Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Агентство «РЕЙТИНГ»
В. РУХЛЯДЕВ

Томская область
в мае 1998 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Областная администрация

Губернатор и представитель президента РФ в Томской области открыли в Томске общественную приемную. Основная ее цель — оказание юридической и организационной помощи томичам в разрешении имеющихся проблем. К работе в приемной будут привлекаться специалисты из разных сфер жизни, которые смогут безвозмездно проконсультировать жителей области по вопросам жилищного, трудового законодательства, гражданского и семейного права. По мнению организаторов, новая приемная позволит установить общественный контроль на территории Томской области за деятельностью властей разного уровня. Эту функцию «обратной связи» между населением и органами исполнительной власти и местного самоуправления будет осуществлять специально созданный совет общественной приемной, в состав которого вошли известные томичи [[1]].

18 мая в телепередаче Томской региональной телерадиокомпании (РГТРК) «Час с губернатором» губернатор В.Кресс в беседе с тележурналистом М.Мининым отвечал на вопросы о реформе высшего образования, особо остановившись на проблемах создания структур для временного трудоустройства студентов и использования кадрового и интеллектуального потенциала томских вузов для экспорта образовательных услуг в соседние регионы. В.Кресс убежден, что не все томские ректоры справляются со своими обязанностями организаторов вузовской жизни. Нередко они спрашивают губернатора о таких вещах, которые целиком находятся в их компетенции как руководителей вузов. Губернатор В.Кресс подтвердил наблюдение М.Минина, что его отношение к правительству постепенно меняется: В.Кресс констатировал, что диалога с российскими министрами не получается, пришла пора выдвигать жесткие требования, например, такие, как: ликвидация оффшорных зон, уплата налогов по месту их формирования, без чего Совет Федерации не примет правительственный Налоговый кодекс и т.д. В.Кресс скептически оценивает инициативы московского мэра Ю.Лужкова по подписанию соглашений с регионами: томский губернатор полагает, что нам с барского плеча ничего не надо, просто из региона не нужно все тащить в Москву. Отвечая на вопросы телезрителей, В.Кресс поделился информацией, что судьба военного училища связи еще окончательно не решена и, возможно, оно будет перепрофилировано для подготовки кадров для ГО и ЧС. Впервые губернатор довольно решительно резюмировал, что судьба области не связана с судьбой Сибирского химического комбината и грозящая остановка атомных реакторов более грозит Северску, нежели Томску. На вопрос о предполагаемом участии в губернаторских выборах 1999 года С.Сулакшина В.Кресс ответил, что аппарат готовится к различным сценариям развития событий, а настроение у самого В.Кресса рабочее и вполне боевое.

В тот же день в информационной программе «АТФ-Новости» прошел комментарий В.Кресса к факту избрания генерала А.Лебедя главой администрации Красноярского края. Он назвал это событие победой денег над здравым смыслом. Кредо В.Кресса — не допустить повторения подобного развития событий в Томской области.

В областной администрации прошел однодневный семинар-совещание редакторов районных газет. Перед руководителями районных СМИ выступил губернатор В.Кресс, полномочный представитель Президента РФ В.Жидких. другие руководители области.

1.1.2.      Мэрия г. Томска

Мэр Томска Александр Макаров выступил на страницах северской газеты «Диалог» с интервью о своей управленческой и депутатской деятельности. По мнению томского мэра, областной Департамент Финансов волюнтаристски подходит к формированию бюджетов территорий, из-за чего страдают интересы жителей областного центра. Свои успехи в исполнении городского бюджета Томска А.Макаров объясняет жесточайшей финансовой дисциплиной, жестким режимом экономии и централизации средств, которые, в первую очередь, направляются на выплату заработной платы бюджетникам. А.Макаров убежден, что точно также надлежит действовать и областной Думе: перевести на централизованное финансирование все бюджетные организации в области до нормализации положения. Для принятия подобных решений, утверждает мэр Томска, необходима просто политическая воля. Сам он в решении перспективных задач предполагает сделать ставку на повышение доходов от малого и среднего бизнеса [[2]].

1.2.       Представительная власть

1.2.1.      Областная Дума

Традиционный спич председателя областной Думы при открытии очередного, четвертого, собрания по содержанию резко отличался от других аналогичных речей и по своей сути носил программный характер. Борис Мальцев не приводил цифр, отражающих состояние нашей области за отчетный период, ограничившись констатацией того факта, что определенные достижения администрации в подготовке Томской области к переходу на рыночные условия есть. Тон речи спикера по оценке деятельности администрации области заставлял присутствующих задуматься: что это — искренность соратника по общему делу или сарказм оппонента, предчувствующего какие-то проблемы в стратегии губернатора? Председатель Думы подтвердил приверженность депутатов цели, заявленной ими в предвыборной борьбе: строить справедливое общество с равными для всех возможностями и защитой достоинства личности. И тут же набросал план первоочередных мер по оживлению социально-экономического развития области. В их числе: восстановление инвестиционной активности, стимулирование в реальном секторе экономики, создание механизма наращивания финансовых ресурсов области, привлечение внебюджетных финансов, контроль за расходованием бюджетных средств, разрешение кризиса неплатежей на основе внедрения регионального механизма. Б.Мальцев признал, что Дума, не подготовив хорошую нормативную базу, не смогла в полной мере обеспечить реализацию экономической части концепции развития области, которую губернатор подробно изложил на предыдущем собрании Думы. По его словам, особенностью переживаемого момента является то, что области, регионы стали борцами на ринге конкуренции. Долг областных депутатов — «дать новую энергию этому переломному времени... смены парадигм регионального развития, региональной политики и регионального самосознания». Несмотря на то, что «в области сформировалась общественная потребность в улучшении качественного состава управленческого корпуса, прежняя управленческая элита не в состоянии обеспечить общественно необходимых результатов труда». Именно кадры должны стать, по словам спикера, главной заботой областной администрации, представителя Президента РФ и облдумы. Вроде бы какие-то «тайные шевеления» в кадровом корпусе администрации начались. Но все тайное вызывает недоверие и подозрение. Поэтому, по мнению Б.Мальцева, губернатор, представитель президента должны иметь четкую программу укрепления кадров на территории области. Начинать же надо с областной администрации, и прежде всего с департамента по вопросам государственной службы и работе с территориями, которым руководит господин В.Курбатов, «который больше занимается интригами, чем кадрами». Воздав должное областной администрации, председатель Думы не обошел вниманием и Центр. Здесь он обнаружил парадокс: «чем больше Центр обманывает нас, тем лучше мы платим грабительские налоги в центр». По мнению главы областных законодателей, было бы справедливым в этом году оставить у себя часть федеральных налогов в счет невыполнения трансферта в 1997 году (151 млн. рублей новыми) и восемь процентов от продажи ВНК — 365 млн. рублей. всего — более 500 млн. рублей новыми. По мнению Б.Мальцева, бюджетный комитет должен подготовить иск в Арбитражный суд России от имени облдумы к Российскому правительству за нарушение законов РФ, которые и обошлись региону в вышеупомянутые 500 млн.

