Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в октябре 1996 года

1.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.1.    Бюджетные проблемы

1.1.1.    Перспективы Санкт-Петербурга в зеркале федерального бюджета

В проекте бюджета РФ на 1997 год, представленном правительством РФ в Государственную Думу, не предусмотрен целый ряд ранее утвержденных федеральных программ по Санкт-Петербургу. Выпала программа "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга", принятия которой в свое время добились петербургские депутаты Думы. Из 45 федеральных программ, в которых мог бы участвовать Санкт-Петербург, остались только две – строительство, ремонт и эксплуатация метро и строительство комплекса сооружений защиты от наводнений. Предусмотренная в проекте бюджета прямая поддержка регионов через специальные программы распространяется прежде всего на республики в составе РФ. Доля Санкт-Петербурга в фонде финансовой поддержки регионов оказалась недопустимо малой, она снизилась в 4 раза по сравнению с 1996 г. Значительно меньше потребности составляют запланированные субсидии на петербургское метро.

При этом, как отмечает председатель подкомитета Государственной Думы по бюджету Оксана Дмитриева (Санкт-Петербург, “ЯБЛОКО”), Санкт-Петербург по сравнению с другими регионами является одним из наиболее добросовестных в обращении с деньгами федерального бюджета – как правило, средства, выделяемые в помощь регионам, являются неконтролируемыми [1].

В отстаивании бюджетных прав Санкт-Петербурга губернатор предпринял нестандартную акцию: он направил письмо губернатору Нижегородской области Борису Немцову. В послании описано, какое важное значение имеет Санкт-Петербург для России, и то, как это значение недооценивается. Отмечено, что в федеральном бюджете ежегодно выделяются субвенции Москве на выполнение функций столицы РФ. В проекте бюджета на 1997 год такая субвенция предусмотрена в размере 2,7 трлн. рублей. В то же время выполнение Петербургом возложенных на него общефедеральных задач практически ничем не обеспечено. Упоминается о хроническом недофинансировании из федерального бюджета вузов, органов судебной системы и т.п., о критической ситуации с сохранением центра города, где расположены памятники культуры мирового значения, о тяжелом положении с петербургским метро и т.д. Губернатор сообщает, что администрация Санкт-Петербурга обратилась в Государственную Думу с просьбой рассмотреть вопрос о включении в расходную часть бюджета РФ субвенции Петербургу для осуществления им функций города федерального значения в размере 3,0 трлн. рублей. Губернатор Санкт-Петербурга просит своего коллегу из Нижнего Новгорода и члена Совета Федерации поддержать это предложение и объединить усилия для сохранения и приумножения славы "второй столицы".

1.1.2.    Проблемы городского бюджета

Главной заботой исполнительной власти остается поиск источников пополнения бюджета города.

Большие надежды возлагались на поступление средств Дорожного фонда. После принятия городского закона о Дорожном фонде (ставшего возможным после соответствующего решения Конституционного суда Российской Федерации – см. [2]) три из пяти собираемых в городе дорожных налогов должны были оставаться в Санкт-Петербурге. Однако управление Центрального банка РФ продолжало незаконно перечислять в федеральный Дорожный фонд все налоги, на чем город потерял 200 млрд. рублей. Депутаты Государственной Думы от Санкт-Петербурга Сергей Попов и Александр Мазур (“ЯБЛОКО”) обжаловали действия ЦБ РФ в суде. В ходе судебного заседания им удалось доказать, что неперечисление положенных по закону средств в местный Дорожный фонд прямо нарушает права каждого налогоплательщика. Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил их жалобу. Насколько известно, подобное судебное решение не имеет прецедентов в России. Впрочем, для того, чтобы деньги действительно вернулись в городской бюджет, правительство Санкт-Петербурга должно потребовать возмещения понесенных городом убытков в Арбитражном суде.

Важнейшей работой правительства, прежде всего комитета финансов была подготовка проекта бюджета Санкт-Петербурга на 1997 год. Одновременно подготовлены и внесены в Законодательное собрание законопроекты, определяющие новую налоговую политику на ближайшие три года. В целом эти документы свидетельствуют не только о сохранении, но и существенном развитии проводимой прежней администрацией политики формирования в городе благоприятного налогового климата (см. раздел 2.1.).

1.2.    Текущие дела и немного политики

Губернатор Санкт-Петербурга и губернатор Псковской области В.Туманов подписали в Пскове договор о сотрудничестве между администрациями двух регионов. Акция, несомненно, имела характер поддержки Туманова на выборах губернатора Псковской области.

Губернатор Санкт-Петербурга встретился с главами администраций 40 городов РФ. Встреча состоялась в рамках проходившего в Санкт-Петербурге собрания Союза российских городов. В.Яковлев познакомил глав администраций с возможностями промышленности Санкт-Петербурга, которые могли бы быть использованы для экономического сотрудничества между городами РФ. Участники встречи договорились, в частности, предложить промышленным предприятиям Северо-Запада объединиться в отраслевые группы для выработки единой стратегии развития. Решено создать в Санкт-Петербурге аналитический центр, который будет аккумулировать предложения в этом направлении. Кроме того, при Санкт-Петербургской Инженерно-экономической академии будет создан центр подготовки кадров для муниципального управления, обслуживающий администрации городов России.

Распоряжением от 16 октября при губернаторе образован Общественный совет банкиров и промышленников.

Октябрьский политический кризис в Москве, завершившийся отставкой секретаря Совета безопасности РФ Александра Лебедя, губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев прокомментировал весьма уклончиво. Он заявил: "Волю президента следует уважать". Он считает, что ситуация "войны компроматов" может резко обострить обстановку в стране, в том числе в регионах, где проходят выборы губернаторов. В.Яковлев призвал руководителей регионов не поддаваться на провокации и обеспечить мир и спокойствие на своих территориях.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

2.1.    Бюджет, налоговая политика

Администрация Санкт-Петербурга внесла в ЗС законопроект "О некоторых вопросах налогообложения в 1997-1990 гг.". Проект является беспрецедентным для России: он предусматривает снижение в течение трех лет ставок почти всех местных налогов, в том числе налога на прибыль, которые в течение трех лет должны снизиться с 21 до 19%. Предполагается снизить в 5 раз ставку налога для предприятий на приобретение транспортных средств. Начиная с 1998 года предполагается отменить сбор на нужды образовательных учреждений. Для банков, страховых компаний и бирж ставка налога составит 22%, т.е. не будет поднята до предусмотренного в РФ максимума в 30%. При этом предусматривается увеличение в 5 раз налога с физических лиц – владельцев транспортных средств.

