Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владислав СУХОВОЛЬСКИЙ

Красноярский край

в октябре 1998 года

Ситуация в крае в октябре можно охарактеризовалась как неустойчивую.

 

В крае существовал достаточно высокий уровень социальной напряженности. Так, обещания губернатора выплатить заработную плату бюджетникам (особенно учителям) не было выполнено. Долги органам народного образования на 30 октября составила 789 млн. руб., из них долги по зарплате — 243 млн. руб. Невыплата заработной платы привела к забастовкам учителей в районах края и трехдневному маршу учителей Сухобузимского района к зданию администрации края. На деньги полученные от РАО «Норильский никель» (сюжет об этих деньгах — ниже) администрация края погасила часть долгов учителям. В октябре было выдано 23 млн. руб. — примерно половина зарплаты сентября. При этом суммы, выданные разным районам, существенно различались. Если учителям «мятежного» Сухобузимского района было выдано две трети зарплаты за сентябрь, то учителя других районов края получили лишь по трети сентябрьской зарплаты. а учителя Красноярска и Норильска — вовсе ничего. Такая тактика расчетов будет иметь следствием то, что в следующий раз к зданию администрации пойдут все учителя.

В то же время пенсии в октябре выдавались своевременно, при этом никаких дотаций на выплату пенсий от федеральных властей Красноярский край не получал.

Рост цен в августе-октябре был достаточно умеренным, в результате цены в Красноярске на 15-20 процентов ниже, чем в Иркутске или Новосибирске. Попытки губернатора каким-то образом установить предельные цены на ряд продуктов, вообще говоря, провалились, что было официально зафиксировано отменой сентябрьского постановления администрации края об установлении предельных цен на ряд товаров, таки, например, как детское питание и др.

Достаточно тяжелым остается положение в сельском хозяйстве. Несмотря на то, что в Красноярском крае собран достаточно хороший урожай (средняя урожайность — более 18 ц/га), перебои со снабжением горючим привели к тому. что около 10 процентов площадей остались неубранными. Примерно 80 процентов всех хозяйств края является в настоящее время убыточными и фактически целиком зависят от благорасположения администрации края.

В октябре администрация края предприняла попытку запретить продажу спиртных напитков (кроме пива) в ларьках, киосках и павильонах, надеясь таким образом усилить контроль за продажей водки в магазинах, перекрыть каналы поступления контрабандной водки и увеличить налоговые поступления от продажи спиртного. Издание этих постановлений вызвало бунт владельцев павильонов. Первым этот бунт поддержал лидер «Чести и Родины»в краевом Законодательном собрании, зам. руководителя российской «Чести и Родины» Виктор Зубарев (тесно связанный с торговым сословием). И владельцы павильонов победили — пункт постановлений 567 и 568, запрещающий продажу спиртного в павильонах, отменен.

 

Идет процесс консолидации антилебедевской оппозиции. 31 октября в Красноярске прошел Съезд депутатов края всех уровней. На нем речь шла о консолидации законодательных органов власти. Выступавший с основным докладом председатель краевого Законодательного собрания Александр Усс предложил создать координационный орган законодательных властей всех уровней как своего рода оперативный штаб для обсуждения актуальных конкретных жизненных проблем и ситуаций. Объясняя функции этого органа, Александр Усс сказал, что «гуртом и батьку легче бить». Кого Уссс подразумевал под «батькой», он не сказал. Выступивший на этом Съезде депутат Красноярского городского совета Алексей Клишко обрушился на подготовленный в администрации края проект краевого бюджета на 1999 г. По словам А.Клишко, бездефицитность предлагаемого бюджета обеспечивается за счет уменьшения отчислений в бюджеты городов и районов края. По его словам, бюджет Красноярска может уменьшиться на четверть. Фактически проект этого бюджета автоматически ведет к развитию открытой конфронтации между администрацией края и достаточно едино работающими администрацией Красноярска и Красноярским городским советом. Арбитром в этом споре выступит краевое Законодательное собрание, которое будет принимать бюджет края на следующий год. Если в Законодательном собрании края прошлого созыва 10 из 32 депутатов представляли Красноярск, то в новом составе (в связи с появлением депутатов по партийным спискам) красноярцы составляют примерно 2/3 депутатов. Если мэр Красноярска Петр Пимашков и председатель Законодательного собрания Александр Усс сумеют организовать «красноярское лобби» в Законодательном собрании, у оппозиции появится программа и лидеры.