Выступивший в начале же собрания губернатор Виктор Кресс сообщил, что намерен встретиться с новым премьером, и потому обратился к депутатам с просьбой подготовить вопросы для встречи. Со своей же стороны губернатор набросал большую программу (более 20 пунктов) вопросов, которые, по его мнению, должны быть предметом обсуждения у С.Кириенко. Среди них: тарифы естественных монополистов, проблемы конверсии, оборонный госзаказ, иностранные инвестиции, отмена оффшорных зон и т.д. И Виктор Кресс проявил воинственность, призвав проявить войну государственному рэкету — отменить все постановления правительства, министерств и ведомств, разрешающих взимать дополнительные средства государственным учреждениям за предоставление ими услуг юридическим и физическим лицам (санэпиднадзор, пожарные, ветеринары, архитектура и т.д.). В.Кресс призвал поднять зарплату руководителям федеральных служб в регионах, ввести наконец-то в России порядок, при котором налоги платились бы по месту нахождения объекта налогообложения, а не головного офиса, провести послеприватизационный анализ нефтяных компаний с соответствующими выводами. При приватизации предприятий, которые формируют более 20-25 процентов бюджета территорий, по мнению губернатора, надо наделять территорию либо блокирующим пакетом акций, либо «золотой акцией» предприятия — с целью защиты интересов территории [[3]].

Значительное место в работе четвертого собрания областной Думы заняли отчет администрации об исполнении бюджета 97-го года и информация о ходе исполнения бюджета в 1-м квартале текущего года и мерах по стабилизации финансового положения в Томской области. Докладывал первый заместитель губернатора Владимир Пономаренко. В прошлом году общий сбор налогов и других обязательных платежей составил в старых деньгах 5,2 трлн. рублей, что превысило уровень аналогичных платежей за предыдущий год в 1,4 раза. Темп реального объема валового регионального продукта составил 101,6 процента. Однако прирост достигнут не за счет промышленного производства, индекс физического объема которого составил к уровню 96-го года 96,7 процента, а за счет освоения капитальных вложений в строительство, сезонного роста объема производства в сельском хозяйстве и платных услуг населению. В промышленности наибольший спад, как и в прошлом году, произошел на предприятиях машиностроения, металлообработки (на 29,9 процента) и деревообрабатывающей промышленности (на 25,1 процента). За год вырос удельный вес убыточных предприятий в промышленности — с 47,8 процента до 59,8. Налоговые доходы в общей структуре доходов составили почти 41 процент, неналоговые — 19,5 процента (477 млрд. рублей, 456 млрд. из которых составили поступления от продажи ВНК). В целях стабилизации налогооблагаемой базы областная Дума и обладминистрация предприняли ряд мер. Удельный вес поступлений из федерального бюджета в общем объеме доходов составил 23,5 процента. В.Пономаренко обратил внимание собравшихся на то, что доля налогов, перечисляемых в федеральный Центр на протяжении последних трех лет, сокращается. Так, если в 95-м году она составила 49 процентов, в 96-м — 46, то в 97-м году доля федерального центра составила 41 процент. Соответственно увеличивается доля налогов, зачисляемых в областной и местный бюджеты. В структуре расходов на первом месте оказалась финансовая помощь муниципальным образованиям — 38,5 процента, на втором — целевые бюджетные фонды — 15,7%, на третьем — расходы на сельское хозяйство (9,8 процента).

Отчет за 1997-й год не вызвал особо живого отклика у депутатов. Выступил лишь депутат А.Деев, сказавший, что от полного провала бюджет прошлого года спасла только продажа ВНК. Он обратил внимание на непомерные расходы администрации на себя, упрятанные как в графу «прочие расходы», так и в фонд непредвиденных расходов. Эти траты дали основание депутату назвать их «пиром во время чумы». Следует пояснить, что А.Деев давно, в силу ряда обстоятельств, находится в весьма острых отношениях с областной администрацией.

Отчет же В.Пономаренко по первому кварталу текущего года вызвал у депутатов большой эмоциональный всплеск. Действительно, объем поступлений налогов на прибыль в этом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 66,6 процента. Одной из основных причин такого снижения стал рост количества предприятий, получивших по результатам хозяйственной деятельности убыток. Другой — резкое сокращение налоговых поступлений от предприятий, входящих в состав ВНК (на 33,8 процента по отношению к соответствующему периоду прошлого года). В прениях выступили А.Макаров, С.Ильин, А.Андросов, А.Деев, М.Коробов, В.Дурнев. В наибольшей степени недовольство выразил Виктор Колюжный (бывший первый вице-президент ВНК, которого трудно отнести к сторонникам нынешней обладминистрации и губернатора). Во-первых, он обратил внимание депутатов на низкий уровень качества обсуждения бюджета. Обсуждается то, что доступно пониманию. В то же время отсутствует глубокий анализ того, почему так низка доходность областного бюджета. Причину этого депутат видит в недостаточной работе самих депутатов областной Думы. По мнению В.Калюжного, в обязательном порядке при обсуждении бюджетных вопросов должен быть содоклад председателя бюджетно-финансового комитета с глубоким анализом вопроса. Оценивая исполнение бюджета в первом квартале, депутат назвал его «провалом», заметив, что дальше будет еще хуже. Нефтяники уйдут в оффшорные зоны, исполнение газовой программы уже прервалось. По мысли Калюжного, администрация должна была бы в течение двух недель подготовить антикризисную программу.

А.Деев ситуацию в области назвал чрезвычайной. Одна из причин — продажа ВНК. Упование на развитие спиртового производства, по его словам, — блеф. Оптимизация в бюджетной сфере, провозглашенная администрацией, идет только на словах. Стратегической ошибкой обладминистрации, считает Деев, является курс на «сырьевое пополнение бюджета». Утрачивается контроль над предприятиями, находящимися на территории области (сейчас это ВНК, «Сибкабель», будут ТИЗ, ТЭЛЗ и другие). Депутаты предлагали отчет администрации не утверждать. И, видимо, были несколько разочарованы, услышав слова Б.Мальцева: «Сегодня Владимир Лукьянович сделал нам подарок, отчитавшись за первый квартал». Регламентом Думы обязательный отчет администрации по бюджету предусмотрен только дважды в год. Тем не менее в принятом решении администрации и бюджетному комитету антикризисные меры все-таки поручено выработать.

