Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Агентство «РЕЙТИНГ»
В. РУХЛЯДЕВ

Новосибирская область
в июне 1999 года

Подготовка к одновременным выборам губернатора и депутатов в Госдуму РФ. Принятие областным Советом депутатов Закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области». Принятие сессией Новосибирского городского Совета бюджета города на 1999 год. Деятельность политических партий и организаций («ЯБЛОКО», Рабочая партия России, ЛДПР, КПРФ). Рейтинг СМИ и мониторинг телевизионного поля Новосибирска. Реализация в Новосибирске единого налога на вмененный доход. Бензиновый кризис и его причины. Рынок вторцветмета: антология теневого бизнеса. Создание учеными СВЧ-датчиков для исследования материалов. Проблемы трудоустройства подростков. Визит китайского генерала.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Выборы

До выборов еще полгода, но на местном уровне каких-либо серьезных изменений больше не предвидится: расстановка сил фактически определилась, разработана и вся необходимая нормативная база. В Новосибирской области обновлен закон о выборах главы администрации области. Поводом для корректировки стали требования федерального законодательства. Существенные поправки внесены в правила агитации. Прежде чем выпустить агитационный плакат, «группа поддержки» должна сначала представить его экземпляр избиркому. Строже контролируются пополнения предвыборного фонда кандидата: анонимные отчисления запрещены, каждый жертвователь оставляет свои реквизиты. А банк, держатель «избирательного» счета, обязан еженедельно информировать избирком о поступлении и расходовании средств. Более жесткими стали и требования к личности самих кандидатов. Претендент должен предоставить в избирком заверенную налоговиками декларацию о доходах, сведения о своем движимом и недвижимом имуществе. Если у кандидата есть «непогашенная судимость», запись об этом появится в бюллетене для голосования.

В июне в областное управление юстиции не поступило ни одной заявки от какой-либо партии с просьбой о регистрации. Это свидетельствует о том, что все политические силы уже определились. Два года назад было 47 политических организаций, а сегодня — 72. В числе самых последних «новичков» — Рабочая партия России, «Развитие предпринимательства», «Мы — сибиряки», «Вся Россия», «Россия молодая», «Голос России». 60 организаций являются отделениями федеральных партий и движений. Причем половина последних (всего их 139) в Новосибирской области не представлена. 11 организаций представляют только город и область. Больше всего организаций в Новосибирске у правых и центристов — 34, левых — 11, национал-патриотов — 17, а партий, так сказать, по интересам — 10. Многие организации из состояния бумажной жизни переходят к реальному участию в политических процессах. Три года назад штаб-квартиры и функционеров имели 13 организаций, а сегодня — в два раза больше. Примечательна еще одна черта политической жизни Новосибирска. За последний год резко вырос уровень конфликтности как в отношениях между партиями из одного лагеря, так и внутри самих партий. Можно вспомнить конфликты между «Третьей силой» и «ЯБЛОКОМ», ПЭС и «Правым делом», проблемы внутри социал-демократической партии, НДР. Долгое время сотрясали скандалы новосибирское отделение партии Лебедя, местная ЛДПР фактически разделилась на три части. Список этот можно продолжить, и, по всей видимости, точку ставить рано. Если говорить о шансах новосибирцев попасть в федеральные партийные списки, то скорее всего они есть у новосибирских кандидатов от КПРФ и «ЯБЛОКА».

В Новосибирской области 13 своих региональных организаций. Были попытки создания и межрегиональных, но все они оказались нежизнеспособными. 16 партий и движений работают в районах области. Причем КПРФ, ЛДПР и «Отечество» — абсолютно во всех. Позиции Аграрной партии сильны, естественно, западной частью области — в Барабинском избирательном округе, где трижды подряд выборы выигрывал Николай Харитонов. Остальные партии работают в диапазоне от одного до десяти районов. Последние выборы показали, что новосибирцы вышли на 4-е место в России по «полевению», и это, естественно, должно сказаться на результатах предстоящих выборов. По прогнозу одного из новосибирских политологов — Дмитрия Пучкина — на предстоящих выборах коммунисты наберут голосов больше, чем обычно, — в пределах 22‑30 процентов. Лужковское «Отечество» — 5-10 процентов. «ЯБЛОКО» — 12 процентов. На 10 процентов может расчитывать ЛДПР. Партия Лебедя вряд ли сможет набрать больше 5‑7 процентов. «Правое дело», «Наш дом — Россия» и аграрии будут балансировать на грани 5‑процентного барьера, причем НДР скорее всего не повезет [[1]].

Первый секретарь ОК КПРФ Виктор Кузнецов считает, что коммунисты вряд ли поддержат Виталия Муху, как это было на прошлых выборах. Во-первых, он не выполнил своих обещаний, а во-вторых, по мнению В.Кузнецова, народ в районах области не поддержит нынешнего губернатора. Об этом говорят многочисленные встречи с тружениками села, заявил секретарь обкома. Коммунисты собираются вести серьезные переговоры с кандидатами на губернаторское кресло. Главное условие их поддержки — назначение коммунистов на руководящие посты в обладминистрации. Один из тех, с кем коммунисты будут вести переговоры, — Николай Харитонов. Если, конечно, он пойдет на эти выборы. Лидер фракции аграриев по своему одномандатному округу на выборах в Госдуму РФ победит без особого труда. Но пойти одновременно на губернаторские и на думские выборы он вряд ли решится, так как статистика показывает, что в подобных случаях соискатель двух кресел непременно теряет до 15 процентов голосов. В то же время, кроме В.Мухи и В.Толоконского, только Н.Харитонов может выйти во второй тур. Его участие может быть главной интригой предстоящих губернаторских выборов [[2]].

