Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир РАДОВ

МОЛДОВА
в июне 1998 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Завершилось формирование всех государственных властей

После бурь и страстей, потрясавших Молдову во время парламентских выборов и последовавшего за ними дележа власти, стрелка политического барометра упала до нулевой отметки. Все последнее время политики были зациклены на кадровых вопросах. Почти два месяца потребовалось правящей коалиции на то, чтобы сформировать руководство министерств и департаментов.

Премьер-министр Ион Чубук заявил, что избирательный период продолжительностью пять месяцев причинил такой ущерб национальной экономике и уровню жизни, который превзошел самые худшие ожидания [[1]].

Пришло время созидательной работы. Ответственность за ситуацию в республике, ее будущее на себя взяли правоцентристский «Альянс за демократию и реформы» (АДР) и сформированное им правительство Иона Чубука.

Анализируя выборы-98 Е.Собор и В.Андриевский делают такой вывод:

«Брак по расчету» между «заклятыми друзьями» привел к созданию правоцентристского альянса, сформировавшего первое в Молдове коалиционное партийное правительство. Пока трудно судить, сможет ли оно реализовать свои предвыборные обещания, но тот факт, что появилась политическая сила, взявшая на себя ответственность за положение дел в стране, вызывает определенные надежды. Тем более, что персональную ответственность за экономическое и социальное положение в стране несут правящая коалиция и ее лидеры: Снегур-Рошка-Дьяков-Матей [[2]].

Президент Петр Лучинский, практически не вмешивавшийся в распределение главенствующих мест в высшем законодательном органе, достаточно спокойно отнесся и к новому составу кабинета министров. Он его благословил, но без особого энтузиазма и тем более радости. Его задачи явно осложнились. Стремясь не допустить политического кризиса, президент вынужден был согласиться с решениями правящего большинства. В результате у него возникло ряд проблем. Во-первых, у альянса есть своя программа, и она не во всем совпадает с президентской. Во-вторых, вместо профессионального и аполитичного правительства, которое надеялся сформировать президент, ему пришлось согласиться с приходом в исполнительную власть коалиционного партийного правительства,, которое в первую очередь будет нести ответственность перед своими партиями и альянсом, а потом уже перед президентом. Сложившаяся ситуация еще раз подтвердила, что у высшего руководителя страны очень мало полномочий и он связан в своих действиях парламентом и всевозможными партийными коалициями.

Хотя сам Петр Лучинский полагает, что обладает недостаточными полномочиями, правые (Демконвенция) считают иначе. Высказывается мысль о том, что полномочий у Президента страны слишком много, и ему позволили вмешиваться в ход согласования кандидатур на посты вице-министров и руководителей департаментов [[3]].

12 июня завершились переговоры между АДР и премьер-министром Ионом Чубуком по распределению обязанностей заместителей министров и генеральных директоров департаментов: Департамент статистических и социологических исследований — Еуджения Михайлова; Департамент национальных отношений и функционирования языка — Татьяна Стоянова; Департамент энергетики и топливно-энергетических ресурсов — Анатолие Гончар; Департамент стандартов, метрологии и технического надзора — Жумитру Чимноеш; Департамент гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций — Антон Гэмурать [[4]].

13 июня в пресс-конференции, организованной по этому поводу, участвовали все лидеры фракций, входящих в состав АДР и премьер-министр Ион Чубук Мирча Снегур, председатель АДР, сообщил, что достигнуто полное согласие по назначению заместителей министров и генеральных директоров департаментов. Компромисс достигнут благодаря взаимным уступкам как со стороны АДР, так и со стороны премьер-министра и его команды. Одна из существенных уступок Демконвенции и Партии демократических сил (ПДС), по мнению Мирчи Снегура, заключалась в том, что эти две политические силы не настояли на полагающихся им по алгоритму 2:2:1 (2 — представителя «Ласточки» - Д.Дьякова, 2 - Демконвенции — М.Снегура, Ю.Рошки, 1 — ПДС — В.Матея) должностях при единственном условии, чтобы от этих формирований были назначены первые заместители директоров департаментов. М.Снегур выразил удовлетворение тем, что переговоры велись корректно и цивилизованно, в ходе которых АДР доказал, что является сплоченной силой, жизнеспособность которой не подлежит более никаким сомнениям.

