Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Марина РАЗОРЕНОВА

Грузия

в октябре 1993 года

Два события в октябрьской Грузии заслуживают особого внимания: гражданская война, неизбежность которой стала очевидной уже к концу лета, и вступление Грузии в СНГ, что также было неизбежным результатом развития экономической и политической ситуации в Грузии двух последних лет.

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1.       Вступление Грузии в СНГ

В октябре Грузия стала членом Содружества Независимых Государств. Как заявил Э. Шеварднадзе в традиционном радиоинтервью 11 октября, решение о присоединении республики к СНГ было принято им почти единолично. «... Я знал отношение многих моих коллег к этому вопросу. Однако я был убежден в одном. Если приму это решение, как минимум 70% населения поддержат меня». Эту цифру — 70% глава государства не раз назовет в многочисленных интервью различным средствам массовой информации. Однако результаты некоторых опросов общественного мнения не подтверждают заявление Шеварднадзе. В частности, 27 сентября социологическая служба газеты «Резонанси» попросила тбилисцев ответить на вопрос: «Если завтра будет проведен референдум, проголосуете ли вы за вступление Грузии в СНГ?» Мнения разделились следующим образом:

ДА — 38,3%

НЕТ — 48,1%

НЕ ЗНАЮ — 13,6%.

Очевидно, что цифра 38,3% не означает всенародной поддержки шага Шеварднадзе. Конечно, следует учесть, что между ситуациями конца сентября и начала октября в Грузии есть разница, однако вряд ли она может столь существенно изменить общественное мнение.

Конец сентября для Грузии — это потеря Абхазии. Причем главным виновником сухумской трагедии общественное мнение считает Россию. Даже спустя полторы недели, когда «страсти» немного улеглись, 30% тбилисцев однозначно считали, что вина за поражение в Абхазии ложиться только на Россию [1]. Примерно столько же — 32,4% опрошенных [1] — считают, что нормализация отношений с Грузией не входит в интересы России, и только чуть больше половины — 52,5% уверены в обратном [1]. Конечно, большинство осознает, что нормализация отношений с Россией необходима Грузии (83%) [1], но вряд ли все они поддерживают присоединение Грузии к альянсу, руководимому «враждебно настроенной» Россией. Интересно, что среди многочисленных вопросов, предложенных тбилисцам различными социологическими службами в октябре, нет [2] прямого: «Поддерживаете ли вы вступление Грузии в СНГ?»

Октябрьские события в Москве, изменившие расстановку политических сил в России, грузинским общественным мнением оцениваются почти однозначно как победа ельцинской демократии. Понятно, что подобная оценка может означать потепление в отношении грузинского общества к России. Однако лишь 55,6% тбилисцев верят, что победа демократических сил в Москве улучшит отношение между Россией и Грузией; 39,2% считают, что, кто бы ни победил в России, сдвигов к лучшему для Грузии не будет. Вряд ли эти 39,2% однозначно поддерживают вступление Грузии в СНГ [1].

Таким образом о массовой поддержке вступления Грузии в СНГ можно говорить очень условно. Скорее имеет место осознание необходимости этого шага для дальнейшей судьбы Грузии и нынешних властей. По данным того же опроса, 70,7% выступают за решительные действия правительства в отношении звиадистов в Западной Грузии. Успех этих решительных действий, конечно, связывается с позицией России, которая может оказать Шеварднадзе поддержку и помощь в обмен на вступление Грузии в СНГ.

Знакомясь с данными опросов населения, следует иметь в виду, что речь идет, как правило, о его политизированной части. Что же касается остальных, то большую часть граждан Грузии волнует прежде всего их экономическое положение. Их отношение к СНГ зависит от ответа на вопрос: улучшится ли экономическое положение их семей после присоединения Грузии к Содружеству. К сожалению, в грузинской провинции подобного опроса не проводилось. Опрос же тбилисцев показал, что 39,3% респондентов надеются на улучшение; 22,7% не смогли ответить на поставленный вопрос; 26,3% считают, что их положение не изменится, а 11,7% ожидают ухудшения.

Средства массовой информации не рисуют радужных картин, даже наоборот, относятся к перспективе экономического подъема Грузии в связи с присоединением к СНГ весьма скептически.

