Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

С. АККИЕВА

Кабардино-Балкарская республика
в июне 1998 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Внешнеэкономические вопросы

На заседании правительства 13 июня основное внимание было уделено внешнеэкономическим вопросам. Министр внешних связей Владимир Жамборов ознакомил с основными вопросами: «О программе развития внешнеэкономической деятельности КБР в 1998-2000 гг.», «О проекте Соглашения между Правительством КБР и Министерством экономики Словацкой республики об основах торгово-экономического сотрудничества», «О проекте принципиального инвестиционного соглашения между правительством КБР и корпорацией «Американ ойл сервизес ДМТЛ», «О проекте Договора о дружбе и сотрудничестве между КБР и республикой Татарстан и проекте Соглашения между Правительством Республики Татарстан о взаимодействии и сотрудничестве в экономической, научно-технической и социально-культурной областях», «Об иностранных инвестициях в КБР», «О внесении изменений и дополнений в Закон КБР «О внешнеэкономической деятельности». По всем этим вопросам, кроме двух последних были приняты соответствующие постановления.

Был обсужден вопрос об устойчивой работе предприятий железнодорожного транспорта республики в 1998 г. По этому вопросу принято постановление, в котором предусмотрено заключение контракта о взаимодействии Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения РФ и правительства КБР по улучшению транспортного обслуживания и обеспечению устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта в 1998 году.

На этом заседании правительства были одобрены еще два документа «Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного и муниципального имущества» и «О проекте Соглашения между Правительством КБР и Ростовским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ и взаимодействии и формах сотрудничества, связанного с функционированием рынка ценных бумаг в КБР».

Была обсуждена республиканская целевая программа «Молодежь КБР (1998-2000 гг.)», в рамках президентской программы «Молодежь России (1998-2000 гг.)». При формировании республиканского бюджета на 1999-2000 годы эта программа будет включена в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.

1.2.       Реорганизация туристических и санаторно-курортных комплексов республики

На заседании Правительства республики 16 июня были рассмотрены два вопроса: «О реорганизации туристско-альпинистского комплекса КБР» и «О реорганизации Кабардино-Балкарского санаторно-курортного объединения «Курорт Нальчик». Правительство, руководствуясь целью сохранения и развития туристко-альпинисткого комплекса и приведения организационно-правовой формы туристко-экскурсионной фирмы «Эльбрустурист», Кабардино-Балкарского объединения «Каббалкальпинист» приняло решение о реорганизации путем преобразования с последующим выделением отдельных подразделений в дочерние хозяйственные общества со статусом юридического лица.

Так, туристко-экскурсионная фирма «Эльбрустурист» преобразована в ОАО «Эльбрустурист», в котором Правительству будет принадлежать 55% уставного капитала. А объединение «Каббалкальпинист» — в ОАО «Каббалкальпинист» с долей уставного капитала Правительства КБР 74,9%.

Такое же постановление принято и по курортному объединению «Курорт Нальчик». Доля уставного капитала Правительства КБР составляет 75%, ФНП КБР — 15%, ФНП России — 10%.

1.3.       Проблемы завода «Гидрометаллург»

В недалекие времена завод «Гидрометаллург» был одним из наиболее стабильных предприятий Кабардино-Балкарии. Он относился к предприятиям союзного подчинения, в первую очередь из-за важности, производимой на нем продукции, которая почти вся шла на оборонную отрасль.

Сегодня завод уже намного не дотягивает до своего недавнего прошлого, но сохраняет свое важное значение среди предприятий республики.

АО «Гидрометаллург» поставляет свою продукцию более чем 20 компаниям из 14 стран, продавая около 10% вольфрамового ангидрида, поступающего на мировой рынок. В экспорте республики продукция ГМЗ составляет более 50%.

Условия работы завода на внешнем рынке не очень благоприятные. Зависимость «Гидрометаллурга» от поставок необходимых для работы компонентов мешает работать ритмично.

Положительно сыграет на работе завода и пуск ТВМК, несмотря на то, что вырабатываемое заводом сырье на 10-20% дороже, чем поставляемое из госрезерва или покупаемое на Дальнем Востоке. При годовой потребности «Гидрометаллурга» в 4,5-5 тысяч тонн вольфрамового концентрата ожидается, что доля ТВМК в поставках сырья составит 1,8- 2 тысячи тонн.

1.4.       Неплатежи

Анализ деятельности ряда предприятий республики показал, что волна неплатежей, захлестнувших экономику КБР, порождена не только общеэкономическими трудностями.

