Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Елена Лапшова

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1997 года

Прошедший месяц отмечен первым этапом разворачивающейся кампании по выборам в губернскую Думу. В октябре исполнилось 100 дней со дня избрания мэром Самары Г.С.Лиманского. Особенной остроты достигли события на ВАЗе — крупнейшем предприятии области — в связи с угрозой его банкротства. С 3 октября на заводе действуют российские межведомственные силы, призванные положить конец господству криминальных структур на предприятии.

1. ВЫБОРЫ В ГУБЕРНСКУЮ ДУМУ

1.1. Оргподготовка

В декабре состоятся выборы в губернскую Думу второго созыва. 4 ноября заканчивается срок регистрации кандидатов. По данным облизбиркома, на 1 ноября в списке претендентов на 25 думских кресел значились 178 человек. Наиболее острая борьба ожидается в городских округах, где количество кандидатов максимально.

До окончания срока подачи подписных листов о персональном составе участников предвыборного марафона говорить преждевременно. Тем не менее группы участников поединка были определены еще до начала предвыборной кампании. (См. обзор за сентябрь).

Разгоревшаяся летом дискуссия по поводу законности участия в выборах глав городов и районов несколько поутихла. Мэры городов области, сделав некоторую паузу, зарегистрировались в качестве кандидатов в депутаты.

Напомним суть разногласий. В соответствии со ст.1 закона области “О выборах депутатов Самарской губернской Думы” депутатом может быть избран гражданин РФ не моложе 21 года, обладающий избирательным правом и, на момент выдвижения, постоянно проживающий на территории Самарской области не менее года.

Федеральным законом запрещено совмещение обязанности депутата и госслужащего. Если государственного чиновника изберут депутатом, он должен сделать выбор: или мандат депутата, или кресло госслужащего. Областным же законом предоставлена возможность муниципальному служащему совмещать обязанности депутата СГД и кресло чиновника.

Прокуратура, отстаивая основной конституционный принцип: верховенство федеральных законов, предъявила иск о признании недействительными пунктов “в” и “г” ст.12 областного закона “О муниципальный службе в Самарской области”.

Пункт “в” разрешает муниципальным служащим быть депутатами законодательного органа области, если они не будут работать в ней на постоянной основе. Пункт “г”, в котором идет речь о главах волостей (им разрешено входить в состав собрания представителей сельского района), противоречит федеральному закону [[i]].

Конфликт между облпрокуратурой и губернской Думой затянулся и, скорее всего, спор не повлияет на разворачивающуюся кампанию по выборам нового состава СГД.

 

Ряд местных политиков выдвинули идею преобразования губернской Думы из однопалатной в двухпалатную по типу Федерального Собрания. Это означало бы, что верхнюю палату областного парламента должны составить главы всех городов и районов — 45 человек. При этом нижняя палата, по аналогии с федеральным собранием, должна быть в три раза больше. Губернатор осудил данное предложение. “Мы не можем пойти на это по той причине, что существование двухпалатного парламента не предусмотрено Уставом области, менять который было бы нецелесообразно”, — сказал К.А.Титов в одном из интервью [[ii]].

 

1 октября были сформированы окружные избирательные комиссии. Губернская Дума и администрация области действовали на паритетных началах — пятьдесят на пятьдесят.

Процесс отбора наиболее достойных кандидатур был небезболезненным, поскольку претендентов значилось во много раз больше, чем требуется. И тем не менее губернская Дума сочла возможным включить в состав нескольких окружных комиссий по три представителя одной партии или общественного движения. В то же время областная администрация, формируя свою половину членов избиркомов, постаралась сделать все, чтобы представительство в них различных партий и движений было пропорциональным.

Нарушений законодательства при формировании комиссий зафиксировано не было.

1.2. Скандалы и нарушения закона

Начало предвыборного марафона не обошлось без скандалов.

27 октября во время проведения пресс-конференции губернатор Константин Титов подвергся физическому нападению дворника Владимира Якубчика, который в свое время неудачно пытался выдвинуть свою кандидатуру на выборах мэра Самары, но не собрал положенного количества подписей. К К.А.Титову внезапно подошел один из присутствовавших и после заявления о том, что он хочет баллотироваться в депутаты губернской Думы, замахнулся на губернатора. Нападавший не был вооружен, и его тут же вытолкали из зала и передали в руки охраны. Г-н Титов нисколько не пострадал, а нападавший находится в СИЗО, и ему предъявлено обвинение по статье 203 (хулиганство), по которой предусматривается тюремное заключение сроком до пяти лет.

