Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Алиса ЕПИШИНА

Республика Таджикистан
в июне 1999 года

Приостановка представителями оппозиции своей деятельности в Комиссии по национальному примирению едва не привела к срыву переговорного процесса. Процесс урегулирования отношений позволил продвинуть реализацию Общего соглашения. В Бишкеке состоялся саммит глав государств Центрально-азиатского региона, в котором принял участие Эмомали Рахмонов. Правительство Таджикистана и международные организации разрабатывают планы укрепления Сарезского высокогорного озера, прорыв которого приведет к затоплению значительных территорий Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Афганистана и поставит под угрозу жизнь 5 миллионов человек.

1.    Политический процесс

1.1.       Очередной кризис в процессе национального примирения

После приостановления представителями Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) своей деятельности в Комиссии по национальному примирению (КНП) 24 мая руководство оппозиции 1 июня приняло решение о временном приостановлении своего участия в Совместной центральной аттестационной комиссии. Последняя комиссия была создана в октябре 1997 года в рамках реализации Общего соглашения [[1]] Напомним, что оппозиция протестует против того, что правительство не выполняет ряд положений мирного соглашения. В частности, одни из важнейших пунктов разногласий – освобождение находящихся в заключении бойцов оппозиции, допуск представителей ОТО в местные органы власти, предоставление поста министра обороны оппозиционному полевому командиру Мирзо Зийоеву и реформа избирательной системы (такие оппозиционные партии, как Исламская партия Возрождения (ИПВ) не могут пока участвовать в выборах). Требования оппозиции были перечислены в майском ультиматуме Саида Абдулло Нури. В случае невыполнения требований оппозиции он угрожал остановкой мирного процесса. Напомним, что демарш Нури во многом был вызван тем, что он просто начал терять влияние среди полевых командиров, недовольных тем, что правительство не спешит выполнять обещанные ранее оппозиции уступки. В мае все попытки договориться ни к чему не привели, однако, по истечении срока ультиматума Нури возобновления войны не последовало: стороны все еще надеялись на достижение соглашения. На встрече 31 мая со спецпредставителем генсека ООН Яном Кубишем Саид Абдулло Нури заявил, что решение оппозиции о возобновлении сотрудничества зависит исключительно от позиции президента Рахмонова.

1 июня посол России в Таджикистане Евгений Белов заявил, что Эмомали Рахмонов проинформировал его о своем желании встретиться с представителями оппозиции для обсуждения их требований. Затягивание президентом Таджикистана процесса реализации Общего соглашения (в частности, предоставления оппозиции четырех постов в правительстве и освобождении из тюрем 93-х представителей ОТО) привело к новому витку эскалации напряженности. Посол РФ В Таджикистане Евгений Белов заявил по этому поводу, что обстановка в Таджикистане накаляется, и при этом могут найтись силы, которые постараются воспользоваться возникшей ситуацией.

Спецпредставитель генсека ООН в Таджикистане Ян Кубиш после проведения многочисленных встреч с представителями оппозиции и правительства сообщил, что обе стороны готовы к диалогу. В частности, 1 июня он встретился с первым заместителем председателя парламента Таджикистана Абдумаджидом Достиевым. Стороны согласились, что необходимо возобновление прямого диалога между правительством и оппозицией [[2],[3]].

2 июня президент Таджикистана Эмомали Рахмонов выпустил заявление, в котором содержится призыв к лидеру ОТО Саиду Абдулло Нури встретиться с ним для обсуждения требований оппозиции. Рахмонов, в частности, сказал, что напряженность во взаимоотношениях между правительством и оппозицией порождает прямую угрозу стабильности в стране. Он также выразил надежду на то, что «разум победит, и Комиссия по национальному примирению продолжит свою работу» [3].

2 июня Ян Кубиш встретился с президентом Рахмоновым и призвал его возобновить прямые переговоры. В конце встречи Ян Кубиш заявил местным и иностранным журналистам, что он проинформировал президента Рахмонова о результатах своих переговоров с Саидом Абдулло Нури, состоявшихся 31 мая, а также – о встрече контактной группы, на которой было обсуждено текущее положение в Таджикистане. Ян Кубиш сообщил президенту Рахмонову о том, что контактная группа призывает к возобновлению политического диалога между правительством и ОТО, а также – к началу работы КНП с целью решения всех проблем с воплощением в жизнь положений мирного соглашения. В этом контексте, согласно сообщению Кубиша, и состоялось его обсуждение ряда проблем политической жизни Таджикистана с президентом Рахмоновым. На встрече Рахмонов выразил свою готовность разрешать все возникающие проблемы исключительно мирными средствами, путем политического диалога. Стороны согласились по поводу необходимости скорейшего возобновления мирного диалога [3].

