Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Петр ткачев

Курская область

в октябре 1998 года

1.    экономика

1.1.    Данные облкомстата за 9 месяцев текущего года

Облкомстат опубликовал очередной отчет о социально-экономическом развитии региона за 9 месяцев текущего года. Обращает на себя внимание ряд противоречий, содержащихся в этом документе. Так, указано, что рост объемов промышленного производства по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 104,2% (видимо, в стоимостном выражении), при этом сообщается, что индекс физического объема сократился и составил (91,9%). В сельском хозяйстве, напротив индекс физического объема увеличился более, чем на 5%, однако, приведенные тут же данные свидетельствуют, что в этом году в области намолочено почти на 30% меньше зерна, сократилась урожайность и соответственно объемы производства сахарной свеклы (правда, уборка произведена быстрее и поэтому к середине октября свеклы убрано больше). Характерно, также, что там, где речь идет о росте производства, данные приводятся, как правило, «по оценке». Все это заставляет относиться к данным облкомстата с осторожностью при оценке реального экономического положения в области. В этом разделе приводятся экономическая часть отчета, социальная дана в разделе «Социальная сфера».

1.1.1.    Промышленность

В январе-сентябре 1998 г. произведено промышленной продукции (работ, услуг) в действующих ценах по отчитывающемуся кругу учета предприятий и с досчетом на 8663,8 млн. руб., в том числе по крупным и средним предприятиям — на 7988,0 млн. руб. Общий объем промышленного производства составил, по оценке, 104,2% к уровню января-сентября 1997 г.

Возросло производство на крупных и средних предприятиях черной металлургии на 36,2%, химической и нефтехимической промышленности — на 15,9, медицинской — на 19,8, электроэнергетики — на 2,3%. Не достигнут уровень января-сентября 1997 г. в машиностроении и металлообработке (93,5%), легкой (91,2%), пищевой (91,1%), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (91,8%), лесной, деревообрабатывающей и циллюлозно-бумажной промышленности, промышленности стройматериалов (90,0%).

Потребительских товаров, включая стоимость винно-водочных изделий и пива, крупными и средними предприятиями произведено на 1718,7 млн. руб. Индекс физического объема с начала года составил 91,9%.

1.1.2.    Сельское хозяйство

В январе-сентябре сельскохозяйственными предприятиями произведено сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) в фактических ценах на 1372,0 млн. руб. Индекс физического объема составил 104,9% к соответствующему периоду 1997 г.

На 12 октября в сельхозпредприятиях намолочено 1198,0 тыс. тонн зерна (в первоначально оприходованном весе), урожайность составила 18,6 ц/га (в прошлом году 22 ц/га).

Сахарная свекла убрана на 83,0% площадей против 15,7% в прошлом году. Урожайность составила 146 ц/га (в прошлом году по официальным данным — 180 ц/га — П. Т.). Накопано 683,7 тыс. тонн. корней, в прошлом году на эту дату было 252,6 тыс. тонн.

В хозяйствах всех сельхозпроизводителей произведено, по оценке, 83,1 тыс. тонн. мяса (105,2% к соответствующему периоду прошлого года), молока — 412,3 тыс. тонн (92,2%), 312,3 млн. штук (111,1%). На долю населения приходится 49,5% производства мяса, 52,7 — молока, 60,0% — яиц.

1.1.3.    Строительство

В январе-сентябре по договорам строительного подряда выполнено работ на 1223,0 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 11,5% больше, чем в январе-сентябре 1997 г.

С начала года построено 1970 квартир общей площадью 130,8 тыс. кв. м., что на 96,3% выше уровня января-сентября 1997 г. В частном секторе индивидуальными застройщиками за свой счет и с использованием кредитов введено 27,4 тыс. кв. м. жилья, что на 4,7% меньше, чем в январе-сентябре 1997 г. Доля индивидуальных жилых домов в общем объеме введенного жилья составила 21%.

За счет всех источников финансирования в январе-сентябре введены в действие линии электропередачи напряжением 0,4 кВ — 74,36 км, 6-20 кВ — 43 км, 35 кВ и выше -27,1 км; сети водопровода 4,18 км (3,65 км в сельской местности), газовые сети — 82,48 км (74,73 км в сельской местности).

1.1.4.    Транспорт

По представленным сведениям крупными и средними предприятиями в январе-сентябре перевезено 58,6 млн. тонн. грузов, или 121,8% к соответствующему периоду 1997 г.

На железнодорожном транспорте в январе-сентябре общий объем перевозок грузов увеличился на 35,6%. Оборот грузового вагона составил 2,92 суток и ускорился на 15,6 часа (22,3%), простой вагона под грузовыми операциями снизился на 21,6%. Производительность грузового вагона увеличилась на 50,9%, производительность локомотива — на 16,3%. Средний вес поезда (брутто) увеличился на 249 тонн и составил 4087 тонн.

Перевозка грузов автомобильным транспортом всех отраслей экономики в январе-сентябре составила 48,3 млн. тонн. (на 19,3% больше, чем за январь-сентябрь 1997 г.).

Пассажирооборот транспорта общего пользования крупных и средних предприятий сложился в объеме 1803,7 млн. пасс.-км (86,1%).

1.1.5.    Связь

Общий объем услуг связи, оказанных всеми предприятиями связи области (включая действующие коммерческие структуры), по оценке, в январе-сентябре составил в текущих ценах (без НДС) 177,5 млн. руб. (в январе-сентябре 1997 г. — 163,1 млн. руб. в текущих ценах).

