Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир РАДОВ

Приднестровская молдавская Республика
в июне 1999 года

Встреча президента Молдавии П.Лучинского и президента ПМР И.Смирнова. Приднестровский конфликт в контексте отношений РФ и США. Новый глава миссии ОБСЕ в регионе. Экономика ПМР и дискуссии о путях ее развития. Преследование оппозиционной газеты.

1.    ПРИДНЕСТРОВСКИЙ КОНФЛИКТ

1.1.       Встреча П.Лучинского и И.Смирнова

10 июня состоялась встреча президента Молдавии Петра Лучинского и президента ПМР Игоря Смирнова. Несмотря на договоренность встречаться 2 раза в месяц, последний раз они встречались 4 месяца назад.

Встреча была неофициальной и продолжалась чуть более двух часов при закрытых дверях и без участия делегаций.

В заявлении для печати П.Лучинский отметил, что встреча была плодотворной, обсужден широкий спектр вопросов. Среди них — ход выполнения ранее достигнутых договоренностей, активизация переговорного процесса, решение экономических проблем, вывод вооружения и техники Российской армии, вопросы энергетики, проблема освобождения из заключения группы Илие Илашку [[1]]. Состоялся обмен мнениями по всем вопросам. «Мы убедились, что можно достигнуть договоренности и решить затронутые проблемы», — отметил П.Лучинский.

Игорь Смирнов акцентировал внимание журналистов на проблеме энергетики, которая «очень важна для Приднестровья, так как Молдавия имеет большие задолженности за поставки электроэнергии». Он выразил недоумение в связи с некоторыми публикациями о том, что Молдавия может попытаться решить проблему Приднестровья силовыми методами. «Мы выяснили позицию Кишинева, я себе не представляю и мыслей не допускаю о том, что президент Лучинский может бомбить Приднестровье», — сказал он. К удивлению, И.Смирнов заявил, что он поддерживает инициативу президента об изменении формы правления и расширении полномочий президента. «Для того, чтобы была ответственность, должны быть полномочия», — сказал он.

П.Лучинский и И.Смирнов подтвердили свое согласие в том, что экономические вопросы нужно решать в зависимости от интересов жителей обоих берегов Днестра. Отмечалось, что нужно совместными усилиями искать инвесторов, создавать совместные предприятия. На вопрос об освобождении группы Илашку участники встречи ответили, что «эта проблема обсуждалась и ее нужно решать шаг за шагом. По мнению корреспондента «Независимой газеты», «если освобождение Илашку (осужденного в Тирасполе за организацию террористической деятельности) состоится при содействии П.Лучинского, это, несомненно, принесет дополнительные очки последнему» [[2]]. Оба выразили надежду, что встреча послужит импульсом для возобновления активного переговорного процесса. Они высказались за активизацию переговоров и повышение ответственности посредников.

Следующая встреча в составе делегаций Кишинева и Тирасполя намечена на первую декаду июля.

Для подготовки конкретных решений встречи и решения ряда рабочих вопросов 15 июня в Тирасполе побывала правительственная делегация во главе с Ионом Стурзой. Одним из главных вопросов, по которым шли консультации, стало сотрудничество в области энергетики.

Делегация из Кишинева посетила Бендерский авторемонтный завод, где ознакомилась с образцами легковых автомобилей, а также спецмашин для «скорой помощи», милиции и коммунальных служб. На заводе металлолитографии вниманию посетителей была представлена продукция предприятия, которая может решить проблему укупорки консервной продукции в соответствии с международными стандартами. Модернизация отдельных участков завода является примером успешной работы по привлечению внешних инвестиций. Посетили Молдавскую ГРЭС — станция может работать на любом виде топлива: угле, мазуте, природном газе. Однако из 12 энергетических блоков в настоящее время работают только 2 — без должной материально-технической поддержки и программы развития энергетическая система и Приднестровья и Молдавии может прийти к краху [[3]].

Состоялись переговоры между премьер-министром И.Стурзой и первым заместителем председателя правительства ПМР Виктором Синевым. Они обсудили проблемы взаимоотношений РМ и ПМР по вопросам развития энергетического комплекса, провели инвентаризацию всех принятых и находящихся на стадии обсуждения вопросов двустороннего экономического сотрудничества.

Оба представителя заявили, что обеспокоены тем, что на Молдавской ГРЭС работают лишь 2 из 12 энергоблоков. У сторон существует общий интерес в том, чтобы с помощью крупных иностранных инвестиций — $150-200 млн. — модернизировать станцию и начать экспортировать электроэнергию. Они договорились создать рабочие группы экспертов, которым поручено выработать согласованные тарифы на электроэнергию МолдГРЭС [[4]].

