Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Армен ХАЛАТЯН

Армения

в октябре 1993 года

— В начале месяца в республике разразился денежный кризис. «Старый рубль», имеющий здесь хождение, резко упал по отношению к российскому. Высшее руководство отправилось в Москву, но скорого обмена денег не добилось.

Ситуация пока стабилизировалась.

— В связи с разрастанием масштабов гражданской войны в Грузии и обращением Шеварднадзе дискутировался вопрос об отправке армянских сил в Грузию для охраны железнодорожной магистрали.

— Встреча лидеров закавказских государств и России в Москве закончилась безрезультатно.

— Азербайджан отклонил график СБСЕ по урегулированию конфликта.

Возобновились военные действия между НКР и Азербайджаном. Но к концу месяца они «приостановлены» со стороны НКР.

1.    ПОЛИТИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО (КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ)

Каждая проблема Армении — прежде всего проблема политическая. Насколько это верно для других государств, трудно сказать. Но то, что здесь при обсуждении любого вопроса в первую очередь рассматривается и учитывается его политический аспект — наглядно подтверждает истекший месяц.

Желание Армении остаться в рублевой зоне обосновано экономически. Однако упование на Москву, практически полное отсутствие самостоятельных действий в финансовой сфере, в ожидании, пока Россия окончательно определит, что же такое «рублевая зона нового типа» и хочет ли она ее создавать, выглядит с экономической точки зрения малоперспективным. Но политически понятно. Ибо в расчет берется прежде всего фактор «лояльности» к России. Даже в самую трудную для себя минуту, когда Москва спокойно наблюдала за развалом финансов Республики Армения, руководители Армении ни на секунду не усомнились в своем стремлении к «интеграции с Россией» и решили не предпринимать никаких действий до того, как посоветоваться с ней (визит Л.Тер-Петросяна в Москву 19 октября). Затем, выяснив, что «лояльность» Армении не оценена должным образом и деньги для обмена предоставлены не будут (а Еревану фактически предложили «ждать у моря погоды», «пока все утрясется»), Ереван сделал «фрондирующий жест». Сразу после беседы с Е.Гайдаром Л.Тер-Петросян и премьер-министр республики Г.Багратян встретились с послом Турции в Москве А.Кенален. И в это же время проходил визит министра иностранных дел Армении в США.

Однако затем прежний курс на ожидание действий со стороны Москвы подтвердился. Никаких резких шагов в финансовой сфере сделано не было.

Москва же, по-видимому, постепенно отказывается от политики прямой поддержки (кредитами и т.д.), предпочитая косвенное вмешательство. 8 октября состоялась встреча лидеров трех Закавказских государств и Б.Ельцина. На ней, в частности, обсуждался вопрос о разблокировании Азербайджанской железной дороги. Помимо тех выгод, которые извлекла бы Москва (и Ереван) от этой меры, она позволила бы России значительно усилить свое военное присутствие в регионе.

Однако Г.Алиев «оказался не готов» к подобным действиям... и был наказан.

23 октября возобновились боевые действия между НКР и Азербайджаном. Здесь сыграл свою роль ряд факторов. И стремление Г.Алиева «дожать» С.Гусейнова, возложив на него ответственность за нарушение перемирия, и неуступчивость Баку в подписании нового графика мер по прекращению конфликта, разработанного СБСЕ (недовольство вызвал именно пункт о разблокировании), и т.д.

Так или иначе, очередной раунд политических (прежде всего, а потом уже военных) действий свершился.

В Грузии же Армении было предложено на деле продемонстрировать свою «лояльность» и свою неоднократно неофициально декларируемую способность быть единственной надежной силой в регионе, на которую Россия может опереться.

Разблокирование железной дороги здесь предлагается осуществить руками «самих блокируемых». Россия всячески стремится обеспечить функционирование миротворческих сил по формуле «Российская техника — армянские, грузинские солдаты». Ереван, выражая готовность содействовать процессу, пока оттягивает отправку своих частей в Грузию, сознавая, что это фактически откроет «второй фронт» у официально невоюющей Армении.

