Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Дамир Фаритов *

Саратовская область
в июне 1999 года

Федеральный Центр отказывается поддержать некоторые принципиальные инициативы команды саратовского губернатора в сфере экономики.

В Саратовской области создается один из трех филиалов федерального Инвестиционного банка развития.

Обострение отношений между командой Дмитрия Аяцкова и мэрией Саратова привело к борьбе за влияние на городскую думу и средства массовой информации.

Представителя саратовской областной организации КПРФ по-прежнему не допускают в областную избирательную комиссию.

Публикация в саратовской газете «Богатей» послужила поводом для возбуждения уголовного дела.

Закон «Об образовании в Саратовской области» дал новые полномочия областной исполнительной власти и послужил уникальным примером лоббирования депутатами собственных интересов.

Главное

Июньская ситуация интересна уже тем, что едва ли не впервые с момента прихода Дмитрия Аяцкова на пост губернатора обозначилась принципиально новая тенденция развития событий внутри региона. Накануне серии электоральных кампаний, которая начнется в декабре этого года выборами в Государственную Думу и завершится летом-осенью следующего года выборами губернатора, произошло кардинальное изменение стратегии и тактики губернаторской команды (в данном случае этот термин достаточно условен, так как в большинстве случаев речь должна идти все же об инициативах и действиях самого губернатора) во взаимодействии с еще сохранившимися в области частично или полностью не зависящими от нее акторами. От постепенного, хотя и жесткого, их выдавливания из сферы реальной политики с последующей изоляцией от институтов и механизмов, способных оказывать влияние на происходящее в области, губернатор и его окружение перешли к активному наступлению. В итоге претендующие на независимость участники политического процесса поставлены перед выбором между следующими вариантами: полный отказ от таких претензий; добровольное или вынужденное сворачивание деятельности; уход за пределы области.

Одним из наиболее ярких знаковых событий стал слом структуры взаимоотношений между командой губернатора и мэрией Саратова, выразившийся в конфронтационных действиях, предпринятых обеими сторонами. Важно отметить, что конфронтация эта не вылилась в открытое противостояние — обе стороны проявили заинтересованность в поддержании мифа о стабильности положения в области и отсутствия в ней борьбы групповых интересов. В то же время началось наступление команду губернатора и на других направлениях, но в этих случаях речь уже не идет о конкуренции за обладание какими-либо значимыми ресурсами — на стороне губернатора здесь слишком подавляющее преимущество. Речь идет о полной и окончательной ликвидации или удалении из политической сферы противодействующих акторов, имеющих скорее символическую, чем реальную силу и наносящих команде губернатора едва ли больше вреда, чем пользы. Возможно, действия эти объяснялись желанием лишить саратовскую мэрию потенциальных союзников в случае дальнейшей эскалации конфликта.

В остальном область переживала на протяжении июня всплеск официальной активности, носящей отчетливо ритуальный характер и направленной исключительно на дальнейшее укрепление положительного регионального имиджа. Происходило это на фоне общей минимизации социальной активности. Политическая деятельность вступила в полосу обычного летнего спада, ее всплески отмечались только как ответ на провоцирующие действия команды губернатора. Значимых событий не происходило и в экономической сфере. Взаимоотношения области с федеральным Центром не претерпели крупных изменений (фактически получив полный контроль за деятельностью всех федеральных структур на своей территории и перехватив их полномочия, команда губернатора заинтересована теперь только в получении от Москвы возможно больших объемов финансирования), однако впервые планы команды губернатора в сфере как практической деятельности, так и мифотворчества столкнулись с открытым отказом Центра поддержать их. Складывается впечатление, что у Дмитрия Аяцкова нет полного взаимопонимания с командой Сергея Степашина, после смены состава правительства он лишился прежней поддержки, а его кредит доверия почти полностью исчерпан.

1.    Фон

Представляется, что общая картина происходящего в регионе была бы неполной без описания фоновых процессов. Как уже сообщалось в предшествующем обзоре, в конце мая Саратовская область вновь вступила в полосу резкой активизации деятельности по осуществлению международных и межрегиональных контактов. В июне эта тенденция, откровенно связанная с желанием команды губернатора усилить положительный имидж региона, используя механизм противопоставления по линии «стабильная область — нестабильная страна», сохранялась и усилилась. Более того, к ней добавилась и еще одна тенденция, связанная с деятельностью губернатора и его команды по формированию нового элемента регионального мифа — о Саратовской области как месте сосредоточения федеральной и международной общественной жизни. Третья тенденция — к усилению ритуализации и карнавализации общественной жизни — вновь заявив о себе еще в апреле, к июню достигла своего наиболее яркого проявления.

Если говорить о конкретном воплощении перечисленных тенденций, то первая из них нашла выражение в посещении Саратовской области целым рядом зарубежных делегаций. 2 июня в области побывала делегация в составе 12 представители посольств стран Европейского содружества. 7 июня краткий визит в Саратов нанес посол США. 11 июня в городе побывала делегация представителей органов власти и предпринимательских кругов Македонии. 13-14 июня состоялся официальный визит делегации во главе с верховным комиссаром ООН по правам человека Мэри Робинсон. 24 июня регион посетила японская делегация, включавшая в себя представителей Форума японо-российской дружбы XXI века. Со своей стороны, представители области во главе с губернатором 17 июня побывала в Грузии. Говорить о непосредственной практической пользе всех этих визитов пока достаточно сложно, тогда как их имиджевая польза несомненна. Все эти визиты либо носили ритуально-ознакомительный характер, либо заканчивались подписанием договоров о намерениях. Программы пребывания были весьма стандартны и неизменно включали в себя посещение двух наиболее стабильных и перспективных саратовских поставщиков — АО «Саратовстекло» и деревообрабатывающего предприятия «Карат плюс». Гости проявляли интерес к производимой ими продукции, но и только. Можно сделать вывод, что предпринимаемые уже не впервые попытки руководства Саратовской области перехватить у федерального Центра часть контроля за внешнеэкономической деятельностью пока не оказались слишком успешными, но будут продолжаться.

