Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

А.Сибирцев

Республика Узбекистан

в сентябре 1996 года

1.    Политические события

Главным официальным политическим событием стало празднование 5-летия независимости Узбекистана 1 сентября. Накануне праздника на площади “Мустакиллик” состоялось большое театрализованное представление, на открытии которого с кратким приветствием выступил Президент Узбекистана Ислам Каримов.

В связи с празднованием 5-летия независимости почти неделю ведущие республиканские газеты публиковали подборки приветственных поздравлений Президенту и народу Узбекистана, которые поступали из различных уголков планеты. Печать, радио и телевидение последнюю неделю августа и первую неделю сентября особенно изобиловали материалами о достигнутых успехах, о наступившем переломе и поступательном развитии в большинстве отраслей промышленности и сельского хозяйства. Настойчиво внушалась мысль о том, что уже сегодня у большинства жителей Республики возросли реальные доходы и, следовательно, уровень жизни. Эти утверждения, однако, не были подкреплены ни убедительными экономическими расчетами, ни опросами населения (проведение которых в Узбекистане вообще большая редкость).

 

Нарастающими темпами шла в этом месяце работа по подготовке празднования в Республике 660-летия Амира Тимура, которое планируется провести в середине октября. Открытие празднества состоится в Самарканде и пройдет по всем памятным местам эпохи тимуридов. В программе — лекции, доклады, семинары, фильмы, театральные представления... Амир Тимур подается сегодня в Узбекистане как мудрый правитель, национальный герой, покровитель науки и искусств. Задействованы массы людей и немалые средства. Значительная часть населения еще не воспринимает новое обличие Тимура (Тамерлана), относится к происходящему с недоверием и затраты на эти сцены считает неоправданными. Новая трактовка истории является сегодня составной частью политики, служит идее братского единства всех тюркских народов.

Знаменательным шагом стало появление решения президента и правительства Узбекистана о поддержке республиканского молодежного общественного центра “Маънавият ва марифат” (“Духовность и просветительство”). Кабинет Министров принял специальное постановление “О поддержке Международного фонда “Олтин мерос” (Золотое наследие) при этом общественном центре. Цели и задачи фонда — “сохранение культурного наследия.., внедрение в сознание народа, особенно молодежи, чувства национальной гордости, любви к Родине и верности идеям независимости” — получили финансовое обеспечение.

Сохранению спокойствия и общественного порядка в Республике по-прежнему уделяется огромное внимание. Постоянная профилактическая работа — патрулирование, рейды, проверки и т.д. — дает свои результаты. Серьезного роста преступности не наблюдается. По осени, как правило, проводится крупномасштабная операция “Черный мак” по поиску и уничтожению посевов конопли и опийного мака, делянки которых еще не перевелись. Усилена борьба с транзитным провозом полуфабрикатов и высокотехнологических наркотиков.

1.1.    Совещание ОБСЕ “Национальные институты по правам человека” в Узбекистане

Эпохальным для республики событием стало совещание-семинар Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) “Национальные институты по правам человека”, который прошел в Ташкенте 11-13 сентября текущего года.

Совещание, посвященное проблемам информационного отражения ситуации в области прав человека, получило предельно скупое освещение в узбекской прессе. Руководство страны-хозяина мероприятия постаралось пресечь внутри республики всякую информацию, которая могла бы привлечь внимание к событию.

Проведение семинара входит в общий процесс разворачивающейся между руководством Узбекистана и Западом политико-правовой игры. Запад стремится к налаживанию контактов с Узбекистаном, как де-факто политически влиятельной державой Центральной Азии. Однако для приверженных либеральных ценностям европейских держав и США было бы трудно признать, что они сотрудничают с недемократическим режимом, нарушающим права человека. Поэтому для сотрудничества от руководства Узбекистана потребовалось проведение хотя бы косметической политики в направлении соблюдения прав человека. С другой стороны, можно согласиться, что даже и такие формальные мероприятия могут облегчить положение реальных правозащитных организаций и оппозиции Узбекистана, и в этом смысле они полезны. Так или иначе, узбекское руководство определенно сделало шаг в сторону официального формального признания самих принципов прав человека и связанных с этим институтов и правозащитных организаций.

Однако, признав эти ценности формально, узбекское руководство постаралось фактически всячески препятствовать реальному развитию в Узбекистане правозащитного движения. В частности, это проявилось в старательном уменьшении информации о том, что происходило на семинаре, организованном ОБСЕ.

По Конституции, Узбекистан — светское демократическое государство. Республика имеет достаточно развитое формальное законодательство. Однако существующие лишь формально законы могут воплощаться в реальность лишь в том случае, если поддерживаются реальными политическими силами. Каковы же отношения реальных политических сил республики — то есть в основном Президента, а также партий, духовенства и чиновников — в отношении развития демократии и прав человека?

