Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ДРЕЙЛИНГ

НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ
в июне 1998 года

1.    АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЬ

Новый губернатор Красноярского края А.Лебедь входит в число наиболее реальных претендентов на пост главы государства во время выборов Президента РФ в 2000 году, хотя генерал после триумфальной победы на выборах главы края подчеркивает свое нежелание говорить на тему предстоящих выборов президента и своего гипотетического в них участия. Тем не менее уже в течение двух месяцев А. Лебедь по результатам опросов, проводимых Фондом «Общественное мнение», занимает второе место среди электоральных предпочтений россиян — 12-14% опрошенных высказывают свое намерение отдать свой голос генералу в том случае, «если выборы президента состоятся в ближайшее воскресенье».

Рейтинг А.Лебедя в списке 100 ведущих политиков России, который ежемесячно публикуется «Независимой газетой», снизился почти на 1 балл и составил 4,6 (в мае 5.47), в результате чего губернатор Красноярского края переместился с 10 места на 19 [[1]]. Однако снижение рейтинга влияния А. Лебедя в июне вполне объяснимо: высокий балл в мае обусловлен громкой победой генерала на выборах главы Красноярского края, а в июне деятельность А.Лебедя была в основном направлена на укрепление собственных позиций внутри региона, а потому для столичных экспертов фигура нового красноярского губернатора отошла несколько в тень.

Как уже говорилось выше, в прошедшем месяце усилия новоиспеченного красноярского губернатора были в первую очередь направлены на выстраивание «властной вертикали» на уровне региона. Одним из первых нормативных актов, вышедших из-под пера нового губернатора, стал закон «О досрочном отзыве губернатора», авторство которого принадлежит самому А.Лебедю. Согласно закону, для того, чтобы назначить референдум по вопросу о досрочном прекращении полномочий губернатора края, достаточно собрать подписи 20 тысяч человек (это меньше, чем требовалось для регистрации кандидатом на пост главы администрации Красноярского края). Однако вряд ли в ближайшее время кто-либо пожелает воспользоваться возможностью поставить вопрос о недоверии А.Лебедю, так как команда нового губернатора Красноярского края проводит политику искоренения и маргинализации любой возможной оппозиции генералу.

Руководство красноярского КПРФ нейтрализовано поддержкой, оказанной генералу рядовыми коммунистами во время губернаторских выборов, и поэтому вряд ли решится на резкие шаги в адрес нового губернатора. Один из возможных лидеров демократической оппозиции мэр Красноярска Петр Пимашков (в краевом центре в первом и втором туре большинство избирателей отдали свои голоса прежнему главе администрации В.Зубову) был приглашен на пост одного из заместителей губернатора, что стало равнозначно покупке лояльности со стороны власти краевого центра. Можно не сомневаться в том, что команда А.Лебедя, используя уже опробованные в ходе губернаторской кампании технологии, на выборах нового мэра Красноярска добьется победы своего кандидата.

Структура администрации Красноярского края построена по принципу федерального кабинета министров, где ключевую роль играет глава правительства В.Овчинников, ранее бывший заместителем Зубова по внешнеэкономическим связям. Сам А.Лебедь отводит себе в роль «президента» Красноярского края, выступая в роли арбитра во взаимоотношениях различных ветвей власти, а также выполняя представительские функции на уровне Федерации и во взаимоотношениях с потенциальными инвесторами. Впрочем, А.Лебедь никогда и не скрывал, что видит свою задачу в том, чтобы сделать эффективной работу административного аппарата, который и должен заниматься хозяйственной деятельностью, то есть в противовес распространенной среди губернаторов модели «крепкого хозяйственника», А.Лебедь намерен реализовать модель «эффективного политика».

