Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Борис ДМИТРИЕВ

Политические процессы на Урале

Октябрь 1993 года

Политическая ситуация на Урале в октябре развивалась под влиянием событий 3-4 октября в Москве, ликвидации Советов, формирования Уральской республики в рамках Свердловской области и начала подготовки к выборам 12 декабря 1993 года.

При оценке событий 3-4 октября уральские власти заняли сходную позицию, хотя имеются и некоторые нюансы.

Губернатор Свердловской области Э.Россель в обращении к жителям осудил действия оппозиции и полностью поддержал президента Б.Ельцина [1]. Об этом же говорилось в телеграмме в адрес президента, направленной Э.Росселем и председателем облсовета А.Гребенкиным [2]. Оба документа появились уже 4 октября. Осудили действия оппозиции и призвали граждан Екатеринбурга сохранять спокойствие мэр города А.Чернецкий, председатель горсовета Ю.Самарин, главы администраций и председатели районных Советов Екатеринбурга [3]. Такую же позицию заняли и объявили о ней в особом заявлении председатель облсовета А.Гребенкин и группа демократических депутатов облсовета и бывшего Верховного Совета [4]. Свердловская областная организация Конфедерации свободных профсоюзов России приняла обращение к трудовым коллективам с призывом не допускать коммунистического переворота [5]. В поддержку президента выступили все демократические организации области, включая Фонд поддержки первого Президента России, «Демократический выбор», «Демократическую Россию» и т.п [6]. В то же время ряд депутатов областных городских Советов назвали события в Москве «спровоцированными президентской стороной».

Исполняющий обязанности главы администрации Пермской области Г.Игумнов, представитель президента С.Калягин обратились к жителям области с призывом поддержать реформы президента, демократию, не дать противникам реформ развязать гражданскую войну [7]. В то же время малый облсовет во главе с председателем М.Быстрянцевым осудили Белый дом лишь за применение оружия, назвав это «авантюризмом» [8]. Председатель Пермского регионального отделения «ДемРоссии» В.Зотов указал, что «преступную роль в эскалации конфликта» сыграли субъекты Федерации в лице представительной власти, поддержанной деятелями типа Илюмжинова [9]. В заявлении малого Совета Перми говорится, что он считает неправовыми и преступными действия как президента, так и Верховного Совета, председатель горсовета Л.Хлебников на заседании не присутствовал [10].

 

Поддержали действия президента демократический блок «Прикамье», «ДемРоссия», свободные профсоюзы «Солидарность», пермская организация НТС [11]. В то же время попытку организовать пикетирование телецентра 4 октября осуществили местные национал-патриоты. Часть их утром 4 октября отправилась на грузовике в Москву, однако дальнейшая судьба этого отряда неизвестна.

Глава администрации Тюменской области Л.Рокецкий однозначно поддержал президента [13]. Аналогичную позицию занял глава администрации Ямало-ненецкого автономного округа Л.Баяндин, оценивший действия президента как «вынужденные», а Руцкого и Хасбулатова как «вооруженный мятеж» [14]. Л.Рокецкий 4 октября провел селекторное совещание, на котором присутствовали местные руководители госбезопасности и милиции.

Позиция председателя облсовета В.Ульянова была значительно менее определенной. Он оказался в Москве уже 3 октября, участвуя в совещании субъектов Федерации. Затем в составе делегации во главе с К.Илюмжиновым и Р.Аушевым он присутствовал на переговорах о прекращении огня [15]. Глава администрации Ханты-Мансийского автономного округа занял более определенную позицию, резко осудив действия «защитников» Белого дома [16].

Председатель Курганского облсовета О.Богомолов принял участие в состоявшемся в конце сентября 1993 года совещании Советов Сибирского региона, выдвинувшем жесткие, ультимативные требования президенту об отмене Указа №1400 [17]. Однако позицию Богомолова, как показывает социологическй опрос, поддерживают лишь 15% жителей области. 4 октября малый Совет Курганского горсовета принял решение, осуждающее действия Верховного Совета и требующее от президента решительных действий [19].

