Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Марина РАЗОРЕНОВА

ГРУЗИЯ

в сентябре-октябре 1996 года

1.    Политическая ситуация

Основной политической проблемой осени 1996 г. для Грузии стала проблема Абхазии. Поводом послужило решение официального Сухуми о проведении 23 ноября парламентских выборов. Острые дебаты вокруг этого решения в грузинских политических кругах стали фоном для обсуждения других актуальных вопросов: размещения российских военных баз, законопроекта о государственной границе, участия российского капитала в грузинской экономике и т.д.

1.1.    Проблема Абхазии

Сигналом к рассмотрению вопроса в парламенте стало заявление председателя Парламента Зураба Жвания, обвинившего Россию в политике двойного стандарта. Не смотря на ряд резких радикальных заявлений (и не только со стороны оппозиции), парламентарии приняли обтекаемую резолюцию, согласно которой предстоящие выборы в Абхазии признаны недействительными, а Президенту предложено наконец разобраться с российско-грузинскими отношениями и российскими военными базами.

Традиционная апелляция в урегулировании конфликта к мировому сообществу неожиданно разбилась о скандал вокруг визита специального представителя Генерального секретаря ООН Эдуарда Бруннера в Сухуми.

Все это время абхазская сторона высказывала умеренные претензии в адрес России, обвиняла руководство Грузии в идеологических и вооруженных провокациях, а также старалась убедить весь мир в том, что количество избирателей, находящихся в Абхазии, в том числе и грузин, позволяет априори считать выборы действительными и легитимными. Тбилиси, соответственно, утверждал прямо противоположное, ссылаясь на 300 тысяч грузинских беженцев*. Беженцы между тем периодически проводили митинги протеста и голодовки на Ингури, причем их претензии были адресованы не только Владиславу Ардзинбе, но и руководству Грузии.

В конце концов, в последний день октября Эдуард Шеварднадзе издал Указ, согласно которому на территории Грузии будет проведен плебисцит среди беженцев по вопросу об их отношении к выборам в Абхазии. В плебисците, назначенном на 23 ноября, могут принять участие все выходцы из Абхазии, независимо от того, имеют ли они статус беженцев. Им нужно будет ответить на вопрос: поддерживаете ли вы проведение сепаратистским режимом Абхазии парламентских выборов до восстановления территориальной целостности Грузии и возвращения беженцев. Проведение плебисцита поручено Центризбиркому, который должен представить министерству финансов Грузии смету для выделения средств.

 

Между тем застарелая грузино-абхазская проблема сегодня выглядит так.

За три года, прошедших со времени падения Сухуми, официальный Тбилиси так и не смог продвинуться ни в политическом урегулировании конфликта, ни в вопросе возвращения беженцев. Постоянно подчеркивая свою приверженность мирным принципам, Эдуард Шеварднадзе периодически кивает в сторону формирующейся Грузинской армии. Однако то, что разрешение абхазской проблемы зависит от позиции России, сегодня в Грузии понимают, пожалуй, все. И если не все, то многие понимают также, что Грузинская армия вряд ли способна вернуть Абхазию. Показательные учения решают скорее пропагандистские задачи.

Лидеру абхазских сепаратистов Владиславу Ардзинбе пока удалось сохранить Status Quo весьма условной независимости. Однако, судя по всему, он не смог предотвратить внутриабхазских дворцовых разборок. Сообщения об этом все чаще появляются на страницах грузинской прессы. Сухуми эти сообщения не подтверждает, а редкие опровержения выглядят неубедительно.

Главная пострадавшая сторона конфликта — 300 тысяч грузинских беженцев. Именно такую цифру называет официальный Тбилиси. Эту же цифру приняли международные миссии в зоне конфликта, а также посредники на переговорах. Сухуми считает ее сильно завышенной. Слухи о возвращении жителей пограничного Гальского района Абхазии в родные дома сильно преувеличены. Беженцы в основном мигрируют из Зугдиди в Гали и обратно, опасаясь задерживаться надолго на территории, контролируемой абхазами. Как правило, через мост переходят в основном женщины, дети и старики. Мужчины в основном предпочитают перебираться тайно. Действия так называемых партизанских отрядов выглядят скорее как пропагандистский маневр.