1.1.6.    Потребительский рынок

Состояние потребительского рынка в августе-сентябре было подвержено значительным изменениям на фоне финансовой нестабильности в стране. Розничный товарооборот, включая общественное питание (с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках), за 9 месяцев составил 4360,0 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 2,1% больше января-сентября 1997 г. Доля продажи товаров на рынках была -35,9%.

В макроструктуре розничного товарооборота на продовольственные товары пришлось 43,9 и непродовольственные — 56,1%.

В январе-сентябре населению оказано платных услуг через все каналы реализации на 843,3 млн. руб., что на 5,7% меньше соответствующего периода прошлого года. Платные услуги, оказанные физическими лицами, вобщем объеме составили 23,5%.

1.1.7.    Цены

Имевшая место тенденция снижения темпа роста и стабилизации цен, когда индекс потребительских цен составил за 8 месяцев 100,5%, сменилась их резким ростом в сентябре на 29,4%. Ниже приведена динамика цен в январе-сентябре 1998 г.

 

Месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Индекс цен (в процен-тах к пре-дыдущему месяцу)

101,5

100,4

100,6

100,7

100,0

99,9

99,8

101,5

129,4

 

В сентябре на продовольственные товары индекс цен составил (к августу) 125,7%, непродовольственные — 143,5, платные услуги населению -101,7.

Из наблюдаемых продуктов питания значительно подорожали в сентябре чай черный байховый, кофе натуральный растворимый в 2,4 раза, масло растительное — в 2,3, сахар в 2 раза. Возросли цены на маргарин — на 65,8%, яйца — на 64,3, макаронные и крупяные изделия — на 54,4, майонез — на 53,7, масло сливочное — на 29,8, соль поваренную — на 28,7, кондитерские изделия — на 27,6, рыбопродукты — на 27,1, пиво — на 20,3, безалкогольные напитки — на 17,9, консервы фруктово-ягодные и овощные — на 11,1-18,3, мясопродукты — на 15,5, муку — на 11,2, сыры — на 9,3%.

В группе наблюдаемых непродовольственных товаров подорожали в сентябре в 2,8 раза табачные изделия, в 2,5 раза — моющие средства, в 2,1 — электротовары, в 2,0 — телерадиотовары, ковры и ковровые изделия, в 1,9 — фотоаппараты импортные, в 1,8 — парфюмерно-косметические товары, в 1,6 — легковые автомобили, медикаменты, меха  и меховые изделия. Возросли цены на мебель на 29,5%, ювелирные изделия — 28,3, спички — на 23,1, галантерейные изделия — на 20,7, чулки, носки, — на 15,8, обувь — на 14,1, часы — на 13,5, одежда и белье — на 10,2%.

Повысилась абонентная плата за домашний телефон на 25,0%, стоимость проживания в студенческом общежитии — на 64,3%, обучение на платной основе в средних специальных учебных заведениях — на 7%.

Индекс цен производителей на промышленную продукцию в сентябре 1998 к сентябрю 1997 г.  составил 108,0%, индекс тарифов на грузовые перевозки — 100,0, индекс цен в капитальном строительстве — 109,9% [[1]].

1.1.8.    Финансы

По данным Государственной налоговой инспекции по Курской области, за январь-сентябрь поступление налоговых платежей в бюджетную систему всех уровней составило 1752,5 млн. руб. Это — почти 102% к соответствующему периоду прошлого года. При этом в бюджет области мобилизовано 1121,4 млн. руб. налоговых платежей.

В общих поступлениях возрос удельный вес «живых денег» — 42%.

С начала года госналогиспекции области направили должникам 2564 требования о погашении задолженности бюджету, после чего уплачено 935 млн. руб. Ужесточен режим применения к должникам процедуры обращения взыскания на их имущество — налоговыми инспекциями вынесено более 1200 постановлений, а налоговой полицией произведен арест имущества по 766 организациям на сумму более чем 1,5 млрд. руб.

Усилен контроль налоговых инспекций за производством и реализацией алкоголя. За 9 месяцев проверено 3685 объектов, на 592 выявлен нарушения. Из незаконного оборота изъято 5380 декалитров алкогольной продукции.

В ходе 7 тыс. проверок правильности применения контрольно-кассовых аппаратов зафиксировано более тысячи нарушений, предъявлено штрафных санкций на 2,6 млн. руб.

Задолженность по бюджетным платежам выросла по сравнению с январем на 62,6% и составила  2147 млн. руб. Сумма неуплаченных штрафных санкций достигла 1210,2 млн. руб.

Кредиторская задолженность и задолженность по кредитам и займам  предприятий промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства на 1 сентября составила 15671,2 млн. руб., из нее на долю просроченной приходится 68,1%, по дебиторской задолженности, соответственно, 8238,9 млн. руб. и 52,9% [[2]].

1.1.9.    Комментарии

Отчет облкомстата еще до своего опубликования стал комментироваться различными политическими силами. Для администрации и лично, для А. Руцкого 4,2-процентный рост — свидетельство успеха экономической политики, проводимой исполнительной властью области. Критики губернатора, в частности, лидер курских коммунистов, депутат ГД РФ А. Михайлов, указывают на противоречивость отчета. Так, в промышленности рост достигнут лишь в 2 из 9 основных отраслей, причем величина этого роста вызывает сомнения. В любом случае, экономический рост, даже если он имел место, никак не отразился на уровне жизни простых людей (см.: «Социальная сфера»).