По словам Э.Шеварднадзе, в общественном мнении Грузии сейчас господствуют две позиции по отношению к вступлению страны в СНГ: первая — немедленно начнется резкое улучшение жизни, вторая — это станет самоубийством для Грузии. «Обе они ошибочны, — считает глава государства. — Речь должна идти о шаге, в перспективе рассчитанном на помощь Грузии в рамках Содружества на пути к лучшему будущему». Э.Шеварднадзе рассматривает вступление в СНГ лишь как «один из шансов в поисках выхода из кризиса».

11 октября в радиоинтервью Э.Шеварднадзе высказался еще откровеннее: «Является ли это (вступление в СНГ. — М.Р.) спасением от того бедственного положения, которое мы сейчас испытываем? Конечно, нет. Думаю, что у нас не должно быть излишних иллюзий относительно того, что раз мы вступили в СНГ, то сможем вздохнуть и все само по себе решится».

Теперь о реакции политических кругов Грузии. Она не была неожиданной, в том числе и для Шеварднадзе. Пробный шар, запущенный спикером парламента Вахтангом Гогуадзе в конце сентября, показал, что нужно ожидать негативной реакции определенного круга политиков, но взрыва негодования не будет. «Я знал, что в определенных политических кругах Грузии это вызовет негативную реакцию», — сказал Шеварднадзе на пресс-конференции 9 октября.

Спектр мнений политиков Грузии выглядит условно следующим образом:

— Полностью поддерживаем, надо было сделать этот шаг раньше.

— Не поддерживаем, но понимаем, что другого выхода нет.

— Категорически против.

Этот спектр можно проиллюстрировать.

Гурам Мучаидзе, член парламента, Социал-демократическая партия Грузии: «Если в двух словах, то я считаю, что этот шаг можно было сделать уже давно. Мы могли бы избежать этой катастрофы, если бы с самого начала вели лояльную политику в отношении России. Совет партии полностью поддерживает решение главы государства. В той форме, в какой СНГ существует сегодня, оно представляет собой бесхребетное образование, не отражающее адекватно достигнутого уровня фактической интеграции государств бывшего СССР».

Тамаз Надареишвили, вице-премьер Грузии: «Альтернативы этому я не слышал даже от ярых противников вступления в Содружество. Это говорит о том, что другого выхода не было. Не будь принято это решение, войска сторонников экс-президента и его приспешников были бы в Кутаиси и в Тбилиси».

Ирина Саришвили, член парламента, вице-премьер в отставке, Национал-демократическая партия Грузии: «Хорошо зная Шеварднадзе, могу сказать, что вступление в СНГ не было целью его возвращения в Грузию. Он оказался перед альтернативой: уступить место Гамсахурдия, после чего последовали бы разруха и бедствия, или сделать то, что сделал он. Исходя из сегодняшнего положения, я бы сделала то же, что и Шеварднадзе».

Русудан Беридзе, заместитель спикера парламента Грузии: «В нравственном плане мы опустились на колени. В политическом — потеряли свободу, за которую платили такой дорогой ценой. В экономическом — это вступление нам ничего не даст. Гайдар твердо заявил, что республикам Россия помогать не собирается...»

Акакий Асатиани, член парламента, Союз грузинских традиционалистов: «Для вступления в СНГ не надо было быть политиком мирового масштаба. В принципе это, конечно, крах. Власти за полтора года развалили страну, погибли тысячи людей, и если уж так необходимо было вступить в СНГ, то это нужно было сделать раньше, до того, как все началось. А сейчас и смысла-то нет. Даже наоборот. Последствия будут еще более тяжелыми, чем были бы тогда. Сейчас ведь вступление получается не добровольным, а под давлением. Самое трагикомичное же, наверное, то, что все прекрасно знали, чем все это должно кончиться».

Давид Бердзенишвили, член парламента, Республиканская партия: «Отношение Республиканской партии к вступлению Грузии в СНГ было и остается отрицательным. Мы рассматриваем такой шаг как неспособность руководства республики самостоятельно решать политические, экономические и региональные задачи. А попытка в очередной раз привлечь Россию к улаживанию наших внутренних проблем лишь усугубит положение».

Зураб Жвания, член парламента, Партия «зеленых»: «... Нужен серьезный разговор, причем без истерики. Не нужно истерично вопить ни о том, что вступать никогда нельзя, ни о том, что если не вступить, то жизнь кончается. Прагматично, рационально рассмотреть все «за» и «против»».

