Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр Шегедин

Эстонская Республика
в июне 1999 года

Ситуация в парламенте. Деятельность политических партий. Дебаты вокруг принятия парламентом дополнительного бюджета (секвестра). Разногласия внутри кабинета. Вооруженные Силы. Проблемы в высшем армейском руководстве. Торжественное захоронение командира дивизии СС. Подготовка к президентским выборам. Основные политические группировки выдвинули своих кандидатов. Положение русскоязычного населения. Изменения в отношениях Эстонии с Западом после начала войны в Косово. Отношения ЭР с Россией.

1.    Внутренняя политика

1.1.       Парламент и партии

К началу лета в Эстонии четко выразилась негативная тенденция в развитии экономики, которую многие эксперты оценивают как кризисную. Впервые за несколько лет в течение двух кварталов был зафиксирован экономический спад [[1]]. Растущий бюджетный дефицит поставил вопрос о необходимости сокращения расходов всех министерств [[2]]. Вокруг принятия дополнительного бюджета (фактически — секвестра бюджета) и развернулась политическая борьба в последний перед парламентскими каникулами месяц.

После мартовских выборов в парламенте произошло резкое разделение на две почти равные части — правящая коалиция и оппозиция. Лидирующая сила оппозиции — Центристская партия (ЦП) — была довольно активна и, в частности, предлагала большое количество законопроектов, однако практически все они отклонялись небольшим большинством голосов, контролируемых коалицией («Союз Отечества», «Умеренные» и Реформистская партия).

В результате противостояния «стенка на стенку» продуктивность работы парламента оставалась довольно низкой. Когда правительство решило предложить парламенту утвердить проект секвестра, ЦП начала применять тактику затягивания обсуждения. Заседание, на котором обсуждался проект секвестра, началось утром 9 июня, а закончилось 8 часов утра 10 июня. Секвестр так и не был утвержден, так как оппозиция внесла огромное количество поправок к проекту, одновременно методично пользуясь процедурным правом брать перерывы перед обсуждением каждой поправки. В результате из более чем 500 поправок к концу заседания было обсуждено только 43 [[3]].

Правящая коалиция обвинила центристов в «политическом рэкете» и фактически отказалась вести переговоры по данному вопросу. 14 июня партии оппозиции ЦП, Крестьянская партия (КП) и Объединенная народная партия (ОНП) предложили встретится и обсудить предложение оппозиции: урезать бюджет не на более чем 1 млрд. крон (как предложило правительство), а на 650 млн. крон. Однако премьер-министр Март Лаар и министр финансов Сийм Каллас заявили, что речь может идти только об увеличении размера секвестра. Лидер парламентской фракции Реформистской партии (РП) Юрген Лиги предложил не идти ни на какие переговоры с «вымогателями» [[4]].

На помощь правящей коалиции довольно неожиданно пришел канцлер юстиции Э. - Ю. Труувяли, который выступил с идеей передачи исключительного права на внесение поправок в бюджет правительству и увязки принятия бюджета с выражением доверия кабинету [[5]].

Тактика центристов, основанная на бесконечном затягивании обсуждения, постепенно теряла смысл. Общественное мнение, не без влияния дружественно настроенных к правящей коалиции СМИ, складывалось явно не в пользу ЦП. Ее обвиняли в стремлении спровоцировать в Эстонии глубокий экономический кризис. Имея перевес в руководящих органах парламента, правящей коалиции удалось настоять на проведении внеочередного заседания 28 июня (хотя официально парламент неделей раньше ушел на каникулы). На этом заседании бюджет наконец был принят голосами депутатов правящей коалиции. По утверждению лидеров коалиции, Эстония показала тем самым позитивный пример другим посткоммунистическим странам, страдающим от экономического спада — Литве, Польше и Чехии — где также собираются провести секвестры [[6]].

Помимо бюджета, в июне парламент обсуждал еще один очень важный вопрос — о допуске на выборы в местные органы самоуправления (которые намечено провести в октябре) постоянных жителей Эстонии, не имеющих эстонского гражданства. Дело в том, что согласно закону в этих выборах могут участвовать только те их них, кто имеет постоянный вид на жительство. Между тем сейчас у подавляющего числа неграждан виды на жительство временные.