Как выяснилось, г-н Якубчик своим поступком добивался лишь бесплатной рекламы, каковую и получил в самых неумеренных количествах [[iii]].

 

Глава администрации Октябрьского района г. Самары О.Питьев достаточно грубо вмешался в ход избирательной кампании. Сначала он подверг сомнению решение Самарской губернской Думы, выдвинувшей по округу №4 в состав избирательной комиссии трех представителей объединения “Единство”, потом — профессиональные качества, а заодно и... гражданство председателя окружной избирательной комиссии Т.Винокуровой. Причем в этом своем мнении пытался убедить как остальных членов комиссии, так и будущих кандидатов, которых пригласил на встречу.

Областная избирательная комиссия указала г-ну Питьеву на недопустимость вмешательства в работу окружной комиссии, а также обратилась в прокуратуру для оценки действий районного главы с точки зрения законодательства.

На очереди в облизбиркоме рассмотрение еще одного факта давления на Октябрьскую окружную комиссию. И оказывал его председатель городской избирательной комиссии г-н Никологорский, заставив зарегистрировать себя кандидатом в депутаты за пару часов вместо данных на эту процедуру 5 дней [[iv]].

На территории Промышленного избирательно округа №7, в котором баллотировалась депутат губернской Думы Наталья Боброва, были расклеены листовки с призывом “не допустить выдвижения Н.А.Бобровой — антинародного депутата!”. Тех же, кто хочет ее поддержать, листовка именовала “пособниками фашистского режима”. Был использован и символ Великой Отечественной войны — Родина-мать держит плакат “Фашизм не пройдет”. Причиной появления этих материалов, очевидно, стал конфликт депутатов Н.А.Бобровой и В.С.Грома (КПРФ), а также публикация интервью Натальи Бобровой “Быть исключением из правил — судьба моя...” в “Волжской коммуне”.

Н.А.Боброва обратилась к прокурору Самарской области с просьбой об установлении авторов, заказчика и изготовителей листовки и возбуждении уголовного дела о клевете [[v]].

1.3. СМИ

1.3.1. Политическая ориентация

Трудно переоценить роль СМИ в предстоящей кампании. Сферы влияния здесь уже поделены между губернскими и самарскими городскими властями.

Реально влияние губернатора на телеканал ГТРК “Самара”, газеты “Волжская коммуна” и “Самарские известия”, где областная администрация имеет долю в капитале. Сюда же с некоторыми оговорками можно добавить газету “Будни” и одноименную телекомпанию, контролируемые информационной группой АДС “Волгопромгаз”.

В октябре утвержден новый председатель Гостелерадиокомпании (ГТРК) “Самара”. Им стал глава информационного концерна “Будни” 38-летний кандидат филологических наук Александр Князев.

Александр Князев сделал за семь неполных лет, пожалуй, самую яркую карьеру в самарской журналистике. Начав в 1990 г. со скромной должности обозревателя в газете “Самарские известия”, уже через год вместе с предпринимателем В.Маршанским он стал издавать первый в губернии бульварный еженедельник “Все и все”. В то время газета была радикально оппозиционна к губернской власти, которую уже тогда олицетворял К.Титов. С 1993 года на деньги “нефтяного короля” В.Тархова (ЮКОС) Князев запускает еженедельную газету “Будни”, сохранявшую антититовскую направленность вплоть до знакомства ее редактора с президентом ассоциации “Волгопромгаз” Владимиром Аветисяном. Теплые отношения с последним вскоре отразились на содержании “Будней”, и газета пополнила ряды изданий, лояльных губернатору. Телевидением нынешний глава ГТРК занялся в 1995 году, выступив в роли одного из ведущих в программе “Студия — 2” телекомпании РИО. Примерно в это же время ассоциация “Волгопромгаз” учреждает телекомпанию “Будни”.