На том же собрании Думы депутаты обсудили проекты законов «О стимулировании инвестиций, направляемых на развитие производства товаров в Томской области», «О налоговой льготе на прирост объемов реализации товарной продукции промышленных предприятий» (оба в первом чтении), «О налоговой амнистии и реструктуризации задолженности предприятий машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности» (в первом чтении) [[4]].

Состоялась встреча председателя Госдумы Томской области Б.Мальцева с представителями ветеранских организаций города и области. На встрече обсуждался традиционный вопрос — выполнение в области Федерального Закона «О ветеранах». В ответ на многочисленные упреки в том, что Закон на территории Томской области не реализуется в полном объеме, Б.Мальцев заявил, что все ветеранские льготы «стоят» 133 млн. рублей. Область не располагает такими средствами для оплаты всех льгот по закону. Другое дело, что имеет место и неразворотливость сельских администраций, не способных, например, обеспечить ветеранов топливом и дровами — и это в условиях лесного края. В то же время Б.Мальцев привел факты, убедительно свидетельствующие, что руководство не разваливает экономику Томской области, как в том уверены многие ветераны, а делает немало для сохранения и развития нашего промышленного потенциала. Диалог власти с ветеранскими организациями будет продолжен [[5]].

1.2.2.      Северск

7 мая состоялась 21-я сессия городского Собрания народных представителей Северска. Депутаты утвердили Программу по усилению борьбы с преступностью в ЗАТО на 1998-1999 годы. В первом чтении была принята Программа комплексных мер по борьбе с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков на 1998-2000 годы. Также в первом чтении принято Положение о бюджетном процессе. Наиболее бурное обсуждение вызвало постановление о расширении списка круглосуточных торговых точек. Депутаты боялись, что круглосуточная торговля спиртным плохо скажется на населении города. Затем все же решили список торговых точек расширить, но усмотрели в нем признаки лоббизма и перенесли рассмотрение вопроса на следующее заседание.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1.       «ЯБЛОКО»

Большинство политических сил как в центре, так и на местах держатся на имени лидера. Компрометация последнего хоронит и политика, и дело, которому он служит. Политическая карьера лидера томского «ЯБЛОКА» Бориса Шайдуллина давно не знала заметных взлетов. Тем не менее, используя причастность к авторитетному лидеру движения российского масштаба, Б.Шайдуллин сохранял возможность, пусть и безуспешно, принимать участие в местных политических баталиях. События мая 1998 г., похоже, поставили крест и на этой его малой «политической плавучести». С открытым письмом на имя мэра Томска А.Макарова обратились 29 представителей шахматной общественности города, выразившие недоверие председателю Томской областной шахматной федерации Борису Шайдуллину, известному также в качестве руководителя Томского отделения движения «ЯБЛОКО» и председателя Томского «ЭПИцентра». Основанием для письма послужили факты неуважительного и оскорбительного отношения Б.Шайдуллина к шахматистам, а также нецелевое расходование средств, выделяемых шахматному движению в Томске. В письме содержится просьба не назначать Б.Шайдуллина ответственным за организацию шахматных мероприятий и не перечислять шахматные средства на счет «ЭПИцентра». 22 мая состоялась внеочередная конференция областной шахматной федерации. Главным вопросом повестки были перевыборы председателя. Решение о необходимости срочного обновления руководства федерации принял ее совет. Мероприятие проходило в накаленной обстановке и заняло около трех часов. Еще сохраняя за собой пост председателя федерации, Борис Шайдуллин, более известный томичам как политик, энергично оборонялся. «Открытое письмо», где он был подвергнут резкой критике, Борис Кимович определил как донос в духе 1937-го года, уверял, что в результате газетной публикации рухнули важные финансовые договоренности, что законной конференцию не считает из-за процедурных нарушений. В результате голосования президентом областной шахматной федерации был избран мастер ФИДЕ Сергей Аверченко. Кандидатура Шайдуллина на голосование поставлена не была [[6]].

Томск по-прежнему остается городом со значительным «прояблочным» электоратом. Но в средствах массовой информации тема «ЯБЛОКА» практически совершенно отсутствует, ибо нет лидера, сил, которые методично, четко и ясно излагали бы те идеи, которые отстаивает «ЯБЛОКО» с трибуны Государственной Думы РФ, на политических аренах ряда российских регионов. Иначе обстоит дело в соседнем Новосибирске, где достаточно регулярно в прессе проходит информация о «яблочных» делах.

2.2.       Анархо-синдикалисты

Во время первомайского митинга, который проходил под красными знаменами на бывшей площади Революции, были задержаны и препровождены в советский РОВД трое местных анархистов: Сергей Самойленко, Борис Былин и Евгений Семенюк. Среди десятка других членов томской ячейки конфедерации анархо-синдикалистов они прошли по проспекту Ленина, а потом сгруппировались у памятника павшим борцам революции, не желая присоединяться к митингу коммунистов. Сергей Самойленко, преподающий историю в одной из томских школ, раздал участникам митинга несколько экземпляров листовки под названием «Урок экстремизма». В ней обобщался опыт южнокорейских и греческих студентов по организации уличных беспорядков. Поскольку темой «урока» был прорыв милицейских кордонов, способы ведения уличных боев и рецептура горючей смеси под названием «Коктейль Молотова», им заинтересовались органы милиции, следившие на митинге за порядком. С.Самойленко был задержан. За ним добровольно последовали его друзья. Со всех трех работники Советского РОВД взяли объяснения и отпустили с миром. Они сочли последователей Бакунина не боевиками-практиками, а интеллигентами-теоретиками [[7]].

2.3.       Антифашистское молодежное действие

33 экземпляра газеты «Антимилитарист» и другие материалы «Антимилитаристской радикальной ассоциации», а также черновики бюллетеня «Права человека в Томской области» изъяты органами милиции у кандидата философских наук Николая Карпицкого, квартира которого была 4 мая подвергнута осмотру без санкции прокурора. Н.Карпицкий, возглавляющий Томское отделение организации «Антифашистское молодежное действие», убежден, что стал жертвой беззакония, поскольку нарушена неприкосновенность жилища. Он расценивает случившееся как попытку возобновить политические репрессии [[8]].

