Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Е.И. ГЛУШЕНКОВА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА в РОССИИ
в мае-июне 1998 года

Самым значительным событием в сфере охраны окружающей среды в России в мае-июне 1998 года, вероятно, должно было стать празднование Всемирного дня окружающей среды в Москве. Однако оно прошло довольно буднично, не получив значительного общественного резонанса. С другой стороны, возможно, это событие отошло на второй план на фоне ощущавшихся на протяжении последних месяцев последствий правительственного кризиса. Одним из этих последствий стала смена руководства министерства природных ресурсов, а также — присоединение Госкомгидромета к Госкомэкологии, положившее конец многолетнему противостоянию между двумя ведомствами. Именно эти события, думается, являются ключевыми с точки зрения динамики развития экологической составляющей политического процесса нашей страны в последнее время.

1.    ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1.       Органы исполнительной власти

1.1.1.      Правительство РФ

A.    Программа «Возрождение Волги»

7 мая 1998 года было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации №414 «О федеральной целевой программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»)».

Координатором программы назначено министерство природных ресурсов Российской Федерации. Министерству природных ресурсов Российской Федерации и другим государственным заказчикам программы «Возрождение Волги» начиная с 1998 года предстоит представлять в Комиссию по инвестиционным конкурсам при министерстве экономики Российской Федерации проекты по реализации мероприятий этой Программы.

Программа, как декларируется, направлена на реализацию основных положений государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

Как отмечено в программе, она «рассматривается как средство координации деятельности многочисленных участников процесса возрождения Волги и способ решения крупномасштабных межрегиональных и региональных проблем; в реализации Программы участвуют не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и субъекты экономики, а также научные и общественные организации». Кроме того, будучи увязана с мероприятиями других федеральных целевых программ, реализуемых на территории Волжского бассейна.

Программа «призвана способствовать концентрации усилий субъектов Российской Федерации, расположенных в Волжском бассейне, в разработке и выполнении общебассейновых мероприятий». Мероприятия программы осуществляются на следующих уровнях: «федеральном, территориальном (республики, области), муниципальном и на уровне субъекта экономики». Первоочередные мероприятия программы осуществляются в 1996-1998 годах в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 года №95.

Выдержки из Программы:

«Цели и задачи Программы

Главной целью Программы является коренное улучшение экологической обстановки в Волжском бассейне, восстановление и сохранение природной среды для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения. Эта цель согласуется с задачами по переходу Российской Федерации к устойчивому развитию.

Для достижения поставленной цели в Программе предусматривается последовательное решение комплекса организационных, правовых, экономических, социальных, научно-технических и других задач:

в области нормативно-правового регулирования — разработка нормативных и правовых актов, обеспечивающих условия реализации Программы; (...)

в области экономического регулирования — создание экономического механизма экологического оздоровления и обеспечения устойчивого развития Волжского бассейна; (...)

Система программных мероприятий

Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап (1999 — 2005 годы), второй этап (2006 — 2010 годы).

Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы, особенно на первом этапе, ориентировано преимущественно на использование финансовых и инвестиционных возможностей субъектов Российской Федерации и субъектов экономики. В связи с ограниченными возможностями федерального бюджета централизованное выделение средств предусматривается только на реализацию отдельных мероприятий и проектов Программы социальной направленности. Кроме того, на конкурсной основе возможна поддержка отдельных быстроокупаемых проектов в производственной сфере. При этом осуществление природоохранных мероприятий должно проводиться в комплексе с модернизацией основного производства и внедрением новых технологий.

Существенное значение в реализации Программы может иметь привлечение иностранных инвестиций, особенно на региональном уровне. Важным источником пополнения финансовых ресурсов для выполнения программных мероприятий станет плата за воду. Принятие правовых и нормативных актов, регламентирующих введение платы за пользование водными объектами, позволит увеличить ежегодные поступления в федеральный бюджет дополнительных средств в размере 1,2 млрд. рублей и в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, расположенных в границах Волжского бассейна, — 1,7 млрд. рублей. Целевое использование средств от платного водопользования обеспечит прогнозируемую государственную поддержку для реализации приоритетных общебассейновых проектов Программы.

