Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Елена ЛАПШОВА

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
в июне 1998 года

1.    ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

В прошедшем месяце продолжались дебаты вокруг закона Самарской области «О земле», принятого в первом чтении. Группа в составе депутатов, представителей обладминистрации и юристов подготовила документ для окончательного утверждения. Было рассмотрено без малого 230 поправок, замечаний и предложений [[1]].

Противники закона (а таковых в Думе поначалу было всего трое) предложили ограничить размер землевладения, с тем чтобы не допустить возникновения латифундий. Эта поправка была отклонена, как и остальные, представленные депутатом-коммунистом Н.Малаховым.

В ходе обсуждения из перечня возможных собственников самарской земли были исключены иностранцы — им разрешено только пользование ею на правах аренды.

На пленарном заседании областного парламента закон был принят во втором чтении большинством голосов. Тем не менее не обошлось и без сюрпризов.

Как и в прошлый раз, у входа в здание Думы депутатов встретил краснознаменный пикет. Причем против распродажи земли выступали не крестьяне, а группа социально активных горожан.

Неожиданным стало выступление мэра Самары Георгия Лиманского, призвавшего депутатов «заглянуть в свою душу несмотря на президиум», и проголосовать «против». «Принимая закон без ограничений на продажу земли, мы выпускаем джинна из бутылки, — заявил мэр. — Мы обязаны дождаться федерального закона» [[2]].

Демарш Георгия Лиманского не привел к перевороту в сознании депутатов, но зато наверняка повысил популярность главы города среди оппозиционно настроенных граждан. Таким образом был сделан беспроигрышный ход. Г-н Лиманский в очередной раз заявил о себе как о крупном политике, использовав для этого вопрос, не затрагивающий напрямую проблем управления столицей губернии (основной причиной споров является земля сельскохозяйственного назначения.)

В ответ на это губернатор Константин Титов заявил, что не допустит, чтобы вопрос экономического подъема губернии перешел в политическую плоскость.

Итогом обсуждения стало голосование: 19 депутатов «за» закон о земле, 4 — «против». Таким образом Георгий Лиманский присоединился к тройке думских оппозиционеров, в которую входят коммунисты Валерий Козленков и Николай Малахов, а также Наталья Боброва.

Отметим, что среди противников закона подавляющее большинство депутатов самарской городской Думы, позицию которых поддерживает и прокурор Самары Николай Куценко.

Политическая борьба вокруг закона о земле окончательно не завершена. У его противников и сторонников еще есть время для дискуссий. Включение закона в обиход в качестве юридического инструмента станет возможным только после принятия «сопутствующих» законодательных актов — «Об ипотеке», «О залоге земли», «О земельном кадастре», а также целого ряда подзаконных актов.

На заседании губернской Думы также обсуждался законопроект «О государственной службе в Самарской области», согласно которому все областные чиновники будут делиться на три категории: выборные (губернатор, председатель губернской Думы, депутаты), назначаемые на определенный срок (заместители губернатора, члены избирательной комиссии и т.д.) и назначаемые на должность без определения срока (служащие всевозможных ведомств). Каждая категория наделена своими правами, преимуществами и прерогативами [[3]].

Все областные чиновники будут уравнены в правах с федеральными служащими: помимо прочего планируется введение классных чинов и конкурсного порядка для замещения вакантных должностей. Отменяются многочисленные привилегии вроде прибавок к жалованью или предоставления жилья. Госслужащие Самарской области также будут обязаны предоставлять декларации о доходах и в определенные сроки проходить аттестацию на предмет профпригодности.

В результате предварительного обсуждения принято решение не включать председателя счетной палаты, его заместителей и аудиторов в одну категорию с губернатором и спикером Думы. В отличие от федерального закона, депутаты решили развести перечисленных должностных лиц по разным категориям.

Закон был принят сразу в двух чтениях.

На заседании обсуждались поправки и дополнения в Устав Самарской области и в областные законы «О Самарской губернской Думе», «О муниципальной службе в Самарской области» и «О статусе депутатов Самарской области». Все эти правовые акты по требованию прокурора следовало привести в соответствие с федеральным законодательством, которое запрещает муниципальным служащим и выборным главам местного самоуправления избираться в органы представительной власти.

Депутаты нашли компромиссный вариант — текст статей областного закона составили согласно федеральным нормам, но в конце сделали дополнение, что данные статьи вступают в силу с момента новых выборов в Думу.

Понимая огромное стремление глав администраций участвовать в работе областной Думы, г-н Титов выступил с инициативой создания двухпалатного парламента с сенатом, состоящим из глав городов и районов. Эту идею с энтузиазмом поддержала Наталья Боброва, давно ратующая за численное увеличение самарского представительного органа [[4]].

