Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Герман ТИТОВ

ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
в мае 1998 года

1.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Состоявшаяся 29 мая 6-я сессия Законодательного собрания области, вопреки прогнозам скептиков, прошла спокойно. Не оправдались прогнозы о единства левопатриотической фракции.

Депутаты утвердили структуру правительства Пензенской области и положение о статусе главы администрации. Отныне Василий Бочкарев официально именуется губернатором и председателем правительства, а администрация области — правительством. В его структуре 9 министерств, которые напрямую выходят на губернатора, его первого заместителя, Законодательное собрание, представителя президента и представителя губернатора при правительстве РФ. Несколько особняком стоит в этой схеме экономический Совет, что совершенно естественно при смещении акцента собственности в сторону негосударственного сектора. Есть мнение, что в Совет войдут ближайшие советники губернатора для коллегиального обсуждения наиболее щекотливых вопросов социально-экономического и политического плана. Поговаривают, что его возглавит один из крупнейших пензенских предпринимателей и, как говорят, один из основных инвесторов предвыборной кампании Василия Бочкарева Борис Файкин.

Заметно усилены функции министра общественной безопасности Валентина Логунова. В сферу его компетенции входит не только кураторство над территориальными органами, подчиненными губернатору и правительству, но и координация связей с федеральными органами государственной власти. Есть мнение, что дополнительно Логунов возглавляет службу охраны Бочкарева. Расширены и полномочия других министерств. В кулуарах власти настороженно отнеслись к вхождению в команду губернатора «крутого» бизнесмена из Сургута Ивана Шнайдера, который будет руководить министерством внешнеэкономических и межрегиональных связей. Возглавляемая им структура будет иметь выходы на Торгово-промышленную палату РФ, Ассоциацию «Большая Волга», своих представителей в субъектах РФ, странах ближнего и дальнего зарубежья. По сути — это министерство иностранных дел в области экономики. А вот политические функции административных структур, столь заметные в годы правления Ковлягина, сходят на нет.

В ближайшем окружении губернатора также склонны считать, что на должность первого заместителя председателя правительства (вице-губернатора) будет назначен Евгений Голяев, хотя другая часть номенклатуры хотела бы видеть на этом посту кого-то из проверенных «старичков». Однако не исключено, что наибольшее влияние на губернатора будет иметь Иван Шнайдер, в качестве противовеса тому же Борису Файкину. Все будет зависеть от того, кто из них наведет более крепкие мосты с сырьевыми регионами России, а также странами ближнего и дальнего зарубежья.

Именно на почве экономических интересов сошлись депутаты и команда губернатора по проекту закона «О внесении изменений в Устав Пензенской области», который был разработан в связи с необходимостью приведения отдельных положений Устава, ограничивающих полномочия губернатора, в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Изменения были внесены Василием Бочкаревым. Несколько ранее, правда, после подведения итогов губернаторских выборов, прокурор области Виктор Костяев внес протест на статью 1 Закона Пензенской области от 7 апреля 1998 года, который ставил губернатора в зависимость от представительного органа. Тогда «возмутителем спокойствия» выступил представитель президента Игорь Кудинов, не согласившийся с решением депутатов. На 6-й сессии изменения в Устав области были приняты. Костяев остался при своих интересах, а депутаты нашли компромисс с Бочкаревым.

На сессии прозвучали красноречивые цифры, свидетельствующие о плачевном состоянии бюджета области, который исполнен на 87,8 процента со значительным превышением расходов над доходами. Работа фискальных органов в этих условиях оказалась не на высоте.

Однако, по мнению Бочкарева, деньги в области есть, просто их нужно научиться собирать. По мнению многих пензенских капиталистов, деньги в регион могут вернуться, если Бочкарев пойдет по пути Аяцкова и разрешит куплю-продажу земли. Но Бочкарев не затрагивает эту щекотливую тему.

2.    ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

29 мая на 6-й сессии Законодательного собрания области депутаты утвердили предложенную новым губернатором Василием Бочкаревым новую схему управления области, предусматривающую образование правительства Пензенской области.

Система областных управлений и ведомств, существующая в современном виде более 20 лет и ориентированная на осуществление функции государственного регулирования и работу с предприятиями и организациями, находящимися в государственной собственности, в значительной мере не способна решать задачи обеспечения эффективного функционирования обновленной экономики и в условиях деятельности предприятий различных форм собственности. Это не может не оказывать сдерживающего влияния на реально складывающиеся производственные отношения. Исходя из этого, переход к новой схеме управления областью будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе в целях обеспечения непрерывности управления сохранены, в основном, существующие областные управления и ведомства, однако устранен имевший место параллелизм в их деятельности и изменена структура исполнительного органа. При этом введена в качестве высшего должностного лица области должность губернатора, упразднена должность главы администрации, и создано правительство области с упразднением администрации области. Губернатор, по согласованию с Законодательным собранием области, назначает вице-губернатора.

Губернатор формирует, возглавляет и организует деятельность правительства области. Он назначает заместителей председателя правительства, распределяет обязанности между ними, координирует исполнение ими своих функций, не ограничивая их полномочий и прямой ответственности за положение дел. Губернатор председательствует на заседаниях правительства и представляет его во всех органах власти внутри России и за ее рубежами в соответствии со своими полномочиями.

В правительстве созданы министерства укрупненных отраслей, в состав которых включены соответствующие управления и ведомства, взаимодействующие с представительствами соответствующих федеральных органов исполнительной власти и осуществляющие свою деятельность в тесном контакте с постоянными комиссиями Законодательного собрания области. Это позволит министрам укрупненных отраслевых министерств устранить дублирование функций.

В течение полугода администрация планирует перейти ко второму этапу формирования схемы управления областью. Главной задачей в этот период будут укрупнение существующих управлений и ведомств, возможно, создание новых, с целью достижения большей управляемости хозяйственным механизмом и социальной сферой области.

Завершение этого этапа должно выразиться в принятии Закона Пензенской области «О правительстве Пензенской области», в соответствии с которым будет формироваться структура управления, отвечающая реальным производственным отношениям в экономике области.

В основу формируемой схемы положен отраслевой принцип управления экономической и социальной сферой области. Избраны следующие основные направления деятельности правительства:

— экономика и финансы;

— промышленность и предпринимательская деятельность;

— строительство и коммунальное хозяйство;

— сельскохозяйственное производство и перерабатывающая промышленность;

— социальная политика, наука и образование;

— внешнеэкономические и межрегиональные связи;

— информация, культура, взаимодействие с общественностью;

— общественная безопасность.

Каждое направление возглавляет заместитель председателя (министр) правительства.

В соответствии с этой схемой Законодательным собранием области согласована структура правительства, включающая в себя совокупность областных управлений и ведомств, комитетов и отделов правительства. Основная задача структурных подразделений правительства: выработка отраслевой политики, организаторская работа и контроль за ее реализацией в пределах области и во внешнеэкономической сфере.

Предлагаемая структура правительства позволяет обеспечить реализацию отраслевого принципа управления. Предполагается образование специальных рабочих групп специалистов, производственников, ученых, которые призваны на основе анализа ситуации вырабатывать рекомендации по решению проблемных вопросов. Правительство, получая указанные рекомендации и используя отраслевой принцип управления, сможет оказывать соответствующее воздействие на решение возникающих проблем экономического и социального характера.

Для консолидации населения области в решении общих проблем, а также достижения общественного согласия в политических вопросах предполагается в структуре правительства иметь специальные подразделения для осуществления этих целей.

Правительство будет осуществлять свою деятельность на основе принципов разделения властей, коллективности руководства, гласности, сочетания солидарной и персональной ответственности за порученный участок и общие результаты, характеризующие состояние экономики и социальной сферы области.

3.    ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

3.1.       Назначения в правительство

27 апреля губернатор Василий Бочкарев подписал постановление №466, которым освободил Льва Ермина от занимаемой должности руководителя представительства администрации Пензенской области при правительстве Российской Федерации. Л. Ермину объявлена благодарность за многолетнюю, безупречную работу.

Исполняющим обязанности заместителя главы администрации Пензенской области — руководителя представительства администрации Пензенской области при правительстве России — с 27 апреля назначен Рафаэль Исмаилович Акчурин.

62-летний начальник УФСБ по Пензенской области генерал Валентин Логунов уволен со своей должности и с 6 мая назначен председателем комитета по государственно-правовой политике в ранге вице-губернатора. Некоторые информированные наблюдатели уверенно заявляют, что уже начал давать руководителю аппарата областной администрации Вячеславу Сатину ценные указания по вопросам структуры нового правительства области.