Общий объем ассигнований на финансирование Программы прогнозируется в размере 139902,3 млн. рублей, в том числе 10599,8 млн. рублей (7,6 процента) за счет средств федерального бюджета, 80906,1 млн. рублей (57,8 процента) за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, 48396,4 млн. рублей (34,6 процента) за счет прочих источников финансирования. В число прочих источников финансирования включены средства предприятий, экологических фондов, иностранных инвестиций, целевых фондов ассоциаций экономического взаимодействия Поволжья. Из общего объема ассигнований на финансирование Программы затраты на операционные расходы составят 9793,16 млн. рублей, капитальные вложения — 124932,72 млн. рублей, НИОКР — 5176,38 млн. рублей. (...)

Механизм реализации Программы

Для получения ассигнований из федерального бюджета государственный заказчик — координатор Программы ежегодно подготавливает и вносит в Министерство экономики Российской Федерации в установленном порядке сводную бюджетную заявку (в региональном разрезе) с указанием перечня конкретных объектов строительства, имеющих положительные заключения государственной экологической экспертизы, и обоснованием необходимых государственных инвестиций, в Министерство науки и технологий Российской Федерации — бюджетную заявку на проведение НИОКР, в Министерство финансов Российской Федерации — бюджетную заявку на проведение мероприятий, финансируемых за счет текущих расходов. В этих заявках отражаются результаты предконтрактного отбора исполнителей работ с указанием ассигнований за счет бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Для подтверждения возможности выделения средств из внебюджетных источников между государственным заказчиком и исполнителями программных мероприятий заключаются соответствующие соглашения о намерениях. Реализация Программы осуществляется с применением системы государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками со всеми исполнителями Программы. Отбор исполнителей Программы независимо от формы собственности организаций осуществляется государственными заказчиками на конкурсной основе. В ходе реализации Программы намечается содействовать расширению участия банков и экологических фондов, компаний экологического страхования, лицензионно-сертификационных центров, других коммерческих и некоммерческих организаций в осуществлении программных мероприятий.

В целях обеспечения экологической безопасности реализуются такие механизмы охраны окружающей среды, которые не позволят получать дополнительную прибыль за счет экономии на природоохранных затратах. Основу системы экономического стимулирования рационального природопользования в перспективе составят: применение дотаций и надбавок на экологически безопасную продукцию, установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов, совершенствование механизмов кредитования предприятий и организаций для осуществления мер по гарантированному снижению сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Предусматривается использовать и другие рыночные механизмы регулирования техногенного воздействия на окружающую среду, в том числе установление ограничений на загрязнение не для отдельного, а для группы предприятий-загрязнителей с правом самостоятельного перераспределения квот в пределах установленного лимита.

Система информационного обеспечения реализации Программы предусматривает ведение базы данных о ходе реализации программ всех уровней, осуществляемых на территории Волжского бассейна.

Аналогичный механизм реализации Программы будет действовать и на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы позволит:

на первом этапе — уменьшить на 30 процентов сброс загрязненных стоков в водную среду, снизить на 40 процентов использование питьевой воды на промышленные нужды, сократить на 20 процентов удельное потребление сырьевых и энергетических ресурсов;

на втором этапе — прекратить сброс неочищенных стоков в водные объекты, сократить выбросы в атмосферу от стационарных источников в 1,9 раза, завершить формирование системы особо охраняемых территорий с доведением их площади до 3 процентов общей площади территории Волжского бассейна, повысить рыбопродуктивность водохранилищ Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций в 2 раза. (...)

Контроль за ходом ее выполнения

Государственным заказчиком — координатором Программы является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, государственными заказчиками по территориальным подпрограммам — органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. По отдельным направлениям работ и объектам федерального значения государственными заказчиками являются: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (экологически безопасное развитие сельского хозяйства, повышение рыбопродуктивности водоемов), Министерство здравоохранения Российской Федерации (мониторинг здоровья населения), Федеральная служба лесного хозяйства России (восстановление и предотвращение деградации лесов), Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (экологическое образование, воспитание и информация населения). Министерство природных ресурсов Российской Федерации в случае необходимости может передавать на договорной основе часть функций государственного заказчика другим федеральным органам исполнительной власти.

