Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Петр ТКАЧЕВ

Выборы в органы местного самоуправления города Курска
6 июня 1999 года

Центральным политическим событием апреля-июня 1999 г. в Курской области стали выборы органов местного самоуправления г. Курска. Команда губернатора, коммунисты, некоммунистическая оппозиция в лице «Курского единства» и команда действующего мэра Курска С.Мальцева видели в посте мэра главный плацдарм в борьбе за кресло губернатора и решающее перераспределение власти в 2000 году. Важным моментом в контексте выборов органов местного самоуправления города Курска была борьба вокруг реформы территориального управления, провозглашенной губернатором и поддержанной Думой.

1.    характеристика избираемых органов

Согласно Уставу города Курска, принятому в марте 1999 г. местное самоуправление осуществляется населением как напрямую (через местный референдум, сходы граждан), так и через представительный орган — Курское городское собрание, состоящее из 24 депутатов. Помимо депутатов в городское собрание входит глава города Курска, являющийся высшим должностным лицом города. Глава избирается напрямую населением и обладает правами председателя городского Собрания.

Глава города формирует администрацию города и руководит ей на принципах единоначалия, он назначает глав округов (в городе их три: Центральный, Железнодорожный и Сеймский).

Главными полномочиями городского Собрания являются принятие бюджета и отчета об его исполнении, а также постановлений, носящих нормативный характер.

2.    Избирательное законодательство

Нормативно-правовую базу выборов главы города и депутатов Курского городского собрания составили Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закон Курской области «О муниципальных выборах в Курской области», а также постановления избирательной комиссии по порядку открытия и ведения специальных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов кандидатов в депутаты Курского областной Думы, представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должность губернатора Курской области, глав местного самоуправления, фондов для участия в референдуме по предоставлению эфирного времени зарегистрированным кандидатам в депутаты Курского городского собрания, главы города Курска, избирательным объединениям, избирательным блокам на ГТРК «Курск» и предоставления печатной площади в печатных средствах массовой информации.

2.1.       Избирательное право

Согласно закону Курской области «О муниципальных выборах», принятому 13 мая 1996 г., гражданин РФ, проживающий на территории муниципального образования и достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении 21 года быть избранным в органы местного самоуправления или главой муниципального образования.

2.2.       Порядок формирования муниципальных, окружных и участковых избирательных комиссий

Муниципальные, окружные и участковые избирательные комиссии формируются решением представительного органа местного самоуправления, не позднее чем за 50 дней до дня выборов. Если представительный орган не назначил состав избирательной комиссии в указанные сроки это делает областная избирательная комиссия. Комиссии избираются в составе председателя и 5-9 человек, предложенных органами местного самоуправления, общественными организациями, избирательными объединениями и собраниями граждан. В состав комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники, а также лица, находящиеся у кого-либо из кандидатов в непосредственном подчинении. Каждое избирательное объединение и каждый кандидат, зарегистрированные в установленном порядке вправе назначить одного члена избирательной комиссии с совещательным голосом.

2.3.       Выдвижение и регистрация кандидатов

Согласно Закону «О муниципальных выборах в Курской области», выдвижение кандидатов начинается с момента образования избирательных комиссий и заканчивается не менее чем за 30 дней до дня выборов. Кандидаты могут выдвигаться самостоятельно, на собраниях избирателей или избирательными объединениями (блоками). В любом случае они должны представить для регистрации подписи избирателей, проживающих на территории округа в поддержку своего выдвижения в количестве не менее 1% от числа избирателей, внесенных в списки для голосования по данному округу. Избирательными объединениями считаются местные общественные организации, в том числе местные отделения федеральных и областных общественных объединений, устав которых зарегистрирован не менее, чем за 6 месяцев до объявления дня выборов. Два и более избирательных объединения могут создать избирательный блок.

2.4.       Избирательная система

Закон «О муниципальных выборах в Курской области» употребляет термин «мажоритарная система» для характеристики правил выборов в органы местного самоуправления и главы муниципального образования (если он избирается напрямую населением). На деле речь идет о системе относительного большинства, которую часто обозначают как плюральную систему — plurality. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% избирателей, внесенных в списки для голосования. Избранным на должность главы муниципального образования считается кандидат, набравший большее по сравнению с другими число голосов избирателей, но не менее 25% от принявших участие в голосовании. Избранным на должность депутата представительного органа муниципального образования считается кандидат, набравший относительное большинство голосов. При равенстве голосов избранным считается кандидат, собравший большее число подписей в свою поддержку на стадии выдвижения.

2.5.       Финансирование выборов

1 апреля 1999 г. областная избирательная комиссия утвердила временный порядок открытия и ведения специальных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов кандидатов в депутаты Курского областной Думы, представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должность губернатора Курской области, глав местного самоуправления, фондов для участия в референдуме. В соответствии с ним, каждый кандидат на вышеперечисленные должности после выдвижения кандидатуры обязаны открыть единый специальный счет в местном отделении Сбербанка и представить его реквизиты в соответствующую избирательную комиссию, после чего комиссии обязаны перечислить на эти счета запланированные бюджетом средства. Добровольные пожертвования от физических лиц в избирательные фонды должны приниматься банком только по предъявлению паспорта или иного замещающего его удостоверения личности гражданина РФ. Жертвователь обязан указать в платежных документах свою фамилию, имя, отчество, место жительства. Пожертвования от юридических лиц осуществляются только в безналичной форме и с обязательным указанием доли иностранного капитала в уставном капитале предприятия (или отметка, что таковая отсутствует). Все денежные пожертвования вносятся только в рублях. Правила предусматривают, что, если кандидат снял свою кандидатуру или его регистрация была отменена избирательной комиссией или судом в связи с нарушениями законодательства и это повлекло за собой перенос выборов, то все расходы избирательной комиссии на проведение выборов должны быть взысканы со счета этого кандидата. Порядок предполагает обязательное письменное оформление работ и услуг, оказываемых предприятиями и организациями для кандидатов. Договоры должны содержать реквизиты сторон, сведения об объеме работы, ее стоимость, расчеты по видам работ, порядок оплаты, сроки выполнения, ответственность сторон и другие условия. Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами их приемки и накладными документами. С физическими лицами, привлекаемыми на платной основе к проведению кампании, должны быть заключены трудовые или гражданско-правовые договоры. Все финансовые операции по счету прекращаются в день голосования. Остатки средств должны быть на пропорциональной основе возвращены избирательной комиссии и жертвователям. Размер фонда правилами никак не ограничивается [[1]].

2.6.       Предоставление эфирного времени и печатных площадей
в средствах массовой информации

14 апреля 1999 г. городской избирательной комиссией был утвержден порядок предоставления эфирного времени зарегистрированным кандидатам в депутаты Курского городского собрания, главы города Курска, избирательным объединениям, избирательным блокам на ГТРК «Курск» и предоставления печатной площади в печатных средствах массовой информации. Согласно принятым правилам, кандидатам на должность главы города Курска предоставляется 8 минут эфирного времени, на должность депутата городского собрания — 4 минуты. Кандидаты и избирательные объединения также могут получать эфир на платной основе.

 

Таблица 1

Стоимость предвыборной агитации на радио и ТВ

 

 

Стоимость 1 минуты, руб.

Вид предвыборной агитации

Телевидение

Радио

Выступление в студии

1000

700

Пресс-конференция (в любой аудитории)

1500

1000

Интервью с журналистом

1800

1200

Предвыборные дебаты (в любой аудитории)

2000

1600

«Круглый стол» в студии

2000

1600

Прокат готового ролика (ТВ-БЕТАКАМ-SP)

500

360

Политическая реклама (прокат готовых сюжетов БЕТАКАМ-SP) (за 1 секунду)

100

50

Вводятся повышающие коэффициенты:

 

 

с 24 по 28 мая

1,5

 

с 31 мая по 4 июня

2

 

 

В печатных СМИ, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет бюджета города, может быть на бесплатной основе опубликовано каждым кандидатом 200 стандартных газетных строк [[2]]. Таким образом, в ходе выборов были соблюдены требования федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относительно предоставления кандидатам бесплатного эфирного времени и печатных площадей в СМИ.