Острая политическая борьба между В.Мухой и В.Толоконским поднимает вопрос о будущем чиновников областной администрации. Речь об этом идет потому, что все эти люди пользуются большой властью и большим влиянием на жизнь области. Так что нижеследующий материал представляет собой анализ потенциала управленческой элиты Новосибирска. Объяснять ее роль в проходящих политических процессах, думаю, излишне. Примечателен такой факт: благополучно проработали с Виталием Мухой те, кого он оставил из администрации прежнего губернатора — Ивана Индинка. А вот из тех, с кем Муха три с половиной года тому назад переступил порог областной администрации, многих уже нет рядом. Среди «неприкасаемых» стоит выделить первого заместителя губернатора Василия Киселева, курирующего экономический и финансовый блок. А также вице-губернаторов Виктора Матвеева, ведающего вопросами строительства и другими направлениями; Владимира Нехорошкова — возглавляющего комитет международного сотрудничества, внешнеэкономических и межрегиональных связей; Леонида Никонова, руководителя комитета по управлению государственным имуществом. Эти высокопоставленные чиновники с большой долей вероятности могут сохранить свои кресла и в случае прихода в обладминистрацию Виктора Толоконского. За исключением, пожалуй, лишь Никонова, так как на его место, видимо, нацелился председатель комитета по имуществу мэрии Терехов, который уже занимал подобную должность в областном масштабе. Что же касается Василия Киселева, то в команде Толоконского нет профессионала такого уровня. Он владеет экономической ситуацией в области и держит ее под контролем. И, что не менее важно, накопил богатый опыт работы с чиновниками в правительстве, отстаивая в столице интересы области. Как правило, Киселеву поручаются самые трудные дела. К тому же именно Кисилев служит неким громоотводом, принимая в отсутствие Мухи непопулярные решения. Поэтому Толоконский скорее всего не откажется от профессионала такого уровня. Виктор Матвеев успешно справлялся со своим участком работы как при Индинке, так и при Мухе. Специалистами такого класса тоже не разбрасываются. Международное сотрудничество, внешнеэкономические и международные связи по большей части прерогатива абладминистрации, а не мэрии, и вряд ли Толоконский поставит сюда нового человека вместо Никонова. Возможно, останется в своем кресле зам. главы областной администрации Николай Бараулин, курирующий аграрный сектор. Для В.Толоконского сельское хозяйство — дело малознакомое. Нет у него подходящего человека в команде.

Зато большинство других ключевых должностей к услугам команды мэра (в случае ее победы, конечно), и среди них прежде всего посты идеологического плана. Победа В.Толоконского сделает невозможным пребывание на своем посту Александра Тимошенко, вице-губернатора, руководителя организационно-контрольной и кадровой работы, который, по имеющейся информации, руководит предвыборным штабом В.Мухи. Ему на смену, естественно при известных обстоятельствах, придет Алексей Беспаликов, который, в свою очередь, командует предвыборным штабом уже В.Толоконского. Есть преемник и у первого заместителя главы областной администрации Юрия Алаферовского. Скорее всего, им может быть Владимир Городецкий, нынешний вице-мэр Новосибирска. Хотя не исключено, что на заключительном этапе выборов губернатора и в оставшиеся три месяца до очередных выборов городского головы он будет исполнять обязанности мэра, если, конечно, Толоконский победит. Скорее всего, найдется замена и первому вице-губернатору Надежде Азаровой, отвечающей за социальный блок и сделавшей стремительную карьеру при нынешнем губернаторе. Ей на смену может прийти вице-мэр Валерий Бродский, который сейчас курирует тот же участок работы в команде Толоконского. На место вице-губернатора, в чье ведение входят образование, культура, спорт, молодежная политика, профобразование, киновидеопрокат, в равной степени могут претендовать президент баскетбольного клуба «Локомотив» Александр Солодкин и директор филармонии Владимир Миллер. Оба довольно активно работают на Толоконского. И вообще их с мэром связывает давняя дружба. Есть одно направление в областной администрации, возникшее именно при В.Мухе, — информационно-аналитическое управление. Им руководит Вадим Головко. В связи с приближающейся предвыборной гонкой эта структура призвана стать движущей силой предвыборного штаба нынешнего губернатора. Вот почему в случае его поражения она, вероятно, будет полностью заменена новым главой администрации. Провести эту работу, видимо, будет поручено Александру Моисееву. Бывший первый заместитель председателя ГТРК «Новосибирск» в настоящее время возглавляет аналогичную структуру у Толоконского. Впрочем, наверное, сам Моисеев не прочь вернуться в телерадиокомпанию, но уже в новом качестве — председателя ГТРК. Однако пока Яков Лондон повода для своей замены не дает. Толоконский мелькает на телеэкранах почти наравне с Мухой.

Особняком в этом перечне стоит Александр Веселков, возглавляющий областное управление финансов и налоговой политики. Бюджетная тяжба обладминистрации и мэрии, в которой он проявил себя едва ли не главным оппонентом мэра, будет стоить ему его места, на которое он пробился с таким трудом через «рогатки» депутатов облсовета. Круг кандидатов на кресло Веселкова достаточно широк. Возможно, это будет Ольга Молчанова, директор департамента экономики и финансов мэрии, которая в той бюджетной дуэли показала себя весьма грамотным профессионалом [[3]].

Губернатор В.Муха решил привлечь под свои знамена общественные организации Новосибирска. На очередной ежегодной ярмарке «третьего сектора» он постарался показать себя «лучшим другом» всей палитры общественных движений. В областной администрации прорабатывается идея создания постоянного совещания активных представителей общественности при губернаторе. Тем самым губернатор отнимает хлеб у своего основного конкурента на декабрьских выборах: до сих пор «третий сектор» считался вотчиной В.Толоконского. По оценкам местных обозревателей, в «третьем секторе» есть за что бороться. Еще год назад в Новосибирской области было зарегистрировано более 1500 общественных организаций, из них 3/4 общегражданских, включающих в себя ветеранские, женские, по охране детства, молодежные, экологические, образовательные, по месту жительства, культурно-просветительные, исключая религиозные и политические. Это — десятки тысяч избирателей. Их голоса могут помочь любому кандидату. И В.Муха начал их приручать. Но у его конкурентов еще не все потеряно [[4]].