Создана рабочая группа для доработки проекта о казачьих отрядах содействия милиции (КОСМ). Депутаты заявили, что необходимо четко разделить полномочия казачьих атаманов и глав местных администраций, которые на договорной основе будут нанимать казаков для поддержания правопорядка, а также органов внутренних дел, которые должны направлять усилия членов КОСМ в нужное русло [[5]].

В комитетах Думы был рассмотрено предложение об обложении предприятий малого бизнеса единой податью, исходя из размеров торговых площадей. Дали думцы зеленый свет и проектам областных законов «О предоставлении льгот по налогу на прибыль предприятиям и организациям для стимулирования их природоохранной деятельности», «О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Рассмотрены и другие вопросы [[6]].

2.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. В ПРЕДКРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

2.1.       Эхо событий в Москве

Бурное развитие политических событий в Москве не оставило равнодушным самарских политиков.

Губернатор Самарской области Константин Титов выразил свое негативное отношение к инициативе Госдумы об импичменте Президенту России. «Совет Федерации никогда не поддержит импичмент. Мы все должны понять, что экономика державы — это наш совместный труд: и президента, и правительства, и Госдумы, и Совета Федерации», — подчеркнул губернатор в интервью Интерфаксу [[7]].

Наиболее важной темой для обсуждения в конце прошедшего месяца стала антикризисная программа правительства.

По мнению К.Титова, главным принципом правительственной программы должно стать уменьшение вмешательства государства в деятельность предприятий и акционерных обществ: «Государства должно быть больше в создании условий жизни людей и работы предприятий».

Говоря о решении федерального центра ограничить права внешних заимствований субъектов Федерации, губернатор высказал мнение, что регионам-донорам в отличие от областей, живущих за счет трансфертов, «необходимо разрешить брать кредиты извне» [[8]].

В ходе выступления на расширенном заседании правительства РФ 23 июня председатель бюджетного комитета Совета Федерации К.Титов в первую очередь привлек внимание руководства страны к проблеме реструктуризации всех долгов предприятий, предложив освободить товаропроизводителей от штрафов и пеней. «Пришло время четко определиться, какая часть налогов пойдет в центр, а какая — в региональный и местный бюджеты. Следует создать для товаропроизводителя режим наибольшего благоприятствования, освободить его от непомерного налогового бремени», — заявил К.Титов [[9]].

Во время встречи с журналистами губернатор высказал мнение, что антикризисная программа правительства не выведет страну из кризиса.

2.2.       Финансовое положение ухудшается

Нестабильность экономики страны повлияла на положении дел в регионе.

Еще совсем недавно Самарская область гордилась достигнутым в 1997 году ростом объема промышленного производства и тем, что перечисляет в федеральный бюджет значительные суммы. По итогам первого квартала 1998 года по поступлениям в федеральный бюджет область заняла второе место после Москвы [[10]].

Но во втором квартале ситуация существенно изменилось. С апреля резко упала собираемость налогов. В настоящее время сложилось положение, близкое к критическому.

22 июня прошла встреча К.Титова с главами городов области. Мэры Сызрани, Новокуйбышевска, Отрадного, Кинеля, Жигулевска, Чапаевска, Октябрьска, Похвистнева выразили свою обеспокоенность сокращением налогооблагаемой базы. Были названы две основные причины: первая — спад производства на ряде предприятий, обусловленный с одной стороны, общероссийским сокращением платежеспособного спроса, а с другой — неумением, нерасторопностью директоров промышленных предприятий. Вторая причина — резкое сокращение налоговых поступлений от так называемых вертикально интегрированных корпораций. Особенное недовольство муниципальных властей вызывает политика нефтяной компании «ЮКОС», руководство которой последовательно проводит линию на сокращение рабочих мест, урезание зарплаты оставшегося персонала, на лишение местных структурных подразделений статуса юридического лица, после чего львиная доля налогов, минуя муниципальную казну направляется в Москву.

По той же схеме действуют и железнодорожники. Так Октябрьское отделение Куйбышевской железой дороги, потеряв финансово-хозяйственную самостоятельность, посадило на мель и без того нищий бюджет Октябрьска, испокон веку жившего от доходов транспортников. Итог закономерен — задержки по зарплате на муниципальных предприятиях достигают восьми месяцев, не хватает денег на подготовку городского хозяйства к зиме.

