Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

А. Цепилов

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в октябре 1997 года

1. органы государственной власти

1.1. Образована контрольно-счетная палата Омской области

Во второй половине октября депутаты Законодательного собрания наконец-то избрали областную Контрольно-счетную палату (КСП), хотя наличие этого органа, контролирующего расходование финансов администрацией области, предусмотрено Уставом Омской области, принятым еще два года назад. Персональный состав КСП был сформирован законодателями и исполнительной властью на паритетных началах.

По представлению депутатов в палату вошли: заместитель начальника финансового отела Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги В.Кизилова, руководитель контрольного отдела фонда медицинского страхования Н.Кириллова, начальник отдела экономического анализа и финансирования департамента финансов омской мэрии Г.Ращупкина и доцент кафедры экономической теории и предпринимательства Омского госуниверситета А.Демидов.

По представлению губернатора Л.Полежаева в палату избраны: заместитель главы администрации Омского района О.Воротникова, начальник отдела областной налоговой инспекции П.Копотилова, начальник отдела федерального казначейства по Омской области Н.Федоренко и бывший начальник финансового управления обладминистрации В.Пайор. При голосовании последний кандидат получил наименьшее количество голосов и едва не был провален, однако именно он стал председателем Контрольно-счетной палаты.

Наблюдатели оценивают этот факт как крупный успех губернатора Л.Полежаева: у В.Пайора, ранее ведавшего областными финансами, нет заинтересованности в предании огласке всех каналов, по которым направлялись средства администрации. Сам В.Пайор на пресс-конференции, состоявшейся вскоре после образования КСП, опроверг, впрочем, всякие домыслы о своих намерениях скрыть какие-то сомнительные финансовые операции областных властей. Он заявил, что в свою бытность начальником финансового управления обладминистрации не допускал никакого криминала и что если бы чувствовал за собой какую-либо вину, то не дал бы согласия работать в палате. В числе первоочередных планов возглавляемой им структуры В.Пайор назвал намерение разобраться в перекосах использования бюджетных средств и выяснить, почему по одним статьям допущен существенный перерасход бюджетных денег, а другие, напротив, оказались значительно урезаны в поступлении средств

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что КСП стало первым в Омской области важным государственным органом, в котором большинство принадлежит женщинам [[i]].

1.2. Изменения в структуре областной администрации

Постановлением губернатора Л.Полежаева в структуре областной администрации создан комитет по газификации и водоснабжению. Председателем комитета назначен А.Ценев [[ii]].

1.3. Совместное решение по проблемам военно-промышленного комплекса региона

Администрация и Законодательное собрание Омской области, мэрия г. Омска, Совет Федерации омских профсоюзов, Союз товаропроизводителей и работодателей области приняли Совместное решение №1-48/228 от 08.10.1997г. “О дополнительных мерах по стабилизации экономического положения в оборонно-промышленном комплексе области”. В документе отмечается, что за девять месяцев текущего года на предприятиях омского ВПК выпуск продукции увеличился на 36,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в том числе по спецпродукции — в 2,9 раза. За 1994-97 гг. погашены долги “Заказчиков” на сумму свыше 360 млрд. руб., предоставлялись отсрочки предприятиям по налогам на общую сумму более 70 млрд. руб. За последние три года из государственного фонда занятости выделено 2,2 млрд. руб. на сохранение рабочих мест и переподготовку кадров. В то же время все предприятия ВПК работают в условиях сокращенной рабочей недели и сокращенным составом. Имеют место задержки зарплаты на период от 2 до 9 месяцев. Более трети предприятий убыточно, кредиторская задолженность превышает дебиторскую в три раза. Средняя зарплата находится в пределах 4801090 тыс. руб. Задолженность за выполненный в 1997 г. оборонный заказ составляет 452 млрд. руб., по зарплате — 141,5 млрд. руб. Практически не имеют государственного оборонного заказа ОМП им. Баранова, ПО “Завод транспортного машиностроения”, ОАО “Сатурн”, завод “автоматика”, Завод подъемных машин. Среди мер по предупреждению развития кризиса и поддержке предприятий ВПК Совместное решение предполагает следующее:

а) на региональном уровне:

— разработать программы реформирования предприятий, адекватные новым экономическим условиям;

— расширить номенклатуру выпускаемой гражданской продукции и товаров народного потребления с высоким рыночным спросом;

— рекомендовать Региональной энергетической комиссии не повышать тарифы на тепло- и электроэнергию до 01.10.1998 г. и снизить тарифы для предприятий ВПК, не имеющих задолженности за потребленные энергоресурсы;

