Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна ДРАБКИНА

Санкт-Петербург
в июне 1999 года

Подготовка к парламентским и губернаторским выборам: перегруппировки политических и финансовых сил, создание новых политических альянсов, концентрация информационных ресурсов, ужесточение контроля над электронными СМИ.

Продолжается усиленная реклама предвыборного детища губернатора — строительства Ледового дворца.

Посетивший СПб А.Чубайс сделал интригующие заявления.

Законодательное собрание поражено организационным кризисом – за полгода работы не избрано руководство ЗС. Приняты законы, направленные на противодействие административного контроля над электронными СМИ.

Суд подвергает сомнению законность избрания одного из депутатов ЗС от блока Юрия Болдырева.

Комиссия Госдумы признала, что в кампании по выборам ЗС использовались противоправные методы.

Антимонопольное управление признало наличие ценового сговора, приведшего к бензиновому кризису.

«ЯБЛОКО» заявило о будущем выдвижении своего кандидата на выборах губернатора. Учреждено региональное отделение движения «Вся Россия». Депутаты ЗС не могут получить информации об источниках финансирования партийных мероприятий «Всей России» и обращаются в прокуратуру. Создано региональное отделение движения «Новая сила». Движение «Развитие предпринимательства» пойдет на выборы в составе «Всей России».

Экономика: производители алкоголя и алюминия создали новый банк. Продолжается наступление на позиции «Энергомашкорпорации».

1.    ГЛАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Все политические события прошедшего месяца, как и предыдущего, видятся в русле подготовки к парламентским выборам 1999 года и губернаторским выборам 2000 года.

Можно выделить следующие характерные тенденции:

1. Перегруппировка политических и финансовых сил. Отмечено укрепление позиций «БалтОНЭКСИМ банка» как одной из главных опор губернатора В.Яковлева. Об этом свидетельствуют новые назначения в правительстве и участие руководства банка в региональной организации движения «Вся Россия».

Кроме традиционной для губернатора В.Яковлева опоры на «БалтОНЭКСИМбанк», в «финансовом окружении» губернатора усиливаются другие структуры, например, пивоваренный завод «Балтика».

С другой стороны, эксперты отмечают признаки разрыва администрации с силами, которые традиционно именуются «тамбовской группировкой» [[1]]. По мнению наблюдателей, об этом свидетельствует переход на антигубернаторские позиции депутата ЗС, предпринимателя Сергея Шевченко, в качестве кандидата входившего в так называемый «Единый петербургский список» губернатора. Шевченко выступил в прессе с резким заявлением о давлении администрации на ЗС и обвинил В.Яковлева в срыве избрания председателя ЗС. Он заявил, что губернатор «боится успешных выборов спикера», не скрывая, что под «успешными выборами» подразумевается избрание Виктора Новоселова [[2]]. Поскольку Шевченко и Новоселов не скрывают своего знакомства с известным петербургским предпринимателем, руководителем Петербургской топливной компании Владимиром Барсуковым (он же Кумарин, считающийся лидером «тамбовской группировки»), ясно, что демарш Шевченко сигнализирует об изменившейся расстановке финансовых сил вокруг губернатора.

Наблюдается определенная перегруппировка сил и в самом правительстве СПб. В последнее время укрепились позиции вице-губернатора Валерия Малышева. По оценкам наблюдателей, он оттесняет вице-губернатора – руководителя канцелярии губернатора Виктора Яцубу, считавшегося «серым кардиналом». Уход в тень Яцубы, возможно, связан с недавними громкими арестами. Появились сведения о том, что арестованный в прошлом месяце председатель комитета по потребительскому рынку Николай Луговской (см. [[3]]) якобы сообщил следователям об имеющихся у него компрометирующих материалах в отношении Яцубы [[4]].

2. Мобилизация политических ресурсов. Собирание политических сил осуществляется по сценарию создания движения «Вся Россия» как местной партии власти (см. 2.5.2.). Кроме того, создаются новые, не вполне прогнозировавшиеся альянсы, например, с движением «Развитие предпринимательства», которое возглавляет Оксана Дмитриева — бывший депутат Государственной Думы по списку «ЯБЛОКА» и бывший министр труда и социального развития РФ. Целью этого альянса является противостояние «ЯБЛОКУ» (см. 2.5.4.). В публичных выступлениях губернатора все больше усиливается «антипартийная» риторика с целью внушить избирателям недоверие к партийным кандидатам как ставленникам и проводникам интересов московских партийных лидеров.

3. Концентрация информационных ресурсов. Заметно ужесточился контроль над электронными СМИ, прежде всего – телевидением. В частности, осуществляется жесткое отсечение от каналов информации депутатов Государственной Думы (большинство избранных в СПб депутатов являются членами «ЯБЛОКА»). Им отказано в предоставлении эфира под тем предлогом, что ТРК «Петербург» является акционерным обществом, единственным учредителем которого выступает трудовой коллектив (органы государственной власти СПб и Ленинградской области являются акционерами, но не учредителями ТРК). На этом основании, по утверждению руководства ТРК, компания не подпадает под действие федерального закона, обязывающего государственные телерадиокомпании предоставлять время для выступлений депутатов. Депутаты от «ЯБЛОКА» пытаются проверить законность такого отказа. Возможно, здесь действительно имеется законодательная проблема, на которую следует обратить внимание. Вместе с тем нельзя не отметить, что в ходе кампании по выборам в ЗС (декабрь 1998) ТРК действовала как государственная, предоставляя бесплатный эфир для выступлений кандидатов и теледебатов.

Обслуживание интересов исполнительной власти выражается и в весьма специфической программной политике телевидения, «товарным знаком» которого стали крайне тенденциозные программы «Политика. Петербургский стиль» (за которой стоит скандально известный тележурналист и депутат Государственной Думы Александр Невзоров) и «Событие» (с не менее скандально известным ведущим Сергеем Чернядьевым). Особо отличается квазианалитическая программа «Политика. Петербургский стиль» (см. [[5]]) своей хамской до неприличия манерой и откровенным манипулированием общественным мнением посредством демонстрации неизвестно откуда взявшихся рейтингов местных политиков. По мнению авторитетного эксперта, главы негосударственного центра «Gallup St.Petersburg», члена правления Ассоциации социологов СПб Р.Могилевского, подобные рейтинги «больше всего похожи на продукт болезненных фантазий». Посетивший в этом месяце Санкт-Петербург Анатолий Чубайс охарактеризовал происходящее на петербургском телевидении как «тяжелую болезнь».