Ходят слухи, что, вопреки сложившемуся сразу после выборов мнению, будто за спиной губернатора всем теперь заправляет пензенский предприниматель Борис Файкин (которому вроде бы предложен лишь пост председателя экономического совета при губернаторе на общественных началах), фактически наиболее важной фигурой является Логунов. Этот слух имеет и логическое завершение: версия о всесилии Бориса Файкина якобы «запущена» как раз людьми Валентина Логунова, чтобы увести общественность по ложному следу. Утверждают, что взаимоотношения на уровне шантажа между Логуновым и Бочкаревым исключены, что между ними существуют достаточно тесные дружеские связи; рассказывают, что 8 апреля день рождения главного чекиста в здании УФСБ в узком кругу отмечали сам именинник, его заместитель по кадрам Александр Гришин и тогдашний глава Железнодорожного района Василий Бочкарев.

Назначение Логунова оценивается по-разному. Одни считают это решение губернатора сильным тактическим или даже стратегическим ходом. Другие (например, некоторые сотрудники УФСБ) не видят в новой ипостаси своего бывшего шефа ничего хорошего для управления, предполагая, что теперь «контора» станет более зависимой от областной исполнительной власти.

25 мая начальником управления по информации, культуре и связям с общественностью областной администрации назначен Владимир Сазанов, ранее работавший заместителем директора федеральной автодороги «Москва-Самара».

Утверждают, что Сазанов будет исполнять обязанности, во времена Анатолия Ковлягина возлагавшиеся на двух его заместителей — председателя местного отделения «Наш дом — Россия» Василия Букина и начальника департамента СМИ и полиграфии Владимира Садчикова. Кабинет Сазанова располагается почти напротив приемной губернатора Василия Бочкарева.

Владимир Александрович Сазанов родился в 1941 году в городе Пензе. Трудовую деятельность начал в 1959 году слесарем-трубоукладчиком УНР-4 треста «Спецстрой» г. Пензы. В 1965 году с отличием окончил Пензенский инженерно-строительный институт и в том же году вступил в КПСС. Служил в рядах Советской Армии. Работал инженером треста «Облремстрой» г.Пензы, ассистентом Пензенского инженерно-строительного института. С 1970 года на партийной работе. Работал в обкоме КПСС, был первым секретарем ГК КПСС города Заречного. До 1984 года работал в партийных органах Пензенской области, а затем в Комитете партийного контроля при ЦК КПСС. По заданию тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС проводил работу по выявлению и пресечению злоупотреблений со стороны ряда руководителей среднеазиатских республик СССР. готовил к рассмотрению КПК апелляции бывшего первого секретаря ЦК КП Киргизии Усубалиева, персональное дело бывшего министра внутренних дел Узбекистана Яхъева и других.

В 1986 году избирается первым секретарем Пензенского горкома КПСС и членом бюро обкома КПСС. В 1988 году закончил Академию общественных наук при ЦК КПСС. В 1989 году был делегатом XIX Всесоюзной партийной конференции.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд». В ознаменование 100-летия со дня рождения В.Ленина за строительство города с сохранением окружающей среды ему присвоено звание лауреата премии Совета Министров СССР.

В 1990 году баллотировался кандидатом в народные депутаты РСФСР по Ленинскому территориальному избирательному округу №565 (в декабре 1989, года будучи первым секретарем Пензенского ГК КПСС, был выдвинут коллективом ПО «Электроприбор»). По итогам голосования с большим отрывом проиграл кандидату-демократу, будущему представителю президента по Пензенской области Георгию Дидиченко.

13 марта по инициативе Владимира Сазанова прошел 8-й пленум ГК КПСС, рассмотревший вопрос «О политической ситуации в связи с итогами выборов народных депутатов РСФСР по Ленинскому территориальному округу №565». Сазанов предложил товарищам по партии дать оценку его крупного поражения и решить вопрос о лидере городской организации компартии. Пленум единодушно выразил Сазанову доверие как первому секретарю горкома. А уже 15 марта 1990 года на 1-й сессии Пензенского горсовета 21-го созыва по итогам тайного голосования Сазанов был избран председателем совета.

8 июня 1990 года на 23-й областной партконференции избран председателем контрольно-ревизионной комиссии областной организации КПСС. В декабре 1990 года на объединенном пленуме ОК КПСС и контрольно-ревизионной комиссии подверг критике ЦК КПСС за развал партии.

После провала путча 1991 года на внеочередной сессии Пензенского горсовета 27 августа Владимир Сазанов заявил о своей готовности уйти в отставку. В результате 4-часового заседания сессия, тем не менее, проголосовала за доверие своему председателю и поддержала линию президиума горсовета 19-21 августа.

6 сентября 1991 года на внеочередной сессии облсовета в числе других пяти кандидатов выдвигался на пост главы администрации области для представления президенту России, но при голосовании не получил ни одного голоса (депутаты тогда проголосовали за А.Ковлягина, а полтора месяца спустя президент предпочел А.Кондратьева).

Осенью 1991 года ушел в тень на скромную должность руководителя пензенского представительства Ассоциации «Большая Волга».

В 1993 году, после смены власти в области, возглавил комитет по управлению госимуществом области.

В декабре 1994 года вместе с председателем областного фонда имущества Владимиром Воейковым ушел в отставку. Поводом послужила коллегия обладминистрации, на которой были рассмотрены итоги первого этапа приватизации, в результате которого 60 процентов перерабатывающих предприятий области были приватизированы по первому варианту, и владельцем маслозаводов и пищекомбинатов стал небольшой круг акционеров, выкупивших акции за бесценок.

С конца 1994 до мая 1998 года работал заместителем директора федеральной автодороги Москва — Самара в подчинении у хорошо известного в области Владимира Артамонова (депутата Законодательного собрания). Некоторые наблюдатели полагают, что назначение Сазанова — дань лидеру пензенских коммунистов Борису Зубкову, хотя в самом ОК КПРФ заявляют, что Сазанов с 1991 года с компартией отношений не поддерживают, но коммунисты относятся к Сазанову доброжелательно.

14 мая губернатор Василий Бочкарев постановлением №532 освободил от занимаемой должности первого заместителя главы администрации Пензенской области Владимира Нижегородцева в связи с личной отставкой и уходом на пенсию с 15 мая. Исполняющим обязанности первого заместителя главы администрации Пензенской области назначен Владимир Жуков (родился 10 июня 1954 года), ранее работавший директором ОАО «Надежда» (Мокшанский молочный комбинат в рабочем поселке Мокшан).

В течение последних трех лет, что В.Жуков руководил комбинатом, значительно возросли объемы выпуска и реализации продукции, расширился ее ассортимент. Численность работающих на «Надежде» увеличилась в два раза, произведена реконструкция производственных мощностей. По инициативе В.Жукова в ряде сел Мокшанского района организованы пункты по приему молока от населения для дальнейшей его переработки.

В мае начальник областного дорожного департамента Виталий Макаров освобожден от занимаемой должности по собственному желанию. Новым начальником дорожного департамента назначен Виктор Лазуткин, ранее работавший директором Пензенского элеватора.

Виктор Александрович Лазуткин родился в 1950 году в с.Высокое Башмаковского района. Образование высшее — с отличием окончил Пензенский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-механик». Трудовую деятельность начал еще во время учебы в школе — работал механизатором. После окончания института в 1972 году работал главным инженером колхоза «Советская Россия» и Колышлейского районного треста племенных совхозов. С 1974 года 9 лет директорствовал в совхозах «Чапаевский» и им. Октябрьской революции Колышлейского района. В 1983 году был избран председателем Колышлейского райисполкома. С 1988 года работал первым заместителем председателя совета агропромышленного комитета Пензенской области. Неоднократно избирался депутатом сельского, районного и областного Советов народных депутатов.

В ноябре 1991 года «демократическим» губернатором Александром Кондратьевым был назначен первым заместителем главы администрации области по агропромышленному комплексу. В апреле 1993 года на выборах главы администрации Пензенской области занял третье место, опередив своего шефа Александра Кондратьева. С возвращением Анатолия Ковлягина в «белый дом», написал заявление об уходе по собственному желанию.

25 мая губернатор освободил от занимаемой должности председателя комитета по работе с территориями Александра Ащеулова «в связи с переходом в областное управление сельского хозяйства». С 25 мая официально (в реальности — уже 13 мая) на должность председателя комитета по работе с территориями заступил Сергей Филимонов, ранее работавший директором фонда социально-экономических исследования «Сура».

