Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Иван РЫЖКОВ

Республика Калмыкия

в октябре 1998 года

1.    ЭКОНОМИКА

В республике подведены итоги социально-экономического развития за январь-сентябрь 1998 года. Тенденции, которые наблюдались все предыдущие годы, вновь сохранились, а именно продолжился спад производства в промышленности и в сельском хозяйстве, снижается уровень жизни населения. Со стороны властей не предпринимается никаких мер по изменению ситуации кроме декларативных заявлений по поводу реформирования отраслей промышленности и сельского хозяйства. В середине октября даже Президент Калмыкии вынужден был заявить, что он лично начал заниматься проблемами сельского хозяйства и даже в ближайшее время собирается представить на суд жителей республики специальную программу.

Пока же ситуация складывается следующим образом.

По промышленности физический объем условно чистой продукции составил 97,8% от прошлогоднего. Но этот показатель мало о чем говорит. Более наглядны показатели производства важнейших видов промышленной продукции и темпы их роста, вернее темп роста наблюдался только по производству мебели — 107,8%, по всем остальным отраслям это темпы падения: по производству швейных изделий этот показатель составил 23,1%, меховых изделий — 68%, добыча нефти — 93,4%, газа — 51%, стеновые материалы — 83,9%, рыбопродукция — 85,3%, мясо — 21,5%, колбасные изделия — 12,4%, масло — 33,8%, цельномолочная продукция — 8,8%, комбикорма — 47%, хлеб и хлебобулочные изделия — 70,5%, кондитерские изделия — 57,3%.

По сравнению с прошлогодними показателями, показатели развития сельского хозяйства за 9 месяцев 1998 года составляют по:

производству скота и птицы — 62%,

производству молока — 72%,

производству яиц — 67%.

Можно сказать, что на каждого человека в аграрной республике за девять месяцев ухитрились произвести по 23 кг мяса и по 10,5 литров молока, и даже по 48 яиц.

Поголовье крупного рогатого скота снизилось еще на 21% и составило 81,4 тыс. голов, поголовье свиней снизилось на 7% и составило 8,5 тыс. голов. Овец и коз на 29% и составило 508 тыс. голов. Поголовье лошадей упало до 6,7 тысяч, а поголовье норки снизилось с 55 до 2,3 тысяч.

Продолжает падать продуктивность скота, надои в 1100 кг от коровы становятся нормой, а порой и рекордом, а строки привеса скота не найдешь ни в одном статистическом отчете.

Единственной живой отраслью в течение последних полутора лет остается капитальное строительство, успехи которого напрямую связаны со строительством шахматного города Сити-Чесс. Именно поэтому темпы роста строительных работ по республике выросли по сравнению с прошлым годом вдвое. Фактически выполнено строительных работ по республике на сумму 152 325 тыс. руб. При этом 49 998 тыс. руб. — это объекты смешанной российской собственности, 47 778 тыс. руб. — собственность субъектов РФ (читай: собственность Москвы), 28 741 тыс. руб. — смешанная собственность с иностранным участием, 17 396 тыс. руб. — частная собственность, 8161 тыс. руб. — муниципальная собственность и только 251 тыс. рублей — государственная собственность.

Что же касается введение в действие жилья, то в Элисте жилье строилось только в Олимпийской деревне — 1671 кв. метр. Все остальное жилье — 14631 кв. м. — это индивидуальное жилищное строительство (80% от прошлогоднего).

Финансовые результаты предприятий всех видов хозяйственной деятельности характеризуются убытками в размере 43 044 тыс. руб. Убыточными оказались все отрасли, кроме транспорта, получившего прибыль в размере 1060 тыс. руб. Убыточным оказалось и ударное строительство олимпийских объектов — 769 тыс. руб.).

Среднемесячная зарплата по республике составила в августе 1998 года 536 тыс. руб. (1110 тыс. руб. в отраслях геологии, 887 тыс. руб. на транспорте, 767 тыс. руб. в промышленности и 222 тыс. руб. в сельском хозяйстве, где работает основная часть населения республики). Всего работников по республике — 97 042, в сельском хозяйстве — 25 588. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличения заработной платы не произошло, но вместе с тем сводный индекс цен и тарифов по платным услугам оказанным населению республики в сентябре увеличился на 191,8%. Цены на мясо выросли на 23%. Колбасные изделия на 9%, хлеб на 26%, овощи на 14%, одежда на 18%, обувь 33%, медикаменты 70%.

