Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Петр ТКАЧЕВ

Курская область
в мае-июне 1999 года

Формирование нового состава облизбиркома. Рекламные кампании федеральных партий в местных средствах массовой информации. Предвыборные акции политических партий. Первая пресс-конференция правительства области. Законотворческая деятельность областной Думы. Обсуждение бюджета Курской области на 1999 год. Отмена законов о районных органах государственной власти в Курской области. Введение института мировых судей. Суд над В. Руцким. Иск губернатора к областному прокурору. Подготовка к выборам в органы местного самоуправления в городах Курской области. Итоги социально-экономического развития Курской области в 1998 г.

 

Политическая жизнь области в мае-начале июня разворачивалась главным образом вокруг выборов в органы местного самоуправления Курска, которые мы освещаем в отдельном обзоре. Этот обзор посвящен другим событиям политической и социально-экономической жизни региона в мае-июне. Главные из них связаны с новыми поворотами в реформе местного самоуправления и взаимодействием основных политических сил по этому поводу. Параллельно в области продолжает развиваться избирательная кампания по выборам в Государственную Думу.

1.    Власть и политика

1.1.       Подготовка к выборам в Государственную Думу

1.1.1.      Формирование облизбиркома

Важным моментом в развитии предвыборной ситуации в регионе является формирование областной избирательной комиссии. В июне истекли полномочия избирательной комиссии Курской области. 3 июня областная Дума определила путем рейтингового голосования половину состава комиссии, другую половину предложил губернатор. В середине июня областная избирательная комиссия собралась, чтобы выбрать своего председателя, его заместителя и секретаря. В итоге в руководстве избиркомом остались прежние люди. Председателем избрана Е.М.Яровая, ее заместителем — Т.А.Бахтина. Секретарем облизбиркома избран В.Ф.Зотов [[1]].

Сохранение статус кво в облизбиркоме было вполне предсказуемым. Е. Яровая известна как очень осторожный руководитель, умеющий находить контакт со всеми представителями местной власти и в то же время не участвующий в политической борьбе.

1.1.2.      Рекламная кампания в региональных СМИ

По мере приближения выборов в региональных средствах массовой информации, прежде всего — в «Курской правде», увеличивается количество рекламных материалов федеральных партий, которые, видимо, покупают газетные площади. В этом смысле до недавнего времени в «Курской правде» доминировало «ЯБЛОКО», материалы которого с фотографией Явлинского регулярно появлялись в рубрике «Колонка политика» [[2]]. С июня к «ЯБЛОКУ» присоединилось «Правое дело» [[3]]. В «Хороших новостях» в июне появилось интервью с лидером мало кому известной Консервативной партии предпринимателей [[4]].

Увеличение количества рекламных материалов в местных СМИ, размещаемых на платной основе, указывает, на наш взгляд, на два обстоятельства: такого рода кампанию ведут партии, обладающие финансовыми ресурсами, но не обладающие развитой инфраструктурой в регионе.

1.1.3.      Акции политических партий

В мае-июне 1999 г. деятельность дееспособных региональных партий и региональных отделений политических партий была сконцентрирована на выборах мэра и городского собрания Курска. Региональная организация ЛДПР, не принимавшая активного участия в местных выборах, была в буквальном смысле слова обескровлена проходившими по соседству выборами губернатора Белгородской области. В этой ситуации наиболее активно проявили себя партии, не включившиеся в избирательную кампанию по выборам органов МСУ Курска.

10 мая в Курск прибыли лидер «Трудовой России» В. Анпилов, руководитель «Союза офицеров» С. Терехов и внук Сталина Е.Я.Джугашвили. На площади Советов Курска под непрекращающимся дождем состоялся митинг-летучка, собравший по оценкам наблюдателей не более 15 человек [[5]].

1.2.       Исполнительная власть

1.2.1.      Губернатор

Губернатор в мае-июне вел активные взаимодействия с другими участниками политического процесса по двум основным поводам: выборы в Курске и реформа местного самоуправления. Первая сторона его деятельность подробно освещена в специальном очерке, посвященном выборам в Курске; о реформе МСУ см. ниже.

1.2.2.      Правительство

В начале июня в областном Доме журналиста прошла пресс-конференция председателя правительства Курской области Н.Д.Головина, на которой он подвел итоги работы органов исполнительной власти за два месяца (апрель-май). По словам председателя правительства, главным достижением является повышение собираемости налогов в регионе.

Основная головная боль председателя правительства — ситуация в сельском хозяйстве. В области выпало из оборота свыше 600 тыс. га. пахотной земли. Задачу, которую ставит правительство, ввести ее вновь в этом году. По оценкам специалистов правительства это должно дать до 1 млн. т. зерна в следующем году. Для решения задачи требуется техника. Прежде всего, тяжелые трактора. Их в области остро не хватает. Эту проблему предполагается решать через закупку техники, в том числе за рубежом, и аренду в Белгородской области.

Отдельная задача — повышение рентабельности сельского хозяйства (известно, что абсолютное большинство хозяйств убыточно). Здесь, по мнению Головина, главное добиться повышения степени переработки сельхозпродукции. Фуражное зерно необходимо направить в животноводство, которое становится прибыльным в новых условиях. Продовольственное — перерабатывать с муку, спирт и лишь затем продавать.

Третья тема, затронутая на пресс-конференции, — газификация села. Головин заявил, что в этом году правительством взята цель добиться прокладки около тысячи км. сетей. Основное направление газопроводов Кшень — Касторное, Кшень — Золотухино — Свобода. Главные партнеры: «Межрегионгаз» и «Газпром» обещают выделить 250 млн. руб. на эти цели [[6]].

