Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Галина ИВАНОВА

Литовская Республика

в октябре 1998 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.    Парламент

1.1.1.    Бюджет 1999 года

Сейм приступил к обсуждению проекта бюджета на 1999 год. Во многих сферах проект начали составлять по программному принципу (в отличие от предыдущих представлений проектов бюджета). Ряд программ будут рассчитаны с перспективой на 3-4 года [[1]].

Сейм и правительство утверждают, что бюджет на 1999 год будет сбалансирован и без дефицита. Но в Литве наряду с этим движется множество потоков государственных денег. Эти потоки заранее публично не планируются, не обосновываются и не контролируются. В связи с этим президентура обратилась к независимым экспертам, чтобы они оценили проект бюджета 1999 года. Председатель комитета Сейма по бюджету и финансам восстала: по ее мнению президентура берет на себя контрольные функции правительства. В данном случае председатель комитета Э.Кунявичена спутала контроль правильности использования утвержденного бюджета с оценкой еще только проекта бюджета. В проекте бюджета не запланировано ни аудита, ни экспертизы [[2]].

1.1.2.    Поправки в закон о восстановлении сбережений населения

Сейм внес изменения в некоторые статьи закона о восстановлении сбережений населения. Это открывает возможности рассмотрения прошений об открытии восстановительных счетов, поданных лицами, которые после 26 февраля 1991 года в силу каких-то обстоятельств выехали из Литвы, не получив свои вклады из государственных банков, и в настоящее время гражданами Литвы не являются [[3]].

1.1.3.    Поправки в закон об акцизах

Сейм, уверенный, что цены не возрастут, одобрил поправки к закону об акцизах, предусматривающие акциз на литовский и импортный сахар, парфюмерию и косметику, в состав которых входит этиловый спирт [[4]].

1.1.4.    Законопроекты о страхование транспортных средств

Сейм приступил к обсуждению законов, связанных с обязательным страхованием транспортных средств. Такое решение будет стоить автовладельцам несколько сотен литов в год, однако если случится авария, расходов у них будет гораздо меньше [[5]].

1.1.5.    Ратификация конвенции о признании квалификаций высшего образования

Сейм единогласно ратифицировал конвенцию Совета Европы и ЮНЕСКО о признании в государствах европейского региона квалификаций высшего образования в надежде, что это обеспечит более благоприятные условия для международного сотрудничества в сфере просвещения и даст правовую основу для взаимного признания вузовских дипломов.

Страна, ратифицировавшая этот документ, обязуется назначить инстанции для реализации условий конвенции и для осуществления функций национального информационного центра. Сейм получил все это правительству [[6]].

1.1.6.    Продажа нефтекомплекса

Марафон с продажей нефтехозяйства завершился. По этой неоднозначно оцениваемой сделке Сейм Литвы провел сразу четыре поименных голосования. «За» высказались 80 парламентариев, большинство из которых входят в правящую коалицию. Остальные 22 депутата голосовали против, либо воздержались. Фракция ЛДПТ и некоторые социал-демократы в голосовании не участвовали [[7]].

Фракция социал-демократов в Сейме обратилась к президенту В.Адамкусу с просьбой не подписывать принятый закон о реорганизации АО «Бутингес нафта», «Мажейкю нафта» и «Нафтотякис», поскольку, по их мнению, этот закон и дополняющие его документы противоречат Конституции и законодательству [[8]].

1.1.7.    Выступление президента Национальной конфедерации предпринимателей

22 октября в Сейме, прерывая грубыми репликами выступление приглашенного в Сейм представителя капитала — президента Национальной конфедерации предпринимателей В.Успасских, правящая коалиция вынудила своей непарламентской грубостью в знак протеста покинуть зал заседаний представителей социал-демократов, ДПТЛ и других мелких фракций. После такого демарша оппозиции в Сейме заговорили о новой «Парламентской резистенции».

В ресторан Сейма, где оппозиция продолжала прерванную правящим большинством дискуссию с предпринимателями, пришел «на мировую» один из виновников скандала, канцлер Сейма Ю.Разма. «Мир» был заключен. Однако этот скандальный эпизод высветил консерваторов — они не любят В.Успасских за то, что он на президентских выборах поддерживал «не того» кандидата (не В.Ландсбергиса, а А.Паулаускаса). Кроме того, В.Успасских — не член Сейма, не политик, значит — не «свой» [[9]].

1.1.8.    Обсуждение деятельности нетрадиционных религиозных конфессий

Комитет Сейма по национальной безопасности на закрытом заседании обсудил деятельность в Литве нетрадиционных религиозных конфессий. Парламентарии получили информацию, не подлежащую разглашению. По данным «Летувос ритас», в ней представлены сведения более чем о десяти нетрадиционных религиозных общинах. Рядом с названием некоторых присутствовали приписки: «Особо опасная», «Члены отличаются фанатизмом, опасны», «Члены изолируются от общества». Департаменту госбезопасности известны руководители этих конфессий и их численность. По мнению представителей комитета по национальной безопасности, некоторые нетрадиционные конфессии склонны к нарушению общественного порядка. Не исключено, что под такими конфессиями могут скрываться террористы и иностранные спецслужбы, собирающие информацию о Литве и руками фанатиков способные дестабилизировать деятельность стратегических объектов [[10]].

1.1.9.    Создание линии по производству патронов

Председатель комитета Сейма по национальной безопасности А.Каткус вместе с министром хозяйства В.Бабилюсом и представителями президентуры осмотрели завод АО «Тиде», где решено оборудовать линию по производству патронов. А.Каткус заявил «Республике», что этот завод выбрали уже давно в 1991 году, когда возникла идея производить боеприпасы в Литве. Линия по производству патронов будет действовать при оружейном фонде Литвы (Литва победила в конкурсе французского завода на приобретение этой линии). Вся необходимая техника, ее доставка в Литву, обучение рабочих обойдутся примерно в 74 млн. литов. Все расходы будут оплачены за счет кредита, предоставленного банком Франции. Согласно договору с Францией, линия начнет действовать в течение двух лет [[11]].

1.1.10.    Обвинения в адрес прокуратуры

Член Сейма Р.Смятона обвинил Генпрокурора в политической ангажированности и считает, что прокуратура заранее была настроена не возбуждать уголовных дел против премьер-министра и министра хозяйства о причинении ущерба национальным интересам при проведении приватизации стратегических объектов [[12]].

1.2.    Партии и общественные организации

1.2.1.      Семинар «Национальные интересы Литвы в отношениях с Россией, Беларусью и Украиной»

Клуб молодых политологов (КМП) и фонд А.Бразаускаса организовали двухдневный международный семинар «Национальные интересы Литвы в отношениях с Россией, Беларусью и Украиной». На семинаре выступили с сообщениями представитель Российского института стратегических исследований Ю.Хромов, преподаватель Санкт-Петербургской академии М.Смагин и профессор МИМО А.Кулагин. Участников семинара приветствовали В.Адамкус и руководитель делегации Европейской комиссии в Литве посол Генрих Шмигалев [[13]].

1.2.2.    Союз Отечества (консерваторы)

Заместитель председателя правления консерваторов Альфонсас Барткус утверждает, что за два года правления этой партии репрезентационные расходы в правительстве сократились вдвое. По словам на пресс-конференции А.Барткуса, в 1995 году на репрезентационные нужды правительственного аппарата было израсходовано 585 тыс. литов, в 1996 году — 605 тыс., в 1997 — 521 тыс., а в нынешнем году — 295 тыс. литов. «Разговоры о том, что правительство слишком много тратит, лишены основания», — заявил представитель консерваторов. Однако он подчеркнул, что указанные суммы — это лишь деньги затраченные на репрезентацию правительственного аппарата, и что сюда не входят средства, выделяемые министерствам и другим подчиненным правительству учреждениям Репрезентационные расходы ежегодно составляют 5% всех так называемых текущих расходов.

Говоря о принципах обновленной программы Союза Отечества, А.Барткус утверждал, что консерваторы ориентируются на средний класс населения, что в обновленной программе много внимания уделяется реформе государственного управления и правовой системы, жесткой экономии бюджетных средств, развитию экономики и бизнеса. Обновленную программу партии консерваторы намерены утвердить на съезде партии в ноябре [[14]].

20 октября 1996 года Союз Отечества выиграл выборы в Сейм. Лидер партии В.Ландсбергис сказал «Республике», что еще не может утверждать, что удалось выполнить половину предвыборных обещаний. По его словам, работать Сейму мешали реваншистские силы, которые после президентских выборов жаждут двойного реванша (подразумеваются А.Паулаускас и ЛДПТ) и до сих пор стремятся внести как можно больше деструкции.