— предприятиям ВПК внести предложения в Финансовой управление обладминистрации о пролонгировании договоров по ранее выданным ссудам;

— разработать график передачи ведомственного жилого фонда муниципалитету;

б) на федеральном уровне добиваться принятия следующих решений:

— предоставить право предприятиям самим распоряжаться собственными средствами в целях организации ведения производственного процесса;

— отменить (амнистировать) недоимки, зачисленные пени и штрафы за неуплату налогов в бюджеты всех уровней и взносов во внебюджетные фонды, образовавшиеся вследствие неисполнения федеральными властями своих обязательств по своевременной оплате государственного оборонного заказа;

— установить на 1-2 года предельный уровень налогов и сборов;

— снять ограничения по отнесению на себестоимость продукции государственного оборонного заказа поясного коэффициента на заработную плату.

Для координации деятельности по выполнению Совместного решения образована специальная рабочая группа [[iii]].

1.4. Изменения в региональных законах о выборах

На заседании Законодательного собрания в первом чтении приняты поправки и дополнения к законам “О выборах депутатов Законодательного собрания” и “О выборах в органы местного самоуправления”. Новации носят настолько принципиальный характер, что, по сути, можно вести речь о принятии нового избирательного закона. Подтверждено, что выборы будут проходить в два этапа: каждый високосный год будут избираться 15 депутатов по партийным спискам (первая такая избирательная кампания должна состояться в 2000 г.), а два года спустя будут проходить выборы 30 депутатов по мажоритарной системе. Независимо от способа избрания срок полномочий депутатов будет составлять четыре года, в результате чего будет достигнута гармония принципов ротации и преемственности депутатского корпуса. Принятые в первом чтении поправки закрепляют право самовыдвижения кандидатов. В то же время избирательные объединения и блоки, по новому варианту закона, должны иметь статус политических, общественных организаций, в уставе которых определено конкретное участие в политической жизни региона. При этом к участию в избирательной кампании будут допускаться лишь партии и движения, зарегистрированные не позднее, чем за год до голосования. Едва ли не еще более важной новацией можно считать предварительное решение депутатов отменить 25%‑ный барьер явки избирателей в качестве обязательного условия признания выборов состоявшимися. Теперь голосование станет легитимным при любом количестве проголосовавших граждан. Уточнен порядок отношений кандидатов в депутаты со СМИ: те масс-медиа, чьими учредителями или инвесторами являются обладминистрация и Законодательное собрание, обязаны бесплатно публиковать материалы, представленные всеми кандидатами, объемом приблизительно в 100 строк. Предполагается также, что каждый кандидат для регистрации должен собрать в своем округе не менее 1% подписей от общего количества избирателей. Для партии эта квота определена в 2%. Если при проверке количество недостоверных подписей превысит 5%, избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидату в депутаты

Законодательное собрание внесло существенные изменения и в Устав Омской области в части, касающейся выборов главы администрации Омской области. Был отменен ценз оседлости, в соответствие с которым губернатор мог быть избран только из числа граждан РФ, имеющих постоянное место жительства на территории Омской области не менее одного года до выборов. В этой связи уместно вспомнить, что к предыдущей избирательной кампании именно по данной причине не был допущен бывший вице-спикер Верховного Совета России В.Исправников — коренной омич, перебравшийся в Москву года за полтора до омских выборов [[iv]].

1.5. Председатель законодательного собрания В.Варнавский о работе парламента

Председатель Законодательного собрания Омской области, член Совета Федерации В.Варнавский провел пресс-конференцию, посвященную работе российского парламента. Он выразил сожаление в связи с тем, что Государственная Дума не приняла решения об отставке правительства. По мнению омского спикера, инициаторы вынесения вотума недоверия правительству, сообразив, что их затея становится вполне реальной, сами испугались возможного развития событий. Началась политическая игра, результат которой удовлетворил всех участников. В.Варнавский назвал историю с несостоявшейся отставкой “очередным фарсом”, заметив при этом, что большинство депутатов (за исключением сторонников Г.Явлинского) не желают расставаться с насиженными креслами. В то же время, считает В.Варнавский, на этом фоне остались вне информационного поля важные решения, обсуждавшиеся на последнем заседании Совета Федерации. Председатель Законодательного собрания выделил три закона: “О ветеранах”, “О прожиточном минимуме” и “О базовой стоимости социального набора”. В конечном итоге первые два документа были приняты, а третий в очередной раз отклонен, хотя, с точки зрения В.Варнавского, именно он совершенно необходим для выяснения внутреннего долга России, поскольку определяет эквивалент дореформенного рубля. Кроме того, В.Варнавский высказался против распространения предстоящей деноминации рубля на вклады населения в Сбербанке, открытые до 1992 г. Спустя несколько дней после этой пресс-конференции депутаты Законодательного собрания поддержали позицию своего председателя по данному вопросу, приняв соответствующее обращение к федеральным властям [[v]].

