Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владислав СУХОВОЛЬСКИЙ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

накануне выборов местного самоуправления

1.    Избирательное законодательство

Выборы губернатора края состоялись в апреле 1993 г., и срок полномочий нынешнего губернатора Валерия Зубова еще не истек. Срок полномочий краевого Законодательного собрания истек в марте этого года, однако депутаты при поддержке исполнительной власти и при слабом сопротивлении местной организации КАРФ продлили срок своих полномочий еще на два года.

Таким образом, в крае предстоит избрать лишь глав местного самоуправления и депутатов представительных органов местного самоуправления. Красноярское краевое Законодательное собрание на своем заседании 4 октября назначило эти выборы на 8 декабря 1996 г.

Закон Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления" был принят Законодательным собранием Красноярского края 20 июня 1995 г.

Согласно этому закону, активным и пассивным избирательным правом обладают граждане РФ, имеющие постоянное место жительства на соответствующей территории. Таким образом, такие известные политики, как, например, бывший житель Красноярска Олег Шенин, могут баллотироваться в мэры города, лишь оформив здесь свою прописку. При этом временного ценза оседлости закон не предусматривает.

В крупных городах края (с числом избирателей более 50 тысяч) половина депутатов избирается по двухтуровой системе в одномандатных избирательных округах, а другая половина – по партийным спискам по пропорциональной системе. В административных единицах с меньшим числом избирателей выборы проводятся в два тура по одномандатным избирательным округам.

Законом определяет, что правом на выдвижение кандидатов обладают: по одномандатным округам – группы граждан и краевые избирательные объединения; по общегородским партийным спискам – краевые избирательные объединения. При этом кандидат может одновременно баллотироваться и по партийному списку, и по одномандатному округу.

К краевым избирательным объединениям согласно закону относятся краевые партии, политические движения и иные общественные объединения, зарегистрированные не позднее чем за шесть месяцев до объявления даты выборов управлением юстиции администрации края и краевые отделения (организации) общефедеральных партий и движений, зарегистрированных Минюстом РФ.

Для выдвижения кандидатов и списков кандидатов необходимо собрать подписи не менее одного процента избирателей данного округа. Если кандидат включен в состав зарегистрированного партийного списка, то он имеет право быть выдвинутым по одномандатному округу без сбора подписей.

После регистрации кандидаты, находящиеся на муниципальной или государственной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от своих обязанностей.

Избирательный бюллетень аналогичен бюллетеню по выборам депутатов Госдумы и Президента РФ.[1]

Избранным в первом туре по одномандатному округу признается кандидат, получивший свыше половины действительных голосов. Если этого не случилось, назначается второй тур голосования, в котором принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.

Если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей или число голосов, поданных против всех кандидатов, превысит число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей, выборы признаются несостоявшимися и проводятся повторно не позднее чем через три месяца. Это правило, в свое время введенное автором этих строк (совместно с А.Собяниным и О.Каюновым) в Положение о выборах в Госдуму 1993 г., но в последний момент исключенное Н.Рябовым, делает невозможным избрание депутатов и глав местного самоуправления, против которых активно возражают избиратели.

На выборах по партийным спискам из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения, списки которых получили менее пяти процентов голосов. Депутатские мандаты распределяются между избирательными объединениями, получившими свыше пяти процентов голосов, пропорционально числу поданных за эти объединения голосов.

Выборы по партийным спискам признаются недействительными, если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, если пять процентов голосов не получил ни один партийный список или если число голосов, поданных против всех списков, превысит число голосов, поданных за каждый из них. Таким образом, и в этом случае избиратели могут заблокировать выборы, если избирательные объединения, зарегистрированные для участия в выборах, не пользуются популярностью.

Таким образом, закон о выборах в представительные органы местного самоуправления имеет два существенных отличия от федерального закона – двухтуровую систему голосования и возможность признания выборов несостоявшимися в случае, если против всех кандидатов и избирательных объединений голосует больше избирателей, чем за наиболее популярного кандидата или партию. Наличие такого правила делает осмысленным существование графы "против всех кандидатов" в бюллетене для голосования. Федеральное же законодательство, исключив (кроме второго тура выборов Президента РФ) возможность влияния избирателей, голосовавших против всех кандидатов, на исход выборов, делает существование графы "против всех кандидатов" чисто формальным.

Благодаря этому предстоящие в Красноярском крае местные выборы имеют важное теоретическое значение, так как позволяют проверить эффективность права избирателей на использование графы "против всех кандидатов".

2.    Выдвижение кандидатов

Выдвижение кандидатов заканчивается за 20 дней до дня выборов, то есть к 18 ноября. Поэтому колесо избирательной кампании раскручивается достаточно медленно. Лишь в последние дни октября появились первый зарегистрированный кандидат в мэры Красноярска и кандидаты в депутаты Собрания представителей Красноярска.

Более восьми тысяч подписей собрал один из главных кандидатов в мэры Красноярска Виктор Кардашов – глава администрации Центрального района Красноярска. Виктор Кардашов – бывший комсомольский работник, более пяти лет является главой администрации Центрального района, поддерживал в декабре 1995 г. "Наш дом – Россия" и Бориса Ельцина на президентских выборах, депутат краевого Законодательного собрания.

Основной конкурент Кардашова – Петр Пимашков, исполняющий обязанности главы администрации Красноярска, ведет сбор подписей, пытаясь перекрыть уже не норму в пять тысяч подписей, а число подписей, полученных Кардашовым. Пимашков возглавляет администрацию Красноярска с весны этого года, до этого был главой администрации Свердловского района Красноярска. Так же, как и Кардашов, Пимашков – бывший комсомольский работник, поддерживавший "Наш дом – Россия" и Бориса Ельцина, однако он менее динамичен, чем Кардашов, пользуется меньшей поддержкой средств массовой информации.

Основные политические объединения края – КПРФ, ЛДПР, ДВР и др. своих кандидатов в мэры Красноярска не выставили, так что выборы мэра будут, по всей видимости (если за оставшиеся 15 дней не "всплывет" какой-то неожиданный кандидат), непартийными.

 

 



[1] Автор настоящего обзора, в 1993 г. предложивший (вместе с А.Собяниным и О.Каюновым) этот тип бюллетеня, испытывает в связи с этим чувство законной гордости и будет пытаться в ближайшее время поставить вопрос об отчислении авторского гонорара со всех экземпляров бюллетеня этого типа, распространенных в Российской Федерации начиная с 1993 г.