Таджикская оппозиция создала рабочую группу для обсуждения условий возобновления взаимодействия между правительством и ОТО по вопросу выполнения мирного соглашения 1997 года. Группу возглавил лидер ИПВ Мухаммед Шариф Химматзода. Лидер ОТО Саид Абдулло Нури заявил в этой связи, что, по его мнению, рабочая группа оппозиции подготовит свои предложения в течение 5-6 дней. Аналогичная рабочая группа была, по предложению оппозиции, создана правительственной стороной. Ее возглавил председатель подкомиссии по политическим вопросам КНП Ибрагим Усманов [3].

После напряженных двусторонних переговоров 8 июня открылось первое совместное заседание рабочих групп таджикского правительства и ОТО. Спецпредставитель генсека ООН в Таджикистане выразил надежду в нахождении компромисса между сторонами, поскольку рабочие группы наделены всеми полномочиями для обсуждения спорных вопросов [[4]] Однако данные переговоры не принесли, по словам Мухаммадшарифа Химматзоды, положительных результатов. Они могут быть продолжены только после сближения позиций сторон. Химматзода надеется на то, что это произойдет, если миссия ООН в Таджикистане проведет еще ряд консультаций с представителями правительства и оппозиции [[5]].

Тем временем лидер ОТО в интервью иранскому радио 8 июня обвинил правительство в затягивании возобновления мирного диалога. На своей встрече с Яном Кубишем 7 июня Саид Абдулло Нури, по его словам, проинформировал спецпредставителя Генсека ООН о своей готовности к диалогу. Но правительство, по мнению Нури, постоянно создает препятствия, выдвигая на первый план второстепенные вопросы о месте встрече и составе делегации оппозиции и отсрочивает, таким образом, встречу двух рабочих групп. В частности, правительству не нравится то, что рабочую группу оппозиции возглавляет лидер ИПВ. Нури напомнил, что оппозиция сформировала свою рабочую группу уже 4 июня, а правительство сильно затянуло с решением этого вопроса. Нури также заявил, что обе делегации должны получить полномочия разрешать все важные проблемы и что КНП может возобновить свою работу уже на следующий день после выработки совместного решения рабочими группами, а также после того, как он и президент Рахмонов встретятся и сделают совместное заявление.

Иранское радио из Мешхеда также сообщило: пресс-секретарь миссии ООН в Таджикистане Масума Тулфат заявила, что Ян Кубиш обсудит результаты переговоров со сторонами на своих встречах с Президентом Эмомали Рахмоновым и Саидом Абдулло Нури, а также – на встрече контактной группы [3].

После небольшого перерыва совместные рабочие группы возобновили свою деятельность. Основным вопросом, рассматривавшимся в рамках заседаний, была подготовка встречи Рахмонова и Нури. Представитель миссии ООН в Таджикистане отметил некоторый прогресс в работе групп. Их представители обсуждали наиболее важные пункты предполагаемого соглашения между враждующими сторонами [[6]].

15 июня «Интерфакс» сообщил со ссылкой на миссию ООН в Таджикистане, что по ряду спорных пунктов стороны так и не смогли прийти к соглашению. 16 июня Мухаммадшариф Химматзода заявил в интервью «Независимой газете», что переговоры не принесли положительных результатов. Он заявил, что надеется на новый раунд посреднической миссии ООН. Обе рабочие группы достигли лишь соглашения о новой встрече, которая должна была состояться 16 июня для обсуждения возможности встречи президента Рахмонова и Саида Абдулло Нури [3].

15 июня таджикское телевидение передало, что Контактная группа по выполнению мирного соглашения 1997 года приветствует усилия обеих сторон к возобновлению диалога на уровне рабочих групп. Это заявление содержалось в пресс-релизе Контактной группы, который агентство «Ховар» получило 15 июня. Заявление контактной группы призывало стороны продолжать встречи рабочих групп с целью нахождения взаимоприемлемого компромисса по большинству неразрешенных вопросов. Продолжение этого процесса, сообщалось в пресс-релизе, проложит путь для скорейшей встречи между президентом Рахмоновым и Саидом Абдулло Нури. Обращая внимание на необходимость строго соблюдения всех условий мирного договора, Контактная группа подчеркивала, что продолжение работы КНП является наиболее эффективным способом выполнения указанного документа [3].

Тем временем, в середине июня Демократическая партия Таджикистана (ДПТ – одна из основных оппозиционных партий, наряду с «Растохезом» и ИПВ) распространила заявление относительно размещения в стране российских военных баз. ДПТ считает, что соответствующий договор был в свое время навязан Таджикистану, а Россия стремится превратить Центральную Азию в свой военный блок. Кроме того, по мнению ДПТ, этот договор позволит Москве поддерживать режим Рахмонова и препятствовать иностранным капиталовложениям в страну.