Интересно, что в тот же период попытки самостоятельного установления внешних контактов активизировала и саратовская мэрия. Едва ли можно считать случайным совпадением тот факт, что произошло это именно в момент, когда конкуренция между ней и командой губернатора перестала быть глубоко скрытым и почти не имеющим внешних проявлений процессом. Скорее, речь идет о попытке частичного выхода мэрии из-под контроля области, поисков ею прямых каналов для осуществления межрегиональных связей, не контролируемых губернатором. Во всяком случае, после майского приема в мэрии делегации болгарского города Добрича в июне состоялись визит ее представителей в Казань и подписание договора о сотрудничестве с Владикавказом, делегация которого побывала в Саратове. Однако складывается впечатление, что беря на вооружение методы областного руководства, используемые им по отношению к федеральному Центру, мэрия взяла слишком поздний старт. При дальнейшем развитии событий (речь о которых в основном пойдет ниже) по конфронтационному сценарию, она просто не успеет получить в свое распоряжение ресурсов, способных обеспечить ее успех в противостоянии. И количественный контраст между уровнями активности саратовской мэрии и областного руководства в сфере осуществления внешних контактов выглядит здесь достаточно красноречиво.

Вторая фоновая тенденция — карнавализации общественной жизни — нашла свое проявление в проведении двух широкомасштабных празднований: Дня принятия Декларации о государственном суверенитете РФ и Дня молодежи. И если второе празднование традиционно для Саратова и проходило в столь же традиционной форме, то в ходе первого проявился весьма любопытный симптом. По существу, областное руководство и здесь нашло возможность отмежеваться от федерального; воспринимаемое значительной частью населения с некоторым недоумением празднование «Дня независимости России» подверглось весьма показательной трансформации. К дням общегосударственного празднования было приурочено проведение Ассамблеи народов Саратовской области, которое полностью заслонило собой государственный праздник. Эта региональная инициатива не вызвала ни противодействия, ни недоумения в федеральном Центре, более того, его представители приняли в ней участие — в частности, министр по делам национальностей и федеральной политике РФ Рамазан Абдулатипов.

Третья тенденция — к формированию образа Саратова как центра международной общественной жизни — проявилась в проведении в нем на протяжении июня целого ряда разнообразных форумов и конференций, неизменно широко рекламировавшихся местными СМИ. 8-9 июня в Саратовской областной Думе прошел межрегиональный научно-практический семинар «Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев: пути и способы решения проблемы». А 21-23 июня в Саратове работало сразу несколько межрегиональных семинаров-совещаний: «О реформировании земельных отношений и организации использования земель в Саратовской области. Опыт организации и проведения землеустроительных и картографических работ, связанных с земельными преобразованиями в Российской Федерации»; «Реабилитация и экспертиза детей с ограниченными возможностями»; пленум Российской ассоциации акушеров-гинекологов «Инфекции в акушерстве, гинекологии и перинатологии» V Поволжской научно-практической конференции «Современные методы диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии». Наконец, в те же дни город стал местом проведения конференции по международному антинаркотическому сотрудничеству. Такое обилие мероприятий, проводимых одновременно, привело ко вполне анекдотическому случаю: прибыв на открытие пленума акушеров-гинекологов, губернатор Дмитрий Аяцков, то ли запутавшись в программе, то ли по инерции, начал говорить о проблемах борьбы с наркоманией.

В совокупности такое изобилие разного рода событий создавало впечатление всплеска общественной жизни и политической активности регионального руководства. Однако пока нечего сказать о каких-либо иных практических последствиях всей этой обширной «культурной программы», кроме имиджевых. Ею региональной руководство как бы завершило годовой политический цикл области, и какие-либо реальные следствия этого подъема можно будет наблюдать только по окончании летней паузы.

Интересно, что политическая оппозиция как бы невольно включилась в процесс, инициированный командой губернатора, поскольку в июне в Саратов нанесли визит представители руководства сразу трех политических организаций, считающихся на федеральном уровне оппозиционными.

9-11 июня в городе побывали первый секретарь ЦК РКРП Виктор Тюлькин и секретарь ЦК по рабочему движению Борис Ячменев, проведшие встречи и консультации со структурами РКРП и их сторонниками, а также один из лидеров «Сталинского блока «Трудовая Россия» и Офицеры за СССР» Виктор Анпилов. Последний побывал в Саратове в рамках программы осуществляемого «Сталинским блоком» «Похода за СССР» и, помимо встреч со сторонниками и представителями структур «Трудовой России» и КПСС, участвовал в небольшом митинге 22 июня, посвященном годовщине начала Великой отечественной войны. Находящиеся в состоянии взаимной конфронтации леворадикальные лидеры проводили свои мероприятия независимо и полностью игнорировали присутствие друг друга в городе. Влияния на общественно-политическую ситуацию в регионе все эти события не оказали.

Несколько в ином ключе прошло 16 июня совещание руководителей организаций Аграрной партии России регионов Поволжья с участием лидера АПР, депутата Государственной Думы РФ Михаила Лапшина. В данном случае «вписанность» мероприятия в общий сценарий событий, составленный командой губернатора, была отрефлексированной. Дмитрий Аяцков посетил совещание и выступил на нем, причем начал свое выступление с того, что пожурил аграриев за плохое качество дороги, ведущей к месту проведения их встречи. Помимо этого он подчеркнул, что Саратовская область — прежде всего аграрный регион, в АПР он видит своего союзника и не хотел бы, чтобы сейчас, накануне новых выборов в Государственную Думу РФ, она превращалась в сельхозотдел КПРФ. Материалы об этом выступлении распространялись пресс-службой губернатора, однако говорить о значимых политических последствиях этого события для области также кажется опрометчивым.