Для исправления ситуации на ТВ в Законодательном собрании в настоящее время предпринимаются заслуживающие внимания инициативы (см. 2.3.2.).

4. Организационный кризис в Законодательном собрании. Неспособность депутатского корпуса избрать руководство ЗС является прямым следствием действий администрации на выборах (см. 2.4.1.). Вместе с тем губернатор использует ситуацию в ЗС в предвыборных целях, заявляя, что причиной организационного тупика является большое количество депутатов, принадлежащих к политическим партиям, и предостерегает избирателей от голосования за «партийных» кандидатов.

2.    ПОЛИТИКА

2.1.       Губернатор и правительство

2.1.1.      О Ледовом дворце

Продолжается усиленная реклама предвыборного детища губернатора — строительства Ледового дворца к чемпионату мира по хоккею, который пройдет в СПб накануне выборов губернатора. Курирует строительство вице-губернатор Валерий Малышев. Генеральный директор ОАО «Дворец спорта» С.Изотов сообщает в прессе, что из городского бюджета на строительство не берется ни копейки. По его словам, необходимые 84 млн. долларов взяты в банках под поручительство правительства СПб, причем проценты исправно выплачиваются. Более того, руководитель ОАО «Дворец спорта» Изотов и руководитель пресс-службы губернатора А.Афанасьев сообщают: «Объект еще строится, но мы уже зарабатываем за счет продажи акций и комфортабельных лож, в которых предусмотрены даже сауны».

Эта информация вызвала недоумение у части депутатов ЗС, которые обратили внимание на то, что предусмотренное в бюджете поручительство на указанные цели определено в объеме 22,4 (а не 84) млн. долларов. Депутат ЗС Михаил Амосов («ЯБЛОКО») направил губернатору запрос о предоставлении информации по всем перечисленным пунктам. Как и следовало ожидать, в действительности положение дел существенно отличается от «победных реляций». В официальном ответе, подписанном вице-губернатором В.Малышевым, говорится:

опубликованная информация о предоставлении ОАО «Дворец спорта» кредитов под поручительство города в размере 84 млн. долларов не соответствует действительности;

в настоящее время заключено 4 договора поручительства на сумму 15900 тыс. долларов;

продажа акций ОАО не производилась, держателем акций является единственный учредитель — КУГИ;

— продажа «комфортабельных лож» не осуществлялась.

2.1.2.      Предвыборные рейтинги

По данным опроса негосударственного центра «Gallup St.Petersburg», на начало года за В.Яковлева были готовы голосовать около 40% избирателей, за Ю.Болдырева — более 20%, за Ю.Артемьева — менее 20%. На тот же момент рейтинг доверия В.Яковлева был ниже, а у Ю.Артемьева — выше, чем их губернаторские рейтинги [[6]].

2.1.3.      Назначения

В июне произошел ряд важных назначений в правительстве и администрации СПб.

A.    Комитет финансов

Поставлена точка в вопросе об одной из ключевых фигур — председателе комитета финансов, который в течение полугода после ухода в отставку И.Артемьева оставался без полномочного руководителя. Первым вице-губернатором — председателем комитета финансов назначен Виктор Кротов, ранее работавший заместителем председателя комитета (при Арьемьеве), а последние полгода исполнявший обязанности председателя. Кандидатура В.Кротова утверждена Законодательным собранием.

 

Во время работы заместителем председателя В.Кротов проявил себя как квалифицированный профессионал. Вместе с тем он не входил в команду Артемьева, и некоторые наблюдатели даже высказывали мнение, что он был приглашен губернатором в качестве противовеса «яблочнику» Артемьеву. По свидетельству некоторых экспертов, Кротов имеет репутацию человека, связанного с БалтОНЭКСИМбанком.

B.    Комитет по экономике и промышленной политике

Назначен новый председатель комитета по экономике и промышленной политике вместо ушедшего в правительство РФ И.Клебанова. Им стал Анатолий Алексашин. По некоторым сведениям, это назначение стало полной неожиданностью для работников комитета, а самого А.Алексашина мало кто в городе знал. По словам самого А.Алексашина, его рекомендовал И.Клебанов. Отмечают давние связи Алексашина с первым вице-премьером РФ Н.Аксененко [[7]].

 

Биографическая справка:

Алексашин Анатолий Алексеевич родился в 1949 году в Ленинграде в семье дорожного мастера и учительницы физкультуры. Закончил факультет физики Ленинградского педагогического института им. Герцена. Работал инженером-испытателем в ЦНИИ «Электроприбор». После окончания экономического факультета Института планирования народного хозяйства работал на партийных и хозяйственных должностях, был секретарем райкома КПСС. В последние годы работал в Желдорбанке, затем в Москве — в МАПО МИТ (заместителем председателя по финансовым вопросам). В 1999 году стал президентом Ассоциации делового и научно-технического сотрудничества в области высоких технологий и инновационных процессов «Технология-XXI».

C.    Юридический комитет

Юридический комитет, как и комитет финансов, полгода оставался без полномочного руководителя после ухода бывшего председателя комитета Дмитрия Козака сначала в отставку, а затем в администрацию президента РФ (см. [3]). Наконец губернатор назначил председателем комитета Юрия Соболевского. Ю.Соболевский в свое время работал руководителем юридического управления Ленинградского — Санкт-Петербургского городского Совета, затем занимался частной юридической практикой. Он был утвержден Законодательным собранием в должности вице-губернатора.

D.    КУГИ

В КУГИ назначен новый заместитель председателя комитета, который будет курировать вопросы приватизации и управления государственной собственностью Санкт-Петербурга. Им стал Сергей Сысоев.

 

Биографическая справка:

С.Сысоев родился в 1961 году в Брянской области. В 1982 г. закончил факультет прикладной математики, процессов управления Ленинградского государственного университета. Работал инженером-программистом ЛНПО «Электроавтоматика», научным сотрудником Ленинградского института точной механики и оптики. В 1992 г. перешел на работу в КУГИ, где занимал должности заместителя начальника Кировского районного агентства, начальника управления приватизации и заместителя директора департамента приватизации. Затем С.Сысоев работал генеральным директором ЗАО «Мидас» (мебельное производство).

С.Сысоев сменил на посту Александра Дунаевского, курировавшего вопросы приватизации. Сейчас А.Дунаевский возглавил автономную некоммерческую организацию «Агентство по реструктуризации промышленных предприятий».