25 мая на должность заместителя руководителя аппарата администрации области официально заступил Геннадий Платонов, ранее работавший начальником отдела торговли администрации Железнодорожного района. C середины 80-х годов еще при тогдашнем председателе облисполкома В.Дорошенко Платонов работал секретарем Пензенского облисполкома, затем уже при А.Ковлягине — до июля 1991 года — управляющим делами облисполкома. Летом 1991 года Геннадий Платонов недолго возглавлял правление АО «Пензенская товарная биржа». В сентябре 1991 года предал огласке информацию об использовании облисполкомовских рабочих на ремонте московской квартиры дочери председателя облисполкома Анатолия Ковлягина. В ноябре того же года был назначен управляющим делами администрации Александра Кондратьева. В числе некоторых других руководителей подписывал протест на действия прокурора области Виктора Костяева и его подчиненных, которые вели допросы лиц, осенью 1991 года публично поддержавших кандидатуру Кондратьева на пост главы областной администрации. Принимал активное участие в выборной кампании Василия Бочкарева.

Начальником аналитического центра обладминистрации назначен Владимир Шарошкин, ранее работавший заместителем руководителя аппарата обладминистрации.

С 25 мая популярный пензенский тележурналист Дмитрий Куликов, принимавший активное участие в выборной кампании Василия Бочкарева и находившийся при прежнем руководстве области в некоторой опале, назначен заместителем председателя Пензенской ГТРК по информационной политике. По отзывам чиновников областной администрации, Куликов — единственный журналист, имеющий свободный доступ к губернатору.

В обзоре за март-апрель автор уже сообщал о довольно странном назначении директора пензенской коммерческой фирмы «Элком» Игоря Зайдмана на должность руководителя пресс-службы областной администрации. Далекий от политики Игорь Зайдман появился на политической сцене области буквально за месяц до выборов: он вошел в состав общественного комитета поддержки выборов. Тогда многие наблюдатели сразу же сделали вывод о том, что за кулисами предвыборной борьбы не последнюю роль играет глава «Элкома» Борис Файкин, а Игорь Зайдман является всего лишь полномочным его представителем на политическом поле.

После выборов о членах комитета за ненадобностью скоренько забыли. Зайдман же, на фоне других комитетчиков казавшийся статистом, в конце апреля, как по мановению волшебной палочки, оказался в числе политической элиты области.

В том, что этой «волшебной палочкой» является известный своими скандальными отношениями с местными налоговыми службами отечественный капиталист Борис Матвеевич Файкин, не вызывает никаких сомнений. По всей видимости, цель коммерческого воротилы Файкина: иметь своего человека на очень важном участке работы областной администрации, поскольку через пресс-службу Файкин будет иметь доступ к большому массиву официальной и кулуарной информации.

15 мая начальник областного управления народного образования Валентин Никулин написал заявление об уходе по собственному желанию. Есть информация, что в ближайшее время к личности Никулина проявят внимание правоохранительные органы. По крайней мере, в областном КРУ собрали достаточно материалов, свидетельствующих о нецелевом использование бюджетных средств, выделявшихся на народное образование. Есть информация, что эти материалы в ближайшее время будут переданы в прокуратуру.

На место Никулина 18 мая назначена начальник городского управления народного образования Татьяна Чернецова.

Татьяна Анатольевна Чернецова закончила естественно-географический факультет Пензенского государственного педагогического института им. Белинского. Свою карьеру начинала воспитателем в школе-интернате №3, затем была директором этого учреждения. В середине 80-х годов заведовала Первомайским районо, а в октябре 1994 года была назначена начальником отдела народного образования и науки администрации Пензы.

3.2.       Назначения глав районов

8 мая губернатор Василий Бочкарев освободил от должности главу администрации Нижнеломовского района Владимира Сергеевича Просвирнина по личному заявлению. Исполняющим обязанности главы района назначен Виктор Львович Сомкин, ранее занимавший должность главы администрации города Нижний Ломов.

12 мая от должности главы администрации Белинского района постановлением главы администрации Пензенской области №519 на основании личного заявления освобожден Юрий Петрович Кузнецов. Исполняющим обязанности главы администрации Белинского района этим же постановлением назначен Сергей Иванович Аринушкин, ранее работавший директором Белинского АО «Молоко».

18 мая Василий Бочкарев подписал постановление №536, которым освободил Ивана Григорьевича Бутырина от должности главы администрации Каменского района в связи с личной отставкой и уходом на пенсию на основании личного заявления. За многолетний добросовестный труд в органах государственной власти Пензенской области И. Бутырин награжден Почетной грамотой администрации Пензенской области. На должность главы администрации Каменского района с 18 мая назначен Анатолий Васильевич Пуставов, ранее работавший начальником административно-хозяйственного отдела Каменского Сбербанка, а до декабря 1996 года возглавлявшего администрацию города Каменки и проигравшего на выборах лидеру местных коммунистов Виктору Алимову.

25 мая от должности первого заместителя начальника областного управления сельского хозяйства и продовольствия постановлением главы администрации Пензенской области №603 в связи с переводом на другую работу освобожден Валентин Иванович Кузнецов. На данную должность постановлением главы администрации Пензенской области №604 от 27 мая назначен Владий Николаевич Еськин, ранее работавший главой администрации Пензенского района Пензенской области.

28 мая от должности главы администрации Земетчинского района постановлением главы администрации Пензенской области №623 в связи с переводом на другую работу с 29 мая освобожден Анатолий Сергеевич Мосягин. На должность исполняющего обязанности главы администрации Земетчинского района этим же постановлением назначен Александр Иванович Демин, ранее работавший директором совхоза «Урицкий».

3.3.       Борьба за кресло начальника УВД

7 мая на блок-пост на административной границе Дагестана и Чечни, в 15 километрах от города Кизляр, заступили бойцы сводного отряда милиции УВД Пензенской области.

Командировка продлится 60 дней. Отряд сформирован из сотрудников патрульно-постовой службы и ГАИ. Командует отрядом заместитель начальника областной ГАИ Александр Першин. Начальник отдела УВД Виктор Чучелов был назначен начальником оперативной зоны. В подчинении у полковника несколько сводных отрядов милиции.

Между тем в Пензе появились сведения, что данная командировка Чучелова носит «репрессивный» характер, что таким образом руководство УВД наказало строптивого милиционера за то, что во время предвыборной кампании он не побоялся открыто выступить против попыток предвыборного штаба мэра Александра Калашникова опорочить деятельность Василия Бочкарева на посту главы администрации Железнодорожного района. «Негативная статистика по Железнодорожному району», распространявшаяся городской администрацией накануне выборов, прежде всего играла на руку губернатору Анатолию Ковлягину, которого публично поддержал начальник УВД генерал-майор милиции Александр Пронин.

Таким образом, полковник Чучелов, опровергнув в СМИ недостоверную статистику о состоянии преступности в Железнодорожном районе, фактически пошел против руководства УВД и руководства области. Поступила информация, что известный своими организаторскими качествами Виктор Чучелов в определенных кругах рассматривается как один из наиболее вероятных кандидатов на должность начальника УВД. Виктор Чучелов закончил Пензенский пединститут, академию МВД, курирует службу участковых инспекторов области. По другой версии, более всего на генеральскую должность годится первый заместитель начальника УВД, начальник криминальной милиции области, в настоящее время исполняющий обязанности начальника УВД полковник милиции Валерий Куликов. Он — опытный профессионал, закончил юридический институт, работал следователем, до 1996 года возглавлял следственное управление УВД.

Другой выигрышной кандидатурой представляется начальник управления по борьбе с организованной преступностью УВД полковник Алексей Карташов. В годы перестройки он возглавлял Сердобский ГОВД. Стал известным после событий 8 октября 1987 года, когда в селе Пригородном участвовал в освобождении двух женщин и 10-летней девочки, взятых в заложники уголовником, бежавшим с «химии». В тот день Карташов получил удар ножом в живот, а через некоторое время был переведен в Пензу на повышение. В конце 80-х возглавил только что созданный так называемый «шестой отдел».

Есть сведениям, что из администрации области в Москву все-таки ушли документы не на Куликова или Карташова, а совсем на другого человека — начальника управления вневедомственной охраны УВД полковника милиции Николая Овчинникова.

Николай Борисович Овчинников родился в селе Трескино Колышлейского района. С детства мечтал о карьере военного. После армии пошел служить в милицию. Начинал рядовым инспектором патрульно-постовой службы. В 40 лет возглавил Железнодорожный РОВД. Слывет жестким и требовательным руководителем. При его активном участии в прошлом году райотдел переехал в новое здание, отвечающее современным требованиям.

В кулуарах УВД слух об Овчинникове также имеет хождение, хотя один из офицеров в приватной беседе с автором мониторинга обмолвился, что говорить о серьезности шансов Овчинникова только на том основании, что до апреля нынешнего года он возглавлял Железнодорожный РОВД, совершенно не приходится. 28 мая один из высокопоставленных чиновников мэрии Пензы сообщил автору мониторинга, что кандидатура Овчинникова согласована в Москве 28 мая. Тем не менее источник в областной администрации сообщил мониторинга, что документы на Овчинникова действительно ушли в Москву но только 1 июня (!) и потому вопрос о новом начальнике УВД пока не решен.