Председатель парламента Думитру Дьяков поблагодарил коллег парламентских фракций за то, что они проявили мудрость, избрав путь взаимных компромиссов. Он выразил надежду, что будущее правительство, консолидированное так называемым «вторым поясом», будет работать эффективно.

Премьер-министр Ион Чубук в свою очередь поблагодарил представителей АДР за мудрость компромисса, а также за то, что ему лично была предоставлена возможность обеспечить последовательность в управлении правительством. 57% членов правительства — люди новые, отметил Ион Чубук, также новыми являются и 53% заместителей министров и глав департаментов. Премьер выразил удовлетворение тем, что в исполнительный орган пришли молодые кадры с хорошей теоретической и практической подготовкой. Он надеется, что принадлежность новых кадров к различным политическим силам обеспечит хороший взаимный контроль, предоставляя возможность решить многие неотложные проблемы общества.

Итак, «Ласточка» провела в структуры второго эшелона 28 человек, а правые партии — 26. Часть правой прессы толкует это как поражение Демконвенции и ПДС. Но надо отметить, что очень значительная часть кандидатов от «Ласточки» — это люди далеко не партийные, а просто хорошие профессионалы, которые остались работать на прежних должностях. При этом Думитру Дьякову удалось убедить (хотя и с большим трудом) коллег по Альянсу в том, чтобы 9 человек от «Ласточки» были представителями нацменьшинств. Последнее не помешало коммунистам назвать формирование второго эшелона правительства «этнической чисткой».

Спустя четыре месяца после выборов парламента министерства полностью укомплектованы и должны, по идее, заработать на полную мощь. Парламент за три месяца работы пока не принял ни одного значительного документа: парламентское большинство было занято подбором госслужащих, которые в обязательном порядке должны иметь “правильную” политическую окраску. При этом процесс тормозился из-за стремления Демконвенции и ПДС наделить хоть какой-то властью как можно большее число своих людей и посему настаивающих на неукоснительном соблюдении алгоритма 2:2:1 во всех назначениях. Все аргументы премьера о необходимости профподготовки хотя бы «второго эшелона» опровергались недовольством этих политических формирований. Любой шаг в сторону был равносилен «пересмотру» Демконвенцией и ПДС своего отношения к нынешнему составу кабинета, как ультимативно указывается в их совместном заявлений. [5]

Этот скрупулезный дележ портфелей всех рангов позволил оппозиционным нынешней власти партиям и движениям вновь сыграть в политический тотализатор. По их мнению, нынешнему кабинету не протянуть и года, поскольку ключевые посты занимают политики, а не профессионалы. Лидер коммунистов Владимир Воронин заявил, что столь заинтересованное участие парламентского большинства в дележе портфелей означает, что «парламент взял на себя функции правительства», нарушив тем самым Конституцию и пригрозил обратиться в Конституционный суд [[6]]. А по мнению одного из лидеров Либеральной партии (8 июня 1998 года приняла решение стать оппозиционной) Влада Дарие, на самом деле «разделительный» алгоритм — это ничто иное, как «сосуществование разных кланов до следующих выборов, чтобы сохранить за собой сферы влияния [[7]].

1.2.       Антикризисная программа правительства

2 июня в интервью по национальному телевидению премьер-министр Ион Чубук сказал, что в период парламентской избирательной кампании и после нее «правительство работало формально, были прерваны все отношения с МВФ и Всемирным банком, а иностранные инвесторы перестали приезжать». Он отметил, что рассеялись его надежды на приватизацию “Молдтелекома” и других стратегических предприятий, что могло оказать благоприятное воздействие на восстановление экономики. По словам премьера, до выборов безответственным образом были списаны значительные задолженности экономических субъектов, были допущены популистские снижения тарифов на расходуемую энергию. Непринятие ряда нормативных актов привело к потере кредита ВБ SAL-II на сумму 30 млн. $. Премьер-министр подчеркнул также, что бывший парламент не принял по избирательным соображениям его предложение о пополнении бюджета на 300 млн. леев (= 61,8 млн. $) за счет импортеров сигарет. Ион Чубук уточнил, что РМ получила до настоящего времени иностранные кредиты на сумму 709 млн. $. Погашение этих кредитов стало чрезвычайно сложной проблемой. В прошлом году в качестве погашения внешней задолженности были выплачены 161 млн. $. В 1998 году за полученные в последние годы кредиты необходимо будет выплатить 215 млн. $, а в 1999 — 235 млн. $. Задолженности за потребление газа составляют в настоящее время 1,3 млрд. леев (= 270 млн. $). Вместе с тем в РМ расхищается практически почти половина электроэнергии [[8]].