Законопроект еще на стадии подготовки прошел серьезное обсуждение среди депутатов и представителей деловых кругов. Первоначально администрация подготовила 4 варианта – от снижения всех налогов до их существенного повышения.

Закон принят за основу. Таким образом, в Санкт-Петербурге впервые в России решились на реализацию принципа снижения налогового бремени для стимулирования производства и увеличения бюджетных доходов за счет роста налогооблагаемой базы. Помимо этого, закон, рассчитанный на трехлетний срок действия, закладывает основы стабильности и предсказуемости налоговой политики. Впрочем, остается опасность того, что ожидаемый позитивный эффект может быть сведен на нет, если федеральный налоговый пресс будет усиливаться. Понимая нетрадиционность внедряемого в Санкт-Петербурге подхода, губернатор В.Яковлев перед представлением законопроекта в ЗС ознакомил с ним первых вице-премьеров РФ Алексея Большакова и Владимира Потанина. При этом, как стало известно, он критиковал федеральную налоговую политику [3].

Внедряя новую налоговую политику, власти все же подстраховались: одновременно внесен законопроект "О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". Он предусматривает практически полную отмену льгот по налогам на имущество и землю предприятий, в том числе бюджетных (за исключением тех, которые имеют льготы по федеральному законодательству). По прогнозу, отмена этих льгот может принести в городской бюджет более 800 млрд. рублей. Часть этих денег будет возвращаться в виде целевых дотаций стратегически важным бюджетным организациям (пассажирский транспорт и т.п.). Закон должен побудить предприятия избавиться от оставшихся с прошлых времен значительных излишков недвижимости и земли.

Губернатор внес еще один законопроект, имеющий отношение к нормализации финансовой ситуации – закон "О еврооблигациях в Санкт-Петербурге". Закон позволит городу выйти на международные финансовые рынки и получить средства зарубежных инвесторов на более длительные сроки и под меньший процент, чем использованные до сих пор кредиты местных коммерческих банков. Первоочередная задача, которую должны помочь решить еврооблигации – обслуживание внутреннего долга. По расчетам комитета финансов, эта операция может дать уже к концу года около 3 триллионов рублей. Закон принят в первом чтении.

Впервые за последние годы администрация в положенный законом срок (до 15 октября) внесла в ЗС проект бюджета на 1997 год. Его основные параметры: доходная часть–12 трлн. 291 млрд. рублей, расходная часть – 14 трлн. 196 млрд. рублей. По прогнозу, дефицит должен быть полностью покрыт за счет заемных средств. Впервые предусмотрены отдельные бюджеты районов. Для 8-ми районов, не имеющих достаточных собственных источников доходов, предусмотрены дотации. Незначительное увеличение расходов планируется только на социальные программы, по всем остальным разделам бюджета предусмотрено снижение расходов.

Эксперты оценивают проект бюджета как весьма жесткий и реалистичный. Некоторые экономисты, резко выступавшие против В.Яковлева на губернаторских выборах, с удовлетворением отмечают, что проект бюджета не обнаруживает ни следа тех популистских обещаний, которыми изобиловала его предвыборная программа [4].

Как всегда, можно ожидать сложностей с прохождением бюджетного законопроекта в ЗС. Начало уже положено – проект бюджета был представлен без адресной программы капитальных вложений. В прошлые годы аналогичное обстоятельство приводило к сильному обострению напряженности в отношениях ЗС и мэра Санкт-Петербурга А.Собчака. Сейчас ситуация другая: если Собчак принципиально не хотел проводить эту программу через ЗС (несмотря на то, что это предусмотрено законом Санкт-Петербурга), то губернатор Яковлев сопроводил документы по бюджету специальным письмом, в котором объясняет отсутствие программы капитальных вложением тем, что ее просто не успели подготовить, и обещает представить программу в ближайшее время. Тем не менее, как стало известно, в ЗС многие склонны отклонить проект бюджета, в частности, и на основании отсутствия этой программы. Ожидаются также споры по вопросу о правомерности использования заемных средств для покрытия дефицита бюджета.

2.2.    Законы

Реагируя на кризисную ситуацию, сложившуюся в судах (см. ниже, раздел 6.2), ЗС рассмотрело в срочном порядке и приняло за основу законопроект "О внебюджетном фонде поддержки судебных органов Санкт-Петербурга". Предполагается, что средства создаваемого фонда будут складываться из добровольных денежных и имущественных взносов юридических и физических лиц. Использоваться средства фонда должны по заявкам судебных органов на укрепление материально-технической базы судов.

Губернатор В.Яковлев вернул без подписания принятый в прошлом месяце закон о финансовой поддержке общественно-политических газет Санкт-Петербурга в 1996 году (см. [2]). Он указал, что данный закон противоречит закону Санкт-Петербурга о бюджетном процессе, согласно которому предложения о корректировке бюджета на текущий год могут вноситься только губернатором. Понимая необходимость поддержки прессы, губернатор внес собственный вариант законопроекта. В нем отсутствует перечень предлагаемых к дотированию изданий, вместо этого предусматривается дотация Государственному газетному комплексу. Размер дотации уменьшен по сравнению с установленным в отвергнутом законе с 3, 6 до 1, 5 млрд. рублей.

Проблема государственной поддержки СМИ обсуждалась также в связи с другим документом, предполагающим более долгосрочное регулирование – законопроектом "О мерах поддержки средств массовой информации, книгоиздания и книгораспространения в Санкт-Петербурге". Этот законопроект готовился в течение нескольких месяцев депутатами М.Амосовым, И.Артемьевым и Л.Романковым. Документ предусматривает освобождение редакций городских общественно-политических изданий от региональной части налога на прибыль и уменьшение в 2 раза платы за аренду помещений, земельного, имущественного и некоторых других сборов. Кроме того, законопроект содержит положение, в котором предлагается внести в расходную часть бюджета на 1997 год дотацию СМИ в размере 14-15 млрд. рублей. Для распределения этих средств предлагается создать координационный совет из равного числа представителей от городской администрации, Законодательного собрания и издателей газет и книг. Согласно проекту, в координационный совет не могут входить депутаты ЗС, сотрудничающие со СМИ. Положение о координационном совете вызвало большие споры и стало причиной того, что проект не был принят даже за основу.

Кроме закона о финансовой поддержке газет, губернатор возвратил без подписания еще два закона.

