Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Агентство «РЕЙТИНГ» В.РУХЛЯДЕВ

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
в июне 1998 года

1.    Сравнительные показатели

Томская область среди регионов Сибири по темпам снижения объемов производства находится на втором месте после Тюменской. По объему промышленного производства на душу населения регион занимает 24 место по России и 2-е по Сибири, после Кемеровской области. В то же время ни в одной из отраслей промышленности Томская область не играет большой роли в масштабах России. Добыча нефти здесь составляет не более 4% от российских объемов.        Объем средств, выделяемый на поддержку сельского хозяйства из облдастного бюджета, несколько выше, чем в среднем по России. В Томской области этот показатель — 7% от общих расходов, в России — 4%. При этом, в области, по сравнению с другими регионами Сибири, самая большая доля продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах: до 50% мяса и до 47% молока.

 В области традиционно одна из самых высоких заработных плат. Индекс цен и прожиточный минимум ниже, чем в среднем по России. В то же время доходы на душу населения в Томской области ниже, чем в среднем по России, хотя область занимает 3 место оп Сибири. Такое положение экономисты объясняют тем, что в регионе экономически активное население составляет только 45% (65 место по России). Все это связано с тем, что значительную часть населения области составляют студенты. Здесь больше всего студентов на расчетные 100 тыс. человек: по области — более 4-х тысяч, по Томску — более 7 тысяч. По количеству людей, имеющих диплом о высшем и среднеспециальном образовании, область находится на 9 месте по России.

Один из выводов экспертов, проводивших анализ Томской области, заключается в том, что область принадлежит к числу регионов, которые оцениваются инвестором, как более привлекательные, чем это следует из объективных условий. По показателям инвестиционного климата Томская область находится на 48 месте по России, а по среднедушевому объему инвестиций — на 8. При этом для иностранных инвесторов Томская область более интересна, чем для российских. По мнению экспертов, Томская область по надежности гарантий, обеспечением которых являются доходы бюджета, занимает 8 место по России. Высоко оценивается уровень развития томской экономики (12-е место по России). По объему подрядных работ — 27 место, а по этому же показателю на душу населения — 7-е. По объему товарооборота — на 44-м, на душу населения — на 21-м.

 Томская область является политически стабильным регионом.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

2.1.       Областная администрация

В июне прошло очередное заседание коллегии областной администрации. На его повестке была два важных вопроса. Первый касался итогов завершения очередного этапа газовой программы, ее перспектив. Второй — оптимизации налоговых поступлений в областной и местный бюджеты. Начальник департамента нефтегазового комплекса В.П.Демидов подчеркнул, что первый этап газовой программы — строительство Лугинецкой газокомпрессорной станции, разработка Мыльджинского газо-конденсаторного месторождения — подходит к завершению. На месторождении освоена половина капиталовложений — около 150 млн. долларов. На эти деньги построены дороги, вахтовый поселок, пробурены первые скважины, закончена линейная часть газопровода Мыльджино-Вертикос. Строительство лугинецкой ГКС обойдется ВНК в 380 млн. долларов и более 100 млн. рублей. Газовая программа помогает решить проблемы занятости и пополнения областной казны. Просчитано, что за 20 лет эксплуатации областной и местный бюджеты получат 860 млн. долларов. Транспортировка газа в Томск поможет загрузить мощности ТНХК, ТЭЦ-3, обеспечить дешевыми энергоресурсами предприятия областного центра. Итогом разговора стало решение коллегии администрации создать координационный совет по реализации газовой программы, руководить им будет заместитель губернатора В.В.Наговицын.

Второй вопрос коллегии — бюджетный — начался с отчета начальника департамента финансов А.Б.Джаши о налоговых поступлениях в областную казну. Итоги последних четырех месяцев неутешительны: Кривая налоговых поступлений уверенно ползет вниз — более чем в два раза сократились отчисления. С учетом дефицита, с которым был принят областной бюджет, ситуация становится чрезвычайной. Тем более, что вместе с ростом недоимок увеличивается и доля взаимозачетов в расчетах с бюджетом. Денег не хватает на финансирование защищенных статей, поэтому растут задержки по зарплате и детским пособиям. К сожалению, меры, намеченные областной администрацией для увеличения налоговых поступлений, не выполняются теми чиновниками, которые отвечают за их проведение. По мнению В.В.Наговицына, не нужно ходить по пятам за частными предприятиями, которые скрывают от налоговой службы свои доходы. Нужно сделать дороже лицензии на тот или иной вид предпринимательской деятельности. Он считает необходимым и реструктуризировать долги предприятий, освободив их от пени и штрафов для того, чтобы они могли расплатиться по своим основным долгам. Надо также решить вопрос с передачей объектов соцкультбыта с баланса предприятий на баланс области. [[1]]