2.4.       Народно-патриотический союз России

По страницам местной прессы кочует тема предстоящих в 1999 году губернаторских выборов. В данном случае мы приводим анализ Бориса Маркелова, председателя исполкома НПСР. Материал приводятся для того, чтобы показать уровень восприятия предвыборной ситуации представителями данной политической силы. Итак, Б.Маркелов считает, что все голосующее население можно разделить на ряд категорий. Первую группу могут составить ветераны и пенсионеры. Их в области 240 тысяч. Процентов 30 из них левого уклона, это примерно 70 тыс. человек. Для другой части этой группы главный критерий отбора кандидата — обещание вовремя выплачивать пенсию. Они могут поддержать того, кто ругает Ельцина, правительство, демократов. Вторую группу могут составить работники нефтегазового комплекса. Их примерно 45-50 тыс. человек. Для этой группы главным будет также сохранение работы и выплата зарплаты. Идеологией их не взять, потому как боязнь потерять работу для них выше всех идеалов. Закон же у этой группы один — слово крупного начальника. Примерно такую же позицию может занять и третья группа голосующих — промышленные рабочие и служащие. Четвертая группа избирателей — работники лесодобывающей промышленности, которые не любят ни коммунистов, ни демократов. Последняя группа — самая непредсказуемая. Это студенты, преподаватели, учителя — все те, кто относится к образованию. Они любят что-то новое в политике и потому могут поддержать нечто среднее между демократами и коммунистами.

Главным критерием на выборах будут деньги. Что и подтвердили недавно прошедшие выборы в Красноярске. По мнению Б.Маркелова, кандидату в губернаторы Томской области нужно 7-8 млн.долларов. Кто же может их найти? Самая мощная финансовая группа в регионе — это «Менатеп-ЮКСИ» во главе с Ходорковским. Чтобы платить самые маленькие налоги, им понадобится свой губернатор. Свою кандидатуру может выдвинуть и «Газпром». В декабре 1997г. на выборах в областную Думу свои силы группировали банкиры. На этот раз, считает лидер НПСР, им вряд ли удастся собрать нужную сумму, чтобы выдвинуть своего кандидата. Крупным источником финансирования явится, конечно, бюджет. Как местный, так и российский. Б.Маркелов приводит и список персоналией, способных, по его мнению, претендовать на губернаторский пост: нынешний губернатор В.Кресс, бывший первый вице-президент ВНК В.Калюжный, генеральный директор «Томскгаза» С.Жвачкин, депутат Госдумы РФ от Томской области С.Сулакшин, мэр Томска А.Макаров, депутат Госдумы РФ от КПРФ А.Поморов.

Мощной силой, которая повлияет на выборы, станет, как всегда, административный аппарат. Работники мэрии, главы всех уровней побоятся потерять Кресса, а вместе с ним и свои места. Весь репрессивный аппарат будет работать на нынешнего губернатора, чтобы тоже не потерять свои кресла. Из партий НДР и ЛДПР проголосуют скорее всего за Кресса. «ЯБЛОКО», естественно, против него, но и против представителей ВНК. НПСР встанет за Поморова или Калюжного. Реально на выборах имеют шансы две кандидатуры — В.Кресс и тот человек, которого выдвинет финансовая группа Ходорковского. Последний может обратиться даже к правительству и президенту с просьбой оказать поддержку его кандидатуре. Ведь средства, которыми владеет нефтяной магнат, равны всему российскому (бездефицитному) бюджету. Вряд ли правительству или президенту захочется с ним «воевать» [[9]].

Президиум Томского отделения НПСР адресовал депутату Госдумы РФ С.Сулакшину ряд вопросов, навеянных книжкой последнего «Измена». Народные патриоты озабочены, в частности, тем, что С.Сулакшин, справедливо критикуя Б.Ельцина, ничего не пишет о его пособниках на территории Томской области — В.Крессе, Б.Мальцеве, А.Макарове. Президиум НПСР также недоумевает по поводу рассуждений С.Сулакшина о его намерениях избираться томским губернатором, поскольку опыт работы Степана Степановича, по мнению авторов реплики, годится лишь для должности консультанта директора завода. «Кто Вы, Степан Степанович, на самом деле?», — заканчивают обращение к депутату лидеры томских патриотов, будучи не в силах понять, почему прежний гроза коммунистов теперь ничтоже сумняшеся печатается в коммунистических изданиях [[10]].

2.5.       Коммунисты

18 мая на пленуме Томского обкома КПРФ состоялись выборы делегатов на 5-й (внеочередной) съезд КПРФ, который состоялся 23 мая в Москве. На два делегатских места было пять претендентов. При таком раскладе депутат Госдумы РФ от томских коммунистов Александр Поморов оказался «непроходным». Из присутствовавших 64 партийцев против его кандидатуры проголосовало 36. То ли соратники не могут забыть, что при голосовании за нового премьера Сергея Кириенко Александр Андрианович, вопреки позиции партии, все же получал бюллетень, хоть и не голосовал им. А может, приняли во внимание, что на съезде он сможет присутствовать и без делегатского мандата. При шестнадцати голосах против был избран депутат Госдумы Вадим Филимонов. Единогласно прошел в делегаты только Владимир Орлов, секретарь Северского горкома КПРФ, старший начальник смены реакторного завода, депутат Госдумы Томской области [[11]].

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Социально-экономическое положение области в 1-м квартале 1998 года

Исполнение бюджета за первые три месяца года составило 228,7 млн. рублей, по расходам — 340,0 млн. рублей. Индекс физического объема произведенной продукции достиг 99,7 процента к уровню прошлого года. В первом квартале отмечается рост производства в химической и нефтехимической отраслях на 26 процентов, в химико-фармацевтической — на 15,8 процента, лесной и деревообрабатывающей промышленности — на 3 процента. В электроэнергетике наблюдается падение производства на 13,1 процента, в топливной промышленности — на 0,6 процента. Валовая продукция сельского хозяйства за первый квартал текущего года сократилась в сопоставимых ценах на 0,5 процента. Отмечается тенденция сокращения темпов спада поголовья скота и птицы в Томской области. Сократился объем перевозок на 10,2 процента. Розничный товарооборот вырос в сопоставимых ценах на 5,9 процента. Доля убыточных предприятий в экономике области составила 38,6 процента. Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате составила 427,2 млн. рублей. При этом средняя заработная плата в народном хозяйстве области достигла 1192 рублей в месяц, увеличившись на 9 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с учетом индекса потребительских цен. Число безработных составляет в Томской области 18607 человек или 4,64 процента от трудоспособного населения. При этом самый высокий уровень безработицы регистрируется в Кривошеинском районе — 20,7 процента. В области улучшилась демографическая ситуация: в первом квартале родилось 2 523 человека, что больше прошлогоднего, умерло 3386 человек, что значительно меньше, чем в первом квартале 1997 года. С учетом механического прироста общее снижение численности населения Томской области составило 643 человека, что на треть меньше прошлогоднего показателя [[12]].