Один из них – закон "О правительстве Санкт-Петербурга" – принят в целом с учетом поправок губернатора.

Другой отклоненный закон – "О мерах государственной поддержки малого предпринимательства". Основание отклонения – предусмотренные налоговые льготы приведут к увеличению дефицита бюджета. В ходе обсуждения поправки губернатора были приняты, но принятие закона в целом отложено.

Губернатор отклонил закон "О порядке подписания, опубликования и вступления в силу устава Санкт-Петербурга" и предложил свой вариант закона. В нем губернатор настаивает на введении нормы, предусматривающей подписание губернатором устава Санкт-Петербурга после его принятия Законодательным собранием. В принятом ранее законе это не предусматривалось. ЗС вернулось к рассмотрению этого вопроса, имея два новых варианта закона – внесенный губернатором и вариант автора предыдущего закона депутата А.Ливеровского. В последнем опять предусмотрено подписание устава губернатором, но без права вето. Отстаивая этот принцип, Ливеровский привел в пример порядок принятия Конституции РФ, не предусматривающий подписи президента. В итоге за основу был принят вариант Ливеровского. Однако многие считают, что после принятия закона в целом он опять не будет подписан губернатором.

2 октября был принят за основу очередной вариант закона о местном самоуправлении (предыдущий вариант, принятый в январе, был отклонен мэром Собчаком). Вновь принятый вариант сохранил все те положения, против которых возражал мэр. Это вызвало протест юридического комитета администрации Санкт-Петербурга. Председатель комитета Дмитрий Козак утверждает, что ряд положений закона противоречит Конституции РФ и действующему законодательству. Администрация вообще считает, что не следует принимать этот закон до рассмотрения Государственной Думой законодательной инициативы о внесении в федеральный закон изменений, учитывающих особенности таких субъектов РФ, как Санкт-Петербург и Москва.

Тем временем в данном вопросе произошла подвижка – 23 октября Государственная Дума приняла в первом чтении закон РФ "О внесении дополнений в федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Проект устраняет имевшиеся ранее противоречия, серьезно затруднявшие реализацию системы местного самоуправления в городах-субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге. Самым спорным моментом была необходимость дублирования на уровне города органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, предусматривается, что с целью обеспечения единства городского хозяйства органы государственной власти городов федерального значения могут решать и ряд вопросов местного значения, что позволяет избежать фактического разделения города на систему полностью самостоятельных муниципалитетов. Проект был разработан по инициативе депутата Государственной Думы А.Шишлова (“ЯБЛОКО”) при участии экспертов Санкт-Петербургского центра "Стратегия" и Региональной партии центра Санкт-Петербурга.

2.3.    Рабочая встреча депутатов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Состоялась рабочая встреча представителей Законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на которой обсуждалась перспектива объединения в единый субъект РФ. В отличие от большинства выступлений последнего времени на эту тему (в основном высших руководителей регионов и представителя Президента РФ по Санкт-Петербургу), тон обсуждения не был столь оптимистическим. Говорилось о необходимости в первую очередь создать единую правовую базу, сблизить уставы регионов. Некоторые эксперты по экономическим вопросам считают, что с точки зрения решения проблем управления финансами и инвестиционными процессами нет никакой необходимости срочного объединения–эти проблемы можно решить на договорной основе. Депутаты говорили о недостаточности информации для того, чтобы выбрать оптимальный вариант сотрудничества. Депутаты сошлись во мнении о необходимости интенсивной параллельной законодательной и экспертной работы.

О слабой информированности населения по проблемам объединения свидетельствуют и результаты опроса, проведенного Институтом социологии РАН среди петербуржцев во время выборов губернатора Санкт-Петербурга (1500 респондентов).

Высказывания о возможности объединении:

 

Не знаю, не думал об этом

 28%

Скорее согласен, чем не согласен с этой идеей

 23

Это совершенно правильная идея

 21

Мне глубоко безразличен данный вопрос

 14

Скорее не согласен

 7

Это совершенно неправильная идея

 7

Кто окажется в выигрыше, если объединение состоится?

 

Не знаю, не думал об этом

 46

Оба выиграют

 31

Оба проиграют

 11

Выиграет область

 8

Выиграет Санкт-Петербург

 5

2.4.    Фракции

Состоялось образование объединенной фракции, о котором шла речь в предыдущем обзоре [2]. Новая фракция выбрала неполитическое название "Петербург". В нее вошли все члены бывшей фракции "Любимый город" (И.Артемьев, М.Амосов, В.Щербаков, А.Крамарев, В.Селиванов) и часть членов бывшей фракции "Реформа" (Н.Евдокимова, Л.Романков, А.Ливеровский, В.Новоселов, М.Толстой). Координатором фракции избран Леонид Романков.

Ядром бывшей фракции "Любимый город" можно считать представителей местного отделения “ЯБЛОКА” (Региональной партии центра): Михаил Амосов и Игорь Артемьев являются, соответственно, председателем и членом политсовета РПЦ, Вячеслав Щербаков на выборах губернатора Санкт-Петербурга входил вместе с Артемьевым в коалицию В.Яковлева; Аркадий Крамарев также поддержал на этих выборах Яковлева. В бывшую фракцию "Реформа" входили все депутаты – члены ДВР. Новая фракция должна стать влиятельной силой в ЗС, учитывая ее численность и участие высокопоставленных чиновников правительства Санкт-Петербурга – первых вице-губернаторов Шербакова и Артемьева и заместителя председателя ЗС Новоселова.

Вопрос о создании объединенной фракции обсуждался в местных отделениях “ЯБЛОКА” и ДВР. РПЦ поддержала создание фракции, тогда как на политсовете местной ДВР эта идея не была одобрена. Члены ДВР и бывшей фракции "Реформа" В.Сычев, Ю.Гладков и В.Островский в новую фракцию не вошли. Особый протест вызвало избрание Л.Романкова координатором фракции. Встал вопрос о совместимости с пребыванием в партии. Л.Романков, всегда занимавший в партии достаточно независимую позицию, оставил этот вопрос на усмотрение коллег.

2.5.    Управление общественных связей ЗС

В Законодательном собрании Санкт-Петербурга создано управление общественных связей. Его руководителем назначен Владимир Угрюмов. Разработана концепция управления, суть которой заключается в создании образа открытого для избирателей органа представительной власти. В порядке реализации этой концепции объявлено об открытости заседаний ЗС для граждан. В частности, намечены экскурсии для школьников.