На таком фоне состояния экономики республики естественным становится отток населения, в первую очередь сельского. Так миграционная убыль населения из сельской местности составила 1146 человек. Естественной является и миграция населения вообще из республики. За девять месяцев текущего года миграционная убыль в пределах России составила 506 человек [[1]]. 21 человек статистики отнесли к международной миграции. Скорее всего, в число этих двадцати одного и вошли семьи Дорджиевых и Галашевых, просивших московскую и федеральную миграционные службы предоставить им статус вынужденных переселенцев из-за политических преследований в родной Калмыкии. Однако, как это не странно, получили категорический отказ. И тогда они обратились к чужому дяде — правительству США, которое предоставило им политическое убежище. Первые политические беженцы в демократической России также оказались из Калмыкии. И этим несомненно может гордиться К.Илюмжинов, прославившийся тем, что во всем показывает пример России [[2]].

2.    Выборы депутатов Народного Хурала Калмыкии

Как известно, выборы депутатов Народного Хурала РК в 1994 году проводились по закону, не соответствующему федеральному законодательству, устанавливающему неравенство кандидатов, необходимость избирательного залога и т.д. Нынешние выборы проводились уже по новому закону, однако и он имел ряд таких изъянов, которые впоследствии вынужден был установить и Верховный Суд РК.

А предвыборная эпопея в Калмыкии начиналась следующим образом.

Постановлением Народного Хурала РК №540-1 от 24 июля 1998 года принят закон РК «О выборах депутатов Народного Хурала РК», затем, под давлением оппозиции обратившейся в Центризбирком РФ, Генеральную прокуратуру РФ с требованием привести закон РК в соответствие с федеральным законодательством, 14 августа 1998 года постановлением Народного Хурала РК №567-1 принят закон РК «О внесении изменений в закон РК «О выборах депутатов Народного Хурала РК «Указом Президента РК №138 от 3 августа 1998 года, в связи с истечением срока полномочий депутатов Народного Хурала РК первого созыва, назначены выборы депутатов Народного Хурала РК второго созыва на 18 октября 1998 года.

Однако и в таком исправленном варианте закон не соответствовал федеральному и поэтому ряд кандидатов в депутаты Народного Хурала от объединения «ЯБЛОКО» обратились в Верховный Суд РК о признании недействительными некоторых статей вышеназванного закона. 13 октября 1998 года суд признал ст.18 п.1 аб.7, п.5 ст.70, аб.1, п.1 ст.41,аб.3, п.9, п.12 ст.42, п.2 ст.48, аб.4, п.6 ст.48, п.10 ст.68, п.2 ст.72 данного закона недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания. Решение подлежало немедленному исполнению.

15 октября 1998 года срочно собирается Народный Хурал РК и принимает Постановление «О принятии закона РК «О толковании единого принципа подсчета голосов избирателей при голосовании в одномандатных и многомандатных округах» за №585-1. В тот же день данный закон за №128-1-3 подписывается Президентом РК. Из девяти признанных незаконными статей закона Хурал и Президент признали незаконной только одну, регулирующую порядок подсчета голосов, и приняли по этому поводу закон-толкование за три дня до выборов. Принятие вышеназванных постановления и закона оспаривается в настоящее время в Верховном Суде РК. Это одно из оснований признания прошедших 18 октября выборов незаконными.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Народного Хурала регулировалось не только нормами закона РК, но и положениями специальной инструкции Избирательной комиссии РК о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Народного Хурала РК, приема и проверки подписных листов, представляемых избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками в окружные избирательные комиссии РК. Данная инструкция была принята 30 августа, а опубликована лишь 18 сентября 1998 года.

Инструкция имела приоритет перед законом и являлась основополагающей в деятельности избирательных комиссий. Со ссылкой на требования инструкции был установлен единый день принятия документов для регистрации. Требовалось предоставление деклараций о доходах или же справок о заработной плате, устанавливались дополнительные требования по заполнению подписных листов. Избирательные комиссии наделялись правом устанавливать факты подлога. Данная инструкция также была обжалована в Верховном Суде РК кандидатами в депутаты Народного Хурала от объединения «ЯБЛОКО». 30 сентября 1998 года решением Верховного Суда РК инструкция до момента ее опубликования была признана недействующей, а ряд ее пунктов, по которым и было отказано в регистрации девяти кандидатам в депутаты Народного Хурала РК от объединения «ЯБЛОКО» недействительными. Решение суда так же подлежало немедленному исполнению и опубликованию в официальных СМИ.