Первый заместитель губернатора Владимир Пономаренко в начале июня принимал участие в коллегии Счетной палаты, где обсуждались результаты проверки Томской области. Проводилась она в марте-апреле по нескольким направлениям: использование администрацией области бюджетных средств в оборонной промышленности, сельском хозяйстве, по приватизации Восточной нефтяной компании. В материалах проверки не выявилось ничего нового и потому В.Пономаренко был удивлен, когда познакомился с проектом решения Счетной палаты. По его мнению в этом документе даны политические оценки, которые никак не соответствуют тому, что было отражено проверяющими. В частности, администрации поставили в вину, что она не занималась конверсией оборонной отрасли промышленности и загубила сельское хозяйство. Вице-губернатор выступил против необоснованного включения этих критических замечаний и обратил внимание на политизированность Счетной палаты [[2]].

На заседании Совета безопасности при губернаторе Томской области, которое состоялось 10 июня, заместитель начальника УВД Александр Альбах отметил, что после четырехлетнего роста преступность в 1997 году снизилась. Однако по отдельным показателям рост криминала не прекращается. Особенно тревожит преступность несовершеннолетних, связанная с наркоманией и токсикоманией. За прошлый год 77 жителей области были лишены водительских прав. 377 преступлений совершили подростки младше 14 лет. Увеличилась детская безнадзорность. В центр временной изоляции попало 189 детей. Растет вооруженная преступность. Обсуждалась и проблема покровительства криминальных структур со стороны некоторых сотрудников УВД [[3]].

Для многих неожиданно оставили свои посты руководители двух важнейших структур областной администрации — Валерий Хохлов, который курировал блок социальных вопросов, и Геннадий Перемитин - здравоохранение. По отзывам многих, это далеко не худшие руководители. Но не решительные, оба недостаточно активно «оптимизировали» подведомственные структуры. Потеря ВНК пошатнули экономику области. Начались задержки с выплатой пенсий, зарплат учителям в районах, преподавателям в вузах. Губернатор приступил к кадровым перестановкам.[[4]]

2.2.       Армия

С 23 марта, с момента начала акции, объявленной главной военной прокуратурой) по 31 мая в военную прокуратуру Томска обратилось 44 человека. Отказано в возбуждении уголовных дел в отношении 22 человек, прекращено 7 дел, 2 переданы в суд, по остальным явившимся с повинной дезертирам решения еще не приняты. Чаще всего солдаты бегут из железнодорожных войск и части №21005, базирующейся в Юрге. 26 человек объяснили свой поступок неуставными отношениями, остальные сослались на семейные проблемы, состояние здоровья и т.д. Предполагается, что акция будет продлена [[5]].


 

2.3.       Представительная власть

Очередное 5-е собрание областной Думы состоялось на следующий день после «черного» дня — обвала на рынке ценных бумаг и взлета ставки рефинансирования до 150%. Это в полной мере отразилось во вступительном слове спикера Бориса Мальцева. «В обществе сказал он накопилось так много недовольства существующим порядком вещей, что любой удар оп качеству жизни немедленно оборачивается социальным взрывом». Виновники — президент и правительство, представляющие всему миру страну как непредсказуемую, не способную жить по законам цивилизованного общества. Власть не умеет наладить диалог с обществом. Яркий тому пример — назначение нового премьер-министра, молодого и практически никому не известного. По мнению Б.Мальцева, в таких делах возраст не может быть аргументом. В качестве примеров, подтверждающих его мысль, он назвал К.Аденауэра (возглавил правительство в 73-летнем возрасте), Ш.де Голля (68 лет), парализованного Ф.Рузвельта. Какую-либо альтернативу молодому С.Кириенко Борис Алексеевич не назвал. Зато отметил победу А.Лебедя в Красноярске как «громадное поражение власти, не способной сегодня обеспечить достойную жизнь своим гражданам». Б.Мальцев сообщил депутатам, что Совет Федерации принял решение о созыве внеочередного, конечно же, «чрезвычайного» заседания Федерального Собрания — для «групповой терапии». Томские сенаторы оказались «терапевтами» активными, поскольку, по словам Б.Мальцева, «были в забойной группе, добивавшейся такого решения».

