Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир СЛАТИНОВ

Орловская область
в июне 1999 года

Пленум обкома КПРФ и обсуждение деятельности депутатов коммунистов. Члены орловского КРО пока работают в «Отечестве». Визит Г.Явлинского и его аграрная программа. Закон о делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления как инструмент выстраивания и правового оформления властной вертикали. Законотворческая деятельность Областного Совета. Пятилетие ОАО «Орловская нива» и ход аграрных преобразований в области. Противоречия между областными властями и представителями «Газпрома». Закон о вмененном налоге на предпринимательскую деятельность.

Главное

Летом стало порой политического затишья на Орловщине. Партийные структуры, действующие в области, ушли на летний отдых, копя силы к горячей предвыборной осени. Коммунисты, правда, провели очередной пленум, где обсудили проблемы усиления контроля за деятельностью своих депутатов в представительных органах области, городов и районов. Члены орловской организации КРО, несмотря на решение московского руководства, пока не хотят расставаться с «Отечеством». Г.Явлинский презентовал на орловской земле свою аграрную программу, подтвердив взаимную симпатию с орловским губернатором. Областной Совет принял имеющий важное значение для организации системы власти закон, создающий правовую основу для фактического восстановления «властной вертикали», не нарушая формально при этом прав органов местного самоуправления. Экономические решения областных законодателей направлены на дальнейшее привлечение в область иностранных инвесторов. Свое пятилетие отпраздновало ОАО «Орловская нива» — одно из главных звеньев в модели агрореформирования по-орловски. Экономическая и социальная ситуация в области продолжает оставаться стабильной, тем не менее обозначились серьезные противоречия между властями и газовиками, которые считают, что первые сознательно не хотят предпринимать серьезных мер по улучшению ситуации с платежами. С 1 июля введен в действие вмененный налог на предпринимателей и повышены цены на проезд в городском транспорте.

1.    Наиболее важные решения

1.1.       Закон о делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления как инструмент выстраивания властной вертикали

Областной Совет народных депутатов принял закон, имеющий чрезвычайно важное значение для функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления в области – «О делегировании органами государственной власти отдельных полномочий органам местного самоуправления». Законом предусмотрено, что в состав делегируемых полномочий могут входить предметы компетенции Областного Совета и администрации области, а также полномочия и функции иных государственных органов области, за исключением судебных органов. Государственные полномочия могут делегироваться всем муниципальным образованиям или некоторым из них, на срок или бессрочно, в порядке, установленном Уставом области. При этом оговорено, что делегирование полномочий должно подкрепляться соответствующими материальными и финансовыми ресурсами, при этом органы местного самоуправления исполняют переданные им государственные полномочия в той мере, в какой эти полномочия обеспечены ресурсами. Если передача полномочий не подкреплена ресурсами, орган местного самоуправления вправе внести представление о невозможности осуществления переданных полномочий. Это представление вносится в Областной Совет и администрацию области. Органы государственной власти в течение двух месяцев должны принять решение об обеспечении переданных полномочий материальными и финансовыми ресурсами. После этого исполнение переданных полномочий становится обязательным для органов местного самоуправления. В случае несогласия последние могут обратиться в суд. Подчеркивается, что финансовые средства для осуществления делегируемых полномочий на длительный срок ежегодно предусматриваются в областном бюджете отдельной строкой.

Закон устанавливает, что органы государственной власти (Облсовет и обладминистрация) осуществляют контроль за реализацией делегированных полномочий органами местного самоуправления и их должностными лицами. Формы контроля – проверки органов местного самоуправления и должностных лиц, назначение уполномоченных для постоянного или периодического наблюдения, запросы и получение необходимой информации. При этом при осуществлении контроля за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий органы государственной власти вправе приостанавливать или отменять решения органов местного самоуправления (Облсовет – представительных, обладминистрация – исполнительных). Тут же оговорено, что органы государственной власти не вправе приостанавливать решения по предметам ведения муниципальных образований. Спорные вопросы решаются в суде. В законе также подчеркивается, что органы и должностные лица местного самоуправления несут юридическую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им государственных полномочий (правда, сделана существенная оговорка – в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами). И самое главное -–в случае установленных фактов неисполнения переданных государственных полномочий Облсовет может обратиться в Орловский областной суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления требованиям закона. Заключение Областного суда является основанием для рассмотрения Облсоветом вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления или его должностного лица.