3.    СУД

Федеральный суд Московского района Санкт-Петербурга вынес беспрецедентное решение по жалобе одного из призывников – Г.Блашко (1978 г.р.). В апреле 1996 года Блашко, получив повестку из военкомата, заявил на призывной комиссии, что для него как верующего человека служба в армии недопустима, но он согласен пройти альтернативную службу, как это предусмотрено статьей 59 Конституции РФ. На это он получил ответ, что его ждет стройбат. Как сообщают, существует секретная директива Министерства обороны, предписывающая в подобных случаях направлять призывника на службу, где не требуется ношение и применение оружия–в строительные и железнодорожные войска [5]. Г.Блашко подал в суд на призывную комиссию и выиграл дело. Постановлением суда отменено решение о призыве Блашко вплоть до принятия закона РФ об альтернативной службе. Председатель призывной комиссии сообщил, что не намерен обжаловать решение суда и в дальнейшем будет рассматривать дела призывников, желающих пройти альтернативную службу, в соответствии со ст. 59 Конституции.

4.    ГУВД

31 октября министр внутренних дел А.Куликов издал приказ о временном отстранении от должности начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области В.Лоскутова и начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями Н.Данилова в связи с проведением служебной проверки вплоть до ее завершения.

Проверка проводится по представлению Генеральной прокуратуры РФ. Как говорится в приказе, временное отстранение руководителей сделано с целью обеспечения объективности проверки.

О том, что проверяется и кто проверяет, в приказе не говорится. В прессе высказывается предположение, что поводом для отставки послужило возбужденное прокуратурой Санкт-Петербурга в июле уголовное дело по факту превышения власти или служебных полномочий сотрудниками Управления по борьбе с экономическими преступлениями. Речь шла о незаконном использовании сотрудниками УБЭП конфискованного имущества [6].

Временно исполняющим обязанности начальника ГУВД назначен полковник внутренних войск Анатолий Пониделко. В марте 1996 года он был утвержден в должности заместителя начальника ГУВД по работе в Ленинградской области (в ранге министра областного правительства).

Пониделко Анатолий Васильевич родился в 1944 г. в Новочеркасске. Окончил военное училище в г. Орджоникидзе и историко-философский факультет Кабардино-Балкарского университета. С 1966 г. служил во внутренних войсках. В 1989 г. перешел на преподавательскую работу, был заместителем начальника училища МВД. Имеет ученое звание доцента военной педагогики и психологии. Действительный член Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности. Награжден орденами и медалями.

В военном училище внутренних войск МВД учился вместе с нынешним министром внутренних дел А.Куликовым, с тех пор дружат семьями.

Сообщают, что отставка явилась полной неожиданностью для чиновников ГУВД. Вместе с тем губернаторы обоих субъектов РФ, как сообщают в СМИ, были ознакомлены с этим приказом накануне.

Однако слухи о близкой отставке Лоскутова и замене его Пониделко возникли задолго до описанного события. Можно отметить, что в последнее время СМИ уделяли Пониделко значительное внимание, что вызывало ассоциации с рекламной кампанией. Сообщалось, что за время его работы в Ленинградской области произошло заметное снижение уровня преступности и возросла раскрываемость преступлений (хотя сам Пониделко считает, что тенденции к улучшению работы милиции наметились еще полтора-два года назад в связи с увеличением численности местной милиции и повышением уровня ее оснащенности). Обращал на себя внимание нестандартный стиль его работы – активное общение с рядовым составом, с населением, критика в адрес губернатора (тогда – Белякова) и администрации за невнимание к экономическим нуждам милиции. Совсем недавно Пониделко провел ряд проверок деятельности районных отделений милиции в Ленинградской области, после которых подверг некоторых своих коллег резкой критике за неудовлетворительную профессиональную подготовку личного состава, неорганизованность и безответственность руководителей некоторых ОВД (в частности, Лужского). Особенно громкими были разоблачения по итогам проверки в Тихвинском районе. Пониделко выступил в прямом эфире местного радио, где открыто заявил, что прогнило все руководство района – и администрация, и руководители предприятий. Он рассказал о том, что вскрыты крупномасштабные злоупотребления в лесхозах, совершаемые при попустительстве властей. Назвал и конкретные имена, например, первого заместителя главы администрации А.Ковбаса, который незаконно совмещал должность государственного служащего с руководством малого предприятия "Теплосеть" и был владельцем еще двух частных предприятий. Сейчас Ковбас уволен. Обращаясь напрямую к жителям района, полковник Пониделко заверил, что милиция – на их стороне и сделает все возможное, чтобы навести порядок в районе.

5.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

5.1.    Политический консультативный совет

Подписан протокол о сотрудничестве между полномочным представителем президента РФ в Санкт-Петербурге Сергеем Цыпляевым и Политическим консультативным советом Санкт-Петербурга. Впредь представитель президента будет информировать совет о деятельности президента РФ и его представительства в Санкт-Петербурге. Со стороны представителя президента предусматривается организационное содействие политическим партиям Санкт-Петербурга. ПКС в свою очередь обязуется информировать представительство президента в Санкт-Петербурге о своей работе и принимаемых решениях, а также оказывать содействие инициативам представителя президента.

5.2.    Коалиция либеральных и правоцентристских сил

Вслед за созданием праволиберальной коалиции на федеральном уровне аналогичная коалиция была образована в Санкт-Петербурге. В нее вошли представители региональных организаций ДВР, "Демократической России", Крестьянской партии, движения "Общее дело", Конгресса национальных объединений России, Всероссийского союза Народных домов. Один из сопредседателей коалиции Валентин Панов заявил, что коалиция готова к тактическим контактам с НДР, РПЦ и другими партиями.

5.3.    Свободная демократическая партия России

По инициативе лидера СвДПР Марины Салье исполком партии переместился из Санкт-Петербурга в Москву. В свое время народный депутат РФ и Ленсовета М.Салье основала эту партию в Санкт-Петербурге, после чего здесь функционировало относительное заметное региональное отделение. Однако в 1993 г. ряд активистов СвДПР примкнул к "Выбору России" или другим более представительным партиям. После роспуска съезда и Верховного Совета РФ в 1993 г. М.Салье осталась в Москве, где и продолжала руководить партией (перед парламентскими выборами 1995 года М.Салье вошла в блок "Преображение Отечества" Эдуарда Росселя). В Санкт-Петербурге остатки СвДПР не имели самостоятельного значения, немногочисленные активисты обычно участвовали в разных "объединительных" мероприятиях типа Постоянно действующего координационного комитета демократических партий и движений и т.п. Недавно они были в числе инициаторов создания Политического консультативного совета Санкт-Петербурга, секретарь Санкт-Петербургской организации СвДПР Татьяна Дорутина стала одним из заместителей председателя этого совета. Теперь руководство партии решило переместить исполком в Москву для приближения к главным политическим событиям России. Считается, что это будет способствовать расширению сети региональных отделений, которые сейчас представлены только на Северо-Западе и кое-где в Сибири.

