Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Юрий СИМЕНИДО

Владимирская область

в октябре 1994 года

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1.1.       Законодательная власть

1.1.1.      Заседание Законодательного собрания области

Основным вопросом повестки дня очередного заседания Законодательного собрания (ЗС) области, состоявшегося 7 октября, было первое чтение проекта временного положения об организации местного самоуправления в области. Накануне проект несколько часов обсуждали члены Общественной палаты (ОП) при ЗС. Рассмотрение его в ЗС состоялось, несмотря на противодействие заместителя главы обладминистрации В.М.Вильдяева (проект не был вовремя представлен в обладминистрацию) и резкую оценку другого заместителя главы — депутата С.Н.Соколова (проект разработан на основе старой Конституции и не готов к обсуждению из-за большого количества поправок...).

Большинством голосов (11 из 20 депутатов) решено проводить всеобщие прямые выборы как органов местного самоуправления, так и глав админиcтраций. Срок полномочий и тех и других — два года. Численность органов представительной власти: во Владимире — до 25 человек, в других городах и районах — до 15 человек. (В проекте, одобренном ОП, было так: Владимир — до 45, Александров, Ковров, Муром — до 35, в других городах и районах — до 25 человек.)

Выборы в представительные органы местного самоуправления ЗС может назначить само, а дату выборов глав местных администраций определяет глава обладминистрации — минимум за два месяца. Потому и недоумевал председатель ЗС Н.В.Виноградов на заседании по поводу изменения позиции Ю.В.Власова: « Если раньше никаких принципиальных разногласий у нас с ним не было относительно проведения выборов в декабре, то теперь Юрий Васильевич заговорил вдруг о марте».

В третий раз ЗС обсудило проект положения о согласовании цен и тарифов на социально-значимые услуги (см [35]). Проект был окончательно отвергнут — только 7 депутатов из 20 поддержали его. Впервые большинство ЗС голосовало против мнения председателя. (Он заявил: «Мы с вами совершили сейчас ошибку».) Решено просить Госдуму ускорить принятие закона, ограничивающего права монополистов в сфере ценовой политики.

ЗС направило в Госдуму в порядке законодательной инициативы предложение: дополнить ст. 220-1 УПК РФ нормой, позволяющей органам прокуратуры воздействовать на ошибочные, по их мнению, постановления судей по вопросам содержания под стражей [1-4].

На заседании ЗС, проходившем 21 октября, состоялось второе чтение временного положения об организации местного самоуправления в области. Г.К.Волков, первый заместитель главы обладминистрации, в начале заседания заявил, что «без принятия федерального закона никаких временных положений ЗС устанавливать не вправе» [5]. На этот раз депутаты, «с подачи» членов ОП, решили отказаться от принятого на предыдущем заседании решения о численности местных представительных органов и увеличили соответствующие квоты до величин, предложенных ранее в проекте ОП. По мнению Н.Новожиловой [6], на таком развороте депутатов сказались и неприкрытое желание самого председателя», и односторонние, с коммунистическим духом, выступления представителей ОП, и отсутствие на заседании нескольких сторонников уменьшенных квот.

Г.К.Волков предупредил депутатов, что администрация подпишет документ лишь в том случае, если за него проголосуют две трети ЗС, но обратится в Конституционный Суд, что приостановит действие положения на неопределенное время. Любопытны оценки принятого решения депутатами С.К.Князьковым и П.А.Кауровым. Первый (председатель комитета ЗС по экономической реформе...): «Беда всех властных структур — непрофессионализм, поэтому пусть численный состав будет меньше, как приняли в первом чтении, но люди работают на постоянной основе». Второй (глава администрации г.Мурома): «Все противоречия возникли по одной причине: Н.В.Виноградов не нашел общего языка с Ю.В.Власовым. Мы же голосовали в прошлый раз по квотам! Не надо спешить с принятием положения, иначе оно попадет в Конституционный Суд».

Решено, что до конца октября проект Устава области будет опубликован в печати, в течение полутора месяцев его обсудит население области, затем — доработка с учетом замечаний и предложений.

ЗС в основном одобрило энергетическую программу области на период до 2005 года, на ее осуществление нужно, по нынешним оценкам, 1.8 трлн. рублей. «Владимирэнерго» предложено подготовить бизнес — план и совместно с обладминистрацией проработать вопрос о строительстве атомной электростанции.

Закон Владимирской области о референдуме принят в первом чтении.

В части «разное» С.К.Князьков предложил провести депутатское расследование по публикации в «Призыве» [32], посвященной заместителю председателя ЗС Е.П.Ильюшкину (см [35]). Последний намерен подать в суд на «Призыв», а к любым проверкам — готов. Председатель поставил предложение на голосование, сопроводив это, по словам корреспондента [7], такой ремаркой: «Правда, я не знаю, что расследовать...» Естественно, оно было отвергнуто — лишь один голос «за».