Пресс-конференция стала первым публичным мероприятием нового главы правительства. Напомним, Головин уже достаточно давно (по курским меркам) является заместителем губернатора по экономике. В марте, когда с поста председателя правительства ушел неугодный Руцкому Б.Сураев, Головин постановлением губернатора был назначен на его место. Поэтому пресс-конференция была интересна прежде всего с точки зрения политического имиджа, который изберет Головин в новом качестве. Она продемонстрировала, что новый председатель правительства всячески избегает политических тем и стремиться показать, что занимается только текущими хозяйственными вопросами. По всей видимости, в ближайшее время он будет воздерживаться от самостоятельной игры в региональной политике.

1.3.       Законодательная власть

Деятельность областной Думы в мае и июне была достаточно активной прежде всего в связи, во-первых, с налоговым и бюджетным процессом; во-вторых, с очередными изменениями в законодательстве об МСУ.

1.3.1.      37-е заседание областной Думы

Состоявшееся 3 июня очередное 37-е заседание областной Думы началось с того, что губернатор предложил исключить из повестки дня этого заседания те вопросы, которые фактически являлись основными. По инициативе Руцкого депутаты сняли с обсуждения проекты законов о внесении изменений в Устав Курской области и о внесении изменений в областной Закон «О назначении сроков выборов депутатов представительных органов государственной власти районов Курской области и проведении референдума Курской области». Проект закона о внесении изменений в Устав области требует доработки, в вопросе с референдумом есть неясности с его законностью.

После такого сокращения повестки дня остались вопросы преимущественно финансового и экономического характера. Депутаты приняли наконец многострадальный Закон «О налоге с продаж», Закон «О порядке обращения лома черных и цветных металлов на территории Курской области»[[7]]. Последний закон вызван необходимостью борьбы с незаконным оборотом металлолома и кражами изделий из цветных металлов, которые приняли массовый характер. Закон устанавливает наличие специального органа исполнительной власти, ответственного за контроль за оборотом металлолома, обязывает приемщиков металлолома сообщать этому органу данные о сдатчиках металла, запрещает прием от частных лиц металлолома не бытового происхождения [[8]].

На заседании также рассматривались вопросы привлечения областью новых кредитов. Поколебавшись и посомневавшись, депутаты тем не менее дали свое согласие на привлечение ОАО ГАК «Курск» под гарантии области кредитов на сумму 364 000 долларов США для обеспечения контракта с одной из французских фирм, который касается обеспечения сельхозпроизводителей семенами кукурузы, сои, подсолнечника. По словам представителей администрации, семена уже закуплены и распределены между хозяйствами.

Далее рассматривались «политические» вопросы. Депутаты должны принять решение о судьбе своего коллеги В. Д. Ерохина, являющегося заместителем председателя правительства области и депутатом областной Думы, что запрещено законом. Ерохин, как и ряд других депутатов (руководитель общественной приемной администрации Курской области, заместитель губернатора А. Попов, глава администрации Глушковского района П.Золоторев, заместитель губернатора А.Федулов, глава администрации Щигровского района Ю.Гончаров) совмещают работу в органах исполнительной власти с депутатством в областной Думе. Это уже стало предметом иска областной прокуратуры. В мае Ленинский районный суд г. Курска принял решение, обязывающее депутатов-совместителей выбрать одну из двух сфер деятельности. Это решение было обжаловано в суде высшей инстанции. До вынесения судебного решения там, депутаты постановили снять вопрос о Ерохине с повестки дня, хотя сам депутат просил освободить его от депутатских обязанностей. Кроме того, депутаты обсудили просьбу губернатора к и.о.генпрокурора Ю. Чайке об изменении меры пресечения находящимся под следствием заместителям губернатора Ю.Конончуку и В. Бунчуку. Однако эту просьбу депутаты не удовлетворили. На заседании были избраны председатели Касторенского, Горшеченского и Глушковского районных судов.

1.3.2.      38-е заседание областной Думы

17 июня состоялось очередное 38-е заседание областной Думы, на котором был обсужден проект закона «Об областном бюджете Курской области на 1999 год». И представитель администрации Э.А.Мосолов, и депутаты прежде всего отметили, что утверждение бюджета проходит с нарушением сроков. В областную Думу пакет документов по проекту бюджета был внесен только 27 мая. По закону же депутаты должны были получить его до 25 ноября 1998 г. Еще в феврале вступил в действие Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 1999 год». Курская область принимает свой бюджет одной из последних (даже Чечня имеет свой утвержденный бюджет, отмечали депутаты).

В докладе Мосолова были названы следующие параметры бюджета. Объем консолидированного бюджета с учетом государственных внебюджетных фондов составит, по прогнозам администрации, 4 162 128 тыс. рублей. Областной бюджет текущих расходов на 1999 год по доходам и расходам с источниками финансирования определен в сумме 3 099 814 тыс. руб.

В докладе Контрольной комиссии области, прозвучавшем после выступления представителя администрации, был высказан ряд критических замечаний. В заключении комиссии, в частности, отмечено, что в проекте бюджета не предусмотрен перечень защищенных статей, не определен предельный размер финансовых средств, направляемых на закупку сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия в региональный фонд, не определен общий размер бюджетных ссуд, выделяемых ассоциации сельхозпроизводителей, не предусмотрен резервный фонд Курской областной Думы. В прениях критические замечания в адрес проекта бюджета высказали несколько депутатов. В результате предложенный проект был принят только за основу. Создана согласительная комиссия, которой предложено, аккумулировав высказанные замечания, совместно с соответствующими думскими постоянными комиссиями и областной администрацией доработать проект бюджета и вынести его на обсуждение очередного заседания Думы [[9]].

