Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Василий ЕВГЕНЬЕВ

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
в мае-июне 1998 года

1.    Социальные выступления

1.1.       Первомай

Первомайские праздники калужане отмечали по-разному. Многие традиционно праздновали его как день международной солидарности трудящихся: вышли утром 1-го мая на праздничные демонстрации и митинги, состоявшиеся в городах и районах области.

В Калуге в этот день около 2 тысяч жителей собрались на площади Победы, выстроились в праздничную колонну и двинулись под марш духового оркестра по главной улице города — ул. Кирова. Во главе колонны в числе лидеров шли заместитель председателя Законодательного собрания области Валерий Крестьянинов и председатель областного совета профсоюзов Алексей Ивашуров.

В колоннах демонстрантов преобладали красные знамена и «оппозиционные» призывы. На центральной площади Старый Торг, у здания правительства области состоялся митинг. Среди его участников преобладали пенсионеры, ветераны войны и труда, молодежи присутствовало незначительное количество.

1.2.       Акция протеста шахтеров

Рельсовые акции российских угольщиков поддержали калужские шахтеры. На шахте «Середейская» объединения «Тулауголь» 21 мая состоялось общее собрание трудового коллектива. Угольщики этой шахты 11 месяцев не получали зарплату. Долг по зарплате вырос до 2,2 млн. рублей. Руководство ОАО «Тулауголь» намерено уволить 300 шахтеров. Это заставило присоединиться к акциям протеста угольных регионов страны с требованием погашения всей задолженности по заработной плате. Середейские шахтеры в течение 4 дней пикетировали, не перекрывая, Московско-Киевскую железную дорогу в районе ст. Животовка. Но полностью работы на шахте не прекращались.

Глава администрации муниципального образования «Сухиничский район» Анатолий Ковалев направил председателю Правительства РФ С.Кириенко телеграмму, в которой сообщил об отчаянном положении шахтеров и просил оказать помощь с выплатой зарплаты.

В день начала забастовки на место пакетирования выехал вице-губернатор области Анатолий Артамонов и директор департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Виктор Минаков. Они дали обещание изыскать несколько сот тысяч рублей для поддержки голодающих шахтеров в ближайшее время.

Калужская делегация в составе вице-губернатора, главы администрации Сухиничского района, директора шахты «Середейская» А.Светлова выехала в Тулу, в АО «Тулауголь», где вместе с руководством АО обсуждали проблемы шахтеров. Было выработано решение о взаимозачетах между угольщиками и энергетиками с условием, что 25% стоимости угля будут направлены в виде «живых» денег на погашение задолженности горнякам.

В день окончания забастовки 26 мая сумма выплаченной зарплаты составила 580 тыс. рублей, а на следующий день погашены долги по декабрь 1997 года.

1.3.       Студенческие демонстрации

26 мая волна студенческих акций протеста дошла до областного центра г. Калуги. Профсоюзные организации трех вузов области собрали на митинг около 2 тысяч студентов и преподавателей, возмущенных проводимыми реформами в высшей школе. На нем была принята резолюция, обращение к премьер-министру РФ Сергею Кириенко и губернатору области Василию Сударенкову.

Резолюция содержит только экономические требования: выполнение закона о высшем образовании, своевременную выплату стипендий, бесплатное пользование библиотеками, гарантированное трудоустройство выпускников, сохранение прежнего числа принимаемых студентов.

К акции протеста студентов высшей школы присоединились учащиеся профтехучилищ и колледжей.

1.4.       Забастовка на АО «Кадви»

3 июня на Калужском моторостроительном заводе (АО «Кадви») состоялась восьмичасовая забастовка рабочих, выступающих против длительных и хронических задержек с выплатой заработной платы. 8 месяцев не получали рабочие предприятия зарплату. Предварительно, 20 мая на профконференции был создан забастовочный комитет и выработаны требования к администрации. По решению забастовочного комитета были выдвинуты политические требования об отставке президента и правительства.

В 11 часов около полутора тысяч моторостроителей вышли на митинг у центральной проходной предприятия. О требованиях говорили плакаты: «Невыплаты зарплаты — это преступление», «Лейковский, верни долги по зарплате», «Губернатор, держи слово», «Президента и правительство — в отставку». Поддержать требования моторостроителей пришли на митинг рабочие соседнего АО «Турбостроительный завод».

Открывший митинг, председатель профкома завода «Кадви» Александр Гречанин объявил, что вице-губернатор Анатолий Артамонов выехал в Москву, в министерство финансов РФ для решения вопроса по задолженности. «В бюджете на текущий год, — сказал в своем выступлении генеральный директор АО «Кадви» Юрий Лейковский, — записано, что все долги по оборотному заказу должны быть погашены до 1 июля». Долги на сегодняшний день составляют 34 млн. деноминированных рублей за прошлый год и 9 млн. рублей за текущий. Долг по зарплате достиг 20 млн. рублей [[1]]. Когда долги будут погашены, неизвестно. Он заметил, что не снимает с себя ответственности, но что он может сделать в нынешней ситуации, не имея нормальных условий хозяйствования, при несоблюдении правил игры со стороны государства?

Перед заводчанами выступили депутат Госдумы В.Бойко, депутаты Законодательного собрания области А.Курадов, председатель областного совета профсоюзов А.Ивашуров, председатель профкома Калужского завода радиоаппаратуры Н.Калачев, депутат городской Думы Калуги В.Горбатин, один из лидеров «Трудовой Калуги» Е.Зонов, рабочие, инженерно-технические работники. Их речи сводились к призывам к объединению, к солидарности и последовательности в отстаивании своих прав. Но призывы не встречали у слушателей должного энтузиазма.

Всеобщий интерес вызвало предложение доходы успешно работающих подразделений предприятия поделить по-братски на всех, против чего как против вредной, разрушительной идеи решительно выступил генеральный директор. На вопрос, как жить без зарплаты, он ответил: «Не знаю».

