Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна ДРАБКИНА

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
в июне 1998 года

1.    ВИЗИТ Ю.ЛУЖКОВА

В ходе своего визита в Санкт-Петербург мэр Москвы Ю.Лужков встретился с губернатором В.Густовым. Они провели совместную пресс-конференцию, посвященную обсуждению перспектив сотрудничества двух субъектов РФ. В.Густов предложил Ю.Лужкову к рассмотрению ряд экономических программ. В частности, речь шла о сотрудничестве по обеспечению птицеводческой промышленности Москвы комбикормами, производимыми в Ленинградской области; о поставках высококачественного спирта, производимого в Киришах; о совместном участии в производстве древесностружечной плиты для строительной индустрии Москвы; о совместном использовании аэропорта «Ржевка» для коммерческих перевозок.

Ю.Лужков высоко оценил усилия областного руководства по развертыванию строительства морских портов. Он отметил, что если Москве будут предложены реальные условия и интересы, то он готов искать средства для вложения в строительство портов.

2.    ВИЗИТ Б.НЕМЦОВА

19 июня область посетил вице-премьер правительства РФ Борис Немцов. Он побывал на предприятии «Киришинефтеоргсинтез» в Киришах – самом мощном нефтеперерабатывающем предприятии Северо-Запада РФ (дочернее предприятие НК «Сургутнефтегаз»). От вице-премьера ожидали получения государственной поддержки возведения комплекса гидрокрекинга, который позволит получить 3,5-4 млн. тонн светлых нефтепродуктов в год. На это требуется более $800 млн. После проведенного с участием губернатора В.Густова совещания Немцов отметил, что это предприятие не имеет долгов перед федеральным и местным бюджетами и своими работниками, поэтому ему надо помогать. Помощь будет заключаться в создании так называемого свободного таможенного склада, что даст существенные послабления по таможенным сборам. После знакомства с Киришами Немцов отметил довольно высокий уровень жизни населения, в частности, здесь количество личных автомобилей составляет примерно 1,5 на семью – по словам Немцова, в Америке такой же показатель.

Затем Б.Немцов побывал на Ленинградской атомной электростанции в Сосновом Бору и на строительстве нефтеперевалочного терминала в бухте Батарейная. Он высоко отозвался об областной программе строительства портов и выразил уверенность в том, что она будет реализована при поддержке федерального бюджета.

3.    ГУБЕРНАТОР И ПРАВИТЕЛЬСТВО

3.1.       Соглашение с федеральным центром

По итогам визита Б.Немцова подписано соглашение с правительством области об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи областному бюджету за счет средств федерального бюджета. Как известно, недавним указом президента РФ перечисление трансфертов в регионы поставлено в зависимость от заключения подобных соглашений. Условия соглашения характеризуются представителями руководства области как весьма нелегкие. Предусматривается, в частности, прекращение взаимозачетов по федеральным налогам, уменьшение числа бюджетополучателей, сокращение штатов бюджетных организаций. Вместе с тем в стандартный текст документа удалось внести ряд изменений. Например, удалось сохранить прежний уровень зарплаты государственных служащих областного уровня, в том числе для работников бюджетных учреждений областного подчинения. Сохранена существовавшая ранее надбавка к зарплате таких работников до 20% (при условии проведения мероприятий по сокращению расходов областного бюджета). Сохранена до 1 октября 1998 года определенная квота по объемам взаимозачетов.

Далее предстоит подписать аналогичные соглашения между областным правительством и администрациями муниципальных образований – это тоже является условием предоставления трансфертов из федерального бюджета.

В результате заключения данного соглашения области удалось отстоять в полном объеме оговоренные ранее суммы трансфертов.

Б.Немцов одобрил предложение губернатора В.Густова Министерству финансов РФ о рассмотрении возможности передачи в доход областного бюджета части недоимки областных предприятий по федеральным налогам в сумме 92 млн. рублей [[1]].