Однако ни данное ни предыдущее решение суда не было немедленно исполнено и не было опубликовано. Более того Избирательная комиссия РК заявила, что решение суда от 13 октября признавшее положение некоторых статей закона «О выборах депутатов Народного Хурала РК» незаконными, не вступило ко дню выборов 18 октября в законную силу и поэтому выборы проводились по незаконному закону, за исключением одной из статей о порядке подсчета голосов, по которой Хурал все же принял специальный закон о толковании данной статьи.

Итак, с самого начала избирательной кампании стало ясно, что власть будет делать все, чтобы не допустить оппозиционных кандидатов к участию в выборах. Всего было выдвинуто 89 кандидатов. По 15 одномандатным округам выдвинулось 58 кандидатов и по трем четырехмандатным округам выдвинулся 31 кандидат. Оппозиционные силы были представлены в основном яблочниками и коммунистами. По Городовиковскому одномандатному избирательному округу (ОИО) — член РКРП Н.З.Джальджиреев. По Северо-Западному ОИО — член Аграрной партии В.Б.Сангаджиев. По Центральному ОИО — член КПРФ Ю.О.Оглаев. По Олимпийскому ОИО — член ОО «ЯБЛОКО» В.А.Бадмаев. По Северо-Восточному ОИО — от НПСР С.Б.Чудутова. По Восточному многомандатному ИО — член КПРФ В.П.Дорджиев, члены ОО «ЯБЛОКО» С.Б.Гоголданов и А.И.Леджинов. По Западному многомандатному ИО — член ОО «ЯБЛОКО» К.Б.Базыров. По Элистинскому многомандатному ИО — члены ОО «ЯБЛОКО» С.Н.Атеев, П.Н.Мацаков, В.И.Колесник, И.Ф.Рыжков. Отказано в регистрации было Сангаджиеву, Бадмаеву, Чудутовой, Атееву, Мацакову. После решения Верховного Суда РК зарегистрированы: Оглаев — 14 октября, Гоголданов, Дорджиев, Леджинов — 14 октября, Рыжков — 15 октября, Колесник — 16 октября. Надзорные жалобы о незаконном отказе в регистрации Атеева, Бадмаева, Мацакова до сих пор не рассмотрены в Верховном Суде РК.

Гоголданов, Дорджиев, Леджинов, Колесник, Рыжков фактически незаконными действиями избирательных комиссий были лишены права на агитацию. Им не была представлена возможность познакомить избирателей со своей предвыборной программой ни в газетах, ни на телевидении.

Эти факты грубого нарушения избирательными комиссиями РК избирательных прав граждан РК, воспрепятствование осуществлению своих прав кандидатами в депутаты Народного Хурала РК являются еще одним основанием для признания состоявшихся выборов незаконными.

Следующим основанием для признания незаконными прошедших 18 октября выборов является то, что в г. Элисте формирование избирательной комиссии происходило под руководством В.Шамаева, который является в этом качестве назначенным должностным лицом исполнительной власти, тогда как закон устанавливает, что формирование окружных избирательных комиссий осуществляется выборным органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в районах республики, которые также формировали избирательные комиссии, являются незаконными, а, следовательно не имели права это делать. Незаконными они являются потому, что их выборы в соответствии со ст.ст. 23, 24, 25 закона РК «О местном самоуправлении в республике Калмыкия» проводились на сходах открытым голосованием. Решением Верховного Суда РК от 15 мая 1997 года данные положения вышеназванного закона признаны недействительными и не порождающими правовых последствий ввиду их несоответствия федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Решением Верховного Суда РК от 3 июня 1997 года недействительным признано и Постановление Народного Хурала РК от 26 ноября 1996 года №297-1, в соответствии с которым проводились выборы в органы местного самоуправления в районах республики.

В связи с вышеизложенным особый интерес вызывает позиция избирательных комиссий, начиная от окружных и заканчивая Центризбиркомом России, а также позиция прокуратуры, как органа, призванного осуществлять надзор за соблюдением законодательства. В случае с выборами в Калмыкии избирательная комиссия РК (Председатель В.Андреев) вместо того, чтобы контролировать соблюдение избирательного законодательства, издает подзаконные акты ограничивающие права граждан, более того, выступает в судах как сторона, отстаивающая эти ограничения. Избирательная комиссия РК, окружные избирательные комиссии по сути дела саботируют решения судов, преднамеренно затягивая их исполнение. При рассмотрении дел о неправомерности действий избирательных комиссий в Элистинском городском суде все прокуроры участвующие в процессах (а их было около десятка), поддерживали незаконные требования избирательных комиссий и считали их действия обоснованными. Совершенно противоположная картина наблюдалась в Верховном Суде РК при рассмотрении кассационных жалоб кандидатов, которые получили отказ в регистрации.

