Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир РАДОВ

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

в октябре 1997 года

1. Саммит СНГ в Кишиневе

“Для здравомыслящего нашего народа, для честно мыслящих политиков и журналистов не может быть сомнений в том, что открывшаяся вчера вечером, 22 октября, в Кишиневе встреча глав государств Содружества есть событие международного масштаба, одно из важнейших в этом году для стран — участниц СНГ, а для Молдовы — самое важное и самое престижное. Ведь еще никогда за свою историю, средневековую и современную, имидж Молдовы не поднимался так высоко. Как-никак наш Кишинэу на несколько дней стал политической столицей огромного евроазиатского региона, и взгляды политических лидеров, комментаторов, государственных мужей со всех уголков планеты направлены в сторону Кишинева. Достаточно напомнить, что сюда съехались 12 президентов и столько же премьер-министров, около 300 иностранных журналистов, прибыло более тысячи официальных и сопровождающих гостей” — с такой передовицей вышла “Независимая Молдова” 23 октября. Это достаточное выражение настроений жителей РМ в связи с мероприятием СНГ, настроений, среди которых преобладала гордость за свой Кишинэу.

А теперь о самом саммите.

Еще во время встречи глав государств в аэропорту, несмотря на их дежурные улыбки и доброжелательные отношения к прессе, чувствовалось подспудное напряжение. Практически все президенты высказали недовольство состоянием дел в СНГ, развитием интеграционных процессов. Но если одни винили в этом группировки отдельных стран в “двойки”, “четверки” и др., то другие как раз такой путь находили наиболее приемлемым для углубления связей между странами, входящими в Содружество. В этом аспекте Молдова не раз подчеркивала свою приверженность двусторонним связям, о чем еще раз заявил аэропорту Петр Лучинский. И тут же наглядно продемонстрировал свои приоритеты в этом направлении, покинув аэропорт вместе с прибывшим Борисом Ельциным (поручив встретить президента Казахстана Нурсултана Назарбаева премьер-министру Иону Чубуку, хотя до этого всех остальных своих коллег встречал лично). Оно и неудивительно: Россия продолжает оставаться основным торговым партнером Молдовы и по итогам 9 месяцев нынешнего года объем взаимного товарооборота с ней возрос на 8,6% по сравнению с прошлым годом и составил 582 млн. долларов — 41% от общего объема внешней торговли Молдовы.

Центральное место в саммите занимало закрытое заседание, после которого ожидалась пресс-конференция по итогам работы саммита. Она началась с сенсации. К журналистскому корпусу вышли всего лишь два президента – России и Молдовы — в сопровождении исполнительного секретаря СНГ Ивана Коротчени. Взволнованным голосом Борис Николаевич сообщил собравшимся, что только что президенты СНГ завершили совещание, передав все пакеты документов главам правительств, “чтобы они с ними поработали и доложили нам”. “Мы не стали обсуждать вопросы повестки дня на закрытом заседании, поскольку они не президентского уровня” — уточнил Ельцин.

Естественно, тут же последовал вопрос: “О чем же шел разговор на столь быстро завершившемся заседании?”

О судьбе СНГ, эффективности деятельности его структур, выполнении принятых ранее решений, сообщили президенты.

Тон дискуссии задал президент России (его выступление пресса при публикации озаглавила “Наши желания обгоняют наши возможности”). Он прошелся “тяжелой артиллерией” по деятельности СНГ. “Приходится признать: механизмы Содружества работают, как и прежде, с большими перебоями”. “Думаю, что тому есть серьезные причины. Среди них всем очевидная бюрократическая инертность аппарата, который призван обеспечивать выполнение наших решений. Но главное все-таки в другом. Если разобраться, то получается, что у нас все-таки не сложилось единого мнения по целям, характеру и содержанию нашего Содружества” — обобщил Б.Ельцин.

Эстафету подхватили остальные президенты, искусно направившие критические стрелы в адрес самой России и ее президента, который, как известно, имел честь три года председательствовать в СНГ. Камнем преткновения послужили острые вопросы по “горячим точкам” СНГ — Абхазии, Нагорному Карабаху, Приднестровью, проблемы со свободной торговлей между странами союза, таможенные преграды. Претензии к России и друг к другу были высказаны с соблюдением всех дипломатических тонкостей. Но удар был нанесен чувствительный, в чем и признался журналистам Б.Ельцин. Видимо, из-за напора этой критики и появилась идея о передаче всего пакета документов главам правительств.