(Это «безусловно подтверждает необязательность соблюдения законности — «Указа о борьбе с коррупцией» — для самих законодателей. Хотя на каждом заседании депутаты усиленно демонстрируют свое желание во что бы то ни стало исполнить Указ Президента о проведении выборов осенью).

Большинство депутатов после дебатов решили, что ЗС будет учредителем газеты «Владимирские ведомости». (Пока не шла речь о немедленном выделении денег, хотя несколькими днями раньше Е.П.Ильюшкин предложил на заседании комитета по бюджетной и налоговой политике перечислить в помощь газете 30...40 млн. рублей, якобы сэкономленных на содержании аппарата ЗС. Такое предложение перед заседанием ЗС оценил как «просто неприличное в момент, когда катастрофически не хватает денег для социальной сферы» другой председатель комитета — по социальной политике — Ю.А.Леонтьев.)

Депутат А.М.Синягин сделал запрос обладминистрации в связи с информацией в газете «Российские вести» о том, что 8 млн. рублей «пожертвовал владимирский губернатор» на проведение съезда движения «Выбор России» в Суздале. «Чьи это деньги? Лично Юрия Васильевича или бюджетные?» Ответ должен быть дан на следующем заседании ЗС [8, 9].

1.1.2.      Избирательная комиссия

14 октября состоялось первое заседание Региональной (головной) избирательной комиссии Владимирской области (так теперь называется бывший облизбирком). Она будет выполнять функции областной, окружной (при выборах в Госдуму), головной (при выборах органов местного самоуправления). Статус юридического лица кладет конец ее прежнему бесправию в отношении нарушений избирательного закона.

Комиссия, обратившись к итогам весенних выборов, назначила на 18 декабря выборы депутата ЗС области в одном из округов Владимира, где они были признаны несостоявшимися, и рассмотрела результаты проверки жалоб на действия некоторых участковых комиссий. Прокуратура установила подлог председателя одной комиссии в Гусь-Хрустальном (приписка тысячи голосов не сказалась на результате выборов, нарушитель наказан штрафом в одну минимальную зарплату) и подлоги на 11 участках в Коврове (дело находится в суде, но еще не рассмотрено). Другие жалобы не подтвердились [10].

1.1.3.      Депутаты Госдумы от области

В.В.Круглов, помощник депутата Госдумы от Владимирской области Г.И.Чуркина, сообщил [10], что 11 октября его патрон и другой депутат от региона Е.В.Бученков встретились с и.о. Генерального прокурора РФ А.Н.Ильюшенко и в течение получаса беседовали с ним о нарушениях законности в области. И.о. Генпрокурора проявил неплохую осведомленность о характере и масштабах нарушений, он ранее говорил об этом с главой администрации области. Для ограждения прокурорских работников, курирующих дело заместителя главы обладминистрации Е.Ф.Фролова, от давления извне приняты необходимые меры. А.Н.Ильюшенко обещал через месяц ответить по существу затронутых вопросов.

1.2.       Исполнительная власть

1.2.1.      К вопросу о выборах

5 октября «Всполье» (№69) под рубрикой «Главная новость дня» сообщило об Указе Президента РФ от 3 октября с.г., по которому только он может назначить выборы глав администраций субъектов Федерации и определить порядок их проведения. Интересен комментарий редакции газеты: «Хорошо, конечно, что, наверное, будет похоронена малопривлекательная идея выборов нашего губернатора какой-то не очень понятной ассамблеей. Но, с другой стороны, Президент вообще откладывает выборы на неопределенный срок и тем самым укрепляет и без того неограниченную власть чиновников. Из осведомленных источников нам стало известно, что председатель ЗС Н.В.Виноградов отрицательно отнесся к новому Указу Президента, нашел здесь противоречие с Конституцией. Вместе с тем он заявил, что Указ придется выполнять».

На пресс-конференции 11 октября первый заместитель главы обладминистрации Г.К.Волков сообщил, что накануне, на коллегии обладминистрации, «все сошлись на том, что выборы в представительные органы местной власти необходимо проводить в марте будущего года, при условии выхода в свет документов о местном самоуправлении. Выборов глав администраций не будет до принятия федеральных законов» [12, 13].

1.2.2.      Взаимоотношения с Законодательным собранием

12 октября появилась [14] большая, вызвавшая резонанс, статья З.Галинкина «Компромисс или капитуляция?» Автор рассматривает опубликованные двумя неделями раньше законы «О Законодательном собрании...», «О статусе депутата ЗС...». Он исходит из того, что подписал их глава обладминистрации «возможно... во исполнение какого-то компромисса... между ним и председателем ЗС... Н.Виноградов отказывается от идеи выбора главы областной администрации на новоявленной ассамблее и немедленном принятии Устава области, а губернатор соглашается с неслыханным ущемлением его прав».