3.2.       «ЮКОС» («Восточная нефтяная компания»)

НК «ЮКОС» заключила в Санкт-Петербурге три рамочных соглашения с комбинатом автообслуживания Санкт-Петербурга, Петербургской топливной компанией, а также с Балтийской финансово-промышленной группой о сотрудничестве в области нефтепродуктообеспечения. Эти соглашения предусматривают строительство в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, а также соседних с областью регионах более 50 АЗС с символикой НК «ЮКОС». Одна часть этих заправок будет построена совместными усилиями «ЮКОСа» и Балтийской ФПГ, а другая, принадлежащая БФПГ и комбинату автообслуживания, будет реконструирована. Со стороны «ЮКОСа» все работы по созданию сети АЗС будут осуществляться компанией «ЮКОС-Петролеум». Первая АЗС была открыта 29 апреля в Ленинградской области на международном автомобильном пограничном пункте пропуска «Торфяновка», который находится в 7 километрах от финской границы на федеральной автодороге «Скандинавия». Кроме того, «ЮКОС», при содействии компании «Волготанкер», намерен осуществлять оптовые поставки нефтепродуктов в регион судами типа «река-море» из Самарской области, где находятся нефтеперерабатывающие заводы компании. Совместно с БФПГ «ЮКОС» планирует также развивать программу бункеровки (заправки) судов в порту Санкт-Петербурга. Поставки корабельного топлива будут проводиться водным путем при участии нефтеналивных судов предприятия «Волготанкер». Предполагается также, что «ЮКОС» совместно с петербургским Кировским заводом проведет реконструкцию наливной базы этого предприятия и подготовит совместную программу возможной эксплуатации наливных емкостей завода. Рынок нефтепродуктов Северо-Запада России достаточно велик и продолжает расти. Этот регион — один из наиболее динамично развивающихся, именно здесь сосредоточены основные транспортные узлы, связывающие РФ с большинством стран Европы.

В Москве состоялось заседание совета директоров ОАО «Восточная нефтяная компания». Он принял решение провести общее годовое собрание акционеров в Москве 10 июня 1998г. Кроме того на заседании было принято решение рекомендовать акционерам ВНК утвердить годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс, а также принять новую редакцию устава общества с целью его приведения в соответствие с действующим законодательством. На заседании также было принято решение рекомендовать собранию акционеров не выплачивать дивиденды и чистую прибыль за 1997 год реинвестировать в развитие компании. После более чем годовой тяжбы томский областной арбитражный суд признал справедливым иск ВНК к ГНИ Томской области о признании неправомочными ряда претензий налоговых органов к нефтяникам. Предметом разногласий между ВНК и ГНИ было постановление налоговой инспекции, согласно которому компания обязана перечислить налоговые платежи и финансовые санкции в размере 4952353 тысячи неденоминированных рублей.

Прошло заседание правления «Восточной нефтяной компании», на котором обсуждались итоги деятельности холдинга за 4 месяца текущего года. Правление констатировало, что в текущем квартале удалось существенно снизить себестоимость нефти (с 360 до 292 рублей за тонну). Вместе с тем, отмечено, что такой сложной ситуации с ценами на нефть ВНК еще не переживала. только с начала 1998 года цены упали на треть и имеют тенденцию к дальнейшему снижению. В связи с этим решено на 30 процентов уменьшить капстроительство и пересмотреть производственную программу. Снизилось также потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке. Реализация ГСМ серьезно затруднена в связи с низкой платежеспособностью населения и местной промышленности. По этой причине затоварены парки Ачинского НПЗ (перевыполнившего месячный план переработки нефти на 20 процентов). Активизировались работы по заключению контрактов на поставки нефтепродуктов сельхозпроизводителям. Уже имеется ряд договоров с Красноярским краем, Томской областью, Новосибирской и Кемеровской областью на общую сумму 162 млн. рублей. Согласно опыту прошлых лет компания ни разу не подводила селян, поставляя качественные ГСМ в оговоренные сроки.

Начиная с третьей декады апреля все предприятия нефтепродуктообеспечения, входящие в «Восточную нефтяную компанию» (ОАО «Томскнефтепродукт», ОАО «Хакаснефтепродукт», ОАО «Новосибирскнефтепродукт»), получили больше полномочий по установлению отпускных цен для каждого конкретного оптового покупателя. Уровень цен будет определяться для каждого потребителя индивидуально в зависимости от формы и сроков оплаты, а также в зависимости от возможностей покупателей. В целом же, в связи с началом посевной, цены на нефтепродукты ВНК снижены приблизительно на 5-20 процентов. Кроме того, сбытовые предприятия ВНК получили полномочия самостоятельно устанавливать цены на бензин на АЗС компании, в зависимости от конъюнктуры регионального рынка.

По мнению независимого эксперта Евгения Гавриленко, у правительства была возможность обеспечить полную гарантию проведения инвестиционного конкурса (например, для подстраховки попросить какую-нибудь дружественную фирму выставить символическую заявку и т.д.), но оно этого не сделало. Гипотеза, что «ЮКОСу» сознательно создали условия, чтобы компания, имея около 55 процентов акций, смогла проводить решения, которые при серьезном отношении можно обеспечить лишь выиграв инвестиционный конкурс, скоро подтвердилась. Уже 12 марта сего года состоялось внеочередное собрание акционеров ВНК, на повестке которого стоял вопрос о взятии ВНК под полный контроль со стороны «ЮКОСа». Такое решение, которое противоречит как интересам государства, остающегося владельцем 34-процентного пакета, так и мелких инвесторов (абсолютное большинство из них — это томичи, приобретшие акции ВНК на прошлогоднем аукционе) не должно было пройти. Только государственного пакета с избытком хватало для блокирования любого решения, требующего квалифицированного большинства. Но был разыгран спектакль, в результате которого представитель государства по чисто «технической» причине (не зарегистрировался вовремя) участия в собрании не принял. Это, кстати, стало наглядным подтверждением того — какова эффективность управления государством своей собственностью. В итоге «ЮКОС», имея 55 процентов, достигает того, что в принципе возможно собственнику с 75 процентами акций. В результате этого оказались попранными интересы рядовых вкладчиков, акции начали обесцениваться.

Создание стратегического союза между «ЮКСИ» и французской фирмой «Elf Aquiten», на основании которого зарубежный компаньон приобретает за 528 млн. долларов 5 процентов акций «ЮКСИ» и получает право назначить своего представителя в Совет директоров компании. Скорее всего, это индикатор трудностей, с которыми столкнулась «ЮКСИ». По сути, идет проникновение иностранного капитала в нефтяной бизнес России. Ничего плохого в этом нет, но в выигрыше оказываются частные компании. Для государства было бы гораздо выгоднее, если бы на стадии приватизации нефтяной отрасли в конкурсе разрешили участвовать и иностранному капиталу. Но тогда многие, в том числе представители так называемой «олигархии», были категорически против.