“Означает ли это, что встреча была плохо подготовлена или что дни СНГ сочтены?”, — поинтересовались журналисты.

Президент России отметил высокий уровень подготовки встречи, четкую организационную работу молдавской стороны и тут же в зале поблагодарил за теплый прием президента Молдовы. Повестка дня саммита будет выполнена, заверил он, а это значит, что встреча не прошла напрасно. Более того, президенты договорились о точной дате следующей встречи — 23 января 1998 года: случай небывалый практике СНГ. На ней планируется принять всего один документ, но тщательно подготовленный и реально выполнимый. Скорее всего, заявил Борис Ельцин, это будет программа действий по созданию Таможенного союза. Соглашение о нем подписано давно, но так и не воплотилось в конкретные дела.

На пресс-конференции не раз подчеркивалось, что хотя критиковали Содружество почти все президенты, при этом никто не поставил под сомнение сам факт его существования и каждый вносил свои предложения. Определено, что отныне саммиты будут проходить в строго определенное время — каждую третью декаду марта и декабря. И начинаться они будут с отчета секретариата о том, кто и как выполняет предыдущие решения. Президент России заметил, что в столице Молдовы они пришли к согласию о необходимости кардинальных изменений в структуре руководства СНГ и кадровых перестановок. Попытка журналистов уточнить, что за этим кроется, наткнулась на умышленно расплывчатый ответ Ельцина: “Претензий секретариату много, но вопрос о недоверии не стоял”. Как бы в подтверждение слов своего коллеги Петр Лучинский объявил, что решения по всем 14 обсуждаемым в Кишиневе вопросам приняты, что говорит о результативности встречи. К сожалению, никого из глав правительств на пресс-конференции не было (а ведь им, наконец, была передана на рассмотрение вся повестка дня), что и увело дальнейший разговор Ельцина и Лучинского с прессой от судьбы СНГ в целом к конкретно обсуждаемым вопросам.

Таким образом, заявил Б.Ельцин, после встречи в Кишиневе союз независимых государств экс-СССР получил новый импульс к жизни. Президент РФ по этому поводу перефразировал известное крылатое выражение: “СНГ было, есть и будет!”.

Если исходить из заявления Петра Лучинского, в Кишиневе уже заложена хорошая основа для превращения СНГ из аморфного создания в реальный механизм интеграции. Ведь в повестке дня значилось обсуждение таких важных вопросов, как транснациональные корпорации и общий аграрный рынок СНГ. Реализация только этих двух соглашений способна вывести интеграцию стран СНГ на новый, значительно более высокий уровень.

Во время посещения Кишинева Борис Ельцин выполнил еще одну миссию — заложил первый камень в фундамент будущего здания российского посольства в Молдове. Это событие дало журналистам возможность развлечь читателей шуткой: надо полагать, стройка эта закончится быстро, ибо недостатка в стройматериале не будет — по признанию главы российского государства, коллеги в его адрес на встрече бросили много камней. [[i]]

2. Визит спикера Государственной Думы РФ

29 октября завершился трехдневный визит в РМ делегации (8 депутатов) нижней палаты парламента Российской Федерации, возглавляемой спикером Государственной Думы Геннадием Селезневым. В целом визит в Молдову российский спикер расценил как успешный: “Нам удалось не только выполнить намеченное, но даже и перевыполнить. Мы многое успели сделать и посмотреть” — сказал он.

Выступая перед молдавскими парламентариями, Г.Селезнев остановился на основных моментах сотрудничества между двумя странами. “Мы нуждаемся друг в друге. Молдова заинтересована в поставке российских энергоносителей, сельскохозяйственной техники, сохранении своих позиций на российском рынке, тем более, что доля России во внешней торговле РМ составляет 42%. Мы же в свою очередь — в молдавской сельскохозяйственной продукции”, — отметил он. Сейчас готова к подписанию программа торгово-экономического сотрудничества между двумя странами на период до 2000 года. Хотя в то же время в экономических отношениях есть и множество нерешенных проблем.