Среди острейших проблем спикер назвал две. Первая — радикальное решение проблемы неплатежей. «Мы может сказал он, и должны дать уверенность товаропроизводителям, что можно вылезти из долговой ямы, что можно работать не опасаясь банкротства». Меры по решению таких проблем: реструктуризация задолженности по платежам в областной и муниципальный бюджеты; дисконтное списание долгов при условии своевременного и полного погашения предприятиями текущих платежей и прекращение начисления пени и штрафов предприятия области на сумму задолженности «естественным монополистам», если платят текущие платежи. Вторая проблема. По мнению Б.Мальцева, пришло время оживления предприятий и организаций, выпускающих товарную, ликвидную продукцию. «Здесь нужны устойчивые, жизнеутверждающие правила игры: прежде всего товарно-денежные отношения «товар-деньги-товар». Денежная масса — это проблема центра, а наша — создать благоприятные инвестиционные условия, создать такой пакет проектов, который мог бы пройти экспертизу Всемирного банка или ряда мировых фирм. Но, несмотря на такую постановку вопроса, законопроект об инвестициях на это собрание так и не был вынесен. Это при всем при том, что представители молодой генерации предпринимателей и депутатов на последнем заседании бюджетно-финансового комитета настаивали на вынесении этого законопроекта на очередное собрание Думы — с теми, чтобы форсировать работу над ним, а не мучить его пятый год.

Первым рассматривался законопроект «Об обеспечении электрической и тепловой энергией потребителей Томской области», уже рассматриваемый Думой в октябре прошлого года. По мнению обладминистрации, разработчика документа, необходимость в нем возникла в момент изменения форм собственности как энергоснабжающих организаций, так и потребителей. Закон должен создать отсутствующую в настоящее время основу формирования территориального рынка энергии, помочь появлению альтернативных источников энергии всех форм собственности. Часть депутатов выступила против его принятия (С.Никитенко, А.Макаренко, Н.Вяткин). Однако Е.Рубцов, И.Скоробогатов, Ю.Ковалев настаивали на принятии документа в первом чтении. Настойчиво к этому призывал депутатов и губернатор. Сошлись на том, что будет доработана главным образом первая статья законопроекта, где содержится свод основных понятий и определений. В первом чтении закон депутаты приняли.

Единогласно во втором чтении депутаты приняли и законопроект «Об особом порядке реструктуризации задолженности предприятий машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности Томской области». Документ содержит практически три статьи, устанавливающие этот порядок: субъекты, на которых распространяются меры государственной поддержки; суммы, подлежащие реструктуризации; механизм реструктуризации. Сумма основного долга предприятия оформляется в виде беспроцентного кредита сроком на пять лет с поквартальным погашением равными долями, начиная со второго года. Погашение задолженности по кредиту осуществляется при отсутствии задолженности по текущим платежам в областной бюджет. Сумма штрафов, подлежащая освобождению, замораживается и подлежит списанию пропорционально гашению основной задолженности.

Сразу же в первом и во втором чтении был принят закон «О собраниях (сходах) граждан в Томской области. Представлявший проект председатель правового комитета Думы Г.Шамин заметил, что общественное мнение имеет большое значение в становлении местного самоуправления. Отныне это понятие из аморфного становится четким, законопроект устанавливает механизм учета этого мнения, компетенцию собрания граждан.

Далее обсуждался законопроект «О наградах и почетном звании в Томской области». Его принятие мотивировано «необходимостью поощрить граждан за деятельность, направленную на благо Томской области в Российской Федерации и за рубежом». Дискуссию вызвал моральный аспект статьи 16-й, устанавливающей гарантии и льготы лицам, удостоенным наград и почетного звания. Льготы предусматривали бесплатный проезд на общественном транспорте и 50% скидку при оплате коммунальных услуг и должны были обеспечиваться из областного бюджета. Игорь Скоробогатов высказался категорически против этих льгот, назвав их совершенно нерыночной мерой. По его мнению, если есть необходимость кого-то поощрить, то надо делать это в денежной форме, а коммунальщики и транспортники пусть получают «живые» деньги сполна. Александр Деев отметил несвоевременность рассмотрения этого вопроса в нынешней тяжелой для области ситуации. Владимир Пономаренко, первый заместитель губернатора, предложил пресловутую статью вообще исключить из законопроекта. Итак, закон был принят в первом чтении.