2.    ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ

2.1.       Финансирование в мае

По сообщению департамента финансов и бюджета, за май в областную казну поступило 41.4 млн. рублей. Полученные в мае доходы областного бюджета расходовались следующим образом. На заработную плату работникам бюджетных учреждений было потрачено 12,2 млн. рублей. Из них за последнюю неделю на эти цели перечислено 0,7 млн. рублей. На выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, выделено 8,7 млн. рублей, из них за последнюю неделю — 1,5 млн. рублей. Капитальные вложения профинансированы в сумме 1,06 млн. рублей. В том числе в течение прошедшей недели — 185 тыс. рублей. Финансирование весенне-полевых работ составило 1447 тыс. рублей, в том числе за последнюю неделю — 166 тыс. рублей [[2]].

В бюджеты муниципальных образований в виде дотации из областного бюджета на выплату заработной платы работникам здравоохранения и других бюджетных учреждений было направлено 9,9 млн. рублей, в том числе за последнюю неделю — 539 тыс. рублей.

Вместе с тем, по оперативным данным, в бюджеты муниципальных образований за май поступило доходов 78,8 млн. рублей, их них собственных доходов 67,8 млн. рублей. За этот же период по всем муниципальным образованиям было направлено на заработную плату собственных доходов лишь 19,2 млн. рублей. В ряде муниципальных образований недостаточно используются собственные доходные источники по направлению на выплату заработной платы бюджетникам, особенно работникам образования.

2.2.       Налоги

Ухудшение положения со сбором налогов в значительной степени связано с ухудшающимся состоянием в экономике региона, вызванного спадом производства за последние три года на 21%. Доля убыточных предприятий за тот же период увеличилась и в настоящее время превысила 40% от общего числа. Недоимка предприятий-должников перманентно нарастала. К маю текущего года она достигла 658 млн. рублей, с учетом пени и штрафов за просрочку — 1,3 млрд. рублей.

Тем не менее, налоговые органы собрали в прошлом году в бюджеты разных уровней 2,3 трлн. рублей, что на 20% больше, чем предыдущем году. 2/3 собранной суммы осталось на территории области. Назначения по областному бюджету было выполнено на 103%, а по федеральному — лишь на 90%. Примечательно, что 70% от общей суммы налогов дали поступления от Калуги (более 50%), Обнинска и Малоярославецкого района. Самыми «злостными» неплательщиками в бюджет и Пенсионный фонд — ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» — 19 млн. рублей, ОАО «Кадви» (задолженность 18,5 млн. рублей), ОАО «КЗАЭ» (18,4 млн. рублей), ОАО «Калугапутьмаш» (13,5 млн. рублей). Всего долги промышленных предприятий Пенсионному фонду составили на май месяц 360 млн. Из 16 700 предприятий, обязанных осуществлять платежи в Пенсионный фонд, только 200 платят своевременно.

За первые 4 месяца 1998 г. налоговые органы собрали 624 млн. рублей (на 5,5 аналогичного периода прошлого года). В тоже время государство задолжало Калужским предприятиям 249 млн. рублей [[3]].

Недостаток собственных средств вынудили губернатора просить деньги у федерального правительства. Пенсионные выплаты профинансированы на 8 мая всего на 11,3%. Дефицит средств и, следовательно, требуемая сумма составила 35,1 млн. рублей.

2.3.       Бюджет

По сообщению департамента финансов и бюджета области, за апрель в областной бюджет поступило около 38 млн. рублей. Собственных доходов в апреле поступило 22 млн. рублей, что несколько выше соответствующего периода прошлого года.

В бюджеты муниципальных образований за последнюю неделю апреля поступило доходов 11,6 млн. рублей, из них собственных доходов 11,4 млн. рублей. Из них 3,2 млн. рублей было направлено на заработную плату, а всего за апрель на выплату зарплат направлено около 20 млн. рублей собственных доходов. Полученные доходы областного бюджета направлены на выплату детских пособий  в сумме 5,2 млн. рублей, на заработную плату работников бюджетной сферы — 8,8 млн. рублей, капитальные вложения составили в апреле 2,4 млн. рублей.

2.4.       Закон о бюджете региона на 1998 год

22 мая 1998 г. губернатор подписал Закон Калужской области «Об областном бюджете Калужской области на 1998 г.» [[4]], который обсуждался в Законодательном собрании с осени прошлого года, затем в согласительной комиссии, созданной правительством региона и представительной властью. Усеченный вариант правительства был изменен в сторону увеличения расходной части бюджета за счет увеличение дефицита бюджета и надежды на трансферты федерального центра.

Областной бюджет на 1998 г. утвержден:

по доходам в сумме                                                           — 843 706 тыс. рублей,

по расходам в сумме                                                          — 934 340 тыс. рублей,

в том числе

по бюджету текущих расходов                                          641 894 тыс. рублей,

по бюджету развития                                                        97 259 тыс. рублей,

по фонду дотаций бюджетам муниципальных образований                                    195 187 тыс. рублей.

Предельный размер дефицита областного бюджета установлен в сумме 90 634 тыс. рублей, т.е. составляет 9%. На покрытие дефицита предполагается направить доходы, получаемые от эмиссии ценных бумаг, выпускаемых Правительством Калужской области.

Закон установил ставки налогов, зачисляемых в бюджет региона в текущем году: на прибыль предприятий и организаций — 22%; на прибыль брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли полученной от посреднических операций сделок, — 30%; на имущество предприятий — 2%.