В ходе проводимых налоговыми и правоохранительными органами республики проверок по фактам отгрузки товаров выявлены фиктивно числящиеся задолженности более чем на 50 миллиардов рублей (в старых ценах). Деятельность руководителей предприятий практически неподконтрольна со стороны вышестоящих организаций и служб, ответственных за соблюдение правил отпуска продукции. Нередки случаи, когда продукция предприятий отгружалась случайным разовым покупателям без каких-либо гарантий ее оплаты.

Среди фирм, якобы задолжавших предприятиям республики, нередко числятся «мертвые души».

Многие предприятия, имея многочисленных должников, не занимаются взысканием с них долгов. Сложилось положение, когда в договорах-контрактах, заключаемых с покупателями товаров и услуг, не оговариваются сроки и условия оплаты. В результате к неплательщикам невозможно предъявить даже претензии и иски.

В прошлом году бюджет республики не дополучил значительную сумму от реализации водки, несмотря на льготы, утвержденные правительством КБР оптовым реализаторам: «Каббалксельхозтехнике», «Каббалкконтрактом», «Каббалкпотребсоюзом» и ЗАО «Лайт-сельхозтехника» составила 53 млрд. 240,2 млн. руб. (в старых ценах).

1.5.       Налоги

В ГНИ по КБР в ближайшее время планируется создание спецотдела по проверке налоговых деклараций.

Крупных неплательщиков в КБР в отличие от Москвы в Нальчике по словам начальник ГНИ по КБР Олега Лионовича Шандирова не так много. В Москве речь идет о миллиардах долларов. В КБР есть несколько сот лиц, в основном предпринимателей, имеющих денежную наличность свыше миллиона долларов. Они известны, но заставить их платить налоги не так-то просто. Одна из причин — несовершенство законодательства. Пока Госдума не примет закон о доходах и расходах, попытки налоговиков заставить платить налоги лиц, имеющих крупные доходы не имеют смысла. Предстоит налоговой инспекции расширять сферу своей деятельности и вовлекать в зону своего внимания нетрадиционные сферы, где налоги никогда не платили.

Перед ГНИ по КБР поставлена задача перечислить в бюджеты всех уровней 1 миллиард 578 млн. рублей. По словам О.Шандирова, это задание реально выполнить только на 75% и это в лучшем случае [[1]].

2.    ПАРЛАМЕНТ

2.1.       Обсуждение проекта Регламента

На пленарном заседании Совета Республики был рассмотрен проект Регламента палаты, проект Закона КБР «О муниципальной службе в КБР» и семь законодательных инициатив парламентариев других субъектов РФ.

Обсуждение проекта регламента прошло бурно.

Парламентарии приняли две поправки к первому разделу, касающемуся главы о Председателе Совета Республики и его заместителе. Председатель будет избираться тайным голосованием, хотя редакция проекта допускала и принятие решения открытым голосованием. Следующая поправка касалась возможности выдвижения кандидатов на должность Председателя не только отдельным депутатам, но и депутатским объединениям.

В новом проекте Регламента тщательно расписаны полномочия руководства палаты. Совету Республики дано право отменить любое распоряжение своего Председателя. Депутаты посчитали эту главу незавершенной и предложили дополнить ее статьей «О долгосрочном прекращении полномочий Председателя Совета Республики и заместителя Председателя Совета Республики».

Провозглашение кабардинского и балкарского языка наряду с русским государственным нашло свое отражение в регламенте, в ст. 48. По этой статье «Работа в Совете Республики осуществляется на государственных языках с обеспечением синхронного переводы».

Депутаты по регламенту во время работы «должны носить деловую одежду».Сохранена процедурная норма по проведению тайного голосования, на котором может настоять четвертая часть (9 человек) от общего числа депутатов палаты. Не согласились заменить привычный перечень замечаний и предложений на «таблицу поправок», как принято в Госдуме РФ, но решение об утверждении Указа Президента республики о введении чрезвычайного положения постановили принимать не простым большинством, а двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Таким образом проект Регламента Совета Республики был принят в первом чтении.

На этом заседании был принят Закон КБР «О муниципальной службе КБР» и постановление по данному Закону.

Депутатами были рассмотрены законодательные инициативы своих коллег из Удмуртской Республики, Тамбовской, Владимирской и Тульской областей, Хабаровского края, Республики Коми.

2.2.       Принят Закон «О местном референдуме в КБР»

Парламент КБР принял Закон «О местном референдуме», который состоит из 6 глав: 1.Общие положения, 2.Назначение местного референдума, 3.Порядок подготовки к проведению местного референдума, 4.Голосование на местном референдуме и определение его результатов, 5.Подсчет голосов граждан, принявших участие в местном референдуме и установление результатов местного референдума, 6.Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме [[2]].