E.    Комитет по туризму

Председатель комитета по туризму Андрей Надиров покинул свой пост, перейдя на работу директором компании «Совинтур», представляющей интересы России на туристическом рынке Финляндии. Новым председателем комитета назначен Валерий Голубев. Валерий Голубев до этого момента занимал пост главы администрации Василеостровского района (с 1993 года). В 1990-93 гг. В.Голубев был депутатом, затем председателем Василеостровского районного Совета. В 1994-1998 годах В.Голубев совмещал пост главы администрации с мандатом депутата Законодательного собрания 1-го созыва. Баллотировался на выборах ЗС 2-го созыва (хотя во 2-м созыве не допускается совмещение должностей), но проиграл. До прихода во властные структуры В.Голубев был кадровым офицером КГБ. В отличие от прежнего председателя комитета по туризму, Голубев не является профессионалом в данной сфере (в связи с чем один из руководителей туристической фирмы заметил: «у нас председателем комитета по туризму может быть кто угодно, только не специалист» [[8]]).

 

Учитывая, что комитет по туризму не является сколько-нибудь значимой структурой в городской администрации (некоторые профессионалы считают, что такой комитет вообще не нужен), вряд ли можно считать повышением новое назначение бывшего руководителя крупного района, в котором сосредоточены многие стратегические предприятия, крупнейшие учреждения науки и культуры. В этом отношении ситуация с Голубевым напоминает состоявшееся недавно назначение другого главы районной администрации, тоже бывшего сотрудника КГБ П.Кошелева на должность заместителя председателя комитета по культуре.

Преемником В.Голубева на посту главы администрации Василеостровского района стал человек, тоже имеющий вполне традиционное номенклатурное прошлое — Сергей Бабаев, работавший в аппарате райкома КПСС и исполкома, позднее – в коммерческих структурах.

2.2.       Антимонопольное управление

2.2.1.      Расследование обстоятельств бензинового кризиса

В июне Петербургское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике (ТУ МАП) рассматривало дела о возможном ценовом сговоре операторов рынка нефтепродуктов как причине разразившегося в апреле бензинового кризиса (см. [3,13]). В качестве ответчиков выступали «Петербургская топливная компания», «Транссервис», «Несте-Санкт-Петербург», «Шелл АЗС», «Фаэтон», «ЛУКойл-Санкт-Петербург», «Невская топливная компания» и «Балт-Трейд». По словам заместителя руководителя ТУ МАП Юрия Матыцина, после заслушивания ответчиков (которое продолжалось в течение 13 часов) подозрения не рассеялись, так как не было получено прямых доказательств нехватки топлива на тот момент в СПб (на что ссылаются нефтетрейдеры в качестве причины произошедшего роста цен). Рассматривалась также деятельность расположенных в Ленинградской области крупнейших производителей и экспортеров нефтепродуктов — завода «Киришинефтеоргсинтез», компаний «Кинэкс» (экспорт топлива) и «Киришиавтосервис» (сеть АЗС). Компания «Кинэкс» не предоставила запрашиваемую информацию. В связи с этим возбуждено отдельное дело. По этой причине отложено рассмотрение основного дела [[9]].

На определенном этапе ТУ МАП рассматривало возможность «вертикального» сговора, в частности, с участием компании «Сургутнефтегаз», однако позже было объявлено, что в действиях компании признаков нарушений антимонопольного законодательства не обнаружено.

В результате проверок ТУ МАП пришло к выводу, что ценовой сговор на местном рынке все-таки имел место. Основные подозреваемые – Петербургская топливная компания и Балтийская финансово-промышленная группа (см. [13]).

2.2.2.      Совещание с предпринимателями

Руководитель ТУ МАП Олег Коломийченко провел совещание с представителями общественных объединений предпринимателей по вопросам борьбы с административными барьерами, препятствующими развитию малого бизнеса. О.Коломийченко отметил, что лицензирование, сертификация, регистрация, разрешительные процедуры тормозят развитие предпринимательства. Среди недостатков в работе органов исполнительной власти он отметил такой пережиток, как предоставление земельных участков целевым назначением. Относительно существующих конкурсных процедур он сказал, что они недемократичны, отсутствуют эффективные конкурсные механизмы. Решения о предоставлении участков по-прежнему принимаются городской инвестиционно-тендерной комиссией, а иногда и единолично губернатором. Коломийченко подверг критике монополию КУГИ на формирование ставок арендной платы, а также практику создания зон свободного экономического развития (последние, по его словам, нарушают единое экономическое пространство в регионе).

Представители бизнеса, в частности, критиковали власти за слепое дублирование федеральных законов (например, в части введения региональной марки на алкогольную продукцию, требования по установке охранной сигнализации в торговых точках, имеющих собственную охрану). Отмечалось отсутствие порядка в системе лицензирования и сертификации. Все собравшиеся высказались против введения единого налога на вмененный доход, а также налога с продаж.

Президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей Роман Пастухов предложил, чтобы в органах государственной власти присутствовали наблюдатели от бизнеса с правом совещательного голоса. Председатель регионального отделения движения «Развитие предпринимательства» Оксана Дмитриева сообщила о том, что в ближайшее время движение начнет совместную работу с КУГИ по формированию новой методики определения арендной платы (подробнее об этом см. [3]) [[10]].

2.3.       Законодательное собрание

2.3.1.      Самоорганизация

Оправдался пессимистический прогноз – за полгода работы ЗС не смогло избрать председателя, его заместителей и председателей двух комитетов (финансово-бюджетного и по законодательству). Единственным успехом в части самоорганизации следует признать завершившееся перед каникулами формирование постоянных комиссий и избрание их председателей. Среди председателей комиссий есть представители ведущих фракций. Соблюдена преемственность – ряд депутатов руководили аналогичными комиссиями в ЗС 1-го созыва. Вместе с тем представлены и депутаты, избранные впервые (см. таблицу).