В обращении администрации города ответственность возложена на некие «политические силы» [20]. Глава Курганской областной администрации В.Герасимов 4 октября подписал постановление «О мерах в связи с обострением политической обстановки в Москве». Не давая никаких политических оценок, он обязал соответствующие подразделения администрации обеспечить порядок на территории области [21]. Двойственная позиция главы администрации вызвала недоумение у жителей области. Об этом сказал в своем интервью В.Гранкин, представитель Президента РФ, обвинивший Герасимова в желании выждать и занять сторону победителя [22]. Лишь 7 октября в Кургане состоялось собрание глав администраций области, осудившее действия сторонников ВС РФ [22]. Более того, на этом же совещании присутствовавшие главы администраций во главе с В.Герасимовым заявили о сложении с себя депутатских полномочий.

 

30 сентября в Уфе состоялся митинг в защиту Конституции. Участники митинга решили организовать фонд поддержки для оказания моральной и материальной помощи народным депутатам Российской Федерации, осажденным в Доме Советов [23].

5 октября опубликовано было «Обращение к гражданам республики» Президиума Верховного Совета и Президиума Совета Министров Республики Башкортостан, в котором говорилось, что «в Башкортостане нет и не может быть конфликта законодательной и исполнительной властей, сохраняется нормальная, спокойная, рабочая обстановка». В обращении содержится призыв сохранять спокойствие и правопорядок, направить помыслы и устремления на мирный труд. Политические партии, общественные объединения, национальные движения просят воздержаться «от митингов, демонстраций, от акций протеста или поддержки, чтобы не спровоцировать насильственные или иные противозаконные действия» [24].

6 октября председатель ВС РБ М.Г.Рахимов заявил, что сегодня, когда проблема государственного устройства России выходит на первый план, Башкортостан должен идти в одном русле с Российской Федерацией в реформировании органов власти. Выборы новых представительных органов должны проводиться поэтапно, демократично, опираясь на законодательную базу [25].

7 октября в Уфе состоялась пресс-конференция юридически зарегистрированных партий, организаций и движений, а также республиканского Союза предпринимателей, на которой шла речь о путях экономического развития Башкортостана после октябрьских событий в Москве. Н.А.Швецов, председатель Союза предпринимателей, сказал, что необходимо шире развивать предпринимательство, постоянно заботясь о стабильности в республике [26].

8 октября было опубликовано обращение республиканского общественного движения Беспартийный блок — Гражданское согласие к гражданам Республики Башкортостан. «Вопросы разделения властных полномочий и компетенций должны решаться цивилизованно, мирным путем. Хватит революций, да здравствует гражданское согласие!» — так говорится в обращении, подписанном Альбертом Гардановым, председателем движения [27].

9 октября в Уфе было опубликовано обращение к гражданам республики Президиума Верховного Совета и Президиума Совета Министров Республики Башкортостан, в котором говорится: «Мы надеемся, что сохранение социально-политической стабильности, гармонизации межнациональных отношений, поддержание законности и правопорядка, успешное решение экономических проблем в суверенной Республике Башкортостан будут в наибольшей степени способствовать нормализации положения и сохранению законности и демократии в Российской Федерации» [28].

С октября в России и на Урале начался процесс полной десоветизации, организованный указами президента о реформе местного самоуправления и прекращении деятельности городских и районных Советов.

В Екатеринбурге Указ президента №1617 был воспринят спокойно. В области прекратили свою деятельность более 500 районных, сельских и поселковых Советов. Глава администрации области Э.Россель издал распоряжение о социальных гарантиях их работникам [29].

Прекратили свою деятельность городские Советы Невьянска (мэр города опечатал кабинеты депутатов) и Нижних Серег (по причине хронического отсутствия кворума) [30].