Ключевые посты в администрации получили представители интересов крупнейших предприятий края КрАЗа и «ТАНАКО». В сфере «паблик рилейшенз», значимость которой для такого политика, как А.Лебедь, трудно переоценить, работают московские специалисты, взявшие под свой контроль практически все информационные потоки на уровне региона. Причем, судя по всему команда А.Лебедя в области информационной политики не собирается замыкаться на уровне Красноярского края. По информации, опубликованной в центральной прессе, в настоящее время окружение А.Лебедя ведет работу по созданию в крае мощной пропагандистской машины, основой для которого должен стать коммуникационный холдинг, включающий основные электронные и печатные СМИ региона. Новый информационный холдинг должен стать альтернативой общероссийским телекомпаниям и намерен распространить свое вещание практически на всю территорию Центральной и Восточной Сибири, для чего на сегодняшний проводятся переговоры с несколькими японскими фирмами, производящими телерадиотрансляционное оборудование большой мощности, и прощупывается почва на предмет получения вещательной частоты на одном из японских телерадиотрасляционных спутников. Согласно данной информации, возглавит холдинг депутат краевого Законодательного собрания от движения «Честь и Родина» А.Клюкин, являющимся генеральным директором телекомпании «ТВК-6». Известно, что 85% акций телекомпании принадлежит КрАЗу, генеральный директор которого входит в ближайшее окружение А.Лебедя, а сама компания является стратегическим партнером телекомпании «ТВ-6» в этом регионе и ретранслятором ее программ. Пока идея создания информационного холдинга находится на стадии переговоров с потенциальным участниками. При этом у администрации края могут возникнуть проблемы с получением разрешений от федерального министерства связи, а также во взаимоотношениях с другими федеральными органами, в первую очередь с Федеральной службой по телевидению и радиовещанию и ВГТРК, которая намерена сама на базе региональных телекомпаний создать информационный холдинг [[2]].

На федеральном уровне деятельность А.Лебедя пока не слишком заметна. В начале июня он принял участие в сессии Совета Федерации, однако никаких громких заявлений или инициатив от нового губернатора не последовало. Лебедь заявил, что в течение ближайшего месяца определит место в Совете Федерации. На встрече с председателем Совета Федерации А.Лебедь вновь озвучил идеи, которые он неоднократно высказывал в ходе избирательной кампании: децентрализация финансовой системы, расширение полномочий субъектов Федерации в межбюджетных отношениях с Центром и т.д. По словам пресс-службы красноярского губернатора, Е.Строев с пониманием отнесся к предложениям А.Лебедя, в связи с чем генерал «рассчитывает поменять существующую систему, хотя и не сразу». Сам Е.Строев никак не прокомментировал встречу с новым членом Совета Федерации.

Обратил на себя внимание тот факт, что новый губернатор Красноярского края с явным неудовольствием воспринял инициативу Е.Строева о включении его в состав комиссии по осетино-ингушскому конфликту, заявив, что еще никому не удавалось «без меня меня женить». Это говорит о том, что А.Лебедь намерен самостоятельно определять тон и характер действий по отношению к своим партнерам на уровне Федерации. В этом контексте логичным выглядит отказ красноярского губернатора подписать с федеральным правительством соглашение «О стабилизации финансов», тем самым отложив решение денежных разногласий на неопределенный период. Обращает на себя внимание и подчеркнутое отсутствие интереса к встрече с президентом — «вопросов к президенту у меня нет», что косвенно также говорит, что новый губернатор стремится как можно более дистанцироваться от нынешнего хозяина Кремля. Формальный повод для встречи губернатора и Президента РФ – подписание пакета соглашений по договору о разграничении полномочий между Красноярским краем и федеральными органами власти, — перенесен на осень, однако сам А.Лебедь отмечает, что особенной нужды встречаться по этому вопросу именно с президентом нет, так как со стороны Центра эти документы подписывает не глава государства, а премьер-министр.

В июне А.Лебедь привлекал к себе внимание в основном имиджевыми акциями, типа встречи с деятелями культуры в помещении представительства Красноярского края или вручения ему премии мира в Германии за заслуги в прекращении военных действий в Чечне. Наиболее интересной в этом ряду стала учредительная конференция «Миротворческой миссии на Северном Кавказе», которая прошла по инициативе А.Лебедя в Пятигорске. В работе конференции приняли участие делегации из 9 субъектов Федерации, в том числе и из Чечни, хотя следует отметить, что регионы были представлены далеко не первыми лицами (исключение составила делегация Ставропольского края, которую возглавлял председатель правительства С.Ильясов). Главную роль на учредительной конференции нового общественного движения играл, естественно, А.Лебедь, который заявил, что в условиях вакуума осмысленной политике в регионе со стороны федеральной власти он ставит перед собой цель «послужить делу мира на Северном Кавказе», выполняя тем самым «предначертание свыше». Никаких новых инициатив по стабилизации обстановки на Северном Кавказе во время конференции озвучено не было, если не считать довольно неожиданного предложения А. Лебедя объединить все северокавказские республики и края в один Северокавказский край, «что позволит забыть о перекройке административных границ, суверенизации, непомерных амбициях политических элит при минимуме образования». Данное предложение было встречено весьма холодно практически всеми участниками конференции, что, однако, не смутило А.Лебедя, отметившего, что другой реакции он и не ожидал. По всей видимости, в условиях дефицита идей по стабилизации ситуации в этом регионе, А.Лебедь готов озвучивать самые невероятные предложения с целью закрепить свое преимущество на этом поле.

