Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

С. ГЛУШКОВ

Тверская область
в июне 1999 года

Отношения губернатора и региональной организации «Отечества». Губернатор ищет поддержку вне области и в силовых структурах. Противостояние губернатора и прокурора. Изменения в законе о выборах губернатора. Споры вокруг бюджета Твери. Социально-экономическая ситуация продолжает ухудшаться.

 

ГЛАВНОЕ

Предстоящие в декабре губернаторские и парламентские выборы и связанное с ними частичное перераспределение властных и экономических ресурсов заставляют тверскую политическую элиту (которая, кстати, только начинает осознавать себя таковой), и, в первую очередь, главу администрации области, активнее использовать различные технологии овладения этими ресурсами и вырабатывать правила игры. При этом общей доминантой для различных политических сил предстает выбор компромиссной стратегии, на которую, тем не менее, накладывается инерция более воинственных стратегий предшествующего политического периода, определяемых как «борьба всех против всех». Эти две тенденции создают довольно сложную и противоречивую картину политического процесса.

Первую, компромиссную тенденцию представляют попытки губернатора наладить взаимодействие с федеральными структурами и органами власти, его стремление стать консолидирующим центром различных политических сил. Это выражается не столько в традиционных для главы администрации попытках получить экономическую и политическую поддержку из федерального центра в обмен на участие в пропрезидентских партийных структурах, сколько в поиске гибких форм взаимодействия с правоохранительными и силовыми структурами, выразившимися и в создании антитеррористической комиссии, и в приглашении к сотрудничеству бывшего руководителя областного управления ФСНП. Неизвестно только, найдет ли губернатор противоядие, которое позволит ему оказаться нечувствительным к действиям областного прокурора, играющего с момента избрания Платова особую роль в распределении властных полномочий на областном уровне. По крайней мере, до настоящего момента возможные расчеты противников Платова на использование действий прокурора в пользу одного из его соперников на грядущих выборах (генерала Виноградова) пока не подтверждаются сколько-нибудь обнадеживающим рейтингом последнего.

В русле той же компромиссной стратегии можно рассматривать и сложную систему взаимоотношений команды губернатора с областным «Отечеством», претендующим на роль альтернативного центра консолидации. Однако при этом сохраняется и угроза (созданная в свое время не без участия губернатора) раскола «Отечества», в котором представлены различные политические силы. Таким же сочетанием разных стратегий предстает и заявление губернатора о поддержке им кандидатов в депутаты Госдумы, которые не относятся ни к собственно «команде» Платова, ни к «Отечеству».

Осложняется ситуация для главного вероятного соперника Платова — мэра Твери Белоусова. Само наличие оппозиции мэру со стороны депутатов городской Думы, пытающихся (опять же не без участия сторонников Платова) высветить неудовлетворительное ведение бюджетного процесса городской администрацией, делает намерения Белоусова предстать перед избирателями «тверским Лужковым» труднореализуемыми.

Впрочем, стоит признать, что очевидное ухудшение социально-экономического положения области ставит в затруднительное положение все уровни власти. Теперь многое зависит от того, удастся ли изменить неблагоприятную экономическую тенденцию, а если нет, то на кого будет возложена ответственность за это неудачи в экономике.

1.    Два потенциальных центра консолидации элиты

События мая-июня позволяют говорить о наличии двух соперничающих между собой центров консолидации региональной элиты: губернаторского и «отечественного», связанного с региональной организацией лужковского движения.

Губернаторский центр формально конституирован в региональном движении «Союз «Тверское согласие» и в политическом консультативном совете при губернаторе, неформально проявляется в попытках губернатора организовать вокруг себя широкую коалицию кандидатов-фаворитов по обоим мажоритарным округам, по возможности присоединив сюда и кандидатов, занимающих «проходные» позиции в партийных списках. Так, участвуя в последних числах мая в праздновании Дня города в Осташкове, В.И.Платов заявил о своей готовности поддержать на выборах в Государственную Думу Александра Тягунова, нынешнего депутата Госдумы по спискам НДР, в Тверском округе и Николая Попова, депутата Законодательного собрания, в Бежецком округе. Обратило на себя внимание то обстоятельство, что Тягунов и Попов являются конкурентами двух верных соратников Платова — соответственно Олега Дубова и Марка Хасаинова [10]. Однако Платов, видимо, посчитал, что соратники, «пасущиеся» на его электоральном поле, не принесут ему голосов на губернаторских выборах.