Весной 1997 года “Будни” покупают контрольный пакет акций самарской “Роспечати”, активизируют работу по продвижению проекта телерадиокомпании “Терра”. И хотя первые испытания недостроенной пропагандистской машины все же закончились неудачей — ведомый “Буднями” Анатолий Афанасьев так и не стал мэром Самары, нарастающее влияние Георгия Лиманского и его умелая работа со СМИ подвигли губернатора на ответные действия по укреплению собственных информационных тылов.

Первые очаги кризиса в руководстве ГТРК проявились еще в начале 1997 года. Замена собственной информационной программы на продукцию телекомпании “Будни” еще в феврале дала повод для разговоров о начале “бархатной революции” на самарском телецентре. Мобильные и энергичные репортеры “Будней” были призваны создать атмосферу здоровой конкуренции в телекомпании, последнее движение в которой было замечено года четыре тому назад. Параллельное развитие получила идея наведения порядка и в экономике предприятия. Примерно в середине марта впервые заговорили о желании “Волгопромгаза” оптом выкупить все рекламное время в программах ГТРК до конца года.

Эти нововведения должны были стать этапами претворения в жизнь давней мечты К.Титова — получить в губернии “смотрибельное” телевидение, не тратя денег на его содержание и при этом не теряя над ним контроля.

Неспособность бывшего руководителя ГТРК Анатолия Семенова обуздать недовольство той части коллектива, чьи интересы оказались задеты в ходе осуществления губернаторского плана, ускорило развязку событий [[vi]].

 

Руководство некоторых телеканалов не скрывает своей симпатии к Г.Лиманскому, а следовательно, окажет его команде безусловную поддержку на выборах в Думу. Среди них — “СКаТ”.

В начале 90-х, будучи профессиональным связистом, Георгий Сергеевич стал одним из создателей телекомпании, вещание которой охватывает сегодня 80% территории области. До какого-то времени он имел там собственную долю акций — 4%, затем вышел из состава учредителей, но его влияние на телекомпанию не уменьшилось. Во время летней предвыборной кампании СКаТ широко освещал деятельность будущего мэра. Сразу же после своей победы г-н Лиманский подтвердил, что горадминистрация продолжит финансирование телепрограммы, рассказывающей о работе мэрии.

Телекомпания также пытается работать с обладминистрацией. В частности, два раза в месяц выходит программа “Губерния”, полностью ориентированная на “белый дом”.

Следует отметить, что контрольный пакет телекомпании принадлежит коллективу.

СКаТ наиболее ценен для команды Лиманского, так как два остальных канала, на которые способен влиять мэр и близкие ему структуры, не имеют такой зоны охвата и популярности.

Телекомпания “Волга-ТВ”, в которой горадминистрация и структуры, близкие к мэру, контролируют более 30% уставного капитала, пока еще не стала полноценным телеканалом, в силу отсутствия собственных программ и неустойчивого приема в некоторых районах города. Позицию поддержки команды мэра, скорее всего, займет и “Орион”, к созданию которого в свое время приложили руку власти Кировского района города.

Таким образом, “Орион”, “Волга-ТВ” и СКаТ вместе составляют единый блок, через который и будет формироваться общественное мнение в пользу мэра и его сторонников на выборах в губернскую Думу.

“Самарская газета” и “Волжская заря” дотируются мэрией. Поддерживают Лиманского и издания ИД “Ведис” — “Седьмой канал”, “ТВ-пресс”, журнал “Самара”.

На расклад сил на рынке СМИ может повлиять и третья сила — информационные структуры, считающие себя независимыми. К таковым относятся в первую очередь телекомпания “РИО” и издательский дом “Федоров”, финансовое состояние которых практически не зависит от перестановок в коридорах власти.

Сегодня речь не идет об открытом конфликте блока СМИ, подверженных влиянию мэра и губернаторской команде. Все будет зависеть от развития событий во время предвыборной кампании. Если губернатор и мэр найдут общий язык, то никакого противостояния не будет. Но возможно и иное развитие сюжета [[vii]].

1.3.2. Регламентация использования СМИ в предвыборной кампании

В облизбиркоме прошла жеребьевка между округами по порядку предоставления бесплатного эфирного времени и газетных площадей кандидатам в депутаты Самарской губернской Думы. В отличие от прежних избирательных кампаний, когда бесплатное эфирное время предоставлялось в равном количестве всем округам, а затем делилось между выдвинутыми в этом округе кандидатами, на этот раз равное количество времени получат кандидаты, а не округа.