 

Председатели постоянных комиссий ЗС

 

Комиссия

Председатель

Фракция; примечание

По вопросам правопорядка и
законности

А.Крамарев

«Петербургские районы»

Руководил той же комиссией

в 1-м созыве

По социальным вопросам

Н.Евдокимова

«ЯБЛОКО»

Руководила той же комиссией

в 1-м созыве

По промышленности, экономике

и собственности

К.Серов

«Промышленная»

Был депутатом 1-го созыва

По городскому хозяйству,

градостроительству и земельным

вопросам

А.Никитин

«ЯБЛОКО»

Избран впервые

По образованию, культуре и науке

Л.Романков

«Блок Юрия Болдырева»

Руководил той же комиссией в

1-м созыве

По здравоохранению и экологии

С.Анденко

«Петербургские районы»

Избран впервые

По устройству государственной

власти, местному самоуправлению

и адм. — территориальному

устройству

А.Кривенченко

«Блок Юрия Болдырева»

Руководил той же комиссией в

1-м созыве

 

В течение месяца неоднократно предпринимались попытки избрания руководства ЗС и комитетов. Все они проводились по принципу пакетного голосования в разных вариантах — как по персональному составу, так и по набору должностей.

 

Вначале предлагались пакеты с теми же главными действующими лицами, что и в прошлом месяце (см. [3]) – Новоселов – Миронов – Амосов (на разных позициях в ведущей тройке) плюс представитель фракции «Блок Юрия Болдырева» Михаил Бродский в качестве председателя бюджетно-финансового комитета.

 

16 июня вариант Миронов — Амосов – Новоселов — Бродский получил 5 голосов, вариант Новоселов — Амосов — Миронов – Бродский – 21 голос. Таким образом, обозначилось несогласие подавляющего большинства с кандидатурой Миронова на пост председателя ЗС.

 

При голосовании отсутствовал кворум (31 вместо 34-х). Не участвовала в голосовании прогубернаторская фракция «Наш город» в полном составе. Вместе с тем данное голосование ознаменовалось важным событием — в нем приняли участие 6 депутатов из фракции «Блок Юрия Болдырева» (половина фракции). Эта несанкционированная акция была осуждена на политсовете движения «Блок Юрия Болдырева». Любопытно, что один из членов фракции – депутат Л.Романков, несогласный с обструкционистской позицией движения по вопросу о выборах руководства ЗС, попытался освободиться от «партийного диктата» и предложил политсовету исключить его из движения. Однако это предложение не получило поддержки большинства политсовета. На том же политсовете было принято решение далее не препятствовать депутатам – членам движения участвовать в выборах руководства ЗС. Однако ряд членов фракции, в частности, координатор фракции А.Кривенченко и депутат М.Бродский, продолжают занимать непримиримую позицию и настаивают на том, что руководство ЗС должно быть сформировано пропорционально численности фракций. При этом «болдыревцы» претендуют на два поста — председателя ЗС (А.Кривенченко) и председателя одного из комитетов (бюджетно-финансового – М.Бродский, или по законодательству – М.Толстой).

 

Следует отметить, что если раньше представители администрации пытались добиться желаемого результата путем закулисных действий, то в ходе данного раунда выборов впервые была предпринята попытка публичного административного давления на депутатов со стороны вице-губернатора Валерия Малышева. По-видимому, предложенные пакеты не соответствовали каким-то достигнутым ранее договоренностям, в связи с чем В. Малышев с трибуны зала заседаний призывал депутатов отложить голосование. При этом он заявил буквально следующее: «Ваше право решать все, что вы хотите. Но администрация должна, как минимум, заранее знать о выборах. Все правительство находится на экономическом форуме. Поэтому я бы просил вас отложить голосование». Разумеется, призыв был проигнорирован.

Две последние попытки избрания руководства состоялись 25 и 29 июня. При этом четко определилась кандидатура, которая могла бы быть приемлемой для большинства – Аркадий Крамарев (в 1990 – 94 гг. – начальник ГУВД, в 1994 – 98 гг. – депутат ЗС 1-го созыва; входит во фракцию «Петербургские районы»). По результатам рейтинговых голосований наибольшее число голосов получал пакет в составе А.Крамарев (председатель), С.Миронов и В.Новоселов (заместители), М.Амосов (председатель бюджетного комитета). Однако ни одна из попыток окончательного голосования не привела к результату – либо в голосовании участвовало менее 34 депутатов, либо ни один из вариантов не набирал необходимого большинства в 26 голосов.

Таким образом, депутаты ушли на каникулы, не избрав президиум ЗС и председателей комитетов.

Неспособность ЗС избрать свое руководство дала повод экспертам говорить об организационно-политической деградации ЗС и даже апеллировать к его досрочному роспуску [[11]].

Следует признать, что в основе организационного паралича ЗС лежат далеко не только субъективные факторы типа личных амбиций отдельных депутатов (о чем часто говорят в прессе и в кулуарах ЗС). Главная причина коренится в обстоятельствах выборов в декабре 1998 года (см. [[12]]). После неудавшихся попыток изменить Устав, закрепляющий относительную институциональную автономию парламента, исполнительная власть задалась целью добиться формирования управляемого персонального состава ЗС. Для этого была развязана беспрецедентная для СПБ кампания по манипулированию общественным мнением. Однако эти попытки удались лишь отчасти. Удалось несколько сократить представительство оппозиции («ЯБЛОКА»), но не обеспечить подконтрольное администрации большинство. Результатом стало примерное равенство «прогубернаторских» и оппозиционных сил с небольшим и неустойчивым перевесом последних – патовая ситуация, которая не могла не привести к организационным проблемам.

Неслучайно, что «победа» оказалась пирровой. Действия администрации натолкнулись на «сопротивление материала» в виде сложившейся в Санкт-Петербурге политической традиции, характеризующейся ориентацией значительной части избирателей на демократические принципы, наличием сложившихся партийных структур, независимых печатных изданий, конкурирующих групп влияния и т.п. Приходится констатировать, что исполнительная власть либо не понимает этих обстоятельств, либо сознательно игнорирует их (первое представляется более вероятным). О том же свидетельствует и непрекращающееся давление на депутатов с целью обеспечить избрание устраивающего администрацию председателя ЗС. Одним из результатов этих действий стала потеря губернатором многих бывших союзников в ЗС.

Таким образом, процессы, происходящие вокруг организационного становления ЗС, демонстрируют неготовность исполнительной власти действовать по демократическим правилам даже в таком относительно политически продвинутом регионе, как Санкт-Петербург.

2.3.2.      Законы

Отметим наиболее важные из принятых перед парламентскими каникулами законов.