Но основные вопросы, обсуждаемые в ходе визита, носили политический характер и касались нератификации Государственной Думой в течение семи лет базового политического договора и Соглашения о выводе с территории Республики Молдова контингента российских войск. На итоговой пресс-конференции Г.Селезнев заявил, что скорее всего данный договор будет ратифицирован Думой до конца нынешнего года. По его словам, многие российские парламентарии напрямую увязывают ратификацию этого документа с определением статуса приднестровского региона. “Подписание Меморандума вдохновило многих депутатов, их отношение к договору меняется”, — сказал он. Сейчас текст договора из комитета по делам СНГ (который вынес резолюцию “отклонить”) направлен на рассмотрение во фракции и депутатские группы, что весьма редко практикуется в Госдуме. До 15 ноября они должны определить свои позиции.

В отношении будущего статуса Приднестровья российский спикер заявил, что РМ — единое государство. Приднестровье может быть республикой, если, возможно, Молдова в перспективе превратится в федерацию, а может быть и автономией с широкими полномочиями. Но все это — сугубо внутреннее дело Молдовы.

Что касается вывода российских войск и судьбы их вооружения, то Г.Селезнев заявил: присутствие российских войск в регионе в условиях неокончательного урегулирования конфликта является стабилизирующим фактором. Но Россией и впредь будет проводиться линия по сокращению численности военного контингента. Что касается оружия, то его вывоз уже начался — в Россию отправлено два вагона, часть оружия уничтожена на месте. Задача облегчена тем, что в ходе саммита СНГ Леонид Кучма пообещал, что Украина предоставит зеленую улицу на вывоз оружия из приднестровского региона. Геннадий Селезнев заявил, что все оружие является собственностью Российской Федерации. “Что сможем — продадим на месте, но не Молдове или Приднестровью, а третьим странам. Остальное — вывезем. Но ничего никому мы дарить не намерены”, — сказал он [[ii]].

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПАРЛАМЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РМ

После президентских выборов в Молдове сложилась своего рода коалиция проигравших, которая объединяет как крайне левых, так и крайне правых, а именно: коммунистов и социалистов, с одной стороны, фронтистов и группу Андроника в Демократической конвенции — с другой. После того, как к ним примкнула левая часть аграриев, эти группировки получили подавляющее большинство в парламенте. И стали представлять опасность для правительства Иона Чубука. Проблема заключается в том, что оно является правительством меньшинства.

Меньшинство — это группа из 24 независимых депутатов во главе с Думитру Дьяковым, в октябре основавших новую фракцию. Часть из них вышла из Аграрно-демократической партии после смещения Думитру Дьякова с поста вице-спикера парламента, другая — социалисты, поддержавшие Лучинского еще перед первым туром. Даже с учетом аграриев, не вышедших из фракции, но придерживающихся умеренных позиций, всех сторонников правительства начитывается не более тридцати из сто четырех депутатов.

При таком соотношении сил, казалось бы, нет ничего проще, чем отправить правительство в отставку. Однако оппозиция этого не делает. Когда депутат Аурел Чепой попытался собрать подписи недовольных правительством, он не нашел и пяти депутатов, готовых подписаться под проектом резолюции недоверия. Лидер “Социалистического единства” Сеник прямо заявляет, что социалисты не хотят отставки правительства. Они хотят, чтобы правительство работало, но корректировало свой курс с учетом нужд народа. Это означает, на мой взгляд, что ни левые, ни правые не хотят отставки правительства потому, что в соответствии с Конституцией РМ за этой отставкой может последовать роспуск парламента, а депутаты не желают поступиться своими мандатами до истечения срока. Видимо, поэтому фракция “Социалистическое единство” приняла решение провести парламентские выборы 28 июня 1998 года — в самый поздний возможный в соответствии с Конституцией срок.

Выигранное время оппозиционеры стремятся использовать для дискредитации правительства и президента. И, конечно, не из-за какой-то любви к каверзам, а для того, чтобы иметь возможность сказать перед выборами: смотрите, мы же говорили вам, что Лучинский — это плохо! С учетом того, что Лучинский на президентских выборах победил довольно внушительно, другой тактики, кроме этой, для оппозиции и не остается. Так хотят поступить и снегуристы вместе с фронтистами, и коммунисты вместе с социалистами.