Еще одна форма борьбы за консолидацию — делегирование Платовым ряда своих сторонников (в том числе того же О.Дубова) в местное «Отечество», усиленно пытающееся стать областной «партией власти». Однако тверское «Отечество», под крышей которого наряду со сторонниками губернатора находятся и его наиболее вероятный соперник на предстоящих выборах мэр Твери А.П.Белоусов, и конкурирующий с ним за политическое влияние в области председатель Законодательного собрания В.А.Миронов, и оппозиционно настроенный по отношению к последнему председатель бюджетного комитета собрания предприниматель С.С.Потапов, остается рыхлой организацией, и вероятность ее раскола достаточно велика.

Сложные отношения между губернатором и региональной организацией «Отечества» проявились, в частности, во время выступления председателя регионального отделения «Отечества», первого заместителя губернатора В.С.Опекунова перед членами Тверской женской ассамблеи. Опекунов заявил о том, что состояние исполнительной власти в регионе он считает неудовлетворительным, что команда губернатора неспособна реформировать местную экономику, но при этом подчеркнул, что остается «лоялен» губернатору и даже благодарен ему за деловую критику. (Об отношениях между Опекуновым и Платовым подробнее см. предыдущий отчет).

Региональная организация «Отечества», организовав в начале июня областной предвыборный штаб, приступила к созданию системы штабов в городах и районах области. С 1 июля начала работать общественная приемная штаба тверской городской организации. Тем не менее фамилии кандидатов «Отечества» никем не называются, и сами потенциальные кандидаты о своих намерениях открыто не заявляют. Впрочем, Олег Дубов в беседе с автором признал, что готов выдвинуть свою кандидатуру, несмотря на отсутствие шансов быть поддержанным региональной организацией «Отечества». На уже упоминаемой встрече с Женской ассамблеей Виктор Опекунов сообщил о предложении Оленинской организации «Отечества» (возглавляемой Дубовым) выдвинуть кандидатом в губернаторы от «Отечества» В.И.Платова. Понятно, что это предложение (так же как и любое другое) не сможет встретить единодушной поддержки в рядах тверского «Отечества», в котором состоит и вероятный конкурент Платова на губернаторских выборах мэр Твери А.П.Белоусов. Маловероятность поддержки Платова «Отечеством» подтверждается и категорическим заявлением руководителя избирательного штаба областного «Отечества» Бориса Царькова о том, что «Правое дело» (в совет которого входит В.И.Платов), «...не может быть нашим союзником ни при каких условиях» [[1]]. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что предыдущая должность Царькова — руководитель Центра общественных связей обладминистрации и одновременно советник губернатора.

2.    Подготовка губернатора к выборам

24 июня губернатор Тверской области В.И.Платов встретился с председателем правительства РФ С.В.Степашиным. Главная тема встречи — предоставление области беспроцентной ссуды из федерального бюджета на выплату текущей зарплаты бюджетникам и на погашение задолженности по ней и по детским пособиям. Судя по скупым комментариям пресс-центра обладминистрации, премьер не обещал прямо выделить финансовые средства, но лишь обнадежил тверского губернатора в том, что такая ссуда может быть предоставлена. Таким образом, расчет Платова на конвертацию в финансовые ресурсы для региона его политической лояльности Центру и активности на правом крыле политического спектра реализуется с большим трудом. Между тем поддержка федерального Центра для смягчения социальных проблем крайне необходима Платову в преддверии губернаторских выборов, до которых осталось полгода.

В русле начала предвыборной кампании Платова можно рассматривать и подаваемую пресс-службой областной администрации в рекламном ключе информацию об удачных переговорах губернатора с руководством Октябрьской железной дороги, в итоге которых пенсионеры получили право бесплатного проезда в электропоездах с 10 июня по 31 октября с.г. Это решение можно считать единственным социально значимым достижением исполнительной власти в этом месяце. Встреча Платова (совместно с депутатом ГД А.А.Тягуновым) с Виктором Черномырдиным завершилась заверениями последнего в скорой реализации строительства газопровода-отвода на Калязин. Другие публичные акции исполнительной власти, предпринятые в апреле-июне (сбор гуманитарной помощи для Югославии и акция «Спаси ребенка!»- сбор средств для детей, нуждающихся в операции на сердце) также нацелены на повышение губернаторского рейтинга.