3.    организационная подготовка к выборам

Выборы главы города Курска и депутатов городского Собрания были назначены Собранием на 6 июня 1999 г. До 6 мая шло выдвижение кандидатов. До 11 мая — регистрация.

Однако сама дата выборов до последнего момента не была окончательной. Решение о проведении выборов 6 июня было принято на заседании Курского городского Собрания в середине марта. Однако городской прокурор М.Стульнев в своем протесте поставил правомерность этой даты под сомнение. Дело в том, что двухгодичный срок полномочий органов МСУ г. Курска истекает лишь 29 июня и его сокращение на 23 дня, по мнению Стульнева, незаконно. Следует отметить, что депутаты, получив этот документ на очередном заседании в конце марта, с должным уважением отнеслись к протесту прокурора и решили, не прерывая формально заседание, до 5 апреля детально изучить этот вопрос, в частности, направить соответствующий запрос в Центризбирком. В случае признания правоты прокурора в качестве возможной называлась дата — 4 июля [[3]].

Особое внимание депутатов к правовой корректности всех процедур, связанных с выборами, объяснялось стремлением не дать областной власти повода признать выборы недействительными под тем или иным предлогом (а такая перспектива рассматривалась как вероятная в связи с явным противостоянием города и области по вопросу реформы территориального управления). Однако правовое управление Центризбиркома РФ подтвердило возможность проведения выборов 6 июня, в связи с чем протест прокурора Собранием был отклонен, а дата выборов сохранилась [[4]].

На том же заседании в конце марта была утверждена схема 24 одномандатных избирательных округов по выборам Курского городского Собрания и одного одномандатного избирательного округа по выборам главы города. Общее число зарегистрированных избирателей при нарезке округов составило 313 678 человек. Средняя величина округа составила около 13 070 человек. При этом в реальности размер округов колеблется от 12 353 до 14 509 избирателей [[5]]. 6 апреля депутаты утвердили состав окружных избирательных комиссий. В числе прочих, в них вошли представители основных партий и движений области (КПРФ, АПР, НДР, «ЯБЛОКО», «Курского единства» и др.).

4.    выдвижение и регистрация кандидатов

11 мая завершилась регистрация кандидатов на должность главы города и в депутаты Курского городского собрания. На должность главы города первоначально изъявили желание баллотироваться одинадцать человек:

В.Бондаренко — генеральный директор ООО «Концерн АвтоГАЗБона», 1964 г.р., проживает в городе Курске, самовыдвижение;

Н.Грешилов — генеральный директор корпорации ЗАО «Корпорация «ГРИНН»», 1953 г.р., проживает в городе Курске, выдвинут избирателями;

А.Дегтярев — директор производственно-коммерческого предприятия «Антонина», 1950 г.р., проживает в городе Курске, выдвинут избирателями, сопредседатель движения «Курское единство»,

Ю.Долженков — генеральный директор ООО «Сибирь», 1959 г.р., проживает в городе Курске, выдвинут избирателями, состоит в Российском союзе молодежи;

Н.Иванов — заместитель председателя Курской областной Думы, 1957 г.р., проживает в городе Курске, выдвинут избирателями, второй секретарь обкома КПРФ;

Н.Кокурин — председатель ЖСК №19, проживает в городе Курске, выдвинут избирателями;

С.Мальцев — глава города Курска, 1959 г.р., проживает в городе Курске, выдвинут избирателями;

А.Овчаренко — капитан-директор ООО «Сеймская судоходная компания», проживает в городе Курске, самовыдвижение;

С.Савельев — председатель Курской региональной общественно-политической организации «Достойная жизнь», 1957 г.р., проживает в городе Курске, выдвинут избирательным объединением — Курской региональной общественно-политической организацией «Достойная жизнь»;

А.Спицын — главный юрисконсульт союза «Курсксемсвекла», проживает в городе Курске, выдвинут избирателями;

О.Чикин — общественный деятель, проживает в городе Курске, самовыдвижение [[6]].

Позднее О.Чикин снял свою кандидатуру. Возможно, этот шаг был связан с тем, что Чикин претендует занять достаточно высокое положение в региональном отделении «Отечества», одной из ведущих фигур в котором является нынешний мэр. Таким образом, этот шаг мог быть результатом договоренности с С.Мальцевым.

Чтобы быть зарегистрированными, кандидатам необходимо было собрать 3272 подписи избирателей. Однако Н.Кокурин, А.Овчаренко и А.Спицын не представили необходимого количества подписей [[7]]. Были зарегистрированы 7 кандидатов: В.Бондаренко, Н.Грешилов, А.Дегтярев, Ю.Долженков, Н.Иванов, С.Мальцев, С.Савельев. Лишь один из них — самовыдвиженец. Один выдвинут избирательным объединением. Остальные — избирателями. Так или иначе свою принадлежность к политическим организациям обозначили четверо кандидатов.

Среди названых три были явными фаворитами. Это действующий мэр С.Мальцев, зам. председателя областной Думы Н.Иванов и лидер «Курского единства» А.Дегтярев.

Сергей Иванович Мальцев родился 9 января 1959 г. в с.Кулевке Горшеченского района Курской области в крестьянской семье. Окончил Старооскольский геологоразведочный техникум, затем Курский политехнический институт и Академию госслужбы при Президенте РФ. Трудовую деятельность начал в 1977 г. механиком-топографом. После службы в армии работал электриком, техником, начальником отдела треста коммунального хозяйства Промышленного района г.Курска, был заведующим районным отделом коммунального хозяйства.

С 1992 по 1996 гг. — заместитель главы администрации, глава администрации Сеймского округа Курска. В 1996 г. (еще при администрации В.Шутеева) был назначен исполняющим обязанности главы администрации Курска, пробыл на этом посту недолго и вскоре был переведен на работу в областную администрацию. После победы на выборах 20 октября 1996 г. А.Руцкого был назначен первым заместителем губернатора по промышленности, строительству, транспорту и связи (Мальцев был фактически единственным крупным чиновником бывшей администрации, который не утратил своих позиций при новом губернаторе). В конце мая 1997 г. Мальцев был назначен Руцким на должность мэра г.Курска с совершенно очевидным прицелом на его избрание 29 июня [[8]]. 29 июня 1997 г. стал первым избранным главой города Курска (получил в первом туре 62,6% — около 55 тысяч голосов). Единственный соперник — выдвиженец КПРФ А.Корнев (получил 25,6% голосов). Явка составила 27,11%. Долгое время пытался создать имидж надпартийного «крепкого хозяйственника». Стремился не ввязываться в публичные политические конфликты. В 1998-1999 г. постепенно дистанцируется от губернатора. Один из инициаторов создания отделения ОПОО «Отечество» в Курской области.

Николай Николаевич Иванов родился в 1957 г. Служил в Советской Армии. Окончил Курский государственный педагогический институт по специальности учитель истории и обществоведения. Трудовую деятельность начал учителем истории в Пристенском районе, затем работал зам. директора в Пенской средней школе Курчатовского района, инструктором обкома ВЛКСМ, инструктором обкома КПСС, зам. директора городского центра занятости. В 1991-1993 г. активно участвовал в воссоздании Курской областной организации КПРФ. Ныне второй секретарь обкома КПРФ. После победы А.Руцкого в октябре 1996 г. на выборах главы администрации Курской области стал его заместителем. В декабре 1996 г. избран в областную Думу второго созыва. Избран заместителем председателя областной Думы [[9]].