4.    МЕСТНОе САМОУПРАВЛЕНИе

4.1.       Вопрос о «муниципализации» районов области

В связи с состоявшимися выборами главы администрации области на селе задаются вопросами: будет ли «муниципализация» ряда немуниципализированных сельских районов и будут ли выборы глав этих районов? Вопросы эти появились потому, что к власти пришел кандидат, который обещал, в частности, провести выборы глав сельских районов. Данное обещание зафиксировано в предвыборной программе Бочкарева как один из ее ключевых пунктов. Обещания нового губернатор реально могут осуществиться при изменении соответствующего областного законодательства.

По неофициальной информации, в Законодательном собрании области уже подготовлен законопроект о сельском районе как о муниципальном образовании. Если это так и данный вариант получит свое логичное оформление в виде областного закона, то вся структура государственной власти и местного самоуправления в Пензенской области радикально изменится. Сегодняшние муниципальные образования — сельсоветы, административно входящие в сельский район, — станут в таком случае внутримуниципальными образованиями, чисто административными единицами. В районе — муниципальном образовании — посредством народного голосования должны избираться органы местного самоуправления: исполнительный (администрация) и представительный (комитет, собрание и т.п.). Что же касается глав сельсоветов, то их назначит на должность глава района либо изберет население соответствующего внутримуниципального образования. Второй принцип — выборность главы исполнительного органа — апробирован в Пензе, где город в целом является муниципальным образованием, а составляющие его четыре района — внутримуниципальными.

Упомянутый законопроект будто бы подготовлен по инициативе ряда глав сельских районов и они, разумеется, ратуют за первый вариант, то есть за назначаемость глав сельсоветов. Впрочем, все это, хотя и довольно существенные, но тем не менее частности. Суть вопроса в том — будет ли сельский район образованием муниципальным или по-прежнему останется лишь административно-территориальным.

Аргументы «за» в случае объявления сельского района муниципальным образованием общеизвестны. Немуниципализированные районы области являются административно-территориальными единицами, поскольку располагают необходимым количеством предприятий и служб, находящихся в районном подчинении. Глава района имеет реальную власть, в отличие, допустим, от главы сельсовета. Сельсовет воспринимается на селе большинством населения скорее не как муниципальное образование, соответствующей структурой местного самоуправления, бюджетом, собственностью, а как некая контора по разбору жалоб между жителями.

Однако районный вариант организации местного самоуправления имеет не только плюсы, но и минусы. Может быть, главный недостаток района как муниципального образования заключается в том, что он должен быть «самодостаточной территорией», то есть обеспечивать себя минимум на две трети. Некоторые районы Пензенской области в последние годы, как правило, дотируются из области (точнее, должны дотироваться) где-то в среднем на 80 процентов. Поэтому превратить район в «самодостаточное» муниципальное образование — задача трудноосуществимая. Во всяком случае, какие-либо реальные перспективы по кардинальному подъему района на сегодня не просматриваются. К тому же, «уход» районов наряду с городами в муниципальные образования объективно на порядок «сужает» полномочия областной исполнительной власти, полномочия губернатора.

С другой стороны, и нынешние муниципальные образования — сельсоветы — являются сплошь убыточными. Бюджеты почти всех сельсоветов дотируются более чем на 90 процентов из фонда финансовой поддержки территорий.

Что касается самой возможности «муниципализации районов», то она может быть осуществлена на практике не ранее декабря 2000 года. Именно тогда истечет срок полномочий выборных органов местного самоуправления. Прекращение срока их полномочий ранее противоречило бы федеральному законодательству. Исходя из этих соображений, «муниципализации районов» волевым решением губернатора маловероятна. Не имея абсолютно никакой информации о намерениях Василия Бочкарева в плане практического осуществления принципа выборности глав сельских районов, можно предположить пока что следующее.

Бочкарев, скорее всего, выскажется за сохранение сформировавшихся структур государственной власти и самоуправления в области. За сохранение с одной лишь, но существенной поправкой. В областной закон «О территориальных органах государственного управления исполнительной власти Пензенской области» губернатор предложит внести изменение, заключающееся в установлении выборности районных глав населением соответствующих административных территорий, то есть районов.

4.2.       Взаимоотношение городских и районных властей в Пензе

В Пензе назревает конфликт, начало которого уходит в давние советские годы. В те годы город был поделен на четыре района: Железнодорожный, Ленинский, Октябрьский и Первомайский. И сейчас, когда принципы управления в государстве несколько видоизменились, конфликт может вылиться во взрывоопасную ситуацию.

Суть этого конфликта заключается в том, как будет осуществляться местное самоуправление на территории города Пензы. Понятие и основные принципы местного самоуправления в РФ были определены Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории РФ» (1995 г.). Затем был принят закон Пензенской области о МСУ (1996 г.). Во исполнение этих законов на территории Пензенской области, в том числе и в Пензе, были сформированы муниципальные образования. В районах города были проведены выборы глав районов и депутатов Собраний представителей. Аналогичные выборы были проведены и на уровне города (1996 г.). При этом выборы в районах были проведены по инициативе городской Думы, которая, хотя и в нарушение законодательства, но все же назначила проведение выборов глав и депутатов районов города.

В ноябре 1997 г. городской Думой принимаются изменения и дополнения в Устав города. Основным казусом этих дополнений стала глава 8 Устава «Переходные положения». Суть данной главы заключается в ликвидации одного из основных столпов самоуправления в районах — выборных органов. Конечный срок этой процедуры, по замыслам депутатов, декабрь 2000 года. А в 2001 год город планирует войти как единое муниципальное образование с четырьмя внутримуниципальными образованиями, где будут отсутствовать Собрания представителей, а главы районов будут назначаться мэром города. Именно с этого момента на территории города воцарится власть городской администрации в лице мэра и городской Думы в лице председателя. Районные администрации по своей сути становятся комитетами или отделами мэрии. При упразднении районов, горожане, решавшие свои проблемы на уровне районных властей, вынуждены будут идти в городскую администрацию.

Депутаты Собрания представителей Железнодорожного района Пензы принцип укрупнения единицы управления считают совершенно неприемлемым. Городское управление видится районным депутатам огромным механизмом, тяжелым в управлении и неспособным к оперативным мероприятиям, связанным с ситуативной необходимостью времени. Основными целями создания районов в те годы было как раз рациональное управление городским хозяйством, надлежащее обслуживание жителей и приближение органов местного самоуправления к населению. Районы города показали на деле свою жизнеспособность и эффективность в управлении.

Теперь городская Дума решила, что нецелесообразно иметь в городе четыре внутригородских муниципальных образования.

Устав города (с изменениями и дополнениями от 21.11.97 г.) является нормативным актом, в котором имеются около 36 противоречий и несоответствий федеральным законам и законам Пензенской области. По данному факту Законодательным собранием Пензенской области был составлен и направлен главе города А.Калашникову (09.02.98 г.) соответствующий документ. О несоответствии Устава законодательству свидетельствует представление прокуратуры Пензенской области (05.03.98 г.), внесенное тому же главе города. Однако по настоящий момент Устав города не приведен в соответствие с законодательством.

Особой загадкой является регистрация в отделе юстиции. Устав Пензы, принятый в 1996 году, так и не был зарегистрирован в отделе юстиции, хотя в той редакции Устав имел гораздо меньше противоречий законодательству. А вот с изменениями и дополнениями в декабре 1997 года он все-таки прошел государственную регистрацию. Тем самым отдел юстиции дал в руки городской Думы весомый козырь — нормативный акт, имеющий юридическую силу. Вероятно, сыграло в этом не последнюю роль положение в самом отделе юстиции, где вот уж несколько месяцев отсутствует начальник отдела (см. обзор за март-апрель).

Пока депутаты городской Думы рассматривают представление прокуратуры и думают о путях устранения нарушений, город живет и развивается. Районные Собрания представителей принимают свои уставы и передают их на государственную регистрацию. Первым эту процедуру проходил Устав Железнодорожного района. Однако в отделе юстиции в регистрации Устава было отказано. И основным «камнем преткновения» в отказе было то, что Устав района не соответствует Уставу города в части определения статуса района как внутригородского муниципального образования. Выяснилось, что ни отдел юстиции, ни городская администрация, ни городская Дума не считают районы города внутригородскими муниципальными образованиями. Наличие у районов всех необходимых признаков муниципальных образований, по-видимому, не имеет значения.

По всей вероятности, остальным районам также откажут в государственной регистрации уставов. И тогда у районов не остается другого выхода, кроме, как начать судебные тяжбы.

