Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Нурлан АБАЕВ

Республика Казахстан

в октябре 1998 года

1.    НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА

1.1.    События 7-8 октября 1998 года

В первую неделю октября в Казахстане произошли события, которые коренным образом изменили политическую ситуацию в республике. 30 сентября Президент РК Назарбаев выступил с инициативой проведения конституционной реформы, предполагающей значительную демократизацию политической системы республики: введение пропорционально-мажоритарной системы выборов в нижнюю палату парламента, наделение законодательного органа власти правом конституционной инициативы и т.д. Н. Назарбаев огласил свой план реформирования политической системы республики на совместном заседании двух палат парламента, во время которого депутаты неожиданно проявили строптивость и стали настаивать на проведение досрочных президентских выборов, аргументируя свои предложения тем, что Н. Назарбаев как лидер государства должен сам руководить реализацией программы «Стратегия-2030» (если следовать логики выступавших, то политическая карьера нынешнего Президента должна завершиться аккурат в его 90-летний юбилей). Нурсултан Назарбаев тогда не согласился с парламентариями, заявив, что «у нас есть дата выборов – 2000 год, и давайте не будем развивать эту тему, это моя настоятельная просьба».

Однако несмотря на твердую позицию Н. Назарбаева провести выборы главы государства в обозначенный референдумом 1995 года срок, многие наблюдатели отметили, что противоречия, возникшие между парламентариями и Президентом по поводу выборов руководителя страны, не вписывается в логику взаимоотношений Президента и законодательной власти. За все время своего существования нынешний состав парламента ни разу не выступил против законодательных инициатив Н. Назарбаева. Это давало основание предполагать, что дискуссия по поводу проведения досрочных выборов Президента инициирована самим Президентом, а потому далеко не закончена.

7 октября на совместном заседании палат парламента обсуждался проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», предложенный Н.Назарбаевым 30 сентября. Совершенно неожиданно депутат мажилиса Мухамет Копей зачитал обращение 88 парламентариев, в котором предлагалось отклонить президентский вариант конституционной реформы и рассмотреть проект, разработанный законодателями, предполагающий, в частности, увеличение срока президентского правления и мандата законодателя, а так же проведение досрочных президентских выборов. Практически единогласно депутаты отклонили президентский проект поправок к Конституции и приняли решение о создании согласительной комиссии, которая должна была согласовать президентский и парламентские проекты. Через несколько часов работа согласительной комиссии была закончена и парламент принял закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», а так же обращение к Президенту с просьбой о даче согласия на сокращение сроков полномочий главы государства, установленных на референдуме 29 апреля 1995 года. Проведение внеочередных выборов мотивировалось «необходимостью получения президентом поддержки народа в реализации широкомасштабных реформ», а также для «осуществления программы демократизации, начиная с главы государства». 8 октября, «после долгих и сложных раздумий», Н. Назарбаев дал согласие на проведение досрочных президентских выборов. В тот же день парламент определил дату внеочередных выборов главы государства – 10 января 1998 года.

В сообщениях официальной прессы, события 7-8 октября приобрели необходимый столь широкомасштабным изменениям драматизм. Вот как описывает ситуацию «противостояния двух ветвей власти» официальная «Казахстанская правда»: «Сложилась довольно напряженная обстановка, требующая либо компромисса, либо затягивания на неопределенное время словопрений… Явно наметилось противостояние ветвей власти. «Я не скрываю, вы меня поставили в очень тяжелое положение. Я этого не ожидал». Так Нурсултан Назарбаев отреагировал на решение совместного заседания палат парламента. Президент судя по всему, рассчитывал на честный и открытый разговор с парламентариями… «Эти семь дней, которые всколыхнули Казахстан, дались мне нелегко – признался глава государства перед депутатами. – Я пошел навстречу ряду ваших требований, исходя только из одной логики – реформы нам необходимы сегодня, а не в отдаленном будущем… Дальнейших уступок я допускать не намерен»» [[1]]. Президентская пресс-служба следующим образом отреагировала на предложение парламента провести досрочные выборы главы государства: Нурсултан Назарбаев «продемонстрировал неординарный поступок национального лидера, который, выдвинув инициативу дальнейшей демократизации общества, начал с себя».

1.1.1.    Правовые особенности конституционной реформы

Вот вкратце событийная канва конституционной реформы в Республике Казахстан. Какие же качественные изменения были внесены в Конституцию РК, что позволило Президенту РК заявить о «революционных преобразованиях» в политической системе республики?

Увеличен срок полномочий Президента и членов парламента: глава государства находится на своем посту в течение 7 лет (ранее 5 лет), член верхней палаты – 6 лет (ранее 4 года), мажилисмен – 5 лет (ранее 4 года). Отменена верхняя возрастная планка для государственного служащего, которая была равна 65 годам. То есть согласно новой редакции Конституции РК нынешний Президент, которому в 2006 году исполнится 66 лет, имеет право баллотироваться еще на один срок, так как кроме отмены возрастного ценза было отменено положение о ограничении пребывания на посту главы государства двумя сроками. Отменен допустимый минимум для электоральной активности на выборах Президента – выборы будут признаны состоявшимися, если в них примет участие хотя бы один избиратель.

Внесены изменения в избирательную систему по выборам законодательной власти республики. Выборы мажилиса в 1999 году будут проводится по пропорционально-мажоритарной системе: «Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории общенационального избирательного округа». Барьер для политических партий и общественных объединений, имеющих право участвовать в парламентских выборах, установлен в размере 7% голосов.

Парламент получает право конституционной инициативы в том случае, если за парламентский проект проголосует 4/5 от всего депутатского корпуса. Президент должен подписать парламентский проект поправок к Конституции или вынести его на республиканский референдум. Также Президент сделал частичную уступку в вопросе выборов глав местных администраций, дав принципиальное согласие на избрание акимов районов или городов: в новой редакции Конституции записано, что «акимы иных административно-территориальных образований назначаются или избираются в должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан».