Значение данного закона для организации системы власти в области, действительно, велико. Во-первых, уточняется модель взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, заполняются существующие в этой сфере многие правовые пробелы. Наконец, органы государственной власти получают легитимный рычаг воздействия на местное самоуправление не только через финансовые ресурсы и механизмы неформального влияния. Вряд ли стоит сомневаться, что ряд полномочий будет делегирован, и региональная государственная власть получит официально закрепленные полномочия по контролю за органами и должностными лицами местного самоуправления вплоть до прекращения их полномочий. Таким образом, в области частично попытались решить проблему построения управленческой вертикали и налаживания нормальных взаимоотношений государственных органов и местного самоуправления. Заметим, что в силу специфики функционирования власти в Орловской области данная проблема не стояла столь остро, как в других регионах. Однако попытка ее правового решения, несомненно, похвальна.

1.2.       Законотворческая деятельность областных депутатов

18 июня проходило заседание областного Совета. Депутаты внесли изменения в законы «Об инвестиционной деятельности в Орловской области», «Об ответственности за административные правонарушения», «О местном самоуправлении в Орловской области». Приняты в окончательной редакции законы «Об образовании в Орловской области», «Об архивном фонде и архивах», «Об органах записи гражданского состояния в Орловской области». В первом чтении приняты законы «Об основах статуса выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области», «О государственном регулировании производства этилового спирта, алкогольной продукции на территории области».

Наиболее бурные дебаты развернулись вокруг изменений в закон по административным правонарушениям. Речь шла об эпидемии варварского разворовывания любых изделий из цветных металлов. Напомним, что недавно был принят закон на сей счет, который установил ряд ограничений, касающихся тех, кто несет лом на сдачу, и совершенно не тронул заготовителей. Причины две – либеральное федеральное законодательство и концентрация данного бизнеса в руках лиц, весьма близких (как правило, состоящих в непосредственных родственных связях) с руководством областных государственных структур. Принятые изменения в закон об административных правонарушениях, заметим, не носят радикального характера. Установлены штрафные санкции для лиц и заготконтор, занимающихся скупкой без разрешения (лицензии) на этот вид деятельности. Таким образом, «мажорный бизнес» (уж эти-то конторы пролицензированы) может спать спокойно. Правда, областные депутаты обратились в Госдуму с предложением ввести госмонополию на сбор, утилизацию и реализацию лома, но зная, как «оперативно» работают федеральные законодатели, да еще учитывая начало электорального сезона, за доходы орловских «мажоров» можно не беспокоиться.

Активно обсуждался проект «О мировых судьях в Орловской области». Лоббировавший этот проект председатель облсуда Карпов заявил, что принятие закона разгрузит суды общей юрисдикции процентов на пятьдесят. В компетенцию мировых судей предполагается передать «разную гражданскую мелочевку». Правда, главный областной судья был неудовлетворен разработанным порядком назначения мировых судей. Дискуссия его с депутатами была столь эмоциональной, что пришлось вмешаться областному прокурору, который предложил создать согласительную комиссию. На том и порешили.

Весьма бурно обсуждался вопрос о льготах по налогообложению. Речь идет, прежде всего, о предоставлении концерну «Фольксваген» и еще одному инвестору проекта по выпуску в Орле немецких автомобилей – АО «Орликом» – налоговых льгот на 15 (!) лет «с момента реализации проекта». Лоббировавший проект известный предприниматель Г.Золотарев не уставал повторять, что при благоприятных условиях уже скоро с конвейера орловского «Текмаша» будут сходить немецкие машины. Депутаты вняли просьбам, но вместо 15 лет льгот дали семь.