5.4.    Общественно-политический центр Санкт-Петербурга

Состоялась учредительное собрание фонда "Общественно-политический центр Санкт-Петербурга". Фонд создается при участии администрации Санкт-Петербурга и большого числа общественно-политических организаций. Список организаций включает НДР и партии и движения, не прошедшие на выборах в Государственную Думу в декабре 1995 года: "Вперед, Россия!", КРО, "Общее дело", ПСТ, "Реформы–новый курс", СвДПР, ХДС, "Кедр" и др. Как заявлено в официальном сообщении, главная задача фонда состоит в том, чтобы стать центром политической жизни города.

6.    ПРОФСОЮЗЫ

6.1.    Работники высшего образования

Профсоюзные лидеры вузов Санкт-Петербурга сдержали свое сентябрьское обещание и провели акцию протеста в Москве перед зданием Государственной Думы в день первого рассмотрения проекта федерального бюджета на 1997 год. Состоялись встречи с депутатами Думы от Санкт-Петербурга, лидером фракции “ЯБЛОКО” Г.Явлинским, заместителем министра общего и профессионального образования Тихоновым. Профсоюзные лидеры считают, что внесли свою лепту в отклонение Государственной Думой проекта бюджета, в котором расходы на высшую школу были сокращены. Тем временем в Санкт-Петербург стали поступать деньги на задержанную зарплату. Губернатору В.Яковлеву удалось договориться с предприятиями энергоснабжения о том, чтобы в вузах-должниках не отключали электроэнергию, воду и т.п. Тем не менее акция протеста будет продолжена. Планируется посетить действующие в Санкт-Петербурге генеральные консульства ряда государств для передачи открытых писем о помощи мирового сообщества петербургской высшей школе.

Октябрьский этап борьбы высшей школы завершился 29 октября грандиозным митингом студентов на Дворцовой площади. Число участников было беспрецедентным для студенческих акций – по разным оценкам от 5 до 7 тысяч. Главными конкретными требованиями были повышение стипендии до установленного законом уровня в 2 минимальных размера оплаты труда (сегодня стипендия составляет 75 тыс. руб., что в 2 раза ниже этого уровня) и снижения стоимости льготного студенческого проездного билета (недавно его цена была поднята от 15 до 45 тыс. руб.), а также повышение и выплата в срок зарплаты преподавателей вузов. В выступлениях ораторов звучали обвинения в адрес правительства РФ в преступном развале высшего образования, в обмане молодежи, которую призывали летом голосовать за Ельцина. Получил слово лидер коммунистической фракции в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, выступление которого не вызвало резкого отторжения площади, хотя отдельные выкрики "Долой!" звучали. После митинга студенты прошли по улицам до здания университета. Шествие было санкционировано и сопровождалось милицией, однако в конечном пункте–при сходе с Дворцового моста – группа студентов перекрыла движение транспорта по набережной. Порядок был восстановлен милицией без каких-либо инцидентов, но этот эпизод дал повод некоторым наблюдателям прогнозировать, что если не будет снята острота экономической ситуации, в которой оказались студенты, в дальнейшем можно ожидать более серьезных инцидентов. Один из лидеров профсоюзов преподавателей вузов Владимир Бадалов призвал студентов в случае невыполнения требований каждые 10 дней собирать на площади все больше и больше людей.

Правительство РФ не оставило без внимания выступление петербургских студентов – в тот же день В.Черномырдин отдал распоряжение министру образования РФ В.Кинелеву срочно отправиться в Санкт-Петербург и разобраться в причинах, заставивших студентов Санкт-Петербурга выйти на площадь. Правда, создается впечатление, что правительство в большей степени озабочено не исправлением экономического положения в системе высшего образования, а тем, чтобы студенческие выступления не приобрели политической окраски, каковую оно (правительство), видимо, усмотрело в петербургской акции – все федеральные телеканалы отметили выступление на митинге одного из лидеров РКРП Ю.Терентьева. К тому же акция состоялась 29 октября – в день, который в прежние времена отмечался как день рождения ВЛКСМ, но, похоже, никто, кроме членов правительства, связи между этими событиями не усмотрел. Полной информации об итогах визита в Санкт-Петербург министра Кинелева пока нет, но, судя по некоторым сообщениям прессы, одной из его задач было надавить на руководителей вузов и предупредить их об ответственности за студенческие выступления. На встрече с ректорами вузов министр добивался объяснений, почему студенты вышли на площадь, да еще в день рождения комсомола. Он сообщил, что В.Черномырдин просил передать руководителям вузов, что "все неприятности начинаются не с забастовок шахтеров, а со студенческих волнений". Заверения ректоров, что акция носила экономический характер (что следует из преобладавших на площади лозунгов типа "Хочу есть!"), похоже, не убедили министра. К нему присоединился и первый вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Щербаков, который заявил, что не следует упрощать то, что произошло. Щербаков также заявил, что располагает сведениями от спецслужб о том, что молодежью якобы управляют некие силы, которые, в частности, финансировали акцию 29 октября [7].

В догонку событиям оргкомитет прошедшего митинга (председатели профкомов вузов) распространил заявление, где говорится, что участники акции протеста "не разделяют политических взглядов депутата ЗС Санкт-Петербурга Ю.Терентьева, как это можно предположить из многочисленных публикаций и сообщений". В этом же заявлении приносится извинение "всем студентам и представителям других политических организаций – “ЯБЛОКА” и "Демвыбора России", участвовавших в митинге, но не получивших слова".