Доходы областного бюджета в 1998 г. формируются за счет следующих источников:

— акцизов на спирт, водку и ликероводочную продукцию, производимую на территории региона, в размере 50%;

— акцизов на прочую алкогольную продукцию в размере 100%;

— налога на имущество предприятий (организаций) в размере 50%;

— земельного налога за земли городов и рабочих поселков в размере 20%.;

— налога по операциям по покупке иностранной валюты и платежных документов в размере 40%;

— платежей за пользование недрами по нормативам, установленным законодательством РФ;

— отчислений от налога на добавленную стоимость;

— отчислений от подоходного налога на физических лиц;

— сборы на нужды общеобразовательных учреждений юридических лиц в размере 100%;

— доходы от использования имущества, находящегося в областной собственности;

— доходов от приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, от продажи акций, принадлежащих государству;

— доходы от продажи имущества предприятий-должников (банкротов), находящихся в областной собственности;

— средства от продажи имущества предприятий-должников (банкротов), находящихся в федеральной собственности, для целевого финансирования объектов социально-культурного и бытового назначения.

Самые большие поступление в консолидированный бюджет региональные власти планируют получить, прежде всего, с налога на прибыль (533 577 тыс. рублей или более 1/3 всех доходов в бюджет), налоги на товары и услуги, в особенности налог на добавленную стоимость, который составляет 266 400 тыс. рублей. Около 1/3 или 408 600 тыс. рублей предполагается получить из федерального бюджета. Это ставит регион в зависимость от политики центра. В прошлом году трансферт федерального бюджета был выделен лишь на половину. Поэтому изначально исполнение социально-экономических программ региона напрямую связано с федеральным финансированием. Раскладку доходных поступление см. в Приложении 1.

Налогообразующие предприятия региона отмечены особой строкой в бюджете. Это АООТ «Кристалл», АООТ «Электросвязь», АО «Калугаэнерго», Кировское межрайонное предприятие коммунальных, электрических и тепловых сетей, ГП «Калугаоблводоканал», Агропромбанк, Промстройбанк, Калужский банк Сбербанка РФ, АООТ «Калуганефтепродукт». Как видим, винокурни, предприятия естественных монополий (ЕЭС), финансовые организации стали основными источниками поступления средств в бюджет. Среди налогообразующих предприятий нет ни одного предприятия, производящего промышленную продукцию.

Примечательно, что изначально в законе о бюджете прописан механизм секвестирования. В случае значительного снижения поступлений налогов и трансферта в областной бюджет по сравнению с утвержденными объемами доходов и трансферта, при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения доходных поступлений «перекрывании» дефицита бюджета, Законодательное собрание по предложению Правительства принимает решение о введении секвестра расходов, т.е. процента пропорционального сокращения расходов). Но некоторые защищенные статьи бюджета не подлежат секвестированию. В перечне защищенных статей бюджета, подлежащих финансированию в полном объеме в 1998 г., входят: оплата труда бюджетников; государственные пособия граждан, имеющих детей; стипендии; компенсационных выплат на питание студентов; медицинские расходы.

Прогнозируемые расходы консолидированного бюджета по величине денежной суммы распределяются следующим образом:

образование                                    — 535124 тыс. рублей,

жилищно-коммунальное хозяйство 471437 тыс. рублей,

здравоохранение                            — 301775 тыс. рублей,

социальная политика                     — 212409 тыс. рублей,

сельское хозяйство                         — 161439 тыс. рублей.

Это самые крупные статьи расходов. Несмотря на экономические трудности, в регионе осуществляется социально-ориентированная финансовая политика. Расходы на государственное управление и местное самоуправление планируются в сумме 113 447 тыс. рублей, причем эта сумма делиться примерно поровну на расходы по содержанию областного аппарата управления (59 861 тыс. рублей) и на администрации муниципальных образований. (См. Приложение 2)

2.5.       Бюджеты муниципальных образований

Принятие областного Закона «Об областном бюджете Калужской области на 1998 г.» не стало позитивным событием для муниципальных образований, в частности для областного центра — г. Калуга. Уже после процедуры принятия закона, оказалось, что документ нарушает федеральное законодательство об основах местного самоуправления. Согласно закону «О финансовых основах местного самоуправления» к собственным доходам местных бюджетов относятся доли федеральных доходов, разделенные между бюджетами разных уровней. В том числе и часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ. Но ст. 6 областного закона о бюджете не предусматривает зачисление установленной части этого налога в местные бюджеты.

Областным законом не установлено и то, что в бюджеты муниципальных образований должно быть зачислено 10% доходов от приватизации госимущества, не менее 50% налога на имущество предприятий, штрафы, подлежащие зачислению в местные бюджеты на основании федерального законодательства.

По предварительным подсчетам муниципальные бюджеты «потеряли» около 14 млн. рублей [[5]]. На основании этих фактов городская Дума Калуги направила письмо прокурору Калужской области с просьбой вынести протест на закон «Об областном бюджете».

2.6.       Пенсии

К концу мая завершена выплата пенсий за 2 мая, и начато частичное погашение за 3 мая. Управление пенсий и пособий департамента социальной политики оказалось в сложной ситуации. Деньги поступают настолько незначительными суммами, что спрогнозировать выплату пенсий очень трудно. На 25 мая областной центр профинансирован только на 6,8% от общей денежной потребности за май. В районах же не рассчитались с пенсионерами за апрель. Потребность денежного пенсионного довольствия составляет в Калуге 2 млн. рублей в день, а поступает в среднем 1 млн. 600 тыс. рублей на город и область [[6]]. Доставка пенсионного платежа, которая началась только 22 мая, одной даты делиться на 3-4 дня.

По данным на конец июня, в Калужской области выплату пенсий задерживают в среднем более чем на месяц и 10 дней. Предприятия области задолжали Пенсионному фонду 360 млн. рублей. Неплатежи в фонд вынудили областную администрацию создать комиссию по взысканию долгов, которую возглавил вице-губернатор В.Минаков.

В июне Пенсионный фонд собрал с предприятий области 52,7 млн. рублей, 20 млн. рублей получил из Москвы. В итоге получилась сумма в 72,7 млн. рублей. На полную выплату пенсий по региону необходимо 123 млн. рублей [[7]]. Основные долги в фонд числятся за предприятиями оборонного комплекса и АПК. Только предприятия, выполняющие заказы «оборонки»,- ОАО «Калужские двигатели», ГП «КЭМЗ», ГП «КЗТА», АО «Калужский турбинный завод», АО «Восход» — задолжали Пенсионному фонду 50 млн. рублей. 