2.    Взаимодействия

2.1.       Команда губернатора — Центр

2.1.1.      Отказ Центра поддержать магистральные программы
Саратовской области

В последнее время одной из центральных тем саратовской региональной мифологии являлось возрождение промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе за счет получения инвестиций извне и прямых контактов с зарубежными фирмами. При этом в данном конкретном случае речь идет не только о формировании очередного мифа, но и о практическом воплощении определенных областных программ, прежде всего — по сотрудничеству с американской фирмой сельхозтехники «Кейс» и французской авиастроительной фирмой «Фалкон». Однако осуществить эти программы, опираясь исключительно на внутренние ресурсы, невозможно. Ранее подобные вопросы традиционно решались за счет взаимодействия с федеральным Центром, давно уже превратившимся для команды губернатора прежде всего в источник финансовых ресурсов. Однако в июне федеральный Центр впервые жестко и открыто сообщил об отсутствии у него намерений финансировать саратовские программы.

Первый вице-премьер Виктор Христенко, посетивший 26 июня Саратов, заявил, что российское правительство собирается выделить около 7 млрд. руб. «Ростсельмашу» на восстановление производства комбайнов, а поддерживать западного производителя не намеренно. Поэтому гарантий под кредит или средств на покупку 300 комбайнов «Кейс», которые уже ожидают отгрузки в Финляндии, с его стороны дано не будет.

По поводу гарантий кредита в размере $300 млн. под проект производства на Саратовском авиазаводе совместно с «Фалконом» новой модели самолета Христенко сказал, что новые гарантии правительство будет давать только в пределах суммы возвращенных регионами иностранных кредитов, за которые оно поручилось ранее. По словам вице-премьера, Саратовской областью просрочены выплаты внешних долгов, гарантированных российским правительством, на сумму $22 млн., поэтому ей пока рассчитывать не на что.

Фактически таким решением Правительство РФ ставит под удар экономическую программу команды саратовского губернатора — на фоне чисто мифотворческих построений, связанных с будущими успехами, проекты «Кейс» и «Фалькон», связанные с возрождением производства на САЗ (где в дальнейшем предполагается начать и производство комбайнов), были едва ли не единственными, вступившими в стадию относительно успешной практической реализации.

2.1.2.      Саратовский инвестиционный банк развития

Не получая от федерального Центра ни прямых дополнительных капиталовложений, ни гарантий под зарубежные кредиты, команда саратовского губернатора, тем не менее, продолжает изыскание путей для пополнения своих финансовых ресурсов, задействуя при этом и различные федеральные механизмы.

Так, депутаты Саратовской областной думы 23 июня без обсуждения и единогласно разрешили областному правительству приобрести в государственную собственность области 25% плюс одну акцию Саратовского инвестиционного банка развития (СИБР), создаваемого на базе «Конфинбанка», на общую сумму 8,25 млн. руб. Оплата акций будет произведена из средств областного бюджетного фонда целевых субвенций (ранее утверждалось, что этот фонд будет расходоваться на решение проблем выплаты возросшей с 1 апреля заработной платы бюджетников). Новый банк освобожден в 1999 году от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет.

На предыдущем заседании думы депутаты резко высказались против такого шага. Причиной возмущения была его непроработанность — с большинством думцев просто предварительно не посоветовались и персонально не попросили о поддержке. Видимо, теперь эта грубейшая аппаратная ошибка была исправлена. СИБР станет одним из трех региональных дочерних банков Российского банка развития, созданного еще правительством Примакова. Ежегодный размер кредитных вложений в экономику страны российского банка составит 705 млн. руб.

Предполагаемая эффективность вложений правительства области в проект СИБР составит для облбюджета-2000 167,6% годовых. Особо следует отметить, что деятельность СИБР, как и остальных федеральных структур на территории Саратовской области, будет в основном контролироваться не Центром, а региональным руководством. В этой связи есть все основания полагать, что одной лишь указанной цифрой выгода от создания в регионе филиала российского банка не ограничится.

2.1.3.      Подготовка к выборам в Государственную Думу РФ

Среди основополагающих планов команды саратовского областного руководства его представителями, в том числе и губернатором Дмитрием Аяцковым, не раз назывались намерения укрепить позиции региона в федеральных органах законодательной власти посредством организованного участия области в выборах в Государственную Думу РФ с последующим созданием в ней некой «саратовской» или «поволжской» фракции (предполагается, что к саратовским депутатам по принципу комплементарности интересов присоединятся и депутаты от соседних субъектов РФ). В июне губернатор наконец четко сформулировал свои намерения относительно выборов.

На прошедшем 25 июня расширенном заседании Совета по местному самоуправлению при губернаторе с участием членов Правительства Саратовской области, депутатов саратовской областной и городской дум, районных представительных органов власти, глав администраций муниципальных образований и округов, руководителей вузов, предприятий и учреждений (всего 620 человек), а также гостей из федеральных структур (заместителя председателя Государственной Думы РФ Сергея Бабурина, начальника управления по правовым вопросам Госдумы Владимира Исакова, уполномоченного РФ по правам человека Олега Миронова) и в присутствии представителей СМИ Аяцков заявил: «Мы выберем того, кто нам нужен. Соберем Общественную палату, составим общий список из четырех человек (по числу округов в Саратовской области. — Д.Ф.) и проведем выборы. Избирательные технологии у нас для этого есть».

Следует заметить, что в эту схему не укладывается обязательное участие в выборах кандидатов от КПРФ, которая заведомо не пойдет с командой губернатора ни на какие переговоры о «согласованном выдвижении». Однако весь предшествующий опыт позволяет предположить, что коммунисты ничего не смогут противопоставить «избирательным технологиям», построенным на использовании исполнительной вертикали в качестве базового элемента механизма ведения предвыборной борьбы поддержанными губернатором кандидатами. Таким образом, «наступление» саратовского руководства на Государственную Думу почти гарантированно завершится полным успехом хотя бы в части формирования «саратовской группы» из четырех человек. Гораздо проблематичнее выглядит присоединение к ней других депутатов. Дмитрий Аяцков слишком очевидно связывает все свои избирательные планы с НДР, не идя на прямые контакты с «губернаторскими» избирательными блоками и стремительно ухудшая отношения даже с «Отечеством». Правда, открытой конфронтации с последним еще не произошло, но его саратовская организация, первоначально поддержанная Аяцковым, в настоящее время такой поддержки лишена и действует почти без контактов с ним.