Для текущего управления реализацией Программы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. №893-р создана дирекция федеральной целевой программы «Возрождение Волги» с размещением ее в г. Нижний Новгород.

Наряду с государственными органами управления Программой формируется общественный координационный орган — Волжский бассейновый совет, на который возлагается формирование Волжского бассейнового соглашения как формы реализации Программы.

Долгосрочные и среднесрочные бассейновые соглашения являются официальными документами, в соответствии с которыми участники соглашения принимают на себя взаимосогласованные обязательства в части водохозяйственной и водоохранной деятельности и определяют механизм реализации достигнутых договоренностей.

Государственные заказчики представляют в установленном порядке статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в Министерство экономики Российской Федерации, а также в Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по статистике организует совместно с государственными заказчиками ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации Программы. Государственные заказчики сотрудничают с ассоциациями экономического взаимодействия «Центральная Россия», «Северо-Запад», «Уральский регион» и «Большая Волга». (...)»

B.    Комментарий к документу

Настоящая программа в идеале могла бы послужить прекрасным примером единой и комплексной межрегиональной природоохранной программы, направленной на улучшение экологической обстановки национально значимого природного объекта (каковым в данном случае является Волга). К сожалению, при всей значимости и масштабности программы, нельзя не обратить внимания на ее декларативный характер, слабость экономических и финансовых механизмов ее осуществления. Едва ли не единственным средством финансового обеспечения программы должна стать плата за воду. Однако наиболее вероятно, что со сбором этих платежей возникнут проблемы. В то же время, намечается содействовать расширению участия банков, экологических фондов, компаний экологического страхования в осуществлении программных мероприятий. (Интересно бы узнать, какие именно компании имеются здесь в виду?) Что касается экологических фондов, они и так принимают участие в соответствующей деятельности в рамках своей компетенции, предусмотренной законодательством. А вот что заставит банки участвовать в реализации программы, не совсем понятно. Надежды на иностранные инвестиции, как показывает практика, тоже во многом призрачны. Остается надеяться на бюджет. В условиях нынешнего бюджетного кризиса можно с большой долей вероятности прогнозировать, что основные мероприятия программы должным образом профинансированы не будут.

1.1.2.      В министерстве природных ресурсов

В результате смены правительства в Министерстве природных ресурсов сменилось руководство. На смену Виктору Орлову, пережившему за семилетний период руководства геологической службой страны пять правительственных перекроек, пришел Виктор Юрьевич Некрутенко. Предыдущая должность нового министра — глава департамента собственности аппарата Правительства РФ, где Некрутенко курировал Мингосимущество. По первоначальному образованию, Некрутенко — специалист по волоконной оптике. Ему 46 лет.

Отставка Орлова первоначально многим показалась знаковой. Законодательные основы деятельности министерства природных ресурсов чрезвычайно сильны, по закону «О недрах» оно выполняет функции «органа управления государственным фондом недр», и оказывает значительное влияние на функционирование экономики и деятельность других органов государственной власти. Слишком многим сложившаяся система лицензирования пользования недрами, как и роль министерства в этом процессе, не дает покоя.

Однако уже первый шаг Виктора Некрутенко на новом для него посту министра природных ресурсов заставил о многом задуматься. Сразу встал вопрос о возможном заметном усилении роли министерства в недропользовании. Так, в конце мая 1998 года на стол новому министру лег срочно подготовленный приказ об образовании в составе министерства Управления по соглашениям о разделе продукции (СРП).

В рамках образования СРП последует перевод кадров в новое управление из Департамента СРП Минтопэнерго. Таким образом, будет образован единый министерский блок, объединяющий управления по лицензированию недропользования, его нормативно-правовому обеспечению и конкретному воплощению в виде соглашений о разделе продукции и получится логичная завершенная структура. Возглавить этот блок должен Игорь Маскаев, чье представление на должность замминистра природных ресурсов уже передано в правительство. Маскаев до последнего времени возглавлял департамент СРП Минтопэнерго РФ и до сих пор является ответственным секретарем межведомственной комиссии по СРП под руководством Бориса Немцова.