Более-менее тщательный анализ поправок к Конституции показывает, что новая редакция Основного Закона РК не способствует демократизации политической системы, а скорее приводит к закреплению единоличной власти одного человека, в данном случае Нурсултана Назарбаева. Увеличение срока президентского правления, отмена 65-летнего порога возрастного ценза и ограничения на пребывание на посту главы государства двумя сроками, исключение нормы о необходимости участия 50% избирателей в выборах Президента дает возможность Н.Назарбаеву сохранять статус-кво в течение сколь угодно длительного срока.

Более того, как отмечают независимые юристы, поправки к Конституции дают возможность вообще фактически отменить выборы главы государства. Ранее, согласно ст.48 Конституции РК, в случае досрочного прекращения полномочий действующего Президента «наследник» должен был провести выборы в двухмесячный срок с момента перехода к нему полномочий Президента. Теперь такой нормы нет, и и.о. главы государства имеет право занимать этот пост до 7 лет при условии, если примет присягу в течение месяца со дня ухода предшественника. Ранее и.о. главы государства не мог распустить парламент и прекращать полномочия правительства. Согласно поправкам к Конституции он имеет такие полномочия. Единственное ограничение для «наследника» — отсутствие права инициировать изменения и дополнения в Конституцию, но как показал опыт последних дней, это прекрасно может сделать «ручной» парламент.

Кроме того, глава государства, избранный 10 января 1998 года (мало кто сомневается, что им будет Н. Назарбаев), фактически избирается не на семь лет, а на восемь, так как согласно поправке к 94-ой статьи к Конституции РК, Президент, избранный в результате досрочных выборов, «осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря», то есть в декабре 2006 года.

В результате конституционной реформы не были внесены изменения в Указ Президента «О выборах в Республике Казахстан», который в значительной степени ограничивает возможность оппозиции на равных с действующей властью участвовать в выборах Президента и парламента. В частности, осталось положение, согласно которому кандидат в Президенты может быть зарегистрирован только в случае внесения денежного взноса «из личных средств», равный $30 тысячам (кандидат в члены парламента должен заплатить из своего кармана $3 тысячи), а так же не имеет права участвовать в выборах любого уровня лицо, которое в течение года было подвернуто административной ответственности. Кроме того, согласно Указу «О выборах в Республике Казахстан», избирательные комиссии формируются под контролем глав администраций, которые в свою очередь назначаются Президентом, что дает возможность властям всегда обеспечивать необходимый результат.

Что касается предоставления 10 мест в парламенте для политических партий, то это не более, чем уступка, не имеющая серьезных последствий для правящей элиты. Сохранение действующих правил игры в ходе выборов любого уровня дает возможность утверждать, что дополнительные мандаты получат представители пропрезидентских партий – Партия народного возрождения, Демократическая партия, Либеральная партия и т.д., — в зависимости от степени лояльности к действующему Президенту.

В пользу того, что 7-8 октября был разыгран спектакль, под названием «Ограничение срока полномочий действующего Президента», автором которого было окружение Н.Назарбаева, говорят серьезные процедурные нарушения, допущенные в ходе принятия поправок к действующей Конституции. Во-первых, согласно ранее действующей Конституции, с инициативой изменения Основного Закона мог выступать только Президент. Однако дополнения и изменения в Конституцию, предложенные депутатами, не только по смыслу выходят за рамки президентского проекта, но и противоположны ему концептуально, что нарушает ст. 53 и 91 Конституции РК.

Во-вторых, в Конституции РК до внесения в нее изменений существовала ст.94, согласно которой Президент осуществляет свои обязанности до окончания срока, установленного референдумом. Отменить это положение может только новый референдум либо досрочный уход Президента в отставку. Таким образом парламент фактически отменил решение референдума 29 апреля 1995 года, обладающего, согласно Конституции, «самостоятельной и высшей юридической силой».

Кроме того, п.1 ст.48 гласит о том, что срок полномочий Президента может быть сокращен только в случае отставки, отрешения от должности или смерти. Парламент безусловно превысил свои полномочия и Президент, как гарант Конституции, имел полное право отклонить решение парламента о сокращении его полномочий и обратиться в Конституционный Совет за защитой. Апелляции в Конституционный Совет не последовало, что позволяет сделать вывод, что решение законодателей вполне устраивало Президента.

1.1.2.    Причина назначения досрочных выборов Президента РК

Как считают многие независимые наблюдатели, решение о проведении досрочных президентских выборах было принято правящей элитой еще весной этого года, однако для ее реализации был необходим соответствующий политический антураж, который и был создан в результате «конституционных инициатив» парламента, в результате чего Президент, давая согласие на «ограничение» срока своих полномочий, действовал как бы не от своего лица, а покорясь воле народа.

Нужно заметить, что формирование видимости пассивности своей политической воли в период принятия важных политических решений, является отличительной чертой поведения Н.Назарбаева. Можно вспомнить, что в 1994 году, принимая решение о роспуске Верховного Совета, Президент Казахстана руководствовался «инициативой снизу» местных законодательных органов власти, повсеместно объявлявших о самороспуске. В 1995 году, во второй раз распуская парламент республики, Н.Назарбаев отталкивался от решения Конституционного Суда, который признал выборы в Верховный Совет, состоявшиеся осенью 1994 года, незаконными в связи с тем, что были обнаружены значительные нарушения законодательства после проверки хода голосования по одному из избирательных округов на основании заявления кандидата на пост депутата Верховного Совета Татьяны Квятковской. И в том, и в другом случае, приняв «сложное» решение «после долгих раздумий», Н.Назарбаев укреплял свои позиции, постепенно концентрируя все рычаги власти в своих руках и вытесняя оппозицию на периферию политического пространства. Поэтому «ограничение срока полномочий» Президента без сомнения было инициировано президентской команды, целью которой — облегчить победу Назарбаева на выборах главы государства.

Можно выделить несколько причин, которые привели именно к такому развитию событий. Первое – назревающий бюджетный кризис, обострение которого эксперты ждут в начале следующего года в связи с необходимостью платить по внешним долгам в условиях жесточайшего финансового кризиса в Юго-Восточной Азии и России, который с большой долей вероятности должен отразиться и на состоянии казахстанской экономики. Проведение выборов Президента в 2000 году в неблагоприятных социально-экономических условиях делают обеспечение победы Н.Назарбаева более сложным и ресурсно-затратным мероприятием.