Пока в политике удачи сменяют неудачи, в экономике об удачах вообще говорить не приходится. Деятельность правительства за 8 месяцев оценена парламентом на «двойку».

2.    РАЗВЕРНУТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОБЫТИЙ И КОММЕНТАРИЙ

2.1.       Страсти по «рублевой зоне»

2.1.1.      «Обвальный» рост цен

С 1 октября указом президента РА была произведена индексация зарплат, пенсий и различных пособий.

Минимальная зарплата повысилась на 75% и достигла 7350 рублей (здесь и далее речь идет о рублях образца 1962-1992 гг., «новые» российские рубли выделяются особо). Пенсии тоже были увеличены в такой пропорции [1].

Как всегда, осуществление решений несколько отстает от выполнения указа. Подробная же информация стала известна лишь 7-8 октября.

В начале октября Б.Ельцин подписал указ об обращении рубля на территории России, предусматривающий запрещение на расчеты в иностранной валюте с 1 января 1994 года [2].

8 октября цены в Армении резко скакнули вверх. Цена канистры бензина (основной после стоимости доллара показатель) возросла с 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Остальные товары тоже подорожали за одну ночь в 1,5-2 раза. 9 октября повышение цен продолжалось. Бензин стоит уже 70 тыс. за канистру. За 100 российских рублей на черном рынке давали 220 старых [3].

11 октября на заседании парламента выступил премьер-министр Армении Г.Багратян. Он назвал четыре причины финансового кризиса.

Первые две — упоминавшиеся выше указы. Третья — «непонятный ажиотаж», четвертая — интервенция «старых» рублей из Средней Азии, в частности 30 млрд. из Туркмении (которая с 1 ноября собиралась переходить на национальную валюту — манат) [4].

То есть фактически рынок отреагировал упреждающе на предполагаемый рост доходов населения и предполагаемое повышение спроса на российские рубли. «Черный рынок», являющийся фактически «монополистом» (как это не звучит парадоксально) в сфере обмена денег, взвинтил цены на доллары и российские рубли, и это потянуло за собой все остальное.

2.1.2.      Меры правительства

1) Правительство начало с разгона «черного рынка». 9 октября сквер около площади Республики был окружен ОМОНом, и находящиеся там дельцы разогнаны водометами и дубинками. Выступая по телевидению, вице-премьер В.Читенян заявил, что отныне весь процесс обмена будет проходить под контролем государства, для чего будет увеличено число обменных пунктов [5].

2) Началась распродажа товаров по сниженным ценам из государственных запасов: масла, сахара, сыра, кур и т.д. Эта акция проводилась до 20 октября [6].

Верховный Совет начал специальные закрытые заседания с целью выработать некоторые принципиальные решения в создавшейся ситуации.

14 октября стали известны его результаты:

— создана государственная комиссия по урегулированию денежного обращения, которая имеет право вводить в обращение временные денежные средства либо купоны для защиты внутреннего рынка от внешних интервенций. Срок ее полномочий до 31 декабря;

— принято решение об участии государства в уставных фондах банков исключительно в виде денежных средств, а не сооружениях и т.д.

3) Решено отправить «высокую делегацию» в Москву «для окончательного решения вопроса» [7].

То есть фактически ничего принципиального сессия не приняла. Оставалась надежда на «чудо». Что Россия, может, проникнется сочувствием к бедственному положению Армении, и тогда необходимость в самостоятельных действиях отпадет, а если их предпринять раньше времени, то вдруг это спугнет Москву?

К тому времени «силовые» меры возымели некоторое действие. И очевидно платежеспособный спрос населения оказался не в состоянии справиться с возросшими ценами и они несколько упали.

2.1.3.       