После этих встреч напрашивается вывод — идет поступательный процесс нормализации отношений двух сторон. Столь близких отношений между П.Лучинским и И.Смирновым не наблюдалось. Но рассмотрение следующего блока вопроса подводит к совсем противоположному выводу.

1.2.       Москва — Тирасполь — Кишинев — Вашингтон

В создавшейся обстановке, когда Россия все больше теряет свои позиции в регионе, позиции США стремительно укрепляются. Россия выводит свои войска и военное имущество, а США и НАТО разворачивают свое сотрудничество в рамках военной программы. Если верить московской «Независимой газете», то «в начале июля НАТО начинает учения — первые масштабные (прежде всего по своим геополитическим задачам) американо-молдавские учения вблизи российских границ после начала операции на Балканах» [[5]].

Если учесть все июньские события, связанные с этим вопросом, то вырисовывается очень интересная картина.

Решением Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ России было рекомендовано в шестимесячный срок разработать график вывода вооружения и военной техники (ВВТ), а также вывоза боеприпасов Оперативной группы российских войск (ОГРВ), дислоцированной в Приднестровье. Ко 2 июня, уложившись в отведенное время, российская сторона подготовила необходимый документ. И на следующий день, 3 июня, представила его на заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене [[6]].

США уже обещали помощь в размере $30 млн. для вывоза вооружения президенту П.Лучинскому во время нахождения его в Вашингтоне в период празднования 50-летия НАТО. Д.Дьяков (спикер парламента Молдавии) «предложил конгрессу США выделить дополнительно $74 млн. для оказания технической помощи Молдавии» [[7]].

После того, как в Вашингтоне побывал Д.Дьяков и закончились известные события в Югославии, 16 июня в Молдавии побывал военный эмиссар из США — советник заместителя начальника оборонного ведомства Джеффри Старр, который очень долго, за закрытыми дверьми, обсуждал с П.Лучинским различные аспекты двустороннего сотрудничества между Молдавией и США. Конкретная цель визита Д.Старра в Кишинев и результаты его переговоров с президентом остались в секрете. Но из того, что пророчилось в прессу, можно представить цели, преследуемые США в сотрудничестве с Молдавией. «Глава государства выразил благодарность министерству обороны США за поддержку в деле повышения квалификации молдавских военнослужащих и реформирования национальной армии, подчеркнув при этом, что эти реформы являются составной частью необратимого процесса восстановления экономики и демократизации общества» [[8]].

Если в Кишиневе всячески говорят, что Молдавия нейтральное государство и в никакие военные блоки не собирается вступать, то в Тирасполе делают другие выводы: Молдавия избрала путь следования в евроатлантические военные структуры и свернуть с избранного пути ей уже не позволят. «Никакие байки об исключении силовых мер воздействия на Приднестровье нас не обманут. Истинно говорится — голосок соловьиный, а коготок ястребиный. Народ же Приднестровья выбрал для себя путь диаметрально противоположный: объединение со славянским миром, с народами России, Украины и Белоруссии. А поэтому нашей республике с Молдавией и НАТО не по пути», — делает вывод политический обозреватель «Ольвия-пресс» [[9]].

В комиссии по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье Госдумы РФ состоялись слушания, на которых затрагивались вопросы, касающиеся участия России как государства — гаранта достигнутых соглашений в переговорном процессе между Молдавией и Приднестровьем. В них принял участие госсекретарь ПМР В.Лицкай, который проинформировал участников заседания о политической обстановке в регионе, затронув важнейшие геополитические аспекты российского военного присутствия в Приднестровье, осветил ситуацию, сложившуюся в переговорном процессе между Молдавией и ПМР. Особое внимание было обращено на настойчивые попытки молдавской стороны вытеснить из переговорного процесса понятие общего государства, что явилось бы прямым нарушением Меморандума от 8 мая 1997 года, а также на необходимость в этой связи, более эффективного использования Россией закрепленных за ней полномочий гаранта. В.Лицкай отметил, что ПМР остается приверженной позиции, основанной на необходимости неукоснительного соблюдения принципов создания общего государства — в качестве важнейшего шага в развитии достигнутых ранее договоренностей, прежде всего московского Меморандума. Комиссией поднят вопрос о необходимости скорейшего подписания председателем Госдумы Г.Селезневым постановления «О ходе выполнения соглашений по политическому урегулированию отношений между Молдавией и Приднестровьем», согласованного с МИД России и принятого нижней палатой российского парламента еще 19 февраля с.г. при отсутствии проголосовавших против. Кроме того, комиссией были направлены письма министрам иностранных дел, обороны, по делам СНГ И.Иванову, И.Сергееву и Л.Драчевскому. Представители этих министерств были приглашены на очередное заседание комиссии для разъяснения вопросов, связанных с появлением графика вывода российских войск из Приднестровья и нарушениями положений Меморандума «Об основах нормализации отношений между Молдавией и ПМР» [[10]].