Виктор Толоконский официально заявил о своем решении выставить свою кандидатуру на губернаторских выборах. Мэр Новосибирска — важная политическая фигура региона. А В.Толоконский — с его опытом и «раскрученностью» — особенно. Поэтому уже сейчас ведется оживленная дискуссия по поводу его политического будущего. Местные аналитики задаются вопросом — сумеет ли мэр выбрать собственную линию в борьбе с поднаторевшим в политических играх нынешним губернатором? Пока он имел боевое крещение только в дебатах по бюджету. В свою тактику борьбы и предвыборную программу Виктор Толоконский общественность пока не посвятил. Известно лишь, что он будет опираться на несколько постулатов: власть должна быть предсказуемой; люди должны верить, что жить хорошо все же можно; Новосибирску нужно вернуть славу центра развития сырьевых районов региона. Толоконский также заявил, что до выборов ни в одну партию и движение вступать не собирается и в борьбе за кресло губернатора намерен опираться на разные политические силы. При этом в программу мэра якобы будет входить важным пунктом тридцатипроцентное сокращение аппарата исполнительной власти в области. Правда, в реальность этих намерений мало кто верит.

Но главная интрига в другом. На вопрос о том — кого В.Толоконский видит в качестве преемника, если победит на губернаторских выборах, мэр сказал, что необходимо перестроить систему власти в области и в городе, сконцентрировав принципиальную управленческую власть на уровне субъекта федерации. Похоже, что, став губернатором, Толоконский постарается перейти к системе назначения мэров. Слухи о том, что в недрах самой мэрии зреет подобная инициатива, уже ходили. Существуют ли законные возможности осуществить изменения? Есть информация, что в команде мэра существует уверенность, что областное законодательство оставляет такие зацепки. Хотя есть и много «но». По ныне действующему уставу города и федеральному закону об организации местного самоуправления это невозможно. Чтобы провести в жизнь такое изменение, Толоконскому потребуется изменить Устав города. Для этого потребуется две трети голосов депутатов городского Совета. Он может рассчитывать на голоса депутатов от ЛДПР и, возможно, на голоса независимых депутатов. Но это даст не более 15 голосов, а получить две трети — 17 голосов. Получить их весьма проблематично, так как есть пять жестких коммунистов и еще два-три депутата, которые будут заведомо против.

Маловероятно, чтобы в Новосибирской области удалось создать однополюсную власть. Ни один из сегодняшних лидеров сделать этого не может, да им и не позволят это сделать. Возможен и другой вариант — после выборов Толоконского в губернаторы власть над городом переходит к вице-мэру. В этом случае главное для Толоконского — подобрать нужного вице-мэра.

Пикантность ситуации заключается в том, что, выступи с аналогичным заявлением Виталий Муха, тут же вся подконтрольная мэру пресса в один голос возопит о нарушении прав местного самоуправления и установлении единоличной диктатуры в рамках отдельно взятого субъекта Федерации. Надо отдать должное предусмотрительности Толоконского — он старается заранее избавиться от возможного конкурента внутри области. В то же время среди возможных преемников Толоконского называют главу Калининского района Андрея Филичева, нынешнего вице-мэра Владимира Городецкого, директора ЖБИ-4 и депутата областного Совета Николая Мочалина, бывшего вице-мэра и вице-губернатора Георгия Глебова — каждый из них уже проявил себя в той или иной степени как претендент на высшую должность в городе. Все они пойдут как «независимые» кандидаты. Что касается возможных кандидатур от ЛДПР и КПРФ, то они, скорее всего, поддержат кого-то из «независимых», а если рискнут двигаться сами, то неизбежно проиграют.

Шансы В.Городецкого победить на выборах местные аналитики расценивают как невысокие, несмотря на то, что он, фактически, — второе лицо в городе. Все годы своей работы на посту вице-мэра он провел в такой глубокой тени мэра Толоконского, что избиратели его не знают. в случае победы Толоконского на выборах губернатора, Городецкий почти наверняка будет назначен и.о. мэра. Вот тут-то и возникнет для него возможность быстро набрать политические очки, особенно если он сумеет договориться с коммунистами. Благодаря своей политической неангажированности, Городецкий сможет какое-то время выбирать — с кем заключить союз. Андрей Филичев и Николай Мочалин — самые «раскрученные» из вероятных претендентов, но обоим мешает имидж «звезды района». Что касается Филичева, то ему очень серьезно могут помочь победа на выборах в Госдуму и вероятная поддержка со стороны Толоконского, который, став губернатором, сможет бросить на чашу весов весь свой еще не растраченный авторитет. В активе Мочалина — «Третья сила». кроме того, Мочалин никак не ассоциируется с политикой всех нынешних властей. Интересным политиком мог бы стать Георгий Глебов, обладающий обширным опытом руководства службами мэрии, службами областной администрации, коммерческими и общественными структурами. Поражение Глебова на выборах в областной Совет ничего не говорит о его шансах на победу в борьбе за пост мэра. Оно говорит только о плохо организованной избирательной кампании. Политическая активность Глебова пока что невысока [[5]].

Кто возьмет верх на выборах — пока не ясно. Рейтинговый перевес мэра над губернатором, фиксируемый по результатам различных социологических опросов, подлинное соотношение сил не отражает, так как они проводятся в основном в Новосибирске (где позиции Толоконского действительно сильны), а село свое слово еще не сказало. А на селе скорее всего мэру придется туго. Особенно если учесть, что областная администрация провела очень большую конкретную работу, которая выразилась прежде всего в успешной посевной кампании. Уже сейчас предварительные подсчеты специалистов говорят о хорошем урожае — около 2,5 млн. тонн. А если зерно подорожает к осени как минимум в два раза, то его производство впервые станет для крестьянина рентабельным. Обстановка благоприятствует и доходной реализации другой сельхозпродукции — мяса, молока, овощей. Все это, в конечном счете, обернется большим плюсом губернатору. Отобрать у него голоса селян будет непросто любому из его конкурентов, а не только В.Толоконскому [[6]].