Одновременно ДПТ распространила свое обращение к парламенту и политическим партиям и движениям с предложением отказаться от проведения референдума о внесении изменений в Конституцию страны, поскольку поправки предполагают отделение религии от государства. ДПТ считает, что этот шаг может стать «детонатором» новых вооруженных столкновений на религиозной почве [6] Таким образом, одно из крыльев оппозиции озвучило свои требования к правительству – отказаться от военной поддержки России (благодаря которой это правительство только и существует и отказаться от светской ориентации государства, – что неизбежно вызовет вмешательство Узбекистана).

16 июня произошла новая встреча рабочих групп правительства и ОТО. Во второй половине дня заседание закончилось после подписания документа, ставшего результатом работы двух групп. Стороны согласились то проведении встречи президента Эмомали Рахмонова и Саида Абдулло Нури на следующий день, 17 июня. На встрече предполагалось обсудить остающиеся между правительством и ОТО разногласия. Напомним, что они касаются выполнения соглашения о предоставлении оппозиции 30% мест как в руководстве страны, так и на уровне местных администраций (последнее в особенности не соблюдалось). Оппозиция также продолжала настаивать на назначении министром обороны Мирзо Зийоева, что было в свое время обещано специальным посланием Эмомали Рахмонова, а также – на освобождении 93 бойцов оппозиции, находившихся в заключении. Оппозиция требовала, чтобы парламентские выборы состоялись перед президентскими (напомним, что последние Эмомали Рахмонов обещал провести в ноябре, когда истечет его пятилетний срок, – это не дает возможности оппозиции подготовиться к ним).

Во время подписания документа двумя рабочими группами глава политического департамента миссии ООН в Таджикистане заявил, что он прокладывает путь для прямых переговоров между двумя сторонами. Он добавил, что документ указывает пути разрешения ряда спорных вопросов, а по поводу других проблем решение должно быть принято в ходе встречи президента Таджикистана и главы ОТО. Была также выражена надежда на то, что работа КНП возобновиться сразу же после встречи Рахмонова и Нури.

Глава рабочей группы правительства Иброхим Усмонов (глава политической подкомиссии КНП) сообщил, что подписание документа демонстрирует готовность правительства к продвижению мирного диалога и выполнению мирного соглашения. Он заявил, что данный документ является основой для выполнения мирного соглашения и разрешения спорных вопросов, включая проблему министра обороны и 30% квоту оппозиции на руководящие посты.

Мухаммадшариф Химматзода, глава рабочей группы оппозиции (а также – глава подкомиссии по правовым вопросам КНП, лидер ИПВ и заместитель главы ОТО) сказал, что он надеется на устранение остающихся сложностей и на то, что в ходе встречи лидеров обеих сторон будет заложена благоприятная основа для мирного процесса. Он указал, что документ, подписанный рабочими группами, также включает спорные вопросы, разрешение которых будет представлено на усмотрение Рахмонова и Нури [3].

Тем временем 17 июня посредническая миссия ООН осложнилась тем фактом, что предыдущий спецпредставитель генсека ООН Ян Кубиш стал генсеком ОБСЕ, а его обязанности стал выполнять представитель программы ООН по развитию Таджикистана.

17 июня за «закрытыми дверями» состоялась долго ожидавшаяся встреча Рахмонова и Нури, которая длилась более шести часов (по документу же, принятому рабочими группами, данная встреча должна была состояться в присутствии членов ОТО). 17 июня было достигнуто соглашение о возобновлении взаимодействия между правительством и ОТО.

Одним из ее итогов было возобновление деятельности КНП. Кроме того, в протоколе указано, что с 18 июня сего года начинается практическая реализация достигнутых компромиссных положений о назначении представителей ОТО в правительственные структуры. Так, Зандро Саидова предполагается назначить председателем Комитета по промышленности, Мирзошуджо Низомова – председателем Таможенного комитета, Ханима Каландарова – заместителем председателя Комитета по охране Госграницы, Хабиба Сангинова – первым заместителем министра социальной защиты населения, а Хакназара Гойбназарова – заместителем министра соцобеспечения [3].