Второе – проведение выборов Президента в 1999 году позволяет минимизировать внешний, в первую очередь, российский фактор. Есть основания полагать, что Н.Назарбаев опасается смены руководства РФ после выборов 2000 года, в результате которых к власти могут прийти политики, ориентированные на более жесткую защиту интересов России на пространстве СНГ. Однако на сегодняшний день российская политическая и экономическая элита, занятая решением внутренних проблем, вызванных политическим и экономическим кризисом, вряд ли вмешается в ход президентской кампании в Казахстане. В окружении Президента РФ действует довольно влиятельное проназарбаевское лобби, представленное начальником Правового управления Администрации Президента РФ Руслана Орехова и, по некоторым данным, Борисом Березовским, курирующим политику России в отношении стран СНГ. Последняя встреча Б.Ельцина и Н.Назарбаева в Астане 11 октября, в результате которой Президент РК был награжден высшим российским государственным орденом Андрея Первозванного, по некоторым данным была проведена вопреки рекомендации врачей по настоянию влиятельных сил в России, заинтересованных в победе Н.Назарбаева в предстоящих президентских выборах. Получив награду из рук Президента РФ, Н.Назарбаев, с одной стороны, фактически приобрел гарантии того, что Россия не будет вмешиваться в ход президентских выборов в Казахстане, а с другой стороны, получил возможность манипулировать настроениями русскоязычного электората, выступая в роли политика, ориентированного на Россию.

Третье – проведением досрочных выборов Н.Назарбаев обеспечивает себе легитимность в глазах мирового сообщества, а также лишает оппозицию главного пропагандистского козыря – обвинения в нелегитимности его власти в связи с несоответствием решения и проведения референдума о продлении его полномочий до конца 2000 года действовавшей тогда Конституции, принятой в 1993 году (референдум о продлении полномочий прошел 29 апреля 1995 года, а референдум по принятию новой Конституции РК 25 августа 1995 года).

Четвертое – назначение досрочных президентских выборов дает Н. Назарбаеву большую фору в ходе избирательной кампании, так как потенциальные соперники Президента оказались неготовыми к такому развитию событий и не имеют времени и ресурсов для раскрутки в ходе скоротечной кампании по выборам главы государства. Кроме того, назначение выборов президента в январе позволяет сократить количество потенциальных претендентов на пост Президента РК: в выборах не сможет принять участие один из наиболее непримиримых критиков назарбаевского режима - лидер движения «Азамат» Галымжан Абильсиитов, поскольку в декабре прошлого года он был привлечен к административной ответственности за организацию и проведение несанкционированного митинга.

Пятое – выборы Президента РК пройдут раньше выборов в парламент, участие в которых оппозиция считала ключом к победе своего кандидата на президентских выборах. Предполагалось, что в ходе парламентских выборов оппозиция приобретет опыт проведения избирательных кампаний, а победа одного или нескольких кандидатов от оппозиции позволяла накапливать политический капитал за счет парламентской деятельности и создать необходимый плацдарм для дальнейшей борьбы за власть.

2.    НАЧАЛО ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

2.1.    Кампания Н.Назарбаева

Значимым моментом для Н. Назарбаева должно было стать обеспечение видимости альтернативности в ходе выборов. Судя по последним внешнеполитическим шагам Президента Казахстана, Н.Назарбаев намерен сделать ставку на экономическое сотрудничество с США, однако для этого необходима демонстрация приверженности демократическим процедурам, что для лидеров центрально-азиатских стран не является нормой поведения. Представитель Госдепартамента США Джеймс Фоули недвусмысленно заявил о том, что США ожидает от Н.Назарбаева проведения выборов Президента в соответствии с нормами международного права. «Мы ожидаем, что президент Назарбаев и правительство Казахстана смогут разумным образом продемонстрировать мировой общественности, что подготовка к внеочередным выборам пройдет в соответствии и с требованиями ОБСЕ, и что результаты президентских выборов оправдают ожидания мировой и национальной общественности».

Н.Назарбаев фактически не имеет опыта предвыборной борьбы – выборы Президента в 1991 году в полном смысле этого слова выборами назвать нельзя, так как они были проведены на безальтернативной основе, благодаря чему Н. Назарбаев получил 98,77% голосов. Однако в 1998 году ожидать того, ни один из кандидатов не решится вступить в борьбу с действующим Президентом, не приходится, а реализация модели выборов 1991 года, когда у единственного соперника Н.Назарбаева Х.Кож-Ахмета в результате акции правоохранительных органов исчезли все подписи, собранные в его поддержку, не вызовет одобрения у западных стран, в чьей поддержке сейчас нуждается Казахстан.

По всей видимости команда Н.Назарбаева будет стремится реализовать вариант, когда в качестве соперников действующего Президента выступят одна или несколько подставных фигур, не имеющих массовой поддержки в обществе, а так же будет дана возможность зарегистрироваться одному из представителей оппозиции, чей электоральный потенциал не представляется опасным для Н.Назарбаева (на эту роль больше всего подходит руководитель Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин). На фоне своих малозначительных соперников Н.Назарбаев должен выглядеть как политик международного масштаба, чей авторитет внутри страны и за ее пределами непререкаем. С другой стороны, команда Н. Назарбаева делает все возможное для того, чтобы не допустить к выборам наиболее серьезного соперника действующего Президента А.Кажегельдина, используя для этого административные рычаги влияния (подробнее об взаимоотношениях А.Кажегельдина и команды Н. Назарбаева см. ниже).

Стратегия ведения избирательной кампании Н.Назарбаева достаточно бесхитростная, что в общем-то типично для руководителей авторитарного типа, предпочитающих использовать не избирательные технологии, а административные методы воздействия на массы (хотя, по некоторым данным, в команде Н.Назарбаева работает ряд российских имиджмейкеров, в частности бывший руководитель Аналитического центра при Администрации Президента РФ Марк Урнов и глава консалтинговой фирмы «PR-центр» Ефим Островский).