1.2.    Сельское хозяйство

Ситуацию, сложившуюся к середине октября в сельском хозяйстве области, трудно охарактеризовать однозначно. Как уже указывалось, выше урожай в этом году существенно меньше, чем в прошлом. Особенно это касается зерновых культур. Недород всерьез ставит перед региональными властями проблему обеспечения  региона продуктами питания. Информируя население о предпринимаемых мерах, председатель комитета администрации области по перерабатывающей промышленности А.М.Кошкин провел пресс-конференцию, посвященную формированию регионального продовольственного фонда. По его словам, учитывая объемы потребления продуктов питания населением области, необходимо закупить 210 тыс. тонн зерна. Согласно расчетам специалистов  комитета этого хватит для бесперебойного обеспечения населения Курска и области хлебом до нового урожая. Предполагается, что в достатке будет произведено сахара. Области его требуется на год 42 тыс. тонн. К настоящему времени выработано около половины от этого объема. В общей же сложности можно ожидать, что к концу года сахара будет произведено более 55 тыс. тонн.

По утверждению А.М.Кошкина, в целом в области объем поставок выполнен более, чем на 70%. Сельхозпроизводители продолжают сдавать зерно в соответствии с заключенными договорами, которые будут закрыты в середине ноября.

Говоря о совершенствовании работы по формированию продовольственного фонда, А.М.Кошкин отметил, что все заказы на производство сельхозпродуктов в дальнейшем будут выполняться на конкурсной основе и кредиты получат экономически крепкие хозяйства, а не все подряд, как это было в этом году. С точки зрения председателя комитета администрации области по перерабатывающей промышленности говорить о предстоящем голоде не приходится [[3]].

Вместе с тем положение дел в сельском хозяйстве выглядит не столь радужным, как его обрисовал А.М.Кошкин. 2 октября под руководством губернатора А.В.Руцкого прошло совещание посвященное вопросу возвращения долгов по товарному кредиту сельхозпредприятиями области. Для осуществления всего комплекса сельскохозяйственных работ Курская область в этом году получила товарный кредит в размере 240 млн. руб. На 2 октября было погашено всего 24% от этой суммы, а по отдельно взятым районам от 1 до 7% [[4]]. Эти данные косвенным образом опровергают утверждение Кошкина, о 70-процентном расчете сельхозпроизводителей с продовольственным фондом области, поскольку поставки в него как раз и осуществляются в счет полученных товарных кредитов.

Тон выступления губернатора на указанном совещании был очень резким. По его словам, руководители хозяйств привыкли, что администрация области рассчитывается за них и кредит списывают. Но теперь областное руководство не намерено потакать должникам и будет применять к ним самые жесткие меры. Заместитель губернатора Н.Головин назвал поведение крестьян и покрывающих их глав администрации саботажем. Столь грозная риторика свидетельствует лишь об одном — власть столкнулась с последствиями своих собственных действий, причем эти последствия оказались столь серьезными, что теперь попытки решения возникших проблем привели к сбоям к функционирования административного аппарата.

Чтобы как то смягчить ситуацию, власти пошли на уступки сельхозпроизводителям в том, что разрешили им вносить налоги и иные платежи в бюджет в неденежной форме. Согласно принятому областной Думой закону «О временном порядке повышения уровня собираемости налогов с сельхозпроизводителей в областной бюджет», который вступил в силу с 7 октября, крестьяне могут вносить платежи в бюджет в натуральной форм — зерном, продуктами животноводства и др. Поставки сельхозпродукции в виде натуральной оплаты должны быть при этом осуществлены в указанные сроки: зерна — до 15 сентября (закон принят 28 августа, но подписан и опубликован только 7 октября), остальной продукции растениеводства — до 1 ноября; продукции животноводства по мере сдачи. Сбор и реализация продукции, согласно закону, вносимой сельхозпроизводителями в счет погашения задолженности по налогам и текущим платежам в областной бюджет, осуществляются уполномоченными компаниями, определяемыми администрацией области на конкурсной основе путем проведения тендера [[5]].

Трудно сказать, чем закончится эта коллизия. Вероятно, что часть долгов, как всегда, придется списать. В гибридной системе управления сельским хозяйством, имеющейся в Курской области, списание долгов, похоже, становится столь же характерной чертой, как и централизованное распределение кредитов. Подтверждением этому стало решение губернатора уменьшить сумму задолженности в бюджет тем сельхозпроизводителям, которые пострадали от засухи в этом году. Оно принято на основании постановления Правительства РФ о списании части  задолженности Курской области перед федеральным бюджетом по товарному кредиту на нефтепродукты, полученному в 1995 г.  [[6]].

1.3.    Подготовка к отопительному сезону

Одной из наиболее острых проблем в преддверии зимы становится подготовка к отопительному сезону. На 14 октября по области подготовлена 141 отопительная котельная из 144 находящихся в эксплуатации. В область завезено 176 тыс. тонн твердого топлива, что составляет 76,6% к годовому плану. К 15 октября должен быть завершен ремонт 665 км тепловых сетей (95%), 4441,3 км электросетей (93%), 1874 км водопроводных сетей (89%). Объем ремонтных работ указывает на высокую степень изношенности коммуникаций. По словам председателя областного комитета по ЖКХ В. Т.Калинина, она составляет 53%. В целом уровень подготовки к зиме системы ЖКХ оставляет желать лучшего.