Александр Владимирович Дегтярев родился в 1950 г. в Курске в рабочей семье. До и после службы в Советской Армии работал в ПОГА-1 шофером. Без отрыва от производства закончил вечернее отделение Курского политехнического института. Работал начальником эксплуатации и заместителем директора в ПАТП (пассажирское автотранспортное предприятие)-1 и ПАТП-2. В 1983 г. стал директором самого крупного автотранспортного предприятия ПОГА-1. В 1986-89 гг. — начальник трамвайно-троллейбусного управления г.Курска. В 1989 г. на альтернативной основе избран председателем Курского горисполкома. В 1991 г. ушел со своего поста и организовал производственно-коммерческое предприятие «Антонина», включившее в себя ПОГА-1, авторемонтные мастерские, ПО «Композит». Один из основателей оппозиционного А.Руцкому движения «Курское единство». Награжден орденом Св. Сергия Радонежского Русской Православной Церкви [[10]].

Среди остальных кандидатов можно выделить известного курского предпринимателя Н.Грешилова, создавшего в постсоветский период одну из самых крупных коммерческих структур — корпорацию «ГРИНН» (строительство, торговля, сфера обслуживания). В 1996 г. он был избран депутатом областной Думы (по свидетельству других депутатов, к своим думским обязанностям относится с прохладцей). Имеет тесные отношения с администрацией области и лично с А.Руцким. Его фирма выступала генеральным подрядчиком по ряду строительных проектов администрации (ремонт интерьера Дома Советов; ремонт курского аэропорта).

В.Ф.Бондаренко (более известный под кличкой «Бона») неоднократно судим. Советник губернатора А.Руцкого. В декабре 1996 г. выставлял свою кандидатуру на выборах депутатов областной Думы. Проиграл.

Среди оставшихся кандидатов определенную известность в последнее время в связи с созданием «Достойной жизни» получил С.Савельев. В регионе распространялась информация о связи Савельева с одним из членов команды губернатора, сватом Руцкого и («по совместительству») заместителем председателя правительства Курской области Ю.Донченко.

На 24 места в городском собрании было выдвинуто 174 человека. 6 не набрали нужного количества подписей и выбыли из борьбы. Зарегистрированы были 168 кандидатов, в среднем 7 человек на место. Наибольшая активность по выдвижению проявлялась в округах №16 (центр города) — 12 кандидатов, №1 (район вблизи железнодорожного вокзала) — 10 кандидатов, №6 (микрорайон завода «Курскагромаш»), №9 (Сеймский округ вдоль проспекта Кулакова), №18 (Центральный округ вдоль улицы Карла Маркса), №22 (часть Северо-западного микрорайона вдоль проспекта Дружбы), №24 (часть Северо-Западного микрорайона вдоль проспекта Хрущева) — по 9 человек. Наименьшее число кандидатов было выдвинуто в округах №3 (так называемая «Стрелецкая слобода») и №7 (так называемая «Соловьиная роща»).


Социальный состав зарегистрированных кандидатов выглядит следующим образом.

 

Таблица 2

 

Социальный состав кандидатов на должности депутатов
Курского городского собрания второго созыва
 [[11]]

 

Группа (подгруппа)

(по статусу на момент избрания)

Кол-во представителей

Политический класс и административная «элита»

19

государственные и муниципальные служащие

4

освобожденные работники политических и общественных организаций

8

помощники депутатов Государственной Думы РФ

2

освобожденные депутаты Курского городского Собрания первого созыва

5

Экономическая «элита»

48

директора, главные инженеры и заместители директоров «старых» (бывших государственных) предприятий и организаций в сфере промышленности, строительства, транспорта, связи

26

представители коммерческих и финансовых структур региона, частные предприниматели

22

«Средний класс»

72

учителя средних школ, преподаватели внешкольных, средних специальных и высших учебных заведений

37

врачи и медицинские работники

15

работники негосударственных организаций социальной и культурной направленности

1

юристы

3

журналисты

2

инженерно-технические работники

14

Рабочие предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи

6

Безработные

5

Студенты

4

Пенсионеры

8

Итого

168

 

Следует отметить, что из 24 депутатов Курского городского собрания первого созыва зарегистрировались в качестве кандидатов 21 человек.

Среди кандидатов 112 (66,7%) мужчин и 56 (33,3%) женщин. Средний возраст кандидатов — 43-44 года.

Свою принадлежность к политическим и общественным организациям (через выдвижение или указание на членство) обозначили 56 кандидатов, то есть ровно одна треть. Среди них:

 

Таблица 3

 

Принадлежность к политическим и общественным организациям кандидатов
на должности депутатов Курского городского собрания второго созыва
 [[12]]

 

Название политической или общественной организации

Количество кандидатов, состоящих или выдвинутых организацией

Курская региональная общественно-политическая организация «Достойная жизнь»

24

Коммунистическая партия Российской Федерации

17

Народно-патриотический союз России

2

Курское региональное общественно-политическое движение «Курское единство»

2

Курский монархический центр

2

Народно-республиканская партия

1

Партия Святослава Федорова

1

Союз интеллигенции

1

Российский аграрный молодежный союз

1

Курская областная общественная организация «Союз Чернобыль»

1

Курское городское общественное движение защиты прав работников образования «Надежда-99»

1

Международный славянский общественный благотворительный фонд «Армия спасения»

1

Городская молодежная оздоровительная спортивная организация «Фантом»

1

Независимый профсоюз студентов

1

Итого

56

 

Итак, наибольшую активность проявили «партия» С.Савельева «Достойная жизнь» и КПРФ. Первая сумела выставить кандидатов во всех округах, вторая вместе с союзниками по НПСР в 17 из 24 (в округах №12 и 16 балотировались по два члена КПРФ одновременно). Неожиданно невысокую активность проявило «Курское единство», претендовавшее на статус главной некоммунистической оппозиции мэру и губернатору. Правда, по округам №5, 10, 13, 18, 20 шли кандидаты, публично обозначившие свою поддержку лидеру «Курского единства» А.Дегтяреву, и в свою очередь, активно раскручиваемые через газету «Курского единства» «Курский вестник». Низкую активность проявили и большинство федеральных партий, за исключением КПРФ. Ни НДР, ни ЛДПР, ни «ЯБЛОКО» напрямую своих кандидатов не выдвигали, хотя некоторых независимых кандидатов поддерживали. В частности, областная организация ЛДПР поддерживала двух кандидатов по округам №1, 4.

 

5.    Ход избирательной кампании

5.1.       Игроки и коалиции

При том, что в борьбу за кресла главы города Курска и депутатов городского собрания включилось большое количество кандидатов, представляющих самые разные политические организации и группы интересов, в реальности она разворачивалась между пятью основными командами: администрацией области во главе с губернатором, командой действующего мэра, областным отделением КПРФ, региональным общественно-политическим движением «Курское единство» во главе с бывшим председателем горисполкома А.Дегтяревым и не так давно созданной региональной общественно-политической организацией «Достойная жизнь» неопределенной идеологической ориентации во главе с С.Савельевым, известным своими связями с рядом предпринимательских структур области.

Все эти команды, за исключением губернаторской, имели своих кандидатов на пост главы города Курска, три из них имели партийные структуры, с которыми так или иначе ассоциировались кандидаты в депутаты Курского городского собрания.

Представление о ресурсах команд дает следующая таблица (в скобках даны авторские оценки относительного уровня ресурсов по пятибалльной шкале).


