Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна МАТВЕЕВА *

Дагестан

в августе — октябре 1994 года

1.    РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН И СОБЫТИЯ В ЧЕЧНЕ

6 сентября по решению президиума совета алимов Дагестана на празднование III годовщины независимости Чеченской Республики в Грозный была направлена группа дагестанских алимов, в состав которой входил и председатель ИПД С.Асиятилов. Об увиденном он с нескрываемым восторгом рассказал в газете «Новое дело».

«После сообщений из Москвы с 5 на 6 сентября мне советовали не ездить в «охваченную гражданской войной Чеченскую республику». Но мое желание увидеть, что произошло с Чечней, было огромно, так как я имел довольно длительную беседу с Д.Дудаевым в дни его прихода к власти.

Первое, что бросилось в глаза, — это отсутствие на чеченской территории крупноблочных баррикад на въезде и выезде из Грозного, как в Махачкале. Второе — чистота улиц, палисадников, дворов и мусорных свалок. Нет там на каждом повороте вооруженных солдат, не выворачивают там никому карманы...Мало на улицах гаишников и милиционеров. Нас никто нигде не остановил, и мы прямым ходом доехали до центральной площади шейха Мансура, где и находится здание Духовного управления мусульман Чечни, напротив правительственного здания.

После краткого приветствия нас провели на площадь, где проходили торжества по случаю третьей годовщины свободы Муфтия Дагестана и меня пригласили на правительственную трибуну, где находились гости из Прибалтики и ряда мусульманских стран Востока.

Парад произвел потрясающее впечатление. Никакой помпезности и показухи. Строгий военный парад без танков и артиллерии. Несколько реактивных истебителей продемонстрировали прямо над морем восхищенных зрителей технику высшего пилотажа. Шедший за военным парадом многочисленный хор аксакалов, певших в один голос религиозные песни вроде мавлида и др. — все это производило неописуемый эмоциональный эффект и напоминало ритуальный танец воинственных племен древних цивилизаций...

На площади Мансура собралась, казалось, вся Чечня, шел не менее чем стотысячный митинг народа. Я лично такое скопление народа видел только на горе Арафат на земле Хиджаза...Это была демонстрация всеобщей любви и признательности лидеру нации, кумиру молодежи Дудаеву. Я внимательно смотрел в лица молодых — не было там ни одного фальшивого голоса, ни одного фальшивого взгляда...Я следил за Дудаевым — не дрогнул на его лице ни один мускул за все это время...Он стоял перед своим народом как мужественный сын перед своим отцом. И его выступление не было похожим на тронную речь наших «руководящих». Он говорил минуты три-пять, но каждое слово он отчеканил без запинки, так как ему заикаться не приходилось, он говорил то, что думал! Я такого слияния лидера с народом не наблюдал. Он был в том же костюме, в котором я его видел три года назад Ничего напускного, ничего показного! Все как на ладони. Он был похож на аскета, не думающего о собственном благополучии.

Нет там почти никакой оппозиции. Была группа Лабазанова, от нее осталось около моста на Аргуне (пятнадцать километров от Грозного) два обгоревших БТРа, а в Надтеречный район, где «по сведениям» Москвы, сосредоточены антидудаевские подразделения, мы не поехали, так как у нас не осталось ни капли сомнения в верности чеченского народа своему лидеру и демократии в лучшем смысле этого слова.

Личность, не способная на подлость, Дудаев на Москву нападать не собирается, а уголовники и грабители — лучшие «интеры», у них нет национальности. Нет нации воров, как и нет нации гениев, все остальное — ширпотреб для дураков...

Чеченские леса поглотили десятки, сотни тысяч безвинных русских солдат в годы Кавказской войны, вторую Кавказскую войну открывать я бы на месте Ельцина не стал» [3].

В связи с этим еще приведем еще одну характерную оценку официальной позиции нейтралитета в отношении к чеченским событиям, о которой заявило дагестанское руководство, в дагестанской печати.