Собравшиеся в середине октября председатели Советов районов области, рассмотрев и изучив имеющиеся документы, согласились с необходимостью кардинального изменения системы представительной власти [31].

Прекращают свою деятельность городские Советы. В Екатеринбурге состоялась сессия горсовета, прекратившего свою дальнейшую деятельность, заявил о самороспуске Нижнетагильский Совет народных депутатов [32].

Сенсационным для Урала стало принятие Свердловским областным Советом 27 октября Конституции Уральской Республики. После ее опубликования 30 октября она вступила в силу. Об этом заявил глава администрации области Э.Россель, который сообщил, что он с 30 октября вступил в должность губернатора Уральской Республики, которая, по его словам, будет «полупрезидентской» [65].

Необходимо отметить, что такой шаг может иметь и дальнейшее продолжение, поскольку еще в сентябре 1993 года руководители Свердловской, Челябинской, Пермской, Оренбургской, Курганской областей заявили о приемлемости и необходимости создания единого мощного субъекта Федерации, могущего предотвратить сепаратистские поползновения Татарии, Якутии и других республик.

Вопрос о самороспуске областного Совета остается открытым. Вместе с тем нельзя не отметить вклад облсовета в ужесточение противостояния властей, несмотря на пропрезидентскую позицию, занимаемую председателем облсовета А.Гребенкиным и его первым заместителем Г.Кареловой. Нижнетагильский малый Совет также активно противодействовал реформированию России, города. Даже после московских событий им был принят документ, фактически возлагавший ответственность на Президента и Правительство России [34].

Ирбитский районный Совет, рассмотрев вопрос об обстановке в стране, принял решение, осуждающее обе стороны [35].

Учитывая такую позицию, ни для кого не стал сюрпризом Указ президента о роспуске районных и городских Советов.

В Перми роспуск районных Советов большинством организаций был воспринят спокойно. Все районные Советы Прикамья прекратили свою деятельность [36]. Лишь заседание бюро обкома КП РФ выразило свое несогласие с действиями президента [37]. Коммунисты составили текст обращения к народным депутатам области, в котором выразили сожаление о том, что депутаты большинства Советов ничего не имеют против своего роспуска. Коммунисты призвали депутатов не самораспускаться, а ждать, пока их разгонят силой. Выполнившим это требование обещается возвращение в «недалеком будущем» в органы представительной власти. Тем не менее процесс десоветизации продолжается. Пермский облсовет признал необходимым начать реформирование представительной власти, а горсовет прекратил деятельность своей сессии [38].

Областной Совет Тюменской области отменил свое решение о том, что Указ №1400 не действует на территории области, однако решение об отмене было принято при отсутствии кворума [39].

Об уровне компетентности и подхода к делу говорит тот факт, что вопрос о выборах судей районных и городских судов был решен за 10 минут. Несмотря на отставку председателя облсовета В.Ульянова, депутаты отказались досрочно сложить свои полномочия, однако приняли решение о проведении досрочных выборов в местные представительные органы власти [40].

Через несколько дней после событий 3-4 октября главы администраций Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа Л.Рокецкий, В.Филипенко, Л.Баяндин выступили через средства массовой информации с совместным обращением к депутатам Тюменского областного, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого окружных Советов народных депутатов. В нем они, в частности, отметили, что «происшедшие 3-4 октября в г.Москве трагические события, спровоцированные руководством Верховного Совета, коренным образом изменили политическую ситуацию в России. Система Советов как органов представительной власти в условиях радикальных реформ оказалась неэффективной» [41]. Руководители региона обратились к народным депутатам, всему населению области с призывом приступить к реформированию органов власти, поддержать предложения Президента России о досрочных выборах.

Указ президента о роспуске местных советов был принят на территории Тюменской области к исполнению. Как и везде, сессия горсовета г.Тюмени с 27 октября прекратила свою деятельность [42].