Таблица 4

 

Ресурсы основных игроков на выборах главы города Курска и Курского городского собрания

 

 

Тип ресурсов

Игрок

админи-стративные

финансовые

информационные

партийно-организацион-ные

личная известность лидера

Губернатор

админи-страция области (4)

бюджет области, помощь близких областной администрации промышленных и финансовых структур (5)

ГТРК «Курск»

газеты «Курская правда», «Губернские вести», «Все новости недели» (5)

местное отделение движения «Честь и Родина», «Держава» (2)

Очень высокая (5)

Мэр

админи-страция города (5)

бюджет города, помощь близких городской администрации финансовых и производственных структур («Курскпромбанк») (4)

газета «Городские известия»(3)

-

Очень высокая (4)

КПРФ

-

членские взносы, помощь центральных структур КПРФ (1-2)

газета «Голос народа» (2)

КПРФ, НПСР (5)

Умеренно высокая (имеется ввиду Н.Иванов) (2-3)

«Курское единство»

-

фирма «Альбина», помощь ряда предпринимательских структур (3)

газеты «Курский вестник»,

«Хорошие новости», телеканал «ТАКТ», радио «Ассонанс» (4)

«Курское единство» (3)

Умеренно высокая (2-3)

«Достойная жизнь»

-

помощь предпринимательских структур (1-2)

-

«Достойная жизнь» (4)

Невысокая (1)

 

По нашей оценке, наибольшими ресурсами обладал губернатор, однако он не имел своего кандидата на пост главы города и своей команды кандидатов в депутаты городского собрания. В этой ситуации у губернатора была возможность либо оставаться «над схваткой», либо поддержать одну из сторон. Его выбор предопределялся перспективами губернаторских выборов. Очевидно, что глава города вне зависимости от своей партийно-политической ориентации является одним из потенциальных конкурентов для А.Руцкого на выборах 2000 года. В этой ситуации главным для губернатора было ослабление наиболее опасных противников, а таковыми являются коммунисты и «Курское единство». Представители обеих команд неоднократно заявляли о своей принципиальной оппозиционности Руцкому и имели для этого все основания.

«Курское единство» образовалось вокруг фигур «бывших»: экс-главы администрации В.Шутеева, которого Руцкой переиграл на выборах 1996 г., экс-заместителя Руцкого С.Локтионова, которого губернатор с позором уволил с работы, экс-председателя горисполкома А.Дегтярева. Последний — молодой и амбициозный политик, имеющий опыт руководства городом, работы в хозяйственных структурах, — рассматривался многими как реальный претендент на губернаторское кресло в 2000 году.

КПРФ с того момента, как Руцкой нарушил предвыборное соглашение 1996 года о поддержке лидера коммунистов депутата Государственной Думы А.Михайлова на выборах главы областной Думы, находится в оппозиции Руцкому.

Нынешний глава Курска С.Мальцев для губернатора представлялся меньшим из зол. Несмотря на пикировки по отдельным вопросам, Мальцев никогда не заявлял о принципиальной оппозиционности Руцкому. В 1997 г. именно благодаря Руцкому он стал главой Курска. Наконец, по отзывам многих наблюдателей, Мальцев более всего устраивал Руцкого характерологически как человек наиболее осторожный, готовый к компромиссам и неготовый к жесткому противостоянию (Михайлов и Дегтярев выглядели гораздо более сильными лидерами).

Губернатор также мог публично поддержать кого-нибудь из кандидатов не-фаворитов, но в этом случае высока была вероятность поражения, что вряд ли добавляло авторитета Руцкому.

Уже к началу мая наметился союз Руцкой — Мальцев, который, на наш взгляд, сыграл решающую роль в исходе выборов. Этот союз обладал гораздо большими объемами ресурсов, чем любой из оппонентов. Агитационная кампания этим блоком велась достаточно грамотно и поэтому преимущество удалось реализовать, по крайней мере на решающем направлении — выборах мэра.

Мэр с готовностью пошел на такой союз. Помимо этого, по косвенным признакам, возник альянс между Мальцевым и «Достойной жизнью». По крайней мере, ориентирующиеся на мэра издания подробно и благожелательно освещали кампанию этой организации. О наличии «мэрского списка» нам ничего не известно, однако не исключено, что значительная часть «независимых» работников сферы образования и здравоохранения была выдвинута по инициативе и при поддержке городской администрации. В имидже Мальцева важным компонентом была связь мэра с бюджетополучателями.

В момент образования в августе 1998 г. о готовности сотрудничать с «Курским единством» заявляли ряд региональных отделений партий и общественных организаций — от КПРФ до «ЯБЛОКА». В ситуации выборов в органы местного самоуправления Курска КПРФ и «Курское единство» оказались естественными конкурентами. Напротив, региональное объединение «ЯБЛОКО», слишком слабое, чтобы вести свою игру, решило оказать поддержку «Курскому единству». В частности, «ЯБЛОКО» фактически предоставило ему свои квоты в избирательных комиссиях всех уровней. Союз с региональным отделением объединения «ЯБЛОКО» можно рассматривать как дополнительный (правда, весьма незначительный) партийно-организационный ресурс «Курского единства».

Гораздо более серьезным стал альянс этого движения с директорским корпусом Курска. 1 июня 1999 г. кандидатуру А.Дегтярева на пост главы Курска поддержал так называемый «Совет директоров» — общественная организация, объединяющая представителей директорского корпуса Курска. Свои связи с руководителями «старых» предприятий Курска Дегтярев обрел еще в бытность председателем горисполкома Курска в 1989-1991 г. Впоследствии, став директором «Антонины» (одна из основных сфер деятельности — автоперевозки и торговля автомобилями), он еще более сблизился с хозяйственными руководителями. В период избирательной кампании достаточно распространенным стало противопоставление Дегтярева как защитника интересов директорского корпуса и предпринимателей и Мальцева как защитника интересов бюджетополучателей.

Наконец, следует отметить персональный союз между Дегтяревым и бывшим председателем правительства Курской области Б.Сураевым, известным преимущественно в связи с тем, что будучи назначен в декабре 1998 г. на указанную должность, он сделал достоянием гласности тяжелое финансовое положение Курской области. Этот шаг привел к его жесткому конфликту с губернатором. Последнему не удалось добиться сразу подтверждения отставки Сураева в областной Думе. В результате Сураев обрел имидж «честного и смелого», «пострадавшего за правду» от губернатора.

КПРФ в своей кампании опиралась главным образом на союзников по НПСР. Впрочем ее собственных ресурсов оказалось вполне достаточно для проведения полноценной избирательной кампании.

«Достойная жизнь» стала важным игроком на этих выборах лишь потому, что ей удалось в короткое время создать видимость разветвленной партийной структуры. По крайней мере, это единственная организация, которая смогла выдвинуть и зарегистрировать кандидата на должность главы города и кандидатов по всем округам в городское собрание. О ее возможном негласном союзе с городской администрацией мы уже говорили. Анализ списка кандидатов «Достойной жизни» указывает с высокой степенью вероятности на наличие альянса с Курским отделением Московской железной дороги.

5.2.       Избирательная кампания блока Мальцев — Руцкой

В основу избирательной тактики мэра и поддерживавшего его губернатора было положено противоборство с А.Дегтяревым и «Курским единством». Возможно, такой выбор основного противника был обусловлен пониманием того, что Мальцев и Дегтярев делят один электорат, поэтому, чем больше наберет Дегтярев, тем меньше получит Мальцев, и наоборот. При этом роли мэра и губернатора разделились. Если Мальцев игрывал роль беспристрастного и неполитического «крепкого хозяйственника», готового к сотрудничеству и уважающего соперников, в том числе и Дегтярева, то губернатор взял на себя обязанности ответственного за контрпропаганду. Именно через «Курскую правду» и ГТРК «Курск» велась самая активная антидегтяревская и антикоммунистическая агитация.

5.2.1.      Выдвижение и регистрация

С.Мальцев не стал спешить с регистрацией и пропустил вперед не только кандидата коммунистов Н.Иванова, представителя «Курского единства» А.Дегтярева, но и кандидата «Достойной жизни» С.Савельева. В конце апреля собрание ветеранов войны и труда выдвинуло Мальцева на пост главы Курска. Этот факт затем неоднократно подчеркивался в пропагандистской кампании. Таким образом мэр вторгался в поле одного из своих оппонентов — КПРФ, традиционно сотрудничающей с ветеранскими организациями.