1.6. Из околополитической хроники

В омских СМИ снова промелькнуло имя М.Малюкова, полтора года назад прогремевшее на весь мир. Как известно, в апреле 1996 г. в коридоре Общественно-политического центра М.Малюков ударил в лицо бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС и Президента СССР М.Горбачева, прибывшего в Омск на встречу с избирателями в качестве кандидата в президенты России. По решению Центрального районного суда г. Омска обидчик архитектора Перестройки был направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Как сообщает омская пресса, в начале октября 1997 г. М.Маслюков отпущен на свободу [[vi]].

2. Местное самоуправление

2.1. Мэр г. Омска о ситуации в стране и регионе

В региональной прессе появился ряд публикаций, в которых мэр г.Омска В.Рощупкин выражает свою позицию по некоторым политическим и социально-экономическим проблемам России и Омской области. Кстати, в октябре на состоявшемся в Москве отчетно-выборном собрании Союза российских городов В.Рощупкин был избран одним из четырех вице-президентов этой ассоциации [[vii]].

В частности, омский мэр дал пространное интервью еженедельнику “Ореол”, основной темой которого стали непростые взаимоотношения городской и областной администраций. В.Рощупкин назвал “некорректным” и “в чем-то провокационным” проект подготовленного обладминистрацией и Законодательным собранием закона, в соответствие с которым вся городская земля в Омске объявляется не муниципальной, а государственной областной собственностью. Как подчеркнул В.Рощупкин, “за последние три года город постарался создать финансовую основу местного самоуправления, и одним из важных источников наших финансов является земля. Мы сегодня на ней собираем за год 66 миллиардов рублей. Прихорашивая город, создавая в нем зоны притяжения для торговли и всего остального, мы тем самым поднимаем цены на землю. И в этот момент у кого-то может, конечно, появиться желание взять все это в свои руки, чтобы получить все арендные платежи и другие доходы. Это же гораздо проще — все попросту экспроприировать, чем что-то самому создавать”. В очередной раз В.Рощупкин заявил, что Омский регион проиграл от вхождения Омского нефтеперерабатывающего завода в состав “Сибнефти” и подверг критике эту компанию за уклонение от уплаты местных налогов, используя пробелы в законодательстве. В интервью была затронута судьба сравнительно недавно уволенного из обладминистрации бывшего вице-губернатора Г.Малицкого: по словам В.Рощупкина, “сейчас он возглавляет новую городскую службу — условно назовем ее аппарат мэра. Он именно здесь силен как чиновник, хорошо знает эту работу. А на старом его месте в обладминистрации, когда прошли выборы президента и глав районных администраций и получился не тот результат, Малицкого обвинили в том, что он как идеолог не справился с этими задачами. А я не обвиняю чиновника Малицкого в том, что получились не те выборы” [[viii]].

В конце месяца В.Рощупкин провел брифинг, посвященный итогам прошедшего в Москве заседания Совета по проведению социально-экономических реформ при правительстве РФ. Как отметил мэр, главам администраций крупных городов удалось добиться принципиального решения о корректировке закона об основах местного самоуправления. В результате должен быть пересмотрен механизм формирования местного бюджета, найдены пути конкретного его наполнения за счет подоходного налога, налогов на землю и имущество. Представители 12 регионов России, включая Омск, поставили перед правительством вопрос об использовании федеральных средств, выделенных на передачу ведомственного жилья муниципальным органам. Как сказал В.Рощупкин, есть данные, что эти деньги были выделены, но до муниципалитетов (в том числе омского) не дошли. Касаясь предложенного на рассмотрение Совета проекта реформы народного образования, глава самоуправления г. Омска заявил, что этот документ нуждается в широком обсуждении и корректировке, поскольку он, в частности, снижает уровень финансирования вузов из федерального бюджета. В.Рощупкин подтвердил свое мнение о недопустимости проведения жилищно-коммунальной реформы в виде простого повышения тарифов. Дотации из бюджета, как отметил мэр, должны распространяться лишь на тех, кто в них действительно нуждается. В заключение В.Рощупкин сообщил, что от Совета Европы получено предложение провести летом 1998 г. в Омске международную конференцию по вопросам местного самоуправления, и мэрия считает необходимым воспользоваться этой возможностью широко представить свой город [[ix]].