 

«О порядке управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга»(принят в целом). Судьба этого закона предопределена — губернатор наложит вето. Закон подвергся резкой критике со стороны КУГИ. Председатель КУГИ Андрей Лихачев назвал закон спекуляцией. По его мнению, закон абсолютно безграмотен и даже в малой степени не охватывает проблем управления городской собственностью. Особенно критикуется положение о доверительном управлении. Если доверительный управляющий признается банкротом, то кредиторы могут распространить взыскание и на имущество, находящееся в доверительном управлении. Это открывает лазейки для разворовывания городской собственности. КУГИ намерен внести свой вариант закона. Разработчик закона, депутат К.Севенард не согласен с оценкой КУГИ. Он считает, что документ, разрабатывавшийся полгода группой экспертов и юристов, серьезно проработан. Закон в корне меняет ситуацию с управлением государственной собственностью. По мнению депутата, сейчас такое управление фактически отсутствует — КУГИ лишь распродает имущество и сдает его в аренду, причем без контроля не только со стороны ЗС, но и администрации. К.Севенард считает, что реакция КУГИ объясняется именно стремлением не допустить контроля за своей деятельностью. Как бы то ни было, но важно уже то, что и ЗС, и КУГИ всерьез работают над концепцией управления собственностью (о чем свидетельствует и состоявшееся в этом месяце новое назначение в КУГИ — см. выше).

«О долге Санкт-Петербурга» (принят в целом единогласно). Устанавливается, что при утверждении бюджета ЗС определяет предельный объем средств, которые могут быть заимствованы в соответствующем бюджетном году, в том числе: на инвестиционные цели; на покрытие кассовых разрывов; на реструктуризацию долга.

«О проведении выборов депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге» (первое чтение). Рекомендуется совместить выборы с выборами губернатора СПб в 2000 году.

«О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» (принят в целом). Этот закон принят взамен устаревшего закона 1995 года. Комиссия состоит из 12 членов (ранее было 13 членов) и формируется на паритетных началах администрацией СПб и ЗС. Выдвигать своих представителей в избирательную комиссию имеют право партии и движения, представленные в Государственной Думе и ЗС и преодолевшие на выборах в СПб 5%-ный барьер.

«О внесении изменений в закон СПб «О городской социальной программе «Помощь лицам без определенного места жительства и занятий и освобожденным из мест лишения свободы». Срок реализации программы — 1997 — 2000 гг.

«О порядке и условиях изменения режима использования жилых домов и жилых помещений, имеющих статус общежитий квартирного типа» (первое чтение). Устанавливается единообразный порядок изменения правового статуса общежитий.

«Об Уставном суде СПб» (второе чтение).

 

Особо следует отметить законодательство в области электронных СМИ.

Завершение первой сессии ЗС ознаменовалось принятием двух важных законов, направленных на противодействие административному контролю над электронными СМИ. Как сообщалось ранее, в марте было преодолено вето губернатора на закон — «О порядке распоряжения имуществом, находящимся в собственности Санкт-Петербурга, предназначенным для производства и распространения радио-, теле-, видеопродукции». Этот закон устанавливает правила приватизации теле- и радиокомпаний (см. [3]). Если в момент преодоления вето считалось, что закон не будет иметь никаких последствий для уже акционированной к тому времени ТРК «Петербург», сегодня, по мнению многих экспертов, ситуация изменилась: БалтОНЭКСИМбанк, оставшийся последним акционером ТРК (не считая правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области), не внес платеж за свою долю акций (срок платежа истек в июне). К тому же законность приватизации ТРК в настоящее время оспаривается некоторыми уволенными сотрудниками ТРК в Европейском суде по правам человека в Страсбурге (дело по данному иску было проиграно в городском и федеральном судах).

В июне был окончательно принят закон «О финансировании из бюджета СПб организаций, производящих и распространяющих теле- и радиопродукцию». Об этом законе подробно сообщалось в апрельском обзоре [[13]]. В окончательной редакции по инициативе фракции «ЯБЛОКО» добавлены поправки, являющиеся прямой реакцией на действия руководства ТРК «Петербург» (см. главу 1). Во-первых, установлено, что электронные СМИ, финансируемые из бюджета, обязаны предоставлять время для выступления депутатов Государственной Думы, избранных от Санкт-Петербурга. Во-вторых, при сообщении рейтингов политических деятелей или партий необходимо указание на источник получения социологических данных. Таким образом, этот закон независимо от дальнейшей судьбы ТРК и упомянутого выше закона о порядке приватизации телерадиокомпаний должен существенно ограничить бесконтрольный диктат администрации. Поэтому никто не сомневается в том, что последует вето губернатора. Но уверенность, с которой ЗС преодолело вето на закон о порядке приватизации электронных СМИ, а также убедительная поддержка депутатами данного закона позволяют предполагать, что вето будет преодолено.

2.3.3.      Постановления

Из принятых постановлений стоит отметить следующие:

«О подготовке документов, вносимых на рассмотрение ЗС СПБ, в электронном виде» (за основу).

«О порядке командирования депутатов и работников аппарата ЗС СПб» (за основу). Предполагается, в частности, регулярное информирование населения через СМИ о зарубежных командировках депутатов ЗС.

2.3.4.      Внесенные законопроекты

Заслуживает внимания внесенный депутатом М.Бродским (фракция «Блок Юрия Болдырева») проект закона «О предоставлении оперативной информации об исполнении бюджета СПб». Основными целями законопроекта являются создание в ЗС информационной системы, содержащей данные об исполнении расходной части бюджета, совершенствование контроля за исполнением бюджета и обеспечение гарантий получения населением и юридическими лицами информации об исполнении бюджета. Предусматривается, что уполномоченный орган администрации должен ежедневно представлять ЗС и Контрольно-счетной палате полный перечень (реестр) всех платежных документов по исполнению расходной части бюджета за предыдущие сутки. В реестре должны быть указаны дата, составитель, вид платежного документа, перечисленная сумма, получатель средств и правовые основания перечисления средств. ЗС по письменным обращениям граждан и юридических лиц в 10-дневный срок представляет им подготовленные КСП справки о текущем исполнении бюджета.

 

Губернатор внес законопроект «О некоторых вопросах налогообложения в 2000 – 2003 годах». В пояснительной записке говорится, что в проекте учтен положительный опыт стабильной и предсказуемой налоговой политики Санкт-Петербурга, начатой в 1997 году. Предусматривается снижение ставки налога на прибыль в течение 3 лет до 17%.