Административные ресурсы городской администрации были в первую очередь использованы для сбора подписей в поддержку Мальцева. Значительному числу (если не всем) сотрудников городской администрации поступили письма с предложением стать доверенным лицом мэра во время выборов.

5.2.2.      Имидж

В основу имиджа кандидата был положен облик «крепкого хозяйственника», занимающегося делом, отстаивающего интересы города и не лезущим в ненужную политическую борьбу («Моя партия — жители Курска»). В числе главных заслуг Мальцева перечислялись строительство Майского водозабора и решение проблемы питьевой воды в городе (проблема для Курска действительно острая); развитие транспортных коммуникаций и закупка для этого 100 единиц транспортных средств (автобусов и троллейбусов), что больше, чем за 5 предыдущих лет; развитие телефонной сети; строительство школы №59 и других объектов соцкульбыта; вовремя выплачиваемые зарплаты бюджетникам. Относительно мало места в выступлениях и рекламных материалах Мальцева уделялось проблеме развития производства и предпринимательства. Мэр старался предстать защитником интересов скорее бюджетополучателей (учителей, врачей, пенсионеров, «простых горожан»), чем бюджетодателей (директоров и предпринимателей). В каком-то смысле можно говорить об использовании мэром образа защитника «бедных» против «богатых», хотя и без лишнего радикализма. Основные лозунги: «Знаю свое дело! Верю в свои силы! Надеюсь на курян!», «Все мы одна партия — партия жителей Курска. И наша общая цель — процветание славного древнего родного города».

Главная проблема, которую должен был решить мэр при построении своего имиджа, заключалась в нахождении приемлемого объяснения своему сотрудничеству с губернатором. Строить свою кампанию на критике Руцкого Мальцев по понятным причинам не мог. В то же время отношение избирателей к губернатору в Курске весьма противоречиво. Прослыть «человеком Руцкого», то есть не вполне самостоятельной фигурой, было явно нежелательным. Надо признать, что команде Мальцева удалось найти достаточно верный ход, полностью соответствующий избранному имиджу. Мальцев неоднократно заявлял, что не шел и не пойдет на конфронтацию с губернатором, поскольку это приведет к «владивостокскому варианту» развития событий (имеется ввиду затяжное противостояние губернатора Приморского края Е.Наздратенко и мэра Владивостока В.Черепкова). В свою очередь губернатор, выступая по областному телевидению накануне выборов предупредил горожан, что, если мэром изберут Дегтярева, то повторение в Курске «владивостокского варианта» неизбежно и Руцкой это гарантирует.


5.2.3.      Программа

Программа Мальцева состояла из 7 разделов.

Большой раздел был посвящен развитию здравоохранения в городе. Мэр обещал ввести в действие ряд объектов медицинского назначения (поликлиника ТМО №1 в центре города, стоматологическая больница в Сеймском округе, поликлиника в Северо-Западном микрорайоне и др.), способствовать развитию системы детского питания, открыть детский логопедический центр. В разделе «Транспорт» говорилось о том, какие маршруты предстоит открыть в будущие четыре года. Следует отметить, что транспортная тема, близкая и Мальцеву, и Дегтяреву, стала одним из основных предметов их спора. В частности, обе стороны столкнулись по вопросу, какой тип общественного транспорта лучше провести в сторону отдаленного Южного кладбища: автобус или троллейбус. В разделе «Строительство» мэр пообещал ежегодно сдавать в эксплуатацию 150 тыс. кв. м. жилья, а также осуществить строительство двух школ, универсама и объектов здравоохранения. Раздел «Водоснабжение» содержал обещание продолжить работы на трех водозаборах, строительство водопроводного узла «Крутой лог», станции обезжележивания воды. В разделе «Связь» речь шла главным образом о телефонизации Курска. Мэр обещал введение в строй 77 тыс. новых телефонных номеров и замену оборудования на устаревших АТС. Раздел «Финансы. Бюджет» был посвящен главным образом решению проблемы своевременной выплаты зарплаты бюджетникам, и в меньшей мере поддержке местного товаропроизводителя. Наконец, в разделе «Трудоустройство» (самом большом по объему) в отличие от других разделов содержались скорее декларации, чем конкретные обещания [[13]]. В целом программа Мальцева была весьма конкретной (с большим количеством цифр, названий, сроков и т.д.).

5.2.4.      Предвыборные мероприятия

Мальцев использовал фактически каждое мероприятие, в котором участвовала городская администрация. Открытие школы №59, новой линии на ОАО «Молоко», празднование 9 мая — вот далеко неполный перечень. Мальцев провел ряд пресс-конференций. Однако основным предвыборным мероприятием стала, по мнению многих наблюдателей, выплата долгов по пенсиям, осуществленная накануне выборов 5-6 июня.

5.2.5.      Контрпропаганда

Основным объектом атаки, как уже указывалось выше, стал А. Дегтярев и «Курское единство», хотя отчасти контрпропагандистская деятельность была направлена и против коммунистов.

13 мая в «Курской правде» появилась статья «Очень хочется в мэры или История одного кандидата» за подписью некого Сергея Орлова, который впоследствии оказался сотрудником комитета информации и печати администрации области Г. Борзенковым. В статье был опубликован ряд сведений, компрометирующих А. Дегтярева. В последующем в нескольких номерах «Курской правды» появлялись подобного рода материалы. Статья Борзенкова стала предметом судебного иска в Промышленном районном суде города Курска. 1 июня суд вынес решение, обязывающее Г. Борзенкова возместить моральный ущерб, а «Курскую правду» опубликовать опровержение.

В свою очередь Мальцев использовал агитационные материалы «Курского единства» (в частности, видеоролик на телеканале «ТАКТ») для предъявления подобных претензий к Дегтяреву, о чем сообщил на пресс-конференции в начале июня. Контрпропаганда строилась, таким образом, на активном вбрасывании компромата.

Кроме того, следует отметить отработку командами Мальцева и Руцкого негативных имиджей оппонентов. Со страниц «Курской правды» и «Городских известий» Дегтярев представал «новым русским», фирма которого не платит налоги в городской бюджет, человеком, ищущим легкой жизни и поэтому покинувшим пост главы города в 1991 г., а «Курское единство» — партией «бывших», бесталанных чиновников, потерявших власть и жаждущих реванша.

Н. Иванов представал в комментариях как популист и политически ангажированный лидер, ставящий во главу угла интересы партии, а не города. Избирателей пугали тем, что, если мэром станет Иванов, Курск будет отнесен федеральными властями к «красному поясу» (как будто он туда не отнесен уже давным-давно) и будет финансироваться в последнюю очередь (как будто федеральный бюджет перечисляет трансферты непосредственно в городской).

5.2.6.      Распространение рекламных материалов

Для распространения рекламных материалов активно использовались возможности ГТРК «Курск», газет «Курской правды» и «Городских известий». Некоторые материалы появились и на страницах оппозиционного «Курского вестника». Кроме того, использовались несколько видов листовок, плакатов и рекламных буклетов. Одним из приемов стала рассылка директ-мэйла с приглашением прийти на выборы.

5.3.       Избирательная кампания КПРФ/НПСР

Избирательная кампания КПРФ/НПСР велась как в ходе выборов главы города, так и в ходе выборов депутатов. В этом ее отличие от кампании Мальцева-Руцкого, сконцентрированной главным образом на выборах мэра. Основой ее стала критика «антинародного режима», представителем которого является Руцкой. Мальцев изображался как его марионетка. Дегтярев и «Курское единство» особой критике не подвергались. Вполне возможно, что между этими двумя блоками был заключен своеобразный пакт о ненападении, поскольку в подконтрольных «Курскому единству» СМИ традиционная критика коммунистов в период предвыборной кампании также поутихла.

