Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ШЕГЕДИН

ЭСТОНИЯ
в июне 1998 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Партии, парламент

После правительственного кризиса перед оставшейся у власти коалиции Коалиционная партия/Объединение селян (КП/ОС) встала задача консолидации своих рядов хотя бы на период до очередных выборов в марте 1999 года (хотя вероятность досрочных осенних выборов до сих пор существует). В разгар майского кризиса премьер-министр и председатель КП Март Сийманн выдвинул идею создания единой партии на базе правящей коалиции [1.1.1].

Однако реализация этой идеи в обозримом будущем представляется маловероятной, прежде всего в связи с наличием серьезных разногласий внутри самой КП. Левое крыло партии во главе с М.Сийманном ориентируется на сохранение союза с сельскими партиями и на поиск путей сотрудничества с Центристской партией (ЦП). Правое крыло, неформальным лидером которого является Т.Вяхи, ищет союзников в стане правых (прежде всего — в Реформистской партии (РП)). Между тем союз с реформистами абсолютно неприемлем для селян.

К концу периода работы парламента лидеры селян начали все более критически говорить о политике КП, которая, по их утверждениям, не выполняет своих обещаний и договоренностей с сельскими партиями. В конце июня Эстонская партия селян (ЭПС) и Аграрный союз (АС) вплотную обсуждали вариант объединения в одну партию. Согласно опросу членов этих партий, за безусловное объединение выступают 60%, против - 25%, и за объединение на определенных условиях — 15% членов этих партий. Однако конкретные переговоры по поводу объединения решено отложить до будущего года. Не исключено, что на парламентских выборах сельские партии будут выступать единым списком с КП или ЦП. Однако более вероятен альянс ЭПС+АС+Союз пенсионеров и семей, который может завоевать примерно четверть депутатских мест (из 101) [1.1.2].

В начале месяца, 3 июня, фракция ЦП в очередной раз отдала на рассмотрение парламента проект изменений в Закон о выборах, в случае принятия которого в выборах могли бы участвовать только партии, но не избирательные союзы [1.1.3]. За принятие этих поправок выступают наиболее сильные в организационном отношении партии, прежде всего центристы, РП и «Умеренные». Однако принятие этих поправок сопряжено с практически непреодолимым в настоящей ситуации сопротивлением депутатов от рыхлых партийных объединений (КП/ОС) и независимых депутатов.

С фактическим началом избирательной кампании все парламентские партии стараются найти наиболее выгодные темы, на которых можно сыграть в период выборов. Сразу с двумя проектами законов о финансировании партий выступили депутаты от оппозиционных правых партий. Целью законопроектов является придание большей «прозрачности» источникам финансирования партий, особенно в период выборов. В частности, предусматривается запрещение анонимных пожертвований [1.1.4].

ЦП выбрала в качестве главной темы борьбу за изменение системы налогообложения. Сейчас в Эстонии действует пропорциональная система налогообложения доходов. 16 июня центристы передали в парламент проект закона о введении прогрессивной системы налогообложения, которая по их мнению создаст предпосылки для возникновения в стране сильного среднего класса. Облагаемый налогом минимум дохода центристы предлагают поднять с 500 до 1200 крон в месяц [1.1.5].

Несмотря на широко освещаемые заявления о необходимости защиты интересов малоимущих слоев, центристы фактически не препятствовали принятию на последнем перед летними каникулами внеочередном заседании парламента (26 июня) нового закона о государственном пенсионном страховании. По сути дела, новый закон мало чем отличается от старого, и эстонские пенсионеры все также не будут иметь твердо установленных пенсий (специальные коэффициенты все время меняются в зависимости от решений парламента) [1.1.6].

Из внепарламентских партий и политических группировок в июне наиболее активно вели себя представители крайне правой и крайне левой части политического спектра. Инициаторы «Воззвания Юрьевой ночи» в конце мая-начале июня развили бурную деятельность с целью создания новой ультраправой партии. Была создана инициативная группа для выработки организационных принципов планируемой партии. Основными лозунгами этой группировки является ужесточение дискриминационной национальной политики и отказ от членства в Европейском Союзе, который, по убеждению лидеров движения грозит уничтожением национальной идентичности эстонцев [1.1.7].