2.7.       Выплаты педагогам

В семи из 26 районов области не выплачена задолженность за март. Вместе с начислениями она составляет 2 млн. 253 тыс. рублей. Тяжелейшее положение сложилось в Дзержинском районе, где за март педагогам задолжали 1 млн. 283 тыс. рублей. Неблагополучно с выплатой долгов в Кировском и Сухиничском районах. В апреле работники народного образования получили зарплату только в Малоярославце, Калуге и Обнинске. Долг за май составил 9 млн. 135 тыс. рублей [[8]].

В мае учителям выплатили зарплату лишь в Обнинске, долг за этот месяц составил 22 млн. 107 тыс. рублей. В итоге на 5 июня общая задолженность составляет 33,496 млн. рублей. При этом долг за методическую литературу вырос до 5 млн. 363 тыс. рублей. Кроме того, учителям необходимо еще 48 млн. рублей на выплату отпускных. Из федерального бюджета на выплаты отпускных выделено только 21 млн. рублей.

3.    ВЛАСТЬ

3.1.       «Антикризисное» соглашение

Традиционное совещание с директорами департаментов области провел Губернатор В.Сударенков в понедельник 29 июня. Он проинформировал членов областного правительства о состоявшейся в минувшую субботу его встрече с вице-премьером российского правительства Б.Немцовым, в ходе которой было подписано Соглашение между правительствами РФ и Калужской области об оздоровлении финансов и условиях оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

Документ оговаривает обязательства сторон, направленные на упорядочение финансовых взаимоотношений. Одно из главных условий соглашения — не позднее 20 июля текущего года представить центру областную программу антикризисных мер по оздоровлению финансов региона. По поручению губернатора сейчас над ней работают департаменты области.

Подписанное соглашение предполагает, что российское правительство принимает на себя решение вопроса об отсрочке до 1999 года выплаты ссуды, полученной Калужской областью в 1997 году из федерального бюджета на погашение задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы (речь идет о сумме в 104 млн. рублей — В.Е).

Федеральное правительство совместно с региональными властями обязуется уточнить размер кредиторской задолженности по содержанию объектов ЖКХ и социальной сферы, переданных ране в муниципальную собственность, определить порядок погашения. На сегодня эта задолженность по области составляет свыше 300 млн. рублей.

В рамках соглашения министерства обороны и финансов России должны обеспечить в 1998 году погашение долгов перед предприятиями ОПК области за выполненный госзаказ в соответствии с ранее утвержденной программой.

Вопросы о дальнейшем выделении дополнительных средств из федерального бюджета центр намерен рассматривать лишь при наличии материалов о ходе исполнения бюджета области.

По соглашению ряд обязательств берет на себя и правительство области. В их числе — заключение аналогичных соглашений с органами местного самоуправления, поэтапное прекращение любых форм взаимозачетов, реструктуризация бюджетных обязательств путем уменьшения количества юридических лиц, финансируемых из областного бюджета на выплату заработной платы и погашения долгов по детским пособиям, причем в первую очередь — малообеспеченным семьям.

Подписание соглашения, по сообщению В.Сударенкова, заняло 15 минут. По его мнению, это говорит о том, что на уровне области оно было детально проработано. Большая часть времени была уделена обсуждению блока обязательств области, связанных с тарифами на услуги ЖКХ и оплатой их населением в соответствии с федеральными стандартами, а также с установлением лимита на потребление электроэнергии для юридических лиц, финансируемых из бюджета области.

Кроме вопроса о подписании межправительственного соглашения участники еженедельного совещания у губернатора обсудили состояние дел с заготовкой кормов, выплатой отпускных учителям, выделением средств на строительные объекты социальной сферы. Речь шла также о налоговых сборах, о системе создания условий для привлечения инвестиций, о молодежных проблемах.

Губернатор «дал задание» руководителям департаментов начать работу по подготовке соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве Калужской области с Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, а также с Москвой — по выделению рабочих мест для жителей области в столице.

3.2.       Доклад губернатора «О социально-экономическом положении...»

Накануне Дня независимости России в большом зале правительственного здания собрались руководители департаментов, депутаты Законодательного собрания, руководители федеральных служб, главы муниципальных образований, лидеры общественных организаций. Руководители крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий. С докладом о социально-экономическом положении области выступил губернатор Валерий Васильевич Сударенков.

Признаки социально-экономического неблагополучия собравшиеся увидели уже у входа, проходя сквозь строй пикетчиков.

Весьма критическая оценка нынешнего социально-экономического положения области прозвучала и в словах губернатора. Объемы производства товаров и услуг в прошлом году сохранились практически на уровне предыдущего 1996 года (100,2%). Не изменилась ситуация и в первые четыре месяца текущего года (100,5%).

40% промышленных предприятий области увеличили объемы производства. Экспорт продукции возрос за год на 7,2% и составил 120,2 млн. долларов. Импорт товаров, напротив, сократился на 19%. Вместе с тем, столько же промышленных предприятий (40%) остаются убыточными. К ним в первую очередь относятся предприятия бывшего оборонного комплекса, нуждающиеся в структурной перестройке.

Предприятия лесопромышленного комплекса увеличили на 7% объемы производства, но мало занимаются переработкой древесины и в то же время отказываются от взаимовыгодного сотрудничества с иностранными фирмами (например, лесхоз «Еленский»).

Губернатор подчеркнул: «Прежний стиль руководства «Скажите, что производить, — и мы сделаем», которого придерживается пока большинство промышленников, не годится в условиях рынка. Сегодня, когда в области производится лишь около 300 видов товаров народного потребления (между тем как самый скромный магазин имеет в ассортименте не менее 1,5 тыс. наименований товаров — привозных, конечно), промышленники могут и должны браться за все, что обещает пусть малый доход».