Также по протоколу до 25 июня должна быть предоставлена должность Мирзо Зийоеву, командующему объединенными вооруженными силами оппозиции (ОТО предлагала его кандидатуру на пост министра обороны.) ОТО также должна была составить список 14 городов, в которых ее представители получат места мэров. До 30 июня все посты ОТО в Каратегинской зоне и Горно-Бадахшанской Автономной области должны быть сняты. Все вооруженные формирования оппозиции до 20 июня будут передислоцироваться на места, определенные распоряжением правительства страны. Оружие им надлежит перерегистрировать в правительственных силовых структурах. К 1 августа ОТО не должна иметь никаких собственных вооруженных формирований. По исполнении этой договоренности в течение недели правительство рассмотрит вопрос о легализации оппозиционных партий. КНП было предложено до 25 июня внести на рассмотрение президента текст изменений и дополнений в Конституцию Таджикистана [[7]]. На внеочередном заседании сессии парламента будет рассмотрен вопрос о назначении даты данного референдума [[8]]. Правительство включило в соглашение также предложение депортировать до 1 июля из Таджикистана граждан Узбекистана, находящихся на территории временных пунктов сбора ОТО. Этим процессом, по мнению правительственной стороны, должны заняться не только КНП и представители ООН, но и правоохранительные органы Узбекистана. Последствия этого шага могут быть, однако, далеко не однозначными, хотя этот шаг и позволит на некоторое время нейтрализовать недовольство Узбекистана «исламизацией» Таджикистана [7].

18 июня прибывший в Душанбе представитель ОБСЕ Вильгельм Хойнк (Wilhelm Hoenck) подчеркнул необходимость проведения в Таджикистане предстоящих парламентских и президентских выборов «в соответствии с мировыми стандартами» [3].

22 июня президент Эмомали Рахмонов объявил список из 14 городов, руководство которыми должно перейти к оппозиции. Она должна в течение 10 дней назвать своих кандидатов на посты глав администраций в этих городах. Список, объявленный Рахмоновым, включает в себя Джиликул (Хотлонская область – бывшие Курган-Тюбинская и Кулябская области, 123 км к югу от Душанбе), Кумсангир (Хотлонская область, на границе с Афганистаном), Бешкент (Хотлонская область), Ходжималик (Хотлонская область, 144 км к югу от Душанбе), Норак (городок в Кофарнихонском районе, в 68 км. к юго-востоку от Душанбе), Ура-Тюбе (город на севере Ленинабадской области), Кайраккум (Ленинабадская область, 15 км. к востоку от Худжанда), Табошир (населенный пункт в Ленинабадской области, на границе с Ташкенгтской областью Узбекистана), Кофарнихонский район (21 км. к востоку от Душанбе), Ишкашим (в Горном Бадахшане, 680 км. к востоку от Душанбе), Вандж (район в Горном Бадахшане), Мургаб (населенный пункт на востоке Бадахшана), Гарм (район в Центральном Таджикистане, в185 км. от Душанбе), а также – Дарбандский район Хотлонской области. Список еще 7 городов и районов, в которых представители ОТО возглавят местные администрации, будет объявлен дополнительно. Многие из перечисленных районов и населенных пунктов (Гарм, Дарбанд, Кофарнихон и Вандж) уже давно де-факто контролируются оппозицией.

Однако, кроме этого ОТО получила прежде неподконтрольные ей города в Хотлонской и Ленинабадской областях. Из них Ура-Тюбе занимает особо выгодную географическую позицию, так как он расположен на большом торговом пути, соединяющем Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Бешкентский район Хотлонской области расположен на границе с Афганистаном – это также торговый город. Кумсангирский район Хотлонской области, переданный представителям оппозиции, имеет большой сельскохозяйственный потенциал.

ОТО получает 30% квоту представительства во всех органах власти — как на уровне правительства, так и на местном уровне. Напомним, что за последние полтора года 26 представителей ОТО были назначены министрами, заместителями министров, председателями и заместителями председателей госкомитетов [3].

23 июня таджикское информационное агентство «Ховар» распространило пресс-релиз о заседании Контактной группы по Таджикистану. В нем, в частности, указывается, что благодаря встрече Рахмонова и Нури был ликвидирован тупик, в который зашел мирный процесс. Этот факт еще раз подтвердил то, что оба лидера, как и члены рабочих групп привержены мирному процессу и являются сторонниками национального единства и согласия. В пресс-релизе была выражена удовлетворенность готовностью обеих сторон искать решение проблем на путях мирного диалога, что свидетельствует о том, что мирный процесс зашел уже достаточно далеко. Поэтому Контактная группа приветствовала возобновление работы КНП. Она также с удовлетворением отметила тот факт, что уже сам протокол «О выполнении решений рабочих групп правительства и ОТО» является законченным документом, содержащим соглашения, разрешающие все спорные проблемы, сдерживавшие развитие мирного процесса. Это уже само по себе является шагом вперед. В пресс-релизе Контактная группа выразила надежду на то, что в Таджикистане вскоре воцарятся мир и согласие [3].