Тамар Чхеидзе, член парламента, Общество Ильи Чавчавадзе: «Отношение резко негативное. Причем мы все видели, что Шеварднадзе вел республику шаг за шагом на протяжении полутора лет».

Михаил Нанеишвили, член парламента, Либерально-демократическая национальная партия: «Я считаю это политическим крахом. Для Грузии это будет факт, который запишется в глубокий пассив нынешним властям, в том числе и тем их представителям, которые, как я, относятся к вступлению резко отрицательно... Факт, что это — шаг назад. Нам придется вновь проходить путь, который мы однажды уже проходили».

Леван Месхи, член парламента: [Моя позиция] резко отрицательная. Ставить этот вопрос преждевременно прежде всего потому, что мы потеряли Абхазию не без помощи России. Если она возьмется исправить свою ошибку и вернет нам отторгнутую силой территорию, тогда можно будет всерьез обсудить вступление Грузии в Содружество».

Из вышеприведенных примеров ясно, что в парламенте должна бы сложиться сильная оппозиция, а действия некоторых членов правительства позволяют предположить, что эта оппозиция может быть активной.

Сразу после заявления Шеварднадзе о вступлении Грузии в СНГ в отставку подали вице-премьер Ирина Саришвили (НДПГ), глава Таможенного комитета Ираклий Кадакишвили (НДПГ) и начальник Информационно-разведывательной службы Ираклий Батиашвили. Если отставку Саришвили и Кадакишвили Шеварднадзе воспринял достаточно индифферентно, то заявление Батиашвили, по признанию главы государства, «заставило сильно призадуматься»: «Я люблю Ираклия, как сына, это очень умный, эрудированный молодой человек... Не случайно произошло его назначение. С нынешним его решением я не согласен, но все же принял его отставку. Одним из мотивов его заявления явилось вступление в Содружество».

Позиция национал-демократов, до сих пор активно поддерживающих курс Шеварднадзе, заслуживает особого внимания. Отозвав своих представителей из правительства в знак несогласия со вступлением Грузии в СНГ, они сохранили во властных структурах своих людей на вторых и третьих ролях. Таким образом, не утрачивая контроля за деятельностью правительства, национал-демократы спасают свое лицо в случае неудачи СНГового маневра Шеварднадзе. Мягкая, «цивилизованная» оппозиция НДПГ должна вполне устраивать Э.Шеварднадзе, а может быть, и входит в его планы. По заявлению главы Пресс-центра НДПГ, национал-демократы не будут ни требовать отставки Шеварднадзе, ни призывать народ к активному сопротивлению вступлению в СНГ, во-первых, потому, что народ устал от митингов и нищеты, во-вторых, чтобы не подстегивать звиадистов к эскалации сопротивления и гражданской войны. Выступив против присоединения к Содружеству, национал-демократы заняли ту политическую нишу, которую могла бы занять экстремистская оппозиция (например, И. Церетели и т.д.). Видимо, в случае неудач или ухода Шеварднадзе НДПГ надеется на лидерство в Грузии.

Возражения главы Грузинского государства своим противникам в основном сводятся к следующему.

1. «Грузия в любое время сможет покинуть Содружество, если членство в нем окажется для нее неэффективным».

2. «По сравнению с Евросообществом Содружество организационно и структурно довольно слабое образование. Таким образом, оно не создает никакую угрозу нашей свободе и независимости. Когда я говорил, что не надо вступать в это объединение, я имел в виду именно его слабую основу. Я считал, что это не даст того эффекта, который необходим для государства».

3. «Все государства в рамках Содружества отказываются от предъявления друг другу любых территориальных претензий, что касается признания территориальной целостности... и недопущения любого незаконного разделения, того, что нам очень нужно и волнует нас, — невмешательства во внутреннюю и внешнюю политику».

4. «Почему не использовать это Содружество для того, чтобы выразить нашу боль, и, может, при поддержке этих государств (членов СНГ. — М.Р.) мы многое сможем сделать».

5. «Если сейчас началось формирование России, имеющей иную психологию, то ей на руку сильная единая Грузия».

Возвращаясь к реакции на вступление в СНГ политических кругов Грузии, повторю, что она позволяла говорить о широкой парламентской оппозиции и в связи с этим об определенных проблемах его ратификации [3]. Однако 19 октября было распространено Заявление, подписанное большинством парламентариев — 117 депутатами (при кворуме 110): «Мы, члены парламента Грузии, поддерживаем решение главы государства, Председателя парламента Грузии Эдуарда Шеварднадзе о вступлении Грузии в Содружество Независимых Государств».