С призыва быть хозяевами в стране и нести ответственность за положение дел началось 5 июня первое заседание нового правительства. Учитывая сложную ситуацию, создавшуюся в финансово-экономической сфере, кабинет министров предложил для обсуждения емкую антикризисную программу. Ее изложил автор — заместитель премьер-министра, министр экономики и реформ Ион Стурза. Анализ сложившейся ситуации, проведенный экспертами нового кабинета, показал, насколько углубился кризис в социально-экономическом плане. Внутренний и внешний долги государства достигли астрономических размеров, вновь образовались неплатежи по пенсиям и зарплатам; отрицательное сальдо в экспортно-импортных отношениях растет, иностранных инвестиций нет, отношения с международными финансовыми структурами приняли выжидательный характер. «Ситуация еще не драматична, но мы должны предпринимать экстренные и результативные меры», — заявил Ион Стурза [[9]].

Сама программа включает в себя в первую очередь — введение режима экономии. Некоторые руководители экономических единиц живут еще по меркам советских времен, тратя на производство единицы товара втридорога. С этой практикой придется расстаться. Претерпит изменения и фискальная политика государства. 32-процентный уровень налога будет значительно снижен, для производителя будут введены дополнительные льготы. Но система взимания налогов ужесточится, поскольку сейчас процент фискальных сборов довольно низок. Предприятия, генерирующие убытки, подвергнутся процедуре принудительного банкротства. Правительство намерено также ликвидировать с 1 июля такой вид «экономической деятельности», как взаиморасчеты. Известно, что под этой маркой проводятся всякого рода сомнительные операции, приносящие казне одни убытки. Выступивший очень решительно призвал отказаться от практики кредитования предприятий, в том числе и частных фирм, под государственное обеспечение. Этим накручиваются долги, которые дорого обходятся государству, в то время как счастливчики, добившиеся таких кредитов, не торопятся их погашать. Будут введены и чрезвычайные меры «по оптимизации бюджетных расходов и доходов». Основной упор работы нового правительства будет сделан на решение четырех важнейших проблем. Это — погашение внешнего долга, ликвидация внутреннего долга, своевременная выплата пенсий и зарплат и инвестиции в гуманитарный сектор, то есть в образование, культуру, здравоохранение, воспитание подрастающего поколения.

Предложенный документ нашел поддержку у большинства членов правительства. Так вице-премьер-министр Николае Андроник высказался за то, чтобы выполнение этой программы стало своеобразный клятвой правительства перед народом. Другой вице-премьер Валентин Долганюк в витиеватом получасовом спиче о закупленных за рубежом комбайнах и украденной электроэнергии тоже одобрил программу. Подозрительно к ней отнеслись те министры, которым эта самая программа урезает аппетиты и шансы, получая безразмерные дотации от государства, жить за его счет. В полемике было высказано немало дельных дополнений и замечаний, которые помогут молодым реформаторам не рубить сплеча и не губить тот баланс финансово-экономических сил, что еще сохранился и держит на плаву всю экономику.

Одобрительно высказался по поводу программы и премьер-министр Ион Чубук, отметивший, что необходимо учитывать все реалии современного положения республики для того, чтобы она сработала. Одновременно он высказался против скоропалительных заявлений некоторых членов правительства, жаждущих отменять все то, что было принято ранее. Дело касается отмены решения правительства об увеличении заработной платы учителям, медикам, другим бюджетникам. Высказав несогласие с отменой этого документа, премьер подчеркнул, что его выполнение должно стать делом чести нового правительства [[10]].