1.4.    Торговля и предпринимательство

1.4.1.    Создание комиссии по развитию предпринимательства

Содействовать развитию предпринимательства должна специальная комиссия, которая создана при Курской торгово-промышленной палате. По мысли ее создателей она будет играть роль посредника между государственными органами, предпринимателями и общественными организациями. Для этого в ее состав включены руководители предприятий, работники государственных органов и научно-исследовательских организаций. Председателем избран депутат областной Думы, генеральный директор совместного российско-чешского предприятия «МАТИС» Николай Высокин (СП «МАТИС» включает в себя ряд предприятий пищевой промышленности, занимается автомобильным сервисом и грузовыми перевозками)  [[7]].

Н.Высокин — заметная фигура в среде местного «политического класса». Весьма показательной была его реакция на разразившийся в стране финансовый кризис. В сентябре этого года он заявил, что «финансовый кризис предоставил российским предприятиям уникальную возможность доказать, что наша продукция не хуже зарубежной... акционерное общество «МАТИС», как бы трудно и сложно не было, не повышает и не будет повышать цены на свою продукцию и услуги»  [[8]]. Возможно, что эта позиция станет своеобразной идеологией созданной комиссии.

 

1.4.2.    Ярмарка «Курские товары — курской торговле»

Одним из ответов местных властей на разразившийся кризис стала организация 7-8 октября на территории МУПа «Курская ярмарка» оптовой ярмарки «Курские товары — курской торговле».

Свою продукцию в главном павильоне выставочного комплекса представили около 50 предприятий Курска и Белоруссии. Из курских предприятий активно проявили себя на ярмарке АО «Агромясо» (более 200 видов продукции, производственные мощности 2-3 тонны колбас и мясных изделий), ТОО «Кондитер» (90-100 тонн кондитерских изделий ежедневно), ЗАО ЛВЗ «Курский», ОАО «Курскрыба», ОАО СП «Курская пивоваренная компания», ОАО «Молоко», ОАО «Ай Си Эн «Лексредства», «Курская биофабрика — фирма БИОК», АООТ «Курскхимволокно», ОАО «Электроагрегат», «Курский завод промышленного оборудования», ЗАО «Сейм» (трикотажный комбинат), АО «АПЗ-20». Продукция пользовалась повышенным спросом (особенно у предприятий пищевой промышленности), что связано с сохранением большинством из них старых цен. ЛВЗ предлагал водку по 16,4 руб. за бутылку. Пивзавод даже снизил цены на свою продукцию.

Удачным был приезд в Курск для работников маркетинговых служб ПТФ «БелТрик» (Пинск), трикотажной фирмы «Элма» (Минск). Они сразу же распродали привезенную продукцию, заключили сотни договоров на ее поставки в торговую сеть Курска и области [[9]].

Проведение ярмарки отражает ту же идеологию ориентации на собственные силы и поддержки собственного производителя, что и создание комиссии по предпринимательству. Можно, вероятно, говорить, что эта ориентация является неким общим вектором экономической политики региональных властей в условиях финансового кризиса.

 

1.4.3.    Семинар «Опыт организации менеджмента персонала в Германии»

В последнее время в курских СМИ все больше появляется сообщений об организации подготовки переподготовки кадров в области хозяйственного управления. Целый ряд отечественных и зарубежных образовательных центров разворачивают в регионе свои программы. Например, с 26 по 30 октября курская торгово-промышленная палата провела семинар на тему «Опыт организации менеджмента персонала в Германии». Лекции читал доцент учебного центра имени Карла Дуйсберга Ральф Шмидт. Участникам семинара обещают выдать сертификаты, свидетельствующие о том, что они в должной мере наслышаны о германском опыте менеджмента персонала»  [[10]].

2.    социальная сфера

2.1.    Данные облкомстата

2.1.1.    Уровень жизни населения

Денежные доходы за январь-сентябрь в среднем в месяц на душу населения, по оценке, составили 576 руб., что в реальном выражении ниже соответствующего периода прошлого года на 8,2%. Основная часть денежных доходов приходится на заработную плату. Начисленная средняя заработная плата  одного работника в январе-сентябре без выплат социального характера оценивается в 711,5 руб., ее реальный размер ожидается ниже на 1,5%. Суммарная задолженность по выплате заработной платы, по сведениям предприятий, наблюдаемых отраслей экономики, на 1 октября составила 763,1 млн. руб. В ее структуре задолженность из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней — 14,8%.

2.1.2.    Рынок труда

Численность экономически активного населения к концу сентября 1998 г., по оценке, составила 569,2 тыс. человек, или 42,7% от общей численности постоянного населения области.

Официально зарегистрированная в органах государственной службы занятости численность безработных увеличилась  к январю-сентябрю 1997 г. на 11,6% и составила 9,6 тыс. человек, из них 9,3 тыс. человек назначено пособие по безбаботице. Хотя официальный уровень безработицы в области невысокий — 1,7% (по России — 2,5%), социологические исследования показывают, что в реальности он составляет порядка 20,8% [[11]].

2.1.3.    Демография

Численность населения области, по оценке, на 1 октября составила 1330,7 тыс. человек и уменьшилась за 9 месяцев на 5,7 тыс. человек. Родилось 8165 человек, что на 1,3% больше, умерло 16173 или на 2% меньше, чем за 9 месяцев 1997 г.