Л.Тер-Петросян и Г.Багратян в Москве 18 октября, как и ожидалось, денег Армении не дали. Существует непроверенное сообщение, что поначалу Москва склонялась к предоставлению своих купюр (тогда же шли разговоры о «досрочном» обмене денег Казахстану), но МВФ не посоветовал этого делать.

Армянской делегации предъявили три условия, при соблюдении которых объединение денежных систем станет возможным:

— ратифицировать соглашение о мерах по созданию рублевой зоны нового типа;

— унифицировать соответствущее законодательство с российским;

— приступить к проведению единой экономической политики [8].

То есть речь идет о том, что Армения должна предпринять шаги, которые по времени займут не меньше полугода, а после этого можно вести разговор о том создавать «зону» или нет.

2.1.4.      Стабилизационные меры и перспективы

1. 22 октября начала действовать Ереванская фондовая биржа. Ее работа призвана упорядочить процесс установления кредитных ставок и курсов валют, подорвать монополию банков в этой области [9]. Но первых торгах курс российского рубля по отношению к старому составил 1 рос: 2 руб.5 коп. старых [10].

2. С 26 октября денежные знаки образца 1961-1992 гг., выпущенные Госбанком СССР, признаются в Армении собственной валютой, а с 3 ноября приостанавливается реализация товаров и услуг на иностранную валюту, включая и новые российские рубли [11].

3. Предъявлены жесткие требования к банкам, производящим обмен валюты. Установлен минимальный резерв и маржа (разница между покупкой и продажей).

4. Ограничен вывоз долларов из республики (500 долларов). При больших суммах необходимо предъявить справку о получении их из валютного пункта [12].

Неясно, правда как это правило будет соблюдаться по отношению к лицам, направляющимся в Россию и ближнее Зарубежье, так как до сих пор таможни в аэропорту г.Еревана нет.

Несмотря на то что данные меры способны несколько стабилизировать ситуацию, однако ясно, что они носят временный характер. Армения, по всей видимости, не хочет далеко уходить от рубля (хоть он и старый), чтобы потом долго к нему не возвращаться, и занимает выжидательную позицию.

Однако не решен важный вопрос — защита внутреннего рынка от интервенции старых рублей из других стран СНГ.

В последнее время эта опасность критически возросла.

1 ноября на манат перешла Туркмения. 2 ноября стало известно, что в рублевой зоне отказываются участвовать Казахстан и Узбекистан, следовательно, большой поток денег может хлынуть в Армению. Отказ от участия в рублевой зоне этих стран может существенно повлиять на решения армянского руководства, так как до сих пор участие в «рублевой зоне» увязывалось во многом с участием Среднеазиатских государств (кроме Туркмении и Кыргызстана). Теперь претендентов на российский рубль останется только трое: Беларусь, Армения и Таджикистан.

Скорее всего, Россия сама значительно охладеет к идее новой «рублевой зоны», так как она приобретает теперь уже откровенно дотационный характер. И если Беларуси, возможно, позволят фактически слиться с Россией, что связано с общностью и границы, и культур, языка и истории и т.д., то содержать оторванные воюющие государства с разрушенной экономикой и малозначительным для России потенциалом она вряд ли согласится, несмотря на их во многом вынужденную «лояльность».

3.    ПРОБЛЕМА РАЗБЛОКИРОВАНИЯ

3.1.       Встреча лидеров Закавказья и России в Москве 8 октября 1993 года

Идея подобной встречи обсуждалась с конца августа. Однако показателен факт, что конкретные сроки ее проведения стали известны участникам саммита лишь за два дня до назначенного срока.

6 октября первый заместитель министра иностранных дел РФ А.Адамишин пригласил к себе послов трех Закавказских республик, ознакомил их с новой инициативой России и предложил провести встречу 7 октября в Кремле с Б.Ельциным. Все президенты явились в срок.