В своем выступлении К.Титов резко отозвался о менеджменте некоторых предприятий, неспособном бороться за рынки сбыта продукции. Константин Алексеевич не одобрил и экономическую политику государства, не позволяющую отечественной промышленности хотя бы частично восстановить потерянные на заре реформ оборотные средства. В качестве примера губернатор привел «АвтоВАЗ», основную часть бюджетных долгов которого составляют штрафы и пени. По мнению К.Титова, эту долю задолженности правительство должно списать как невозвратную. По этой же схеме следует провести реструктуризацию долгов и других жизнеспособных предприятий — даже, если для этого придется поссориться с Международным валютным фондом.

Экономическое резюме подвел директор департамента финансов обладминистрации В.Аронин. Он предложил мэрам схему реструктуризации долгов между нефтяниками, газовиками, энергетиками — с одной стороны, и бюджетами всех уровней — с другой. Кроме того, с санкции губернатора главный финансист области пообещал скорректировать действующую систему сбора и распределения бюджетных доходов в пользу местного самоуправления [[11]].

 

Высший экономический совет Самарской области в очередной раз обсудил концепцию проведения экономического эксперимента на территории губернии. Собрание, состоящее из финансистов, промышленников, чиновников во главе с губернатором рассмотрело предложенные в проекте меры, а именно — изменение налоговой политики в регионе, что, в частности, подразумевает фиксацию налогов для тех предприятий, которые наращивают объемы производства, введение единого земельного налога, единого сбора с предприятий малого бизнеса, налога на ценные бумаги.

Эксперимент должен изменить и принципы таможенной политики — в частности, предполагается создание на границах области особых таможенных зон, где предприятия могли бы приобретать оборудование и современные технологии быстрее и дешевле. Разработчики концепции эксперимента также сочли необходимым предложить мероприятия, способствующие активизации притока в область внешних инвестиций.

Реакция присутствовавших на заседании чиновников и промышленников была неоднозначной — многие из них отнеслись к возможности реализации идей, заложенных в основу эксперимента, с явным скепсисом. Окончательный вариант документа предполагается передать на рассмотрение президенту России [[12]].

3.    3. КРУПНЕЙШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЛАСТИ НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА

3.1.       ВАЗ

В очередной раз реальная угроза банкротства нависла над одним из крупнейших предприятий области. В апреле и мае завод сорвал график погашения текущих платежей в федеральный бюджет. Надежды высшего менеджмента на сезонный рост спроса на автомобили не оправдались. Сегодня завод вынужден перейти на односменную работу. Срок, отпущенный «АвтоВАЗу» на доказательство его платежеспособности, истекает 1 июля.

«Последняя битва» за «ВАЗ» началась мощной пропагандистской акцией — отчаянным письмом 120-тысячного коллектива завода на имя президента и премьер-министра. Авторы обращения заявили о том, что «требование немедленно обанкротить задолжавшее, но продолжающее работать предприятие — не что иное, как путь к окончательному добиванию российской промышленности».

По мнению заводчан, «государству необходима внятная промышленная и налоговая политика, отсутствие которой загоняет страну в порочный круг умирания промышленности, всеобщей задолженности друг другу, низкого уровня сбора налогов, невыплат в бюджетной сфере, снижения уровня жизни для большей части населения».

«Мы хотим работать, а не пополнять ряды сидящих на рельсах, стоящих в очереди на биржах труда», — заявили работники ВАЗа [[13]].

23 июня в Тольятти прошло экстренное заседание совета директоров Волжского автозавода. В спешном порядке готовились предложения правительству о новых мерах по спасению автогиганта. «АвтоВАЗ» должен государству около 12 млрд. рублей, из них лишь 3 млрд. — собственно долги, остальное — штрафы и пени. Завод кормит около миллиона человек (считая заводчан, рабочих предприятий-поставщиков и их семьи) [[14]].

Доля ВАЗа в областном бюджете составляет примерно 100 миллионов рублей в месяц [[15]]. В бюджете Тольятти доля поступлений с автозавода — 52% [[16]]. Поэтому для Тольятти остановка предприятия приведет к локальной финансовой катастрофе.

В последние дни июня губернатор К.А.Титов обратился к правительству с предложением разрешить АО «АвтоВАЗ» продажу автомобилей по цене ниже себестоимости [[17]].

О необходимости координации действий совета директоров, губернатора и мэрии Тольятти с целью предотвращения распродажи завода заявил мэр Тольятти Сергей Жилкин, подчеркнув, что если правительство реально не оценит ситуацию на АвтоВАЗе, вместе с заводом «ляжет на бок» вся Самарская область [[18]].

3.2.       АО «Фосфор» терпит бедствие

В критическим положении находится и единственный в стране производитель фосфора — тольяттинское АО «Фосфор».

16 апреля 1998 года на стол к губернатору Самарской области легло письмо арбитражного управляющего завода Сергея Чабана с просьбой помочь на областном и государственном уровнях добиться государственной поддержки «Фосфора» и пролоббировать заключение договоров с иностранными компаниями, которых интересует продукция предприятия.