Прошлым летом образование департамента СРП в Минтопэнерго, произошедшее в результате передачи ему этой функции от министерства природных ресурсов, было предварено указом президента, постановлением правительства и затем оформилось в виде внутриминистерских приказов. Теперь передача функций Минтопэнерго министерству природных ресурсов, судя по всему, будет происходить в обратном порядке: сначала новая структура будет образована на министерском уровне, а потом оформлена постановлением правительства.

По действующим постановлениям, осуществление функции раздела продукции на правительственном уровне поделено между Минтопэнерго и министерством природных ресурсов по принципу ведомственной принадлежности проектов по освоению месторождений углеводородов и твердых полезных ископаемых. Новое правительство нашло данную практику, существующую с сентября 1997 года, искусственной. Тогда Минтопэнерго подготовило указ президента, перераспределяющий полномочия в области недропользования в пользу Минтопэнерго, и смогло добиться его подписания. В результате последних изменений в правительстве Минтопэнерго и министерство природных ресурсов стали подчиняться одному правительственному куратору — вице-премьеру Борису Немцову. (До этого геологов курировали аграрные вице-премьеры.) Появилась надежда, что при подчинении геологов и нефтяников единому центру правительство сможет, наконец, отвлечься от регулирования межведомственных разногласий и сосредоточиться на повышении эффективности государственной политики пользования недрами, тем более, что новая команда предполагает найти в этой области богатые финансовые возможности. Представляя Виктора Некрутенко коллегии министерства, Борис Немцов сделал упор на грядущем ужесточении контроля за выполнением условий выданных лицензий. Тем временем появилась надежда, что вместе с геологическими функциями Минтопэнерго освободится и от излишнего давления на него со стороны нефтяного лобби.

В период смены руководства в Министерстве природных ресурсов в Государственной Думе проходили слушания по проекту Горного кодекса, что выявило ряд интересных проблем горного законодательства и законодательства в области природных ресурсов в целом. Авторы концепции Горного кодекса, работающие в министерстве природных ресурсов, исходят из того, что сегодня закон «О недрах» неправомерно «растаскивается» по другим законодательным актам. (В результате, например, в проекте Налогового кодекса рентные платежи стали называться налогами.) При том, что сейчас львиная доля доходов от добычи сырья остается в регионах добычи, каждый субъект Федерации занимается собственным законотворчеством, все более удаляясь от обязательного для всех федерального законодательства. Идея Горного кодекса — объединить в рамках одного документа разрозненные законы, касающиеся недропользования, и подробно описать все рентные платежи, связанные с освоением запасов полезных ископаемых, оставив в стороне только законодательство о соглашениях о разделе продукции. В случае принятия кодекса позиции министерства природных ресурсов, думается, еще более усилятся.

1.1.3.      В Госкомэкологии РФ

Одним из ключевых моментов апрельской реструктуризации правительства стало подписание президентом указа, определяющего структуру федеральных органов исполнительной власти. Согласно этому указу, в числе прочих упраздняется Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, известная больше как Росгидромет. Отныне функции этой организации передаются Госкомэкологии. Так завершилось многолетнее противостояние двух ведомств — природоохранного и осуществляющего мониторинг состояния окружающей среды. (Итогом прежних баталий стало поражение в статусе экологического ведомства.) Его результат — полная ликвидация Роскомгидромета.

(Последний конфликт между Росгидрометом и Госкомэкологией произошел в 1995 году. Тогда председатель Роскомгидромета Александр Бедрицкий написал Черномырдину письмо о проекте управления окружающей средой, где говорилось, что деньги, которые Россия занимает у других стран на природоохранные мероприятия, расходуются не по назначению. Два раза Госкомэкологию проверяла Счетная палата и подтвердила некоторые факты нарушений — результат, однако, пока нулевой.)