Степень доверия к лицам, олицетворяющим власть в Курганской области, иллюстрируют следующие данные [43].

 

 

Одобряете ли Вы позицию, занятую первыми лицами областной власти
в кризисной ситуации?

 

Позиция

Одобряю

Не одобряю

Не знаю

Председателя облсовета О.Богомолова

15

27

58

Главы областной администрации В.Герасимова

22

28

47

 

После выхода Указа Президента №1617 от 9.10.93 г. 11 октября работники аппарата Курганского горсовета не могли попасть в свои кабинеты. Так местная исполнительная власть и административные органы отреагировали на указ президента «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления» от 9 октября текущего года.

После обращения руководства горсовета в областную администрацию и облсовет деятельность горсовета была восстановлена. В тот же день состоялась внеочередная сессия, участие в работе которой приняло 87 из 123 народных депутатов. После бурных дебатов два предложения было поставлено на голосование. Первое — о самороспуске Курганского городского Совета. Второе — о временной передаче всех его полномочий малому Совету. В результате поименного голосования за первое предложение проголосовало 63 депутата, против — 22, воздержалось — 2. Решение о самороспуске Совета считается непринятым, поскольку необходимо было иметь 82 голоса «за». Второе предложение было снято с голосования, потому что прокурор города Р.С.Абдулин пояснил, что данный вариант не предусмотрен ни в законе «О местном самоуправлении», ни в указе президента, следовательно, принятое сессией решение может быть опротестовано прокурором. В связи с этими обстоятельствами сессия Курганского городского Совета народных депутатов на время прервала свою работу, не приняв никакого решения по существу вопроса [44].

В конечном итоге депутаты приняли следующие решения:

1. Провести досрочные выборы в представительные органы власти в области 12 декабря 1993 года.

2. Поручить малому Совету определить новые структуры местных представительных органов.

9 октября газета «Советское Зауралье» опубликовала «Заявление группы депутатов областного Совета», подписанное В.Юсовым, Е.Алыповым, Н.Давыдовым, С.Ваниевым, В.Толстых. В заявлении говорится, что «встав на путь полного неприятия реформ Президента, областной Совет потерял право выражать волю избирателей области, большинством поддержавшх на референдуме и президента, и его реформы. «Кульминацией деятельности областного Совета стало полное блокирование практических шагов Президента по обсуждению и принятию новой Конституции, а затем и Указа N1400 «О поэтапной конституционной реформе». Далее группа депутатов настаивает на незамедлительном созыве сессии областного Совета, на которой они предлагают решить вопрос о самороспуске областного Совета (45).

Решение малого Совета от 12 октября 1993 года «Об Указе Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ»: областной совет принял Указ к исполнению, решено созвать внеочередную восемнадцатую сессию областного Совета народных депутатов для рассмотрения организационных вопросов.(7)

19 октября 1993 года созывалась внеочередная восемнадцатая сессия областного Совета народных депутатов XXI созыва с организационными вопросами в повестке.(46)

Ярко характеризуют отношение курганцев к деятельности нынешних органов власти следующие данные социологического опроса.

 

Вопрос: «Одобряете ли Вы позицию депутатов городского и областного Советов, высказавшихся в поддержку ВС и его лидеров?» (в%)

Одобряю              — 10

Не одобряю         — 63

Не знаю                — 27

 

Вопрос: «Должны ли депутаты на местах нести ответственность
за свои решения?»
(в%)

Да                                 — 56

Нет                               — 25

Не определились      — 19

 

Вопрос: «Знаете ли Вы своего депутата обл- и горсовета?» (в%)

 

 

Хорошо знаю

Понаслышке, только по фамилии

Не знаю

Облсовета

2

14

84

Горсовета

1

12

87

 

Вопрос: «Нужны ли, по вашему мнению, местные органы представительной власти вообще?» (в%)

Оставить те же Советы с теми же депутатами                              — 1

Местная представительная власть вообще не нужна                 — 12

Нужны в новой форме                                                                       — 22

Оставить тот же Совет, но заменить депутатов                            — 30

Не определили для себя                                                                     — 35

 

11 октября прекратили свою деятельность районные Советы области, 27 октября — большинство городских Советов. Судьба областного Совета Курганской области пока неясна [47]. В Башкирии, несмотря на декларируемый суверенитет, указы президента о роспуске местных органов представительной власти и их реорганизации были приняты к исполнению [48].