По результатам конференции так и не стало понятно, чем именно будет заниматься «Миротворческая миссия на Северном Кавказе» и в каких отношениях она будет находится с региональными и федеральными органами власти. Судя по тому, что А.Лебедь отказался войти с состав комиссии Совета Федерации по урегулированию осетино-ингушского конфликта, генерал намерен вести самостоятельную политику на Северном Кавказе, цель которой достаточно прозрачна — получение определенных политических дивидендов для участия в выборах главы государства в 2000 году. Для этого выделяются значительные финансовые средства (как было заявлено на конференции, новое общественная организация финансовых трудностей не испытывает), которые, в частности, пойдут на выпуск собственной газеты «Миротворческой миссии…», вкладыша в одном из высокорейтинговых изданий, получение времени на телевидении [[3]]. Можно говорить о том, что А.Лебедь на сегодняшний день намерен начать свою избирательную кампанию с Северного Кавказа.

2.    ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ (ЛДПР)

Либерально-демократическая партия России, несмотря на всю внешнюю яркость лидера партии, находится в тени политических процессов, происходящих в России. На сегодняшний день вряд ли кто-либо серьезно рассматривает возможность победы ЛДПР на думских выборах в 1999 году (хотя 5% барьер партия скорее всего преодолеет) или же победы В. Жириновского на выборах Президента РФ в 2000 году, хотя с большей долей вероятности можно утверждать, что лидер ЛДПР выставит свою кандидатуру на выборах главы государства. Скорее всего В.Жириновский руководствуется олимпийским принципом «Главное не победа, а участие», так как во время своих последних пресс-конферениций он неоднократно заявлял, что видит себя президентом не ранее 2004 года. Однако тема парламентских и президентских выборов достаточно часто обсуждается как самим лидером партии, так и его ближайшими соратниками. И здесь можно выделить два тезиса в рассуждениях лидеров либерал-демократов.

Первый – необходимость смены президента, причем В.Жириновский в своих выступлениях высказывает уверенность в том, что Б.Ельцин фактически неизбираем на третий срок, однако «партия власти» не рассматривает других кандидатов, и будет вновь его двигать на пост главы государства, чему оппозиция должна противодействовать. «..нужен другой президент. Грамотный и настоящий патриот. Предлагать что-либо Борису Николаевичу просто бессмысленно. Он воспринимает только нашептывание своего ближайшего окружения. А что это за окружение, его интересы нам всем хорошо известны. И результаты реформ у нас на виду» [[4]].

Второй – противодействие планам «партии власти» возможно только посредством объединения всех оппозиционных сил. Это новый момент в тактике ЛДПР, которая до последнего времени не была замечена в приверженности блоковой политике, а, напротив, гордилась своим уникальным местом на российском политическом пространстве. На последнем съезде ЛДПР было заявлено, что партия намерена «сформировать блок патриотических партий и движений «За новую Россию» на принципах исторических моральных ценностях народа: духовности, патриотизма, стремления к социальной справедливости». 10 июня по инициативе В.Жириновского в здании Госдумы прошел «круглый стол» на тему «Возможно ли появление общероссийского лидера-патриота» с приглашением представителей коммунистических партий, на котором лидер ЛДПР перед лицом «угрозы Лебедя» призвал своих коллег по оппозиции к объединению. «И мы должны понять, что внутри России нас все время будут загонять в угол. Мы в отдельности ничего не добьемся. Мы нападаем друг на друга, а власти это и надо, чтобы кнутом и пряником делить нас и наши территории, чтобы у нас еще появлялся национальный момент… Поэтому надо объединится, попробовать. Никогда нельзя все делать раз и навсегда. Надо попробовать объединиться вот сейчас на выборах 1999 года, создать мощный оппозиционный блок…. Надо создать мощное оппозиционное движение. Мы должны выйти все вместе, забыв идеологию, противоречия, стиль работы, и помнить только об одном – об объединенной оппозиции. Нас много, и мы должны провести большинство депутатов в Госдуму и провести нашего кандидата на пост президента. Выбрать его, под него начать сплачиваться и сказать, что он – объединенный кандидат на пост президента» [[5]].