2.1.4.    Правонарушения

Правоохранительными органами зарегистрировано в январе-сентябре 1998 г. 15854 преступления, что на 6,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Уровень раскрываемости составил 87,3% (в январе-сентябре 1997 г. — 83,5%) [[12]].

2.2.    Погашение бюджетных задолженностей в социальной сфере

2.2.1.    Зарплата работникам бюджетных организаций

По сообщениям пресс-группы департамента информации администрации области, долг по заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются из федерального бюджета, на октябрь составил 9109,3 тыс. рублей. Наибольшая задолженность образовалась перед работниками правоохранительных органов. Она составила 5393,9 тыс. рублей [[13]].

Как сообщается, с 1 по 7 октября на выплату заработной платы из федерального бюджета поступило 8201,1 тыс. рублей, а с 8 по 16 октября еще 5,7 млн. рублей [[14]]. Наконец, 27 октября пресс-группой департамента информации области была опубликована информация о поступлении в область еще 8 млн. федерального трансферта на зарплаты учителям [[15]].

2.2.2.    Пенсии

До начала октября деньги от Пенсионного фонда России поступили в Курск 10 августа. В связи с этим общая задолженность по пенсиям за июль-сентябрь составила 450 млн. рублей [[16]]. В октябре ситуация стала меняться в лучшую сторону. Со 2 по 6 октября Москва перечислила на выплату пенсий 45 млн. рублей, 7 октября — еще 15 млн. рублей. 39 млн. рублей на выплату пенсий перечислено из областного бюджета [[17]]. Этих денег, естественно, не достаточно для погашения всей задолженности. Однако на фоне последних месяцев поступление средств на выплату пенсий кажется настоящим прорывом. В области закончили погашать задолженность за июль в сельских районах и начали выплаты за август (от схемы выплаты пенсии за текущий месяц с постепенным возвращением долгов за предыдущие, предложенной Е.Примаковым, руководство Курского песионного фонда отказалось).

2.2.3.    Стипендии

На 1 октября задолженность по стипендиям студентам (коих в области на дневных отделениях вузов обучается около 16 тыс.) составила 1465 тыс. рублей. Как стало известно, в октябре из федерального бюджета поступило 1215,9 тыс. рублей.

 

Таким образом, можно констатировать, что в октябре произошло существенное улучшение ситуации в вопросах погашения задолженности федерального бюджета по зарплатам, пенсиям и стипендиям. Видимо это стало одной из причин снижения текущей протестной активности в регионе в этом месяце.

2.3.    Акции протеста

Если не считать акции протеста 7 октября, то в целом месяц прошел непривычно спокойно. По крайней мере СМИ в октябре о новых акциях не сообщали. 2 октября появилось сообщение о том, что акция протеста, проведенная средним и младшим медперсоналом Касторенского района в сентябре, завершилась частичным удовлетворением требований забастовщиков. Медсестрам, санитаркам и другим работникам РМТО выплачена заработная плата по июль включительно [[18]].

2.4.    Акция «Помоги ближнему своему»

В октябре в области продолжалась акция «Помоги ближнему своему», организованная по инициативе областной администрации и ряда общественных организаций. В области было открыто 389 приемных пунктов по сбору вещей и продовольствия. На соответствующие счета областного и районных фондов социальной поддержки населения поступило 131,7 тыс. рублей. В списки нуждающихся, которым оказывается помощь внесено 21843 человека [[19]].

3.    Власть И политика

3.1.       Заседание коллегии федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Курской области

В октябре в соответствии с Указом Президента от 25 мая 1998 года № 586 начала работать новая управленческая структура — региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти. Ее первое заседание состоялось под председательством полномочного представителя Президента РФ в Курской области Л.Е.Башкеева.

В состав этого совещательного органа вошли чиновники, ведающие вопросами безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, бюджетных отношений и налогообложения (Н.Г.Васьков, А.Н.Волков, Н.В.Долгих, В.Н.Зубков, Н.П.Лунев, А.А.Маслов, В.В.Михалев, В.И.Клыков, В.П.Суржиков, Г.Н.Чернов).

Коллегия утвердила план своей работы до конца года и рассмотрела вопрос о взаимодействии представленных в области федеральных структур исполнительной власти с органами государственной власти Курской области в условиях финансово-экономического кризиса.

Присутствующие отметили необходимость в подобной форме координации деятельности территориальных органов федеральных служб и вырезали уверенность в том в том, что совместная работа с администрацией в строгих рамках правовых  норм поможет повысить эффективность деятельности вертикали исполнительной власти.

На заседании коллегии были приглашены и приняли активное участие в ее работе первый заместитель губернатора В.К.Панкин и прокурор Курской области Н.А.Ткачев [[20]].

Заседание коллегии должно было продемонстрировать решимость нового представителя президента бороться со всякими «регионалистскими» поползновениями в среде чиновников федеральных ведомств. Как уже писалось в предыдущих выпусках мониторинга, Л.Башкеев уже успел публично заявить, что видит свою роль в усилении централизации работы органов исполнительной власти в регионе.