Что же касается губернаторских блоков, то Дмитрий Аяцков неизменно отзывается о них уничижительно. Так, на встрече с делегацией посольств стран Евросоюза он заявил, что те, кто не хочет заниматься экономикой, занимается политической деятельностью, потому и появляются «Партия душистого мыла», «Партия пенистого пива» и «Шепот России».

В свете желания сформировать как можно более многочисленную и влиятельную «саратовскую» группу в Государственной Думе вполне логично выглядит и последовательно пропагандируемая позиция Аяцкова как противника выборов по пропорциональной системе — замена избирательной системы на чисто пропорциональную привела бы к увеличению числа округов, в том числе — и на территории Саратовской области.

На той же встрече с делегациями посольств Аяцков так сформулировал свои представления о процессе формирования нижней палаты парламента: отменить выборов по партийным спискам; партийные фракции формировать только после выборов, чтобы не имело места создание партий под лидера; объединение всех «демократов» в «Правое дело», а остальных в «Народовластие», что приведет к созданию двухпартийной системы, «если нельзя без этого».

2.2.       Взаимодействия внутри команды губернатора

Очередная серия перестановок и реорганизаций прошла в первой половине июня в правительстве Саратовской области. Лишился поста министр здравоохранения Валентин Завалев, перешедший на должность заместителя мэра Саратова, начальника департамента социальной сферы. Отстранен и еще один министр — строительства и архитектуры — Николай Зенин.

Напротив, повышение получил министр торговли Ринат Халиков, ставший заместителем председателя правительства, курирующим сферу строительства и ЖКХ; были несколько расширены полномочия заместителя председателя правительства Александра Дурнова.

Источники в правительстве области оценивают произошедшее как следствие борьбы за сферы влияния, развернувшейся внутри команды губернатора между двумя клиентистскими группировками — заместителей председателя правительства Владимира Марона (непрерывно усиливавшего в последнее время свои позиции) и Александра Дурнова (ранее доминировавшего в команде губернатора, но в дальнейшем потесненного новыми фигурами). По всей видимости, расширение полномочий Дурнова при одновременном ударе по клиентеле Марона было произведено губернатором вполне сознательно — и не в связи с какой-либо специфической провинностью Марона, а исходя из обычной тактики Аяцкова, основанной на немедленном разрушении и ослаблении любых группировок, длительное время усиливающих свои позиции, даже если они не представляют для него непосредственной угрозы.

2.3.       Команда губернатора — мэрия Саратова

2.3.1.      Депутатская группа «Центр»

Как уже говорилось выше, июнь ознаменовал слом прежней системы взаимоотношений между командой губернатора Саратовской области и командой мэра Саратова Юрия Аксененко. Противоречия между ними, характерные для многих субъектов РФ, существовали фактически с момента их формирования. Тем не менее, Аксененко продолжал оставаться на посту, несмотря на ранее предпринимавшиеся командой губернатора попытки подорвать его положение и сместить мэра, действуя в рамках федерального и областного законодательств. Несколько раз — особенно в ходе электоральных кампаний — противоречия двух группировок на время становились очевидными, приводя к параллельному выдвижению «кандидатов губернатора» и «кандидатов мэра». В таких случаях, как правило, побеждали кандидаты мэра, и одной из причин нынешней эскалации конфликта представляется именно необходимость борьбы за ресурсы города, где, в случае возникновения противоречий по поводу кандидата, представитель команды губернатора может потерпеть поражение.

Здесь следует напомнить, что мэр Саратова, как и главы всех муниципальных образований области, избирается не населением, а депутатами городской думы из их же числа по представлению губернатора или по их собственному предложению. Городская дума Саратова при этом в основном контролируется Аксененко и при нынешнем ее составе невозможно добиться отстранения мэра без широкого скандала и риска столкнуться с непреодолимым сопротивлением депутатов.

Датой окончательного перехода от системы взаимоотношений, основанной на согласовании интересов, к конфронтационной следует, видимо, считать 9 июня, когда в мэрии Саратова провели пресс-конференцию члены созданной накануне в Саратовской городской думе депутатской группы «Центр». В нее вошли Л.Баранова, А.Бирюков, И.Захаров, А.Линев, М.Макеенко, В.Мальцев, В.Незнамов, Р.Пипия, В.Таллер, В.Цопин и Н.Черненко. Таким образом, в работающей уже два с половиной года думе образовалась первая внутренняя группировка. По словам ее создателей, несмотря на то, что внутригрупповая дисциплина этого коллектива будет достаточно строгой (за исключением голосования по принципиальным для каждого члена вопросам), управляться она будет демократично — на учредительном собрании участниками были избраны четыре сопредседателя «Центра» — И.Захаров, В.Мальцев, В.Таллер и Н.Черненко.

Побудительными мотивами создания группы были названы неудовлетворенность работой всей думы, ее комиссий и депутатов, а также ее незначительное влияние на социально-экономическое положение города и его жителей. «Центристы» также рассказали, что после создания своей структуры они имели разговор с Юрием Аксененко, который поинтересовался мотивами создания «Центра» и после долгого обмена мнениями отнесся к этому событию с пониманием. Одной из основных задач группы было названо инициирование внесения изменений в устав города по разграничению полномочий между мэрией и думой — по мнению «центристов», совмещение постов руководителей двух ветвей власти не является эффективным, а мэра следует избирать всеобщим голосованием.

Депутаты отвергли возможность лоббирования интересов мэра или губернатора в своей деятельности. Однако это утверждение представляется совершенно неправдоподобным. Среди членов «Центра» присутствуют советники губернатора, и, более того, люди из его близкого окружения, такие, как Роман (Гулади) Пипия или Владимир Таллер. С учетом этого обстоятельства, нет никаких сомнений, что группа создана именно как инструмент борьбы против команды Аксененко, ведущейся на ее территории. Подобным инструментом в областных структурах власти мэр не располагает, в связи с чем становится не способен на симметричный ответ губернатору в случае усиления конфронтации. Создание «Центра», несмотря на отрицание его членами связей с губернаторской командой, равнозначно открытому объявлению войны, не оставляющему Аксененко выбора и вынуждающему его защищаться.