При рассмотрении жалоб Колесника, Рыжкова, Атеева, Мацакова, Бадмаева, Гоголданова, Дорджиева, Леджинова, Оглаева и др. прокуроры республиканской прокуратуры в полном объеме признали обоснованными требования кандидатов, а решения окружных комиссий незаконными. Однако, когда Верховный Суд РК отказал в удовлетворении иска С.Атееву и П.Мацакову, ни один прокурор не принес протест на решение суда, а надзорные жалобы поданные кандидатами до сих пор в Верховном Суде РК не рассмотрены. Обращения более десятка кандидатов в депутаты в городской, районные суды, а затем в Верховный Суд РК были бы совсем необязательны, если бы избирательная комиссия РК не выполняли бы социальный заказ властей, а может быть, и их прямое указание о недопустимости регистрации оппозиционных кандидатов. Это подтверждается и избирательной практикой, когда в процессе регистрации ни один кандидат от власти не испытывал никаких затруднений. А что такие кандидаты от власти существуют, говорит тот факт, что за две недели до выборов стали известны фамилии 27 будущих депутатов Народного Хурала, список которых был утвержден Президентом. Об этом, как и о других нарушениях российского законодательства, кандидаты в депутаты Народного Хурала сообщали в Центральную избирательную комиссию РФ 25 сентября, 13 октября, 19-20 октября 1998 года, в Избирательную комиссию РК 2 октября, 10 октября, 15 октября, 18 октября, 13 октября, неоднократно в прокуратуру РК и Генеральную прокуратуру РФ, однако ни от одного из этих органов не дождались поддержки. Прокуроры молчали, Центральная избирательная комиссия прислала для проверки законности хода выборов члена комиссии Белобородова, который не встретился ни с одним кандидатом, который был зарегистрирован только после решения суда, не ознакомился ни с одним судебным решением, отменяющим незаконные решения окружных избирательных комиссий, а таких решений было более десятка, тихо закончил свою «секретную» миссию и благополучно отбыл в столицу с докладом о том, что никаких нарушений в ходе выборов обнаружено не было. На более чем десяток жалоб кандидатов в депутаты, направленных в Избирательную комиссию РК, не было получено ни одного положительного ответа, что вынуждало их обращаться в судебные органы, которые на подавляющем большинстве вынуждены были отменять незаконные решения избирательных комиссий.

В настоящее время несколько коллективных жалоб кандидатов с требованием отмены незаконных выборов в Калмыкии, роспуска Избирательной комиссии РК и формированием новой, находятся в Центризбиркоме РФ, Генеральной прокуратуре РФ. В прокуратуру РК направлены требования кандидатов в депутаты о привлечении к уголовной ответственности председателей окружных избирательных комиссий А.К.Букенова и Л.М.Убушаеву особо проявивших себя в борьбе с оппозиционными кандидатами и открыто и преднамеренно препятствующих осуществлению их избирательных прав.

26 октября подана жалоба в Верховный Суд РК о признании недействительными выборов депутатов Народного Хурала РК, состоявшихся 18 октября 1998 года. Она подписана четырнадцатью кандидатами в депутаты Народного Хурала РК.

В настоящее время стало известно, что заместитель Генпрокурора РФ В.Устинов и прокурор Калмыкии Ю.Джапов направили в Верховный Суд республики заявление о признании итогов парламентских выборов недействительными, а полномочия избранных 18 октября депутатов Народного Хурала (Парламента) Калмыкии незаконными. Обосновывая свой вывод, прокуроры ссылаются на то, что в республике отсутствуют легитимные органы местного самоуправления, которые сформировали нелегитимные избирательные комиссии. Многие сегодня с удивлением узнали об этом. Что мешало прокуратуре месяц назад, когда об этом говорили лидеры оппозиции, обратиться в суд — это сохранило бы для бюджета неплохие деньги, бездарно растраченные на проведение заведомо незаконных выборов. Или, быть может, прокуратура надеется возместить эти средства из зарплаты председателя Калмыцкого избиркома В.Андреева и Председателя Центризбиркома А.Иванченко, по закону обязанных контролировать законность проведения выборов, но не выполнивших свои должностные обязанности. Неужели мы уже пришли в правовое государство?