Но метеорологи не сдались. Глава Роскомгидромета А.Бедрицкий немедленно приступил к лоббированию отмены данного решения. Он, в частности, мотивировал свое недовольство тем, что лишение Роскомгидромета самостоятельного статуса может поставить под вопрос членство России во Всемирной метеорологической организации, требующей наличие в данной стране самостоятельной метеослужбы. По его мнению, решение о передаче функций РКГМ Госкомэкологии глубоко ошибочно. В беседах с журналистами Бедрицкий утверждал, что один рубль, вложенный в метеорологию, предотвращает возможный ущерб в 10-15 рублей, что в прошлом году прогнозы температурного режима в отопительный период сэкономили Минтопэнерго около 2 миллионов тонн условного топлива, что CNN, например, при подготовке прогноза пользуется исходными данными госкомитета и т.д. Непонятно, однако, какое значение могут сыграть в дискуссии все эти доводы, когда речь идет не о прекращении существования метеорологической службы в стране вообще, а об упразднении конкретного аппарата чиновников — аппарата Роскомгидромета.

Комитет был создан в 1834 году, и это самая старая гидрометеорологическая служба в мире. Ее структура отлаживалась не одно десятилетие, поэтому сотрудники службы заявляют, что не видят себя в рамках Госкомэкологии. С другой стороны, как оказывается, упраздненным будет только управленческий аппарат Росгидромета. А собственно гидрометеорологическая сеть — непосредственный предсказатель погоды — остается в неприкосновенности.

Что касается природоохранных функций комитета, они прежде действительно собирали информацию об уровне загрязнения окружающей среды и передавали ее Госкомэкологии. Однако, как утверждают некоторые неофициальные источники, на каждого из 7,5 тыс. экологов в департаменте приходится по одному управленцу. В целом в Росгидромете около 40 тыс. производственников, — от наблюдателей метеостанций до математиков в вычислительных центрах. Ими руководят около 500 чиновников.

13 мая 1998 года генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации (ВМО) профессор Годвин Обази направил письмо президенту РФ Борису Ельцину с предупреждением, что Россия может лишиться членства в этой организации. Г.Обази мотивировал свою позицию тем, что согласно Конвенции ВМО членами этой престижной международной организации могут быть лишь государства, имеющие собственную метеослужбу.

В чем причина явного недовольства метеорологов принятым решением? Помимо всего прочего, причины происходящего, думается, кроются в финансировании. Поскольку финансирование отрасли давно неадекватно ее потребностям, российская метеослужба занимается зарабатыванием денег. (В США, например, национальной метеослужбе запрещено продавать соответствующую информацию, она распространяется бесплатно. Правда, там финансирование из бюджета составляет порядка 800 миллионов долларов в год.) Есть опасения, что с переходом метеослужбы под юрисдикцию Госкомэкологии данная практика либо будет прекращена, либо метеорологам теперь придется делиться всем заработанным с новым, «не метеорологическим», хозяином. Это одна стороны медали в данном конфликте. Но есть еще и другая.

Госкомэкологии контролирует источники выбросов, а задача метеорологов — замерять концентрацию вредных веществ в атмосфере. Сегодня информацию о загрязнении природной среды собирает сеть метеостанций Росгидромета, которая и дает представление об эффективности работы Госкомэкологии. По этим данным можно прямо судить об эффективности работы экологических служб. Теперь соответствующие сведения с метеостанций будут прямо поступать в распоряжение штата чиновников экологического ведомства. В результате возможны прецеденты сокрытия каких-то важных данных, если они будут свидетельствовать о провалах в работе экологического ведомства, и другие неприятные для природоохранной отрасли страны последствия.

Александр Бедрицкий тем временем заявил, что ни при каких обстоятельствах не будет работать в объединенном органе, хотя он является председателем так называемой ликвидационной комиссии Росгидромета.

2.    Всемирный день окружающей среды в Москве

По решению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды (ВДОС). В этом году главное для мировой экологической общественности мероприятие проводилось в Москве. За 40 лет существования Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), это первый случай, когда Всемирный день доверен государству Восточной Европы.

Конкурс заявок на проведение ВДОС, проводимый ЮНЕП, Москва выиграла в том числе потому, что экологические проблемы здесь имеют свои существенные особенности, соответственно, к ним требуется привлечь особое внимание. Наша столица — самый холодный и самый плотно заселенный мегалополис на земном шаре (на 1 кв. км живет около 8,4 тысячи человек). Способность экосистемы Москвы к самовосстановлению значительно ниже, чем в более теплых городах.