Явно готовясь к дальнейшему обострению отношений, мэрия провела чистку своих рядов. С одной стороны, из нее под различными предлогами удалялись реальные и потенциальные сторонники губернатора, многие из которых немедленно находили себе работу в правительстве области и смежных с ним структурах, с другой — в мэрию были приняты на работу некоторые персоны, уволенные из правительства в связи с июньскими кадровыми перестановками.

2.3.2.      Борьба за средства массовой информации

Еще в ходе создания в Саратовской городской думе группы «Центр» в Саратове развернулась достаточно традиционная для региона борьба за ресурсы в сфере массовой информации. Позиции мэрии в этой сфере выглядели достаточно слабыми — в ее распоряжении имелись только газеты «Саратовская мэрия» и «Совфакс» (последняя является совместной газетой центральных районов Саратова). В распоряжении команды губернатора находились все остальные, в том числе, электронные СМИ. Видимо, не рассчитывая на первом этапе захватить контроль хотя бы над частью губернаторских ресурсов в этой сфере, мэрия предприняла весьма откровенную попытку хотя бы ослабить имеющийся контроль.

С использованием в качестве своего рода «агентов влияния» руководства и журналистов «Совфакса» и «Саратовской мэрии» было начато внедрение в журналистские круги небезосновательной точки зрения, сводящейся к тому, что СМИ в Саратове находятся в полном подчинении у структур власти, не проводят самостоятельной политики, абсолютно зависимы в своих суждениях и не пользуются уважением ни основных ньюсмейкеров, ни населения. В качестве выхода из сложившегося положения было предложено создание новой журналистской организации (в качестве вариантов предлагались «партия», «движение», «ассоциация» и «профсоюз»).

4 июня в кабинете редактора газеты «Саратовская мэрия» Владимира Спирягина прошла встреча редакторов и журналистов саратовских газет. Речь на ней шла о проведении форума руководителей СМИ области 8-9 июня в Балашовском районе. По предложению Спирягина, на форуме главной задачей должно было стать создание общественного совета работников СМИ, куда вошли бы пять уважаемых жителей Саратова и пять журналистов. Всем присутствующим на встрече в редакции был роздан проект Хартии работников СМИ Саратовской области. Спирягин предложил в повестку второго дня работы форума внести вопрос об отношении власти к СМИ на территории региона. Им было сделано заявление о том, что со стороны комитета по общественным связям при губернаторе имели место звонки в администрацию Балашова. В ходе телефонных переговоров обсуждалась целесообразность проведения готовящегося форума.

Тем не менее, форум состоялся в оговоренный срок. Никаких неожиданностей на нем не произошло, следует отметить лишь отсутствие на нем представителей команды губернатора. Подписание Хартии работников СМИ состоялось, однако никакого обсуждения взаимоотношений с властью не получилось — возможно, по причине того, что журналисты явно отнеслись к происходящему как к развлекательному мероприятию. Также не состоялось избрание Общественного совета. Фактически встреча провалилась и пока не получила сколько-нибудь значимого продолжения.

Однако продолжение — причем, весьма неожиданное даже для информированных местных наблюдателей — получила сама борьба за информационные ресурсы. 24 июня в редакции газеты «Саратов» прошло собрание акционеров, на котором, по предложению Михаила Захарова, владельца, как утверждают осведомленные лица, ряда торговых точек и нескольких телефонных станций, а также держателя 60% акций издания, было принято решение об отстранении от должности главного редактора Евгения Акимова, занимавшего этот пост с начала 1994 года. Основанием для смещения Акимова послужило якобы катастрофическое финансовое положение газеты, особенно усугубившееся после 17 августа 1998 года и выразившееся в долгах по изданию и низкой оплате труда журналистов (из-за последнего обстоятельства за последнее время редакция лишилась всех ведущих корреспондентов).

На том же собрании акционеров исполняющим обязанности главного редактора был назначен заместитель Акимова по финансовым вопросам Черкашин. По поводу же избрания нового руководителя газеты распространяется мнение, что к этому процессу подключилась, по собственной инициативе, администрация Саратова, желающая видеть в этой должности редактора «Саратовской мэрии» Владимира Спирягина. Причем, как оказалось, накануне своего смещения Акимов обращался в мэрию с предложением о соучредительстве и получил согласие. В этой связи смещение Акимова многие объясняют инициативой команды губернатора, таким образом пытающейся не допустить перехода одной из крупнейших газет области под контроль своих конкурентов.

2.4.       Команда губернатора — оппозиция

2.4.1.      Представитель КПРФ в облизбиркоме

В июне продолжал развиваться конфликт вокруг представителя КПРФ в областной избирательной комиссии. Следует напомнить, что право иметь представителя в облизбиркоме гарантируется саратовской областной организации КПРФ федеральным законодательством как партии, имеющей фракцию в Государственной Думе РФ. Ранее областная дума, выступающая в данном случае как проводник политики команды губернатора, уже прямо отказывала коммунистам в этом праве, но проиграла судебное разбирательство. После этого дума использовала свои законотворческие возможности и приняла поправку к региональному закону по порядку формирования комиссии, в соответствие с которой приняла на себя право утверждать голосованием кандидатуры представителей любых общественных организаций. Теперь структуры парламентских партий в регионе имеют право выдвигать своих представителей, но депутаты могут отклонить конкретного кандидата, проголосовав против него. При этом каждую кандидатуру можно выдвигать не более двух раз. В процессе формировании облизбиркома дума отклонила, опираясь на эту поправку, двух кандидатов — от КПРФ и ЛДПР.

5 июня прошла пресс-конференция представителей саратовского обкома КПРФ с участием его первого секретаря Валерия Рашкина, секретарей Сергея Афанасьева и Владимира Юркина, а также управляющей делами Ольги Алимовой, которая и была выдвинута КПРФ в качестве своего представителя в облизбиркоме. На ней было сообщено, что КПРФ вновь намерена опротестовать действия областной думы в суде. По словам Афанасьева, происходящее — не что иное, как политический маневр, предпринимаемый думой для затягивания процесса включения представителя КПРФ в облизбирком. По мнению Алимовой, невключение в избирательную комиссию представителя КПРФ — не только неуважение к партии, имеющей фракцию в Госдуме РФ, но и нанесение ей морального ущерба, поэтому она намерена подать иск в суд в связи ущемлением ее прав по политическим мотивам с требованием компенсации морального ущерба. Афанасьев также напомнил, что 29 марта областной суд обязал включить Алимову в состав облизбиркома с мотивировкой в адрес ответчика о том, что дума не вправе решать вопрос о включении, исходя из конкретной личности. Это решение областного суда было поддержано Верховным Судом РФ и Генпрокуратурой РФ.

Позиция КПРФ позже была поддержана объединением «За честные выборы в Саратовской области», включающей в себя более 20 региональных политических организаций. Впрочем, следует учитывать, что стержневой структурой в нем также является КПРФ. 23 июня объединением было организовано пикетирование областной думы в ходе ее очередного заседание, на котором кандидатура от КПРФ вновь была вынесена на голосование. Однако эта акция не имела никаких последствий.

Собственно, на голосование были внесены обе не прошедшие на предыдущем заседании кандидатуры — не только Алимова, но и представитель ЛДПР Станислава Торопова. За Торопова проголосовало 28 депутатов, против — 5; за Алимову — 13, против — 20. Таким образом, коммунисты вновь не смогли реализовать своего права на представительство в облизбиркоме, и теперь, следуя областному законодательству, обязаны в следующий раз представить на утверждение в избирком новую кандидатуру. Таким образом, формально не отказывая КПРФ в представительстве, дума явно намерена затягивать решение данного вопроса возможно дольше.

Следует заметить, что в данном случае речь не идет об отказе коммунистам в возможности влиять на решения, принимаемые областным избиркомом (абсолютное большинство в нем в любом случае будет представлять интересы губернатора) или контролировать ход избирательной кампании. Не допуская единственного представителя реальной оппозиции в избирком, команда губернатора отчетливо ставит перед собой цель полностью исключить ее из региональных политических процессов, отказать ей в праве даже заявлять о своей позиции, пользоваться даже минимумом институциональных ресурсов. Противопоставить этим намерения КПРФ может лишь апелляцию к судебной власти. Однако, как показывает опыт, такие апелляции малоэффективны и почти никогда не приводят к желаемому результату. Поэтому вероятность успешного для коммунистов развития событий исчезающе мала. Возможно, их представитель (но не Алимова, пользующаяся репутацией сильного, самостоятельного и независимого политика и высококвалифицированного юриста, уже неоднократно выходившая победительницей из судебных процессов против областных властных структур) все же будет допущен в комиссию, но лишь после того, как значительная часть наиболее важных решений будет принята.

2.4.2.      Борьба против газеты «Богатей»

Как уже говорилось выше, одним из доминирующих процессов в июне стала борьба за ресурсы в сфере массовой информации, осуществляемая в предвыборном контексте. Однако эта борьба не ограничивалась процессом перераспределения ресурсов между командой губернатора и саратовской мэрией. В Саратове существует и ряд печатных СМИ, не контролируемых ни одной из сторон и пытающихся осуществлять независимую информационную политику. Наиболее авторитетным среди них является «Богатей» — газета Саратовской ассоциации торговых предприятий, оппозиционной прежде всего экономическому курсу губернатора.

О начале судебного разбирательства против этой газеты и опубликовавшего в ней свои высказывания («Богатей», №3 и №6, 1999 год) бывшего руководителя Саратовского облУВД генерала Булгакова уже сообщалось в предшествующих обзорах. Жалоба в суд была подана вице-губернатором, секретарем областного Совета безопасности Александром Мирошиным, обвинившего Булгакова и «Богатей» в клевете и нанесении ему морального ущерба.

В июне данное судебное разбирательство приняло характер широкомасштабной акции, осуществляемой одновременно по нескольким направлениям. Кировским РОВД Саратова были начаты следственные мероприятия по возбужденному по заявлению Мирошина уголовному делу (распространение в СМИ заведомо ложных сведений), а 9 июня в Кировском райсуде Саратова начался судебный процесс по гражданскому иску Мирошина о защите чести, достоинства и деловой репутации. При этом в Кировском РОВД была сформирована следственная бригада из трех сотрудников, которые развернули небывалую для таких случаев активность Одновременно с этим главным редактором «Богатея» была получена повестка в Октябрьский райсуд, куда поступило исковое заявление начальника Управления федеральной налоговой полиции по Саратовской области Алексея Яцкова, связанное все с тем же интервью Булгакова. Интересно, что повестку в суд принесла сотрудница Октябрьского РОВД!

Начавшийся 9 июня процесс к концу месяца так и не породил каких-либо определенных результатов. Слушание было отложено до тех пор, пока заключение по тексту высказываний Булгакова не даст комиссия, состоящая из экспертов-филологов. Судом был подготовлен список из 32 вопросов, часть из которых заведомо не является предметом языковедческого анализа — например: «Может ли непредвзятый читатель сделать вывод из чтения статьи, что Мирошин — один из крупнейших коррупционеров?».

Происходящее наводит на мысль, что подача гражданских исков Яцковым и Мирошиным, а также заявления последнего о возбуждении уголовного дела имеют сугубо политический характер и направлены прежде всего на ликвидацию «Богатея». Свидетельством тому, например, тот факт, что размер требуемой Мирошиным с газеты компенсации за моральный ущерб составляет 150 тыс. руб. — деньги, более чем солидные даже для такого учредителя, каким является САТП. В то же время с Булгакова истец требует символическую сумму.