В июне губернатор подписал обращение к премьер-министру Сергею Кириенко, в котором содержится просьба принять программу поддержки предприятия.

4.    ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

В июне в Самарской области чуть было не разразился очередной энергетический кризис. Как и в предыдущих случаях, его основной причиной стали неплатежи энергетиков за использованный газ.

К локальным энергетическим кризисам в Самаре уже привыкли. Зимой, а затем весной этого года дочернее предприятие РАО «Газпром» — ООО «Межрегионгаз» — дважды угрожало своему основному должнику — АО «Самараэнерго» — снизить объемы поставляемого на электростанции газа. Но каждый раз в конфликт вмешивались областные власти, угроза энергетического кризиса отступала, а газовики начинали очередной раунд переговоров с энергетиками о возврате долгов. Третий кризис, пришедшийся на начало июня, развивался примерно по тому же сценарию. РАО «Газпром» прислало руководству АО «Самараэнерго» официальное уведомление о том, что в связи с тем, что размер задолженности энергетиков достиг уже 1,7 миллиарда рублей, поставки газа на электростанции области будут сокращены на 50%.

Реакция энергетиков была незамедлительной. Они опубликовали в местных СМИ свое официальное заявление о грядущем снижении поставок газа и, в первую очередь, объявили о том, что 4 июня прекратят поставки электроэнергии предприятиям и организациям, имеющим более чем двухмесячную задолженность по оплате за электро- и теплоэнергию. В тексте заявления фигурировали АО «АвтоВАЗ», АО «Фосфор», АО «Самарский подшипниковый завод» и другие [[19]].

Среди должников оказались также муниципалитеты крупных городов Самарской области. Так, Самара задолжала энергетикам 304 млн. рублей, Тольятти — 90, Сызрань — 48, Новокуйбышевск — 77 миллионов [[20]].

Уже 2 июня представители «Самараэнерго» вместе с руководством самарского филиала «Межрегионгаза» были приглашены в обладминистрацию, где и состоялись переговоры. В итоге получено согласие газовиков воздержаться на какое-то время от применения радикальных мер при условии, что «Самараэнерго» начнет, наконец, погашать свои долги.

5.    ПЕРЕДЕЛ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГАЗОВОГО РЫНКА

Сегодня самым прибыльным бизнесом в России является торговля газом. Тольяттинские коммерсанты с некоторым опозданием осознали, какие колоссальные прибыли она может дать. В последние три года развернулась настоящая война за право продавать «голубое золото».

В Автограде продажа газа идет через «Межрегионгаз», являющийся «торговым представительством» «Газпрома» в Самарской области. В общей сложности горожане, местные промышленные предприятия и бюджет отдают «Межрегионгазу» в год около 2 триллионов «старых» рублей. То есть сумму, превосходящую весь годовой городской бюджет. Аккумулировать все эти деньги в своих руках — мечта любого предпринимателя. Однако сделать этого не удавалось еще никому.

Традиционно сложилось так, что тольяттинские фирмы, продающие электроэнергию и тепло горожанам и местным предприятиям и покупающие газ у «Межрегионгаза», рассредоточены в руках у разных собственников. В ходе приватизации Тольяттинская и Автозаводская ТЭЦ стали принадлежать «АвтоВАЗу» и «Самараэнерго» — могучим в финансовом отношении организациям, построившим эти теплоэлектростанции еще во времена социализма. Другие предприятия, такие как «Горгаз» или районные тепловые сети, были либо акционированы своими коллективами и руководителями, либо стали принадлежать муниципалитету.

Все эти организации самостоятельно заключали договоры с «Межрегионгазом» и покупали у него необходимое для своих нужд количество «голубого золота». В их карман поступали коммунальные платежи населения, деньги из бюджета и от предприятий. Парадоксальность ситуации в том, что начальники теплоэнергетических предприятий «крутят» их и извлекают огромные прибыли. В то же самое время данные предприятия имеют огромные задолженности перед «Межрегионгазом».

В 1995-96 годах в тольяттинской мэрии родилась идея создания при муниципалитете финансового монстра, который бы самостоятельно собирал деньги за свет, газ и тепло со всех местных предприятий, организаций и рядовых потребителей. Из-за сопротивления руководителей и хозяев местных теплоэнергетических предприятий Николай Уткин так и смог претворить ее в жизнь.

К реализации идеи, родившейся и умершей в Тольятти, приступил губернатор К.Титов. Созданная структура стала называться Ассоциацией делового сотрудничества «Волгопромгаз», и возглавил ее Владимир Аветисян, работавший до этого заместителем директора крупнейшей в Поволжье газовой компании «Самаратрансгаз».