На прямые вопросы о наметившемся расколе в партии консерваторов ее лидеры В.Ландсбергис и Г.Вагнорюс прибегают все чаще и чаще к тактике умалчивания [[15]].

После нелицеприятных высказываний консерваторов В.Жемялиса и Л.Андрикене в адрес коллег, партия консерваторов обеспокоена возможным ослаблением и расколом партийного руководства и парламентской фракции. На задании политсовета и правлении партии за беспочвенные выпады и корыстные политические действия, наносящие вред реализации партийной программы, им было сделано строгое предупреждение. Председатель партии В.Ландсбергис распространил обращение к членам и структурам партии, в котором выражает озабоченность в связи с «необдуманными высказываниями наших собственных политиков и инсинуациями в СМИ, создающими напряженность, неадекватную проблемам». В.Ландсбергис обратился ко всем членам партии и партийным отделениям в ходе подготовки к съезду в ноябре «образумиться и консолидироваться» [[16]].

Конфликт между В.Ландсбергисом и Г.Вагнорюсом не конфликт двух лидеров, а ошибки, допущенные этой партией во время нахождения у власти. 47,5% из 500 опрошенных жителей крупных городов Литвы считают, что Ландсбергис и Вагнорюс не могут договориться между собой из-за существенных ошибок, допущенных при руководстве страной. 23,1% респондентов считают, что напряженность в правящей партии результат конфликта двух лидеров. 13,2% — затрудняются оценить ситуацию и причины конфликта [[17]].

По результатам опросов, проведенных «Балтиес тиримай», «Галлуи» и «Республикой», мнение населения о результатах борьбы с коррупцией партией консерваторов:

13,6% — коррупция уменьшилась; 69,7% — декларированная акция борьбы с коррупцией не дала и не даст никаких результатов; 5,4% — не знаю [[18]].

1.2.3.    Новый союз

Активистам партии Новый союз (социал-демократы, лидер — А.Паулаускас) удалось за неделю собрать почти 15 тыс. подписей, необходимых, чтобы представить Сейму свой законопроект. (По Конституции Литвы — представить закон Сейму можно, если собрано 50 тыс. подписей избирателей.)

Новый союз разработал проект закона о возмещении гражданам ущерба, причиненного вследствие незаконных и необоснованных действий государственных служащих. В проекте говорится, что материальный или моральный ущерб, причиненный по вине чиновников, обязаны компенсировать сами чиновники. Материальным ущербом считаются не только возникшие по вине чиновников расходы, но и неполученная выгода. Ущербом признается и необоснованные хождения гражданина из одной инстанции в другую.

Вице-председатель Нового союза Гядиминас Яковонис заявил, что до сих пор ни одна политическая партия Литвы не представляла законопроекты, собирая подписи.

Законопроект очень поддерживают предприниматели, а наиболее активно подписываются паневежцы [[19]].

1.2.4.    Демократическая партия труда

Член фракции ЛДПТ в Сейме П.Гилис недоумевает, почему в то время, когда ощущается нехватка денег на высшее образование, студенты из Чечни учатся в вузах Литвы бесплатно. Бюджетом на 1998 год предусмотрено 540 тыс. литов на обучение чеченских студентов в Вильнюсском университете и Вильнюсском педагогическом университете. По данным ректора ВУ Р.Павилениса деньги за обучение чеченцев переводит правительство Чечни. Однако министр финансов А.Шамета утверждает, что он такой информацией о переводах денег не располагает. Из Чечни на чеченских студентов были получены 300 тыс. литов [[20]].

1.2.5.    Социал-демократическая партия

Литовские социал-демократы, на успех социал-демократической партии Германии на парламентских выборах, заявили, что с победой социал-демократов Германии гораздо проще будет обсуждать проблему вступления Литвы в ЕС и НАТО. Литовские социал-демократы уже приступили к консультациям со своими шведскими коллегами, обещавшими посодействовать в организации встречи с Г.Шредером [[21]].

1.2.6.      Заявление пяти организаций о необходимости отказа
от вступления в НАТО

Пять мелких политических организаций Литвы заявили о необходимости отказаться от намерения вступить в НАТО. В заявлении, подписанном руководителями Общественно-политического движения беспартийных, Народной, Республиканской и Социалистической партий, а также Союза русских Литвы, утверждается, что в 1990 году жители страны единодушно высказались за то, чтобы независимая Литва придерживалась принципов нейтралитета. В заявлении говорится: «Однако крупнейшие партии ориентировали внешнюю политику в направлении скорейшего вступления в военно-политические структуры НАТО» [[22]].

Авторы заявления не согласны с мнением, что нейтралитет обойдется Литве дороже, чем членство в НАТО [[23]].

1.3.    Правительство

1.3.1.    Законопроект о компенсации расходов на отопление

Государство должно поддерживать граждан с низкими доходами, проживающих в квартирах маленькой площади. Такой установкой правительство предлагает руководствоваться Сейму и принять новый закон о компенсации расходов на отопление, холодную и горячую воду для части населения с низкими доходами. Предлагается установить более низкие нормативы общей площади при расчете компенсации: на одного члена семьи — 18 кв.м., на каждого следующего совместно проживающего — 12 кв.м. и еще по 15 кв.м. на квартиру или жилой дом. Для квартиры, где проживает одно лицо, предлагаемый норматив — 36 кв.м. Если Сейм одобрит этот проект, новый порядок компенсации вступит в силу с 1 апреля 1999 года. В нынешнем отопительном сезоне порядок компенсации не изменится [[24]].

1.3.2.    Растраты в правительстве

В августе исполнительные власти растратили 50 млн. долларов США от приватизации, а в сентябре еще около 150 млн. долларов [[25]].

Госконтроль, проверяя использование средств госбюджета 1997 года, выяснил, что перед Рождеством пять министров получили не полагающиеся им премии — всего 24 тыс.600 литов Так утверждается в заключении Госконтроля в Сейм. Государственный контролер В.Кундротас указал, что еще летом он официально уведомил комитет Сейма по бюджету и финансам о незаконности выплат премий [[26]].

1.3.3.    Предоставление статуса «свободного» Клайпедскому порту

Правительство поддержало концепцию представления Клайпедскому государственному морскому порту статуса «свободного порта» и обязало Министерство хозяйства подготовить к началу 1999 года проект закона о территории свободных складов в Клайпедском порту [[27]].

1.3.4.    Визит комиссара по правам человека Совета стран Балтийского моря

По мнению побывавшего в Литве комиссара по правам человека Совета государств Балтийского моря Оле Есперсена, в Литве имеют место нарушения прав национальных меньшинств в сфере образования, что административно-территориальная реформа существенно ограничивает права нацменьшинств на территориях их компактного проживания, что требования по государственному языку очень высоки и не учитывают преклонный возраст людей.

1.3.5.    Деятельность правительства в отношении «Летувос дуес»

Министерство хозяйства запретило предприятию «Летувос дуес» обращаться в Государственную комиссию по контролю за ценами на энергоресурсы и энергетической деятельностью с просьбой повысить в среднем на 20% цену на природный газ для потребителей, начиная с нового отопительного сезона. Министерство указало, что вопрос о новых ценах не будет обсуждаться до тех пор, пока не прояснятся результаты переговоров с российским «Газпромом». Литва добивается заключения долгосрочных договоров на поставки газа, а «Газпром» — прокладки нового газопровода в Калининград через Литву.

Комиссию вообще тревожит постоянное желание предприятия увеличить расходы, к тому же предприятие набрало колоссальные кредиты, использование которых на инвестиции практически не дает пользы. «Летувос дуес» взял в виде кредитов 462 млн. литов (на финансирование инвестиционных проектов 195 млн., остальные на оборотные средства), за которые только в виде процентов придется уплатить 157 млн. литов. Член комиссии по ценам за энергетике Я.Анелаускас утверждает, что осуществление столь дорогостоящих, но нерентабельных проектов могут себе позволить только богатые предприятия. «Мы вкладываем огромные средства, а потребление газа с каждым днем падает. Значит, не тот путь выбран», — уверен член комиссии [[28]].