1.2.       Представительная власть

1.2.1.      Областной Совет депутатов

Из прочих решений 16-й сессии областного Совета депутатов следует выделить принятый Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области». Его задача — повышение эффективности экономики Новосибирской области путем стимулирования инвестиционной активности отечественных и иностранных инвесторов. В качестве инвесторов, заказчиков, исполнителей работ и пользователей объектов инвестиционной деятельности, в соответствии с законом, могут выступать органы государственной власти; органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; юридические, физические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государства и международные организации. Программа инвестиционной деятельности (Программа) разрабатывается администрацией НСО и утверждается областным Советом депутатов. Могут использоваться следующие меры инвестиционной деятельности: а) введение дифференцированных налоговых ставок и льгот по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет и бюджет территориального дорожного фонда; б) изменение срока уплаты налогов и сборов в областной бюджет и внебюджетный территориальный дорожный фонд Новосибирской области в форме отсрочки и рассрочки, предоставление инвестиционного налогового кредита; в) предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Новосибирской области и необходимого для реализации инвестиционных проектов; г) предоставление инвесторам бюджетных кредитов из средств областного бюджета и внебюджетных фондов; д) предоставление поручительств в качестве обеспечения исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов; е) обеспечение залогом исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов; ж) инвестиции за счет средств областного бюджета. Инвесторы имеют целый ряд налоговых льгот. С целью анализа эффективности мер государственной поддержки администрация области осуществляет текущий контроль и раз в полугодие составляет аналитический отчет о финансовых результатах оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности и предоставляет его в областной Совет депутатов [[7]].

1.2.2.      Городской совет депутатов

Очередная сессия Новосибирского городского Совета приняла 2 июня бюджет города на 1999 год. Доходы бюджета Новосибирска на текущий год составляет 2329 млрд. руб., что на 12 процентов больше, чем исполнение в 1998 году, но на 9 процентов меньше, чем первоначально планировалось, как заявил первый вице-мэр Владимир Городецкий. По его словам, основу поступления доходов в бюджет составят налоговые платежи. Расходная часть бюджета также возросла на 12,1 процента по отношению к 1998 году и достигла 2609 млрд. руб. Основные траты городского бюджета будут направлены на финансирование объектов ЖКХ и градостроительства — 944,920 млн. руб. Бюджет развития города сокращен на 39 процентов по сравнению с прошлым годом и составит всего 75 млн. руб. Дефицит городского бюджета составит 280,5 млн. руб., или 12 процентов от доходной части. Он будет погашаться за счет выпуска облигаций муниципального займа на 82,1 млн. рублей, векселей мэрии — на 65,590 млн. руб., кредитов банков — на 72,843 млн. руб., а также за счет средств от приватизации, поступления от которой в этом году составят 60 млн. рублей [[8]].

1.3.       Политические партии и организации

1.3.1.      «ЯБЛОКО»

Виктор Медведко остался лидером новосибирского «ЯБЛОКА» еще на два года. Такое решение было вынесено во время отчетно-выборного собрания объединения. Там же в присутствии приехавшего из Москвы заместителя председателя объединения «ЯБЛОКО» Вячеслава Игрунова определилась стратегия развития организации на ближайшие 1,5-2 года. В качестве одной из главных перспективных задач новосибирского «ЯБЛОКА» было определено построение боеспособной организации, способной победить на выборах в городской совет. В активе «ЯБЛОКА» человек 300. Виктор Медведко надеется, что эти люди сработают так, что за «ЯБЛОКО» на выборах проголосуют от 10 до 18 процентов избирателей [[9]].

1.3.2.      Рабочая партия России

Небольшое новосибирское отделение Рабочей партии России обратило на себя внимание антитурецкими акциями, граничащими с терроризмом. Сейчас РПР начала действовать в новых направлениях (или по крайней мере именно так подавать себя в прессе): помощь беспризорным детям и подготовка на предприятиях города акций протеста против вороватых или неумелых хозяев и управляющих. По словам секретарей новосибирского обкома и горкома РПР, депутатов горсовета Виктора Старкова и Анатолия Кубанова, антитурецкие акции — это не случайный эпизод в их деятельности, а долгосрочная акция. Это связано с тем, что Турция, якобы, была и остается стратегическим противником России: финансировала чеченских боевиков, под крышей коммерческих турецких структур нередко работают разведчики. Кроме того, акции РПР помогают местным производителям легкой промышленности, расширяя рынок сбыта их товаров, препятствуют вывозу капитала из области. РПР выступает против «дикого» рынка, за госрегулирование, за ликвидацию дешевых распродаж государственного имущества. Данная партия считает, что необходимо покончить с ситуацией, когда половина банков живет за счет прокручивания бюджетных средств. Финансовая политика видится РПР следующим образом: финансовый сектор должен обслуживать производственный сектор, а не наоборот. РПР считает, что государство львиную долю инвестиций должно направить в оборонную промышленность. Что касается политической ориентации партии, то по заявлению руководителей новосибирского ее отделения, старается дистанцироваться от принадлежности к какому-либо флангу с ориентацией на нарождающееся рабочее движение. В Новосибирске они намерены делать все возможное для усиления влияния трудовых коллективов на социально-политическую жизнь своих заводов и города в целом [[10]].

1.3.3.      ЛДПР

Ситуация в областной организации ЛДПР весьма непростая. Происходят очередные внутренние разборки. Главным образом это связано с депутатами горсовета от ЛДПР. Их голоса потребуются Виктору Толоконскому, если он всерьез задумает изменять Устав города. Лояльность своих депутатов потребуется и Евгению Логинову, заявившему о своем намерении участвовать в губернаторских выборах. Сферы интересов мэра и координатора областной организации ЛДПР вскоре пересекутся. И тогда депутаты-жириновцы могут оказаться перед выбором — к кому интереснее прислониться? В июне произошел такой казус — пригласив депутатов на координационный совет, Логинов не дождался появления хотя бы одного из них. Это похоже на «бунт на корабле». Депутаты, предчувствуя скорое окончание своих полномочий, стали задумываться о дальнейшей судьбе. Возвращаться на старые рабочие места или пополнять армию безработных они явно не хотят. Зато привлекает возможность сделать карьеру в стенах мэрии либо где-то в другом «хлебном» месте, что без помощи мэра вряд ли возможно. Желанием «пахать» на Логинова, рискуя своими перспективами и карьеров, депутаты от ЛДПР уже не горят. Потому многие из депутатов-жириновцев подумывают о выходе из ЛДПР, чтобы жить спокойно и без контроля со стороны вождей [[11]].