Что касается бывших коммунистов — Социал-демократической партии труда — то руководство партии в июне завалило редакции газет посланными по факсу заявлениями, основной темой которых были жалобы на информационную блокаду, которой подвергается СДПТ [1.1.8].

1.2.       Правительство, президент

После достижения соглашения о разделении ответственности (хотя и достаточно условного) правящей коалиции с Народной партией (лидер - министр иностранных дел Тоомас Ильвес) и Партией развития (лидер - министр по национальной политике Андра Вейдеманн), правительство продолжило работу в прежнем составе.

В достаточно стабильном положении находились в июне и силовые структуры. На свои должности были вновь назначены на следующие 5 лет руководитель Охранной полиции Юри Пихль и генеральный директор Департамента полиции Харри Тууль [1.2.1].

М.Сийманн в своей речи на праздновании Дня Победы в Освободительной войне (24 июня), подчеркнул, что является сторонником стабильного политического курса. В связи с этим он заявил, что Эстония выполнит все рекомендации международных организаций по поводу соблюдения прав человека, будет развивать отношения с Россией. Что касается НАТО, то премьер призвал меньше дискутировать о сроках вступления в эту организацию, и больше заниматься практической работой в этом направлении [1.2.2].

Премьер продолжает сохранять довольно высокий политический рейтинг, что достаточно необычно для человека, находящегося на этом посту. В то же время многие министры его правительства подвергаются жесткой критике как со стороны оппозиции, так и со стороны депутатов, входящих в правящий блок. В конце июня, в связи с крахом Аграрного банка, немедленной отставки министра финансов Марта Оппмана и министра сельского хозяйства Андреса Варика, которые разместили в этом банке суммы государственных денег, потребовал оппозиционный Союз Отечества (СО) [1.2.3]. Под постоянной критикой депутатов находится министр иностранных дел Т.Ильвес, в частности, из-за ложных сведений о внутриполитическом положении в Эстонии, которые он предоставляет зарубежным СМИ [1.2.4].

Что касается президента Леннарта Мери, то его рейтинг остается наиболее высоким из политических деятелей уже продолжительный период времени. Этот факт подтвердил и последний опрос общественного мнения [1.2.5]. В то же время он находится в состоянии перманентного противостояния с парламентом. В течение нескольких месяцев длится спор президента и парламента по поводу кандидатур на посты председателя совета Банка Эстонии и государственного контролера. Президент в праздничной речи 23 июня (как и в февраля, в День независимости) вновь обрушился с жесткой критикой деятельности партийных лидеров, погрязших в межпартийных интригах.

1.3.       Финансовые скандалы

Одним из наиболее примечательных июньских событий внутриполитической жизни стало банкротство Аграрного банка, в котором хранились крупные государственные вклады, а также вклады партий, многих хуторян и местных самоуправлений.

Крах Аграрного банка вызвал ожесточенную борьбу политических группировок, обвиняющих друг друга в причастности к этой афере. Депутаты из правящей коалиции, объединенные в группу «Независимые» потребовали отставки президента Банка Эстонии Вахура Крафта, ставленника реформистов [1.3.1]. Одновременно с этим правая оппозиция обвинила правительство в том, что зная о плохом состоянии дел в банке, оно поместило в нем крупные вклады и потребовала отставки ряда министров.

Наиболее сильно от этого банкротства пострадали сельские жители. Центральный союз хуторян потребовал от правительства немедленных действий. На переговорах М.Сийманн не смог убедить представителей хуторян в действенности правительственного плана ликвидации кризисной ситуации [1.3.2]. 18 июня перед зданием парламента и правительства состоялся многолюдный пикет хуторян, на котором они требовали компенсации ущерба от потерянных вкладов [1.3.3].