1.3.6.    Белорусский долг литовским энергетикам

Канцлер правительства К.Чилинскас затребовал у Министерства хозяйства информацию о том, какие были приняты меры, чтобы получить от Беларуси долг в размере 83 млн. долларов за продан-ную электроэнергию, поскольку Г.Вагнорюс предложил потребовать гарантии еще в сентябре [[29]].

1.3.7.    Игналинская АЭС

Если в декабре нынешнего года Литву не пригласят на переговоры о вступлении в ЕС, то, по словам министра иностранных дел А.Саударгаса, причиной этого будет только проблема Игналинской АЭС.

До сих пор АЭС официально не считалась помехой для членства в ЕС, а Литва не давала официальных обязательств ее закрыть. Однако Европейская комиссия по разным поводам упоминала, что остановка реакторов положительно скажется на процессе подготовки к переговорам с Литвой о членстве в ЕС. А.Саударгас однако не назвал конкретных резолюций Европейской комиссии или высказываний должностных лиц, которые позволили бы признать закрытие АЭС как обязательное условие для начала переговоров о членстве в ЕС [[30]].

1.3.8.    Переход Литвы на первый часовой пояс

Как сказал на пресс-конференции канцлер правительства К.Чилинскас, правительство не намерено менять свою позицию ни по поводу перехода из второго часового пояса в первый, ни по поводу начала работы в государственных учреждениях. Он заявил, что переход в первый часовой пояс чисто символический жест, хотя признал, что многие считают такое время неудобным [[31]].

«Я здесь ни при чем», — открещивается экс-министр Л.Андрикене от инициативы введения первого часового пояса. Она утверждает, что не нужно называть новое время ее именем. «Не я это предложила. Это была идея К.Чилинскаса и Г.Вагнорюса», — ответила в интервью газете «Республика» Л.Андрикене. Канцлер правительства К.Чилинскас признался «Республике», что решение ввести в Литве среднеевропейское время приняло правительство, поэтому весь кабинет министров за это и отвечает [[32]].

Правительство заказало социологический опрос по поводу принятого 29 марта решения о переходе Литвы в первый часовой пояс. «Когда узнаем результаты опроса, тогда и будем решать, что делать, поскольку в последнее время слишком много желающих говорить от имени народа», — сказал радиостанции «Радиоцентрас» канцлер правительства, которого попросили прокомментировать призыв Союза либералов Литвы (СДЛ) к правительству отозвать свое решение по поводу первого часового пояса [[33]].

1.3.9.    Печатание новых документов

Правительство намерено начать переговоры с федеральной типографией Германии «Бундесдруккерай» о печатании новых документов для граждан Литвы — карточек идентификации личности, дорожных и служебных удостоверений личности. Так в Германии утверждают, что после отмены для Литвы визового режима возрастет спрос на поддельные литовские паспорта [[34]].

1.3.10.    Деятельность самоуправлений (сенюний)

Как считают мэры крупнейших городов Литвы, чтобы обеспечить эффективную работу самоуправлений, предназначающаяся для этих учреждений доля национального бюджета 1999 года должна составлять 37%, тогда как в проекте правительства предусматривается лишь 31,77% [[35]].

Департамент по энергетике и хозяйству самоуправления представит городской управе методику расчета платежей за эксплуатацию жилых домов и уборку дворов. До сих пор нет единого порядка расчета этих платежей.

Директор департамента по энергетике А.Стапуленис утверждает, что постановление правительства, на основании которого насчитываются деньги на эти услуги, составляют предприятиям сенюний лазейки для злоупотреблений. В постановлении правительства идет речь о том, что наложенные расходы не должны превышать 12%, а прибыль — 70%. А.Стапуленис предлагает унифицировать эти платежи. Новый порядок не позволил бы предприятиям сенюний взимать с жильцов высокую плату. Предлагается, чтобы прибыль не превышала 5%, а наложенные расходы — 60% [[36]].

Согласно постановлению правительства от 4 августа с.г. самоуправление должно передать Государственному имущественному фонду принадлежащее по праву собственности государству недвижимое имущество, которым самоуправление владеет на доверительной основе, но это имущество не является муниципальной собственностью и не используется органами государственной власти и управления или же для осуществления функций самоуправления, а также связанных с этим документов с 1 января 1999 года [[37]].

1.3.11.    Деятельность вильнюсского городского управления

Вильнюсское городское управление распорядилось, что сянюнии не будут выдавать новые разрешения на уличную торговлю в городе, пока департаменты городского развития и экономики не разработают программу ведения торговли в общественных местах и схему торговых точек на территориях сянюний [[38]].

Вильнюсское городское управление утвердило тарифы содержания животных и других услуг, которые оказывает карантинная служба бездомных животных. Эти тарифы еще должен одобрить горсовет [[39]].

1.3.12.    Эксплуатация служебных автомобилей

Правительство решило изменить порядок эксплуатации служебных автомобилей в бюджетных учреждениях. Теперь на аренду и эксплуатацию автомобилей канцелярия правительства сможет тратить в год больше 1 млн. литов. В нынешнем году канцелярии правительства было выделено на текущие расходы 18 млн. 21 тыс. литов. Если в будущем году будет выделено столько же, то на эксплуатацию и аренду автомобилей получается 1,08 млн. литов. В эти расходы не включаются оплата труда водителям и содержание служебных автомобилей премьера и министров. В этом году на аренду, эксплуатацию автомобилей канцелярии правительства и на зарплату водителям выделено 1.22 млн. литов.

Утвержденный порядок предусматривает, что бюджетные учреждения могут приобретать автомобили за счет предусмотренных в бюджете чрезвычайных средств. Водитель служебного автомобиля полагается только премьеру, министрам и руководителям правительственных учреждений [[40]].

1.3.13.    Социологический опрос

По заказу правительства было проведено социологическое исследование и установлено, что кабинет премьера Г.Вагнорюса поддерживает почти половина жителей Литвы, а за замену правительства высказались 33,3% опрошенных [[41]].

1.4.    Президент

1.4.1.    Работа президентуры

Со дня вступления В.Адамкуса в должность президента, с 26 февраля по 1 сентября, президентура получила 53 анонимных письма, что составляет 1% всей президентской корреспонденции. На 1 сентября в приемную Сейма поступило 3613 писем, 52 из которых — анонимные [[42]].

1.4.2.    Просьба к президенту об освобождении М.Бурокявичуса и Ю.Ермолавичюса

Бывшие деятели советской компартии и комсомола обратились к В.Адамкусу с просьбой, чтобы по случаю близящегося его дня рождения он освободил из тюрьмы участников переворота 13 января М.Бурокявичюса и Ю.Ермалавичюса. На вопрос «Республики», как В.Адамкус отреагировал на эту просьбу, пресс-секретарь президента В.Гайжаускайте ответила, — «Принципиальная позиция президента — виновность или невиновность человека может установить только суд» [[43]].

Суд еще на полгода продлил срок содержания под стражей М.Бурокявичюса и Ю.Ермалавичюса, обвиняемых по делу о событиях 13 января 1991 года, и принял решение подтвердить новое обвинение государственного обвинителя.

1.4.3.    Президент и правоохранительные органы

Известие о том, что один из главарей «вильнюсской бригады» А.Жданов освобожден из Лукишской тюрьмы, вызвала реакцию в высших эшелонах власти. Президент В.Адамкус поручил министру юстиции В.Пакальнишкису проверить изложенные в «Республике» факты и сообщить о результатах. Обратился к министру юстиции и канцлер правительства К.Чилинскас с просьбой разобраться, есть ли основания возбудить дисциплинарное дело в отношении судьи А.Шимкувене, по решению которой А.Жданов освобожден из-под ареста [[44]].

Сотрудники Вильнюсской окружной прокуратуры и Службы по расследованию организованных преступлений Вильнюсской городской полиции задержали банду наемных убийц. Такого в истории криминалистики Литвы еще не было. Этим бандитам, отличавшимся особой жестокостью и цинизмом, вменяется в вину около 20 убийств и покушений на убийство [[45]]. Президент В.Адамкус встретился с должностными лицами, разоблачившими банду наемных убийц и выразил им благодарность. Кроме того В.Адамкус поинтересовался, не чувствуют ли должностные лица давления в связи с расследованием этого дела, и просил довести его до конца. Как утверждают некоторые источники, есть подозрения, что к услугам банды прибегали некоторые высокопоставленные лица Литвы [[46]].