Подробно разбирая документы, З.Галинкин доказательно обвиняет депутатов ЗС в том, что они приняли законы, противоречащие Конституции РФ, «преисполнены высокомерия и неуважения к своим избирателям». Он призывает представителя Президента Н.С.Егорова «защитить Конституцию Российской Федерации и ее Президента».

Сразу последовала менее или более раздраженная реакция обеих затронутых в статье сторон. Уже через день опубликовано [15] заявление пресс-службы обладминистрации. «...По мнению автора публикации, глава администрации якобы согласился с нарушениями и не принял мер по обеспечению законности... Глава администрации области, ее коллегия, государственно-правовой департамент, оценивая проекты этих документов, обращали внимание депутатов ЗС на имеющиеся противоречия федеральным законодательным актам и Конституции. Тем не менее все эти законы были приняты на сессии ЗС двумя третями голосов. В соответствии с действующим законодательством глава администрации области в этом случае обязан был их подписать.

В то же время за администрацией остается право предпринять все возможные и необходимые меры для приведения вышеназванных законов в соответствие с федеральным законодательством. Кроме того, согласно Конституции РФ, принятые законы не действуют в той части, в которой противоречат федеральным правовым актам».

Представитель ЗС собирался подольше. Письмо депутата Е.М.Виноградова, датированное 19 октября, увидело свет через 6 дней [6]. Под характерным заголовком «Не компромисс, не капитуляция, а законность и здравый смысл» (автор письма регулярно использует, отбиваясь от противников, их слова), не особенно утруждая себя выбором выражений (в отличие, по-моему, от З.Галинкина), рассерженный депутат практически не отвечает оппоненту по существу, а больше вешает ярлыки («образец цинизма») и на Галинкина, и на других авторов «Призыва», не потрафивших ему и его коллегам по ЗС.

Показателен — и по тону, и по фразеологии — заключительный пассаж письма: «...непонятна суетливость пресс-службы администрации области, которая откликнулась на статью З.Галинкина и неуклюже попыталась отмежеваться от подписанных главой администрации областных законов».

Естественно, приходится вспомнить классическое: «Юпитер, ты сердишься? Значит, ты не прав.».

1.2.3.      Губернатор области Ю.Власов

Значительную часть октября глава обладминистрации Ю.В.Власов провел за пределами области.

Вначале, по приглашению руководителя международной программы «Новые имена», он провел три дня в столице Франции — как губернатор, член Федерального Собрания и член попечительского совета упомянутой программы. После переговоров в мэрии Парижа заключены соглашения, которые будут способствовать развитию сети телекоммуникаций в области [10].

Затем Ю.В.Власов принял участие в конференции по эффективной организации мировой торговли, проводимой под патронатом ООН в г.Колумбус (США). Он был членом официальной российской делегации и единственным, кто представлял регионы России на этом представительном (участники из 127 стран) собрании. Кроме того, глава обладминистрации провел переговоры во Всемирном компьютерном центре, направленные на решение проблем интеграции областных информационных структур в мировые сети [16].

Глава обладминистрации дал пространное интервью газете «Местное время» [39] по поводу трехлетия своего пребывания на ответственном посту. Лейтмотив, по мнению несколько подобострастного интервьюера В.Ахмедярова, естественно, вынесен в заголовок: «Я стараюсь быть максимально искренним».

Приведем некоторые высказывания Ю.В.Власова — без комментариев.

А.: «...Ваш взгляд на роль личности в политике, в истории...»

В.: «Мне очень по душе высказывание одного из лидеров Французской революции, который сказал, забежав среди событий в кафе: не задерживайте меня, я должен идти вон за той колонной, потому что я их лидер. Не ПЕРЕД, а ЗА колонной!» (Выделения шрифтом принадлежат газете — Ю.С.)

А.: «Вы чувствуете себя творцом истории области на определенном этапе?»

В.: «За последние три года область стала совершенно другой. Это признают все. Творец я истории или не творец — тут вопрос другой: насколько правильно мы реализуем ту политику, которая сформировалась на уровне выше, чем область.»

А.: «...Область стала другой. В чем это выражается?..»

В.: «Область из потребляющей, импортирующей продовольствие превратилась в область, где наблюдается переизбыток продовольствия... Совсем другаяситуация и в промышленности. Наша область была наиболее милитаризованной...»

А.: «Но ведь предприятия стоят?..»

В.: «Ну, что за слово такое — «стоят»? Да не стоит ни одно предприятие. Простаивают некоторые, работают не в полную смену, не в полную рабочую неделю... Ситуация, когда наша область только по количеству открытых и восстановленных монастырей превосходит любой регион России — тоже... совершенно новая.»

А.: «...Нижегородская область у всех на слуху. Чего такого НЕ сделал Власов из того, что сделал Немцов (губернатор соседней области — Ю.С.), чтобы область стала... неординароной, что ли?»