«В Чеченской республике Ичкерия и официальная власть и оппозиция представлены чеченцами. Чеченский народ должен сам найти выход из кризиса. Такова позиция руководства Дагестана. Еще в ноябре 1992 года в Махачкале прошел съезд народов Дагестана, на котором республика объявила нейтралитет во всех межнациональных конфликтах. Соответствующая нота была вручена главам республик Северного Кавказа. Эту политику нейтралитета РД проводит почти два года.

Мы против насильственного решения чеченской проблемы, — говорит Министр по делам национальностей и внешних связей РД М.С.Гусаев, — в том числе против насилия со стороны Российской Федерации. При любых конфликтах мы будем заниматься только миротворческой деятельностью. Так было и во время войны в Абхазии, в которой представители дагестанских народов не участвовали.

По событиям в Чечне, считает он, делать выводы трудно. Позиции Дудаева достаточно сильны, но ему все же во избежание конфликта, следовало идти на переговоры, референдум и другие демократические меры. Тем более что средства массовой информации нагнетают напряжение вокруг Чечни.

Дагестан имеет более 300 километров границы с ЧРИ, и она сегодня находится под контролем, усилены все пропускные пункты, чтобы предотвратить ввоз в Дагестан оружия, наркотиков, проникновения бандитских групп.

Безусловно, политика нейтралитета — самая удобная и ни к чему не обязывающая... У чеченской проблемы, как заметил заместитель председателя Совета Федерации РФ Р.Абдулатипов, должна быть не политическая оценка, а правовая. Руководство РД заняло именно политическую, идеологическую позицию. А правовая оценка сводится к тому, что народ Чечни проголосовал за независимость своей республики от РФ 6 сентября 1991 года и избрал своим президентом Д.Дудаева.

Если в РД хоть мало-мальски чтят закон, свободу и братские узы, то должны уважать волю чеченского народа, признать независимость Чечни и поддержать законно избранного президента.

«Впосдествии, пишет далее автор, — не приведи Аллах, когда Дагестан окажется в схожей с ЧР ситуации, не займут ли вайнахи такую же «нейтральную» позицию, придя к нам с миротворческим подносом и приговаривая: какую монету отчеканили, такую и получайте» [4].

Между тем чеченские события Дагестану» влетают в коппечку». Из-за временной приостановки, движения пассажирских и грузовых поездов как из республики, так и в нее ежедневные убытки по пассажирским перевозкам составляют для Дагестана около 40 млн. руб., а по грузовым — 200 млн [5].

2.    МУСУЛЬМАНСКИЙ ФАКТОР В ДАГЕСТАНЕ

2.1.       Председатель Исламской партии Дагестана о ситуации в республике

Пространное интервью с председателем Исламской партии Дагестана Суракатом Асиятиловым, депутатом Верховного Совета РД, опубликовал еженедельник «Новое дело». В нем С.Асиятилов обосновывает необходимость объединения мусульман в политическую партию, как одну из форм служения Аллаху и совести.

Ислам не христианство и не иудаизм. Чтобы служить Аллаху, не достаточно склонить голову перед ним в молитве. проповедует недавно избранный председатель ИПД. Ислам — не только религия, но и образ жизни, просвещение, наука, культура, экономика, политика, нравственность.

Все нынешние недоразумения, по мысли С.Асиятилова, — или от недопонимания роли ислама как регулятора личной и общественной жизни граждан, или от «слишком хорошего понимания» его оппонентами жизнеутверждающей, неистребимой силы Ислама как защитника интересов низших и средних слоев общества. Ислам всегда ориентирован на создание общества без социальных взрывов и классовых битв. Поэтому тот, кто выступает против исламских движений и партий, или ничего не смыслит в политических проблемах Исламского мира или он злоумышленник, подкупленный или напуганный госструктурами,желающими подорвать влияние ислама на мусульман.