Российская инициатива включает четыре основных пункта:

1) границы с Турцией и Ираном должны охраняться российской армией;

2) внутренние границы между республиками должны стать «прозрачными»;

3) в Армении, Грузии и Азербайджане должны иметься российские военные базы;

4) все коммуникации: железная дорога, газопровод, линии электропередач — должны функционировать четко, ритмично, под контролем вооруженных формирований заинтересованных сторон [13].

Естественно все эти пункты и особенно первый и четвертый устраивали Армению. На размещение российских военных баз у себя Ереван дал согласие еще в июле этого года [14].

Однако естественное недовольство Азербайджана вызвал пункт о разблокировании, тем более что в инициативе это не увязывалось с выводом войск НКР с азербайджанской территории [15].

Как итог — никаких документов подписано не было. Была достигнута договоренность о четырехстороннем контроле и сопровождении объединенными группами железнодорожных составов на линиях Поти — Тбилиси — Баку — Ереван [16].

Одной из реакций на эту встречу стало заявление вице-премьера Абхазии Энвера Калбы о том, что его правительство способно самостоятельно контролировать и обслуживать железные дороги на абхазской территории. Он сказал, что даже в самый разгар грузино-абхазской войны функционировал участок магистрали Псоу — Новый Афон. Железная дорога сейчас ремонтируется и будет открыта в ближайшее время [17].

Встреча лидеров Закавказья, оперативность ее проведения говорит о том, что «дисциплинированность» независимых государств возрастает. Частота, с которой они летают в Москву решать те или иные вопросы, организовывать встречи и т.д., также является наглядным подтверждением того, что Москва снова столица, столица метрополии.

Отношения между метрополией и зависимыми территориями постепенно выходят на общепринятый в мире уровень. Россия уверенно наращивает здесь свое влияние, при этом ее буквально умоляют об этом.

Однако расходы по поддержанию необходимого уровня стабильности она стремится максимально переложить на плечи своих партнеров. Ситуация, когда центр дотировал окраины необратимо уходит в прошлое.

3.2.       Новый график СБСЕ

Заблокировав встречу в Москве, Азербайджан также негативно отозвался о новом плане СБСЕ. План был разработан на неформальных встречах участников СБСЕ в Париже 22-28 сентября.

В новом графике также предложено разблокировать магистрали, что явится необходимой предполагаемой решения вопроса.

12 октября стало ясно, что Азербайджан не приемлет нового плана.

Как ни обосновывает это свое решение официальный Баку, ясно, что упорный отказ обсуждать вопрос блокады и признать ее неправомочность на встрече СНГ в середине сентября, на закавказском саммите в Москве и теперь по поводу графика СБСЕ говорит о том, что Азербайджан не отказался от этого своего рычага давления на Армению.

И сейчас, скорее всего, предпочел бы переждать еще одну зиму, наблюдая за удушением Армении.

3.3.       Разблокирование Грузии

Договоренность в Москве о совместной охране железной дороги Поти — Тбилиси — Баку — Ереван потребовала воплощения в жизнь уже 20 октября.

19 октября Шеварднадзе обратился к государствам-соседям с просьбой выделить необходимые воинские контингенты для обеспечения нормального функционирования дорог Закавказья, так как у грузинских войск не хватает для этого сил и средств [18]. С подобной просьбой он обратился и к России.

Однако, несмотря на кровную заинтересованность Армении в этой встрече (в Поти стоят корабли с зерном для нее — это основной путь доставки энергокомплексов и продовольствия в республику), она не торопится посылать свои войска.

Ведь войну Грузия ведет не с иностранным государством, а с теми же грузинами. Если же Армения вступает в эту войну, она начинает рассматриваться значительной частью грузинского населения как агрессор, а это значит у формально невоюющей Армении открытие второго фронта.

По-видимому, Россия заинтересована в более активном вовлечении Армении (и Азербайджана) в этот процесс. Это позволит ей выступать исключительно в роли поставщика оружия, не вовлекая собственные вооруженные формирования в боевые действия.