Среди последних решений парламента — аннулирование всем экономическим агентам штрафных санкций, наложенных до первого июня девяносто шестого года. Общая цена вопроса — минус 800 млн. леев (170 млн. долларов). Но еще больше потенциальные потери бюджета из-за неизбежного падения налоговой дисциплины: гражданам дали понять, что налоги можно не платить, а долги списать. Решение по этому вопросу принималось дважды, потому что президент накладывал вето. Оно было с легкостью преодолено коалицией, разношерстной идеологически, но монолитной в противостоянии президенту.

Не менее опасным (по мнению правительства) является решение об аннулировании таможенных пошлин на ввоз автомобилей в РМ. Чистые потери бюджета составили не менее 15 млн. леев (=3,3 млн. долларов).

И, наконец, решение, принятое 24 октября, рекомендующее правительству отметить постановление №512 об увеличении тарифа на тепловую, электрическую энергию, газ. Это решение фактически обязывает правительство компенсировать за счет бюджета разницу между отпускными ценами и себестоимостью энергоносителей.

Проявляя эту заботу о населении, депутаты нарушили только что ратифицированный договор с Мировым банком, так называемый SAL-2, по которому в республику уже перечислено двадцать пять млн. долларов. Столь откровенное пренебрежение международными обязательствами может дорого стоить Молдове.

Дефицит платежного баланса РМ приближается к 300 млн. долларов. И не ясно, каким образом этот дефицит финансируется. Устойчивость национальной валюты зависит от резервов Национального банка и если эти резервы не пополнятся очередным вливанием Международного валютного фонда (а деньги должны поступить в декабре), то доверие к лею будет серьезно подорвано.

Обязав бюджет принять на себя ранее не предусмотренные в нем обязательства, парламентарии из коалиции фактически пробили в нем брешь, заделать которую в ближайшее время не представляется возможным. Многие наблюдатели обвиняют депутатов в том, что ими провоцируется обвал национальной экономики накануне выборов с тем, чтобы использовать его в своих интересах.

25 октября на заседании правительства было принято решение о внесении в парламент резолюции о доверии кабинету. Если правительство получит вотум доверия, парламентская критика вынуждена будет “сбавить тон”, если нет — пройдут досрочные парламентские выборы, которые позволят создать более устойчивое парламентское большинство [[iii]].

4. ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: “Время созидательной идеи”

Задолго до официального старта избирательной кампании партии и движения республики усиленно готовятся к парламентским выборам. Какие идеи станут определяющими, что выберет сегодняшний избиратель?

Постепенно бледнеют символы, недавно зажигавшие сердца. Если вчера благородная идея национального возрождения трактовалась так, что общество пришло к расколу, то сегодня она воспринимается абсолютным большинством населения гораздо более цивилизованно (если можно так сказать, возрождение в рамках международного права). Общество теперь по-новому понимает такие символы, как свобода и демократия. Ушла в историю самоуверенность “демократов первой волны”, высокомерно считавших себя “спасителями нации” и охотно прибегавших (“во имя свободы”) к насилию. Лагерь “прорабов демократии и независимости” за прошедшие годы понес немалые потери. Война в Приднестровье, некомпетентное управление страной отвратили многих представителей интеллигенции от власти. Оставшись без интеллектуальной поддержки, правящие силы попытались “законсервировать” народ в “соусе” национального фундаментализма. Но последние парламентские и президентские выборы показали, что общество отвергает такой путь.

Политические силы, приведшие П.Лучинского к власти, сегодня все больше приходят к мысли объединиться и создать “партию власти”, но для этого нужно консолидировать многочисленные политические формирования одинаковой ориентации. Таким центром стал блок “За демократическую и процветающую Молдову” — лидер депутат парламента Думитру Дьяков. Самым заметным событием октября в этом направлении стало создание в молдавском парламенте новой депутатской группы. Новую фракцию организовали 24 депутата — бывшие аграрии и социалисты. Они выступили с официальной декларацией, текст которой опубликован в газете движения “За демократическую и процветающую Молдову” “Диалог”. Эти депутаты заявляют о необходимости реализовать президентскую и правительственную программу, ускорить ход реформ.

В новой парламентской группе те, кто помог П.Лучинскому в прошлогодней президентской кампании, — Думитру Дьяков, Владимир Солонарь, Василе Варниск, Архип Чиботару, а также один из заметных в Парламенте Молдовы депутатов Александр Муравский, который вышел из фракции некогда правившей Аграрно-демократической партии Молдовы (АДПМ). Муравский активно работал в предвыборном штабе экс-премьера Андрея Сангели. Наблюдатели называли его одним из главных идеологов АДПМ и правительства Андрея Сангели в области экономической политики.