В октябре на Урале, как и по всей России, началась предвыборная кампания в Федеральное Собрание РФ. Идет работа по выдвижению как кандидатов, так и предвыборных блоков.

 

Активность участия политических сил в предвыборной кампании
по территориям региона Урала (на 4 ноября 1993 года)

 

   НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫ:

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ                                  Блок «Выбор России»
РДДР
Партия Шахрая (ПРЕС)
Аграрная партия
«Кедр»
Партия Консолидации
ДПР
Гражданский Союз
Непартийный блок «Преображение»
ЛДП
КП РФ

 

ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ                                            Блок «Выбор России»
Блок Явлинского
Партия Шахрая (ПРЕС)
Партия Консолидации
ДПР
Гражданский Союз
РХДД
Непартийный блок «Преображение»
РДДР
КП РФ

 

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ                                       Блок «Выбор России»
Партия Шахрая (ПРЕС)
КП РФ
Партия Консолидации

 

РЕСПУБЛИКА УДМУРТИЯ                                   Блок «Выбор России»
Партия Шахрая (ПРЕС)
Партия экономической свободы
КП РФ
Аграрная партия

 

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ                                     Блок «Выбор России»
Гражданский союз
РДДР
СПТ-КП РФ
ДПР
Блок Явлинского
Гражданский Союз

 

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН                        Партия Шахрая (ПРЕС)
Гражданский союз
Блок «Отечество»
Аграрный союз

 

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ                                   Блок «Выбор России»
Гражданский Союз
Аграрный союз
КП РФ

 

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ                                        Блок «Выбор России»
Партия Шахрая (ПРЕС)
Партия Консолидации
ДПР
КП РФ

 

В целом по региону Урала наибольшую активность в выдвижении кандидатами в депутаты проявляют бывшие депутаты и руководители Советов всех уровней, главы администраций всех уровней, руководители промышленных предприятий, предприниматели, профсоюзные руководители и представители средств массовой информации.

Наиболее организованы во всех регионах руководители предприятий, которые выступают через блоки «Преображение», ПРЕС, Гражданский союз. Неплохо организованы предприниматели через отделения Партии экономической свободы, партию Шахрая, Партию Консолидации.

Среди блоков ровно представлены по региону «Выбор России», Гражданский Союз, РДДР, ДПР, Партия консолидации (за исключением республик), КП РФ.

Определились три группы политических сил:

— демократические организации, как правило выступающие в едином блоке «Выбор России». Характерным является параллелизм в составлении списков кандидатов в общероссийский блок «Выбор России» (Пермская, Челябинская, Курганская области). Инициатором «раскола» выступили представители президента РФ и администрации. Цель выдвижения вторых списков — пополнение их более значимыми политическими фигурами и стремление отмежеваться от малопопулярных на местах лидеров областных организаций «ДемРоссии»;

— проходит концентрация сил промышленников, предпринимателей, банковских структур, а также профсоюзов, аграриев, общественных объединений женщин, молодежи, казаков и др. с целью выставления единого списка кандидатов в одномандатные округа. Наиболее целенаправленно и успешно этот процесс проходит в наиболее экономически развитых Свердловской, Пермской, Челябинской областях; — определенный уровень концентрации политических усилий отмечен и в стане радикальной оппозиции. Но после октябрьских событий эти силы действуют разрозненно, пытаются поддерживать различные списки политических организаций оппозиции, не имеют сильных лидеров. Эту группу политических сил могут серьезно укрепить и сплотить бывшие народные депутаты РФ, многие из которых будут выдвинуты кандидатами в депутаты Федерального Собрания (В.Исаков, В.Витебский, О.Чистых, М.Путилов). Оппозицию усиливает также выдвижение от них ряда кандидатов в депутаты Государственной Думы из числа председателей облсоветов (В.Григорьев — Оренбург, О.Богомолов — Курган, П.Сумин — Челябинск).