Некоторым специалистам видится такой выход. При областной администрации необходимо будет создать городской департамент, которому передать часть функций упраздненной городской администрации, а остальные функции, причем их большую часть, передать непосредственно районам. Такое решение позволит убрать ненужный многочисленный чиновничий аппарат городской администрации, который сейчас занимается лишь контролем и перераспределением, и сэкономить на этом около 8 млн. рублей бюджетных денег. Эта сумма равна годовому расходу из городского бюджета на культуру, искусство и кинематографию вместе взятые.

4.3.       Выборы главы администрации муниципального образования

Собранием представителей Железнодорожного района Пензы принято решение о проведении сессии Собрания по выборам главы администрации Железнодорожного района Пензы 25 июня 1998 года. Такое решение для Пензы является новшеством.

Прежний глава Железнодорожного района 12 апреля 1998 года Василий Бочкарев был избран губернатором Пензенской области. В этой связи должность главы района стала вакантной. Перед представительным органом района встал вопрос о проведении выборов. Однако путей проведения выборов законодательством Пензенской области предусмотрено три.

Первый путь — это назначение всенародных выборов главы района. В соответствии с законодательством депутаты должны были назначить день проведения выборов, сформировать соответствующие избирательные комиссии и т.д. Здесь одной из основных проблем будет являться проблема финансирования выборов из бюджета района. Кроме этого, дата выборов приходилась бы на июль, то есть сезон отпусков, дачных участков и т.д. Поэтому возникал риск, что на выборах не будет необходимой 25% явки избирателей. Тогда пришлось бы проводить повторные выборы, а это опять деньги из бюджета. И если бы были проведены выборы, то, в соответствии с законодательством, срок полномочий главы был бы равен 4 годам. Следовательно, пришлось бы проводить выборы главы района отдельно от других выборов, то есть вместо того, чтобы проводить выборы в местные органы самоуправления всех уровней совместно, сэкономило бы деньги на проведение выборов.

Второй путь — это выборы представительным органом местного самоуправления главы района из числа депутатов представительного органа. В данном случае выборы происходят на сессии представительного органа местного самоуправления депутатами. При этом отпадает всякая необходимость тратить огромные деньги на проведение выборов Но здесь возникает некая ограниченность по кандидатам на должность главы района, поскольку и приходилось бы выбирать из 14 депутатов собрания представителей.

Третий путь — это выборы представительным органом местного самоуправления главы администрации района, но уже не из числа депутатов, как в предыдущем случае, а из числа кандидатов, выдвинутых на эту должность «со стороны». При этом также отпадает необходимость финансирования выборов, а также снижается «ограниченность» в кандидатах на данную должность.

Обсудив все вышеуказанные легитимные пути проведения выборов главы администрации, Собрание представителей решило провести выборы на сессии из кандидатов, выдвинутых в соответствии с порядком, установленным законодательством. Совместно с этим решением депутатами принят целый комплекс решений по легитимизации выборов. В частности, несколько изменена структура органов местного самоуправления Железнодорожного района Пензы.

Мэр города Пензы Александр Калашников претендовал на то, чтобы назначить своим постановлением главу администрации района. Тем самым на практике реализовывался план мэра города по упразднению районов. Нет избранного главы, нет и независимого района. Однако депутатский корпус Железнодорожного района категорически не согласен с такой постановкой вопроса, единогласно проголосовав за проведение выборов «внутри» района.

Срок полномочий выбранного 25 июня 1998 главы администрации Железнодорожного района будет равен сроку полномочий депутатов района 2-го созыва, то есть до 22 декабря 2000 года. Далее будут проводиться выборы главы района, как и положено, совместно с депутатами сроком на 4 года.

Принятым решением о проведении выборов районные депутаты намерены доказать городской Думе, что Железнодорожный район не «внутримуниципальное образование города Пензы», а полноценное внутригородское муниципальное образование, которое самостоятельно в принятии своих решений. Естественно, что депутатам городской Думы весьма не понравилось самостоятельное решение Собрания представителей Железнодорожного района. На некоторых депутатов Железнодорожного района уже оказывается определенное воздействие, и они в силу этого будут пытаться склонить депутатский корпус района к тому, чтобы отменить принятое решение о назначении выборной сессии. Городская Дума предлагает некую альтернативу — назначение главы администрации района мэром по согласованию с Собранием представителей района. Однако глава администрации будет все же назначаться мэром. Такая постановка вопроса вряд ли устроит депутатов. Сейчас многое будет зависеть от того, как поведет себя депутатский корпус района.

5.    ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

7 мая совет Пензенского областного общественного правозащитного объединения принял заявление «О бездействии Пензенской областной избирательной комиссии по фактам нарушения законов о выборах и ущемлении избирательных прав граждан Пензенской области» следующего содержания:

«В период предвыборной агитации и проведения выборов главы администрации Пензенской области и депутата Законодательного собрания Пензенской области по 22-му избирательному округу 12 апреля 1998 года должностными лицами администрации Пензенской области и органов местного самоуправления допускались грубые нарушения законодательства о выборах.

В нарушение п. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» государственные и муниципальные служащие в массовом порядке проводили агитацию при исполнении своих должностных и служебных обязанностей, используя в этих целях служебный автотранспорт. По конкретным фактам, сообщаемым разными источниками в областную избирательную комиссию, ею никаких конкретных мер не принималось.

При проведении выборов депутата Законодательного собрания по 22-му избирательному округу в день голосования на избирательном участке №1073 был нарушен порядок голосования и подсчет голосов, что подпадает под действие ст. 64. п. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и влечет за собой отмену результатов голосования по избирательному участку №1073.

На избирательных участках №№ 1087, 1074, 1070 избирательного округа №22 после подсчета голосов произошла фальсификация избирательных документов. Существуют по два протокола об итогах голосования на этих участках. Один в виде копии, заверенной подписями и печатью участковой избирательной комиссии, выданный наблюдателям в день голосования после подсчета голосов, и второй — с другими результатами итогов голосования, представленный участковыми комиссиями в окружную избирательную комиссию №22 для подведения окончательных итогов выборов по округу в целом. Данное нарушение влечет за собой уголовную ответственность по ст. 142 УК РФ. Избирательная комиссия Пензенской области, проигнорировав требования ст. 57 п. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», не только не приняла соответствующих мер, но и всячески оправдывает действия участковой комиссии, перекладывая вину на наблюдателей. Результаты проверки избирательной комиссии Пензенской области необъективны, направлены на сокрытие нарушений закона и тем самым на лишение основных гарантий реализации гражданами своих избирательных прав, так как результаты голосования на избирательных участках №№ 1074, 1087, 1070 должны быть по указанным причинам аннулированы.

В связи с вышеизложенным выражаем свою озабоченность происходящими нарушениями избирательных прав граждан и требуем от органов государственной власти и центральной избирательной комиссии поставить на уровень, соответствующий нормам права, работу избирательной комиссии Пензенской области».

6.    СУДЕБНЫЕ ДЕЛА

Два офицера УФСБ подали иск против начальника управления по Пензенской области и директора федеральной службы, обвинив их в незаконном увольнении.

Статья, по которой уволили офицеров, гласит: «за неисполнение статей контракта». В свою очередь бывшие служащие ФСБ считают, что именно государство в лице федеральной службы со своей стороны неоднократно нарушало этот пункт.

Иск удовлетворен лишь частично, на что отставники «не постеснялись» ответить обращением в вышестоящую инстанцию.

 

25 мая в Ленинском районном суде Пензы под председательством судьи Нины Васильевой возобновилось слушание дела по обвинению руководителя концерна «ТоН-Инвест» Евгения Скобликова. Руководитель известной в Пензе компании, в эпоху финансовых пирамид собиравшей с населения деньги на строительство жилья, был арестован 25 апреля 1996 года и с того времени находится под стражей в следственном изоляторе №1.

В июле прошлого года по инициативе адвокатов Скобликова судом было назначено проведение бухгалтерской экспертизы специалистами НИЭЛСИ. По словам защитника обвиняемого Владислава Петряева, в день ареста предпринимателя и ученого на балансе его многоголового детища имелось имущество на сумму около 2359 млн. рублей, а задолженность исчислялась суммой менее 1692 млн. рублей. Таким образом, считает Петряев, обвинение в мошенничестве явно необоснованно, так как неизвестно, что же похищено Скобликовым.

В то же время защитник допускает, что в ходе судебного разбирательства его клиент может признать себя виновным по некоторым эпизодам нарушения налогового законодательства, однако, по словам Петряева, обязанности соблюдения требований налогообложения лежат не на руководителе фирмы, а прежде всего на бухгалтере.

За время нахождения в СИЗО арестант отрастил седую бороду, но по-прежнему заявляет, что он не мошенник, а жертва правоохранительных органов и политических интриг. Он уверен, что власти области сделали его козлом отпущения.