1.1.1.    Парламентские слушания по Абхазии

В такой ситуации спустя три года после прекращения военных действий грузинский Парламент не смог ограничиться лаконичной политической оценкой предстоящих выборов в Абхазии и развернул очередную острую дискуссию, в которой больше всего досталось России.

На специальные парламентские слушания по абхазскому вопросу фракция "национальные демократы" представила законопроект "Об оккупированных территориях Грузии". Альтернативный проект представила фракция Союза граждан.

Законопроект "Об оккупированных территориях" требовал изменения политики по отношению к России, денонсации соглашения о вступлении Грузии в СНГ, вывода всех российских войск из республики, включая пограничные. Как отметил член фракции "национальные демократы", заместитель председателя парламента Георгий Кобахидзе, обо всем этом говорят в последнее время и Президент, и Председатель Парламента.

Дебаты вызвал пункт законопроекта, по которому Южная Осетия и Абхазия признаются территориями, оккупированными российской армией.

Одни представители Союза граждан расценили его как объявление войны России, другие — потребовали усилить свой альтернативный проект.

Промежуточный вариант представила лидер Национально-демократической партии Ирина Саришвили-Чантурия. Она согласилась с законопроектом фракции "национальные демократы", но выступила против того, чтобы он утверждался в виде закона, так как в этом случае его провалят при голосовании. По ее мнению, нужно было ужесточить документ, представленный Союзом граждан.

Председатель парламента Зураб Жвания подверг критике законопроект "Об оккупированных территориях". Он заявил, что за объявлением России "оккупантом" неизбежно последует разрыв дипломатических отношений. Это будет непонятно всему миру. Язык законопроекта непонятен мировому сообществу, поэтому нужно принять постановление об оккупации Абхазии сепаратистами и поддерживающими их силами. После двухдневного заседания и острых дебатов Парламент принял постановление "О мерах по преодолению кризисной ситуации в Абхазии, вызванной назначенными там незаконными выборами".

В Постановлении говорится:

— считать не имеющей юридической силы принятое сепаратистским режимом Абхазии решение о проведении 23 ноября выборов в Абхазии как противоречащее Конституции Грузии и международным актам;

— просить Президента Грузии создать чрезвычайную государственную делегацию, которой будет поручено зафиксировать создавшиеся на сегодня отношения между Грузией и Россией, наметить пути решения проблем между странами;

— после переговоров делегации с российским правительством до 10 ноября парламенту Грузии должен быть представлен первый отчет о встрече, а после окончания переговоров — документ о внесении возможных корректив в отношения между Грузией и Россией. В том числе — о продолжении миротворческого процесса в зоне конфликта, о размещении российских военных баз на территории Грузии**, о совместной защите российско-грузинских государственных границ.

Министерства обороны, государственной безопасности и внутренних дел Грузии должны наметить конкретные мероприятия в случае выхода миротворческих сил России из зоны конфликта, обеспечить прекращение огня до замены российских миротворческих сил другим контингентом.

Фактически своим решением Парламент Грузии поставил решение вопроса о дислокации российских военных баз в прямую зависимость от восстановления территориальной целостности страны.

На брифинге после голосования постановления Председатель Парламента Зураб Жвания особо подчеркнул, что невыполнение условий постановления сделает невозможным развитие отношений с Россией.

Свою солидарность с решением Парламента подтвердил и Президент. В традиционном радиоинтервью Шеварднадзе, в частности, сказал: "В мире редко суверенное государство разрешает другому разместить свои военные базы на его территории. Мы на это пошли. Договор о базах войдет в силу только после восстановления территориальной целостности Грузии при помощи России. Мы не хотим возобновления войны, но ключи от решения конфликта в руках России.

Парламент принял достаточно сбалансированное и принципиальное решение. К сожалению, в России оно воспринято как начало антирусской истерии. Мы еще раз обращаемся к России с требованием определить позицию по отношению к сепаратистскому режиму, прекратить с ним всякие сношения и говорить с Гудаутой и Сухуми только через посредство Тбилиси".

В свою очередь недовольство постановлением Парламента высказали Председатель ВС Абхазии в изгнании Тамаз Надареишвили, представители парламентской оппозиции — члены фракции "Национальные демократы", беженцы и российский МИД.