Отказ в праве участия в выборах чрезвычайно негативно сказался бы на международном имидже Эстонии (этот момент сейчас является одним из главных козырей эстонских властей в ходе дискуссий по поводу положения русского населения). Поэтому по данному вопросу политическая элита Эстонии проявила необычайное единодушие. Хотя из-за проблем с принятием бюджета необходимые изменения в законы долгое время не вносились (этот пункт повестки дня несколько раз «вылетал» из-за недостатка времени), в конечном итоге 16 июня необходимые изменения были утверждены парламентом практически единогласно (против был только один депутат) [[7]].

Следует отметить, что этот вопрос успешно использовала в политической борьбе правящая коалиция. Так как его решение задерживалось из-за споров вокруг бюджета, она обвинила оппозицию (прежде всего центристов) в том, что те якобы пытаются отстранить русских от участия в местных выборах. Для ЦП, которая в значительной степени опирается на русский электорат, это обвинение может стоить многих голосов на выборах.

В Эстонии продолжается процесс сокращения количества и укрупнения политических партий. 1 июня Совет уполномоченных Крестьянской партии принял решение одобрить объединение с Аграрным союзом [[8]]. В конце месяца аналогичное решение приняло руководство Аграрного союза [[9]]. Таким образом, две крупнейшие сельские партии сделали выводы из своего поражения на парламентских выборах и стремятся к увеличению своего электората за счет объединения усилий.

Указанный процесс не распространяется на русские партии, которые, напротив, вновь вошли в полосу размежеваний и расколов. На съезде Русской партии Эстонии (РПЭ) сторонники председателя партии Николая Маспанова исключили из рядов РПЭ членов правления, выступивших против Маспанова и созвавших в конце мая свой съезд. В то же время «маспановцы» призвали вернуться в партию тех рядовых членов, которые перешли на сторону «раскольников». На самом съезде острый конфликт возник между «маспановцами» и членами РПЭ, которые одновременно являются членами Русской общины Эстонии (РОЭ). Лидер РОЭ Алексей Зыбин настаивает на уходе Маспанова с поста председателя, мотивируя это поражением РПЭ на парламентских выборах (партия не получила представительства в парламенте). Маспанов «покаялся» на съезде и вновь был избран председателем РПЭ [[10]].

По мнению ряда обозревателей, настоящим организатором раскола РПЭ является руководство другой русской партии — ОНПЭ. Причем делается это по указанию из Москвы. Окружение мэра Москвы Юрия Лужкова (в лице его советника А.Перелыгина) делает ставку на создание в Эстонии одной крупной русской партии на базе ОНПЭ уже к осенним выборам в местные органы самоуправления. С другой стороны, у ОНПЭ на выборах может появиться еще один конкурент в лице блока общественных организаций «Народное доверие». Лидер этого блока депутат парламента Сергей Иванов является членом ОНПЭ, однако находится в крайне напряженных отношениях с членами правления этой партии. В то же время он опирается на сильную информационную поддержку издательского дома «Вести», выпускающего две популярные газеты на русском языке [[11]].

Накануне летних отпусков состоялось совещание депутатов от «Союза Отечества» всех уровней, на котором обсуждалась подготовка партии к местным выборам. Председатель партии Март Лаар заявил, что выборы станут индикатором того, поддерживает ли население политику СО, партии, которая является основой нынешнего правительства. По мнению Лаара, дебаты по принятию бюджета в парламенте показали, что расхождения между правящей коалицией и оппозицией имеют корни в принципиально различной идеологии [[12]].

1.2.       Правительство

В отличие от парламента, где правящая коалиция отличается чрезвычайно жесткой внутренней дисциплиной, в правительстве Лаара есть своего рода «внутренний диссидент» — министр внутренних дел Юри Мыйз. Бывший банкир, внесший солидную сумму на избирательную кампанию «Союза Отечества» и вступивший в эту партию накануне выборов, отличается независимостью взглядов. В июне он продолжал делать заявления о необходимости смягчения политики в отношении неэстонского населения, которые шокировали консервативно-националистический электорат СО и многих его лидеров [[13]].