7.    ПРАЗДНОВАНИЕ ПЕРВОМАЯ

1 мая в Пензе на площади Ленина прошел митинг, посвященный Дню солидарности трудящихся, превращенный силами левой оппозиции в «день борьбы с антинародным режимом». Обычно такого рода мероприятия проводятся на Советской площади, однако на сей раз новый губернатор в качестве жеста доброй воли разрешил коммунистам праздновать на центральной площади города, где традиционно отмечался Первомай в советские годы.

Собрался весь политический бомонд Пензы: губернатор Василий Бочкарев, председатель Законодательного собрания области Юрий Вечкасов, мэр Александр Калашников с заместителями. Минут через 20 после начала митинга на площади появился экс-губернатор Анатолий Ковлягин. Бывший губернатор держался скромно: поздоровался с представителями новой власти и, обделенный вниманием со стороны митингующих, встал за грузовиком-трибуной.

Василий Бочкарев, напротив, недостатка в общении не испытывал: сразу оказался в гуще народа, интересующегося, как будет идти возрождение Пензенской области.

Тем временем с импровизированной трибуны выступали первый секретарь обкома КПРФ Борис Зубков, профсоюзный лидер Александр Глухов, депутат Госдумы от фракции КПРФ Юрий Лыжин и председатель обкома РКСМ Владимир Симагин. Звучали традиционные коммунистические призывы и лозунги.

Некоторые ораторы задавались весьма оригинальными вопросами. Так, один товарищ, посетовав, что демократы переименовали Первомай в праздник весны и труда, поставил вопрос ребром: «Где весна для народа?». Митинг завершился концертом русского народного хора профсоюзов им. Октября Гришина.

8.    ПРОФСОЮЗЫ

Координационный совет Пензенского областного независимого профсоюза «Возрождение» СОЦПРОФ обратился к общественности и трудовым коллективам Пензенской области с призывом к укреплению законности и порядка, к поиску возможных путей совершенствования трудовых отношений и эффективных финансово-экономических направлений деятельности предприятий, организаций и учреждений.

«На сегодняшний день, — говорится в заявлении, — только профсоюзы, независимые от партий, государства и работодателей, являются реальной силой, способной сплотить вокруг себя всех трудящихся и стать последней непробиваемой стеной на пути распоясавшегося произвола и беззакония».

Всего за два года своей деятельности профсоюз «Возрождение» объединил 25 предприятий и организаций различных сфер деятельности экономики области, которые выбрали для себя путь равноправных партнерских отношений с работодателем. Пять тысяч человек доверили профсоюзу защиту своих прав.

 

Педагогический коллектив школы №67 Пензы решил возобновить 28 мая процедуру коллективного трудового спора. Было принято решение начать забастовку с единственным требованием — погашение двухмесячной задолженности по выплате заработной платы. Учитывая то обстоятельство, что начинается экзаменационная пора, 27 мая стачечный комитет школы совместно с пензенским областным независимым профсоюзом «Возрождение» СОЦПРОФ встретился с руководством городского отдела образования для обсуждения сложившейся обстановки и поиска компромиссного варианта решения проблемы.

Результатом этой встречи явилось подписание соглашения между сторонами, по которому администрация обязалась с 1 июня начать выплату отпускных сумм в полном объеме работникам, уходящим в отпуск в период с 1 июня. Окончательный срок этих выплат установить с 10 июня; работникам, уходящим в отпуск с 1 июля обеспечить выдачу авансовых платежей за апрель в период с 1 по 10 июня. Стачечный комитет пообещал воздержаться от проведения забастовки.

 

Генеральный директор ОАО «Пензхиммаш» Александр Черницов объявил нерабочими дни до 15 мая, чтобы сотрудники завода могли провести «весенне-летние полевые работы» на своих дачных и приусадебных участках без оплаты за дополнительные выходные. Местный комитет профсоюзной организации ТОО «Электрод-Химмаш» обратился в областной независимый профсоюз «Возрождение» с просьбой дать юридическую обоснованность этому приказу. По мнению юриста профсоюза «Возрождение», приказ издан с нарушением трудового законодательства, и у рабочих есть все основания требовать оплаты за дни вынужденного простоя в размере не ниже 2/3 тарифной ставки установленного разряда. Приказы подобного рода издаются сейчас почти на всех предприятиях Пензы.

9.    ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

В начале мая из министерства обороны в воинские части, дислоцирующиеся в городе Каменке Пензенской области, пришел приказ об их расформировании. Согласно распоряжению министра, часть летчиков будет выведена с территории области к новому месту службы.

Военнослужащие, имевшие приватизированное жилье в городе, срочно стали избавляться от него. Квартиры военного городка, отделанные по меркам евростандарта, считаются в Каменке самыми престижными, а здешняя взлетно-посадочная полоса считается лучшей в Пензенской области. В 1995 году даже начиналось строительство на городском пустыре полноценного аэродрома «Каменка».

В 1994 году микрорайон в 1000 большеметражных квартир улучшенной планировки на деньги западных немцев был выстроен болгарами для военных, выведенных из Германии.

Сейчас жилой массив вместе с садиком и школой и долгами в размере 8 млн. рублей передается на баланс городской администрации Каменки.

Если одна часть 5-тысячного населения военного городка в настоящий момент охвачена ажиотажем продажи квартир, то другая активно пополняет списки городского центра занятости. Возраст этой категории безработных из числа бывших военных не превышает 40-45 лет, некоторые из них уволены в запас, не дослужив до пенсии. После расформирования частей остались не у дел и 350 контрактников. Тяжелые боевые самолеты больше не поднимаются с местного аэродрома.

10.    ХРОНИКА

10.1.    Факты

2 мая глава администрации Пензенской области Василий Бочкарев встретился с членами комиссии, созданной согласно постановлению правительства РФ №402 от 17 апреля «О первоочередных работах по созданию объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», в котором определены сроки завершения разработки проектно-сметной документации на строительство данных объектов на территории субъектов РФ. Постановление обусловливает, что за разработку документации отвечает министерство обороны РФ. В Пензенской области эти документы должны быть подготовлены до 30 декабря 1999 года. Комиссия будет определять возможные площадки размещения объекта, на котором будет производиться уничтожение химических вооружений. В состав комиссии вошли представители всех заинтересованных сторон: министерства обороны, областной администрации, природоохранных организаций, органов госсанэпиднадзора, лесного хозяйства, проектных организаций. Все площадки будут отбираться с учетом требований экологической безопасности.

Сейчас невозможно назвать даже примерные сроки начала строительства объекта. В Пензенской области химические боеприпасы хранятся на базе ВВС в поселке Леонидовка в нескольких километрах от Пензы. Более десятка авторитетных экспертов остались довольны состоянием дел и уровнем безопасности на этой базе.

5 мая губернатор Василий Бочкарев, председатель облсовпрофа Александр Глухов, управляющий региональным отделением фонда социального страхования РФ Владимир Котов подписали совместное постановление №485 «О мерах по организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в 1998 году».

Документом определяется комплекс мер по организации летнего отдыха и оздоровления детей из многодетных, малообеспеченных семей, семей беженцев и переселенцев, детей безработных граждан, детей-инвалидов, детей-сирот. Как и прежде, будут организованы лагеря труда и отдыха старшеклассников, детские лагеря с дневным пребыванием на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Предусмотрена и организация областного оборонно-спортивного лагеря.

Постановление устанавливает «родительскую плату за путевки в оздоровительные лагеря не более 10 процентов стоимости путевки», предусматривает обеспечение бесплатными и льготными путевками в детские оздоровительные лагеря детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей.

5-6 мая на территории области проходил пятый этап веломарафона «Чернобыль-2000». Цель участников веломарафона — привлечь внимание российской общественности к проблемам, связанным с катастрофой на чернобыльской АЭС. Областная администрация оказала участникам благотворительной акции всестороннюю помощь. 6 мая участники веломарафона пересекли границу с Саратовской областью, на территории которой, как известно, расположена Балаковская АЭС.

8 мая глава администрации Пензенской области Василий Бочкарев направил письмо в адрес ряда учреждений социальной защиты, получивших в 1994 году приватизационные чеки. Губернатор предложил руководителям этих организаций представить информацию об использовании приватизационных чеков, выданных им в соответствии с постановлением главы администрации Пензенской области А.Ковлягина №283 от 25.05.94 г. Согласно указанному постановлению, предполагалось использовать приватизационные чеки «в целях повышения социальной защищенности отдельных категорий граждан области согласно установленным правилам». Тогда 90 тысяч ваучеров получили 47 организаций, в основном детские дома и дома престарелых.

14 мая истек срок представления информации об эффективности использования приватизационных чеков руководителями учреждений социальной защиты. После соответствующей аналитической обработки подробную информацию по данному вопросу обещано обнародовать.

16 мая в Нижнем Ломове областной правозащитный комитет провел конференцию «Защита конституционных прав допризывников и солдат срочной службы».