Однако остается неясным, какую роль в оппозиционном блоке лидер ЛДПР отводит своей партии, и кого В.Жириновский видит в качестве кандидата на пост президента. Вопрос о лидерстве, как правило, становится камнем преткновения для большинства коалиций, даже между идеологически близкими партиями и движениями. Сам В.Жириновский заявляет, что не стремится к лидерству и не рассматривает блок «За новую Россию» (состав участников этого блока неизвестен) «старшим товарищем» по отношению к возможным союзникам из коммунистической оппозиции. Однако объединение ЛДПР и коммунистов вряд ли произойдет из-за явной бесперспективности такого политического союза: объединение с infant terrible российской политики скорее оттолкнет от коммунистов значительную часть электората, чем привлечет новых сторонников. К тому же не исключено, что В.Жириновский, декларируя готовность к диалогу с коммунистами, на самом деле стремиться расколоть коммунистическое движение, что на руку только «партии власти».

Несмотря на готовность пойти на политический союз с КПРФ и другими коммунистическими организациями, лидеры ЛДПР выступают против главной инициативы коммунистов последних двух месяцев – начала процедуры импичмента. Заместитель председателя ЛДПР С.Жебровский в интервью газете «ЛДПР» заявил, что импичмент – «это показуха активной борьбы с Кремлем», а потому «мы не будем заниматься обманом людей. Мы, конечно, знаем какой шум поднимут против на желающие попасть в Думу коммунисты, но предпочитаем все равно говорить людям правду, какой бы горькой она для них ни была, и не будем подсовывать ложь под видом борьбы с антинародной властью» [[6]].

3.    СОЦИАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В последние несколько месяцев наблюдается процесс консолидации партии и движений социал-патриотической ориентации вокруг наиболее перспективных, с точки зрения победы на выборах Президента РФ, политических персон, среди которых в первую очередь необходимо выделить лидера Российского общенародного союза С.Бабурина и мэра Москвы Ю.Лужкова.

3.1.       Российский общенародный союз (РОС)

Как известно, на последнем внеочередном съезде РОС, который состоялся 4 апреля, было принято решение выдвинуть на выборах президента в 2000 году кандидатуру С.Бабурина, а также создать к парламентским выборам широкий блок некоммунистической оппозиции, который должен стать альтернативой коммунистам и демократам. 25 июня в здании Государственной Думы по инициативе РОС состоялось совещание представителей некоммунистической оппозиции, в котором приняли участие С.Бабурин и Н.Павлов (РОС), А.Савельев и А.Шанин (Конгресс русских общин), В.Морозов (движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки»), О.Румянцев и В.Мукусев (Социал-демократическая ассоциация), В.Пронин (СПД «Держава»), А.Севастьянов (Институт проблем диаспоры и интеграции) и т.д.

Главная тема, которая обсуждалась на совещании — создание некоего Консультативного Совета, который должен координировать усилия всех организация, входящих в будущий блок некоммунистической оппозиции. По традиции, на совещании была высказана резкая оценка деятельности фракции КПРФ и «примыкающим к ней депутатским группам» – «парламентская оппозиция на протяжении последних двух лет демонстрирует свою полную недееспособность, по существу являясь надежной опорой нынешнего правящего режима». Однако попытки определить конкретные очертания будущего оппозиционного блока, форму участия в нем организаций, платформу, на которой возможно объединение, ни к чему не привели. В частности, предложение редактора «Националистической газеты», автора известного труда «Национал-капитализм» А.Севастьянова выдвинуть кандидатом в президенты С.Бабурина не было поддержано большинством присутствующих, не желавших обсуждать преждевременно эту тему. В конце концов было принято решение продолжить консультации и следующее совещание провести в начале июля, а в качестве ближайшей перспективы поставлена задача создания Консультативного Совета с участием всех представленных на совещании организаций [[7]].