Верующим нужна своя политическая организация, которая защитила бы их интересы во всех государственных структурах. Если неразумные законы, придуманные неверующими, отделяют религию от государства, они не должны отстранять верующих от политической жизни общества. Логика жизни требует, чтобы «мы признали право на существование уже давно существующей Исламской партии Дагестана и положили конец издевательствам над чувствами верующих.

Когда наши руководители при наличии закона об отделении религии от государства и школы от церкви, нарушая его, своим постановлением создают Государственный комитет по управлению делами мусульман при правительстве республики, узаконивают разделение мусульман по национальному признаку, умудряясь обвинять в этом мусульманскую партию, через программу и устав которой красной нитью проходит идея немедленного объединения всех мусульман Дагестана, когда красный Верховный Совет республики без обсуждения, грубо нарушая регламент, принимает закон, запрещающий верующим материально поддерживать свою политическую партию, когда все кандидаты в «народные депутаты» России и Дагестана, как попрошайки, обивают пороги духовных управлений, обещаниями и подачками, вынуждают их протаскивать через общины верующих свои кандидатуры в «народные избранники, нужно ли спрашивать, зачем нужна Исламская партия. Если нет политической партии, защищающей интересы верующих, если они вынуждены жить в нашем политизированном обществе, то что же им делать — вступать в партию коммунистов? Забыть про их Варфоломеевскую ночь длиною в 70 лет, или пойти во главе со сталинистами на поклон к Вольфовичу — фюреру шовинистов? Молиться 24 часа в сутки и закрывать глаза на всю эту тиранию, грабеж, насилие, убийства и растление личности, делать вид, что ничего страшного вокруг нас не происходит? Если верующий проходит мимо всех этих безобразий и делает вид, что он ничего не вилит, он не истинный мусульманин. А для борьбы против социального зла и тирании ему нужна организация. Эту организацию верующие создали и она называется Исламская партия Дагестана.

Нужно также остановить лавину «наполеончиков», готовых ради президенства растоптать историю народа и нравственность, нужна политическая сила, способная пробудить в людях чувства собственного достоинства, социальной справедливости, солидарности и веры в достойную человека жизнь. Если не работает закон, если кругом идет грабеж народного добра «кандидатами», которые растут как грибы после дождя, коммунистами — третьей и четвертой популяции, если наши нравственные устои ниже животных инстинктов, какая другая политическая сила вне ислама и исламской идеологии в состоянии сегодня отвести от доведенных до отчаяния обобранных горцев страшной силы удары общественной трагедии.

Кто сегодня в Дагестане также в состоянии сохранить межнациональный мир, предотвратить социальный взрыв, если наш завтрашний день будет похож на сегодняшний, кроме общины верующих и Исламской партии Дагестана, основной целью которой является возращение каждому гражданину его попранного человеческого достоинства, единство всех мусульман, межнациональный мир и социальная гармония общества. ИПД не ставит, по словам С.Асиятилова, задачу насильственного захвата власти, не рвется к должностям и постам. Им не нужны митинги и демонстрации, так как каждую пятницу они проводят в мечетях, демонстрируя свое единство и солидарность. Там нет начальников и подчиненных, тем не читают газет и не спят, как на сессиях Верховного Совета. Мусульманам не нужны членские билеты и взносы как у коммунистов. Их билет — Имам и Ислам. Взносы — пожертвования состоятельных верующих. Чтобы не уподобиться коммунистам, введено коллективное членство при открытом голосовании, без письменных рекомендации двух или трех членов, как у них. В ИПД нет пятой графы, национальность не фиксируется ни в каких официальных документах. Что же плохого в уставных требованиях, недоумевает автор, поповоду средств массовой информации, «верных слуг власть имущих», в черном цвете изображающих деятельность ИПД. Почему самые безобидные попытки самовыражения отметаются с порога, при этом идет ссылка на избитую словесную пену типа «фундаментализм», «фанатизм», «тарикатизм», придуманную врагами ислама. Неужели никогда в Дагестане не научатся трезвому взгляду на джамаатские структуры и формы правления, которые веками обеспечивали гражданский мир, согласие, относительную свободу личности. Если люди порочные объединяются для своих злых замыслов, то позвольте и нам объединиться для своих благородных и богоугодных деяний. И не только в мечетях».