Другим блоком является Демократическая конвенция (ДК). 12 октября состоялась учредительная конференция кишиневского отделения Демократической конвенции Молдовы. ДК — крупный оппозиционный блок партий, созданный на базе избирательные движения “Про Снегур”. В Демократическую конвенцию входят Партия возрождения и согласия, Христианско-демократический народный фронт (ХДНФ), Экологическая партия и Христианско-демократическая лига женщин.

Делегаты форума критиковали не только руководство республики, но и другое крупное оппозиционное формирование — Партии демократических сил (ПДС) во главе с Валериу Матеем.

Остается под вопросом будущее социал-демократов. В октябре состоялась первая консультативная встреча Социал-демократической партии Молдова (СДПМ) и Объединенной социал-демократической партии Молдовы (ОСДПМ).

Стороны согласились с необходимостью конструктивного диалога по проблемам, представляющим взаимный интерес. Они согласились с тем, что диалог должен основываться на выработке тактики социал-демократов в будущей избирательной кампании. Представители двух партий отказались комментировать возможности объединения в одну политическую силу или формирование совместного блока. Они сделают это позднее — по мере продолжения начатого диалога.

Раскол в СДПМ возник весной этого года, когда часть партии во главе с тогдашним председателем, советником президента по особым поручениям Анатолом Цэрану вошла в ОСДПМ вместе с еще четырьмя партиями социал-демократической ориентации. Другая часть партии осталась самостоятельной и на своем съезде в тот же день избрала председателем партии пресс-секретаря президента Андрея Цуркану.

ОСДПМ и СДПМ начали оспаривать вопросы преемственности, правомочности существования, принадлежности к международным организациям, в которые СДПМ вступил до раскола (в частности, к Социалистическому интернационалу). Лидеры обеих партий апеллировали к министерству юстиции. Однако министерство зарегистрировало обе партии, которые самостоятельно должны выяснить отношения между собой. Официально лидеры партий не исключают возможности объединения, но этому препятствуют принципиальные разногласия между некоторыми из них — прежде всего между двумя членами команды президента.

Активную деятельность развивает лидер Гражданской партии Молдовы (ГПМ) Владимир Солонарь. 17-18 октября он побывал в России, где принял участие в областной конференции “ЯБЛОКА” в г.Ярославле. 28 октября на пресс-конференции он выразил серьезную обеспокоенность экономическим и финансовым положением страны. Отмечено, что дефицит платежного баланса растет угрожающими темпами вплотную приблизившись к цифре в 300 млн. долларов. Сегодня в Молдове дефицит бюджета почти в два раза превосходит запланированный в законе о бюджете потолок в 330 млн. леев (= 72 млн. долларов) или 3,5% ВВП. Для финансирования этого дефицита правительство было вынуждено заимствовать средства на внутреннем и внешнем рынках, которые все уже истрачены для выполнения неотложных обязательств. Владимир Солонарь заявил, что приближение парламентских выборов побуждает основные лица, действующие на политической сцене, занимать безответственные, подчас популистские позиции по ряду ключевых вопросов. Проект бюджета на следующий год, по самым скромным подсчетам, завышен: по доходам на 100 млн. леев (=22 млн. долларов), а по расходам — на 150 млн. леев (= 33 млн. долларов).

Итак, партийная жизнь вступила в новую фазу, — обозначились 4-5 центров, объединяющие разнообразные партии и движения. Настанет ли то время, когда в Молдове, как и во многих странах развитой демократии, будут доминировать 2-3 крупные партии? По-моему, не скоро [[iv]].

5. РАСКОЛ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

“Регистрация Бессарабской митрополии приведет к внутрицерковному конфликту”, — говорится в сообщении пресс-службы митрополии Православной церкви Молдовы. “Заявление средствам массовой информации республики, читателям-христианам” опубликовано во всех республиканских газетах, передавалось по телевидению и радио. Далее в “Заявлении” делается вывод: “А в перспективе раскол населения единой конфессии по национальному и политическому принципу приведет к внутрисемейной вражде с перерастанием такой ситуации в гражданский конфликт”.