18 июня с.г. комиссия Госдумы РФ провела пресс-конференцию на тему «Кто готовит на земле Приднестровья вторые Балканы?», в которой приняли участие госсекретарь ПМР В.Лицкай, депутаты Госдумы Жанна Лозинская, Теймураз Авалиани, Павел Бурдуков, Олег Гонжаров, Александр Мартынов. Госсекретарь ПМР ответил на вопросы журналистов о геополитической обстановке вокруг Приднестровья, российском военном присутствии в регионе на фоне событий в Югославии, ситуации, сложившейся в переговорном процессе с Молдавией. Он выразил сожаление относительно недостаточно определенной позиции РФ как государства-гаранта, достигнутых договоренностей, отметил, что, несмотря на необходимость совместной работы над созданием принципов общего государства, построение которого предусмотрено Меморандумом «Об основах нормализации отношений между Молдавией и ПМР», отмечается фактический отказ Молдавии от самого понятия «общего государства», ее возвращение к идее унитарности. Вывести переговорный процесс из кризиса могут усилия гарантов, и, в первую очередь, России. На вопрос журналиста о видении комиссией по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье будущего республики заместитель руководителя комиссии Жанна Лозинская ответила, что существующее в России понимание Приднестровского Молдавской Республики как сложившегося государства де-факто должно быть определено де-юре. Город Тирасполь — ключ к юго-восточной части Европы. Почему за аналогичные «ключи» в Югославии надо вести дипломатические битвы с США и НАТО и бросать просто так ключи приднестровские, непонятно. Есть ли у России шанс не зависеть от политической недальновидности собственных влиятельных чиновников?. Есть, причем последний, при проявлении должной воли президента и нового премьера Степашина: РФ должна немедленно разработать и подписать с Приднестровьем принципиально новое соглашение о гарантиях, где следует четко оговорить свои особые права как страны — гаранта, в том числе и права на воздушные и наземные военные базы на данной территории [5].

1.3.       Передача эстафеты

В Молдавию прибыл новый глава Миссии ОБСЕ в РМ Вильям Хилл, который на этом посту сменил Джона Эванса.

21 июня двух дипломатов принял глава молдавского государства П.Лучинский [[11]], а 22 июня в Тирасполе они встречались с президентом ПМР И.Смирновым [[12]].

24 июня на встрече с журналистами глава миссии ОБСЕ в РМ Джон Эванс подвел некоторые итоги своего пребывания в Молдавии в течение 20 месяцев. Это — открытие Дубоссарского моста через Днестр, сокращение с каждой стороны контингента военных в зоне безопасности, ряд вопросов, связанных с проблемами Гагауз Ери и Тараклийским районом и проблемы, связанные с заключенными группы И.Илашку [[13]]. Д.Эванс подчеркнул, что Молдавия доказала Европе и всему миру, как можно цивилизованно решать непростые проблемы. Большую роль в их разрешении играет Парламент РМ и его контакты с Верховным Советом Приднестровья. Продуктивными были признаны недавние встречи президента П.Лучинского с И.Смирновым. У миссии сложилось впечатление, что переговоры, которые акцентировались на экономических проблемах, носили продуктивный характер. Менее позитивной, по оценке миссии, является ситуация относительно значительных запасов вооружений и боеприпасов, хранящихся в Приднестровье, и ОГРВ. Разработанный и представленный российский план вывоза вооружений требует доработки. Д.Эванс выразил надежду, что этот вопрос разрешится до Стамбульского саммита в ноябре 1999 года. На вопрос о предполагаемом статусе Приднестровья он сказал, что Кишинев и Тирасполь лучше знают проблему, чем внешний мир. Ни тот или иной посредник, равно как и какой-то новый состав посредников, не решат спорных вопросов. Была попытка обвинить ОБСЕ, в том числе миссию в Югославии, в неспособности урегулировать конфликты. Ответ был краток: сожалеют, что возникают подобные мысли, однако ОБСЕ является политической организацией и не имеет армии.