3.    ВИЗИТЫ

3.1.       Правительственная делегация Москвы в КБР

18 июня в КБР прибыла правительственная делегация Москвы. Во главе с первым заместителем премьера правительства столицы Владимиром Ресиным, которого сопровождали министры, руководители различных ведомств и инвестиционных институтов Москвы.

Визит продлился всего один день, в течение которого москвичи и их коллеги из КБР смогли рассмотреть проблемы интеграции экономик Москвы и Кабардино-Балкарии согласно Договору, подписанному между двумя субъектами федерации. Рабочие группы рассмотрели возможности финансирования различных инвестиционных проектов, предполагающих поставку в столицу России экологически чистых молочных продуктов и мяса с альпийских пастбищ республики, продукции агропромышленного комплекса.

В секции экономики и промышленности специалисты обсудили проблемы поставок в Москву вольфрама, молибдена, кабельной продукции, автомобильных глушителей нового поколения, алмазного инструмента и ювелирных изделий.

В сфере развития транспорта намечено приобретение самолетов и организация совместной авиалинии Москва-Нальчик, а также участие московских инвесторов в строительстве международного аэропорта в Нальчике.

В финансовой сфере обсуждались возможности создания в КБР филиала «Банка Москвы» и структур Москомзайма, выпуска совместных ценных бумаг, а также реализации облигаций КБР на финансовом рынке Москвы. Обсуждено участие москвичей в строительстве и реконструкции курортных объектов, а также возведение горнолыжной базы в Приэльбрусье.

3.2.       Посол из Словакии в Нальчике

19 июня в Нальчик прибыл посол Словакии Роман Палдан. Он прибыл для подписания соглашения «Об основах торгово-экономического сотрудничества» между правительством КБР и Министерством экономики Словакии.

Посол Словакии на пресс-конференции отметил, что это первый договор, который его страна подписывает на Северном Кавказе и сказал: «Мы знаем не только положение в регионе, но и ситуацию в Кабардино-Балкарии. Мы не должны думать, что завтра произойдет что-то страшное, мы должны работать».

Роман Палдан рассказал, что еще со времен визита бывшего премьер-министра РФ В. Черномырдина в 1995 г. в Братиславу шла работа по налаживанию прямых связей с российскими регионами. Сегодня такие связи поддерживаются с более чем двадцатью субъектами федерации и есть положительные результаты.

Подписанный между КБР и Словакией документ пока носит только общий характер и не содержит конкретных программ и проекты. Вместе с тем были рассмотрены несколько десятков проектов, из которых были выбраны 8 наиболее реальных: от строительства пивзавода до поставки нефтепродуктов. Возможно сотрудничество в обувной, текстильной и перерабатывающей промышленности.

Следующим этапом развития отношений предполагается более тщательное рассмотрение этих восьми проектов на заседании совместной российско-словацкой правительственной комиссии, возможно с включением в комиссию представителя КБР.

3.3.       Визит делегации КБР в Татарстан

Делегация КБР во главе с президентом республики Валерием Коковым два дня находилась в Татарстане. 20 июня президент Татарстана М.Шаймиев принял ее в своей резиденции. Между двумя республиками был подписан договор «О дружбе и сотрудничестве между Кабардино-Балкарией и Татарстаном». Соглашение между правительствами двух субъектов Федерации «О сотрудничестве в экономической, научно-технической, образовательной, культурной и социальной областях» подписали глава правительства КБР Х.Чеченов и первый заместитель премьера РТ Р.Муратов. Министры здравоохранения двух республик А.Карданов (КБР) и К.Зиятдинов (Татарстан) подписали соглашение «О принципах сотрудничества в области здравоохранения».

Члены делегации из КБР обсуждали конкретные и важные вопросы сотрудничества двух республик в самых различных отраслях, в том числе о поставках минеральной воды из Кабардино-Балкарии в Татарстан, а также об участии специалистов РТ в добыче и переработке нефти в КБР [[3]].

4.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1.       Пенсии и пособия

Ситуация с выплатой пенсий в КБР сложная. Долг за апрель 1998 г. составил 65 млн. рублей. Но выплачено только 30% этой суммы. Причина в том, что в Пенсионный фонд не поступает необходимое количество страховых взносов. Не имеет возможности помочь своему региональному отделению и Пенсионный фонд России.

Раньше брали деньги в банках под гарантию Пенсионного фонда РФ для выдачи пенсий, теперь же такой возможности нет. Республика задолжала Пенсионному фонду 50 млн. рублей и он уже не может дать КБР очередной кредит.

По детским пособиям долг составляет 51,5 миллиона рублей, пособия за уходу за детьми до 3-х лет выплачены по март 1998 г. Необходимо еще 14,5 млн. рублей.