1.3.4.      КПРФ

29 мая в Новосибирске состоялась областная конференция КПРФ. В качестве гостей на ней присутствовали губернатор Виталий Муха и мэр Виктор Толоконский. Москву представлял первый заместитель председателя ЦК КПРФ Валентин Купцов. Днем раньше на встрече с журналистами Валентин Купцов и первый секретарь обкома КПРФ Виктор Кузнецов отрицали возможность союза с «Отечеством» как на федеральном, так и на местном уровне. Открывая конференцию, Виктор Кузнецов нарочито подчеркивал преемственность нынешних коммунистов с КПСС. По прошествии 15 минут коммунисты попросили прессу покинуть зал. Формальные итоги конференции — работа руководства оценена как удовлетворительная, переизбран состав обкома (всего 112 человек). Сохранили свои полномочия секретари обкома Виктор Кузнецов, Анатолий Локоть и Владимир Карпов.

Коммунистические лидеры постоянно навещают Новосибирск. С промежутками в месяц с небольшим здесь побывали Виктор Илюхин, Геннадий Селезнев, а теперь и Валентин Купцов. На пресс-конференции последний ответил на вопрос о кандидатуре на пост губернатора от левых сил весьма обтекаемо, но в принципе выбор может быть между первым секретарем обкома КПРФ Виктором Кузнецовым и лидером аграрной фракции в Госдуме Николаем Харитоновым. Валентин Купцов весьма высоко оценил работу Любови Швец на посту депутата Госдумы. Напрашивается вывод, что она сохранит свой мандат и в следующем составе парламента. Что касается Геннадия Бердова, то камня в его огород брошено не было, но имя-отчество новосибирского депутата Купцов не вспомнил. Купцов считает, что новосибирским коммунистам из КПРФ на предстоящих выборах следует согласовывать кандидатов с коммунистами из других партий. Приоритетом будет то, насколько «проходной» является та или иная кандидатура [[12]].

2.    Средства массовой информации

Чтобы разобраться в том — какие средства массовой информации предпочитают новосибирцы, одной из социологических служб было опрошено более тысячи человек в возрасте от 16 лет и старше. Как выяснилось, 76 процентов респондентов с большим удовольствием проводят время у телевизоров, 41 процент доверяет печатному слову и 36 процентов — постоянные слушателя радио [[13]]. Майский личностно-политический мониторинг новосибирского телевизионного поля, подготовленный центром Кирилла Волобуева, не принес особых сенсаций. Постоянным вниманием новосибирских телевизионщиков пользуются лишь 4‑5 публичных политиков (одновременно — должностных лиц). Все прочие появляются на экране от случая к случаю. Поэтому любое телеинтервью политика не из первой пятерки немедленно и круто подбрасывает вверх его рейтинг. Две пресс-конференции Андрея Филичева (12 и 28 мая) по поводу создания местной структуры движения «Вся Россия» и благотворительной акции клуба «Любимый город» вывели главу Калининской районной администрации из теленебытия на 4 позицию. Телерейтинг лидера новосибирских коммунистов Виктора Кузнецова, судя по всему, подстегнула внеочередная сессия облсовета, на которой депутаты протестовали против отставки правительства Евгения Примакова. Всего два появления в телеэфире экс-губернатора Ивана Индинка (причем на одном канале) немедленно определили его на 10-е место. Лидеры остались прежними. Отрыв Виталия Мухи и Виктора Толоконского от остальных политиков подавляющий. Но если в апреле в разгар «бюджетной войны» количество появлений в эфире губернатора и мэра составляло 93/69, то в мае это соотношение скромнее — 60/53. Снижение телевизионного рейтинга Николая Харитонова явно не более, чем технический недостаток подсчета рейтинга. За рамками внимания центра Волобуева остаются центральные каналы (ОРТ, НТВ и РТР), которым лидер аграрной фракции постоянно выдает свои комментарии [[14]].

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Налоги

Если в Томской области единый налог на вмененный налог был введен с 1 января 1999 года, то в Новосибирской эта процедура пришлась на весну текущего года. Налог вводится постепенно, охватывая все новые и новые сферы, проходя соответствующую апробацию. В каждой области этот процесс имеет свою специфику. Так, в Новосибирской одними из первых (с 1 апреля) налог с вмененного дохода стали платить с автостоянок, сдаваемых в аренду гаражей грузовых и пассажирских перевозок, ЧП и фирм, оказывающих услуги по краткосрочной аренде жилья. С 1 июля платить станет розничная торговля, торговля ГСМ (кроме АЗС), ЧП, оказывающие юридические, бухгалтерские, аудиторские услуги, репетиторство. К 1 июля 1999 года все вышеперечисленные должны пройти перерегистрацию и уплатить новый налог авансом за месяц. Налоговики города и области собираются проводить широкомасштабные рейды с целью проверки перехода на единый налог. Планируется запретить администрациям рынков предоставлять торговые места тем, кто не перешел на новую систему налогообложения. В перссе высказывается мнение, что для многих новый налог станет законом с человеческим лицом. часто он назначается с большой флорой для предпринимателя. Вот конкретный пример. По решению облсовета доход на маршрутные такси должен составить 220 рублей с посадочного места в месяц. 13 мест х 220 руб = 2860 руб — общий доход. Разделим эту сумму на примерный доход с одного рейса (13х4 руб = 52 руб), получим 55 рейсов в месяц. Если водитель будет работать хотя бы 21 день, то налогом будет облагаться (55:21) 2,6 рейса в день. Остальные как минимум 7-8 рейсов налогом не облагаются, и прибыль вполне законно идет в карман водителя. Начисленные 20 процентов от 220 рублей — 44 рубля. Таким образом, данный водитель «рафика» будет платить 572 рубля в месяц (44х13 мест), а водитель «Газели» — 660 руб (44х15 мест). Раньше они платили в виде налога по 90-100 рублей в месяц, вызывая слезный смех налоговиков. По решению облсовета 54,18 процента сборов нового налога должно поступать в городской бюджет. Если в Новосибирске новый налог был воспринят без восторгов, но сдержанно, то на селе и в райцентрах торговый народ зароптал и даже грозит акциями протеста, о чем речь шла и на сессии новосибирского облсовета. (Кстати, подобные явления характерны и для Томска, где забастовали на непродолжительный срок торговцы Колпашева — одного из райцентров области). Было решено для села снизить бремя и подойти к плательщикам с учетом количества рабочих дней в месяце, сезонность и вообще больше советоваться с местными администрациями. Высказывается и точка зрения о том, что новый налог все-таки многих не устроит и будет продолжаться практика ухода от налогов. Нереально, говорят, взимать эти 20 процентов с такова вида деятельности как репетиторство. Многих преподавателей сумма налога более 200 рублей в месяц очень сильно озадачит, а кому-то и вовсе придется отказаться от дополнительных уроков. следствие — дальнейшее снижение уровня жизни этого социального слоя. Многие предприниматели видят выход в рэкете. Они платят рэкетирам по 50 рублей (в то время как налогов надо платить по 500), отдают документы и получают их обратно уже с печатью, подтверждающей проплату всех налогов. Раз в квартал для проформы платят штраф налоговому инспектору и живут спокойно. Таким образом, для многих рэкет стал «внештатным» филиалом налоговой инспекции [[15]].