 

Экономические основы и характер взаимоотношений между администрацией Красноярского края и РАО «Норильский никель».

В конце октября губернатор Александр Лебедь в ходе своего визита в Норильск (одновременно с приездом туда первого вице-премьера Юрия Маслюкова) получил от РАО «Норильский никель» (далее РАО «НН») вексель на 60 млн. рублей. Что за этим стоит? Все хитросплетения во взаимоотношениях между администрацией Красноярского края и руководством РАО «НН» связаны с характером изменений двух величин — цен на продукцию РАО «НН» на мировом рынке и курсом доллара на московской межбанковской валютной бирже.

 

Цена

Курс доллара

металла

высокий

низкий

высокая

1. При росте прибыли и снижении себестоимости продукции нет нужды в сотрудничестве с администрацией края

2. Если цены на металл растут быстрее, чем падает курс доллара, в сотрудничестве с администрацией края нет нужды

низкая

3. Если курс доллара растет быстрее, чем падают цены на металл, в сотрудничестве с администрацией края нет нужды

4. Цены падают, рубль не обваливается, прибыль снижается, а себестоимость продукции растет, необходимо сотрудничество с администрацией края для снижения себестоимости

 

Хотя с 1994 г. выплавка цветных металлов на Норильском горно-металлургическом комбинате возросла на 20-30 процентов, цены на Лондонской бирже металлов упали за последние два года почти в два раза (с 7500 долларов за тонну в 1996 г. до 3900-4000 долларов за тонну в 1998 г.), так что рост производительности не компенсировал потерь от падения цен на продукцию РАО НН. К лету 1998 г. сложилась ситуация 4 таблицы. Характеристику ситуации дал генеральный директор РАО «НН» Александр Хлопонин в своем письме, направленном 14 августа этого года губернатору Красноярского края А.Л.Лебедю, и в прилагаемой к письму справке (исх. 5583): «Свыше 16 месяцев снижаются цены на мировом рынке цветных металлов на важнейшие виды продукции дочерних обществ РАО «НН». Мировая цена на никель достигла уровня себестоимости его производства в дочерних АО. С учетом этого изъятие в 1998 г. средств на переселение делает РАО «НН» неконкурентноспособным в сравнеии с крупнейшими мировыми производителями, получающими в различных формах государственную поддержку. Усугубляется положение и нерешенностью вопроса о возврате дочерним общества РАО «НН» НДС, уплаченного поставщикам, и подлежащего по действующему законодательству возврату экспортеру продукции».

В этих условиях РАО «НН» для снижения себестоимости продукции пытается снять с себя гигантские расходы на соцкультбыт. С этой целью разрабатывается программа переселения неработающего населения из Норильского промышленного района и северных районов Красноярского края на юг края и в другие регионы РФ. Денег на это переселение нет, однако, ни у РАО, и у администрации края, ни у федеральных властей. В 1998 г. была предпринята попытка получения Займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). 3 февраля 1998 г. займ на переселение из районов Крайнего Севера России в сумме 600 млн долларов был включен в Программу заимствований РФ у МБРР на 1998 г. Затем было предложено вместо займа в 600 млн. долларов в 1998 г. осуществить заимствование у МБРР 80 млн. долларов на пилотный проект (только для района Норильска), а остальные 520 млн.долларов включить в программу 1999 г.

 

Хронология взаимоотношений между РАО «НН» и администрацией Красноярского края (лето-осень 1998 г.).