Армения долго рекламировала себя как пророссийскую силу в Закавказье. Теперь ее хотят использовать в этом качестве. Насколько это удастся и насколько сильным окажется давление России на Ереван, пока не ясно.

29 октября Армения получила первый состав с цементом из Грузии [19].

4.    НКР

4.1.       Новое обострение

21 октября возобновились боевые действия между НКР и Азербайджаном.

Баку утверждает, что перемирие нарушила армянская сторона.

Степанакерт же заявил, что он отразил наступление азербайджанских частей.

 

Учитывая, что со стороны Азербайджана воюют фактически разрозненные отряды, очевидно, что нарушение перемирия может быть и инициативой отдельных командиров.

Армянская сторона утверждает, что в телефонных беседах азербайджанское руководство признает, что нарушение произошло с их стороны по приказу «деятеля из Гянджи» [20].

По официальным же каналам, в частности во время совместной пресс-конференции с председателем СБСЕ Маргарет Аф Углас, Г.Алиев 27 октября заявил, что с помощью нового карабахского наступления Москва оказывает давление на Азербайджан, который отказался разместить российские войска вдоль границы с Ираном [21].

 

27 октября наступление карабахской армии приостановлено. Объявлен односторонний мораторий на боевые действия.

4.2.       Восстановление экономики

НКР продолжает восстановление экономики. Восстановлено 50% Степанакерта.

Главный упор делается на то, чтобы исключить зависимость от Азербайджана. Так, например, республика была включена в единую систему энергоснабжения Азербайджана, дороги, связывающие районы республики, опять-таки «выходят» на соседнюю территорию.

В то же время НКР имеет собственный источник электроэнергии — Сарсангскую ГЭС, которая с избытком может обеспечить потребности населения.

Сейчас осуществляются работы по проведению от нее линий электропередач, которые планируется заверить в течение 6 месяцев [22].

 

Продолжается работа по утверждению атрибутов государственности.

Кампания по обмену номерных знаков на автомашинах (с надписью НКР) практически завершена [23].

5.    АРМЕНИЯ — ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ

5.1.       Экономическая ситуация

Между тем экономическая ситуация в самой Армении остается тяжелой.

Работа правительства А.Багратяна за 8 месяцев его существования оценена парламентом неудовлетворительной [24].

Это уже четвертое правительство в истории независимой Армении (с 1990 г.), и ни одно из них не удостоилось похвал.

Поговаривают, что фигура Г.Багратяна не очень удачна для данного поста. Что для такой должности требуется личность, имеющая политический вес в республике. Что Г.Багратян хороший исполнитель, и этим он был хорош как бессменный вице-премьер во всех предыдущих правительствах, но плохой организатор.

Ясно, однако, что дело тут в первую очередь в позиции всего руководства РА, которое отдает явное предпочтение «политическому» взгляду на вещи.

На протяжении всей последней истории экономические по содержанию меры применялись практически исключительно по политическим соображениям.

Закрытие и вновь открытие «Наирита», закрытие АЭС, участие в рублевой зоне.

Если в политической сфере Л.Тер-Петросян не боится идти наперекор настроению масс ради интересов государства, то в экономической он откровенный популист.

Наверное, можно не говорить о мерах, если налицо их последствия: всеобщая апатия, непонимание того, что делается в экономической сфере, отсутствие ясности в том, чего можно ожидать в будущем.

Ситуация, когда практически каждое потряхивание экономики является неожиданным для руководства.

Популизм руководства откровенно появился в «истории с рублем». Прекрасно осознавая, что создание «рублевой зоны» — процесс длительный и, может, даже несущественный, оно сознательно интерпретировало информацию в определенном духе, пыталось делать обнадеживающие намеки о близком обмене денег.

Такие намеки даже способствовали падению курса российского рубля по отношению к старому в середине сентября 1993 г [25].