Тем не менее в политических кулуарах Грузии продолжают обсуждать следующий вариант развития ситуации. Нынешний состав парламента никогда не ратифицирует вступление Грузии в СНГ. Не исключено, что в этом случае Шеварднадзе распустит парламент и назначит референдум, который, скорее всего, подтвердит членство в Содружестве. Не исключены также и досрочные выборы.

Однако делать какие-либо окончательные выводы сегодня, когда положение Шеварднадзе все еще нельзя назвать устойчивым, а официальный Тбилиси контролирует (причем слабо) лишь часть территории страны, дело неблагодарное.

Пока же Шеварднадзе пытается укрепить свои позиции. В октябре этому способствовали некоторые кадровые перестановки в верхах, прошедшие, впрочем, весьма незаметно, отчасти из-за эффектного маневра с отставкой министров — противников СНГ, но в большей степени из-за гражданской бойни, разразившейся в Западной Грузии.

1.2.       Кадровые перестановки в Тбилиси

После ухода в отставку Ираклия Батиашвили указом главы Грузинского государства начальником Информационно-разведывательной службы Республики Грузия назначен Игорь Гиоргадзе. По представлению Шеварднадзе, который «проследил его участие в целом ряде сложных операций, наблюдал, как он работал на практике... Гиоргадзе — довольно известный специалист, профессионал в данной отрасли».

Министром внутренних дел (эту должность последнее время совмещал сам Шеварднадзе) стал генерал-лейтенант Шота Квирая, занимавший прежде пост первого заместителя председателя Информационно-разведывательной службы.

В октябре наконец завершился скандал вокруг президента Национального банка Демура Двалишвили, который сам подал в отставку, якобы понимая, что «на фоне либерально-кредитной политики в этой системе совершено столько недопустимого...» (Э.Шеварднадзе). Новым президентом Национального банка стал хорошо известный в Грузии банковский функционер Нодар Джавахишвили.

Тамаз Надареишвили, находившийся несколько месяцев не у дел после отставки с поста председателя Совета Министров Абхазской Автономной Республики (его сменил Ж.Шартава), назначен вице-премьером и чрезвычайным представителем главы государства по особым вопросам.

После отставки И.Саришвили новым вице-премьером стал Ираклий Менагаришвили, бывший министром здравоохранения еще при Э.Шеварднадзе, смещенный с этого поста З.Гамсахурдия и вновь назначенный после его свержения.

Гиви Ломинадзе назначен государственным министром, председателем Временного зоны чрезвычайных ситуаций Западной Грузии.

С целью организации общего управления вооруженными силами Грузии Генеральный штаб Министерства обороны Республики Грузия преобразован в Главный штаб, начальником которого назначен Гурам Николеишвили. Кроме того, министр обороны Г.Каркарашвили взял на себя общее руководство частями Министерства обороны, корпусом спасателей (Мхедриони), внутренними войсками и другими формированиями.

1.3.       Военные действия в Западной Грузии

После падения Сухуми резко обострились действия вооруженных сторонников экс-президента Звиада Гамсахурдия в Западной Грузии. В начале октября локальные бои формирований Лоти Кобалия и правительственных войск шли в основном в двух направлениях: в направлении города Поти и Самтредиа. 10 октября Звиад Гамсахурдия провел митинг. Он заверил своих сторонников в том, что «законная власть будет восстановлена», он также заявил, что в достижении этой цели ему готовы помочь внешние силы. Согласно неофициальным данным, накануне состоялась встреча Председателя Верховного Совета Абхазии Владислава Ардзинба и руководителя звиадистских вооруженных формирований Лоти Кобалия, во время которой обсуждалась возможность участия сил Гудауты на стороне звиадистов. 11 октября бои в районе Самтредиа приняли ожесточенный характер. Сторонники Гамсахурдия сконцентрировали живую силу и технику у реки Цхенисцкали. В середине октября стали появляться сообщения о том, что в частях Кобалия воюют боевики из Конфедерации горских народов. 16 октября корреспондент ГИА вместе с телеоператором телеслужбы агентства «Рейтер» побывали в Зугдиди. Бойцы отряда звиадистов, дежурившие у моста через Ингури, рассказали им, что находящиеся на противоположном берегу реки абхазские и северокавказские боевики предлагали объединиться и вместе бороться против тбилисского правительства. Боевики КНК принимали активное участие во взятии города Самтредиа 17 октября. К концу месяца из неофициальных и официальных источников стали поступать сообщения о том, что 27 октября для оказания помощи звиадистам в Зугдиди прибыла группа абхазских и северокавказских боевиков, в Зугдидский район доставлено также несколько единиц тяжелой техники и артиллерийских систем. 29 октября руководитель пресс-центра Минобороны Грузии Сосо Маргишвили сообщил корреспонденту ГИА, что, по предварительным данным численность прибывших в Зугдидский район абхазских и северокавказских боевиков составляла примерно 500 человек.