В.: «Мое мнение — и у меня есть к тому основания — на 99% это (разговоры об успехах соседней области — Ю.С.) результат рекламы... Наиболее грамотная, наиболее массовая и наиболее методически подготовленная приватизация была проведена на Владимирщине — это отмечает Чубайс, который знает ситуацию по всей стране... Наша область — промышленная, а во все века промышленные регионы не жили хуже аграрных. В нашей области производятся товары длительного пользования — и наши коммерческие структуры имеют возможность реализовать это ТАМ (в аграрных регионах — Ю.С.), привозя оттуда дешевое продовольствие. В итоге рынок переполнен и сейчас уже встает проблема СБЫТА!»

А.: «...Вам не мешает ваша молодость?..»

В.: «Дело не в возрасте, а в опыте работы на должности руководителя... Все основные направления, в которые сейчас приходится вникать, я успел хотя бы бегло изучить... До Гайдара мы работали сами по себе! И сами все...придумывали!.. Мы направление угадали. Работала грамотная команда, они сейчас все либо в областной администрации, либо в других структурах...»

А.: «То есть, вы не хотели бы пригласить какого-нибудь Явлинского, чтобы он дал вам консультацию или вы считаете себя достаточно компетентным?»

В.: «Есть много экономических направлений, у каждого своя теория,свои подходы. Я считаю, что они больше дезориентируют местных руководителей своими полярными концепциями по выводу страны из кризиса. Поэтому я больше доверяюсь проверенным рецептам. Я трижды прочитал Людвига Эрхарда «Благосостояние для всех», его опыт вывода немецкой экономики из кризиса — а там несопоставимые проблемы и, к сожалению, несопоставимые результаты. Изучал опыт «японского экономического чуда», другие теории, изучал историю российского общества по книгам Бердяева, который, пожалуй, наиболее четко представлял страну — из этого исходил. Из всех действующих политиков, считаю, наиболее здравыые взгляды у Гайдара — во вмсяком случае, я понимаю его, когда он объясняет свои планы или неудачи. Теории других экономистов далеки от реальностей.»

А.: «...Когда вы давали согласие занять эту должность, вы отдавали себе отчет, на что идете?»

В.: «Я... прекрасно знал, куда иду... Трое кандидатов из четверых отказались и я знал, почему. Они прекрасно представляли, что было за время и куда они идут... Пошел уже четвертый год — у нас совершенно другая администрация, в основном состоящая из высокопрофессиональных людей, хотя для этого нужно было совершить четыре «ротации» кадров...»

А.: «Представляю, какую реакцию это вызвало!..»

В.: «...В результате мы получили то, что имеем.»

А.: «...Сложновато убедить в вашей искренности простого обывателя, привыкшего, что с высот власти ему всегда врали...»

В.: «Я считаю, что мы этот стереотип сломали. Почти 60% голосов на выборах (речь идет о выборах Власова в Совет Федерации — Ю.С.) — этому подтверждение... Каждую субботу я объезжаю магазины, сверяю данные статистики с тем, что вижу на полках, цены... Сам сажусь за руль машины и езжу.»

А.: «Вы ездите без охраны,... на серийной «девятке»... ГАИ не перекрывает для вас улицы... Не кажется ли вам, что это как-то роняет ваш престиж в глазах населения?»

В.: «Я не считаю, что все это — вопрос престижа... Правда... экономия времени на дорошах — статья весьма существенная. С другой стороны — я не считаю нобходимым резко выделяться какими-то внешними атрибутами... Честно говоря, охрана нужна... Хотя, если захотят убрать, никакаЯ охрана не спасет, но может предупредить от хулиганских выходок и так далее.»

А.: «Интересно — высшее должностное лицо области — и жалуется на преступность! А казалось бы — стукнул кулаком по столу, снял трубку телефона — и головы полетели, преступность снизилась, цены упали...»

В.: «Не все так просто... Самая главная головная боль областных администраций — кроме организаций областного подчинения у нас множество ведомств подчинения федерального! Здравоохранение, народное образование, органы правопорядка, органы культуры, антимонопольный комитет, налоговые органы —...основные структуры, которые определяют жизнь области, подчиняются федеральным властям, от них финансируются и от местной исполнительной власти не зависят... На всех совещаниях главы просят подчинить областям федеральные структуры...»

А.: «Что вы будете делать, если вдруг проиграете выборы главы исполнительной власти?» (Напомним, что интервью происходило до соответствующего Указа Президента, см. п.1.2.1 — Ю.С.)

В.: «...Думаю, без работы не останусь...Более выгодно сейчас уйти в отставку, переждать эти трудные времена... и спокойно потом проходить любые выборы...»

А.: «А вы могли бы уйти в отставку, раз это выгоднее?»