Решено не предоставлять бесплатного времени кандидатам на губернском радио. Минута выступления в эфире обойдется в 500 тыс. рублей. Новым стало и еще одно решение: не давать возможности бесплатно выступать на телевидении должностным лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе и зарегистрированных кандидатами в депутаты СГД и тех выдвиженцев, кто собирает подписи для своей регистрации. До завершения кампании на голубые экраны они могут попасть лишь в качестве кандидатов, а не директорами, врачами, и т.п. [[viii]].

Таким образом, сделано серьезное заявление о недопустимости скрытой предвыборной рекламы на государственном телеканале. (Во время выборов прошлых лет должностные лица весьма активно пользовались таким видом рекламы.)

Платное появление в местных телепрограммах обойдется претендентам на депутатское кресло в 1 миллион 500 тыс. рублей за минуту. И только по безналичному расчету.

В случае, если кто-то захочет выступить с экрана в поддержку понравившегося ему лично кандидата, должна быть произведена оплата из средств того самого претендента на депутатский мандат.

В “Волжской коммуне” стоимость одного квадратного сантиметра — 12 тысяч рублей [[ix]].

2. ОФИЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

2.1. Бюджет

21 октября Самарская губернская Дума приняла в первом чтении областной бюджет и совместно с администрацией образовала для дальнейшей работы над ним согласительную комиссию. Окончательное утверждение бюджета, по-видимому, должно произойти до предстоящих выборов в Думу. В противном случае новый депутатский корпус, который вполне может оказаться менее лояльным к обладминистрации, может превратить бюджетный процесс в процедуру с непредсказуемым результатом.

Обсуждение проекта не вызвало серьезных коллизий. Нынешние депутаты, избранные в 1994 году, традиционно демонстрировали готовность к конструктивному диалогу с исполнительной властью. Многие из них — главы городов и районов — вплоть до 1996 года являлись “назначенцами” губернатора.

Новый бюджет существенно отличается от предыдущего. Если последний назывался “социальным” из-за высокой доли расходов на социальные нужды, значительная часть которых недофинансировалась, то бюджет-98 предполагают именовать “реальным”. Дефицит доходной части бюджета сокращен с 15 нынешних до 5%.

Уменьшение дефицита достигается как за счет сокращения некоторых расходных статей, так и благодаря прогнозируемому росту бюджетных доходов. В будущем году ожидается рост промышленного производства на 4% (причем в машиностроении и металлообработке — на 7%, а на ВАЗе — на 8%), что и позволяет ожидать дальнейшего увеличения доходных поступлений. В бюджет заложена принципиально иная схема покрытия дефицита — заимствование. Еврооблигационный заем должен принести региону 350-400 млн. долларов, что с лихвой перекрывает образовавшийся “минус” в 284 млрд. рублей. Причем эти средства пойдут главным образом на реализацию инвестиционных проектов на возвратной основе [[x]]

2.2. Реформирование структуры обладминистрации

К.А.Титов после своего избрания губернатором в декабре прошлого года провел некоторое реформирование структуры обладминистрации. Был создан департамент по промышленности и торговле, подчиненный первому вице-губернатору Юрию Логойдо. В начале октября начальник финансового управления обладминистрации Вячеслав Аронин, ранее находившийся в подчинении у председателя комитета по экономике и финансам Г.Р.Хасаева, был назначен заместителем главы обладминистрации. Таким образом, ведомство г-на Хасаева лишилось одной из важнейших своих функций — формирования областного бюджета.

По мнению аналитиков, назначение В.А.Аронина лишь открывает сезон серьезных кадровых перестановок. В настоящее время идет подготовка к передаче главного управления труда из ведения комитета по экономике в подчинение первого вице-губернатора Юрия Логойдо.