При этом социально-экономический фон для предвыборной кампании губернатора очевидно неблагоприятен. О заметном ухудшении социально-экономического положения в области свидетельствуют данные облкомстата за январь-май с.г. В мае резко сократилась покупательная способность населения. (Подробнее см. Приложение 1). Существенный урон области нанесли многочисленные лесные пожары, вызванные жаркой погодой в июне-начале июля. Сказывается засуха и на ходе сенокоса. Урожай зерновых ожидается наполовину меньше обычного.

Тяжелому социально-экономическому состоянию региона соответствуют и неважное социальное самочувствие жителей Твери и области, а также крайне низкий уровень доверия к власти (см. Приложение 2).

 

3.    Губернатор и федеральные силовые ведомства

Утверждение18 июня прокурором области Владимиром Парчевским обвинительного заключения по уголовному делу бывшего заместителя губернатора Ибрагима Гулаева (см. [[2]]) и передача его в суд воспринято большинством участников политического процесса в области как одно из главных политических событий месяца. Коммунистическая газета «Позиция» в номере от 29 июня оценила данный факт как «новое правовое подтверждение криминальности команды губернатора», ставя его в один ряд с недавним осуждением на 9 лет другого заместителя губернатора Виктора Волкова (см. [[3]]).

Газета «Тверская жизнь» 22 июня перепечатала интервью Владимира Парчевского, опубликованное в майском номере журнала «Человек и закон», которому предпослана информация о том, что исполняющий обязанности Генерального прокурора РФ Чайка назвал Тверскую область в числе трех самых неблагоприятных регионов по коррумпированности высших должностных лиц. В этом интервью Парчевский, сохраняя умеренно-корректный тон по отношению к губернатору, тем не менее подчеркивает упорную защиту Платовым своего заместителя Волкова на суде и в печати, и связывает это с тем, что еще в период руководства Бежецким районом Платов однажды он встал на защиту человека, организовавшего заказное убийство. Парчевский также подтвердил наличие у прокуратуры «серьезных вопросов» к первому заместителю губернатора по селу Валерию Румянцеву.

Реакция губернаторской стороны на эти события и публикации представлена в статье одного из журналистов, известного своей прогубернаторской ангажированностью [[4]]. В ней областной прокуратуре прямо приписывается «активное участие... в новомодных избирательных технологиях» и указывается на вероятную приуроченность осуждения Гулаева к губернаторским выборам.

Таким образом, одна из главных особенностей тверского политического режима, состоящая в активном участии правоохранительных органов в распределении политических ролей, вновь дает о себе знать. Вполне вероятна связь между июньской активизацией прокуратуры и майской (пока негласной) заявкой на участие в губернаторских выборах бывшего начальника Управления ФСБ по Тверской области Геннадия Виноградова (см. предыдущий обзор). Однако и в случае победы Платова на выборах роль областной прокуратуры, заметно сдерживающей откровенные попытки Платова перетянуть в свои руки максимум властных полномочий и связанных с этим возможностей, видимо, будет сохраняться при поддержке федерального центра.

Неудачей закончилась попытка областного прокурора опротестовать ряд положений Устава области. 28 июня Верховный суд РФ оставил в силе решение Тверского областного суда о прекращении производства по Уставу. В то же время продолжается работа над поправками к принятому в 1996 году, но не действовавшему до конца 1998 года из-за вето губернатора Уставу (см. [[5]]). Администрация, в частности, внесла в Законодательное собрание предложение о конституировании правительства Тверской области. Эта идея связана как с давним стремлением Платова приравнять губернаторский статус к президентскому (т.е. стать главой области, а не только главой исполнительной власти как ныне), так и с намерением поднять, хотя бы символически, статус самой области. Введение новой системы предполагается сразу после декабрьских выборов

 

Как часть политики главы администрации по нормализации отношений с региональными структурами федеральных силовых ведомств можно рассматривать назначение генерал-майора налоговой полиции, бывшего начальника управления ФСНП по Тверской области Владимира Осипова консультантом губернатора. Осипов знаком Платову еще по Бежецку, где он в 80-х годах руководил райотделом КГБ (тяготение Платова к бежецким кадрам проявляется далеко не впервые). Уход Осипова осенью 1998 г. с поста, на котором он находился 6 лет, не был добровольным. Ему предшествовали скандальные разбирательства руководства ФСНП по рапорту заместителя Осипова. Запомнился генерал и конфликтом с редакцией газеты «Вече Твери» (см. [[6]]). В связи с этим возможности Осипова улучшить атмосферу взаимоотношений губернатора с правоохранительными органами, особенно с прокуратурой, видятся довольно сомнительными.