Далее Дума обратилась к вопросам реформы местного самоуправления, в которой произошел новый резкий поворот. По предложению администрации были отменены законы, формирующие новую структуру территориального управления областью (на основе районных органов государственной власти), которые были приняты в конце марта. Это законы «О районных органах государственной власти», «О выборах депутатов представительного органа государственной власти района и избрании главы администрации района в Курской области», «Об отмене Закона Курской области от 15 августа 1996 года «О муниципальных образованиях Курской области»», «О назначении сроков выборов депутатов представительных органов государственной власти районов Курской области и проведении референдума Курской области». Таким образом, нормативно-правовая база местного самоуправления в Курской области вернулась к ситуации начала марта, то есть к поселенческой системе МСУ.

Отмена законов сопровождалась конфликтом с представителем администрации — заместителем губернатора по работе с территориями А.Федуловым, который обвинил депутатов в некомпетентности и принятии законов об МСУ, противоречащих Конституции. Выступление Федулова вызвало шквал эмоций. Депутаты припомнили заместителю губернатора, что именно он является основным разработчиком законов, что законы приняты под давлением администрации и т.д [[10]].

В конце заседания был рассмотрен и принят закон «О мировых судьях Курской области». Согласно ему в области вводится институт мировых судей, которые будут рассматривать гражданские дела о расторжении браков, о взыскании алиментов, детских пособий и т.п. и уголовные дела о преступлениях, ответственность за которые не свыше двух лет лишения свободы. Введение института мировых судей призвано повысить эффективность работы судов и скорость рассмотрения дел в них. Политический эффект этой инновации заключается в формировании относительно автономной судебной системы Курской области.

1.4.       Судебная власть

В мае-июне 1999 г. в области проходили несколько судебных процессов, имеющих отчетливое политическое значение. Противоборствующими сторонами в них фактически были областная прокуратура и губернатор области.

1.4.1.      Дело В. Руцкого

2 июня в Конышевском районном суде началось слушание одного из самых громких дел в области — дела о хищении 130 кг. колбасы с Конышевского мясокомбината. В качестве обвиняемых на скамье подсудимых предстали брат губернатора бывший директор ГАК «Фактор» Владимир Руцкой, советник губернатора Ангелина Прохоренко и еще 8 сотрудников мясокомбината.

Предыстория дела выглядит следующим образом. В апреле 1997 г. постановлением губернатора была создана государственно-акционерная корпорация «Фактор» с долей государственной собственности в уставном капитале 51%. Официальной целью создания ГАК «Фактор» было объявлено создание единой технологической цепочки по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. В состав учредителей вошел в том числе и Конышевский мясокомбинат. Директором корпорации губернатор назначил своего брата В. Руцкого. 7 апреля 1998 г. сотрудники Конышевского РОВД остановили машину предпринимателя Бурлаченко, выезжавшую с территории Конышевского мясокомбината. По оперативным данным, через Бурлаченко осуществлялась кража и нелегальная реализация колбасы, организаторами которых были руководители ГАК «Фактор». По этому делу были арестованы В.Руцкой и другие.

Начало слушаний по делу привело к эскалации публичного конфликта между прокуратурой и обладминистрацией. В «Курской правде» появился ряд статей, «вскрывающих» нарушения, допущенные прокуратурой в ходе расследования, содержащих обвинения в заказном характере этого дела, доказывающих эффективность ГАК «Фактор», разваленной действиями правоохранительных органов и т.д [[11]]. Прокуратура определялась в них как «обанкротившаяся команда», а Конышевский районный суд как «сборище».

18 июня адвокаты В. Руцкого и А. Прохоренко — С. Данилов и Ф. Федоров провели пресс-конференцию в Доме журналистов, на которой жаловались на наличие процессуальных нарушений в деятельности суда и следствия. В ходе слушаний они даже ушли из здания суда в знак протеста.

Судебные слушания продолжаются, а вместе с ними и политическая борьба, участники которой (губернатор, прокуратура, коммунистическая и некоммунистическая оппозиция) пытаются максимально использовать развитие дела для дискредитации своих политических противников.

1.4.2.      Слушания по иску губернатора к областному прокурору

Заочное столкновение прокуратуры и администрации в Конышевском районном суде было дополнено в июне прямым в Ленинском районном суде г.Курска, где слушался гражданский иск губернатора к прокурору области о защите чести и достоинства.

В мае 1998 г. Н. Ткачев дал интервью газете «Хорошие новости», в котором охарактеризовал деятельность губернатора как «опасную для области». Именно эта фраза стала поводом для иска. Причиной же, по мнению многих наблюдателей, стал проигрыш Руцким аналогичного дела в суде, но уже в качестве ответчика по иску областной прокуратуры.

4 июня в Ленинском районном суде начались слушания по этому делу. В качестве доказательства своей правоты прокурор привел многочисленные случаи грубого нарушения губернатором законов. Свою речь он закончил фразой: «Эта деятельность из просто опасной уже грозит перейти в разряд преступной».