3.2.       Бензиновый кризис

Дефицит бензина, рост цен на горючее коснулся в июне всех сибирских областей. Проблема живо обсуждалась и в Томске и в Новосибирске. Новосибирская область, по мнению местных аналитиков, стала российским лидером в гонке цен на топливо. Рост розничных цен на бензин за 5 месяцев этого года по РФ составил в среднем 40 процентов. При этом в Новосибирске за 5 месяцев на 101 процент, в Санкт-Петербурге — свыше 60 процентов, в Твери — на 71 процент, а в Москве — на 33 процента. Во многих случаях разница между оптовой и розничной ценами на бензин составила 1,7 раза. Причиной роста цен на бензин стал прежде всего эффект отложенного скачка цен после кризиса в августе прошлого года. После августовского кризиса рост цен на бензин был меньше, чем на другие товары. Кроме этого с марта-апреля мировые цены на нефтепродукты выросли в 1,5 раза, что привело к переориентации отечественных производителей на увеличение экспортных поставок, а это вызвало недостаток ГСМ на внутреннем рынке. Плюс весенний всплеск сельхозработ и плановый ремонт ряда нефтеперерабатывающих заводов. Есть и субъективная составляющая этого процесса. Это так называемые инфляционные ожидания и стремление некоторых продавцов топлива к сверхприбылям. Более чем в двадцати регионах возбуждаются дела по обвинению ряда компаний в нарушении антимонопольного законодательства. Не исключено, что несколько дел будут доведены до суда и нарушителям грозит срок лишения свободы от 3 до 7 лет с конфискацией имущества. Одна из мер, которая способна исправить нынешнее положение, — ограничение экспорта нефтепродуктов путем повышения экспортных тарифов или нетарифными методами в целях сохранения национальной экономической безопасности. Губернатор В.Муха создал оперативный штаб по сдерживанию цен на рынке нефти и нефтепродуктов. Возглавил штаб первый заместитель главы администрации области Юрий Алаферовский. В состав штаба вошли работники администрации области, руководители государственной налоговой инспекции, налоговой полиции, управления Внутренних дел, управления по борьбе с организованной преступностью и прокуратуры. В.Муха дал распоряжение разработать план комплексных проверок и действий по обеспечению Новосибирской области нефтью и нефтепродуктами и противодействию необоснованному росту цен на них [[16]].