В.Адамкус, посетив МВД, призвал руководителей этого ведомства ускорить реформы. Как сообщила пресс-секретарь президента В.Гайжаускайте, В.Адамкус выяснял принципы подбора кадров министерстве, коснулся вопросов улучшения охраны сухопутных и морских границ, пограничного контроля, обсуждал проблемы, которые могут возникнуть в ходе передачи тюрем Министерству юстиции и о будущем полков МВД [[47]].

В.Адамкус совершил 10-дневную поездку по маршруту Литва-Польша-США-Германия. Особые результаты официальной поездки не планировались. В США В.Адамкус имел непродолжительную встречу с президентом Б.Клинтоном, на которой В.Адамкус был приглашен на встречу стран НАТО будущей весной [[48]].

1.5.    Правоохранительные органы

1.5.1.    Скандал с бывшим комиссаром службы специальных расследований (ССР)

Министр внутренних дел С.Шедбарас заявил, что главный комиссар ССР Ю.Гаудутис, когда его увольняли, пытался шантажировать министра и премьера. Ю.Гаудутис путем шантажа требовал выходное пособие в размере около 210 тыс. литов. Экс-министр внутренних дел В.Жемялис считает, что Ю.Гаудутис приблизился к коррумпированным чиновникам в правительстве. Как заявил В.Жемялис, «за плечами Шедбараса стоит только премьер Г.Вагнорюс». Он не утверждает, кто конкретно дал указание уволить Ю.Гаудутиса: «МВД курирует не премьер, а канцлер правительства К.Чилинскас. Тут и нужно искать истоки конфликта». По мнению В.Жемялиса, увольнение Ю.Гаудутиса в немалой степени способствовало тому, что стало с помощью ССР известно о незаконной приватизации Вильнюсского дворца спорта, в связи с чем часть вины ложится на премьера, который санкционировал незаконную приватизацию дворца спорта [[49]].

Бывший руководитель ССР Ю.Гаудутис отвергает обвинения, брошенные ему министром внутренних дел С.Шедбарасом, будто комиссар, покидая службу, пытался шантажировать министра и премьера. Ю.Гаудутис подумывает, не обратится ли ему в суд по поводу клеветы, чтобы защитить свою честь и достоинство или даже просить о возбуждении уголовного дела в отношении министра С.Щедбараса. Он допускает и возможность рассмотрения в суде законности своего увольнения [[50]].

1.5.2.    Профессиональные праздники правоохранительных органов

27 октября — День криминальной полиции Литвы. В настоящее время руководитель криминальной полиции Литвы Висвальдас Рачкаускас [[51]].

22 октября госбезопасность Литвы праздновала свое 80-летие. Литовская госбезопасность — единственная из трех оперативных служб, напрямую подчинена президенту. В президентуре за госбезопасностью отвечает советник Альбинас Янушка, а также его заместитель. Литовская госбезопасность сотрудничает со всеми заинтересованными странами, а также с Россией, особенно по контрабанде наркотиков и оружия. Литовскую госбезопасность интересуют разведки других стран, которые интересуются общей ситуацией, источниками влияния на власть Литвы, коррупцией, процессами приватизации [[52]].

1.5.3.    Изменение в Уголовном кодексе

Вредительство с целью подрыва основ литовского государства теперь переквалифицировано на призыв к насильственному подрыву суверенитета Литвы. Таким образом прежняя 67-я ст. заменена на новую 68-ю, однако срок наказания не изменен — лишение свободы сроком на 10 лет [[53]].

1.5.4.    Судебная хроника

Экс-премьер А.Шляжявичюс утверждает, что уголовное дело против него сфабриковано, а его адвокат К.Мотека предполагает, что при этом не обошлось «без людей, которые желают, чтобы мы вернулись в СССР». По мнению А.Шляжявичюса, это пустое дело, в котором нет данных о совершении преступления. Вильнюсский окружной суд, рассматривающий уголовное дело А.Шляжявичюса и бывшего руководителя ЛАИБ, принял решение обратиться в КС, который должен выяснить не противоречат ли некоторые нормы УПК КС. По кодексу при неполном предварительном следствии суд не имеет права вернуть уголовное дело на доследование, а может лишь остановить рассмотрение дела и поручить прокуратуре представить новые доказательства [[54]].

1.5.5.    Дело А.Буткявичуса

В ходе своего визита основное внимание комиссар по правам человека Совета государств Балтийского моря Оле Есперсен обратил на дело А.Буткявичюса, — «Задержание и содержание члена Сейма под стражей является нарушением прав человека». Оле Есперсен поинтересовался, возможно ли в Литве провести независимую экспертизу здоровья А.Буткявичюса [[55]].

Оле Есперсен встречался с Р.Озоласом, генпрокурором К.Педнича, с прокурорами, поддерживающими обвинение А.Буткявичюсу в суде, а также с генеральным секретарем Ассоциации по правам человека Стасисом Каушинисом. «Если рассмотрение дела затягивается из-за плохой работы прокуроров или адвокатов, суд должен решить, как ускорить процесс, — указал О.Есперсен. Так решил суд по правам человека в Страсбурге». Об этом комиссар О.Есперсен говорил и с министром иностранных дел А.Саударгасом.

Кроме того литовская Ассоциация по правам человека в связи с делом Буткеявичюса обратилась в комитет по правам человека ООН, который недавно запросил дополнительную информацию об этом деле. «Мы эту информацию передали и может случиться так, что и ООН вмешается в дело А.Буткявичюса», -предположил А.Каушинис [[56]].

Фракция центра в Сейме после неудачной попытки убедить фракцию консерваторов инициировать обвинение против члена Сейма А.Буткявичюса решила начать этот процесс сама. В то же время формально, пока не закончится обвинительный процесс, было восстановлено членство Буткявичюса во фракции центра. Решение центристов поддерживают оппозиционные фракции — социал-демократы и ЛДПТ (хотя социал-демократы считают, что обвинение может явиться давлением на суд). Чтобы обвинение было возбуждено, за это должны подписаться не менее 36 парламентариев. Староста фракции центра Э.Бичкаускас заявил, что не хотел бы видеть подписи лишь консерваторов. Когда будут собраны необходимые 36 подписей, требование возбудить обвинительный процесс будет передано председателю Сейма В.Ландсбергису, который в течение недели должен передать вопрос на рассмотрение Сейму. Окончательное слово скажет Сейм после голосования. Чтобы выяснить обоснованность обвинения, Сейм должен создать специальную комиссию по расследованию. Заседания этой комиссии будут тайными [[57]].

1.5.6.    Дела по обвинению в геноциде

Комиссия вильнюсских медиков разрешила приглашать на заседания суда обвиняемого в геноциде евреев А.Лилейкиса, предупредив, что стрессы могут оказаться роковыми для его жизни. Адвокат Лилейкиса А.Матуйза возмущен таким заключением медиков [[58]].

Остановив судебное разбирательство по делу обвиняемого в геноциде литовского народа 77-летнего Агафона Суринина, Каунасский окружной суд ожидает заключения медицинской комиссии о состоянии здоровья обвиняемого [[59]].

1.5.7.    Привлечение судьи к уголовной ответственности

9 октября генпрокурор К.Педнича возбудил уголовное дело о получении крупной взятки судьей Эгле Миликене. Поскольку судья пользуется статусом неприкосновенности, ее без согласия Сейма или президента нельзя ни задержать, ни привлечь к уголовной ответственности [[60]].

В Сейме была образована временная комиссия, чтобы решить вопрос о привлечении судьи к уголовной ответственности. 70 членов Сейма единогласно приняли постановление о прекращении полномочий судьи Эгле Миликене [[61]].

Временная комиссия Сейма рекомендовала парламентариям удовлетворить просьбу Генпрокурора К.Педнича и разрешить привлечь к уголовной ответственности судью Э.Миликене [[62]].

1.5.8.    Социологический опрос

Результаты опросов, проведенных «Балтиес тиримай» и «Галлуи» по оценке деятельности институтов правопорядка Литвы: 47% респондентов считают, что работать могли бы и лучше; 38% — заметных результатов нет; 7% — ответили — «не знаю» [[63]].

1.5.9.    Новое здание Вильнюсского главного комиссариата полиции

Объявлен победитель конкурса, объявленный Министерством внутренних дел о приобретении здания для Вильнюсского главного комиссариата полиции. Это бывший завод сверл — здание расположено в центре города, двор закрытый, можно оборудовать скрытые въезды. Для этой цели подошла бы и вильнюсская гостиница «Гинтарас», однако властей смущает, что купив гостиницу «Гинтарас», власти заплатят своеобразную дань «вильнюсской бригаде» [[64]].