7 июня судья Ю. Глазов вынес решение об отказе в удовлетворении иска Руцкого. Оппозиционная пресса тут же использовала это решение для пропагандистских целей. «Курский вестник» опубликовал выдержки из выступления на суде Н. Ткачева [[12]] и комментарий к судебному решению: «Проверено судом: деятельность губернатора опасна для области» [[13]].

Итоги дела о защите чести и достоинства губернатора с политической точки зрения являются его безусловным поражением. Дело не только в испорченном имидже. Гораздо опасней то, что прокуратура очередной раз подтвердила статус независимого центра власти в регионе, против которого губернатор бессилен.

1.5.       Местное самоуправление

1.5.1.      Борьба вокруг реформы МСУ

Отмена областной Думой законов о районных органах государственной власти Курской области ознаменовала поражение курса губернатора на свертывание в регионе местного самоуправления и восстановление вертикали государственной власти. В течение мая-июня в регионе разворачивалась борьба по этому поводу. Ряд игроков (прокуратура, с одной стороны, депутаты Государственной Думы от КПРФ, с другой, «Курское единство», с третьей, и некоторые органы МСУ, с четвертой) каждый по-своему боролись против принятых законов. Районные прокуроры регулярно выступали в представительных органах МСУ с требованием о назначении выборов нового их состава (комитет по работе с территориями обладминистрации, напротив, проводил работу с депутатами МСУ с тем, чтобы выборы были отсрочены до проведения референдума о введении на той или иной территории региональных органов государственной власти вместо органов МСУ). Державшие до поры до времени паузу коммунисты (все же они были косвенными соучастниками затеянной реформы) решили в июне также отмежеваться от нее и обвинить в нарушениях Конституции исключительно губернатора.

16 июня в «Курской правде» появилась статья депутата Государственной Думы А. Потапенко (фракция КПРФ), в котором тот заявил, что по поручению Железногорской городской Думы он обратился в комитет по местному самоуправлению Государственной Думы по поводу нарушения конституционных прав граждан на местное самоуправление в Курской области. Комитет, рассмотрев запрос Потапенко, порекомендовал областной Думе Курской области устранить несоответствия между региональным и федеральным законодательством в кратчайшие сроки. Решение Комитета было направлено в Генеральную прокуратуру РФ для реагирования [[14]]. Тем самым, со страниц основной областной газеты Потапенко фактически приписал себе инициативу в деле борьбы против отмены МСУ в области.

«Курское единство» через «Курский вестник» развернуло настоящую информационную войну против названных инициатив губернатора в области территориального управления и отмены выборов в органы МСУ [[15]].

Однако решающую роль сыграла, видимо, Администрация Президента РФ, в которую для консультаций ездил заместитель губернатора А. Федулов. Там ему, вероятно, объяснили полную бесперспективность позиций региональных властей, следствием чего стал описанный выше скандал в областной Думе, когда исполнительная и законодательная власть стали определять, кто же принял такие безграмотные законы.

1.5.2.      Подготовка к выборам в органы местного самоуправления

Тем временем, в ряде муниципальных образований (где выборы были все-таки назначены на 4 июля) продолжала развиваться избирательная кампания. Подготовка к выборам продолжалась в Железногорске, Льгове, Обояне.

A.    Железногорск

В Железногорске на 20 мест в представительном органе зарегистрировано 92 кандидата. Из них — 26 женщин, 4 кандидата до 30 лет и более 50 тех, кому за 50. Среди кандидатов есть несколько врачей, учителей, частных предпринимателей, 9 — рабочих, 27 — служащих, 36 — разных руководящих работников. В новый состав Думы выдвинулись 15 нынешних депутатов из 20. Из общественных организаций активны КПРФ и РКРП, выдвинувшие 16 своих кандидатов. 19 кандидатов выдвинули трудовые коллективы ОАО «Михайловский ГОК».

На должность мэра — восемь претендентов. Это действующий глава администрации П Зерин, его заместитель Ф. Клычков, и.о. заместителя главы администрации А. Кускова, бывший заместитель главы, ныне временно не работающий Ю. Жухарев, глава администрации Железногорского района А.Кичигин, начальник производственного отдела ОАО «Михайловский ГОК» В.Коломоец, заведующий Железногорской юридической консультацией Я.Винский и почетный судья в отставке А.Дудкин [[16]]. Фаворитами считаются нынешний глава, его заместитель Клычков и глава администрации Железногорского района Кичигин, обладающие наибольшими административными ресурсами. Кичигина, кроме того, поддерживают губернатор и генеральный директор Михайловского ГОКа В.Самойлов.

B.    Льгов

Во Льгове главное противоборство развивается между городской и районной администрацией. Выполняя (и перевыполняя команду губернатора) глава Льговской районной администрации И.Ширков «благословил» на выдвижение 4 кандидатов: главного специалиста по строительству О.Самотылова, своего бывшего заместителя Ширкова, директора завода «Автоспецоборудование» А.Белоусова, начальника службы единого заказчика В.Ильютченко и заместителя главы города Н.Маленкина. Городская власть делает ставку на заместителя мэра по экономике В.Харитонова. Нынешний мэр Шатайло сейчас находится под арестом по обвинению во взятке. Кроме того, среди претендентов есть учителя и представитель РНЕ.

На 12 мест в городское собрание зарегистрировано 33 кандидата. Из нынешних депутатов на второй срок выдвинулись пятеро, среди них и председатель горсобрания В.Поплавских. По мнению наблюдателей, основной пружиной борьбы между городом и районом является контроль за финансами. Льгову в судебном порядке удалось добиться выделения своего бюджета из районного. Району теперь нужно иметь своих людей в органах МСУ Льгова [[17]].