Большинство прессы с определенной долей скепсиса восприняло антикризисную программу. Реформаторский запал, обещания разобраться со всеми сразу и радикально изменить ситуацию характерны для многих начинающих чиновников, в одночасье облеченных широкими властными полномочиями. Затем этот неукротимый реформаторский дух почему-то куда-то испаряется и по истечении некоторого времени бывшие реформаторы все более погружаются в бюрократическую действительность. Тем не менее, правительство предприняло вместе с президентом и парламентом ряд шагов уже в этом месяце:

— правительство провело активные переговоры с миссией МВФ и МБ. Ион Стурза заявил в интервью ИНФОТАГ, что меры по реформированию экономики, которые намерено предпринять уже в ближайшее время новое правительство, позволят разблокировать в августе -сентябре финансирование со стороны МВФ и МБ, прерванного год назад по вине Молдовы [[11]]»;

— власть попыталась договориться с бизнесом: 22 июня, состоялась довольно необычная встреча — спикер парламента Д.Дьяков и председатель комиссии по бюджету и финансам Валериу Муравский пригласили для обсуждения проекта бюджетных поправок вице-премьера Иона Стурзу, министра финансов Анатола Арану, президента Нацбанка Леонида Талмача, членов Высшего экономического совета при Президенте и представителей молдавского бизнеса (Константин Тамниза — вице-президент Молдавской международной инвестиционной группы Николай Дорин, председатель административного совета АКБ «Мобиасбанк». Василий Киртока — председатель правления АО «Даак-Гермес» и др.). Разговор был достаточно откровенный: «Правительству не стоит питать иллюзии — все лучшие умы сегодня работают в теневом бизнес», — говорили приглашенные. Бизнесмены вряд ли остались довольны реальными результатами встречи, так как представители власти предложили им соблюдать законы и честно делиться с государством, взамен пообещав ужесточение правил игры. Правительство предложило исключить из бюджета-98 все налоговые льготы, расширить перечень подакцизных товаров за счет автомобилей, мебели, драгоценностей, увеличить ставки акцизов на нефтепродукты, пересмотреть тарифы на электро- и теплоэнергию (наверняка в сторону увеличения); ввести запрет на взаимозачеты. Каждое из предложений правительства нашло возражение предпринимателей. Их предложения сводились к тому, чтобы была установлена общая сумма налогов, не превышающая 50% от дохода, тогда они уверены, что большинство будут платить [[12]]. Таким образом, правительство и парламент услышали мнение представителей бизнеса. Учтут ли они его? Покажут дальнейшие их действия.

После продолжительного перерыва, вызванного избранием руководства парламента и формированием нового кабинета министров, 29 июня возобновились еженедельные встречи верхов Республики Молдова [[13]].

Президент П.Лучинский обсудил со спикером Думитру Дьяковым, главой правительства Ионом Чубуком, их заместителями проблемы, касающиеся политической и социально-экономической ситуации в стране.

Он подчеркнул, что высшему законодательному органу необходимо безотлагательно принять поправки и изменения в Закон о государственном бюджете на 1998 год, а также законы о пенсиях и территориально-административной реформе. Касаясь консолидации бюджета, П.Лучинский высказался за установление жестких барьеров на пути контрабандных товаров, улучшение механизма приватизации и установление эффективного контроля за торговлей сигаретами, другими товарами, подпадающими под акцизы.

1.3.       Деятельность партий

Проанализировав итоги выборов практически все партии движения сделали вывод: для того, чтобы играть большую роль — нужно объединяться. Одними из первых к такому выводу пришли коммунисты. Так уж повелось с незапамятных времен, что все мероприятия коммунистов имеют историческое значение. Не стал исключением и Пленум ЦК ПКРМ, состоявшийся 30 мая. Его участники высказали пожелание создать единый блок левых сил для совместных действий на местных выборах 1999 года [[14]]. Что же это за левые силы? Во-первых, АДПМ, которая всю жизнь называла себя центристской и опровергала всякие предположения о том, что она когда-нибудь сольется с коммунистами. Во-вторых Партия социалистов (Крылов-Смирнов-Абрамчук), проигравшая как президентские, так и парламентские выборы (0,59%). В третьих, блок Соцединства, также имеющий слабую электоральную базу (1.83% голосов). Этот факт комментируется по-разному:

Александр Токарский:

“Коммунистическая партия, возродившаяся после запрета не без помощи социалистов и «Единства», заняла в своей нише доминирующую роль. Люди, называвшие себя социалистами, когда быть коммунистом было неприлично, в 1994 году стройными рядами потянулись в ПКРМ. В результате в 1998 году она получила почти треть голосов избирателей. Ее же конкуренты, на левом фланге, в сумме своей составляют около 3%. Поэтому вполне естественно, что на недавнем пленуме ПКРМ присутствовали и представители «старших братьев», заявившие нехотя, что готовы сотрудничать с быстро выросшим «младшим». Особняком в этом ряду стоит АДПМ. Еще в 1993 году сторонники ведя предвыборную агитацию, говорили крестьянам приблизительно следующее: «Мы те же коммунисты, только сейчас это понятие не в моде, поэтому мы и назвались аграриями». Вероятно, сейчас, после поражения на выборах, мода называть себя в среде председателей колхозов коммунистами появилась опять. Об этом свидетельствует, по крайней мере, желание АДПМ идти на местные выборы в одной связке с ПКРМ. Возродится ли в нынешней компартии некогда самая мощная, в советские времена, аграрная группировка в ЦК КПРМ, покажет время. Тенденция прослеживается. Однако, надо полагать, В.Воронин пока в своей партии держит бразды правления твердой рукой и в ближайшее время вряд ли позволит вчерашним оппонентам, а теперь союзникам, «высоко взлететь» [[15]].

Внутри блока «За демократическую и процветающую Молдову» также началась работа по трансформации партий, его составляющих, в единую силу. Думитру Дьяков, лидер блока, разослал умеренным партиям, не прошедшим в парламент, письмо, в котором предлагает объединиться. С той же инициативой выступили Объединенные социал-демократы (Анатол Цэрану, Еужен Собор) и блокировавшееся с ними на последних выборах Движение профессионалов «Сперанца». Как сообщил лидер Гражданского Альянса «Фурника» Адриан Усатый, они также не против единой коалиции центристов [[16]]. Однако и социал-демократы и «Фурника» осторожно относятся к перспективе блокирования с «Ласточкой» (блок Д.Дьякова). Они пока выжидают. Лидер движения «За демократическую и процветающую Молдову», председатель парламента Д.Дьяков считает, что реальное объединение всех политических сил центристской ориентации может произойти только в рамках возглавляемого им блока. “Мы всегда стремились и стремимся к объединению центристских сил, ориентированных на сохранение и укрепление политической стабильности, к сотрудничеству властей, климату взаимного доверия в обществе как непременного условия прогресса страны”, — подчеркнул Дьяков [[17]].

6 июня состоялся съезд избирательного блока «Сперанца», в который входят социал-демократы (ОСДПМ и СДПМ). Взаимоотношения между лидерами Анатолом Цэрану и Оазу Нонтоем слишком напряжены, а поэтому говорить об объединении рано [[18]]. Очевидно, некоторые партии не хотят принимать окончательный вердикт по блокированию с «Ласточкой» до того времени, пока не появятся первые результаты ее работы в парламенте и правительстве. Есть у них и другие соображения. Ходят слухи, что лидером этого объединения станет президент, хотя везде он опровергает их. Более реальным является то, что он командирует для этой цели своего советника Михая Петраки. Но тогда маловероятным выглядит то, что либо Дьяков, либо Усатый согласятся на вторые роли в таком блоке. Они все-таки набрали на выборах больше голосов, чем социал-демократы.