Наиболее примечательным событием стала бурная дискуссия вокруг создания в г.Орле нового района. Событие это произошло несколько месяцев назад, и мы уже писали о нем. Областные законодатели остались крайне недовольны, что решение об учреждении нового района принял горсовет, тогда как административно-территориальное устройство в области – компетенция облсовета. Здесь проявилось распространенное в России противоречие между областной властью и властями областного центра. Мы уже писали, что особенность орловского «всеобщего консенсуса» состоит (помимо всего прочего) в том, что подобные противоречия либо не проявляются вообще либо «гасятся» через неформальные механизмы внутриаппаратных коммуникаций. Однако развернувшаяся в последнее время бурная деятельность орловского мэра по облагораживанию города и все возрастающая его публичность, очевидно, встречают ответную реакцию на областном уровне. Свидетельством тому была уже описанная нами в прошлом дискуссия вокруг благоустройства города в «Орловской правде». Заметим, что там и сейчас с методичной периодичностью появляются письма и заметки читателей, недовольных состоянием дел в городском хозяйстве. Частота и регулярность появления этих статей позволяют говорить о тенденции. Заметим, что построение муниципального управления в областном центре таково, что горсовет имеет очень существенные полномочия. Собственно, он и избрал Е.Вельковского мэром. И вот теперь областные законодатели нашли повод для дискуссий. С их точки зрения, горсовет превысил полномочия. Представители областного центра утверждали, что учреждение нового района в составе города не есть вопрос административно-территориального устройства. Дискуссия ушла в плоскость юридической казуистики. Самое примечательное, что содержательно решение об учреждении нового района целиком поддерживается областными законодателями, вопрос лишь в способе его принятия. Это еще раз недвусмысленно указывает на наличие противоречий. Компромиссное предложение полномочного представителя Президента РФ в области Мерцалова принять формулировку о создании нового района, не ссылаясь на решение городских законодателей, не прошло. Масла в огонь подлил зам. председателя горсовета Марков, грубовато предложивший областным депутатам «прекратить возню». После многочисленных тирад в адрес городских властей облсовет отложил вопрос.

1.3.       Введение в действие закона о вмененном налоге

С 1 июля введен в действие налог на вмененный доход. Единый налог составляет 20% от вмененного дохода и включает в себя подоходный налог, платежи в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды. Налог выплачивается авансом на месяц, квартал и год вперед. Впервые налогообложению будут подвергнуты распространители газет и, что самое пикантное, торговки семечками. Бабульки должны будут заплатить 550 рублей в год плюс 89 за регистрацию. По мнению орловских законодателей, налог облегчит финансовые расчеты и снизит налоговое бремя. Предполагается, что поступления в областной бюджет возрастут в 1,5 раза [[1]].

Пока прошло недостаточно времени, чтобы можно было судить о влиянии закона на деловую активность и настроения предпринимателей. На стадии обсуждения вступиться за последних в «розовом» областном Совете было некому. Пока слышен лишь ропот.

2.    Наиболее важные события

2.1.       Пятилетие ОАО «Орловская нива». Программа «Славянские корни». Агрореформирование по-орловски

В июне Е.Строев предпринял ряд рабочих поездок по области (из-за занятости председателя Совета Федерации подобные поездки являются событиями областного масштаба). Впрочем, главной целью поездок на сей раз была проверка – как на местах исполняется проект «Славянские корни». Напомним, он предусматривает строительство в этом году в каждом районе по 100 коттеджей для крестьян – всего 2500 домов. Программа эта – своего рода рекламная акция губернатора, свидетельство высокой заботы о селе и крестьянах, доказательство способности орловских властей к организации крупных социальных проектов. Поэтому «Славянские корни» не испытывают недостатка в бюджетном финансировании («нельзя оставлять крестьян без поддержки государства») [[2]], а за реализацией программы установлен едва ли не мониторинговый контроль. На сей раз лично Строев инспектировал строительство коттеджей. Кроме того, губернатор активно интересовался работой агрофирм, создаваемых в области под «крышей» двух основных государственных структур, контролирующих сельхозпроизводство, — «Орловской нивы» и областного агрокомбината. Создание агрофирм (на базе трех-пяти хозяйств), объединяющих сельхозугодья и концентрирующих в своих руках другие ресурсы, а также являющихся объектом инвестиций со стороны государственных структур – одно из направлений агрореформирования по-орловски, надо заметить, весьма эффективного, во всяком случае в сегодняшних условиях. Нынешней весной там, где созданы агрофирмы, дела в хозяйствах значительно улучшились. Как заметил на встрече руководитель одного из них: «Если бы не агрофирмы, многие не дотянули бы до весны» [2], Создание агрофирм – одна из форм активной государственной политики и вмешательства региональных властей в аграрной сфере, призванная поддержать сельхозпроизводителя. «Крыши» агрофирм в лице госструктур обеспечивают концентрацию, выделение и регулирование финансовых потоков, а также инвестиций в аграрный сектор.