18 мая вице-губернатор Игорь Чудновский побывал на Нижнеломовском электромеханическом заводе.

20 мая губернатор Василий Бочкарев подписал постановление №558, которым создал постоянно действующую комиссию по контролю за состоянием платежей за топливно-энергетические ресурсы. Председателем комиссии назначен и. о. первого заместителя главы администрации Пензенской области Игорь Чудновский, заместителем председателя — вице-мэр Пензы по экономике Валерий Беспалов. По словам Игоря Чудновского, основное отличие данной комиссии от ранее существовавших в том, что она — постоянно действующая. Члены комиссии — представители администрации области и областного центра, а также специалисты энергоснабжающих предприятий будут ежедневно контролировать состояние дел и оперативно решать возникающие вопросы. Постановлением определено, что в срок до 10 июня комиссия должна разработать программу по реструктуризации задолженности и обеспечению своевременной оплаты текущих платежей за электро- и теплоэнергию.

Постановлением главы администрации Пензенской области №607 образована научно-техническая экспертная комиссия администрации Пензенской области.

Комиссия создана с целью обеспечения творческого и делового взаимодействия предприятий и организаций всех форм собственности, создания благоприятных условий для бизнес-контактов между участниками инвестиционного рынка, поиска и привлечения инвесторов для реализации и поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов, оказания научной и практической помощи администрации области в решении сложных вопросов, связанных с реструктуризацией экономики области и выводом ее из кризисного состояния.

В состав комиссии вошли ведущие пензенские ученые-экономисты, работники административных органов, курирующие вопросы экономики, и руководители успешно работающих промышленных и коммерческих предприятий области. Председателем комиссии назначен и. о. первого заместителя главы администрации Пензенской области Игорь Чудновский.

Губернатор Василий Бочкарев внес в Законодательное собрание области предложение о повышении минимальной заработной платы до 400 рублей.

Сотрудникам УВД и РОВД области еще не выдавали зарплату за апрель.

В середине мая Совет работников образования и культуры Пензы заявил, что намерен 1 июня, в День защиты детей, провести Марш-протест в защиту детства по маршруту «Пенза-Москва» «против существующего отношения к детству, материнству и семье в нашем государстве».

«Мы не можем дальше мириться с таким падением уровня жизни наших людей и поэтому требуем от президента и правительства России изменения курса реформ в сторону человека-труженика,» — заявили члены Совета.

С 18 по 30 мая в Пензенской области производилась выплата компенсаций вкладчикам (акционерам) финансовых компаний — инвалидам ВОВ первой группы, пострадавшим в результате краха «финансовых пирамид». Компенсировались суммы вкладов в пределах 1 тысячи.

Отдел по ценным бумагам и фондовому рынку администрации Пензенской области совместно с областным фондом защиты вкладчиков и акционеров продолжит работу по регистрации вкладчиков — инвалидов ВОВ второй и третьей групп.

31 мая прошло празднование 335-летие Пензы. Кроме традиционных увеселений и народных гуляний на Фонтанной площади, впервые в 20-м веке на площади Ленина перед монументом вождя мирового пролетариата играли в стрит-бол (то же, что футбол, только на улице). Организаторы беспрецедентной акции — думская фракция «ЯБЛОКО» и пензенское отделение ООО «ЯБЛОКО» (на празднование Дня города 29 мая в Пензу прибыл руководитель аппарата думской фракции «ЯБЛОКО» Валерий Горячев).

Главным событием Дня города стал концерт Филиппа Киркорова на стадионе «Труд». Зрелище, начавшееся в 20 часов и изобиловавшее спецэффектами, завершилось в 23 часа.

 

10.2.    Слухи

В политических кругах имеет хождение версия о том, что в самом ближайшем времени Александра Калашникова на посту мэра сменит и.о. главы Железнодорожного района Светлана Пинишина.

Наблюдатели не исключают, что в управляющие делами областной администрации будет переведен Геннадий Платонов, недавно назначенный заместителем управделами Вячеслава Сатина.

Руководителем пресс-службы Пензенской городской Думы назначен Анатолий Левус, ранее работавший пресс-секретарем губернатора Анатолия Ковлягина.

В УФСБ опасаются, что новым шефом может быть назначен заместитель начальника управления по кадрам Александр Гришин.

По словам некоторых политиков, начальник аналитического центра обладминистрации Александр Князев уволен за нелестный отзыв о молодых соратниках Василия Бочкарева.

10.3.    Формы хозяйствования на селе

Администрация Василия Бочкарева одним из своих приоритетов провозгласила всемерное стимулирование развития частных форм хозяйствования на земле. Сегодня потенциал личных крестьянских подворий по разным причинам используется не в полной мере. Развитие частных хозяйств сдерживается. Навести порядок в вопросах собственности на землю и ее использования призвано постановление главы администрации Пензенской области №506 от 5 мая. В соответствии с постановлением правительства РФ №195 от 28 февраля 1995 года на территории Пензенской области введена общая долевая собственность на землю, что привело к образованию в целом по области 201,8 тысячи собственников земельных долей. Основная часть граждан внесла свои доли в уставные капиталы вновь образованных сельскохозяйственных предприятий. Но до настоящего времени большинство предприятий, использующих земли собственников, не заключили с ними договоры. Права собственников нарушаются в Иссинском, Каменском, Камешкирском, Лопатинском, Лунинском, Малосердобинском, Мокшанском и других районах. Люди лишены возможности получать арендную плату за землю как в денежном выражении, так и в виде продукции и услуг.

Глава администрации Пензенской области В.Бочкарев обязал чиновников в 3-месячный срок заключить договоры со всеми собственниками земельных долей и провести разъяснительную работу среди сельского населения о правах собственников земельных долей и способах их использования.

12 мая глава администрации Пензенской области Василий Бочкарев посетил фирму «Пекоф», где встретился с коллективом предприятия и ответил на многочисленные вопросы сотрудников фабрики.

В частности, рабочих беспокоит тот факт, что сегодня сырье — кожу — фирма «Пекоф» вынуждена закупать за границей, в то время как в нашей области имеются мощности для его производства. Руководство фабрики обратилось к губернатору с просьбой оказать помощь в установлении партнерских отношений с местными производителями кож. Например, в Кузнецке имеются значительные производственные мощности, которые можно было бы задействовать для обеспечения «Пекоф» сырьем. Эта просьба нашла живой отклик у губернатора. Ориентация на собственные ресурсы, на внутренние инвестиции — один из главных приоритетов его политики.

10.4.    Инвентаризация бюджетной сферы

14-15 мая исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации Пензенской области Евгений Голяев провел серию совещаний с руководителями всех департаментов, комитетов, управлений и отделов областной администрации, финансируемых из областного бюджета, а также с руководителями финансовых органов области по вопросу реализации указов президента РФ и постановлений главы области о мерах по оздоровлению государственных и муниципальных финансов и дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

Решено провести инвентаризацию бюджетной сети, численности, условий труда и социального обеспечения работников.

Материалы инвентаризации рассмотрит специальная комиссия, которая утвердит лимиты потребления электро- и теплоэнергии по каждому учреждению в отдельности, даст рекомендации по реструктуризации бюджетных обязательств в течение 1998 — 1999 годов, предусмотрев их сокращение. По итогам инвентаризации в срок до 1 июля предполагается уточнить и представить на утверждение главе области перечень учреждений и организаций, финансируемых за счет областного бюджета.

Вся эта работа делается для подготовки и заключения в дальнейшем соглашения с правительством РФ «Об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи из федерального бюджета».

10.5.    Визиты

10 мая на ст.Леонидовка под Пензой с целью инспектирования местной авиахимбазы побывала международная делегация в составе англичанина, француза, японца, корейца и китайца.

18 мая по приглашению мэра Александра Калашникова в Пензу прибыла делегация из китайского города Ланьчжоу (административный центр провинции Ганьсу) в составе 12 человек (директора предприятий фармацевтической, пищевой, швейной промышленности, руководитель строительной компании и заместитель мэра Ланьчжоу Ван Эньвэй).

Цель визита: ознакомление с промышленными предприятиями Пензы и установление дружеских отношений с мэрией Пензы.

Китайцы посетили комбинат медпрепаратов «Биосинтез», макаронную фабрику, швейную фабрику им. Клары Цеткин и дрожжевой завод. К дрожжам китайские товарищи остались равнодушны. На берегах Великой Желтой реки этот продукт не используется. А вот швейная фабрика китайцев очень даже заинтересовала. 22 мая, китайцы после встречи с мэром Александром Калашниковым уехали на родину.