Несмотря на все вышеперечисленные подвижки в мирном процессе, он еще далек от завершения. Это показали события конца месяца.

В честь двухлетия подписания Общего соглашения 27 июня президентом Э.Рахмоновым были утверждены праздничные мероприятия, однако годовщина официального окончания гражданской войны была омрачена. Во-первых, Саид Абдулло Нури сделал накануне очередное заявление, направленное против Рахмонова. Позиция Нури во многом обусловлена тем, что президент не предоставил пост министра обороны Мирзо Зийоеву, а недавно подписанный двухсторонний протокол, по существу, остался нереализованным. Рахмонов предложил Зийоеву на выбор посты вице-премьера, главы Комитета по чрезвычайным ситуациям и Комитета по драгоценным металлам. Однако Нури не согласился с такой постановкой вопроса, поскольку эти посты уже занимают представители оппозиции, а по договоренности с президентом Зийоеву должны были предоставить пост руководителя одного из силовых ведомств. В настоящий момент Нури уже не верит в возможность честного диалога с Рахмоновым. Президент же недавно определенно заявил, что министром обороны страны не будет представитель оппозиции.

Таким образом, Общее соглашение не выполнено и наполовину. Не реализован полностью и ни один из двухсторонних протоколов, не легализованы политические партии, оппозиционная пресса. Следует заметить, что оппозиция допускает типичную ошибку, выдвигая на государственные посты не специалистов, а в основном людей, приближенных к руководству ОТО.

На митинге 27 июня не было ни Рахмонова, ни премьер-министра Яхъе Азимова. На нем присутствовали Саид Абдулло Нури, Ходжи Акбар Тураджонзода, министр иностранных дел Талбак Назаров и председатель парламента Сафарали Раджабов [[9]].

1.2.       Суд над участниками Худжандского восстания

8 июня появились сообщения о начале суда над 20 обвиняемыми в участии в Худжандском восстании 1998 года. Еще 80 человек ожидают суда по тому же обвинению. Напомним, что если правительство, состоящее из кулябцев, достигло соглашения с ОТО, состоящим из гармцев, то оно, тем не менее, продолжает подавлять ленинабадскую группировку. Эта группировка при поддержке Узбекистана и организовала восстание полковника Худайбердыева в 1998 году. В нем также участвовал бывший премьер-министр Таджикистана, бывший соперник Рахмонова на президентских выборах Абдуллоджонов. Мятеж был подавлен соединенными усилиями правительственных войск, бойцов ОТО и солдат российского контингента. Все это вызвало резкие протесты Узбекистана. Во время восстания погибло до 200 человек, возникла угроза взрыва Кайраккумской ГЭС, что привело бы к ужасной техногенной катастрофе.

Военная коллегия Таджикистана приговорила 21 июня к смертной казни двух ближайших сотрудников полковника Худайбердыева по статье за измену Родине и попытку насильственного захвата власти. Еще один участник восстания был приговорен к 10-ти годам заключения [[10]][3].

1.2.1.      Обвинения узбекской стороны

3 июня узбекская русскоязычная газета «Правда Востока» обвинила таджикскую оппозицию в том, что она укрывает трех человек, разыскиваемых узбекскими спецслужбами в связи с февральской серией террактов в Ташкенте. По мнению газеты эти три террориста укрываются в Таджикистане на территории, контролируемой ОТО. Напомним, что суд над 22 людьми, обвиняемыми в терроризме, начался в Ташкенте 2 июня [3].

Нельзя также не обратить внимания на тот факт, что в соглашение, достигнутое между ОТО и правительством, по настоянию Рахмонова был внесен пункт о выдаче узбекским правоохранительным органам людей, скрывающихся от них в местах, контролируемых ОТО. Причем в задержании подозреваемых должны участвовать узбекские правоохранительные органы. Таким образом, Узбекистан де-юре получает на территории Таджикистана те же права, которыми он уже давно де-факто пользуется на юге Киргизии (право вводить своих представителей силовых ведомств на территорию соседней республики и самостоятельно, без лишних согласований, захватывать подозреваемых.

1.2.2.      Терракты в Душанбе и Турсунзаде

В ночь на 9 июня в разных районах Душанбе прогремела серия взрывов, в результате которых одной женщиной были получены осколочные ранения. Осколки, найденные на месте двух взрывов, принадлежат снарядам от гранатомета или миномета. Однако, по словам главы МВД Таджикистана Хумдина Шарипова, взрывы не имеют признаков террористического акта, поскольку в этом районе города нет важных государственных объектов и не проживают политические деятели страны. Шарипов считает, что неизвестная вооруженная группировка пыталась таким образом дестабилизировать обстановку [4].