Депутаты рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона «О порядке передачи в аренду государственного имущества в Томской области». По мнению администрации, подготовившей этот закон, он позволит создать правовую базу, регулирующую до принятия федерального законодательства арендные отношения в области взаимодействия органов власти и частных инвесторов на рынке инвестиций на рынке инвестиций в недвижимое имущество, принадлежащее государству. Закон устанавливает сферу регулирования арендных отношений, виды имущества, предприятия, учреждения, подпадающие под действие закона, порядок заключения договоров аренды, нормативы распределения доходов от аренды, полномочия государственных органов, специализированных государственных органов и других организаций по вопросам сдачи имущества в аренду, а также правовую ответственность за нарушение устанавливаемого порядка.

Дума приняла также в первом чтении законопроект «О порядке передачи объектов государственной собственности Томской области в собственность муниципальных образований», а также сам перечень этих объектов — все редакции районных газет. Передача редакций в собственность местным органам власти вызвала у депутатов неоднозначную реакцию. Так, по мнению депутата В.Долгих, этот акт «подрубит газеты». Тем не менее перечень был утвержден.

Большую дискуссию на собрании вызвал законопроект «Об утверждении ставок лесных податей и правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования». Предмет дискуссии — взимать или не взимать подати при заготовке дров с тех, кто живет в неблагоустроенном жилье. По настоянию Б.Мальцева (его поддержал депутат Рустамов) было принято решение подати не взимать. Депутат И.Скоробогатов назвал это решение «дешевым политиканством».

Дума приняла подготовленные администрацией поправки к проектам Налогового кодекса РФ. Смысл главной поправки состоит в том, чтобы организация платила налоги не по месту регистрации, а по месту размещения основных фондов. В заключение областная Дума приняла примерный перечень нормативных правовых актов, планируемых к рассмотрению вплоть до 2001 года. Перечень обширен, составляет 7 страниц и охватывает весьма широкий перечень вопросов. В ноябре Дума предполагает рассмотреть механизм участия в работе над проектами областных законов и программ представителей некоммерческих организаций, общественных движений, политических партий и специалистов-практиков. Это будет сделано по инициативе Б.Крейнделя, Г.Михайлова, Н.Кириллова, В.Клименко, О.Котикова, И.Задде [[6]].

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.       Антифашистское молодежное действие

Шестнадцать известных общественных деятелей выступили в Москве с открытым заявлением по поводу незаконных действий томской милиции, организовавшей изъятие литературы из квартиры председателя томской организации «Антифашистское молодежное действие» (АМД) Николая Карпицкого. В заявлении говорится, что действия милиции являются неуклюжей попыткой политического давления и запугивания руководителя антифашистской организации. Свой протест против милицейской акции выразили такие известные общественные деятели, как депутаты Государственной Думы России Сергей Ковалев и Валерий Борщев, правозащитники Глеб Якунин и Лев Пономарев (Московская Хельсинская группа), руководители общества «Мемориал», общественного фонда «Гласность», Фонда Андрея Сахарова и других организаций.

3.2.       Книга памяти

64 тысячи человек из числа призванных с территории Томской области погибли или пропали без вести в 1941-1945 годах, их фамилии хранит областная Книга Памяти. Но почти 40% общего тиража изданных томов по сей день лежит невостребованным грузом [[7]].

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.       Восточная нефтяная компания

В середине июня в Томске побывал первый заместитель председателя правления ЮКОСа Виктор Казаков. Уже в течение полугода в стадии согласования находится проект соглашения между ЮКОСом и областной администрацией, но стороны по-прежнему не могут договориться. Главным камнем преткновения остается величина налогов, которые ВНК может и должна отдавать бюджету. Виктор Казаков заявил, что точки соприкосновения между областью и компанией в ближайшее время будут найдены. По его мнению, областное руководство должно понимать, что ВНК не в состоянии платить столько налогов, сколько требует область. Третьего июля в г. Стрежевом должен пройти «круглый стол» с участием первых лиц ЮКОСа, включая самого Михаила Ходарковского, областных властей и профсоюзов [[8]].

По данным пресс-службы «Восточной нефтяной компании», 4 июня в г Ачинске (Красноярский край) состоялось годовое собрание акционеров ОАО «Ачинский НПЗ» ВНК. Акционеры утвердили годовой отчет, бухгалтерский баланс, а также счета прибылей и убытков Общества. Выручка от реализации товаров, продукции и услуг составила 2,7 трлн. неденоминированных рублей. Балансовая прибыль ОАО «Ачинский НПЗ» составили 178 млрд. неденоминированных рублей. Собрание акционеров приняло решение по итогам года выплатить дивиденды по привилегированным акциям в размере 2,53 деноминированных рубля на одну акцию номинальной стоимостью 25 неденоминированных рублей. Избран новый совет директоров предприятия в составе 9 человек. Председателем совета директоров избран вице-президент ОАО «ВНК» В.П.Мангазеев. Аудитором АО на 1998г. собрание акционеров выбрало компанию ЮНИКОМ. Следует напомнить, что в 1997г. объем переработки на АНПЗ составил 5,75 млн. тонн нефти. Уставной капитал предприятия составляет 512,794 тыс. рублей, который разделен на 20 511 760 акций номинальной стоимостью 25 рублей (17 464 160 обыкновенных акций и 3 047 600 привилегированных акций).