4.2.       Проблемы заработной платы

Общая задолженность по заработной плате в республике к началу июня достигла 144,1 млн. рублей. При этом 1997 г. республика закончила, имея задолженность 98,2 млн. руб., а в начале мая эта сумма составила 142,9 млн. рублей.

Наиболее сложная ситуация сложилась в строительстве. Общий долг достиг 42 млн. рублей. На ряде предприятий деньги не выплачивают с апреля-августа 1997 года. «Каббалкстойтранс» должен своим работникам более 2 млн. рублей. с апреля, «Кабалкагропромстрой»-16,2 млн. -с июня, Домостроительный комбинат -1,5 млн. рублей с июля, институт «Каббалкгражданпроект» -1,5 млн. с августа, а «Каббалкдорремстрой»-0,9 млн. руб. с января 1997 г.

Эти долги образованы в основном за счет неуплаты работ, произведенных для бюджетных организаций.

В промышленном секторе общий долг достиг 36,4 млн. руб.

Общий долг по сельскохозяйственным предприятиям достиг 30,6 млн. руб. (в должниках практически все предприятия).

В то же время с 1 января по 31 мая производилось погашение долгов по заработной плате (в целом почти на 25,7 млн. рублей), по детским пособиям (на 44,4 тыс. рублей) и по возмещению вреда здоровья (почти на 2 млн. рублей).

По мнению специалистов гострудинспекции, законодательство об уплате труда нередко нарушается в связи с необходимостью обеспечить жизнедеятельность предприятия. Поступающие средства отвлекаются на приобретение ГСМ, посевного материала, срочные хозяйственные нужды. По мнению главного государственного правового инспектора труда по КБР А.Холодкого возбуждать дела об административных правонарушениях совсем не объективно.

По его словам в 1998 г. сложилась парадоксальная ситуация. В условиях острой нехватки средств одновременная выплата налогов и заработной платы проблематичны. При этом действующие указы президентов России и КБР, а также гражданский кодекс РФ утверждают, что в первую очередь должна выплачиваться заработная плата. А Конституционный суд РФ в январе принял решение, что в первую очередь должны выплачиваться налоги. Нарушение этих взаимоисключающих требований карается штрафами.

4.3.       Протесты трудящихся из-за невыплат зарплаты

Невыплата зарплаты и протесты трудящихся по данному поводу — одна из самых примечательных черт нашего времени. 16 июня не вышли на работу служащие аварийно-восстановительной службы Департамента жилищно-коммунального хозяйства г.Нальчика. Последние полтора года они практически ни разу не получали свою зарплату своевременно. Стало традиционным ее выдача только после проведения очередной предупредительной забастовки. С начала 1998 г. зарплату выдали только один раз.

Основное требование сантехников: выплатить зарплату за 4 месяца и выплатить 13-ю зарплату. Следует сказать, что заработная плата у сантехников не очень большая, около 500 рублей в месяц. Кроме нерегулярной выплаты, сантехники вынуждены на свои деньги покупать орудия труда и запчасти, что при такой зарплате очень накладно.

Но власти пока на забастовку никак не отреагировали, хотя простой в данной сфере может привести к весьма нежелательным последствиям. Сантехники- это важная сфера, кто будет с этим спорить [[4]]?

5.    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В Эльбрусском районе прошло совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное вопросам межнациональных отношений и деятельности различных религиозных организаций на территории района.

Совещание открыл старший помощник прокурора КБР по вопросам межнациональных отношений К.Т.Бесланеев, который проанализировал обстановку в области межнациональных отношений на всем Северном Кавказе.

В своем выступлении он акцентировал внимание и на проверке законности деятельности на территории района религиозных организаций различных конфессий: в том числе мусульман-вахаббитов.

На совещании выступили и старейшины ряда населенных пунктов. Председатель Совета старейшин сел С.М.Афашоков остановился на необходимости совместного решения ряда сложных проблем с руководством соседней Карачаево-Черкесии с целью улучшения криминогенной обстановки: складывающейся в летне-осенний период на высокогорных отгонных пастбищах.

Председатель Совета ветеранов войны и труда Эльбрусского района А. Г. Толгуров подчеркнув, что вопросы межнациональных отношений стабилизировались и отрегулированы, заметил, что население волнуют проблемы целевого использования денег, направляемых на развитие горных балкарских селений. Он попросил предоставить полную информацию по этому вопросу на следующей встрече. А.Г. Толгуров подчеркнул, что работа с молодежью, как и другие проблемы требуют объединенных усилий власти и общественных организаций и общин.