В адрес правительства со стороны правой оппозиции стали звучать все более серьезные обвинения. В ответ правительство инициировало предъявление обвинения по старому делу о пропаже 10 млн. долларов из Банка Эстонии тогдашнему президенту БЭ, а теперь — лидеру оппозиционной Реформистской партии Сийму Калласу. 17 июня парламент дал разрешение на лишение Калласа парламентской неприкосновенности. За это решение проголосовала и фракция реформистов, так как они (как и сам Каллас) считают, что смогут доказать необоснованность обвинений в суде [1.3.4].

1.4.       Проблема ветеранов войск СС

В июне продолжалась бурная дискуссия по поводу трактовки событий второй мировой войны, и участия в ней эстонцев на стороне гитлеровской Германии.

На начало июля намечается проведение праздника ветеранов 20 дивизии СС (Эстонского Легиона). Учитывая печальный опыт Латвии, большинство политических деятелей Эстонии (в том числе те, кто в предыдущие годы участвовал в этих праздниках) заявили, что в этом году участвовать не будут. Исключение составили министр обороны Андрус Эвель, который дал уклончивый ответ, и главком Сил Обороны Йоханнес Керт, который определенно заявил, что будет участвовать. Президент Л.Мери благоразумно сообщил о своем нахождении в этот период времени в отпуске, но отказался комментировать участие или неучастие политических деятелей в эсесовском празднике, который устраивает Союз борцов за свободу Эстонии, объединяющий в своих рядах 5 тысяч человек [1.4.1].

В одной из публикаций Л.Мери напомнили, что в 1996 году он принимал в своей резиденции двух бывших эсесовцев - кавалеров Рыцарского креста. В ответ Мери поместил статью, в которой призвал к примирению бывших врагов по прошедшей войне, подчеркнул необходимость дальнейшего изучения ее истории, но такого изучения, чтобы это не повредило Эстонии [1.4.2].

С целью показать свое отношение к нацизму, президент Мери чрезвычайно активно вмешался в историю с изданием в одной из таллинских типографий шведских газет и журналов нацистского толка. Он специально потребовал от министра внутренних дел Олари Тааля тщательного и быстрого расследования этого дела [1.4.3].

Следует отметить, что в отличие от латвийской, эстонская политическая элита, при общих симпатиях к ветеранам СС, ведет себя в этом вопросе крайне осторожно, чтобы не повредить образу Эстонии в глазах западной общественности.

1.5.       Положение русскоязычного населения

В начале июня издатели двух крупнейших русскоязычных газет Эстонии Виталий Хаитов и Сергей Сергеев вновь выступили с призывом скорейшего восстановления Русской фракции в парламенте. Они жестко критиковали позицию некоторых функционеров русских партий, проводящих политику, не имеющую никакого отношения к интересам русскоязычного населения [1.5.1]. 4 июня все шесть русских депутатов парламента подписали совместное заявление о воссоздании Русской фракции. Однако внутренние противоречия привели к тому, что депутаты долго не могли договориться ни об официальном названии фракции, ни о председателе. В конце концов было решено проводить ротацию председателей и сменить название на Объединенную русскую фракцию [1.5.2, 1.5.3].

Вопрос о едином избирательном списке на парламентских выборах остается открытым. После того, как стало ясно, что досрочных выборов, по крайней мере до осени, не будет, лидеры трех русских партий — Объединенной народной партии Эстонии (ОНПЭ), Русской партии Эстонии (РПЭ) и Русской партии единства (РПЕ) — вновь занялись привычными межпартийными интригами. Наиболее сильной по составу и политическому потенциалу остается ОНПЭ. Однако ее раздирают внутрипартийные противоречия и нерешительность в выборе идеологической позиции. В настоящее время она де-факто является правоцентристской, хотя провозглашает себя партией левого центра. В конце месяца заявление о приеме в ОНПЭ написал известный в прошлом деятель «Интердвижения», депутат последнего Верховного Совета СССР Евгений Коган [1.5.4]. С его приходом возможно усиление левого крыла ОНПЭ и нарастание противоречий внутри партии.

Некоторые радикальные группировки русскоязычного населения в последнее время пытаются избавиться от слишком одиозных фигур в руководстве с целью легального участия в политической жизни. Появляются и новые организации радикального толка, стремящиеся выйти из маргинального состояния, характерного для этой части политического спектра. 16 июня был официально зарегистрировано Объединение граждан России, во главе которого стал Владимир Лебедев, также бывший деятель «Интердвижения» и депутат Верховного Совета ЭССР [1.5.5].