2.4.       Реакция на ход выборов ЗС

2.4.1.      Отчет комиссии Государственной Думы о выборах в ЗС

Специальная комиссия Государственной Думы РФ, анализировавшая избирательную компанию в Санкт-Петербурге, представила свои выводы. В документе говорится, что избирательная кампания в Санкт-Петербурге велась с использованием противоправных форм и методов ее ведения, при моральном давлении и дезинформации избирателей, их подкупе. Имели место факты распространения анонимных и подложных материалов, противоправного участи в агитации лиц, занимающих государственные должности, нарушение некоторыми СМИ законодательно закрепленных сроков проведения агитации.

Широкое применение получила практика заключения между кандидатами и избирателями договоров на проведение предвыборной агитации с выплатой определенных сумм и обещанием более крупного вознаграждения в случае победы на выборах. Городская избирательная комиссия не обжаловала отклонение городским судом исков в отношении кандидатов, заключавших подобные договоры.

Отдельная часть отчета посвящена одному из самых скандальных эпизодов избирательной кампании – показу по телевидению накануне голосования фильма «Заговор». По заключению Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, этот фильм имел целью «побудить избирателей голосовать против кандидатов демократической ориентации». Центральной избирательной комиссии РФ предложено обратиться в Генеральную прокуратуру с предложением рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших демонстрацию данного фильма [[14]].

2.4.2.      Судебное разбирательство по иску Ю.Болдырева

Как сообщалось ранее, Ю.Болдырев оспорил в городском суде решение районного суда, признавшего незаконной проводимую им агитацию во время выборов в ЗС. Эта попытка закончилась неудачей. Городской суд не только не удовлетворил ходатайство Болдырева, но вернул дело в суд первой инстанции с рекомендацией решить вопрос об отмене результатов выборов.

2.5.       Политические партии

2.5.1.      Региональная партия центра – «ЯБЛОКО»

На очередной конференции РПЦ – «ЯБЛОКО» приняла решение о выдвижении И.Артемьева кандидатом на пост губернатора Санкт-Петербурга в 2000 году.

2.5.2.      «Вся Россия»

25 июня в Смольном (резиденция администрации СПб) состоялась учредительная конференция регионального отделения движения «Вся Россия» (о прошедшем в СПб учредительном съезде федерального движения ВР см. [3]). Состав присутствующих (среди которых преобладали VIP) наглядно демонстрирует те силы, на которые будет опираться губернатор В.Яковлев в предстоящих избирательных кампаниях. Можно отметить такие громкие имена, как народная артистка Ирина Богачева, академик Александр Панченко, дирижер Вячеслав Чернушенко, начальник Военно-медицинской академии Юрий Шевченко, редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Олег Кузин и др.

Состав представителей деловых кругов дает представление о том, какой капитал будет участвовать в избирательных кампаниях. Здесь необходимо отметить имена следующих «местных олигархов»:

— президент БалтОНЭКСИМбанка Юрий Рыдник;

— генеральный директор пивного завода «Балтика» Таймураз Боллоев;

— президент компании «Русское ювелирное искусство» Андрей Ананов;

— глава компании «Телекоминвест» Александр Няго;

— руководитель компании RBI Владимир Гольман (депутат ЗС);

— директор Кировского завода Петр Семененко.

Если такие структуры, как БалтОНЭКСИМбанк и Кировский завод, давно сотрудничают с В.Яковлевым, то выдвижение на ведущие позиции пивзавода «Балтика» — явление относительно недавнего времени.

 

В состав политсовета отделения вошли губернатор В.Яковлев, вице-губернаторы Валерий Малышев и Александр Потехин, а также главы всех районных администраций. Кроме того, в политсовет вошли президент БалтОНЭКСИМбанка Ю.Рыдник, депутаты ЗС В.Гольман, О.Нилов, В.Новоселов.

 

Между тем, Законодательное собрание не оставляет попыток выяснить источники финансирования учредительного съезда федерального движения «Вся Россия», прошедшего в Санкт-Петербурге в мае. После того, как на адресованный губернатору запрос депутата А.Щелканова вместо надлежащего ответа была получена отписка вице-губернатора (см. [3]), ЗС признало этот ответ неудовлетворительным. На повторный запрос вновь был получен невразумительный ответ, хотя и подписанный на этот раз самим губернатором. Этот ответ также был признан неудовлетворительным. В соответствии с рекомендацией ЗС депутат Щелканов обратился в прокуратуру. Напомним, что в депутатском запросе запрашивалась информация об источниках финансирования мероприятия, аренды Таврического дворца, оплаты проживания, питания, экскурсий, перевозок участников съезда автомашинами администрации Санкт-Петербурга, о доходах от установки рекламных щитов движения «Вся Россия», а также о том, кто давал распоряжение о работе чиновников администрации в выходные дни и об оплате этой работы. В своем обращении в прокуратуру А.Щелканов требует привлечь к ответственности авторов ненадлежащих ответов на депутатские запросы. При этом он отмечает, что отказ администрации предоставить запрошенные сведения дает основания «предполагать бесконтрольное финансирование съезда крупными теневыми коммерческими структурами или криминальными группировками, стремящимися во власть, с привлечением сотрудников городской администрации». Кроме того, А.Щелканов обращает внимание прокурора на то, что в политсовет движения вошли государственные служащие.

2.5.3.      «Новая сила»

Создано региональное отделение движения «Новая сила». Руководителем отделения стал генеральный директор судостроительной компании ЗАО «Ако Барсс» Сергей Завьялов, председателем исполкома — Андрей Туниманов, врач ЗАО «Артель корабелов «Балтийско-Российский Судосервис» (баллотировался на выборах ЗС от движения «Промышленность Петербурга»). Пока «Новая сила» не вела никаких переговоров с региональными отделениями других партий и движений, в том числе и с коалицией «Правое дело».

2.5.4.      «Развитие предпринимательства»

Местное отделение РП, руководимое Оксаной Дмитриевой (бывшим депутатом Государственной Думы от «ЯБЛОКА» и бывшим министром труда и социального развития РФ), проявляет чрезвычайную активность — как публичную, так и в форме продвижения конкретных инициатив. В последнее время О.Дмитриева организовала ряд «круглых столов» с участием руководства КУГИ и других крупных чиновников по вопросам арендной платы, по проблеме введения единого налога на вмененный доход и др. При этом можно констатировать определенные успехи. Так, удалось убедить администрацию остановиться на более мягком варианте законопроекта о налоге на вмененный доход. В КУГИ не без влияния со стороны РП склоняются к снижению ставок арендной платы для предприятий общественного питания и рассматривают другие предложения представителей РП.