В.: «Не скажу!»

Такое выступление главы обладминистрации — своеобразная точка отсчета. Поэтому оно заслуживает подробного, тщательного анализа действий, высказываний, документов — хотя бы за последние 8...10 месяцев, выходящего за рамки данной работы.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Внешнеэкономические связи

12 октября во Владимире побывал уполномоченный правительства ФРГ по оказанию консультативной помощи России по экономическим вопросам проф. В.Картте. Он встречался с главой обладминистрации Ю.В.Власовым и его заместителем по экономике В.В.Веретенниковым и депутатами ЗС области (это, по словам гостя на пресс-конференции, было главной целью его очередного визита в Россию. О предыдущем визите — см [36]).

Профессор сообщил, что на оказание консультативной помощи нашей области тратится 8 млн. марок (из ежегодных 75-80 млн. на Россию и 300 млн. — на СНГ). «Но нельзя уговорить инвесторов поехать в Россию, пока те не увидят реальной возможности организовать прибыльный бизнес». Он одобрительно отозвался о намерении ЗС ввести льготное налогообложение иностранных инвесторов. Отвечая на вопрос Е.П.Ильюшкина, гость сказал, что «при появлении западных конкурентов надо радоваться — приезжие предприниматели заставят местных монополистов лучше работать».

Программой консультативной помощи предусмотрено: научить грамотно составлять бизнес-планы предприятий; рассказать миру об инфраструктуре региона; подготовить кадры «мультипликаторов» — тех специалистов, кто будет учиться в Германии, а затем — учить в России.

Отметив, что «все политические силы Владимира, в отличие от столицы, сотрудничают и это приносит большую пользу области», гость констатировал, что из 89 субъектов Федерации наша область занимает 20 место по благосостоянию. Это, по его мнению, дает шанс оптимистично смотреть в будущее [18-20].

А через полмесяца статс-секретарь правительства Германии проф. В.Киттель, во главе делегации из представителей МИДа, министерства экономики, Немецкого кредитного банка и других, посетил областной центр с официальным визитом. Он провел переговоры с Ю.В.Власовым и Н.В.Виноградовым с целью обсуждения программы консультаций на 1995 год.

На пресс-конференции по окончании переговоров гость сообщил, что в следующем году размер консультационной помощи Владимиру будет, как минимум, таким же,как в нынешнем. Хорошо, что в области из 36 совместных предприятий 21 создано с участием германского капитала. Правительство ФРГ и Европейский банк реконструкции и развития намерены в 1995 году создать во Владимире региональный фонд делового участия с целью адаптировать уже приватизированные предприятия к условиям рыночной экономики, обеспечить их жизнеспособность и повысить конкурентоспособность их продукции [21].

2.2.       Заработная плата. Цены

В очередной публикации об уровне заработной платы во Владимирской области [22] обращает на себя внимание, что поменялись местами в верхней части ранговой лестницы «органы управления» и «транспорт», а «сельское хозяйство» впервые поднялось так высоко. Снижение средней зарплаты произошло, в большей или меньшей степени, во всех бюджетных отраслях (отпускной сезон заканчивается, компенсации за предыдущие месяцы выплачены).

 

Таблица 1

Средняя зарплата в области в августе 1994 года

 

 

 

По отношению к:

Отрасль

Зарплата

январю

июлю

(в скобках — ранг в июле)

тыс. руб.

1994г.,%

1994г.,%

1. Кредитование, страхование (1)

444,6

180,8

117,4

2. Транспорт (4)

248,4

183,7

112,9

3. Строительство (3)

239,5

207,9

107,1

4. Органы управления (2)

231,4

156,0

87,8

5. Жилищно-комм. хозяйство, непроизв. виды бытового обслуживания (5)

174,0

157,6

106,6

6. Промышленность (8)

141,5

175,1

106,1

7. Наука и науч.обслуживание (7)

139,4

185,1

104,3

8. Торговля и общественное питание (6)

138,2

173,0

100,8

9. Cельское хозяйство (11)

125,0

221,6

108,2

10. Здравоохранение, физкультура и спорт, соц. обеспечение (10)

112,3

116,7

91,9

11. Образование (10)

102,7

108,7

85,9

12. Культура и искусство (12)

87,0

102,2

95,0

Всего по области

155,1

172,5

103,9

 

Зафиксированный в июне наибольший разрыв между зарплатами в промышленности и среднеобластной стал не слишком резко, но последовательно сокращаться в июле и августе (соответственно 87,7%, 89,4%, 91,2%). С другой стороны, все более обостренной и быстрорастущей становится разница между уровнями на первой и последней строках таблицы. Все 8 обозреваемых месяцев этого года лидирует «кредитование и страхование», в июне в последнем «сельском хозяйстве» было в 3,27 раза меньше, а у предпоследних «культуры и искусства» — в 2,91 раза. В июле и августе аутсайдером стала «культура» — соответственно в 4,13 и 5,11 раза меньше.