5.3.1.      Выдвижение

Н.Иванов был выдвинут избирателями одним из первых. Кампания по сбору подписей Иванова и других коммунистических кандидатов прошла быстро и слажено с опорой на организации КПРФ. Всего было собрано около 20 000 подписей.

5.3.2.      Имидж

В основу имиджа кандидата НПСР на пост главы Курска Н. Иванова был положен образ честного и порядочного человека. Подчеркивалось, что это профессиональный политик (и политолог), честно служащий простым людям и не менявший своих убеждений в годы «реформ». В предвыборных материалах активно обыгрывалось покушение на Иванова в октябре 1998 г., ставшее якобы следствием борьбы за права простых тружеников, ветеранов, пенсионеров и т.д. Определенный акцент был сделан и на русскость кандидата, что в частности выразилось в одном из лозунгов кампании «В новый век — с Ивановым мэром!»

Кандидаты КПРФ/НПСР в городское собрание выстраивали свой имидж разными способами, однако обязательными компонентами были борьба за права трудящихся и социально незащищенных слоев.

5.3.3.      Программа

В программе Иванова основной упор делал на мероприятиях социальной направленности (забота о ветеранах, снижение платы за жилье, дополнительные льготы для малоимущих, своевременная выплата стипендий, пенсий, пособий, обеспечение занятости, восстановление бесплатного государственного жилищного строительства, поддержка образования, здравоохранения, культуры). Среди производственных проектов были обозначены телефонизация, развитие общественного транспорта, ликвидация проблем с водоснабжением. Один пункт гласил о поддержке малого и среднего бизнеса. Особенностью программы Иванова (и в целом КПРФ) была большая доля политических целей: повышение контроля городского собрания за деятельностью городской администрации, создание механизмов отзыва депутатов и мэра избирателями, смещения с должностей руководителей предприятий и учреждений, нарушающих права рабочих и служащих [[14]]. В целом, программа Иванова производила впечатление расплывчатого и недостаточно конкретного документа.

5.3.4.      Предвыборные мероприятия

Основным предвыборным мероприятием коммунистов, помимо первомайской демонстрации, стал визит в область лидера КПРФ Г.Зюганова в первых числах июня. Зюганов провел несколько встреч с избирателями, пресс-конференцию, возложил цветы к памятнику Ленина и стелле героев-курян на Красной площади. В ходе встреч лидер КПРФ выражал свою поддержку кандидатуре Иванова и подчеркивал, что глава города должен быть не хозяйственником, а политиком, обладать системным видением проблем [[15]].

Иванов провел несколько пресс-конференций и множество встреч с избирателями. Большое количество встреч с избирателями провели также кандидаты в депутаты городского собрания от КПРФ.

5.3.5.      Контрпропаганда

Основная критика коммунистов обрушилась на Мальцева и Руцкого. Подчеркивалось, что именно при Мальцеве резко снизился уровень жизни курян. Одной из причин этого стала жилищно-коммунальная реформа, приведшая у существенному увеличению тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Однако по большей части критика велась обобщенно: происходит обнищание граждан, спад производства и т.д., а причиной всех этих бед является антинародный режим. В коммунистической контрпропаганде была осуществлена попытка связать воедино Ельцина, Руцкого и Мальцева.

Другим объектом критики стали «денежные мешки», персонифицированные Грешиловым, которые нажили богатство на страданиях народа. Подчеркивалась дороговизна рекламной продукции оппонентов (кстати, цветная листовка Иванова также не выглядела дешевой).

С контрпропагандой коммунистов связан инцидент по поводу блокирования городской типографией одного из выпусков «Голоса народа», в котором была помещена антимальцевская статья с красноречивым заголовком «Мелкий пакостник». По этому поводу депутатом Государственной Думы от КПРФ С. Фалалеевым была созвана пресс-конференция, на которой прозвучали соответствующие обвинения в адрес городских и областных властей. Впоследствии Мальцев был вынужден публично открещиваться от этого случая.

5.3.6.      Распространение рекламных материалов

Распространение рекламных материалов осуществлялось главным образом через газету «Голос народа», а также посредством листовок и плакатов. При их распространении коммунисты использовали традиционную тактику «от двери к двери».

5.4.       Кампания «Курского единства»

Основной идеей кампании «Курского единства» стал противостояние персонально Руцкому. Александр Владимирович Дегтярев в отличие от Мальцева не скрывал, что борется за место мэра только для того, чтобы впоследствии бороться за место губернатора. Основными слоганами стали слова Б.Сураева: «Сейчас не выберем Дегтярева — завтра получим Руцкого еще на пять лет» и фраза «На выборах в Курске играют только два Александра Владимировича».

5.4.1.      Выдвижение

Представитель «Курского единства» А.Дегтярев одним из первых заявил о своем выдвижении и первым был зарегистрирован в качестве кандидата на пост главы города.

5.4.2.      Имидж

Подобно Мальцеву, Дегтярев обыгрывал образ «крепкого хозяйственника». В качестве основы для его построения использовались опыт работы Дегтярева на посту главы горисполкома в 1989-1991 гг. и нынешнее положение руководителя процветающего коммерческого предприятия. В своих выступлениях Дегтярев часто подчеркивал, что его автотранспортное предприятие «Антонина» — единственное прибыльное из 18 аналогичных предприятий области. Другим важным моментом в образе кандидата стало педалирование темы местного патриотизма (кстати, также аналогичное кампании Мальцева): «Я не «новый русский», я — «старый курский» неоднократно заявлял о себе кандидат. В этой связи Дегтярев подчеркивал, что на своем посту будет всеми силами бороться за права города, в том числе, если будет надо, и с губернатором. Важным в образе кандидата была его ассоциация с директорским корпусом и предпринимателями Курска.

5.4.3.      Программа

Программа «Курского единства» и А. Дегтярева состояла из 8 разделов. Первый раздел «Защитить интересы города» была посвящена отношениям Курска и области. Основная идея — повышение самостоятельности городского руководства по отношению к областному, более активная защита интересов города, перераспределение в пользу Курска финансовых средств. Второй раздел «Сделать городскую власть ответственной и открытой» содержит ряд задач по созданию механизмов контроля избирателей за своими избранниками (ежемесячные отчеты главы города, досрочный отзыв главы города). Третий раздел «Начать с себя» касался снижения расходов городской администрации и сокращению управленческого аппарата. Четвертый раздел «Восстановить промышленное производство» содержит ряд задач по повышению рентабельности предприятий города (развитие малого и среднего бизнеса, распределение заказов на конкурсной основе среди местных производителей). Пятый раздел «Навести порядок в городском хозяйстве» посвящен проблемам работы коммунального хозяйства. Основные идеи: снижение затратности коммунального хозяйства, плановое развитие дорожной сети, решение проблем водоснабжения. Шестой раздел «Не экономить на школах, больницах и детских учреждениях» содержал требования сделать расходы города на образование и здравоохранение защищенными строками городского бюджета, установить гарантированный перечень бесплатных медицинских услуг, развития массового детского спорта и внешкольного воспитания. Седьмой раздел «Молодежи — свое место в жизни» касается молодежной политики. В числе основных идей: создание рабочих мест для молодежи через систему предприятий малого и среднего бизнеса при учебных заведениях, принятие программы «Квартиры для молодежи», создание фонда поддержки талантливой молодежи. Наконец, восьмой раздел: «Оплатить долги перед старшим поколением, помочь немощным» посвящен проблемам социально незащищенных категорий населения [[16]]. В целом программа Дегтярева выглядела достаточно декларативной, хотя и в меньшей степени, чем у коммунистов.

Основной особенностью программы «Курского единства» и А.Дегтярева был акцент на развитии промышленности и бизнеса в Курске.

5.4.4.      Мероприятия

Среди мероприятий «Курского единства» можно выделить пресс-конференции, встречи с избирателями и использование культурно-массовых мероприятий. В числе последних традиционный ежегодный курский фестиваль авторской песни «Соловьиная трель», который в этом году частично финансировался близкими к «Курскому единству» предпринимательскими структурами. В этой связи организаторы конкурса неоднократно благодарили А.Дегтярева.