10 июня в Москве состоялось годовое собрание акционеров ОАО «Восточная нефтяная компания». Акционеры ВНК утвердили годовой отчет, бухгалтерский баланс, а также счета прибылей и убытков АО за 1997 год. В 1997 г. предприятия, входящие в состав ВНК, добыли 11 млн. тонн нефти (в 1996 году этот показатель составлял 11,24 млн. тонн нефти) и 324,1 млн. кубометров природного газа (в 1996 г. — 306 млн. кубометров). Экспорт нефти составил 3,3 млн. тонн сырой нефти. Входящий в состав ВНК Ачинский нефтеперерабатывающий завод переработал в 1997г. 5.75 млн. тонн нефти (в 1996г. — 5,8 млн. тонн). В 1997г. на АНПЗ было произведено 1.06 млн. тонн автобензинов, 1,75 млн. тонн дизельного топлива и 1,59 млн. тонн товарного мазута. Экспорт нефтепродуктов составил 1,29 млн. тонн. В целом в 1997г. предприятия ВНК реализовали продукции и услуг (без учета налогов) на 12,3 трлн. неденоминированных рублей (в 1996г. — 11,1 трлн. рублей). Балансовая прибыль составила по итогам прошлого года1,0 трлн. рублей (1,2 трлн. рублей в 1996г.). Инвестиционные вложения (1,5 трлн. рублей) прошлого года почти в 2 раза превышают аналогичный показатель 1996г. По предложения Совета директоров, акционеры ВНК приняли решение дивиденды по обыкновенным акциям не выплачивать и направить чистую прибыль за 1997г. на развитие. Выбран новый Совет директоров ОАО «ВНК» в составе 19 человек.

В рамках структурной перестройки компании ЮКОС, целью которой является повышение эффективности работы подразделений компании, в том числе нефтедобывающих ОАО «Юганскнефтегаз», «Томскнефть» и «Самаранефтегаз», ведется выделение сервисных служб в самостоятельные структуры. Предполагается, что на их базе в течение года будет создан независимый холдинг, оказывающий полный спектр нефтепромысловых, транспортных и строительных услуг. Консультационную, кадровую и технологическую помощь в его создании окажет компания «Schlumberget», с которой с которой в марте 1998 года «ЮКОС» заключил стратегический альянс. Это будет первая отечественная независимая сервисная структура, оказывающая полный спектр нефтепромысловых услуг по международным стандартам. Она не будет иметь монопольного положения на рынке услуг ЮКОСа и сможет выполнять работы для отечественных и зарубежных компаний, ведущих нефтедобычу на территории России. По расчетам специалистов ЮКОСа, переход на работу с внешними подрядчиками позволит компании снизить затраты на нефтепромысловые и прочие услуги примерно на 20%. В основном эффект будет достигнут за счет создания конкурентной среды, позволяющей добиться оптимального соотношения качества работы и цены.

4.2.       Банки

Ситуация на селе продолжает оставаться сложной. Удельный вес убыточных хозяйств составляет 80%. Для помощи сельскому хозяйству год тому назад был создан фонд льготного кредитования. В прошлом году Банк СБС-АГРО выдавал кредиты под поручительство областной администрации. В этом году Минфин провел тендер среди банков, желающих принять участие в работе льготного фонда. Было отобрано 12 банков-агентов, среди которых и СБС-АГРО. Банковская группа СБС-АГРО выдала на нужды села из фонда льготного кредитования 2 млрд. 558 млн. рублей. Из средств фонда была сформирована так называемая фермерская квота, благодаря которой фермеры уже получили 92 млн. рублей. Остальные 11 банков выдали 2 млрд. 511 млн. рублей, предоставив фермерам всего 15,2 млрд. рублей. Общая сумма льготных кредитов вместе с фермерской квотой для Томской области в этом году составит примерно 58 млн. 580 тыс. рублей [[9]].

