Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Михаил ЖЕРЕБЯТЬЕВ

Воронежская область

в октябре 1995 года

1.    ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ — ОБЛАСТНАЯ ДУМА

На протяжении октября обе ветви власти Воронежской области достаточно плавно входили в предвыборное русло. В середине октября глава областной администрации Александр Ковалев направляет письмо в адрес Президента РФ с предложением продлить полномочия нынешнего состава ГД. Губернатор обосновывает «свое» решение достаточно просто — политической и экономической целесообразностью. По мнению Ковалева, набирающий обороты предвыборный раздрай не пойдет на пользу стабилизации народнохозяйственного комплекса страны. Оперативно отреагировали на предложение губернатора только местное отделение предвыборного блока «Власть — народу!» и депутат Игорь Муравьев. Они открыто осудили далекий от практики демократии маневр первого лица исполнительной вертикали Воронежской области. Игорь Муравьев, опубликовавший свою заметку в газете «Коммуна», даже прямо сказал, что письма, подобные ковалевскому, поступили в канцелярию президента от многих губернаторов-назначенцев. В конце октября по мере развития событий в Москве и выявления в регионе круга реальных претендентов на депутатские мандаты, а также потенциальных кандидатов на должности глав местных самоуправлений районов и городов области, председатель областной Думы Иван Шабанов публично высказал свое отношение к происходящему. 31 октября «Коммуна» поместила пространное интервью со спикером областной Думы. Оно имеет весьма красноречивый заголовок: «Альтернативы выборам нет!». Примечательно, что губернаторское письмо президенту в интервью вообще не упоминается. В самом начале своего интервью Шабанов объявил о том, что не является сторонником того, чтобы через Конституционный Суд решать ситуацию, которая была вызвана Указом Президента об отмене выборов глав ряда субъектов федерации в декабре 1995 года (не далее как месяц назад Шабанов был в числе инициаторов обращения в Конституционный Суд). Сейчас спикер сделал акцент на другом пункте решения областной Думы, а именно на праве областной Думы самостоятельно определять вопрос о выборах губернатора (по формулировке решения областной Думы: «...в сроки, согласованные с федеральными органами власти»). Шабанов обрисовал идеальную, с его точки зрения, процедуру выборов губернатора, сославшись на опыт Мордовии, Конституция которой была принята Собранием представителей республики. Вкратце суть предлагаемого Шабановым сводится к тому, что компетентные люди лучше разберутся с кандидатурами претендентов. Схема избрания губернатора довольно проста. В выборах участвуют 45 депутатов областной Думы, а также по 3-4 депутата от каждого района и города, являющихся единицами местного самоуправления, и представители влиятельных политических партий, общественных движений, организаций. С критериями допуска представителей партий можно, по словам Шабанова, определиться. В повестку дня областного представительного Собрания, состоящего из 250 — 300 человек, областная Дума внесет 3-4 наиболее важных для области вопроса, один из которых — выборы главы областной администрации. Претендент на пост губернатора, в свою очередь, должен «без популизма... доказать своей программой, что он знает, как решать на этом этапе проблемы области, и убедить в этом других». С соискателей губернаторского поста непременно должны быть востребованы декларации о доходах и находящегося в его, а также членов его семьи, распоряжении движимого и недвижимого имущества. «При таком подходе, — подытожил высказывания на данную тему Шабанов, — меньше будет ошибок... Все это оперативно может сделать только ответственное представительное собрание».

Далее Шабанов перешел к проблеме местного самоуправления. Главы администраций многих районов и городов Воронежской области всеми правдами и неправдами страхуются от провалов на предстоящих 17 декабря и позже, поскольку назначение первого лица местного самоуправления во многих районах — это прерогатива представительных органов власти, выборах органов местного самоуправления. Кое-где от кандидата на должность главы администрации требуют 10% подписей от общего количества потенциальных избирателей. Планка, по мнению спикера, высоковата для тех, кто не находится у власти. И тут Иван Михайлович в качестве гаранта соблюдения законности в Воронежской области предложил главам районных и городских администраций вновь согласовать принятые представительными органами местного самоуправления Уставы с избирательным Кодексом Воронежской области, Законом о выборах депутатов областной Думы, главы областной администрации и глав местного самоуправления.

Выводы

1. Пристальный интерес председателя Воронежской областной Думы к проблеме местного самоуправления можно расценить как начало похода за переподчинение областному органу законодательной (представительной) власти первых лиц исполнительной вертикали в городах и районах области, в соответствии с федеральными и областными законами оказавшимися в категории субъектов местного самоуправления. Спикер областной Думы готов даже поддержать представителей нижнего и среднего административно-управленческого звена, высказавших свои претензии к назначенным губернаторскими постановлениями главам административных образований.

2. Решающие схватки между губернатором и спикером впереди, во многом их исход определят местные выборы. В настоящее время областная Дума не высказывает больших претензий к администрации по поводу несоблюдения последней многих положений Устава Воронежской области в части структуры управления областью и кадровых назначений по Уставу, являющихся прерогативой законодательного (представительного) органа власти.