По некоторым данным из компетентных источников, к процессу выдвижения кандидатур в депутаты нового российского парламента «приглядываются» круги мафиозно-криминальных структур, которые, видимо, пока выбирают наиболее сильных кандидатов для последующего взаимодействия с ними и организации их финансовой поддержки после обнародования всего списка кандидатур.

Третья группа сил, открыто оппозиционная курсу реформ, в настоящий момент в провинции действует разрозненно. Отчасти это результат октябрьских событий в Москве, отчасти — выдвижения своих списков от оппозиционных групп (КП РФ, РОС, РХДД, Аграрная партия), отчасти — попытки сблокироваться с промышленно-предпринимательскими кругами и добиться финансовой и иной поддержки своих кандидатур (это характерно для блока Аграрная партия), а именно профсоюзы и руководители агропредприятий составляют реальный костяк оппозиции на местах.

В этих условиях сгруппировать оппозицию могут или сильные кандидаты в парламент, или, что становится все заметнее, партия В.Жириновского. Именно ЛДП оказалась наиболее подготовленной к начальной стадии кампании. Повсеместно развернуты агитпункты, в наличии разнообразный набор агитлитературы, уже готовы плакаты, лозунги. Стотысячный тираж газеты «Правда Жириновского» решает проблему сбора подписей, так как в ней с одной стороны опубликовано обращение В.Жириновского к избирателям, а с другой — подписной лист. Действующая в Свердловской области организация ЛДП собрала более пяти тысяч подписей.

Национальную специфику приобрела предвыборная кампания в Башкортостане. Здесь на первый план выдвигаются проблемы статуса Республики, поэтому наиболее сильны здесь местные политические организации. О политической направленности этих организаций можно судить по их оценкам суверенитета Башкортостана. Лидеры общественно-политических движений так ответили на вопросы о том, что дали республике три года суверенитета и какова должна быть стратегия дальнейших действий.

Марат Кульшарипов, председатель БНЦ «Урал»: «Кризисные явления, охватившие РФ, страны СНГ, не обошли и нашу республику. Но освободившись от мелочной опеки Москвы, республика получила условия для самостоятельного решения многих политических, социально-экономических, культурных и иных проблем. Возрождаются и развиваются язык, культура, обычаи народов, населяющих республику. Мы понимаем, что Республика Башкортостан как субъект РФ тысячами нитей связана с другими регионами страны. В этих условиях отдельно взятого «острова процветания» создать не удастся. Тем не менее мы должны оградить себя от тех ошибок и шатаний в экономике, которые допускает центр, где политические страсти, борьба за власть оттеснили на второй план задачи и проблемы социально-экономического характера.

Карим Яушев, председатель Гали меджлиса ТОЦ РБ: «Для нас важно не просто формальное наличие суверенитета, а его содержание. Нет каких-либо положительных изменений в организации теле- и радиопередач на татарском языке, в деле создания татарского книжного издательства. Вектор суверенитета должен быть направлен на благо всех граждан. Если мы хотим иметь стабильную республику, необходимо укреплять базу демократии».

Александр Аринин, председатель общественного объединения «Русь»: «Само по себе провозглашение суверенитета не принесло больших достижений ни в политическом, ни в экономическом, ни в духовном плане. Что касается политики, суверенизация, взятая в чистом виде, больше дала свободы правящему слою, чем гражданам республики. Парад суверенитетов, как видим, завершается. Людьми все больше овладевают экономический прагматизм и фактор общности человеческих судеб народов. Сила нашей страны и ее многонационального народа — в единстве. У нас одна история и одно будущее».