Новый руководитель ОБСЕ в Молдавии посол Вильям Хилл был уже более краток: «Длинные речи — плохой признак». Вильяму Хиллу, шестому по счету руководителю миссии ОБСЕ с начала ее открытия в Молдавии (открыта 4 февраля 1993 года, а с 13 февраля 1995 года действует и филиал в Тирасполе), хочется, чтобы он стал последним в этом ряду. Время показало, что каждый создает себе проблемы сам. Роль третьей стороны — посредника — была важна на раннем этапе. Настало время самим сторонам разрешить разногласия за столом переговоров.

Вильям Хилл родился 28 апреля 1945 года, в штате Иллинойс США, гражданин США. Окончил Гарвардский колледж (1966 г.), Калифорнийский университет (1972 г.) и семинар старших сотрудников дипломатической службы Госдепартамента (1990-1991 гг.) Доктор философии. Владеет языками: русским, сербско-хорватским, немецким, французским, бангладешским.

Дипломатическая работа:

— политический работник Американское посольство, Москва (1981-1983 гг.), Белград (1986-1987 гг.);

— заместитель начальника отдела СССР, глава европейского отдела «Голоса Америки». Вашингтон (1987-1990 гг.);

— координатор ОБСЕ (бюро по европейской безопасности). Госдепартамент, Вашингтон (1991-1992 гг.);

— начальник управления по Восточной Европе (бюро разведки и исследований). Госдепартамент, Вашингтон (1992-1994 гг.);

— советник по политическим вопросам. Американское посольство в Бангладеш (1994-1996гг.);

— специальный помощник, бюро заместителя секретаря по контролю над вооружениями и делами международной безопасности. Госдепартамент, Вашингтон (1996-1997 гг.);

— старший советник и директор отдела «Россия, Украина и Евразия». Департамент обороны, Вашингтон (1997-1998 гг.).

1.4.       Бендерской трагедии семь лет

Седьмая годовщина Бендерской трагедии в Приднестровье была отмечена Днем Памяти и Скорби. Утром в Бендерах по улицам города прошло траурное шествие, в котором приняли участие президент ПМР И.Смирнов, члена правительства, депутаты Верховного и городского Советов, руководители Бендер и Тирасполя, ополченцы, казачество, бойцы ТСО, гости из других городов и районов. На Мемориале Славы прошел митинг, на Борисовском кладбище прошла панихида [[14]].

2.    РАЗРАБОТКА НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

16 июня в Доме официальных приемов состоялось рабочее совещание по вопросу разработки проекта изменений и дополнений в действующую Конституцию ПМР. В работе совещания приняли участие президент и члены правительства, руководители госадминистраций городов и районов, председатели городских и районных Советов народных депутатов.

И.Смирнов выразил необходимость более четкого законодательного разделения полномочий между государственными структурами власти и органами местного самоуправления. По его словам, система государственного управления должна быть эффективной и не зависеть от политических пристрастий каких бы то ни было партий или групп. Президент подчеркнул, что правительство должно быть вне политики [[15]]! Очередная задача перед государственным управлением: должна быть создана и закреплена Конституцией четкая централизация руководства всеми сферами государственного управления республики. Есть необходимость устранения недостатков в законодательной и судебной системах путем четкого определения их функций в Конституции ПМР. Тяжелый опыт кризисных явлений в сфере промышленного производства и сельского хозяйства говорит о том, что сегодня само время требует наведения порядка и установления строгой дисциплины путем создания работоспособной системы государственного управления, которая бы наиболее полно удовлетворяла, в первую очередь, интересы народа Приднестровья, а не отдельных партий или финансово-промышленных группировок.

Начальник государственного правового управления при президенте В.Балала отметил, что проект изменений и дополнений в действующую Конституцию направлен на оптимизацию структуры всей системы государственного управления и в то же время не вызовет глобальных изменений Основного Закона, за который голосовал приднестровский народ. Есть основные неизменяемые разделы, и есть разделы, которые требуют пересмотра. Но при этом изменения зачастую только констатируют создавшееся положение вещей. Некоторые статьи Конституции необходимо привести в соответствие с международными нормами, более четко будут прописаны полномочия Верховного Совета и Президента, порядок формирования и функции Конституционного суда, взаимоотношения между исполнительной и представительной ветвями власти по принятию и исполнению бюджета.

В порядке постатейного обсуждения разделов Конституции главы госадминистраций и председатели Советов, а также члены правительства высказали свои замечания и предложения по отдельным статьям и положениям Основного закона.