На уровне парламента русские депутаты остаются в состоянии изоляции, в значительной степени обусловленной их разобщенностью и пассивностью. Наиболее активно в парламенте работает Сергей Иванов (ОНПЭ). В июне, накануне массовых уходов в отпуск он сделал запрос о том, сколько стран признает эстонский «паспорт иностранца». Однако запросы русских депутатов членами правительства зачастую фактически игнорируются, при молчаливом одобрении парламента. Так случилось и на этот раз [1.5.6].

Уменьшение количества лиц без гражданства является одним из основных условий приема Эстонии в ЕС. Учитывая этот фактор, Консультативный совет, созданный при министре по национальным делам А.Вейдеманн, 3 июня принял резолюцию «О необходимости уменьшения в Эстонии количества лиц, не имеющих гражданства» [1.5.7]. Однако КС является лишь консультативным органом. Что касается парламента, то в конце июня там обсуждался вопрос об изменениях в законе о гражданстве, с целью предоставления эстонского гражданства небольшому количеству детей, родившихся после 1991 года. Однако парламент решил отложить решение этого до осени. Это было сделано несмотря на давление со стороны международных организаций, в том числе ОБСЕ. 19 июня в Эстонии побывал Верховный комиссар ОБСЕ по правам человека Макс ван дер Стул, который настаивал на необходимости ряда срочных мер в отношении интеграции русскоязычного населения [1.5.8].

Национальная политика властей продолжает носить в основном косметический характер. На уровне практических шагов положение даже ухудшается. В начале июня директор Центра информации по правам человека Алексей Семенов заявил, что недавно одобренная Министерством образования «Стратегия языкового обучения неэстонского населения» является «скандальным документом», так как упор в нем сделан на контроль и репрессивные меры [1.5.9].

Репрессии грозят также активистам Объединения силламяэских пенсионеров, которые были организаторами ряда несанкционированных митингов. Сейчас они отказываются от явки в суд, утверждая, что эстонские суды находятся под сильным влиянием национал-радикалов [1.5.10].

Упорная борьба за преобладание в местных органах власти идет на Северо-Востоке. В Кохтла-Ярве ставленник Таллина Арво Бланкин добился восстановления через суд на должность председателя горсобрания, и немедленно повел кампанию против мэра города Валерия Корба [1.5.11]. Однако буквально через несколько дней горсобрание вновь проголосовало за вотум недоверия Бланкину, замешанному в финансовых махинациях [1.5.12]. История с Бланкиным является лишь отдельным эпизодом борьбы центральных властей за контроль над местными самоуправлениями этого региона, населенного в основном русскими.

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       Отношения с западными странами

Несмотря на растущее количество эстонских евроскептиков среди «людей с улицы», эстонская элита практически единодушна в стремлении как можно в более сжатые сроки стать полноправным членом Европейского Союза.

4 июня крупнейший банк страны — Ханзабанк — провел большую конференцию, посвященную экономическим аспектам вступления в ЕС. На конференции выступили представители правительства. Премьер М.Сийманн в своей речи подчеркнул, что единственной альтернативой вступлению в ЕС является вступление в СНГ (другими словами, альтернативы просто нет). Сийманн назвал процесс присоединения к ЕС естественным, а эстонских евроскептиков — «импортным товаром» [2.1.1].

В отношении НАТО дело обстоит гораздо сложнее не из-за внутренней оппозиции (согласно опросам, сторонников НАТО в Эстонии гораздо больше, чем сторонников ЕС), а из-за причин внешнеполитического плана.