В июне одна из таких «крыш» — ОАО «Орловская нива» — отпраздновала пятилетний юбилей. Пять лет назад после прихода к власти Строева было решено создать структуру, концентрирующую ресурсы АПК и подконтрольную обладминистрации. Постепенно из торгово-закупочной фирмы она превратилась в холдинговую компанию. Главная заслуга, да и функция «Нивы» состоит в концентрации финансовых потоков, идущих в АПК и установлении хотя бы минимального контроля за использованием финансовых средств в хозяйствах. Концентрация этих потоков позволяет поддерживать хозяйства «на плаву», устанавливать для них гарантированный сбыт, обеспечение кредитами, техникой, удобрениями и другими ресурсами. Заняв крупную нишу в агропроизводстве и сбыте, создав свою розничную сеть, «Нива», кроме того, позволяет властям хотя бы относительно контролировать продовольственный рынок в области, или, во всяком случае, его приличный сегмент. Сегодня компания имеет оборот в 1млрд. 300 млн. рублей, штат в 6,5 тысяч человек, 32 дочерних предприятия, в том числе 14 агрофирм и сеть магазинов. В агрофирмах под «крышей» «Нивы» сосредоточены 100 тысяч гектаров пашни, по 13 тысяч голов коров и свиней. В бизнес-планах агрофирм предусмотрено существенное увеличение производства, в том числе молока в 1,5 раза; мяса – в 3 раза. В нынешнем году одним из основных направлений деятельности «Нивы» стало формирование регионального продовольственного фонда путем заключения договоров на поставку продовольственного зерна под выделение кредитных ресурсов. Именно «Ниве» отведена главная роль в программе «Славянские корни» – «на ней» 1750 домов из планируемых 2500.

Судя по результатам, «Нива» пока весьма неплохо справляется с возложенными на нее функциями. Однако ее функционирование, как и любой околовластной полурыночной структуры, к тому же обслуживающей «полулежачую» отрасль – АПК сопровождается традиционным набором проблем. Первая и главная – неудовлетворительная платежеспособность хозяйств и, соответственно, невозвратность кредитов. Примечательно, что даже работая под государственной «крышей», «Нива» в этом году провела селекцию, отсеяв совсем убыточные (все же рыночные законы дают о себе знать) хозяйства и сократив количество кредитуемых с 322 до 222, то есть едва ли не на треть. Невозвратность кредитов и неплатежеспособность хозяйств, как обычно, порождают неплатежи и бартер. Сельхозпродукция идет в обмен на ГСМ, сельхозтехнику и т.п. Бартерный обмен, в свою очередь, деформирует ценовые пропорции и делает малопрозрачными финансовые потоки. Руководитель «Нивы» откровенно признался, что цены, например, на запчасти на 30% выше рыночных, что задолженность «Ниве» со стороны хозяйств пока нарастает [[3]]. К тому же надо добавить практически монопольное положение «Нивы», что вызывает порой жалобы хозяйств на кабальные условия договоров. Заметим, что в последнее время «Ниву» все чаще публично критикуют руководители области, включая губернатора. Во многом в противовес монополии «Нивы» не так давно был создан Орловский агрокомбинат – структура, практически идентичная «Ниве» (власти, видимо, осознали необходимость конкуренции в данной сфере и пошли путем создания двух идентичных господствующих в агропроизводстве и на продовольственном рынке структур – что-то типа олигополии регионального масштаба).

Решено создать оперативный штаб по реализации «Славянских корней». Последние активно презентуются, в частности, на заседании ассоциации «Черноземье», где присутствовал премьер-министр С.Степашин. В этом смысле, повторимся, программа имеет для орловских властей политическое значение. В настоящий момент из 2500 заложено 1816 домов, хотя на самом высоком уровне признается, что отчеты районных руководителей могут быть приукрашены. Собственно, поэтому и создан оперативный штаб. Надо отметить, что программа, действительно, подстегнула развитие некоторых отраслей региональной экономики, особенно стройиндустрии. За полгода производство кирпича в области выросло на 45%, железобетонных изделий – на 37%. В строительстве создано более 300 новых рабочих мест [[4]].