 

Таблица 2

Стоимость недельного продуктового набора в г.Владимире и соседних областных центрах [23]

 

 

Значения по городам*

Параметр

ВЛ

ИВ

КО

НН

РЯ

ТВ

ЯР

Сумма на 27.09.94, руб.

12670

13200

12492

12957

12192

13373

12591

По отношению

к 30.08.94,%

 

101.2

 

102.6

 

 97.6

 

 99.7

 

107.8

 

102.9

 

103.4

к 25.01.94,%

171.1

173.5

158.1

172.6

157.4

190.3

148.6

Mесто среди областных центров

на 27.09.94

 

4

 

 2

 

 6

 

 3

 

 7

 

 1

 

 5

на 30.08.94

 5

 3

 4

 1

 7

 2

 6

на 26.07.94

 3

 2

 4

 6

 7

 1

 5

Место среди 130 городов РФ

на 30.08.94

 

 69

 

 60

 

 61

 

 56

 

 90

 

 58

 

 75

на 26.07.94

 52

 46

 58

 70

 84

 26

 67

* Условные обозначения городов: ВЛ — Владимир, ИВ — Иваново, КО — Коcтрома, НН — Нижний Новгород, РЯ — Рязань, ТВ — Тверь, ЯР-Ярославль.

 

По оценке отдела экономики и прогнозирования администрации г.Владимира [23] прожиточный минимум в сентябре составлял (в рублях):

 

Статьи расходов

Трудосп.

Пенсионер

Семья (4 чел.)

Питание

59410

45686

224745

Непродовольственные товары

20639

5511

69157

Услуги

8584

3913

26806

Налоги

7812

15624

Всего

96445

55110

336332

 

Естественное снижение цен на овощи и фрукты привело к понижению расходов на питание и, как следствие, к уменьшению величины прожиточного минимума по всем категориям потребителей.

3.    ДРУГИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

3.1.       Съезд движения «Выбор России»

8-9 октября в Суздале проходил второй съезд движения «Выбор России». В его работе участвовали около 200 представителей от 59 региональных организаций.

Владимирскую область должны были представлять четверо. В.Анисимов, руководитель регионального отделения движения, — как член Политсовета. Г.Волков, первый заместитель главы обладминистрации, и С.Казаков, редактор рекламной газеты, — как избранные делегаты. Ю.Власов, глава обладминистрации, — как депутат Совета Федерации; его предпочло областное отделение движения, определявшее участников съезда, другому нашему депутату Совета Федерации — представителю Президента Н.С.Егорову. (Это не удивительно, если знать, что В.Анисимов — один из помощников Ю.Власова. Кстати, последний на съезде не присутствовал.)

Съезд определил основные задачи и направления деятельности движения на ближайший год, принял поправки к Уставу, избрал новые руководящие органы — Политсовет движения и пять сопредседателей. С.А.Ковалев, бывший председатель движения, отказался от поста в руководстве. (Отметим попутно, что Г.Волков баллотировался на пост сопредседателя, а В.Анисимов — снова в Политсовет. Но ни один, ни другой не были избраны.)

Можно выделить две важнейших проблемы, ставшие предметом обсуждения на съезде: объединение всех демократических сил страны и жизнь и судьба самого движения.

«Демократы обязаны объединиться. Как показала дискуссия на съезде, это не требование партдисциплины, это — веление времени» — так сформулировал свой вывод присутствовавший на съезде обозреватель «Призыва» А.Старков [24]. Этот вывод сделан на фоне разнообразных, часто противоречивых, оценок различных аспектов этого объединения.

К примеру, высказывания трех депутатов Государственной Думы.

Б.Федоров: «Коалиция демократов не просто возможна, она жизненно необходима. Вопрос только: на какой основе? Единый кандидат на президентских выборах — да. Но только на политических конкретных обязательствах...»

Е.Гайдар: «Единство демократических сил абсолютно необходимо, чтобы нам не проиграть на следующих выборах.»

С.Засухин: «Готов согласиться: у демократов нет иного пути, кроме объединения. Но, на мой взгляд, объединяться ради идеи самосохранения — это еще более пагубно, чем оставаться в сегодняшнем состоянии. Идея самосохранения лопнет завтра же, мы не сможем собрать всех вождей вместе. Считаю бесперспективными вообще все попытки объединения под какую-либо одну идею: тех же выборов, завоевания мандата вплоть до президентского. Объединяться можно только на широкой основе...»

