в проект «О внесении изменений и дополнений в закон Орловской области от 6 августа 1998 года №76-03 «О налоге с продаж», депутаты решили внести свои коррективы и предложить их для обсуждения всему депутатскому корпусу области. Широкая дискуссия в комитете развернулась и по проекту Закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Для прояснения ситуации депутатам пришлось прибегнуть к помощи непосредственных составителей проекта. Депутаты высказали свое отношение к проекту федерального Закона «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера». В связи с тем, что проект указанного закона скорее всего, легализует порнографию и предоставит дополнительные возможности дельцам порнобизнеса, решено подготовить и принять на заседании облсовета обращение к руководителям обеих палат Федерального Собрания и к законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации.

3.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

В Орловской области роздана региональное отделение Конгресса русских общин. В работе учредительной конференции приняли участие представители исполкома КРО, общественных организаций, деловых кругов, руководители предприятий, вынужденные переселенцы, беженцы, офицеры запаса. Как отмечалось в информационном сообщении о конференции, собрались те, кто «считает главным укрепление российской государственности, утверждение в стране гражданского мира, согласия и национального единение русского населения и в бывших республиках Союза, и в национальных субъектах Российской Федерации».

Председателем регионального отделения был избран известный на Орловщине юрист, ветеран органов прокуратуры, государственный советник юстиции III ранга Н.Т.Кузьменко.

Конференция подтвердила необходимость восстановления и укрепления державообразующей роли русского народа, пресечения всех форм этнической исключительности, межнациональной розни и регионального сепаратизма. КРО за развитие оптимальных форм местного самоуправления, опирающихся на опыт российских земств и общин.

Участники конференции выразили мнение, что необходимо проведение реформы государственного устройства России, в том числе за счет укрупнения регионов. Федерация российских регионов должна создаваться как механизм их государственного единства, а не инструмент расчленения страны. Для этого нужно укрепить «становой хребет» России — русскую нацию, сплотить вокруг нее все братские народы, объединив их единой идеей укрепления независимого правового российского государства.

КРО считает своими партнерами все здоровые силы общества, согласованно работает с Союзом реалистом, также имеющим отделение в Орле. На конференции поддержана экономическая программа вывода страны из кризиса, подготовленная С.Глазьевым. У КРО много общего с позицией Е.С.Строева, особенно в вопросах укрепления государства. В настоящее время идет процесс регистрации регионального отделения в органах юстиции. Штаб разместился в гОрле в здании института «Гипроприбор» на улице Салтыкова-Щедрина.

Следует отметить, что данное событие получило широкую огласку в местных СМИ, достаточно жестко контролируемых. Примечательна активная поддержка, высказываемая со стороны местных членов КРО Строеву. Впрочем, это естественно, так как не получив достаточной поддержки со стороны официальной власти на Орловщине трудно развернуть какую-либо активную политическую деятельность. В целом можно отметить, что внимание к КРО со стороны СМИ, быстрота в получении помещения для дислокации и реверансы в адрес Строева говорят о постепенной эрозии монопольного положения КПРФ в политической жизни и подключении к ней новых субъектов.

 

К числу прочих событий в политической жизни области можно отнести обсуждение результатов акции протеста 7 октября. Во-первых, местная пресса за исключением коммунистических изданий отреагировала на итоги акции необычайно вяло. Официальные лица воздержались от комментариев. Е.Строев туманно заявил, что результаты акции обязывают соответствующим образом на них отреагировать. В целом, местная власть отнеслась к акции достаточно спокойно, хотя меры безопасности и соответствующая профилактика (встречи работников обладминистрации с трудовыми коллективами накануне акции) были предприняты.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Закон Орловской области

о государственном контроле цен на социально значимые товары
в Орловской области

Статья 1.

В соответствии с Уставом (Основным Законом) Орловской области ценовая политика относится к ведению области.

Проводимая в области ценовая политика не должна нарушать основы ценовой политики, определяемые федеральным законодательством.

Статья 2.

Государственный контроль цен в области осуществляется в пределах, установленных настоящим законом.

Органы исполнительной власти области не вправе вводить государственный контроль цен, не предусмотренный настоящим законом.

Статья 3.

В Орловской области государственному контролю подлежат цены на следующие социально значимые товары:

хлеб и хлебобулочные изделия;

молоко и молочные продукты;

масло животное и растительное, маргарин;

мясо и мясопродукты;

рыба и рыбопродукты;

яйцо куриное пищевое;

мука;

крупы;

макаронные изделия;

моющие средства, зубная паста, мыло;

сахар;

водка;

соль;

товары детского ассортимента;

детское и диабетическое питание;

лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

спички;

учебники и учебно — методическая литература;

школьно-письменные и чертежные принадлежности, канцелярские товары, тетради, дневники школьные, атласы.

Статья 4.

Государственный контроль цен на социально значимые товары производится в следующих формах:

а) установление постановлением главы администрации области предельных розничных цен;

б) установление постановлением главы администрации области предельного уровня рентабельности;

в) установление постановлением главы администрации области предельного уровня торговых надбавок

Статья 5.

Лица, независимо от форм собственности, виновные в нарушении государственной дисциплины цен, несут административную ответственность в соответствии с главой 12 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Статья 6.

Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования.