Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Вера ОХОТА, Ирина АЛЕКСАНДРОВА

Псковская область
в июне 1999 года

Степень влияния и уровень доверия для 30 ведущих политиков Псковской области. Методы работы вице-губернатора Гавунаса М. С. с трудовыми коллективами города. Кадровые перемены. Принятие Закона «Об областном бюджете на 1999 год». Депутат областного Собрания Савицкий И. предъявляет претензии руководителю налоговой полиции по Псковской области Подзноеву Г. С. Псковская городская Дума отчитывается о проделанной работе. Скандальная ситуация вокруг газеты «Новости Пскова». В Острове муниципальные власти нашли оригинальный путь сокращения расходов. Предвыборная кампания в депутаты Псковского областного Собрания депутатов. Итоги выборов. Совещание по вопросам упрощенного пересечения российско-латвийской границы. В Пскове сформирован миротворческий батальон для отправки в Боснию.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Политические семейства Псковской области. Общественное мнение

В мае в Псковской области был проведен очередной социологический опрос. Эксперты-корреспонденты, проживающие и работающие во всех 26 муниципальных образованиях Псковской области, оценили степень влияния 95 ведущих областных политиков на общественно-политическую ситуацию в регионе. Затем жители Псковской области оценили степень своего личного доверия к политикам, получившим наиболее высокие показатели по уровню влияния. В первой графе предлагаемой таблицы в скобках указано место, который данный политик занял по итогам предшествующего (третьего) экспертного опроса. В графе «Коэффициент влияния» в скобках указана разница по данному коэффициенту в сравнении с третьим циклом исследования, а в графе «Рейтинг доверия» — разница в указанном рейтинге (в процентах, по итогам опросов общественного мнения). Опрос проводился во всех городах и районах области. Опрошено 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше, выборка репрезентативна по полу и возрасту. Должности политиков указаны на момент проведения исследования.

Таблица 1

 

Ф. И. О.

Должность

Коэффициент влияния

Рейтинг доверия

1 (1)

Шматов Ю.А.

Председатель Псковского областного Собрания депутатов

6,96 (+0,06)

23,3 (+0,1)

2 (2)

Прокофьев А.В.

Мэр г. Пскова

6,03 (-0,28)

14,7 (+1,1)

3 (4)

Мигров А.А.

Мэр г. Великие Луки

5,91 (-0,21)

16,9 (+1,1)

4 (3)

Васенькин В.П.

Первый заместитель главы администрации Псковской области

5,69 (-0,58)

20,4 (+1,8)

5-6 (5)

Бубнов Г.Н.

Заместитель председателя областного Собрания депутатов

5,54 (-0,40)

11,2 (+0,6)

5-6
(6-7)

Михайлов Е.Э.

Глава Администрации Псковской области

5,54 (-0,15)

33,7 (-0,6)

7 (6-7)

Сидоренко В.Р.

Депутат Псковского областного Собрания депутатов

5,49 (-0,20)

33,8 (-3,5)

8 (8)

Полозов Б.Г.

Заместитель председателя областного Собрания депутатов

5,25 (-0,41)

10,0 (0,0)

9 (10)

Никитин В.С.

Депутат Государственной Думы России (Фракция КПРФ)

5,01 (-0,13)

18,7 (+0,1)

10 (9)

Косенкова Е.А.

Депутат Псковского областного Собрания депутатов

4,89 (-0,49)

17,9 (-0,6)

11 (13)

Тулькин А.А.

Первый заместитель главы администрации Псковской области

4,7 (-0,08)

8,7 (-0,4)

12 (12)

Антонов В.В.

Депутат Псковского областного Собрания депутатов

4,65 (-0,22)

20,0 (-1,3)

13 (29)

Иванов Е.К.

Глава Псковского района

4,54 (+0,48)

4,1 (+0,9)

14 (16)

Кострица Л.Е.

Глава Порховского района

4,53 (-0,12)

5,6 (0,0)

15 (20)

Гавунас М.С.

Заместитель главы администрации Псковской области

4,52 (+0,07)

5,6 (0,0)

16(11)

Мурылев А.Е.

Председатель Великолукской городской Думы

4,47 (-0,49)

5,6 (-1,8)

17 (19)

Бибиков В.И.

Председатель движения «Союз возрождения Псковского края»

4,44 (-0,04)

11,7 (+4,1)

18 (17)

Демьяненко Ю.А.

Заместитель главы администрации Псковской области

4,43 (-0,12)

10,7 (+2,1)

19
(14-15)

Савицкий И.Н.

Депутат Псковского областного Собрания депутатов

4,41 (-0,26)

13,7 (-1,6)

20 (18)

Колосов А.П.

Первый заместитель главы администрации Псковской области

4,4 (-0,12)

7,2 (+0,9)

21 (24)

Хоронен М.Я.

Первый заместитель главы администрации г. Пскова

4,34 (+0,12)

3,1 (0,0)

22 (22)

Монтаровский А.А.

Глава Печорского района

4,29 (-0,03)

4,0 (+1,4)

23
(14-15)

Смирнов В.М.

Главный редактор газеты «Новости Пскова»

4,25 (-0,42)

7,1 (-1,9)

24 (30)

Кузнецов М.В.

Депутат Государственной Думы России (Фракция ЛДПР)

4,15 (+0,13)

10,8 (-2,3)

25 (23)

Трифонов Л.Н.

Председатель Псковской городской Думы

4,13 (-0,18)

4,7 (+1,0)

26 (37)

Шахов Д.В.

Руководитель аппарата администрации области

3,92 (-0,01)

3,4 (-)

27 (42)

Антипов В.Л.

Глава Гдовского района

3,89 (+0,01)

2,5 (-0,6)

28-29 (38)

Штылун П.И.

Глава Себежского района

3,86 (-0,06)

4,5 (+1,4)

28-29 (21)

Щадрин С.Ф.

Первый заместитель начальника управления собственной безопасности МВД РФ

3,86 (-0,48)

16,2 (+3,7)

30 (31)

Антипьев А.А.

Депутат Псковского областного Собрания депутатов

3,85 (-0,13)

9,3 (+2,4)

 

В данном исследовании «региональными политическими семьями» названы объединения политиков по партийному, идеологическому, корпоративному, родственному или иному другому принципу, представляющие самостоятельные политические силы в рамках отдельного субъекта Федерации. Для псковской политической элиты характерна также мобилизация вокруг отдельных политических персон и органов власти. Региональные политические семьи являются весьма нестойкими формированиями, они подвержены частым кризисам и трансформациям. Все семьи ориентированы на публичную политику.

Левые и левоцентристы

Г.Н. Бубнов, В.С. Никитин, А.П. Колосов, В.А. Бобылев, В.Н. Пушкарев и др.

Одним из ведущих политических кланов Псковской области является группа политиков, придерживающихся левых и левоцентристских взглядов. К ним в первую очередь относятся представители старой партийно-советской номенклатуры, сумевшие сохранить свое положение во властных структурах (В.С. Никитин, Г.Н. Бубнов, А.П. Копосов) и обладающие широкими связями среди административно-хозяйственной элиты области. Политики этой «семьи» активно сотрудничают с фракцией КПРФ и другими левыми депутатскими группами Государственной Думы РФ, Псковским областным Собранием депутатов, некоторыми главами муниципальных образований (А.А. Мигров). Большинство этих политиков являются членами региональных организаций КПРФ и НПСР.

Формальным лидером народно-патриотических сил Псковской области является первый секретарь обкома КПРФ В.С Никитин. Г.Н. Бубнов, несмотря на то, что значительно реже озвучивает свою партийно-политическую принадлежность, остается знаковой политической фигурой в коммунистическом лагере, в первую очередь благодаря занимаемой должности и личным связям с представителями административно-хозяйственной элиты области, стоящими на левоцентристских позициях. Г.Н. Бубнова можно назвать областным неформальным лидером «старой гвардии».

На областном уровне народно-патриотические силы занимают гибкую компромиссную позицию в отношении региональной власти. Несмотря на публичные критические выступления коммунистов в адрес губернаторской команды, невыполнение Е. Э. Михайловым своих обязательств перед лидерами НПСР после поддержки ими на выборах главы администрации области в 1996 г. кандидата от ЛДПР, ряд политиков, принадлежащих к этой семье, продолжает в различных формах сотрудничать с исполнительной властью. Так, например, бывший первый секретарь Великолукского горкома партии А.А. Копосов занимает должность первого заместителя главы администрации области, что фактически означает временный переход в другую политическую семью. Ряд депутатов Псковского областного Собрания депутатов, кандидатов от избирательного объединения «Народовластие», довольно часто консолидируются с депутатами от ЛДПР и администрации области, поддерживают решения, отражающие интересы команды Е.Э Михайлова.

Реформаторы-демократы

А.В. Прокофьев, Б.Г. Полозов, Е.А. Косенкова, В.М. Смирнов, И.Н. Савицкий, В.Б. Семенов, Л.Н. Трифонов, В.Н. Туманов, Л.М. Шлосберг, С.Ф. Щадрин.

Среди политиков реформаторской ориентации — представители первой демократической волны, занимавшие руководящие посты в органах государственной власти и местного самоуправления в первые годы реформ: В.Н. Туманов, А.В. Прокофьев, Б.Г. Полозов; лидеры региональных отделений демократических партий Л.М. Шлосберг («ЯБЛОКО»), В.Б. Семенов («Отечество»), Б.Г. Полозов («Наш — дом Россия»), а также руководители малочисленных местных организаций демократических партий; депутаты-рыночники И.Н. Савицкий, Е.А. Косенкова, В.Б. Семенов, руководители СМИ (В.М. Смирнов). Избранный командой Е.Э. Михайлова социально-экономический и политический курс и отношение к нему значительной части элиты привели к появлению в демократическом лагере совершенно новых политиков (С.А. Щадрин).

Демократическая «семья» до сих пор остается весьма разобщенной. Единственно реально объединяющей политической идеей для областных реформаторов-демократов стала оппозиция к администрации области.

Михайлов и Ко

Е.Э. Михайлов, М.С. Гавунас, М.В. Кузнецов, Д.А. Шахов, Е.А. Елфимов, А.Н. Христофоров, С.А. Биговчий, Ю.Г. Савицкий, А.А. Тулькин.

Данная группа политиков объединена главной задачей — сохранения в своих руках основных рычагов государственной власти в области. Именно поэтому перечисленные политики концентрируются вокруг избранного главы администрации области Е.Э Михайлова, который является формальным лидером этой политической семьи. Представляет интерес в первую очередь группа ближнего круга, определяющая политику «семьи» Е.Э. Михайлова. Большая часть этой группы представлена людьми из окружения Е.Э. Михайлова периода его обучения и работы в Москве (учились в одно и тоже время в МГУ, работали помощниками депутата Госдумы). Жизненный путь этой группы сильно совпадает с биографией самого Е.Э. Михайлова.

А.Н. Христофоров, Ю.Г. Савицкий, А.А. Тулькин были мобилизованы в областную политику Е.Э. Михайловым и его окружением сегодня используются командой на определенных направлениях деятельности. К этим политикам также следует отнести А.П. Копосова, В.Л. Васенькина, которые были рекрутированы в новую команду власти из других политических семей.

ЛДПР

Е.Э. Михайлов, В.В. Сукманов, М.В. Кузнецов, А.Н. Христофоров, В.А. Яшин.

Политики этой семьи непосредственно связаны с деятельностью Либерально-демократической партии России. Е.Э. Михайлов, В.А. Яшин создали региональное отделение ЛДПР, благодаря поддержке В.В. Жириновского Е.Э. Михайлов дважды становился депутатом Государственной Думы, а затем в 1996 г. был избран главой администрации области, после чего В.А. Яшин смог пройти на его место в парламент, став членом фракции ЛДПР.

А.Н. Христофоров и М.В. Кузнецов, хотя и не были связаны с региональной организацией ЛДПР, также пришли в областную политику под флагом партии В.В. Жириновского.

Начиная с 1997 г. происходит постепенный распад политической «семьи» ЛДПР. Несмотря на то, что в представлении большинства жителей области администрация Псковской области является администрацией партии, победившей на выборах в 1996 г., влияние партийных структур на высший орган исполнительной власти региона незначительно. За исключением Е.Э. Михайлова, ни один государственный служащий высшего и среднего звена не является членом ЛДПР. Сам Е.Э. Михайлов периодически подчеркивает непричастность администрации области и свою собственную к региональной организации ЛДПР, заявляя о том, что администрация не является обкомом ЛДПР.

Ряд активных членов ЛДПР, не согласных с политикой команды Е.Э. Михайлова, были вынуждены выйти из партии и уйти из администрации области, перейдя в открытую оппозицию (В.Н. Ивченко, В.Г. Поберий). Довольно сложные отношения с администрацией области складываются у депутата Государственной Думы от ЛДПР В.А. Яшина.

Политика дистанцирования губернатора Е.Э. Михайлова от ЛДПР и ее лидера, а также создание собственной политической «семьи», основой которой стали представители ближнего круга главы администрации области, не связанные, за исключением М.В. Кузнецова, с партийными структурами, вызвана желанием губернатора и его окружения избавиться от имиджа жириновцев, а также резким падением популярности ЛДПР в регионе.

«Блуждающие звезды»

В.Р. Сидоренко, В.Л. Васенькин, В.В. Антонов, Д.К. Хритоненков.

Перечисленные политики не принадлежат к одной группе, они являются выходцами из различных политических «семей». Их объединяет схожесть тактики политической деятельности, заключающейся в стремлении к сотрудничеству с любой властью, какие бы политический силы она ни представляла. Для этих политиков характерна абсолютно конформистская позиция в отношении власти, они предпочитают примыкать к той политической семье, которая имеет наибольшее влияние на данном этапе, становясь временными членами семьи или друзьями. Так, например, полномочный представитель Президента РФ, бывший депутат Верховного Совета РСФСР, выходец из демократической семьи — член «Демократической России» Д.К. Хритоненков сегодня вполне лоялен команде Е.Э. Михайлова, представители которой на страницах областной прессы подвергают обструкции не только его бывших коллег-демократов, но и федеральный центр, начиная с Президента РФ.

В.Л. Васенькин, выходец из партийно-советской номенклатуры, смог адаптироваться при новой власти, стал заместителем главы администрации области и даже баллотировался в депутаты Государственной Думы от избирательного объединения «Наш дом — Россия».

В.В. Антонов, будучи депутатом Верховного Совета, так и не смог занять однозначной позиции в конфликте новой власти с коммунистической оппозицией, предпочитал не присоединяться к той или иной политической группировке. Впоследствии В.В. Антонов выступал на губернаторских выборах как доверенное лицо В.Н. Туманова, а после проигрыша последнего быстро наладил контакты с новой администрацией и лично М.С. Гавунасом. Сегодня В.В. Антонов является одним из тех депутатов, которые, безусловно, поддерживают курс команды Е.Э. Михайлова.

В.Р. Сидоренко также прекрасно уживался с различными политическими семьями, вспоминая о своих политических амбициях только в период выборов. Для В.Р. Сидоренко процветание агрофирмы «Черская» значительно важнее партийно-политической верности каким-либо политическим принципам.

Политики данной группы зачастую объясняют свои действия не отсутствием собственной позиции, а необходимостью «продолжать делать свое дело», несмотря на все политические перемены, поэтому «приходиться работать с любой властью», тем более что власть эта избрана народом.


«Себе на уме»

Ю.А. Шматов, А.А. Мигров, В.И. Бибиков.

Для этих политиков характерна тактика неприсоединения. Они давно уже вышли из родных «семей», но предпочли, благодаря своему должностному статусу и авторитету (Ю.А. Шматов, А.А. Мигров) или материальным ресурсам и связям (В.И. Бибиков), сохранить относительную независимость. Политики данной группы активно сотрудничают со всеми политическими семьями, поэтому зачастую выражают интересы различных сил. Так, например, Ю.А. Шматов является компромиссной фигурой в областном Собрании депутатов, гарантом равновесия сил в областном парламенте. А.А. Мигров прекрасно взаимодействует с администрацией области, не разрывая при этом связей с левыми, и периодически солидаризируется в вопросах бюджетного законодательства с оппозиционными к команде Е.Э. Михайлова главами администраций городов и районов, в том числе подчеркнуто демократической ориентации (А.В. Прокофьев) [[1]].

1.2.       Выборы

6 июня, в день празднования 200-летнего юбилея А.С. Пушкина, в Новосокольническом районе прошли выборы главы района. В избирательном бюллетене для голосования были внесены фамилии двух кандидатов.

По данным избирательной комиссии Псковской области, явка на избирательные пункты в Новосокольническом районе была достаточно высокой — в выборах принимали участие 67,47 процента избирателей. По результатам голосования убедительную победу в борьбе за пост главы Новосокольнического района одержал Николай Иванович Зверев. За него отдали свои голоса 56,97 процента избирателей, принявших участие в голосовании.

 

В июне в территориальной избирательной комиссии Пскова завершилась регистрация кандидатов в депутаты Псковского областного Собрания депутатов по избирательному округу №1. Зарегистрированы 12 кандидатов:

1.     Виктор Сергеевич Асадчий, генеральный директор ОАО «Псков-Лада»,

2.     Наталья Васильевна Васильева, председатель исполнительного Совета независимого социального женского центра Псковской области,

3.     Елена Леонтьевна Емельянова, юрисконсульт ООО Фирма «ЕТЛ»,

4.     Владимир Иванович Жуков, генеральный директор ТД «Партнер — Маркет»,

5.     Валерий Семенович Лесников, генеральный директор ООО «Объединение «Лекор»,

6.     Николай Георгиевич Лыжин, слесарь ЗАО «Псковгеофизкабель»,

7.     Игорь Иванович Максимов, начальник главного управления строительства и архитектуры Псковской области,

8.     Евгений Николаевич Малинин, директор ООО «Промводстрой»,

9.     Алексей Владиславович Пыхтин, конкурсный управляющий ОАО «Ресурс» г. Дно,

10.  Александр Алексеевич Сотник, начальник штаба в/ч 07264,

11.  Лев Маркович Шлосберг, директор некоммерческой организации «Центр социального проектирования «Возрождение», председатель Псковского регионального отделения общероссийской политической общественной организации «Объединение «ЯБЛОКО»,

12.  Ирина Ильинична Шматкова, главный врач государственного учреждения «Областной центр лечебно-физкультурной и спортивной медицины».

 

Социологическое агентство «Невский проспект» (Санкт-Петербург) провело 26-27 июня опрос среди избирателей, проживающих на территории округа №1 (напомним, что выборы состоялись 4 июля). Исследование проведено методом поквартирного опроса, в опросе приняли участие 400 человек, выборка репрезентативна по полу и возрасту.

Результаты опроса показали, что о предстоящих выборах знали 97,8% опрошенных. Более того, 57,3% респондентов заявили о своем намерении принять участие в голосовании. 28,3% избирателей, намеренных принять участие в голосовании, на момент исследования еще не определились, кому они отдадут свой голос.

По состоянию на 26-27 июня предпочтения псковичей распределились следующим образом. 15,3% избирателей высказались в поддержку кандидатуры чиновника Псковской областной администрации И. И. Максимова. Председатель Псковского «ЯБЛОКА» Л. М. Шлосберг располагал 12,9% голосов.

На третьем месте расположился директор фирмы «Лекор» Лесников В. С., собравший 9,1% голосов опрошенных. Лидерство И. И. Максимова в некоторой части обусловлено очевидным растаскиванием голосов избирателей между Л. М Шлосбергом и В. С Лесниковым. Начальник штаба 76-й дивизии ВДВ А. А. Сотник получил поддержку 8,5% респондентов, вслед за ним на неожиданно низкой для члена КПРФ в Пскове позиции оказался Н. Г. Лыжин с 6,7%.

Далее следовали: В. С. Асадчий (4,2%), Е. Н. Малинин (3,9%), Н. В. Васильева (2,1%), В.И. Жуков и И. И. Шматкова (по 1,8%), Е. Л. Емельянова (1,4%), А. В. Пыхтин (1,1%). Только 3,2% опрошенных намерены были голосовать против всех кандидатов.

 

Борьба за депутатский мандат сопровождалась разного рода интригами. Предвыборный марафон раньше других начал Максимов И.И., начальник главного управления строительства и архитектуры Псковской области. Поддержанный областной администрацией, Игорь Иванович не был стеснен ни в финансах, ни в возможности по максимуму использовать областные средства массовой информации. Фонд кандидата в депутаты составил более 160 тыс. рублей, что является весьма значительной суммой для областных выборов. Максимов И.И. никогда не был публичным политиком, точнее он вообще не политик. Предвыборная кампания была сделана и без его активного участия. Его выступление в прямом эфире псковского телевидения за день до голосования выглядело по меньшей мере не столь убедительно, как ожидалось. В итоге Максимов И.И. оказался победителем.

Во время предвыборной кампании от имени незарегистрированного общественного движения «За честные выборы» было выпущено два выпуска информационного бюллетеня. В данном издании было рассказано о всех двенадцати кандидатах в депутаты. Одиннадцати из них были нанесены прямые оскорбления, биография каждого представлена в уничижительно-унизительном тоне. Лишь Игорь Иванович Максимов идеально, по мнению авторов, подходил на роль депутата [[2]].

С резкой критикой предвыборных методов Максимова И.И. выступили лишь два его оппонента. Ими оказались — Шлосберг Л. М., руководитель регионального «ЯБЛОКА» и Лесников В. С., предприниматель (кстати, они заняли четвертое и третье место по результатам выборов). Псковский общественный пресс-центр выразил свой гражданский протест против незаконных методов ведения избирательной кампании.

Лесников В. С. уже участвовал в выборах и баллотировался по этому же округу. Первый опыт Лесникова В. С. оказался также не совсем удачным, он был лишь четвертым.

Опыт предвыборной борьбы к моменту повторных выборов в областное Собрание имели также Асадчий В. С., Жуков В. И., Малинин Е. Н., Лыжин Н. С., Васильева Н. В., Емельянова Е. Л.

Асадчий В. С., предприниматель, директор фирмы «Псков — Лада» в 1996 году прошел в городскую Думу, большинством голосов был избран ее председателем. На губернаторских выборах в 1996 году Асадчий В. С. вновь стал кандидатом, однако был в аутсайдерах. На выборах в областное Собрание в марте 1998 года Асадчему В. С. вновь не повезло, он уступил Косенковой Е. А. — новичку в выборном процессе, но весьма популярной среди псковичей.

Участвовать в областных выборах Жуков В. И., директор фирмы «Партнер-Маркет» начал в 1996 г., выставив свою кандидатуру на пост губернатора. Весной 1998 года Жуков В. И. одновременно выдвинулся и в областное Собрание, и в городскую Думу. По результатам выборов 4 июля 1999 года Жуков В. И. был последним, набрав 37 голосов избирателей.

Малинин Е. Н., предприниматель, директор фирмы «Промводстрой», начал свою «кандидатскую» деятельность еще в 1995 году. Тогда он, как представитель «Выбора России», безуспешно баллотировался в Государственную Думу. В марте 1998 года на выборах в областное Собрание Малинин Е. Н. был третьим.

Лыжин Н. С., слесарь ЗАО «Псковгеофизкабель» баллотировался в депутаты Псковской городской Думы, но не выиграл. В июле 1999 г. Лыжин Н. С., поддержанный КПРФ, занял второе место.

Васильева Н. В., председатель исполнительного Совета независимого социального женского центра Псковской области, была депутатом областного Собрания первого созыва.

Емельянова Е. Л., в настоящее время является депутатом городской Думы. Руководит молодежным движением «Наш дом — Россия». Стала депутатом городской Думы неожиданно для многих, опередив достаточно раскрученного политика Шлосберга Л. М., руководителя регионального «ЯБЛОКА». Емельяновой Е. Л. хотелось бы работать в Думе на штатной основе, однако ей это не удалось.

Интересная интрига сопровождала предвыборную кампанию Сотника А. А., начальника штаба в/ч 07264. В начале выборного марафона Сотник А. А. пришел в администрацию области. Со слов, Гавунаса М. С., заместителя главы областной администрации, Сотник А. А. предложил быть «человеком администрации», если администрация поддержит его финансами. Якобы возмущенные Гавунас М. С. и Биговчий С. А., председатель комитета по СМИ и связям с общественностью, рассказывали об этом псковичам с экрана областного телевидения. Кандидат в депутаты Сотник А. А. не опроверг заявлений представителей областной администрации.

 

1.3.       Администрация Псковской области

1.3.1.      Риторика / идеология

Из партийной газеты ЛДПР псковичи с удивлением узнали о том, что «с приходом на пост губернатора хорошего руководителя, грамотного и профессионального хозяйственника, члена партии ЛДПР, Евгения Эдуардовича Михайлова кардинально изменилась ситуация в Псковской области. Во-первых, преобразился внешний вид городов Псковской области. Строятся новые поликлиники, спорткомплексы, школы, учреждения для детей-инвалидов, музеи и кинотеатры. Во-вторых, экономика в отличие от подавляющего большинства регионов России, находится на подъеме. Темпы ежегодного роста промышленности составляют 4,5%. Это один из самых высоких показателей не только в России, но и по всей Европе! В-третьих, наведен порядок в социальной сфере. В Псковской области нет такого понятия, как «не выдали вовремя пенсию». Ученик В. Жириновского поднял умирающую Псковскую область из руин и превратил ее в процветающий регион» [[3]].

Партийная пресса продолжает бессовестно врать, несмотря на попытки губернатора Михайлова открещиваться от политики, проводимой ЛДПР, и постоянную критику в адрес родной партии с экрана областного телевидения и страниц местной прессы.

1.3.2.      Отставки

В июне 1999 г. распоряжением псковской областной администрации освобожден от занимаемой должности художественный руководитель кукольного театра Александр Неласый.

По инициативе администрации области в театре была проведена проверка финансовой деятельности. В отчете, составленного по результатам проверки, говорилось, что руководство театра причастно к незаконным валютным операциям. На самом деле дело обстояло так. В сентябре 1998 года театр выехал на гастроли в Белоруссию. Согласно условий договора между псковским театром и белорусским театром «Лялька», псковичи получили наличные белорусские рубли. С обменом белорусских рублей на российские рубли после августа прошлого года возникли проблемы. Ничего не оставалось делать, как везти белорусскую валюту в Россию. Актеры купили в республике местные товары, которые дешевле чем в Псковской области, на что им были выделены средства.

В акте проверки указано, что Неласый А. «пошел на нарушение п. 12 Письма ЦБ России №107 «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории РФ».

Нет сомнений, что истинная причина увольнения директора псковского театра кукол кроется совсем в другом. В 1998 году Неласый А. был кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания. Накануне голосования в марте 1998 года Александр Неласый снял свою кандидатуру в пользу начальника УВД области — Сергея Щадрина. Как мы уже писали в предыдущих выпусках мониторинга, Щадрин всегда находился в жесткой оппозиции к областной администрации. Благодаря энергичным действиям администрации области Щадрин С.Ф. был лишен депутатского мандата и 4 июля 1999 г. вновь назначены выборы по 1‑му одномандатному избирательному округу.

Интересно, что директором псковского театра кукол назначен человек, заваливший аппарат областной администрации жалобами на Александра Неласого. А на общее собрание коллектива театра приезжал в сопровождении телохранителей заместитель губернатора Михаил Гавунас. Сторонникам Неласого А. было приказано выйти из зала. С остальными Гавунас М. С. в отдельном кабинете проводил индивидуальные беседы.

Ни на одно из многочисленных писем, отправленных группой поддержки Александра Неласого в областную администрацию, ответа не последовало [[4]].

 

Наблюдатели отмечают резкость и грубость вице-губернатора М.Гавунаса по отношению как к сотрудникам администрации, так и к участникам собраний, в которых он участвует по должности.

Весной 1999 г. Гавунас М. С. позвонил председателю территориального дорожного комитета Псковской области Афанасьеву В. И.. В ультимативной форме Владимиру Ивановичу было предложено перевести 3 миллиона рублей на расчетный счет ГУП «Псковалко» без всяких на то юридических и финансовых оснований. Гавунас М. С. предложил Афанасьеву В.И. кредитовать ГУП «Псковалко» на основании подписании двухстороннего договора. Афанасьев В.И. попросил письменного согласования данного кредитования ГУП «Псковалко» со стороны областной администрации, на что получил отказ. Обо всем этом Афанасьев В.И. вынужден был рассказать на общем собрании трудового коллектива.

После отказа председателя комитета в перечислении 3 миллионов у коллектива начались трудности. Еще в феврале 1999 года под нажимом областной Администрации на вакантное место заместителя председателя комитета был назначен Маловечкин Сергей Александрович, непосредственным начальником которого стал заместитель главы Администрации М. С. Гавунас. Сергей Александрович остался безработным после того, как Санкт-Петербургский филиал МДМ-банка, в котором он работал, начал испытывать трудности после августовского кризиса. Поскольку несостоявшийся банкир пришел работать в достаточно сплоченный коллектив, да к тому же никогда не занимался дорожным хозяйством, большинство сотрудников комитета вступили с Маловечкиным в открытый конфликт. Сотрудники, открыто выступившие против нового начальника, стали подвергаться травле.

Столь пристальное внимание Администрации к территориальному дорожному комитету Псковской области объясняется просто – это второй по величине фонд в регионе.

В областной администрации поговаривают о том, что территориальный дорожный комитет ждет реорганизация, вновь созданную структуру составят (включая и председателя комитета) люди, лояльные к методам работы Гавунаса М. С.

 

Серьезные кадровые перемены произошли в июне в ближайшем окружении главы администрации области Евгения Михайлова. 17 июня удовлетворена просьба об отставке первого заместителя губернатора Виктора Васенькина. Это единственный чиновник такого уровня, который начинал работать еще в областной администрации прежнего губернатора Туманова В. Н.. Помимо прочего, он курировал работу территориального дорожного комитета, так как в прошлом был руководителем дорожного строительного управления одного из районных центров.

Также освободился пост заместителя главы администрации области, до 31 мая занимаемый Юрием Савицким. Последний курировал в администрации экономический блок, став преемником Владимира Ивченко. В настоящее время Ивченко курирует экономические отделы в администрации г. Пскова.

Позволим себе сделать прогноз на следующую отставку. По всей вероятности, «отставленным» окажется Демьяненко Ю. А., который в настоящее время занимает пост заместителя губернатора по социальным вопросам. Демьяненко Ю. А., также как и Васенькин В. П., ранее работал в администрации Туманова. После губернаторских выборов он сумел очень быстро перестроиться и весьма лояльно относился к тем переменам, которые произошли в области с приходом к власти Михайлова Е. Э.

Основанием для возможной будущей отставки может послужить то, что Демьяненко Ю.А. имел неосторожность подраться с заместителем губернатора Гавунасом М.С.. Случилось это весьма неожиданно, во время празднования 200-летия А.С.Пушкина. Но, как известно, Гавунас М.С. не любит проявлений агрессивности в свой адрес. Напомним, что некогда Ивченко В.Н. был любителем затеять потасовку в кабинете Михаила Гавунаса.

1.4.       Псковское областное Собрание

28 мая состоялась восемнадцатая сессия псковского областного Собрания депутатов. На сессии был принят Закон «Об областном бюджете на 1999 год» во втором чтении.

Депутаты в очередной раз отметили, что денежных средств на бюджетные нужды не хватает как в области, так и в городах и районах. При дефиците расходной части бюджета более чем в пятьдесят процентов депутаты определили защищенными ряд главных статей расходной части бюджета, а оставшуюся часть средств направили на все другие статьи пропорционально.

Когда депутаты уже проголосовали за принятие бюджета области 1999 года за основу во втором чтении, слово было предоставлено мэру города Пскова А.В. Прокофьеву. Он заявил, что на стадии формирования бюджета протокол разногласий ему предоставлен не был. Все предложения городской администрации (в частности, о нарушении действующего законодательства в ходе формирования бюджета, о концепции бюджета) были направлены в областное Собрание. Мэр города Пскова предложил вернуться «на законный путь», создать согласительную комиссию или пересмотреть бюджет прямо на сессии.

Выступление главы администрации г. Великие Луки А.А. Мигрова было аналогичным. Он подчеркнул, что интересы города, его предложения тоже практически не учитываются.

Председатель бюджетного комитета Г. Н. Бубнов заявил, что комитет, согласительная комиссия, рассмотрев поступившие замечания, предложения, внесли поправки в расходную часть бюджета. В поправках были затронуты важные вопросы: предложение добавить средства на выполнение Закона «О ветеранах» (комиссией было предложено взять средства за счет детских компенсаций, но депутаты с этим не согласились.); поддержка средств массовой информации (в поправках прелагалось снять 1 миллион рублей с графы телерадиокомпании «Псков», предназначенных на обновление оборудования, депутаты опять не согласились.); выделение дотаций районным и городским газетам. Городская газета «Новости Пскова» не была включена в перечень дотируемых. Представители областной администрации объяснили это тем, что в учредителях газеты нет областных структур. Депутаты не сочли весомым это объяснение. В итоге газета получила поддержку из областного бюджета.

На сессии было отмечено, что бюджет Псковской области отягощен необходимостью обслуживания государственного долга и гарантий областного бюджета (более 20% всех имеющихся средств). Данное обстоятельство заставило Собрание установить ограничение на получение администрацией кредитов — не более 5% годового дохода бюджета. Превышение ограничения должно согласовываться с Собранием.

 

Закон Псковской области «О внесении изменений и дополнений в Закон области «О регистрационных сборах» был принят депутатами в двух чтениях. Вызвано это тем, что в прежней редакции первая статья распространяла регистрационные действия на все юридические лица вне зависимости от их организационно-правовой формы, а по тексту Закона отсутствовало полное согласование между сферой его применения и уровнем бюджета, в который зачисляются сборы за регистрацию общественных объединений и потребительских кооперативов.

На сессии принят также «Закон о туристической деятельности». Принятием Закона депутаты обеспечили исполнение январского постановления областного Собрания депутатов «О туристической деятельности на территории Псковской области».

Были созданы государственное учреждение дополнительного образования «Школа высшего спортивного мастерства» и государственное учреждение социальной защиты населения области «Плюсский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (для престарелых — бывших осужденных, ныне размещенных по разным домам-интернатам области).

На сессии создана рабочая группа по доработке Закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» [[5]-[6][7]].

 

В июне состоялась девятнадцатая сессия псковского областного Собрания депутатов. На ней депутаты рассмотрели и приняли поправки и дополнения в законы Псковской области о выборах.

Дискуссионным оказался пятый пункт повестки дня: об изменениях и дополнениях в бюджет 1999 года. Докладывавший по нему заместитель председателя Собрания Г.Н. Бубнов сказал, что решен вопрос о финансировании научных работ с учетом энциклопедии; найден механизм дотации животноводческой продукции; рассмотрены обращения мэров Пскова и Великих Лук о пересмотре расходно-доходных статей и недоимках бюджетов, а также распределены бюджетные дотации между районными и городскими газетами.

Однако на этой сессии выяснилось, что при распределении денег между редакциями областная администрация городской газете «Новости Пскова» ничего не выделила, объяснив это оригинальным образом: нет долгов, значит, и так проживут. На вопрос мэра Пскова А.В. Прокофьева, из каких расчетов видно, что «Новости Пскова» самоокупаемая газета, руководитель аппарата администрации Д.В. Шахов указал на комитет по СМИ. И заверил собравшихся, что дотации «Новости Пскова» получат лишь в том случае, если учредителями газеты станут администрация области или областное Собрание.

Приступая к рассмотрению изменений и дополнений в закон о бюджетном процессе, предложенных депутатами областного Собрания, Шахов Д. В. сразу предупредил, что глава областной администрации Е.Э. Михайлов против и документ не подпишет. А суть поправок в том, чтобы областное Собрание могло само распоряжаться своими средствами, а не просить средства у финансового управления администрации. Председатель Собрания Ю.А. Шматов привел примеры, по его словам, унизительного положения депутатского корпуса, когда не хватает бумаги и другого самого необходимого в работе. При этом администрация за первый квартал 1999 года на свои нужды истратила 106 процентов причитающихся средств, а Собранию выделила лишь 60 процентов — только на зарплату.

Администрация области безуспешно пыталась доказать, что нельзя создавать прецедент, так как тогда все бюджетные организации захотят быть экономически самостоятельными, а данный законопроект противоречит федеральному. Невзирая на бурное сопротивление, депутаты проголосовали подавляющим большинством за документ в целом.

На сессии был рекомендован к утверждению в должности и.о. редактора «Псковской правды» И.Н. Ермолаев [[8]].

На сессии шла речь и о ходе выплаты в области заработанной платы работникам бюджетной сферы. С информацией по данному вопросу выступил заместитель Главы администрации области Ю. А. Демьяненко. На 22 июня в районы и города Псков и Великие Луки было направлено 89 685 тысяч рублей трансферта, в том числе на зарплату работникам учреждений работникам бюджетной сферы (кроме г. Пскова) 79 848 тысяч рублей (89% от трансферта). Дополнительно Великолукскому, Дедовическому районам, Великим Лукам и Пскову были выделены ссуды для выплаты зарплаты (630 тыс. рублей, 100 тыс. рублей, шесть миллионов рублей соответственно). При потребности области для выплаты в июне обещанных пятидесяти процентов отпускных учителям из федерального бюджета в 24 507,5 тысячи рублей псковское казначейство получило из Минфина 17 миллионов рублей. В районы и города на указанную выше дату было перечислено для выплаты отпускных в июне 13 миллионов рублей, что составило 53% к потребности. В июле на отпускные необходимо «найти» 15 695 тысяч рублей, было перечислено четыре миллиона рублей (25,5% от потребности).

О задолженности по выплате заработной платы работникам учреждений социальной сферы области можно судить по приведенной ниже таблице, составленной с учетом плановых начислений [[9]].

Таблица 2

 

 

Задолженность на 15.01.99 г.

Задолженность на 18.06.99 г.

 

тыс. руб.

в месяцах

тыс. руб.

в месяцах

ВСЕГО

117637

3,96

92054

2,5

в том числе:

 

 

 

 

Районы (города)

93259

3,86

83780

2,9

из них:

Образование

54279

3,74

51975

3,0

Культура

8604

4,63

7115

3,5

Здравоохранение

25447

3,76

20377

2,3

Социальная защита

4929

4,65

4313

3,6

Областные учреждения

24378

4,40

8274

1,0

из них:

Образование

5989

4,72

2002

1,0

Культура

3967

4,92

819

0,7

Здравоохранение

10465

4,33

4020

1,2

Социальная защита

3957

3,75

1433

1,0

 

1.4.1.      Скандалы

Депутат областного Собрания и крупный предприниматель Игорь Савицкий напечатал открытое письмо в городской газете. У обиженного налоговой полицией Савицкого И. Н. возник ряд вопросов к руководителю налоговой полиции по Псковской области Подзноеву Геннадию Семеновичу.

«Вот, к примеру, Геннадий Семенович Подзноев в 1995 году приобрел «Жигули» всего за 17,5 тысячи рублей, что по тем временам было в два раза дешевле рыночной цены на автомобиль аналогичной марки. В 1996 году им в собственность была приобретена элитная квартира в очень элитном доме всего за 201 млн. рублей (40 тысяч долларов США по курсу того времени), что на 60 млн. ниже ее стоимости (10 тысяч долларов США). В декабре 1998 года генерал Подзноев приобрел в личную собственность весьма дешевую машину «Аudi — 100» (1994 г. в., примерная рыночная цена — 8-10 тысяч долларов США). На этот раз покупка обошлась ему ну просто очень дешево: за 60 тысяч рублей, то есть 2,5 тысячи долларов США.

Не связаны ли эти постоянные коммерческие успехи генерала с его служебным положением? Правда ли, что в налоговых органах служат многочисленные близкие и дальние родственники генерала, при этом весьма быстро продвигаясь по служебной лестнице? Каковы же будут ответы по вышеизложенным фактам!

Депутат областного Собрания по 6-му избирательному округу И. Савицкий убедительно ждет ответов» [[10]].

1.5.       Местное самоуправление

1.5.1.      Псковская городская Дума

Первыми вопросами повестки дня 19 сессии Псковской городской Думы шли отчеты Председателя городской Думы, комитетов и контрольной комиссии за истекший период полномочий.

В связи с тем, что Положение об оплате жилья и коммунальных услуг в городе было утверждено Думой еще в 1997 году, а с того времени было принято немало постановлений по изменению тарифов и цен, назрела необходимость упорядочить все это в едином документе. Поэтому депутаты проголосовали за внесение изменений и дополнений в постановление от 1997 года.

Вопреки возражениям администрации города, депутаты приняли Постановление «О внесении дополнений в Положение о порядке назначения на должность и освобождение от нее руководителей муниципальных предприятий и учреждений». Пункт 3 — основной пункт этого постановления — сформулирован в следующей редакции: «Положение не распространяется на руководителей учрежденных органами местного самоуправления редакций средств массовой информации. Руководители указанных организаций назначаются на должность и увольняются в соответствии с Уставом СМИ и учредительным договором» [[11]].

 

Первые вопросы 20-й сессии Псковской городской Думы были финансовыми. Депутатам была предложена информация об исполнении плана поступления доходов и финансирования первоочередных расходов из городского бюджета в I квартале 1999 года, о выплате заработной платы и отпускных работникам бюджетной сферы.

Начальник городского финансового управления Л.В.Березняк, говоря об исполнении бюджета Пскова за 1998 год, подчеркнула, что в минувшем году бюджет города так и не был принят. Исполнение бюджета велось на основании постановлений городской Думы и осуществлялось в размере 1/12 суммы от принятых планов поступления доходов и финансирования расходов в 1997 году. Поскольку доходы и расходы города были ориентированы на предыдущие годы, Л. В. Березняк приводила цифры в сравнении. Так, собственные доходы в 1997 году составили 236,2 миллиона рублей, в 1998 году — 225,9 миллиона рублей. Помощь области и трансферт резко сократились.. Что касается расходов, то они также были резко сокращены, причем на объем выполненных работ в городе это практически не повлияло. Так, в 1997 году их было выполнено на 340 миллионов рублей, а в 1998 году — на 339,3 миллиона рублей. Задолженность бюджета за выполненные работы и оказанные услуги составила 213 603,9 тысячи рублей и увеличилась за год на 41%.

Как отметила в своем выступлении по первому вопросу председатель комитета по бюджету и налогам городской Думы А.Г.Гвоздева, несмотря на финансовый кризис Псков и в минувшем году выступал в качестве города-донора. Всего было собрано платежей 838,9 миллиона рублей. Из них в федеральный бюджет было направлено 152 миллиона, в областной — 79,5 миллиона и в городской — 225,9 миллиона рублей. Финансирование расходов имело социальную направленность.

По второму вопросу о поступлении доходов и финансировании расходов в первом квартале 1999 года на сессии говорилось о том, что обстоятельства заставили форсировать сбор налогов до принятия областного бюджета, по которому предполагается сокращение доходной базы города. В результате за январь-март 1999 года в городской бюджет поступило собственных доходов 68 998 тысяч рублей при плане 50 158 тысяч рублей. По сравнению с первым кварталом прошлого года поступление собственных доходов увеличилось на 23 169,8 тысячи рублей. Собственные доходы города в первом квартале также увеличились. Трансферта поступило вновь очень мало — всего 356 тысяч рублей.

Полученные средства в первом квартале направлялись на финансирование первоочередных расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве, в учреждениях здравоохранения, образования, социальной политики. На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы выделено 18966 тысяч рублей или 52% доходов, поступивших «живыми» деньгами, за вычетом средств, направленных на погашение кредитов банков и процентов по ним.

Несмотря на некоторые улучшения в выплате зарплаты бюджетникам в первом квартале, на сегодняшний день задолженность перед ними остается острой проблемой. И депутаты выделили отдельным вопросом информацию о выплате бюджетникам зарплаты и отпускных.

В повестке дня сессии были также вопросы о льготе по налогу на прибыль ЗАО «Российский вестник», о льготном налогообложении управлений микрорайонов по уплате налога на землю, о продаже незанятых объектов нежилого фонда на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями, и другие. По обсужденным вопросам приняты соответствующие постановления [[12]].

1.5.2.      Администрация города Пскова

В предыдущем обзоре рассказывалось о строительстве автозаправочной станции в районе Запсковья г. Пскова, вызвавшее негодование со стороны жителей микрорайона. Несмотря на то, что городскими строителями были получены все разрешения для проведения строительства, на стихийном митинге заместитель главы областной администрации Гавунас М. С. пообещал псковичам «прекратить безобразие».

Однако непосредственное решение данной проблемы стало в июне первоочередной задачей для городских властей. В Администрации города создана рабочая комиссия с целью рассмотрения и экспертной оценки претензий и предложений. Комиссии, которые возглавил заместитель главы администрации города И.Е. Смирнов, поручено до 10 июля рассмотреть все имеющиеся претензии, а также документы органов государственного контроля и надзора.

 

Областная газета сообщила сенсационное известие, которое не было опровергнуто городскими властями. Мэр города Пскова Прокофьев А. В., советник мэра города Пскова Борисов А. Б., руководитель регионального «ЯБЛОКА» Шлосберг Л. М., редактор городской газеты «Новости Пскова» Смирнов В. М. попытались создать АНО — автономную некоммерческую организацию «Редакция газеты «Новости Пскова».

Из числа учредителей газеты была выведена городская Дума, затем — коллектив журналистов. Узнав о происходящем, городские депутаты в срочном порядке вынесли вопрос об учреждении автономной некоммерческой организации на сессию.

Члены рабочей комиссии Думы по разрешению вопроса по определению организационно-правового статуса «Новостей Пскова» выяснили, что в городской регистрационной палате «Новости Пскова» зарегистрированы как муниципальное учреждение с приложенным к нему уставом. Депутаты заявили председателю регистрационной палаты, что он может нарушить законодательство, если зарегистрирует МУ «Новости Пскова» [[13]].

Многие из этих фактов были озвучены на сессии городской Думы в конце мая. А по вопросу о распоряжении администрации г. Пскова от 14.05.1999 года №1252-р «О внесении изменений и дополнений в устав юридического лица «Редакция газеты «Новости Пскова», городская Дума приняла следующее решение:

«Указанные действия совершены в нарушение действующего законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления г. Пскова, а именно:

— ст. ст. 7,18, 20, 22 Закона РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации»;

— п. 6 ст. 6 Закона РФ «О введении в действие части 1-й Гражданского кодекса РФ»;

— п.4 Указа Президента РФ от 9.10.1993 г. №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ»;

— п. 3.20 ст.28 Устава г. Пскова;

— п. 1 Положения «О порядке создания, реорганизации и ликвидации МУП и МУ», утвержденного постановлением городской Думы от 31.03.1999г. №100;

— п. 3.4 устава редакции газеты «Новости Пскова» 1990 года.

На основании выше указанного Псковской городская Дума решила:

Направить исковое заявление в суд о признании распоряжения администрации города от 14.05.99г. №1252-р «О внесении изменений и дополнений в устав юридического лица «Редакция газеты «Новости Пскова» недействительным.»

В справке, подготовленной юристом городской Думы А.Х. Данеляном, по этому вопросу говорилось: «.....Несмотря на то, что законным учредителем является городская Дума, администрация города самостоятельно, без участия городской Думы, внесла изменения и дополнения в устав газеты «Новости Пскова» и преобразовала ее в муниципальное учреждение. При этом нарушены также нормы п.1 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации МУП и МУ, утвержденного Постановлением ПГД от 31.03.99 г. №160, в соответствии с которыми администрация города могла реорганизовывать организационно-правовую форму редакции газеты «Новости Пскова» только на основании Постановления городской Думы».

Примечательно, что скандал вокруг «Новостей Пскова», единственного СМИ в городе Пскове и Псковской области, оппозиционного областной администрации, совпал с началом избирательной кампании в областное Собрание депутатов по 1-му избирательному округу, за которой последуют выборы в Государственную Думу.

 

В июне мэр города Пскова А.В. Прокофьев подписал распоряжение об исполнении плана поступления доходов и финансирования первоочередных расходов из городского бюджета в квартале 1999 года.

За этот период в городскую казну поступило 69354 тыс. рублей. По сравнению с I кварталом прошлого года собственных доходов получено на 50% больше. Увеличение поступления доходов произошло за счет погашения предприятиями недоимки перед городским бюджетом по подоходному налогу с физических лиц, проведения взаимозачетов по предприятиям. Выполнение плана финансирования расходов города в целом составило 90,9%.

В течение квартала обеспечена выплата заработной платы в размере трехмесячного фонда оплаты труда работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры. На выплату заработной платы бюджетным работникам направлено 52,2% от доходов, поступивших «живыми деньгами». Произведены выплаты гарантированного фонда оплаты труда работникам предприятий ЖКХ, обеспечивающим жизнедеятельность города.

Администрация города направила отчет об исполнении плана поступления доходов и финансирования первоочередных расходов на рассмотрение в городскую Думу.

1.5.3.      Остров

Островские муниципальные власти поставили перед собой задачу сокращения расходов. Начали с аппарата сельской администрации. На последнем заседании районного Собрания депутаты разрешили исполнительной власти объединить две волости: Пальцевскую и Бережанскую. В Пальцевской, где сократилось число жителей, останется представитель объединенной волостной администрации. «За несколько десятков километров не наездишься для решения житейских вопросов» — решили депутаты. Эта новация, по подсчетам местных финансистов, позволит сэкономить 49 тысяч рублей.

1.6.       Федеральные органы в регионе

1.6.1.      Таможня

Крупная партия икон задержана сотрудниками пограничной и таможенной служб на таможенном посту «Бурачки» Себежского района Псковской области. Водитель одной из латвийских фирм-перевозчиков пытался провести 65 икон в грузовике. Заведено дело о нарушении таможенных правил.

1.7.       Международные и межрегиональные связи

Первый заместитель Главы администрации Псковской области А.П. Копосов встретился с представителями социал-демократической партии в Латвийском парламенте (Сайме). 23 июня под руководством А.П. Копосова состоялась рабочее совещание по вопросам упрощенного пересечения российско-латвийской границы жителями приграничных территорий. В работе совещания приняли участие представители нескольких комитетов областной Администрации, администраций Палкинского и Пыталовского районов, пограничных и таможенных служб. На совещании речь шла о предполагаемом вводе в действие в течение этого года трех таких дополнительных пунктов — в деревнях Унтино и Манухнова Палкинского района и на станции Пундури Пыталовского района, а также о том, какие средства и силы необходимо затратить для их обустройства в ближайшее время. В ходе совещания было решено проработать вопрос о возможной помощи в оборудовании данных пунктов упрощенного пропуска со стороны местных предприятий и из средств резервного фонда областной Администрации [[14]].

 

В белорусском городе Витебске состоялась 3-я международная научно-практическая конференция «Беларусь — Россия: на пути к государственному единству». Приняли в ней участие и представители Псковской области, среди них — главы Невельского и Себежского районов, представляющие общественную организацию «Псковский центр устойчивого развития пограничных территорий с Республикой Беларусь». Главы администраций районов на заседании «Круглого стола» попытались осветить проблемы интеграции приграничных районов: духовные, исторические, культурные.

 

В Пушкинских Горах (Псковская область) в июне состоялся семинар с участием служб занятости Псковской и Витебской областей. Речь шла об обмене безработными — устройстве их на сезонные и временные работы в регионах. На семинаре было отмечено, что 60 псковских механизаторов были трудоустроены на посевной у витебчан, более 30 человек из Невельского района — в полеводстве. Три псковские семьи перебрались на постоянное место жительства к белорусам, восемь — собираются это сделать.

 

Районный центр Гдов Псковской области посетила эстонская делегация во главе с мэром прибрежного города Калласте. Зарубежные гости познакомились с достопримечательностями, промышленными объектами и культурно-досуговыми учреждениями. Визит делегации проходил в рамках реализации международной программы «Чудской проект».

 

Впервые участниками Ганзейских дней, проходивших в эстонском городе Тарту, стали представители псковской городской администрации, а также псковские художники и мастера, занимающиеся народными ремеслами.

Это мероприятие состоялось в рамках проекта «Местное развитие и трансграничное сотрудничество в российско-эстонской приграничной зоне». Страны Ганзейского союза собираются ежегодно в первой половине июня, чтобы продемонстрировать свои достижения в различных отраслях экономики, культуры, определить направления совместной деятельности. В этот раз в Тарту приехали гости из Латвии, Литвы, Германии, Швеции и других стран. Как отметил главный специалист по внешнеэкономическим связям комитета по промышленности, транспорту и связи городской администрации В.Ю. Елфимов, приглашение об участии в Ганзейских днях было получено еще в марте на рабочей встрече представителей городов Пскова и Тарту. В 1995 году был составлен протокол о намерениях и подготовлен проект договора между Псковом и Тарту. Однако работа приостановилась.

Во время Ганзейских дней состоялась рабочая встреча мэра Тарту Андруса Ансипа и заместителя главы администрации г. Пскова по экономике Б.В. Арзамасцева. На ней обсуждались перспективы сотрудничества и установления прямых контактов на уровне исполнительной власти, а также предприятий и организаций, работающих в сфере производства и услуг.

1.8.       Реакция на события в Югославии

В июне на базе 237-го полка Черниговской воздушно-десантной дивизии сформирован сводный миротворческий батальон для отправки в Боснию под эгидой ОНН. Требования к добровольцам: возраст до 33 лет, здоровье и наличие воинской специальности, предпочтительно технического профиля. Отбор производится в соответствии с директивой Генерального штаба от 28 мая 1999 г. Военная подготовка к миротворческой миссии проходила на базе псковской воздушно-десантной дивизии в течение 40-45 дней.

Псковские авиаторы первыми в российских ВВС прошли воздушным путем от Твери до Слатины и обратно. Экипажи командира эскадрильи подполковника Сергея Чиченкова и его заместителя майора Сергея Сенчихина доставили двумя самолетами ИЛ-76 авиаполка в Крестах на приштинский аэродром технические средства обеспечения полетов различных типов воздушных кораблей.

Зоной ответственности псковского подразделения в Косово станет американский сектор.

 

В июне Псков посетила группа французских военных, которая инспектировала черехинский воздушно-десантный полк на предмет выполнения государственных договоренностей в рамках сокращения Вооруженных Сил в Европе.

2.    СОЦИАЛЬНо-экономическая ситуация

7 июня в Москве губернатор Е.Э. Михайлов и председатель правления ОАО «Газпром» Р.И. Вяхирев подписали Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Псковской области и акционерным обществом «Газпром».

2.1.       Предприятия городского хозяйства и энергетики

Псковское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» несмотря на августовский кризис все-таки получит кредит Международного банка развития и реконструкции. Об этом на пресс-конференции заявил заместитель главы администрации города Пскова Смирнов И. Е.

Размер кредита несколько уменьшился по сравнению с первоначальными договоренностями. Для реконструкции и перевооружения комплексных очистных сооружений, перекладки магистральных водоводов, а также для выполнения других работ по улучшению водоснабжения Пскова будет выделено МБРР 8 млн. долларов. В сентябре предполагается подписать протокол о намерениях, поступление кредита начнется с марта 2000 года.

 

«Псковоблэнерго» — одно из крупнейших предприятий Псковской области. В конце 1996 года, после победы на губернаторских выборах Михайлова Е. Э., на базе «Псковоблэнерго» создано государственное унитарное предприятие.

В настоящее время ПЭГУП «Псковоблэнерго» имеет в своем распоряжении 5 филиалов и 7 территориально обособленных участков в 16 городах и райцентрах области. Оно основано на государственной и муниципальной собственности, переданной ему в хозяйственное ведение.

Предприятие обеспечивает электроэнергией 75% населения Псковской области, а вместе с промышленными предприятиями — 44% потребителей электроэнергии. Кроме того, теплоэнергией обеспечивается 11 районов Псковской области.

В организации постоянно возникают проблемы хищений. За 1998 год похищено 95 кг медных деталей из трансформаторных подстанций, более 60 километров проводов. Их стоимость невелика по сравнению с теми убытками, которые несут потребители из-за неработающих линий и подстанций.

За 1998 год по Псковской области выявлено 1217 случаев хищения электроэнергии на сумму более одного миллиона рублей (по Пскову 271 случай на сумму 268 тыс. рублей).

2.2.       Сельское хозяйство

В июне завершен весенний сев в хозяйствах Псковской области. Яровыми зерновыми занято 84,3 тысячи гектаров (на 6,6 тысячи гектаров больше, чем было в прошлом году). Яровой сев в целом проведен на площадях больших, чем год назад. Перевыполнили его объемы сельхозпредприятия Пыталовского, Дедовического, Сругокрасненского и Плюсского районов.

Опочецкий район в 1999 году больше других посеял льна-долгунца — на 750 гектарах. Немного уступает ему Палкинский район, где лен возделывается на 716 гектарах. Вслед за ними идут новосокольнические, печорские и новоржевские хозяйства.

По причине отсутствия семян и денег сельхозпредприятия Псковской области не справились с бизнес-планом по посадке картофеля. Из предусмотренных 1400 гектаров его удалось разместить на 1140 гектарах [[15]].

 

Предварительные данные облсельхозуправления об итогах весеннего сева во всех категориях хозяйств области, по районам представлены в таблице 3 (Га).