Что касается перспектив объединения патриотических организаций вокруг фигуры С.Бабурина, то на сегодняшний день большинство коллег лидера РОС ориентированы на другие политические персоны. Бывший руководитель ДПР С.Глазьев является правой рукой спикера Совета Федерации С.Строева, и уже в ряде СМИ появлялась информация о возможности выдвижения главы верней палаты парламента на пост президента. Д.Рогозин (лидер КРО) и О.Румянцев, по некоторым данным, в большей степени ориентированы на Ю.Лужкова: последний активно стремится включить в работу Социал-демократической ассоциации участников «лужковского» блока – Промпартию, Партию самоуправления трудящихся, клуб «Реалисты», а Д.Рогозин на одной из последних пресс-конференция весьма уважительно отозвался о мэре Москвы, предположив, что Ю.Лужков выдвинет свою кандидатуру даже в том случае, если на выборы пойдет Б.Ельцин, причем скорее всего станет «фаворитом президентской гонки».

Пока в поддержку кандидатуры С.Бабурина высказываются достаточно маргинальные фигуры, как А.Севастьянов или лидер Национал-республиканской партии Н.Лысенко. Однако С.Бабурин по-прежнему претендует на лидерство, пусть даже неформальное, среди некоммунистической оппозиции. В начале июня лидер РОС дал интервью газете «Правда-5» с изложением своего политического кредо. Бабурин вновь констатировал тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, вызванную тупиковым курсом реформ и отсутствием у власти каких-либо осмысленных представлений, в каком направлении должна двигаться Россия. При этом, по мнению С.Бабурина, сложная социально-экономическая ситуация, политический кризис во властной элите накладывается на «глубокий кризис в рядах российской оппозиции, без преодоления которого немыслимо какое-либо осмысленное движение вперед».

Лидер РОС выделил два основных признака кризиса в рядах оппозиции:

1)    идейно-политический, то есть разногласия как между партиями, входящими в Народно-патриотический союз, так и внутри партий;

2)    отказ от действий в рамках парламентской деятельности, которые могут создать новую политическую ситуацию в стране.

По сути, С.Бабурин в своем интервью выносит приговор всей коммунистической оппозиции, прогнозируя в ближайшее время падение ее популярности, в результате чего повысится роль некоммунистической оппозиции в лице РОС и близких к нему партий и движений: «Все это означает одно – очевидную маргинальность как коммунистической, так и либеральной доктрины для России, в силу чего их носители…., чтобы обеспечить свое элементарное политическое выживание, вынуждены прибегать к мимикрии. РОС в подобной мимикрии не нуждается, поскольку еще в 1991 году мы заявили о необходимости синтеза патриотизма, народовластия и многоукладной экономики…».

Лидер РОС высказал свое мнение о возможной форме государственного устройства в случае победы патриотических сил на выборах (С.Бабурин постоянно подчеркивает, что является сторонником мирных, ненасильственных методов борьбы за власть). По его мнению, традиционная западная форма народовластия в лице демократии не в состоянии решить проблемы современной России, поэтому «все большее число трезвомыслящих патриотов задаются простым вопросом о самой возможности принципиально изменить ситуацию в России, используя обычные парламентские методы. Именно по этой причине все чаще раздаются голоса в пользу национальной диктатуры или диктатуры… национальных интересов, единственной способной обеспечить хотя бы минимум социальной справедливости и отстоять национально-государственные интересы России».