10 июня в городе Турсунзаде произошел мощный взрыв. Он не привел к человеческим жертвам, однако, нанесен значительный материальный ущерб. Местные власти утверждают, что они не могут пока найти доказательств связи взрыва с противостоянием, вызванным недавней гражданской войной.

1.2.3.      Контрабанда

Контрабанда оружия и наркотиков в Таджикистане продолжается, несмотря на усилия правоохранительных органов по ее пресечению. Только за последнюю неделю мая военнослужащие Пянджского погранотряда Группы российских погранвойск в Таджикистане задержали и изъяли у контрабандистов более 40 кг наркотиков и более 10 единиц стрелкового оружия [[11]] Всего же за первые 5 месяцев нынешнего года в Таджикистане изъято 1018 единиц незаконно хранимого огнестрельного оружия [[12]].

1.3.       Проблемы беженцев

1.3.1.      Возвращение беженцев

10 июня глава департамента по беженцам и репатриантам Государственной миграционной службы Таджикистана Министерства труда и занятости Нордишо Аслишо дал интервью иранскому радио по поводу возвращения беженцев. Он, в частности, сообщил, что продолжается процесс репатриации. В частности, беженцы возвращаются самолетами из Киргизии в места своего постоянного проживания. В 1999 году оттуда уже возвратилось на родину 111 человек. Еще 35 жителей Душанбе должны вскоре вернуться домой.

Из Туркменистана в этом году вернулось 10 261 человек. Это было сделано при поддержке Верховного комиссариата по делам беженцев ООН. Возвращающиеся люди доставляются в места прежнего проживания автобусами Государственной миграционной службы Таджикистана. Верховный комиссариат по делам беженцев ООН предоставляет репатриантам 4-месячное содержание.

Был также принят президентский указ о предоставлении работы возвращающимся беженцам. Губернатор Хотлонской области (в районе Курган-Тюбе шли наиболее интенсивные бои, и оттуда происходит основная масса беженцев) и главы администраций районов Хотлонской области предпринимают ряд мер по выполнению указа президента Рахмонова.

Необходимо отметить, что за время гражданской войны было полностью разрушено 35 000 домов, а 9000 домов было повреждено и нуждается в ремонте. В Хотлонской области правительство Таджикистана восстановило 24 000 домов благодаря поддержке ООН. В настоящее время планируется восстановить еще 1800 домов.

Но восстановлением домов проблема не исчерпывается. Большинство репатриантов – женщины с детьми, многодетные матери. Их мужья, как правило, убиты на войне. Они не могут найти работу (даже работа уборщицы считается хорошей) и им нечем кормить детей. Бывает, что люди, чьи дома были разрушены, занимали дома беженцев. Теперь возникают проблемы с возвращением собственности.

В общем, репатрианты остаются одной из наиболее уязвимых групп таджикского общества [3].

1.3.2.      Не желающие возвращаться беженцы

22 июня агентство «Интерфакс» сообщило о результатах проекта «Регистрация таджикских беженцев» в Киргизии, осуществленного Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев и департаментом миграции населения киргизского правительства. 74% таджикских беженцев собираются просить киргизского гражданства, хотя 47% из них оставили в Таджикистане собственные дома или землю. Одна пятая часть таджиков (20%) желает сохранить статус беженцев. В настоящее время 7 857 таджикских беженцев находятся в северной части Киргизии, включая столицу Бишкек. Всего в республике зарегистрировано 14 000 беженцев.

Таджикские беженцы имеют возможность задержаться в Киргизии благодаря тому, что «демократическое» Киргизское правительство не может себе позволить просто централизованно выслать их из страны, как это делает «авторитарное» туркменское правительство [3].

2.    Экономика

2.1.       Угроза природной катастрофы

Даже в советские времена в условиях Таджикистана тратились значительные средства и прилагались огромные усилия по избежанию различного рода природных катастроф (особенно селей и наводнений). В условиях послевоенной разрухи даже небольшие по прежним масштабам стихийные бедствия превращаются в подлинные гуманитарные катастрофы. Достаточно вспомнить о наводнениях, которые окончательно разрушили экономику охваченной войной Курган-тюбинской области.

В Таджикистане много высокогорных озер, вода которых удерживается естественными дамбами от прорыва и затопления низин. В случае разрушения перемычки вниз хлынет сель. Прорывы бывают постоянно, и масштабы бедствия зависят от величины уничтоженного высокогорного озера. Предохранение естественных дамб требует постоянного и дорогостоящего человеческого вмешательства – их укрепления. В настоящее время угроза прорыва дамбы нависла над одним из самых больших озер – Сарезским.