В заключение И.Смирнов подчеркнул необходимость подробнейшего обсуждения каждой строчки изменений и дополнений, вносимых в Конституцию, с тем чтобы Основной Закон работал на практике и не оставалось вопросов по их использованию. К обсуждению необходимо привлечь население городов и районов республики, чтобы народ в жизни мог руководствоваться поистине народной Конституцией.

Работа над проектом изменений и дополнений в действующую Конституцию будет продолжена как на уровне правительства и Верховного Совета, так и на уровне городов республики.

3.    ЭКОНОМИКА: ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ?

Экономика Приднестровья в плачевном состоянии. Вот данные за первый квартал, приведенные министром финансов ПМР С.Градинарем на очередном заседании правительства [[16]].

Доходная часть бюджета составила $11 млн.59 тыс., или 54% от квартального плана.

Доля налоговых сборов в ней 45-60% — в зависимости от вида налога.

От внешнеэкономической деятельности получено 18%от запланированного.

Дефицит бюджета $667 тыс. без учета долгов государства (до сих пор нет закона о внутреннем и внешнем государственном долге.

90% поступающих в бюджет средств направляется на социально-защищенные статьи, но погасить долги по заработной плате до конца не удалось. В некоторых бюджетных организациях осуществляются выплаты только за январь т.г.

Заместитель председателя правительства А.Блашку, характеризуя положение в промышленности республики, отметил, что к 1 июля полностью остановится работа на семи предприятиях, работающих только на внутренний рынок. Основной причиной он назвал сдерживание курса приднестровского рубля и это чревато необратимыми последствиями [[17]].

Такое состояние заставляет правителей искать выход из создавшегося положения. И они все больше склоняются к мысли: «в переходный период необходимо усиление государственного контроля, управления и регулирования» (начальник научно-технического управления по энергоресурсосбережению Минпромэнерго ПМР, доктор технических наук В.Пономарь) [[18]]. И эта мысль звучит из уст многих политических деятелей Приднестровья, в том числе и президента И.Смирнова. На одном из заседаний правительства он поднял вопрос о повышении ответственности руководителей предприятий перед государством, настаивал на ужесточении контроля за экспортом и дал поручение подготовить документ о регистрации всех без исключения экспортных сделок в республиканском управлении по внешнеэкономическим связям и торговле.

Но не все согласны с такой политикой. Всего несколько месяцев существует Союз промышленников, аграриев и предприятий (СПАП), но уже, вопреки всем пессимистическим прогнозам, успел доказать, что способен если не полностью остановить падение экономики в республике, то существенно повлиять на ее стабилизацию. Например, на очередном заседании Рыбницкого отделения союза рассматривались следующие вопросы: программа вывода республики из кризиса, в которой определены направления развития каждой отрасли, малого бизнеса, а также создание депутатской фракции СПАП в Верховном Совете ПМР, об открытии представительства союза в Рыбнице. Председатель Приднестровского СПАП А.Белитченко информировал участников заседания об организационных мероприятиях по созданию структуры союза,, о координации совместных действий, возможностях сотрудничества с соседними государствами и путях обеспечения местных производителей работой и рынком сбыта из продукции [[19]].

На заседании говорилось о намечаемой в Рыбнице на сентябрь научно-практической конференции по экономическим вопросам с участием российских ученых, о надеждах и перспективах, связанных с принятием закона о малой приватизации и необходимости принятия новых законов, особенно в отношении налогообложения, что способствовало бы стимулированию и активизации предпринимательской деятельности, о таможенных барьерах, о высокой стоимости патентов и лицензий.

И хотя и со скрипом, но принимаются законы для развития рыночных отношений. 24 июня на заседании Палаты Законодателей ВС ПМР депутаты приняли закон «Об иностранных инвестициях на территории ПМР». Решили, что для привлечения инвестиций, все-таки, необходимо создавать налоговые льготы для иностранных инвесторов [[20]]. Фактически данный закон рассматривается уже в течение полугодия.

 

4.    КОМУ НЕУГОДНА «НОВАЯ ГАЗЕТА»

СМИ Приднестровья сообщали, что органами госбезопасности ПМР изымались из типографии тиражи «Новой газеты» — по подозрению в нарушении ряда законодательных актов экономического характера. Но 24 мая Арбитражный суд ПМР вынес решение о правомерности действий издателей «НГ». И вот в газете «Приднестровье» напечатано два письма на одну тему — снова о «Новой газете» [[21]].