И при обсуждении «внутренних» вопросов развития движения разброс мнений был велик. На одном полюсе — «движение должно стать чем-то вроде объединения избирателей при партии «Демократический выбор России» («ДВР» — партии Гайдара) [25]. На другом (в частности, Б.Федоров) — «Выбор России» поддерживает все нормальные демократические партии и движения, которые работают в одном направлении. Хорошо, если бы это действительно превратилось в коалицию всех демократических групп...» [24]. Съезд решил изменить название движения, но после проведения консультаций с региональными организациями. Толчком к этому была фраза из выступления гостя съезда Б.Федорова: «...готов пойти на коалицию с «Выбором России», если движение изменит свое название...» [26].

При обсуждении изменений в Уставе верх взяла точка зрения тех делегатов, которые выступали за активную, самостоятельную (отдельно от партии «ДВР») деятельность, включая выдвижение кандидатов на выборах всех уровней.

Отмечено [26], что «съезд, в отличие от собраний большинства других организаций, продемонстрировал достаточно высокий уровень культуры делегатов и уважения к чужому мнению».

Во время съезда председатель партии «ДВР» Е.Гайдар встретился с членами областной парторганизации, ответил на их разнообразные вопросы. Он говорил о необходимых действиях членов партии в оставшееся до президентских выборов время, о работе с конкретными социальными группами, о разных гранях партийного строительства. Позднее на пресс-конференции Е.Гайдар оценил политическую ситуацию в нашей области как «достаточно сложную». По его мнению, «многое зависит от директорского корпуса и администрации. Очень важно, чтобы всерьез начал работать закон о банкротстве. Сама процедура банкротства по-настоящему опасна лишь для директора предприятия». Е.Гайдар считает, что «выборы на местах следует отложить — отсутствие правовой базы скорее всего превратит их в профанацию. В результате представители администрации могут избрать сами себя. Поэтому он поддерживает Указ Президента об отмене выборов на местах» [27].

3.2.       Акция протеста профсоюзов

На 27 октября во Владимире был запланирован митинг представителей трудовых коллективов и профорганизаций области. Областное объединение профсоюзов собирало его в рамках общероссийской акции протеста. Организаторы митинга намеревались провести его перед зданием обладминистрации и обратились в администрацию Владимира за соответствующим разрешением. 14 октября глава горадминистрации И.В.Шамов предложил провести митинг в другом месте, ранее (в августе с.г.) определенном для таких мероприятий. Тогда руководство объединения профсоюзов обратилось в прокуратуру.

24 октября прокурор области утвердил заключение надзирающего прокурора с таким выводом: «предложенное главой администрации г.Владимира объединению профсоюзов области иное место проведения митинга не противоречит российскому законодательству» (так в тексте! — Ю.С.). За день до мероприятия документ был опубликован [27].

В назначенный день митинг состоялся все же на площади перед «Белым домом». (Неизвестно, что послужило причиной отказа властей от ранее принятого решения — не допустить означенное мероприятие у здания обладминистрации. Но областной прокурор и начальник УВД области на акции присутствовали.) Участвовали в нем, по некоторым оценкам, до пяти — шести тысяч человек (меньше, чем намечали организаторы).

Председатель облсовпрофа В.Я.Котов провел акцию почти по тому же сценарию, что и предыдущие. Но к естественным экономическим требованиям, звучавшим, правда, резче, чем весной, добавились и такие: «отозвать подписи ФНПР и ЗС под Договором об общественном согласии» (принято голосованием), «добровольно Президенту, областной администрации уйти в отставку», и призывы к изменению политического курса (Н.В.Виноградов, председатель ЗС области) и к всероссийской политической забастовке (некий безработный Ю.Иванов — от имени «Трудового Владимира»).

И никто не сказал о том, что требовать возвращения долгов нужно не только от Правительства, но и от господ директоров приватизированных предприятий.

Участвовал в мероприятии и депутат Госдумы Г.И.Чуркин, предпочитая его важнейшему заседанию Думы, рассматривавшей вопрос о доверии правительству, воззвал к слушателям: «Россия в опасности! Поднимайтесь, люди!»

Н.В.Виноградов, обозвав, по словам корреспондента «Призыва», «нынешние средства массовой информации лживыми, тут же призвал... поддержать создаваемую, всем альтернативную, газету «Владимирские ведомости». Но при этом не было сказано ни слова, что финансировать ее ЗС собирается, еще больше обедняя того же налогоплательщика...»

В резолюции митингующие предупредили: если не будет изменен курс реформ в интересах людей труда, профсоюзы продолжат коллективные акции в рамках законодательства. Среди известных требований к администрации области — реализовать программу стабилизации экономики; не вводить новых местных налогов; не взимать налогов с временно неработающих предприятий; сократить до минимума расходы на содержание аппарата управления — появилось и новое: разработать и задействовать механизм отчетъа о расходах бюджетов перед налогоплательщиками.

Мероприятие прошло без эксцессов и ровно через час, «довольно неожиданно для собравшихся», было окончено. На нем, как и весной, не было никого из первых лиц областной администрации [28-30].