Задачей команды Президента на первом этапе стало формирование в обществе атмосферы ожидания, когда Н.Назарбаев заявит о своем намерении выставить свою кандидатуру на выборах Президента. Формально инициаторами выдвижения Н.Назарбаева стали общественно-политические объединения пропрезидентской ориентации, которые словно соревновались между собой за право представлять интересы действующего Президента. Но Н.Назарбаев сознательно сделал паузу и до 20 октября отказывался отвечать на вопрос, намерен ли он баллотироваться на выборах Президента, хотя ответ был совершенно ясен

В течение недели после объявления даты выборов Президента прошли «стихийные» митинги и собрания в трудовых коллективах, на которых принимались обращения к Н.Назарбаеву с просьбой выставить свою кандидатуру на пост главы государства. Официозная «Казахстанская правда» была заполнена заголовками следующего содержания: «Ветеранам не безразлично, кто займет президентский пост», «У штурвала большого корабля должен оставаться тот же капитан», «Путь в будущее немыслим без автора реформ», «Спортсмены за Назарбаева», «Металлурги поддерживают Президента» и т.д. Все это создавало необходимую видимость атмосферы единства, подъема и энтузиазма, характерную для пропаганды советского образца.

Своеобразным слоганом избирательной кампании Н.Назарбаева могла бы стать пословица «Коней на переправе не меняют», так как рефреном выступлений в поддержку действующего Президента стало утверждение, что Н.Назарбаев является гарантом стабильного и бесконфликтного развития Казахстана, творцом независимого Казахстана, которому необходимо дать возможность довести свое дело до конца. «Благодаря Президенту Н.Назарбаеву за эти годы мы многое сумели решить, и мы видим, что он на правильном пути. Он возглавил наше государство в этот трудный период и, начав реформы, фактически осуществил плавный и мирный переход из одной общественно-экономической формации в другую. Мы должны уже осознать, что мы живем в другом обществе. Наш «новый дом» только строится и, конечно, он пока имеет неприглядный вид. Только архитектору ведомо, каким он будет после завершения строительства. Так позволим же главному архитектору нашего общества в лице Президента Н.Назарбаева достроить наш общий дом. Верю, что только он приведет нас к процветанию страны и благополучию каждой отдельно взятой семьи» [[2]].

20 октября Н.Назарбаев выступил с заявлением о том, что «решил баллотироваться кандидатом в президенты на предстоящих 10 января 1998 года выборах». Согласно заявлению решение было принято после того, как Н.Назарбаев убедился в широкой поддержке со стороны масс. «Я принял это решение, потому что побывал в некоторых регионах Казахстана, встречался с рабочими, инженерами, студентами, ветеранами. На сегодняшний день мною получено около миллиона телеграмм и просьб граждан Казахстана, принятых на прошедших митингах и собраниях».

Н.Назарбаев в своем заявлении фактически озвучил предвыборную программу, которая заключается в адресной поддержке различных слоев населения республики: пенсионерам было обещано следующий год объявить Годом ветеранов, «чтобы обратить внимание всей нации, всех казахстанцев на их жизнь, быт, не оставить их в одиночестве, оказать им помощь»; женщинам было обещано создание женского банка, а молодежи – предоставление возможности участвовать в управлении государством [[3]].

В целом заявление Н. Назарбаева не производит впечатления цельного яркого выступления кандидата в главы президента и носит скорее характер речи крупного руководителя перед своим коллективом на отчетно-перевыборной конференции. Фактически Н.Назарбаев дал понять, что не считает необходимым уделять активное внимание своей избирательной кампании, достаточно пренебрежительно отозвавшись о самом механизме предвыборной агитации. «Я не считаю необходимым перед вами клясться и рассказывать какие-то небылицы. Вы меня знаете не один год.. Я даже не считаю необходимым мотаться по всей стране, выступать перед вами в коллективах. Я сейчас занят тем, чтобы выполнить обещанное: обеспечить нормальную зимовку людей; выкупить хлеб у крестьян; учителям, врачам выплатить заработную плату; поднять пенсии низкооплачиваемым пенсионерам» [[4]].

Такая позиция с одной стороны достаточно выигрышная, так как позволяет продемонстрировать свою силу и уверенность в победе. Однако игнорирование избирательных технологий и непосредственного контакта с народом в условиях жесткого противостояния оппозиции и действующей власти может привести к неприятным последствиям для правящей элиты, которая похоже рассчитывает, что контроль за избирательным процессом полностью обеспечивает необходимый результат. В целом на сегодняшний день можно говорить, что команда Н.Назарбаева проигрывает информационную войну оппозиции.

2.2.    Оппозиция

Для оппозиции решение о досрочных выборах Президента стало достаточно неожиданным. 2 октября представители оппозиционных партий и движений провели собрание движения «За честные выборы», на котором в целом одобрили предложения Президента по демократизации политической системы. Однако объявление досрочных выборов главы государства вызвало резкое негодование и протесты со стороны практически всех известных оппозиционеров, которые, тем не менее, отказались от тактики бойкота президентских выборов, а приступили к своей избирательной кампании, основанной скорее не на продвижении собственного кандидата, а на критике действующей власти. Причем на ведущие позиции в среде оппонентов действующего Президента уже на первом этапе избирательной кампании выдвинулся бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин.

2.3.    Избирательная кампания А. Кажегельдина

Бывший глава кабинета министров РК в течение почти года вел сложную игру с Н.Назарбаевым, целью которой было возвращение А.Кажегельдина во власть. По некоторым данным, сценарий «мягкого» вхождения А.Кажегельдина во властные структуры не был реализован из-за противодействия членов семьи Н.Назарбаева, опасавшихся, что бывший премьер-министр претендует на роль «наследника» действующего Президента. Н.Назарбаев, считая А.Кажегельдина достаточно опасным соперником, стремился сохранить бывшего премьер-министра в зоне своего влияния. Однако решение провести досрочные выборы главы государства в январе 1999 года и изменение Конституции в пользу Н.Назарбаева для А.Кажегельдина означало, что в действующей политической системе для него места нет: правящая элита не была заинтересована в возращении А.Кажегельдина во власть, а его шансы победить на президентских выборах при сохранении существующих правил игры фактически равняются нулю.