В настоящее время абсолютное большинство промышленных предприятий (90%) региона находятся в частной собственности, имеют конкретного хозяина, однако, бесхозяйственность в расходовании энергоресурсов сохраняется. Новый владелец зачастую оказывается незаинтересованным в развитии своего предприятия. Неэффективным остается управление предприятиями с государственной формой собственности.

Губернатор привел примеры эффективного хозяйствования: АО «Троицкая бумажная фабрика» и АО «Кондровская бумажная компания», которая финансирует целлюлозное производство в Ленинградской области.

Постепенно набирает силу и увеличивает поступления в бюджет малое предпринимательство (11% в консолидированном бюджете). Большинство малых предприятий (70%) находятся в Калуге и Обнинске. Развитие малого предпринимательства является для муниципальных образований весьма перспективным направлением.

Растет количество совместных с зарубежными фирмами предприятий, с их помощью в область привлечено 30 млн. долларов капитала. Но в целом потенциал области для привлечения инвестиций используется в недостаточной степени. Например, имея огромные возможности для развития туризма, калужане открыли пока лишь единственный туристический маршрут в Оптину Пустынь.

Неблагополучным остается положение в сельском хозяйстве. Лишь 10% сельскохозяйственных предприятий закончили год с прибылью. Большинство руководителей еще не научились достаточно эффективно хозяйствовать на земле. С целью поддержки тружеников села, пообещал В.В.Сударенков, будет создан фонд стабилизации агропромышленного комплекса, но поддержку из него получат только эффективно работающие хозяйства.

По-новому призвал губернатор взглянуть и на проблему безработицы. Указанная статистикой цифра 1,9% никак не соответствует действительному количеству безработных. В нынешней ситуации проблема безработицы должна стать прямым делом местных властей, а не только бирж труда.

Есть в области некоторые позитивные перемены, но для пользы дела губернатор сделал акцент именно на проблемах экономики. Важно, чтобы не 40%, а все 1800 больших и малых предприятий стали работать эффективно.

Сегодня социально-экономическое положение области не может не вызывать озабоченность. Недоимки в бюджеты составляют 600 млн. рублей. А область заимствует 200 млн. рублей. Но, если бы даже при нынешнем уровне производства удалось добиться получения положенных налогов, область смогла бы обойтись без трансферта. И это при добросовестном исполнении — вполне реальная задача. Поэтому, заметил в заключении губернатор, и реальные перемены к лучшему возможны.

3.3.       Местное самоуправление

Губернатор области В.В.Сударенков, известный как почитатель земского самоуправления, пытается поставить в настоящее время местное народовластие на строгую финансовую и правовую основы. Постановление «Об утверждении Программы Губернатора области по государственной поддержке местного самоуправления Калужской области» содержит ее основные направления и этапы осуществления [[9]].

Программа предусматривает формирование правовой основы местного самоуправления как свода областных законов, регулирующего все направления деятельности местного самоуправления, отношения с государственной властью, а также финансово-экономической основания, включая отношения собственности. Кроме того, предполагается поддерживать местное самоуправление в плане информационного обеспечения, подготовки и переподготовки кадров, привлечения научного потенциала областного центра и г. Обнинска к разработке стратегии развития муниципальных образований и выводу их из депрессивного состояния. Организационная поддержка подразумевает формирование системы государственного контроля над деятельностью местного самоуправления. Конечный результат видится в создании условий для перехода от централизованного руководства к законодательному регулированию деятельности местного самоуправления в вопросах собственной компетенции и переданных государственных полномочий.

Для финансирования программы создается Фонд поддержки местного самоуправления, который будет оказывать единовременную помощь муниципальным образованиям. Предполагается финансировать отдельные мероприятия, проходящие в «опорных зонах», т.е. муниципальных образованиях участвующих в экспериментах.

Реализация Программы рассчитана на три года. Первый этап — 1998-1999 годы — предусматривает создание базовых условий для завершения формирования системы местного самоуправления Калужской области, разграничении полномочий финансовых и правовых ресурсов между органами государственной власти и местного самоуправления. Второй этап — 1999-2000 годы — предусматривает создание устойчивой системы взаимоотношений между областной властью и муниципальными образованиями.

3.4.       Контрольная комиссия

На основании распоряжения губернатора в марте текущего года была создана комиссия по контролю за исполнением государственных полномочий в муниципальных образованиях области. Ее возглавляет председатель комитета местного самоуправления и территории В.Бабурин.

Первая плановая проверка исполнения госполномочий была проведена в начале мая в муниципальном образовании «Ферзиковский район». Итоги проверки нашли свое отражение в акте комиссии. В нем отмечается, что по результатам проверки исполнения МО «Ферзиковский район» переданных ему государственных полномочий обнаружен ряд нарушений, связанных с нецелевым использованием выделяемых для этого средств. Это касается расходов на управление районом, в том числе и на зарплату главы муниципального образования, непропорционального распределения доходов местного бюджета по отраслям, бесконтрольности в сфере лицензирования.

Комиссия предложила органам местного самоуправления Ферзиковского района сократить расходы на управление, направив высвободившиеся средства на выполнение госполномочий, а также обеспечить приоритетное направление поступающих налогов и дотаций из областного бюджета именно на эти цели. Руководству района рекомендовано по результатам работы комиссии принять постановление, определяющее сроки отмеченных недостатков.

Аналогичные проверки исполнения переданных на места государственных полномочий комиссия запланировала провести и в других муниципальных образованиях области.