C.    Обоянь

В Обояни на место главы города претендует 7 человек. Среди них одна женщина. Своих представителей на этот пост кандидаты от КПРФ и ЛДПР. На 15 мест в городском собрании претендует 36 человек. В 6 округах зарегистрировано по 3 кандидата, в остальных по 2 [[18]].

 

2.    СОЦиально-экономическое развитие

Наконец опубликованы данные облкомстата об итогах развития Курской области в 1998 г. с комментариями обладминистрации.

Согласно отчету можно констатировать преодоление спада производства в базовых отраслях экономики Курской области за 1998 год. Обеспечен рост объема промышленного производства на 1,8% (по России снижение за 11 месяцев 1997 года — 5%), инвестиций в основной капитал — на 8%, подрядных работ — на 10% (по России инвестиции снизились за 11 месяцев 1997 года на 6,2%, подрядные работы — на 7,2%), а также объема продукции сельскохозяйственного производства на 0,8%.

В целом экономикой области получена прибыль за 1998 год в объеме 1023,1 млн. рублей, или 105,5% к уровню предыдущего года.

2.1.       Промышленность

В 1998 году произведено промышленной продукции (работ, услуг) на 12,4 млрд. руб., в том числе по крупным и средним предприятиям — на 11,5 млрд. рублей. Объем производства по сравнению с 1997 годом по оценке составил 101,8%.

Наиболее высокие темпы роста в 1998 году зафиксированы в черной металлургии (124,7%), в химической и нефтехимической промышленности (115,5%), в электроэнергетике (100,8%). Несколько снизился объем производства в промышленности стройматериалов, машиностроении и металлообработке, в легкой и пищевой промышленности.

Основные индикаторы развития промышленности области за 1998 год по отраслям следующие:

— в черной металлургии обеспечен рост производства в 1,2 раза — в основном за счет успешного выполнения Михайловским ГОКом программы выхода из экономического кризиса и доведения объемов производства до проектных мощностей. Производство товарной продукции на комбинате является самым высоким за последние семь лет: товарной железной руды произведено на 26,8% больше, чем в 1997 году, окатышей железорудных — на 22,9%, стали — на 31,1%. С середины 1995 года и на протяжении двух лет комбинат переживал глубокий экономический кризис. Пик кризиса пришелся на 1996 год, объемы производства сократились на 10%, уровень убыточности производства составил 9%.

В 1998 году экономия энергоресурсов составила 70 млн. рублей, достигнут рост объемов производства на 25%, получено прибыли 200 млн. руб., или в 7 раз больше, чем в 1997 году. Рост объемов реализации увеличил налогооблагаемую базу, а следовательно, и налоговые отчисления во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды, которые за 1,5 года возросли на 184 млн. рублей;

— в химической и нефтехимической промышленности производство увеличено на 15,5%. Ведущим предприятием отрасли ЗАО «Курскрезинотехника» (удельный вес в отрасли — 76,1%) в результате проведения целенаправленной работы по повышению качества выпускаемой продукции и обновлению ассортимента обеспечен рост объемов продукции на 6,1%, в том числе производство лент конвейерных резинотканевых возросло в 1,3 раза, рукавов всех типов — на 1,8%. За 1998 год освоено более 50 новых изделий. По оценке работы в 1998 году ЗАО «Курскрезинотехника» вошло в число 200 лучших предприятий России и в число 20 самых рентабельных. На АООТ «Курскхимволокно»(удельный вес — 10,1%) разработана и реализуется программа финансовой стабилизации и развития предприятия. В результате в 1998 году производство продукции увеличилось в 1,4 раза, волокон и нитей химических — в 1,6 раза. Это позволило предприятию не только осуществлять текущие платежи в областной бюджет, но и погасить ранее накопившуюся задолженность, в том числе в областной бюджет на 6 млн. рублей;

— в электроэнергетике объем производства возрос на 0,8%. Выработка электроэнергии увеличилась на 2,3%. На ведущем предприятии отрасли — Курской АЭС обеспечен рост промышленной продукции на 2,1%. В ближайшие два-три года руководству атомной электростанции необходимо решить крупнейшие производственно-технические задачи и прежде всего закончить реконструкцию модернизацию и техперевооружение первого и второго энергоблоков, ввести в эксплуатацию в 2000 году энергоблок №5.

Отдельными предприятиями промышленности достигнут рост производства продукции на 4,4%. Так, на АО «Финист» рост в 2,4 раза. «Курская фабрика технических тканей» — на 13,9%, «Курская пивоваренная компания» — на 7,4%, «Иекур» — на 5,3%.

По отдельным видам продукции увеличено производство: АО»Курский завод промышленного оборудования» — кузнечно-прессовых машин — в 2,1 раза; АО «Электроагрегат» — генераторов переменного тока мощностью от 0,5 до 100 квт — на 5,7%; АО «Счетмаш» — контрольно-кассовых аппаратов -на 3,3%, машин стиральных — в 7,2 раза. Подшипников качения произведено по области на 0,7% больше, чем в 1997 году.

Одним из примеров положительной работы по выходу из кризиса является пример ЗАО «Сейм». Предприятию в 1998 году удалось не только остановить спад производства, но и увеличить объем выпуска продукции. Впервые за последние три года получен положительный финансовый результат от производства.

Общие причины спала по отдельным отраслям промышленности области остаются прежними: это хронические неплатежи, взаимная задолженность предприятий, нехватка оборотных средств, кризис сбыта, социально-экономическая нестабильность общества

В целом промышленностью области в 1998 году получена прибыль в размере 832,1 млн. руб., что составляет 122,9% к уровню прошлого года.