В случае, если передача полномочий состоится, в распоряжении Габибуллы Хасаева останется лишь подготовка прогноза социально-экономического развития Самарской области на будущий год и более длительные сроки. Одновременно с утратой одних полномочий комитет по экономике обзавелся другими. Первому заместителю г-на Хасаева, бывшему кандидату на пост мэра Самары Анатолию Афанасьеву поручено ведение переговоров с центральными ведомствами по доработке текстов дополнительных соглашений к Договору о разграничении полномочий Самарской области и федерального центра, подписанному в августе.

По мнению г-на Аронина, новая структура обладминистрации создается по образцу структуры федеральных министерств. Как известно, в российском государстве, помимо Министерства финансов, существует Министерство экономики. При этом первое намного могущественнее второго. Таким образом, в результате происшедших в областном руководстве перемен 29-летний начальник финуправления обладминистрации В.А.Аронин стал одним из самых влиятельных руководителей губернии [[xi]].

3. 100 ДНЕЙ МЭРА САМАРЫ

3.1. Достижения мэрии

Прошло 100 дней со дня избрания Г.С.Лиманского на должность мэра Самары. За это время в жизни города изменилось многое. Беспрецедентной стала акция нового мэра, практически поголовно сменившего весь аппарат горадминистрации, а заодно и руководителей районов. Им на смену пришли люди, дотоле не имевшие широкой известности. Можно предположить, что деловые и нравственные качества по крайней мере некоторых из новых назначенцев остались тайной и для самого Лиманского. В противном случае назначение на должность главы администрации Самарского района 28-летнего В.В.Зубкова вряд ли состоялось бы.

12 октября, совершая обгон, г-н Зубков, находясь в нетрезвом состоянии, выехал на разделительную полосу и сбил трех человек, которые были госпитализированы. Один из пострадавших находится в очень тяжелом состоянии [[xii]].

Это дорожно-транспортное происшествие имело продолжение. Сразу же после происшествия г-н Зубков, используя мобильную связь, несмотря на поздний час, разыскал начальника горГАИ г-на Митрохина. После некоторых “консультаций” руководитель ГАИ отдает своим подчиненным приказ... оформить виновником происшествия не Зубкова, а его пассажира, который в ту злополучную ночь был не менее пьян, чем сам водитель.

Беззаконие и произвол, творимые по приказу начальника горГАИ, несмотря на показания свидетелей и потерпевших, удалось прекратить только после вмешательства областного УВД, которое в настоящее время проводит расследование [[xiii]]...

Кроме кадровых перемен, Г.С.Лиманский предпринял и структурные новации. Так, появление в горадминстрации нового департамента “по связям с общественностью”, выросшего на месте былого пресс-центра, уже привело к отчуждению журналистов от традиционных каналов информации и, как следствие, — охлаждению отношений между некоторыми СМИ и мэрией. Доступ к информации сегодня весьма затруднен.

Неясны перспективы объявленной мэром ликвидации ДЭЗов (дирекций единого заказчика). Цель этого шага — убрать из структуры жилищно-коммунального управления паразитическую надстройку, уменьшить число чиновников и соответственно сократить расходы. О последствиях этого шага в канун зимы сегодня говорить трудно.

Тяжелым бременем для скудной городской казны стало и выполнение предвыборного обещания Лиманского снизить квартплату. Параллельно была осуществлена передача на баланс города очередной порции ведомственного жилья. Адекватной же компенсации возросших затрат, ожидаемой из федерального бюджета, не последовало. Не помог и визит Георгия Сергеевича к высокопоставленному предшественнику: у О.Н.Сысуева денег нет. Теперь мэрия намерена судиться с федеральным правительством [[xiv]].

Подводя итоги первых 100 дней правления Лиманского, следует отметить, что на сегодня еще не было ни одного серьезного “прокола” в его работе. Это позволяет с уверенностью прогнозировать победу мэра Самары на предстоящих выборах.

3.2. Дело Хведчика

В начале октября деловые и политические круги губернии были взбудоражены арестом крупного самарского бизнесмена, руководителя фирмы “Самара-связь-Меркурий” Никиты Хведчика.

В прессе появились сообщения о его причастности к убийству неких чеченских “авторитетов”. При обыске в саду на даче у задержанного были обнаружены пистолет и штык-нож.

Н.Хведчик является весьма влиятельной фигурой в самарском деловом мире. По некоторым данным, ему принадлежат 50% акций крупнейшего оператора региональной сотовой сети “Билайн-Самара”. Весьма разносторонний человек, г-н Хведчик, тем не менее, никогда не стремился к публичной известности.