Раис-имам Эльбрусского района З.М.Тилов в своем выступлении сказал, то в сложный период истории государства решение вопросов, связанных с молодежью является едва ли не одной из главных задач. Ссылаясь на Коран, он сказал, что «... от пастыря зависит, будет ли целым и здоровым стадо».и подчеркнул, что от позиции каждого и взаимодействия всех, кому приходиться заниматься вопросами молодежи и детей, зависит, насколько здоровым морально и физически будет идущее на смену поколение. Ведь ему в дальнейшем предстоит решать самые сложные проблемы нашей республики и России в целом. Раис-имам отметил также, что в молодежной среде особенно сказывается отсутствие необходимого положительного влияния, что создает благоприятную почву для лиц, насаждающих реакционные, экстремистские взгляды, для различного рода криминальных элементов.

Он подчеркнул, что необходима кропотливая повседневная работа с молодежью, которая из-за недостатка знаний склоняется к поддержке распространяемых в ее среде идей мусульман- вахаббитов. Раис-имам особо отметил, что по Корану не может быть принуждения в вере.

Прокурор Эльбрусского района поддержал идею о необходимости кропотливой разъяснительной работы, предметной и публичной, в том числе и в средствах массовой информации.

Свое видение обсуждаемых проблем предложили участвовавшие в совещании начальник районного отделения УФСБ Т.Ю.Беккиев, главный консультант Минюста КБР Х.М.Машуков, председатель комитета по делам молодежи и спорту М.Жаппуев. Обозначен круг вопросов, требующих решения на республиканском уровне.

Планируется в скором времени созыв районной конференции мусульманских общин с приглашением лиц для выработки стратегии совместных действий [[5]].

6.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФРАКЦИИ

6.1.       Конгресс МЧА

На своей пресс-конференции президент Международной черкесской ассоциации Борис Акбашев говорил о предстоящем 4-ом конгрессе МЧА, который откроется 25 июня в г.Краснодаре.

На конгрессе планируется провести выборы президента и исполкома МЧА. Должны быть утверждены символика (гимн и герб МЧА), а также внесены некоторые изменения в устав ассоциации. По новому законодательству, статус международной организация получает, если имеет хотя бы одно отделение за пределами России. По утверждению Акбашева, по законам тех государств «Хасы», которые являются учредителями МЧА (Сирия, Иордания, Турция, Германия, США, Голландия), на их территории не может быть открыто такое отделение. Поэтому МЧА решило открыть отделение в Абхазии.

МЧА совместно с правительством Адыгеи проводит работу по возвращению на историческую родину черкесов, проживающих в Косово. Из 42 семей уже 24 (96 человек) дали согласие на переезд в Адыгею. Наследный принц Иордании Али бин Аль Хуссейн обещал прислать свой самолет для их перевозки.

6.2.       Съезд МЧА

25 июня в г. Краснодаре был открыт четвертый съезд МЧА. На нем присутствовало 94 депутата и многочисленные гости от адыгских диаспор в США, Германии, Турции, Израиля, Нидерландов, Иордании, Сирии, Египта, Югославии. Ливии — впервые, а также из КБР, КЧР, Адыгеи, Абхазии, из Шапсугского района Краснодарского и Моздокского района Северной Осетии-Алании. На конференции присутствовал зам. Министра по региональной и национальной политике РФ Николай Бауэр.

На конгрессе с приветственными речами выступили губернатор Краснодарского края Н.Кондратенко, зам. Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, президент КБР В.Коков, Президент Республики Адыгея А.Джаримов, Председатель Праительства КЧР А.Озов, вице-президент Республики Абхазия В.Аршба, атаман Всекубанского Казачьего Войска В.Громов и руководители зарубежных делегаций.

Президент МЧА Б.Акбашев сделал отчетный доклад деятельности организации за предыдущий период.

На конгрессе были внесены необходимые изменения и дополнения в Устав организации.

Было принято обращение к Президенту РФ, председателям обеих палат Федерального Собрания, Председателю Правительства РФ о признании геноцида черкесов в период Кавказской войны и получения ими статуса народа-изгнанника, по вопросам репатриации адыгов, живущих в Косово, по снятию экономической блокады с Абхазии и другим вопросам.

Уже много лет МЧА добивается законодательного признания геноцида адыгов в ходе Кавказской войны и придания им статуса народа изгнанника. По этому принципу практически все народы Кавказа должны требовать признания геноцида по отношению к ним и очень многие народы могут претендовать на статус народа-изгнанника. Российское правительство в ходе войны не проводило законодательных актов по отношению к тому или иному народу по этническому принципу, война шла с противниками. Часть тех же адыгов (в частности кабардинцы) активно выступали на стороне России и служили в войсках, выступая против других народов Кавказа. Но тем не менее в последние годы активно пропагандируется мысль о геноциде и об изгнании адыгского этноса. Рассматривать же проблему адыгов в отрыве от истории других народов Кавказа неправомочно.