В этих условиях А.Кажегельдин избрал наверное наиболее эффективную стратегию ведения своей избирательной кампании: объявить себя личным противником Н.Назарбаева и развернуть жесткое, «на грани фола», противостояние политическому курсу действующего Президента. В рамках этой стратегии уже в прошедшем месяце наметились следующие направления борьбы с Н.Назарбаевым:

формирование пакета программных документов, в которых проводится идея о необходимости демократических преобразований;

формирование у избирателей представления, что только А.Кажегельдин может победить действующего Президента в честной борьбе, а его поражение будет обусловлено фальсификацией результатов голосования;

резкая критика недемократических норм действующего избирательного законодательства, нагнетание страстей по поводу неизбежных фальсификаций, которые только и могут помешать триумфу А.Кажегельдина, требования внести изменения в избирательную систему до выборов или перенести срок выборов, апелляция по этому поводу к правительствам заинтересованных стран и международным организациям;

призыв к избирателям – «не обязательно голосовать за меня, но голосовать обязательно»;

оглашение намерения организовать независимое наблюдение за числом действительно проголосовавших и обнародовать результаты о масштабах фальсификаций.

Используя этот сценарий А.Кажегельдин, во-первых, консолидирует оппозицию и всех недовольных политикой действующего Президента вокруг своей фигуры. Причем оппозиция до последнего времени достаточно настороженно относилась к бывшему премьер-министру, возлагая на него ответственность за проведение приватизации на территории Казахстана, в результате чего более 90% промышленности было передано иностранным компаниям, однако настоящими владельцами которых, по большей части, являются крупные чиновники РК. Однако неправомерно жесткие действия властей по отношению к А.Кажегельдину, а также массовая информационная кампания, развернутая в казахстанских и российских СМИ, фактически сделала бывшего премьер-министра, «казахского Чубайса» (как его называют в некоторых республиканских СМИ) знаменем оппозиции.

Во-вторых, используя тактику прямого оппонирования Н.Назарбаеву, А.Кажегельдин вынуждает президентскую команду играть не на своем поле. Н.Назарбаев известен приверженностью к закулисным решениям сложных вопросов, а потому не привык открыто полемизировать со своими противниками. Поэтому для команды Президента единственным способом решения «проблемы А.Кажегельдина» остается использование административных методов воздействия на оппонента Н.Назарбаева, а это дает возможность А.Кажегельдину, опираясь на свои информационные ресурсы и связи в международных кругах, еще больше нагнетать атмосферу вокруг президентских выборов. Рискну предположить, что сам А.Кажегельдин, понимая бесперспективность соперничества с Н.Назарбаевым на электоральном поле, и не стремится стать кандидатом в Президенты, провоцируя правящую элиту избрать тактику прямого давления на оппозицию и таким образом привлечь внимание международных правозащитных организаций к выборам в Казахстане.

И в-третьих, в том случае если А.Кажегельдин примет участие в выборах Президента в качестве кандидата на высший государственный пост, он будет фактически застрахован от неизбежного поражения, так как информационная кампания по дискредитации избирательной системы в Казахстане, по замыслу ее организаторов, должна принести свои плоды.

А.Кажегельдин достаточно эффективно использует имеющийся в его распоряжении информационный ресурс в виде ряда казахстанских печатных изданий – «XXI век», «Ярмарка», «Начнем с понедельника», «451 по Фаренгейту», астанинский «Центр», актюбинская «Провинция», «Регион – Центр» в Таразе (бывший Джамбул), частично «Время по Гринвичу» -, а также ряда российских изданий. В отличии от официозных изданий, предпочитающих уделять минимум внимания предстоящим выборам, печатные органы, ориентированные на А.Кажегельдина, большую часть своих материалов посвящают уже развернувшейся кампании по выборам Президента, представляя правящую элиту в самом невыгодном свете. Попытки властей чисто административными мерами обеспечить лояльность казахстанских СМИ – отказ типографий печатать оппозиционные газеты, претензии налоговых органов к прокажегельдинским изданиям и т.д., — пока не приносят положительного результата, так как издания заключают контракты с типографиями в Киргизии и России.

Помощь А.Кажегельдину в его избирательной кампании оказывает несколько известных российских консалтинговых структур – «Индем» Г.Сатарова, «Центр политических технологий» И.Бунина, «Никколо М» Е.Егоровой.

То что избранная А.Кажегельдиным стратегия ведения избирательной кампании приносит свои плоды говорят результаты октябрьского социологического опроса, проведенного в Алмате Ассоциацией социологов и политологов: если ранее рейтинг А.Кажегельдина не превышал 10%, то в октябре за него высказало желание проголосовать 21,5% от числа опрошенных [[5]].

События, связанные фигурой А. Кажегельдина, в октябре развивались следующим образом. Сразу же после объявления о проведении 10 января 1998 года досрочных выборов Президента РК, А.Кажегельдин выступил с заявлением:

«С глубочайшим сожалением отмечаю, что объявление Нурсултаном Назарбаевым так называемой демократизации политической системы Казахстана, сведшееся к назначению досрочных выборов, является прикрытием курса на введение в стране режима диктатуры и фактическое обеспечение пожизненной личной власти. Об этом свидетельствует, в частности, ничтожность поправок к Конституции, принятых парламентом Республики несмотря на протесты общественности, увеличение срока президентских полномочий с пяти до семи лет, снятие возрастных ограничений для поста Президента <…>

Все перечисленное означает нелегитимное продление нелегитимных полномочий Назарбаева.

Такое развитие событий лишь усугубит неправовой характер власти, приведет к потере репутации Казахстана в мировом сообществе, еще более осложнит тяжелое социально-экономическое положение страны, создаст условия для усиления общественного протеста. Народ Казахстана и мировое общественное мнение нельзя обманывать до бесконечности <...>

В связи с вышеперечисленным слагаю с себя обязанности Советника Президента РК.