Нефтяная компания экстраполирует вертикальную структуру управления на «новые территории». Уже на первой пресс-конференции, данной президентом «Роспром — ЮКОСА» М.Б.Ходорковским после покупки контрольного пакета акций ВНК (26 декабря 1997г. в здании областной администрации) было заявлено, что акции как всех дочерних компаний ВНК («Томскнефти», Ачинского НПЗ и т.д.), так и самой ВНК котироваться больше не будут. Всем держателям этих акций предстоит обмен на акции «ЮКОСа». Причем работникам компании — на более льготных условиях, для остальных — по рыночной цене. И все дальнейшие заимствования средств будут проводиться через «ЮКОС». Если не принимать во внимание явно противоречащие закону намерения менять по разной цене одни и те же акции предприятий, входящих в ВНК, в зависимости от того, где работает собственник ценной бумаги (согласно федеральному закону об акционерных обществах — ст.31, п.1, ст.32, п.1 — каждая как обыкновенная, так и привилегированная акция предоставляют акционеру — ее владельцу одинаковый объем прав), то в остальном на первый взгляд кажется, что интересы акционеров от предполагаемого обмена не пострадают. Вопрос заключаются в том, как рыночная цена должна быть принята за основу обмена акций. Как указано в Законе об акционерных обществах лицо, которое приобрело 30 и более процентов акций общества, обязано предложить акционерам продать принадлежащие им акции по цене не ниже средневзвешенной цены приобретения за последние шесть месяцев. Учитывая, что в уставной капитал ВНК входят контрольные либо крупные (от 30 процентов и выше) пакеты акций 9 ОАО, норма, предусмотренная в ст.80 п.2 Закона, должна действовать в отношении акций этих обществ, в первую очередь тех, которые постоянно продаются на бирже (либо во внебиржевом обороте) и имеют четкую рыночную котировку. В первую очередь это относится к акциям ОАО «Томскнефть», постоянно котирующимся последние три года. Рыночная цена обыкновенных акций ОАО «Томскнефть» за полгода, предшествующие покупке ВНК, превышала 60 тыс. рублей за штуку, привилегированных — несколько ниже. Но акционерам «Томскнефти» никакого предложения от новых собственников ВНК не последовало.

«ЮКОС» строит мощнейшую вертикально интегрированную компанию, где прибыль концентрируется на выходе, а в промежуточных звеньях операции осуществляются по трансфертным ценам. Соответственно, предприятия, находящиеся в начале и середине технологической цепочки, имеют рентабельность, близкую к нулевой. Сразу же после приобретения ВНК, ЮКОС ликвидировал торговый дом, осуществлявший сбыт нефти, добываемой «Томскнефтью». После чего начал реализовывать нефть через свою структуру, покупая ее по себестоимости с символической надбавкой. Осуществленный таким образом перевод «Томскнефти» в число неприбыльных привел к десятикратному обвалу курса привилегированных акций (нет прибыли — не будет дивидендов) и резкому, в 5-7 раз, падению цены обыкновенных акций. Планируя инвестиции только через себя, «ЮКОС» будет фактически вымывать активы, стоящие за акциями «Томскнефти», превращая их в свои.

Обвинение мелких инвесторов — томичей, приобретших акции ВНК и «Томскнефти» на различных аукционах, в том, что они примитивные спекулянты (потому де их интересы можно как угодно попирать), по меньшей мере несерьезно. Не известно еще, кем станет по отношению к ВНК сам «ЮКОС». Не исключено, что через какое-то время «ЮКОС», не справившись с трудностями, продаст ВНК полностью или частично. Например, в 1995г. «НИПЕК», купив контрольный пакет Томского НХК, повсюду представлялся стратегическим инвестором. А уже в конце 1997-го, когда ТНХК оказался под внешним управлением, на грани банкротства, продал его контрольный пакет, как последний спекулянт. Кстати, спекулятивные моменты уже присутствуют в поведении 2ЮКОСа» по отношению к ТНХК. Получив в уставном капитале ВНК пакет акций ТНХК, «ЮКОС», совместно с несколькими мелкими инвесторами спекулятивного типа, заблокировал увеличение уставного капитала «Нефтехима», планировавшегося для реструктуризации огромного долга, который наделали владельцы «НИПЕКа». В итоге ТНХК быстро движется не только к финансовому краху, но, возможно, и к техническому.

На сегодня значительные потери уже понесли не только дочерних предприятий ВНК, но и самой компании. Участникам ноябрьского аукциона акции ВНК достались по 7143 рубля за штуку (номинал акции 2 рубля). Сейчас их можно продать примерно за 3050 (старых) рублей, то есть победители потеряли 58 процентов вложенных средств.

3.3.       Нефтяные альтернативы

Заместитель губернатора Вячеслав Наговицын побывал в Башкирии на международном конгрессе нефтяников. Еще в начале 1998-го областная администрация начала вести переговоры с правительством Башкирии об освоении мощной государственной нефтяной компанией «Башнефть» месторождений Томской области. По замыслу губернатора Виктора Кресса и его команды, это должно было явиться своеобразным противовесом нефтяной империи Михаила Ходорковского. В частности, предполагалось, что присутствие на томской земле «Башнефти» сделает более уступчивой компанию «ЮКСИ» в подписании с Томской областью соглашения. Кроме того, решалась и другая задача. 60 процентов месторождений области ждут детальных геологоразведочных работ. Есть свой интерес и у «Башнефти». У нее сильно развита нефтепереработка, способная в год переработать 60 млн. тонн нефти, и слабо развита добыча нефти. «Башнефти» не хватает сырой нефти, и потому половина ее нефтеперерабатывающих мощностей простаивает. Эту проблему компания пыталась решить при помощи нескольких выкупленных тюменских месторождений. В силу разных причин, в том числе и прохладного отношения тюменцев к «варягам», эта затея большого эффекта не дала. Теперь «Башнефть» готова вложить 1 триллион рублей в разведку двух томских нефтяных месторождений — Болотного и Гураринского. На сей счет Вячеслав Наговицын и премьер-министр Башкирии подписали соглашение. Предполагается, что в качестве рабочей силы и оборудования будут использоваться силы «Томскнефти» или «Спецбурнефти», базирующейся в Тюмени. Башкиры подсчитали, что их затраты (один триллион рублей) смогут окупиться за два с половиной года. После того, как «Башнефть» проведет разведку месторождений, дело останется за малым — выиграть конкурс на право разработки этих месторождений. Для этого, по словам В.Наговицына, обладминистрация расчистила «Башнефти» путь. Она составит условия конкурса таким образом, что у других претендентов, если такие объявятся, шансов его выиграть не будет. Дабы налоговая база не уходила за пределы области, предполагается создание акционерного общества (два процента — обладминистрация и 98% — башкиры плюс инвесторы) и регистрация его на томской земле. Планируется, что на двух томских месторождениях «Башнефть» будет добывать два миллиона тонн нефти. Но уже в настоящее время между ней и томской обладминистрацией появились противоречия. Башкиры настаивают на использовании на нефтепромыслах своей рабочей силы, что грозит томичам ростом безработицы [[13]].