О планах Исламской партии ее председатель повествует следующим образом — «По моему убеждению, западная демократия довела человека до состояния жищного зверя: у него нет семьи, нет своего рода — тухума, даже отец и сын — и те каждый за себя. Долларизация сознания ведет к деградации личности, росту преступности, из тупика выход один возврат к шариату. Этого требуют на многих собраниях, встречах наши дагестанские верующие, ведь дальше так нельзя. Не выдержит народ, взорвется.

Мир постепенно делится на Север и Юг, ибо без идеологии человеческое общество функционировать не может, оно превратится в стадо. Российское правительство не скрывает своих симпатий к христианам — единоверцам в ближнем и дальнем зарубежье, и это заставляет нас обращать свои надежды на мусульманский Восток, который уже далеко не тот, который нам годами изображала наша антиисламская политическая и идеологическая машина.

А насчет общества с религиозными законами я думаю так — каждый мусульманин мечтает о том дне, когда в его стране будет установлен исламский порядок и его будет судить не двуглавый орел, а шариатский суд. Следовательно наша партия должна отвечать требованиям ислама, а ислам требует от верующего, чтобы он стремился по мере своих сил к исламской форме правления. Наша конечная цель — установление исламского миропорядка — это, так сказать, программа максимум, а минимум, чтобы сегодня и в ближайшем будущем наши люди определяли политический климат в парламенте и в правительстве Республики Дагестан.

В своей ежедневной жизни наша партия сделает все, опираясь на доступные ей средства, чтобы у нас в Дагестане не построили капиталистическое общество, и мы сделаем все, чтобы этому хищническому беспределу был положен конец, если не сегодня и завтра, то хотя бы послезавтра. Наш гордый горный край — родина свободных узденей-землепашцев, живших веками честным собственным трудом и умом, не позволит новоявленным нуворишам грабить собственный народ. Это священный долг каждого члена Исламской партии Дагестана» [1].

Еще одно интервью с С.Асиятиловым поместила газета «Диалог». Участник недавно прошедшего Конституционного Собрания РД, народный депутат Верховного Совета РД, излагает свои мысли о необходимости изменения внешнеполитической ориентации Дагестана, о новой Конституции РД...

Как известно, в Дагестане в последнее время все слашнее призывы сторонников иранского фундаментализма идти по иранскому пути. С.Асиятилов определяет свое отношение к подобной программе развития Дагестана: — «Я знаю, что иранский путь не так уж и плох. Хомейни без единого выстрела освободил свою страну от Европы, от разврата и грабежа. И живут они гораздо лучше нас, даже сравнивать не нужно. Они создают общество без социальных контрастов. Наше сознание не готово к такой революции.

У нас должны быть прямые контакты со всем мусульманским миром. Хватит смотреть в рот Москве, нам нужна самостоятельность. Нельзя внушать людям, что мы без России прожить не сможем. Надо ориентироваться на Восток, на наших братьев по вере. Они доверяют нам.

Европейская цивилизация, демократия заходят в тупик. У нас идет целенаправленная деградация общества. «Скотиной» управлять легко. Это верхам выгодно».

О новой Конституции РД — «у меня о нашей, так называемой «дагестанской» Конституции свое особое мнение. Наша Конституция и в прошлые времена была чисто декоративной. Она никогда не работала и работать не будет. Все об этом прекрасно осведомлены, но делают вид, что деловито ее обсуждают, вносят поправки, словом, играют в самостоятельных политических деятелей.