По поводу моего участия в выборах в качестве кандидата я намерен обратиться к народу Казахстана с соответствующим заявлением в ближайшее время» [[6]].

На 14 октября командой А.Кажегельдина была запланирована пресс-конференция, на которой бывший премьер-министр должен был сообщить о своем намерении выставить свою кандидатуру на выборах Президента. Однако накануне произошли события, которые и стали фактически началом открытого противостояния А.Кажегельдина и команды Н.Назарбаева. По некоторым данным 12 октября состоялась встреча Н.Назарбаева и А.Кажегельдина, во время которой обсуждались условия, на которых последний мог бы отказаться от участия в избирательной кампании, однако обе стороны не пришли к взаимовыгодному результату.

Утром 14 октября пресс-служба А.Кажегельдина распространила сообщение о покушении на бывшего премьер-министра, которое произошло вечером предыдущего дня в пригородном хозяйстве «Панфиловское» близ Алматы, где А.Кажегельдин занимался конным спортом. По словам А.Кажегельдина, в него были произведены два выстрела с дальнего расстояния после того, как он вышел из конюшни. По мнению бывшего премьер-министра, покушавшиеся не собирались его убить, а скорее намеревались напугать, что позволило ему сделать вывод, что покушение было организовано казахстанскими спецслужбами для того, чтобы заставить его выйти из игры. В свою очередь Комитет национальной безопасности (КНБ) поставил под сомнение версию А.Кажегельдина, указав, что недалеко от «Панфиловского» находятся дачи, чьи хозяева часто развлекаются с огнестрельным оружием. В пресс-релизе, выпущенным КНБ, содержалась достаточно оскорбительная для А.Кажегельдина формулировка о «двух хлопках, похожих на выстрел», которые услышал потерпевший.

Трудно сказать, кто было ли реально «покушение» на А.Кажегельдина или согласно версии КНБ это была инсценировка команды бывшего премьер-министра, однако необходимо заметить, что А.Кажегельдин использовал это эпизод очень эффективно, сформировав образ гонимого и преследуемого властями.

В этот же день в доме А.Кажегельдина был произведен обыск, а ему наряду с несколькими активными деятелями оппозиции (П.Своик, И.Савостина, М.Елеусизов, Д.Кушим) было предъявлено обвинение в участии в собрании незарегистрированного в Министерстве юстиции движения «За честные выборы». Имелось ввиду собрание 2 октября 1998 года на котором А.Кажегельдин выступил с обращением к депутатам парламента, а также высказал намерение вступить в эту организацию. Интересно, что впоследствии прокажегельдинские СМИ утверждали, что 2 октября проходила учредительная конференция движения «За честные выборы». Это не соответствует действительности, так как учредительная конференция движения прошла месяцем раньше, а участие в работе незарегистрированной организации согласно казахстанским законам действительно является правонарушением, о чем не могли не знать адвокаты А.Кажегельдина.

Запланированная на 14 октября пресс-конференция А.Кажегельдина в кинотеатре «Арман», на которой он должен был выступить с заявлением о намерении принять участие в президентских выборах, была отменена «по причина отсутствия света». А.Кажегельдин был вынужден провести пресс-конференцию в своей квартире, на которую собрались специально отобранные журналисты из казахстанских и российских СМИ. После пресс-конференции пресс-служба А.Кажегельдина распространила заявление кандидата в Президента РК:

Дорогие соотечественники! Я принял решение выдвинуть свою кандидатуру в Президенты. Призываю вас прийти 10 января на избирательные участки и поддержать меня, отдать мне свой голос.

Я иду на выборы, потому что не могу мириться с обнищанием народа, растущей безработицей и опасностью грядущей катастрофы <…>

Я иду на выборы для того, чтобы отныне и всегда судьбу страны решал не один человек, а весь многонациональный Казахстан, в котором представители всех народов будут иметь равные права и возможности. Казахстан, из которого никто более не захочет уезжать навсегда.

Я иду на выборы, потому что вижу угрозу национальному единству Казахстана и угрозу единства самих казахов.

Я иду на выборы, несмотря на то, что у нас в стране стало трудно и страшно говорить людям правду <…>

Моя цель – не дать обмануть народ Казахстана и довести до него правду.

Моя цель – объединить все оппозиционные силы и превратить новый предвыборный блок в реальную политическую силу, которая и после выборов будет играть важнейшую роль в жизни страны.

Моя цель – показать всему миру истинное лицо действующего режима. Он и сам не сможет более долго скрывать свое лицо.

Моя цель – сорвать пошлый фарс, который власти намерены устроить 10 января 1998 года.

Моя цель – добиться честных выборов и победить на этих выборах во имя народа Казахстана. Призываю всех честных людей помочь мне».

16 октября первый заместитель Комитета национальной безопасности А.Мусаев провел пресс-конференцию, на которой обвинил бывшего премьер-министра в «коррупционных правонарушениях». По словам одного из руководителей казахстанских спецслужб, международные правоохранительные органы располагают достаточными данными и доказательствами того, что Акежан Кажегельдин причастен к финансовым махинациям по отмыванию денег, незаконно полученных в Казахстане. Как сообщил А.Мусаев, бельгийские спецслужбы передали своим казахстанским коллегам информацию о том, что А.Кажегельдин имеет в Бельгии холдинговую компанию, оформленную на его жену, участок земли и недостроенную виллу на общую сумму в размере 4,5 миллионов долларов. Помимо холдинговой компании, А.Кажегельдиным были организованы еще две дочерние фирмы, которые находятся в Голландии. Значительная часть денег на приобретение недвижимости поступала из Швейцарии, остальная из Великобритании, где семья Кажегельдиных имеет банковские счета. Как сообщил А.Мусаев, сумма общего состояния казахстанского премьер-министра оценивается в 6 миллионов долларов.