4.3.       Внешнеторговый оборот

По данным областного комитета государственной статистики, внешнеторговый оборот области, по данным таможенной статистики и с учетом поставок нефти, составил в январе-марте 1998г. в текущих ценах 114,9 млн. долларов (695,3 млн. рублей) и по сравнению с тем же периодом 1997 года уменьшился на 15,6%, в том числе экспорт — 87,8 млн. долларов (531,5 млн. рублей), сократился на 18,9%, импорт — 27,1 млн. долларов (163,8 млн. рублей), сократился на 2,5%, сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 60,7 млн. долларов. На долю стран дальнего зарубежья приходится 89,4% внешнеторгового оборота (за I квартал 1997 года — 89,3%), соответственно на страны СНГ — 10,6% (10,7%).

За I квартал 1998 года экспортировано 876,3 тыс. тонн нефти (61,8% к соответствующему периоду 1997 года) на сумму 79,1 млн. долларов. Удельный вес нефти в общем объеме экспорта составил 90,1%. В страны дальнего зарубежья отправлено 97,7% всей нефти (856,1 тыс. тонн) на сумму 77,3 млн. долларов. Средняя экспортная (контрактная) цена нефти составила 90,3 доллара за тонну, что на 31,1% ниже ее средней цены на I квартал 1997 года. Поставки отдельных видов продукции в общем объеме экспорта составили (в % за I квартал):

 

                                                                  1997г.   1998г.

Экспорт всего                                                   —          100          100

Нефть                                                                  —         65,6         90,1

Метанол                                                             —           1,7           1,1

Продукты неорганической химии               —         18,8           0,0

Пластмассы и изделия из них                        —           4,2           0,1

Древесина и изделия из нее                           —           4,1           3,0

Машины и оборудование                              —           2,0           0,7

Подшипники                                                     —           0,8           0,1

Кабельные изделия и провода                      —           0,7           2,8

Прочие товары                                                 —           2,1           2,1

 

По сравнению с I кварталом 1997 года сократились поставки на внешний рынок: подшипников — на 117,3 тонны (на 89,1%), деловой древесины — на 9,4 тыс. куб. м (на 89,4%), пиломатериалов — на 8,3 тыс. куб (на 59,7%), двигателей — на 231 штуку (на 91,7%), метанола — на 3,3 тыс. тонн (на 27,1%). Возросли поставки нефти на 334,8 тыс. тонн (в 1,6 раза), проводов изолированных и кабельных изделий — на 59,0 тонны (на 23,1%).

На текущие валютные счета предприятий поступило средств на сумму 179,8 млн. долларов, или на 1,9% меньше, чем за I квартал 1997 года. По сравнению с I кварталом 1997 года в I квартале 1998 года возросли поступления от финансовых кредитов — в 8,4 раза, от покупки валюты — на 50,2%. Сократились поступления от комиссионных вознаграждений в 2,5 раза, от экспорта продукции — в 2,0 раза, от экспорта продукции — в 2,0 раза, от экспорта услуг — на 20,9%, прочих поступлений — на 33,1%. На валютные счета предприятий поступило средств от других предприятий в размере 519,1 тыс. долларов (за I квартал 1997 года — 19,3 тыс. долларов).

За I квартал 1998 года расход валюты составил 184,5 млн. долларов против 173,4 млн. долларов за I квартал 1997 года, что на 6,4% больше. Большая часть валюты направлена на погашение кредитов — 50,4% от общего объема (93,0 млн. долларов), прочие выплаты — 21,8% (40,2 млн. долларов),

На начало 1998 года 62 предприятиями области было привлечено иностранных инвестиций из стран дальнего зарубежья на сумму 322,8 млн. долларов и из стран СНГ — на 214,2 млн. рублей. За I квартал 1998 года из стран дальнего зарубежья поступило на сумму 25,8 млн. долларов (отрицательный баланс по сравнению с I кварталом 1997 года составило 1,6 раза). 82,1% всех инвестиций из-за рубежа составляют кредиты международных банков, полученные ОАО «Томскнефть ВНК». 17,6% в общем объеме полученных инвестиций составляют банковские вклады иностранной строительной фирмы «Гама». Из стран СНГ иностранных инвестиций в I квартале 1998 года не поступало.

За I квартал 1998 года объем международных услуг по области со странами дальнего зарубежья составил 1024,5 тыс. долларов (экспорт — 963,7 тыс. долларов, импорт — 60,8 тыс. долларов), со странами СНГ экспорт составил 6,8 тыс. рублей. Основной объем экспорта в дальнее зарубежье составили услуги по финансовому посредничеству (61,1%), услуги в области исследований и разработок (30,7%) и услуги гостиничного комплекса (8,2%). 57,3% импорта стран дальнего зарубежья составили услуги по маркетингу, 37,0% — услуги гостиничного комплекса, 4,1% — услуги в области образования, 1,6% — услуги связи [[10]].