РАО «НН» было одним из столпов администрации Валерия Зубова (председатель совета директоров РАО «НН» Джонсон Хагажиев был избран в Законодательное собрание края по списку прозубовского избирательного объединения «Союз дела и порядка»), но Зубов проиграл и руководству РАО «НН» нужна поддержка новой администрации края. В июне генеральный директор РАО «НН» Александр Хлопонин приходит на прием к губернатору Лебедю. Тот держит его в приемной, но так и не принимает. К середине лета фининсовая ситуация заставляет губернатора быть более готовым к переговорам — он звонит в Москву Владимиру Потанину и предлагает встретиться. Потанин говорит, что все переговоры по РАО «НН» уполномочены вести норильские руководители. На состоявшейся затем встрече в Красноярске губернатор поначалу фактически выдвинул ультиматум, желая получать «экстрасуммы» в бюджет края вне налогов и платежей. Лидеры РАО «НН» Джонсон Хагажиев и Александр Хлопонин предупредили губератора, что у них все готово к переводу головной фирмы РАО «НН» в Дудинку, после чего в бюджет края перестанут поступать налоги от РАО «НН» и собрались уходить, но помощники Александра Лебедя фактически заставили его «сбавить тон» и договориться с норильчанами о совместных действиях по проталкиванию займа МБРР.

Минфин в начале августа заявил о неуверенности в получении займа. Сразу же, 5 августа, генеральный директор РАО «НН» Александр Хлопонин направил соответствующие письма вице-премьеру В.Б.Христенко, зам.министра фининсов А.Л.Кудрину, первому зам.руководителя аппарата Правительства РФ С.А.Васильеву, зам. министра экономики РФ Э.С.Хабибулиной (исх. 5328). Все письма идентичны по содержанию: «Задержка с реализаций пилотного проекта создаст существенные трудности в работе АО «НН» в связи с необходимостью расходовать значительные средства на содержание передаваемых в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности из-за отсутствия государственного финансирования на эти цели... Задержка с началом реализации Проекта повлечет ухудшение на мировом рынке металлов позиций РАО «НН» — крупнейшего производителя никеля и меди в России.»

Видимо, не надеясь на положительную реакцию федеральных чиновников, генеральный директор РАО «НН» в уже упомянутом письме А.Лебедю от 14 августа просит губернатора края направить соответствующее письмо председателю Правительства РФ С.В.Кириенко. Хлопонин пишет Лебедю: «Ваше личное участие в ускорении завершения подготовительных мер по получению займа МБРР способствовало бы оперативному решению этой проблемы». В качестве комиссионных за лоббированию, как мне говорили, администрации края были обещаны 60 млн.рублей (в форме векселя).

24 августа — уже в другугю эпоху — получение письма и справки была зарегистрированы канцелярией губернатора края. За это время РАО «НН» перескочило в другую экономическую ситуацию (вариант 3 таблицы). Острая надобность в займе МБРР исчезла в связи с уменьшением (в валюте) себестоимости производства, но губернатор по-прежнему требует 60 млн. рублей (ему позарез необходимо рассчитаться с учителями края). И эти деньги после некоторых проволочек были (после того, как сам Лебедь приехал на поклон в Норильск) даны.

Что будет дальше? Лебедь как губернатор края перестанет представлять интерес для РАО «НН» только в случае мощного и стабильного подъема мировых цен на цветные металлы (или закупки продукции РАО «НН» федеральными властями по ценам выше нынешних мировых) и (или) резкого обвала рублевого курса доллара. Во всех остальных случаях без губернатора края программа переселения из Норильска не пойдет, а значит, прощай мечты о снижении себестоимости производства. Губернатору РАО «НН» также нужен как основной плательщик в бюджет края. Поэтому так или иначе на 90% стороны будут искать взаимопонимания (на 10% проблемы могут возникнуть в связи с амбициями губернатора).