3.4.       «Томскэнерго»

Состоялось годовое собрание акционеров АО «Томскэнерго». Оно прошло ровно и по-деловому. В отчетном докладе генерального директора Николая Вяткина отмечалось, что коллектив успешно справляется с обеспечением энергобезопасности области. В отличие от других регионов, в Томске не только не было серьезных аварий, но и продолжает последовательно наращиваться запас прочности энергосистемы. С пуском полтора года назад первого энергоблока на строящейся ТЭЦ-3 потребителям стало подаваться не только тепло, но и электроэнергия. Продолжается комплексная реконструкция старейшей в городе ГРЭС-2. В прошлом году на ней был сооружен и введен в эксплуатацию турбоагрегат мощностью 110 мВт. В общей сложности в прошлом году по сравнению с предыдущим выработка электроэнергии выросла на 29,1 процента. вместе с тем уменьшился расход условного топлива, сократились потери электрической и тепловой энергии в сетях. В акционерном обществе стараются идти еще дальше. Здесь имеется ряд проектов по привлечению инвестиций на продолжение строительства ТЭЦ-3, а также по сооружению газотурбинных установок с использованием попутного газа. В АО «Томскэнерго» три электросетевых предприятия, поставляющих электроэнергию во все районы области. Многое делается и для увеличения надежности бесперебойного снабжения теплом населения. С этой целью в прошлом году был построен ряд магистралей. Всего на объектах «Томскэнерго» в 1997 году было освоено 206,2 млрд. рублей. В акционерном обществе не только сохранены действующие объекты социального назначения, но и продолжается строительство жилья. На собрании было решено часть прибыли — 1,868 млрд. рублей в старых ценах направить на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. Таким образом, на каждую из них придется по 6,97 неденоминированных рублей. На собрании неоднократно звучали призывы, чтобы акционеры АО не продавали свои акции. Эти предупреждения имеют под собой почву — акции АО «Томскэнерго» котируются достаточно высоко, и в последнее время было отмечено снижение их суммарного количества непосредственно в руках работников АО «Томскэнерго». Они, например, сейчас имеют их гораздо меньше, чем те же иностранные инвесторы. в будущем такая тенденция может отразиться на принятии решений, отвечающих интересам коллектива. Утешает лишь то, что контрольный пакет акций «Томскэнерго» находится в руках РАО «ЕЭС России». Председателем совета директоров АО «Томскэнерго» избран Юрий Владиславович Семенюк — заместитель генерального директора «Сибирьэнерго», а пост генерального директора АО «Томскэнерго» сохранил за собой Николай Вяткин [[14]].

3.5.       «Сибкабель»

Примерно месяц тому назад сменилось руководство одного из заводов Томска — «Сибкабеля». Коллизия стремительно разворачивалась вокруг продажи и скупки акций предприятия. Разные внутризаводские силы сделали ставки на разных партнеров, готовых купить акции предприятия. Генеральный директор Александр Семес проиграл этот тайм и был вынужден оставить свой пост. Областная администрация в целом отнеслась к произошедшим на заводе изменениям более-менее положительно. Определился партнер — Кировоградская горнорудная компания, которая поможет, как надеются, поднять падающий «Сибкабель». Пришла молодая команда управленцев, у которых свой взгляд на способы вывода предприятия из кризиса. Новая администрация предприятия нашла поддержку у губернатора области.

3.6.       Банки

Председатель правления томского «Промстройбанка» Василий Клименко пытается в экстренном порядке сбить волну негативной информации, ставящей под сомнение платежеспособность возглавляемого им банковского учреждения накануне принятия областной администрацией решения о создании губернского банка. В письме, опубликованном газетой, В.Клименко не только отметает подозрения в финансовой несостоятельности банка, но и в случае продолжения дискредитации ПСБ в средствах массовой информации угрожает благополучию томских семей, так или иначе связанных с «Промстройбанком» через систему вкладов [[15]].

3.7.       Ганноверская ярмарка

Томская область участвовала в Ганноверской ярмарке. По мнению специалистов, ждать серьезных и ощутимых результатов от подобных ярмарок можно лишь после трех лет участия в них. Томская область участвовала в ярмарке лишь второй раз, но результаты очевидны. Между администрацией области и фирмой «Грекон» подписано соглашение о реализации крупного проекта его общая стоимость превысит 13 миллионов немецких марок — в сфере лесопереработки. Предполагается, что на первом этапе его реализации при поддержке администрации ОАО «Обь» и фирма «Грекон» создадут совместное российско-германское предприятие по производству клеевых мебельных щитов из березы. При этом основное производство расположится на территории Томского ЛПК, древесина будет заготавливаться в Молчановском районе, а произведенная продукция пойдет на экспорт в Германию. Вторым этапом осуществления проекта станет производство аналогичных мебельных щитов, только уже из пород хвойных деревьев, и в ход пойдет сырье Каргасокского района. С дирекцией фирмы «Дойче Мессе АГ» администрация заключила соглашение об участии Томской области в Ганноверских ярмарках на ближайшие два года, а с фирмой «Сименс»- соглашение о поставках в область медицинского оборудования на сумму 95 млн. марок в счет немецкой кредитной линии, предоставленной для правительства России. Еще ряд контрактов и соглашений между томскими и германскими фирмами, в том числе в инновационной сфере и сфере экологически чистых технологий находятся в стадии проработки. В Бонне томский губернатор встретился с уполномоченным по делам переселенцев, депутатом бундестага ФРГ Х.Ваффеншмидтом. В результате переговоров немецкая сторона подтвердила свою готовность содействовать развитию малого бизнеса и оказывать помощь в подготовке кадров для сельского хозяйства Томской области. Вице-губернатор Юрий Галямов считает, что томичам еще предстоит учиться работать на выставочных стендах, дабы более грамотно и с наибольшей отдачей представлять свои предприятия. По всей видимости подготовка таких кадров будет организована в Томске всерьез и заблаговременно, поскольку на следующей выставке в Ганновере запланирована презентация Томской области, а уровень такого мероприятия на порядок выше, чем просто участие [[16]].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.       Миграция