1.6.    Армия

1.6.1.    Осенний призыв

По словам офицера Г.Валентукявичюса, в Вильнюсском округе осенний призыв в армию проходит легко. Отчасти и потому, что здесь проживают много русских и польских юношей, считающих армию обязательной школой мужества. На этот раз среди 20 призывников было только 8 литовцев.

Всего в Литве в этом году будет призвано около 7,5 тыс. юношей. Г.Валентукявичюс заявил, что сейчас число призывников увеличивается. В прошлом году было призвано на 10% меньше [[65]].

1.6.2.    Бюджет Вооруженных сил

Недавно на заседании совета Государственной обороны прозвучала принципиальная установка — увеличить расходы на силовые структуры. Говорят, что бюджет охраны края в 1999 году составит 630 млн. литов (полиции — 1 млрд.) [[66]].

В нынешнем году из госбюджета на охрану края было выделено 474,7 млн. литов. Это 6,2% всего бюджета Литвы [66].

1.6.3.    Закупка вооружений

В Чехии для ВВС Литвы куплены два новых самолета Л-39. Литовское правительство за них уплатило 8 млн. 200 тыс. литов. Сейчас литовская эскадрилья располагает шестью самолетами Л-39 для учебных целей, контроля и охраны государственной границы. Сколько еще предстоит приобрести — зависит от стратегии развития ВВС, но скорее всего, раза в 2-3 больше [[67]].

1.6.4.    Дедовщина

«Такое всегда было и будет. Мужчинам свойственно драться, и не только в Литве. Это невозможно проконтролировать», — говорит о так называемых неуставных отношениях генеральный инспектор Минохраны края полковник Альгимантас Гарсис. За прошлый год в системе охраны края было зарегистрировано 57 преступлений, предусматривающих наказание в соответствии с УК, а за 8 месяцев нынешнего года — 34 [[68]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.    Финансовая ситуация

Министр финансов А.Шемета не видит оснований беспокоиться в связи с не уменьшающимся дефицитом текущего счета баланса платежей Литвы, который за первое полугодие достиг 2,7 млрд. литов и, по предварительным оценкам составил 13,3% ВВП. «Дефицит увеличивался из-за роста непосредственных иностранных инвестиций. За первое полугодие эти инвестиции возросли на 67% и составили 1,75 млрд. долларов США», — указал Шемета, — «По нашему мнению, кризис в России не должен чересчур отразиться на росте прямых инвестиций, поэтому дефицит текущего счета не является существенной проблемой» [[69]].

За 9 месяцев в госбюджет собрано 4 млрд. 851 млн. литов, на 5,6% меньше, чем планировалось. Однако расходы составили 5 млрд. 713 млн. литов. Хуже обстояли дела со сборами акцизов: планировалось собрать 1 млрд. 253,5 млн. литов, а собрано было 967 млн. Не выполнен также и налог на добавленную стоимость, на 94,8 млн. меньше, чем планировалось и налоги с юридических лиц — на 7,5 млн. меньше. Дефицит бюджета составил 138 млн. литов, но он меньше, чем планировали [[70]].

2.2.    Структура литовского экспорта

В литовском экспорте в страны ЕС, СНГ и Балтии преобладают текстиль и машинно-механическое оборудование. Эти товары составляют 80% литовского экспорта. В январе-июле Литва экспортировала продукции на 9,3 млрд. литов, или на 9,1% больше, чем за тот же период 1997 года. По данным Департамента статистики в страны ЕС больше всего экспортировано текстильных изделий, на сумму 1,07 млрд. литов, изделий химической промышленности на 460 млн. литов и изделий из дерева на 295 млн. литов.

В страны СНГ экспортировались в основном минеральные продукты (1,01 млрд. литов), машинное и электрооборудование, видео,- звукозаписывающая аппаратура (484 млн. литов), продукты животноводства (355 млн. литов) [[71]].

Разнообразные литовские продукты: молочный порошок, масло, ферментные сыры могут скоро появиться на рынках Франции, Египта, Туниса, Марокко, Ливана, Хорватии, Чехии, Дании [[72]].

2.3.    Инвестиции

Согласно данным Департамента статистики, прямые зарубежные инвестиции в Литву составили на 1 июля с.г. 4 млрд. 910 млн. литов, или 1326 литов в пересчете на одного жителя страны. Больше всего инвестиций пришлось на долю обрабатывающей промышленности (34,6%), торговлю (29,8%), почтовые услуги и услуги связи (9,1%). Десять наиболее крупных стран инвесторов: США — 23,1% (всех инвестиций), Швеция — 10,6%, Германия — 10,5%, Англия — 7,7%, Финляндия — 6,2%, Дания — 5.9%, Люксембург — 5%, Ирландия — 4,9%. Норвегия — 4,7%, Эстония — 4%.

Из прямых зарубежных инвестиций Вильнюсу досталось — 53,8%, Клайпеде — 14,4%, Каунасу — 10,7%.

За первое полугодие прямые зарубежные инвестиции в Литву увеличились на 747 млн. 499 тыс. литов [[73]].

2.4.    Банки

2.4.1.    Ситуация в банковской сфере

Как считает председатель БЛ Р.Шаркинас, высокие процентные нормы в Литве, которые сложились под влиянием финансового кризиса в России, являются временными и в ближайшие месяцы должны понизиться [[74]].

За 9 месяцев с начала года активы литовских коммерческих банков выросли на 14,5% и впервые превысили 9,5 млрд. литов», — сказал глава ЕЛ Р. Шаркинас на пресс-конференции, посвященной итогам работы банковской системы. Шаркинас отметил, что все десять коммерческих банков Литвы выполняют ужесточенные нормативы, ограничивающие риск деятельности, что банки Литвы все-таки почувствовали влияние российского кризиса.

Активы банков «Снораса», «Гермеса» и «Жямес уке банкаса» в банках России уменьшились к концу сентября на 4 млн. литов и насчитывают сейчас около 129 млн. литов, или 1.35% всех активов. Под влиянием ситуации на финансовых рынках соседних стран коммерческие банки Литвы увеличили процент за предоставляемые кредиты и по вкладам. Тем не менее, объем ссуд вырос на 12%, а вклады населения, хотя и уменьшились в сентябре, в целом по итогам трех кварталов выросли на 20% и на 1 октября составляли 2 млрд.671 млн. литов. Чистая прибыль банковской системы за 9 месяцев была около 76 млн. литов. Убытки имели только СБЛ и Медицинский банк. Основными источниками прибыли были доходы от процентов (61%), от комиссионных и других услуг. Наиболее эффективно работали «Вильняус банкас», «Гермес» и «Шяулю банкас». Показатель эффективности: «Вильняус банкас» — 29%, «Гермес» и Шяулю банкас» — 37% [[75]].

2.4.2.    Банк «Снорас»

Несмотря на кризис в России и вопреки прогнозам специалистов, банк «Снорас» держится. Более того, получив крупную инъекцию от засекреченных инвесторов, он смог успокоить клиентов и не намерен уходить с рискованного российского рынка. Новые акционеры, называющие себя консолициумом со штаб-квартирой в Швейцарии, до сих пор засекречены. Заявлено, что акции «Снораса» номинальной стоимостью 33,75 млн. за 110,12 млн. литов приобрели зарегистрированная в Люксембурге фирма «Инкориан инвестментс холдинг компании», финская «Трансрейл Финланд» и шведская «Биг транспорт». Литовским специалистам банковского дела эти названия ничего не говорят [[76]].

На общем собрании акционеров банка «Снорас» решено было увеличить акционерный капитал банка до 49 млн. литов, акционеры выбрали новый совет банка, в который вошли гендиректор «Мажейкю нафта» Г.Киесус и представители инвесторов Ю.Бородулин, М.Тайлор, Ф.Винцент и Я.Раппопорт [[77]].

Однако банк «Снорас», несмотря на свои заявления о своей надежности, предлагает клиентам, желающим свободно распоряжаться своими счетами, перевести деньги на срочные вклады [[78]].

2.5.    Влияние российского кризиса на литовскую экономику

Рыбоперерабатывающая промышленность Литвы без инвестиций не выживет. Как утверждает президент ассоциации переработчиков рыбы П.Вайджюлис, являющийся генеральным директором предприятия «Шяулю жувис», около 80% мороженной рыбы, реализуемой на внутреннем рынке — импорт. В Литве переработкой рыбы занимаются 26 предприятий. Однако крупные рыбоперебатаывающие предприятия находятся на грани банкротства [[79]].