 

Губернатор Воронежской области Александр Ковалев «тихо» выбыл из окончательного предвыборного списка НДР. В действиях спикера и губернатора по отношению к участию в выборах наблюдается определенный параллелизм. Шабанов, возглавляющий областную структуру «Власть — народу!», не баллотируется в ГД. Ковалев на последнем этапе дистанцируется от НДР. Нельзя исключить, что путь Ковалеву в ГД «закрыл» своим примером именно Шабанов. Иначе губернатору под давлением областной Думы пришлось бы уйти в отпуск и объективно солидаризироваться с курсом Черномырдина, на огрехи которого Ковалев привык списывать любые проколы в народном хозяйстве Воронежской области. Предвыборный отпуск, таким образом, мог бы явиться основанием для кадровых перестановок в областной администрации. Один из двух первых замов Ковалева — Геннадий Макин считается прямой креатурой спикера областной Думы Ивана Шабанова, пользующегося в последнее время покровительством вице-спикера Совета Федерации Анатолия Долголаптева.

2.    ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

2.1.       Регистрация кандидатов

Регистрация кандидатов по всем четырем округам Воронежской области прошла, на удивление, без эксцессов. Не собравшие необходимого количества подписей в избирательные комиссии за регистрацией не обращались. Выявленные окружными избирательными комиссиями незначительные нарушения, сопутствовавшие сбору подписей за отдельных кандидатов, никак не повлияли на окончательное решение об их регистрации.

2.2.       За депутатские мандаты в Воронежской области борются:

по округу №74 — 14 человек (несомненный фаворит — спикер ГД Иван Pыбкин);

по округу №75 — 12 претендентов (два основных — независимый, в прошлом «выборосс» Виктор Давдкич и депутат ГД от партийного списка КПРФ Руслан Гостев);

по округу №76 — 11 соискателей (об исходе выборов или круге основных претендентов сказать что-либо определенное невозможно; нельзя исключить, что лучшие шансы — у депутата от этого округа Петра Матяшова, представлявшего в 1993 году Аграрную партию, ныне независимого кандидата);

по округу №77 — 17 кандидатов («левые» и «правые» представлены несколькими кандидатами).

Прогноз

По округу №74, где баллотируется Иван Рыбкин, ожидается, по мнению экспертов, массовый досрочный сход претендентов с дистанции. Многие из кандидатов не скрывают, что участвуют в выборах по этому округу из тщеславия, стремясь «погреться» в лучах рыбкинской славы.

2.3.       Шансы предвыборных блоков

По мнению экспертов, преодолеть 5% рубеж в Воронежской области могут: КПРФ, «Женщины России», «ЯБЛоко» (только за счет городских избирателей), АПР (монополией АПР будет сельский округ №76; в другом сельском округе — 74-м агитация самого Рыбкина и за него властей может свести усилия АПР на нет), возможно, ЛДПР и «Вперед, Россия!».

Приблизиться к 5%-ному рубежу могут: КРО (за счет городских избирателей), «Коммунисты — Трудовая Россия — За Советский Союз» (также за счет городского электората), Партия любителей пива (голоса городских избирателей), Партия самоуправления трудящихся (город), «Демвыбор России» (город), «Памфилова — Гуров — Лысенко» (город), блок Ивана Рыбкина (в округе №74), НДР (город и отчасти село), блок Станислава Говорухина (город), «Власть — народу» (город и в большей степени село по округам №75 и 77), «Профсоюзы и промышленники» (Воронеж и преимущественно малые города), «Мое Отечество» (горожане).

3.    ВЫБОРЫ МЭРА ВОРОНЕЖА

3.1.       Сбор подписей

Сбор подписей в поддержку кандидата заканчивается 16 ноября. В настоящее время собрали или ведут сбор подписей 7 кандидатов. Это — назначенный на свой пост губернатором нынешний мэр Александр Цапин; его предшественник, а ныне директор областного департамента занятости населения Анатолий Гольц; депутат Совета Федерации Александр Воробьев; глава администрации Центрального района Воронежа депутат областной Думы Василий Кочергин; уволенный по сокращению штатов с должности зама главы администрации Ленинского района, ныне безработный Борис Супренок; предприниматель, представитель городского неизвестный выдвиженец местного Союза потребительских обществ.

Примечательно, что собравшие подписи первыми глава городской администрации Цапин и, по слухам, Шишлаков, Воробьев не торопятся сдавать подписи в городскую избирательную комиссию. Сбор подписей за нынешнего мэра Цапина производился начальниками разных рангов, по слухам, довольно часто в приказном порядке, что вызывало бурную реакцию горожан.

3.2.       Губернатор против выборов мэра

В то время как предвыборная кампания по избранию мэра Воронежа начала набирать обороты, губернатор Александр Ковалев дважды публично высказался против необходимости прямых выборов мэра Воронежа. Ковалев даже пообещал, что, ежели даже таковые состоятся, он сделает все, чтобы свести полномочия мэра на нет. Еще в начале 1994 года вскоре после роспуска городского Совета, Ковалев высказывал желание превратить городскую администрацию в одно из подразделений областной. Пока свои угрозы Ковалев ничем и никак не подкрепил. По оценке экспертов, городская собственность составляет более 2/3 от имеющейся в Воронеже. Ковалев же демонстративно заявляет, что город будет «избирать начальника ЖКО», ибо «городская собственность — это в основном канализация и водопровод».

Стремление губернатора Ковалева сохранить в своих руках управление Воронежем в недалеком будущем может стать доминантой конфликта между представительной (законодательной) и исполнительной ветвями власти в Воронежской области.

Источники

1. Коммуна. — 1995. — 31 октября.

2. Воронежский курьер. — 1995. — 9 ноября.