3.2.       Соглашение с «ЮКОС»

17 июня губернатор Ленинградской области В.Густов и председатель совета директоров ОАО «НК «ЮКОС» и ЗАО «Роспром» Сергей Муравленко подписали генеральное соглашение о сотрудничестве между правительством Ленинградской области и группой «ЮКОС-Роспром-Менатеп-Банк — Менатеп СПб».Стороны будут участвовать в реализации проекта строительства Балтийской трубопроводной системы с нефтеналивными терминалами в Приморске, портовых причалов по перевалке нефтепродуктов, объектов сети реализации и хранения нефтепродуктов. ЮКОС и банк «Менатеп» совместно с дорожными службами области подготовят программу развития дорожной сети Ленинградской области, обеспечат поставку нефтепродуктов и дорожной техники для дорожной службы Ленинградской области.

3.3.       Программа развития депрессивных территорий

Подписано распоряжение губернатора «О разработке региональной целевой программы «Северо-восточные районы Ленинградской области». Выход из кризиса через малый бизнес». Распоряжение издано в развитие инициативы департамента развития малого предпринимательства, глав муниципальных образований и депутатов Законодательного собрания восточных районов. Как известно, северо-восток области (9 районов) из-за огромного падения производства (более чем на 50%) на градообразующих предприятиях в последние годы находится в тяжелейшем положении.

Утверждено техническое задание на разработку целевой программы. На эти цели выделено 135,8 тысяч рублей. Проект представляет собой целевую комплексную программу. Начальник департамента развития малого предпринимательства считает В.Стаценко ее первой попыткой государственного регулирования развития региона в новых условиях. Предполагается, что в бюджете на 1999 год отдельной строкой будут заложены 35 млн. рублей в качестве гарантийного фонда данной программы. Под эти деньги предполагается привлечь столько средств из федерального бюджета. Еще по 1 млн. рублей должны заложить в свои бюджеты муниципальные образования. Предстоит на конкурсной основе отобрать банк для кредитования программы. Распоряжаться кредитом будет губернатор.

3.4.       Законопроекты

На заседании президиума правительства обсужден подготовленный в комитете экономики и инвестиций законопроект «О концепции, прогнозах и программах социально-экономического развития Ленинградской области». Необходимость принятия такого закона вызвана требованиями федерального законодательства и новой концепцией разработки бюджета РФ, который должен планироваться на 3 года на основе прогнозов социально-экономического развития страны и регионов. На основе прогнозов должны приниматься и решения о трансфертах для регионов. Однако в настоящее время такие прогнозы не составляются ни в комитетах областного правительства, ни в муниципальных образованиях. Закон призван обеспечить обязательность этой деятельности. Законопроект предусматривает разработку в обязательном порядке долгосрочной концепции развития (на 10 лет), принимаемой Законодательным собранием, среднесрочной программы (на 3-5 лет), утверждаемой губернатором и учитывающей аналогичные муниципальные программы, а также разработку прогноза развития на 1 год, который будет представляться губернатором Законодательному собранию вместе с проектом бюджета.

4.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

4.1.       Бюджет: конфликт с исполнительной властью

В этом месяце впервые после 1993 года разразился кризис в отношениях двух ветвей власти. Законодательное собрание неожиданно проявило строптивость и вступило в конфронтацию с исполнительной властью. Дело дошло до требования отставки областного правительства.

Поводом стало обсуждение в ЗС работы правительства по исполнению бюджета за 1997 год и 1-й квартал 1998 года. Отчет представлял первый вице-губернатор Сергей Сусеков. Бюджет выполнен по доходам в сумме 782,3 млрд. рублей (в ценах 1997 года), по расходам – 2 трлн. 143,1 млрд. рублей. Превышение расходов над доходами составило 360,8 млрд. рублей. В течение года бюджет четырежды уточнялся, в результате чего плановый дефицит, изначально утвержденный в размере 27%, был сокращен до 19,7%. Полностью выполнить возраставшие параметры бюджета не удалось. Исполнение по доходам составило 91,5%, недоимка бюджета составила 165,4 млрд. рублей. В итоге на 1.01.1998 г. сумма недоимки в консолидированный бюджет области составила 492,7 млрд. рублей, из них 210 млрд. – в областной бюджет).