Выступая по частному румынскому телеканалу ПРО-ТВ, митрополит Владимир заявил, что он не призывает к конфликту, однако к нему может привести регистрация Бессарабской митрополии. Он подтвердил, что “официальное название нашей церкви — Православная церковь Молдовы, а не Молдавская православная церковь Наша паства — это не только молдаване, но и представители национальных меньшинств”.

В свою очередь, президиум Народного собрания Гагаузии обратился с посланием к митрополиту Кишинева и Всея Молдовы Владимиру, в котором просит учредить в составе Православной церкви Молдовы епархию с центром в городе Комрате, которая будет действовать в территориальных пределах Гагаузии. Копии обращения направлены патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, президенту Молдовы, Совету Европы, ОБСЕ.

Местные наблюдатели отмечают, что это обращение направлено не столько на создание новой епархии, сколько на сохранение единства митрополии Молдовы и недопущение регистрации митрополии Бессарабии. Выступающие против легализации последней представители митрополии Молдовы с самого начала предупреждали, что в случае регистрации митрополии Бессарабии возникнет проблема создания Гагаузской и Приднестровской епархий, что приведет к окончательному расколу молдавской православной церкви.

Епископ Дубэсарский Юстиниан считает, что Приднестровский регион не подвергнут опасности церковного раскола. Об этом он заявил в интервью, опубликованном в газете “Днестровская правда”. Он возглавляет церковь Приднестровского региона, которая является составной частью Молдавской митрополии. Будучи членом Священного синода, он фактически второй человек в молдавской православной церкви. Молдавская пресса неоднократно критиковала его за то, что он не является гражданином Молдовы, не знает румынского языка и поддерживает тесные отношения с администрацией непризнанной ПМР.

По мнению Юстиниана, начинающийся раскол несет и духовную опасность, так как это — попрание многих государственных канонов. “Более того, затрагивается и общественное спокойствие. Под угрозой и независимость самой Молдовы”, — подчеркнул он. По его словам, президент Петру Лучинский понимает опасность церковного раскола и при встречах с румынским патриархом Феокмистом дал понять высшему духовному лицу соседней страны, что Молдова является независимым государством и вправе сама решать свои внутренние проблемы, в том числе в духовной сфере.

Епископ Юстиниан отметил, что эти проблемы касаются Приднестровья только в той степени, в какой его церковь является частью Молдавской митрополии.

Отметим, что в Румынии вовсе не единодушно поддерживается Бессарабская митрополия. Григоре Григореску (создатель “Лиги за справедливость”) заявляет: “Не могу оставить без комментария тот факт, что патриарх и Синод Православной румынской церкви вмешиваются во внутренние дела Республики Молдова и в духовную жизнь православных верующих РМ, ущемляя ее суверенитет и единство. Я имею в виду закулисный маневр некоторых румынских националистов, занимавших высокие начальственные должности, при поддержке группы бессарабцев, которые с помощью патриарха Феоктиста нанесли удар по единству православной церкви РМ путем создания митрополии Бессарабии во главе с епископом Петру из Бэльц. Не секрет, что Синод Румынской православной церкви оказывает солидную поддержку (не только духовную) раскольной Бессарабской митрополии, чем подрывает суверенитет и государственность РМ. Более того, тем самым нарушается и ст.29 абз.4 Конституции Румынии” [[v]].

В настоящее время не видно каких-либо путей преодоления раскола православия в РМ. Напротив, есть все основания полагать, что как апелляции к авторитету Вселенских патриархов, предпринимаемые духовенством, так и оттягивание регистрации в Минюсте Бессарабской митрополии (тактика, избранная властью РМ) приведут лишь к углублению конфликта.



Источники

[i]. Независимая Молдова. — 1997. — 21-22-23-24, 28 октября. — №251-258; Экономическое обозрение. — 1997. — Октябрь. — №38-39.

[ii]. Независимая Молдова. — 1997. — 28-30 октября. — №257-262.

[iii]. Независимая Молдова. Обзор газет. — 1997. – Октябрь; Экономическое обозрение. — 1997. — Октябрь.

[iv]. Независимая Молдова. — 1997. — 3-10-14-16-21-22-24-29-31 октября. — №237-238-243-245-248-251-252-255-256-261-263-264; Экономическое обозрение. — 1997. — Октябрь. — №38.

[v] Независимая Молдова, 1997. — 7-8-28-29 октября. №239-240-257-260.