Теснее привязать деятельность силовых структур к администрации области призвана, по всей видимости, антитеррористическая комиссия, первое заседание которой прошло 23 июня. Комиссию возглавил вице-губернатор Юрий Краснов, в нее вошли руководители силовых структур, сотрудники областной и городской администраций. Официальная информация пресс-центра администрации особо подчеркивает, что «любое решение комиссии отныне будет обязательным для всех должностных лиц» [[7]]. Создание комиссии объясняется наличием на территории области таких объектов, как Калининская АЭС, а также резиденции Президента и базы отдыха дипломатического корпуса.

4.    деятельность законодательного собрания

24 июня состоялось 20-е заседание Законодательного собрания. С трудом, с внесением свыше 30 поправок, прошло внесение изменений и дополнений в закон «О выборах губернатора Тверской области». Новая редакция закона предусматривает двухтуровое голосование и снятие во втором туре 25-процентной планки обязательной явки избирателей. Инициатором изменений выступил губернатор, что вызвало у части левых депутатов подозрения в наличии каких-то расчетов губернаторской команды. Тем не менее предложенные поправки носили непринципиальный характер.

В заключительном чтении был принят закон «О здравоохранении Тверской области», обсуждение которого на депутатских слушаниях, в комитетах и прессе шло около года, что вызвано как особым вниманием к этому закону восьми депутатов-медиков, так и желанием большинства депутатов «засветиться» при обсуждении столь социально значимого закона.

Досадную для исполнительной власти активность в очередной раз проявил председатель Контрольно-счетной палаты депутат В.П.Федоров. Два внесенных губернатором документа по его предложению были отвергнуты собранием: один (законопроект «Об особо охраняемых природных территориях Тверской области») — из-за отсутствия финансово-экономического обоснования и согласования с Контрольно-счетной палатой, другой (Положение об областном целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы тверской области) — из-за нарушения порядка предоставления. В то же время внесенный Федоровым законопроект «О порядке разработки, представления, рассмотрения и утверждения областного бюджета Тверской области на 2000 год» был принят без замечаний и дополнений единогласно. Таким образом, избранная одним из наиболее перспективных молодых политиков (см. о нем [[8]]) тактика «набирания очков» продолжает успешно осуществляться.

5.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В июне в Тверской области на муниципальном уровне произошел ряд событий, которые способны оказать значимое влияние на расстановку сил на региональном уровне.

Обращает на себя внимание прозвучавший на встрече с руководителями органов местного самоуправления в Селижаровском районе призыв заместителя председателя Законодательного собрания области генерала Грибов к «поиску новых форм сотрудничества органов государственной власти субъекта Федерации с муниципальными образованиями» [[9]]. Это уже не первый пример повышенной активности генерала, направленной как на повышение собственного политического веса, так и на поддержку губернатора. Претензии бывшего командира ракетной дивизии на роль арбитра между различными уровнями власти объясняются его недавней принадлежностью к муниципальной власти (до выборов в ЗС он был неосвобожденным главой ЗАТО «Озерный»), а также связями с областной исполнительной властью, благодаря которым он и стал заместителем председателя ЗС (см. [[10]]).

10 июня в Вышневолоцком городском суде начался судебный процесс, который может прямо повлиять на итоги парламентских выборов по Бежецкому округу. В организации несанкционированного прослушивания телефона собкора газеты «Тверская жизнь» Тамары Водичевой обвиняется мэр города Вышнего Волочка Марк Хасаинов, известный как своими криминальными связями, так и поддержкой губернатора Платова. Несмотря на то, что суд явно благоволит к обвиняемому (потерпевшая и государственный обвинитель трижды заявляли отвод судье, но и все три отвода были отклонены), попадание в прессу подробностей об этом неприглядном деле, относящемся ко временам кампании по выборам депутатов Законодательного собрания, крайне невыгодно Хасаинову, намеревавшемуся баллотироваться в Государственную Думу.