3.2.    Областная Дума

Основные политические события в этом месяце развивались в стенах областной Думы. В конце начале октября губернатор внес на рассмотрение представительного органа проект нового Устава Курской области. Согласно проекту в регионе должно появиться свое правительство, состоящее из назначаемого самим губернатором председателя и шести министров. Кроме того, несколько положений проекта Устава касаются персонально ключевых фигур силовых ведомств. В них оговаривалось обязательное согласование с губернатором кандидатур на должность областного прокурора, начальника УВД, председателя областного суда и арбитражного суда области [[21]]. В нынешнем Уставе эти вопросы никак не оговариваются, хотя традиционно вопрос о назначении указанных чиновников решался в порядке согласования их кандидатур с представительным органом. Таким образом новый Устав предполагает частичное перераспределение прав и полномочий от Думы к губернатору. Вероятно это было одной из причин достаточно прохладного отношения депутатов к проекту. Ряд народных избранников сразу заявили, что видят документ впервые, и ни о каком быстром обсуждении не может быть и речи. Кроме того, депутаты, по некоторым данным, выдвинули контрпредложение: они одобряют интересующие Руцкого изменения в Устав в обмен на включение в текст документа статей, предусматривающих возможность отрешения губернатора от должности областной Думой (в нынешнем Уставе такая возможность не предусмотрена). Вследствие начавшегося торга проект Устава так и не был вынесен на рассмотрение Думы в октябре.

Прошедшее 28 октября заседание областного представительного органа было посвящено другим вопросам. При обсуждении повестки дня по просьбе администрации области депутаты сняли с рассмотрения отчет администрации области об исполнении Закона Курской области «Об областном бюджете на 1998 год» за 9 месяцев 1998 года и вопрос «О проекте закона Курской области «О дополнительных гарантиях защиты жизни и здоровья граждан в сфере реализации алкогольной и безалкогольной продукции». Свою просьбу администрация обосновала необходимостью детальной проработки и уточнения областного бюджета, а также тем, что ведущие специалисты по этим вопросам оказались выехавшими в командировки.

Дума продолжила законотворческую деятельность по вопросам местного самоуправления. Дума после повторного рассмотрения преодолела вето губернатора на Законы «О муниципальной службе в Курской области» и «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области». Эти законы устанавливают принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих, определяют права, обязанности, ответственность глав муниципальных образований и предусматривают основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Как обычно, значительное место в повестке дня заседания Думы заняли вопросы социально-экономического блока. Дума приняла, в частности, постановления «О мероприятиях по мобилизации дополнительных доходов в областной бюджет в 1998 году», «О финансовой поддержке областной станции переливания крови» и закон «О продовольственном резерве административно-территориальных единиц (районов, городов) Курской области», «Об особенностях правового положения организаций, оказывающих социально-значимые услуги».

Кроме того, Дума поддержала ряд законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, согласилась с представлением областного суда о назначении на должность районных судей.

В октябре продолжала развиваться, отмечавшаяся ранее тенденция к увеличению влиятельности Думы в региональном политическом процессе. Подтверждением этому служит, торг развернувшийся в законодательном органе по поводу изменений в Уставе области.

3.3.    Губернатор и администрация области

3.3.1.    Постановление губернатора по вопросам льготного снабжения лекарствами

С начала октября начало действовать постановление губернатора области «О внесении изменений в постановление губернатора области от 28.11.97 г. №1169 «Об организации обеспечения лечебно-профилактических учреждений области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и их финансирования»  [[22]]. Согласно этому документу «Курскфармация» утратила монопольное положение на рынке обеспечения населения льготными лекарствами. Тем самым Руцкой фактически признал незаконность своих предыдущих решений, обеспечивших это монопольное положение.

Конфликт вокруг «Курскфармации» стал одним из самых заметных эпизодов в противостоянии губернатора и его противников в последнее время (см.: предыдущие выпуски). Нынешняя уступка — несомненно вынужденная, сделанная под нажимом федеральных органов власти (в частности, прокуратуры). Она может рассматриваться как существенное политическое поражение А.Руцкого. В том же ряду стоит и отставка сына губернатора Дмитрия с поста директора «Курскфармации». На его место назначен бывший руководитель данного предприятия В.Иванов [[23]].

3.3.2.    Новые сведения о коррупции в органах исполнительной власти региона

В октябре в области продолжала подниматься тема коррумпированности чиновников администрации. Очередным поводом послужила публикация в газете коммунистов «Голос народа» информации Комиссии по проверке фактов участия должностных лиц, органов власти РФ и органов власти субъектов РФ, созданной решением Государственной Думы от 26 июня 1998 г. В частности, сообщается, что к настоящему времени комиссией найдены факты, подтверждающие причастность к коррупции должностных лиц в администрации Курской области. Кроме фамилий В.Бунчука, Ю.Конончука, М.Руцкого в публикации прозвучал и ряд новых имен. В частности, назывались советник губернатора по вопросам поддержки и развития малых и средних предприятий А.Прохоренко (он же представитель администрации области в совете учредителей ОАО «Фактор» — президент Руцкой В.В., младший сын губернатора), председатель комитета по перерабатывающей промышленности и оптовой торговле области Н.Г.Дмитриев, а также несколько других фамилий сотрудников ОАО «Фактор». Всего, по сведениям комиссии, прокуратурой области в этой связи возбуждено 10 уголовных дел. Кроме того, по ряду фактов областной прокуратурой в настоящее время проводятся проверки в отношении других должностных лиц в Курской области [[24]].