А официальные власти в Калмыкии громко празднуют удачно «сделанные» выборы. Уже 20 октября за №208 появилось Постановление Избирательной комиссии РК «Об установлении общих итогов выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) республики Калмыкия второго созыва». Опубликован список лиц, избранных депутатами Народного Хурала РК второго созыва:

 

1. Городовиковский одномандатный избирательный округ №1 — Дикалов Александр Николаевич, директор Башантинского лесхоза.

2. Яшалтинский одномандатный избирательный округ №2 — Остриков Николай Николаевич, генеральный директор АООТ «Яшалтинское ХПП»

3. Приютненский одномандатный избирательный округ №3 — Реусов Павел Петрович, директор ТОО «Первомайское» Приютненского района.

4. Целинный одномандатный избирательный округ №4 — Бамбышев Илья Антонович, главный хирург Целинной центральной районной больницы

5. Кетченеровский одномандатный избирательный округ №5 — Мучкаев Валерий Монголович, председатель Совета Кетченеровского райпо.

6. Сарпинский одномандатный избирательный округ №6 — Чучаев Николай Иванович, главный зоотехник колхоза 40-лет Октября Сарпинского района.

7. Октябрьский одномандатный избирательный округ №7 Санджиев Гаря Бакуевич, заместитель представителя Президента РК в Октябрьском районе.

8. Черноземельский одномандатный избирательный округ №9 Церенов Николай Петрович, директор совхоза им.Б.Б.Городовикова Черноземельского района.

9. Лаганский одномандатный избирательный округ №10 Лиджиев Анатолий Владимирович, государственный инспектор Калмыцкой республиканской инспекции рыбохраны.

10. Северо-Западный одномандатный избирательный округ №11 Умеров Байкс Арасович, генеральный директор АО «Калмгаз».

11. Центральный одномандатный избирательный о. избирательный округ №12 Мухлаев Лев Тюрбеевич, главный врач республиканской стоматологической поликлиники.

12. Северо-Восточный одномандатный избирательный округ №13 Дарбаков Вячеслав Семенович, председатель Национального банка РК.

13. Олимпийский одномандатный избирательный округ №14 — Сангаджиев Юрий Даваевич, советник аппарата полномочного представителя Президента РФ в РК.

14. Южный одномандатный избирательный округ №15 Малиев Иван Петрович, управляющий трестом по благоустройству г.Элисты.

 

1. Востойчный многомандатный избирательный округ №1:

Ишкеев Николай Мутулович, главный врач Яшкульской районной больницы,

Мудаев Владимир Мутляевич, глава КФХ «Мутл» п. Ики-Бурул,

Цеденов Александр Васильевич, начальник ГУ «Калмдор»,

Бембетов Вячеслав Анатольевич, полномочный представитель Президента России в Калмыкии.

 

2. Западный многомандатный избирательный округ №2:

Рвачев Александр Васильевич, председатель колхоза «Родина» Целинского района,

Максимов Константин Николаевич, председатель Народного Хурала РК,

Чиджиев Улюмджи Улюмджиевич, глава КФХ «ЛОЛА», п. Лола,

Поберей Татьяна Федоровна, директор ТОО фирма «Нарн».

 

3. Элистинский многомандатный избирательный округ №3:

Сидоренко Александр Яковлевич, заведующий юридическим отделом Народного Хурала РК,

Мушкин Геннадий Цагалаевич, директор промышленно-торгового унитарного предприятия «Агат»,

Литовкин Александр Никитович, директор АООТ «Техника»,

Борликов Герман Мандживич, ректор КГУ.

Уже состоялась и первая сессия Народного Хурала, на которой депутаты с чувством глубокого удовлетворения признали свои полномочия. Устами вице-президента В.Богданова Президент РК К.Илюмжинов предложил на должность Председателя Народного Хурала РК К.Максимова, что депутаты так же единодушно одобрили. Заместителем председателя Народного Хурала избран А.Сидоренко [[3]].

 

В Юстинском одномандатном избирательном округе №8 ни один из кандидатов не набрал необходимых 50% голосов избирателей и поэтому повторные выборы здесь назначены на 1 ноября 1998 года [[4]].

 

На 1 октября срочно назначена внеочередная вторая сессия Народного Хурала РК второго созыва. С чем это связано, пока не известно, хотя можно предположить, что «депутаты» будут защищать или как то обосновывать законность своего избрания.