3.    Закон об образовании

21 июня в Саратовской областной думе состоялась пресс-конференция заместителя председателя комитета по проблемам социальной сферы Юрия Сычева. Магистральной ее темой стал принятый думой на предшествовавшем заседании закон «Об образовании в Саратовской области».

Представляя новый правовой акт, многомесячный процесс разработки которого можно считать рекордным по продолжительности для Саратовской областной думы, Сычев провел его сжатый, но весьма подробный постатейный обзор. Закон, по его утверждению, ни одним пунктом не противоречит федеральному, лишь дополняя и конкретизируя его. Кроме того, этот правовой акт призван защитить права региона в сфере контроля за образовательными процессами на своей территории. Так, например, статья 5 четко прописывает понятие областной системы образования, статья 6 вводит областной компонент образовательных госстандартов, устанавливаемый как часть последних с учетом местных особенностей и т.п. С другой стороны, на областной уровень вынесены и некоторые моменты, связанные с контролем за деятельностью муниципальных образовательных структур — так, их руководители теперь назначаются только по согласованию с соответствующими подразделениями правительства Саратовской области. В целом, и это в данном случае выглядит самым главным, закон закрепляет за областными органами исполнительной власти обширные полномочия: с ними должны согласовываться наиболее важные вопросы, связанные с функционированием в области учреждений профессионального образования, они утверждают временные (до появления постоянных федеральных) положения о деятельности специальных учебных учреждений в части, не урегулированной федеральным законодательством, совместно с федеральными органами участвуют в аттестации и аккредитации вузов (если иное не предусмотрено общероссийскими законами), с ними согласуются получение лицензий на право ведения образовательной деятельности, планы приема в вузы, введение новых и ликвидация старых специальностей, которым обучают в последних.

Сычев ничего не смог сказать о стоимости нового закона, подчеркнув лишь, что его статьи, нуждающиеся в финансировании, вступят в действие лишь с 2000 года, после утверждения соответствующего годового бюджета. Тем не менее, он заявил: «Мы не первые, но я надеюсь, что наш закон получился если и не лучшим, то одним из лучших».

Отчетливое расширение сферы компетенции областных органов исполнительной власти как за счет муниципальных структур, так и за счет федеральных, не является единственным значимым следствием принятия данного закона. Второй важный аспект этого решения имеет специфически региональный характер, но именно с региональной точки зрения не менее значим в силу своей исторической специфики.

В ходе пресс-конференции стало известно, что статья 19 нового закона содержит положение, в соответствии с которым возврату подлежат все помещения, ранее принадлежавшие учебным заведениям области, но по тем или иным причинам отобранные у них. Положение это, по словам Сычева, было включено в закон по предложению депутат Владимира Южакова. Пикантность ситуации в том, что Южаков вне думы занимает должность ректора Поволжской академии государственной службы, которая уже на протяжении ряда лет ведет борьбу за возвращение отобранного у нее (вернее, тогда еще — у Высшей партийной школы) так называемого Старого корпуса. Корпус этот решением российского правительства еще в 1991 году был передан остро нуждавшемуся в помещении художественному музею имени Радищева, однако ставший первым преемником ВПШ Поволжский кадровый центр долгое время отказывался данное решение выполнять и уступил лишь в 1994 году после длительных судебных разбирательств и под давлением общественности (проводились, в частности, пикетирования зданий мэрии и обладминистрации с участием учеников художественных школ). С тех пор ПКЦ-ПАГС не раз поднимал вопрос о возвращении корпуса, но каждый раз без успеха. В конце концов, видимо, в качестве своего рода компенсации, ПАГС был передан бывший корпус Саратовского госуниверситета. При этом создалось впечатление, что конфликт удалось завершить компромиссом. Однако новая инициатива Южакова позволяет предположить, что борьба отнюдь не окончена и теперь получит продолжение на новой законодательной основе.

За Саратовской областной думой, где подавляющее большинство депутатов занимаются законодательной деятельностью на непрофессиональной основе, давно и прочно закрепилась репутация структуры, служащей прежде всего для решения проблем депутатов по основному месту работы. Однако столь отчетливое подтверждение этой точки зрения можно наблюдать впервые.

Заключение

Как представляется, основным фактором, влиявшим на развитие событий в июне, стало начало активной фазы подготовки к выборам в Государственную Думу РФ. В ее рамках команда губернатора предприняла открытое наступление на потенциальных политических конкурентов — как способных оказать ей некоторое реальное противодействие (мэрия Саратова), так вряд ли сейчас способных на него (КПРФ). Высокий уровень ее активности, в том числе — в имиджево-мифотворческой сфере, не оказался подкреплен какой-либо отчетливой канализирующей ее целью. Складывается впечатление, что Дмитрий Аяцков и его команда работают вхолостую, действуя во многом по инерции. Так, инерционной выглядит борьба с уже не способной влиять на ситуацию КПРФ (значение этой борьбы может стать лишь чисто символическим — в случае, если коммунисты все же капитулируют окончательно и согласятся на роль элемента периферии команды губернатора). Инерционным выглядит и остаточное наступление на полномочия федерального Центра. Важнейшие из федеральных структур в регионе давно находятся под контролем Дмитрия Аяцкова, и законодательное освоение второстепенных областей, к которым можно отнести сферу образования, также не является в этом контексте событием, имеющим принципиальное значение. Здесь можно говорить лишь о переводе части полномочий региональной власти из неформальных в категорию формализованных.

По всей видимости, команда губернатора, единственный влияющий на ситуацию в Саратовской области актор, переживает в настоящее время кризис цели. Причина его, как представляется, в том, что до недавнего времени все внутрирегиональные процессы осуществлялось в пределах вилки двух сверхзадач — «возможно большее расширение полномочий региональной власти, возможно больший в пределах существующего законодательства уход области из под контроля федерального Центра» и «подготовка Дмитрия Аяцкова к превращению в федерального политика с последующим переходом в Москву». Теперь же первое направление исчерпало себя — дальнейшее движение по этому пути приведет лишь к неминуемым конфликтам с федеральным законом. Второе на какой-то период также не актуально, поскольку сейчас у Аяцкова нет перспектив перемещения на высокую должность в федеральных органах власти. Однако движение в обоих этих направлениях хотя и малыми темпами, но продолжается. В частности, рискованным шагом с точки зрения вторжения в сферу действия федерального законодательства представляются попытки областной думы лишить КПРФ возможности воспользоваться правом на представительство в облизбиркоме. Что касается второго направления, то на имидж Аяцкова как федерального политика, безусловно, работают постоянные визиты в область зарубежных гостей. При этом практическая ценность всех этих действий весьма невелика.