В рамках празднования Москва организовала два научных конгресса — «Вода: экология и технологии» и «Человек в большом городе ХХ века», несколько крупных тематических выставок, детский экологический фестиваль. Но апофеозом мероприятия стало награждение лауреатов самой престижной экологической премии «Глобал-500». В этом году среди лауреатов эксперты ООН отметили двух россиян — путешественника Федора Конюхова и мэра Москвы Юрия Лужкова. Конюхов известен тем, что в своих путешествиях использует лишь экологически безопасные виды транспорта, пропагандирует устойчивое использование ресурсов Земли. Премия «Глобал 500» мэру Москвы Юрию Лужкову была вручена ему Клаусом Тепфером, как утверждается, за приверженность делу устойчивого развития московской городской среды.

С момента учреждения ЮНЕП премии «Глобал-500» в 1987 году ее лауреатами стали такие известные люди, как ныне покойный Жак-Ив Кусто, президент Соединенных Штатов Америки Джеймс Картер (уже после ухода с должности), принц Эдинбургский Филипп и другие. Мэр Москвы оказался едва ли не единственным отмеченным премией действующим государственным чиновником.

Экологическая безопасность — один из приоритетов политической программы Лужкова. Эксперты ООН, среди которых, кстати, не было российских, поставили ему в заслугу удаление из города экологически опасных предприятий, создание экологической полиции и экологической прокуратуры и т.д. Если за четыре предыдущих года в Москве было возбуждено 11 уголовных дел, связанных с нарушением экологии, то в 1997 году — уже 128. В Москве наложен полный запрет на использование этилированного топлива, введены новые экологические стандарты строительства кольцевых автодорог, введено законодательство, требующее обновления очистных систем на промышленных объектах, внедрена утилизацию гальванических отходов, сократив содержание тяжелых металлов в Москве-реке. На тепловых станциях уголь теперь заменяют природным газом. Прошлогоднее существенное снижение выбросов от автотранспорта — на 90 тысяч тонн — объясняют принятыми московским правительством природоохранными мерами, в частности, улучшением качества нефтепродуктов, упорядочением движения транзитного транспорта, строительством дорожных развязок, оснащением некоторых автомобилей специальными нейтрализаторами, переводом части транспорта на более чистые виды энергии — природный газ, электричество. В прошлом году было высажено 52 тысячи деревьев и 250 тысяч кустарников. Однако, можно сказать, что премия Лужкову — это лишь «аванс», поскольку в деле охраны окружающей среды Москвы и Московского региона еще слишком многое остается сделать.

Проблема номер один в Москве — воздух. И это несмотря на то, что она уже несколько десятилетий остается самым зеленым городом в мире (20% территории покрыто насаждениями). Главный враг — автотранспорт. Сейчас в столице 2,5 миллиона автомобилей, и каждый год это число возрастает на 300 тысяч. Таких темпов не знает ни один город в мире.

Московские дети болеют в 2,5 раза чаще, чем в среднем по стране. Если среди новорожденных практически здоровыми можно считать 54%, среди тех, чей возраст до 7 лет, — 23%, а в старших классах таких лишь 10%.

Федеральные власти практически не поддерживают столицу в ее природоохранной деятельности. Особенно это касается законодательства. Например, в России до сих пор действуют устаревшие стандарты выхлопа 1975 года.

На заключительном заседании форума в целях оздоровления окружающей среды городов был принят Меморандум по глобальному партнерству и ответственности. В целом празднование прошло тихо, спокойно и без эксцессов. Необходимо отметить, что к сожалению, должного и соответствующего его масштабу внимания общественности это событие не привлекло.

3.    Экологические организации

3.1.       Политическая активность «зеленых»

3.1.1.      Экологическая партия «Кедр»

Три человека на сегодня выразили желание стать депутатом Государственной Думы по 119-му округу (в Нижегородской области, вместо ставшего главой Федеральной службы по телевидению и радиовещанию депутата М.Сеславинского). Среди них — председатель экологической партии России «Кедр» Анатолий Панфилов.

Это решение можно назвать весьма смелым, если учесть, что на выборах в Госдуму по федеральным спискам в декабре 1995 года его список во всей Нижегородской области набрало лишь 1,2% голосов. Ныне Анатолий Алексеевич, вероятно, персонально будет продвигать экологическую программу в отдельно взятом районе.