2.2.       Сельское хозяйство

В 1998 году сельскохозяйственными предприятиями произведено сельскохозяйственной продукции в фактических ценах на 18883,3 млн. руб., что составляет 104,8% к уровню 1997 года. Индекс физического объема составил 100,8% к уровню 1997 года.

Общая площадь посевов под урожай 1998 года соответствовала намеченной производственной программе и составила 1654 тыс. га. В 1995 году — 1343 тыс. га, 1996 — 1286 тыс. га, 1997 — 1583 тыс. га. Финансирование сельского хозяйства области за счет средств областного бюджета и привлеченных кредитов: 1995 г. — 236,7 млн. руб., 1996 — 346,9 млн. руб., 1997 г. — 806 млн. руб., 1998 г. — 709 млн. руб. В большинстве районов области была проведена корректировка структуры посевных площадей с ориентацией на производство наиболее эффективных и конкурентоспособных культур с применением семян 1-2 класса и элиты. В 1995-96 гг. применялись семена массовой репродукции.

Погодные условия прошедшего года в период вегетации негативно сказались на формировании урожая сельскохозяйственных культур. От весенне-летней засухи в области погибло 156 тыс. га посевов яровых культур, по этой причине ниже ожидаемого получен урожай зерна, сахарной свеклы.

В целом по области в 1998 году урожайность сахарной свеклы составила 136 центнеров, что на 5,4% больше урожайности 1997 года. В то же время в Кореневском районе получено с каждого гектара по 255 центнеров, в Обоянском и Глушковском районах — по 200-230 центнеров. Однако за счет сокращения посевных площадей валовой сбор этой культуры сложился в объеме 742,2 тыс. тонн, что меньше 1997 года.

Заложена основа для наращивания производства продовольственного зерна в 1999 году: посевы озимых культур осенью 1998 года увеличились на 48 тыс. га или на 16%. Посевные площади озимых составили в 1996 году 288,5 тыс. га, в 1997 году — 322,8 тыс. га, в 1998 году — 410,5 тыс. га. В 1999 году планируется засеять 550 тыс. га. Проводилась работа по улучшению качественного состава озимых зерновых. Элитными семенами озимой пшеницы засеяно 24 тыс. га, или 6% площади семенами высоких репродукций — 88% площади.

Производство овощей в хозяйствах всех категорий собственности составило 160 тыс. тонн, рост к уровню 1997 года — 6,5%. Валовой сбор картофеля составил 947,8 тыс. тонн, что на 8,1% больше 1997 года, с 1 гектара собрано по 107,4 центнера картофеля.

В хозяйствах всех категорий собственности произведено за год скота и птицы на убой в живой массе 123,4 тыс. тонн (104% к уровню 1997 года), молока — 466,4 тыс. тонн (94%), яиц — 367,1 млн. штук (108%). В сельхозпредприятиях области произведено скота и птицы возросло на 10%, яиц — на 27%.

Проводимая работа по укреплению кормовой базы существенно улучшила показатели продуктивности в общественном животноводстве. Средний удой молока от коровы в сельхозпредприятиях за год составил 1575 кг с ростом к 1997 году на 111 кг, или на 7%, средняя яйценоскость курицы-несушки — 226 штук (100,9%), среднесуточный привес крупного рогатого скота — 213 г (113,9%), свиней — 66 г (106,5%), произведено шерсти на одну овцу — 1,4 кг (116,7%).

В течение 1998 года сохранялась устойчивая тенденция увеличения выхода молодняка всех видов скота, улучшения сохранности поголовья животных.

На 1 января 1999 года объем реализации скота и птицы (в живой массе) всеми сельхозпроизводителями составил 68,7 тыс. тонн, или 106,2% к уровню 1997 года, яиц — 162 млн. штук (116,8%), молока и молочных продуктов — 175,3 тыс. тонн (95%). За период 1997-98 гг. по численности птицы всех видов Курская область занимает первое место в Черноземье, по производству мяса птицы — четвертое место в России, а по производству мяса бройлеров — второе место в России. На 1999 год спланирована и проводится работа по увеличению объемов производства мяса птицы на 20-35%.

Интенсивно ведется работа по оснащению АПК области сельскохозяйственной техникой. За 4 месяца 1999 года в область поставлено 70 тракторов, 161 пневмосеялка. В этом году планируется поставить еще 350 тракторов, 50 комбайнов.

2.3.       Строительство

На развитие экономики и социальной сферы области, по оценке использовано 2923 млн. рублей инвестиций, что на 8% больше уровня 1997 года.

С начала 1998 года предприятиями и организациями всех форм собственности построено 3045 квартир общей площадью 218,1 тыс. кв. метров, что на 35,5% выше уровня 1997 года.

За 1998 год лица, уволенные с военной службы в запас или отставку, получили с помощью жилищных сертификатов 38 квартир общей площадью 2269 кв. м.

В 1998 году введены в действие 2 общеобразовательные школы: в Пристенском районе на 126 ученических мест и в Советском районе на 108 ученических мест.

Осуществлен ввод в действие: АТС в г.Льгове на 740 номеров, АТС в п.Прямицино на 500 номеров, АТС на 200 номеров в кооперативе «Рассвет» Суджанского района, АТС — АМТС в г.Курске на 4612 номеров (ОАО «Электросвязь»); мебельного центра торговой площадью 2 тыс.кв.метров в г.Курске (корпорация «ГриНН»); мини-пекарни на 2 т в сутки хлебобулочных изделий (АООТ «Комбинат хлебопродуктов»); мельничного комплекса на 28 т переработки зерна в сутки (АО «Беловское»), буровых колодцев — 7 штук и др.