Таблица 3

 

Зерновые и

 

Картофель

Район

зернобобовые

Лен

всего

в сельхозпредприятиях

Бежаницкий

5431

390

1741

93

Великолукский

6021

434

1010

130

Гдовский

2804

1520

80

Дедовический

5265

368

1249

13

Дновский

4998

880

20

Красногородский

2729

346

932

42

Куньинский

2874

105

1796

25

Локнянский

4800

530

1409

22

Невельский

4603

405

21

12

Новоржевский

4235

590

1560

12

Новосокольнический

4521

580

65

63

Опочецкий

2932

750

1604

6

Островский

5583

329

1482

7

Палкинский

4117

716

1045

53

Печорский

4701

540

1976

93

Плюсский

1049

25

919

45

Порховский

6635

563

2673

173

Псковский

8328

445

4283

126

Пустошкинский

2946

300

627

17

Пушкиногорский

4195

442

-

Пыталовский

3770

400

322

2

Себежский

2814

286

1394

-

Стругокрасненский

2388

773

95

Усвятский

1216

167

-

ПО ОБЛАСТИ

98955

8711

29281

1129

 

2.3.       Социальные проблемы

2.3.1.      Переселенцы

В самый канун празднования 200-летия со дня А.С. Пушкина часть жителей деревни Новгородка запланировала провести пикетирование магистрали, ведущей на Пушкинские Горы, чтобы таким образом привлечь внимание местного и областного начальства к своим бытовым проблемам.

На сегодняшний день в Новгородке проживает четырнадцать многодетных семей, многие бедствуют. Это представители национальных окраин из Киргизии, стран Балтии, Таджикистана. По заказу областной миграционной службы были выстроены дома (фанерно-щелевые строения) для переселенцев. Качество домов, водоснабжения желают оставлять лучшего. Эти и другие претензии были предъявлены жителями деревни начальству, приехавшему для разговора 3 июня. По мнению руководителя областной миграционной службы Н.Ф. Горбунова, удалось найти компромиссное решение.

Районные службы начали действовать. Проводится обследование качества воды в деревне, районная администрация готова взять в муниципальное ведение обслуживание инженерных сетей, в том числе и водоснабжение; решается вопрос о средствах на содержание жилого фонда.

2.3.2.      Предприниматели

10 июня около двух часов продолжалось пикетирование здания областной администрации предпринимателями города. Их очередная акция протеста направлена против правового беспредела многочисленных контролирующих организаций, которые своими действиями фактически парализуют нормальную работу предприятий. Участники пикетирования направили обращение в адрес депутатов области и города, областной и городской администрации.

2.3.3.      «Псковлифтсервис»

Критическое положение, сложившиеся в муниципальном учреждении «Псковлифтсервис» с выплатой зарплаты, рассматривалось 8 июня на заседании комитета по правовым и социальным вопросам Псковской городской Думы под председательством В.Ф. Левченко. В работе комитета принимали участие представители администрации города и самого муниципального предприятия «Псковлифтсервис».

Основные требования работники «Псковлифтсервиса» выдвинули на общем собрании трудового коллектива еще 2 июня. Вот они (орфография документа сохранена).

«1. Выплата заработной платы за декабрь, январь, февраль, март, апрель месяцы сразу или в течение июня месяца выплатить задолженность за декабрь, январь, февраль с предоставлением конкретного графика дальнейшего погашения задолженности.

2. Повышение заработной платы в 1,5 раза с 01.04.1999 г.

3. В дальнейшем интервал между выплатами зарплаты не более одного месяца».

В противном случае, решило собрание, с 15 июня начнется забастовка работников с отключением муниципальных лифтов. «Псковлифтсервис» обслуживает 495 лифтов. Лифты в больницах решено на случай забастовки не отключать.

Муниципальное предприятие «Псковлифтсервис» не является прямым получателем бюджетных средств. В роли заказчика выступают управления микрорайонов, через них и проходят средства на оплату лифтовых услуг: плата с населения и покрытие издержек по статье «Убытки». Но некоторые муниципальные управления и сами поставлены на грань выживания, а накопившаяся задолженность «Лифтсервису», где работает 150 человек, только по зарплате составляет 442 тысячи рублей. С учетом мая это полугодовая задержка.

Решать эту проблему пришлось депутатам городской Думы на одном из своих заседаний. Два варианта решения проблемы депутаты отвергли даже без обсуждения. Первый — переложить все расходы по содержанию лифтов на самих жителей. В месяц это обошлось бы псковичам, пользующимся этой услугой, в 8 рублей с человека (ныне действующая ставка — 9 копеек за квадратный метр общей площади). Второй — остановить лифты на лето. В то же время пришлось признать, что немедленного разрешения наболевшей проблемы найти невозможно, учитывая бедственное финансово-экономическое положение города.

Депутаты решили, что плата с населения за пользование лифтом пойдет не в управления микрорайонов по строке «техническое обслуживание», как это делается сейчас, а отдельной строкой и напрямую лифтовикам [[16]].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Публичная риторика областной администрации не увязывается с реальными делами, творимыми в области. Неугодные чиновники подвергаются травле и необоснованным увольнениям. Создается впечатление, что в этой сфере для администрации нет ничего невозможного, они находят рычаги влияния на руководителя любого уровня. За два с лишним года деятельности администрации Михайлова Е. Э. экономическая ситуация в области ничуть не улучшилась. Небольшой рост промышленного производства, которым так гордятся областные власти, связан не с региональной политикой, а с российскими макроэкономическими процессами. Однако, население продолжает голосовать за представителей власти, что подтвердили довыборы в областное Собрание по 1 избирательному округу. Победа кандидата, поддержанного областной администрацией, которая до сих пор ассоциируется у жителей области с ЛДПР (второе место занял кандидат, поддержанный КПРФ) — показатель разочарования избирателя, недоверия бесконечным реформам, не приносящим реального улучшения качества жизни.

Подтверждение этому — активное для летнего сезона забастовочное движение. Ограниченный провинциальный рынок труда, низкий уровень заработной платы, привычка на протяжении всей жизни жить в одном месте ставят многих на грань выживания.

Жизнь в области вряд ли улучшиться с принятием областным Собранием во втором и третьем чтениях областного бюджета с пятидесятипроцентным дефицитом. Уменьшение доходной части бюджетов двух крупных областных городов (Псков и Великие Луки) только увеличит степень социальной напряженности в регионе.

Между тем, дачный сезон в разгаре и, несмотря на непривычно теплое лето, в Псковской области «сезон отпусков» начинается не с 1 июня, а с началом отпуска Михаила Савельевича Гавунаса...



Источники

[1]. Аналитическое бюро «Sociofocus». Родственники. Политические семейства Псковской области за общим столом // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 18 июня. — С. 4.

[2] Столяров А. Двенадцать // Информационный бюллетень «За честные выборы». — 1999. — №1. — Июнь.

[3]. Газета ЛДПР. Ученик Владимира Жириновского // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 4 июня. — С. 2.

[4] Владимиров И. Бойся равнодушных // Псковская правда. — Псков, 1999. — 3 июня. — С. 4.

[5]. Победа разума. С сессии областного Собрания депутатов // Псковская правда. — Псков, 1999. — 1 июня. — С. 1,3.

[6]. Ронин А. На погребение денег прибавили // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 1 июня. — С. 3.

[7]. Артюнин Н. Создается правовая база — это радует // Псковская правда. — Псков, 1999. — 2 июня. — С. 3.

[8]. Мартынова Е. Депутаты хотят независимости // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 28 июня. — С. 2.

[9]. Артюнин Н. Чтобы делить по желанию — надо зарабатывать // Псковская правда. — Псков, 1999. — 29 июня. — С. 2.

[10]. Савицкий И. Чиновник для государства или государство для чиновника? Новости Пскова. — Псков, 1999. — 23 июня. — С. 3.

[11]. Пресс-служба Псковской городской Думы. «Год ученичества прошел....» // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 7 июня. — С. 3.

[12]. Ронин А. Приняли к сведению // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 29 июня. — С. 2.

[13]. Артюнин Н. Тихой сапой // Псковская правда. — Псков, 1999. — 17 июня. — С. 3.

[14] Александрова Т.В., исполнительный директор ПОООДС «Псковская область — Латвия» // Псковская правда. — Псков, 1999. — 3 июня. — С. 6.

[15]. Шелудяков М. Весенний сев: итоги и надежды // Псковская Правда. — Псков, 1999. — 19 июня. — С. 2.

[16]. Пресс-служба Псковской городской Думы. Лифт на... забастовку // Новости Пскова. — Псков, 1999. — 14-15 июня. — С. 3.