4.4.       Фондовый рынок

Томский внебиржевой фондовый рынок практически замер. Большинство профессиональных участников рынка вообще не выставляют котировки акций, а те, кто выставляет, предлагают «смешные» цены, хотя в недавнем прошлом рынок функционировал достаточно активно. Примечательно, что мелкого томского инвестора оставили наедине с самим собой и относительно крупные (по томским меркам) финансовые компании, такие, как ТомМедБанк, Томская инвестиционно-промышленная компания, Свои интересы они реализуют на других рынках — организованных (биржевой, российская торговая система), проводя в основном спекулятивные операции.

Наилучшие котировки по акциям, имеющим хождение на томском внебиржевом рынке, в июне выставлялись фирмой «Гранит-Инвест»: «Газпром»  — 2,7 руб., «Томскэнерго»  — обыкновенные 25 коп., привилегированные — 14 коп. До конца июня фирма была намерена сохранить наиболее привлекательные по сравнению с другими компаниями цены на покупку указанных акций [[11]].

4.5.       Кредитный рынок

На кредитном рынке банки ведут себя неактивно, выставляя не жесткие кредитные ставки по кредитам, а лишь диапазоны. Так, например, банк «Орбита» дает кредит для юридических и физических лиц на 3 месяца от 45% до 56% в зависимости от суммы под залог движимого и недвижимого имущества, а также золота. Газпромбаанк — выдает кредиты под ставку от 70 до 85% для клиентов банка. СБС-Агро проводит коммерческое кредитование физических лиц на 6 месяцев по ставке ЦБ+3% на сумму не более 50-70% от стоимости заложенного имущества (недвижимость, транспорт, товар) в зависимости от степени риска банка. Машбанк проводит коммерческое кредитование для юридических лиц на сумму 500  тыс. рублей сроком на 1 год под ставку 80-90% и потребительское — от 1 до 6 месяцев под 90%. Мосбизнесбанк выставляет самый широкий диапазон ставок (от 32 до 153% в зависимости от срока, на который оформляется кредит), и более того — банк ориентируется на доллары США. Сбербанк ждет более значительного понижения ставки рефинансирования, чтобы определить свою позицию на кредитном рынке [[12]].

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.       Национальные проблемы

В марте этого года ассоциацией «Датско-гренландская инициатива», включающей в себя общественные организации по поддержке малочисленных народов, был объявлен конкурс по поддержке малочисленных народов в современном мире. Условия конкурсы были просты. Необходимо было провести и представить всестороннее научное исследование на территории проживания малочисленных народов, выявить их проблемы и найти оптимальные пути решения. Лучшие проекты должны были финансироваться «Датско-гренландской инициативой». Среди представленных проектов была и работа томичей «Ревитализация и духовное возрождение селькупского народа как основа улучшения социальной, экономической и экологической ситуации в районе традиционного землепользования». Авторами этого проекта выступили лаборатория языков малочисленных народов Сибири ТГПУ, общественная организация «Колтакуп» (г. Колпашево), комитет по малочисленным народам и комитет по экологии обладминистрации, ТГОИАМ. Место реализации этого проекта — село Инкино Колпашевского района, где проживает основная часть селькупов. Проект был представлен на рассмотрение в Данию. В случае утверждения его датской стороной на его реализацию будет выделено 50 тыс. долларов [[13]].

5.2.       Доходы населения

По расчетам областного комитета Госстатистики, денежные доходы населения области в мае по сравнению с апрелем сократились на 9% составив 849,5 млн. рублей. Сокращение доходов, считают специалисты, обусловлено уменьшением более чем на 22% выплат на оплату труда, к уровню мая прошлого года номинальные доходы на душу населения уменьшились на 7,8%. Если же учесть индекс потребительских цен, то реальные доходы каждого томича за этот год сократились почти на 10%. Цены на товары повседневного спроса и услуги настойчиво ползут вверх. Это явление объясняет и следующий факт: в структуре доходов томичей по сравнению с маем прошлого года почти на 15% возросла доля потребительских расходов. В мае нынешнего года она составляла 67,7%. Одновременно снизились доли расходов на оплату обязательных платежей и взносов на 2,3%, на покупку валюты — на 1,7%, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах сократился на 9,4% [[14]].