Общий строительный объем зданий производственного и непроизводственного назначения составил 821,3 тыс. куб. м.

В 1998 году по договорам строительного подряда выполненный объем работ в действующих ценах составил 1725,6 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 10% больше, чем в 1997 году.

2.4.       Уровень жизни населения области

В ноябре 1998 года номинальные денежные доходы (в среднем на душу) составляли 695 рублей и увеличились по сравнению с ноябрем 1997 года на 20%, начисленная средняя заработная плата — 836,1 руб. (рост — 20,1%).

На 1 января 1999 года суммарная задолженность по зарплате снизилась по сравнению с задолженностью на 1 декабря на 7,4%, в том числе в отраслях социальной сферы — на 11,5%, в производственных отраслях — на 6,5%.

2.5.       Сравнительный анализ основных показателей социально-экономического развития областей, входящих в состав ассоциации экономического взаимодействия «Черноземье»

В настоящее время в состав ассоциации экономического взаимодействия «Черноземье» входят 10 регионов России. Это: Белгородская, Брянская, Воронежская, Липецкая, Курская, Орловская, Новгородская, Смоленская, Тамбовская и Тульская области.

Различие промышленного и агропромышленного потенциалов, демографической, социальной ситуаций обусловлено историческими традициями, географическим и геополитическим положением регионов и другими объективными и субъективными факторами развития данных территорий.

В этом смысле сложно было бы провести прямое сравнение тех или иных экономических и производственных показателей. Лучшим критерием в этом случае является динамика сопоставимых процессов, отслеживаемая статистикой.

По основным показателям, определяющим стратегическое положение региона, его экономическую прочность и стабильность, таким, как темпы роста объемов производства промышленной продукции (101,8%), Курская область находится на 3-м месте, уступая Белгородской и Тамбовской областям. В том числе область занимает 2-е место по выпуску электроэнергии (уступая только Воронежской области), 3-4 места по выпуску продукции черной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроения, пищевой промышленности.

По объему инвестиций в основной капитал за счет бюджетных собственных и привлеченных средств Курская область делит 3-4 места, пропустив вперед Воронежскую и Белгородскую области. А по темпу роста использования инвестиций в основной капитал по жилищному строительству область занимает второе место, уступая только Воронежской.

За 1998 год область вышла на первое место по вводу в действие жилых домов, в том числе и по индивидуальному строительству (наиболее сильное падение отмечено в Новгородской области — на 42%), и на 3-е место по вводу в действие газовых сетей.

По объему выполненных подрядных работ Курская область на 2-м месте после Орловской области.

По объемам экспорта и импорта в фактически действовавших ценах в страны СНГ Курская область значительно превышает остальные области ЦЧР и уступает только Белгородской области. Область лидирует по темпам роста грузооборота предприятий транспорта (более 23%).

Приведенные выше цифры убедительно говорят сами за себя: Курская область в определяющих позициях имеет положительную динамику развития даже в условиях кризисных явлений, затронувших экономику большинства субъектов РФ.

По темпам роста объема продукции сельского хозяйства область занимает 2-е место. Остальные области имеют существенное снижение индекса объема продукции сельского хозяйства к 1997 году (наибольшее падение отмечено в Воронежской области — почти 6%).

Область занимает 3-4 место по объемам производства мяса в живом весе, молока, яиц, уступая Белгородской области.

По производству продукции растениеводства (зерновых культур, сахарной свеклы, картофеля) Курская область находится на 2-3 позиции и незначительно уступает только Белгородской и Воронежской областям.

Уместно отметить, что в 1998 году по сравнению с 1997 годом из областей Центрально-Черноземного региона только Курская область увеличила производство мяса в основном за счет птицы. По реализации скота и птицы (в живом весе), яиц Курская область значительно опережает все области региона и соседнюю Орловскую область. В целом по России допущено снижение реализации скота и птицы на убой от 6 до 12 процентов. Область производит мяса бройлеров больше, чем три соседние области (Белгородская, Воронежская и Липецкая) вместе взятые. По развитию птицеводства область вышла на 3-е место среди регионов России.

Динамика цен на товары и услуги (по отношению к декабрю 1997 года) по ассоциации «Черноземье» характеризуется их ростом фактически на 70%. Наибольший рост цен в Брянской области (75,4%), а наименьший — в Липецкой области (61%). В Курской области рост цен за год составил 71%.

По стоимости набора из 25 основных продуктов питания лидирует Новгородская область (407 руб.). Самый дешевый набор (345 руб.) в Липецкой области. В Курской области стоимость набора из 25 основных продуктов питания составляет 381 рубль.

По размеру среднемесячной заработной платы Курская область находится на 3 месте после Липецкой и Белгородской.

В расчете на душу населения прожиточный минимум наиболее высок в Новгородской области, а самый низкий — в Тамбовской. Курская область по этому показателю занимает промежуточное место. При этом ниже прожиточного минимума живут в Воронежской области более 32% населения (самый высокий показатель), а в Новгородской — только 15% (самый низкий показатель). В Курской области за чертой бедности проживают 26% общей численности населения.

Курская область имеет низкую общую численность безработных, уступая по этому показателю только Орловской области. А по доле безработных от экономически активного населения область имеет самый низкий показатель.