Тамаз Надареишвили заявил, что постановление имеет лишь дипломатический характер и переговоры ни к чему новому не приведут. Он видит лишь один путь возвращения Абхазии — войной. Он подчеркнул, что не согласен с позицией официального Тбилиси, так как эта позиция нацелена на мирное решение конфликта, на то, что "грузины с абхазами якобы могут мирно жить вместе. О каком мирном сосуществовании может быть речь? Мы никогда не сможем жить вместе. Что значит мы и абхазы — братья?! Нет семьи, в которой бы никто не погиб во время войны. С обеих сторон, кстати. Если мы все простим абхазам и забудем, как нашей кровью пили тост за независимость Абхазии, значит, мы не народ, мы не люди!"

Члены парламентской фракции "Национальные демократы", чей законопроект "Об оккупированных территориях Грузии" был отклонен, назвали постановление Парламента беззубым.

Беженцы, проводившие многодневную сидячую акцию протеста у моста через Ингури, заявили о своем недовольстве решением Парламента и готовности начать бессрочную голодовку в случае невыполнения их требований. Беженцы требовали немедленного вывода из зоны конфликта российских миротворцев.

МИД России расценил постановление Парламента Грузии как антироссийскую кампанию, означающую негативный поворот в грузино-российских отношениях. В официальном заявлении отмечалось, что "постановление ставит под сомнение как пребывание миротворческих сил в зоне конфликта, так и способность России выполнить роль посредника в его урегулировании".

Вместе с тем первый заместитель министра иностранных дел РФ Борис Пастухов заверил руководство Грузии в том, что правительство России сочтет возможным проведение выборов в Абхазии только после определения политического статуса Абхазии и полного возвращения беженцев.

Что же касается официального Сухуми, то на фоне постоянных обвинений грузинского руководства в агрессивных намерениях реакция на парламентское постановление выглядела удивительно спокойной. Как заявил министр иностранных дел самопровозглашенной Республики Абхазия Константин Озган, если Грузия откажет России в размещении военных баз, Абхазия предоставит для этого свою территорию.

1.1.2.    Проблема российских миротворческих сил

Это заявление Озгана вызвало в некоторых политических кругах Грузии новый поток претензий в адрес России — ее посреднической и миротворческой деятельности в зоне конфликта.

Тамаз Надареишвили заявил, что у него есть радиограмма из Кодорского ущелья, которая подтверждает, что российские миротворцы и представители ООН агитируют местное население принять участие в выборах.

Первый заместитель министра госбезопасности Грузии Автандил Иоселиани сообщил, что у него есть данные о том, что Абхазия получает льготные кредиты от государственных и частных структур России, предоставляя в качестве гарантий санатории, гостиницы и пансионаты.

Затем комиссия ВС Абхазии в изгнании по правам человека и межнациональным отношениям опубликовала документ "О правонарушениях, совершенных военнослужащими российских миротворческих сил в Абхазии". В нем в частности говорится:

"С момента ввода миротворческих сил России в 12-ти километровую зону безопасности в Абхазии зафиксированы факты правонарушений со стороны миротворцев. После прекращения боевых действий через Гальский район восемь раз прокатились волны террора, в том числе — четвертая по счету — в 12-километровой зоне безопасности, в присутствии миротворческих сил и наблюдателей ООН.

Представители миротворческих сил в ряде случаев уличены в вымогательстве денег у местного населения; ...самовольно выставляют посты за пределами зоны их действий, выполняя функции ГАИ; ...вступают в сговор с главарями криминальных структур как с грузинской стороны, так и с абхазской с целью вывоза из Абхазии и реализации за рубежом цветных металлов, железного лома, сельскохозяйственных продуктов (ореха-фундука).

Об этих и других нарушениях регулярно докладывалось руководству РМС и наблюдателей ООН, но никаких мер принято не было."

В конце октября командующий Миротворческими силами России в Абхазии генерал Василий Якушев был снят с должности. Решение об этом было принято на Совете министров обороны стран СНГ, который состоялся в Душанбе 29-30 октября. Решение было обусловлено недовольством грузинской стороны деятельностью миротворческих сил в зоне конфликта. На Совете было подчеркнуто, что кандидатура нового командующего миротворческих сил будет согласована с Грузией.