3.5.       Реформа жилищно-коммунального хозяйства

Законодательное собрание Калужской области совместно с правительством области разработали программу жилищно-коммунальной реформы. Законодательный акт, призванный очертить направления реформы, вышел после первомайских праздников (видимо, областная власть не захотела омрачать трудящимся праздники, подвигая из на мысли о возможности будущего существования — В.Е.). Программа «Реформа жилищно-коммунального хозяйства на территории Калужской области», в основу которой заложена концепция реформы ЖКХ в РФ, выдвинутой апрельским и майским указами Президентом РФ в 1996 г. Губернатор области по поводу проведения реформы данной сферы несколько позже издал свое распоряжение [[10]], где придерживался известной позиции, призванной достичь первоначально рост жизненного уровня населения. Законодательное собрание намеревалось предварительно принять закон «О социальной защите населения Калужской области при проведении реформ ЖКХ». Но давление федерального центра, выбравшего регион для первоочередного проведения реформы, а также отсутствие собственных финансовых средств подтолкнули к проведению реформы.

В бюджете текущего года расходы на ЖКХ по сравнению с 1997 г. снижены на треть. Расходы по данной статье в новом бюджете полностью лежат на бюджетах муниципальных образований. Это вторая по величине суммы статья расходов, заложенных в консолидированный бюджет.

Целью программы является переход от бюджетного дотирования предприятий ЖКХ к оплате ремонтно-эксплуатационных расходов и коммунальных услуг населением-потребителем в полном объеме от себестоимости. Согласно программе, изменение механизма финансирования системы ЖКХ создает финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики.

Программа предусматривает демонополизацию коммунального хозяйства. С этого года органам местного самоуправления предложено обеспечить формирование муниципальных заказов на обслуживание и ремонт объектов жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе. Рекомендуется практика отбора подрядчиков для выполнения работ. К 2008 г. доля жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями на конкурсной основе, планируется довести в среднем по области до 70%. С 1998 г. внедряется плата за излишки жилой площади и второе жилье.

Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги предполагает поэтапное приближение оплаты услуг населением к «экономически обоснованному уровню, обеспечивающему полное возмещение издержек и самоокупаемость ЖКХ. Уровень платежей в процентах к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и коммунальных услуг указан в следующей таблице. При этом сдерживающим фактором в росте платежей станет максимально допустимая доля расходов семьи от совокупного семейного дохода.

 

Уровень платежей за жилищно-коммунальные услуги и доля их в доходах семьи, %

 

Год

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Уровень платежей

40

42

45

48

50

55

60

65

70

80

90

100

Доля расходов семьи

15

15,5

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 

Некоторая самостоятельность в проведении реформы ЖКХ предоставляется органам местного самоуправления в течение переходного периода (вероятно это последующие 10 лет — В.Е.) могут самостоятельно, в зависимости от складывающей финансовой ситуации и возможности предоставления населению компенсаций (субсидий), устанавливать предельный уровень платежей по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги, а так же максимально допустимую долю собственных их расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе. Учитывая финансовое положение муниципальных образований, снижение платежей становиться сомнительным. Оно будет вынуждать их придерживаться «плановых» показателей продвижения жилищно-коммунальной реформы.

Первое заседание штаба по информированию населения о реформах жилищно-коммунального хозяйства в области состоялось в четверг, 28 мая. Штаб возглавляет первый заместитель директора департамента энергетики и ЖКХ В.Скворцов.

На заседании был утвержден план работы на летний период, обсуждены имеющиеся в этой сфере проблемы. В ближайших планах штаба — проведение дискуссий по вопросам реформирования ЖКХ, опросов населения на эту тему, а также выезды в районы области с целью изучения накопленного опыта работы в системе жилищно-коммунального хозяйства.

3.6.       Соглашение о социальном партнерстве

Правительство Калужской области, объединения профсоюзов и работодатели заключили «Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений на 1998-2000 годы» [[11]]. Как записано в документе соглашение является правовым актом, регулирующие социально-трудовые вопросы. Стороны признали необходимость заключения отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности. Контроль за исполнением Соглашения будет осуществлять специально созданная областная трехсторонняя комиссия.

Соглашение включает пять основных разделов, в которых прописываются обязательства работодателей, профсоюзов и правительства области: 1) Основы экономической политики; 2) Оплата труда, уровень жизни, социальная защита; 3) Содействие занятости населения; 4) Охрана труда и здоровья работников; 5) Развитие системы социального партнерства.

 Раздел экономическая политика предусматривает со стороны работодателей определенные меры по обеспечению стабильной работы предприятий, организаций и учреждений, улучшению их финансового положения, а так же структурной перестройки производства. Кроме того, работодатели обязуются организовать подготовку кадров и повышение квалификации работников.

Профсоюзы в свою очередь должны добиваться через систему социального партнерства заключения коллективных договоров и включения в них мероприятий по повышению эффективности производства. Профсоюзная организация при этом должна обеспечить выполнение своими членами правил внутреннего распорядка и техники безопасности, проводить совместно с работодателями воспитательную работу в трудовых коллективах.

Правительство области со своей стороны обязуется содействовать своевременным расчетам по государственным заказам, участию предприятий в конкурсах на получение государственного заказа. За ним закрепляет определение цен, исходя из основ ценообразования и механизма регулирования тарифов на услуги естественных монополий. Помимо этого, правительство обеспечивает возможность участия представителей областных профсоюзов в работе конкурсных комиссий и тендерных комитетов при проведении торгов на строительство жилых, общественных зданий, дорог и других объектов. Исполнительный орган власти обязуется добиться снижения диспаритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, а также между продукцией АПК и ТЭК.

Основное требование в разделе «Оплата труда...…» к работодателям — своевременное производство расчетов с областными и местными бюджетами, внебюджетными фондами. Профсоюзы добиваются включения в коллективные договоры пунктов об оплате труда по тарифной сетке I разряда основных категорий работников на уровне отраслевого тарифного соглашения, мероприятий по совершенствованию системы доплат и надбавок, учитывающих квалификацию и условия труда работников. Правительство области разрабатывает и реализует меры по социальной защите населения, прежде всего, социально-уязвимых категорий населения, оказывая адресную помощь. Оно обязуется обеспечить выплату из областного бюджета в приоритетном порядке заработной платы работникам бюджетных учреждений, стипендий студентам и учащимся, компенсационных выплат на детей.