В Томскую область ежегодно прибывает около двух тысяч вынужденных мигрантов. На сегодняшний день официальный статус беженцев и вынужденных переселенцев имеют 7890 человек. Около 53 процентов от общего числа прибывающих беженцев — это трудоспособные граждане, еще 30 процентов — дети, а 17 — пенсионеры. При этом почти половина вынужденных мигрантов оседает в областном центре, еще четверть — в Томском районе, а остальные распределяются в Шегарском, Кожевниковском, Кривошеинском районах области. Несмотря на прогрессирующую безработицу, даже в городе работу находит каждый второй из переселенцев. Еще проще обстоит дело с трудоустройством на селе, где нужны учителя, врачи, механизаторы, электрики, ветеринары. Самой насущной для переселенцев остается проблема жилья. Миграционная служба области оказывает им помощь по трем направлениям: предоставляя беспроцентные возвратные ссуды сроком на десять лет, приобретая и предоставляя в пользование социально незащищенным гражданам жилье и предоставляя государственные субсидии. В минувшем году беспроцентные ссуды на приобретение жилья получили 170 семей, а еще 44 квартиры предоставлены беженцам и вынужденным переселенцам в пользование [[17]].

4.2.       Конфессии

Богослужение, посвященное памяти репрессированных на томской земле поляков, 16 мая провел в томском костеле отец Адам Романюк. Уже четвертый год подряд такая панихида служится по инициативе томского польского национального центра «Белый орел». На сей раз она совпала с шестидесятилетием массовых расстрелов поляков в Нарымском крае во исполнение оперативного приказа по НКВД 00485 от 11 августа 1937 года. В мае 38-го их было казнено несколько сот. Однако это всего лишь небольшой эпизод в трагедии многих сотен тысяч поляков в те страшные годы. Только на территории Томской области по данному приказу всего было репрессировано около полутора тысяч человек [[18]].



Источники

[1]. Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 6 ìàÿ. — ¹124. — Ñ. 1.

[2]. Äèàëîã. — Ñåâåðñê, 1998. — ¹20.

[3]. Ñâèíèí Â. Äóìà áóäåò ìåíÿòü ïàðàäèãìó, à îáëàäìèíèñòðàöèè ïðåäëîæåíî âñåðüåç çàíÿòüñÿ êàäðàìè // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 1 ìàÿ. — ¹78. — Ñ. 1.

[4]. Ñâèíèí Â. Îáëàäìèíèñòðàöèÿ ñäåëàëà äóìöàì ïîäàðîê. À òå íå ïîíÿëè // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 6 ìàÿ. — ¹79. — Ñ. 1-2; Øåðåìåò Í.  Ðîññèè ðàñòåò ñïðîñ íà àíòèêðèçèñíûå ïðîãðàììû.  Òîìñêîé îáëàñòè â òîì ÷èñëå // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 6 ìàÿ. — ¹124. — Ñ. 2; Ôðîëîâ Å. Íàéäåò ëè îáëàñòü âûõîä èç áþäæåòíîãî êðèçèñà? // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 14 ìàÿ. — ¹132. — Ñ. 2.

[5]. Ñ÷àñòíàÿ Í. Ëüãîòû — âåëèêèé ñàìîîáìàí // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 20 ìàÿ. — ¹88. — Ñ. 1,3.

[6]. Êàùååâ Í. Øàõ Øàéäóëëèíó // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998.19 ìàÿ. — ¹87. — Ñ. 3; Êàùååâ Í. Ìàò Øàéäóëëèíó // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 26 ìàÿ. — ¹92. — Ñ. 1.

[7]. Êàùååâ Í. «Óðîê ýêñòðåìèçìà» âûçâàë ó ìèëèöèè ïðèëèâ ýêñòðåìèçìà // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 6 ìàÿ. — ¹79. — Ñ. 1.

[8]. Êàùååâ Í. Áåç ñàíêöèè ïðîêóðîðà // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 8 ìàÿ. — ¹81. — Ñ. 2.

[9]. Îñàä÷àÿ Î. Íè îäèí çäðàâûé ÷åëîâåê íå çàõî÷åò ñòàòü ãóáåðíàòîðîì // Ãîðîäñêîå âðåìÿ. Åæåíåäåëüíîå ïðèëîæåíèå ê Ãîðîäñêîé ãàçåòå. — Òîìñê, 1998. — ¹19.

[10]. Äèàëîã. — Ñåâåðñê, 1998. — ¹20.

[11]. ×åìåðñêèé Ý. Ïîìîðîâ ó ñîðàòíèêîâ íå â ÷åñòè? // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 22 ìàÿ. — ¹90. — Ñ. 3.

[12]. Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå Òîìñêîé îáëàñòè â ïåðâîì êâàðòàëå 1998 ãîäà // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 19 ìàÿ. — ¹87. — Ñ. 1-3.

[13]. ßêîâëåâ À. Áàøêèðû õîòÿò äîáûâàòü òîìñêóþ íåôòü // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 6 ìàÿ. — ¹79. — Ñ. 2.

[14]. Ìîëîäöîâ Þ. Äèâèäåíä íå âåëèê, íî äîðîã // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 1 ìàÿ. — ¹78. — Ñ. 2.

[15]. Êëèìåíêî Â. Áàíê ðàáîòàåò â íîðìàëüíîì ðåæèìå // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 16 ìàÿ. — ¹86. — Ñ. 2.

[16]. Äðîçäîâà Ò.  Ãàííîâåðå ïîäïèñàíû êîíòàêòû, çàêëþ÷åíû ñîãëàøåíèÿ // Êðàñíîå çíàìÿ. — Òîìñê, 1998. — 1 ìàÿ. — ¹121-123. — Ñ. 2; Äåìàêîâà Ë. Íà Ãàííîâåðñêîé ÿðìàðêå Òîìñêó íå áûëî ñòûäíî // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 1 ìàÿ. — ¹78. — Ñ. 1.

[17]. Þðüåâà Ë. Ïîëîâèíà áåæåíöåâ îñåäàåò â Òîìñêå // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 15 ìàÿ. — ¹85. — Ñ. 2.

[18]. Õàíåâè÷ Â. Áîãîñëóæåíèå ïàìÿòè ðåïðåññèðîâàííûõ ïîëÿêîâ // Òîìñêèé âåñòíèê. — Òîìñê, 1998. — 20 ìàÿ. — ¹88 — Ñ. 3.