6.2.    Работники судов

17 октября по решению Совета судей была приостановлена работа районных судов. Акция протеста вызвана чрезвычайной дезорганизацией финансовой и материальной базы судов. В последнее время в связи с задержками зарплаты и пособий (из федерального бюджета) не выходит на работу технический персонал судов (из-за невозможности оплатить транспортные расходы). Обсуждается предложение судьям рассматривать гражданские дела в отсутствие секретарей с исполнением их функций заседателями. Нависла угроза отключения за неуплату телефонов и сигнализации, приостановки почтовых отправлений. Усилиями юридического комитета и управления юстиции Санкт-Петербурга удалось добиться выделения 1 млрд 800 млн рублей для погашения задолженности техническому персоналу. Как и в случае с вузами, губернатору удалось договориться с организациями телефонной и почтовой связи о том, что без уведомления губернатора они не будут отказывать судам в своих услугах. Впрочем, кредиторы согласились терпеть только в течение месяца. По решению губернатора из фонда непредвиденных расходов выделены средства для срочного погашения долга по зарплате работникам судов.

7.    ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Независимый аналитический центр провел телефонный опрос жителей Москвы и Санкт-Петербурга об их отношении к самому заметному политическому событию октября–отставке секретаря Совета безопасности А.Лебедя. Опрос был проведен на следующий день после события (18 октября). Опрошены 690 москвичей и 520 жителей Санкт-Петербурга.

92% респондентов оказались осведомленными о произошедшей отставке. Вопрос:

"Как вы относитесь к решению президента об отстранении Александра Лебедя от должности секретаря Совета безопасности?"

Рапределение ответов:

Таблица 1

 

Москва:

Санкт-Петербург:

положительно–23%

положительно–16

нейтрально–26

нейтрально–25

отрицательно–46

отрицательно–53

трудно сказать–8

трудно сказать–6

 

Вопрос в открытой форме:

"Какова, по вашему мнению, главная причина отставки Лебедя?"

Таблица 2

 

Смысл ответов

Москва

Санкт-Петербург

"Лебедь слишком хорош для того, чтобы прижиться в Кремле"

20

23

"Стремление Лебедя к власти, страх перед ним как конкурентом на выборах"

13

18

"Лебедь не справился со своими обязанностями"

12

13

"Разборки в Кремле"

13

9

"Обвинения, выдвинутые Куликовым"

5

3

"Поддержка Лебедем Коржакова"

3

2

"Решения Лебедя по Чечне"

3

3

“Больше не нужен Ельцину"

1

3

Нет ответа

28

25

8.    УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области подготовила аналитическую записку о доходах работающего населения. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года стоимость минимальной потребительской корзины увеличилась на 15,2%, средняя зарплата – на 25,9%. Самой высокооплачиваемой категорией оказались работники авиационной отрасли – их средняя зарплата составила 1,581 млн. рублей в месяц. Далее: работники органов управления (1,385 млн. руб.; существенно, что этой категории работников зарплату никогда не задерживают); работники сферы финансов и кредитования (1,345 млн. руб.), электроэнергетики и работники пищевой промышленности (1,3 млн. руб.; при этом у первых зарплата увеличилась за год на 43%, у вторых–на 59%), работники морского транспорта (1,234 млн. руб.; их зарплата уменьшилась на 15%), работники железнодорожного транспорта и метро (1,1 млн. руб.). Самые низкие доходы у работников здравоохранения (705 тысяч руб.), науки (640 тыс. руб.), культуры (535 тыс. руб.), образования (512 тыс. руб.), работников предприятий общественного питания (329 тыс. руб.). Средняя зарплата в Санкт-Петербурге–863 тыс. рублей (примерно 160 долларов США).

9.    СКАНДАЛЫ

9.1.    Сомнительные сделки с квартирами

Депутат Государственной Думы Александр Шишлов (“ЯБЛОКО”) сообщил общественности о проведенном им расследовании сомнительных сделок в сфере продажи квартир государственного жилищного фонда при личном участии бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Речь идет о распоряжении мэра, подписанном в феврале 1995 года "О совершенствовании порядка продажи отдельных квартир государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга". В нем, в частности, в виде исключения из общих правил предоставлено право приобретения квартир по так называемой "инвентаризационной" стоимости (по ценам в 5-6 раз ниже рыночных). Таким правом были наделены "выдающиеся деятели науки и культуры, граждане, имеющие высокие достижения в спорте или иные заслуги перед государством и обществом". В распоряжении говорится: "Решение о продаже в таких случаях принимается лично мэром Санкт-Петербурга". Собственно, данное распоряжение представляет собой развитие аналогичного распоряжения мэра, подписанного еще в августе 1994 года, где говорилось: "Установить, что предоставление гражданам жилых помещений в порядке исключения из общих правил может производиться только на основании распоряжения мэра Санкт-Петербурга" [8]. По мнению депутата Шишлова, который проанализировал обстоятельства льготной продажи 132 муниципальных квартир, около 40 таких продаж никак нельзя считать обоснованными, так как владельцами квартир стали люди, о "выдающихся заслугах" которых никто никогда не слышал. Нанесенный в результате этого ущерб городу А.Шишлов оценивает примерно в 7 млрд. рублей.

Воспользовались льготами второстепенные чиновники мэрии, один из бывших членов правительства Ленинградской области, редакторы двух городских газет, мать заместителя начальника управления ФСБ по Санкт-Петербургу, сотрудники отдела безопасности Главного управления охраны РФ, шофер автобазы мэрии и даже солист вполне рядовой рок-группы. Ряд квартир был продан на льготных условиях по ходатайствам руководителей спецслужб. В случаях с шофером мэрии и рок-певцом Собчаку пришлось преодолевать сопротивление председателя жилищного комитета мэрии С.Казанцева, который докладывал мэру об отсутствии оснований для льготной продажи жилья. Вскоре после этого Казанцев был отстранен от должности.

В соответствии с тем же распоряжением осуществлялась льготная продажа муниципальных квартир юридическим лицам, что противоречит законодательству, допускающему приобретение юридическими лицами государственного жилья только на торгах. В результате ряд фирм приобрели квартиры муниципального жилищного фонда по очень умеренной даже для физических лиц цене. Среди таких фирм – некое агентство недвижимости "Консул-Истейт".

Во времена "расцвета" этой фирмы ее директор неоднократно появлялся на официальных приемах в государственной резиденции, куда имеет доступ весьма ограниченный круг лиц. Однако вскоре фирма стала скандально известной. Ее директор "работал" с гражданами, нуждавшимися в улучшении жилищных условий. Он брал в рост деньги, вырученные за продажу их квартир, в обмен на обещание в оговоренный срок предоставить новое жилье большей площади или вернуть деньги с большими процентами. В итоге долги фирмы во много раз превысили активы, директор покончил жизнь самоубийством, а более 50 семей остались без жилья и денег [9].