Что же касается вообще проблемы размещения миротворческих сил России в зоне грузино-абхазского конфликта, то осенью в Тбилиси чаще и резче, чем обычно, раздавалось требование смены российских миротворцев представителями других государств. В сентябре это требование нашло отклик на Украине и в Казахстане. Кроме того предложения направить в зону конфликта свои миротворческие силы якобы поступили в Совет безопасности ООН от Ирана и Турции. Правда, Турция впоследствии опровергла эти сведения, но опровержение выглядело как-то неубедительно.

1.1.3.    Скандал вокруг визита посла ООН в Сухуми

В октябре специальный представитель Генерального секретаря ООН посол Эдуард Бруннер посетил Тбилиси и Сухуми.

Вокруг встречи Бруннера с Владиславом Ардзинбой разразился настоящий скандал. Поводом послужила информация, прошедшая по каналам ряда российских информационных агентств. По их сведениям, посол ООН признал: если полномочия прежнего парламента исчерпаны, то должен быть избран новый парламент. Он также рекомендовал провести выборы в Абхазии гласно и публично — так как чем больше будет гласности, тем скорее международное сообщество признает результаты выборов.

Верховный Совет и Совет министров Абхазии в изгнании обратились в ООН с требованием отозвать специального представителя Бруннера. Требование обосновывалось проабхазской позицией Эдуарда Бруннера.

В ответ Бруннер заявил, что информация не соответствует действительности. Он отметил, что всего лишь сообщил журналистам о двух условиях возможности проведения выборов в Абхазии: первое — если в них примут участие все, кто имеет право голоса, и, исходя из этого, второе — на выборах должны присутствовать международные наблюдатели.

В результате скандал принял несколько иной оборот. МИД Грузии распространило заявление, подчеркнув, что сообщения "Интерфакс" и "Новостей" спровоцированы теми силами России, которые не желают, чтобы конфликт в Абхазии был урегулирован политическим путем.

В свою очередь, Совет безопасности ООН поспешил рекомендовать абхазской стороне воздержаться от выборов до полного урегулирования конфликта и возвращения беженцев.

1.1.4.    Предвыборная ситуация в Абхазии

Между тем подготовка к выборам в Абхазии шла своим чередом.

24 октября закончилась регистрация кандидатов в депутаты парламента. По сообщению председателя Центризбиркома Вячеслав Цугба, на 35 мест в парламенте претендуют 87 кандидатов, в том числе трое грузин. Вячеслав Цугба заявил, что в выборах примут участие 200 тысяч человек, то есть большинство от количества проживавших до начала конфликта, в том числе — 60 тысяч грузин из Гальского района, где уже создано 3 избирательных участка и укомплектованы избирательные комиссии.

В ответ на подобное заявление в грузинских СМИ появилась информация со ссылкой на конфиденциальные надежные источники о том, что 15 ноября в Гальский район будет дополнительно введено абхазское вооруженное формирование численностью до 1200 человек. Их цель — оказание давления на жителей Гальского района в ходе выборов.

Грузинские СМИ в последнее время уделяли много внимания внутриполитической ситуации в Сухуми. Параллельно делилось сведениями и Министерство безопасности Грузии. В частности на одном из заседаний парламента первый заместитель министра ГБ Грузии Автандил Иоселиани, подчеркнув, что позиции Владислава Ардзинбы достаточно сильны, сообщил, что растет противостояние между кланами Гудауты и Очамчира. В клановых и криминальных разборках погибло 6 тысяч людей. Наркобизнес в Абхазии возведен в ранг государственной политики, поэтому главари наркомафии заинтересованы в сохранении нынешней ситуации в Абхазии, которую они используют как страну транзита наркотиков.

Затем это же ведомство распространило заявление (на основании оперативной информации) о том, что в районах Абхазии составляются списки кандидатов, за которых должно голосовать население. Это вызывает возмущение тех кандидатов в депутаты, которые в случае победы Ардзинбы опасаются гонений. Намерение Владислава Ардзинбы фальсифицировать результаты предстоящих выборов обострили клановое противостояние в регионе.

На территории Абхазии в последнее время действительно имели место "мафиозные разборки", что в частной беседе подтвердили сотрудники миссии ООН в зоне конфликта (штаб в Сухуми). Однако, связаны ли эти события непосредственно с предвыборной ситуацией, — однозначно сказать нельзя.