5.4.5.      Контрпропаганда

Как уже упоминалось, пропагандистская тактика «Курского единства» была построена на критике действующей власти. Основные пункты критики: Мальцев слишком несамостоятельная фигура, марионетка в руках Руцкого, недостаточно принципиально отстаивает интересы города; при Мальцеве эффективность городской экономики снизилась настолько, что в 1998 г. Курск стал дотационным муниципальным образованием; при Мальцеве оказался сильно раздутым управленческий аппарат, а расходы на его финансирование сильно возросли, в то же время сократились расходы на здравоохранение, образование, социальную помощь.

5.5.       Избирательная кампания «Достойной жизни»

О кампании «Достойной жизни» можно сказать достаточно коротко. Кампания была построена на критике существующего положения дел. Указывалось, что причиной нынешних дел стало разграбление государственной собственности демократами и бывшими коммунистами. Выход из кризиса — в борьбе за лучшее будущее своих детей, что в нынешней ситуации невозможно без дееспособной региональной и местной власти. Однако, чтобы такая власть возникла, нужна эффективная региональная партия, на статус которой и претендует «Достойная жизнь». Особенностью пропагандистской тактики «Достойной жизни» было то, что она строилась не на рекламе персональных качеств лидера и кандидатов в городское собрание, а на рекламе самой партии. Подчеркивалось, что это единственная организация, выставившая своих представителей во всех округах, и способная отвечать за их деятельность [[17]].

6.    Результаты выборов

6 июня выборы состоялись. 11 июня официальная городская газета «Городские известия» опубликовала Постановление избирательной комиссии города Курска о результатах выборов главы города Курска от 9 июня 1999 г. Согласно этому постановлению, выборы были признаны состоявшимися, а избранным главой города Курска признан действующий мэр С. Мальцев [[18]]. Данные протокола избирательной комиссии приведены ниже.

 

Таблица 5

Данные протокола избирательной комиссии города Курска
о результатах выборов главы города Курска

 

Число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей внесенных в список дополнительно

330633

Число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями

329034

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно

2702

в том числе в помещении территориальной (окружной избирательной комиссии)

696

Число погашенных избирательных бюллетеней

147373

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования

173912

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования

5743

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования

5739

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования

176006

Число действительных избирательных бюллетеней

177422

Число недействительных избирательных бюллетеней

4323

в том числе бюллетеней, признанных недействительными в переносных ящиках (число бюллетеней больше, чем заявлений избирателей)

3

в том числе число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций

515

Фамилии, имена, отчества кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень

Число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата

1

Бондаренко Валентин Федорович

380

2

Грешилов Николай Николаевич

6075

3

Дегтярев Александр Владимирович

32707

4

Долженков Юрий Владимирович

663

5

Иванов Николай Иванович

39164

6

Мальцев Сергей Иванович

92906

7

Савельев Сергей Николаевич

1561

Число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов

3966

Число избирателей, принявших участие в выборах

в процентах

182357

55,15%

Наибольшее число голосов избирателей, полученных кандидатом Мальцевым С. И.,

в процентах к числу избирателей, принявших участие в выборах

 

92906

50,95%

 

Таким образом, победителем вышел действующий мэр С. Мальцев, сумевший набрать свыше 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Второе место занял кандидат-коммунист Н.Иванов, третье — представитель «Курского единства» А. Дегтярев. Накал борьбы и реальная конкуренция нескольких претендентов, представлявших различные политические группы, стали вероятной причиной неожиданно высокой явки. Напомним, в 1997 г. явка составила 27,11%.

 

12 июня были опубликованы результаты выборов в Курское городское собрание. Список депутатов приводится ниже.


Таблица 6

Депутаты Курского городского собрания,
избранные на выборах 6 июня 1999 года [
[19]]

 

Округ №

Фамилия, имя, отчество

Год рож-дения

Место работы, должность

Выдвинут

Состоит

1

Осадчий Валерий Иванович

1944

МОУ «Школа №38», директор

избирателями

-

2

Тимофеева Елена Александровна

1952

ММУ «Территориальное медицинское объединение №6», заместитель главного врача по детству

избирателями

-

3

Быков Владимир Иванович

1954

Курское городское собрание, председатель постоянной комиссии по вопросам экономической политики

избирателями

-

4

Шевченко Николай Серегеевич

1957

ОАО «Электроаппарат», генеральный директор

избирателями

-

5

Бессонов Юрий Васильевич

1959

МП «Курские городские коммунальные электросети»

избирателями

-

6

Богданов Игорь Олегович

1963

ММУ «Городская клиническая больница №2 скорой медицинской помощи», заведующий приемным отделением

избирателями

КПРФ

7

Гурин Дмитрий Васильевич

1951

ОАО «Курскэнерго», генеральный директор

избирателями

-

8

Сысоев Алевтин Федорович

1946

ЗАО «Курскрезинотехника», заместитель генерального директора

избирателями

-

9

Полторацкий Николай Викторович

1956

ОАО «Курскспецкомплект», генеральный директор

избирателями

-

10

Рудаков Сергей николаевич

1954

МУП «Производственное управление жилищного хозяйства»

избирателями

-

11

Сухочев Дмитрий Александрович

1953

ОАО «Курский комбинат хлебопродуктов», генеральный директор

избирателями

-

12

Марков Николай Иванович

1957

Курское городское собрание, депутат

избирателями

КПРФ

13

Трубников Александр Петрович

1970

Курский областной молодежный центр

избирателями

-

14

выборы не состоялись

 

 

 

 

15

Новиков Виктор Дмитриевич

1951

ММУ «Городская клиническая больница №2 скорой медицинской помощи», главный врач

избирателями

-

16

Гвоздев Вячеслав Викторович

1951

Курский государственный педагогический университет, ректор

избирателями

-

17

Ковалева Ольга Пантелеевна

1949

МОУ «Школа №27»

«Достойная жизнь»

«Достойная жизнь»

18

Билибенко Людмила Григорьевна

1947

МОУ «Школа №31»

избирателями

-

19

Майоров Юрий Иванович

1935

Курская государственная сельскохозяйственная академия, профессор

избирателями

НПСР

20

Девянина Лидия Григорьевна

1946

МОУ «Курский городской Дворец пионеров и школьников», директор

избирателями

-

21

Горяинов Владимир Тимофеевич

1954

МОУ «Школа №14», директор

избирателями

-

22

Галкин Виктор Борисович

1947

МОУ «Школа №51», директор

избирателями

-

23

Кореневский Александр Дмитриевич

1952

МОУ «Школа №52», директор

избирателями

КПРФ

24

Якутина Эльвира Михайловна

1941

ММУ «Городская поликлиника №5»

избирателями

-

 

Как следует из представленных данных выборы состоялись в 23 из 24 округов. Большинство депутатов (78,3%) — мужчины. Доля женщин (21,7%) среди депутатов меньше их доли (33,3%) среди кандидатов. Средний возраст депутатов (45-46 лет) лишь незначительно выше среднего возраста кандидатов (43-44 года).

Социальный состав депутатов представлен ниже.