3 июня в Душанбе началось 12-е заседание Межгосударственного совета СНГ по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Одним из главных вопросов стало обсуждение проблемы Сарезского озера, расположенного в высокогорном районе Памира на территории Таджикистана. Озеро образовалось в 1911 году в результате землетрясения.

По данным экспертов, в случае прорыва плотины воды озера затопят территории (20 000 квадратных миль), на которых проживает около 5 миллионов человек, — граждане не только Таджикистана, но и Узбекистана, Туркменистана, Афганистана [[13]]. Группа экспертов ООН и Всемирного банка пришла к выводу о необходимости принятия срочных мер для предотвращения прорыва этого высокогорного озера. (6 июня миссия экспертов по проблемам Сареза посетила район озера и ознакомилась с состоянием естественной плотины, после чего вновь был сделан вывод о том, что угроза прорыва реально существует) [[14]].

На заседании Межгосударственного совета СНГ по чрезвычайным ситуациям был также утвержден перечень программных мероприятий межгосударственной целевой программы развития Корпуса сил СНГ на период до 2010 года, механизм выполнения межгосударственной программы создания системы сейсмического мониторинга территории СНГ и обсужден порядок формирования резервных фондов Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям [[15]].

2.2.       Заем Всемирного банка

12 июня информационное агентство «ИТАР – ТАСС» сообщило, что Всемирный банк одобрил предоставление Таджикистану займа в 20 мил. долларов для поддержки процесса приватизации в сельской местности и развития фермерства. Заем был оформлен по программе Международной ассоциации развития при Всемирном банке. Эта организация предоставляет займы беднейшим странам мира [3].

Резюме

В июне на первый план вышли события, связанные с майским ультиматумом Саида Абдулло Нури. Фактически мирный процесс был поставлен под угрозу срыва. В частности, одной из причин кризиса стало невыполнение правительством ряда ключевых положений мирного соглашения (предоставление оппозиции 30% мест во всех органах власти на всех уровнях, освобождение из мест заключения бойцов ОТО, предоставление оппозиции возможности участвовать в выборах). В ходе кризиса было выполнено требование оппозиции насчет предоставления 30% мест во всех органах, члены ОТО получили важные посты в администрации ряда ключевых регионов, которые ОТО прежде не контролировала.

Камнем преткновения, как и прежде, стало предоставление поста министра обороны Мирзо Зийоеву. В свое время Рахмонов поспешил пообещать оппозиции ключевой пост министра обороны. Она предложила на это место известного полевого командира Мирзо Зийоева. Но правительство просто не может отдать ему этот пост. Он слишком важен. Теперь его поступки выглядят, как обман, а Мирзо Зийоев, и вместе с ним вся таджикская оппозиция, считают себя обманутыми. Куда более, на самом деле, важно проведение действительно свободных выборов, для чего должны быть внесены изменения в Конституцию. Это было многократно обещано, но до сих пор не осуществлено.

В этой ситуации правительство продолжало оказывать давление на ленинабадский клан, свидетельством чего стали смертные приговоры двум соратникам Махмуда Худайбердыева.

Основным направлением внешней политики по-прежнему оставались взаимоотношения Таджикистана с Россией и странами СНГ (в частности, в рамках Центрально-азиатского союза, куда Таджикистан был недавно допущен).

3.    Внешняя политика

3.1.       Саммит глав государств Центрально-азиатского региона. Бишкекская встреча премьер-министров. Предстоящий саммит глав СНГ

Запланированный на 4 июня саммит глав государств Центрально-азиатского региона (ЦЭС) не состоялся по вине организаторов — киргизской стороны. Представители Казахстана, Узбекистана и Таджикистана дали согласие на перенесение встречи. Между тем наблюдатели отмечают рост объективных экономических противоречий между государствами-участниками союза. Это, в частности, проявилось в росте взаимных долгов и в разногласиях по поводу тарифов [[16]].

На встрече в Бишкеке 17 июня премьер-министры Казахстана, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана одобрили 25 проектов, оцениваемые более, чем в 50 млн. долларов. Четыре премьера также договорились координировать свои энергосистемы. Соглашение о создании единого экономического пространства было отложено до следующей встречи Центрально-азиатской экономической ассамблеи в Душанбе.

Наконец, президенты центрально-азиатских государств Нурсултан Назарбаев, Аскар Акаев, Ислам Каримов и Эмомали Рахмонов встретились на окраине Бишкека 24 июня. Согласно совместной декларации, выпущенной по результатам саммита, четыре президента пришли к соглашению об усилении экономической кооперации между соответствующими государствами. Они также решили предпринять ряд шагов для формирования центрально-азиатского экономического пространства, которое должно включать в себя зону свободной торговли, а также подразумевает свободное передвижение капиталов и услуг. Как и ожидалось, президенты также пришли к соглашению о продлении полномочий председателя союза (этот пост занимает Аскар Акаев) с одного года до двух лет. Грузия и Турция получили статус наблюдателей в Центрально-азиатском союзе. Несмотря на просьбы Украины о получении аналогичного статуса, ей в этом было отказано.