Используя предоставленные Титовым льготы, АДС «Волгопромгаз» очень быстро превратилась в одну из мощнейших финансовых группировок области. Буквально за два года Владимир Евгеньевич Аветисян превратился в столп областной экономики, мецената, богатейшего человека страны.

«Волгопромгаз» начал активно скупать газовые и не только газовые предприятия области. К 1997 году Аветисян распоряжался «Средневолжской газовой компанией», «Самарагоргазом» и городскими газовыми компаниями в Новокуйбышевске и Чапаевске, частью акций «Самаратрансгаза», который также вошел в АДС, газовыми сетями в двух районах области, «Газбанком», компанией «Газинвест».

Первой жертвой Аветисяна в Тольятти стало АО «Тольяттигаз» — предприятие, которое перешло в собственность АДС за долги. Город в этой истории оказался в проигрыше. Крупное предприятие ушло под крыло самарского бизнесмена, налоговые платежи — в область, а влияние Самары в Тольятти усилилось.

1997-98 годы войдут в историю города как годы передела городской энергетики — отрасли которая обещает давать своим хозяевам гарантированно высокую прибыль еще многие годы.

В 1996 году на выборах победил молодой администратор Сергей Федорович Жилкин. Вооружившись благородной идеей «навести наконец порядок в городе и передать управление газовыми финансовыми потоками тем, кто будет не воровать, а строить грамотные экономические схемы и экономить для города деньги» новый мэр дал команду приступить к разработке проекта создания финансовой компании, которая должна была аккумулировать в себе все городские платежи за тепло и электроэнергию. Новая фирма получила название муниципальное унитарное предприятие «Тольяттинская городская компания» (МУП «ТГК»).

Предполагалось, что при условии своевременных расчетов с «Межрегионгазом» «ТГК» будет получать ценовые скидки. Это позволило бы муниципалитету претворить в жизнь «программу по снижению цен на энергоносители».

За право встать у руля «ТГК» схватились две близкие к Жилкину финансовые группировки. Одну возглавил вице-мэр Виталий Зыков, а другую депутат и хозяин Торгового дома «Ада» Алешкин и депутат, директор фирмы «Лада-брокер» Ягутян. Зыков ратовал за то, чтобы передать этой компании не только работу с «газовыми» деньгами, но и реализацию вазовских автомобилей, получаемых муниципалитетом в счет налоговых платежей от автозавода.

С.Жилкин попытался занять нейтральную позицию в борьбе и поделил городские финансовые потоки между двумя группировками. Реализацию вазовских автомобилей и работу с векселями он оставил Алешкину и Ягутяну, а взаимозачеты с энергетиками поручил зыковской «ТГК». В итоге от деятельности разорившейся «Ады» бюджет Тольятти недополучил 180 миллиардов рублей. Неудачной оказалась и затея с «ТГК».

Постановлением мэра в ведение компании были переданы те бюджетные средства, которые город тратил на дотации энергетикам за свет и тепло, а также деньги, собиравшиеся за эти услуги с населения. Кроме того, «ТГК» с помощью муниципалитета получила два кредита от Росэстбанка на 22 миллиарда рублей и от «Менатепа» на 25 миллиардов рублей. С помощью этих денег предполагалось погасить имеющуюся у города задолженность за газ и начать его покупку у «Межрегионгаза» по предоплате с 35% скидкой. Но эти благие намерения так и не были претворены в жизнь. Противники и сторонники «ТГК» называют разные причины неудачи. Злые языки утверждают, что деньги, заработанные на газовых скидках, были потрачены командой мэра на кампанию по выборам в губернскую Думу.

Итогом деятельности «ТГК» стала задолженность в сумме 14 миллиардов неденоминированных рублей банку «Менатеп», 22 миллиардов муниципальному предприятию тепловых сетей, а также долги по налогам и долги перед «Межрегионгазом». Экономии бюджетных средств явно не получилось.

Весной 1998 года мэрия неожиданно объявила о создании структуры, которая должна была сменить «ТГК» на посту городского сборщика теплоэнергетических платежей и покупателя газа. Она получила название «Тольяттинская энергетическая компания». В отличие от «ТГК», она должна была стать не просто финансовой компанией, но и владельцем производственной базы. Второе отличие «Энергетической компании» от «ТГК» заключалось в том, что если «ТГК» была муниципальным предприятием и его учредителем на 100 процентов являлся город, то «Энергетическую компанию» планировалось создать в виде акционерного общества. Муниципалитет должен был получить лишь 50% собственности в новом АО. Остальные 50% получала «Средневолжская газовая компания», принадлежащая Владимиру Аветисяну. Предполагалось также, что «Энергетической компании», уставной капитал которой будет равен 60 тысячам деноминированных рублей, муниципалитет передаст в долгосрочную аренду имущество, оценивающееся в более чем 100 миллионов рублей. Его было решено изъять у ныне действующих муниципальных предприятий тепловых сетей (МПТС Комсомольского и Центрального районов) без их согласия. Руководство обиженной МПТС обратилось в арбитражный суд, который признал постановление мэра незаконным.