Выступивший на заседании ЗС председатель Контрольно-счетной палаты Владимир Семенов объявил результаты проведенного КСП анализа отчета правительства по исполнению бюджета. Выявлены многочисленные факты нецелевого использования бюджетных средств различными комитетами и подразделениями правительства в 1997 году.

По итогам обсуждения внесенный правительством законопроект «Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 1997 год» был отклонен. Депутаты пришли к выводу о необходимости принятия по данному вопросу специального постановления, в котором выразить свое отношение к неудовлетворительной работе правительства по исполнению бюджета и нецелевому использованию средств. В первоначальном варианте предлагалось передать материалы КСП в прокуратуру. В окончательном варианте постановления этого пункта нет, но работа правительства по исполнению доходной части бюджета за 1 квартал 1998 года признана неудовлетворительной. Отмечается отсутствие должного контроля со стороны правительства за исполнением бюджета и содержится рекомендация губернатору отправить правительство в отставку. Губернатору предложено сформировать антикризисную программу как составную часть измененного бюджета, проект которого рекомендуется внести на рассмотрение ЗС в сентябре 1998 года вместе с проектом бюджета на 1999 год. В этом вопросе депутаты были весьма единодушны: против данного постановления проголосовали всего 10 депутатов.

Причина кризиса – продолжающее ухудшение экономического положения области. По итогам первого квартала 1998 года количество убыточных предприятий в промышленности, на транспорте и в строительстве увеличилось на 23%, а прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 71% [[2]]. Особенно острая ситуация сложилась в бюджетной сфере. В 1-м квартале было собрано всего 9,9% налогов от годового плана (или 66% от квартального плана), причем почти 69% из них израсходованы на погашение старых долгов. Общая задолженность составляет 300 млн. рублей (в прошлом году долг составлял 90 млн. рублей). По оценке экспертов Института проблем региональной безопасности, ситуация в регионе близка к критической, так как основная часть налогов тратится на погашение долгов. Отмечается также такое тревожное обстоятельство, что почти половина задолженности областного бюджета приходится на долги петербургскому «Промстройбанку», который становится почти монопольным кредитором.

В областном правительстве не согласны с резкими оценками депутатов. Первый вице-губернатор Валерий Сердюков заявил, что депутаты приняли «эмоциональное решение». По его мнению, негативные характеристики явно преувеличены. По утверждению Сердюкова, валовой региональный продукт не снизился по сравнению с прошлым годом. Хотя объем производства снизился на 2-3%, но значительного падения не произошло. Напротив, наблюдается существенный рост производства в отдельных отраслях, например, в химической промышленности. Одним из пунктов депутатских претензий был допущенный сбой в работе объединения «Ленинградсланец». В.Сердюков по этому поводу заявил, что здесь есть объективная причина – сланец сейчас на рынке не нужен. Тем не менее руководство области считает своей заслугой то, что благодаря приложенным усилиям предприятие выстояло и избежало банкротства. Другая претензия депутатов – снижение объемов производства электроэнергии – объясняется аналогичными причинами: область является регионом с избыточным производством электроэнергии, которая в полном объеме не востребуется. В отношении плохого сбора налогов было сказано, что ситуация анализируется, во все районы посланы выездные комиссии, работающие под руководством вице-губернаторов.

В отношении нецелевого использования средств В.Сердюков заявил, что отдельные случаи, указанные в материалах Контрольно-счетной палаты, связаны с латанием дыр, но не со злоупотреблениями. В настоящее время готовится распоряжение губернатора с поручением комитетам правительства рассмотреть выявленные факты нецелевого использования средств.