В настоящее время говорить о реальности каких-то проектов можно только по факту их осуществления.

Поэтому трудно сказать что-либо определенное о предстоящей зиме. Скорее всего она пройдет легче в том плане, что большая часть населения к ней соответственно подготовилась. Все остальное станет ясно к весне.

5.2.       С.Джилавян критикует

Президент Международной армянской ассамблеи С.Джилавян дал интервью оппозиционной армянской (русскоязычной) газете «Голос Армении», в котором заявил, что он обратился к правительству республики с предложениями взять на себя расходы по:

— восстановлению АЭС;

— строительству международного аэропорта;

— сети малых гидроэлектростанций;

— помочь в приобретении большегрузных транспортных самолетов и т.д.

Правительство выступило с опровержением, заявив, что единственным актом благотворительности С.Джилавяна была отправка в Армению детского питания с просроченным сроком годности [26].

И та и другая сторона использовали типичные пропагандистские клише. Так, например, судя по всему, весьма реальна помощь, оказываемая С.Джилавяном Карабаху. 28 октября председатель ВС НКР К.Бабурян направил телеграмму благодарности президенту ассамблеи «за оказание помощи в деле восстановления народного хозяйства НКР».

Однако, говоря о своих нереализованных замыслах, С.Джилатян сознательно воскрешает в сознании разуверившихся жителей Армении старые, весьма затертые мифы об АЭС, международном аэропорте и т.д., предлагая обычную логическую задачу: все это возможно, если мне (не вам, не международной ассамблее!) — мне разрешат это сделать. А кто-то, кто сам ничего не умеет делать и не хочет, мне мешает. Вот и все. Выбор, как говорится, за вами.

Таким образом, программа «мне не дают спасать Армению» (см. Армения в июле 1993 г.) — действует.

Единственное, кого по размаху обещаний С.Джилавян начинает напоминать, это В.Жириновского (хотя, может, в этом его сила?!).

6.    ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ. ПРИЗЫВ

15 октября состоялось совещание по вопросам осеннего призыва. На нем присутствовал президент РА Левон Тер-Петросян, премьер-министр Г.Багратян.

Речь шла о преобразованиях в армии — организационных, структурных, законодательных — и о дезертирстве.

 

На дезертиров уже возбуждено 322 уголовных дела [27].

 

Министерство обороны 19 октября вошло с предложением в Верховный Совет — уменьшить число пунктов, касающихся категорий лиц, не подлежащих призыву в армию, увеличить возрастной ценз до 27 (вместо 25) лет. Эти предложения приняты, что дает республике дополнительно 7 тыс. призывников [28].

 

Призыв офицеров завершен к ноябрю. Здесь могли быть призваны офицеры запаса 1-й категории сроком на 2 года.

 

Обучение специалистов пока проводится за пределами республики. 70 курсантов учатся в России и Беларуси, 7 — в Греции, трое — слушатели военных академий в Москве [29].

7.    ПРЕСТУПНОСТЬ

12 октября был убит президент Торгово-промышленной палаты Армении, возглавлявший ее долгие годы, Ашот Саркисян.

Несколькими днями раньше нападению подвергся депутат ВС РА, председатель Спитакского райисполкома Павили Асатрян, который, к счастью, остался жив [30].

Эти новые жертвы прибавились к уже данному списку «устраненных» за этот год, среди которого: начальник армянской железной дороги, бывший председатель КГБ республики.

 

В октябре стали усиленно муссироваться слухи о роспуске 4-го управления по борьбе с наркобизнесом и наркоманией МВД РА. Это управление являлось чем-то вроде «скорой помощи» милиции. Оно было широко разрекламировано как действенная служба, и естественно, что некоторые граждане обратились именно туда по более обычным поводам.

В конце месяца стало известно, что начальник управления действительно ушел с работы. Причем причиной этого явился факт, что непосредственно перед этим начальник ГУВД Еревана В.Торосян избил своего подопечного в своем же кабинете [31].