5.3.       Задолженность по заработной плате

По информации начальника департамента финансов областной администрации Антона Джаши, задолженность по заработной плате продолжает расти, с учетом начислений за май она составила более 99 млн. рублей. Растет и задолженность по детским пособиям, в мае она увеличилась до 77 млн. рублей. Задолженность по выдаче пенсии в некоторых районах составляет более трех недель [[15]].

5.4.       Здравоохранение

В Июне в Томске прошла региональная конференция «Обязательное медицинское страхование и реформирование здравоохранения». Ряд руководителей лечебных заведений города и области обратились к руководителям властных структур с обращением, в котором говорится, что отрасль переживает состояние, которое, если не принять необходимых мер, приведет к краху. Доля расходов на здравоохранение в бюджете Томской области постоянно снижается и составляет: 1994г. — 9,6%, 1995г. — 6,95%, 1996г. — 6,6%, 1997г. — 5,3% от расходной части бюджета Томской области. Из-за неспособности местных органов власти финансировать здравоохранение, средства ОМС, назначенные, согласно Закону «О медицинском страховании граждан в РФ» как дополнительные, стали основным, а иногда и единственным источником для медицинских учреждений. Медики предлагают следующие меры:

1. Обеспечить своевременное и полное перечисление платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан. Сегодня эта задолженность составляет 61 млн. рублей, что равняется долгу ОМС перед больницами и поликлиниками.

2. Включить хозяйственные расходы учреждений и организаций здравоохранения в перечень защищенных статей расходов областного и местного бюджетов, подлежащих финансированию в полном объеме.

3. Разработать и утвердить программу развития сельского здравоохранения Томской области.

4. В порядке законодательной инициативы обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с целью пересмотра в сторону увеличения размера тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование и изменения порядка уплаты налогов в Пенсионный и другие фонды: сначала выплата заработной платы, а затем налогов.

5. Обратиться в Правительство РФ с предложением о повышении размера единой тарифной сетки работникам бюджетной сферы.

6. Утвердить территориальную программу государственных гарантий по обеспечению жителей Томской области медицинской помощью.

7. При рассмотрении проектов областного и местного бюджетов предусмотреть увеличение расходов на здравоохранение.

Одновременно участники конференции определили для себя программу реального реформирования системы здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования, его оптимизации, внедрения современных медицинских технологий и всемерной экономии средств [[16]].



Источники

[1] Разманов В. Газовая программа может помочь областному бюджету встать на ноги // Красное знамя. — Томск, 1998. — 19 июня. — № 169-171. — С.2.

[2] Подсчитали — прослезились // Томский вестник. — Томск, 1998. — 10 июня. — №103 — С.1.

[3] Деев Н. В милиции идет кадровая революция // Томский вестник. — Томск, 1998. — 12 июня. — №105 — С.2.

[4] Хохлов, Перемитин... кто следующий? // Томский вестник. — Томск, 1998. — 19 июня. — №109 — С.1.

[5] Калинина Е. Акция по «возвращению» дизертиров будет продлена // Красное знамя. — Томск, 1998. — 5 июня. — №155-157. — С.2.

[6] Свинин В. Инвестиции нам помогут, а «Бритиш петролиум» — проверит // Томский вестник. — Томск, 1998. — 2 июня. — №97. — С.1,2.

[7] Чернозубенко С. Книга памяти...// Томский вестник. — Томск, 1998. — 20 июня. — №110 — С.1,3.

[8] ЮКОС надеется договориться с властью // Томская неделя. — Томск, 1998. — 18 июня. — №25. — С.10.

[9] Феденев А. Банк-весна-кредиты // Томский вестник. — Томск, 1998. — 2 июня. — №97. — С.2.

[10] Внешнеторговый оборот области уменьшился // Томский вестник. — Томск, 1998. — 9 июня. — №102 — С.5.

[11] Красное знамя. — Томск, 1998. — 24 июня. — № 174-175. — С.2.

[12] Красное знамя. — Томск, 1998. — 24 июня. — №174-175. — С.2.

[13] Филатова С. Проект ценой 50 тысяч «зеленых» // Томский вестник. — Томск, 1998. — 19 июня. — №109 — С.1.

[14] Красное знамя. — Томск, 1998. — 24 июня. — №174-175. — С.2.

[15] Подсчитали — рассердились // Томский вестник. — Томск, 1998. — 10 июня. — №103 — С.1.

[16] Здравоохранение области должно выжить // Красное знамя. — Томск, 1998. — 19 июня. — №169-171. — С.3.