Сенат США одобрил планы дальнейшего расширения НАТО, однако потребовал, чтобы новые кандидаты увеличили свои военные расходы. Выступая 11 июня в парламенте, министр иностранных дел Т.Ильвес призвал депутатов способствовать увеличению расходов на оборону к 2000 году до 2% ВНП. По данным министра, сейчас они составляют в Эстонии 1.2 -1,3, в Литве — 1,4-1.5, а в Латвии — 0,6%. Министр также коснулся проблемы вступления в ЕС, в связи с чем парламенту необходимо срочно принять поправки в Закон о гражданстве. Ильвес вполне обоснованно убеждал депутатов, что то небольшое количество детей (в возрасте до семи лет), которые смогут в этом случае получить эстонское гражданство, никак не повлияет на политическую жизнь Эстонии. Между тем принятие этих поправок настойчиво рекомендуют западные страны [2.1.2]. К позиции Ильвеса в отношении поправок в закон о гражданстве, ссылаясь на давление со стороны США и ЕС, присоединился даже такой известный национал-радикал, как зам. спикера парламента Тунне Келам [2.1.3].

Во второй половине месяца блиц-визит в страны Балтии и Финляндию совершил генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана. Основным вопросом, интересовавшим публику, стали слухи о том, что намечены три страны следующей волны расширения НАТО, причем из балтийских стран в эту группу входит только Литва [2.1.4]. Прибыв 19 июня в Таллин, Солана назвал эти слухи спекулятивными. Он заявил, что двери НАТО для Эстонии остаются открытыми. Солана также подчеркнул, что в составе НАТО любой стране обеспечивать свою безопасность дешевле, чем в одиночку. Но балтийские страны должны увеличить свои слишком малые расходы на оборону [2.1.5]. Примерно в том же ключе высказываются и все эстонские политические деятели, занимающиеся внешнеполитическими вопросами. Президент Мери в своей речи в День победы (24 июня) заявил, что ключи от НАТО находятся в руках балтийских стран, если они увеличат расходы на оборону [2.1.6].

Большинство европейских стран занимают, однако, достаточно осторожную позицию в отношении приема прибалтов в НАТО. Исключением является Дания, представители которой делают довольно радикальные заявления по этому поводу. В конце июня прибывший в Таллин министр иностранных дел Дании Хельвег Петерсен заявил, что в отношении членства Балтийских стран в НАТО стоит вопрос не «если», а «когда». Важным условием приема этих стран в ЕС и НАТО, по словам Петерсена, является успешная интеграция русскоязычного населения [2.1.7].

2.2.       Отношения с Россией, Белоруссией, Латвией и Литвой

В Эстонии продолжают надеяться на решение ряда важных проблем российско-эстонских отношений через деятельность межправительственной комиссии.

В середине месяца посол РФ в Таллине Алексей Глухов сообщил, что встреча сопредседателей комиссии М.Сийманна и О.Сысуева состоится, как и планировалось, в июне. По словам Глухова, все три рабочие группы комиссии провели за период со времени образования комиссии большую работу и эта встреча достаточно подготовлена [2.2.1].

Однако этот прогноз посла не сбылся. На посланное еще в конце мая письмо Сийманна об уточнении даты встречи до середины июня никакого ответа получено не было [2.2.2]. Вместо этого МИД РФ резко высказался об интервью Т.Ильвеса в одной из канадских газет. По мнению МИДа, тон интервью был враждебным и просто недопустимым для официального представителя ЭР [2.2.3].

Эстония продолжает укреплять свою восточную границу. В конце месяца президент Мери лично приехал на Чудское озеро для церемонии торжественного открытия новой радарной станции слежения французского производства [2.2.4].

Поддержка Россией своих соотечественников в Эстонии носит ярко выраженный политический характер, так как оказывается определенными политическими группировками. Наиболее активно в этом направлении действует в Эстонии группировка мэра Москвы Лужкова. 26 июня в Силламяэ состоялось очередное заседание Попечительного совета, занимающегося распределением т.н. «стипендий Лужкова» для учащихся вузов. Характерно, что пресса на заседание допущена не была [2.2.5].