Его конкурент, другой выдвигающийся по этому округу кандидат, который, судя по всему, сосредоточит свою предвыборную кампанию на российских и местных социально-политических проблемах — преподаватель Дзержинского техникума Лидия Угольникова — секретарь Дзержинского горкома КПРФ, депутат городской Думы.

Еще один — известный дзержинский предприниматель Юрий Новожилов, известный тем, что с завидным упорством пытается избираться на любой пост. Юрий Александрович прежде уже собирался в губернаторы, мэры Нижнего Новгорода, депутаты ОЗС, но все его благородные порывы останавливались уже на этапе сбора подписей.

3.2.       Новое экологические организации

3.2.1.      Экологическая ассоциация журналистов

В канун открытия Съезда журналистов России, 22 мая 1998 года в столице появилась еще одна профессиональная творческая организация — московское региональное общественное объединение «Экологическая ассоциация журналистов». Инициаторами ее создания стали Союз журналистов РФ, Российское агентство социально-экономической информации (РАСЭИ), ВГТРК и ряд столичных газет и журналов, в том числе «Российская газета».

Среди целей объединения — квалифицированное информационно-аналитическое освещение актуальных вопросов экологии, государственной политики в этой сфере. Ассоциация будет заниматься подготовкой и повышением квалификации журналистов, выступающих на экологические темы, защитой их от противоправных действий. Будут созданы информационный банк, специализированная библиотека, справочная служба.

Ассоциация намерена проводить независимую экспертизу экологической рекламы в средствах массовой информации, а также экспертизу новых инициатив, оригинальных проектов, научных разработок в области экологии. Вступать в ассоциацию могут и отдельные журналисты, и целые творческие коллективы, редакции СМИ. Ее двери открыты и для специалистов-экологов. Одним из учредителей ассоциации стал неправительственный экологический Фонд имени В.И.Вернадского.

В настоящее время организация эта региональная — московская. С призывом сделать ее всероссийской обратились учредители организации к делегатам Съезда журналистов России.

3.2.2.      Балтийский фонд экологической безопасности

Балтийский фонд экологической безопасности создан в Санкт-Петербурге в мае 1998 года. Среди его учредителей — Северо-Европейский округ Госатомнадзора Госкомитета по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте РФ, Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, Международный центр биоэкологического контроля, а также страховые компании «Помощь» и «Эко-Сфинкс».

Благоприятная инвестиционная политика, сложившаяся на сегодня в Ленобласти, как отмечают учредители фонда, привлекает массу самых разнообразных экономических проектов — как отечественных, так и зарубежных. Одним из условий их реализации является экологическая безопасность для акватории Балтийского моря и прилегающих к нему регионов. Поэтому основной деятельностью нового фонда станет поиск и аккумулирование средств для помощи в реализации экологически значимых разработок.

Одно из первоочередных направлений работы Балтийского фонда — реализация проекта «Система активной защиты от опасных выбросов атомных электростанций в атмосферу и профилактической очистки воздушного и водного бассейна Ленинградской области от химических и радиоактивных выбросов».

Уже сейчас планируется организация комплексных работ по созданию единой системы взаимного оповещения об авариях и катастрофах на акватории Балтийского моря и прилегающих территориях. В планы фонда экологической безопасности входит также обследование и очистка морских территорий вблизи узлов и магистралей транспортировки нефтепродуктов и опасных грузов.

4.    МеждународнОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

4.1.       Создание Центра глобального экологического мониторинга

6 июня 1998 года в Москве председатель Госкомэкологии РФ Виктор Данилов-Данильян распространил заявление. В нем утверждалось, что в сентябре этого года в столице намечено открыть Центр глобального экологического мониторинга. Договоренность об открытии подобного центра была достигнута в ходе переговоров с исполнительным директором экологической организации ООН (ЮНЕП) Клаусом Тепфером.

Центр глобального экологического мониторинга в Москве будет аккумулировать и анализировать экологическую информацию со всей России и из стран СНГ, а также вырабатывать и давать необходимые рекомендации тем организациям, которые занимаются в этих странах охраной окружающей среды.