Весьма непривлекательно выглядит и история с главным редактором газеты "Невское время" Аллой Маниловой, которая совсем недавно приобрела новую муниципальную квартиру по льготной цене на основании того же распоряжения А.Собчака. Эта история была предана гласности еще до кампании, развернутой депутатом Шишловым, однако сообщения появились лишь во второстепенных малотиражных городских газетах и в московском еженедельнике [10, 11, 19], тогда как ведущие городские СМИ промолчали (видимо, из корпоративной солидарности). Следует напомнить, что газета "Невское время", имеющая репутацию демократической и независимой, во время недавних выборов губернатора Санкт-Петербурга проявила крайнюю ангажированность, приведшую к скандалу внутри редакции и уходу из газеты почти всех журналистов отдела политики. Конфликт внутри коллектива стал достоянием гласности, после чего в газете появилось заявление редакционной коллегии, где говорилось, что газета "организационно и финансово не зависит от структур власти" (см. [12]). Как выяснилось позже, за 4 дня до второго тура выборов А.Манилова направила мэру А.Собчаку письмо с просьбой предоставить ей возможность "купить по государственной стоимости 2-комнатную квартиру в Центральном районе", при этом оставить ее бывшую жилплощадь матери. Для обоснование просьбы Манилова ссылается на особенности своей работы как главного редактора ежедневной газеты, в связи с чем ее рабочий день заканчивается в 23 часа. Далее она пишет: "...поскольку я живу на окраине..., в микрорайоне с весьма специфическим социальным составом жителей, то столь позднее возвращение с работы не лишено понятной опасности". (Справедливости ради надо отметить, что "социальный состав" района, в котором имела несчастье жить г-жа Манилова, ничем принципиально не отличается от большинства других районов. К тому же домой ее возят на редакционной машине). Ясно, что накануне решающего голосования, когда роль СМИ так важна, да еще в ситуации, когда властям с трудом удавалось сдерживать катившийся со всех сторон вал компромата (см. [12]), просьба, естественно, была удовлетворена – имеется личная резолюция Собчака : "Согласен. Подыскать и продать в порядке исключения 2-комнатную квартиру". Как известно, Собчаку "бескорыстная" поддержка демократической прессы не помогла, но исполнять решение бывшего мэра был вынужден уже новый губернатор.

С помощью того же распоряжения мэра на фантастически выгодных условиях купила очень большую квартиру в центре и главный редактор газеты "Час пик" Наталья Чаплина (на выборах губернатора эта газета тоже однозначно выступала за Собчака). При этом Н.Чаплиной, в отличие от Маниловой, в заявлении на имя мэра не пришлось приводить никаких особых оснований. Видимо, в этом не было необходимости, так как ее супруг – начальник управления ФСБ по Санкт-Петербургу.

После публикаций в прессе губернатору В.Яковлеву был направлен депутатский запрос от депутата ЗС С.Андреева. Губернатор, ссылаясь на результаты проведенной проверки, признал, что были "выявлены отдельные факты принятия мэром решений о продаже квартир в виде исключения лицам, не относящимся к категории, утвержденной Положением". Автор запроса депутат Андреев заявил, что после изучения перечня физических и юридических лиц, купивших квартиры по льготным ценам, решит вопрос об обращении в прокуратуру.

Депутат Государственной Думы Шишлов передал губернатору проект закона Санкт-Петербурга, который должен отрегулировать процедуру принятия решений о предоставлении возможности покупки муниципального жилья по льготным ценам.

9.2.    Дело Никитина

Как уже не раз сообщалось, ФСБ предъявила обвинение в шпионаже капитану первого ранга в отставке Александру Никитину, эксперту норвежской экологической организации "Беллуна". В настоящее время следствие завершено, передача дела в суд откладывается, поскольку обвиняемый (находящийся под стражей) отказывается от изучения материалов следствия, поскольку считает, что в ходе следствия его права неоднократно нарушались.

В Санкт-Петербурге побывала депутат Европарламента Элизабет Шретдер, которая сделала попытку встретиться с Никитиным в следственном изоляторе ФСБ, чтобы от имени Европарламента выразить ему благодарность за помощь в подготовке доклада (послужившего основанием для возбуждения уголовного дела) и сообщить, что фракция "зеленых" Европарламента выступила за награждение его международной премией имени Сахарова. Однако депутату Европарламента было отказано в свидании с Никитиным. После этого Е.Шретдер выступила на пресс-конференции, где заявила, что на сессии Европарламента вскоре будет обсуждаться вопрос о предоставлении России экономической помощи. Она считает, что ее рассказ о контактах с петербургским управлением ФСБ может прямо повлиять на результаты голосования по этому вопросу.

С делом Никитина в этом месяце были связаны и другие скандальные происшествия.

В аэропорту "Пулково" были конфискованы 1500 экземпляров подготовленного Никитиным доклада, который был прислан "Беллуной" для петербургской правозащитной организации "Гражданский контроль". Петербургская таможня намерена привлечь организацию "Гражданский контроль" к ответственности за получение материалов, "содержащих информацию, попавшую за рубеж незаконно". Напомним, что этот доклад, переведенный на несколько языков, уже в течение года открыто публикуется во всем мире и распространяется в сети "Интернет".

30 октября, в день памяти жертв политических репрессий, у здания управления ФСБ по Петербургу представители организаций "Гражданский контроль", ДВР, ХДС и др. провели пикет в защиту Никитина. Уведомление о пикете было заранее направлено в администрацию Центрального района, как того требует порядок проведения подобных акций, установленный указом президента РФ №524 от 1992 г. Однако милиция в лице подполковника Дмитриева потребовала прекратить мероприятие по причине "создания неудобств для граждан, входящих и выходящих из здания". После отказа пикетчиков разойтись двое активистов – заместитель председателя исполкома местного отделения ДВР Игорь Сошников и член политсовета отделения ДВР, лидер "Гражданского контроля" Юрий Вдовин – были задержаны и доставлены в отделение милиции. Их удерживали там в течение трех часов и не позволили встретиться с находившимся поблизости адвокатом Ю.Шмидтом (защитником Никитина). В отношении Сошникова и Вдовина возбуждено административное дело по фактам "создания неудобств" при проведении пикета и нарушения закона от 1988 года, согласно которому для проведения политических акций необходимо получить разрешение за 10 дней до мероприятия. Этот закон, даже если официально и не отменен, не применялся после издания упомянутого указа президента. Вообще задержаний участников политических акций в Санкт-Петербурге не было уже более пяти лет [13]. Сами потерпевшие подготовили жалобу на действия милиции и ФСБ.