Заместитель председателя КНБ дал свою оценку последним политическим событиям с участием А.Кажегельдина, заявив, что активность бывшего премьер-министра в политике – это попытка отвлечь внимание общественности от расследований КНБ по коррупции. Фактически А.Мусаев дал понять, что считает заявление А.Кажегельдина о покушении на его жизнь и участие в работе незарегистрированного политического движения «За честные выборы» политическими провокациями. «Все время идет информация о том, что его преследуют, пытаются зажать, подмять, в частности он в бронежилете давал интервью. А на самом деле простые вопросы, которые вы мне здесь задаете, ему трудно задать<…> Немножко педагог, немножко экономист, немножко чекист, а в целом второй Дима Якубовский получается у нас» [[7]].

В этот же день газета «Новое поколение» сообщила. что А.Кажегельдин заявил о снятии своей кандидатуры на выборах Президента РК в связи с тем, что бельгийская жандармерия передала казахстанской стороне сведения финансовой деятельности и собственности в Бельгийском Королевстве бывшего премьер-министра [[8]].

Попытка президентской стороны обвинить А.Кажегельдина в коррупции могла быть достаточно продуктивной, если бы не была совершена столь неумело и неуклюже. В СМИ Казахстана неоднократно проходила информация о том, что с именем А.Кажегельдина связано множество приватизационных скандалов, однако никаких серьезных расследований по этому поводу не предпринималось. Причина в том, что «чемодан с компроматом» на А.Кажегельдина общий с Президентом и большинством высокопоставленных чиновников, поэтому президентская стороны в принципе не заинтересована в концентрации внимания на этой стороне деятельности бывшего премьер-министра. Что касается заявления А.Мусаева, то он не представил никаких весомых доказательств своих слов и фактически дал понять, что правоохранительные органы не намерены возбуждать уголовное дело по фактам, изложенным на пресс-конференции. Кроме того, на фоне слухов о том, что Н.Назарбаев входит в число богатейших людей мира и имеет роскошную виллу на Лазурном берегу во Франции (эта информация была опубликована в сентябре в одном из западных изданий, вызвала широкий резонанс в казахстанском обществе, но была проигнорирована Президентом), сообщение о том, что А.Кажегельдин (в прошлом и настоящем преуспевающий бизнесмен) имеет собственность в Бельгии, вряд ли могла вызвать удивление и возмущение.

Сам А.Кажегельдин оперативно отреагировал на обвинение в коррупции, обнародовав через подконтрольные ему СМИ сертификат, выданный ему бельгийскими властями, который подтверждал, что бывший премьер-министр не имеет собственности на территории Бельгии. Кроме того, кандидат в Президенты выступил с заявлением в котором сообщил, что против газеты «Новое поколение» будет возбужден судебный иск о возмещении причиненного морального ущерба в размере 100 миллионов долларов, а также предложил всем претендентам на пост Президента обнародовать декларацию о своих доходах. «Я готов продекларировать свою собственность и собственность всех членов моей семьи перед избирателями при условии, что так же поступят все претенденты на пост Президента Республики Казахстан, включая и Нурсултана Назарбаева». Характерно, что власти никак не отреагировали на заявление А.Кажегельдина, тем самым оставив поле битвы за бывшим премьер-министром.

15 октября Медеуский суд Алматы под председательством судьи Е.Тотыбай-Теги в отсутствии ответчика признал А.Кажегельдина виновным в совершении административного правонарушения и обязал его выплатить штраф в размере 10 минимальных расчетных показателей – 6500 тенге (около 80 долларов). Таким образом, по действующему законодательству А.Кажегельдин не имеет права участвовать в президентских выборах. Остальные участники дела о незаконном собрании движения «За честные выборы» были осуждены на судебном заседании 15 октября. Однако представители А.Кажегельдина заявили, что намерены опротестовать решение суда и направили жалобу в Алматинский городской суд, который почему-то переадресовал ее в тот же Медеуский суд. 27 октября Медеуский суд под председательством все того же судьи Е. Тотыбай-Теги оставил свое решение в силе и направил протокол о неявке без уважительной причины А. Кажегельдина в суд 15, 24 и 27 октября [[9]].

В первой половине ноября должно состояться заседание Верховного суда РК, на котором будет определена судьба А.Кажегельдина. Сам бывший премьер-министр уже дал понять, что в том случае, если решение суда будет неблагоприятным, он поддержит на выборах единственного оставшегося представителя оппозиции лидера коммунистов Серикболсын Абдильдина. В свою очередь начале ноября пресс-секретарь Президента А.Бисенбаев дал понять, что решение Медеуского суда может быть отменено в том случае, если А.Кажегельдин проявит уважение к суду и лично явится на заседание Верховного Суда.

2.4.    Другие

Деятельность оппозиции в обозреваемый период в той или иной степени связана с именем Акежана Кажегельдина, появление которого в стане противников Н.Назарбаева заметно активизировало процесс формирования единого оппозиционного движения. Представителем А.Кажегельдина в среде оппозиции стал известный политик, один из лидеров движения «Азамат» Петр Своик.

Частично способствовали сближению оппозиции с А.Кажегельдиным действия властей, которые наряду с бывшим премьер-министром привлекли к административной ответственности ряд активистов оппозиционного движения за участие в работе незарегистрированного движения «За честные выборы» – лидер националистической партии «Жекстосан» Д.Кушим был оштрафован на 80 долларов, а П.Своик, лидер движения пенсионеров «Поколение» Ирина Савостина и председатель экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов кроме денежного взыскания были арестованы на трое суток. Сам П. Своик по этому поводу заявил, что в другой ситуации пенсионеры ни за что не голосовали бы за Кажегельдина, так как «они помнят премьера Кажегельдина», то теперь, после такого отношения к И.Савостиной, «безусловно пенсионеры будут поддерживать кандидатуру экс-премьера…. Тот, кто руководит этим наверху явно действует на нашей стороне, потому что своими действиями они фактически объединяют оппозицию. Они меня толкают в объятия Кажегельдина» [[10]]. Отсутствие идеологической близости А.Кажегельдина и оппозиции компенсируется позицией «товарищей по несчастью». Кроме того, бывший премьер-министр оказывает финансовую поддержку оппонентам Н.Назарбаева и дает возможность оппозиции высказывать свое мнение со страниц подконтрольных ему СМИ. Однако ряд деятелей оппозиции не спешат связывать однозначно свое имя с бывшим премьер-министром, опасаясь, что тот «задушит их в своих объятиях». Один из лидеров движения «Азамат» Г.Абильсиитов в конце октября заявил, что оппозиция не поддерживает А.Кажегельдина, однако будут вынуждена призвать голосовать за него в том случае, если ни один из оппозиционных кандидатов не будет зарегистрирован [[11]].