Конституция прежде всего — это атрибут самостоятельного независимого государства. Дагестан же таким государством никогда не был со времен Шамиля. Наша Конституция — просто копия Конституции Российской — и не что иное, как «свадебный генерал» для депутатского корпуса и Верховного Совета. Кроме структуры Госсовета, неизвестно, кем и для чего придуманного, ничего нового в этой Конституции нет. Конституционное собрание ничем не отличается от партийной конференции прошлых лет.

Конституционное собрание в основном состояло из бывшей партноменклатуры в лице депутатов Верховного Совета и глав администраций, назначенных теми, кого они теперь и выбрали в высший орган власти республики. Народ же от выборов и тех, и других давно отстранен. Мы в очередной раз стали свидетелями комедии, мастерски розыгранной на Конституционном собрании — партконференции профессионалами закулисных интриг.

...Не работающая Конституция может отвечать интересам только Верховного Совета для оправдания его бесполезного существования...И все же несмотря на мое отрицательное отношение к Конституции, я проголосовал за нее, так как дальше затягивать ее обсуждение, искушать терпение избирателей посчитал просто преступным.

Кстати, мы предложили около десяти поправок в эту Конституцию, чтобы в ней был хотя бы мизер от дагестанского. Это были в основном поправки, касающиеся исламских ценностей и форм правления, шариатского суда, исламской атрибутики, объявление пятницы нерабочим днем и т.д. Все поправки были резко отклонены номенклатурным Конституционным собранием.

О Государственном совете: «Я как член конституционной комиссии ВС РД на всех совещаниях, правда, в единственном числе, открыто выступал против создания Госсовета. Создание Госсовета по национальному, этническому и расовому признаку противоречит моим интернациональным убеждениям... потому что создание в Дагестане высшего органа власти по этническому и национальному признаку означает признание приоритетного права за национализмом при решении экономических, политических, территориальных и других вопросов в республике. Это еще один непродуманный шаг правителей республики в сторону югославизации Дагестана. Создание Госсовета по национальному признаку как бы узаконивает национализм в Дагестане. Уверен, если Госсовет будет состоять из 14 человек, то 600-тысячная аварская нация едва ли будет довольствоваться в нем своим одним представителем.

Глубоко убежден, что создание такого Госсовета по национальному признаку параллельно с ВС и СМ — это возведение недальновидными политическими деятелями националистических идей в ранг государственной политики и одновременное закрепление права на вечное существование национализма — настоящего бича века настощего, да и будущего тоже.

В общем, в результате своей политической слепоты мы получили то, что заслужили и в придачу ко всему еще холеру, которую никто из священной земли Хиджаза не привез, а родилась она в условиях экологической катастрофы на благодатной почве в нашем собственном доме, насквозь пропитанном экономической и нравственной нищетой, не без «помощи» нами же многократно избранных правителей... Еще раз повторяю, как молитву — нет заразы опаснее для Дагестана, чем национализм, а спасение республики только в возрождении исламских и, следовательно, общечеловеческих ценностей.

Меня поражает политическая слепота и зашоренность правящих верхов, которые упорно не хотят признавать право на существование за Исламской партией Дагестана. Неужели они не понимают, какие могут быть последствия их упорного отказа, на многократные просьбы [2].

2.2.       Собрание алимов: к вопросу о единстве мусульман Дагестана

Сообщение дагестанского телевидения об избрании Верховного муфтия Дагестана послужило поводом для расширенного заседания президиума совета алимов Дагестана с участием имамов — представителей всех регионов республики. В работе совещания также приняли участие начальник отдела по делам религий Совета министров РД А.Магомедов и председатель ИПД С.Асиятилов. Выступившие на заседании единодушно осудили действия лиц, объявивших об избрании верховного муфтия, подчеркнув, что это наносит непоправимый ущерб объединению мусульман республики, является греховным, констатировали, что в Дагестане есть Духовное управление мусульман (для справки: в ДУМД в свое время вошли в основном представители аварского духовенства, но с некоторых пор оно претендует на то, что является интернациональным [9], которое является правопреемником бывшего Северо-Кавказского ДУМ и которое объединяет всех алимов независимо от их национальной принадлежности). Выступившие также говорили о том, что навязывание так называемого верховного муфтия происходит именно в тот момент, когда мусульмане начали объединяться снизу, создавая Советы имамов мечетей районов, председатели которых будут входить в Совет алимов Дагестана.