2.2. Пять городских сборов признаны незаконными

Августовское заявление руководителей прокуратуры о незаконности ряда местных налогов, собираемых городской администрацией с позволения Горсовета, подтверждено судебным решением. 22 октября суд Центрального округа г. Омска удовлетворил по всем пунктам заявление прокурора города В.Хорошкина. Он просил признать недействительными пять сборов: за регистрацию права собственности на квартиру, за пребывание в городе иностранцев, постоянно проживающих за пределами России, с авиапассажиров, за въезд автотранспортных средств на территорию Омска и за проезд большегрузного транспорта по дорогам города. Решение суда вступит в законную силу 1 ноября, но не исключено, что мэрия подаст апелляцию в вышестоящие судебные инстанции [[x]].

3. ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

3.1. КПРФ

В октябре 1997 г. одним из наиболее заметных публичных мероприятий омской организации КПРФ стал митинг памяти московских событий октября 1993 г. В организации и проведении этой акции активное участие принимало местное отделение “Трудовой России”. В заявке на митинг число предполагаемых участников оценивалось в 3000 человек, реально же по данным УВД на площадь перед областным Законодательным собранием пришло человек 400. Левые, как всегда, оказались изобретательными на лозунги: “Чубайс — чемодан — вокзал — Америка”, “правительству — бассейн с крокодилами!”, “Омский ОМОН! Деньги кончаются быстро, а позор остается, пока его не смоют подвиги во имя народа” и т.п. Митинг и последующее непродолжительное шествие до площади Ленина прошли спокойно [[xi]].

3.2. “Третья сила”

В марте 1998 г. в Омске и области пройдут выборы в местные органы представительной власти. Первыми открыто вступили в избирательную кампанию малочисленные и маловлиятельные группировки демократической ориентации. 4 октября состоялся учредительный съезд избирательного блока “Третья сила”, в который вошли региональные организации СвДПР, объединения “Вперед, Россия!”, Партии народной совести, Российской республиканско-народной партии, Социал-демократического союза труда, движения “Честь и Родина”. Были приняты основные положения предвыборной платформы блока, не отличающиеся особой оригинальностью. “Третья сила” декларирует свое намерение добиваться действенной системы государственной власти, становления регионального законодательства, реформы местного самоуправления, изменения налоговой системы, введения суда присяжных и реального развития многопартийности. Второй съезд блока “Третья сила” намечено провести в декабре 1997 г. [[xii]].

3.3. Республиканская партия

Руководитель омской организации республиканской партии Российской Федерации (РПРФ), депутат Горсовета А.Авдейчиков провел первую партийную пресс-конференцию. Он заявил, в частности, что его партия в настоящее время благополучно выходит из кризиса и представляет собой организацию широкого социального партнерства с сильными региональными отделениями. В Омске эта партия правого центра имеет около 200 сторонников. Касаясь региональных проблем, А.Авдейчиков высказался за акционирование гигантов омской промышленности — ПО “Полет” и телевизионного завода. Кроме того, он напомнил, что омские республиканцы неизменно оказывали поддержку рыночным торговцам в их конфликтах с местными властями. В этой связи А.Авдейчиков подчеркнул, что нынешнее налоговое бремя непосильно для мелкого предпринимателя [[xiii]].

3.4. “ЯБЛОКО”

В региональном отделении движения “ЯБЛОКО” недавно появилась новая структура — городская организация, которую возглавил А.Захаров. Она создана в преддверие выборов в Горсовет и намерена выставить своих кандидатов в большинстве избирательных округов [[xiv]].

В октябре о себе заявила новая общественная организация — Дискуссионный клуб “яблочников”. 27 октября этот клуб провел обсуждение вопросов местного самоуправления, уделив особое внимание роли Омского Горсовета в его укреплении и развитии. В дискуссии участвовали активисты ряда общественных объединений и депутаты Горсовета [[xv]].

4. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И АКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА

4.1. Ситуация в высшей школе

Пожалуй, главным очагом социальной напряженности в Омске в октябре 1997 г. оказались высшие учебные заведения. С начала учебного года в подавляющем большинстве университетов, институтов и академий отсутствуют свет и тепло. Причина — огромная задолженность вузов перед энергетиками и коммунальными службами. Только перед предприятием тепловых сетей и котельных омские вузы имеют общий долг в 40 млрд. руб. В ряде вузов (например, в педагогическом университете) занятия приостановлены. Сотрудники аграрного университета уведомили власти, что намерены 5 ноября провести акцию протеста в районе омского Телецентра, в ходе которой возможно блокирование движения на одной из основных автомагистралей. К активным действиям намерены перейти и коллективы некоторых других вузов. Между тем омская мэрия категорически отказалась помогать вузам на том основании, что это — собственность федеральная. Москва же обещает направить бюджетные средства в лучшем случае к концу декабря [[xvi]].

4.2. Конфликт вокруг Ленинского рынка

В октябре в Омске вновь обострился конфликт вокруг Ленинского рынка — одной из крупнейших торговых точек города, расположенной на бойком месте неподалеку от железнодорожного вокзала. Некоторое время назад этот рынок был изъят у компании “Омтор” (бывшее управление торговли облисполкома), за бесценок приватизировавшей его на заре Перестройки, и возвращен в собственность муниципалитета. Законность этой меры была подтверждена в самом конце сентября Арбитражным судом. Между тем почти все 306 коммерсантов, торгующих на Ленинской ярмарке, уплатили немалую арендную плату “Омтору” на полгода вперед. Пошли слухи, что со сменой собственника автоматически будет ликвидировано право предпринимателей продолжать торговлю на этой территории. Поэтому когда 15 октября на рынке начался снос железных прилавков, принадлежавших “Омтору”, торговцы оказали активное сопротивление. Страсти подогрел сюжет, показанный по одному из городских телеканалов, в котором сообщалось, что предприниматели, пытавшиеся отстоять свои права, были избиты вызванной милицией. При этом сам инцидент на пленке зафиксирован не был, а лишь продемонстрированы якобы пострадавшие. В связи с этим директор департамента недвижимости администрации города Н.Ялоенко провел специальную пресс-конференцию, на которой продемонстрировал журналистам видеозапись происшествия, осуществленную сотрудниками УВД. Судя по этой пленке, стражи порядка вели себя корректно и не применяли силы, чего нельзя сказать о большинстве участников беспорядков. Видеокамера зафиксировала и диалог директора Ленинского рынка с разгоряченными предпринимателями. После того, как руководитель ярмарки заверил собравшихся, что к восьми часам утра будут установлены новые прилавки, торговцы разошлись. Комментируя эти события, СМИ сходятся в том, что “Омтор” попросту прикрылся “живым щитом” от законных притязаний властей на источник его доходов —  компания имела с рынка около 12 млрд. руб. в год [[xvii]].

4.3. “Матери — за спасение детей”

Весьма скромно прошли в Омске мероприятия в рамках всероссийской акции протеста “Матери — за спасение детей”, организацию которых возглавила депутат Горсовета, председатель Омского отделения Всероссийского женского совета С.Андрушко. Было проведено пикетирование мэрии и здания Законодательного собрания, что вызвало недоуменно-раздраженные комментарии близких к городскому руководству СМИ. По их мнению, претензии немногочисленных пикетчиков были направлены не по адресы, поскольку выплатой детских пособий и помощью многодетным семьям занимаются федеральные власти и областная администрация [[xviii]].



Источники

[i]. Богдановский С. Контроль за деньгами отдали прекрасному полу // “Ореол”. — 1997. — №42. — С. 2; Журавлев М. Бюджет стоит “на счетчике” // “Вечерний Омск”. — 1997. — 30 октября. — С. 2; Д.Гутенев. Есть кому контролировать бюджет // “Омский вестник”. — 1997. — 28 октября. — С. 2.

[ii]. В администрации — новый комитет // “Омский вестник”. — 1997. — 14 октября. — С. 1.

[iii]. Совместное решение // “Омский вестник”. — 1997. — 14 октября. — С. 2; В интересах оборонки // “Вечерний Омск”. — 1997. — 14 октября. — С. 2; Совместное решение // “Омская правда”. — 1997. — 14 октября. — С. 2.

[iv]. Невардовский А. Выборы должны проходить гласно и открыто // “Омская правда”. — 1997. — 21 октября. — С. 1; Кучинская Н. Избирать и быть избранным // “Омский вестник”. — 1997. — 29 октября. — С. 2; Грядут выборы // “Омский вестник”. — 1997. — 28 октября. — С. 1; Изменили Устав // “Ореол”. — 1997. — №42. — С. 5.