3.3.       Рынок вторцветмета

Одной из примет времени в сибирских областях стал нелегальный промысел на поприще цветных металлов, которые предприимчивый люд добывает где только может и несет на соответствующие приемные пункты. По сути своей это одна из ниш весьма доходного и распространенного теневого бизнеса. Но в отличие от некоторых других его модификаций, когда происходит простой уход от налогов, проблема «вторцветмета» тесно связана с реальным уроном для многих предприятий и даже отраслей. В Новосибирске срезали кабель даже под коммунальным мостом. Нанесенный ущерб складывается не только из стоимости похищенных металлоизделий, но и из затрат на восстановительные работы. В связи с эти губернатор В.Муха объявил сбор «цветмета» вне закона. Перед обладминистрацией встал вопрос: что выбрать? Легкое попрание антимонопольного законодательства или продолжение беспредела при соблюдении прав и свобод. Остановились на первом варианте. Теперь на территории Новосибирской области право на заготовку лома имеют только две организации — ОАО «Вторчермет» и ОАО «Новосибирсквторцветмет». Милиции стало проще искать похищенное. «Вторцветмет» планирует открыть свои приемные пункты во всех районах города на базе существовавших ранее пунктов сдачи макулатуры. На селе аналогичная система будет организована на базе заготконтор облпотребсоюза. В тех населенных пунктах, где не окажется подобных организаций, будет проведен конкурс среди частных предпринимателей, принимавших лом от населения до постановления. Победитель будет заготовлять бытовой лом по договору с «Вторчерметом». На «Цветмете» 4/5 составляет лом с предприятий и только 1/5 — бытовой лом. Основными поставщиками лома цветных металлов являются энергосети, железная дорога, аэропорты, завод имени Чкалова и разоружающиеся военные. За 1998 год «Вторцветмет» собрал 2,5 тысяч тонн лома (это в несколько раз меньше, чем частные предприниматели). В этом году уже 2000 тонн. Это произошло во многом благодаря введению 20-процентной госпошлины на экспорт металла. Так как ни «Вторчермет», ни «Вторцветмет» не вывозят лом за границу, то им не придется выкладывать эту пошлину. а вот частные предприниматели и фирмы в других областях вынуждены будут снизить закупочные цены, позволив «Вторцветмету» составить себе конкуренцию. Поэтому теперь в Новосибирскую область везут лом из других областей. Чтобы показать, что губернатор не шутит, органы внутренних дел провели операцию «Металл». По области были проверены 164 пункта. В ходе рейдов было инвентаризовано 4556 тонн металла (норма «Цветмета» за 2 года), из них: меди — 1803 тонны, алюминия — 1310 тонн, бронзы — 305, латуни — 101, черных металлов — 1006 тонн. Не охваченные проверкой пункты должны были добровольно обратиться в ОВД для получения справки об инвентаризации остатков. Только имея на руках этот документ, они могут сдать лом «Вторчермету» и «Вторцветмету». Но добровольцев можно сосчитать по пальцам. Вывоз металлолома в другие области пресекается. Местные обозреватели не берутся прогнозировать как будет развиваться ситуация в области на этом фронте дальше. Все понимают, что «драконовские» меры по отношению к бизнесу неизбежно рождают ответную реакцию, чаще всего в виде экономических преступлений. Возможно, на смену грабежам придет контрабанда, нелегальная заготовка, взяточничество и т.п. А пока принята еще одна мера: руководство Западно-Сибирской железной дороги 2 июня запретило предоставлять вагоны под вывоз лома черных и цветных металлов за пределы новосибирской области. Однако, по имеющейся информации, это не остановило утечку металлолома за областные границы. Просто стоимость одного контейнера подорожала на 100 долларов — мимо кассы. Таким образом, кражи продолжаются, лом вывозят, а бюджет теряет доходы. И наконец еще один аспект проблемы. В формулировке постановления новосибирского губернатора использовано слово «приостановление», которое подразумевает определенные сроки или события, до которых приостановлено действие. Таким событием должен стать выход подзаконного нормативного акта по определению уполномоченных на выдачу лицензий, указанных в федеральном законе. Сам закон, как известно, вышел 16.09.98г. Он называется «Закон о лицензировании некоторых видов деятельности на территории РФ». В нем говорится, что на заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов должны выдаваться отдельные лицензии, но какие инстанции должны их выдавать — не указывается. Так что закон оказался без механизма реализации [[17]].

 

4.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1.       Наука

Ученые сибирского отделения академии наук создали СВЧ-датчики, которые позволяют исследовать любые материалы. Датчики высокочувствительны к нужной характеристике исследуемого вещества, поэтому выдают очень точные данные. Причем работают они достаточно оперативно — результат известен через несколько секунд. Датчики могут измерить толщину асфальта, влажность грунта и даже жирность молока, поэтому ими уже заинтересовались фермеры и молокозаводы. До сих пор в России жирность молока определялась химическим путем [[18]].

4.2.       Проблемы трудоустройства

Губернатор Виталий Муха подписал постановление о снижении летней заработной платы подростков до минимальной — чуть выше 80 рублей (без «северных»). Это делает летний труд школьников экономически бессмысленным: весь заработок уйдет на проезд «туда-сюда». сделано это было как раз «ко времени»: когда в городе начали действовать две программы занятости молодежи: «временная занятость подростков» и «молодежная практика». На каникулы пошли 180 тысяч юных новосибирцев, а рабочих мест, по данным городского отдела занятости, — 2078 и не прибавится уже до конца лета. Постановление о квотировании рабочих мест для подростков не подписывается из-за отсутствия финансирования. Для выполнения вышеуказанных программ, сотрудники городского отдела занятости выстраивают сложные цепочки по взаимозачетам. Например, в счет задолженности Фонду занятости предприятие может поставить продукцию, чтобы обеспечить Учебно-производственные комбинатам производственную деятельность, выплатить ребятам хотя бы минимальную зарплату. Дальше уже начинается другая цепочка — с реализацией этой самой продукции, от которой тоже голова идет кругом. Вот уже 7 лет Фонд занятости — это единственный источник в городе, обеспечивающий занятость хотя бы небольшой части подростков. Но он — организация внебюджетная, а посему бюджет эти программы не финансирует, «перекладывая» все на усталые плечи предприятий. Усложняет ситуацию и то, что городской центр занятости перестал быть юридическим лицом и превратился в отдел, подчиненный областному департаменту, который непосредственно подчиняется Федеральной службе занятости, то есть Москве. А Москва имеет право в безакцептном порядке снять все деньги с фонда любого из регионов, что и было проделано с новосибирцами весной. Это — одна из причин, по которой расходы на направления активной политики занятости сокращаются до минимума. Сейчас городской отдел занятости населения пытается убедить мэра Виктора Толоконского в том, чтобы подросткам платили хотя бы два минимальных оклада [[19]].

5.    МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Китайская делегация во главе с заместителем председателя Центрального Военного Совета Китая генерал-полковником Джань Ваньянем посетила некоторые научные институты СО РАН. Побывали китайцы и в гвардейской Глуховской ракетной дивизии РВСН, дислоцированной в пригороде Новосибирска — Пашино. Китайцев интересовали ракетные комплексы «Тополь», которыми вооружена дивизия. По некоторым данным, твердотопливная трехступенчатая ракета РС-12 (SS-12 по терминологии НАТО) имеет ядерную боеголовку мощностью свыше 500 килотонн и способна легко «перемахнуть» из Сибири в США. У пашинцев имеется 45 мобильных «Тополей». Сопровождал китайскую делегацию замминистра обороны РФ Николай Михайлов [[20]].