В июне Эстонией был предпринят явно недружественный акт в отношении Беларуси. Председатель парламентской комиссии по международным делам Эйно Тамм принял спикера распущенного президентом А.Лукашенко парламента Семена Шарецкого. В интервью прессе Тамм заявил, что не видит в этом ничего необычного, так как парламент был законно избран. Однако для того, чтобы избежать осложнений в отношениях, встреча носила неофициальный характер. С.Шарецкий убеждал Тамма в том, что члены распущенного парламента добиваются сближения с ЕС, в то время как Лукашенко однозначно ориентируется на Москву [2.2.6].

В отношениях с Латвией Эстония продолжает иметь ряд пограничных проблем. Это касается, в частности пограничного города Валка-Валга, разделенного между Эстонией и Латвией. Недавно латвийские пограничники стали требовать от постоянно живущих на латвийской стороне граждан Эстонии приобретения виз (согласно латвийским законам, они могут пребывать на территории Латвии без виз не более 90 дней) [2.2.7]. Некоторая холодность в отношениях между балтийскими странами остается также из-за разной скорости интеграции в европейские структуры и конкуренции в стремлении выглядеть в глазах Запада наиболее привлекательно. Наиболее успешно продвигается сотрудничество балтийских стран в области военного строительства. 2 июня парламент ЭР ратифицировал договор о Балтбате, который, наконец получил, таким образом официально закрепленный юридический статус [2.2.8].



Источники

1.1.1 BNS. Партии правящей коалиции обсуждают..//Купеческая Гавань. - Таллин. - 1998. - 4 июня. - с.6.

1.1.2 Хейкки Тальвинг. Объединение сельских партий откладывается // Сынумилехт. - Таллин. - 1998. - 29 июня. - с.2.

1.1.3 BNS. Фракция Центристской партии вновь пытается запретить избирательные союзы // Сынумилехт. - Таллин. - 1998. - 4 июня. - с.2.

1.1.4 ЭТА. Финансирование партий может стать открытым //Молодежь Эстонии. - Таллин. - 1998. - 10 июня. - с.1.

1.1.5 BNS. Центристская партия представила проект о прогрессивном налоге с дохода // Сынумихет. - Таллин. - 1998. - 17 июня. - с.2.

1.1.6 Этери Кекелидзе, Владимир Шалопухо. Riigikogu считает, что пенсия людям не нужна // Эстония. - Таллин. - 1998. - 27 июня. - с.1.

1.1.7 BNS. Инициаторы воззвания «Юрьевой ночи»...// Молодежь Эстонии. - Таллин. -1998. - 2 июня. - с.1.

1.1.8 Тийт Тоомсалу. Медиа-скандалы, — культура. — свобода // Сынумилехт. - Таллин. - 1998. - 15 июня. - с.7.

1.2.1 Сийм Рандла. Руководители полиции вступили в должностью // Сынумихет. - Таллин. - 1998. - 17 июня. - с.5.

1.2.2 Без автора. Март Сийманн обещает... //Эстония. - Таллин.1998. - 25 июня. - с.2.

1.2.3 BNS. Союз Отечества требует отставки двух министров // Молодежь Эстонии. - Таллин. - 1998. - 27 июня. -с.1.

1.2.4 Т.Х.Ильвес сильно приукрасил жизнь эстонских пенсионеров // там же.

1.2.5 ЭТА. Леннарт Мери — самый положительный политик // Молодежь Эстонии. - Таллин. - 1998. - 26 июня. с.1.

1.3.1 BNS. «Независимые» требуют отставки президента Банка Эстонии // Купеческая Гавань. - Таллин. - 1998. - 11 июня. с.4.

1.3.2 Марко Пюйа. Премьер-министр не сумел убедить селян // Сынумилехт. - Таллин. - 1998. - 17 июня. с.3.

1.3.3 Юри Кютт. Крестьяне шумною толпою...// Молодежь Эстонии. Таллин. - 1998. - 19 июня. - с.1.

1.3.4 Александр Шегедин. Сийм Каллас лишен неприкосновенности // Эстония. - Таллин. - 1998. - 18 июня. -с.1.

1.4.1 Керсти Нейман. Руководители государства поддерживают ветеранов...// Сынумилехт. - Таллин. - 1998. - 12 июня. с.2.

1.4.2 Леннарт Мери. Все же спиной друг к другу // Сынумилехт. Таллин. - 1998. - 15 июня. - с.6.