Вильнюсское предприятие «Спарта», производящее трикотажные и чулочно-носочные изделия, из-за экономического кризиса в России понесло убытков на 2 млн. литов и теперь намерено работать на западноевропейский рынок [[80]].

«Мажейку нафта», потеряв рынок на Украине и в России, впервые начала экспортировать нефтепродукты в противоположном направлении — в Западную Европу и Северную Америку [[81]].

В связи со снижением частоты электрического тока по вине энергетиков стран СНГ, литовская энергетическая компания «Летувос энергия» может ограничить подачу электроэнергии по графику, заранее согласованному с потребителями. Ограничения подачи электричества могут больше других ощутить крупные предприятия  [[82]].

Так как более, чем вдвое сократился экспорт в Россию, оборот второй по величине кондитерской фабрики Литвы «Вильняус пяргале» за 9 месяцев с.г. был на 1% меньше, чем в 1997 году — 37 млн. литов [[83]].

Прибыль крупнейшего в Литве предприятия по производству спиртных напитков «Стумбрас» в этом году уменьшилась более чем в два раза [[84]].

Эксперты утверждают, что пока на недвижимость цены в Литве растут, финансовый кризис России этой сферы пока не коснулся, однако со временем он может иметь отрицательное влияние [[85]].

3.    Социально-экономическая сфера

3.1.    Жилищная программа

Появилась на свет и утверждена Вильнюсским горсоветом жилищная программа, основная цель которой — дать каждому бесквартирному горожанину возможность обзавестись жильем. Новая квартира площадью 80 кв.м в настоящее время в столице стоит около 120 тыс. литов. Если даже на 25 лет взять субсидируемый государством кредит под 5% годовых, ежемесячно с учетом квартплаты придется платить около 1000 литов. Жилищная программа будет осуществляться в два этапа. Первый — до 2000 года. второй — до 2005 года [[86]].

Реализацией программы будет заниматься страховое общество «Бусто пасколу драудимо бендрове». Оно от имени государства и на его средства застрахует банковские кредиты, предоставляемые гражданам на приобретение и строительство жилья. Из фонда кредитования жилья предусматривается покрытие части процентов для семей с низкими доходами [[87]].

3.2.    Зарплата

Министерство труда и социальной защиты представило на обсуждение Трехстороннего совета проект, предусматривающий повышение с 1 января 1999 года минимальной месячной зарплаты с 430 до 460 литов, в минимальной почасовой ставки — с 2,53 до 2,71 лита. По словам министра труда И.Дягутене, последовательный рост минимальной месячной зарплаты предусмотрен в программе правительства на 1997-2000 годы [[88]].

По сведениям Департамента статистики, среднемесячная начисленная зарплата в хозяйстве Литвы (кроме индивидуальных предприятий) в августе по сравнению с июлем уменьшилась на 2%, а реальная зарплата — на 1,4%. В целом средняя начисленная зарплата в хозяйстве Литвы в августе составляла 1024,7 лита, а получаемая «на руки» составила 747,2 лита [[89]].

Конфедерация промышленников Литвы, представляющая интересы работодателей, не поддерживает предложение Министерства труда и социальной защиты о повышении минимальной зарплаты. Как сказал на заседании конфедерации промышленников председатель комиссии по труду и социальным вопросам Римантас Ягела, — «Работодатели не должны соглашаться на повышение зарплаты, так как производительность труда растет медленнее. Из-за высоких расходов предприятия будут вынуждены сокращать число работников. Кроме того, непонятна экономическая целесообразность этого шага, так как производители снижают цены и уже наблюдается дефляция....Планы правительства — не что иное, как скрытое желание увеличить поступления в госбюджет и «Содру» [[90]].

Согласно официальной статистике, мужчины в Литве зарабатывают на 36,3% больше, чем женщины. По данным за прошлый год, средняя зарплата мужчин, занятых в хозяйстве страны, была в среднем на 500 литов выше, чем у женщин. Женщины-служащие в государственном секторе получали на 36% меньше, а женщины — рабочие — на 28,4% меньше, чем мужчины [[91]].

3.3.    Оказание платных социальных услуг

С 1 октября должно было вступить в силу Положение об оказании социальных услуг на дому, согласно которому услуги работников социальной сферы становятся платными. Положение вступит в силу только в том случае, если его одобрит городской совет [[92]].

3.4.    Тарифы и цены

В нынешнем сезоне дороже всех за отопление в Литве платят жители Неринги — по 28 центов за киловатт-час, или около 8 литов за 1 кв.м площади. Себестоимость теплоэнергии в Неринге выше потому, что вследствие экологических причин в котельных города сжигается дорогое печное топливо, тонна которого стоит более 1000 литов. Летом печное топливо продавали в четыре раза дороже по сравнению с мазутом [[93]].

В ноябре и декабре молоко высшего сорта будет скупаться дороже, чем в период выпаса. «Согласно одному проекту, за тонну молока высшего сорта поставщикам будут платить 800 литов. Из них 130 литов — государственная субсидия», — сказал министр сельского хозяйства Эдвардас Макялис [[94]].

Власти Вильнюса намерены обсудить предложение о повышении стоимости на 30% проезда в городских автобусах и троллейбусах. Как утверждает директор предприятия самоуправления «Сусисекимо паслаугас» В.Барташюс, в последний раз общественный транспорт дорожал два с половиной года назад. Нынешняя цена проезда не окупает расходов: троллейбусы и автобусы перевозят пассажиров себе в убыток [[95]].

3.5.    Компенсации и социальные пособия

Правительство Литвы постановило, что в течение предстоящего отопительного сезона действует прошлогодний порядок выплаты жителям компенсаций за расходы на отопление и горячую воду. Однако в целом одобрен проект соответствующего закона, который будет передан на обсуждение Сейму, и он касается порядка компенсаций после окончания отопительного сезона [[96]].

Правительство приняло решение с января 1999 года увеличить стипендию для сирот до 3 прожиточных минимуму в 375 литов, а с 2000 года — до 4 минимумов (500 литов). В настоящее время такое пособие составляет 187 литов. А Министерство социальной защиты сейчас обсуждает с самоуправлением вопрос по поводу места жительства сирот [[97]].

3.6.    Долги за электроэнергию

По сведениям пресс-службы АО «Летувос энергия», долг потребителей за электроэнергию составляет 39 млн. литов. Около 3 млн. из этой суммы задолжали жители. В 10 раз больше они должны за тепло региональным теплосетям, которые в июле были отделены от «Летувос энергия». Энергетики и тепловики убеждают правительство, что цена, которую платят жители, нереальна и что еще не раз придется ее повышать. Это побудило Госконтроль провести комплексную финансово-хозяйственную проверку всей энергетической системы. Сделав это, Госконтроль был шокирован бесхозяйственностью «ЛЭ», а само энергохозяйство утопает в роскоши [[98]].

3.7.    Страхование

Общество «Летувос драудимас» за 9 месяцев нынешнего года собрало 125,6 млн. литов страховых взносов и выплатило 52,1 млн. по договорам о страховании [[99]].

3.8.    Здравоохранение

С начала текущего года в Литве официально зарегистрировано почти 1700 новых случаев сифилиса — это меньше, чем в прошлом году, но у специалистов официальная статистика вызывает большие сомнения [[100]].

Идея создания в Вильнюсе первого в балтийских странах частного центра хирургии сердца, по-видимому, потерпела фиаско. Литва должна теперь вернуть кредит в 16,5 млн. долларов, вложенных в медоборудование. А в июле государство выплатило более 1 млн. долларов в качестве процентов по кредиту, гарантом которого оно выступило.

Центр хирургии подписал договора с японскими компаниями «Марцбени корпорейшн» и «Марубени Бенелюкс С.А.», согласно которым был получен кредит в ценах на сумму около 13 млн. долларов под гарантию государства [[101]].

3.9.    Гендерное равноправие

Из 10 стран, претендующих на членство в ЕС, Литва активнее всех проводит в жизнь политику равноправия полов. Это было констатировано на международной конференции по проблемам равных возможностей мужчин и женщин, которую провели 8-10 октября в словенском городе Бледе ЕС и правительство Словении. Только литовское правительство разработало программу прогресса женщин, рассчитанную до 2000 года и в Литве также создан порядок проведения в жизнь равных возможностей полов. Кроме того, Сейм разработал закон о равных возможностях женщин и мужчин, который в принципе одобрило правительство [[102]].