2.2.       Наведение порядка в государственных финансах

Продолжается процесс концентрации финансовых потоков в руках казначейства. Еще после прошлогоднего августовского кризиса Строев своим постановлением обязал управление федерального казначейства принять на обслуживание счета по учету внебюджетных средств всех учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета. Орловские казначеи откровенно признались, что сделали это «не дожидаясь указаний московского руководства» [[5]]. Был разработан временный порядок перевода счетов по учету внебюджетных средств из коммерческих банков в органы казначейства. Подготовлена и внедрена компьютерная программа совершенствования операций с внебюджетными средствами.

На 1 июня в облуправлении казначейства открыто 189 лицевых счетов по учету внебюджетных средств. Благодаря своевременно принятым мерам были сохранены для бюджетных организаций области 13687 тыс. рублей. И только 1383 тысячи «зависли» в коммерческих банках, которые не возвращали деньги до полугода. На сегодняшний день 400 тыс. рублей бюджетных организаций до сих пор не возвращены.

К слову, именно на базе Орловского управления федерального казначейства отрабатывался порядок ведения лицевых счетов бюджетных организаций, который затем распространился на всю Россию. В соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 1999 год» четко определена задача перехода на казначейскую систему исполнения бюджета, в том числе бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. В области уже с сентября 1998 года органы казначейства приняли на себя функции учета и распределения по уровням местного бюджета подоходного налога, налога с продаж и фиксированного налога. Работа по переводу исполнения федерального, регионального и местных бюджетов в казначейство в этом году должна быть завершена. Что касается государственных внебюджетных фондов, то осуществляется сбор квартальных данных об их доходах и расходах, что позволяет владеть данными о финансовых ресурсах на счетах фондов и их использовании. В 1998 году проведены проверки фонда обязательного медицинского страхования и пенсионного фонда.

2.3.       Борьба с наркоманией

В предыдущем обзоре мы писали о вспышке ВИЧ-инфекции в Мценске и предположили, что этот случай стимулирует власти на решительные действия. Пока можно точно сказать, что в области существенно усилилась борьба с наркоманией. Ведь причиной вспышки инфекции иммунодефицита были именно наркоманы. Заметим, что в последнее время опасность массового распространения наркомании в России стала предметом многочисленных публикаций и публичных выступлений.

По информации милиции, перекрыты каналы сбыта дурмана в Орле и Ливнах. Ликвидированы наркопритоны в Тросне и Мценске. В последней был изобличен в преступной деятельности сотрудник МВД, входивший в группу по борьбе с оборотом наркотиков и бравший взятки от наркоторговцев. Всего же выявлено около 300 преступлений, связанных с оборотом наркотиков. 21 июня вопрос об усилении борьбы с наркоманией рассматривался у Строева. Начальник областного УВД Савченко заявил, что в этом году возбуждено уже 62 уголовных дела, выявлены факты нарушения правил хранения наркотических веществ в медучреждениях, готовится крупномасштабная акция «Мак-99».

Принятые меры правильны, но явно недостаточны. Темпы распространения наркомании по-прежнему высоки, причем специалисты отмечают ставшую заметной тенденцию перехода от «легких» к синтетическим наркотикам [[6]].

2.4.       Публичная критика областных властей со стороны газовиков

Экономическая и социальная ситуация в области продолжает оставаться стабильной, и экономические показатели выглядят довольно внушительно. Выступая в Академии госслужбы, Е.Строев гордо заметил, что налогов в первом полугодии собрано на 203% больше, чем в соответствующий период прошлого года. Что касается перечислений в Федеральный бюджет, то мы перевыполнили план на 300% — заявил губернатор. Так что способствовавший оживлению промышленности послеавгустовский девальвационно-импортозамещающий допинг в сочетании с предпринятыми областными властями структурными изменениями действуют пока положительно. Заметим, правда, что на некоторых направлениях экономическая устойчивость орловской экономики обнаруживает нездоровые основания. В этом плане подлинным откровением стала большая пресс-конференция главы орловского филиала ООО «Межрегионгаз» Васильковского. Последний отметил ряд позитивных сдвигов в вопросах расчета за газ. Два года назад доля «живых денег» в расчетах составляла 4%, сейчас – 21%, улучшились отношения с бюджетными организациями-федералами. В то же время по-прежнему плохо рассчитываются областные бюджетники (что вообще-то странно, учитывая величину собираемых налогов в областной бюджет). Это приводит к тому, что расчет с областными бюджетными потребителями по-прежнему идет через зачеты по налогам. Учитывая значительное улучшение бюджетной ситуации в области, о чем гордо докладывают ее руководители, данное обстоятельство выглядит по меньшей мере странным. Получается, что отказаться от зачетной схемы расчетов с газовиками до сих пор либо не могут, либо это невыгодно отдельным структурам и должностным лицам. Учитывая своеобразие зачетных схем и их доходность для осуществляющих зачетные операции, можно предположить, что истина лежит где-то посередине.