Шолом Кау, председатель республиканского общества еврейской культуры «Штерн»: «Даже та небольшая самостоятельность в решении экономических и социально-политических вопросов, которую республика сумела взять у правительства России, дала ей возможность в эти трудные три года, что называется, держаться на плаву» [64].

Некоторые особенности выдвижения кандидатур в Совет Федерации от Урала

Первая особенность — стремление найти парные кандидатуры, которые бы дополнили друг друга (как известно, от каждой территории избираются два члена Совета Федерации):

а) по территориям (особенно большим), к примеру в Свердловской области пытаются объединить кандидатуру от северных территорий в команду с екатеринбуржцами,

б) дополняющих друг друга как специалисты (к примеру, в Перми одной из пар стали глава администрации Б.Кузнецов и ученый-правовед, представивший область на Конституционном совещании, доктор юридических наук А.К.Москалев).

Вторая особенность — стремление глав администрации включиться в выборный процесс в Совет Федерации. Уже обозначили свое согласие на выдвижение глава администрации Пермской, Оренбургской, Тюменской областей.

В республиках местная политическая элита ставит на пост президента (или губернатора в Уральской Республике). При этом выдвигаются «согласованные» кандидатуры в Совет Федерации. К примеру, в Свердловской области (Уральской Республике) ведущей кандидатурой «первой пары» стала заместитель председателя облсовета Г.Н.Корелова, возможно, выступающая в паре с В.В.Машковым, представителем президента в Свердловской области.

Третья особенность — выдвижение кандидатур от промышленников и предпринимателей, банковских кругов. В Башкортостане выдвинут в Совет Федерации банкир Р.Кадыров, который, впрочем, можем включится и в борьбу за президентское кресло, если этот пост будет учрежден.

В ряде случаев наблюдается объединение интересов глав администраций и промышленно-предпринимательских кругов (или молчаливое согласие), особенно при включении в состав кандидатов в Совет Федерации сильных кандидатур из Москвы (в Удмуртии — В.Подопригора, в Челябинской области — Ю.Починок, заместитель министра финансов РФ).

Практически повсеместно, и в этом еще одна особенность, формируются пары кандидатур в Совет Федерации (Сенат) от радикальной оппозиции. В этой роли котируются две группы кандидатов в депутаты:

а) бывшие народные депутаты России. В Екатеринбурге выдвинут В.Исаков, в Кургане — О.Чистых,

б) бывшие председатели облсоветов, открыто осудившие Указ Президента РФ №1400 (от 21.09.93).

В Оренбурге выдвинут — Григорьев В.Н., в Кургане — Богомолов О.А., в Перми — М.И.Быстрянцев (отказался в открытом письме, сославшись на занятость в связи с ликвидацией облсовета, возможно, это уловка).

* * *

В целом в политической ситуации ноября стоит ожидать дальнейшего усиления политической борьбы наряду с возрастанием роли уральской политической специфики. (О ходе предвыборной борьбы, расстановке политических сил и симпатиях избирателей с учетом всеуральского социологического опроса 13-15 октября текущего года будет сообщено в следующем материале, подготовленном к 30 ноября текущего года.)

В заключение следует отметить еще один факт. Октябрь, ставший месяцем жесткого политического противостояния в Москве, практически не принес социальных конфликтов в регионы. На Урале не прошло ни одной забастовки, не было и других экономических акций протеста.

Более того, практически полностью убран урожай (на 95%). Завершено строительство новой шоссейной дороги Екатеринбург — Пермь. Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» зарегистрирован как международный. На Урале завершается процесс малой приватизации и идет полным ходом большая. Несколько замедлился процесс инфляции, индекс которой по Уралу не превышает 19% (месяцем раньше он значительно превышал 20%).