1.2.    К ситуации в Южной Осетии

Предстоящие выборы в Абхазии отодвинули на второй план проблему Цхинвали. А между тем там тоже готовятся к выборам президента, которые должны состояться 10 ноября. Зарегистрировано 6 кандидатов, из которых самым серьезным соперником нынешнему президенту Людвигу Чибирову считается бывший премьер-министр Владислав Габараев.

По словам председателя Центризбиркома Бориса Чочиева, после объявления президентских выборов Центризбирком через руководство миротворческих сил в регионе обратился к грузинскому населению Южной Осетии с предложением принять участие в выборах. И большинство откликнулось на это согласием, но после консультаций в правительственных кругах Грузии мы получили от грузинского населения устный отказ. Что значит "согласие" или "устный отказ населения" Чибиров не разъяснил.

1.3.    "Дело Отара Пацация"

В политической жизни первых осенних месяцев следует особо отметить одно событие — начало работы антикоррупционной комиссии по расследованию деятельности бывшего премьер-министра Отару Пацация и его заместителей. В 1993-94 гг. они приняли решение об участии частных фирм в покрытии государственного долга в частности за туркменский газ.

Отар Пацация так откомментировал ситуацию: "Если в наших действиях будет обнаружен криминал, все должны ответить за это. Поймите, время было такое, что я и с чертом пошел бы на сделку, лишь бы обеспечить страну электроэнергией и продовольствием".

Как долго будет длиться и как далеко зайдет это разбирательство, — не решаются предположить даже самые смелые наблюдатели.

1.4.    "Дело Шота Квирая"

Никто с уверенностью не может сказать, чем закончится еще один скандал, связанный на этот раз с именем нынешнего министра безопасности — Шота Квирая.

В последний день октября состоялось первое заседание временной парламентской комиссии, созданной по требованию бывшего шефа Тбилисской полиции Давида Зеикидзе.

Комиссия расследует факты нажима силовых структур Грузии на сотрудников Давида Зеикидзе. Первые свидетели обвинения сообщили о применении к ним угроз и пыток по прямому указанию Квирая.

Конфликт между Давидом Зеикидзе и Шота Квирая длится не первый год, но никогда он не разбирался на столь официальном уровне.

Многие усматривают в этом очередной хитроумный маневр Шеварднадзе, который как правило убирает слишком самостоятельных силовиков. Находясь на посту министра внутренних дел, Шота Квирая создал в своем ведомстве абсолютно коррумпированную структуру с огромным штатом. Эту структуру он контролирует до сих пор. После покушения на Шеварднадзе (август 1995 г.) и отставки Игоря Гиоргадзе, Ш.Квирая возглавил Министерство государственной безопасности. После ряда, мягко говоря, неумных выступлений на заседаниях правительства, он стал фигурой весьма одиозной. А Шеварднадзе не терпит рядом с собой людей, компрометирующих его имидж демократа и просвещенного правителя. Впрочем, сама по себе работа упомянутой комиссии может укрепить этот имидж, а результат расследования — не важен. "Движение — все, конечная цель — ничто" — для политики Шеварднадзе это типично.

1.5.    Парламентские выборы в Аджарии

И, наконец, еще одно событие в политической жизни Грузии, о котором в Тбилиси предпочитали много не говорить — выборы в Верховный Совет Аджарии.

Международные наблюдатели на эти выборы допущены не были. Председатель ВС Аджарии Аслан Абашидзе сослался на отсутствие соответствующей статьи в Конституции Аджарии. По свидетельству независимых наблюдателей, предвыборная компания и выборы сопровождались большим количеством нарушений. Однако следует отметить, что эти нарушения вряд ли могли оказать решающее влияние на результаты голосования. Авторитет Абашидзе, граничащий с культом личности, в любом случае обеспечил бы победу его блока "Агордзинеба" ("Возрождение"), что и произошло. А откровенные нарушения, вероятно, объясняются стремлением "короля Аджарии" обеспечить себе стопроцентную любовь граждан.