Очень плохо дела у газовиков складываются с энергетиками. Если пару лет назад доля «живых» расчетов здесь составляла 1%, то сейчас – всего 3,5%. При этом, например, в Брянске энергетики оплачивают «живьем» 25%; в Липецке – 40%; в Новгороде – 74%. По мнению Васильковского, «Орелэнерго» прячет деньги за множеством счетов в своих подведомственных структурах [[7]] Газовики с этим мириться не намерены и подготовили документы на банкротство «Орелэнерго», которые отправили в Москву.

Весьма критически главный газовик отзывался о практике перекрестного субсидирования, требуя более четкого установления адресной поддержки льготников из областного бюджета. Очень примечательно, что Васильковский публично усомнился в его бездефицитности. Помимо этого он в весьма жестких тонах отозвался о деятельности комиссии по укреплению платежной дисциплины и реструктуризации задолженности за природный газ при обладминистрации, которая должна собираться не реже раза в месяц. До сих пор, по словам Васильковского, комиссия так и не выработала программу реструктуризации долгов и дальше разговоров дело не идет.

Вообще тональность встречи с журналистами была довольно напряженной и свидетельствовала о накопившемся серьезном потенциале недовольства бездействием областных властей со стороны местных газовиков. Было видно, что последние определенно ждут от обладминистрации хотя бы минимального набора решительных мер по стимулированию платежной дисциплины. Сомневаться в том, что такие рычаги у областных властей есть, не приходится. Тем более, что многие достаточно оригинальные идеи газовики высказывают сами. Например, Васильковский предлагает проект создания единого расчетного центра по коммунальным платежам в Орле. Но реакция на эту идею отсутствует, как и на ряд других предложений. Вот и выходит, по словам главного газовика, что имея самый высокий уровень темпов газификации в России за последний год Орловщина удерживает один из самых низких уровней платежей за газ.

Причины недовольства газовиков бездействием властей, разумеется, небеспочвенны. С нашей точки зрения, в качестве фундаментальной причины можно выделить то, что сохранение, скажем так, легкого отношения к платежам, позволяет местным производителям, бюджетникам и прочим хозяйствующим субъектам аккумулировать финансовые средства для иных целей. В некотором смысле можно сказать, что к девальвационно-импортозамещающему допингу добавляется еще и «газовый». Это, впрочем, давно известная тенденция, когда естественные монополии держат на плаву структурно перекошенную и в значительной части убыточную отечественную промышленность. Очевидна и цена такой «поддержки» — расцвет неплатежей, бартер, перекошенная ценовая структура, замедленные структурные реформы, отсутствие прозрачности финансовых потоков и злоупотребления. Заметим, однако, что позитивные эффекты послеавгустовской девальвации для промышленности создали почву для улучшения ситуации с платежами естественным монополиям, что и наблюдается по ряду позиций. Так вот, по газу в Орловской области видимых серьезных перемен пока не произошло, и связано это не в последнюю очередь с нежеланием властей воспользоваться моментом и переломить ситуацию. А нежелание объяснимо – сохраняется весьма «облегченный» режим для хозяйствующих субъектов и областных бюджетников, что позволяет аккумулировать недоплаченные суммы для других целей. Но здесь таится немало опасностей. Во-первых, продолжение практики неплатежей, а значит — зачетов, так и не откроет многие финансовые потоки, сохранив почву для многочисленных злоупотреблений. Во-вторых, легковесное отношение к платежной дисциплине замедляет структурные изменения в хозяйствующих субъектах и бюджетных организациях. В-третьих, это уже становится фактором напряженности между представителями естественной монополии и областными властями. Конечно, авторитет орловского губернатора и его выходы на руководство «Газпрома» позволяют какое-то время удерживать ситуацию в том виде, в каком она существует, однако бесконечно долго так продолжаться не может. Впрочем, именно из-за последнего обстоятельства и возможностей орловских властей решать многие вопросы с прямыми выходами на высшее руководство компаний, можно предположить, что ситуация в ближайшие месяцы решится, скорее всего, компромиссом. Льготный «газовый» режим для области, очевидно, в какой-то мере будет сохранен, но не в том виде, в каком существует сейчас.