Свои высказывания он аргументирует практическими нуждами государства, связанными с нарастающими демографическими проблемами. Главной проблемой, по мнению Мыйза, является уменьшение количества трудоспособного населения. Мыйз считает, что в этих условиях необходимо изменять не столько политику в сфере предоставления эстонского гражданства, сколько отношение к неэстонцам в целом, которые являются реальным резервом трудовых ресурсов [[14]].

Независимость мнения Мыйз демонстрирует и в других вопросах. Так, во время дебатов по бюджету он высказал крамольную (по мнению многих деятелей правящей коалиции) мысль о том, что сумму секвестра можно снизить за счет ресурсов Банка Эстонии (фактически солидаризировавшись тем самым с мнением оппозиции). Лидер парламентской фракции Реформистской партии Юрген Лиги публично выразил озабоченность высказываниями министра [[15]].

Правительство демонстративно высказывает свою озабоченность катастрофическим положением на Северо-Востоке республики, однако никаких конкретных шагов по пути исправления ситуации пока не предпринимается. На Северо-востоке весьма скептически относятся к обещаниям Таллина. В конце месяца группа министров во главе с М.Лааром вновь побывала в Нарве. Премьер заявил, что никаких особых оснований для паники не существует. Признав недостаточными инвестиции в регион, он объяснил это большим риском для капиталов. Что же касается развития экономического сотрудничества с Россией, то премьер не видит здесь особых перспектив из-за нестабильной ситуации в России [[16]].

1.3.       Силовые структуры

Майский скандал с бойцом отряда специального назначения (SOG), занимавшимся грабежами, получил завершение в июне. По предложению министра обороны Юри Луйка и на основе расследования, проведенного специальной комиссией, правительство приняло решение о расформировании отряда с 1 июня [[17]].

Командующий Силами Обороны Йоханнес Керт до последнего старался сохранить SOG, однако жесткая позиция Луйка оказала решающее влияние на принятие решения. Кроме упомянутого скандала, Луйк поднял вопрос об ответственности военного руководства за многочисленные подделки документов (в основном — аттестатов об окончании учебных заведений), в которых были уличены офицеры Сил Обороны. Несмотря на то, что Керт пользуется особым расположением президента Леннарта Мери, ему все-таки пришлось на время уйти в тень. Командующий отправляется на год учится в США [[18]].

23 июня в Эстонии отмечался День победы в Освободительной войне 1918-1920 гг. В своей речи на военном параде в г. Валга президент Мери в очередной раз подчеркнул важное значение армии и призвал к увеличению военных расходов в связи с процессом подготовки к вступлению в НАТО [[19]]. Однако в условиях сокращения бюджета в ближайшее время поднять уровень военных расходов вряд ли удастся.

В конце июня состоялся суд над офицером Сил Обороны Яанусом Кармом, по приказу которого в сентябре 1997 года был проведен марш-бросок через узкий морской пролив, в ходе которого утонули 14 солдат. Суд приговорил Карма к 4,5 года тюрьмы. В то же время в СМИ высказывается мнение, что его сделали козлом отпущения за отсутствие надлежащего порядка в Силах Обороны, в чем виноваты высшие армейские чины [[20]].

Воспитательную работу в армии армейское руководство иногда ведет с помощью крайне сомнительных методов. В качестве примеров воинской доблести фигурируют эстонцы, служившие в гитлеровских войсках. 22 июня (в день начала агрессии Германии против СССР) в Таллине, несмотря на пикет протеста, организованный русскоязычными организациями, было проведено перезахоронение штандартенфюрера СС Альфонса Ребане [[21]]. Прах Ребане был перевезен в Таллин из Аугсбурга (Германия) и предан земле на кладбище Метсакальмисту в Таллине за счет выделения правительством средств из госбюджета. Несмотря на то, что ни один из членов кабинета не решился появиться на кладбище, похороны были проведены как государственные и в них участвовал главком Сил Обороны Й.Керт.

Помимо русских партий и общественных организаций, резкий протест против перезахоронения Ребане выразила Еврейская община Эстонии [[22]].

1.4.       Президент

В связи с выборами президента в Латвии в эстонских СМИ также была поднята аналогичная тема, хотя в Эстонии выборы должны пройти только осенью 2001 года.

Многие политические группировки уже называют своих кандидатов на президентский пост. «Союз Отечества» предлагает вице-спикера Тунне Келама (в июне вышла рекламная книжка о нем, написанная Урмасом Оттом), «Умеренные» — Андреса Таранда, а Реформистская партия — спикера Тоомаса Сави [[23]].