Авторы первого — издатели «НГ» Г.Воловой и А.Сафонов. По сути — это обращение к главе государства. Поводом послужило очередное изъятие тиража. «Не является ли все это дискредитацией ПМР, чей авторитет в сфере соблюдения прав человека поставлен в зависимость от амбиций одного должностного лица?» Далее авторы все свои беды сводят к обвинениям в адрес министра госбезопасности В.Антюфеева (Шевцова). Обращение изобилует фразами типа «кружится голова от безнаказанности», «чья очередь завтра», « под покровом ночи», «машина беззакония». В заключение выражается убежденность, что точка в этом деле, наконец-то, будет поставлена.

Другое письмо — от председателя Союза офицеров и прапорщиков запаса и в отставке ПМР Ю.Тюряева (следует заметить, что данный союз реагирует на все события, происходящие как в ПМР, так и за его пределами). Это ответ заявителям. Автор начинает с портрета одного из учредителей «НГ» — А.Сафонова, вспоминает его фиаско в «Интердвижении», на высших государственных должностях в Тирасполе, неоднократные попытки стать депутатом и новое возвращение в Кишинев для создания т.н. «Объединенной партии труда». Вспоминает 10-дневный визит А.Сафонова в США, оплаченный госдепартаментом этого государства. Вскоре последовало учреждение «Новой газеты», определить «главную цель которой, исходя из всей его деятельности, не представляет сложности». Вторая часть письма — это протест по поводу обвинений в адрес руководства МГБ. «Если абстрагироваться от деталей, то четко просматривается попытка противопоставить министра ГБ ПМР генерал-майора В.Антюфеева руководству республики. Более того, прослеживается явное неуважение к Президенту ПМР, ибо авторы считают возможным втянуть его в политические игры подобного рода». Обращается к читателям сделать вывод, что развал СССР тоже начинался с нападок на его силовые структуры и их руководителей. Вывод: не смейте нападать на силовые структуры!



Источники

[1]. ИНФОТАГ // Независимая Молдова. — 1999. — №114-115. — 11 июня.

[2]. Приходко Н // Независимая газета. — 1999. — №111. — 23 июня.

[3]. Пресс-служба президента и правительства ПМР // Приднестровье. — 1999. — №118. — 18 июня.

[4]. ИНФОТАГ. Рабочий визит в Приднестровье // Независимая Молдова. — 1999. — №117. — 16 июня.

[5]. Айрапетова Н. НАТО начинает военные учения в Молдавии. Приложение «НГ» // Содружество НГ. — 1999. — №6. — Июнь.

[6]. Приходко Н. Москва свои обязательства выполнила // Независимая газета. — 1999. — №107. — 17 июня.

[7]. ИНТЕРЛИК // Независимая Молдова. — 1999. — №111. — 8 июня.

[8]. ИНТЕРЛИК // Независимая Молдова. — 1999. — №118. — 17 июня.

[9]. Зайченко С. Соловьиный голосок- ястребиный коготок // Приднестровье. — 1999. — №123. — 25 июня.

[10]. «Ольвия-пресс». Мы — приверженцы Меморандума-97 // Приднестровье. — 1999. — №125. — 29 июня.

[11]. ИНТЕРЛИК // Независимая Молдова. — 1999. — №121. — 22 июня.

[12]. Пресс-служба президента и правительства // Приднестровье. — 1999. — №122. — 24 июня.

[13]. Барбылат Д. Миссия ОБСЕ в Молдавии // Независимая Молдова. — 1999. — №126. — 29 июня.

[14]. Ольвия-пресс. Река скорби // Приднестровье. — 1999. — №120. — 22 июня.

[15]. Пресс-служба президента и правительства. С каждой новой строчкой — в народ // Приднестровье. — 1999. — №119. — 19 июня.

[16]. Градинарь С. О замораживании зарплаты речи нет // Приднестровье. — 1999. — №118. — 18 июня.

[17]. Воронина О. Первый квартал-комом // Приднестровье. — 1999. — №111. — 9 июня.

[18]. Пономарь В. Промышленность: переходный период // Приднестровье. — 1999. — №123. — 25 июня.

[19]. Дмитренко А. Союз ПАП набирает обороты // Приднестровье. — 1999. — №122. — 24 июня.

[20]. Чеботаренко Л. Инвесторам-зеленую улицу // Приднестровье. — 1999. — №124. — 26 июня.

[21]. Старая история с «Новой газетой» // Приднестровье. — 1999. — №121. — 23 июня.