3.10.    Дорожно-транспортные происшествия

Среди стран Балтии Литва лидирует по числу дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей. В 1991 году количество аварий достигло апогея — 6067. С 1994 года кривая аварии (после снижения в 1992 году) пошла вверх, и в 1997 году их было зарегистрировано 5319. В 1997 году в Литве в дорожно-транспортных происшествиях погибли 725 человек, в Латвии — 519, в Эстонии — 280. За период с 1990 по 1997 гг. в Литве в общей сложности потеряли жизнь в авариях 6797 человек, получили ранения почти 41 тыс. человек [[103]].

Специалистами Литовского дорожно-транспортного исследовательского института составлена карта самых опасных мест на дорогах Литвы, где эти места обозначены черным цветом [[104]].

3.11.    Социологический опрос по поводу вступления в ЕС

На то, что российский кризис еще более рассеял немногочисленные ряды евроскептиков, указывают результаты социологического исследования «Вилмору»: — если бы референдум о вступлении Литвы в ЕС состоялся сегодня, то эту идею поддержали бы 75% участников опроса [[105]].

28 сентября в Вильнюсе было совершено нападение на американского гражданина, сотрудника отдела спецрасследований департамента юстиции США Майкла Макквина, который прибыл в Литву для оказания содействия органам правосудия Литвы в расследовании дела А.Лилейкиса, обвиняемого в геноциде евреев. Нападавшие похитили у Майкла Макквина бумажник, в котором находились 600 долларов, 150 немецких марок и две кредитные карточки [[106]].

3.12.    Статистика преступности

Город Вильнюс сохраняет за собой репутацию самого опасного города Литвы, и эта тенденция с каждым годом усиливается. В Вильнюсе совершается каждое четвертое из зарегистрированных в Литве преступлений. Темпы криминогенного роста в Вильнюсе в два с лишним раза выше, чем в среднем по Литве. Здесь самый высокий уровень правонарушений на 10 тыс. жителей. У вильнюсской полиции самый большой объем работы. Полицейских на 10 тыс. жителей в Вильнюсе — 36,7, в Каунасе — 40,7, в Клайпеде — 53,1, в Шяуляй — 52,4, в Паневежисе — 42,6 [[107]].

4.    Этнос. Культура. СМИ. Образование

4.1.    Еврейская община Литвы

Еврейское кладбище, находящееся рядом с Вильнюсским дворцом концертов и спорта, в 1999 году будет перенесено в г.Судерве. Такое решение принято на встрече израильских раввинов и представителей еврейской общины Литвы с вице-мэром Ю.Имбрасасом. На кладбище рядом с дворцом концертов и спорта захоронено более сотни евреев. Расходы по эксгумации и перенесению останков должен финансировать Дворец спорта [[108]].

В Радвилишском районе, у дер.Ляудишкяй, осквернено еврейское кладбище — сорвана мемориальная доска, а из металлических прутьев, выломанных из изгороди, выложена свастика [[109]].

Влиятельная сионистская организация «Библейские братья» приняла обращение к правительствам стран Балтии, в котором выражает озабоченность в связи с «участившимися проявлениями антисемитизма» в этих странах. «Библейские братья» напоминают о публичных мероприятиях бывших легионеров СС в Латвии и Эстонии, а также местных подразделений Литвы (подразумевается национал-социалисты «мурзовцы»). «Библейские братья» — одна из старейших сионистских организаций, действующая в 57 странах. Представитель этой организации включен в состав созданной литовским президентом В.Адамкусом комиссии по расследованию преступлений оккупационных режимов [[110]].

4.2.    Создание радиостанции, вещающей на белорусском языке

В Литве недавно появилась инициативная группа, членом которой является Р.Плейкис, член комитета Сейма по национальной безопасности. Группа намерена основать независимую радиостанцию, которая будет транслировать новости и комментарии на Беларусь на белорусском языке, и обратилась к более чем 25 иностранным фондам с просьбой о финансовой поддержке. На содержание радиостанции необходимо 100 тыс. долларов США в год [[111]].

4.3.    Вузы

Правительство намерено со следующего учебного года на 20-30% увеличить количество финансируемых государством мест в вузах, запретить создание новых не финансируемых государством мест, а студентов, которые хорошо учатся, поступивших в вузы на платные места до 1998 года, перевести на финансируемые государством [[112]].

В нынешнем году Вильнюсский университет принял студентов, оплачивающих учебу, на 33% больше, чем предусмотрено законом [[113]].

Если коллегия Министерства просвещения и науки даст согласие, то в этом учебном году выпускники будут сдавать первые экзамены на аттестат зрелости не в конце мая, а в апреле [[114]].

4.4.    Нелегальные мигранты

Появился новый способ переброски нелегалов через Литву: — выходцы из Азии пытаются попасть на Запад на торговых судах, выдавая себя за моряков. Нелегальных мигрантов перевозят суда и обслуживающие их агентства сомнительной репутации [[115]].

В литовском Пабрадском центре регистрации иностранцев сейчас нелегалов в 5 раз меньше, чем в прошлом году, однако в центре постоянно возникают конфликты из-за женщин между гражданами СНГ и «дальнего зарубежья» [[116]].

5.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

5.1.    Отношения с Западом и странами Балтии

5.1.1.    Литва и Европейская комиссия

В Вильнюсе в здании Государственного еврейского музея обосновалась делегация Европейской комиссии. Институт Совета Европы официально действует в Литве с 26 марта 1996 года, когда посол Генрих Эрнст Шмегелоу вручил президенту А.Бразаускасу верительные грамоты. Делегация Европейской комиссии арендовала это здание на 6 лет, но посол надеется, что делегация сможет остаться здесь и на более продолжительное время [[117]].

По договору с США на базе ВВС Литвы в Кармелаве будет установлено современное оборудование для контроля за воздушным пространством — в рамках создаваемой общей системы наблюдений за воздушным пространством стран Балтии — американскому правительству это обойдется в 2,5 млн.долларов [[118]].

5.1.2.    Литва и Германия

Представители Литвы и Германии обменялись в Вильнюсе документами, подтверждающими, что в обоих государствах ратифицирован договор об избежании двойного налогообложения доходов и капитала — договор предусматривает, что юридические и физические лица из Литвы, платя налоги в Германии, не должны платить больше, чем в своей стране [[119]].

5.1.3.    Литва и Румыния

Первый визит министра обороны Литвы Ч.Станкявичюса в Румынию создал предпосылки для активизации военного сотрудничества. В ходе трехдневного визита министр обороны Литвы и министр обороны Румынии Виктор Бабюк подписали договор, предусматривающий двустороннее сотрудничество в областях политики безопасности, вооружения, разоружения, планирования военного бюджета. Кроме того, каждая из сторон приняла обязательства по обеспечению конфиденциальности представленной ей информации [[120]].

5.1.4.    Литва и США

Палатой представителей конгресса США принята резолюция №562 «О собственности, незаконно присвоенной тоталитарными режимами». Документ адресован Чехии, Хорватии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии и т.д. Член Хельсинской комиссии конгресса США М.Уолш, говоря о резолюции №562, утверждает: «В литовских законах тоже есть некоторые изъяны — человек, желающий вернуть свою незаконно изъятую собственность должен на данный момент быть гражданином Литвы. Учитывая то, что многие утратили гражданство, покинув страну в период фашизма и коммунизма, это ограничение следует назвать дискриминационным». По мнению М.Уолш, в Литве предвзято относятся и к собственности религиозных общин: им не всегда возвращают сиротские дома, больницы [[121]].

5.1.5.    Литва и страны Балтии

Латвия хочет предложить Литве и Эстонии образовать чрезвычайный объединенный комитет по делам торговли — это поможет решить проблемы свободной межгосударственной торговли [[122]].

5.2.    Отношения с Россией

5.2.1.    Поставки литовского продовольствия в обмен на российское топливо

Пока продолжается российский кризис, правительства Литвы и России договорились о поставках топлива в обмен на литовское продовольствие. Принципиальное соглашение о таком бартере было достигнуто во время пребывания в Вильнюсе советника российского премьера Юрия Малышева [[123]].

5.2.2.    Литва и Газпром

Литва и российский «Газпром» договорились примерно за два месяца подготовить технические и экономические расчеты по проекту сооружения газопровода, ведущего в Калининград. Подготовительной работой займутся эксперты «Летувос дуес», «Газпрома» и калининградского общества «Газойл». Только после этого начнутся переговоры [[124]].