Обсуждение темы коррупции в региональной администрации, хотя и стало уже обычным для области, продолжает оставаться значимым фактором подрыва авторитета администрации и лично А.Руцкого. Не угасают слухи, что самого А.Руцкого могут «посадить» в любое время. Тем самым в области создается ситуация неопределенности ближайшего политического будущего в чем-то аналогичная той, что возникла на уровне федеральной политики в связи с болезнью Президента. Все более «смелая» позиция областной Думы несомненно — результат общего ослабления влияния губернатора, в том числе и вследствие развития дел о коррупции.

3.4.    Местное самоуправление

3.4.1.    Заседание городского Собрания Курска

В начале октября прошло очередное заседание Курского городского Собрания. В повестку дня были вынесены два основных вопроса: о тарифах на жилищно-коммунальные услуги и об уставе города Курска. Заседание продемонстрировало сохраняющееся противостояние между мэром города С.Мальцевым и его сторонниками, с одной стороны, и группой левых депутатов «Народовластие», с другой. При обсуждении первого вопроса представляющий городскую администрацию исполняющий обязанности главы города Б.Сураев (С. Мальцев находился в тот момент в отпуске) вынес на обсуждение депутатов предложение о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Городским коммунальным службам, по его словам, требуется в эту зиму 132 млн. рублей. Бюджет может погасить чуть более половины (77 млн. рублей), 17% сейчас оплачивают граждане. Вопрос: где взять оставшиеся средства? По мысли городской администрации, следует увеличить тарифы (чего требует и Указ Президента РФ), с введением дифференцированной оплаты для разных имущественных категорий горожан.

Резко против повышения тарифов выступили депутаты от «Народовластия». Они увязывают возможность повышения тарифов с полной выплатой задолженности по заработной платы и пенсиям, а также с их дальнейшей индексацией. В результате левой фракции удалось настоять на поименном голосовании, которое закончилось провалом предложений администрации.

Второй вопрос обсуждался с еще большим накалом страстей, чем первый. Хотя органы местного самоуправления сформированы еще 27 июня 1997 г. городское Собрание до сих пор не имеет своего главы. Позиции мэра и его основных оппонентов группы «Народовластие» резко расходятся: глава города настаивает на включении в текст Устава города положения, принятого на городском референдуме в 1996 г., согласно которому именно глава города председательствует на заседаниях Собрания; депутаты от «Народовластия», апеллируя к федеральному законодательству, настаивают на разграничении в Уставе функций руководства представительным и исполнительным органом местного самоуправления.

Представители администрации предложили на этот раз пойти на компромисс: мэр признается главой городского Собрания, председательствует на его заседаниях, но дополнительно избирается Председатель Собрания, который руководит его текущей деятельностью.

Однако эта формулировка так же не удовлетворила оппозиционных депутатов. В итоге на этом заседании, «Народовластию» удалось в очередной раз сорвать принятие Устава с неприемлемыми для них формулировками [[25]].

3.4.2.    Семинар представителей муниципальных образований

1 октября в Доме знаний прошел семинар «Правовые и политические основы становления и функционирования местного самоуправления», на который собрались 200 представителей муниципальных образований области. Однако основной вопрос, который поднимался на семинаре, был связан скорее с вопросами финансирования деятельности муниципальных образований. Характерным стало выступление председателя городского собрания г. Железногорска В.Скабелкиной: «В системе местного самоуправления царит беззаконие — потому что нет средств на исполнение законов. Возьмем, к примеру, Закон о ветеранах, который мы обязаны исполнять. Два года подряд на эти цели в бюджет закладывалась строка 134 миллиона рублей, где деньги? В прошлом году на выплату детских пособий нашей области должны были перечислить 250 миллионов, в нынешнем — 231 миллион. Мы даже не знаем, получила их область или нет, потому, что нам не дали ни копейки. В прошлом году мы профинансировали выплату детских из местного бюджета, хотя не имели права этого делать. То же самое касается бесплатного провоза детей до 16 лет в городском транспорте, который должен был финансироваться областью. Скорее всего нам придется обращаться в суд с иском о взыскании этих средств из областного бюджета»  [[26]].

3.4.3.    Учеба глав муниципальных образований

По сообщениям прессы, работники Курского регионального института переподготовки кадров АПК подготовили план-график повышения квалификации глав муниципальных образований области. Известно, что в него включено не только освещение вопросов продовольственной безопасности области, формирование местного бюджета и налогообложения, но и раскрытие проблем семьи и брака, пенсионного законодательства, торгового обслуживания на селе. Вероятно, что некоторое время спустя большая группа муниципальных работников сядет «за парты». По окончании учебы им будут выданы соответствующие удостоверения государственного образца [[27]].

4.    Партии и общественные организации

4.1.    КПРФ

Кризис власти в регионе проявляется, в частности, в том, что самые разные политические силы с большей или меньшей степенью открытости объединяются против губернатора. Характерной чертой последних месяцев стали частые интервью депутата ГД РФ и лидера курских коммунистов А.Михайлова в СМИ, которые традиционно трудно отнести к прокоммунистическим. Уже не одно интервью было дано им «Городским известиям», газете сориентированной на мэра Курска С.Мальцева. Последнее из них появилось 27 октября. А.Михайлов подробно рассказал о своей думской деятельности. Одним из вопросов к парламентарию был вопрос о поведении генерала Альберта Мокашева на митинге 7 октября и его антисемитские высказывания. Михайлов довольно однозначно осудил высказывания А.Мокашева, хотя и заявил, что скандал, по его мнению, искусственно раздут прессой.