Ему приписывается едва ли не ключевая роль в ходе недавней кампании по выборам мэра Самары. Будучи связанным с Г.Лиманским давними приятельскими и деловыми отношениями, он был аккумулятором-координатором средств для успешной работы предвыборного штаба нынешнего мэра. Никиту Хведчика называют одной из тех сил, финансовый потенциал которых помог Георгию Лиманскому открыть ворота городской власти. Вполне возможно, что он сыграл важную роль при определении кадровой политики новой горадминистрации.

Задержание, поводом которого стало “хранение огнестрельного и холодного оружия”, происходило в приемной мэра. После трехдневного пребывания в СИЗО бизнесмен был отпущен под подписку о невыезде. Причем, как указывает газета “Будни”, сделано это было по личной просьбе губернатора.

Существует и иная версия событий. Подвергая сомнению вероятность участия г-на Хведчика в разборке, некоторые влиятельные политики и бизнесмены предполагают, что искать корни проблемы необходимо в скрытом противостоянии крупнейших политических группировок губернии, обозначившемся после прихода к власти Г.Лиманского.

Сменив практически всех городских управленцев, новый мэр затронул интересы множества могущественных кланов. Можно предположить, что в какой-то момент недовольство активностью новых городских властей достигло критической массы и некая сила, имеющая в арсенале столь мощные средства воздействия, как 6-й отдел УВД, нанесла упреждающий первый удар.

Возможно, что в будущем произойдет “вбивание клина” между политическими союзниками. В печати уже появились сообщения типа “Лиманский сдает соратников”. Даже если отношения партнеров устоят под прессом такой пропагандистской обработки, то активность г-на Хведчика во время предстоящей кампании по выборам в губернскую Думу будет регулироваться активностью ведения следственных действий [[xv]].

4. Ситуация на ВАЗе

4.1. О банкротстве и реструктуризации долга

За прошедший месяц события вокруг тольяттинского автогиганта развивались стремительно.

2 октября состоялось экстренное собрание совета директоров АО “АвтоВАЗ”, которое должно было дать ответ на публичное заявление вице-премьера Бориса Немцова, пообещавшего обанкротить завод.

Было подтверждено решение реструктурировать задолженность на условиях согласованного заинтересованными сторонами проекта постановления Правительства.

В соответствии с этим документом тольяттинцы обязуются в течение 10 лет погасить образовавшуюся перед федеральным, областным, городским бюджетами задолженность, передав в качестве консолидированного залога дополнительно эмитированный 1 августа 1997 года пакет акций, обеспечивающий 50% + 1 голос на собрании акционеров [[xvi]].

После долгих и напряженных переговоров между Анатолием Чубайсом, Константином Титовым и Владимиром Каданниковым постановление о реструктуризации долгов АвтоВАЗа было подписано.

Кроме того, советом директоров решено реорганизовать в единый департаменты экономики и финансов (руководитель Э.Норов) и маркетинга, торговли и технического обслуживания (генеральный директор — А.Зибарев) под руководством первого вице-президента АО. Сенсационным стало назначение на эту должность генерального директора департамента производственной деятельности Н.В.Ляченкова. Реально это означало, что борьба внутри вазовского менеджмента достигла своего пика, поскольку теперь значимость сразу двух генеральных директоров — Эркина Норова и Александра Зибарева — резко снизилась. Соответственно уменьшилось и их влияние на политику предприятия. (Интересно, что весной 1997 года некоторые центральные СМИ писали о том, что среди директоров ВАЗа наметился раскол и в качестве группы, симпатизирующей “Daewoo”, назывались Зибарев и Норов.) [[xvii]].

Пути преодоления кризиса руководство ВАЗа видит в необходимости добиться поступления средств за проданную продукцию. Поставлена задача — возродить систему “АвтоВАЗтехобслуживания” в прежнем качестве, когда через заводские спецавтоцентры шла реализация всех автомобилей и производился их гарантийный ремонт. К созданию собственной товаропроизводящей сети уже приступили. В семи городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнекамске и Самаре — созданы склады готовой продукции. В дальнейшем предлагается такая схема: ныне акционированные спецавтоцентры должны стать дистрибъютерами завода, на которые будут замыкаться дилерские фирмы. Оптовая продажа машин должна идти только через дистрибьютеров со складов готовой продукции. Таким образом, с нынешним положением дел, когда 80% выпущенных автомобилей продается на территории Самарской области фирмам-посредникам, будет покончено [[xviii]].