В Лихославльском районе прошли досрочные выборы главы администрации, назначенные в связи с неожиданной смертью предыдущего главы В.Н.Иванова. По уставу района глава администрации избирается районным собранием из числа депутатов. Новым главой стал Виктор Владимирович Гайденков, бывший до этого заместителем главы района по работе с депутатами. Это обстоятельство обещает сохранение традиции полной лояльности местного муниципалитета к областной исполнительной власти, установившейся при прежнем главе.

5.1.       Принятие бюджета Твери на 1991 год

23 июня Тверская городская Дума приняла в I чтении проект бюджета города на 1999 г. Задержка была вызвана тем, что комиссия по экономике и бюджету отклонила проект бюджета, предложенный администрацией города, и взялась разрабатывать совместно с Контрольно-счетной палатой Думы собственный проект. Его рассмотрению предшествовало обсуждение итогов проверки эффективности расходования бюджетных средств Контрольно-счетной палатой, которая сделала вывод об отсутствии эффективного управления муниципальным сектором экономики. В связи с этим в прессе появились сведения о фактической приватизации части муниципальной собственности (см., например, [[11]]). Намеки на коррумпированность вызвали нервную реакцию мэра Твери А.П.Белоусова, фактически начавшего подготовку к декабрьским выборам в качестве кандидата в губернаторы. С помощью председателя думы Валерия Павлова мэру удалось свести обсуждение доклада КСП к простому «принятию к сведению». Тем не менее обсуждение самого бюджета проходило в условиях довольно жесткого противостояния между администрацией и частью депутатов, требовавших максимальной «прозрачности» как расходной, так и доходной части. Дальнейшее обсуждение бюджета намечено на июль. Пока споры вокруг городского бюджета показывают, что мэр Твери испытывает большие трудности в деле сплочения городской власти перед предстоящими выборами. Наличие среди депутатов городской Думы сторонников Платова дает последнему эффективный инструмент в борьбе со своим наиболее опасным соперников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Июнь не внес принципиальных изменений в расстановку политических сил и в основные тенденции политического процесса, лишь более четко определив последние. Будущее развитие событий во многом зависит от того, насколько серьезны будут последствия наметившегося в апреле-мае ухудшения социально-экономических показателей, а также бедственной для сельского хозяйства и природных ресурсов июньской засухи.

Конкуренция двух политических центров — «Отечества» и «команды» губернатора — вряд ли приведет к чьей-либо окончательной победе. «Отечество», без сомнения, внутренне более слабое, и его электоральная поддержка пока невысока для серьезной конкуренции с губернатором. Однако последний не заинтересован в в обострении политической ситуации и потому намеренно «взрывать» «Отечество» вряд ли станет. Вероятно, ситуация прояснится в сентябре, когда начнется выдвижение кандидатов на выборах губернатора и депутатов Думы по одномандатным округам.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Экономическая статистика (см. [[12]])

Промышленность

По сведениям областного комитета государственной статистики, физический объем промышленного производства в области снизался за май на 15% по сравнению с апрелем. Это самый большой месячный спад за последние 12 месяцев, последовавший к тому же после апрельского спада (на 5%).

 

Состояние ведущих отраслей

В мае рост производства отмечался только в ряде второстепенных отраслей: в стекольной и фарфорофаянсовой (104% к апрелю), пищевой (107% — наиболее стабильный рост с начала года), мукомольно-крупяной и комбикормовой (113%), промышленности стройматериалов (111%). Снизилось производство в химической и нефтехимической промышленности (94% к апрелю), в электроэнергетике (73%), машиностроении и металлобработке (87%) и ряде других. В легкой промышленности в целом отмечено снижение объема производства на 22% к апрелю, а по итогам пяти месяцев — на 11% к уровню прошлого года.

 

Сельское хозяйство

Посевная этого года идет с некоторым отставанием от уровня прошлого года. Так, площадь посевов под яровыми культурами составила на 1 июня 99%, картофеля — 88%, других овощей — 61% от уровня на ту же дату прошлого года.