5.2.3.    Литва и Калининградская область

В Литве побывал с официальным визитом губернатор Калининградской области Леонид Горбенко. Хотя руководитель области прибыл в Литву по приглашению министра хозяйства Литвы В.Бабилюса, его приняли руководители Литвы — В.Адамкус и Г.Вагнорюс, министр иностранных дел Литвы А.Саударгас и руководители Конфедерации промышленников Литвы [[125]].

На Калининград приходится 12% товарооборота Литвы с Россией. Литва вместе с Германией и Польшей входит в тройку крупнейших инвесторов и торговых партнеров области. Несмотря на экономический кризис в России, губернатор области Д.Горбенко просил у Литвы не помощи, а инвестиций. Губернатор призвал литовских предпринимателей воспользоваться статусом Калининградской свободной зоны, развивать в области производство.

Л.Горбенко обещал учесть просьбу В.Адамкуса разрешить проводить в костеле г.Советска богослужения на литовском языке. В часовой беседе с Г.Вагнорюсом было принято решение в течение месяца создать координационный совет, который выступит с предложениями по решению существующих проблем и разработке новых совместных проектов. Уже идет подготовка договора о сотрудничестве между Литвой и Калининградской областью [[126]].



Источники

[1]. Коротко // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1998. — 31 октября.

[2]. Деньги... исчезают // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[3]. Сбережения... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 9-16 октября. ЭЛЬТА.

[4]. Цены // Республика. — Вильнюс, 1998. — 22 октября.

[5]. Незастрахованных... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[6]. С дипломом... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 16-23 октября. БНС.

[7]. Нефтяное хозяйство... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 2-9 октября.

[8]. Надежда // Республика. — Вильнюс, 1998. — 3 октября.

[9]. Терпимость... уже в Сейме // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[10]. Религиозный фанатизм... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[11]. Завод готовится... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября.

[12]. Обвинения // Республика. — Вильнюс, 1998. — 10 октября.

[13]. Молодежь... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1998. — 31 октября.

[14]. Консерваторы сокращают... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 1 октября. БНС.

[15]. В.Ландсбергис убежден... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 22 октября.

[16]. Строгое предупреждение... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября.

[17]. А люди-то... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1998. — 31 октября.

[18]. Kaip vertinate.. // Vеidas. — Vilnius, 1998. — 1-7 октября.

[19]. Новый союз... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября.

[20]. ...коврики...молитвы... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[21]. Литовско-... иллюзии // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 2-9 октября.

[22]. Против членства... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября.

[23]. Мораль // Республика. — Вильнюс, 1998. — 17 октября.

[24]. Кому же помогать...? // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 16-23 октября.

[25]. Власти транжирят... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 13 октября.

[26]. Министрам премии... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 20 октября.

[27]. Правительство одобрило... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[28]. Газ... не дорожает // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 2-9 октября.

[29]. Торопятся // Республика. — Вильнюс, 1998. — 17 октября.

[30]. Закрывайте Игналину! // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[31]. Время Л.Андрикене... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 3 октября.

[32]. Я здесь ни причем // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[33]. Правительство выясняет... // Эхо Литвы. — Вильнюя. — 1998. — 31 октября.

[34]. Новые документы... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 9-16 октября. ЭЛЬТА.

[35]. Бюджет // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[36]. Лазейки остаются // Ретувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[37]. Арендную плату... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[38]. Совершенствуют... предприятие // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[39]. Предусматривается выкуп... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[40]. Поездки...стоят... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 1 октября.

[41]. Поддержка // Республика. — Вильнюс, 1998. — 17 октября.

[42]. Контролер написал... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 2-9 октября.

[43]. Коммунисты просят... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 8 октября.

[44]. Власти обеспокоены... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 10 октября.

[45]. Разоблачена банда... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 13 октября.

[46]. Благодарность...лицам... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 17 октября.

[47]. Министр внутренних дел... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 31 октября.

[48]. Приятная...поездка // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[49]. С.Шедбарас: Бывший... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 20 октября.

[50]. Бывший руководитель... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 20 октября.

[51]. В криминальной полиции.. // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[52]. ...литовская госбезопасность // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября.

[53]. Обвинение,...наказание... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября. БНС.

[54]. Экс-премьер... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 20 октября.

[55]. О.Есперсен защищает... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 1 октября.

[56]. Дело А.Буткявичюса... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 3 октября.

[57]. Обвинения А.Буткявичюсу... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 1 октября.

[58]. Медики решили... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 15 октября. БНС.

[59]. Назначена экспертиза... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 15 октября. БНС.

[60]. Возбуждено...дело... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 15 октября.

[61]. У членов Сейма... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 20 октября.

[62]. Члены Сейма... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября.

[63]. «Ritmas // Veidas. — Vilnius, 1998. — 22-28 октября.

[64]. МВД боится... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 24 октября.

[65]. Пытаются спрятаться... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 13 октября.

[66]. «Виагра» не поможет... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 20 октября.

[67]. Чехия продала... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября.

[68]. Насилие в армии...? // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября.

[69]. Лит не будет... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 10 октября.

[70]. Akcizai biudzeta // Vtidas. — Vilnius, 1998. — 1-7 октября.

[71]. Об экспорте... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1998. — 28 октября.

[72]. ...экспортный рынок // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[73]. Куда идут инвестиции // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1998. — 28 октября.

[74]. Проценты // Республика. — Вильнюс, 1998. — 31 октября.

[75]. Банковская система... // Эхо Литвы. — Вильнюс, 1998. — 31 октября.

[76]. «Снорас» не уходит... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 9-16 октября.

[77]. Снорас // Республика. — Вильнюс, 1998. — 15 октября.

[78]. В банке «Снорас»... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 6 октября.

[79]. Рыбы нет... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 9-16 октября.

[80]. Спарта... на Запад // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября.

[81]. Курс // Республика. — Вильнюс, 1998. — 3 октября.

[82]. Возможны ограничения... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 8 октября.

[83]. Конфеты // Республика. — Вильнюс, 1998. — 24 октября.

[84]. Волка // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[85]. Рынок недвижимости... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября.

[86]. Программа есть... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 2-9 октября.

[87]. О кредитах... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября. БНС.

[88]. ...порядок компенсаций... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 8 октября.

[89]. Минимальная зарплата... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 16-23 октября.

[90]. Из-за кризиса... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 1 октября.

[91]. Работодатели... не согласны // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября. BNS.

[92]. ...придется платить... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 16-23 октября.

[93]. Самое дорогое... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября.

[94]. За молоко — дороже // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[95]. Может подорожать... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[96]. ЭЛЬТА.

[97]. Активная политика... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября. БНС.

[98]. Предприниматели против... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 22 октября.

[99]. Через нищих... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 6 октября.

[100]. Страхование // Республика. — Вильнюс, 1998. — 13 октября.

[101]. Деньги,.....прожекты // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября.

[102]. ...платят больше // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября. BNS.

[103]. Сифилис // Республика. — Вильнюс, 1998. — 24 октября.

[104]. ...черным цветом // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 9-16 октября.

[105]. ... дороги запятнаны // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 16-23 октября.

[106]. Опрос // Республика. — Вильнюс, 1998. — 22 октября.

[107]. Ограбили представителя... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 2-9 октября.

[108]. Перенесут кладбище... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[109]. Вандалы // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября.

[110]. Библейские братья... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 8 октября. БНС.

[111]. Вещали на Тибет... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[112]. Правительство намерено... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 3 октября.

[113]. В...университете... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 17 октября.

[114]. ...меняется порядок... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября.

[115]. ...мнимые моряки // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.

[116]. Нелегалы угрожают... // Республики. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[117]. Арендуют у...музея // Летувос ритас. — Вильнсю. — 1998. — 2-9 октября.

[118]. Безопасность // Республика. — Вильнюс, 1998. — 10 октября.

[119]. Налоги-1 // Республика. — Вильнюс, 1998. — 13 октября.

[120]. ...военное сотрудничество // Республика. — Вильнюс, 1998. — 27 октября.

[121]. ...в черный список // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 23-30 октября.

[122]. Торговля // Республика. — Вильнюс, 1998. — 1 октября.

[123]. Топливо на обмен... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 8 октября.

[124]. Переговоры о строительстве... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 10 октября.

[125]. Губернатора Калининграда... // Республика. — Вильнюс, 1998. — 29 октября.

[126]. Рассчитывают... на инвестиции... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1998. — 30 октября.