Содействие занятости населения ложится в первую очередь на правительство области.

В общем плане документ выглядит несколько декларативно. Тем более, что уровень подписавших Соглашения сторон не самый высокий. Документ подписали А.Д.Артамонов, координатор комиссии, вице-губернатор Калужской области; Л.И.Берестова, координатор от органов исполнительной власти Калужской области; А.М.Ивашуров, координатор от объединений профсоюзов; В.Н.Корнеев, координатор от работодателей.

4.    Процедура банкротства предприятий

Швейное предприятие «Калужанка», на котором работает около 1500 человек, в основном женщины, с начала текущего года находилась под угрозой банкротства. Коллектив предприятия находился в состоянии ожидания быть выброшенными на улицу.

Инициатором начала процедуры банкротства стал московский банк «Бизнес». Московские банкиры утверждали, что калужские швейники кроме основного долга 13,5 млн. рублей задолжали 46,7 млн. рублей по процентам. В своем заявлении представители банка настаивали на признании фабрики банкротом, поскольку в нынешней ситуации не в состоянии расплачиваться с растущими долгами. Позицию банка «Бизнес» полностью поддержал директор территориального агентства ФУНД в Калужской области Виталий Лаврухин.

В качестве контраргумента представители «Калужанки» предъявили данные аудиторской проверки «Росэкспертиза», характеризующие структуру баланса предприятия как вполне благополучную, что задолженность в бюджет и другим кредиторам постепенно гасится. Если же фабрика будет объявлена банкротом, то она в качестве налогоплательщика может прекратить существование.

Против банкротства высказался представитель правительства области. Судебное производство о банкротстве «Калужанки» было прекращено.

5.    Безработица

За период с января по апрель 1998 г. в службу занятости области обратился 71901 человек, что в 1,2 раза больше, чем за тот же период 1997 г.; из них 7386 человек, или 10,3%, — по вопросу трудоустройства. В общем потоке граждан, ищущих работу, женщины составили 55%, мужчины — 45%, рабочие — 57%, ИТР и служащие — 27%, молодежь в возрасте 16-29 лет — 33%, высвобожденные работники — 27%, пенсионеры — 7%.

Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, за 4 месяца т.г. составила 5513 человек, или 69% к тому же периоду прошлого года. По состоянию на 01.05.98 г. на учете по безработице состоял 9621 человек; уровень безработицы в среднем по области составил 1,8% (в 1997 г. — 3,3%). При этом наиболее высокий уровень сохранился в Людиновском (4,7%), Думиничском (4,5%), Дзержинском (4,1%), Тарусском (3,5%) районах. Самый низкий уровень безработицы в Барятинском (0,6), Мосальском (0,8%), Куйбышевском (0,9%) районах.

К концу апреля количество свободных рабочих мест, заявленных на службу занятости, составило 3906 единиц, что в 1,3 раза больше, чем год назад.

Численность незанятых граждан, претендующих на 1 вакантное место, составила 3 человека, а на ту же дату 1997 года — 7 человек.

В течении четырех месяцев т.г. при содействии службы занятости в области трудоустроено 5411 человек (включая прошедших профобучение), или 73% от общего числа граждан, зарегистрированных в поисках работы. В расчете на 1000 человек, состоящих на учете, трудоустроены 128 человек против 73 за соответствующий период прошлого года.

С начала 1998 года на профессиональное обучение было направлено 649 человек, что в 2 раза больше, чем за то же период прошлого года. В настоящее время проходят переподготовку 560 человек. Всего с января по апрель новые профессии получили 502 человека, что 1,8 раза больше уровня прошлого года. Из них трудоустроено 469 человек, или 93%.

За 4 месяца 1998 года проведены взаиморасчеты с предприятиями-должниками на общую сумму свыше 2,7 млн. рублей, что на 01.01.98 г. составляет 17,2% от просроченной задолженности предприятий в фонд занятости. Поученные средства направлены на материальную поддержку безработных граждан, 3,9 — на активную политику занятости.

В течение четырех месяцев т.г. для выполнения общественных работ был направлен 661 человек, из них 499 человек, состоящих на учете, что в 2 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. По состоянию на 1.05.98 г. в общественных работах принимали участие 315 человек, в том числе 263 человека, состоящих на учете.

В январе-апреле т.г. пособие по безработице было назначено 5513 гражданам, признанным в установленном порядке безработными. На 1.05.98 г. пособие по безработице получали 7205 безработных, или 74,9% от состоящих на учете. За отчетный период начислено пособий на сумму 9,2 млн. рублей.

Задолженность по выплате пособий по безработице на 1.05.98 года составила 13,99 млн. деноминированных рублей.

В 1 квартал 1998 года на досрочную пенсию было направлено 14 безработных; 48 человек получили материальную помощь.

В течение января-апреля 1998 года сотрудниками службы занятости проверено 1845 справок о среднем заработке, представленных безработным. Количество проверок по выявлению случаев нелегальной занятости (652) на 66% превышает показатель аналогичного периода 1997 года. За получение (попытку получения) пособий обманным путем сняты с учета 85 безработных.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Консолидированный бюджет Калужской области на 1998 г., тыс. рублей

 