3.3.       Судебные процессы

3 октября Верховный Суд РФ рассмотрел кассационную жалобу обладминистрации на решение Владимирского облсуда от 11 августа о незаконном закрытии газеты «Владимирские ведомости» областной администрацией 12 октября 1993 (см [37]). Доводы ответчика — его представлял директор государственно-правового департамента обладминистрации Л.Н.Гирик — о правильности решения о закрытии газеты на основании Указов Президента РФ были опровергнуты представителем Генеральной прокуратуры и судьей: «Закон о средствах массовой информации» нарушен, обладминистрация, безусловно, превысила свои полномочия.

Верховный Суд кассационную жалобу отклонил, решение Владоблсуда оставил в силе, в деле о закрытии газеты «Владимирские ведомости» поставил точку [31].

3.4.       Прочие события

В обзоре за сентябрь [35] был описан конфликт между комитетом по управлению имуществом г.Владимира и руководством АО «Гостинично-торговый комплекс «Владимир».

18 октября было сообщено, что 27 сентября председатель комитета В.Д.Патанин издал распоряжение об отмене своего распоряжения от 12 сентября, которым генеральный директор АО «ГТК «Владимир» В.И.Ефимов был отстранен от должности, в связи с протестом прокурора области.

 

По сообщению пресс-службы УВД и центра общественных связей УФСК 6 октября в здание Фрунзенского райнарсуда был брошен пузырек, завернутый в бумагу с машинописным текстом. Неизвестные требовали

1 млн. долларов и угрожали использовать яд, подобный находящемуся в пузырьке, для отравления водоисточников г.Владимира.

В результате совместных усилий правоохранительных органов был установлен круг подозреваемых лиц, а 11 октября организованная группа преступников была задержана (при этом никаких тяжких последствий не наступило). Областное УВД ведет следствие [34].

 

13 октября закончился шедший три месяца в областном суде процесс о беспорядках в Вязниковской колонии (см [38]). Ущерб, нанесенный государству, составил 130 млн. рублей. При ликвидации беспорядков пострадали 33 служителя закона и 20 заключенных (пятеро из них умерли). Приговором 16 из 19 подсудимых осуждены на разные — от 2,5 до 7 лет — сроки пребывания в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Освобождены от ответственности по делу из-за недоказанности вины трое подсудимых: двое обрели свободу в зале суда, третий будет отбывать свой прежний срок до конца [34].

Источники

1. Владимирские губернские ведомости.— 1994.— №66.— 11 октября.

2. Всполье.— 1994.— №72.— 14 октября.

3. Молва.— 1994.— №116.— 11 октября.

4. Призыв.— 1994.— №195.— 11 октября.

5. Всполье.— 1994.— №75.— 26 октября.

6. Призыв.— 1994.— №205.— 25 октября.

7. Призыв.— 1994.— №206.— 26 октября.

8. Молва.— 1994.— №121.— 22 октября.

9. Молва.— 1994.— №122.— 25 октября.

10. Молва.— 1994.— №118.— 15 октября.

11. Призыв.— 1994.— №191.— 05 октября.

12. Молва.— 1994.— №117.— 13 октября.

13. Призыв.— 1994.— №197.— 13 октября.

14. Призыв.— 1994.— №196.— 12 октября.

15. Призыв.— 1994.— №198.— 14 октября.

16. Молва.— 1994.— №123.— 27 октября.

17. Молва.— 1994.— №118.— 15 октября.

18. Местное время.— 1994.— №116.— 13 октября.

19. Всполье.— 1994.— №72.— 14 октября.

20. Молва.— 1994.— №119.— 18 октября.

21. Всполье.— 1994.— №76.— 28 октября.

22. Молва.— 1994.— №122.— 25 октября.

23. Молва.— 1994.— №117.— 13 октября.

24. Призыв.— 1994.— №198.— 14 октября.

25. Владимирские губернские ведомости.— 1994.— №66.— 11 октября.

25. Всполье.— 1994.— №71.— 13 октября.

26. Призыв.— 1994.— №206.— 26 октября.

27. Призыв.— 1994.— №209.— 29 октября.

28. Всполье.— 1994.— №76.— 28 октября.

29. Молва.— 1994.— №124.— 29 октября.

30. Всполье.— 1994.— №69.— 05 октября.

31. Призыв.— 1994.— №196.— 12 октября.

32. Призыв.— 1994.— №200.— 18 октября.

33. Всполье.— 1994.— №72.— 14 октября.

34. Молва.— 1994.— №117.— 13 октября.

35. Сименидо Ю. Владимирская область в сентябре 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №9.

36. Сименидо Ю. Владимирская область в марте 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №3.

37. Сименидо Ю. Владимирская область в августе 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №8.

38. Сименидо Ю. Владимирская область в июле 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №7.

39. Местное время.— 1994.— №111.— 1 октября.