Демократия — прежде всего соединение двух элементов: политического участия общества и главенства закона. Для населения, с одной стороны, и для потенциальных политических субъектов, с другой стороны, оказываются важны разные стороны демократии. Для политических субъектов — это возможность политического участия, дающая им возможность войти во власть; для простого населения недемократических государств часто более важной частью демократии становится главенство закона, которое защищает их жизнь от произвола чиновников.

Политические партии Узбекистана поддерживают демократию — но только постольку, поскольку это может обеспечить им вхождение во власть. Партийные газеты не пишут об имеющих место нарушениях прав человека и Конституции, о злоупотреблении властью и коррупции. Партии не ведут конкретной работы по утверждению принципов демократии. Боятся, что их закроют за нагнетание “лишних” эмоций в обществе.

Чиновники вообще объективно не заинтересованы в приходе демократии, понимая, что тогда они потеряют изрядную часть власти.

Духовенство Узбекистана — так же как и партии — “ограниченно за”, то есть только за те пункты демократии, которые обеспечивают ему большую свободу действий.

Для простого же населения более важным элементом является соблюдение прав человека, выполнение законов, защищенность простых людей от произвола чиновников.

 

В семинаре приняли участие делегация из Америки, Европы и Центральной Азии, представители ООН, ОБСЕ, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, неправительственных и общественных организаций. В числе приглашенных — представители дипломатического корпуса, аккредитованные в Узбекистане. Открыл совещание-семинар руководитель делегации ОБСЕ, заместитель госсекретаря Швейцарии Жан Марк Булгарис. Доклад на тему “Обязательства ОБСЕ по правам человека и их практическое осуществление” сделал представитель делегации США Стив Коффи.

Сообщения о семинаре в СМИ Узбекистана были весьма кратки. На страницах газет имелись публикации в 50-70 строк, и в эфире теленовостей семинару было отведено 2-3 минуты общих сообщений, которые не давали практически ничего. И лишь из небольшого интервью с Яцеком Полишевски стало понятно, что семинар проходил довольно бурно: “...Некоторые из них (выступавших) высказывают критические замечания, выражают свое несогласие. Однако никто из них не стал сторонником нарушения конституционного режима, то есть не занял неконструктивной позиции”.

Нигде в местной печати не было сообщено, что на этом семинаре выступили с резкими критическими замечаниями в области обеспечения прав и свобод человека в республике активист запрещенного движения “Бирлик” (Единство) Абдуманоп Пулатов, бывший председатель Совмина, премьер-министр и госсекретарь, ныне лидер не оформившейся пока партии “Хак йули — адолат” (Справедливый путь) Шукурулло Мирсаидов, некоторые религиозные деятели.

В целом получилось так, что иностранные гости в основном хвалили достижения республики в области прав человека и стремление к утверждению демократии, а представители самой республики, отметив наличие законодательной базы, ругали ее несоблюдение.

Спустя неделю после закрытия семинара газеты словно спохватились, что осветили его весьма скупо, и опубликовали сначала статью-отповедь А.Комилова в адрес тех, кто выступил на семинаре с критикой (без указания их фамилий), а потом и обобщающий материал “Время работает на нас” в объеме 1/4 газетной полосы. В нем, в частности, сообщено: “В апреле нынешнего года Узбекистан направил в комиссию ООН по правам человека доклад о соблюдении международных обязательств, принятых нашей стороной в связи с присоединением к Пакту о гражданских и политических правах. В республике при активной помощи и содействии ряда международных организаций созданы правовые институты, направленные на защиту прав человека...” (но не уточняется — какие именно институты). А о претендентах на роль оппозиции заявлено, что “понимания роли и места политической оппозиции в обществе явно не показали бравшие на семинаре слово соотечественники, прибывшие из-за рубежа”.

Гости из ОБСЕ в общем были довольны, так как получили подтверждения, что на бумаге (в законах) и в жизни (бурные выступления на семинаре) идет борьба за соблюдение прав и свобод человека. И это главное.

В то же время, из освещения этого семинара рядовой житель республики не узнал практически ничего. Какие институты по правам человека действуют в Узбекистане? Люди лишь слышали, что существует комиссия Олий Мажлиса (Верховного Совета) и уполномоченный ООН по правам человека в республике. Как они конкретно работают? Что стоит за понятием “Национальные институты”? Кто и как будет делать мониторинг по правам человека и куда он будет направляться? Появятся ли неправительственные организации по защите прав? и т.д.

Аналитики считают, что тонкая режиссура помогла чиновникам отвести угрозу и удержать свои позиции. Угроза для их власти пока миновала. А мониторинг чиновнику не страшен. Он его сделает сам.