В Тольятти новый проект оценивается весьма неоднозначно. Высказывается мнение, что новое предприятие, это то же самое «ТГК», а Сергей Жилкин просто-напросто дает Владимиру Аветисяну возможность утвердиться на местном рынке и заработать на нем побольше денег. Говорят, что мэр отдает «протитовской» группировке тольяттинскую энергетику, чтобы замять скандал с долгами фирмы «Ада» (ныне финансовую деятельность тольяттинского муниципалитета исследует губернская комиссия во главе с самим Константином Титовым).

В общем, борьба за финансовые энергетические потоки разгорается. И победит в ней, скорее всего, не муниципалитет, и не местные хозяева теплоэнергетических предприятий. Выиграет Владимир Аветисян [[21]].

6.    О ДОЛГАХ ПО ЗАРПЛАТЕ

Провела свое очередное заседание трехсторонняя комиссия, объединяющая представителей обладминистрации, профсоюзов и Союза работодателей.

Главной темой обсуждения стали долги по зарплате, а также реструктуризация долгов предприятий бюджетам всех уровней. Участники собрания констатировали, что за четыре месяца, истекшие со дня последней сверки сумм задержанной зарплаты, объем невыплаченного трудящимся жалования вырос с 618 до 882 млн. рублей. Причем львиную долю долговой прибавки дали предприятия, до сих пор числившиеся в благополучных — «Самаранефтегаз», «Самаратрансгаз» и «АвтоВАЗ».

Также речь шла о состоянии рынка труда. Сегодня предложение на нем существенно превышает спрос: 59 тыс. человек зарегистрированы службами занятости как безработные, среди них много молодежи, в том числе выпускников профессиональной школы. Лишь каждый второй регулярно получает пособие по безработице, остальные — с задержкой до полугода [[22]].

Наша губерния привыкла гордиться тем, что зарплату работники бюджетной сферы получают без задержек, кроме того, учителя имеют 30% надбавку к жалованию из областного бюджета, так что в среднем у педагога выходит 725 рублей в месяц,

В последнее время положение ухудшилось. В тольяттинских школах была задержана зарплата за май. Наиболее сложное положение — в Автозаводском районе города.

Забастовочный комитет, существующий уже два года, немедленно заявил о своей готовности к проведению акции протеста. А заместитель мэра по социальным вопросам Ольга Лышова объяснила, что составлен график понедельного финансирования. Дело — за пополняемостью бюджета, а здесь никакие забастовки не помогут [[23]].

Проблема с оплатой летних отпусков учителей возникла в третьем по величине городе области — Сызрани. Здесь общая задолженность работникам бюджетной сферы к 1 июля впервые достигла 1,5 миллиона рублей, еще 50 миллионов — за тепло и электроэнергию, городское здравоохранение недополучило 60% средств из области, под вопросом финансирование Закона «О ветеранах», сокращены расходы на ряд общегородских программ [[24]]. Приняты решительные меры. На предприятия-должники направлены «спецотряды» налоговой полиции и комитета по банкротству.

По данным на конец июня в области лишь немногим более трети педагогов смогли получить отпускные деньги, остальные получат их в июле [[25]].

По всей губернии графики выдачи пенсий сдвинуты на 4-5 дней. По словам специалистов областного Пенсионного фонда «АвтоВАЗ» является самым крупным должником. В июне завод перечислил 11 из 80 миллионов рублей, в мае — 26, и только за апрель он более или менее рассчитался. Большие долги перед Пенсионным фондом и у других крупных предприятий.

7.    ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

7.1.       ЛДПР

В местной организации ЛДПР отстранен от должности координатора областного отделения партии Иван Маслак.

Депутат Госдумы от ЛДПР Всеволод Давыдов и исполняющий обязанности координатора областной организации ЛДПР Геннадий Карпачев 3 июня провели пресс-конференцию, в ходе которой подвергли резкой критике ряд местных партийных руководителей. Причиной отставки И.Маслака стала «неудовлетворительная» с точки зрения Давыдова работа областной организации. Число сельских организаций ЛДПР в последнее время уменьшилось наполовину, а городские организации практически бездействовали.