На конгрессе был утвержден гимн МЧА, написанный композитором из КБР А.Дауровым.

Были проведены выборы и президентом МЧА был переизбран Б.Акбашев. Вице-президентами избраны зам. Председателя Парламента Республики Абхазия Р. Харабуа, Султан Сосналиев, получивший звание Героя Абхазии и генерала (КБР), Амин Зехов (Адыгея) и первым вице президентом- руководитель Абазинской общественной организации «Аидгылара» Мухамед Килба [[6]].

6.3.       Коммунистическая фракция в парламенте

В Парламенте прошлого созыва действовала единственная фракция — коммунистическая, состоящая из 5 человек. В новый состав из парламентариев-коммунистов первого созыва прошли только двое, один возглавил вновь коммунистическую фракцию, а второй после повторного избрания не пожелал в ней работать. Состав фракции значительно омолодился. В нее, кроме Бориса Гудова (председатель), вошли Сергей Аванесян (Майский район), Владимир Махов (Зольский район) и Тахир Теммоев (Баксан). Борис Гудов заявил, что со своим видением социально-экономической ситуации коммунисты выступили при обсуждении бюджета КБР, отметив, что «Кабардино-Балкария в глубокой долговой яме, и обычными методами вывести республику из кризиса невозможно. Необходима смена курса».

В планах фракции — борьба против представленной правительством в Парламент Программы приватизации, которая предполагает «распродажу остатков общенародной собственности».

На последнем съезде КПРФ Сергей Аванесян был делегатом, а на съезде всероссийского движения «Держава», входящего в Народно-патриотический союз России, присутствовал Борис Гудов.

Тем временем существование коммунистической фракции в Парламенте КБР находится по вопросом. При обсуждении вопроса регламента работы ряд депутатов выдвинули предложение об увеличении минимального числа членов депутатского объединения с 4 человек до 6, что привело бы к автоматической ликвидации фракции КПРФ. Данное предложение не прошло, но впереди второе чтение, и возможно, что фракция может прекратить свое существование.

Комментируя ситуацию корреспонденту «Газеты Юга», Борис Гудов заявил: «Власти полгода пытаются регламентным путем ликвидировать единственную фракцию в парламенте, но независимо от того, будет ли фракция учитываться в каких-то «бумажках», коммунисты есть и будут существовать» [[7]].

7.    ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КБР

Кабардино-Балкарский госуниверситет — основная кузница кадров. КБГУ готовит специалистов по 16 направлениям и 23 специальностям. На первые курсы в текущем году планируется принять 1140 студентов по очной и 515 студентов по заочной форме обучения. Их обучение будет финансироваться из федерального бюджета. Сверх этого будут приниматься студенты на контрактной основе. Обычно их число составляет 10-12% от общего количества студентов.

Осенью 1998 г. в начале учебного года к структуре КБГУ примкнут некоторые средние профессиональных учебных заведений. В качестве интегрированных структур в университет вошли коммунально-строительный и политехнический техникумы, колледж дизайна, колледж информационных технологий и экономики, медицинский и педагогический колледжи. Прием в эти учебные заведения расширен, и в этом году в них будет зачислено около 1800 человек. Ректор КБГУ отметил, что в этом году не будет необходимости зачислять на первый курс университета всех, кто не прошел по конкурсу, но получил положительные оценки, как это было в прошлые годы. Теперь более подготовленные абитуриенты поступят на первые курсы, а менее подготовленные смогут пойти учиться на другой степени профессионального образования в техникумы и колледжи КБГУ. Студенты этих заведений будут иметь такие же права, как и студенты вуза, — получать стипендии, проживать в общежитии, пользоваться учебной и методической литературой университета, обучаться на военной кафедре. Закончив колледж или техникум, студент сможет продолжить обучение на следующей ступени в университете, причем по ускоренной программе, что даст возможность получить диплом одновременно со студентами, которые сразу поступили на первый курс.

В этом году наряжу с подлинниками аттестатов о среднем или профессиональном образовании принимаются и их копии. Абитуриент с нынешнего годы может поступать одновременно в 2 вуза или на 2 специальности.

Порядок проведения вступительных экзаменов такой же как в прошлые годы. Устные экзамены будут записываться на магнитную ленту, письменные — перед проверкой ксерокопироваться. Все экзамены будут проводиться в точном соответствии со школьной программой.