 

Обращает на себя внимание постоянное присутствие О.Дмитриевой на экране петербургского ТВ и в радиоэфире. Поскольку радио и особенно телевидение в последние месяцы находятся под жестким контролем со стороны городской администрации, выступления Дмитриевой свидетельствуют о крупной финансовой подпитке движения или об административной поддержке. Судя по всему, имеет место и то, и другое. И действительно, административная поддержка со всей очевидностью была продемонстрирована 21 июня, когда на заседании отделения РП присутствовали губернатор В.Яковлев, вице-губернатор, председатель комитета по печати и связям с общественностью А.Потехин и председатель КУГИ А.Лихачев. Репортажи с заседания с показом В.Яколвева, сидящего рядом с О.Дмитриевой в президиуме, прошли по всем информационным программам ТВ.

 

Тогда же было объявлено, что петербургское отделение РП будет участвовать в парламентских выборах в составе движения «Вся Россия» (лидер которого в СПБ – губернатор В.Яковлев). О.Дмитриева и ее муж, депутат Государственной Думы И.Грачев, будут включены в список блока «Вся Россия». Дмитриева будет баллотироваться и по одномандатному округу в СПб. Назван еще один кандидат от движения РП — генеральный директор Ассоциации совместных предприятий, член Совета по содействию инвестициям при губернаторе Николай Сивач.

Губернатор В.Яковлев заявил, что поддерживает стремление предпринимателей к участию в политике. Он выступил с предложением о бесплатной передаче предпринимателям пустующих подвалов и чердаков на условиях освобождения от арендной платы на период до получения прибыли и с последующим учетом вложенных в ремонт средств [[15]]. О.Дмитриева, в свою очередь, заявила, что союз с В.Яковлевым не ограничится выборами в Государственную Думу – движение РП поддержит В.Яковлева на губернаторских выборах в 2000 году.

Просматривается тактическая цель альянса губернатора с движением «Развитие предпринимательства». Избирательная кампания Оксаны Дмитриевой будет использована для борьбы с «ЯБЛОКОМ», подобно тому, как на выборах Законодательного собрания в декабре 1998 года с той же целью использовалось движение «Блок Юрия Болдырева» (с той разницей, что альянс с ним был негласным). Не исключено, что преследуется и другая цель. Если учесть, что движение «Вся Россия» создано позже срока, позволяющего участвовать в выборах с собственным списком, можно предположить, что если не удастся объединиться, например, с «Отечеством», делается ставка на использование «шапки» движения РП, зарегистрированного вовремя.

2.5.5.      Визит А.Чубайса

В июне Санкт-Петербург посетил глава РАО «ЕЭС№Анатолий Чубайс.

Официальной целью было участие в конференции по турбостроению и инспекция «Ленэнерго». Другая, неафишируемая цель — встреча с руководством петербургской организации блока «Правое дело». Хотя встреча была конфиденциальной, некоторые детали стали известны журналистам [[16]]. Речь шла не только о задачах местной организации (которая, по прогнозу Чубайса, может получить до 15% голосов в СПб), но и о стратегических вопросах политики в РФ и СПб. Чубайс якобы сообщил, что «в верхах» российской власти достигнуто понимание: следующим президентом должен стать С.Степашин. «Правое дело» должно оказать Степашину свою поддержку. Сообщается, что Чубайс раскрыл якобы готовящиеся планы привлечения Г.Явлинского в команду будущего президента в ранге премьера, но при условии, что Явлинский поддержит Кремль в его борьбе против Ю.Лужкова.

На открытых встречах с журналистами А.Чубайс уклонился от вопросов о президентских шансах Степашина. Он опроверг слухи о своем участии в губернаторских выборах в СПб, но заявил, что «Правое дело» займет на этих выборах активную позицию. Чубайс уверенно заявил, что знает, кто станет следующим губернатором СПб, но имя не назовет. Как сообщают осведомленные журналисты [16], на встрече с петербургскими соратниками по «Правому делу» Чубайс также не назвал этого имени, но сказал, что «это будет очень неожиданный ход, а означенная персона обозначится еще до конца лета».

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Новый банк

В Санкт-Петербурге впервые за последние 3 года зарегистрирован новый банк — ООО КБ «Инвест-Экобанк. Банк учредили местные предприятия ликеро-водочной и алюминиевой промышленности. Для создания нового банка был приобретен Волгоградский банк «САВА». Председателем правления банка стала Людмила Пониделко — супруга бывшего начальника ГУВД Анатолия Пониделко, которая ранее работала управляющей филиалом Мост-Банка (после кризиса 17 августа 1998 года банк попал в категорию проблемных). Почти весь персонал банка рекрутирован из филиала Мост-Банка [[17]].

3.2.       Ситуация в энергомашиностроении

Продолжалось наступление на позиции ЭМК, владеющей акциями не только ЛМЗ, но и других петербургских предприятий энергомашиностроения, в частности, АО «Электросила». На 16 июня было назначено годовое собрание АО «Электросила» по выборам генерального директора. Совет директоров внес в бюллетени для голосования только одну кандидатуру -- нынешнего генерального директора Равиля Урусова и отказался внести кандидатуры, предложенные представителями ЭМК — компаниями «Ореанда» и «РК-Финанс». ЭМК усмотрела в этом нарушение своих прав и подала иск в арбитражный суд о восставновлении нарушенного права, а также ходатайство по обеспечению этого иска в виде запрета на проведение собрания. Суд удовлетворил иск и вынес решение о запрете собрания. Тем не менее, собрание состоялось, но представители ЭМК и ряда других акционеров (всего 60% голосующих акций) подчинились определению суда и покинули собрание. Оставшиеся участники (при наличии кворума) избрали Р.Урусова и сформировали совет директоров, куда не вошли представители акционеров, покинувшие собрание. ЭМК будет оспаривать итоги собрания в суде.

 

РЕЗЮМЕ

В сфере политики характерной тенденцией последнего времени стала резкая активизация подготовки к парламентским выборам и выборам губернатора. Происходит определенная перегруппировка политических и финансовых сил вокруг губернатора.