Примерно так торгуют своей продукцией все крупнейшие автомобильные компании мира. Но есть одна особенность: тольяттинский автобизнес сегодня находится в руках криминальных и полукриминальных структур, которые вряд ли без боя сдадут завоеванные позиции.

4.2. Проверка завода межведомственной группой

Начала осуществлять свои действия межведомственная группа, в составе которой — специалисты из управления Федеральной службы налоговой полиции, Государственного таможенного комитета, главных управлений по борьбе с экономическими преступлениями и уголовного розыска, собственной безопасности МВД России.

3 октября на всех проходных завода появились вооруженные люди в масках и камуфляжах. Внешне все походило на акцию по массовой зачистке территории автогиганта от “посторонних лиц”, в той или иной степени участвующих в процессе торговли “Жигулями”. Однако явно затяжной характер мероприятия практически не оставил сомнения в серьезности намерений его организаторов. По всей видимости, эта акция является лишь частью широкомасштабной проверки предприятия правительством России. Ее результат поможет дать ответ на вопрос о способности ВАЗа выполнить свои обязательства перед государством, которому он задолжал почти 3 трлн. рублей.

По словам первого заместителя начальника Приволжского регионального управления по организованной преступности А.Яцкова, после того, как мафиози были отстранены от сборки и отправки автомобилей, работа завода активизировалась: если раньше железной дорогой (по разнарядке) отгружалось не более 160 машин в сутки, то теперь — около 1,6 тыс. штук. За время рейда было задержано около 60 членов различных группировок, возбуждено 24 уголовных дела, 25 человек понесли административную ответственность, на заводе пойман преступник, находящийся в розыске.

Кроме того, задержаны 363 человека за нарушение пропускного режима. Были уволены несколько начальников цехов, мастеров, рабочих и водителей. В тайниках на территории завода обнаружено полтора десятка машин. Были зафиксированы факты противодействия проверкам со стороны некоторых работников завода [[xix]].

С момента появления на ВАЗе спецподразделений МВД России в Тольятти совершено 25 убийств, значительная часть из которых классифицируется предположительно как заказные.

Хорошо отлаженная и гигантская схема дилерско-мафиозной сети, основателем и негласным руководителем которой является, по мнению ряда экспертов, некий уголовный авторитет Напарник, почти разрушена. Вслед за невыполнением договорных обязательств пошли “стрелки-разборки” и трагические развязки. Ситуация накаляется до предела.

Обеспокоенный резким ростом убийств, мэр города Тольятти С.Жилкин провел экстренное совещание с руководителями силовых ведомств Тольятти. Последним поручено немедленно организовать меры профилактического воздействия с одной целью — прервать цепь тяжких и особо тяжких преступлений [[xx]].

Руководители автогиганта направили Президенту России Борису Ельцину и премьер-министру Виктору Черномырдину обращение, в котором сообщают об убийстве заместителя коммерческого директора Владимира Шишкова и, оценивая серию кровавых покушений на начальников подразделений автогиганта как угрозу и вызов криминального мира, заявляют, что никаким шантажом испугать заводчан не удастся. Одновременно авторы обращения спрашивают у президента и премьер-министра: почему автомобилестроители не чувствуют себя в безопасности? В конце обращения руководители завода требуют от федеральных властей решительных мер, направленных на борьбу с преступностью, ради создания нормальных условий для жизни и работы в Тольятти и стране в целом [[xxi]].

5. СТАТИСТИКа

По состоянию на 1 октября бюджет прожиточного минимума по Самарской области составил в среднем на душу населения  333 тыс. рублей, на одного пенсионера — 228,4 тыс. рублей. Величина бюджета рассчитана по методике Министерства труда Российской Федерации и данным о ценах областного комитета государственной статистики [[xxii]].

В августе средняя номинальная начисленная заработная плата составила 1159 тысяч рублей. При этом относительно соответствующего периода прошлого года она выросла на 18%.