Кроме того, очень показательно, что С.Бабурин, достаточно осторожный политик, в ходе интервью высказал свое отношение к «еврейскому вопросу», допустив высказывания. которые можно трактовать как антисемитские. Как правило, политики патриотической ориентации предпочитают не высказываться на эту тему, опасаясь подвергнуться нападкам со стороны СМИ, поэтому заявление С.Бабурина об его отношении к евреям можно расценивать как некий реверанс в сторону радикально-националистических организаций, в последнее время с интересом рассматривающих возможность политического союза с РОС. «Ведь это факт, что значительная часть населения все увереннее начинает отождествлять нынешний режим с узкой группой еврейских банкиров.… Лихорадочная активность Березовского в последнее время подталкивает людей к мысли, что именно он влияет на многие решения Ельцина. Если добавить к этому ситуацию на телевидении, куда годами не могут пробиться не только русские, но и многие люди других национальностей, даже если это самые уважаемые в обществе писатели, художники и ученые, то общая картина становится совсем удручающей и откровенно опасной» [[8]].

3.2.       Социал-патриотическое движение «Держава»

Наметились значительные противоречия между коммунистической и патриотической составляющими Народно-патриотического союза России (НПСР). В конце июня движение «Держава» неожиданно выступила с инициативой расширения состава участников НПСР в пользу представителей некоммунистической оппозиции.

В специальном заявлении «Державы». представленном участникам НПСР, предлагается расширенный план действий, альтернативный «Программе действий НПСР до 2000 года». В заявлении предлагается разрешить кризис, в котором находится левопатриотическая оппозиция, за счет привлечения участников «лужковского блока» в лице Партии самоуправления трудящихся, клуба «Реалисты», Промышленной партии А.Вольского. «Сегодня коалиция левых и патриотических сил находится в глубоком кризисе. Продолжающийся почти месяц правительственный кризис только усугубил его и вскрыл противоречия в НПСР. Несмотря на это, ситуация не представляется безнадежной. <…> В это движение смогут входить организации, которые ввиду открытой политической оппозиционности НПСР в настоящее время не могут участвовать в нашей деятельности, так как находятся в зависимости от существующей власти. <…> Такое партнерство должно быть рассчитано как на парламентские, так и на президентские выборы. В организационном, политическом и материальном плане мы взаимно дополняем друг друга. У НПСР – мощная региональная структура и сильное влияние на местах. У наших возможных союзников – безусловная поддержка в столице (а это 10% избирателей) и авторитет в крупных, традиционно поддерживающих существующий режим городах».

Характерно, что авторы данного заявления воздерживаются от распределения ролей внутри гипотетического блока левопатриотов и «лужковцев», откладывая решение этого вопроса на неопределенное время. «Проблема распределения ролей внутри коалиции – вопрос в данном случае второстепенный. Важно внутреннее понимание необходимости такого союза и готовность поступиться собственными амбициями. Коалиция с этими силами позволит в корне изменить отношение к НПСР в СМИ, среди представителей политической и деловой элиты» [[9]].

Однако расширение участников НПСР за счет привлечения некоммунистической оппозиции приведет с значительному ослаблению коммунистической составляющей в левопатриотическом блоке, и авторы этого заявления не могут не понимать последствий расширения коалиции. КПРФ на сегодняшний день не готова к диалогу на равных с более умеренными организациями социал-патриотической ориентации, причем появление в составе НПСР представителей «лужковского» блока с большей долей вероятности приведет к активизации борьбы за лидерство и право единолично апеллировать к оппозиционному электорату. КПРФ по-прежнему претендует на лидерство среди оппозиции и уступать свои позиции Лужкову не намерена, хотя, по некотором данным, в последнее время идут консультации между руководством коммунистов и окружением московского мэра по поводу координации действий на предстоящих в следующем году парламентских выборах. В свою очередь, представители некоммунистической оппозиции в рядах НПСР давно высказывают недовольство гегемонией КПРФ, поэтому возможно переориентация Ю.Лужкова представляется «Державе», а также, видимо, и «Духовному наследию» во главе с А.Подберезкиным, тем стратегически верным шагом, который ведет к освобождению патриотов от опеки коммунистов.



Источники

[1] НГ-сценарий. 1998. №7. С.3.

[2] Сегодня. 1998. 7 июля. С.1-2.

[3] Известия. 1998. 30 июня. С.2.

[4] ЛДПР. 1998. №11. С.1

[5] Сокол Жириновского. 1998. №12. С.5-6.

[6] ЛДПР. 1998. №10. С.1.

[7] Партинформ. 1998. №26.

[8] Правда – 5. 1998. 6 июня. С.1-2.

[9] Независимая газета. 1998. 4 июля. С.3.