РЕЗЮМЕ

Главной характеристикой политического процесса в Новосибирской области в июне 1999 года явилась подготовка к выборам губернатора и депутатов Государственной Думы РФ. Определились основные акторы этого процесса, их позиции, сторонники и имеющиеся ресурсы. Идет массированная обработка общественного мнения населения города и области. В борьбе за губернаторское кресло главными претендентами выступают нынешний губернатор Виталий Мухи и нынешний мэр Новосибирска Виктор Толоконский. Оба обладают значительными финансовыми, организационными и интеллектуальными ресурсами и потому исход поединка предсказать пока трудно. Кандидатом в губернаторы от коммунистов может стать лидер аграрной фракции Государственной Думы РФ Николай Харитонов. Среди прочих технологий предвыборной борьбы рассматривается вариант перенарезки избирательных округов, с целью подрыва позиций одних кандидатов и усиления других. Предвыборный процесс активизировал все имеющиеся политические силы региона, которые активно ведут свою игру за место на политическом поле. Предвыборная коллизия уже сейчас высвечивает и проблему ротации высшего управленческого аппарата области и города и формирования некоей единой исполнительской вертикали, сосредотачивающей всю силу исполнительной власти в руках губернатора и значительно умаляющей муниципальный уровень. Принятие областным Советом депутатов Закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области» безусловно отражает интересы неких экономических группировок и связанных с ними политиков, скрывающихся за шаблонными формулировками документа. Можно сказать лишь, что Закон сыграет немалую роль в деле рокировки экономических сил, финансовых потоков (включающих скорее всего и теневой капитал), стоящих за ними политиков. Источники, дающие возможность сделать подобный документ «прозрачным» недоступны, думаю, даже для многих непосредственных участников подготовки и принятия этого документа. Вышедшие не предвыборную прямую новосибирские отделения «ЯБЛОКА», Рабочей партии России, ЛДПР, КПРФ завершают коррекцию своих предвыборных позиций. в преддверии выборов усиливается влияние и значимость средств массовой информации. аналитики ведет подсчет появления на телеэкранах тех или иных политиков, считая, что это скажется на успешности политической деятельности того или иного актора. Постоянным вниманием новосибирских телеканалов по-прежнему пользуются лишь 4-5 публичных политика, занимающих одновременно высшие должности в структуре новосибирского истеблишмента. Прежде всего это губернатор Виталий Муха, мэр Виктор Толоконский, глава администрации Калининского района г.Новосибирска Андрей Филичев. Реализация в Новосибирской области единого налога на вмененный доход свидетельствует об отдаленности момента относительной сбалансированности интересов субъектов экономического поля — фискальных и предпринимательских структур. Бензиновый кризис вновь вызвал к жизни противоречивые процессы: попытки регулирования цен на местном рынке ГСМ способны принести сиюминутную выгоду имиджу руководства области, но неизбежно наносят вред в макроэкономическом масштабе, так как противостоят складывающейся международной и общероссийской конъюнктуре рынка нефтепродуктов. Антология проблемы воровства изделий из цветных металлов свидетельствует о силе теневого бизнеса в Новосибирске, несовершенстве российского и областного законодательства и существующих экономических механизмов, а также отсутствии нравственных ограничений, как детерминанты менталитета россиян. Пример решения проблемы занятости подростков летом показывает сложность перехода в сфере занятости от деклараций к реальному изменению ситуации в позитивную сторону. Визит китайских военных в Новосибирск свидетельствует о развитии межгосударственных отношений в военной сфере и вовлечении в этот процесс ресурсов военно-промышленного комплекса Сибири.



Источники

[1]. Кандидаты в губернаторы станут прозрачнее // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №22. — 3 июня. — С. 2; Кузменкин В. Кто не успел — тот опоздал... // Вечерний Новосибирск. — Новосибирск, 1999. — №113. — 18 июня. — С. 6.

[2]. Якушев Ф. Кого повезет красный локомотив // Новая Сибирь.Новосибирск, 1999. — №21. — 4 июня. — С. 4; Николай Харитонов определится с губернаторством // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №25. — 24 июня. — С. 2.

[3]. Якушев Ф. Смена караула // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №24. — 25 июня. — С. 4.

[4]. Сальников А. Ярмарка ОО. У команды губернатора на два очка больше // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №23. — 18 июня. — С. 2.

[5]. Тростников Д. Искусство дожать паузу // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №22. — 11 июня. — С. 1; Бой по правилам? // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №23. — 10 июня. — С. 2; Лихоманов И. Преемники // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №23. — 18 июня. — С. 4. Тростников Д. Расклдад политических сил не позволит это сделать // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №23. — 18 июня. — С. 4.

[6]. Якушев Ф. Смена караула // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №24. — 25 июня. — С. 4.

[7]. Закон... // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №101. — 4 июня. — С. 8.

[8]. Город начал тратить по закону // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №22. — 3 июня. — С. 2.

[9]. Виктор Медведко — спелое «ЯБЛОКО» // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №25. — 24 июня. — С. 2; Сальников А. Яблочный сироп с концентрацией от 10 до 18 процентов.

[10]. Петров С. Партия решительных действий // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №24. — 17 июня. — С. 7.

[11]. Патрушев И. Расколют ли ЛДПР интересы Толоконского? // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №23. — 18 июня. — С. 4.

[12]. Тростников Д. Они готовят восстание?.. // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №21. — 4 июня. — С. 4.

[13]. Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №23. — 10 июня. — С. 3.

[14]. Тростников Д. ТV-классификация политиков по Волобуеву // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №21. — 4 июня. — С. 4.

[15]. Лахина Н. Кому-то вменят небольно // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №25. — 24 июня. — С. 6; Олейинк Е. Мнеине вменяемого. Лучше рэкет // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №25. — 24 июня. — С. 6.

[16]. Иванов В. Почему дорожает бензин // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №25. — 24 июня. — С. 1,6; Цены на бензин будут тормозить // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №25. — 24 июня. — С. 1,6.

[17]. Лахина Н. Смерть м-ломщикам? // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №25. — 24 июня. — С. 7; Кузнецов А. Скупщиков лома загоняют в тень // Новая Сибирь. — Новосибирск, 1999. — №21. — 4 июня. — С. 3.

[18]. Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №23. — 10 июня. — С.3.

[19]. Славина Е. Подросткам — мартышкин труд // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №25 — 24 июня.. — С. 1,6.

[20]. Китайцы под ядерными «тополями» // Молодость Сибири. — Новосибирск, 1999. — №24. — 17 июня. — С. 7.