 

Таблица 7

Социальный состав депутатов Курского городского собрания второго созыва

 

Группа (подгруппа)
(по статусу на момент избрания)

Кол-во представителей

Политический класс

2

освобожденные депутаты Курского городского Собрания 1 созыва

2

Экономическая «элита» региона:

7

директора, главные инженеры и заместители директоров «старых» (бывших государственных) предприятий и организаций в сфере промышленности, строительства, транспорта, связи

7

«Средний класс» региона:

14

учителя средних школ, преподаватели внешкольных, средних специальных и высших учебных заведений

9

врачи и медицинские работники

4

работники организаций социальной и культурной направленности

1

Итого

23

 

Как видно из таблицы 6, депутатский корпус по социальному составу оказался разбит на три большие группы: «учителя», «врачи» и «директора». В совокупности бюджетники («учителя», «врачи» и работники организаций социальной и культурной направленности) составляют 14 человек, то есть абсолютное большинство. Вероятно, это и будет наиболее значимая группа интересов в городском Собрании. Вторую по значимости группу составили директора и заместители директоров старых (бывших государственных) предприятий промышленности, транспорта, связи, городского хозяйства. Борьба между этими двумя группами по поводу наполнения и распределения средств городского бюджета, вероятно, будет одной из основных пружин в деятельности городского собрания в последующие четыре года.

«Учителя», «врачи» и «директора» оказались наиболее успешными избирательными группами на местных выборах в Курске. Если средняя вероятность победы (отношение общего числа депутатов к общему числу кандидатов) была на этих выборах равна 13,7%, то в группе «учителей» она составила 24,3%, в группе «директоров» — 26,9%, в группе «врачей» — 26,7%, то есть в среднем была в два раза выше. Обращает на себя внимание тот факт, что в собрание не избрали ни одного предпринимателя, хотя доля этой группы в составе кандидатов была весьма солидная. Не было избрано ни одного государственного и муниципального служащего (исключая работников муниципальных предприятий, учреждений и организаций, к которым относятся учителя, врачи и представители коммунальных служб). Из 5 освобожденных депутатов городского собрания первого созыва были переизбраны двое. Всего сумело переизбраться 5 из 21 вступивших в предвыборную борьбу депутатов Курского городского собрания 1-го созыва

Анализ состава депутатов показывает, что более успешными были «независимые», то есть не обозначившие никак своей принадлежности к политической или общественной организации, кандидаты. Вероятность их избрания (16,1%) была почти в два раза выше, чем средняя вероятность избрания политически ангажированных кандидатов (8,9%). В результате «независимые» депутаты составили абсолютное большинство городского собрания (18 из 23 избранных). Из политических и общественных организаций наиболее успешно выступили КПРФ/НПСР — им удалось провести четверых депутатов. Вероятность избрания «коммунистического» кандидата составила 21,1%, то есть была выше, чем у «независимого» кандидата. Однако по итогам выборов КПРФ/НПСР сократила свое представительство в городском собрании. В первом составе было семь представителей блока. Кроме КПРФ, одного своего депутата удалось провести только «Достойной жизни». Организация продемонстрировала низкую способность к продвижению своих кандидатов: вероятность быть избранными для них (1 из 24) составила 4,1%. Ни один кандидат, публично (в избирательном бюллетене) обозначивший свою принадлежность к «Курскому единству», не попал в городское собрание. Тем не менее по округам №№5, 10, 13, 20 победили «независимые» кандидаты, поддержанные «Курским единством». С учетом этого обстоятельства можно считать, что данная организация достаточно успешно сыграла на выборах депутатов. По данным «Голоса народа», называются несколько другие цифры: пять депутатов от НПСР, пять от «Курского единства» [[20]].

заключение

Выборы мэра безусловно стали одним из главных событий политической жизни Курской области 1999 г. Их анализ позволяет сделать ряд выводов. Победа С.Мальцева стала прежде всего результатом заметного превосходства ресурсов кандидата над ресурсами основных конкурентов. Такое преобладание было достигнуто в результате союза с губернатором. Следует отметить грамотную организацию кампании мэра, удачное распределение в ее рамках функций между ним и губернатором. Эффективным оказалось обыгрывание сюжета с «владивостокским вариантом». В результате поддержанная «Курским единством» логика развития бинарной кампании («есть только две реальные силы — Дегтярев и Руцкой») обернулась против некоммунистической оппозиции. Использование пугала под названием «владивостокский вариант» позволило губернатору и мэру загнать избирателя в рамки «выбора из двух зол»: либо лояльный губернатору мэр, либо разруха и беспорядок. Бинарная кампания позволила «запереть» коммунистов внутри их электорального сегмента. Весь некоммунистический электорат был увлечен борьбой между Мальцевым и Дегтяревым и в результате разделился между этими кандидатами. Безусловно, свою роль в успешном для действующего мэра исходе кампании сыграла и экстренная выплата пенсий накануне выборов. Единственным серьезным проколом блока Мальцев — Руцкой был проигрыш судебного процесса по иску Дегтярева.

Итоги выборов мэра стали в первую очередь поражением «Курского единства». Движению не удалось завоевать решающего плацдарма для штурма губернаторских позиций. В перспективе это может затруднить институциализацию «Курского единства». В то же время движению удалось провести ряд своих сторонников в городское Собрание. Для проведения самостоятельной политики их явно недостаточно, что не исключает поиска ими союзников в городском Собрании. Поскольку в аналогичной ситуации оказались коммунисты, не исключено сближение коммунистической и некоммунистической оппозиции в будущем по саратовскому сценарию.

Выборы в городское Собрание ознаменовали крупное поражение «Достойной жизни». Не исключено, что институциализация организации так и не состоится и она прекратит существование.

Победа Мальцева упрочила позиции Руцкого в регионе. Ему удалось нанести поражение своим основным конкурентам.



Источники

[1]. Временный порядок открытия и ведения специальных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов кандидатов в депутаты Курской областной Думы, представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должность губернатора Курской области, глав местного самоуправления, фондов для участия в референдуме // Городские известия. — 1999. — 22 апреля.

[2]. Порядок предоставления эфирного времени зарегистрированным кандидатам в депутаты Курского городского собрания, главы города Курска, избирательным объединениям, избирательным блокам на ГТРК «Курск» и предоставления печатной площади в печатных средствах массовой информации // Городские известия. — 1999. — 22 апреля.

[3]. Воробьев С. Выборы могут быть перенесены // Курская правда. — 1999. — 2 апреля.

[4]. Полякова В. Прокурорский протест изучен. Но восторжествовал закон! // Городские известия. — 1999. — 10 апреля.

[5]. Схема образования одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Курского городского собрания 6 июня 1999 года // Городские известия. — 1999. — 1 апреля.

[6]. Кандидаты на должность главы города Курска // Городские известия. — 1999. — 15 мая.

[7]. Костин А. Зарегистрированы в соответствии с законом // Городские известия. — 1999. — 15 мая.

[8]. Курская правда. — 1997. — 5 июля.

[9]. Н.Н.Иванов — коренной курянин // Голос народа. — 1999. — 6 апреля.

[10]. Кандидат в мэры Курска Александр Дегтярев: «Я не новый русский, я старый курский!» // Курский вестник. — 1999. — 28 апреля.

[11]. Составлено по: Кандидаты в депутаты Курского городского собрания // Городские известия. — 1999. — 15 июня.

[12]. Составлено по: Кандидаты в депутаты Курского городского собрания // Городские известия. — 1999. — 15 июня.

[13]. Сергей Иванович Мальцев // Городские известия. — 1999. — 22 мая.

[14]. Николай Иванов: «Справедливость и порядочность нужны городу так же, как хорошие дороги и чистая вода» // Голос народа. — 1999. — 25 мая.

[15]. Ветер XXI века дует в наши паруса. О визите Г.А.Зюганова в Курск // Голос народа. — 1999. — 8 июня.

[16]. Из предвыборной программы кандидата на должность главы города Курска А.В.Дегтярева // Курский вестник. — 1999. — 3 июня.

[17]. Мы видим свет в конце тонеля // Четыре четверти. — 1999. — 12 мая.

[18]. О результатах выборов главы города Курска // Городские известия. — 1999. — 11 июня.

[19]. Кого мы избрали, куряне? // Городские известия. — 1999. — 12 июня.

[20]. Воля избирателей или Результат манипулирования. Еще раз об итогах выборов // Голос народа. — 1999. — 22 июня.