Источники

1. Уральский рабочий.— 1993.— 5 октября.

2. Уральский рабочий.— 1993.— 5 октября.

3. Областная газета.— 1993.— 5 октября.

4. Областная газета.— 1993.— 5 октября.

5. Европейско-азиатские новости.— 1993.— 4 октября.

6. Европейско-азиатские новости.— 1993.— 5 октября.

7. Местное время.— 1993.— 5 октября.

8. Местное время.— 1993.— 5 октября.

9. Местное время.— 1993.— 5 октября.

10. Местное время.— 1993.— 7 октября.

11. Местное время.— 1993.— 5 октября.

12. Местное время.— 1993.— 7 октября.

13. Тюменская правда.— 1993.— 15 октября.

14. Тюменская правда.— 1993.— 5 октября.

15. Тюменская правда.— 1993.— 5 октября.

16. Тюменская правда.— 1993.— 12 октября.

17. Советское Зауралье.— 1993.— 2 октября.

18. Советское Зауралье.— 1993.— 5 октября.

19. Курган и курганцы.— 1993.— 7 октября.

20. Курган и курганцы.— 1993.— 7 октября.

21. Курган и курганцы.— 1993.— 5 октября.

22. Курган и курганцы.— 1993.— 8 октября.

23. Известия Башкортостана.— 1993.— 2 октября.

24. Известия Башкортостана.— 1993.— 5 октября.

25. Известия Башкортостана.— 1993.— 7 октября.

26. Известия Башкортостана.— 1993.— 7 октября.

27. Известия Башкортостана.— 1993.— 12 октября.

28. Известия Башкортостана.— 1993.— 13 октября.

29. Уральский рабочий.— 1993.— 14 октября.

30. Уральский рабочий.— 1993.— 15 октября.

31. Вечерний Екатеринбург.— 1993.— 20 октября.

32. Уральский рабочий.— 1993.— 30 октября.

33. Областная газета.— 1993.— 30 октября.

34. Уральский рабочий.— 1993.— 7 октября.

35. Европейско-азиатские новости.— 1993.— 6 октября.

36. Пермские новости.— 1993.— 15 октября.

37. Местное время.— 1993.— 14 октября.

38. Пермские новости.— 1993.— 27 октября.

39. Тюменская правда.— 1993.— 15 октября.

40. Тюменская правда.— 1993.— 15 октября.

41. Тюменская правда.— 1993.— 12 октября.

42. Тюменская правда.— 1993.— 30 октября.

43. Курган и курганцы.— 1993.— 5 октября.

44. Советское Зауралье.— 1993.— 13 октября.

45. Советское Зауралье.— 1993.— 13 октября.

46. Советское Зауралье.— 1993.— 14 октября.

47. Советское Зауралье.— 1993.— 28 октября.

48. Известия Башкортостана.— 1993.— 13 октября.

49. Европейско-Азиатские новости.— 1993.— 8 октября.

50. Европейско-Азиатские новости.— 1993.— 8 октября.

51. Европейско-Азиатские новости.— 1993.— 10 октября.

52. Европейско-Азиатские новости.— 1993.— 11 октября.

53. Европейско-Азиатские новости.— 1993.— 14 октября.

54. Европейско-Азиатские новости.— 1993.— 20 октября.

55. Европейско-Азиатские новости.— 1993.— 20 октября.

56. Европейско-Азиатские новости.— 1993.— 21 октября.

57-59. Местное время.— 1993.— 9,10,11 октября.

60. Пермские новости.— 1993.— 15 октября.

61. Местное время.— 1993.— 14 октября.

62. Советское Зауралье.— 1993.— 13 октября.

63. Советское Зауралье.— 1993.— 14 октября.

64. Известия Башкортостана.— 1993.— 13 октября.

65. Областная газета.— 1993.— 30 октября.