2.5.       Партийная жизнь

Страшная жара, установившаяся в июне, очевидно, негативно сказалась на политической активности. Из событий партийной жизни можно выделить лишь очередной пленум коммунистов, сохранение единства в местном «Отечестве» и визит Г.Явлинского (последний, правда, собственно к партийной жизни имеет косвенное отношение).

Орловские коммунисты на своем очередном пленуме рассмотрели весьма важный вопрос – об участии коммунистов в представительных органах власти. Представительство это весьма солидно, достаточно сказать, что в областном Совете их половина, а в городском Совете Орла – 90%. Весьма велико представительство и в других законодательных органах. В выступлениях на пленуме говорилось, что именно борьба с антинародным режимом заставляет добиваться максимального представительства коммунистов в законодательных органах. Отмечалось, что благодаря неустанной законотворческой деятельности местной КПРФ принимаются социальные законы и меры по стимулированию орловской промышленности, принят «мягкий» вариант жилищно-коммунальной реформы. Однако было предложено усилить контроль за деятельностью коммунистических депутатов, в том числе регулярно с участием руководителей партийных комитетов проводить их отчеты перед активом и избирателями.

Необходимо отметить, что влияние коммунистов в представительных органах действительно велико. Тем не менее, как мы уже много раз отмечали, местной власти, которая отнюдь не является ориентированной на КПРФ, всякий раз удается все возникающие с представителями компартии разногласия решить полюбовно. Каких-либо серьезных и громко прозвучавших противоречий в законодательном процессе между областными коммунистами и властями за последние пару лет не отмечено. Разве что по реформе ЖКХ в горсовете Орла наблюдались бурные дискуссии и проекты мэрии «заворачивались» несколько раз. Но то был единственный ставший публичным случай. Поэтому и у коммунистов, и у властей пока нет оснований для взаимного недовольства.

Приостановление членства КРО в лужковском «Отечестве» пока не отразилось на позиции местного отделения конгресса. Орловские КРО-шники продолжают работать в «Отечестве», явных признаков ослабления которого пока не наблюдается.

Во второй половине июня Орел посетил Г.Явлинский. Это уже не первая поездка, которая, по всей видимости, связана с укреплением отношений Явлинского со Строевым на фоне приближающегося сезона электоральных кампаний и политических коалиций. Интенсивность поездок на Орловщину свидетельствует, как минимум, о взаимных симпатиях двух политиков, а как максимум – о совпадении интересов. Явлинский, впрочем, по словам орловской стороны, не торопится предлагать политический альянс. В Орле лидер «ЯБЛОКА» презентовал свою аграрную программу. Учитывая продвинутость орловских аграрных реформ, при соответствующих корректировках она может получить «добро» Строева. Программа предусматривает сочетание рыночных отношений с государственной поддержкой и разумным протекционизмом, отказ от принудительного реформирования сельхозпредприятий и ориентацию на многоукладную экономику, региональное решение вопроса о частной собственности на землю, включая ее куплю-продажу, перераспределение в аграрный сектор экономики части валютных средств, возвращаемых из-за рубежа. Успех программы сослужил бы неплохую службу «ЯБЛОКУ» с точки зрения рекламы своей экономической состоятельности, причем в таком вопросе, как сельское хозяйство.

В Орле учреждена новая общественная организация – Ассоциация Советов ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов областей Центрально-Черноземного региона РФ. Для краткости ассоциацию именуют Ассоциацией ветеранов Черноземья. В организацию вошли советы ветеранов Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областей.



Источники

[1]. Лукин И. Налоговый удар // Орловский меридиан. — 1999. — 16 июня.

[2]. Орловская правда. — 1999. — 8 июня.

[3]. Павлова Т. Задача «Орловской нивы» — развивать отечественное производство // Орловская правда. — 1999. — 9 июня.

[4]. Павлова Т. Украсить орловское село // Орловская правда. — 1999. — 30 июня.

[5]. Михайлова Л. Операция «Казна» // Орловская правда. — 1999. —  2 июня.

[6]. Татьяничева М. Наркотическая экспансия // Орловская правда. — 1999. — 8 июля.

[7]. Жуков В. Газовиков ожидают трудные времена // Орловская правда. — 1999. — 9 июня.