Губернатор В.Густов находится в отпуске, его реакция на конфликт с ЗС неизвестна. Но очевидно, что руководство области весьма обеспокоено демаршем депутатов. В ход идут аргументы типа того, что принятое решение не способствует работе областного руководства по привлечению инвестиций. Вице-губернатор В.Сердюков порекомендовал депутатам вместо высказывания «старых обид» больше заниматься конструктивной работой и вносить предложения по выходу из сложной экономической ситуации.

Не меньшие споры состоялись и в связи с внесенным правительством законопроектом о внесении изменений и дополнений в областной бюджет на 1998 год. Проект, в частности, предусматривает сокращение расходов в среднем на 30% (по незащищенным статьям). В результате предполагается высвободить 171,4 млн. рублей, которые планируется направить на подготовку к отопительному сезону, увеличение помощи муниципальным образованиям и на выплату детских пособий. Правительство объясняет необходимость такой меры общим ухудшением экономической ситуации не только в стране, но и в мире.

Некоторые депутаты выступали категорически против принятия законопроекта даже в первом чтении. Однако комиссия ЗС по бюджету и налогам, имеющая свои претензии к законопроекту, рекомендовала принять документ за основу. При этом исходили из требований создавшейся в области сложной экономической ситуации. Отмечалось, в частности, отсутствие средств на приобретение топлива к отопительному сезону. Кроме того, депутаты на протяжении нескольких месяцев настаивают на обязательном погашении до конца года всех долгов по детским пособиям, тогда как источников, заложенных в бюджете, хватит только на 6 месяцев. Вместе с тем комиссия не согласна с предлагаемым в законопроекте сокращением финансирования ряда программ в области здравоохранения, а также сокращение на 5 млн. рублей финансирования программы «Забота» (внедрение новых банковских и почтовых технологий для обеспечения быстрой и своевременной выплаты пенсий).

Но все же он был принят за основу 32-мя голосами при 8 «против» [[3]].

4.2.       Законы

Принят в целом закон «Об исполнении бюджета Ленинградской области за 1997 год». Принятие этого закона после бурных обсуждений стало возможным только после того, как было принято описанное выше постановление ЗС о неудовлетворительном исполнении бюджета за 1-й квартал текущего года (см. гл. 1).

Принят в целом закон «О Совете по вопросам государственной службы при губернаторе Ленинградской области».

В первом чтении принят законопроект «О финансовой поддержке налоговых органов Ленинградской области», предусматривающий зачисление 15% от сумм налогов, обязательных платежей, штрафных санкций и пени, доначисленных и взысканных в областной бюджет, в фонды социального развития областных налоговых органов.

В первом чтении приняты изменения и дополнения в законы «О государственной службе в Ленинградской области» и «Об Избирательной комиссии Ленинградской области».

Принято постановление о привлечении кредитной линии Чешского инвестиционного почтового банка для финансирования программы газификации области. Сумма кредита — $100 млн., срок – 8 лет.

5.    БАНКИ

БалтОНЭКСИМбанк открыл свой первый филиал в Выборге. Несмотря на то, что здесь уже работают 15 банков (в том числе филиалы таких крупных московских банков, как СБС-Агро, Мосбизнесбанк, Внешторгбанк), БалтОНЭКСИМбанк надеется занять прочные позиции, в частности, благодаря хорошим взаимоотношениям с руководством города. Одним из главных клиентов банка станет Выборгская таможня.

6.    НОВЫЙ ХОЗЯИН СВЕТОГОРСКОГО ЦБК

Шведская компания «Тетра-Лаваль», владеющая контрольным пакетом акций Светогорского целлюлозно-бумажного комбината, продала предприятие американскому концерну «International Paper». За несколько лет управления предприятием «Тетра-Лаваль» провела стабилизационные мероприятия и реструктуризацию производства, усовершенствовала технологию, значительно улучшила качество продукции. Комбинат вышел практически на полную мощность, а по целлюлозе даже перекрыл ее. Тем не менее ЦБК остается убыточным. Причина продажи, по мнению экспертов, в том, что основной потенциал ЦБК – производство печатной бумаги – мало интересует шведскую фирму, приоритет которой находится исключительно в сфере производства молочного картона (которое и было развернуто на ЦБК). Инвестирование дальнейшего развития ЦБК не входит в планы шведской фирмы. В связи с этим после выполнения необходимых работ по созданию инвестиционной привлекательности предприятия хозяева решили его продать, сохранив при этом определенные интересы, связанные с поставкой картона. Эксперты высказывают осторожные опасения в том, что жесткие американцы, в отличие от «социально ориентированных» шведов, будут проводить и более жесткую социальную политику на этом градообразующем предприятии.