9.3.    Дело Кравцова

Генеральная прокуратура РФ сообщила о завершении следствия по уголовному делу по обвинению председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрия Кравцова в ряде должностных преступлений, в частности, во взяточничестве, соучастии в хищении государственного имущества в крупных размерах и должностных подлогах (некоторые подробности см. [14, 15]). Генеральный прокурор РФ Ю.Скуратов запросил у Совета Федерации согласия на передачу дела в суд. В представлении, направленном генеральным прокурором в СФ указано, в частности, что заинтересованные лица в качестве вознаграждения произвели за государственный счет дорогостоящий ремонт и переоборудование квартиры, принадлежащей семье Ю.Кравцова. Для сокрытия этого факта, как установлено следствием, Кравцов злоупотребил своим служебным положением, склонив директора департамента мэрии Санкт-Петербурга по содержанию жилищного фонда Александра Клименко и его заместителя Константина Серова к должностным подлогам. Клименко и Серов также привлечены к уголовной ответственности.

Сам Кравцов ведет себя спокойно и уверенно, намерен предложить коллегам по СФ удовлетворить ходатайство генерального прокурора.

Информируя о направлении запроса в Совет Федерации относительно Кравцова, Генеральный прокурор РФ Ю.Скуратов также сообщил, что и второе возбужденное Генеральной прокуратурой "петербургское" дело, по которому проходят высокопоставленные чиновники из администрации Собчака, находится в производстве и, вопреки распространившимся слухам, не прекращено.

9.4.    Дело Харченко

Прокурору города передано на подпись и для передачи в суд обвинительное заключение по расследовавшемуся более 3 лет делу о хищении валютных средств в Балтийском морском пароходстве. Бывшему президенту БМП, бывшему председателю Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, известному в городе деятелю Виктору Харченко и еще пятерым обвиняемым инкриминируется ч. 3 ст. 147 УК РФ (завладение чужим имуществом путем обмана–мошенничество, совершенное по предварительному сговору группой лиц, в крупных размерах, организованной группой повторно).

Об этом уголовном деле и личности В.Харченко уже упоминалось в предыдущих обзорах [16, 17]. На протяжении всего хода следствия время от времени появляются публикации и заявления о том, что дело сфабриковано и отражает политическую борьбу в высших эшелонах власти России. Основная интрига относится к заключенному в 1991 году соглашению о совместной деятельности между БМП и филиалом международной неправительственной научной организации "Центр культуры–Всемирная лаборатория". В соответствии с этим соглашением БМП сдавало этой организации в аренду суда для научных исследований. Прибыль от эксплуатации судов должна была делиться между БМП и ВЛ в пропорции 75% к 25%. Материалы следствия показывают, что никаких исследований не проводилось, суда работали в обычном режиме и находились в оперативном управлении БМП, а не ВЛ. Следствие считает, что аренде судов служила просто формой обналичивания денег. В материалах следствия приводятся факты неоднократно произведенной директором петербургского филиала ВЛ Ю.Финкельштейном оплаты фиктивных заграничных командировок руководителей БМП, в частности, Харченко, на общую сумму более 11 тысяч долларов США. Приводятся и другие факты злоупотреблений с приобретением в личное пользование за деньги ВЛ автомобилей, мебели и т.п. [18].

ИСТОЧНИКИ

1.Вишневский Б. "Россия–государство крупных монополий". Интервью с О.Дмитриевой // Вести.-Санкт-Петербург.-1996.-17 октября.-№117.-С. 2.

2. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в сентябре 1996 года. // Политический мониторинг.–М.: ИГПИ.–1996, №9.

3. Волошина В. Налоговый пряник Петербурга // Московские новости.-М.,1996.-20-27 октября.-№42.-С. 13.

4. Травин Д. Раздачи слонов не предвидится // Невское время.-Санкт-Петербург, 1996 .- 2 ноября. - №210.-С.3.

5. Майоров Ф. Уклонисты празднуют победу // Смена.-Санкт-Петербург,1996. - 30 октября. - №244.- С.1.

6. Цыганов А. Юрий Лоскутов отстранен. Или снят? // Невское время.-Санкт-Петербург, 1996. - 2ноября.- №210.-С. 1.

7. Абдуллаева Ш. День рождения комсомола–не лучшее время для митинга // Невское время.-Санкт-Петербург, 1996. - 2 ноября. - №210.- С. 1.

8. Драбкина Т.М. Санкт-Петербурги Ленинградская область в сентябре 1994 года. // Политический мониторинг.–М.: ИГПИ.–1994, №9.

9. Евдокимов А. Еще раз о "квартирном вопросе" // Вести.-Санкт-Петербург, 1996. - 19 октября.- №118.-С.2.

10. Нерсесов Ю. Алкина квартира // Новый Петербург.–Санкт-Петербург, 1996.- 5 августа.–С. 1.

11. Львова В. Доброе слово дорого стоит // Общая газета.–Москва, 1996.–16 августа.

12. Драбкина Т.М. Санкт-Петербургв мае 1996 года. // Политический мониторинг.–М.: ИГПИ.–1996, №5.

13. Сердитов А. Демократический пикет задержан милицией в День памяти жертв репрессий // Смена.-Санкт-Петербург, 1996.- 1 ноября. - №246-247.-С. 2.

14. Драбкина Т.М. Санкт-Петербургв марте 1996 года. // Политический мониторинг.–М.: ИГПИ.–1996, №3.

15. Драбкина Т.М. Санкт-Петербургв апреле 1996 года. // Политический мониторинг.–М.: ИГПИ.–1996, №4.

16. Драбкина Т.М. Санкт-Петербурги Ленинградская область в ноябре 1994 года. // Политический мониторинг.–М.: ИГПИ.–1994, №11.

17. Драбкина Т.М. Санкт-Петербургв октябре 1995 года. // Политический мониторинг.–М.- ИГПИ.–1995, №10.

18. Рутман М. Экс-президент БМП: курс на суд // Санкт-Петербургские ведомости.-Санкт-Петербург, 1996.-23 октября. - №203.-С. 2.

19. Берлиоз М. О тех, кого испортил квартирный вопрос // Невский обозреватель.-Санкт-Петербург, 1996 - октябрь. - №2.-С. 2.