Вырисовываются контуры предвыборной тактики, лейтмотивом которой станет разоблачение «партийных» кандидатов как агентов влияния амбициозных московских политиков, чуждых интересам региона. В публичных выступлениях губернатора все сильнее звучит «антипартийная» риторика. Как и в ходе кампании по выборам ЗС в декабре 1998 года, главный удар будет направлен на «ЯБЛОКО». Противостояние усиливается еще и в связи с тем, что «ЯБЛОКО» официально объявило о том, что на выборах губернатора в 2000 году выставит своего кандидата – бывшего председателя комитета финансов Игоря Артемьева. С целью противостояния «ЯБЛОКУ» образовался альянс с движением «Развитие предпринимательства», которым руководит бывший член «ЯБЛОКА» Оксана Дмитриева.

Другим важным актором оставалось Законодательное собрание, которое в Санкт-Петербурге традиционно отличается относительной автономией от исполнительной власти. Завершившееся полугодие работы нового созыва обозначило две основные тенденции. С одной стороны, законодательная работа нового созыва весьма продуктивна и многими экспертами оценивается выше, чем у ЗС 1-го созыва. С другой стороны, ЗС поразил организационный кризис – за полгода работы не удалось избрать руководство ЗС (председателя, его заместителей и председателей двух ведущих комитетов). История избрания ЗС и перипетии вокруг выборов его руководства демонстрируют неготовность исполнительной власти действовать по демократическим правилам. Есть все основания предполагать, что аналогичный арсенал средств будет использован на предстоящих выборах.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Биографические справки

 

Боллоев Теймураз Казбекович

Генеральный директор ОАО «Пивоваренный завод «Балтика»

Родился в 1953 г. Окончил Московский технологический институт пищевой промышленности (1980). Работал на Комбинате пивоваренной и безалкогольной промышленности им. Степана Разина (Ленинград) инженером-технологом, начальником цеха, главным технологом. С 1991 г. – генеральный директор пивзавода «Балтика». Награжден Орденом Почета.

 

Няго Александр Николаевич

Генеральный директор ОАО «Телекоминвест»

Родился в 1948 г. в Ленинграде. Окончил Высшее военно-морское инженерное училище им, Ф.Э.Дзержинского (1972). В течение 21-го года проходил службу в штабе соединения кораблей Северного флота и в Ленинградской военно-морской базе.

В 1993-95 гг. работал генеральным директором телекоммуникационной консалтинговой компании «Вестлинк».

С 1995 по 1998 г. являлся генеральным директором ЗАО «Северо-Западный GSM».

В сентябре 1998 г. решением общего собрания акционеров назначен генеральным директором ОАО «Телекоминвест».

Член совета директоров ряда телекоммуникационных компаний, в том числе с 1997 года – ОАО «Петербургская телефонная сеть» и ОАО «Телекоминвест».

 

Семененко Петр Георгиевич

Генеральный директор, председатель совета директоров АО «Кировский завод»

Родился в 1946 г. в Рутченкове Донецкой области. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «судовые силовые установки».

С 1970 г. работает на Кировском заводе. Занимал должности мастера, начальника цеха турбинно-насосного производства, директора танкового производства, заместителя генерального директора и главного инженера ПО «Кировский завод».

С 1987 г. – генеральный директор Объединения, с 1992 г. – Акционерного общества, с 1994 г. – председатель совета директоров.

Член-корреспондент Санкт-Петербургской инженерной академии, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.

Член комиссии по развитию бизнеса в Санкт-Петербурге, член Центра стратегических международных исследований США.

Лауреат Государственной премии СССР.

 

Рыдник Юрий Евгеньевич

президент ОАО (КБ) «БАЛТОНЭКСИМбанк»

Родился в 1966 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский финансово-экономический институт (1988).

Работал в НИИС ЛФЭИ (1988-90). Являлся партнером компании «Союзконтракт», затем – руководителем ее Санкт-Петербургского филиала (1993-96). В 1998-97 годах – генеральный директор холдинга «Союзконтракт» (одна из структур, поддерживавших В.Яковлева на выборах 1996 г.).

С 1996 г. – президент банка. С 1998 г. одновременно – председатель совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь».



Источники

[1]. Коцюбинский Д. Ставки сделаны // Новая газета в Санкт-Петербурге. – М. — СПб, 1999. – 28 июня – 14 июля. — №23. – С. 11.

[2]. Коцюбинский Д. Сергей Шевченко: «Губернатор боится успешных выборов спикера» // Петербургский Час пик. – СПб, 1999. – 23 июня. — №24. – С. 3.

[3]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в мае 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №5.

[4]. Горовой Е. Петербург на пороге войны // Новая газета в Петербурге. – М. — СПб, 1999. – 31 мая – 6 июня. — №19. – С. 4.

[5]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в феврале 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №2.

[6]. Шелин С. Роман Могилевский: Политический рынок грязнее, чем рынок товаров // Дело. — СПб, 1999. — 15 июня. — №11. — С. 5.

[7]. Смирнов А. Анатолий Алексашин: меня рекомендовал Клебанов // Коммерсантъ. — М., 1999. — 22 июня. — №106. — С. 14.

[8]. Грибанов В. Валерий Голубев будет руководить туризмом // Деловой Петербург. — СПб, 1999. — 25 июня. — №68. — С. 3.

[9]. Ершов А. Экспортер притормаживает антимонопольщиков // Деловой Петербург. — СПб, 1999. — 14 июня. — №63. — С. 5.

[10]. Невская А. МАП запустило «пробный шар» // Деловой Петербург. — СПб, 1999. — 14 июня. — №63. — С. 22.

[11]. Коцюбинский Д. Политическая деградация Законодательного собрания Санкт-Петербурга (январь-июнь 1999 года) // Выборы в Российской Федерации. Федеральный и региональный аспекты. – СПб. – Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия». — 1999. – С. 60-62.

[12]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в ноябре-декабре 1998 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1998. — №12 (83).

[13]. Драбкина Т. Санкт-Петербург в апреле 1999 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1999. — №4.

[14]. Овчинников Р. Выборы зимой, анализ – летом // Деловой Петербург. – СПб, 1999. – 30 июня. — №70. – С. 14.

[15]. Кореневский М. Яковлев и Дмитриева пойдут на выборы вместе // Коммерсантъ. — М. — 1999. — 22 июня. — №106. — С. 13.

[16]. Львов А. Чубайс думает, что знает, кто будет следующим президентом России и губернатором Петербурга // Новая газета. — М., 1999. — 14-20 июня. — №21. — С. 5.

[17]. Амосова У., Пирожков А. Производители водки купили банк // Деловой Петербург. — СПб, 1998. — 25 июня. — №68. — С. 8.