7.    СИТУАЦИЯ ВОКрУг ВЫБОРГСКОГО цбк

Продолжается конфликт вокруг Выборгского целлюлозно-бумажного комбината (см. [[4],[5]]). На одном из совещаний областного правительства с заинтересованными сторонами (хозяином – фирмой «Нимонор» — и стачкомом) вновь не был достигнут положительный результат. Осталось без ответа предложение первого вице-губернатора о том, чтобы фирма внесла оставшуюся сумму платежей на депозит в каком-либо российском банке до момента допуска представителей фирмы на производство (напомним, что стачком не допускает их на предприятие). В свою очередь представители стачкома однозначно заявили, что никого до руководства заводом допускать не собираются и хотят сделать его «народным предприятием». Лидер стачкома А.Ванторин требовал согласия областного правительства на открытие для ЦБК временного счета для расчетов с поставщиками и потребителями (при этом не ответив на прямой вопрос, имеется ли у самозваных руководителей производственная программа). Сейчас на ЦБК работает комиссия Государственной Думы [[6]].

8.    БЕЛОРУССКИЕ МОТИВЫ

17 июня в Доме правительства Ленинградской области состоялась встреча губернатора В.Густова и председателя областного ЗС В.Климова с президентом Белоруссии А.Лукашенко, который в эти дни участвовал в Петербургском экономическом форуме. Обсуждались перспективы сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях. Стороны договорились содействовать созданию условий для установления прямых контактов между хозяйствующими субъектами Ленинградской области и Белоруссии: созданию финансово-промышленных групп, торговых домов, обмену учеными и специалистами, проведению совместных торговых выставок и ярмарок и т.п. В дальнейшем предполагается подписание двустороннего соглашения, которое должно состояться в Минске во время официального визита правительства Ленинградской области в Республику Беларусь, намеченного на конец года. А.Лукашенко отметил, что Белоруссия заинтересована в совместном производстве тракторов на базе завода «Трансмаш» в Тихвине. Естественно, интерес Белоруссии распространяется и на строящиеся в Ленинградской области морские порты. Лукашенко заметил, что хотя Белоруссия и не имеет средств на финансирование порта, но деньги на строительство своего причала он постарается найти. Лукашенко отметил, что ему понравилось предложение губернатора В.Густова о строительстве оптовых торговых баз, это выгодно Белоруссии. Лукашенко сказал, что ему нравятся подходы губернатора В.Густова к существующим проблемам, и что эти подходы «однотипны с нашими».



Источники

[1] Акопян И. Ленобласть договорилась с федеральным центром // Вести. — СПб. — 1998. – 27 июня. — № 70 — С. 2.

[2] Давлицаров А. Из долговой трясины к политическому кризису // Смена. — СПб. — 1998. – 7 июля. — № 148. — С. 1.

[3] Бычкова А., Акопян И. // // Вести. — СПб. — 1998. – 25 июня. — № 69. — С. 1.

[4] Драбкина Т. Ленинградская область в марте 1998 года // Политический мониторинг. — М. — ИГПИ. — 1998. — № 3.

[5] Драбкина Т. Ленинградская область в апреле 1998 года // Политический мониторинг. — М. — ИГПИ. — 1998. — № 4.

[6] Звягин Ю. Выборгский ЦБК: конфликт становится долгоиграющим // Вести. – СПб. – 1998. – 11 июня. — № 64. – С. 2