19 октября звиадисты взяли населенный пункт Ланчхути. Им не было оказано какого-либо серьезного сопротивления, так как правительственных войск в городе практически не было.

В результате военных действий была перерезана главная артерия, по которой осуществлялись поставки продовольствия и других жизненно важных грузов как внутри Грузии, так и в Армению и Азербайджан. В этой ситуации Эдуард Шеварднадзе 18 октября обратился к народам и правительствам России, Азербайджана и Армении с просьбой срочно предпринять совместные меры по обеспечению бесперебойной работы дороги Поти — Тбилиси.

20 октября формирования Лоти Кобалия начали активные боевые действия в направлении Цхалтубо и Копитнари. Однако наступление на этом направлении было остановлено правительственными войсками, равно как и под городом Вани. Полностью был очищен от боевиков Кобалия г.Ланчхути. В это же время потерпела провал попытка наступления звиадистов на Кутаиси. В этом районе были сосредоточены крупные правительственные силы. Командование приняло решение перейти от оборонительной тактики к наступательным действиям.

Прокуратура Грузии выдала санкции на арест З. Гамсахурдия, В. Кобалия и их активных сторонников. В заключении Прокуратуры, в частности, говорится: «Следствием установлено, что вооруженные банды Лоти Кобалия, вступившие в Кодорское ущелье, дислоцированы там согласно сговору с абхазскими экстремистами, чтобы оказывать им помощь. После падения Сухуми сторонники экс-президента принялись нещадно грабить эвакуированных жителей и разрозненные воинские части... вынуждая людей искать спасение в узком Цебельдинском ущелье. Вступив в Поти, вандалы вывезли продали в Турцию тысячи тонн металла. Из банка похищены крупные денежные средства... Из Потийского порта похищено 4 тысячи тонн пшеницы, свыше 600 тонн грузов... Варвары... жестоко расправились с жителями Самтредиа, где убиты десятки человек... В связи с упомянутыми варварскими преступлениями в Прокуратуре Республики Грузия возбуждены уголовные дела об измене родине и другим статьям».

25 октября после освобождения Поти мобильная группировка Министерства обороны продолжала развивать наступление в направлении Сенаки. 26 октября правительственные войска при поддержке военной полиции заняли город Сенаки, а затем Хоби, который на протяжении двух дней переходил из рук в руки, пока наконец к исходу 28 октября перешел к правительственным войскам.

26 октября начальник пресс-центра группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) сообщил, что в штабе ГРВЗ завершена разработка плана совместных действий России и Закавказских республик по охране железнодорожных коммуникаций в Закавказье. Согласно ему, на отрезке Поти — Кутаиси должны быть задействованы силы Армении, от Кутаиси до Тбилиси — войска ГРВЗ, от Тбилиси на восток — армия Азербайджана. Однако Азербайджан отказался участвовать в акции, ссылаясь на развал своей армии. Армения же, которая, по данным министра иностранных дел Грузии Александра Чикваидзе, выделила 900 человек, тем не менее неоднократно заявляла, что «не может войти к братьям с оружием». Руководство ГРВЗ опровергло сообщения о том, что правительственным войскам в Западной Грузии ГРВЗ передала танки Т-72 и другую военную технику, заявив, что с сентября 1992 г. Россия не передавала Грузии боевую технику, хотя и недовыполнила ее квоту, установленную ташкентским соглашением.

К исходу дня 28 октября воинские части ГРВЗ взяли под охрану стратегически важные объекты — железнодорожные мосты у Поти, Сенаки, Самтредиа.