Поголовье крупного рогатого скота на 1 июня с.г. составило 98% к уровню 1 мая и 88% к 1 июня 1998 г., поголовье свиней — 98 и 97% соответственно, овец — 95 и 66%, птицы — 96 и 92%.

Месячный надой на одну корову составил 644 кг, что на 44 кг (6,3%) меньше, чем в прошлом году.

Производство мяса в январе-мае составило 97% к январю-маю 1998 г.. молока — 82%, яиц — 100,5%

 

Инвестиции

В январе-мае 1999 г. на развитие экономики и социальной сферы, по оценке облкомстата, за счет всех источников финансирования использовано 1372 млн. рублей инвестиций, что на 37% больше, чем в январе-мае 1998 г.

В январе-мае введены жилищные дома общей площадью 49,4 тыс. кв.м, или 86% к соответствующему периоду прошлого года.

 

Финансовая сфера

По сведениям областной налоговой инспекции, на 1 июня 1999 г. поступления налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ составили 1357 млн. руб. или на 15% больше, чем за соответствующий период 1998 г. 59% общей суммы направлено в консолидированный бюджет области.

По оперативным данным крупных и средних предприятий области (кроме сельхозпредприятий, банков и страховых организаций), сальдированным финансовым результатом их деятельности в январе-апреле 1999 года стала прибыль в размере 316,5 млн. рублей. При этом 704 предприятия обеспечили получение прибыли в сумме 796,8 млн. рублей и 490 предприятий допустили убытки в размере 480,3 млн. рублей. 52% всей прибыли получено на 8 предприятиях области.

Дебиторская задолженность учитываемых предприятий и организаций на 1.05.99г. составила 13,2 млрд. рублей, из нее 8,4 млрд. рублей (64%) было просрочено. Кредиторская задолженность составила на 1.05.99 г. 22,8 млрд. руб., из нее просроченная — 15,8 млрд. или 69%.

 

Цены и доходы

Индекс потребительских цен в мае — 102,1%, в июне -101,2%. С начала года цены выросли на 26,4%. В июне продолжался рост цен на бензин (на 6,2%). Наибольший рост цен наблюдался на платные услуги: ремонт телевизоров, услуги фотоателье, бань, связи, ритуальные услуги.

В мае 1999 года номинальные денежные доходы в расчете на душу населения составили 619 руб. (в апреле было 721 руб.)

В январе-апреле 1999 года средняя начисленная заработная плата одного работника (без выплат социального характера) сложилась в размере 892 руб. Ее реальный размер снизился за год на 34%.

Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда России, выросла в регионе за май на 52 рубля, составив 853 рубля. Таким образом, в мае произошло резкое падение покупательной способности населения (соотношения среднедушевого дохода и прожиточного минимума) с 90% в апреле до 73% (ниже она была только в январе 1999 г. — 71%).

 

Рынок труда

Численность официально зарегистрированных безработных на начало июня составила 9,9 тыс. человек. Продолжалось характерное для весенне-летнего периода снижение числа ищущих работу. Статус безработного в мае получили 1,1 тыс. человек, что на 41% меньше, чем в январе. Трудоустроено в мае 1.1 тыс. человек (на 30% больше, чем в январе). Потребность предприятий и организаций, заявленная в государственную службу занятости, возросла с начала года более, чем в два раза и на 1.06.99 г. была равна 4 тыс.вакантных мест. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 2 человека (в январе 1999 г. — 7 человек).


Приложение 2

Общественное мнение

 

Социальное самочувствие жителей Твери (см. [[13]]).

Тверской центр изучения общественного мнения (Тверь-ЦИОМ) проводит исследование по программе мониторинга «Социальное самочувствие населения г.Твери». Опросы проведены по месту жительства горожан в мае 1999 г. В некоторых случаях производилось сравнение с данными выборочных опросов, проведенных в нескольких районах области — Лихославльском, Ржевском, Рамешковском, Калининском и других. Выборка семей, по утверждению организаторов опроса, достаточно репрезентативна.

Общий вывод: социально благополучный слой населения как в Твери, так и в области составляет в среднем не более 7%. Относительно благополучными можно признать еще 22% жителей Твери и 13,3% жителей районов.