Узбекский президент сделал на саммите заявление, в котором потребовал, чтобы все центрально-азиатские государства сотрудничали в вопросе сближения позиций между таджикским правительством и ОТО. Он сказал, что усилия «ряда сил» построить исламское государство в Таджикистане противоречат интересам других стран региона.

На встрече в Минске 4 июня главы правительств стран СНГ достигли соглашения о проведении следующего саммита глав стран СНГ в октябре 1999 года. В саммите примет участие и Эмомали Рахмонов [[17]].

3.2.       Визит Цянь Цичэня

6-7 июня Таджикистан посетил с официальным визитом заместитель премьера Госсовета КРН Цянь Цичэнь. Он встретился с первым заместителем премьер-министра Ходжи Акбаром Тураджонзода и президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым. Переговоры были посвящены, в основном, двухсторонним и многосторонним торгово-экономическим связям.

Первый вице-премьер правительства Таджикистана выразил надежду на возможность подписания соглашения о демаркации государственной границы между двумя странами. По его словам, китайская сторона намерена разрешить спорный вопрос в проекте соглашения и затем представить его на подписание руководителям государств. Китайская сторона также положительно отнеслась к включению Таджикистана в Соглашение о транзитных перевозках между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем и Пакистаном [[18]].

Согласно сообщению президентского пресс-секретаря Зафара Саидова, стороны обсудили ситуацию в Афганистане, по поводу которой их взгляды оказались «почти идентичными». Цянь Цичэнь и Эмомали Рахмонов также подписали межправительственное соглашение, согласно которому Китай предоставит Таджикистану 10 миллионов юаней (1,2 млн. долларов) в виде гуманитарной помощи [3].

3.3.       Российские военные в Таджикистане

3.3.1.      Заседание по поводу российско-таджикского военного сотрудничества

Эмомали Рахмонов провел в начале июня закрытое заседание с участием вице-премьера Таджикистана руководителей оборонных и силовых ведомств, а также представителей командования Коллективными миротворческими силами СНГ, 201-й российской дивизии и посла России в Душанбе. На заседании был обсужден ход реализации документов о таджикско-российском военном и военно-техническом сотрудничестве, недавно подписанных в Москве [1].

3.3.2.      Авария вертолета

Накануне годовщины национального примирения (27 июня) в Таджикистане произошел печальный инцидент. В 70-ти километрах к северо-западу от Душанбе в горном Айнинском районе потерпел катастрофу вертолет Ми-8 Коллективных миротворческих сил в Таджикистане. Причины катастрофы сейчас выясняет группа экспертов. Командующий Коллективными миротворческими силами генерал-лейтенант Владимир Чилиндин подтвердил, что 4 человека погибли, из них двое детей, 3 – ранены и находятся сейчас в местной больнице. По утверждению Чилиндина, экипаж совершал плановый полет и по неизвестным причинам совершил вынужденную посадку. Люди пострадали от сильного удара о землю. Однако в таком случае непонятно, как в вертолете оказались дети. По версии экспертов, вертолет совершал коммерческий рейс (доставку строительных материалов) [2].



Источники

[1]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 2 июня. — С.3.

[2]. Панфилова В. Процесс примирения затягивается. // Независимая газета. — 1999. — 8 июня. —С.3.

[3]. http://www.soros.org.tajkistan.

[4]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 10 июня. — С.5.

[5]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 16 июня. — С.5.

[6]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 17 июня. — С.5.

[7]. Панфилова В. Рахмонов и Нури встретились. // Независимая газета. — 1999. — 19 июня. — С.5.

[8]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 24 июня. —  С.5.

[9]. Панфилова В. Двухлетие национального примирения. // Независимая газета. — 1999. — 29 июня. — С.5.

[10]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 23 июня. — С.5.

[11]. СНГ: новости, комментарии… // Труд. — 1999. — 1 июня. — С.3.

[12]. СНГ: новости, комментарии… // Труд. — 1999. — 9 июня. — С.4.

[13]. Центральной Азии угрожает стихийное бедствие. // Известия. — 1999. — 4 июня. — С.1.

[14]. СНГ: новости, комментарии… // Труд. — 1999. — 8 июня. — С.3.

[15]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 3 июня. — С.3.

[16]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 5 июня. — С.3.

[17]. Электронная версия газеты «Вечерний Бишкек» - http://www. vb.kyrnet.kg

[18]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 8 июня. — С.3.