Следует отметить, что участие российских войск в охране транспортных артерий Грузии общественное мнение оценивает неоднозначно [4]:

41,7% респондентов относятся к этой акции положительно,

23,0% — нейтрально,

21,0% — отрицательно,

14,3% — не смогли ответить на этот вопрос.

 

Участие российских войск в охране стратегически важных объектов на трассе Поти — Тбилиси высвободило части грузинских правительственных войск. Министерство обороны Грузии начало подготовку к генеральному наступлению. 31 октября глава государства Эдуард Шеварднадзе отправился на передовую линию противостоящих сил для знакомства с оперативной обстановкой.

Итак, к концу октября правительственные силы в Западной Грузии имели несомненные преимущества. Однако говорить о том, что Тбилиси наконец установил полный контроль над Мегрелией, преждевременно.

1.4.       Аджария

Неудачное посредничество аджарского руководства в сентябрьских переговорах со сторонниками Звиада снизило традиционно высокий рейтинг Аслана Абашидзе. Со 2-3 места он переместился на 7-8 (вместе с О.Пацация), оставив впереди Э.Шеварднадзе, Н.Натадзе, Дж.Иоселиани, И.Саришвили, Г.Чантурия и З.Жвания. Слухи о том, что Абашидзе может быть третьей силой, противопоставленной (не без помощи России) Шеварднадзе и Гамсахурдия, насторожили тбилисские политические круги и вызвали недовольство даже у традиционных сторонников лидера Аджарии — национал-демократов (Г.Чантурия). В частности, глава пресс-центра НДПГ в телефонном интервью 9 октября заявил, что его партия ни в коем случае не будет поддерживать претензии Абашидзе.

Миротворческая деятельность Аслана Абашидзе при всех ее видимых положительных результатах (например, возвращение грузинских пленных из Абхазии) с политической точки зрения напоминает, по выражению одного из лидеров Республиканской партии, члена парламента Ивлиана Хаиндрава, «тактику осторожного лавирования между старыми и новыми властями, беспрерывную игру на их слабости, что резко увеличило степень независимости. Свидетельством тому хотя бы его частое фигурирование не в качестве представителя центральной власти в соответствующем его статусу ранге, а в качестве медиатора в конфликтах между центральными властями и вышедшими из-под их юрисдикции региональными властями (Абхазия, Мегрелия) или даже во взимоотношениях с зарубежными странами (Россия)». С данной оценкой можно спорить, однако одно из последних обращений Президиума Верховного Совета Аджарской Автономной Республики к населению Республики Грузия действительно может вызвать недоумение: «К сожалению, мы и сегодня, видимо, не хотим глубоко осознать тяжелейшие последствия событий в Самочабло и Абхазии и вновь с губительным для себя упорством разжигаем новый очаг братоубийственной войны в Западной Грузии.... Для народа губительны освещение некоторыми средствами массовой информации и телевидением событий только с одной, выгодной только какой-то одной стороне точки зрения, распространение среди населения целенаправленной дезинформации, искажение действительности, систематическая пропаганда позиции некоторых политических лидеров, сторонников эскалации насилия, ибо сегодня всем стало ясно, что они, прикрываясь лозунгами независимости и демократии, охваченные стремлением к удовлетворению личных интересов и благополучию, борются только за власть и не во что не ставят национально-государственные интересы, обливают грязью клеветы всех, кто не поддерживает их, все, что им не на руку.... В это трудное для народа и отечества время руководство Аджарии продолжает заботиться о решении проблем политическими методами.... Руководство Аджарской Автономной Республики... практически осуществляет курс урегулирования конфликтов политическими мирными методами... ибо именно таким путем можно преодолеть глубокий кризис и построить подлинно демократическое, правовое государство». В обращении Президиума Верховного Совета Аджарской Автономной Республики к Звиаду Гамсахурдиа указывается конкретный путь к стабилизации в Грузии: «Мы вновь просим Вас (З.Гамсахурдия. — М.Р.): не слушайте подстрекателей, тех, кто с оружием в руках поставил своей целью политический реванш. Сегодня мы обращаемся к Вам и поддерживающим Вас политическим силам с призывом сделать все, чтобы прекратить кровопролитие.... Только новые выборы при участии в них здоровых достойных патриотических сил нации... определят судьбы и будущее новой Грузии».