Отдельные представители партии участвовали в разнообразных избирательных кампаниях, но занимали в итоговых списках лишь последние и предпоследние места. По мнению г-на Давыдова, Иван Маслак, руководитель городской организации ЛДПР Алексей Рахимкулов, а также Людмила Солдатова и Сергей Панявкин не только фактически развалили партийную работу, но и «промотали» 45 млн. старых рублей, присланных из центра. Кроме того, не сумели организовать регулярный выход газеты «ЛДПР в Самаре», задолжав за ее выпуск еще 50 млн. рублей.

Конфликт в самарской организации ЛДПР отражает разногласия в московском руководстве партии. Дело в том, что большинство подвергшихся критике руководителей были назначены на свои посты при участии заместителя председателя ЛДПР Сергея Абельцева, до последнего времени официально курировавшего в руководстве партии Самарскую область.

Теперь, после скандала с «деньгами партии», Абельцев переброшен на Чувашию, но неприязнь между ним и Давыдовым остается: в феврале этого года заместитель Жириновского на съезде ЛДПР в Москве обвинил самарского соратника в финансовой нечистоплотности [[26]].

Характерно, что обострение конфликта в региональной организации ЛДПР произошло накануне ряда важнейших партийных мероприятий. В ближайшее время должны состояться 9 районных партийных конференций ЛДПР. Кроме того, жириновцы намерены вместе с коммунистами выступить с инициативой проведения областного референдума. Темой всенародного обсуждения должна стать возможность избрания части депутатов губернской Думы по партийным спискам [[27]].

7.2.       «ЯБЛОКО»

Состоялась Самарская областная конференция общественно-политического движения «ЯБЛОКО», которая подтвердила готовность сторонников Григория Явлинского загодя подготовиться к выборам депутатов Государственной Думы.

В ходе собрания был составлен рекомендательный список активистов областной организации, претендующих на место в российском парламенте. Первые шесть мест получили председатель региональной организации Евгений Ларцев, глава самарского городского отделения Владимир Ненашев, ученый-эколог Анатолий Виноградов, сотрудник художественного музея Андрей Еремин и работник аэрокосмического университета Андрей Тюгашов. Еще одно место предназначено для члена тольяттинской организации «Яблока», имя которого будет названо в ближайшее время.

Кроме того, на конференции были утверждены кандидаты, которые будут баллотироваться в Думу по одномандатным округам. Среди них — бывший депутат Самарской городской Думы Андрей Асанин [[28]].

7.3.       Партия «Президент — гарант Конституции»

В начале июня перечень самарских политических партий и движений пополнился еще одной организацией. Это региональная общественно-политическая организация «Президент — гарант Конституции». Председателем движения избран бывший депутат Самарской городской Думы Сергей Арсентьев, известный также в качестве арбитражного управляющего тольяттинской фирмы «Никольская».

Вновь созданное движение намерено активно участвовать во всех выборах регионального значения, в том числе выдвигать своих кандидатов. Что касается идеологических основ движения, то организаторы заявили, что намерены способствовать «национально-государственному и экономическому возрождению России и ее народа на основе президентской формы правления».

Последняя часть доктрины новой организации привлекла к ней представителя президента РФ в Самарской области Юрия Бородулина. Он принял участие в организационном собрании движения и пообещал впредь оказывать ему поддержку [[29]].

8.    РАЗНОЕ

Губернатору К.Титову была вручена медаль «Зеленый человек года». Эта негосударственная награда учреждена Российским экологическим союзом, Всероссийским обществом охраны природы и ассоциацией «Российская экологическая пресса». Удостаивают ею за достижения в сфере охраны окружающей среды. По словам прибывшего из Москвы председателя консультационного совета лидера общероссийских экологических неправительственных организаций М.Борзина, Самарская область уникальна тем, что в ней уже четыре года три процента из бюджета в законодательно закрепленном порядке выделяются на природоохранные мероприятия.

К.Титов подчеркнул необходимость всероссийского подхода к решению экологических проблем — важно, чтобы все регионы осознали сложность ситуации. Программа очищения Волги, по словам губернатора, должна стать столь же значимой для всего нашего государства, как когда-то для Германии программа спасения Рейна [[30]].

 

Создана Самарская региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти. В ее состав вошли руководители силовых структур региона, сил гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций, милиции, налоговых служб и т.д. Кроме того, в работе коллегии примут участие вице-губернатор Владимир Мокрый, начальник областного антимонопольного комитета Петр Торкановский и председатель областного суда Анатолий Бабенко. Таким образом, вновь созданный орган во многом дублирует функции существующего сегодня координационного Совета силовых структур при губернаторе Самарской области. Возможно, что после начала работы коллегии, Совет будет распущен губернатором.