Согласно последним опросам общественного мнения, в отношении шансов занять президентский пост после Л.Мери лидирует Эдгар Сависаар. Следует, однако, заметить, что общее лидерство он держит за счет мнения русского населения. Что касается эстонцев, то они предпочитают видеть на этом посту Т.Сави (41%) или А.Таранда (39%) [[24]].

Специфика поста президента состоит в том, что он почти автоматически поднимает рейтинг занявшего его политика. Президент в Эстонии является фигурой больше символической, нежели активным политическим игроком. Мери достаточно удачно сыграл соответствующую роль, и в результате превратился в течение двух президентскихз сроков из не особенно любимого в самого популярного в народе политика. Сейчас ему доверяют 86% эстонцев и 47% неэстонцев [[25]].

 

1.5.       Положение русскоязычного населения

Особых подвижек в положении русских в Эстонии не происходит. Из положительных моментов можно отметить начало выполнения с 1 июня канцлером юстиции обязанностей омбудсмана, который призван следить за соблюдением прав человека и национальных меньшинств [[26]]. Одновременно правительство утвердило представленные МВД поправки в Закон об иностранцах, которые еще более ужесточают условия выдачи видов на жительство российским военным пенсионерам. Особенное внимание правительство уделяет тем, кто получив от правительства США ваучеры на получение квартир в России, обещал покинуть пределы Эстонии, но не сделал этого [[27]].

Достаточно сомнительны успехи в области этнической интеграции, особенно на Северо-Востоке страны, где компактно проживают русские. В июне стало ясно, что провалился очередной конкурс на замещение мест преподавателей эстонского языка в этом регионе. Эстонцы-учителя с большой неохотой едут на работу в этот регион [[28]]. В целях радикального решения этой проблемы (фактически — эстонизации региона), правительство волевым решением объявило о закрытии Нарвской высшей школы, где преподавание велось в основном на русском языке, и открытии Нарвского колледжа Тартуского университета с эстонским языком обучения. Эта акция вызвала крайне негативную реакцию русской общественности [[29]].

В то же время многие видные представители эстонской интеллигенции начинают понимать, что ключевым в процессе интеграции является не знание языка, а наличие эстонского гражданства. Академик Яан Эйнасто и профессор Рейн Таагепера предлагают создать условия для получения эстонского гражданства вместе с аттестатом сразу по окончанию русских средних школ. Эйнасто прямо заявляет, что политика вытеснения русских из страны зашла в тупик, и от нее нужно отказаться, а Таагепера считает главным для интеграции предметом в русских школах не эстонский язык, а историю, подаваемую с «прозападных» позиций [[30]].

В связи с приближением выборов в России активизировались организации, объединяющие российских граждан, проживающих в Эстонии. Под эгидой Союза российских граждан в Эстонии в Силламяэ был проведен III съезд россиян в Эстонии. Лидер Союза Юрий Мишин имеет репутацию весьма радикального политика, однако на съезде его выступление было одним из самых умеренных. Радикалы требовали «перекрыть кислород» Эстонии с помощью российских экономических санкций. В отношении слияния с Объединением граждан России (лидер — Владимир Лебедев) Мишин заявил, что в принципе Союз готов пойти на это, но только на своих условиях [[31]].

2.    Внешняя политика

2.1.       Отношения с Западом

Военная акция НАТО на Балканах оказала свое влияние на проблему вступления Эстонии в этот альянс. Официальный Таллин безусловно поддержал все действия альянса, надеясь на учет этого поведения в процессе сближения с НАТО. На конференции НАТО, прошедшей в Будапеште, прибалты вели активное лоббирование в интересах ускорения этого процесса, причем министр обороны Юри Луйк призывал Запад не обращать внимания на негативную реакцию Москвы [[32]].

В то же время общественное мнение Эстонии после начала агрессии НАТО против Югославии напротив, стало относится к вступлению в НАТО более негативно. Число сторонников вступления ЭР НАТО сократилось и сблизилось с количеством противников (32% — за, 27% — против) [[33]].