2.    Экономика

2.1.    Экономические показатели за 9 месяцев

В октябре Президент Грузии решил познакомить граждан с итогами экономического развития странны за прошедшие 9 месяцев. Кратко эти итоги выглядят так:

— макроэкономические показатели соответствуют показателям президентской программы и программ МВФ, — прогнозируемый ежемесячный уровень инфляции был запланирован в размере 3 процентов, а оказался за 9 месяцев в пределах 1,12 процента,

— рост внутреннего продукта предполагался в пределах 8 процентов — возрос на 12 процентов,

— темп роста промышленной продукции составил 15 процентов,

— выделение кредитов виноградарству дало результат — уже собрано более 60 тысяч тонн винограда, в полтора раза больше, чем в прошлом году.

Активизировался финансовый рынок — за 8 месяцев на аукционах продано кредитных ресурсов на 87 процентов больше, чем за весь 1995 год.

В три раза возросли вклады населения в банки. С будущего года начнется индексацию вкладов, внесенных в прошлые годы.

При этом Президент не отметил, что к октябрю безработные составили 25% работоспособного населения страны. Это официальные данные, не учитывающие так называемую скрытую безработицу.

65,4% населения живет за чертой бедности. По данным Департамента социально-экономической информации, этот уровень для семьи из 4 человек в сентябре составил 194 лари (примерно $150).

2.2.    Нефтяной проект "Тенгиз-Шеврон-Оверс"

В октябре начала скромно осуществляться нефтяная мечта. Первая партия казахской нефти из месторождения "Тенгиз" пошла через территорию Грузии по железной дороге. Проектом компании "Тенгиз-Шеврон-Оверс" предусмотрена транспортировка 7 миллионов тонн нефти в год.

Был подписан долгожданный контракт между международной компанией "Квернер Джон Браун" и грузинской компанией JPC о строительстве нефтепровода Баку-Супса и экспорте каспийской нефти.

Акционеры Международного нефтяного консорциума намерены выделить дополнительно 28 миллионов долларов на проведение инженерных работ и приобретение оборудования. С нового года начнется отбор грузинских компаний для участия в прокладке нефтепровода.

В начале декабря в Грузию должна прибыть делегация экспертов США. Цель их визита — изучение условий и составление технического обоснования трассы транзита "большой нефти" по Грузии. По словам помощника Президента Грузии по экономическим реформам Темура Басилия, на совещании Совета директоров МВФ и ВБ в Вашингтоне была предпринята серьезная попытка лоббировать другие проекты и сорвать приезд этой группы в Грузию.

2.3.    Тендер на минеральные источники "Боржоми"

В октябре была поставлена точка еще в одном затянувшемся событии грузинской экономики. Минеральная вода "Боржоми" (один из немногих реальных источников валюты для Грузии) наконец обрела своего хозяина.

В официальных документах "Боржоми" признана в Грузии товаром стратегического значения.

В 80-х годах нынешнего века продажа достигала 400 миллионов бутылок в год.

Во последние годы по понятным причинам производство "Боржоми" резко сократилось. Зато появилось безумное количество бутылок "пиратского разлива".

7 октября состоялся тендер. В нем намеревались принять участие два акционерных общества: "Georgian Glass & Mineral Water" , за которой стоит Всемирный банк, и АО "Карту", дееспособность которого гарантировалась одним из крупнейших банков России "Российским кредитом". То есть российский капитал (которым, кстати, владеет кутаисский грузин Борис Иванишвили) соревновался с западным. Ходил слух, что президент Шеварднадзе не желал видеть в победителях тендера "Российский кредит" и представляющую его грузинскую фирму "Карту" и это вносило порядочную нервозность в действия организаторов тендера. Проект же Всемирного банка был интересен еще и тем, что это первый случай, когда Всемирный банк осуществляет частные инвестиции в грузинскую экономику.

На заключительном этапе подготовки тендера выяснилось, что "Российский кредит", по всей видимости, вручил гарантию не очень надежному грузинскому партнеру. И этот партнер подвел, не оформив соответствующим образом документы для подачи на тендер.

Таким образом фирма "Georgian Glass & Mineral Water", зарегистрированная в Голландии получила право на эксплуатацию Боржомских минеральных источников сроком на 5 лет.

 



* До войны, согласно официальной переписи, грузинское население в Абхазии составляло 47%. Официально признано, что практически все оно в настоящее время оказалось за пределами территории Абхазии. По официальным данным, в Гальский район Абхазии вернулся 351 человек.

** Сегодня нахождение российских военных баз в Грузии не имеет юридического основания.