[v]. Журавлев М. В.Варнавский против “зачеркивания нулей” // “Вечерний Омск”. — 1997. — 23 октября. — С. 1; Н.Шокуров. Отставку снова свели к фарсу // “Коммерческие вести”. — 1997. — №42. — С. 1; Варнавский В. О Совете Федерации // “Омский вестник”. — 1997. — 23 октября. — С. 2; Богдановский С. Варнавский укатился недалеко от “ЯБЛОКА” // “Ореол”. — 1997. — №41. — С. 2; Спиридонов И. СФ не смог определить, сколько стоит рубль // “Новое обозрение”. — 1997. — №43. — С. 4.

[vi]. Нанесет ли Малюков новую пощечину Горбачеву? // “Зеркало”. — 1997. — №41. — С. 3.

[vii]. Подтвердили доверие // “Вечерний Омск”. — 1997. — 22 октября. — С. 2.

[viii]. Богдановский С. “Мы не будем помойным ведром, куда все можно сваливать” // “Ореол”. — 1997. — №40. — С. 4.

[ix]. Правительство деньги выделило, но до города они не дошли // “Зеркало”. — 1997. — №43. — С. 2; Оноприенко Р. Нами интересуются в Совете Европы // “Вечерний Омск”. — 1997. — 29 октября. — С. 3; Егорова Н. Достижения местного самоуправления в Омске признаны на уровне Совета Европы // “Коммерческие вести”. — 1997. — №43. — С. 1.

[x]. Пять городских сборов признаны незаконными // “Омский вестник”. — 1997. — 30 октября. — С. 2; Прокурор Хорошкин одолел Горсовет // “Ореол”. — 1997. — №42. — С. 2.

[xi]. Куркин Б. Страшно далеки они от народа // “Омский вестник”. — 1997. — 9 октября. — С. 2.

[xii]. Журавлев М. Было в Омске три “силы” — две известных, а третья... // “Вечерний Омск”. — 1997. — 9 октября. С.1; Куркин Б. Страшно далеки они от народа // “Омский вестник”. — 1997. — 9 октября. — С. 2; “Силу” создали, осталось взять власть // “Ореол”. — 1997. — №40. — С. 3.

[xiii]. Лебедев М. Достояние республики // “Вечерний Омск”. — 1997. — 8 октября. — С. 3; Республиканцы надеются на лучшее // “Зеркало”. — 1997. — №40. — С. 2.

[xiv]. “Яблочники” родили новое “ЯБЛОКО” // “Ореол”. 1007. №39. — С. 3.

[xv]. Самоуправление заботит не только депутатов // “Вечерний Омск”. — 1997. — 21 октября. — С. 1.

[xvi]. Салохин Н. Следующий этап — продавать входные билеты в вуз для его работников? // “Вечерний Омск”. — 1997. — 18 октября. — С. 1; Анатольева Т. На вынужденные каникулы // “Вечерний Омск”. — 1997. — 23 октября. — С. 1; Омские вузы держат голову в холоде // “Новое обозрение”. — 1997. — №44. — С. 2; Мэрия вузам не поможет // “Омский вестник”. — 1997. — 30 октября. — С. 2; Ученье — свет. Но света нет // Там же; Березовская Т., Калинчук С. Кто в роли заложника? // “Вечерний Омск”. — 1997. — 29 октября. — С. 2; Омские вузы погружаются во мрак... // “Ореол”. — 1997. — №42. — С. 3; А вы пробовали конспектировать на ощупь? // “Вечерний Омск”. — 1997. — 16 октября. — С. 1.

[xvii]. Устюгова Р. Две версии одного события // “Вечерний Омск”. — 1997. — 21 октября; “Омтор” лишился жирного куска // “Зеркало”. — 1997. — №40; Время “Ч” // “Четверг”. — 1997. — №41. — С. 1; Земля. Конфликт // “Ореол”. — 1997. — №40. — С. 5; Спиридонов И. Город взял Ленинский рынок // “Новое обозрение”. — 1997. — №43. — С. 4; Каменский С. Истерика на рынке: взгляд двух телекамер // “Зеркало”. — 1997. — №42. — С. 2.

[xviii]. Пикеты были немногочисленны // “Зеркало”. — 1997. — №41. — С. 1; Демченко А. Холостые залпы не в ту сторону // “Коммерческие вести”. — 1997. — №41. — С. 2.