Сохраняется значительный разрыв в оплате труда работников бюджетной сферы и в промышленности. Уровень средней заработной платы в здравоохранении, образовании, культуре и искусстве в 1,7-2,7 раза ниже, чем в промышленности, и в 1.4-2,4 раза ниже среднего по области. Самая высокая зарплата — в электроэнергетике (2087 тыс. руб.), нефтедобыче (1854 тыс. руб.), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (1789 тыс. руб.), черной металлургии (1603 тыс. руб.); самая низкая — в легкой промышленности (520 тыс. руб.) и в сельском хозяйстве — 577 тыс. руб..

С учетом выплат социального характера, средняя зарплата по области равнялась 3,40 прожиточного минимума, без них — 3,28.

Общая задолженность всех предприятий по зарплате составила на 1 сентября 468 млрд. рублей [[xxiii]].


 



Источники

[i]. Сергеев Ю. Прокурор области против губернской Думы // Суббота. — Самара, 1997. — 4 октября. — №221. — С. 4.

[ii]. Губернатор считает, что это слишком // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 3 ноября. — №44. — С. 3.

[iii]. Дворник добился бесплатной рекламы // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 3 ноября. — №44. — С. 3.

[iv]. Любитель “порулить” появился среди выдвиженцев мэра Г.Лиманского. // Суббота. — Самара, 1997. — 25 октября. — №2. — С. 2.

[v]. Шито “красными” нитками // Суббота. — Самара, 1997. — 4 октября. — №221. — С. 4.

[vi]. Силантьев В. Смена власти: Александр Князев становится государственным чиновником // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 13 октября. — №41. — С. 2,3.

[vii]. Борсуков А., Перла А., Сурьянинов Д. СМИ- орудие кандидата // Самарское обозрение. — Самара, 1997. —
15 сентября. — №37. — С. 7-8.

[viii]. Тихомирова О. Бесплатный “сыр” для кандидатов // Волжская коммуна.— Самара, 1997.— 22 октября. — №234-235.— С. 1.

[ix]. Чибриков В. В одну шеренгу становись! // Самарская газета. — Самара, 1997. — -22 октября. — №160. — С. 2.

[x]. Ланге К. Бюджет прошел первое чтение // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 27 октября. — №43. — С. 2.

[xi]. Перла А. Аронин и Логойдо отбирают полномочия у Хасаева // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 6 октября. — №40. — С. 3.

[xii]. Задержан глава Самарского района // Волжская коммуна. — Самара, 1997. — -14 октяб ря. — №228. — С. 1.

[xiii]. И.П. Кто хотел “замять” дело? // Губернский вестник. — Самара, 1997. — 31 октября. — №317. — С. 5.

[xiv]. Субботин Г. 100 дней из 1460 возможных // Волжская коммуна. — Самара, 1997. — 24 октября. — №237. — С. 1,2.

[xv]. Солнцев Д. Кто и что стоит за арестом Никиты Хведчика? // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 6 октября. — №40. — С. 2,5.

[xvi]. ВАЗ: рассрочка на 10 лет // Суббота. — Самара, 1997. — -4 октября. — №221. — С. 2.

[xvii]. Сурьянинов Д. Хроника пикирующего “АвтоВАЗа” // Самарское обозрение. — Самара, 1997. — 6 октября. — №40.— С. 6.

[xviii]. Виноградова В. ВАЗ хочет продавать свои автомобили сам // Волжская коммуна. — Самара, 1997. — -8 октября. — №223-224. — С. 2.

[xix]. Время сказать правду // Волжская коммуна. — Самара, 1997. — -24 октября. — №237. — С. 1.

[xx]. Крестьянинов И. Мэр предполагает, а милиция... // Волжская коммуна. — Самара, 1997. — 31 октября. — №242. — С. 1.

[xxi]. Волжская коммуна. — Самара, 1997. — -29 октября. — №240-241. — С. 1.

[xxii]. Бюджет прожиточного минимума // Суббота. Самара.1997. — 4 октября. — №221. — С. 3.

[xxiii]. Облкомстат сообщает // Губернский вестник. — Самара, 1997. — 24 октября. — №316. — С. 1.