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Областной бюджет

Бюджеты МО

Всего

I. Прямые налоги на прибыль, доход, капитал

79680

453897

533577

1. Налог на прибыль предприятий

48701

175088

223789

2. Подоходный налог с физических лиц

30979

278809

309788

II. Налоги на товары и услуги

187582

204755

392337

1. Налог на добавленную стоимость

86731

179709

266440

2. Акцизы по подакцизным товарам

97670

1674

99344

3. Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом

0

6341

6341

4. Прочие лицензионные и регистрационные сборы

1321

17031

18352

5. Налог на покупку иностранной валюты

1860

0

1860

III. Налоги на совокупный доход

713

4687

5400

1. Единый налог на совокупный доход юридических лиц

713

2651

3364

2. Единый налог на совокупный доход для физических лиц

0

2036

2036

IV. Налоги на имущество

108506

112863

221369

1. Налоги на имущество физических лиц

0

3350

3350

2. Налоги на имущество предприятий

108506

109203

217709

3. Налог на имущество, переходящего а порядке дарения или наследования

0

310

310

V. Платежи за пользование природными ресурсами

13603

52320

65923

1. Платежи за пользование недрами

1933

3651

5584

2. Платежи за пользование лесным фондом

1990

2986

4976

3. Плата за пользование водными объектами

0

8923

8923

4. Земельный налог за земли с\х назначения

0

7043

7043

5. Земельный налог за земли городов и поселков

3180

19708

22888

6. Земельный налог за земли нес\х назначения

0

9859

9856

7. Прочие платежи за пользование природными ресурсами

6500

0

6500

VI. Прочие налоги, пошлины и сборы

31596

136329

167925

1. Государственная пошлина

0

5686

5686

2. Налоги субъектов РФ

28196

0

28196

3. Сбор на нужды образовательных учреждений

28196

0

28196

4. Местные налоги и сборы

0

130643

130643

1) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений на содержание милиции, на благоустройство территории, нужды образования

0

9443

9443

2) налоги на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

0

103785

103785

3) налог на рекламу

0

500

500

4) прочие местные сборы и налоги

0

16915

16915

5. Прочие налоговые платежи и сборы

3400

0

3400

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

 

 

 

VII. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

800

13558

14358

1. Доходы от сдачи в аренду имущества

780

12978

13758

2. Прочие поступления от имущества

20

580

600

VIII. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности

1200

1325

2525

IX. Доходы от продажи земли и нематериальных активов

120

1220

1340

X. Прочие неналоговые доходы

7209

7588

14797

XI. Возврат бюджетных ссуд

4097

0

4097

ИТОГО ДОХОДОВ:

435106

988542

1423648

Трансферт из федерального бюджета

408600

0

408600

ВСЕГО ДОХОДОВ:

843706

988542

1832248

 


Приложение 2

 

Расходы консолидированного бюджета Калужской области на 1998 г., тыс. рублей

 

РАСХОДЫ

Областной бюджет

Бюджеты МО

Общий бюджет

I. Государственное управление и местное самоуправление — всего

59861

53586

113447

1. Функционирование законодательных органов власти

6100

 

6100

2. Функционирование исполнительных органов власти

53397

 

53397

3. Прочие расходы на общегосударственное управление

364

 

364

4. Функционирование органов местного самоуправления

 

53586

53586

II. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства — всего

39834

28821

68655

1. Органы внутренних дел

22655

18811

41466

2. Уголовно-исполнительная система

985

 

985

3. Государственная противопожарная служба

16194

10010

26204

III. Фундаментальные исследования

700

 

700

VI. Промышленность, энергетика, строительство — всего

60625

15078

75703

1. Топливно-энергетический комплекс

 

5288

5288

2. Строительство, архитектура

50160

9790

60350

3. Добывающая промышленность

10065

 

10065

V. Сельское хозяйство — всего

134773

26666

161439

VI. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

2348

 

2348

VI. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика — всего

16356

15658

32014

VIII. Развитие рыночной инфраструктуры

2400

 

2400

1. Малый бизнес и предпринимательство

2400

 

2400

IХ. Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство — всего

4000

467437

471437

1. Жилищное хозяйство

 

386632

386632

2. Коммунальное хозяйство

4000

80805

84805

Х. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий — всего

5205

2045

7250

ХI. Образование — всего

86114

449010

535124

1. Дошкольное образование

1550

80328

81878

2. Общее образование

54551

330965

385516

3. Начальное профессиональное образование

1057

 

1057

4. Среднее профессиональное образование

15258

1868

17126

5. Переподготовка и повышение квалификации

2646

865

3511

6. Прочие расходы в области образования

11052

34984

46036

ХП. Культура, искусство и кинематография — всего

16345

38291

54636

1. Культура и искусство

15651

37554

53205

2. Кинематография

694

737

1431

ХШ. Средства массовой информации — всего

3265

1992

5257

1. Телевидение и радиовещание

600

 

600

2. Периодическая печать и издательства

2665

1992

4657

ХIV. Здравоохранение и физическая культура — всего

107117

204000

311117

1. Здравоохранение

102852

198923

301775

2. Физическая культура и спорт

4265

5077

9342

ХV. Социальная политика — всего

138577

73832

212409

1. Учреждения социального обеспечения

19632

5755

25387

2. Социальная помощь

6087

 

6087

3. Молодежная политика

212

 

212

4. Прочие мероприятия в области социальной политики

11601

 

11601

ХVI. Обслуживание государственного долга

31306

92010

123316

ХVII. Мобилизационная подготовка экономики

60

 

60

ХVIII. Прочие расходы — всего

30267

99825

130092

1. Резервные фонды

15750

 

15750

2. Проведение выборов и референдумов

95

 

95

3. Реализация закона «О ветеранах»

 

76306

76306

4. Реализация закона «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

20292

20292

5. Прочие расходы

14422

3227

17649

ИТОГО РАСХОДОВ:

739153

1568251

2307404

Превышение расходов над доходами (дефицит)

 

 

475156

 



Источники

[1]. Весть. — 1998. — 4 июня.

[2]. Весть. — 1998. — 3 июня

[3]. Весть. — 1998. — 16 мая.

[4]. Весть. — 1998. — 27 мая.

[5]. Весть. — 1998. — 2 июня.

[6]. Калужский перекресток. — 1998. — 27 мая.

[7]. Знамя. — 1998. — 25 июня.

[8]. Знамя. — 1998. — 10 июня.

[9]. Калужские губернские ведомости. — 1998. — 27 апреля — 4 мая.

[10]. Знамя. — 1997. — 12 июля.

[11]. Губернский вестник. — 1998. — 24 июня.