В планах университета обмен преподавателями и студентами с зарубежными вузами и открытие в КБГУ кафедры ЮНЕСКО «Образование и воспитание в духе культуры сохранения мира» в рамках одноименной программы.

8.    БЕЖЕНЦЫ

В КБР находятся более тысячи чеченских беженцев, размещенных в санаториях. Третий год беженцам из Чечни не платят детские пособия. Три месяца, как беженцам-пенсионерам (а их 369 человек) перестали выплачивать пенсию.

Чеченские беженцы не имеют официального статуса беженца или вынужденного переселенца, у них нет возможности и прав заниматься трудовой или коммерческой деятельностью, у них нет паспортов, нет медицинских полисов, без которых им не оказывают квалифицированную медицинскую помощь и не принимают в больницах.

В последнее время у беженцев из Чечни появилась надежда на разрешение своих проблем в лице юриста Исмаила Хаджиева. Он уполномочен Верховным комиссаром ООН по делам беженцев и правозащитным центром «Мемориал» на оказание юридической помощи.

Сложность получения официального статуса беженцев и обустройства в КБР связана с юридическими нормами КБР. Несколько лет назад парламент КБР принял постановление «О некоторых мерах регулирования миграции в республике», ограничивающее до 2000 года прописку в республике, по мотивам перенаселенности, избытка трудовых ресурсов, проблемы жилья.

На основании этого постановления, покинувшие Чечню не могут получить в КБР статус вынужденного переселенца. Для получения статуса требуется прописка. А получению прописки препятствует постановление Парламента КБР «О некоторых мерах.....».

По мнению И.Хаджиева, данное постановление противоречит Конституции РФ и международным нормам, так как ограничивает права человека. Его наличие правозащитник назвал результатом слабости центральной власти, не способной защитить свою Конституцию от местничества.

Большинство чеченских беженцев покинуло эту республику, когда она еще была частью России. Позже Чечня заявила о своем суверенитете, но покинувшие ее остались гражданами России, а на основании ст. 2 Закона «О гражданстве РФ», граждане России, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ, являются одновременно гражданами этих республик, — то есть беженцы стали и гражданами КБР.

Следует сказать, что в этой ситуации постановление Правительства РФ №510 от 30.04.98 г., предусматривающее выплату компенсаций за потерянное жилье гражданам Чечни, покинувшим ее безвозвратно, представляется несправедливым, ибо далеко не у всех есть шанс получить эту компенсацию. Получить компенсацию можно при наличии подлинных документов, подтверждающих факт наличия жилья (ордера, домовой книги и т.п.). У большинства же эти документы сгорели или же безвозвратно утеряны в период боевых действий. Их восстановление чрезвычайно сложно. Новая чеченская власть имеет свои атрибуты документов (волк на гербе новых документов), которые за пределами Чечни не имеют юридической силы.

89 семей чеченских беженцев в КБР получают пособия, но это в основном те, кто успел прописаться и обстроиться у родственников. А из тех, кто живет в санаториях таких только 6. В свое время был открыт спецсчет для детских пособий чеченским беженцам в Министерстве финансов КБР, на который федеральный центр перечислил средств на 866 получателей. Уже 2 года на этот счет не поступает ничего.

Чеченские пенсионеры могут получать пенсии при наличии удостоверения о регистрации, выданное паспортно-визовой службой МВД, но эти удостоверения пока им не выданы и по всей вероятности эта служба не очень торопиться их выдавать.

60 ингушских семей, бежавших в период боевых действий из Грозного, хотели бы жить в Ингушетии. Но для этого им необходимо жилье или же земельный участок для его строительства. С соответствующей просьбой они обращались к президенту Ингушетии и надеются на положительный ответ.

Проблемы беженцев в КБР обострены и тем, что назад пути в Чечню у многих из них нет из-за пребывания в оппозиции к режимам Дудаева и Масхадова. В основном чеченские беженцы — это интеллигенция: врачи, учителя, инженеры. Они хотят жить в России, считают себя ее гражданами, и им непонятно, почему родина относится к ним как к пасынкам [[8]].

9.    ТРАГЕДИЯ В НАЛЬЧИКЕ

26 июня в Нальчике в период проведения чемпионата по вольной борьбе в спорткомплексе «Юность России» обвалился балкон. В результате этого многие погибли и были ранены.

Ничто не предвещало трагедии. Было ясное летнее утро. Накануне все читали, слушали, смотрели хвалебные отчеты о проделанной за рекордные сроки работе по подготовке спорткомплекса. Объект этот был заморожен почти 20 лет, а потом достроен за 2 месяца. Работали днем и ночью. Привлекли для его строительства строительные бригады из всей республики, а также солдат срочной службы.