Хорошим и неплохим признают материальное положение своих семей в Твери — 10%, в области — 7%. Трудным — 55% (44% в области), очень тяжелым — 35%(51%), в том числе голодают — 8%(16%).

35% тверских семей вынуждены расходовать на жизнь в месяц больше, чем они получают. 54% тратят столько, сколько имеют, и от 8 до 14% в среднем расходуют меньше, чем получают.

Физическое самочувствие считают хорошим (нормальным) 54% жителей Твери и 38% жителей районов, неудовлетворительным — 29% (35%), плохим — 17%(27%), в том числе крайне плохим — 4%(9%).

 

Политические аспекты:

 

А) События в Югославии

Удовлетворены позицией и действиями России в балканском кризисе — в Твери 52%, в области — 54%. Не удовлетворены — 38%(31%). Остальные не интересуются этими событиями.

 

Б) Отставка правительства Е.Примакова

15% выразили прямое одобрение отставки, 40% с ней не согласны. Остальные на момент опроса не определили своего мнения.

 

В) Импичмент Б.Ельцину

Мониторинг фиксирует сокращение в течение последних месяцев числа жителей г.Твери, считающих, что Ельцин должен подать в отставку. В октябре 1998 г. таких было 87%, в январе 1999 г. — 78%, в мае — 61%.

В районах области досрочный уход президента поддержали бы 77%. Считают, что ему следует продолжать работу — 4-5%. Остальные мнения на этот счет не имеют.

 

Г) Популярность политических партий (среди социально-активных, т.е. намеревающихся принять участие в выборах).

Коммунисты — 25% в Твери (снижение), 40% в районах области.

«Отечество» и «ЯБЛОКО» — примерно по 20% в Твери и по 10-12% в районах.

ЛДПР — более 5% в Твери (рост). По районам сведений нет.

«Женщины России», Блок А.Лебедя, «Правое дело», НДР — от 3 до 5%.

 

Д) Доверие к деятельности губернатора и мэра

Данные газета приводит с оговоркой, что «в принципиальном плане» картина отношения к губернатору и мэру почти одна и та же.

40-50% выражают неоднозначное (противоречивое) отношение к деятельности первых лиц. С доверием к ним относятся 20-25%.

 

Рейтинги кандидатов в губернаторы

В мае соответствующий опрос был проведен ФАПСИ в Ржеве (см. [[14]]).

Платов В.И. — 32,7%

Суслов В.А. — 11,2%

Астраханкина Т.А. — 5,1%

Виноградов Г.П. — 3,1%

Белоусов А.П. — 1%

Обращаем внимание на то, что Ржев — родина Т.Астраханкиной. Очевидно, что как кандидат в депутаты Госдумы она имеет гораздо более весомый рейтинг.



Источники

[1]. Отечество определяется с выборами // Вече Твери сегодня. — 1999. — 11 июня.

[2]. Глушков С. Тверская область в январе 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №1 (84); Глушков С. Тверская область в марте 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №3 (86).

[3]. Глушков С. Тверская область в феврале 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №2 (85); Глушков С. Тверская область в январе 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №1.

[4]. Буячкин В. Загонщики // Вече Твери сегодня. — 1999. — 26 июня.

[5]. Глушков С. Тверская область в ноябре-декабре 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №12 (95).

[6]. Глушков С. Тверская область в сентябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №9 (68).

[7]. Создана комиссия против террора // Тверская жизнь. — 1999. — 25 июня.

[8]. Глушков С. Тверская область в декабре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №12 (71); Глушков С. Тверская область в январе 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №1 (84); Глушков С. Тверская область в июле 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №7 (78).

[9]. Александр Грибов: восстановить взаимодействие всех ветвей власти // Тверские ведомости. — 1999. — 18-24 июня.

[10]. Глушков С. Тверская область в декабре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №12 (71).

[11]. Буячкин В. Куда уплыла ладья? // Вече Твери сегодня. — 1999. — 16 июня.

[12]. Социально-экономическое положение Тверской области (информационно-аналитический бюллетень). — Тверь, 1999. — Январь-май.

[13]. Вече Твери сегодня. — 1999. — 16 июня.

[14]. Буячкина В. Непрозрачная комбинация // Вече Твери сегодня. — 1999. — 1 июня.