 

Что и почему, неизвестно. Самое простое объяснение за неимением информации — это то, что не в меру ретивый начальник 4-го управления чересчур добросовестно исполнял свои обязанности.

Может быть и другая версия, основанная на том предположении, что официальные военизированные структуры, такие, как полиция, военная полиция, таможня, 4-е управление и т.д., являются чем-то вроде легитимизированных вооруженных группировок, осуществляющих помимо прочего и борьбу между собой за передел сфер влияния. Подтверждением этой версии может служить факт постоянных столкновений этих служб (один из скандальных случаев столкновения таможни и милиции состоялся в июле, дело также дошло до избиений).

Так или иначе, убийства продолжаются.

Источники

1. Некоторые подробности индексации // Голос Армении. — 1993. — 8 октября, с.1.

2. А.Даниэлова, А.Ерканян. За рубль-два с копейками // Время. — 1993. — 9 октября, с.1.

3. А.Арамян. Цены безумствуют // Республика Армения. — 1993. — 9 октября.

4. С.Оганян. Четыре причины скачка по Багратяну // Республика Армения. — 1993. — 12 октября.

5. В.Алоян. Старый рубль пляшет лучше нового // Комсомольская правда. — 1993. — 14 октября.

6. Время. — 1993. — 20 октября, с.1.

7. Безнадежных ситуаций не бывает? // Голос Армении. — 1993. — 15 октября, с.1.

8. Три условия для Армении // Республика Армения. — 1993. — 20 октября, с.1.

9. А.Азнуни. Без розового флера... // Республика Армения. — 1993. — 22 октября, с.2.

10. А.Азнуни. «Первый пробный...» // Республика Армения. — 1993. — 26 октября, с.3.

11. С.Балумян. Старый рубль стал новой армянской валютой // Известия. — 1993. — 27 октября, с.1.

12. А.Арамян. Деньги счет любят // Республика Армения. — 1993. — 28 октября, с.1.

13. К.Торосян. Если отвлечься от словесных фейерверков // Голос Армении. — 1993. — 15 октября, с.3.

14 Армения в июле 1993 г.

15. Э.Аматуни. Станут ли границы «прозрачными»? // Республика Армения. — 1993. — 9 октября, с.1.

16. В Белокаменой — Ельцин, Тер-Петросян, Шеварднадзе и Алиев // Время. — 1993. — 9 октября, с.1.

17. С железными дорогами все в порядке? // Республика Армения. — 1993. — 13 октября.

18. Республика Армения. — 1993. — 20 октября, с.1.

19. // Республика Армения. — 1993. — 29 октября, с.1.

20. А.Мехтиев, Л.Минасян, А.Ханбабян. Обострилась ситуация в Нагорном Карабахе // Независимая газета. — 1993. — 27 октября.

21. К.Торосян. Главная болевая точка Закавказья // Голос Армении. — 1993. — 29 октября.

22. Голос Армении. — 1993. — 22 октября, с.1-2.

23. Мониторинг «Армения в апреле 1993 г.

24. М.Шахсуварян. Премьер отчитался, да здравствует премьер!.. // Время. — 1993. — 27 октября.

25. Армения 1 августа — 10 сентября 1993 г.

26. А.Ханбабян. Джилавян недолюбливает армянское правительство // Независимая газета. — 1993. — 22 октября.

27. В.Степанян. Призыв — дело государственной важности // Республика Армения. — 1993. — 19 октября.

28. Встать в строй! // Время. — 1993. — 20 октября, с.1.

29. Б.Кюфарян. Осенние проводы // Время. — 1993. — 27 октября, с.1.

30. Убит президент ТПП Армении // Республика Армения. — 1993. — 13 октября, с.1.

31. Ушел шеф четвертого // Голос Армении. — 1993. — 29 октября, с.1.