1.4.3 ЭТА/SL. Президент хочет знать...// там же. - с.2.

1.5.1 С.Сергеев. Сначала нужно восстановить Русскую фракцию // Молодежь Эстонии. - Таллин. - 1998.*- 2 июня. -с.1.

1.5.2 BNS. Русские депутаты решили восстановить фракцию //Молодежь Эстонии. - Таллин. - 1998. - 5 июня. - с.1.

1.5.3 Сергей Репьев. Фракция возродилась, но это не воодушевляет // Эстония. - Таллин. - 1998. - 13 июня. - с.1.

1.5.4 Ирина Каблукова. Полку ОНПЭ прибыло // Эстония. - Таллин.1998. - 27 июня. - с.2.

1.5.5 Без автора. Граждане России объединились // там же

1.5.6 Александр Шегедин. «Иностранцы» могут ехать туда...// Эстония. - Таллин. - 1998. - 3 июня. - с.1.

1.5.7 Александр Шегедин. Консультанты консультируют — но не решают // Эстония. - Таллин. - 1998. - 11 июня. -с.2.

1.5.8 Владимир Вельман. Стол со Стуулом // Эстония. - Таллин.1998. - 20 июня. - с.1.

1.5.9 BNS-РИА-ЭТА. Скандальная стратегия // Вести. - Таллин. - 1998.5 июня. - с.4.

1.5.10 Е.Шаромов. Отставка Фемиде // Молодежь Эстонии. - Таллин.1998. - 19 июня. - с.1.

1.5.11 Евгений Капов. Пора поговорить начистоту // Эстония. Таллин. - 1998. - 25 июня. - с.1.

1.5.12 BNS. Вновь Бланкина «скинули» // Молодежь Эстонии. - Таллин.1998. - 26 июня. - с.17 II.

2.1.1 ЭТА. Естественный процесс // Молодежь Эстонии. - Таллин.1998. - 5 июня. - с.17

2.1.2 Хейкки Тальвинг. Министерство иностранных дел делает упор на военные расходы // Сынумилехт. - Таллин. - 1998. - 12 июня. - с.2.

2.1.3 Алан Алакюла. Главный бонус Европы // Сынумилехт. - Таллин.1998. - 13 июня. - с.10.

2.1.4 Александр Шегедин. Блиц-визит генерального секретаря НАТО // Эстония. - Таллин. - 1998. - 20 июня. - с.1.

2.1.5 Аннели Рыйгас. Солана отдал должное оборонной политике Эстонии // Сынумилехт. -Таллин. - 1998. - 20 июня. - с.6.

2.1.6 BNS. С Россией необходимо дружить // Эстония._ Таллин.1998. - 25 июня. с.1.

2.1.7 Без автора. Балтийские страны станут членами НАТО // Вести. Таллин. - 1998. - 26 июня. - с.4.

2.2.1 Хельмар Ленк. Эстоно-российская встреча состоится в июне // Сынумилехт. - Таллин. - 1998. - 13 июня. -с.6.

2.2.2 BNS. Дата встречи Сийманна и Сысуева еще не известна // Эстония. - Таллин. - 1998. - 17 июня. - с.2.

2.2.3 ИТАР-ТАСС. Недоумение высказываниями министра иностранных дел Эстонии // там же

2.2.4 Без автора. Новая радарная станция на границе Эстонии и России / Вести. - Таллин. - 1998. - 26 июня. - с.4.

2.2.5 Евгений Капов. Юрий Лужков поддерживает русское образование // Эстония. - Таллин. - 1998. - 27 июня. - с.2.

2.2.6 Керсти Нейман. Парламент признал распущенный парламент Белоруссии // Сынумилехт. - Таллин. - 1998. - 13 июня. - с.6.

2.2.7 BNS. Эстонцы выписываются из своих домов в Валка // Сынумилехт. - Таллин. - 1998. - 21 июня. - с.2.

2.2.8 ЭТА. Рийгикогу ратифицировал...// Молодежь Эстонии. - Таллин. - 1998. - 3 июня. - с.1.