Самостоятельная инициатива А.Абашидзе по проведению переговоров с В. Ардзинбой (состоялись 7 октября) Э.Шеварднадзе оценил следующим образом: «Судить о встрече делегаций Аджарии и Абхазии сейчас мы не можем. Вообще-то господин Аслан Абашидзе всегда вводил меня в курс дела, когда имел встречи не только в Грузии.... Возможно, произошло недоразумение. Не действовала телефонная связь. Поэтому от комментариев на сей раз воздерживаюсь».

1.5.       Абхазия

После ухода грузинских войск из Абхазии процесс этнической чистки здесь практически завершен: четвертьмиллионное грузинское население вынужденно покинуло эту территорию. Произошло это даже в чисто грузинском Гальском районе.

По непроверенным данным, абхазское руководство предложило казакам, воевавшим на стороне Гудауты, земли в Гальском, однако казаки якобы отказались и предъявляют претензии на Сухумский район.

10 октября Э.Шеварднадзе поручил А.Кавсадзе и Министерству иностранных дел подготовить пакет документов для установления фактов геноцида и этнической чистки грузин в Абхазии, который будет передан в Совет Безопасности ООН.

Глава Грузинского государства по-прежнему возлагает основные надежды в решении абхазской проблемы на «весьма интенсивную работу с Россией»: «Россия — член Совета Безопасности, способна многое сделать для нас и в рамках Содружества. Мне все-таки хочется надеяться, что произошедшие в начале октября события не пройдут бесследно, может это сказаться и на Абхазии. Ведь факт, что в едином блоке были режим Ардзинбы и те, кто сейчас изгнан с политической арены, это составные части целого. Отныне их позиции, вероятно, будут ослабевать, и мы должны этим воспользоваться».

20 октября в Москве глава Комиссии по правам человека и национальным меньшинствам А. Кавсадзе заявил о необходимости переговоров с абхазским руководством и выдвинул ряд необходимых, по его мнению, предварительных условий:

1. Мировое сообщество и ООН должны осудить геноцид и этническую чистку в Абхазии.

2. Необходимо найти новые формы государственности, т.е. решить вопрос о суверенитете Абхазии, но в рамках Грузии.

3. Необходимо, чтобы абхазское руководство и все виновные в том, что конфликт перерос в войну, ушли в отставку.

4. На переходный период управленческую функцию в Абхазии могла выполнять совместная, возможно, международная комиссия на правах временной администрации.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ (кратко)

Курс купона в октябре продолжал катастрофически падать: в начале октября 1 купон = 14 российских рублей, в конце октября — соответственно: 1 = 25.

Цены на рынке в середине октября (за 1 кг в купонах):

Мясо                                           — 22.000-35.000

Сыр                                             — 20.000-55.000

Подсолнечное масло              — 23.000-30.000

Картофель                                 — 3.500-6.000

Капуста                                      — 2.500-2.500

Морковь                                    — 5.000-7.000

Кукурузная мука                     — 9.000

Яйца (1 десяток)                       — 8.000-10.000.

 

По наблюдениям Комитета по социально-экономической информации, еженедельно жизнь населения дорожает в среднем на 36.245 купонов, если принять во внимание стоимость 18 видов товаров потребительской корзины.

Правительство Грузии приняло решение с 1 ноября поднять минимальный уровень ежемесячной зарплаты до 23.000 купонов. На 150% увеличиваются оклады работников бюджетных организаций, стипендии и пенсии неработающих пенсионеров.

Решением Коллегии столичной мэрии и приказом Управления госимущества в Тбилиси приостановлена приватизация государственных объектов. Причина — общественно-политическая ситуация, сложившаяся в Грузии. Аукционы должны были пройти 30 сентября, 7 и 20 октября, конкурсы — 5, 12 и 19 октября. Все эти мероприятия отложены ориентировочно на месяц. В ноябре намечено приватизировать около 150 объектов. Если отсрочка на месяц не будет продлена, то к концу года в столице будет приватизировано свыше 600 малых предприятий и магазинов.

Примечания

1. Итоги телефонного опроса тбилисцев (521 респондент), проведенного 7 октября газетой «Свободная Грузия».

2. По крайней мере, автор текста такими сведениями не располагает. — М.Р.

3. Несмотря на чрезвычайные полномочия главы Грузинского государства, вступление Грузии в Содружество должно быть ратифицировано парламентом согласно Уставу СНГ.

4. Результаты опроса опубликованы в газете «Свободная Грузия» 28 октября 1993 г.