Особое внимание депутат уделил положению в области, которое, по его мнению, из за политики Руцкого гораздо хуже, чем в соседних регионах [[28]]. Интересны не сами по себе высказывания Михайлова, а факт предоставления ему трибуны в лояльной мэру газете. На наш взгляд, это говорит о том, что мэр, явно претендуя на место главы исполнительной власти области на следующих выборах, видит главную опасность для себя не в коммунистах, а в А.Руцком.

4.2.    Новая региональная партия «За трудовую собственность»

Процесс появления региональных партий в Курской области в последние месяцы все больше напоминает эпидемию. Не успело заявить о своем существовании «Курское единство», как то же самое поспешила сделать еще одна партия — «За трудовую собственность». Как объясняют ее основатели, «Курское единство» и «За трудовую собственность» должны представлять по замыслу соответственно правый и лево-центристский блоки на местной политической арене.

Основной целью партии провозглашена защита частной собственности, «нажитой честным трудом». Авторы выступают против идеи национализации, которая, по их словам, «витает в верхах»  [[29]].

4.3.    Центр по правам человека

Центрально-Черноземный исследовательский центр по правам человека, расположенный в нашем городе, начал реализацию проекта «Общественный контроль за нормотворческой деятельностью государственной власти и местного самоуправления». В ходе его будет создана база данных о нарушениях и несоответствии нормативных актов в Курске и области международным нормам и федеральному законодательству, разработан механизм их опротестования. Среди главных задач — объединение негосударственных организаций Курской области для осуществления контроля, более тесное сотрудничество со средствами массовой информации [[30]].

5.    СМИ

5.1.    Прекращение трансляции передач канала «ТВ-Центр»

С экранов телевизоров курян исчезло изображение на канале «ТВ-Центр». Причина случившегося, банальна: отказало оборудование для приема и передачи телесигнала на этом канале. Оно индивидуально и невзаимозаменяемо. Приобрести же запчасти для ремонта не на что: с мая на счет предприятия не поступило ни копейки.

При таких обстоятельствах сказать что-либо определенное о возобновлении приема программ «ТВ-Центра» невозможно.

5.2.    Конкурс областной администрации

Администрация области решила внимательнее отнестись к районным газетам и, со свойственной ей чуткостью и тактом, проверить, какова их информационная насыщенность. В связи с чем объявлен соответствующий конкурс и собрано жюри из журналистов города и области. Три районки, чья насыщенность уже оценена, замечены в прогрессе, связанном с подачей информации и профессионализмом сотрудников. И это странно, поскольку профессиональная подача информации журналистами администрации обычно не нравится [[31]].

6.    заключение

Политическая жизнь в октябре, если не считать акции протеста 7 октября, внешне протекала достаточно спокойно. Не было громких разоблачений, ушло в тень противостояние администрации и прокуратуры, публичная активность губернатора была чрезвычайно низкой. Однако в этом месяце в области проявилось несколько важных с политической точки зрения тенденций. Во-первых, закрепилась тенденция усиления влияния областного представительного органа; во-вторых, продолжился процесс расширения партийной системы области за счет появления новых региональных партий; в-третьих, наметилась своеобразная бицентрическая поляризация политических сил — с одной стороны, Руцкой и его окружение, которые продолжили в октябре мобилизацию ресурсов для будущей борьбы (попытка изменений в Уставе, активная политика в отношении СМИ), с другой, пока еще скорее виртуальная, чем реальная коалиция различных оппозиционных сил, начиная с мэра Курска и заканчивая коммунистами.



Источники

[1]. Курская правда. — 1998. — 30 октября.

[2]. Курская правда. — 1998. — 30 октября; Городские известия. — 1998. — 31 октября.

[3]. Курская правда. — 1998. — 14 октября.

[4]. Курская правда. — 1998. — 7 октября.

[5]. Курская правда. — 1998. — 7 октября.

[6]. Городские известия. — 1998. — 31 октября.

[7]. Хорошие новости. — 1998. — 8 октября

[8]. Курская правда. — 1998. — 15 сентября.

[9]. Курская правда. — 1998. — 13 октября.

[10]. Курская правда. — 1998. — 13 октября.

[11]. Хорошие новости. — 1998. — 22 октября..

[12]. Курская правда. — 1998. — 30 октября.

[13]. Курская правда. — 1998. — 9 октября.

[14]. Курская правда. — 1998. — 23 октября.

[15]. Курская правда. — 1998. — 27 октября.

[16]. Курская правда. — 1998. — 9 октября.

[17]. Курская правда. — 1998. — 23 октября.

[18]. Курская правда. — 1998. — 2 октября.

[19]. Городские известия. — 1998. — 27 октября; Хорошие новости. — 1998. — 15 октября.

[20]. Курская правда. — 1998. — 6 октября.

[21]. Хорошие новости. — 1998. — 8 октября.

[22]. Курская правда. — 1998. — 7 октября.

[23]. Городские известия. — 1998. — 3 ноября.

[24]. Голос народа. — 1998. — 21 октября.

[25]. Хорошие новости. — 1998. — 8 октября.

[26]. Хорошие новости. — 1998. — 8 октября.

[27]. Курская правда. — 1998. — 14 октября.

[28]. Городские известия. — 1998. — 27 октября.

[29]. Городские известия. — 1998. — 31 октября.

[30]. Городские известия. — 1998. — 15 октября.

[31]. Хорошие новости. — 1998. — 8 октября.