Говорилось на совещании-семинаре о роли прессы, которая должна работать на усиление политической активности населения. В условиях цензуры это просто нереально, тем более, что узбекские журналисты хорошо знают цену красивых слов на востоке, если даже звучат они с высоких трибун. Отменять же цензуру пока никто не собирается.

Более того, идет наступление на право человека получать информацию. Из подписного каталога на 1997 год вычеркнуты многие российские издания. Из печатавшихся некогда в Ташкенте 12-ти изданий осталось два — “Труд” и “АиФ”. Несмотря на то, что пользуются они большим спросом — у них самые большие тиражи, — их распространение в Узбекистане также находится под угрозой.

2.    экономика

Несмотря на утверждения официальной прессы о достигнутых успехах, наступившем переломе и поступательном развитии в большинстве отраслей промышленности и сельского хозяйства, о росте реальных доходов у большинства жителей республики, в действительности о стабилизации жизненного уровня можно говорить применительно лишь к небольшому слою населения. Это 10-12% — те, кто нашел свою нишу в бизнесе и прочно закрепился в ней. У основной массы работающего населения падение жизненного уровня несколько замедлилось, но не остановлено. При реорганизации, акционировании, приватизации предприятий, как правило, тысячи людей остаются безработными. В основном это люди предпенсионного возраста, многие из которых оказываются после потери работы за чертой бедности. Сегодня уже практически каждый второй работник госпредприятий, чтобы прокормить семью, вынужден работать в двух, а то и в трех местах.

Все же, в целом, экономика республики стала приобретать некоторую устойчивость, в отдельных отраслях появились первые признаки стабилизации и роста. Прежде всего в хлопководстве, строительстве, в добыче энергосодержащего сырья и цветных металлов, в электронике и электротехнической промышленности, в топливно-энергетическом комплексе. Недавно Узбекистан пополнил число стран, имеющих предприятия автомобилестроения.

Хлопок — основная статья валютных поступлений. В сентябре начинается его массовый сбор. На конец сентября было собрано 40% к плану. В прошлом году на эту дату было заготовлено 60% хлопка, то есть на 20% больше. Вызвано это более поздним высевом культуры из-за неблагоприятной весенней погоды и, естественно, более поздним созреванием. Поэтому сбор хлопка-сырца начат в этом году на 10-12 дней позже обычного. Урожай оценивается специалистами как достаточный, чтобы выполнить все контрольные цифры. О возможном увеличении выброса хлопка на мировой рынок за счет поставок из Узбекистана и других Центрально-азиатских государств на европейских биржах заговорили уже сегодня: прогнозируется некоторое снижение цен на это сырье по сравнению с ценами урожая прошлого года.

Отмечен рост активности на УзРТСБ — Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже. 95% торгового оборота приходится на экспортные контракты. Спросом пользуются: растительные текстильные волокна, бумажная пряжа и ткани из нее, шелк, топливо, минеральные и битуминозные материалы, продукты переработки хлопка, вата и нетканые материалы, удобрения, электротехническая и кабельная продукция. Общий объем контрактов с января по август текущего года составил 8,5 миллиардов сумов (более 210 миллионов долларов). Это в 2,2 раза больше, чем за тот же период прошлого года.

Трудно прогнозируемая ситуация складывается в сфере денежного обращения. Задержки по зарплате в ряде сельских регионов достигли 5-6 и более месяцев. Курс доллара за сентябрь вырос на 5 пунктов и составил 40 сумов за 1 доллар. На черном рынке курс доллара за этот период подскочил с 60 до 70 сумов за доллар. Цены на привозные промышленные товары растут в соответствии с курсом черного рынка. Разговоры и обещания о скором введении полной и свободной конвертации национальной валюты сума прекратились. Более того, целый ряд магазинов, торгующих импортной бытовой техникой и промтоварами, был вынужден закрыться из-за невозможности конвертации сумов для расчетов с поставщиками (из-за проблем, задержек и отказов в госбанке, через который официально должны вестись все конвертации). Оценивая эту ситуацию, аналитики осторожно высказывают предположения, что имеющееся 6-7-месячное валютное покрытие, о котором не раз заявлял Президент Ислам Каримов, либо зачислено в резерв, либо уже истрачено под некие другие госпрограммы.

3.    Международные отношения

В международных контактах следует отметить неослабевающее внимание к республике со стороны ОБСЕ. В начале сентября Узбекистан посетила делегация Парламентской ассамблеи ОБСЕ во главе с вице-президентом ассамблеи Вилли Виммером.

С рабочими визитами в республике побывали премьер-министр Кыргызстана А.Жумагулов, министр иностранных дел Украины Г.Удовенко, представители деловых кругов Германии, Японии. Парламентская делегация из Венгрии во главе с заместителем Председателя Государственного собрания Тибором Фюзеши ознакомилась с работой Олий Мажлиса (Верховного Совета).