4.2.       Международный природоохранный форум

С 23 по 25 июня 1998 года в датском городе Орхусе в рамках экологической комиссии ООН прошла очередная конференция министров и глав природоохранных ведомств стран Европы. Эта конференция впервые была проведена по инициативе Чехии в 1991 году. Теперь в ней приняли участие представители 75 стран, в том числе представители Западной, Центральной Европы и государств СНГ.

Одним из важнейших документов, которые приняты на четвертой конференции, станет конвенция ООН «О праве общественности на доступ к экологической информации».

Тем не менее еще до начала ее работы председатель Госкомэкологии РФ Виктор Данилов-Данильян заявлял, что принятие данной конвенции ООН, скорее всего, не приведет к изменению российского законодательства, хотя многим государствам, которые считают себя демократическими, придется скорректировать свои законы.

Он также подчеркнул, что конвенция не вторгается в сферу государственной безопасности. Тем не менее принятие европейскими правительствами этой конвенции станет настоящей революцией в области защиты природы и даст больше свободы негосударственным экологическим организациям, что означает усиление роли гражданского общества в деле охраны окружающей среды.

На конференции обсуждались и проблемы загрязнения окружающей среды, в частности тяжелыми металлами, которые требуют решения на международном уровне и программа производства экологического бензина, не содержащего свинца, рассчитанная до 2005 года.

Особняком стояла и задача распространения энергосберегающих технологий, так как именно в этой области, например, Дания достигла наибольших успехов: несмотря на быстрый экономический рост (3,4% в год), ей удается сохранить потребление энергии на прежнем уровне.

Дания является одним из главных партнеров России в области защиты окружающей среды, так что место проведения предстоящей конференции, по мнению экологов из России, для нашей страны было выбрано удачно.

5.    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ РОССИИ

5.1.       Москва

Вскоре после завершения празднования Дня окружающей среды в Москве, мэр Ю.Лужков, видимо, давая понять, что недаром получил престижную международную экологическую премию, продолжил осуществление экологических инициатив. 16 июня 1998 года Правительство Москвы, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство транспорта и Госкомэкологии РФ подписали четырехстороннее соглашение о взаимодействии в области восстановления и охраны водных объектов на территории Москвы.

Принятый документ предусматривает проведение совместных мероприятий по очистке акватории Москвы-реки и Химкинского водохранилища, взаимодействие контролирующих городских и федеральных органов при чрезвычайных ситуациях на водных объектах города. Помимо этого, стороны договорились и о разделе собственности на суда-нефтесборщики пропорционально финансовым ресурсам, выделенным на их строительство.

Документ предполагает также выработку согласованных предложений по передаче правительству Москвы части полномочий по управлению федеральными водными объектами, расположенными в черте города Москвы, и внесение соответствующих предложений на рассмотрение правительства РФ. Эта часть соглашения незамедлительно получила в экологических кругах наименование «договора о приватизации Москвы-реки».

5.2.       Самарская область

19 июня 1998 года губернатору Самарской области Константину Титову была вручена медаль Российского экологического союза. При этом необходимо заметить, что в 1997 году Российский экологический союз вручил губернатору Самарской области диплом «За охрану природы России». Тогда же было решено наградить К.Титова негосударственной именной медалью «Зеленый человек года».

Самарскому губернатору предназначалась медаль под номером 6 (всего на сегодняшний день ею награждено 17 человек). Для награждения губернатора в Самару прибыл председатель консультативного совета лидеров общероссийских экологических неправительственных организаций, председатель правления Российского экологического союза, президент Ассоциации российской экологической прессы, член коллегии Государственного комитета экологии Марк Борозин.

На церемонии вручения г-н Борозин отметил, что по инициативе главы администрации в течение последних 4 лет до 3% областного бюджета направляется на природоохранные мероприятия.

В ответном слове губернатор Константин Титов сообщил, что природоохранные мероприятия, как планируется, будут расширяться и далее, в частности, губернатор надеется получить зарубежные кредиты на эти цели.

Губернатор Константин Титов высказал надежду, что правительственная программа возрождения Волги приобретет такое же значение для россиян, как для немцев — программа возрождения Рейна. Губернатор также пообещал, что экологическая тематика будет по-прежнему приоритетной при формировании областного бюджета.