21 мая делегация Пензенской области в составе губернатора Василия Бочкарева, первого вице-губернатора Евгения Голяева, председателя Законодательного собрания Юрия Вечкасова и руководителя аппарата Законодательного собрания Валерия Лидина приняла участие в работе заседания Совета Ассоциации «Большая Волга». На заседании принят ряд важных обращений к президенту и правительству РФ, в частности, по вопросам оборонно-промышленного комплекса. В обращении руководители субъектов Федерации, входящих в Ассоциацию, излагают свое видение проблем и предлагают пути решения насущных задач, стоящих перед ВПК. Кроме этого, принято решение о создании в волжском бассейне Российского акционерного общества (РАО) «Возрождение Волги», через которое предполагается вести адресное финансирование природоохранных программ, мероприятия по восстановлению водных ресурсов региона.

 

По приглашению Василия Бочкарева в ближайшее время Пензу посетит член правления РАО «Газпром» В.Никишин. Он занимает должность генерального директора ООО «Межрегионгаз», которое является основным посредником между производителем газа — РАО «Газпром» — и региональными потребителями топлива.

Предполагается, что, кроме переговоров с главой администрации Пензенской области о путях дальнейшего сотрудничества, В.Никишин проведет ряд встреч с руководителями предприятий, являющихся партнерами «Газпрома», рассмотрит новые деловые предложения, ознакомится с возможностями развития отношений.

 

24 мая в Пензу приехал депутат Госдумы от фракции КПРФ Юрий Лыжин.

 

25 мая в эфире пензенского ТВ в первой передаче «Час губернатора» прозвучало, что с 26 мая начнется форсированное погашение долгов по пенсиям. Но и по прошествии недели майские выплаты по-прежнему задерживались. По состоянию на 1 июня пенсионный фонд рассчитался по майским пенсиям лишь на 10 процентов. Пенсионный фонд готовит проект постановления губернатора о том, чтобы временно вернуться к практике компенсации пенсионной задолженности продуктами питания, лекарствами и прочими товарами первой необходимости через социальные магазины.

 

26 мая первый вице-губернатор Игорь Чудновский обсудил с начальником Центрального вещевого управления Министерства обороны РФ генерал-майором Н.Дементюком обсудил вопросы поставок продукции предприятий легкой промышленности области по государственному заказу.

 

26 мая делегаты 5 съезда КПРФ Борис Зубков (первый секретарь ОК КПРФ), Нинель Новосельцева (секретарь ОК КПРФ) и Юрий Лыжин (депутат Госдумы от фракции КПРФ) провели пресс-конференцию. Борис Зубков отметил, что на фоне других регионов России Пензенская область выглядит с экономической точки зрения «погано». Основной задачей власти он назвал конкретные шаги по укреплению производства, но лидера пензенских коммунистов беспокоят первые шаги Бочкарева в этом направлении. Через 2 дня после инаугурации между Зубковым и Бочкаревым состоялась конфиденциальная беседа. «Не делай никаких резких шагов. Не спеши менять кадры не только районных звеньев, но и на областном уровне», — посоветовал губернатору партийный вожак.

 

В Нижнеломовском районе по указанию МВД проведена секретная операция, в результате которой вскрыто хищение спирта в крупных размерах. Подготовка к оперативным мероприятиям держалась в строгой тайне даже от сотрудников милиции, поскольку имелась информация о причастности к преступному промыслу работников правоохранительных органов. В итоге акция завершилась задержанием спиртовоза, перевозившего 17 тонн спирта, похищенного на Майоровском спиртзаводе в Нижнеломовском районе. По некоторым неофициальным экспертным оценкам, в переводе на водку стоимость похищенного исчисляется 1,2 млн. деноминированных рублей. Задержаны четверо подозреваемых, в том числе и возглавлявший преступную группу директор завода. Не исключено, что в ходе расследования будут вскрыты новые криминальные факты в спиртовой промышленности Пензенской области. АО «Пензаспиртпром» являлось одним из главных инвесторов предвыборной кампании теперь уже бывшего губернатора Анатолия Ковлягина.

10.6.    Социальная сфера

Комитет по труду и занятости населения администрации Пензенской области определил бюджет прожиточного минимума (БПМ) для основных групп населения области. Расчеты сделаны на основании средних розничных цен, зафиксированных областным комитетом статистики.

По группам населения БПМ выглядит следующим образом:

— мужчины 16 — 59 лет — 474,06 руб. (в том числе продовольственные товары — 236,04 руб.);

— женщины 16 — 54 лет — 418,41 руб. (в том числе продовольственные товары — 198,41 руб.);

— дети до 7 лет — 309,67 руб. (в том числе продовольственные товары — 186,79 руб.);

— дети 7 — 15 лет — 389,19 руб. (в том числе продовольственные товары — 255,27 руб.);

— пенсионеры — 259,36 руб. (в том числе продовольственные товары — 178,81 руб.);

По сравнению с предыдущим месяцем БПМ вырос незначительно — всего на 30 копеек. Это связано, в первую очередь, с удорожанием некоторых продовольственных товаров.

Постановление главы администрации Пензенской области Василия Бочкарева от 27 апреля обеспечило снижение розничных цен на хлеб — основной продукт питания. Это позволяет предположить, что в ближайшие месяцы бюджет прожиточного минимума расти не будет. Окружение нового губернатора поспешило провозгласить, что одно из предвыборных обещаний В.Бочкарева (о хлебе) выполнено.

 

21 мая заместитель директора территориального агентства федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Пензенской области Олег Звонов посетил Нижний Ломов, где на ОАО «Факел» (спичечной фабрике) сложилась критическая ситуация вследствие большой кредиторской задолженности в бюджет и внебюджетные фонды.

Вместе с представителями кредиторов Олег Звонов провел встречи с профсоюзными лидерами и представителями трудового коллектива, акционерами предприятия. Принято решение не форсировать вопросы банкротства ОАО «Факел» и дать коллективу шанс самостоятельно решить вопрос о поиске инвестора. Если в течение года предприятию удастся погасить задолженность перед кредиторами — бюджетом и внебюджетными фондами, пенсионным и фондом социального страхования, — претензии будут сняты. На фабрике будет назначен конкурсный управляющий, который займется подготовкой ОАО «Факел» к продаже: произведет оценку основных фондов и оборотных средств, поможет руководству АО выявить и задействовать скрытые резервы.

 

27 мая губернатор Василий Бочкарев подписал постановление №606, которым утвердил областную целевую программу «Медицинское оборудование в лечебно-профилактических учреждениях области». Необходимость принятия специальной программы продиктована тем, что сегодня оснащенность лечебных учреждений в Пензенской области, особенно на селе, значительно отстает от современного уровня.

Предусмотрено, что программа будет действовать и в следующем году. На ее осуществление областная исполнительная власть затратит 2 180 000 рублей.

 

22 мая первый вице-губернатор Евгений Голяев провел совещание по вопросу подготовки открытого тендера (конкурса) на заключение с администрацией договоров на поставку медикаментов для нужд области. В работе совещания принимали участие руководители областного управления здравоохранения и областного финансового управления, директора крупнейших пензенских предприятий — оптовых поставщиков медикаментов — и главные врачи крупных городских больниц. На данном этапе необходимо выработать такие условия конкурса, которые бы гарантировали максимальное соблюдение интересов как лечебных учреждений и бюджета области, так и предприятий-поставщиков.

 

 

28 мая губернатор Василий Бочкарев впервые в качестве главы администрации Пензенской области вел личный прием граждан. На прием записалось 40 человек, но в результате было принято 57. В течение шести часов без единого перерыва губернатор выслушивал просьбы и предложения своих земляков и тут же принимал необходимые решения.

Вместе с ним в приеме участвовали: начальник управления по информации, культуре и связям с общественностью администрации Пензенской области В.Сазанов, начальник юридического отдела областной администрации А.Колюбанов, начальник областного отдела юстиции Г.Молев и начальник жилищного отдела администрации города Пензы Т.Лисунова.

Губернатора неприятно удивил тот факт, что подавляющее большинство вопросов, с которыми к нему пришли люди, должно быть адресовано городским властям и персонально мэру Пензы А.Калашникову.

 

В мае воображение пензенцев поразило решение областного управления здравоохранения: отныне ежедневно с 9 до 11 часов все главные специалисты должны находиться на рабочих местах (по выходным будут организованы дежурства), обеспечивая для граждан возможность обращения по интересующим их вопросам, что, по замыслу авторов, автоматически подразумевает их более успешное решение. Эта же участь постигнет и главных врачей лечебных учреждений. Более того, начальник управления Виктор Лазарев убежден, что найдутся и недовольные этим решением, но с «саботажниками» будут бороться.

Необходимость принятия решения связана с желанием лучше узнать потребности жителей области, претензии к службам здравоохранения. Одно непонятно: главные специалисты, как и главные врачи, всегда имели утвержденные дни и часы приема граждан. Наблюдатели расценили действия Лазарева как попытку удержаться в кресле главного медика области.