Новый орган под председательством представителя президента РФ Юрия Бородулина в основном будет заниматься координационной деятельностью структур исполнительной власти. В частности, ему предстоит определить отношение всех федеральных структур к государственным промышленным предприятиям и акционерным обществам, в которых государство имеет пакеты акций, в связи с задержками заработной платы [[31]].



Источники

[1] Волгин В. Поправки справа, поправки слева// Волжская коммуна. Самара. 1998.- 10 июня.- № 104-105.-С.1.

[2] Игнатьева Л., Перла А., Сипров В. Закон о земле принят// Самарское обозрение. Самара 1998 — 29 июня.- № 26.- С.3,4.

[3] Д.К. Табель о рангах не стареет// Волжская коммуна. Самара. 1998.- 17 июня — № 108-109.- С.1.

[4] Игнатьева Л. Губернатору понадобились сенаторы // Самарское обозрение. Самара. 1998.- 29 июня.- № 26.- С.5.

[5] Казаки будут патрулировать улицы, а госчиновники лишатся льгот// Волжская коммуна. Самара. 1998 — 16 июня.- № 107.- С.1.

[6] Есин Е. Комитет что светофор...//Волжская коммуна. Самара. 1998.- 17 июня.- № 108-109, — С.2.

[7] Губернатор против импичмента// Волжская коммуна. Самара. 1998.- 17 июня.- № 108-109.- С.1.

[8] У каждого правительства свои «12 дел»// Суббота. Самара. 1998.- 20 июня.- С.2.

[9] Белов В. Программа, без которой нам не жить// Волжская коммуна. Самара. 1998.- 26 июня.- № 115.-С.1.

[10] Константин Титов: «Мы должны вытравить зачатки социализма»// Волжская коммуна. Самара 1998.- 5 июня.- № 101.- С.1.

[11] Субботин Г. Мэру — мир. И посильная материальная помощь// Волжская коммуна. Самара. 1998.- 24 июня.- № 113-114. С.1.

[12] Область хочет экспериментировать// Самарское обозрение. Самара. 1998.- 22 июня.- № 25.-С.7.

[13] Путь в никуда// Суббота. Самара. 1998.- 20 июня.С.2.

[14] «АвтоВАЗ» пытается избежать банкротства// Самарское обозрение. Самара. 1998.- 29 июня.- № 26.- С.8.

[15] Сурьянинов Д. Александр Бахмуров рассчитывает на силовые меры/ Самарское обозрение. Самара. 1998.- 15 июня.- № 24.- С 10.

[16] Сорокин Н. АвтоВАЗ вербует сторонников// Суббота. Самара. 1998.- 27 июня.- С.4.

[17] Волжская коммуна. Самара. 1998.- 1 июля.- 118-119.- С.1.

[18] Сорокин Н. АвтоВАЗ вербует сторонников// Суббота. Самара. 1998.- 27 июня.- С.4.

[19] Сурьянинов Д., Силантьев В. Энергетический кризис// Самарское обозрение. Самара. 1998.- 8 июня.- № 23.- С7.

[20] Силантьев В. Энергетики остались без муниципальных денег // Самарское обозрение. Самара. 1998.- 29 июня.- № 26.- С.9.

[21] Петров А. Сражения газовых королей// Тольяттинское обозрение. Тольятти, 1998.- май.-№5.С9-12.

[22] Волгин В. Не платишь зарплату? Готовься к банкротству// Волжская коммуна. Самара. 1998.- 30 июня.-№ 117.-С.1.

[23] Акции протеста отменяются. Пока// Волжская коммуна. Самара. 1998.- 17 июня.- № 108-109 — С.1.

[24] В.Ж. Заморозить — значит выжить// Волжская коммуна. Самара. 1998.- 30 июня.-№117.-С.1.

[25] Афанасьев С. В Самарской губернии реформируют ПТУ// Самарское обозрение. Самара 1998.- 29 июня.- № 26.- С.6.

[26] Копалиани Д. Скандал в либеральном семействе//Волжская коммуна. Самара. 1998.- 5 июня.- № 101.- С.1.

[27] Жириновцы перессорились// Самарское обозрение. Самара. 1998 — № 23.- 8 июня.- С.5.

[28] Наумов Н. «ЯБЛОКО начало поход в Госдуму»// Самарское обозрение. Самара. 1998.- 22 июня.- № 25.- С.4.

[29] Одной партией больше// Самарское обозрение. Самара. 1998.- 22 июня.- № 25.- С.3.

[30] Соколов А. Наш «зеленый человек»// Волжская коммуна. Самара. 1998.- 23 июня.- № 112.-С.1.

[31] Силовики и власть объединились в единую коллегию/ Самарское обозрение. Самара. 1998.- 22 июня.- № 25.- С 3.