3.    33-я Всемирная шахматная олимпиада

Как сказал бы любимый герой Президента Калмыкии: «Сбылась мечта идиота». Другими словами в Калмыкии завершилась очередная Всемирная шахматная Олимпиада. Чемпионами среди мужских команд стала команда «Россия-1», команда США на втором месте, на третьем — команда Украины.

У женщин бронзу завоевала команда Грузии, серебро — у команды «Россия-1», золото — у шахматисток Китая.

Благополучно завершилось и еще одно мероприятие «междупланетного» масштаба. Завершился 69-й Конгресс ФИДЕ в Элисте, который избрал своим Президентом, во второй раз, президента РК К.Илюмжинова. Все 157 стран членов ФИДЕ единодушно поддержали его кандидатуру [[5]].

В новом дворце шахмат, где проходила Олимпиада, К.Илюмжинов дал много интервью, но заявления на одной из последних его пресс-конференций особенно интересны:

— Кубок Президента ФИДЕ с призовым фондом в 100 тыс. долларов в следующем году будет переименован в кубок Остапа Бендера. Разрабатывается соответствующее положение, заказан памятник Остапу Бендеру высотой 10 метров, который к апрелю следующего года будет готов. Будет также изготовлена 30-сантиметровая копия из золота для победителя. Тот кто выиграет кубок трижды, оставит его у себя. Прежняя улица им. Анацкого переименована в улицу Остапа Бендера. Сити-чесс также планируется переименовать в Сити-чесс-Нью-Васюки.

По поводу трудностей:

— Из-за кризиса 17 августа произошла задержка с вводом в строй олимпийских объектов. Банки перестали функционировать и мы вынуждены были искать средства в зарубежных банках. Все вопросы мы решили, только жаль, что свои 10 млн. долларов мы уже никогда не вернем, они сгорели по причине того, что банки России обанкротились.

По поводу президентских выборов:

— Если мы выиграем выборы Президента России, то следующий Конгресс ФИДЕ и Олимпиаду проведем уже в Кремле. Что же касается Ю.Лужкова, то все здоровые силы объединяются вокруг него во имя благополучия российского народа, о чем он, кстати, в Лондоне и говорил.

По поводу своей щедрости:

— Б.Фишеру я подарил землю в Сити-чесс. Передал ему соответствующее свидетельство. Недавно в Будапеште с Бобби встречался мой представитель, где ему уже в официальном порядке передали эти документы, а также просьбу, где я просил его приехать в Элисту и по своему усмотрению выбрать любой понравившийся коттедж в Сити-чесс [[6]].

По окончании Олимпиады пока ничего не сообщается о той прибыли, которую республика должна была получить от ее проведения. Жителям республики в преддверии олимпиады гипотетическую прибыль предлагалось считать следующим образом: умножить предполагаемое число гостей, а это 3 тыс. человек, на хотя бы минимум в 1 тыс. долларов.

«Недоброжелатели» К.Илюмжинова в республике предсказывали убытки на сумму не менее 20 млн. долларов. Пока же из уст президента прозвучала фраза о 10 млн. долларов, якобы «сгоревших» из-за финансового кризиса. «Недоброжелатели» уже злословят и по поводу этого высказывания Президента ФИДЕ, говоря, что если бы не было финансового кризиса, то Кирсан устроил бы землетрясение на Северном Кавказе, чтобы было куда списать деньги.



Источники

[1]. Статистический бюллетень Основные показатели социально-экономического развития Республики Калмыкия, январь-сентябрь 1998 года. Госкомстат республики Калмыкия по статистике // Элиста. — 1998. — Октябрь.

[2]. А.Рстаки. Лучше бы уехал Илюмжинов // Новая газета. — 1998. — №41. — 19-25 октября.

[3]. Постановление Избирательной комиссии РК и прилоджение к постановлению Избирательной комиссии РК // Эж‑Калмыкия плюс. — 1998. — №42. — 23 октября.

[4]. Н.Гаряева. Повторное голосование в Юстинском района назначено на 1 ноября // Известия Калмыкии. — 1998. — №232. — 30 октября.

[5]. В.Спиридонова, Б.Цюрюмова. Прошальные аплодисменты олимпиады // Эж. — Калмыкия плюс. — 1998. — №41. — 16 октября.

[6]. Нью-Васюки в калмыцком Сити-чесс // Эж. — Калмыкия плюс. — 1998. — №40. — Октябрь.