Характерно, что после начала избирательной кампании ряд деятелей оппозиции заявили о своем намерении участвовать в президентских выборах, оговорив свое участие ситуацией безальтернативных выборов. Один из наиболее уважаемых в республике оппозиционных политиков, сын известного писателя Мухтар Ауэзов в частности заявил, что «альтернативность должна быть всегда, тем более когда речь идет о выборах Президента. …Если же принцип альтернативности соблюден не будет, то я готов выдвинуть свою кандидатуру в президенты РК» [[12]]. Однако через несколько дней М.Ауэзов сообщил, что прекращает политическую деятельность и будет заниматься творческим наследием своего отца. О своем намерении стать кандидатом в Президенты заявил известный публицист, журналист газеты «Аргументы и факты» Сейдахмет Куттыкамад, но уже в конце месяца отказался от своего решения в связи с бесперспективностью участия в выборах. По словам С.Куттыкамада, он намерен использовать финансовые средства, которые вынужден был бы потратить на избирательную кампанию, для создания новой политической партии, которая примет участие в парламентских выборах.

Фактически единственным кандидатом от оппозиции стал лидер казахстанских коммунистов 61-летний Серикболсын Абдильдин. Решение о выдвижении было принято на XXV съезде Компартии Казахстана. который состоялся 11 октября. В принципе такой вариант в связи с низкой популярностью у населения коммунистической партии и ее лидера устраивает команду Н.Назарбаева, поэтому вряд ли возникнут серьезные препятствия для регистрации С.Абдильдина. Сам лидер казахстанских коммунистов вполне осознает всю иллюзорность своих шансов на победу, а потому сразу после съезда несколько раз заявил о том, что готов снять свою кандидату в пользу другого претендента от оппозиции. По всей видимости С.Абдильдин должен сыграть роль запасного игрока: в конце октября между ним и А.Кажегельдиным было заключено соглашение, согласно которому оговаривается выдвижение единого кандидата [[13]]. Сам С.Абдильдин на своей пресс-конференции сообщил, что коммунисты рассматривают президентские выборы как возможность легализации партии, находящейся на полулегальном положении, и рассчитывают на финансовую поддержку экс-премьера [[14]].

Еще один предвыборный шаг оппозиция предприняла 20 октября, когда Г.Абильсиитов зачитал перед журналистами «Обращение к народу, Президенту, Парламенту, политическим партиям и общественным организациям Республики Казахстан. В комитет по правам человека ООН, в комиссию по сотрудничеству и безопасности в Европе, к парламентариям государств мира», под котором подписалось 15 представителей основных оппозиционных сил Казахстана, и в их числе С.Абдильдин, Г.Абильсиитов, М.Ауэзов, отбывающий наказание за оскорбление Президента лидер «Рабочего движения» Мадел Исмаилов, А.Кажегельдин, посол РК в Турции Балташ Турсумбаев и др. Суть заявления в следующих предложениях:

— отменить решение парламента от 8 октября в части сокращения полномочий действующего Президента и назначения новых выборов главы государства на 10 января 1999 года;

— предоставить возможность Президенту завершить конституционный срок своих полномочий, установленный референдумом от 29 апреля 1995 года, отчитаться перед избирателями и уйти в отставку;

— внести изменения в избирательное законодательство, «обеспечивающие независимость избирательных комиссий от исполнительной власти, исключающее дискриминационные ограничения на выдвижение кандидатов и гарантирующие всем гражданам Казахстана свободное волеизъявление и честное подведение итого голосования»;

— провести весной 1999 года досрочные парламентские выборы [[15]].

Большое значение на выборах Президента будет иметь позиция русскоязычного электората, составляющего большинство среди избирателей Казахстана, но который до последнего времени достаточно пассивно относился к политической жизни в республике. Правящая элита достаточно умело манипулирует настроениями русских, формируя у них убеждение, что в Казахстане не существует проблемы межэтнических взаимоотношений, и благодаря политике Н.Назарбаева Казахстан избежал межнациональных конфликтов. Хотя среди значительной части русскоязычного населения в латентной форме присутствует недовольство своим положением, что выражается в «голосовании ногами» – за последние несколько лет около миллиона русских уехали из республики. По всей видимости оппозиция намерена использовать протестный потенциал русскоязычной диаспоры. В частности, «Русская община», достаточно влиятельная организация среди политически активной части русскоязычного населения, заявила, что на президентских выборах поддержит того кандидата, который возьмет на себя «решение «русского» вопроса, касающегося необходимости разработки и осуществления государственной программы по устранению причин массовой миграции населения из Казахстана» [[16]].



Источники

[1]. Казахстанская правда. — 1998. — 9 октября.

[2]. Вечерний Алматы. — 1998. — 23 сентября.

[3]. Казахстанская правда. — 1998. — 20 сентября.

[4]. Казахстанская правда. — 1998. — 20 сентября.

[5]. Время по Гринвичу. — 1998. — 28 октября.

[6]. Ярмарка. — 1998. — 15 октября.

[7]. Время по Гринвичу. — 1998. — 21 октября.

[8]. Новое поколение. — 1998. — 16 октября.

[9]. Время по Гринвичу. — 1998. — 28 октября.

[10]. Время по Гринвичу. — 1998. — 16 октября.

[11]. Деловая неделя. — 1998. — 23 октября.

[12]. Ярмарка. — 1998. — 15 октября.

[13]. Дат. — 1998. — 30 октября.

[14]. Панорама. — 1998. — 30 октября.

[15]. Деловая неделя. — 1998. — 23 октября.

[16]. Панорама. — 1998. — 30 октября.