Утром начались показательные выступления. Вечером же должно было состояться торжественное открытие. Президент КБР В.Коков и председатель парламента А.Нахушев находились в Краснодаре на IV Конгрессе Международной Черкесской Ассоциации и должны были к торжественному открытию чемпионата вернуться.

В 11 часов в момент показательных выступлений (это были буквально первые минуты) и произошла трагедия. Балкон, который находился над гостевой трибуной и на котором было несколько десятков болельщиков, обвалился вниз.

Сразу погибли 22 человека, один скончался через несколько дней в реанимации от полученных травм. Погибли почти все спонсоры турнира, и в их числе директор Нальчикского пищекомбината Бетрозов Х., директор Нальчикского производственного комбината Маремуков А., директор оптового предприятия «Каббалгалантерея» Жанатаев С., генеральный директор АООТ «Нальчикская МПМК-1» Гешев Р., и др.

В числе погибших есть и дети. Есть раненые среди взрослых и детей.

В этот трагический день особую благодарность заслужили медики. Их слаженная, точная, профессиональная работа помогла спасти многих людей.

Срочно вернулся президент В.Коков, который в тот же день выступил в СМИ со словами соболезнования. Вся государственная машина была пущена в строй, чтобы снять напряжение среди населения и найти объяснение происшедшему.

27 июня в КБР был траур, хоронили тех, кто погиб 26 числа. Члены правительства, депутаты парламента посетили каждую семью, которой коснулась эта трагедия и старались поддержать всеми доступными мерами.

Трое погибших были из соседних республик — Дагестана и Северной Осетии и их увезли на Родину, была оказана всяческая помощь и в этом.

Трагедия еще раз показала насколько все в этом мире хрупко и взаимосвязано.

Создана правительственная комиссия, которая должна найти ответ на вопрос о том, как это оказалось возможным. Возбуждены два уголовных дела по части 2 статей 143 (нарушение правил охраны труда) и 293 (халатность, приведшая к гибели людей). Дела возбуждены не против конкретных лиц, а по факту.

Создана правительственная комиссия, которая должна дать ответ на многие вопросы. Выясняются интересные подробности и самая тревожная из них, то что объект не был сдан в эксплуатацию и нет акта о его приемке. Вопрос в том, как это оказалось возможным?

Официальная информация о технических причинах трагедии еще не обнародована, но, по мнению специалистов, обрушение балкона было вызвано слабой армированностью и недостаточной закрепленностью в стене консолей, на которые опирался балкон. Под тяжестью собравшихся на балконе зрителей, которых было около 50 человек, семь консолей обвалились. Что привело к падению плит перекрытия длиной 5,9 метра, шириной 1,2 метра и весом 2,2 тонна каждая.

Следствие должно определить, на каком этапе — проектирования или строительства был допущен брак, а также какие должностные лица и конкретные исполнители его допустили.

А тем временем раненые, которые размещены в республиканской больнице и в детской клинической больнице постепенно идут на поправку и преодолевают шок. Раненых 33 человека, из которых 6 детей. В настоящее время непосредственная угроза жизни раненых миновала.

Трагедия была бы с большими человеческими жертвами, но спорткомплекс был заполнен только на треть и все считают необыкновенным везением, что обвал балкона не произошел в момент торжественного открытия игр, когда людей было бы намного больше.

В эти дни люди еще раз убедились, что трагедии порождают порой сами люди. Их безответственность, лень, халатность являются одними из причин трагедий и боли многих и многих людей. И самым важным является людское сочувствие и сопереживание в моменты трагедии.

Практически все главы субъектов РФ и государств стран СНГ послали телеграммы со словами соболезнования. Откликнулись многие общественные деятели и деятели культуры, науки, спорта. Слова соболезнования прислали тысячи жителей России.



Источники

[1] Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 17 июня. — С.1; Газета Юга. — 1998. — № 24. — С.1, 2; № 25. — С.1.

[2] Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 17 июня. — С.1-2; 24 июня. — С. 1-3.

[3] Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 22 июня. — С. 1, 23 июня. — С. 1. Советская молодежь. — 1998. — № 25. — С. 1,2; Газета Юга. — 1998. — № 25. — С.1, № 26. — С.1.

[4] Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 17 июня. — С.2; Газета Юга. — 1998. — №. 24. — С.2; Северный Кавказ. — 1998. — № 23. — С.2.

[5] Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 16 июня. — С.1-2.

[6] Кабардино-Балкарская правда. — 1998. — 30 июня. — С. 2; Газета Юга. — 1998. — № 25. — С.1.

[7] Газета Юга. — 1998. —  № 24. — С.1.

[8] Северный Кавказ. — 1998. — №22. — C. 13.