По поступлению налоговых и других обязательных платежей область находится на 4-м месте, а по поступлениям средств в Федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации и местный бюджет — на 3-м месте.

Необходимо отметить, что Курская область находится на первом месте по показателю прибыли, полученной экономикой региона за 1998 год (остальными областями ЦЧР получен убыток), и на 3-м месте по показателю задолженности региона по кредитам банков и займам за 1998 год, уступая по этому показателю только Брянской и Тамбовской областям.

В 1998 году темпы сокращения населения наиболее высоки в Тульской области (более чем 11 человек на 1000 жителей). В Белгородской области темпы сокращения населения самые низкие по ассоциации (6 человек на 1000 жителей). В Курской области этот показатель составляет 8 человек на 1000 жителей (3-4 позиция).

Заключение

Политическая ситуация в Курской области в мае-июне 1999 г. развивалась в атмосфере острой политической борьбы, связанной, во-первых, с выборами в органы местного самоуправления, на которых губернатору пришлось противостоять своим многочисленным политическим оппонентам; во-вторых, с реформой территориального управления; в-третьих, с очередным витком противостояния с прокуратурой. Итоги этой борьбы пока не ясны, поскольку выборы в органы местного самоуправления городов состоятся лишь 4 июля. Тем не менее можно отметить, что губернатору удалось одержать серьезную победу на выборах мэра Курска (см. специальный обзор). Наиболее опасные конкуренты губернатора (коммунисты и «Курское единство») потерпели на них поражение. В то же время губернатор потерпел поражение по вопросам реформы местного самоуправления и в судебных процессах с прокуратурой.

Отмена неконституционных законов о территориальном управлении и МСУ сформировали совершенно неопределенную политическую ситуацию. С одной стороны, правовая ситуация вернулась к марту 1999 г., то есть к легализации поселенческой системы. С другой стороны, выборы во многих муниципалитетах (особенно сельских) под давлением администрации так и не назначили. Строго говоря в этой ситуации с 4 июля все эти органы МСУ становятся нелегитимными. Кроме того, возвращение к поселенческой модели вновь сделало актуальными те проблемы, которые данная модель создает. Рано или поздно решать их придется. Скорее всего — через укрупнение сельских муниципалитетов. Но такое развитие событий невыгодно в первую очередь региональной исполнительной власти. Неопределенность ситуации с МСУ приведет, вероятнее всего, к дальнейшему нарастанию напряженности вокруг этой проблемы и очередной эскалации политической борьбы.

Развитие ситуации с реформой территориального управления привело к нарастанию трений между губернатором и Думой. Однако со стороны Думы конфликт носит пока скорее эмоциональный, чем рациональный характер. Депутаты осознают, что администрация использует их фактически как машину для голосования и при этом на них же сваливает и ответственность за неверные решения. Но эмоциональный накал пока в силу недостаточной консолидации депутатского корпуса на корпоративной основе не приводит к появлению устойчивой тенденции к повышению самостоятельности Думы.

Развитие экономической ситуации пока скорее выгодно губернатору, чем оппозиции. В промышленности действительно наметились положительные тенденции (другой вопрос, что они скорее являются результатом общероссийской конъюнктуры, чем разумной политики региональных властей), и команда губернатора всячески использует их в пропагандистской деятельности.



Источники

[1]. Выборы в облизбиркоме // Курская правда. — 1999. — 22 июня

[2]. Всеволконский В. Григорий Явлинский: систему безопасности не после, а вместо войны // Курская правда. — 1999. — 24 июня.

[3]. Антонов М. «Правое дело» становится общим // Курская правда. — 1999. — 11 июня

[4]. Михаил Топорков: «Нам надоело зависеть от произвола чиновников...» // Хорошие новости. — 1999. — 17 июня

[5]. Андреев В. Назад — в СССР // Курский вестник. — 1999. — 12 мая.

[6]. Уткин Н. Первый отчет правительства // Курская правда. — 1999. — 9 июня.

[7]. Ферапонтов Н. Заседание областной Думы // Курская правда. — 1999. — 8 июня.

[8]. Закон Курской области «О порядке обращения лома черных и цветных металлов на территории Курской области» // Курская правда. — 1999. — 19 июня

[9]. Заседание областной Думы // Курская правда. — 1999. — 22 июня.

[10]. Липкова Ю. Бездарно проигранная война // Курский вестник. — 1999. — 23 июня.

[11]. Тимонова О. Арбитражный суд прокурора области не удовлетворил // Курская правда. — 1999. — 25 мая; Тимонова О. Казнить (,) нельзя (,) помиловать.(Запятые расставляет Конышевский районный суд) // Курская правда. — 1999. — 23 июня.

[12]. Грозит ли деятельность губернатора из опасной перейти в разряд преступной // Курский вестник. — 1999. — 23 июня.

[13]. Проверено судом: деятельность губернатора опасна для области // Курский вестник. — 1999. — 9 июня.

[14]. Еще раз о местном самоуправлении // Курская правда. — 1999. — 16 июня.

[15]. См., например: Коровин А. Губернатор предлагает умереть в декабре // Курская правда. — 1999. — 12 мая.

[16]. Бессарабов В. Кто будет управлять Железногорском? // Курская правда. — 1999. — 11 июня.

[17].Липкова Ю. Выборы во Льгове: мира не будет // Курский вестник. — 1999. — 9 июня.

[18]. Савенков В. На «площадке» очень тесно // Курская правда. — 1999. — 9 июня.