Если кто-то возьмется писать историю правых партий Молдовы — это будет довольно скучная эпопея о том, как они множество раз объединялись и столько же раз разбегались. Создавались всевозможные блоки, альянсы, конвенции, но результат один, вне зависимости от того, побеждали они на выборах или проигрывали, — происходил развод. Так же, как у левых или центристов, у правых нет между собой особых идеологических разногласий. Об этом довольно точно еще два года назад сказал один из лидеров Демконвенции Юрий Рошка: В стане оппозиции разногласий политического порядка меньше, чем личного или другого характера, таких, к примеру, как взаимные претензии, представительство или отсутствие такового на местах [[19]].

Сегодня политиков правого толка сплачивает идея запрета ПКРМ и антикоммунистическая направленность. Именно она, на фоне роста популярности левых, способна сплотить правые силы. Пример тому — вхождение в единый альянс таких разных людей, не раз обвинявших друг друга в предательстве национальных интересов, как В.Матей, Ю.Рошка, М.Снегур.

2.    АРМИЯ

Так как Молдова по Конституции объявила о своем нейтралитете, то у отдельных политиков и среди общественности очень часто возникает вопрос: нужна ли армия Молдове?

Этому вопросу посвятил свое радиообращение к народу 8 июня президент Петр Лучинский:

“В условиях, в которых РМ находится в европейском регионе, где сталкиваются интересы многих государств, национальная армия является важным фактором обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности страны.”

Коснувшись проблемы материально-технического обеспечения вооруженных сил, глава государства отметил, что наряду с этим они нуждаются в моральной поддержке общества и уж никоим образом не должны дискредитироваться прессой. П.Лучинский сказал, что в молдавской армии ожидаются серьезные реформы, которые позволят ей стать по-настоящему современной. Поэтому проблемы ВС должны постоянно находиться в центре внимания правительства, парламента, всех государственных органов. Он выразил озабоченность тем, что многие молодые люди отказываются от армейской службы и подчеркнул необходимость усиления воспитательной работы с призывниками. В заключение П.Лучинский отметил важность привития подрастающему поколению, всему обществу чувства патриотизма. Он сказал, что РМ является нейтральной страной и никому не угрожает. Но, как любое государство, она должна иметь свои ВС, которые способны выполнять возложенные на них функции.

По этому же вопросу высказался экс-министр обороны Павел Крянга, который находился у истоков создания Национальной армии в 1995 году:

“Армия Молдове необходима потому, что страна находится в регионе, где переплетаются и сталкиваются интересы крупных и сильных государств, из-за чего геополитическая ситуация здесь всегда была достаточно напряженной и грозила возникновению военных конфликтов. В таких условиях справедливо предположить, что в случае неоправданного снижения военного потенциала страны, а тем более ликвидации армии, вероятность и масштабы политического или какого-либо другого давления могут возрастать” [[20]].

Между тем военные не сидят сложа руки. Взвод курсантов Кишиневского военного колледжа «Александр Добрый» принял участие в учениях многонациональных сил по поддержанию мира «Кооперайтив Оспрей-98», состоявшиеся на полигоне американской военной базы в штате Северная Каролина. Как считают специалисты Национальной армии Молдовы, участие в столь масштабных международных мероприятиях — важный элемент подготовки будущих армейских командиров и личного состава в целом [[21]].

Первые совместные молдово-украинские военные учения под кодовым названием «Юг-98» прошли в середине июня на территории Николаевской области.

По этому поводу в «Независимой Молдове» появилась статья без подписи «Молдово-украинские войска усмиряют «партизан»:

Военные сепаратисты образовали так называемое государство. Для охлаждения «горячей точки» прибыли миротворческие силы, сформированные из подразделений молдавской и украинской армий.

Боевики были взяты в «клещи» разгорелся нешуточный бой: палили пушки, грохотали гранатометы, строчили автоматы. Все было как взаправду.

Наши бойцы и офицеры успешно взаимодействовали с украинскими союзниками, проявив неплохую военную выучку и смекалку. Министр обороны Молдовы Валериу Пасат накануне учений встретился с президентом Украины Л.Кучмой, затем вместе с украинским министром — коллегой присутствовал на учениях. В атаку лично не ходил, но руководил своими «коммандос» и переживал за них очень активно. Условные «партизаны-сепаратисты» были подавлены и усмирены. «Горячая точка» погашена” [[22]].