Представительная делегация из Узбекистана, возглавляемая заместителем премьер-министра В.Чженом, побывала в Индонезии, где провела семинар “Делайте бизнес в Узбекистане”.

В последние дни сентября в Узбекистане возникло беспокойство в связи с событиями в Афганистане — захватом талибами Кабула и их стремительным продвижением на север.

3.1.    Центрально-азиатское региональное сотрудничество

Договору о создании Единого экономического пространства, подписанному Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном — 2,5 года. Он предусматривает реализацию целого пакета совместных программ по углублению интеграции до 2000 года — правовых, экономических и организационных.

Для координации общих усилий в экономической, политической, оборонной и гуманитарной сферах был создан Межгосударственный совет в составе президентов и премьер-министров и его структуры:

— Совет премьер-министров,

— Совет министров иностранных дел,

— Совет министров обороны.

Рабочий орган — Исполнительный комитет, действующий на постоянной основе.

Совместные программы по экономической интеграции до 2000 года были Исполкомом Межгоссовета наработаны, главами государств одобрены и Советом премьер-министров утверждены.

Программа предусматривает 53 вида сотрудничества, 23 из которых уже находятся в работе. Центральноазиатский банк сотрудничества и развития начал финансирование части проектов на сумму 2,3 млн. долларов.

Сегодня хозяйствующими субъектами рассматриваются такие масштабные вопросы, как координация действий в области развития авиационной и космической промышленности, производство различных катализаторов для химической и нефтехимической промышленности, совместное производство свинца.

Продолжает работать единый производственный комплекс Казахстанской национальной компании по атомной энергетике и промышленности и Кыргызского Кара-Балтинского горнорудного комбината. На их базе по межправительственному соглашению решено создать Казахско-Кыргызское СП.

На Навоийском горно-металлургическом комбинате (Узбекистан) совместно с Акционерной компанией “Алтыналмаз” (Казахстан) ведутся испытания новой технологии по добыче золота.

В поселке Сары-Озек Талдыкорганской области (Казахстан) сооружается комплекс по добыче и переработке цеолита для нужд сельского хозяйства государств-участников.

Идет интенсивная работа по развитию кооперации в целях наращивания мощности пущенного недавно в Узбекистане завода “УзДЭУавто”, что позволит снизить себестоимость малолитражек и сделать их конкурентоспособными на рынке Азии и Европы. АО “Кыргызавтомаш” приступает к производству радиаторов и масляных фильтров, еще 11 наименований комплектующих намерено поставлять АО “Ошский машзавод”. Предприятия Казахстана изучают возможности производства карданов, автошин, стекол, аккумуляторов, штамповочных изделий.

Минздравы трех республик разработали Единые нормативные требования к техдокументации на производство лекарств, Единые требования по регистрации, Единые правила проведения контроля качества, сертификации и стандартизации лекарственных средств. Договорились о производстве препаратов крови на базе ташкентского НИИ вакцин и сывороток.

Интеграция предполагает развитие транспортных систем. Завершаются проектно-изыскательские работы по железной дороге Балыкчи—Кара-Кеге—Таш-Кумыр.

Достигнута договоренность о завершении строительства второй нитки газопровода “Бухара—Бишкек—Алматы” в 1997 году, которая на территории Казахстана почти готова, а в Кыргызстане к ее строительству еще не приступили.

Перспективные наработки по интеграции, созданию Единого экономического пространства, как видно из перечня, есть. Шансы на их стабильное долгосрочное наполнение и расширение с учетом давних традиционных хозяйственных связей достаточно велики. Однако есть и риск. Он связан с вопросами иностранных инвестиций, различием законодательных баз государств региона и постоянными в них изменениями, особенностями взаимоотношений каждого из них с другими странами СНГ. Эти скрытые пока проблемы могут затормозить весь процесс. Однако, участники семинара “Региональная интеграция в Центральной Азии: шансы и риск экономического сотрудничества” (Ташкент, 18-21 сентября) считают, что шансов больше, чем риска.

 

В сентябре был организован в рекламных целях автопробег по пяти Центральноазиатским республикам новых автомашин “Тико”, “Дамас” и “Нексия”, которые недавно стали собирать в Узбекистане на совместном узбекско-южнокорейском предприятии “УзДЭУавто”. Газеты широко освещали это событие. Было сообщение о том, что по несколько сотен этих машин на пробу уже закупили Украина, Белоруссия, Россия, проявили интерес к ним ряд восточноевропейских и западных стран.

Источники

1. Народное слово — 1996 — сентябрь

2. Правда востока.— 1996 — сентябрь

3. Новый день.— 1996 — сентябрь

4. Бизнес вестник востока — еженедельник. — 1996