А.Тагаев, заместитель муфтия ДУМД, сказал, что регистрация кумыского и даргинского духовных управлений была проведена в нарушение действующего законодательства, без согласия духовного управления. Он также отметил, что Министерство юстиции РД, признавая юридическую грамотность всех представленных документов, необоснованно затягивает регистрацию Устава ДУМД [6].

3.    ПРОЕКТ ЗАКОНА «О ВЫБОРАХ В НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

24 августа 1994 года в «Дагестанской правде» был опубликован для обсуждения проект закона «О выборах в Народное Собрание Республики Дагестана». Выборы в новый парламент Дагестана намечено провести в марте 1995 года. Новый закон предполагалось принять на XXYIII сессии Верховного Совета РД, которая состоялась 1 сентября в Махачкале. Однако из-за большого количества разногласий по статьям 7 «Право выдвижения кандидатов», 8 «Финансирование выборов» и 11 «Избирательные округа» к единому мнению депутаты не пришли. Решено принять закон в первом чтении и вернуться к его обсуждению на следующей сессии [7].

Накануне сессии состоялось совещание представителей партий и движений демократической ориентации (дагестанские отделения партии «Дем.Выбор России», ПРЕС, Движений «Демократический Дагестан» и «Тенглик», дагестанских партий «Тюзлюк» и «Алпан»). В совместном заявлении «партийцы» предложили в отличие от официального проекта, где все депутаты Народного Собрания РД (121) должны избираться по одномандатным избирательным округам, 61 мандат распределять между партиями (избирательными объединениями), набравшими более пяти процентов голосов избирателей, а 60 мандатов оставить для робедителей в одномандатных или многомандатных избирательных округах.

Если в официальном проекте пропорциональное национальное представительство предлагается обеспечивать путем формирования избирательных округов с учетом национального состава населения или фактического образования национально-территориальных избирательных округов, то демократы предлагают партийные списки кандидатов обязать формировать с учетом пропорционального представительства национальностей. Мотивируется это предложение тем, что, во-первых, одномандатная система не стимулирует формирование цивилизованных партий, ведущих планомерную кадровую политику и несущих коллективную долгосрочную ответственность перед избирателями, во-вторых, не способствует формированию в обществе общедагестанских политических и экономических программ [8].

Источники

1. Ислам нуждается в партийной защите // Новое дело.— 1994.— №25.— С.4.

2. Жизненное кредо — рик // Диалог.— 1994.— №15.— С.2.

3. Асиятилов С. Чечня: свобода или диктатура? // Новое дело.— 1994.— №32.— 9 сентября.— С.1.

4. Фатуллаев М. Чеканка для Чечни // Молодежь Дагестана.— 1994. — №38. — 16 сентября.— С.2.

5. Пока чеченцы воюют, Дагестан отрезан от России // Новое дело.— 1994.— №32.— 9 сентября.— С.2.

6. Алимы Дагестана считают... // Новое дело.— 1994.— №33.— 16 сентября.— С.1.

7. Ратенков В. С позиций неравнодушия // Дагестанская правда.— 1994.— №184.— 16 сентября.— С.1.

8. Партии требуют свою долю мандатов // Новое дело.— 1994.— №32.— 9 сентября.

9. ДУМД готово отпустить грехи правительству Дагестана // Северный Кавказ.— 1994.— №32.— С.5.

 



* По материалам дагестанской прессы.