На это сообщение очень резко отреагировала приднестровская пресса, оценив данные учения однозначно — они направлены против ПМР. Министерство обороны РМ категорически опровергает обвинения, прозвучавшие в адрес ведомства со стороны администрации приднестровского региона республики. Начальник пресс-центра МО РМ Виктор Ворническу сообщил, что участие подразделения молдавской армии в недавних совместных с Украиной учениях есть не что иное, как отработка общих миротворческих операций по сопровождению гуманитарных грузов, тактики противостояния вооруженным неконтролируемым формированиям. Учения «Юг-98» были организованы не в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира», а на основе двухсторонних военных связей Молдовы и Украины. В маневрах, которые были столь бурно воспринять приднестровской стороной, «воевали» в общей сложности менее 200 человек [[23]].

Радиообращение П.Лучинского также не прошло незамеченным в Приднестровье. Его прокомментировал первый заместитель председателя Верховного Совета, генерал-майор, автор военной доктрины ПМР Владимир Атаманюк:

“Заявление Петра Лучинского о новом витке милитаризации тревожный фактор. Я думаю, вряд ли Молдова готовится к войне с Румынией или соседней Украиной. Если оценивать заявление Петра Кирилловича о неконтролируемых правительством РМ военных формированиях как упрек в адрес ВС ПМР, то, думаю, он ошибается или не соизмерил свою компетенцию со своим заявлением. ВС ПМР — формирования вполне законные. Они были сформированы на основе целого пакета военного законодательства. Армия ПМР развивается в соответствии с военной доктриной ПМР, в которой, в частности записано: «Военная доктрина ПМР имеет, однозначно, оборонительную направленность. Главной целью ее является недопущение войны как региональной, так и широкомасштабной, защита республики от возможной агрессии извне». В ближайшее время Президент ПМР Игорь Смирнов намерен внести в Верховный Совет целый ряд законодательных инициатив в военной области. Хотя я считаю, что в вопросах военного законодательства мы по некоторым моментам даже несколько опередили более развитые государства” [[24]].

В конце хотелось бы еще подчеркнуть, что в конце июня молдавская сторона на заседании Совета Европы вновь остро поставила вопрос о выводе российских войск бывшей 14-й армии из Приднестровья...



Источники

[1] Независимая Молдова.— 1998.— № 135-136.— 5 июня.

[2] Е.Собор, В.Андриевский. Выборы-98 уроки побед и поражений. //Независимая Молдова.— 1998.— № 147-148._ 19 июня.

[3] А.Петров Споры окончены // Экономическое обозрение.— 1998.— № 23.— июня.

[4] Независимая Молдова.— 1998.— № 143.— 16 июня.

[5] Независимая Молдова.— 1998.— № 141-142.— 12 июня.

[6] Независимая Молдова.— 1998.— № 138.— 10 июня.

[7] Экономическое обозрение.— 1998.— № 23.— июня.

[8] Независимая Молдова.— 1998.— № 135-136.— 5 июня.

[9] Независимая Молдова.— 1998.— № 137.-9 июня.

[10] Там же

[11] Экономическое обозрение.— 1998.— № 21.— июня.

[12] Экономическое обозрение.— 1998.— № 24.— июня.

[13] Независимая Молдова.— 1998.— № 155.— 30 июня.

[14] Независимая Молдова.— 1998.— № 132.— 2 июня.

[15] А.Токарский. Идеология всмятку.//Независимая Молдова.— 1998.— № 137.— 9 июня.

[16] Экономическое обозрение.— 1998.— № 21.— июнь.

[17] Независимая Молдова.— 1998.— № 141-142.— 12 июня.

[18] Независимая Молдова.— 1998.— № 137.— 9 июня.

[19] Там же

[20] Независимая Молдова.— 1998.— № 139-140.— 11 июня.

[21] Независимая Молдова.— 1998.— № 133.— 3 июня.

[22] Независимая Молдова.— 1998.— № 151-152.— 25 июня.

[23] Независимая Молдова.— 1998.— № 155.— 30 июня.

[24] Днестровская правда.— 1998.— № 72.— 23 июня.