Что касается участия эстонских миротворцев, то в Косово в качестве полицейских в ближайшие дни будет отправлено 10 человек, которые с 14 июня проходят обучение на базе в Палдиски [[34]].

Не безоблачны развиваются отношения эстонских властей с ОБСЕ. На семинаре ОБСЕ, прошедшем в Таллине 11 июня, министр по народонаселению Катрин Сакс подтвердила, что Таллин продолжает настаивать на превращении миссии ОБСЕ в Эстонии в научно-практический центр при Тартуском университете. Интересно, что журналистов на семинар не пустили, что достаточно необычно для таких мероприятий. Перед зданием, где проходил семинар, национал-радикальная организация «Мементо» выставила пикет с плакатами, обвиняющими ОБСЕ в русификации Эстонии [[35]].

После семинара состоялась встреча Верховного комиссара ОБСЕ по правам национальных меньшинств Макса ван дер Стула с министром иностранных дел ЭР Тоомасом Ильвесом. О ее результатах известно только со слов Ильвеса, который утверждает, что комиссар согласился с доводами эстонской стороны в отношении поправок к закону о языке, которые войдут в силу с 1 июля, и согласно которым практически все работники обязаны знать эстонский язык на довольно приличном уровне [[36]]. Скандал вышел на уровень публичного обсуждения в связи с поведением посла Германии в Таллине Берндта Мюнценбурга. Бывший председатель парламентской комиссии по экономике Тийт Маде заявил, что зимой-весной этого года посол развил бурную лоббистскую деятельность среди депутатов парламента с целью добиться изменений в законодательстве, касающемся реформы собственности и возвращения незаконно отобранного Советской властью имущества. Посол пытался добиться возвращения недвижимости или компенсации для немцев, которые в 1939-1940 годах по призыву Гитлера уехали из Эстонии в Германию [[37]].

2.2.       Отношения с Россией

В связи с тем, что к власти в Эстонии вновь пришла группировка настроенная в отношении России весьма негативно, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать позитивных сдвигов в эстоно-российских отношениях.

Редкие встречи высокопоставленных деятелей двух стран проходят, как правило, на нейтральной территории, во время международных форумов. В середине июня министр иностранных дел РФ Игорь Иванов совершил поездку по Балтийскому региону в связи с участием во встрече в рамках Совета государств Балтийского моря в Паланге (Литва). Иванов побывал в ходе поездки в Калининграде, Вильнюсе и Риге, но в Таллин не заехал [[38]]. В последующем интервью в российской печати министр в очередной раз подчеркнул, что проблема отсутствия гражданства у большого числа русских жителей Латвии и Эстонии остается серьезным фактором нестабильности в регионе [[39]].

Заключение

Внутриполитическая жизнь Эстонии в настоящее время определяется двумя основными факторами — жестким противостоянием правящей коалиции и оппозиции, и ухудшением экономической конъюктуры.

Период политического затишья будет, вероятно, весьма коротким, так как уже в октябре пройдут выборы в местные органы самоуправления. На этих выборах окончательно определится расклад сил на ближайшую перспективу. Если их выиграет правящая коалиция, то она значительно укрепит свои позиции в стране. В противном случае следует ожидать резкой дестабилизации обстановки с вероятной отставкой нынешнего кабинета.

Во внешней политике приоритеты Эстонии остаются неизменными — НАТО и Европейский Союз. Однако движение по обоим направлениям в последнее время заметно замедлилось, в основном ввиду отсутствия ясно выраженной политической воли со стороны Запада. Отношения с Россией после сформирования кабинета М.Лаара вновь находятся в замороженном состоянии.



Источники

[1]. Лепс А. Преступник собирает госналоги // Сынумилехт. — Таллин, 1999. — 3 июня. — С. 2.

[2]. Без автора. Министерства должны урезать расходы // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 4 июня. — С. 1.

[3]. Без автора. Ночные бдения депутатов // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 11 июня. — С. 1.

[4]. Паэт У. Правящая коалиция обвиняет Сависаара в политике вымогательства // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 12 июня. — С. 3.

[5]. БНС-ЭТА. Секвестр с доверием на пару // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 16 июня. — С. 1.

[6]. Паэт У. Негативный бюджет Лаара показывает пример // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 29 июня. — С. 1.

[7]. Шегедин А. Редкое единодушие // Эстония. — Таллин, 1999. — 17 июня. — С. 1.