В таких условиях и в виду вполне вероятной перспективы финансового кризиса реальными выглядят замыкание регионального режима в границах области на фоне дальнейшего его ужесточения и криминализации, сведение к минимуму остатков демократических институтов, борьба за ликвидацию любых не включенных в систему команды губернатора политических и экономических групп, пытающихся осуществлять независимую деятельность. С другой стороны, ситуация провоцирует формирование в регионе «новой оппозиции», опирающейся на политические и экономические структуры, не удовлетворенные своим положением в установившейся иерархии. Одной из ядерных структур в ней может стать областная организация «Отечества».

 

Приложение

ХАРТИЯ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Мы, работники средств массовой информации Саратовской области, понимая миссию печати, телевидения и радио в обеспечении права каждого гражданина на свободу выражения мысли и права общества на полноту информации; осознавая свою ответственность за приоритетное распространение в прессе и эфире отечественного печатного и телерадиопродукта, за сохранение и развитие национальных культурных ценностей;

соглашаясь, что результат исполнения профессионального долга зависит не только от совершенства законодательной базы, регулирующей отношения работников СМИ, властных структур и общества, но и от норм журналистской этики, диктующих правила самоограничения и устанавливающих грань дозволенного в публичном распространении материалов, способных нанести вред нравственному, физическому и умственному здоровью людей;

исходя из того, что любые попытки установления норм и руководящих принципов профессии должны исходить от самих журналистов и формироваться с учетом мирового и отечественного опыта, совершенствуясь по мере развития цивилизованных, справедливых и честных отношений в сфере массовой информации;

выражая приверженность Декларации принципов поведения журналистов, принятой конгрессом Международной федерации журналистов в 1954 году, исправленной и дополненной в 1986 году, и Кодексом профессиональной этики журналиста, принятым правлением Саратовской областной организации Союза журналистов России;

соглашаемся добровольно и неукоснительно придерживаться следующих правил и норм поведения в своей профессиональной деятельности.

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Проведение четких различий между сообщениями о фактах, комментариями и предложениями во избежание их отождествления.

Незамедлительное исправление допущенных в сообщениях ошибок и неточностей в такой форме, чтобы читатели, телезрители и радиослушатели имели полную возможность его заметить.

Отказ от распространения информации, основанной на слухах, и дезинформации.

 

ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И НРАВСТВЕННОСТИ

Уважение и соблюдение неприкосновенности частной жизни граждан.

В использовании материалов, связанных с частной жизнью, СМИ руководствуются необходимостью защиты общественных интересов.

Под общественными интересами в целях настоящей хартии понимается: необходимость защиты основ конституционного строя; предотвращение угрозы безопасности государства; обнаружение преступления; защита общественного здоровья и безопасности населения; предупреждение общества от введения в заблуждение какими-либо действиями, документами или сообщениями лица или организации.

Соблюдение объективности и особой тщательности при распространении сведений о возбужденных, расследуемых и разрешаемых судом уголовных делах.

Стремление к качественному равному изложению позиций обвинения и защиты всех участвующих в деле лиц.

Максимально тактичное отношение к пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также к их родным и близким.

Отказ от ущемления нравственных интересов детства и юношества в средствах массовой информации, в том числе в теле- и радиопередачах, необоснованной идентификации несовершеннолетних, вовлеченных в половые преступления в качестве жертв, свидетелей и подсудимых.

Отказ от сообщений о покушениях на самоубийство, если такие сообщения не продиктованы необходимостью защиты общественных интересов.

Отказ от демонстрации либо описания чрезмерной жестокости и насилия.

Под демонстрацией либо описанием чрезмерной жестокости и насилия в целях настоящей хартии понимается излишне натуралистичные, неоправдано подробные и шокирующие описания и показ документальных сцен умерщвления людей и животных, издевательств над людьми и животными с использованием насилия, а также сцен последствия преступлений, катастроф и стихийных бедствий с детальным изображением ранений, трупов, значительных увечий, следов пыток, побоев и т.п. — если это не продиктовано необходимостью защиты общественных интересов.

Отказ от излишне сенсационной подачи материалов об открытиях и достижениях в области медицины, могущих вызвать у читателей, телезрителей и радиослушателей неоправданные опасения и надежды.

 

ЯЗЫК

Стремление к чистоте, правильности и образности русского языка в прессе и телерадиоэфире, отказ от неоправданного, примитивно-подражательного заимствования иностранных слов, употребления ненормативной лексики.

 

ДЕЙСТВИЯ, НЕСОВМЕСТИМЫЕ С НОРМАМИ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Обнародование информации не должно ставиться в зависимость от политических, коммерческих и иных интересов третьих лиц.

Недопустимо получение информации обманным путем, а также путем запугивания или подкупа.

Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний.

Устанавливая вышеприведенные правила и ограничения, подписавшие хартию соглашаются следовать им неуклонно и в полном объеме.

Для контроля за реализацией положений настоящей Хартии учреждается Общественный совет работников СМИ.

Положение об Общественном совете работников СМИ, его регламент и персональный состав утверждаются специальным договором.

Сторонники настоящей хартии обязуются добровольно, в полном объеме и указанные сроки выполнять решения и рекомендации Общественного совета работников СМИ и незамедлительно информировать своих читателей, зрителей и слушателей о состоявшемся решении и его исполнении.

Настоящая хартия открыта для присоединения к ней всех редакций газет и вещательных организаций области, согласных с ее положениями.

 

 

 



* Автором использованы материалы Поволжского информационного агентства.