[8]. ЭТА. Совет Партии селян дал «добро» на объединение с Аграрным союзом // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 2 июня. — С. 2.

[9]. ЭТА. Партия селян приняла решение объединиться с Крестьянским союзом // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 28 июня. — С. 1.

[10]. Никифоров И. Коня на переправе не сменила // Эстония. — Таллин, 1999. — 7 июня. — С. 2.

[11]. Кленский Д. Большевики снова на коне // День за днем. — Таллин, 1999. — 11 июня. — С. 5-6.

[12]. БНС. Лаар назвал причиной войны из-за бюджета различия в мировоззрениях // Постимэес. — Таллин, 1999. — 14 июня. — С. 4.

[13]. БНС. Министр за упрощение процедуры // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 8 июня. — С. 1.

[14]. Бабин А. Союз Отечества. — это звучит красиво // День за днем. — Таллин, 1999. — 11 июня. — С. 14.

[15]. Паэт У. Министр внутренних дел Юри Мыйз шокировал правящую коалицию // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 15 июня. — С. 3.

[16]. Ашихмин Е. «Кавалерийский рейд» премьера в Нарву // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 29 июня. — С. 2.

[17]. ЭТА. Правительство поддерживает прекращение деятельности SOG // Купеческая гавань. — Таллин, 1999. — 3 июня. — С. 2.

[18]. Без автора. Йоханнес Керт устоял // День за днем. — Таллин, 1999. — 11 июня. — С. 10.

[19]. БНС. Хочешь мира. — готовься к войне // Эстония. — Таллин, 1999. — 26 июня. — С. 2.

[20]. Пыльд Т. Суд приговорил руководителя «смертельного марш-броска» в Курксе к тюрьме // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 29 июня. — С. 3.

[21]. Торшина Л. «Нет фашизму» // Русский Телеграф. — Таллин, 1999. — 25 июня. — С. 3.

[22]. БНС. Заявление Еврейской общины // Эстония. — Таллин, 1999. — 30 июня. — С. 2.

[23]. Паэт У. Келам выдвинут кандидатом на пост президента от Союза Отечества // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 12 июня. — С. 3.

[24]. БНС. Игра в президента // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 22 июня. — С. 3.

[25]. Алакюла А. Святой среди нас // Сынумилехт. — Таллин, 1999. — 17 июня. — С. 2.

[26]. ЭТА. Канцлер юстиции в правх омбудсмена // Эстония. — Таллин, 1999. — 1 июня. — С. 1.

[27]. Павлов В. Вести с Тоомпеа // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 2 июня. — С. 1.

[28]. Жульяри И. Детям до шестнадцати // День за днем. — Таллин, 1999. — 18 июня. — С. 19.

[29]. Без автора. Вокруг обреченной школы // Вести. — Таллин, 1999. — 25 июня. — С. 7.

[30]. Без автора. Гражданство. — по окончанию школы // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 15 июня. — С. 4.

[31]. Ашихмин Е. III съезд Эстонского республиканского союза российских граждан // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 21 июня. — С. 1.

[32]. БНС. Страны Балтии призывают ускорить расширение НАТО // МЭ-Суббота. — Таллин, 1999. — 26 июня. — С. 4.

[33]. БНС. К НАТО. — без доверия // Эстония. — Таллин, 1999. — 26 июня. — С. 2.

[34]. Каарел Каас. Эстонские солдаты ждут преподавателей албанского языка // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 15 июня. — С. 2.

[35]. Вадим Полещук. Об интеграции за закрытыми дверями // Эстония. — Таллин, 1999. — 12 июня. — С. 2.

[36]. БНС. Комиссия ОБСЕ поддержала закое о языке // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 14 июня. — С. 1.

[37]. Чеймар Ленк. Посол оказал давление на Рийгикогу // Сынумилехт. — Таллин, 1999. — 10 июня. — С. 6.

[38]. БНС. Министр иностранных дел РОссии совершит поездку по Балтийским странам // Купеческая гавань. — Таллин, 1999. — 3 июня. — С. 2.

[39]. БНС. Безгражданство нельзя считать фактором стабильности // МЭ-Суббота. — Таллин, 1999. — 26 июня. — С. 4.